Что такое транспорт? Виды транспорта. Автомобильный транспорт

Транспортное средство является техническим устройством, цель которого - перевозка людей или груза на дальние расстояния. Сегодня в мире насчитывается более десятка тысяч таких устройств. Поэтому, чтобы различать один транспорт от другого, людьми была придумана стандартная классификация, благодаря которой все виды транспортных средств можно условно разделить по их назначению, используемой энергии и среде перемещения.

Основные виды транспортных средств

Как и было сказано выше, в зависимости от определенных признаков все виды транспортных средств можно поделить на три основные группы:

  • по назначению;
  • по используемой энергии;
  • по среде перемещения.

Так как вышеупомянутые виды транспортных средств имеют свою классификацию, особенности и различаются друг от друга по определенным признакам, то их можно рассмотреть более подробно.

Виды транспорта по назначению

Под назначением подразумевается та сфера, в которой конкретный вид транспорта используется чаще всего. То есть это могут быть транспортные средства:

  • Специального пользования. К таковым относится военный (бронеавтомобили, танки) и технологический транспорт (путевые машины).
  • Общего пользования. К этой категории относятся все виды водного, воздушного и наземного транспорта, используемые в сфере торговли и предоставления услуг. Например, грузовик, который перевозит товары, уже является транспортом, подходящим к категории общего пользования.
  • Индивидуального пользования, т. е. те транспортные средства, которыми человек пользуется лично. Самый распространенный индивидуальный транспорт - это личный автомобиль или мотоцикл.

Кроме того, существует еще отдельная подкатегория транспорта общего пользования. К таковой относится городской (общественный) транспорт, т. е. тот который перевозит пассажиров по определенным маршрутам, согласно расписанию и за определенную плату. Это могут быть автобусы, трамваи, троллейбусы и т. д.

Виды транспорта по используемой энергии

В зависимости от используемой энергии, бывают транспортные средства:

  • Приводимые в движение ветряной силой, например, парусные судна (парусники).
  • Приводимые в движение мускульной силой (движимые человеком или животным). Самый распространенный транспорт, движимый человеком, - это велосипед, который приводится в движение ножными педалями. Кроме того, существуют менее используемые в повседневной жизни небольшие гребные суда и веломобили, которые движутся также при помощи силы человека. О транспортных средствах, движимых животными, более подробно написано ниже под соответствующим заголовком.
  • С личным двигателем. Этот вид, в свою очередь, делится на транспорт с тепловым и электронным двигателем.

Транспорт с тепловым двигателем - механическое транспортное средство, которое работает за счет превращения тепла в энергию, необходимую для передвижения. Источником тепла в таких двигателях может быть, например, органическое топливо. Один из самых известных представителей транспорта с тепловым двигателем - паровоз, который приводится в движение за счет обработки (растопки) угля.

Электронным считается тот транспорт, двигатель которого приводится в работу за счет энергии электричества. Основными транспортными средствами подобного типа являются трамваи, фуникулеры, монорельсы, электромобили и электроходы.

Виды транспорта по среде перемещения

В зависимости от среды перемещения транспорт может быть:

  • наземным (автомобильный, железнодорожный, велосипедный, трубопроводный, а также транспорт, движимый животными);
  • воздушным (авиационные и аппараты воздухоплавания);
  • водным (надводные и подводные суда);
  • космическим (аппараты и машины, движущиеся по безвоздушным путям);
  • иного вида.

К прочим видам транспорта относятся стационарные подъемники (лифты), элеваторы, канатные дороги и т. д.

Наземный транспорт

Существуют различные наземные транспортные средства, которые подразделяются по ряду признаков:

  • По виду движителя есть гусеничный (некоторые виды танков, тракторов и кранов), колесный (автомобили, велосипеды, мопеды, мотоциклы), а также наземный транспорт, который приводят в движение животные.
  • По количеству колес бывают: моноциклы (одноколесные транспортные средства), бициклы (двухколесные), трициклы (трехколесные) и квадроциклы (четырехколесный транспорт).
  • По типу видов дорог бывают железнодорожные и безрельсовые транспортные средства. К железнодорожному транспорту относится любое транспортное средство, которое перевозит груз и пассажиров по рельсовым путям. То есть, это могут быть локомотивы, вагоны, трамваи, монорельсы и эстакадный транспорт. К безрельсовому относится любой наземный транспорт, в том числе и автотранспорт, который передвигается по суше.

Автомобильные транспортные средства

Самым популярным и распространенным видом наземных транспортных средств считается автомобильный транспорт. К автомобильному относятся все виды средств, при помощи которых выполняется перевозка груза и пассажиров по безрельсовым путям. Многие автомобили предназначаются не только для перевозки на короткие, но и на дальние расстояния, особенно, в тех случаях, когда невозможно доставить пассажиров, продукты или материалы другим способом.

Весь автомобильный транспорт делится:

  • На гоночные машины, которые, чаще всего, используют в автомобильных и спринтерских заездах (дрэг-рейсинг, авто-слалом и др.). К таковым относятся, например, монопосты - одноместные автомобили с открытыми колесами, использующиеся в гонках «Формулы-1».
  • На транспортные автомобили, которые служат лишь для перевозки груза и пассажиров. В зависимости от цели назначения, они бывают легковыми (автомобили личного пользования), грузовыми (автомобили-фургоны, тягачи, др.) и перевозными (автобусы, маршрутные такси и т. д.).
  • На специальные машины, которые, помимо всего прочего, оснащены дополнительным оборудованием, предназначенным для тех или иных целей. К таковым относятся, например, машины скорой помощи или пожарные автомобили.

Транспортные средства, движимые животными

Использовать животных в качестве средств передвижения люди научились тогда, когда других видов наземного транспорта еще не существовало. Хоть уже прошли года, появились современные транспортные средства, многие все равно предпочитают прокатиться верхом на коне или запрячь животное в повозку, чтобы транспортировать какой-либо груз.

К транспорту, движимому животными, относится:

  • Гужевой транспорт. В качестве транспортных средств для перемещения груза и пассажиров на повозках, телегах, людьми в основном используются лошади, собаки, верблюды, буйволы, слоны и другие млекопитающие, которых можно приручить и обучить транспортировке.
  • Вьючный транспорт. Само название вьючного транспорта походит от упаковочной поклажи (вьюка), которую крепят на спину животного. Подобное транспортное средство используется в тех случаях, когда гужевой транспорт является нецелесообразным, например, в горных районах, где слишком крутые склоны и узкие дороги, что значительно затрудняет передвижение повозок и телег. Помимо горных районов, вьючных животных используют в сельской и болотистой местности, а также в пустынях или в северных регионах, где присутствуют плохие дороги или их практически нет.
  • Верховой транспорт, который предназначен как для перевозки пассажиров, так и для участия в специальных спортивных соревнованиях и состязаниях. В основном к верховому транспорту относятся лошади, верблюды и слоны.

Трубопроводные транспортные средства

Основной целью трубопроводных транспортных средств является только транспортировка грузов (химических веществ, жидких и газообразных продуктов) по специальным каналам (трубам). Этот вид наземного транспорта является самым дешевым и популярным, аналогов которому в мире не существует. Например, на территории РФ, трубопроводы используются для транспортировки более 95% добываемой нефти.

Помимо дешевизны, трубопроводный транспорт имеет и другие достоинства:

  • быстрая перевозка груза;
  • низкая себестоимость транспортировки;
  • отсутствие потерь груза во время доставки;
  • трубопроводы можно прокладывать где и как угодно (не считая воздушных путей).

Основные виды трубопроводных транспортных средств: канализация, водопровод, мусоропровод и пневматический транспорт (пневмопочта).

Воздушный транспорт

Самолеты появились в начале XX века и быстро завоевали популярность во всем мире. К этому виду транспорта относятся также вертолеты, дирижабли, аэробусы, аэропланы. Это один из самых быстрых, но дорогих видов транспортных средств, который предназначается для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния (более 1 тыс. км) по воздуху. Кроме того, есть самолеты и вертолеты, которые выполняют служебные функции (например, тушат пожары, распыляют над полями инсектициды, санитарная авиация и пр.). Обычно воздушным транспортом пользуются туристы и бизнесмены, желающие быстрее попасть в другую страну или даже на другой континент. Этими транспортными средствами перевозят габаритные и тяжелые вещи, продукты с малым сроком годности, а также ценные предметы.

Хоть этот вид транспорта и является шумным, дорогостоящим удовольствием, но он незаменим для научных экспедиций, которые отправляются на дальние континенты или в другие труднодоступные места, куда сложно или невозможно добраться иным способом.

Водный транспорт

Это один из классических видов транспортных средств. Такой транспорт предназначается для перевозок по искусственным (водохранилища, каналы) и природным (озера, реки, моря и др.) водным путям.

В отличие от воздушного, водный транспорт является одним из самых дешевых после трубопроводного. Именно поэтому подобными транспортными средствами перевозиться практически все: начиная от стройматериалов и заканчивая полезными ископаемыми. А такие плавсредства, как, например, паромы, способны даже перевозить другой транспорт.

Но вот пассажирских перевозок в последнее время стало значительно меньше. Это обосновано довольно низкой скоростью, с которой суда движутся от одного морского порта к другому.

Основные виды транспортных средств, движущиеся по водным путям: надводные (лодки, катера, лайнеры, корабли) и подводные суда.

Космический транспорт (космический аппарат)

Космический транспорт (космический аппарат) - механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров по безвоздушному пространству (в космосе). Разумеется, говоря о перевозке людей, подразумевается то, что они являются одновременно и пассажирами, и экипажем, управляющим космическим аппаратом. В основном же такой транспорт предназначен для более специфических целей. Например, космические станции предназначены для различных исследований рельефа, океанов и атмосферы, которые нельзя провести на Земле, а спутники позволяют людям смотреть международные телевизионные программы и делать прогнозы погоды метеорологам. Кроме того, некоторые космические аппараты используются в военных целях (слежка за зонами боевых действий, разведка деятельности других стран, обнаружение приближающихся космических объектов и т. д.).

Из основного космического транспорта можно выделить: спутники, космические корабли, орбитальные и межпланетные станции, планетоходы.

Передвижения людей и товаров - абсолютная необходимость общества. Для их осуществления имеются специальные средства - транспорт. Что такое он собой являет, знает даже ребенок. Тем не менее это сложная система, требующая абсолютного понимания.

Понятие

С точки зрения комплексного подхода, названное понятие можно рассматривать следующим образом:

  1. Совокупность всех существующих способов перемещения.
  2. Отрасль хозяйства и производства.
  3. Системное объединение всех способов передвижения и соответствующей инфраструктуры.

В обобщенном смысле транспорт является:

  • связующим звеном между городами, странами и континентами;
  • главной составляющей любого производства;
  • средством перемещения людей, а также обеспечения их жизненно необходимыми товарами.

Как отрасль производства, он состоит:

  • из предмета труда - собственно перевозок;
  • средств труда - подвижного состава;
  • осуществляемой работы - управления ими.

Функции

Учитывая абсолютную потребность в нем, транспорт вошел во все сферы жизни. Ему присуще множество функций:

  1. Экономическая. Выступает в качестве в добыче и обеспечении государства полезными ископаемыми: нефтью, газом, каменным углем, рудой, драгоценными металлами. Делает возможными и доступными специализацию производств одновременно с их кооперированием. Представляет собой основное связующее звено во внутренней и международной торговле любой страны.
  2. Социальная. Она проявляется в предоставлении возможностей жить, работать и отдыхать в разных районах населенного пункта, страны, материка, планеты и упрощении труда человека.
  3. Культурное значение заключается в возможностях обмена опытом и ценностями, посещения любых культурно богатых мест, пополнения новыми произведениями искусства.
  4. Политическая роль состоит в установлении международных и торговых связей.
  5. Военная - в обеспечении армии возможностями мирных и вооруженных передвижений, медицинским обслуживанием и питанием.

Таким образом, независимо от вида и особенностей, транспорт является неотъемлемой частью государства и общества.

Классификация

Все существующие способы перемещения можно распределить по двум основным группам: среде осуществления основной деятельности и области обслуживания.

В зависимости от среды, выделяют следующие группы и виды:

  1. Наземный: рельсовый, колесный.
  2. Подземный (метро).
  3. Воздушный (авиационный).
  4. Космический.
  5. Водный и подводный.
  6. Трубопроводный.

По роду сферы обслуживания, различают:

  1. Транспорт общественного пользования.
  2. Средства специального назначения.
  3. Транспорт личного использования.

Виды общественного транспорта представлены совокупностью для перемещения грузов и пассажиров, направленных на выполнение характерных для них экономических, социальных, культурных, а также иногда политических функций.

К наиболее важным видам вариантов передвижения общественного пользования относятся железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный и Что такое каждая из групп из себя представляет, мы рассмотрим далее.

Гужевой и вьючный транспорт

Гужевой транпорт можно считать прообразом всех сухопутных средств передвижения. Начиная с древности и до начала XX века, он выполнял все функции, соответствующие нынешней транспортной отрасли. Одновременно послужил стимулом для поиска более технологичных и производительных способов перемещения грузов и пассажиров.

В зависимости от территориальных особенностей, эксплуатировались лошади, ослы, быки, слоны, олени, собаки, верблюды. Животные использовались для верховой езды или запрягались для транспортирования тележек, повозок, карет.

Вьючный транспорт применялся для бездорожья (горы, пустыни, тайга) - животных с вьюками на спине вели за поводки.

С развитием железнодорожного и автомобильного сообщения он постепенно вышел из общественной эксплуатации, перейдя в редкое личное использование.

Водный транспорт

Водный морской транспорт - также имеет древние корни, относящиеся еще к III-II тыс. до н. э., и являлся единственным способом реализации международной торговли и завоеваний заморских стран.

Сегодня он распределяется на морской и речной. К его достоинствам можно отнести:

  • меньшую энергетическую затратность, чем у железнодорожного и автомобильного;
  • отсутствие необходимости в построения путей сообщения;
  • возможность перевозить объемные несрочные грузы на большие расстояния, а также там, где усложнено или является слишком дорогостоящим строительство мостов.

Недостатки:

  1. Зависимость от погодных условий.
  2. Малая скорость передвижения.
  3. Высокая стоимость строительства портов и доков.
  4. Возможности речного ограничены проходимостью рек.

Важной особенностью погрузочно-разгрузочных работ является необходимость задействования нескольких видов транспорта в рамках одного портового хозяйства, а именно автомобильного и железнодорожного.

Железнодорожный транспорт

Представляет собой грузовой и пассажирский транспорт, работа которого основана на перемещении подвижного состава по специально оборудованным путям - рельсам. Его достоинства:

  1. Универсальность, независимость от погодных условий, надежность.
  2. Высокая грузо- и пассажировместимость, что позволяет реализовывать движение крупных потоков в незначительных временных интервалах.
  3. Возможность осуществления прямых поставок от производителя, при наличии соответствующих подъездных путей.
  4. Хорошая скорость.
  5. Комфорт пассажирских поездок.

Если рассматривать виды грузового транспорта, то железнодорожный занимает ведущее положение по перевозке не ценных, габаритных грузов, среди которых лес, зерновые, каменный уголь, строительные материалы, продукция нефтеперерабатывающей промышленности. В случае необходимости применяется контейнеризация.

Недостатки:

  1. Капиталоемкость и инженерные сложности построения путей сообщения и подвижного состава.
  2. Ограниченность направления железных дорог, маневров и одновременности перемещения нескольких составов.
  3. Практически всегда требует предыдущего или последующего задействования автомобильных средств, что отображается на общих затратах.
  4. Трудности погрузочно-разгрузочных работ.
  5. Международные перевозки часто затруднены разностью ширины колеи.

Грузооборот составляет в среднем 40-50% в РФ и 15-20% - на мировом рынке. Соответствующий пассажирооборот в России составляет 30% и 10 - всего в мире. Таким образом, это производительный и надежный транспорт.

Что такое паровоз - знали наши предки. Сегодня его будущее - за электрификацией железнодорожных линий. Модернизация путей сообщений и подвижного состава на ряду с комплексным внедрением скоростных технологий - стабильная перспектива на увеличение прибыльности отрасли.

Автомобильный

Виды общественного транспорта представляет автомобильная отрасль - наиболее мобильная, технологичная и эксплуатированная. Одновременно он представляет личные, специальные и ведомственные средства передвижения и их инфраструктуру. Удельный вес российских автотранспортных грузопотоков составляет всего 4-6%, мировых - 8-10%. Автомобильные пассажирские перевозки в РФ занимают 30-40% из всех осуществляемых, тогда как в мире - 70-75%.

Достоинства:

  1. Мобильность, возможности прямых поставок без использования промежуточных видов перемещения.
  2. Преимущество в перевозке ценных, бьющихся и скоропортящихся грузов, в том числе небольших объемов.
  3. Способ доставки продуктов питания, в том числе в труднодоступные регионы.
  4. Разнообразие транспортных средств по грузоподъемности и типу кузова.
  5. Хорошая скорость, невысокая стоимость и удобство пассажирских перемещений.
  6. Простота путей.

Недостатки:

  1. Энергоемкость, негативное влияние на окружающую среду.
  2. Высокая себестоимость.
  3. Незначительная грузоподъемность, в сравнении с возможностями других видов.
  4. Минимальная степень комфорта пассажиров.
  5. Значительная степень износа подвижного состава.
  6. Зависимость от соблюдения безопасности движения. Наличие рисков, связанных с ними простоев и дополнительных капитальных потерь.

Пассажирский транспорт практически наполовину представлен автомобильным. Он остается лидером среди вариантов перемещений в пределах населенного пункта и страны. Для международных, а особенно межконтинентальных используются железнодорожный, водный или авиационный.

Воздушный

Самолеты и вертолеты - высочайшее достижение человека, в прямом и переносном смысле, значительно упрощающее решение сверхсложных задач, к которым относятся: перемещения на огромные расстояния с большой скоростью, доставка медикаментов или гуманитарной помощи в зоны стихийных бедствий и катастроф, осуществление сложных действий в строительстве, пожаротушении, эвакуации, сельском хозяйстве и прочее.

Достоинства:

  1. Высокая скорость.
  2. Достойный уровень комфорта пассажиров.
  3. Возможности транспортировки ценных и скоропортящихся грузов.
  4. Не требуют строительства путей сообщения.

Недостатки:

  1. Невысокая безопасность.
  2. Необходимость высочайшей квалификации пилотов и диспетчеров.
  3. Метеозависимость.
  4. Значительная капиталоемкость и себестоимость.
  5. Ограниченность грузоперевозок.

Наряду со значительными рисками и высокой стоимостью, занимает около 20% среди мировых пассажирских перевозок.

Трубопроводный

Совокупность трубообразных путей перемещения жидких и газообразных «товаров» на значительные расстояния представляют трубопроводный транспорт. С его помощью обеспечивают межрегиональную, международную и межконтинентальную поставку нефти и газа. Работа осуществляется с помощью разности давлений в системе и их регулирования, соответственно, работники транспорта представлены диспетчерами и контролерами пунктов.

К достоинствам относится технологичность, высокая производительность и доступность в любых условиях. К недостаткам - высокие требования безопасности и соблюдения норм, беспрерывный контроль и узкая направленность системы.

Является предельно необходимым для обеспечения комфортной жизни населения, так как от его функционирования зависит возможность удобного приготовления пищи и уровень тепла в жилищах в холодное время года.

Важнейшей системой любого общества является транспорт. Что такое государство без территории и населения, без промышленности, культурного наследия и возможностей перемещения? Он является кровотоком любой страны и мира, в целом. В нем беда экологии, но и, что вполне возможно, спасение человечества.

Автомобильный транспорт - это вид транспорта, осуществля­ющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя.

Движитель - устройство для преобразования работы двигателя или другого источника энергии в работу, обеспечивающую движение транспортных машин (например, колеса, гусеницы, парус, весла, реактивные сопла и др.).

Это наиболее массовый вид транспорта для перевозки пасса жиров на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности - перевозка грузов любой стоимости на небольшие и средние расстояния. Применение современных технологий типа контейнерной расширяет сферу применения автомобильного транспорта по перевозке грузов. Эффективна и перевозка на зна­чительные расстояния в международном сообщении, которое при­носит валютную прибыль и ускоряет доставку экспортно-импорт­ных грузов.

На 01.01.99 г. на автомобильном транспорте России было бо­лее 450 тыс. перевозчиков, оформивших лицензии и 1,7 млн гру­зовых автотранспортных средств, 100 тыс. из которых имели раз­решение на международные перевозки. На пассажирских пере­возках было занято более 450 тыс. транспортных средств, более 120 тыс. из которых имели лицензии. В международных перевоз­ках пассажиров участвовали 16,7 тыс. автомобилей. Число транспортно-экспедиционных компаний - примерно 12 тыс. Нужно заметить, что производительность транспортных средств в мелких автотранспортных предприятиях в 18-20 раз ниже, чем в сред­них и крупных.

В России на 01.01.2000 г. полная протяженность сети автомо­бильных дорог (общего пользования, ведомственных и частных) составляла 922 тыс. км, из них 751,3 тыс. км (81,5 %) - с твердым покрытием. Дорог общего пользования - 579 тыс. км, из них 525,3 тыс. км (90,7%) - с твердым покрытием. 40-50% грузов перевозятся по федеральным дорогам, протяженность которых - 46,4 тыс. км (менее 10 % от сети общего пользования).

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:

    маневренность и большая подвижность, мобильность;

    доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без допол­нительных перегрузок или пересадок в пути следования;

    автономность движения транспортного средства;

    высокая скорость доставки;

    широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

    более короткий путь следования по сравнению с естественны­ми путями водного транспорта.

Относительные недостатки автомобильного транспорта:

    большая себестоимость;

    большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;

    низкая производительность единицы подвижного состава (130- 150 тыс. т-км в год);

    наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство тре­буется не менее одного водителя);

    загрязняет окружающую среду.

Технология работы автомобильного транспорта отличается тем, что производственный процесс осуществляется подвижным со­ставом предприятий общего пользования, ведомственным (обслу­живающим преимущественно перевозки данного ведомства) и частным. Этому виду транспорта присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотряда­ми по графику или без него. Отправки груза могут быть помашинные или мелкопартионные.

автомобильного транспорта:

повышение производительности автомобильного транспорта пу­тем увеличения скорости движения; создание новых автомобилей большей грузоподъемности и грузовместимости, необходимых для обслуживания металлургической, угледобывающей, горной и дру­гих отраслей промышленности. Максимальная грузоподъемность на сегодня - 600т. Это автомобили Челябинского завода. Необхо­димо увеличение моторесурса автомобилей, т.е. пробега их до ка­питального ремонта. Сейчас автомобили ВАЗ проходят до 130 тыс. км, ГАЗ и КамАЗ - до 400 тыс. км, ЗИЛ - до 300 тыс. км, но иностранные автомобили имеют значительно больший ресурс. Остается проблема полнокомплектного (капитального) ремонта Трудоемкость строительства ЗИЛ-130 составляет 140 нормочасов, а его капитальный ремонт - 360 нормочасов, но после ремонта Достигается только 60 % производительности). За рубежом легковые автомобили не доводят до капитального ремонта, также как большинство марок грузовых (распродают отдельные элементы на запчасти или отправляют целиком под пресс для получения вто­ричного сырья, особенно после серьезных аварий). Целесообраз­ным считается капитальный ремонт лишь для особо тяжелых до­рогих грузовых автомобилей.

Необходимо снижение трудоемкости транспортного процесса, в том числе путем создания специализированных автомобилей (за рубежом - до 90 % парка), особенно самосвалов и самопогрузчи­ков, значительно сокращающих время перегрузочных работ, и по­строения рациональной структуры парка (в европейских странах доля автомобилей особо малой и малой грузоподъемности может составлять 50%, в нашей стране - не более 15%, хотя основная сфера автомобильного транспорта - снабжение торговли и быто­вой сети города). Необходимо изменение подхода к системам диаг­ностики и технического обслуживания, а также совершенствова­ние конструкции и технических характеристик автомобилей и их двигателей, так как по этим направлениям имеется большое отста­вание нашей автомобильной промышленности. Для экономии топ­лива должно быть шире внедрение электроэнергии, газа, водо­родного и других видов топлива; применение экономически и эко­логически эффективных двигателей, в том числе роторного дви­гателя Ванкеля, Стирлинга, форкамерного двигателя и др.; повы­шение управляемости автомобилем и др.

По-прежнему актуальна «вечная» для России проблема дорог: развитие сети не успевает за увеличением количества транспорт­ных средств. С начала экономических реформ в России парк авто­мобильного транспорта вырос в 1,6 раза (легковых - на 76 %), а по прогнозам доля грузовых перевозок к 2015 г. увеличится на 30 - 40 %. Через 5-6 лет должно быть 170 автомобилей на 1000 жите­лей. Сеть дорог любой страны соответствует уровню экономиче­ского развития этой страны. В России необходимо иметь 1,5- 2,0 тыс. км дорог. Оптимальной плотностью дорог для нашей стра­ны считается 45 - 50 км/1000 км 2 , в европейской части страны плот­ность практически такая, но в среднем по России она составляет 3,82 км/1000 км 2 (для сравнения: в Молдавии - 41,25 км/1000 км 2 , Армении - 35,2 км/1000 км 2 , Грузии - 42,3 км/1000 км 2 , на Ук­раине - 39 км/1000 км 2 , в Латвии - 51 км/1000 км 2 , Бельгии - 375 км/1000 км 2 , Японии - 190 км/1000 км 2 , Германии - 196 км/ 1000 км 2 , США - 373 км/1000 км 2 внегородских и 690 км/1000 км 2 -с учетом улиц города).

На усовершенствованных дорогах себестоимость перевозок уменьшается в 2-3 раза, срок службы автомобиля увеличивается на 30%, расход горючего сокращается на 30-50%; производи­тельность на грунтовых дорогах в 3-4 раза ниже.

Необходимо увеличение доли дорог 1-й и 2-й категорий (капи­тальное цементно-асфальтобетонное покрытие; 2-8-полосное движение; наличие заправок, стоянок, освещения, пересечений в разных уровнях и т.д.).

Дизельные двигатели (в России примерно 25 % парка, в Гер­мании - 60%, во Франции - 50%) сокращают расход топлива автомобилей на 25-30 %. За рубежом 5 % легковых автомобилей оснащены дизельными двигателями.

Проблема организации и безопасности движения должна рас­сматриваться в системе автомобиль-водитель-дорога-среда (АВДС). Считается, что данную проблему можно решить путем создания транспортной системы при изоляции пешеходов, на­пример дорог разного уровня, пешеходных или транс­портных тоннелей, а также снятия движения в местах скопления людей и т.п. Совершенствование автомобиля ведется в направле­нии активной безопасности для предотвращения дорожно-транспортных происшествий (регулируемые тормоза, диафрагмирую­щие неслепящие фары, более надежные шины и т.п.) и пассив­ной безопасности для уменьшения последствий аварий (ремни безопасности, упрочнение кузова, травмобезопасные стекла и т.п.).

автомобильного транспор­та представлена на рис.

Автомобильный транспорт России в настоящее время в значи­тельной мере обеспечивает или участвует в обеспечении грузовых перевозок для всех отраслей народного хозяйства. Велика его роль и в удовлетворении потребностей населения в передвижении. Авто­мобильный транспорт широко применяется как для внутрипроиз­водственных (технологических) перевозок, так и для непосредст­венной доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления (в сфере обращения).

На внутрипроизводственных перевозках автомобили использу­ются в горнорудной промышленности, особенно на открытых раз­работках. В строительстве автомобилями выполняется огромный объем перевозок железобетонных изделий, кирпича, блоков, пане­лей, ферм и т.д. В сельском хозяйстве автомобили используются для доставки урожая с полей на склады, элеваторы, заготовительные пункты, базы хранения и непосредственно на станции, пристани, порты. В сфере обращения автомобилями перевозится примерно 35-40% общего объема перевозок. Это в основном подвоз грузов к магистральному транспорту.

Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономи­ческих особенностей, определяющих его преимущества и широкое использование во всех отраслях хозяйства:

    большая маневренность и подвижность. Грузы автомобилями могут перевозиться непосредственно из пункта производства в пункт потребления без перегрузки и промежуточного скла­дирования, т.е. «от двери до двери»;

    высокая скорость доставки грузов и пассажиров. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздуш­ному;

    в ряде случаев более короткий путь движения грузов и пас­сажиров. Целесообразно доставлять грузы и перевозить пассажиров автомобильным транспортом в тех случаях, когда

    расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным.

К недостаткам автомобильного транспорта относятся:

    сравнительно высокая себестоимость, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Высо­кий уровень себестоимости - результат малой грузоподъем­ности единицы подвижного состава и достаточной сложности автомобильного подвижного состава;

    относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей, несмотря на то, что в ряде случаев эта база развита еще недостаточно;

    недостаточная протяженность и плохое техническое состоя­ние имеющихся автомобильных дорог.

Автомобильный транспорт выполняет большой объем пассажир­ских перевозок. Особенно велик удельный вес пассажирских авто­мобильных перевозок в городах, других населенных пунктах и при­городе. Внутренний Водный (речной) транспорт

Речной транспорт - один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем гру­зообороте составляет 60-90%. Хозяйство речного флота России насчитывает 178 акционерных обществ открытого типа, в том числе 27 пароходств, 50 портов, 46 судоремонтных и судостроительных предприятий и др. Речной транспорт является важным звеном общей транспорт­ной системы в таких районах, где есть реки и где он является наи­более дешевым, особенно при перевозках массовых грузов: нефти и нефтепродуктов, леса, зерна, строительных материалов.

Россия обладает самой большой в мире сетью внутренних вод­ных путей. Бассейн реки Волги, например, включает 700 рек общей длиной 213 тыс.км, из которых 110 тыс.км являются судоходными или сплавными.

96 предприятий находятся в государственном подчинении, из них 27 - госпредприятия, 17 - госучреждения, 14 - судоходные инспекции, 14 - инспекции Речного Регистра, 24 - учебные заве­дения. Всего на 01.01.2000 г. имеютлицензии 2062 субъекта, из них 296 (14,4%) - частные предприниматели и 1766 (85,6%)- юри­дические лица. Общее количество речных судов - более 12 тыс., но примерно 35 % из них - отслужившие свой срок.

Четырнадцать портов речного транспорта принимают иност­ранные суда.

Речные пути подразделяются в зависимости от глубины и про­пускной способности на 7 классов и 4 основные группы: сверхма­гистрали (1-й класс), магистрали (2-й класс), пути местного зна­чения (4-й, 5-й классы), малые реки (6-й, 7-й классы). На речном транспорте существуют различные технические сооружения, обес­печивающие эффективность и безопасность работы. Это, прежде всего, шлюзы для перехода судов с одного уровня воды на дру­гой, бакены - знаки для обозначения опасностей на пути или ограждения фарватера, створы - знаки в виде башенных соору­жений или столбов, устанавливаемые на линии фарватера для обо­значения направления, мест поворотов и т.д., семафоры - мач­ты на берегу, посылающие разрешающие или запрещающие про­ход судов сигналы и др.

Фарватер (от голл. vaarwater , varen - двигаться, плавать и water - вода) - безопасный проход по водному пространству, характеризующийся достаточной глубиной.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта:

    высокая провозная способность глубоководных путей (напри­мер, на Волге при глубине фарватера 120- 140 см провозная спо­собность в 2 раза выше, чем на двухпутной железной дороге);

    сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешев­ле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка не­фти в 3 раза дешевле, леса - в 5 раз дешевле);

    удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и в 15-20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

    высокая производительность;

    меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транс­порт (в 10 раз);

    меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

Относительные недостатки речного транспорта:

    сезонность работы (на юге - примерно 240 дней из-за обмеле­ния рек, на севере - 120-150 дней из-за ледостава). В США, Гер­мании удельный вес речного транспорта выше, так как в этих странах навигация длится 10-11 месяцев в году;

    невысокая скорость судов и доставки грузов;

    разобщенность речных бассейнов, расположенных, в основ­ном, в меридиональном направлении;

    использование рек в естественном состоянии (неравномерность глубин, извилистость пути и др.).

Суточная работа на нашем речном транспорте в 1,5 раза боль­ше, чем в США и Германии (например, объем работ в Германии примерно равен объему работ Волжского пароходства). В России количество пристаней и речных портов в 30 раз меньше, чем в США и Германии, а на реках Сибири их вообще единицы. Вос­точный бассейн (реки Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока: Обь, Иртыш, Лена и Амур) имеет сложившуюся опор­ную сеть перевалочных узлов с давних времен.

Технология работы речного транспорта:

    несамоходными баржами (методом толкания при расположе­нии буксира сзади снижается сопротивление воды, что понижает стоимость перевозки на 20-25%);

    секционными составами-тяжеловозами (6-8 барж) общей гру­зоподъемностью до 23 тыс. т;

    групповым методом работы на постоянных грузовых линиях с устойчивым грузопотоком по графику движения, с учетом мощ­ности причалов и работы смежных видов транспорта. График осо­бенно необходим на реках со шлюзовой организацией движения;

    на одном судне можно отправить грузы по одному или несколь­ким адресам.

Проблемы и тенденции развития речного транспорта : необходи­мо совершенствование единой системы внутренних путей России, что возможно при строительстве каналов и шлюзов. В XIX в. была построена Мариинская система с 39 шлюзами. В европейской части России существующие каналы общей протяженностью 19 тыс.км образовали единую глубоководную систему, связывающую Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. В ее состав вош­ли каналы: Брестско-Пинский протяженностью 2200 км, Волго-Балтийский - 362 км (построен в конце XIX в. и реконструирован для шлюзования большетоннажных судов в 1964 г.), Волго-Дон­ской - 106 км (строительство началось при Петре I), Беломорско-Балтийский - 222 км, им. Москвы (1932-1937) - 128 км (11 шлю­зов, 10 водохранилищ, ресурс пресной воды для Москвы). Эта си­стема осваивает половину грузооборота речного транспорта.

Система внутренних путей имеет оборонное значение: связь юга страны с севером (путь через европейскую водную систему из Одессы в Санкт-Петербург) составляет 8800 км, а по внутренним путям - 4500 км.

Необходимо углубление фарватера для прохода судов большей грузоподъемности и продления сроков навигации; развитие систе­мы судов-ролкеров («Ро-Ро») горизонтальной погрузки, судов типа «река-море», появившихся еще в 1930-е гг. при создании крупных водохранилищ с более сложным ветроволновым режимом; секци­онных судов (они экономичнее большегруза той же грузоподъем­ности при упрощенной системе перегрузки и переформируются в зависимости от грузопотоков); судов-катамаранов; судов на воздушной подушке и подводных крыльях, развивающих скорость до 105 км/ч; ледоколов и судов с усиленными корпусами для полярных условий; повышение комфортабельности пассажирских судов; реконструкция имеющихся портов (Темрюк, Ейск, Ростов, Азов, Архангельск, Мурманск и др.).

Совершенствование системы «река-море» имеет особое значение для дальнейшего развития речного транспорта, так как позволяет использовать суда после закрытия речной навига­ции на морских незамерзающих участках, что дает увеличение объемов работ и производительности, сохраняет команду в межсе­зонье.

Суда типа «река-море» охотно фрахтуются зарубежными фир­мами.

Классификация подвижного состава речного транспорта пред­ставлена на рис.

Зародился в начале ХХ в., в конце столетия он стал одним из неотъемлемых признаков благосостояния и экономического развития. Автомобильный транспорт - это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колёсного движителя. Развитие этого вида транспорта определяется величиной автопарка, протяжённостью и состоянием автодорожной сети, а также экономическими потребностями и возможностями в его работе. Не малую роль в настоящее время играет экологический фактор.

Достоинства автотранспорта: манёвренность и мобильность; доставка грузов и пассажиров «от двери до двери»; автономность движения транспортного средства; высокая скорость доставки; широкая сфера применения по территориальному признаку, видам грузов и системам сообщения; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Недостатки автотранспорта: большая себестоимость; большая топливоэнергоёмкость и металлоемкость; низкая производительность единицы подвижного состава (130 - 150 тыс. т-км в год); наибольшая трудоёмкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя); загрязнение окружающей среды. К подвижному составу автомобильного транспорта относятся дорожные (специальные и транспортные (грузовые и пассажирские)) и внедорожные (колесные, гусеничные, на воздушной подушке, амфибии) автомобили. Производственный процесс автомобильного транспорта осуществляется подвижным составом предприятий общего пользования, ведомственным и частным. Автотранспорту присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотрядами по графику или без него.

В настоящее время для автомобильного транспорта характерны: повышение производительности путём увеличения скорости движения; создание новых автомобилей большей грузоподъёмности и грузовместимости (необходимо для промышленности). Существует необходимость снижения трудоёмкости транспортного процесса, в т.ч. путем создания специализированных автомобилей (самосвалов). Расширению сферы применения автотранспорта по перевозке грузов способствуют современные технологии типа контейнерной. Перевозка на значительные расстояния эффективна в международном сообщении, которое ускоряет доставку экспортно-импортных грузов. Автотранспорт является также наиболее массовым видом транспорта для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния.

В современной России автотранспорт играет достаточно скромную роль в перевозках. Суровые климатические условия вызывают большие, чем в развитых странах, затраты на дорожное строительство, эксплуатацию дорог и автотранспорта. Но это лишь частичное объяснение. Даже в обжитых, экономически развитых регионах России развитие автотранспорта не соответствует мировым стандартам. До сих пор главным «камнем преткновения» на пути развития отечественного автотранспорта является бездорожье.


В России общая протяжённость автодорог составляла более 1 млн. км, включая дороги с твердым покрытием (по данным 2010 г.), по сравнению с 2000 г их длина возросла на 12%. Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляла 786 тыс. км. Причём в подавляющем своем большинстве даже эти дороги не соответствовали общепринятым мировым стандартам. По протяжённости автомобильных дорог Россия занимает 10-е место в мире. В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд. тонн грузов. Его грузооборот в том же году составил 216 млрд. т-км.

По средней плотности автодорог Россия уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Плотность автодорожной сети составляет 59 км на 1000 км². По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием в РФ составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей.

Важнейшей автомобильной трассой является широтная цепь автодорог Беларусь - Урал - Байкал - Амур - Уссури. Проектируется строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. Также огромное значение в развитии автомобильных дорог сыграют транспортные коридоры №2 и №9.

В России происходит активный рост автомобилизации населения. Если в 2000 году число легковых автомобилей составляло 20 млн., то к 2010 году их число выросло до 34 млн. В 2008 году в стране было продано 2,9 млн. легковых автомобилей (5-е место в мире). Среднегодовой темп роста российского автомобильного рынка в 1998 - 2008 годах составлял 13 %. Количество официально зарегистрированных в стране автомобилей на 2010 год достигло 40 млн., из них грузовых 5,4 млн. Уровень автомобилизации в России составил в 2009 году 270 автомобилей на 1000 жителей (при этом в Москве - 350 автомобилей, во Владивостоке - 500).

Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении. Таким образом, средние расстояния перевозки составляют немногим более 20 км. Велик объём работы автотранспорта в карьерах, где большегрузные самосвалы используются для перевозки минерально-строительных материалов и пустой вскрышной породы.

В настоящее время в секторе грузовых перевозок действуют около полумиллиона хозяйствующих субъектов. Они являются владельцами 5,4 млн. транспортных средств. 44% грузовых автомобилей (2,9 млн.) находятся в индивидуальной собственности физических лиц. Примерно столько же сосредоточено в непрофильных отраслях экономики. Лишь немногим более 60 тыс. (12%) грузовых автомобилей - в отраслевых автотранспортных предприятиях.

Следствием такой ситуации является негативный эффект низкого масштаба производства. Это - ограниченное использование возможностей современной логистики, неразвитая инфраструктура и кустарные технологии основных транспортных процессов, снижение качества и безопасности перевозок в результате недостаточной подготовки операторов транспортного рынка, падения профессионализма персонала, технологической и правовой дисциплины субъектов грузовой автотранспортной деятельности.

Средний возраст российского автопарка на начало 2012 года составил чуть менее 12 лет. Самый старый автопарк сосредоточен на Дальнем Востоке. На Камчатке средний возраст эксплуатируемых легковых автомобилей составляет 19,5 лет. Также старый автопарк в Калининградской области - 18,5 лет. Основное наполнение парка на Дальнем Востоке и в Калининграде шло не за счёт продажи новых автомобилей, а за счёт ввоза подержанных иномарок, поэтому парки старше.

Самый молодой автопарк в Татарстане, где средний возраст легковушек 8,1 лет. На втором месте Пермский край - 8,6 лет, на третьем - Удмуртия - чуть более 9 лет. Автопарки Татарстана и Поволжья моложе, так как жители этих регионов активнее меняют российские автомобили на новые. Парк в Поволжье, например, на 2/3 состоит из отечественных автомобилей.

Москва оказалась на 4 месте, но средний возраст московского автопарка (9,1 года) вполне соответствует европейскому уровню. Санкт-Петербург занимает 14 место - там средний возраст автопарка 10,4 года. Средний возраст парков Москвы и Санкт-Петербурга снижается, потому что жители больше покупают новых иномарок.

В пассажирском сообщении в России велика роль автобусов. Они лидируют во внутригородских перевозках пассажиров. Общая протяжённость автобусных маршрутов оценивается в 2 млн. км. Проблемами данного вида общественного транспорта являются: низкое качество автобусов, низкий уровня безопасности у малых перевозчиков. Большой долей «чёрных» перевозчиков обусловлены высокие показатели износа парка коммерческого транспорта.

В крупнейших городах России налажено троллейбусное сообщение. Помимо троллейбуса, к городским электрическим видам транспорта принадлежит трамвай. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий составляет 7,6 тыс. км. Трамвай получил существенное развитие в крупных городах. «Самый трамвайный» город России - Санкт-Петербург, где впервые в нашей стране, в 1907 г., появился этот вид транспорта. И в настоящее время город располагает самой протяженной трамвайной сетью в мире, более половины которой находится в аварийном состоянии.

Подводя итог, можно сказать, что основными проблемами автомобильного транспорта России являются низкая эффективность организации информационно-логистических цепочек, распределения грузов, загрузки транспорта и большая доля "чёрных" частных перевозчиков на рынке.