Эффект аквапланирования. Аквапланирование шин автомобиля: причины появления, способы предотвращения. Видео — Аквапланирование автомобиля

Аквапланирование шин это процесс неуправляемого скольжения автомобиля по водной поверхности на большой скорости. Так как аквапланирование – неуправляемое движение автомобиля, то оно сопряжено с большими опасностями и требует большой осторожности на дороге.

При аквапланировании шин происходит частичная или полная утеря сцепления шин с дорогой из-за образования водяной пленки между колесом и дорожным покрытием, приводящей к скольжению автомобиля. При аквапланировании даже самый опытный водитель может потерять управление автомобилем.


Видео показывает что такое аквапланирование автомобиля на большой скорости. Машины одна за другой выезжают из тоннеля и попадают на участок дороги покрытый водой. Ситуация вдвойне опасней из за того, что это происходит на виадуке в ограниченном пространстве. В результате многочисленные столкновения автомобилей.


Авария на трассе в результате аквапланирования автомобиля на скользком участке покрытом водой. Будьте осторожны на дороге. Берегите себя. Смотрите видеоролики бесплатно.


Машину развернуло при повороте на мокрой дороге. Всё обошлось на этот раз. Будьте осторожны на дороге. Берегите себя. Смотрите видеоролики бесплатно.


Машину BMW M3 развернуло при обгоне по мокрой дороге во время дождя и бросило на отбойник. Превышение скорости, аквапланирование и авария в результате. Видео дураки на дороге.


Аквапланирование на прямом участке скользкой дороги. Вид из кабины машины. Смотрите видеоролики бесплатно.


Видео с камеры наблюдения на оживленной трассе. Дождь и многочисленные столкновения и аварии на мокрой дороге. Смотрите видеоролики бесплатно.

Каждый водитель сталкивался с тем, что на мокрой дороге или во время гололеда машина совершенно не слушается, ее начинает самопроизвольно нести. Складывается впечатление, что машина «плывет», и вы полностью теряете контроль над ее управлением. Этот неприятный момент называется аквапланированием. Случается такое, когда шины теряют сцепление с дорожным покрытием во время непогоды. Аквапланирование может начаться во время ливня, дождя, при попадании колесами в огромную лужу, когда дорога покрыта тонким слоем льда.

Понятие эффекта аквапланирования

Что происходит при аквапланировании? Аквапланирование – это своеобразное скольжение по поверхности дорожного покрытия, когда сцепление колес с твёрдой поверхностью сводится к минимуму. На шинах оттеснены канавки, по которым вода должна отводиться в сторону, если машина эксплуатируется в условиях непогоды. В случае, когда дорога покрыта большим слоем воды, эти канавки не успевают отводить воду в сторону, и возникает эффект аквапланирования. Водитель на короткое время теряет контроль над машиной.

Внимание! Не путайте понятия «скольжение» и «аквапланирование»! Скольжение возникает при резком торможении или повороте на дороге, покрытой тонким слоем льда или во время небольшого дождя. В этом случае сцепление шин с дорогой недостаточное (но не теряется полностью).

Чтобы избежать аквапланирования, не нужно в непогоду ехать на большой скорости и делать резких маневров на дороге. В аквапланирование чаще попадают переднеприводные машины (передние ведущие колеса стягивают автомобиль на мокрой дороге), и вы не сразу замечаете, что теряете управление (так как задние колеса уже подвержены процессу аквапланирования). Заднеприводные машины дают шанс водителю вовремя почувствовать начало аквапланирования (управлять машиной становится сложнее, руль отказывается слушаться) и предпринять меры.

Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля

Аквапланирование автомобиля провоцируется рядом факторов:

Большая скорость движения во время дождя, когда дорога покрыта слоем воды.

Попадание в лужу на большой скорости.

Сильный поток воды на дороге.

Неравномерное водяное препятствие на дороге (в случае с неровной трассой).

Небольшая остаточная глубина протекторов (лысеющие шины).

Давление в шинах машины.

Неисправная подвеска машины.

Рисунок шин

Аквапланирование возникает, если рисунок на шинах стирается (нормальным считается рисунок с глубиной канавок на шинах до 8 мм), уменьшается глубина бороздок. С лысыми шинами (глубина бороздок до 1 мм) и на сухом асфальте коэффициент сцепления падает, а на покрытой слоем воды – и подавно. При контакте с водой бороздки не успевают высвободить резину для хорошего сцепления с покрытием трассы, и машина «плывет».


Желательно ставить на машину шины с рисунком «дождевой» (в виде елочки). Это водоотталкивающие покрышки, которые снижают риск возникновения аквапланирования. Переобувайте машину в протекторы «зима-лето». Зимние шины имеют более глубокие бороздки рисунка шин, потому что резине приходится бороться со снегом и снежной кашицей.

Интересно знать! Термин «аквапланирование» впервые появился в авиации.

Кроме рисунка на шинах, смотрите также на ширину протекторов: узкие или широкие. Преимущество остается за широкими шинами, так как у них большее напряжение сжатия. Необходимо следить и за давлением в шинах. Если протекторы проседают, то глубина бороздок уменьшается, а риск аквапланирования увеличивается.

Толщина водяной пленки

Эффект аквапланирования напрямую зависит от толщины водяной пленки. На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом лучше, чем на дороге с внушительным слоем воды (сильный дождь, ливень). Если дорога имеет перепады в покрытии, то слой воды на ней неравномерный. В этом случае попасть в аквапланирование можно запросто, потому как протекторы должны справиться с разным слоем воды на дороге.

Скорость движения

В непогоду очень важно следить за скоростью, не превышать ее. Аквапланирование шин начинается при скорости от 70 км/ч даже во время небольшого дождя (даже при условии хорошего рисунка на шинах и исправной ходовой части).

Если вы мчитесь на высокой скорости, то аэродинамика слегка поднимает машину над дорогой. В этом случае сцепление колес с основой и так падает. Если учесть, что в дождь на пути сцепления становится вода, то коэффициент сцепления снижается (вода не вытесняется из протекторов, и возникает аквапланирование).

Интересно знать! Второе название аквапланирования – «глиссирование» (момент всплытия колес на водяном клине).

Состояние подвески

Если ваша подвеска изношена, то риск аквапланирования повышается в плохих погодных условиях даже на скорости от 40 км/час.

Опасность аквапланирования для вас и вашего авто

Что делать при аквапланировании? Не паниковать – это главное. Попав колесами в поток воды на асфальте или в огромную лужу, вы ощутите снижение скорости. Это происходит потому, что возрастает сопротивление движению. При попадании в лужу сцепление колес получается разным (одно колесо уже на более-менее сухой поверхности, а другое находится еще в луже), потому машину и заносит. Иногда может возникнуть небольшой удар, и машину непроизвольно начнет разворачивать. Чтобы этого не произошло, крепко держите руль в руках.

Внимание! Ни в коем случае не делайте резких рывков рулем в сторону (это только усугубит ситуацию). При аквапланировании руль поворачивайте короткими множественными движениями на маленький угол – так вы сможете выровнять машину.

Как предотвратить аквапланирование

Лучше предотвратить беду, чем бороться с аквапланированием. Важно прислушаться к некоторым советам:

Правильно выбирайте покрышки (узор «елочка», водоотталкивающие, широкие/узкие, наличие пиктограммы: water или aqua – вода, rain – дождь).

Переобувайте машину по сезону (зимняя и летняя резина).

Следите за изношенностью покрышек (на «лысой» резине ехать нельзя).

Следите за состоянием подвески.

Проезжайте лужи по прямой.

В дождливую погоду нельзя резко тормозить и поворачивать.

В непогоду максимально снизьте скорость (должна быть меньше 70 км/час).

Крепко и правильно держите обе руки на руле (ориентируйтесь по циферблату 10-2 или 9-3), чтобы его не выбило из рук при попадании в лужу.

Исключите резкие маневры (колеса должны быть всегда прямо).


Какие действия предпринять, если аквапланирование началось

Как же бороться с аквапланированием? Никак. Если уж попали в «плавание», то остается только крепче держать руль прямо и ждать, когда машина проедет участок с толстым слоем воды.

Если попытаться резко повернуть руль, когда передние колеса еще в луже, а задние на асфальте (или наоборот), то может еще раз «кидануть» вплоть до переворота машины. Отбросьте свое психологическое желание тормозить, если машину уже несет.

Внимание! Тормозить надо до водной преграды, а не в ней.

Водители с большим опытом могут поймать и подкорректировать занос, но не всегда (а при касании с твердой поверхностью машину снова уведет в одну из сторон под тем углом, под которым она вошла в «занос»).

Внимание! В момент аквапланирования потихоньку отпускайте педаль газа, чтобы скорость снизилась.

Подписывайтесь на наши ленты в

Аквапланирование — это очень опасное явление, возникающее при движении автомобиля по дорожному покрытию с присутствием водяного слоя (например, при проезде лужи), когда скорость автомобиля такова, что вода не успевает удаляться из-под пятна контакта шины с дорожным покрытием.

Вспомните, как в детстве вы пускали камешки по водной глади – при аквапланировании автомобиль уподобляется такому камешку, то есть он всплывает.

Даже при движении автомобиля по очень скользкому льду у шин сохраняется минимальное сцепление с поверхностью, а вот при аквапланировании такого сцепления нет вообще, соответственно автомобиль в этот момент абсолютно неуправляем и не реагирует ни на какие действия водителя. В этом и есть основная опасность аквапланирования.

Почему возникает такое явление?

Как показали исследования, перед катящимся по поверхности покрытой слоем воды колесом автомобиля, возникает водяной клин, то есть колесо буквально всплывает и машина движется как глиссер.

Конечно, не любой проезд автомобиля по луже закончится возникновением аквапланирования, ведь для этого нужны некоторые условия. Например, если даже скорость машины будет больше критической, то есть такой, при которой возможно возникновение аквапланирования, но лужа будет достаточно глубокой, то из-за сопротивления воды скорость быстро погасится и аквапланирование не возникнет.

Самые лучшие условия для возникновения аквапланирования, это высокая скорость машины и длинная лужа на асфальте, глубиной от трех до пяти сантиметров. Что касается скорости, то критической скоростью, при которой возникает это опасное явление, считается скорость более 70 км/ч., хотя на практике все зависит от многих разных факторов, таких как состояние дорожного покрытия, состояния шин, типа рисунка протектора, толщины водяного слоя, давления в шинах и т.д.

В некоторых случаях шина может «всплыть» даже при скорости 40 км/ч. Кстати, часто скорость с которой машина выезжает из лужи больше, чем скорость с которой она в лужу заехала.

Чтобы избежать такой неприятной ситуации, как появление аквапланирования, нужно соблюдать некоторые правила при управлении автомобилем.

  • Во-первых, если вы недостаточно хорошо чувствуете автомобиль, ввиду малого опыта вождения, не ездите со скоростью 70 км/ч. и более.
  • Во-вторых, уменьшайте скорость заранее, перед прохождением поворотов и не въезжайте в поворот со скоростью более 90 км/ч, особенно если идет дождь.

Лужи проезжайте прямо, а лужи в повороте старайтесь объезжать или заранее сбрасывать скорость. Помните, от аквапланирования автомобиля при прохождении поворота, никаких контрмер не существует — надейтесь только на свое везение. В общем, на мокром асфальте будьте внимательны и осторожны.

1. Если вы «поймали» аквапланирование на прямом участке дороги и почувствовали, что руль стал «пустым», и «легким», не делайте никаких резких действий. Нужно плавно отпустить педаль газа (не отпускайте её резко) и снизив скорость продолжить движение.

Ни в коем случае не применяйте экстренного торможения, так как машину может закрутить. Когда скорость машины упадет, колеса вновь коснутся дорожного покрытия и управляемость автомобилем восстановится. В этот момент нужно фиксировать шины в прямолинейном направлении, крепко держа рулевое колесо, чтобы в момент касания шин дорожного покрытия автомобиль не «бросило» в сторону.

2. Особую опасность в плане возникновения аквапланирования представляет езда на , с изношенным протектором. На таких шинах даже тончайшая пленка воды на асфальте может вызвать это явление. Также, широкие шины более подвержены возникновению аквапланирования, чем узкие.

Уменьшить риск возникновения аквапланирования могут специальные «дождевые» шины, имеющие направленное строение протектора (поэтому устанавливать их нужно только в соответствии с указанным на шине направлением вращения) и глубокие водоэвакуационные ламели.

Аквапланирование — видео:

Вот такие простые советы, помогут вам противостоять аквапланированию автомобиля. Удачи!

» Аквапланирование автомобиля — эффект дождя и лужи

Эффект аквапланирования автомобиля во время дождя двигаясь по лужам

Дождь во время движения автомобиля приносит с собой разные неприятности, от маленьких до крупных. Ухудшается видимость на дороге, капли воды на стеклах мешают обзору. Стекла запотевают, в машине становится сыро и неуютно.

Больше всего дождь влияет на сцепление колес с дорожным покрытием. Уже в самом начале дождя, когда на дорогу падают первые капли, машину может занести, произойдет эффект аквапланирования. Дождь не смывает мелкие камешки, пыль и грязь, а смешивает их с частицами резины и не сгоревшими остатками топлива. Эта смесь становится своеобразной смазкой и портит жизнь автомобилистам.

Если дождь идет продолжительное время, и образуются лужи, если «льет как из ведра», и вода не успевает стекать с проезжей части, появляется опасность аквапланирования. При определенных условиях вода не позволяет машине иметь постоянный и достаточный контакт с покрытием. Если скорость автомобиля невысока, никаких проблем не возникает: протектор успевает выгнать воду в стороны и сохраняет контакт с твердой поверхностью. Когда автомобиль движется с высокой скоростью, его колеса наталкиваются на слой воды, который, несмотря на незначительную толщину, заставляет машину всплывать, что ведет к аквапланированию.

Машина теряет прежнюю устойчивость и может двигаться в любом направлении. Шины, предназначенные для езды по мокрому покрытию, обеспечивают лучший отвод воды от колеса исключая эффект аквапланирования автомобиля. В них добавлены также специальные боковые канавки, усиливающие эффективность водоотвода. Аквашины на сухой дороге ведут себя как обычные колеса, а в дождь оправдывают возлагающиеся на них надежды.

Чем опасно аквапланирование

Потеря управляемости – только одна из неприятностей аквапланирования. Страшнее – занос машины и его возможные последствия. Водитель борется с заносом так же, как это делают при скольжении по льду. Но аквапланирование может закончиться так же внезапно, как началось, и водитель не может знать, когда оно случится. Колеса, вывернутые вбок, лишь усиливают занос. Они могут неожиданно натолкнуться на твердую поверхность, и высокий коэффициент сцепления может привести к опрокидыванию машины. Подобные маневры опасны даже для опытных водителей.

  • Когда автомобиль въезжает в лужу одним колесом, с этой стороны увеличивается сопротивление движению, поэтому скорость резко падает. Происходит удар по колесам, который передается на рулевое колесо. Руль может вырвать из рук, поэтому автомобиль частично теряет управляемость, происходит аквапланирование. Можно травмировать пальцы и кисти рук.
  • Глубокие лужи могут скрывать люки, ямы и другие неприятности. Потоки воды, создаваемые быстро едущим автомобилем, могут попадать в систему зажигания машины и глушить двигатель. Не исключается попадание воды внутрь дверей, в пороги, на ШРУСЫ, в шарниры.
  • Уже в самом начале дождя, чтобы не возникало аквапланирования автомобиля, водитель должен снизить скорость, а также усилить бдительность. Любые энергичные маневры необходимо исключить. В сильный дождь следует включить ближний свет; в результате машина становится более заметной.
  • Нужно заранее спрогнозировать вероятность аквапланирования и подготовиться к нему. Если водитель не уверен в управляемости автомобиля, он должен снизить скорость. Владелец обязан хорошо знать степень изношенности колес своей машины.
  • Если машины, идущие впереди, начинают «рыскать», следует сразу сбрасывать скорость. Не нужно ориентироваться на автомобили, которые обгоняют другой транспорт: они могут быть тяжелее, иметь резину с лучшим отводом воды. Водитель может просто недооценить ситуацию и потому ехать с высокой скоростью.
  • Перед лужей во избежания аквапланирования, нужно отпускать педаль газа, не маневрировать, а пересекать по прямой линии. Если лужа находится на повороте, ее проезжают поэтапно, «двойным входом». Перед лужей поворачивают руль, затем въезжают в нее и едут прямо; выехав из лужи, делают второй поворот руля в сторону движения.
  • При попадании в лужу нельзя энергично тормозить, газовать и крутить руль. Въехав в воду обеими колесами, автомобиль резко осаживается назад, поэтому рулевое колесо нужно держать крепко и быть готовым к толчкам.
  • Когда теряется контакт с покрытием, не следует поворачивать руль; лучше дождаться окончания аквапланирования, которое всегда прекращается неожиданно. На рывки машины нужно отвечать быстрыми, но короткими движениями рулевого колеса. Преодолев лужу, водитель должен подсушить тормоза мягкими нажатиями педали.
  • Избегая аквапланирования, любую лужу лучше объехать, но на дороге случается всякое. Если все-таки нужно преодолевать большую лужу, следует сделать разведку. Хороший вариант – дождаться другой легковой автомобиль и проехать по его пути, правда, только когда она преодолеет лужу и вода успокоится. Маленькие лужи можно оставлять между колесами.
  • Когда вода попадает в систему зажигания, и автомобиль не заводится, можно немного подождать и попробовать сделать это еще раз. Возможно, горячий мотор высушит попавшую на него воду. Случается, что автомобиль не заводится, в этом случае приходится выезжать из лужи «на стартере» и проводить сушку на «суше». Попытка преодолеть серьезную лужу без сброса скорости иногда ведет к тому, что поднявшаяся вода зальет мотор. Для проезда лужи можно спокойно включить первую передачу и не менять ее, чтобы при сбросе газа в систему отвода газов не попала вода.

Аквапланирование видео

Вода в салоне автомобиля — откуда и как убрать Как помыть двигатель автомобиля своими руками Автомобиль на воде Замена охлаждающей жидкости, антифриз или тосол
Если потеют стекла в автомобиле — что делать и каковы причины.
Классификация шин автомобиля

Чем оно опасно? Этой статьей мы продолжаем серию материалов из категории "Школа вождения". Весна, лето -хорошая школа для начинающих водителей. Однако, если не быть подготовленным к этому явлению, могут возникнуть очень серьезные проблемы. Итак - что такое аквапланирование ?

Может возникнуть при наезде на водную преграду, при этом слой воды препятствует нормальному контакту шины с дорогой. Из-за потери сцепления с дорожным покрытием машина становится практически неуправляемой. Такой эффект возникает в том случае, если скорость транспортного средства является критической, то есть пятно контакта шины не успевает очищаться от воды. Следовательно, на возникновение аквапланирования влияют три основных фактора:

1. Скорость, с которой движется авто.

2. Толщина водяной плёнки.

3.Рельеф протектора и износ шины.

В тоже время, эффект аквапланирования усиливается за счёт не правильного давления в шинах и в следствии плохого состояния ходовой части.

Согласно проведённым испытаниям, критической можно считать скорость от 70 до 100 км/ч. , плохого дорожного покрытия, изношенности покрышек, подвески - аквапланирование возникает уже на скорости 40–50 км/ч.

Попав одним колесом в лужу, вы почувствуете снижение скорости авто. Это связано с увеличением сопротивления движению. Кроме того, этот эффект может сопровождаться ударом. Поэтому во избежание непроизвольного поворота нужно крепко зафиксировать руки на рулевом колесе.

Непроизвольный поворот возможен и при попадании в лужу обоими колёсами: вода распределяется неравномерно, одно из колёс может быстрее коснуться твердой поверхности, спровоцировав тем самым резкий поворот.

Стабилизируя транспортное средство, неопытный автомобилист выворачивает колёса в одну из сторон. При выезде из лужи колёса обретают сцепление с дорожным покрытием, поэтому-то и возникает занос. Дабы обезопасить себя от этого, нужно короткими движениями – множественными поворотами руля на маленький угол – вернуть его в исходное положение.

Разумеется, наехав в лужу, передвигаясь со скоростью 100 км/ч на машине с толщиной протектора в 1 мм, вы лишь усугубите эффект аквапланирования . Возникнет водяной клин, отрывающий колесо от дороги, – машина плывёт.

Примечание: не стоит путать аквапланирование с обыкновенным скольжением; риск возникновения скольжения на мокрой дороге присутствует всегда, достаточно резко затормозить или проделать необдуманный маневр. Фактически под скольжением стоит понимать обыкновенное ухудшение контакта покрышек с дорогой.

Как предотвратить аквапланирование

1. Не въезжайте в лужи на большой скорости.

2. Старайтесь преодолевать водные преграды по прямой.

3. Следите за состоянием подвески. К примеру, амортизаторы, изношенные на 50%, ухудшают управляемость в случае проявления эффекта аквапланирования .

4. Выбирайте водоотталкивающие покрышки.

Запомните, аквапланирование гораздо легче предотвратить, нежели остановить. Но что же делать, если подобная неприятность произошла? Об этом мы и поговорим далее.

Что делать, если вы увидели водную преграду

1. Максимально снизьте скорость движения.

2. Включите щётки стеклоочистителя в максимально быстрый режим, чтобы не потерять обзор во время обильного попадания воды на лобовое стекло.

3. Правильно держите руки на руле (положение 10-2 или 9-3). При этом кисти крепко держат руль, а локти разводят в стороны. Нужно быть предельно сконцентрированным, чтобы при наезде в лужу руль попросту не выбило из ваших рук.

4. Колёса должны смотреть прямо, никаких поворотов.

Как нейтрализовать эффект аквапланирования

Прежде всего, стоит отметить, что поведение автомобиля в данном случае может отличаться в зависимости от его привода. Начнём с заднеприводных машин, на которых данное явление, как правило, начинается с передней оси. В первые мгновения потери контакта с дорогой руль становится «мягким». Это уже сигнализирует об опасности. При последующем наезде в лужу поглубже возникнет аквапланирование .

Совет специалистов: отпустите педаль газа и начинайте плавно притормаживать, резкое нажатие на педаль тормоза приведёт к заносу.

С переднеприводной машиной дела обстоят несколько иначе. начинается с задней оси. Изначально неопытный водитель, скорее всего, ничего не заметит. Но резкий сброс скорости при торможении может привести к непоправимым последствиям – блокировка колёс, заглушенный двигатель, занос и т.д. Поэтому нужно плавно отпустить педаль акселератора, не прибегая к нажатию педали тормоза.

Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, почему так важен правильный подбор шин. Давайте разберёмся, как выбрать хорошие водоотталкивающие шины.

Подбор шин

Так называемые , изображающей капли дождя. На некоторые модели нанесена соответствующая надпись:

В ходе испытаний было доказано, что На одной и той же скорости дождевая шина гарантирует хороший контакт с дорожным полотном, в то время как обычный протектор подвержен начальному этапу аквапланирования.

Кроме маркировки, есть и другие визуальные признаки водоотталкивающих шин:

1. Присутствие глубокой центральной канавки, которая, в свою очередь, должна быть продольной.

2. Поперечные канавки «навылет».

Эффективно справляются с задачей водоотводы, образующие «ёлочку». Когда вершина этой «ёлочки» контактирует с дорогой, вода, попадая в канавки, выводится по обеим сторонам и сзади покрышки.

ИНТЕРЕСНО: если давление в шинах будет ниже положенного заводом-изготовителем, вероятность аквопланирования увеличивается в несколько раз. Это связано с тем, что на спущенных покрышках сужаются водоотводящие каналы. К примеру, при падении давления на 0,5 атмосферы площадь контакта сокращается вдвое. Если же давление с двух атмосфер упадет до одной – площадь контакта снизится в четыре раза.

Когда оно опустится ниже нормы, это негативно скажется на ходовой части авто, а также на всех показателях, предусмотренных заводом-изготовителем.

Потенциальные опасности аквапланирования

Тормозной путь на мокрой дороге с типичным асфальтовым покрытием в три раза больше, нежели на сухой. Он на одну треть больше тормозного пути на дороге, укрытой снегом или льдом. Это, разумеется, ведёт за собой появление определённых рисков. К тому же, как показывает практика, далеко не каждый водитель-новичок способен отличить сухой асфальт от того, который покрыт тонким водяным слоем (он является самым опасным).

Главный риск данного явления состоит в потере управляемости. Следовательно, есть вероятность слёта с дороги или столкновения со встречным автомобилем.

Закрепляем правила минимизации риска аквапланирования

1. При наезде в лужу нельзя крутить рулевое колесо.

2. Никаких резких торможений.

3. Не паникуйте. Вы должны полностью контролировать ситуацию.

И последнее. С одной стороны - осторожность и благоразумие! С другой - не оправданный риск и лихачество!