Что такое станции технического обслуживания. Подготовительный этап бизнеса. Обратившись в центр кузовного ремонта «Профессионал», каждый клиент получает такие привилегии, как

Открытие станции техобслуживания – хороший вариант собственного бизнеса. Значительное количество пешеходов ежегодно переходит в разряд автовладельцев, автопарк расширяется, а спрос на услуги автосервиса неуклонно растёт. Создание СТО потребует немалых вложений, однако эта сфера деятельности высокорентабельна и при просчитанном и продуманном подходе обеспечит владельцу стабильную прибыль. Важный момент : для того, чтобы открыть СТО с нуля, организатор бизнеса должен быть технически подкован, разбираться в механике. Это позволит исключить необоснованные траты и обман.

Значимость бизнес-плана СТО

Трудно переоценить значимость бизнес-плана станции технического обслуживания, впрочем, как и любого другого. Его составление поможет не только оптимизировать расходы и ускорить процесс организации предприятия. При недостатке собственных средств он позволит заинтересовать и привлечь инвесторов. Грамотное составление бизнес-плана малого СТО позволит еще на начальных этапах просчитать возможные риски и скорректировать предполагаемые затраты и прибыль.

Анализ рынка и оценка конкурентоспособности

Перед тем, как открыть СТО, необходимо провести маркетинговое исследование, внимательно изучить спрос, деятельность конкурентов. Знание слабых мест и незанятых ниш поможет определиться с направлением деятельности, размером предприятия, перечнем проводимых работ и оказываемых услуг.

Регистрация СТО

При открытии небольшого автосервиса разумнее . Если же предприятие планируется масштабное, то потребуется регистрация юридического лица – .

Какие документы нужны для открытия СТО?

  • Согласование с архитектурным отделом и администрацией, если планируется строительство и реконструкция.
  • Разрешение на работу от Единого пожарного надзора.
  • Разрешение от санитарно-эпидемиологической службы.
  • Договор на аренду площадей и зданий.
  • Договор с коммунальным предприятием на обслуживание и вывоз отходов.
  • Договоры на поставку оборудования и запчастей.
  • Трудовые договоры с персоналом.
  • Штатное расписание.

Сколько стоит открыть СТО? Финансовая часть

Чтобы правильно спланировать работу предприятия и получать стабильный доход, необходимо заранее просчитать все расходы и ожидаемую прибыль. Следует установить фиксированные расценки на выполняемые работы, однако желательно их корректировать с учётом сезонности, объявляя акции и скидки.

Кроме того, в начале работы рекомендуется немного понизить цены в сравнении с конкурирующими организациями. Как уже говорилось выше, затраты на организацию бизнеса зависят от размеров и специализации будущего автосервиса. В качестве примера рассмотрим финансовую организацию небольшой СТО с минимальным перечнем оказываемых услуг.

Затраты

  • Согласование документов для открытия СТО – около 20 000 рублей.
  • Реклама (наружная, в печатных и электронных СМИ) – около 30000.
  • Закупка и установка оборудования – около 2 миллионов рублей.

Помимо капитальных вложений, существуют и текущие ежемесячные расходы:

  • аренда площадей – 140-160 тысяч;
  • зарплата персонала – не менее 200 000;
  • закупка расходных материалов – до 100 000.

Прибыль

Этот показатель зависит от успешности и грамотности организации предприятия. Начинающий автосервис может рассчитывать на ежемесячную выручку в размере от 500 тысяч рублей. Таким образом, прибыль составит от 50000 ежемесячно.

Рентабельность

Рентабельность в этой сфере бизнеса высока и составляет от 20 до 50%.

Окупаемость

В зависимости от прибыли, СТО окупается за срок от одного года до трёх.

Таким образом, открытие автосервиса является перспективным видом бизнеса и позволяет рассчитывать на приличный ежемесячный доход. Уделив должное внимание таким важным аспектам организации, как составление проекта станции технического обслуживания автомобилей, подбор опытного персонала и грамотное распределение денежных средств, можно гарантированно ожидать успешного развития предприятия.

Рынок автомобилей растет с каждым годом. Все чаще люди пересаживаются на личные машины, и отказываются от пользования общественным транспортом. Все эти автомобили требует не только срочного ремонта, но и диагностики, плановых вмешательств и т. д. Соответственно растет потребность в обслуживании этих автомобилей. Рынок услуг автосервиса сегодня далек от насыщения и дефицит предложений продолжает расти. Это значит, что открытие станции технического обслуживания автомобилей – всегда будет востребованным делом.

Характеристика рынка

По оценкам специалистов, последнее десятилетие рынок автомобилей вырос более чем в два раза, и каждый год повышается еще на 8%. И при этом он еще не достиг среднестатистических показателей Европы. То есть с каждым годом парк автомобилей в нашей стране будет неуклонно расти. Одновременно с ростом количества автомобилей растет в стране и количество станций технического обслуживания. В основном это небольшие частные компании, не привязанные к мировым брендам.

Поэтому говорить о какой-то структуре среди станций технического обслуживания автомобилей говорить не приходится. Все они могут заниматься как иномарками, так и отечественными автомобилями.

Виды станций технического обслуживания автомобилей

Различают четыре основных вида СТО. Далеко не все они представлены на нашем рынке, но знание этой структуры, дает понимание, в какой нише лучше открыть ваш проект. А также в какую сторону можно развивать бизнес при успешном его старте. Итак, существует такой бизнес автосервис:

  • Авторизованный. Станция полностью подчинена официальным дилерам или иностранным производителям машин. Поэтому станция имеет специализацию на конкретной марке автомобилей. Чтобы открыть такой сервис, понадобится специальная лицензия. Но получить ее непросто – вендоры очень избирательно подходят к определению контрагентов. При этом максимум прибыли с такой станции можно получить в размере 10 тыс. долл. за месяц. И то только в крупных городах, где много жителей, которые пользуются иномарками.
  • Сетевой. Абсолютно пустая ниша на отечественном рынке. В национальном масштабе еще ни одна станция такого типа не охватила всю страну. Максимальный охват – пять регионов страны. Самой распространенной на сегодня является станция технического обслуживания автомобилей Bosch. Также на рынке в этом сегменте присутствуют так называемые псевдосети, которые купили право пользования именем марки, но не являются официальными представителями ее услуг. Контроля за качеством обслуживания от главного офиса здесь нет. Такая станция технического обслуживания автомобилей может принести до 7 тыс. долл. за месяц.
  • Одиночные, не имеющие никакой аккредитации. При этом в них предлагают высокий уровень услуг, который помогает им составить серьезную конкуренцию описанным выше станциям. Они предоставляют аналогичный набор услуг, но с оплатой процентов на 30% меньше, чем у авторизированных точек. Такая станция технического обслуживания каждый месяц будет приносить не менее 2 тыс. долл., но выше 12 тыс. обычно доход не растет.
  • Индивидуальные услуги. Многие не относят этот бизнес автосервис к собственно бизнесу, называя такую деятельность самозанятостью. Услуги предоставляются в собственных гаражах либо мастер выезжает по вызову. Но именно этот тип технического обслуживания автомобилей пользуется наибольшим спросом. Предпринимателю такой проект может приносить 800-1200 долл. в месяц.

Реклама бизнеса

Какую бы нишу вы ни выбрали, без рекламы ваш бизнес автосервис просто не выживет. Рекламировать сетевые и крупные автосервисы есть смысл на наружной рекламе у торговых центров, развлекательных заведений, спортивных клубов. В обязательном порядке надо создать свой сайт, давать объявления на специальных досках в Интернете. Последний вариант подходит и тем, кто предоставляет частные услуги.

В качестве расширения бизнеса и дополнительной рекламы может выступить интернет-магазин запасных частей для автомобилей.

Если вам удастся организовать хороший бизнес, то уже через пару лет вам не придется тратиться на рекламу. Стабильный доход обеспечит наработанная база клиентов, через которую по рекомендациям будут приходить новые.

Подготовительный этап бизнеса

Чтобы бизнес автосервис имел успех, надо тщательно продумать и проработать такие четыре основных аспекта работы предприятия:

  • квалифицированные мастера;
  • место дислокации;
  • целевая аудитория;
  • список услуг.

Прежде чем открыть станцию, надо проанализировать работу конкурентов в окрестностях. Также вам понадобится зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя на форме налогообложения ЕНВД, получить разрешение на работу от ГИБДД, а также получить разрешения на помещение от СЭС и пожарной службы. При этом сам сервис должен располагаться в месте с удобными подъездными путями и не ближе 50 метров от жилых зданий.

Место под сервис

Сегодня найти подходящий участок не так просто. Обратите внимание, что предлагать несколько услуг нет смысла. Чтобы выдержать конкуренцию надо составить максимальный набор услуг, а для этого необходима соответствующая площадь. Рассчитывайте на покупку участка в жилом районе площадью не менее 300 кв. м. Оптимальная площадь – 700 кв. м.

Место можно взять в аренду. Для этого надо подготовить такие документы:

  1. Проектная документация. Разработка обойдется в 10-15 тыс. долл.
  2. Согласование проекта с тремя различными комиссиями.
  3. Выкупить право, в соответствии с которым можно арендовать землю. Цена может соответствовать сумме аренды земли на весь период. В центре города стоимость выкупа на три года может составить 480 тыс. руб., а на окраине – 60 тыс. руб. После постройки и оформления в собственность можно договориться о продлении срока аренды с трех до 49 лет. Эта процедура потребует еще 7,84 или 0,98 млн руб. соответственно.

Бизнес-план автосервиса должен включать постройку здания, как правило, модульного типа. Такая постройка недорогая и возводится в короткие сроки. Строится обычно три модуля. В первом размещается мойка на два поста, во втором находится административное здание, санузел, подсобные помещения. В третьем располагаются посты по предоставлению других услуг.

Оказываемые услуги

Как уже говорилось, мастерская должна оказывать широкий спектр услуг. Если ограничиться двумя-тремя, можно не выдержать конкуренции.

Основной набор услуг должен состоять из:

  • ремонта двигателя и подвески;
  • шиномонтажа;
  • диагностики и регулировки развал-схождения;
  • замены масла;
  • мойки и чистки салона.

Самыми прибыльными услугами обслуживания автомобилей являются:

  • ремонт двигателя;
  • ремонт коробки передач;
  • замена рулевого редуктора;
  • замена сцепления и других деталей.

Самым невыгодным с экономической точки зрения является ремонт тормозной системы, но без него перечень предоставляемых услуг будет неполным. Стоит включить в список обслуживания автомобилей тюниг, тонировку стекол, установку ксенона и другое.

Закупка оборудования и персонал

В первую очередь бизнес-план СТО должен предусмотреть закупку специального оборудования. Чтобы открыть пункт обслуживания автомобилей понадобится закупка такого оборудования:

  • инструменты – 100 тыс. руб.;
  • диагностика – 60-100 тыс. руб.;
  • подъемник – 40-120 тыс. руб.

Обратите внимание, что в зависимости от того, какие услуги будет предлагать ваш проект, может понадобиться наличие узкоспециализированного оборудования.

Бизнес-план автосервиса предполагает наличие обслуживающего персонала. Его штат зависит от того, какие услуги предлагает ваш проект. Для обслуживания оборудования понадобится около четырех мастеров, которые будут работать посменно. Они должны быть не просто профессионалами своего дела, но и уметь общаться с людьми. Ведь по результатам этого общения зависит и то, будут ли довольны ваши клиенты, будут ли они возвращаться в ваш автосервис и рекомендовать его другим.

Также необходим управляющий, работу которого может выполнять сам владелец бизнеса. Однако важно, чтобы этот человек имел высшее техническое образование, предпочтительно связанное с автомобильным транспортом.

Финансовый план проекта

К капитальным относятся:

  • документация по согласованию – 20 тыс. руб.;
  • реклама – 30 тыс. руб.;
  • закупка и монтаж оборудования – 2 млн руб.

Всего проект потребует не менее 2 050 000 руб.

Каждый месяц бизнес-план СТО должен учитывать такие расходы:

  • зарплата мастерам – 200 тыс. руб.;
  • расходные материалы и другие издержки – 80 тыс. руб.;
  • аренда – 150 тыс. руб.

Всего – 430 тыс. руб.

Что касается доходной части, выручка составит около 500 тыс. руб. в месяц, а чистая прибыль – 70 тыс. руб. Если тщательно продумать бизнес-план автосервиса и грамотно организовать дело, капитальные затраты окупятся сравнительно быстро.

В расчете окупаемости надо учитывать, что декабрь-февраль для автосервиса – мертвый сезон. Чуть более оживленными, но тоже непопулярными являются май и август. За оставшееся время оборот автосервиса составит примерно 300 тыс. долл., из которых чистая прибыль – в среднем 80 тыс. долл. То есть при вложениях около 0,5 млн долл. инвестиции окупятся не ранее, чем за пять лет.

Важные нюансы бизнеса

  1. Приобретение запчастей и поставщики. Искать поставщиков можно на специализированных выставках или через Интернет. На сайтах производителей обычно размещены каталоги запчастей, поэтому можно легко подобрать все необходимое. Формируя заявки, надо учитывать сезонный спрос и оставлять их заранее. Рекомендуется самые популярные запчасти покупать впрок, но этот вариант больше подходит крупным автосервисам. Остальные могут покупать через интернет-магазины с доставкой, но такой вариант обычно стоит чуть дороже.
  2. Если вы планируете открыть СТО с нуля, в начале бизнеса лучше сконцентрироваться на самых востребованных услугах: автомойке, покраске, шиномонтаже, ремонте кузова.
  3. Со временем оптимизировать расходы можно через сокращение расходов на рекламу, расширением спектра услуг, снижение затрат на обслуживание оборудования, передача определенных работ на аутсорс.
  4. Снизить расходы помогает привлечение работников из стран СНГ. Они более дисциплинированы, трудоспособны и готовы получать меньшую зарплату, чем установлено на рынке. Обычно механику платят 30-50% стоимости услуги, фиксированная ставка – 200 долл. Всего механик зарабатывает от 600 до 1000 долл. в месяц.
  5. Чтобы упростить и автоматизировать работу и учет продукции, рекомендуется купить специальное ПО на компьютеры. Такие программы стоят 120-200 долл., плюс программа для связи с бухгалтерской отчетностью (700-1200 долл.). В дополнение можно приобрести каталоги запчастей (40-70 долл.).

Готовый автосервис

Как вариант, можно купить готовый автосервис. Это снизит затраты на открытие, организацию и закупку оборудования. Именно поэтому желающих купить такой бизнес много. Как правило, предложения продажи не задерживаются на рынке дольше месяца-полтора.

Такой бизнес обойдется примерно в 60 тыс. долл., которые вернутся уже через 6-10 месяцев. Прежде чем совершить покупку, надо обратить внимание на такие нюансы:

  • срок аренды помещения и возможность его продления;
  • возможность сберечь персонал, о чем обычно подписывается договор с бывшим владельцем;
  • налаженные связи с поставщиками;
  • месторасположения автосервиса;
  • качество и уровень амортизации оборудования;
  • возможность предоставления консультаций бывшим владельцем в течение примерно 2-3 месяцев.

Надо понимать, что вложения в бизнес будут разными, зависимо от того, в какой нише решил работать предприниматель. Соответственно и срок окупаемости будет разный. Но в любом случае такой бизнес не приносит мгновенной прибыли. Как правило, проекты начинают с небольших частных услуг, постепенно расширяя свое предприятие. Поэтому фактическая норма прибыли дела, которую демонстрирую автосервисы на практике – 70%.

Замена технических жидкостей и расходных материалов, а также качественная диагностика основных узлов автомобиля - это важнейшие процессы, которые нужно производить регулярно. Также в техническое обслуживание автомобилей часто включают проведение настроек развал-схождения, корректировку зажигания и проверку настроек двигателя. Правильное выполнение этих процессов гарантирует надежную эксплуатацию вашей машины.

Главные стадии выполнения технического обслуживания авто

Каждый производитель выставляет свои требования к регулярному техобслуживанию автомобилей. Пока авто находится на гарантии, работа производится на официальной станции, ведь только так можно сохранить гарантийные обязательства. После снятия с гарантии проще найти хороший неофициальный сервис, который выполнит:

  • замену масла в двигателе и в коробке передач, диагностику агрегатов;
  • установку новых фильтров топлива, воздуха, очистки салонного пространства;
  • диагностику бортовой компьютерной системы и электрической цепи машины;
  • плановую замену свечей, ремней и роликов по рекомендациям производителя.

Также часто проверяют углы установки колес и прочие настройки, которые влияют на качество эксплуатации машины. Допускать к таким процессам непрофессиональных исполнителей нельзя, иначе ваше авто не сможет обеспечить качество и надежность передвижения. К подбору материалов и запчастей также следует подойти ответственно.

Выгодное техническое обслуживание в профессиональном сервисе

Высокое качество обслуживания автомобилей - главный критерий для владельца авто, потому следует выбрать профессиональный сервис с гарантией на работы и расходные материалы. Хорошая станция предложит возможность покупки запчастей, как оригинальных так и аналогов. Также специалисты выполнят все задачи с такими особенностями:

  • возможность присутствия владельца при выполнении технического обслуживания и ремонта авто;
  • полный отчет о проделанных работах, подкрепленный документами;
  • качественная диагностика машины, определение зародившихся неполадок;
  • рекомендации по эксплуатационным особенностям модели от специалистов.

Основным звеном системы автосервиса является подсистема поддержания в работоспособном состоянии. Эта подсистема выполняет услуги по техническому обслуживанию, ремонту и другим видам технических воздействий с целью обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей населения и представлена широкой сетью разных по мощности, масштабам и назначению предприятий автосервиса.

Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, одним из главных звеньев которой выступают СТОА, обосновывается помимо технических следующими соображениями:

- Экономическими. По данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих автомобилей;
- Социальными. Относительная опасность автомобиля как транспортного средства очень велика и, по данным мировой статистики, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вследствие неисправности автомобилей составляет 10-15% общего числа ДТП.
Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные СТОА - это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению (степени специализации), месторасположению, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.
В зависимости от расположения СТОА подразделяют на городские, в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные, оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТОА. Дорожные СТОА являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.
По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТОА самообслуживания. Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть:

Универсальные - для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей;
специализированные - для обслуживания одной марки автомобиля.

С увеличением парка легковых автомобилей и диверсификацией его структуры получают развитие специализированные СТОА по маркам автомобилей. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Москва, Санкт-Петербург.
Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период).

Виды станций технического обслуживания автомобилей

- техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства - доля иномарок в общем автопарке составляет 23 %, не обслуживанием иномарок занимается 28 % автосервисных предприятий;
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производства - 75 % парка, но только 21 % предприятий автосервиса (обслуживание);
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечественного, так и иностранного производства - 51 %, причем на предприятиях автосервиса профилактические воздействия преобладают над ремонтными для автомобилей импортного производства и ремонтные над профилактическими - для отечественных автомобилей.

Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТОА, оснащенными специальным оборудованием.

По видам работ СТОА подразделяются на диагностические, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов питания и электрооборудования, ремонта автоматических коробок передач, ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа.

По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТОА можно подразделить на малые, средние, большие и крупные.

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и располагаются в радиусе, не превышающем 10-15 км от потребителя.

Средние станции обслуживания с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена arpeгaтов, а также может производиться продажа автомобилей.

Большие станции обслуживания с числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объеме. На этих СТОА могут находиться специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслуживанию могут применяться поточные линии. Как правило, на таких СТОА осуществляется .

В настоящее время около половины автосервисных предприятий имеют мощность от 1 до 3 рабочих постов; более 40 % - от 4 до 10 постов; 7 % - до 30 постов. Крупные станции составляют менее 2 %.

По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом.

Первая группа - фирменные (дилерские) СТОА, которые продают и обслуживают и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями - авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий иыбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены.

Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала.

Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.

К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.

К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.

К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают предприятиям предыдущей группы.

Структуру сети СТОА рассмотрим на примере Москвы. Здесь крупные предприятия автосервиса составляют только около 17 %; это достаточно мощные специализированные предприятия (31 % общегородской мощности). Остальные объекты автосервиса арендуют площадки и производственные мощности: транспортных предприятий (около 40 % общего числа объектов и 39 % общегородской мощности), промышленных предприятий (соответственно 19 и 14 %).

Сегодня существует большой разрыв между спросом (потребностями автовладельцев по ремонту и обслуживанию автомобилей) и возможностью его полного удовлетворения. Это обусловлено двумя основными причинами.

Первая причина - невысокая платежеспособность ряда автовладельцев, что заставляет их обращаться в подпольные автосервисы. «Подпольщики» особенно активны в теплое время года, поскольку большинство из них работает в неотапливаемых гаражах и зимой сворачивает свою деятельность. Нелегальные автосервисы и мойки есть буквально повсюду. Они не имеют лицензий, не платят налогов, поэтому их услуги гораздо дешевле, чем в легальных СТОА. Некоторые автовладельцы вообще обращаются только к ним, поскольку основательный ремонт автомобиля на законно существующей СТОА сравним по цене со стоимостью самого автомобиля. Подпольный автосервис занимает значительную часть рынка обслуживания автомобилей, мешая тем самым развитию легальных СТОА. Стоит отметить, что в последнее время уровень сознательности автовладельцев возрастает: они все чаще обращаются в легальные СТОА, гарантирующие высокое качество работы.

Вторая причина - недостаток производственных мощностей существующих СТОА, особенно в населенных пунктах областного и районного значения, где автосервис практически в зачаточном состоянии. Но даже в Москве СТОА катастрофически не хватает. Бурный рост автопарка породил серьезные проблемы - переполнение столичных автотрасс и поддержание надлежащего технического состояния автомобилей. В настоящее время действует 2,6 тыс. предприятий автосервиса, в то время как их должно быть около 10 тыс. Правительство Москвы приняло программу, направленную на развитие и улучшение служб автосервиса в городе.
Экс мэр Москвы Ю.М.Лужков предложил в качестве меры поддержки и развития СТОА упрощенный порядок регистрации для открывающихся центров. Лужков поручил специалистам подготовить соответствующие документы, в том числе типовой проект зданий для новых техцентров. «Думаю, это имеет особое значение для малого и среднего бизнеса. Эта задача не для монополистов»,- уточнил он. При этом, в Москве необходимо реализовывать программы подготовки кадров, в первую очередь менеджеров техцентров. При реализации этой программы число СТОА в Москве должно увеличиться в несколько раз, в результате чего с авторынка будут вытеснены сервисные предприятия, которые не отвечают требованиям по безопасности, экологичности и качеству предоставляемых услуг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Рост объемов оказания услуг отстает от темпов автомобилизации страны;
- потребности в автосервисных услугах обеспечены недостаточно, предприятия автосервиса распределены по городам неравномерно, поэтому весьма актуальна проблема обеспечения в количестве и территориальной доступности автосервисных услуг;
- успешное функционирование СТОА возможно при учете всех новшеств в области автотехобслуживания, накоплении и анализе статистического материала, создании типовых проектов станций, объединенных единым замыслом и возможностью трансформации, наличии высококвалифицированных специалистов в этой области;
- создание совместных предприятий с участием зарубежных партнеров в области автосервиса будет способствовать приобретению опыта, скорейшему избавлению от негативных моментов в деятельности предприятия автосервиса, накоплению финансовых средств для развития данной сферы обслуживания.

По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться