Дорожная полиция РФ и США. Почувствуйте разницу. Новая дорожная полиция: Что нужно знать водителям

12 июня начала работу новая дорожная полиция Украины. Правоохранители будут следить за порядком на трассах международного и национального значения. В руководстве полиции утверждают, что это . Об основных особенностях работы дорожной полиции рассказал заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Билошицкий, сообщает .

1200 км дорог

С 12 июня в зоне ответственности дорожной полиции находится 1200 км дорог Украины. Среди них трассы международного и национального значения

— Киев- Харьков;

— Киев — Зборов;

— Луцк — Ковель;

— Ягодин — Сарны.

В дальнейшем планируется ввести патрулирование дорожной полицией и других трасс. В целом предполагается, что патрульные полицейские будут контролировать безопасность на 9 тысячах километров украинских дорог.

Более 20 автопатрулей

В дорожную полицию входят 20 автопатрулей. Дорожная полиция не является отдельной структурой или подразделением. Это часть патрульной полиции: одни и те же полицейские могут нести службу как на трассе, так и в городах. В целом, в дорожной полиции уже работает более 70 патрульных, ранее они не работали в ГАИ.

Реакция не только на нарушения правил дорожного движения

Кроме безопасности дорожного движения, дорожная патрульная полиция отвечает также за общественную безопасность. Патрульные должны реагировать на сообщения о правонарушениях по их маршруту патрулирования. Таким образом полномочия дорожной полиции шире, чем полномочия ГАИ.

Камеры измерения скорости

В будущем патрульные автомобили планируется оборудовать современными камерами измерения скорости. Эти камеры будут фиксировать превышение скоростного режима. По результатам этого фиксирования патрульные смогут привлечь нарушителя к ответственности на месте.

На данный момент принимается решение о модели измерительного прибора, который будут устанавливать в автомобилях патрульных. К таким приборам должен быть выпущен технический регламент и они должны быть сертифицированы, после чего поступят в распоряжение патрульных.

8 стационарных постов

Дорожной полиции передали восемь , которые станут дорожными станциями патрульной полиции. На этих станциях патрульные полицейские будут нести службу постоянно.

В будущем на станциях будут размещаться и представители других служб, таких как дорожная служба и госслужба по чрезвычайным ситуациям, которые будут осуществлять надзор за состоянием дорог и предоставлять услуги гражданам. Эти службы будут взаимодействовать с патрульными полицейскими.

За что могут остановить автомобиль

Патрульные полицейские будут останавливать автомобили исключительно на основаниях, описанных в законе о Национальной полиции. Согласно закону, причин для остановки может быть 9:

1. Нарушение водителем правил дорожного движения;

2. Очевидные признаки, которые свидетельствуют о технической неисправности транспортного средства;

3. Наличие информации о причастности водителя или пассажира транспортного средства, а также самого транспортного средства либо его груза к ДТП или другому правонарушению;

4. Транспортное средство находится в розыске;

5. Необходимость опросить водителя или пассажиров, которые являются или могут быть свидетелями совершения ДТП или правонарушения;

6. Необходимость привлечь водителя транспортного средства к предоставлению помощи другим участникам дорожного движения или полицейским. Или же как свидетеля во время оформления протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;

7. Решение уполномоченного органа государственной власти об ограничении либо запрете движения;

8. Способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;

9. Нарушение использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

На данный момент дорожная патрульная полиция не осуществляет так называемых «слепых» проверок, в частности, для выявления случаев вождения в нетрезвом виде. Для этого необходимы изменения в законодательство.

Кроме того, дорожная патрульная полиция не будет устраивать так называемые «засады в кустах», а ее экипажи 90% времени будут находиться в движении.

12 июня в МВД презентовали обновленную дорожную полицию, которая пришла на замену Госавтоинспекции. сайт решил изучить вопрос и разобраться, согласно каким нормам и правилам будет работать новая служба, чем заниматься и в каких случаях останавливать водителей.

Сейчас полицейские патрулируют 1200 км дорог национального и международного значения: Киев - Харьков, Киев - Зборов, Луцк - Ковель, Ягодин - Сарны. В штат входит более 70 патрульных, обслуживающих 20 экипажей и восемь стационарных пунктов, где ранее базировались сотрудники ГАИ. На данный момент патрульные автомобили Hyundai не оснащены никакими приборами для фиксации скорости автомобилей.

"Полицейские будут реагировать на все нарушения в сфере безопасности дорожного движения, общественной безопасности, привлекать к ответственности в мерах своей компетенции", - заявил во время презентации представитель ДПП Алексей Билошицкий, объясняя, чем патрульные будут заниматься до установки приборов для измерения скорости.

Мнения экспертов в этой области по поводу запуска обновленной дорожной полиции разошлись.

"Хорошо это или плохо? Хорошо. Давно надо было это сделать. В первой редакции закона о Нацполиции была прописана дорожная полиция, а потом по ходу обсуждения эту норму убрали. Видимо, побоялись, что будет ассоциироваться с Госавтоинспекцией. Практика показала, что без нее обойтись тяжело при 170 тысячах километров протяженности дорог, их бесконтрольными оставлять нельзя", - объяснил свою позицию правозащитник Владимир Караваев.

По его словам, когда была ГАИ, количество патрульных достигало 15 тысяч, потом их сократили до 12 тысяч. После этого начала пропорционально возрастать аварийность на дорогах. Видимо, эта цифра в 15 тысяч неслучайна.

"Сейчас дорожная полиция стартовала с гораздо меньшего количества, но это только начало. Не забывайте, что у нас по закону пока нет дорожной полиции, поэтому это название условное и его можно взять в кавычки. У них нет каких-то отдельных полномочий, функциональных обязанностей. Это самая обычная патрульная полиция. Можно сказать, что восстанавливать службу мы будем немного дольше, чем все это разрушалось. Думаю, пройдет не менее трех лет", - указал он.

В свою очередь бывший заместитель главы Нацполиции Григорий Мамка считает, что дорожная полиция в нынешнем виде будет неэффективной.

"Это плохо. Почему? Она должна быть, но в такой интерпретации, как ее запустили, она не имеет права на существование в пользу граждан Украины. Можно набрать новых полицейских, надеть форму, выдать автомобили, значки, но не в этом сама идея. Им нужно предоставить полномочия и технически обеспечить. Уже после этого нужно выдавать автомобили, вести подготовку. Тогда это подразделение будет работать эффективно и обеспечивать безопасность движения всех участников дорожного движения", - отметил он.

Мамка обратил внимание на тот факт, что сейчас запущен "сам проект, и кроме пиара результата никакого не будет, так как полномочий у них нет".

"Полицейский должен объяснить каждому водителю законное основание своих действий. Пройдет буквально полгода, они сотрут резину, автомобили станут и вот весь эксперимент. Всю полицию нужно разделить на две части - следствие с оперативным блоком и муниципальная полиция, куда будут входить патрульные, участковые инспекторы, которые напрямую будут подчиняться местной власти. До этого у нас ничего не получится. Также нужны изменения в законодательстве, в Уголовно-процессуальном кодексе, где 70% полиции не имеют полномочий на уровне закона", - добавил экс-заместитель главы Нацполиции.

Как сегодня работает дорожная полиция в разных странах и в Украине

Создавая патрульную полицию в целом, и дорожную в частности, руководство Нацполиции больше ориентировалось на западные страны. Однако в каждой стране и регионе эта служба имеет свои отличия.

Соединенные Штаты Америки . Американские дорожные полицейские относятся к одним из самых строгих в мире. Раньше они подчинялись местным властям каждого штата и только патрулировали дороги. Сегодня их круг обязанностей и полномочий значительно расширен. Они занимаются розыском и задержанием преступников, оказанием помощи в уголовных расследованиях, обеспечением порядка на улицах. При остановке машины автоматически считают водителя виновным, не пользуются жезлами, а применяют громкоговорители, не берут взяток, не изымают права. Однако всегда помогут водителю, попавшему в затруднительное положение на дороге.

Европейские страны . На территории стран Европы существует единая Европейская сеть дорожной полиции, членами которой является большинство стран. В то же время даже наличие подобной организации не означает, что дорожные законы, система требований и штрафов по всей Европе одинаковые. Если обобщить, то полицейские занимаются надзором за соблюдением ПДД, оформлением ДТП, охраной общественного порядка, борьбой с преступностью. В некоторых странах также принимают экзамены на получение водительских прав, контролируют техсостояние автомобилей, ведут учет ДТП, занимаются воспитанием участников дорожного движения и пропагандой безопасности на дороге. В Европе существует такое понятие, как патрули скрытого наблюдения - на дежурство они заступают с камерой и на неприметном авто, имеют право останавливать всех, кто несет хоть малейшую опасность.

Российская Федерация . За безопасностью дорожного движения в России следит Госавтоинспекция МВД. В ведомстве есть деление на подразделения, каждое из которых выполняет свою функцию. Сотрудники занимаются контролем соблюдения ПДД, принимают экзамены на водительские права, регистрируют ТС, выдают номера и разрешения на установку спецсигналов, регулируют дорожное движение, разыскивают угнанные автомобили, охраняют общественный порядок, оказывают помощь участникам дорожного движения, обеспечивают беспрепятственный проезд автомобилей спецназначения.

А вот что рассказал сайт пресс-офицер ДПП Виктор Шеверда после недели работы дорожной полиции на украинских трассах.

"Полиция работает в штатном режиме без замечаний. Дорожная патрульная полиция работает абсолютно так же как и в городах. Они предотвращают правонарушения, которые связаны не только с нарушением ПДД, но и реагируют на все случаи нарушения общественного порядка и безопасности. Они также предотвращают драки, распитие спиртных напитков на обочине дороги. Они реагируют абсолютно на все вызовы, которые поступают с линии 102 или непосредственно видят. Там работает 23 или 26 экипажей. Они покрывают 1200 км дорог. В экипаже работает, насколько мне известно, по два человека. У них есть две смены в день по 12 часов, потом два выходных, после заступают на две ночные смены. На покрытие определенного участка дороги выезжает по одному-два автомобиля", - сказал он. При этом не смог уточнить точное количество экипажей, выезжающих на смену, и не прояснил ситуацию с приборами для измерения скорости.

За что дорожные полицейские могут остановить: их права и обязанности

У дорожной полиции до сих пор нет никакой документальной базы. Подразделение будет пока работать согласно закону "О Национальной полиции". Этот документ даже не выделяет дорожную полицию как отдельное структурное подразделение, а к ней относиться лишь несколько статей, - 35, частично 23 и 34.

Так, в статье 23 определяются некоторые права новых дорожных полицейских: регулируют дорожное движение и осуществляют контроль над соблюдением ПДД, его участниками и за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети; осуществляют сопровождение ТС в случаях, определенных законом; выдают в соответствии с законом разрешения на движение отдельных категорий ТС; в случаях, определенных законом, выдают и согласовывают разрешительные документы в сфере безопасности дорожного движения.

  • водитель нарушил ПДД;
  • есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности ТС;
  • есть информация, что свидетельствует о причастности водителя, пассажиров или груза ТС к совершению ДТП, уголовного или административного правонарушения;
  • ТС находится в розыске;
  • необходимо осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
  • необходимо привлечь водителя ТС к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
  • уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;
  • способ закрепления груза на ТС создает опасность для других участников дорожного движения;
  • нарушение порядка определения и использования на ТС спецсигналов.

В статье 34 речь идет о поверхностной проверке лиц или же транспортных средств. Согласно пункту четвертому полицейский может осуществлять поверхностную проверку вещи или ТС: если существует достаточно оснований считать, что в ТС находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом; если существует достаточно оснований считать, что в ТС находится предмет, оборот которого запрещен или ограничен, или который представляет угрозу жизни или здоровью лица или других лиц; если существует достаточно оснований считать, что вещь или ТС является орудием совершения правонарушения и/или находится в том месте, где может быть совершено уголовное преступление, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку. Далее законом определяется, что полицейский имеет право проводить визуальную проверку ТС, имеет право попросить открыть багажник и двери в салон. При этом лицо должно само показать полицейскому содержание личных вещей или ТС. На этом права и обязанности дорожных полицейских, прописанные в законе "О Нацполиции", заканчиваются.

Многие мои друзья и знакомые знают о моей чистой и нежной «любви» к сотрудникам правохранительных органов, в частности к сотрудникам ГИБДД.

Особенно «люблю», когда они устраивают засады и, выбрав машинку попроще начинают прессовать водителя, будучи уверенны в своей правоте и безнаказанности.

На правонарушение «богатых» машин данные индивиды стараются не обращать внимание, ибо чревато.

Но вы и сами все это знаете, а рассказать я вам хочу две интересных истории: сравнение работы сотрудников дорожной полиции двух стран. И скажу вам сразу, разница меня самого потрясла.

Первая история будет моей собственной, она произошла со мной осенью 2012г.

Я, передвигаясь в личном автомобиле, был остановлен патрулем ГИБДД, по причине неработающей лампы головного света (предвидя ваши замечания скажу, когда начинал движение, лампа была в порядке, но в процессе движения попал колесом в большую яму, что и послужило причиной выхода ее из строя).

Стражи правопорядка, тут же начали грозить мне большими штрафами за данную неисправность, вплоть до снятия номеров. На все мои возражения, и упоминание про возможность устранения неисправности на месте были непререкаемы, ибо, как сказал мне лейтенант ГИБДД - «надо вас наказать штрафом, чтобы запомнили».

Общался я с ними почти 30 минут, и в итоге уехал без штрафа, так как его напарник, прогуливаясь рядом, заметил на заднем стекле моего автомобиля наклейку «PRAVORUB.RU Профессиональное сообщество юристов и адвокатов» и, подойдя к нам, начал шептать что-то на ухо моему оппоненту, после чего меня отпустили, взяв обещание тут же исправить поломку.

По сути, прочитав наклейку, и размыслив, что я наверняка начну тяжбу, они решили меня оставить в покое. А поступить так они должны были изначально, - предупредить меня о неисправности и дать возможность исправить ее на месте. Учитывая, что магазинов с автозапчастями у нас в городе в каждом районе большое количество, я ликвидировал неисправность в течение 45 минут.

И поступи они так сразу, заслужили бы мое уважение.

Теперь вторая история.

Произошла она с моим далеким знакомым, который уже 14 лет как проживает в США. Зовут его Евгений.
Некоторое время назад, общаясь по Скайпу, я ему рассказал про вышеописанную ситуацию, которая приключилась со мной. В ответ он мне рассказывает идентичный случай, который произошел с ним на междугородней трассе.

Выехав вечером из города, Евгений через некоторое время увидел, что точно как и у меня, перегорела лампа головного света. Был он на тот момент приблизительно на середине пути и возвращаться не было смысла. Поехал дальше, опасаясь нарваться на дорожную полицию и получить немалый штраф (а надо заметить в США большие штрафы за неисправные световые приборы автомобиля).

И через 10-15 миль ему, как назло, навстречу, едет полицейская машина. При этом, как он рассказывал, за 9 лет, что он ездит за рулем в США, он НИ РАЗУ, не встречал полицию на дорогах. Дальше как в боевике: машина полиции, проехав мимо, резко развернулась и включив мигалки попросила прижаться к краю дороги. Подумав, что его сейчас будут «убивать», Евгений уже мысленно попрощался с друзьями и родственниками, и тихонько сидел в кресле, держа руки на руле.

Офицер полиции, подойдя, поинтересовался как себя чувствует Евгений, и спросил, знает ли он, что одна фара его автомобиля не работает. Евгений честно ответил, что выехал на полностью исправном автомобиле и сгорела она во время движения. И пообещал, что на ближайшей заправке купит лампу и поменяет ее.

В ответ страж порядка, ему грозно говорит, что двигаться на автомобиле с неисправным световым оборудованием запрещено, и его, Евгения, могут оштрафовать. После чего, приказывает ему включить аварийку и подождать, а сам, сев в автомобиль, резко срывается с места и через час привозит ему две лампы головного света, которые он купил на заправке на свои деньги. Затем помогает ему поменять лампу и, получив от Евгения деньги в размере стоимости ламп , пожелал хорошей дороги и отправился далее по своим делам.

Вот вам и вся разница между настоящими полицейскими и тем сбродом, что «служит» в нашей стране в ДПС, действия которой похоже на поведение мелких хищников, атакующих слабых (как им кажется) особей.