Что произойдет если смешать антифриз с тосолом. Тосол и антифриз: в чем разница, возможно ли смешивание. Также составы подразделяются по таким параметрам

Современный автомобильный мир известен своею разнообразностью. Уже давно ушли те времена, когда машины оснащались одним типом двигателя, имели достаточно сильно похожий внешний вид. Вместе с этим в ногу идет множество фирм и компаний, работа которых основана на производстве запчастей, различных жидкостей, которые используются как расходный материал. Далее речь пойдет именно об двух типах жидкостей, наличие которых жизненно важно для автомобиля. А они называются — тосол и антифриз. Наверное, ни для кого не секрет, что это охлаждающие жидкости, которые имеют очень низкую температуру перехода из жидкого состояния в твердое. Далее вы узнаете, можно ли смешивать тосол и антифриз, а также речь пойдет о том, что случится с автомобилем в случае смешивания этих двух «расходников», и о том, как отличить тосол от антифриза.

Как отличить тосол от антифриза

Для того, чтобы продолжить эту тему, необходимо глубже разобрать эти две жидкости, что они из себя представляют. Изначально, антифриз делится на два типа: минеральный и органический. Первый применяется для старых, отечественных автомобилей, двигатели которых были изготовлены из чугуна. Этот тип и есть тосол. По сути, тосол является антифризом из-за идентичного предназначения. Но все же отличия присутствуют. Отличие тосола и антифриза – это в первую очередь температура замерзания. Антифриз замерзает при более низких температурах, из-за этого он используется в местности, где градусник может показать 20 градусов ниже нуля.

Для справки: «антифриз» (англ. antifreeze – анти замерзание).

С появлением двигателей, изготовленных из легкосплавных материалов, из тосола убрали присадки, которые вызывают коррозию, и с тех пор он стал органическим антифризом. Антифриз и тосол состоят из спирта, дистиллированной воды и присадок, которые имеют разное предназначение. Начиная с того, что заклеивают дырки в патрубках системы охлаждения изнутри, до того, что они очищают систему. Но все последствия «работы» этих присадок так и остаются внутри системы, так что об их полезности еще можно очень долго спорить. Также эти присадки разные как в тосоле, так и в антифризе. Как же определить тосол или антифриз? А очень просто. Тосол сладкий на вкус. Но есть одно но! Эта жидкость очень ядовита, и пробовать ее на вкус строго запрещено! Не надейтесь на то, что цвет жидкости расскажет Вам о ее качестве. Цель применения красителя уж никак не заключается в понижении температуры замерзания, или повышения температуры кипения и испарения, а служит он для того, чтобы в расширительном бачке можно было легче проверять уровень охлаждающей жидкости.

Осторожно! Тосол очень ядовит.

Исходя из этого, если у Вас возникает вопрос можно ли смешивать тосол и зеленый антифриз или можно ли смешивать тосол и красный антифриз, знайте, что цвет никакого значения не имеет. Значение имеет пакет присадок, которые находятся в том или ином типе жидкостей.

Можно ли смешать тосол с антифризом

Можно ли смешивать антифриз с тосолом

Предлагаем рассмотреть ситуацию, когда человек, купивший автомобиль с рук, при осмотре так влюбился в машину, что даже забыл спросить, что же залито в расширительном бачке. Но после покупки он ездит долго и счастливо, до тех пор, пока не лопнет один из патрубков системы охлаждения. В таком случае водитель едет в магазин и покупает тосол на доливку, для того, чтобы дотянуть до станции технического обслуживания. Но он даже не догадывается, что залит антифриз. Что же будет, если смешать антифриз с тосолом? А может быть все что угодно. Все зависит от тех же присадок. В некоторых случаях эта смесь может сильно вспенится, выделяя при этом большое количество тепла, в других случаях образовывается осадок, который за очень маленький период времени распространяется в термостат и радиатор, вследствие чего они забиваются и очень быстро выходят из строя. Замену тосола на антифриз желательно проводить после полной промывки системы охлаждения. В таком случае залить антифриз вместо тосола можно, а если двигатель сделан из легкосплавных материалов, то данная процедура очень даже приветствуется. В сети есть очень много видеороликов, где люди поясняют, что можно смешать тосол с антифризом в автомобиле.

Смешивать тосол и антифриз как правило не рекомендуется

Но если Ваша машина Вам дорога, то делать этого не рекомендуется, ведь последствия смешивания тосола и антифриза могут быть самые разные. Производители антифриза пошли более сложным путем. Они изобрели охлаждающую жидкость, которая может смешиваться с любым типом тосола или антифриза. В последнее время это изобретение все чаще появляется на прилавках магазинов. Купив этот антифриз, его можно смешать, например, с тосолом. Двигателю в этом случае ничего не будет.
Не лишним будет упомянуть, что не нужно слушать советчиков, которые говорят, что можно в тосол долить антифриз или наоборот. Помните, делать это нельзя! Заливать антифриз после тосола необходимо только придерживаясь руководства по эксплуатации Вашего транспортного средства. Всем ровных дорог и полных баков!

Подробнее о том, что же такое тосол и антифриз и какие они бывают — смотрите в видео на нашем сайте!

Тосол — отечественная ОЖ синего цвета всесезонного использования

Тосол некогда был разработан как торговое обозначение советской незамерзающей жидкости для использования в системах охлаждения. Аббревиатура ТОСОЛ расшифровывается следующим образом.

ТОС - это «Технология органического синтеза» (научный отдел НИИ органической химии и технологии, в котором было сделано открытие), в то время как приставка «ол» является характерным признаком наличия в составе спиртов.

В данном случае имеется в виду двухатомный спирт этиленгликоль. Впрочем, по другой версии ОЛ расшифровывается, как «Отдельная лаборатория». Но это уже не принципиально.

Со временем ТОСОЛ стал именем нарицательным и теперь прочно ассоциируется в сознании наших автомобилистов с отечественной охлаждающей жидкостью. Как правило, ТОСОЛ-40 имеет голубой цвет и рассчитан на всесезонное использование при условии, что зимние температуры не опускаются ниже −40ºC. Соответственно, марка ТОСОЛ-65 рассчитана уже на работу автомобиля в экстремальном холоде вплоть до −65ºC - −70ºC, жидкость имеет красный цвет.

Изменение оттенка и дальнейшее обесцвечивание говорит о потере химическим составом заложенных изначально свойств, например нейтрализация противокоррозионных присадок.

Что такое антифриз, и в чем его отличие от тосола

В переводе с английского «Антифриз» означает «незамерзайка»

На самом деле грань между тосолом и антифризом весьма призрачна. Можно услышать множество версий по поводу того, чем отличаются эти два продукта. Но правда в том, что ТОСОЛ - это и есть антифриз, вернее, давний и хорошо известный еще в СССР вид антифриза.

Очевидно, что понятие «антифриз» применяется в более широком смысле и охватывает все марки охлаждающей жидкости. Да и в переводе с английского это слово означает «незамерзайка».

По сути, антифризами являются все водные растворы неорганических солей (хлористый натрий, кальций, калий), глицерин и т.д.

В большинстве случаев используются формулы, включающие спирты, а именно вышеупомянутый этиленгликоль. Также встречаются пропиленгликолевые антифризы, которые менее токсичны, но имеют более низкий порог закипания.

В целом, товарные позиции в этом диапазоне отличаются «продвинутостью» присадок, которые всячески улучшают работу системы охлаждения. Прежде всего, это антикоррозионные свойства (в случае тосола их имеется только необходимый минимум), а также срок годности самого состава при интенсивной эксплуатации мотора.

Помимо прочего, производители могут красить свою продукцию в различные цвета радуги, чтобы в случае течи водитель сразу мог заметить неполадку и правильно поставить автомобилю «диагноз».

Существенных различий между тосолом и прочими антифризами нет, кроме того, что тосол позиционируется исключительно как бюджетный вариант охлаждающей жидкости.

Учимся, как менять тосол

Начать стоит с того, что замена производится в ряде случаев. Первый вариант - закончился срок эксплуатации, рекомендованный компанией-производителем. Второй - охлаждающая жидкость явно потеряла свои полезные свойства. Определить это можно по обесцвечиванию тосола. Также имеет значение плотность жидкости.

Особенно важно проверять данный показатель перед зимой, так как низкая плотность указывает на наличие избыточного количества воды, которая попросту замерзнет в случае морозов. Предвидеть возможную кристаллизацию поможет ареометр - данный прибор несложно найти в автотоварах. Допустимый диапазон в соответствии с ГОСТом составляет 1,065-1,085 г/см3.

Сам же процесс замены заключается в следующем. В радиаторе всегда имеется сливное отверстие, закрученное специальным «барашком» или обычным болтом. Отверстие необходимо разблокировать и удалить из системы охлаждения всю отработавшую жидкость. При этом основная крышка радиатора должна быть открыта. После все закручивается обратно, а новый тосол заливается через открытую горловину радиатора.

Замену ТОСОЛА производят в том случае, если закончился срок эксплуатации, рекомендованный производителем, или ОЖ явно потеряла свои полезные свойства

Требуемый объем ОЖ можно узнать из руководства по эксплуатации конкретного автомобиля. Когда станет видно, что уровень тосола практически подошел к линии горловины, необходимо закрыть крышку радиатора и продолжить залив уже в расширительный бачок ОЖ. Там имеются специальные линии «max» и «min». Вот между ними и должен быть уровень тосола.

После окончания процедуры важно завести мотор и дать ему возможность прогреться до рабочей температуры, в том числе под нагрузкой. Затем, позволив двигателю остыть, вы увидите, что уровень тосола в бачке заметно понизился из-за выхода «воздушных подушек» из системы. Это хороший знак, и нужно лишь долить жидкости до необходимого уровня. На этом все. Через несколько дней эксплуатации есть смысл повторно проверить уровень и при необходимости добавить остатки тосола в систему.

Как менять антифриз

Само собой, принципиальной разницы в процессе замены тосола и антифриза не существует. Как и в предыдущем случае, нюансы могут быть в особенностях конструкции радиатора, а также в рекомендациях производителя ОЖ.

Также стоит заметить, что многие специалисты советуют осуществлять промывку системы перед заливкой нового антифриза.

Это позволит исключить присутствие старых отложений, грязи и прочего «мусора». Есть также вероятность ухудшения из-за старых остатков полезных свойств заливаемого антифриза.

Чтобы произвести чистку, нужно залить в систему деминирализированную воду и дать мотору поработать порядка 5-10 минут на холостых оборотах. После этого тоже самое необходимо сделать уже при помощи обычной воды - около 15 минут. По завершению чисток нужно все окончательно слить и заправить систему охлаждения свежим антифризом.

Можно ли смешивать антифриз с тосолом

Несмотря на прямое родство между понятиями «тосол» и «антифриз», в их составе, как правило, имеются существенные отличия. Как уже говорилось выше, тосол не отличается повышенным вниманием разработчиков к вопросам коррозии системы охлаждения. Поэтому в состав данного вида ОЖ добавляются силикаты. Они осаждаются на стенках каналов, тем самым защищая их от агрессивной химии.

Современный антифриз обычно не содержит силикатов, он менее агрессивен по отношению к металлу системы охлаждения.

В случае смешивания тосола и антифриза происходит ухудшение итогового качества химической формулы, появляется риск развития коррозионных процессов и выпадения осадка.

Поэтому смешивать однозначно нельзя, а замену тосола на антифриз и наоборот советуют делать обязательно с промывкой системы.

  • Новости
  • Практикум

Запрет на ручные радары ГИБДД: в некоторых регионах он снят

Напомним, что запрет ручных радаров для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) появился после письма главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников ГИБДД. Запрет начал действовать 10 июля 2016 года во многих регионах страны. Впрочем, в Татарстане инспекторы ДПС, ...

В России резко вырос спрос на Майбахи

В России продолжают расти продажи новых люксовых автомобилей. Согласно результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», по итогам семи месяцев 2016 года рынок таких машин составил 787 единиц, что сразу на 22,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (642 шт.). Лидером этого рынка является Mercedes-Maybach S-класса: на этот...

Suzuki SX4 пережил рестайлинг (фото)

Отныне в Европе автомобиль редлагается только с турбированными двигателями: бензиновыми литровым (112 л.с.) и 1,4-литровым (140 л.с.) агрегатами, а также 1,6-литровым турбодизелем, развивающем 120 лошадиных сил. До модернизации автомобиль предлагался также с 1,6-литровым 120-сильным атмосферным бензиновым мотором, однако в России этот агрегат будет сохранен. Кроме этого, после...

В Германии улитки стали причиной аварии

Улитки во время массовой миграции ночью пересекали автобан неподалёку от немецкого города Падерборн. К раннему утру дорога не успела высохнуть от слизи моллюсков, что стало причиной аварии: автомобиль Trabant занесло на мокром асфальте, и он перевернулся. Как сообщает The Local, машина, которую немецкая пресса иронично именует «бриллиантом в короне немецкой...

В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши

По данным издания «Фонтанка.ру», в полицию обратился бизнесмен, который и рассказал, что из двора его дома на проспекте Энергетиков похитили зелёную ГАЗ М-20 «Победа», которая была выпущена еще в 1957 году и имела советские номера. По словам потерпевшего, машина вообще не имела мотора с крышей и предназначалась для реставрации. Кому потребовался автомобиль...

Mitsubishi скоро покажет туристический внедорожник

Аббревиатура GT-PHEV расшифровывается как Ground Tourer, автомобиль для путешествий. При этом концептуальный кроссовер должен провозгласить «новую концепцию дизайна Mitsubishi - Dynamic Shield». Силовой агрегат Mitsubishi GT-PHEV - это гибридная установка, состоящая из трех электродвигателей (один - на передней оси, два - на задней), чтобы...

Владельцы Mercedes забудут, что такое проблемы с парковкой

По словам Цетше, которые приводит Autocar, в ближайшем будущем автомобили станут не просто транспортными средствами, а персональными помощниками, которые здорово упросят жизнь людям, перестав провоцировать стрессы. В частности, гендиректор Daimler заявил, что вскоре на автомобилях Mercedes появятся специальные датчики, которые «будут отслеживать параметры организма пассажиров и корректировать ситуацию...

Московский каршеринг оказался в центре скандала

Как рассказал один из участников сообщества «Синие Ведерки», воспользовавшийся услугами «Делимобиля», компания в случае ДТП с участием арендованного автомобиля требует от пользователей компенсировать стоимость ремонта и дополнительно взимает штраф. Кроме того, автомобили сервиса не застрахованы по каско. В свою очередь представители «Делимобиль» на официальной странице в Facebook дали официальные...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Как правильно реагировать на затопление улиц. Видео и фото дня

О том, что этот тезис - больше, чем просто красивые слова, наглядно доказывают видеоролики и фото, появившиеся после потопа, произошедшего в Москве 15 августа. Напомним, на столицу менее, чем за сутки, выпало более месячной нормы осадков, в результате чего канализация не справилась с потоком воды, а многие дороги просто затопило. Между тем, как...

КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.

Как выбрать цвет автомобиля Не секрет, что цвет автомобиля в первую очередь влияет на безопасность дорожного движения. Более того, от цвета машины зависит и его практичность. Автомобили выпускаются всех цветов радуги и десятки ее оттенков, но как выбрать «свой» цвет? ...

Рейтинг самых продаваемых автомобилей 2018-2019 модельного года

Со времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое оснащение и дизайн удовлетворят потребности любого из покупателей. Покупаемость той или иной марки, самый точный...

КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.

Какой автомобиль российского производства самый лучший В истории отечественной автомобильной промышленности было много хороших автомобилей. И лучший из них выбрать трудно. Тем более, что критерии, по которым оценивается та или иная модель, могут быть очень разными. ...

Самые угоняемые автомобили Москвы в2018-2019году

Рейтинг самых угоняемых машин в Москве остается почти неизменным в течение нескольких лет. Ежедневно в столице угоняется около 35 автомобилей, причем 26 из них являются иномарками. Самые угоняемые марки По сведениям портала «Прайм Страхование» наиболее угоняемые машины 2017 года в...

КАК обменять свои автомобиль на новый, как обменять машину.

Совет 1: Как обменять свои автомобиль на новый Мечта многих автолюбителей — приехать в салон на старом автомобиле, а уехать на новом! Мечты становятся явью. Все больше оборотов набирает услуга обмена старого автомобиля на новый — trade in. Вам не...

ГДЕ можно купить новую машину в Москве?, где продать машину в москве быстро.

Где можно купить новую машину в Москве? Количество автосалонов в Москве скоро достигнет отметки в тысячу. Сейчас в столице можно купить практически любой автомобиль, даже Ferrari или Lamborghini. В борьбе за клиента салоны идут на всевозможные хитрости. Но ваша задача...

На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?

Уже давно всем понимают, что автомобиль — это не просто средство для передвижения, а показатель статуса в обществе. По машине можно запросто определить к какому классу относится ее владелец. Это относится, как к простому человеку, так и к эстрадным звездам. ...

Лучшие подарки автовладельцу

Лучшие подарки автовладельцу

Автолюбитель – человек, который достаточно много времени проводить за рулем своего автомобиля. Ведь для того чтобы обеспечить нужный комфорт в машине, а также безопасность движения, нужно приложить немало усилий при уходе за авто. Если вы хотите сделать приятно своему другу...

КАК обменять старый автомобиль на новый, Покупка и продажа.

Как обменять старый автомобиль на новый В марте 2010 года в нашей стране стартовала программа утилизации старых автомобилей, согласно которой любой автовладелец может поменять свою старую машину на новую, получив от государства в лице МинПромТорга финансовую помощь в размере 50 ...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Двигатель каждой машины нуждается в охлаждающей жидкости, ведь, помимо своей основной функции, антифриз понижает температуру гидравлической системы и смазывает водяной насос двигателя. Поэтому очень важно подобрать такой антифриз, который идеально подошел бы именно к вашей конкретной марке машины. Многих автолюбителей волнует мысль – можно ли смешивать антифриз с тосолом? Если говорить точно, то эти составы принадлежат к одному и тому же виду. Точнее сказать, один был изобретен на основе другого, с переменами в составе. Но обо всём по порядку.

Большинство людей ошибочно считают, что и тот и другой являются разновидностями охлаждающих жидкостей, но это не совсем верно. Тосол – всего лишь неорганический подвид антифриза, имеющий довольно устаревшую формулу, и годящийся к использованию только в машинах нашего производства типа «жигули».

Тосол был изобретен в Советском Союзе и получил своё имя непосредственно от названия научного отдела НИИ, в котором был разработан. Официально торговое название «тосол» не регистрировалось, поэтому на сегодняшний день многие производители пользуются ним на упаковках своей продукции.

Да, тосол принадлежит к разряду охлаждающих жидкостей, отечественная формула имеет принципиальные отличия, которые не дают использовать его для иномарок. Всё дело в невероятно едком составе охлаждающей жидкости нашего производства. Она принадлежит к группе традиционных антифризов, которые включают в себя нитраты, фосфаты, силикаты, спирт и прочие токсичные вещества. Заливая тосол в радиатор импортной машины, вы рискуете всеми трубками, шлангами и другими деталями, до которых тот сможет добраться.
Кроме того, очень важен пакет присадок в составе антифриза. Это – разнообразные элементы, которые призваны улучшить эксплуатационные свойства ОЖ. В случае с тосолом – их количество сводится лишь к минимально необходимым, в то время как импортные охлаждающие жидкости включают все смазочные, антипенные и антикоррозийные присадки.

Антифризы гибридной и карбоксилатной групп имеют более щадящий состав, в котором содержатся органические вещества. Конечно, их цену нельзя отнести к разряду самых бюджетных, но она вполне оправдывает себя достойным качеством.

А теперь самое главное – можно ли смешивать антифриз с тосолом? И при каких условиях это происходит?

  • Путаница с цветами. Многие автомобилисты считают, что достаточно подобрать ОЖ аналогичного оттенка и это будет означать, что их можно смешивать. На самом деле, жидкость подкрашивается производителем чтобы выделить и различить антифризы собственного производства.
  • Утечка. Иногда просто нет возможности добыть ОЖ соответствующей марки, и проходится пользоваться тем, что есть в наличии.
  • Повышение эффективности. Доморощенные умельцы на вопрос «можно смешивать тосол и антифриз» отвечают утвердительно, и заверяют, что таким образом вы только выиграете, получив для своей системы большее количество полезных присадок.

Всё это лишь сбивает с толку и подталкивает к неправильным решениям. Любой специалист скажет вам, что мешать импортную и отечественную охлаждающую жидкость однозначно нельзя. А всё потому что, как уже упоминалось выше, тосол довольно агрессивен сам по себе, и результаты смешивания предсказать однозначно нельзя.

Многие интересуются, что будет, если смешать тосол и антифриз? В лучшем случае выпадет посторонний осадок, при условии, если составы не так уж принципиально отличаются. Также возможно вспенивание, что для охладительной жидкости крайне нежелательно. Если же в складе имеются несовместимые компоненты, то они закупорят вашу охладительную систему, что приведет к её неисправности и дальнейшему перегреву двигателя, который, в свою очередь, повлечет недешевый ремонт.
Кроме того, может начаться активная коррозия деталей, которая также не лучшим образом скажется на работе системы – вот что будет, если смешать тосол и антифриз с неподходящими составами. Если вы всё-таки решили заменить один на другой, то этого нельзя делать резко. Сперва потребуется тщательная промывка системы – нужно избавиться от остатков старого антифриза.

Для этого от охладительной жидкости прочищаются сразу несколько деталей: радиатор, блок цилиндров и расширительный бачок. Затем система промывается, пока вы не увидите, что вытекающая вода стала прозрачной. И только потом можно заливать новый антифриз.

Тосол и антифриз можно смешивать только в одном случае – если полностью совпадает основа и пакет присадок.

Поэтому, если вы сумеете разобраться в составе и найдёте соответствующий продукт, то вопрос «что будет, если смешать тосол и антифриз?» отпадёт сам собой.

Можно ли мешать тосол разных марок

Чтобы разобраться, можно ли смешивать тосол разных марок, достаточно вспомнить школьные уроки химии и физики.

Основой тосола чаще всего является этиленгликоль, то есть двухатомный спирт и минимальный пакет присадок. Если вам повезет, и вы подберете ОЖ со схожими свойствами, то охлаждающая система будет функционировать нормально и температурный режим двигателя не нарушится. Но бывают и обратные случаи – когда два антифриза нельзя мешать и когда они отказываются взаимодействовать, и ложатся слоями друг на друга, закупоривая трубки. Это потому что любые присадки – это химические вещества, склонные вступать друг с другом в реакции, предвидеть которые в сочетании просто нереально.

Проверить последствия можно лишь путём эксперимента и если вы готовы рискнуть «здоровьем» своего двигателя, то очень скоро вы узнаете, как можно ли было мешать эти охлаждающие жидкости. Но специалисты крайне не рекомендуют проводить подобные операции. И даже если вам достался подержанный автомобиль, и вы не успели узнать у предыдущего владельца, какую марку антифриза он использовал, желательно прочистить систему по вышеизложенной схеме и тогда уже заливать какой угодно тосол.
Так что да, в теории одной марки антифриз и тосол смешивать можно, но ни один автовладелец не должен забывать о том, насколько тонко сконструирована система охлаждения, и что устраивать ей различные встряски – значит рисковать нарваться на длительный и дорогостоящий ремонт.

Видео “Замена охлаждающей жидкости”

Запись о том, как правильно и легко провести замену охлаждающей жидкости без помощи специалистов из СТО.

Система охлаждения отвечает за стабильную работу двигателя на протяжении длительного времени. Если не хотите "задымить" на трассе или посреди пробки, внимательно следите за состоянием системы и наличием охлаждающей жидкости.

Насколько в такой ситуации допустимы эксперименты и можно ли смешивать разные тосолы – ответ на это интересует многих автолюбителей.

Необходимо сразу сказать, что различные эксперименты, ведущие к нарушению температурного режима, негативно скажутся на состоянии автомобиля. Так что следует предельно осторожно подходить к этому вопросу.

Охлаждающая жидкость и её состав

Тосол – это специальная охлаждающая жидкость, предназначающаяся для предотвращения рисков перегрева двигателя. С её помощью поддерживается надлежащая температура и производится отвод тепла.

Согласно технологическим требованиям рабочая температура должна держаться в определённых пределах. При её превышении случаются различные поломки, в том числе и необратимые.

Также нужно отметить, что "тосол", "антифриз" и "охлаждающая жидкость" – это равнозначные понятия. Автомобилисты используют в своём обиходе те термины, к которым они привыкли.

Можно ли смешивать

В этом случае необходимо учитывать состав жидкости. Он включает несколько веществ:

  • этиленгликоль – двухатомный спирт;
  • антипенные присадки;
  • смазывающие вещества;
  • антикоррозийные добавки.

Спирт выступает основой охлаждающей жидкости. Он обеспечивает надлежащий теплообмен и при этом не замерзает при низких температурах, что очень важно для безопасности всей системы охлаждения.

Соответственно, необходимо, воскресив в памяти школьные уроки физики и химии, вспомнить, как различные жидкости смешиваются друг с другом.

Смешивание

Впрочем, надо отметить, ситуаций, когда приходится смешивать различные виды тосолов, довольно много. В любом автомобильном магазине представлено множество наименований товаров от различных производителей, так что сделать выбор становится очень сложно.

Иногда можно удачно попасть "наугад" и выбрать такие типы жидкостей, которые прекрасно взаимодействуют друг с другом. Но иногда бывает, что они ложатся слоями и в таком состоянии нарушают работу охлаждающей системы.

Основной элемент – это этиленгликоль. Спиртовая основа всех охлаждающих жидкостей позволяет надеяться, что смешивание произойдёт нормально. Однако всё дело портят многочисленные химические добавки, призванные улучшить физические и химические свойства.

  1. Старайтесь выбирать одинаковые тосолы.
  2. Обращайте внимание на класс, состав и рекомендации производителей.
  3. Если не удаётся найти такой же тосол, постарайтесь выбрать максимально приближенный по типу.
  4. Если вы не знаете, с каким именно тосолом предстоит смешивание, выбирайте новую жидкость максимально универсальную – с минимальным количеством химических присадок и добавок.

Сразу после заливки нового антифриза следует внимательно следить за состоянием автомобильного двигателя.

Если наблюдаются какие-то проблемы – нестабильная работа, "чихание", повышение температуры, лучше поменять полностью охлаждающую жидкость и проверить всю систему.

Система охлаждения - неотъемлемая часть любого двигателя внутреннего сгорания. Без нее мотор попросту закипит. Именно система охлаждения принимает на себя все тепло от двигателя и отводит его наружу. Таким образом поддерживается стабильная температура работы ДВС. Немаловажной составляющей данной системы является охлаждающая жидкость. Это может быть тосол либо же антифриз. Данные жидкости служат годами, но в случае ремонта СОД (например, замены термостата) часто их уровень падает. Чтобы его возобновить, нужно долить новую жидкость. Но не всегда ОЖ именно с такими характеристиками можно найти на полке магазинов спустя 3-5 лет. Тогда у автовладельцев встает вопрос: что будет, если смешать тосол с антифризом? Попробуем разобраться с этим в нашей сегодняшней статье.

Характеристика тосола

Итак, сначала рассмотрим, что собой представляет каждая из жидкостей. Тосол - это охлаждающая жидкость, которая была разработана в 70-х годах прошлого века в Советском Союзе. Причем разрабатывалась она именно для советских «Жигулей». ВАЗ «Копейка» - первое авто в СССР, в системе охлаждения которого использовалась не вода, а тосол марки А-40.

Состав

Состоит данная жидкость из этиленгликоля и пакета присадок. Также в большом количестве (порядка 50 процентов) здесь содержится дистиллированная вода. Такая жидкость обладает способностью не замерзать при температуре в -40 градусов. Но сегодня большинство производителей ориентируются на показатель в -35 градусов Цельсия.

Об антифризе

Антифриз - это чисто зарубежная разработка. По свойствам эти жидкости практически одинаковы. В составе имеется дистиллированная вода, пакет присадок и этиленгликоль.

Есть некоторые различия у антифризов 13-й группы. Здесь используются уже органические, а не химические присадки. Но в любом случае главная задача жидкости - обеспечить качественный теплоотвод и не замерзать при низких температурах. Обычно антифриз не замерзает при -40 С о. А температура кипения - порядка 120 С о. Для сравнения, тосол кипит уже при 110 С о.

О присадках

Стоит отметить, что каждый производитель ОЖ использует разный пакет присадок в разном объеме. Поэтому не всегда можно смешать антифриз с тосолом. Всего в охлаждающей жидкости используется три пакета присадок:

  • Антикоррозионные. Обычно это кислотные составы, призванные блокировать очаги коррозии и предотвратить их дальнейшее развитие.
  • Защитные. Образуют тонкую пленку внутри радиаторов, рубашки охлаждения и патрубков.
  • Противопенные. Чтобы в процессе работы состав не пенился, применяют данные присадки. Почему эти присадки должны использоваться в каждой охлаждающей жидкости? Наличие пены может привести к быстрому перегреву двигателя и выходу из строя ГБЦ.

Гибридные присадки

Также отметим, что в современных типах антифризов (не касается тосола) используются гибридные присадки. Они содержат в себе одновременно и защитные, и антикоррозионные компоненты.

О типах антифриза

Важно знать, что данная жидкость, в отличие от тосола, разделяется на несколько групп:

  • G11. Это самая ранняя группа. Сейчас такие антифризы редко можно встретить в продаже. В какой цвет они окрашены? Жидкость из данной группы красится в зеленый цвет или синий (такой же, как и у тосола). В составе есть как органические, так и химические присадки, в том числе и карбоновая кислота. Последняя эффективно борется с очагами коррозии. Однако жидкость образует очень толстый защитный слой, из-за которого ухудшается теплопроводность. Также составы данной группы имеет самый малый срок службы среди всех типов антифризов. Ресурс зеленой и синей жидкости - не более 60 тысяч километров. Такой же срок и у отечественного тосола. Если вовремя не произвести замену, присадки будут осыпаться и засорят все мелкие каналы.
  • G12. Это одна из самых популярных групп. Антифризы данной марки применяются на большинстве современных автомобилей. Обычно они окрашиваются в красный цвет. Являют собой более усовершенствованную жидкость, срок службы которой составляет порядка 150 тысяч километров. Антифриз данной группы обладает неплохими теплопроводящими свойствами. При этом он не закипает при высоких температурах, а также не образует хлопьев в конце срока службы. Состоит такая ОЖ из этиленгликоля и пакета органических присадок. Среди неорганических стоит отметить только карбоновую кислоту (да и то в небольшом количестве). Эта группа отлично подходит для медных и латунных радиаторов. Однако для алюминиевых она не годится, поскольку там чаще образуется ржавчина из-за нехватки карбоновой кислоты.

Обратите внимание: японский антифриз G12 имеет несколько иные характеристики, нежели европейский. Такая ОЖ не рассчитана под эксплуатацию в суровых условиях, поэтому температура ее кристаллизации составляет -25 градусов. Это нужно учитывать при покупке авто из Японии, которое будет эксплуатироваться в северных регионах России.

  • G13. Эта группа появилась относительно недавно, в 2012 году. Главное ее отличие от иных антифризов заключается в составе. Данная охлаждающая жидкость не содержит в себе привычный этиленгликоль. Здесь в составе имеет пропиленгликоль, который менее агрессивен относительно окружающей среды. Но присадки у антифриза G13 остались теми же. Это органика и часть карбоновой кислоты. Обычно антифризы данной группы окрашиваются в фиолетовый цвет.

Как видите, каждая группа имеет свои нюансы в составе. Где-то меньше присадок, где-то их больше. Но что будет, если смешать антифриз с тосолом? Эффект будет разный. Результат зависит от того, какой смешать антифриз с тосолом. Последствия мы рассмотрим ниже.

Смешиваем с тосолом антифриз G11

Гипотетически данные ОЖ имеют одинаковую «базу». Но нужно помнить, что производители здесь разные и каждый выпускает жидкость по своей технологии. Что будет, если смешать тосол и зеленый антифриз из данной группы? Как показали испытания, данные жидкости не вспениваются и не меняют своих характеристик. Так как состав одинаковый, эта ОЖ может использоваться в дальнейшем на двигателе. Например, что будет, если смешать синий тосол и синий антифриз. Такая жидкость абсолютно пригодна для эксплуатации, не вспенивается и не кипит раньше времени.

Однако нужно помнить о сроке службы. Не стоит думать, что при добавлении нового антифриза жидкость будет дольше служить. Часть пакета присадок останется прежней. Снизится только их процент содержания в общем. Поэтому срок замены у обновленной жидкости такой же, как и у залитой ранее. Например, если был смешан новый антифриз с тосолом годовалой давности, такую ОЖ нужно менять уже через 12 месяцев. В противном случае присадки будут плохо работать и выпадут в осадок. Образуются хлопья, которые забьют полости рубашки охлаждения.

Разбавляем тосол с группой G12

Теперь поговорим о красном антифризе. Как мы сказали ранее, он имеет несколько другой пакет присадок. Если хотите смешать красный антифриз с тосолом, делать этого не стоит. Особенно если большую часть жидкости в системе составляет именно отечественная ОЖ (А-40). Что будет, если смешать с тосолом антифриз? При разбавлении жидкость приобретет темный цвет. Также на поверхности появятся небольшие масляные следы. Это говорит о том, что произошла реакция разных пакетов присадок. Дело в том, что жидкость из двенадцатой группы несколько иначе обволакивает стенки защитной пленкой. Поэтому предугадать действие разных присадок при их смешивании невозможно. Те, кто уже пробовал смешивать данные жидкости, говорят, что никакого губительного эффекта нет. Но все же состав у таких ОЖ разный, и не стоит рисковать, доливая тосол в такой состав.

Можно ли смешать тосол и антифриз 13-й группы?

Зачастую на долив такую ОЖ не покупают, поскольку она дороже, чем тобой, в несколько раз. Проще купить две новых канистры А-40 и залить их в СОД. Но все же что будет, если смешать тосол с антифризом из 13-й группы? Поскольку состав у этих продуктов существенно отличается, при смешивании обе жидкости вступят в реакцию. Некоторые скажут, что у пропилен- и этиленгликоля одинаковая основа (одноатомные спирты), и никакого вреда это не причинит.

Но это не так. Работоспособность присадок никто гарантировать не сможет. Да и визуально заметно, как эти жидкости меняют цвет и концентрацию. Что будет, если смешать тосол с антифризом из 13-й группы? Гибридные пакеты присадок последнего попросту разрушаются, и такая жидкость не способна нормально отводить тепло. К тому же радиатор будет коррозировать, а каналы рубашки охлаждения забьются осадком и хлопьями. Что будет, если смешать тосол с антифризом G13? Температура кипения такой ОЖ снизится до +100 градусов. У некоторых современных автомобилей это еще рабочая температура. Поэтому при использовании жидкости с таким необычным составом (пропилен и этиленгликоль, смешанные воедино) мотор может просто закипеть. Это чревато деформацией головки блока цилиндров. На 90 % авто она алюминиевая и трудно поддается ремонту. Стоимость восстановления такого ДВС измеряется десятками тысяч рублей.

Действия при неправильном смешивании

Если смешал антифриз с тосолом, что делать? Если отечественная жидкость была долита в ОЖ из 12-й или 13-й группы, дальнейшему использованию она уже не подлежит. Такой концентрат необходимо слить из системы. Как это сделать? Для этого понадобится пустая емкость на 8-10 литров. Подставляем ее под низ радиатора и откручиваем на последнем краник (на некоторых авто это может быть болт). Чтобы в системе не образовывался вакуум и смесь быстрее вышла, откручиваем крышку расширительного бачка.

Что далее?

Далее можно было бы приступать к заливке новой ОЖ, но поскольку у нас была неизвестная смесь, рекомендуется промыть емкость изнутри. Как это сделать? Закручиваем краник или болт на радиаторе и заливаем дистиллированную воду до среднего уровня.

Затем заводим двигатель и даем ему поработать минут 5-10. Чтобы жидкость лучше циркулировала по системе (а соответственно, вывела больше старой «жижи»), можно повысить обороты помпы путем нажатия на педаль акселератора или включения печки. В идеале промывку нужно растянуть на сутки. То есть с такой жидкостью необходимо поездить пару раз по городу.

На следующем этапе нужно слить эту воду по такой же схеме, подставив пустую емкость под низ, и открутить краник. И уже после этого можно заливать новую охлаждающую жидкость. Тосол это или антифриз, не имеет значения. Главное, чтобы продукт не противоречил рекомендациям производителя и не был смешан с иной жидкостью. Точный объем используемой ОЖ следует узнавать в инструкции по эксплуатации. Залив жидкость до максимального уровня, прогреваем заново мотор. Часть антифриза уйдет из бачка, и это нормально. Глушим мотор и возобновляем жидкость до нормального уровня (таковой считается отметка между «МИН» и «МАХ»).

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, что будет, если смешать тосол с антифризом разных марок. Как видите, эти жидкости по-разному реагируют на смешивание. Поэтому разбавлять нужно предельно аккуратно.

Если речь идет о доливе антифриза в тосол, использовать следует только зеленый или синий продукт из 11-й группы. При этом долив не приводит к увеличению ресурса службы ОЖ. И наоборот, если в системе имеется отечественная жидкость, добавлять нужно только антифриз G11. Продукты из 12-й и 13-й группы не следует смешивать с тосолом. Это может привести к печальным последствиям, которые приведут в лучшем случае к необходимости промывки каналов СОД. В худшем перегреется сам мотор, и тогда ремонт головки блока будет неизбежным. А вообще, безопаснее всего смешивать ОЖ с дистиллированной водой. Она есть в каждой группе антифриза и уж тем более в тосоле. Разница будет только в температуре замерзания. Поэтому при больших концентрациях такую жидкость следует заменить в преддверии зимы.