Что лучше шипы или липучка? Достоинства шипованной резины

Если вы проживаете в регионе, где зимой много снега и крепкий мороз, то вашему автомобилю просто не обойтись без зимней резины с шипами. Но держать дорогу шипованная резина будет лишь в условиях гололеда и хорошо накатанного снега.

А вот в условиях чистого мокрого асфальта или слякоти, шипы проявляют себя гораздо хуже и могут привести к скольжению и заносу. В таком случае, стоит отдать предпочтение не шипованным покрышкам, иначе говоря липучкам. Их основное свойство — наличие множества мелких прорезей, которые вкупе с хорошими водоотводами позволят уверенно держать машину на мокрой дороге или слякоти.

Попробуем разобраться, какая зимняя резина лучше: шипы или липучка? Ответ на этот вопрос зависит от конкретно ваших погодных условий в зимний период, а также передвигаетесь вы только по городу или же часто выезжаете на трассу.

Когда использовать шипы

Зимние шипованные шины лучше подойдут к местам, где дороги обледенелые или на них присутствует снежный накат. Шипы врезают в покрытие, разрушая его и тем самым позволяют производить эффективное торможение. Шипы стоит брать также в том случае, если вы часто выезжаете на трассу. Загородные дороги реже чистятся и больше подвержены обледенению и накату из снега.

Стоит отметить тот факт, что при сильных морозах, ниже -20 градусов, лед на дороге становится очень твердым и шипы начинают по нему скользить, а не врезаться. При таких низких температурах липучка оттормозится быстрее.

Когда использовать липучку

Липучка больше предназначена для той местности, где хорошо убираются дороги, т.е. для города. Если вы зимой не выезжаете за пределы города, то липучка отлично подойдет к вашему автомобилю. Суть липучки во множественных прорезей на протекторе, которые называются ламели. Они как раз и цепляются за очищенное сухое или мокрое покрытие.

К преимуществам липучки можно отнести относительно низкий уровень шума, чего не скажешь о шипованной резине. Конечно шум в большей степени проявляет себя при движении по асфальту.

Какая резина лучше зимой: узкая или широкая

Опять же на этот вопрос однозначного ответа нет, поскольку каждая резина хороша по своему в определенных условиях.

Преимущества и недостатки узкой зимней резины

Так, например, узкая резина хорошо подходит для передвижения по снегу или слою слякоти, поскольку более узкая шина как бы прорезает снег или слякоть до твердого покрытия, и машина лучше держит дорогу.

При этом, во время движения по льду пятно контакта у узкой резины естественно меньше, сцепление с дорогой хуже, поэтому машина будет вести себя неустойчиво.

Преимущества и недостатки широкой зимней резины

Что касается широкой резины, то здесь все с точностью наоборот. На слякоти и снегу, особенно на хорошей скорости, такая резина способствует появлению аквапланирования, что очень опасно, поскольку автомобиль в такие моменты просто не управляем.

Широкая шипованная резина хорошо покажет себя на обледенелой дороге, она будет более эффективной как при разгоне, так и при торможении.

К вопросу о ширине шин, хотелось бы добавить, что не стоит гнаться за определенным размером, лучше всего посмотреть в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля, какие колеса, с какой шириной и высотой предусмотрены именно для вашей модели. Если неправильно выбрать размер, могут возникнуть такие неприятные моменты, как:

  • цепляние арки (при слишком большом радиусе и высоком профиле);
  • цепляние за верхние рычаги (при очень большой ширине колес, в данном случае могут помочь проставки под диски);
  • неустойчивость и валкость на дороге (при слишком высоком профиле резины).

Шипы или липучка на полный привод?

Полный привод не является каким-то определяющим фактором при выборе резины, поскольку тормозит автомобиль что переднеприводный, что заднеприводный, что полноприводный одинаково. Именно вовремя оттормозиться чаще всего требуется в зимнее время. Да, возможно полноприводный автомобиль будет лучше вести себя в поворотах и на небольшой снежной каше.

Подводя итоги, основываясь на фактах и отзывах автовладельцев на различных автомобилях, можно придти к выводу, что шипованные зимние шины все же безопаснее и гораздо лучше выполняют свою функцию зимой.

Какую марку резины лучше выбрать на зиму

Вечный вопрос автолюбителей перед зимним сезоном. Выбор просто огромен, поэтому приведем проверенные варианты, пользующиеся популярностью большинства.

Для легковых переднеприводных автомобилей отлично подойдет бюджетный вариант Nokian Nordman 5, одна резина обойдется вам в 3800-4100 рублей. Еще один вариант, пользующийся популярностью и положительными отзывами Bridgestone Ice Cruiser 7000, средняя цена которого, примерно 4500 за одно колесо.

С приближением холодов и снега автолюбители все чаще задумываются о смене резины, читаем статью - . Погода в последние годы стала просто непредсказуемой, что значительно осложнило выбор покрышек. А ведь от, казалось бы, простых шин зависит очень многое, в том числе и жизнь водителя и его пассажиров во время зимних поездок. Поэтому покрышки должны обеспечивать максимальное сцепление с дорожным покрытием. Следовательно, очевидно, что если придерживаться этого условия, то для зимнего периода безопаснее использовать специальные зимние покрышки, нежели и уж тем более . О них сейчас и пойдет речь.

Выделяют два основных типа зимней резины: шипованная и, так называемая, липучка, подробнее я писал в посте . «Липучкой» называют нешипованную более мягкую авторезину с особенным протектором, который характеризуется наличием большого количества бороздок. Именно благодаря этому протектору шины-«липучка» способны впитывать с поверхности дороги влагу и таким образом прилипать к ней. Эффект прилипания усиливается еще тем, что лишняя вода отводится по бороздкам, что в свою очередь увеличивает сцепление шины с дорожным покрытием. Именно за это свойство эти шины и получили прозвище «липучка».

На описании шипованной резины останавливаться не буду, думаю, все прекрасно понимают, что она представляет собой более жесткую авторезину с торчащими на 1,2 миллиметра над ее протектором шипами.

Ну, а для того, чтобы выяснить, что лучше липучка или шипы, рассмотрим достоинства и недостатки каждого из представленных видов.

Шипованная резина.

Достоинства шипованной резины.

Автопокрышки такого типа рекомендуются жителям дорог, требующих повышенной проходимости, то есть тем, кто живет в пригороде или загородом. Поясню почему. Дело в том, что дороги вне городов отличаются большим количеством виражей и поворотов, гололедом или тем, что покрыты рыхлым снегом. Поэтому именно на них автолюбитель сможет оценить преимущества шипованной резины по сравнению с липучкой. Во-первых, шипованная резина имеет небольшой тормозной путь и быстрое развитие скорости на обледенелой дороге, это самое главное достоинство шипованной резины по сравнению с «липучкой», но не единственное. Во-вторых, прекрасное сцепление с дорогой (описанной выше). В-третьих, отличная устойчивость на дороге. В-четвертых, отсутствие заносов на поворотах, которыми усыпана загородная дорога. А если пришла оттепель, и лед начал таять, то на такой дороге без шипов уж точно не обойтись.

Недостатки шипованной резины.

Теперь о ее недостатках: большой уровень шума; увеличенный расход топлива; при морозе больше — 35 градусов шипы становятся бесполезным атрибутом, ведь даже они не способны будут взять твердый лед, который образуется на дороге при такой температуре. Конечно, нельзя отнести к достоинствам «привычку» шипов время от времени выпадать. Ну, и еще один, обнаруженный мною, недостаток – абсолютная бесполезность шипованной резины на чистом и мокром дорожном покрытии. Мало того, при использовании шипов при таком покрытии, ухудшается управляемость автомобиля, возрастает его тормозной путь, да и шины быстро изнашиваются.

«Липучка».

Достоинства липучки.

Шины-«липучки» будут оптимальным зимним решением для жителей мегаполисов, которые редко выезжают за его границы. Основным достоинством данного вида шин является материал, из которого они изготовлены, а точнее такие его характеристики, как мягкость и эластичность. Благодаря первому качеству у таких шин большая площадь соприкасания с дорогой, а, следовательно, и лучше сцепление. Напомню, что здесь мы говорим о сухом или мокром асфальте, а также покрытым шаром снега, но никак не о гололеде.

При больших отрицательных температурах прекрасно себя проявляет ее второе качество – эластичность. Кроме того с шинами-«липучкой» не нужно беспокоиться о лишнем шуме, ведь они практически бесшумные. Расход топлива при использовании этого вида шин также оптимизирован.

Недостатки липучки.

Но, как вы понимаете, есть у «липучки» и свои недостатки. Во-первых, это плохое сцепление с оледенелой поверхностью. Во-вторых, в периоды оттепели, когда на дороге формируется тонкая пленка воды, ухудшается управляемость автомобиля «обутого» в «липучку» и увеличивается его тормозной путь.

Как видите, в мире нет ничего идеального, это касается и зимних покрышек. Свои плюсы и минусы есть и как у шипованной резины, и у шин-«липучек». Давать советов, какие из них лучше шипы или липучка, я считаю, что не имею права. Вы все — здравомыслящие люди и живете в разных условиях, поэтому сами решите для себя, какие характеристики важнее для вас и сделайте свой, правильный, выбор. А я вам рекомендую ознакомиться со статьей - .

Липучка или шипы видео

Так что же в самом деле лучше?

Вид первый – обычная зимняя резина или, как ее называют в народе, «липучка».

Делится она на два подвида: скандинавские (арктические) и европейские. Вторые лучше всего подходят для так называемой «европейской» зимы, где температура колеблется от -5 до +5 градусов по Цельсию, а уровень осадков весьма незначителен. Для наших суровых зим, когда снега выпадает чуть ли не по колено (или по пояс, в зависимости от региона), лучше подойдут арктические шины, характеристики которых позволяют не бояться температур в несколько десятков градусов ниже нуля.

Для каждой зимы своя шина

Чтобы отличать европейские шины от скандинавских, нужно запомнить несколько простых правил. Это убережет вас от покупки не того типа резины, и от сопутствующих проблем:

  1. В характеристиках европейских покрышек, как правило есть фраза, наподобие следующей — «предназначена для условий мягкой зимы».
  2. Арктические шины имеют на протекторе множество мелкий молниеобразных прорезей, при этом сама резина на ощупь более мягкая (можете сравнить сами в любом автомагазине – тогда точно будете понимать, правильную ли резину вам пытаются продать), а поперечное сечение имеет угловатую геометрию.
  3. Европейские зимние шины, как правило, предназначены для более высоких скоростей, что отображено в индексах, присутствующих в их названиях. Если вы видите в маркировке буквы “H” и “V” то это «европейки», при этом покрышки для стран с холодным климатом будут иметь лишь “Q”, ”R” и ”T”.

Далее, при любом упоминании липучек, речь будет идти исключительно о настоящих зимних шинах (то есть арктических), так как рассматривать «европейки» не имеет смысла, учитывая преобладающий в нашей стране холодный климат.

Теперь ты будешь знать какая шина нужна именно тебе!

Шипованная резина.

Шипованные покрышки отличаются друг от друга, в первую очередь, количеством этих самых шипов. Интересно, что в Скандинавских странах, где разрабатываются и производятся, пожалуй, лучшие зимние шины, законодательно количество шипов уменьшено до 50-ти штук на один метр покрышки. Это означает, что, для самого популярного диаметра колеса, равняющегося 16-ти дюймам и имеющим остальные параметры размерности 205/55, количество шипов равняется всего лишь 96-ти. Такой норматив был введен в 2013-м году. Причиной является тот неоспоримый факт, что шипы достаточно сильно вредят дорожному покрытию, соответственно, правительство таким образом хочет сберечь деньги налогоплательщиков, которые выделялись бы на ремонт испорченных шипами дорог. Еще одним, не совсем очевидным, на первый взгляд, аргументом было то, что люди, проживающие вблизи от трассы, вдыхают воздух с находящейся там асфальтной пылью (выбитой из дорожного покрытия все теми же шипами). Существует теория, что данный факт приводит к образованию раковых опухолей. Прямых доказательств этому нет, так что не будем лишний раз комментировать действия скандинавского правительства – решили, значит надо.

У всех есть свои плюсы и минусы

Результаты тестов зимних шин. Шипы или липучка.

Как всегда бывает, в принятых нормативах производители нашли лазейку. Дело в том, что, как указано в нормах, шипов может быть сколько угодно много, если покрышка покажет на испытаниях причинение вреда асфальту меньше, чем эталонная шина, имеющая те самые 50 шипов на погонный метр. Финскому производителю Nokian, со своей покрышкой Hakkapeliitta, имеющей целых 190 (!!!) шипов, удалось показать такой результат. Соответственно, эта резина была одобрена для применения. Секрет заключался в использовании облегченных шипов, которые практически безвредны для асфальта.

Следующий материал опирается на результаты многочисленных тестов различных авторитетных автомобильных изданий, которые испытывали покрышки разных фирм и линеек, причем многие «в лоб» сравнивали шипованную резину и арктическую.

Не будем приводить уточненных, до десятых долей, цифр, лишь опишем основные выводы, которые уже успели сделать автомомобильные эксперты.

Тесты резины

Что лучше на чистом асфальте – шипы или липучка?

Конечно, совсем чистый асфальт зимой – редкость. Скорее, будет уместно назвать его влажным или мокрым. Такие условия, традиционно, считаются слабым местом шипованных покрышек, так как металл скользит по скольской мокрой дороге. Такое утверждение постепенно теряет актуальность – современные шипованные покрышки и липучка тормозят приблизительно одинаково. Тормозной путь фрикционной резины и шипованной, при торможении со скорости 80 километров в час, составляет, ориентировочно, 35-40 метров.

Липучка обеспечивает хорошие сцепление с дорогой

Шипы или липучка: выбираем зимние шины

Что будет лучше на заснеженной дороге – шипы или липучка, уже не такой однозначный вопрос, как это было раньше. Принято было считать, что, в таких условия, однозначно выиграет покрышка, имеющая шипы. Отнюдь – новые модели фрикционных шин от ведущих мировых производителей оказываются вполне конкурентоспособными, показывая схожие с «шиповками» результаты. Обычно, такие тесты проводятся на укатанном чистом снегу, который очень редко встретишь на наших улицах. Чаще всего, дорога покрыта некой коричнево-серой субстанцией, имеющей в своем составе грязь, снег, а также набор реагентов, которые, не жалея, разбрасывают коммунальщики. Так вот на этой субстанции фрикционные шины ведут себя даже лучше, чем шипованные. Разница незначительная, но факт остается фактом – тут победителем является липучка, у которой скорость начала слэшплэннинга (момента, когда покрышка «всплывает» на снежной кашице, теряя контакт с асфальтом) выше, процентов на 20%.

Если в вашем городе на дорогах нету гололёда можно использовать липучку

Лед.

Вот уж где липучка точно не конкурент шипованной резине. Остановка со скорости 25 километров в час на подавляющем большинстве шипованных моделей занимает менее 13-ти метров, в то время как липучкам требуется 15-17 метров. В тестах на заезды по извилистой обледенелой трассе фрикционные шины и вовсе «сливают» шиповкам, показывая время, порой в полтора раза больше.

Лучшее решение в условия сильного гололёда

Акустические показатели.

Тут сюрпризов не будет – шум от шипованных покрышек был, есть и будет. Так что если вас очень сильно раздражает монотонный гул от стука шипов по асфальту, выбор что лучше – шипы или липучка, будет однозначным в пользу второго типа покрышек.

Чтобы понять, почему относительно «шиповок» и липучек сложились определенные стереотипы, нужно понимать, как ведут себя те и другие непосредственно на дороге. Принято считать, что покрышка, имеющая шипы, опирается на плоскость дороги именно шипами, а не резиной. Это не совсем так. Дело в том, что вес автомобиля утапливает металлические шипы вглубь, соответственно контакт асфальта с протектором тоже присутствует в полной мере. Сам материал покрышки у шипованных моделей более твердый, потому на сухом асфальте они могут запросто обойти липучки. Есть и обратная сторона данного решения – при температурах, значительно ниже отметки нуля, шипованная резина дубеет (конечно, не так, как летняя, но все же этот эффект присутствует). Соответственно, при сильных морозах обычная фрикционная резина вполне может оказаться даже лучше (конечно, мы сейчас не берем во внимание случаи, когда дорога покрыта цельным слоем льда), чем конкуренты из «шипастого» лагеря.

Так что же лучше – шипы или липучка?

Для начала четко определите условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. К примеру, вы живете в большом мегаполисе, скорость движения в зимний период редко превышает 50-60 километров в час, дороги обильно посыпаны реагентами, снег часто убирают, а ледяная корка практически не встречается. При таком варианте лучшим выбором будет, конечно же, хорошая арктическая фрикционная резина. Можно посоветовать выбирать именитых производителей, качество покрышек у которых всегда находится на высоком уровне. Такие фирмы, как Michelin, Nokian, Bridgestone, Pirelli, Continental и т.д. уже давно зарекомендовали себя на рынке и изо всех сил стараются держать заданную планку.

Зимняя резина (шипы или липучка) на кроссовер, полный привод

Если же предполагается часто ездить по загородным дорогам (имеются ввиду не много полосные трассы, а дороги регионального значения) на кроссовере, либо коммунальные службы в вашем городе не всегда ответственно подходят к расчистке асфальта, то стоит обратить внимание на шиповки. В случае гололеда, на который не высыпан уничтожающий его реагент, шипованная резина уменьшит тормозной путь на драгоценные метры, сохраняя в целости ваше авто, а также вас самих. Конечно, шипы не будут панацеей против чистого льда – выездов на такие участки в любом случае стоит избегать.

Внимательно проанализируйте все факты, изложенные в данной статье и, возможно, ответ на вопрос что лучше – шипы или липучка, придет к вам сам.

В материале умышленно не затронуто такое решение, как цепи. Дело в том, что это очень специфичное приспособление, рассмотрение которого тянет на отдельную статью. Можно лишь сказать, что использование цепей в городских условиях не просто не желательно, но и опасно – как для самого автомобиля, так и для его пассажиров.

  • Новости
  • Практикум

Запрет на ручные радары ГИБДД: в некоторых регионах он снят

Напомним, что запрет ручных радаров для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) появился после письма главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников ГИБДД. Запрет начал действовать 10 июля 2016 года во многих регионах страны. Впрочем, в Татарстане инспекторы ДПС, ...

В России резко вырос спрос на Майбахи

В России продолжают расти продажи новых люксовых автомобилей. Согласно результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», по итогам семи месяцев 2016 года рынок таких машин составил 787 единиц, что сразу на 22,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (642 шт.). Лидером этого рынка является Mercedes-Maybach S-класса: на этот...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Mitsubishi скоро покажет туристический внедорожник

Аббревиатура GT-PHEV расшифровывается как Ground Tourer, автомобиль для путешествий. При этом концептуальный кроссовер должен провозгласить «новую концепцию дизайна Mitsubishi - Dynamic Shield». Силовой агрегат Mitsubishi GT-PHEV - это гибридная установка, состоящая из трех электродвигателей (один - на передней оси, два - на задней), чтобы...

Объявлены российские цены на Infiniti Q30

Автомобиль в базовой комплектации City Black, оснащенный 1,6-литровым 149-сильным двигателем (250 Н∙м) и системой переднего привода, обойдется в 2 299 000 рублей. За эти деньги покупатель получит сиденья, обитые кожей Nappa, панели и подлокотники, отделанные материалом Alcantara, а также светодиодные адаптивные фары, системы ABS+EBD, систему динамической...

Mercedes выпустит мини-Гелендеваген: новые подробности

Новая модель, призванная стать альтернативой изящному Mercedes-Benz GLA, получит брутальную внешность в стилистике «Гелендевагена» - Mercedes-Benz G-класса. Немецкому изданию Auto Bild удалось разузнать новые подробности об этой модели. Итак, если верить инсайдерской информации, то Mercedes-Benz GLB будет отличаться угловатым дизайном. С другой стороны, полного...

Фото дня: гигантская утка против водителей

Путь автомобилистам на одной из местных автотрасс преграждала… огромная резиновая утка! Фотографии утки моментально разошлись по соцсетям, где у них нашлось немало поклонников. Как сообщает The Daily Mail, гигантская резиновая утка принадлежала одному из местных автомобильных дилеров. Судя по всему, на дорогу надувную фигуру снес...

Пробег Магадан-Лиссабон: есть мировой рекорд

Они проехали через всю Евразию из Магадана до Лиссабона за 6 дней 9 часов 38 минут и 12 секунд. Этот пробег был организован не только ради минут и секунд. Он нес культурную, благотворительную и даже, можно сказать, научную миссию. Во-первых, 10 евроцентов с каждого пройденного километра было перечислено в пользу организации...

В Сочи Maybach Стинга отправили на штрафстоянку

Со времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое оснащение и дизайн удовлетворят потребности любого из покупателей. Покупаемость той или иной марки, самый точный...

Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris

В своих мифах древние греки рассказывали о существе, имеющем голову льва, туловище козы и змею вместо хвоста. «Крылатая Химера была рождена крохотным созданием. При этом она сверкала красотой Аргуса и ужасала уродством Сатира. Это было чудовище из чудовищ». У слова...

Автомобили с низкой стоимостью всегда пользовались большим спросом среди людей с небольшим достатком. А ведь этот контингент всегда намного больше того, который может позволить себе эксклюзивные, дорогостоящие машины. Forbes: дешевые автомобили 2016 года Еще несколько лет назад весь мир считал, ...

Какие машины в 2018-2019 году чаще всех покупают в России

Количество автомобилей на дорогах РФ постоянно растет – факт, который подтверждаются ежегодным исследованием продаж новых и поддержанных моделей. Так, исходя из результатов проведенного исследования, которое может ответить на вопрос, какие машины покупают в России, за первые два месяца 2017 года...

Рейтинг самых угоняемых машин в Москве остается почти неизменным в течение нескольких лет. Ежедневно в столице угоняется около 35 автомобилей, причем 26 из них являются иномарками. Самые угоняемые марки По сведениям портала «Прайм Страхование» наиболее угоняемые машины 2017 года в...

КАКОЙ автомобиль купить новичку, какой покупать автомобиль.

Какой автомобиль купить новичку Когда долгожданные водительские права наконец-то получены, наступает самый приятный и волнительный момент — покупка автомобиля. Автопром наперебой предлагает покупателям самые навороченные новинки и неискушенному водителю очень сложно сделать правильный выбор. А ведь часто именно от первого...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

С каждым очередным наступлением периода холодов часть автолюбителей неизбежно сталкивается с проблемой выбора зимней резины для своей машины. Зайдя на страницу любого из интернет-магазинов по продаже шин, можно обнаружить множество предложений от ведущих производителей. Однако все представленные шины для зимы будут разделены как минимум на две категории: с шипами и без шипов. Возникает закономерный вопрос, какой из вариантов лучше покажет себя на зимней дороге и за счет каких свойств?

Шипы и «липучки»: особенности конструкции и работы

Перед тем, как приступить к установлению положительных и отрицательных сторон двух типов зимних шин, не лишним будет разобраться в особенностях устройства и принципах «работы» каждого из них. Шипованная резина, или попросту «шиповка», представляет собой резину со специальными углублениями, в которые вставляются металлические шипы. Как правило, они выступают над поверхностью протектора, что позволяет им при соприкосновении разрушать лед, тем самым обеспечивая нужный зацеп и, соответственно, сцепление с покрытием. При этом надо понимать, что шипы крепятся не жестко и имеют свойство вдавливаться вглубь протектора при оказании на них давления. Благодаря этому на твердых поверхностях, например, том же асфальте, «шиповка» сохраняет хорошие сцепные свойства, так как нужное пятно контакта формируется именно резиной. Количество, расположение и размер шипов у разных производителей различаются.

Зимняя резина без шипов, или, как ее еще называют, «липучка», обеспечивает сцепление исключительно за счет конфигурации блоков протектора, позволяющей шинам в месте контакта как бы прилипать к сопряженной поверхности. Исходя из типа резиновой смеси и рисунка протектора шины-«липучки» подразделяют на два типа: «европейские» (или альпийские) и «арктические» (или нордические). Первые предназначены для эксплуатации в регионах с теплой зимой, когда температура колеблется около нулевой отметки, не опускаясь ниже -10 С. Вторые неплохо себя показывают даже при сильных морозах, достигающих -40 С. При покупке резины без шипов очень важно установить ее принадлежность к тому или иному подтипу, так как от этого зависит безопасность движения. В большинстве случаев продавец указывает те условия, в которых следует эксплуатировать те или иные шины. Визуально же отличить арктическую резину от европейской можно по большему количеству мелких прорезей и более угловатой форме протектора. К тому же, «европейцы» на ощупь чуть тверже своих нордических «собратьев».

Каким же образом «липучкам» удается сохранять сцепление на скользком покрытии? Секрет успеха кроется в устройстве их протектора, который оснащается множеством узких прорезей-ламелей, осуществляющих эффективный отвод воды из зоны контакта шины с заснеженной поверхностью. А ведь именно тонкая пленка жидкости, образуемая в результате таяния снега, способствует возникновению проскальзывания. Конечно, только наличием прорезей все свойства не объяснить – каждый вариант протектора проходит длительный этап от компьютерного моделирования до испытания в реальных условиях. На всех этапах вносятся различного рода корректировки с целью получения оптимальных конечных результатов. Что касается участков дороги с откровенным льдом, то здесь определенную роль играют многочисленные микроскопические шипы, которые присутствуют на последних версиях «липучек» многих ведущих производителей. Правда, ни о каких аналогах полноценных металлических шипов здесь говорить не приходится.

Разобравшись с разновидностями зимних шин, пора бы и ответить на главный вопрос: что лучше – шипы или «липучка»? Интересно, что однозначного ответа здесь быть не может, потому что поведение каждой из покрышек существенно отличается в зависимости от вариантов покрытий, которых в зимний период может быть великое множество. Так, в крупных мегаполисах зимой асфальт зачастую почти не бывает завален снегом, так как сразу после выпадения его оперативно чистят или посыпают реагентами. Другое дело небольшие города и деревни, где снежные сугробы и гололед – это обычные явления. Попробуем выяснить, на каких поверхностях лучше себя показывают «липучки», а на каких – шипованная резина. В первом случае будем рассматривать исключительно «арктический» вариант.

Асфальт

Бытует мнение, что как на сухом, так и на мокром асфальте фрикционные шины («липучки») ведут себя значительно лучше, чем шипованные. Дорожные испытания авторитетных автомобильных изданий, проводивших тест на торможение и упражнение на «переставку» («лосиный тест»), отчасти подтверждают эту точку зрения. Действительно, лучшие из «липучек» обыгрывают самые передовые образцы шипованных шин, однако это преимущество не столь существенно (например, разница в длине тормозного пути на мокром асфальте не превышает 10%). Более того, отдельные экземпляры «шиповок» могут демонстрировать лучшие результаты, чем находящиеся в арьергарде модели фрикционных покрышек.

Таким образом, при тестах на асфальте между двумя типами зимней резины с определенной натяжкой можно было бы поставить знак равенства, если бы не пара существенных недостатков шипованных шин. Первый – повышенный уровень шума, второй – ускоренное разрушение, особенно при плюсовых температурах. Длительные поездки по асфальту приводят в неминуемой потере шипов, без которых шипованная резина теряет свои качества. Оставшись без главных элементов, обеспечивающих нужные сцепные свойства, «шиповка» отнюдь не становится «липучкой», поскольку состав ее резины и рисунок протектора разрабатывались в соответствии с совсем иными принципами работы.

Снег

В испытаниях на снежном покрытии фрикционные шины оказываются более чем конкурентоспособными, вновь обставляя своих «зубастых» оппонентов. Однако сразу оговоримся, что речь здесь идет о снежной подушке средней плотности и водянистой каше, образующейся в теплую погоду или под воздействием реагентов. Сильно укатанный снег мы приравниваем ко льду, а, значит, разговор о нем пойдет чуть ниже. Итак, по показателям длины тормозного пути и времени разгона на снегу «липучки» имеют преимущество, быстрее замедляясь и быстрее ускоряясь. В первом случае оно мизерно и составляет порядка 2%, во втором более ощутимо – около 12-14 %. Отдельно хочется остановиться на дорожном покрытии, представляющем собой водно-грязевую смесь. На такой кашице, представляющей собой обыденное явление зимой, «липучки» способны сохранять сцепление на чуть больших скоростях, нежели «шиповки», что добавляет в их актив еще один плюс.

Плотный снег и лед

Казалось бы, уж на льду то «зубастая» резина способна «уделать» своих конкурентов без шипов, что называется в одну калитку. Однако и здесь существует пара неоднозначных моментов. Если рассматривать ситуацию, когда за окном средний морозец с температурой – 10… – 20 С, то здесь превосходство шипованных шин будет неоспоримым во всех вариантах тестовых испытаний. Имеются в виду тормозной путь, время разгона и время прохождения ледяного круга. Но при очень низких температурах, характерных для той же Сибири, лед становится намного тверже, поэтому шипам уже не так просто его разрушить. Они просто утапливаются вглубь, как при езде по асфальту, не обеспечивая столь качественное зацепление. В то же время «липучки» при сильном морозе функционируют в привычном режиме, что позволяет им приблизиться к результатам «шиповок» и даже в некоторых случаях превзойти их.

Что же получаем в итоге? А то, что в каждом конкретном климатическом поясе и населенном пункте приоритет может быть отдан любому из двух типов шин. Вопрос о том, какая зимняя резина лучше: шипы или «липучки», не имеет единственно верного ответа. Многие делают выбор в пользу шипованных шин, желая лишний раз подстраховаться. Ведь при езде на «липучках» по сильно обледенелой дороге, где они не столь хороши, достаточно одного неверного маневра, чтобы потерять управление над автомобилем. Надеемся, что приведенная статья станет для вас полезной, а выбранная зимняя резина обеспечит безаварийное вождение.

И в Японии привел к появлению нового типа покрышек - фрикционной резины, которая благодаря острому язычку наших автолюбителей стала именоваться липучкой. Теперь, помимо традиционного выбора между шипованной и классической зимней резиной, добавился вопрос: "Что лучше: липучка или шипы?"

Чтобы как можно точнее ответить на вопрос о том, чему отдать приоритет, шипам или липучке, нужно узнать особенности того и другого типа покрышек. Так как в нашем мире ничего совершенного нет, то у каждого типа шин есть свои неоспоримые достоинства и свои слабые места. Чтобы понять, что лучше, шипы или липучка, постараемся детально разобрать оба типа резины. Итак, по порядку.

Шипованые покрышки

Шипы во многих регионах России стали неотъемлемой частью зимней экипировки. Однако шипы шипам рознь. Обычные металлические элементы вставляются в полость покрышки с таким расчетом, чтобы над поверхностью выступало несколько миллиметров шипа. Это является своего рода зацепляющим элементом, обеспечивающим машине устойчивое движение по обледеневшей дороге. Недостатком традиционных шипованых покрышек считается потеря почти 15% шипов уже к середине зимы. Металлические элементы не выдерживают движения по асфальту. Если уж тут сравнивать, что лучше - липучка или шипы, перевес будет явно не в сторону последних.

Более новое изобретение - шиповые зацепы «медвежий коготь». По своей конструкции зацепляющие элементы похожи на когти животного. Когтистые шипы обеспечивают безопасность и устойчивость машины при разгоне и торможении. При движении по чистому сухому покрытию шипы-когти «убираются» в тело покрышки, наподобие Тут уже в отношении качества и липучка занимают одну позицию.

Фрикционная резина

По своей сути фрикционные покрышки представляют собой доработанный и усовершенствованный тип классической зимней резины. Конструкторы доработали рельеф протектора. На фрикционных шинах протектор имеет сложный рисунок в виде глубоких извилистых ламелей. Благодаря такому рисунку, протектор отводит воду из точки соприкосновения шины с дорожным полотном, и покрышка словно присасывается к асфальту. Отсюда и название - "липучка".

Если оценивать что лучше: липучка или шипы, то по показателям разгона и торможения на мокром и сухом асфальте фрикционные шины заметно превосходят шипованые. Еще одно преимущество липучек - бесшумность движения. Металлические зацепляющие элементы, какие бы они ни были по конструкции, издают довольно сильный шум при движении по чистому асфальту.

Однако липучки уступают шипам при движении по чистому льду. Как бы сильно покрышка не «присасывалась» к чистому или мокрому дорожному полотну, на обледеневшей дороге она не может обеспечить должного уровня безопасности, особенно если участки трассы покрыты шероховатым льдом.

Что лучше: липучка или шипы?

Подведя итог всему вышесказанному, с уверенностью можно сказать о том, что если предполагается эксплуатация автомобиля только в городских условиях или предстоит выезд за границу Российской Федерации в страны Евросоюза, то в этом случае фрикционная резина, бесспорно, предпочтительнее.

Если планируются частые выезды за город, где снегоуборочные машины не встретить на протяжении всего зимнего периода, то тут альтернативы ошипованым шинам нет. Придется смириться и с шумом при езде, и с высоким износом шипованой резины, но безопасность в этом случае важнее. Лучше не рисковать.

Таким образом, решать - зимняя резина: шипы или липучка, предстоит только вам.