Что такое bluetec. Система Bluetec: описание и конструктивные особенности. Общественные или частные заправочные станции

Система Bluetec не является революционной, однако достаточно давно и успешно применяется при укомплектовании двигателей Mercedes-Benz, а её экологичность даст фору даже двигателям с гибридными силовыми установками. Система настолько эффективна, что конструкторам не пришлось вносить каких -либо изменений в конструкцию двигателя, а минимальные изменения в составе топливной аппаратуры позволили достичь уровня выброса окислов азота, укладывающегося в нормы не только Евро 5, но и даже Евро 6.


Устройство системы Bluetec вполне простое и удачное, причём подразумевает даже не одну, а три подсистемы, которые позволяют автомобилям концернов Mersedes и Chrysler укладываться в очень жёсткие нормы токсичности. В 2002 году корпорация DaimlerChrysler начала выпуск автомобилей, оснащённых системой очистки выхлопа, которая осуществляет впрыск искусственной мочевины AdBlue в выпускной тракт двигателя. C 2005 года этими системами стали оснащаться многие серийные грузовики и автобусы, а затем технология постепенно перекочевала и на легковые автомобили. Этой системой оснащаются, например, Mercedes Benz GL и Mercedes E320 Bluetec. Работа происходит за счет введения смеси аммиака и воды, известной под названием мочевины, в выпускной тракт двигателя, где она перемешивается с выхлопными газами и попадает в специально разработанный нейтрализатор SRC. Под действием высокой температуры и компонентов катализатора, окислы азота, содержащиеся в выхлопе, перемешиваются с аммиаком и после чего распадаются на чистый азот и воду, естественно, что здесь же происходит и дожиг остальных вредных компонентов.


Однако, кроме окислов азота с составе выхлопа имеется и сажа, которая чрезвычайно вредна для здоровья человека, поскольку является катализатором роста раковых клеток в организме, однако снижение её количества в выхлопе приводит к росту выброса оксидов азота и таким образом получается замкнутый круг. Поэтому было разработано второе поколение системы Bluetec, в которой отработанные газы попадают сразу в окислительный катализатор, являющийся одновременно и противосажевым фильтром, а уже потом попадает в специальную смесительную камеру, где смешивается с компонентами AdBlue, а окончательная очистка происходит, как и в первом случае, в избирательном катализаторе SCR.


Недостатки применения мочевины, заставили конструкторов несколько изменить конструкцию Bluetec, где применение мочевины не нужно вовсе. Для этого пришлось изменить моменты и характер впрыска на, практически, всех режимах работы двигателя, а выхлопные газы подвергнуть многоступенчатой очистке. В эту системы были введены платиновый катализатор, противосажевый фильтр и два SCR- нейтрализатора, которые предназначены для окончательного удаления из состава выхлопных газов оксидов азота. На сегодняшний день, автомобили оснащённые такой системой пока что официально продаются только на территории США, где строгие калифорнийские нормы вполне соответствуют нормам Евро 5.


Все три подсистемы достаточно надёжны в эксплуатации, хотя для первых двух, является небольшим недостатком размещение ещё одного бака для мочевины, что на некоторых моделях делает проблематичной размещение запасного колеса. Расход же её относительно невысок и полного бачка хватает для пробега около 20 тысяч километров, поэтому наполнение можно приурочить к прохождению очередного технического обслуживания. А вот качество солярового топлива для этих систем является большой проблемой, поскольку высокое содержание серы сводит на нет все усилия, а каталитические нейтрализаторы ещё и «спекаются» , переставая пропускать выхлопные газы, в результате чего требуется их замена, которая весьма не дёшева. Кроме этого, первое и второе поколение могут работать только в условиях тёплого климата, поскольку раствор AdBlue замерзает при падении температуры всего до минус 11,5 С.


Конечно, разработки на этом не прекращаются, стоит заметить, что даже наличие столь хороших характеристик, не останавливает конструкторов к ещё большему снижению токсичности выхлопа, поэтому в последнее время активно ведутся работы по совмещению гибридного двигателя и многоступенчатой очистки выхлопа с использованием реагента AdBlue.

К каким только ухищрениям не прибегают разработчики, дабы увеличить экологичность своих автомобилей. Мудрят с солнечными батареями, электрическими и гибридными приводами, шаманят с водородными технологиями. Из этих разработок многие просочились на конвейер, а некоторые так и остались доживать свой век, будучи воплощёнными только в опытных образцах. А, между прочим, технология Bluetec, которую Mercedes-Benz применяет на своих дизельных автомобилях, хоть и не является революционной, но зато чистит отработавшие газы как надо.

Эффективность этой системы ставить под сомнение грех. Посудите сами, благодаря её применению инженерам без изменения конструктива двигателей, соответствующих нормам Евро-3, удалось с минимальными перенастройками топливной аппаратуры достичь уровня выбросов, которые по содержанию окислов азота с большим запасом укладываются в нормы Евро-5 и даже Евро-6. Так как же устроено это чудо техники?

Корпус каталитического нейтрализатора выполнен из двойных стенок с жаропрочной оболочкой между ними. Внутри корпуса находятся керамические или металлические «соты», покрытые тонким слоем химически активного вещества - катализатором. В результате работы катализирующего вещества токсичные соединения CO, CH и NOx окисляются или восстанавливаются до углекислого газа СО2, азота N2 и воды Н2О.

На многих современных машинах нынче трудятся трёхкомпонентные нейтрализаторы. Они относительно просты, не слишком дороги в производстве, обладают достаточной долговечностью и, надо сказать, весьма неплохо справляются со своей задачей. В таких катализаторах платина и палладий «воюют» с СО (угарный газ) и СН (углеводороды), а родий «борется» с NO (окислы азота). Если особо не вдаваться в подробности, то результатом работы «противогаза» является окисление или восстановление этих токсичных компонентов до углекислого газа СО2, азота N2 и воды. И если на бензиновых двигателях со зловредной «троицей» научились бороться весьма эффективно, то при очистке выхлопа дизельных моторов химики столкнулись с кое-какими проблемами.


На многие модели автомобилей ставятся двух- или даже трёхкомпонентные нейтрализаторы. Они, как правило, состоят из нескольких секций с различными каталитическими веществами - платиной, родием, палладием

Всё бы ничего, да только особенности смесеобразования в дизеле таковы, что при его работе выделяются не только перечисленные вредоносные компоненты, но и, плюс ко всему, большое количество сажи, которая, кстати, является «провокатором» роста раковых клеток. И это ещё не всё! Особенность дизельных «движков» такова, что если уменьшить долю сажи в выхлопе, содержание NOx, напротив, начнёт резко возрастать. И наоборот. Причём перевес в ту или иную сторону зависит не только от совершенства процесса смесеобразования, но и от режима работы.


«Соты» каталитического нейтрализатора.

Вот и получается, что для комплексной очистки дизельного выхлопа нужна куда более сложная система, состоящая из нескольких компонентов. И таких систем, надо сказать, было выпущено довольно много - с ними экспериментировали и Toyota, и Citroen, и Mitsubishi. Среди них есть весьма интересные экземпляры, но, к сожалению, по своей сложности они в большинстве случаев напоминают гидролизные установки нефтеперегонного завода. Они не только громоздки и тяжелы, но ещё и дороги до такой степени, что их использование в массовом производстве ставит под вопрос рентабельность.


Дизельные красавцы Аrtego, Actros и Axor выпускаются в различных вариантах и могут соответствовать как нормам Евро-4, так и нормам Евро-5.

Хотя, следует заметить, на сажу управу удалось найти относительно быстро и, главное, дёшево. Химики-инженеры создали специальные накопительные противосажевые фильтры, которые можно видеть сегодня на большом количестве современных дизелей. С СО и СН на этих моторах эффективно борются при помощи обычных окислительных катализаторов. А куда же девать NOx? Ведь его количество при отдельных режимах работы дизеля может настолько увеличиться, что вписать его в нормы Евро-4 и, тем более, Евро-6 становится весьма проблематично.


13-метровый «междугородник» Mercedes-Benz Tourismo, который вышел в прошлом году, соответствует нормам Евро-4.

Ответ дали специалисты компании Mercedes со своей технологией Bluetec. Именно эта система очистки выхлопа, которая среди себе подобных оказалась наиболее простой и удачной, позволила «вписать» дизельные двигатели в перспективные сверхжёсткие нормы токсичности по всем статьям, в том числе и относительно окислов азота. Однако не все знают, что под «вывеской» Bluetec на автомобилях Mercedes и Chrysler применяется не один, а три подвида системы, отличающиеся весьма сильно. Впрочем, давайте обо всём по порядку.


Схема работы системы очистки выхлопа Bluetec на грузовиках Actros.

Первой в серию DaimlerChrysler вывел автомобили с системой, которая предполагала впрыск в выпускной тракт искусственной мочевины AdВlue. Опытные образцы с мочевинной технологией Bluetec концерн выпустил на дороги в 2002 году. На протяжении нескольких месяцев испытатели гоняли машины по дорогам Европы и Америки, прежде чем поняли, что система дееспособна и может применяться на серийных автомобилях. Уже в начале 2005 года серийные дизельные грузовики концерна оснащались такими системами. Потом технология потихоньку перекочевала на автобусы. А не так давно к ним присоединились и легковушки, например, внедорожник Mercedes-Benz GL или Mercedes E 320 CDI Bluetec.


А это не что иное, как дозирующее устройство, которое контролирует подачу мочевины AdBlue в выхлопную трубу грузового Actros.

Грузовой вариант Bluetec наиболее простой и работает следующим образом: специальный активный реагент AdВlue, который представляет собой водный раствор мочевины (вода + аммиак), при помощи специального дозатора подаётся в выпускной тракт и перемешивается с выхлопными газами.


Mercedes для заправки ёмкостей автомобиля мочевиной оснастил собственные центры обслуживания и некоторые заправочные станции специальными колонками.

Далее эта «адская» смесь попадает в специальный нейтрализатор SCR (Selective Catalytic Reduction) избирательного действия. Здесь аммиак из AdBlue под влиянием катализирующих веществ при температуре около 250–300°С вступает в химическую реакцию с окислами азота. В результате чего NOx «разбирается» на безобидные азот и воду. Естественно, здесь дожигаются и остальные вредные компоненты.

А вот вариант, устанавливаемый на внедорожник Vision GL 320 Bluetec, более навороченный. Работает эта версия так: практически сразу после выпускного коллектора отработавшие газы попадают в окислительный катализатор, который совмещён с противосажевым фильтром. Кстати, ничего особенного этот совмещённый «очиститель» собой не представляет - большинство современных дизельных моторов оснащается именно такими. В нём платина и палладий «борются» с СО и СН, а фильтр задерживает, а потом окисляет твёрдые частицы углерода, то есть сажи.


Составные части системы нейтрализации с применением мочевины, устанавливаемые на легковые автомобили.


Так многоступенчатая система очистки выхлопа скомпонована на внедорожнике Mercedes-Benz Vision GL 320 Bluetec.

Затем полуочищенный выхлоп попадает в смесительную камеру выпускного тракта и смешивается с реагентом AdBlue. Заключительная стадия очистки проходит в избирательном катализаторе SCR точно так же, как на «грузовой» модификации системы. И только после такой многоступенчатой очистки выхлопные газы «отпускают на волю».


Vision GL 320 Bluetec (справа) показали во время Детройтского автосалона в 2006 году. Дизельная V-образная «шестёрка» CDI развивает 211 лошадей и 540 ньютон-метров крутящего момента. При этом уровень загрязняющих веществ мотора соответствует нормам Евро-4. Трёхтонная махина с этим «движком» расходует в смешанном режиме 9,4 литра дизельного топлива на сто километров.

Расход искусственной мочевины не так велик, как может показаться сначала - всего около 0,1 литра на 100 километров. Следовательно, 20-литрового бака с AdBlue, вполне хватает на пробег более 20 тысяч километров. А это значит, что запас можно пополнять каждый раз при выполнении планового ТО. С грузовиками ситуация аналогичная, только жидкости на километр пути, конечно же, уходит несколько больше.


Прототип с длинным названием Bluetec Jeep Grand Cherokee Engineering Concept с трёхлитровым дизелем CRD был представлен Крайслером на Детройтском автошоу в прошлом году. Насчёт серийного производства таких автомобилей американская компания пока помалкивает.

Есть, разумеется, у «жидкостной» Bluetec и недостатки. И речь не только о цене - система крайне прихотлива к качеству топлива и способна нормально работать только на солярке с минимальным содержанием серы. Кроме того, такая система доставляет лишние хлопоты при обслуживании. Есть и ещё одна трудность - раствор AdВlue замерзает уже при минус 11,5°С.

На Mercedes GL 320 Bluetec, а также Bluetec Jeep Grand Cherokee Engineering Concept и других легковушках с мочевинной технологией бак с реагентом ушёл в подполье.

Поэтому сверхчистые дизели, работающие с реагентом AdBlue, актуальны в регионах, где минимальная температура не опускается ниже минус 5–8°С. То есть в относительно тёплых европейских странах или южных штатах Америки. К примеру, в озабоченной проблемами экологии Калифорнии.


Mercedes-Benz Vision C 220 Bluetec немцы представили миру весной 2007 года, буквально за неделю до Женевского автосалона. Мотор этого седана «коптит» настолько чисто, что удовлетворяет требованиям Евро-6, которые вступят в силу только в 2015 году.

Зная об этих недостатках, Mercedes в своё время озадачился разработкой системы без использования мочевины. Так родился ещё один вариант, который, кстати, уже применяется на седанах и универсалах Mercedes E 320 CDI Bluetec. Здесь разработчики пошли по иному пути - при помощи электроники они несколько изменили характер впрыска на всех режимах. И решили подвергнуть выхлопные газы четырёхступенчатой очистке, без применения жидкого реагента.


А так устроена четырёхступенчатая система очистки газов без использования мочевины (Mercedes E 320 CDI Bluetec).

Система эта состоит из платинового окислительного каталитического нейтрализатора, противосажевого фильтра и двух SCR-катализаторов, которые «сражаются» исключительно с окислами азота. С такой четырёхступенчатой очисткой автомобили продаются исключительно на территории США и позволяют дотянуть состав окислов азота в выхлопе до строжайших калифорнийских стандартов. Кстати, принятые в штате Шварценеггера нормы по концентрации окислов азота NOx примерно соответствуют уровню Евро-5.


А это, собственно, рентген Mercedes E 320 CDI Bluetec с системой, в которой применена последовательная четырёхступенчатая очистка выхлопа без использования мочевины. Судьба этого Мерса весьма забавна, ведь изначально автомобиль запретили продавать на территории Калифорнии из-за несоответствия экологическим нормам. Однако, немного поработав над ошибками, немцы всё-таки прорвались на автомобильный рынок южного штата.

В будущем технологии Bluetec сейчас сомнений уже нет. Но пока что лидером по выпуску таких машин является Mercedes-Benz. Кстати, в консорциум Bluetec некогда входил ещё и Volkswagen, но позже концерн почему-то решил отказаться идти в ногу со своими коллегами. Тем не менее продажи машин с Bluetec только начинаются, и не факт, что остальные производители в перспективе не будут делать что-то подобное. Правда, к России всё это пока, как обычно, не относится - с нашим-то качеством солярки…


В этом году во Франкфурте Mercedes представил S-400 Bluetec Hybrid. Интересна разработка тем, что в ней воедино соединены две экотехнологии: гибридный привод и многоступенчатая система очистки выхлопа с применением реагента AdBlue. Старания инженеров привели к тому, что автомобиль с запасом укладывается в нормы Евро-6. Скажем по секрету, инженеры из Штутгарта к 2009 году готовятся выпустить в серию ML 450 Hybrid и E300 Bluetec Hybrid.

Кстати, Scania и MAN готовят мерседесовской технологии довольно сильную альтернативу. Они пообещали представить V-образную дизельную «восьмёрку» с технологией EGR, которая будет соответствовать Евро-5 уже в 2008 году. «Шестигоршковые» дизели с «пятым Евро» у них уже есть. Правда, надо заметить, что Scania и MAN делают упор не на SCR-технологии (как в Bluetec), а на более точное управление фазированным впрыском и каталитическую систему очистки с рециркуляцией (возвратом обратно в камеру сгорания) отработавших газов.

Совершенствование систем нейтрализации выхлопных газов и электрических технологий - меры необходимые для увеличения экологичности транспорта, ведь год от года нормы по токсичности выброса становятся жестче. Mercedes -Benz , в качестве решения для своих автомобилей, предложил систему BlueTec®.

Инновационная система BlueTec® без внесения серьезных изменений в конструкцию двигателя позволяет добиться соответствия нормам Евро-3. Небольшая доводка топливной аппаратуры позволяет уменьшить содержание окислов азота в выхлопе, до уровня, позволяющего мотору соответствовать нормам Евро-5 и даже Евро-6. Технически это реализуется следующим образом: корпус катализатора оснащен жаропрочной оболочкой, внутри него находятся керамические и металлические «соты», покрытые слоем химически активного катализатора, в результате реакции которого с токсичными химическими соединениями CO, CH и NOx, последние окисляются до углекислого газа СО2, азота N2 и воды Н2О. В качестве катализаторов используются: платина и палладий нейтрализующие СО (угарный газ) и СН (углеводороды), родий – NO (окислы азота).

Специфика смесеобразования в дизельном двигателе приводит к тому, что, помимо вышеуказанного набора стандартных CO CH NO выделяется большое количество сажи. Уменьшение доли сажи ведет к резкому росту содержания NO, нейтрализация NO увеличивает количество сажи в выхлопе. Таким образом, для очистки дизельного выхлопа нужна более сложная система, способная не только уменьшить содержание токсичных веществ, но и минимизировать образование сажи. Существует множество примеров более сложных и многокомпонентных экспериментальных катализаторов, разработанных ведущими автоконцернами (Toyota, Isuzu, Mitsubishi), но по своей сложности они напоминают гидролизные установки нефтеперегонного завода. Они большие, тяжелые и настолько дороги, что их применение ставит вопрос о рентабельности.

Более простым способом борьбы с сажей оказалась установка специальных фильтров, которые применяется на большинстве современных дизельных двигателей, для борьбы с сажей. Решение проблемы с выбросом NO была решена инженерами компании Mercedes, предложившими систему очистки выхлопа, позволяющую привести дизельные двигатели в соответствие со сверхжесткими экологическими нормы по всем показателям, в том числе и относительно по NO. Не все знают, но под названием BlueTec® на автомобилях Mercedes и Chrysler применяется три разных подвида системы.Mercedes-Benz начал устанавливать на свои двигатели систему впрыска в выпускной тракт искусственной высокоочищенной мочевины AdВlue (вода + аммиак). Испытания системы начались с 2002 года и уже с 2005 такой системой нейтрализации начали оснащать большинство двигателей грузовиков. Грузовой вариант Bluetec работает по следующей схеме: жидкость AdВlue – раствор искуственной мочевины (вода + аммиак), через дозатор подаётся в выпускной тракт, где смешивается с выхлопными газами.

Смесь выхлопных газов и мочевины подаётся в специальный конвертор SCR (Selective Catalytic Reduction) избирательного действия, где аммиак из AdBlue в присутствии каталитического вещества при температуре около 250–300°С реагирует с окислами азота, в результате чего NO «разлагается» на азот и воду. Расход жидкости AdBlue составляет всего 0,3 литра на 100 километров, конструктивно в большинстве грузовиков предусмотрен 60-литровый бак с AdBlue, которого хватает приблизительно на 20 тысяч километров пробега, что укладывается в сервисный интервал, таким образом емкость с мочевиной можно заправлять либо на специализированной заправке, либо в сервисном центре во время очередного планового ТО.

Однако, технология Bluetec имеет ряд ощутимых недостатков: во-первых, система крайне требовательна к качеству топлива, содержание серы в солярке должно быть минимальным, во-вторых, и это самый серьезный недостаток, раствор AdВlue замерзает уже при температуре -11°С, таким образом, экологичные дизели могут применяться только в регионах, где температура не опускается ниже -8°С.

Следующим витком развития Bluetec являлась разработка методов, позволяющих устранить эти недостатки. Инженеры Mercedes разработали систему очистки без впрыска мочевины, которая была применена на седанах и универсалах Mercedes E 320 CDI BlueTec®

При помощи электроники был изменен характер впрыска топлива на всех режимах, выхлопные газы подвергаются четырёхступенчатой очистке, без применения жидкого реагента:в систему включен платиновый каталитический нейтрализатор, противосажевый фильтра и два SCR-катализатора, которые разлагают азотистые соединения. Автомобили с четырёхступенчатой системой поставляются исключительно в США.

В перспективе BlueTec® нет сомнения. Однако, пока лидером по выпуску таких машин является только Mercedes-Benz.

В грузовых дизелях большого объема с технологией BlueTec® на данный момент реагент AdBlue является незаменимой расходной частью.

Инженеры Mercedes не останавливают работ по усовершенствованию технологии и устранению недостатков.

Корпус каталитического нейтрализатора выполнен из двойных стенок с жаропрочной оболочкой между ними. Внутри корпуса находятся керамические или металлические «соты», покрытые тонким слоем химически активного вещества - катализатором. В результате работы катализирующего вещества токсичные соединения CO, CH и NOx окисляются или восстанавливаются до углекислого газа СО2, азота N2 и воды Н2О.
К каким только ухищрениям не прибегают разработчики, дабы увеличить экологичность своих автомобилей. Мудрят с солнечными батареями, электрическими и гибридными приводами, шаманят с водородными технологиями. Из этих разработок многие просочились на конвейер, а некоторые так и остались доживать свой век, будучи воплощёнными только в опытных образцах. А, между прочим, технология Bluetec, которую Mercedes-Benz применяет на своих дизельных автомобилях, хоть и не является революционной, но зато чистит отработавшие газы как надо.


На многие модели автомобилей ставятся двух- или даже трёхкомпонентные нейтрализаторы. Они, как правило, состоят из нескольких секций с различными каталитическими веществами - платиной, родием, палладием.

Всё бы ничего, да только особенности смесеобразования в дизеле таковы, что при его работе выделяются не только перечисленные вредоносные компоненты, но и, плюс ко всему, большое количество сажи, которая, кстати, является «провокатором» роста раковых клеток. И это ещё не всё! Особенность дизельных «движков» такова, что если уменьшить долю сажи в выхлопе, содержание NOx, напротив, начнёт резко возрастать. И наоборот. Причём перевес в ту или иную сторону зависит не только от совершенства процесса смесеобразования, но и от режима работы.


«Соты» каталитического нейтрализатора.

Вот и получается, что для комплексной очистки дизельного выхлопа нужна куда более сложная система, состоящая из нескольких компонентов. И таких систем, надо сказать, было выпущено довольно много - с ними экспериментировали и Toyota, и Citroen, и Mitsubishi. Среди них есть весьма интересные экземпляры, но, к сожалению, по своей сложности они в большинстве случаев напоминают гидролизные установки нефтеперегонного завода. Они не только громоздки и тяжелы, но ещё и дороги до такой степени, что их использование в массовом производстве ставит под вопрос рентабельность.


Дизельные красавцы Аrtego, Actros и Axor выпускаются в различных вариантах и могут соответствовать как нормам Евро-4, так и нормам Евро-5.

Хотя, следует заметить, на сажу управу удалось найти относительно быстро и, главное, дёшево. Химики-инженеры создали специальные накопительные противосажевые фильтры, которые можно видеть сегодня на большом количестве современных дизелей. С СО и СН на этих моторах эффективно борются при помощи обычных окислительных катализаторов. А куда же девать NOx? Ведь его количество при отдельных режимах работы дизеля может настолько увеличиться, что вписать его в нормы Евро-4 и, тем более, Евро-6 становится весьма проблематично

13-метровый «междугородник» Mercedes-Benz Tourismo, который вышел в прошлом году, соответствует нормам Евро-4.

Ответ дали специалисты компании Mercedes со своей технологией Bluetec. Именно эта система очистки выхлопа, которая среди себе подобных оказалась наиболее простой и удачной, позволила «вписать» дизельные двигатели в перспективные сверхжёсткие нормы токсичности по всем статьям, в том числе и относительно окислов азота. Однако не все знают, что под «вывеской» Bluetec на автомобилях Mercedes и Chrysler применяется не один, а три подвида системы, отличающиеся весьма сильно. Впрочем, давайте обо всём по порядку.


Схема работы системы очистки выхлопа Bluetec на грузовиках Actros.

Первой в серию DaimlerChrysler вывел автомобили с системой, которая предполагала впрыск в выпускной тракт искусственной мочевины AdВlue. Опытные образцы с мочевинной технологией Bluetec концерн выпустил на дороги в 2002 году. На протяжении нескольких месяцев испытатели гоняли машины по дорогам Европы и Америки, прежде чем поняли, что система дееспособна и может применяться на серийных автомобилях. Уже в начале 2005 года серийные дизельные грузовики концерна оснащались такими системами. Потом технология потихоньку перекочевала на автобусы. А не так давно к ним присоединились и легковушки, например, внедорожник Mercedes-Benz GL или Mercedes E 320 CDI Bluetec.


А это не что иное, как дозирующее устройство, которое контролирует подачу мочевины AdBlue в выхлопную трубу грузового Actros.

Грузовой вариант Bluetec наиболее простой и работает следующим образом: специальный активный реагент AdВlue, который представляет собой водный раствор мочевины (вода + аммиак), при помощи специального дозатора подаётся в выпускной тракт и перемешивается с выхлопными газами


Mercedes для заправки ёмкостей автомобиля мочевиной оснастил собственные центры обслуживания и некоторые заправочные станции специальными колонками.

Далее эта «адская» смесь попадает в специальный нейтрализатор SCR (Selective Catalytic Reduction) избирательного действия. Здесь аммиак из AdBlue под влиянием катализирующих веществ при температуре около 250–300°С вступает в химическую реакцию с окислами азота. В результате чего NOx «разбирается» на безобидные азот и воду. Естественно, здесь дожигаются и остальные вредные компоненты.

А вот вариант, устанавливаемый на внедорожник Vision GL 320 Bluetec, более навороченный. Работает эта версия так: практически сразу после выпускного коллектора отработавшие газы попадают в окислительный катализатор, который совмещён с противосажевым фильтром. Кстати, ничего особенного этот совмещённый «очиститель» собой не представляет - большинство современных дизельных моторов оснащается именно такими. В нём платина и палладий «борются» с СО и СН, а фильтр задерживает, а потом окисляет твёрдые частицы углерода, то есть сажи.


Составные части системы нейтрализации с применением мочевины, устанавливаемые на легковые автомобили.


Так выглядит многоступенчатая система очистки выхлопа скомпонована на внедорожнике Mercedes-Benz Vision GL 320 Bluetec .

Затем полуочищенный выхлоп попадает в смесительную камеру выпускного тракта и смешивается с реагентом AdBlue. Заключительная стадия очистки проходит в избирательном катализаторе SCR точно так же, как на «грузовой» модификации системы. И только после такой многоступенчатой очистки выхлопные газы «отпускают на волю».


Vision GL 320 Bluetec (справа) показали во время Детройтского автосалона в 2006 году. Дизельная V-образная «шестёрка» CDI развивает 211 лошадей и 540 ньютон-метров крутящего момента. При этом уровень загрязняющих веществ мотора соответствует нормам Евро-4. Трёхтонная махина с этим «движком» расходует в смешанном режиме 9,4 литра дизельного топлива на сто километров.

Расход искусственной мочевины не так велик, как может показаться сначала - всего около 0,1 литра на 100 километров. Следовательно, 20-литрового бака с AdBlue, вполне хватает на пробег более 20 тысяч километров. А это значит, что запас можно пополнять каждый раз при выполнении планового ТО. С грузовиками ситуация аналогичная, только жидкости на километр пути, конечно же, уходит несколько больше.


Прототип с длинным названием Bluetec Jeep Grand Cherokee Engineering Concept с трёхлитровым дизелем CRD был представлен Крайслером на Детройтском автошоу в прошлом году. Насчёт серийного производства таких автомобилей американская компания пока помалкивает.

Есть, разумеется, у «жидкостной» Bluetec и недостатки. И речь не только о цене - система крайне прихотлива к качеству топлива и способна нормально работать только на солярке с минимальным содержанием серы. Кроме того, такая система доставляет лишние хлопоты при обслуживании. Есть и ещё одна трудность - раствор AdВlue замерзает уже при минус 11,5°С.


На Mercedes GL 320 Bluetec, а также Bluetec Jeep Grand Cherokee Engineering Concept и других легковушках с мочевинной технологией бак с реагентом ушёл в подполье.

Поэтому сверхчистые дизели, работающие с реагентом AdBlue, актуальны в регионах, где минимальная температура не опускается ниже минус 5–8°С. То есть в относительно тёплых европейских странах или южных штатах Америки. К примеру, в озабоченной проблемами экологии Калифорнии.


Mercedes-Benz Vision C 220 Bluetec немцы представили миру весной 2007 года, буквально за неделю до Женевского автосалона. Мотор этого седана «коптит» настолько чисто, что удовлетворяет требованиям Евро-6, которые вступят в силу только в 2015 году.

Зная об этих недостатках, Mercedes в своё время озадачился разработкой системы без использования мочевины. Так родился ещё один вариант, который, кстати, уже применяется на седанах и универсалах Mercedes E 320 CDI Bluetec. Здесь разработчики пошли по иному пути - при помощи электроники они несколько изменили характер впрыска на всех режимах. И решили подвергнуть выхлопные газы четырёхступенчатой очистке, без применения жидкого реагента.


А так устроена четырёхступенчатая система очистки газов без использования мочевины (Mercedes E 320 CDI Bluetec).

Система эта состоит из платинового окислительного каталитического нейтрализатора, противосажевого фильтра и двух SCR-катализаторов, которые «сражаются» исключительно с окислами азота. С такой четырёхступенчатой очисткой автомобили продаются исключительно на территории США и позволяют дотянуть состав окислов азота в выхлопе до строжайших калифорнийских стандартов. Кстати, принятые в штате Шварценеггера нормы по концентрации окислов азота NOx примерно соответствуют уровню Евро-5.


А это, собственно, рентген Mercedes E 320 CDI Bluetec с системой, в которой применена последовательная четырёхступенчатая очистка выхлопа без использования мочевины. Судьба этого Мерса весьма забавна, ведь изначально автомобиль запретили продавать на территории Калифорнии из-за несоответствия экологическим нормам. Однако, немного поработав над ошибками, немцы всё-таки прорвались на автомобильный рынок южного штата.

В будущем технологии Bluetec сейчас сомнений уже нет. Но пока что лидером по выпуску таких машин является Mercedes-Benz. Кстати, в консорциум Bluetec некогда входил ещё и Volkswagen, но позже концерн почему-то решил отказаться идти в ногу со своими коллегами. Тем не менее продажи машин с Bluetec только начинаются, и не факт, что остальные производители в перспективе не будут делать что-то подобное. Правда, к России всё это пока, как обычно, не относится - с нашим-то качеством солярки…


В этом году во Франкфурте Mercedes представил S-400 Bluetec Hybrid. Интересна разработка тем, что в ней воедино соединены две экотехнологии: гибридный привод и многоступенчатая система очистки выхлопа с применением реагента AdBlue. Старания инженеров привели к тому, что автомобиль с запасом укладывается в нормы Евро-6. Скажем по секрету, инженеры из Штутгарта к 2009 году готовятся выпустить в серию ML 450 Hybrid и E300 Bluetec Hybrid.




Для соблюдения экологического стандарта Евро-5 есть экономичное решение - технология BlueTec®. Mercedes-Benz заблаговременно сделала свой выбор в пользу инновации BlueTec®, а также в пользу двигателей с повышенным КПД, а значит, и с более высокой экономичностью. Благодаря технологии BlueTec®, автомобили Mercedes-Benz удовлетворяют требованиям европейских экологических стандартов, отличаясь не только меньшим уровнем выбросов, но и более низким расходом топлива. Тем самым затраты на такие автомобили оправдывают себя.

С октября 2009 г. автомобили Actros с двигателями мощностью от 410 до 460 л. с. поставляются в сочетании с оборудованием BlueTec®5 и глушителями, удовлетворяющими требованиям экологического стандарта EEV.

Новые экологические стандарты

С 1990 г. в странах Европейского Союза (ЕС) происходит ужесточение требований по сокращению вредных выбросов. В октябре 2009 года на смену Евро-4 пришёл стандарт Евро-5. Кроме того, в 2010 году принят закон, ограничивающий уровень выбросов диоксида азота (NO2).

Ещё в 2000 г. был введён стандарт EEV (усовершенствованные экологически безопасные автомобили), требования которого близки к требованиям стандарта Евро-5, а предельно допустимая норма по твёрдым частицам примерно на 33 %.

Новые решения

Поскольку дальнейшая усовершенствование двигателя не даёт возможности повышать экономичность для выполнения требований ныне действующего европейского экологического стандарта, то специалисты Mercedes-Benz заблаговременно сделали выбор в пользу технологии нейтрализации отработавших газов с помощью дизельной технологии BlueTec®, основанной на использовании селективного каталитического восстановления SCR. То есть, технология BlueTec® позволяет перейти на стандарт Евро-5. Сделав выбор в пользу BlueTec®, вы уже сейчас сможете забыть о том, что с 2010 г. начинает действовать ограничение и по выбросам диоксида азота (NO2).

С октября 2009 г. автомобили Actros с двигателями мощностью от 410 до 460 л. с. поставляются в сочетании с оборудованием BlueTec®5 и глушителями, удовлетворяющими требованиям экологического стандарта EEV.

Технология BlueTec® являет оптимальным решением для достижения норм по выбросу тведых частиц. Никакая другая технология стандарта Евро-5 не способна настолько снижать выбросы твёрдых частиц.

Преимущества

1. Уже свыше 230 тыс. клиентов сделали свой выбор в её пользу

Мы хотим выразить благодарность нашим клиентам за доверие к нашей марке. И хотим также заверить их, что, отдав своё предпочтение технологии BlueTec®, они выбрали передовое инновационное решение, актуальное и сегодня, и в будущем.

2. Большинство производителей применяют SCR

Стандарт Евро-4 можно достичь с помощью других способов. В случае же Евро-5 большинство автопроизводители пришли к единому мнению: селективное каталитическое восстановление (SCR), благодаря целому ряду преимуществ, позволяет выполнять требования стандарта Евро-5 экономичным способом. Другие же подходы по преодолению барьера Евро-5, с современной точки зрения, будут связаны лишь с экономическими потерями.

3. Грузоподъёмность сопоставима с адекватными решениями конкурентов

В сущности технология BlueTec® означает лишь установку дополнительного бака для реагента AdBlue и использование глушителей большего размера.

4. Оптимальное и чистое сжигание

Благодаря усовершенствованному процессу сжигания с применением более высоких значений максимального давления цикла и впрыска, BlueTec® позволяет снизить выброс твёрдых частиц, а также расход топлива, при сравнении с двигателями Евро-3: в случае двигателей V6 BlueTec® - на 2-3 %, а в случае агрегатов BlueTec® V8 - на 5 % (в максимуме). Наш опыт использования технологии, основанной на рециркуляции отработавших газов, демонстрировал существенно больший расход топлива из-за менее качественного процесса сжигания.

5. Межсервисные интервалы при использовании BlueTec® не изменяются

Большие межсервисные интервалы оправдывают себя и служат наилучшим доказательством эффективности современной грузовой автомобильной техники. Технология BlueTec® гарантирует вам привычный большой межсервисный интервал в 120 тыс. км (на заказ он может быть доведён до 150 тыс. км) и тем самым минимальное время простоя.

6. BlueTec® работает со всеми маслами и топливом разного качества

Свой автомобиль с BlueTec® вы сможете по-прежнему заправлять топливом, к которому привыкли и использовать имеющиеся в продаже стандартные минеральные масла. Таким образом, технология BlueTec® не налагает на вас каких-либо ограничений по качеству топлива и масла. Даже при использовании биодизельного топлива или топлив с повышенным содержанием серы, что до сих пор встречается за пределами Западной Европы, BlueTec® проявляет себя как надёжная технология.

7. Наличие системы бортовой диагностики

Грузовой автомобиль, оснащённый технологией BlueTec®, располагает системой бортовой диагностики, отслеживающей все процессы, связанные с этой технологией. Таким образом, вы всегда сможете быть уверены, что ваш грузовик не нарушит норм Евро-4 или Евро-5.

8. Доступна широкая гамма двигателей с технологией BlueTec®

Для Mercedes-Benz давно стало доброй традицией выходить на рынок со свежими инновациями. Так, дополнив гамму двигателей BlueTec® ещё двумя вариантами, мы предлагаем для каждого эксплуатационного профиля идеально точное решение в диапазоне мощности от 129 до 598 л. с.

9. AdBlue доступен повсюду

В настоящее время в Европе существует более 8 500 торговых точек, где можно приобрести реагент AdBlue, но даже и за пределами ЕС уже есть много мест, где можно найти его. Сеть заправок с колонками AdBlue, неуклонно расширяется. На каждой сервисной станции по обслуживанию грузовиков Mercedes-Benz имеются 10-литровые канистры с AdBlue.

Составляющие

Меньше окислов азота, меньше твёрдых частиц, меньше расхода топлива. Четыре технические составляющие BlueTec® именно это делают возможным. К ним относятся: усовершенствованный двигатель, реагент AdBlue, каталитический нейтрализатор SCR и система бортовой диагностики.

Преимущества в отношении налогов и сборов

В связи с ужесточением норм по выбросам вредных веществ, многие европейские города ввели запреты на въезд автомобилей, не имеющих соответствующей экологической маркировки. Кроме того, рассматривается вопрос введения дорожных сборов, зависящих от токсичности. Технология BlueTec® снижает уровень выбросов и существенно уменьшает величину дорожных сборов, и на них не распространяются запреты на въезд в города. Также клиенты, выбравшие BlueTec®, во многих странах смогут рассчитывать на налоговые льготы,

Преимущества в повседневной эксплуатации

Львиной долей в издержках жизненного цикла автомобилей являются расходы на топливо. Двигатели с BlueTec® расходуют топливо оптимально: потребляя значительно меньшее количество топлива, и выдают больше мощности. В обслуживании BlueTec® не требует частого ухода. Двигатели Actros, восхищают не только своим повышенным крутящим моментом и КПД, но и экономичностью: агрегаты V6 экономят до 3 % топлива, а агрегаты V8 - до 5 %.

Преимущества при перепродаже

Законодательства европейских стран стремятся к максимальной унификации. Поэтому спрос на экологический транспорт будет существенно расти. Приобретая автомобили с BlueTec®, вы инвестируете в технологию, которая позволит вам выгодно продать их даже спустя несколько лет.

Общественные или частные заправочные станции?

Для работы BlueTec® требуется присадка AdBlue. Присадка AdBlue представляет собой безвредный водный раствор без запаха, находящийся в отдельном баке. Заправка AdBlue производится с помощью раздаточной колонки. Поэтому многие заправки оснащены колонкой для AdBlue. Количество таких станций постоянно увеличивается. Практичная и выгодная альтернатива - собственная раздаточная колонка на производственной территории.

Ещё меньше твёрдых частиц, чем в случае Евро-5

Экологический стандарт EEV был введён в 2000 г. и по строгости аналогичен стандарту Евро-5. Однако, что касается твёрдых частиц, то их должно быть ещё примерно на 33 % меньше, чем в случае Евро-5. Поэтому EEV является самым строгим европейским нормативом.

Хотя EEV и не является юридически обязательным, но он стимулирует соблюдение норм, предусмотренных в нём. Поэтому с октября 2009 г. автомобили Actros с двигателями мощностью от 300 кВт (408 л. с.) до 335 кВт (456 л. с.) предлагаются в сочетании с технологией BlueTec® 5 и стандартными глушителями, которые удовлетворяют требованиям EEV.

Все автомобили Actros с двигателями Евро-5 могут быть дооборудованы до уровня EEV.

Ответы на часто задаваемые вопросы

В чём отличие Евро-5?

По нормам выброса твёрдых частиц стандарт Евро-5 совпадает с Евро-4, но отличается более строгими ограничениями по выбросу окислов азота. По сравнению с Евро-4, допустимый объём выбросов окислов азота в случае Евро-5 уменьшился более чем на 40 %, а разница с Евро-3 - 60 %.

Почему Daimler AG делает ставку BlueTec®?

  • Такие же межсервисные интервалы, как и в случае Евро-3
  • Возможные льготы по дорожным сборам либо другие виды стимулирования
  • Меньшее потребление топлива, чем при очередной модификации двигателя

Почему технология BlueTec® одновременно означает меньший расход топлива?

Процесс сжигания оптимизирован с целью уменьшения потребления топлива и выброса твёрдых частиц. Образующиеся при этом окислы азота при смешивании с реагентом AdBlue превращаются в азот и водяной пар.

Из чего состоит система BlueTec®?

Четыре ключевые составляющие системы BlueTec® - это один из усовершенствованных двигателей повышенной мощности (в зависимости от варианта), эксплуатационная жидкость AdBlue со своим собственным баком, каталитический нейтрализатор SCR и система бортовой диагностики.

Срок службы автомобиля с технологией BlueTec® как-то ограничивается?

Нет, по сроку службы и надёжности такие двигатели, как минимум соответствуют высокому уровню современных двигателей без данной технологии.

Какие сорта топлива можно использовать?

Автомобили с технологией BlueTec® могут эксплуатироваться на любом из стандартизированных на сегодня сортов дизельного топлива, включая биодизельное топливо и серосодержащие сорта.

Появляются ли дополнительные расходы на техобслуживание?

Нет. В системе BlueTec® есть только несколько небольших изнашиваемых деталей, как, например, фильтр AdBlue, которые очищаются либо заменяются в рамках обычного, планового техобслуживания.

Что такое AdBlue?

AdBlue - нетоксичная, растворимая в воде субстанция без цвета и запаха, которая применяется, в частности, в аграрной, текстильной, косметической и фармацевтической промышленности. Её состав утверждён немецким промышленным стандартом DIN 70070 и стандартами ИСО. Присадка AdBlue замерзает при температуре 11 градусов Цельсия ниже нуля; это означает, что при этой температуре она медленно становится студенистой и затем уже твёрдой.

Как ведут себя автомобили с технологией BlueTec® при низких температурах?

Все компоненты системы обогреваются за счёт контура охлаждения двигателя. Даже при замерзании всех компонентов системы BlueTec® (бак с AdBlue, насос, трубопроводы), ничего не повреждается, и как только автомобиль вновь разогревается до своей рабочей температуры, система вновь работает.

Каков расход присадки AdBlue?

При использовании технологии BlueTec® расход присадки AdBlue, в зависимости от характера эксплуатации автомобиля, составляет около 4 - 6 % от расхода дизельного топлива в литрах.