Что лучше охлаждает тосол или антифриз. Что заливать: тосол или антифриз? Влияние антифриза на перегрев двигателя

В систему охлаждения двигателя можно залить как тосол, так и антифриз, но выход системы охлаждения из строя приведет к поломке ДВС в течение считанных минут.

Поэтому необходимо четко понимать что лучше, между этими охлаждающими жидкостями?

Мы не будем руководствоваться сложными техническими терминами и понятиями, а разберем этот вопрос на доступном для большинства автовладельцев языке.

Разновидности охлаждающих жидкостей

В советские времена, когда стала очевидной необходимость разработки собственной специальной жидкости, предназначенной для отвода тепла в современных ДВС, НИИ органической химии и технологии СССР был разработан новый состав. Его назвали «Тосол».

Схема охлаждения двигателя

По факту, это был практически полный аналог зарубежных вариантов охлаждающих жидкостей, так называемых антифризов. То есть советский тосол и западный антифриз были взаимозаменяемыми веществами, но с разными названиями.

То есть заливать в машину времен начала второй половины XX века одинаково успешно можно было любую из охлаждающих жидкостей.

В состав этих жидкостей входили следующие компоненты:

  • дистиллированная вода;
  • этиленгликоль;
  • пакет присадок.

Первые жидкости имели простейший набор присадок, предотвращающих пенообразование, увеличивающие температурный порог замерзания и выступающие в роли ингибиторов коррозии.

Эксперименты показали, что если залить в систему тосол вместо воды или простой этиленгликолевой смеси с дистиллированной водой, то это положительно отражалось на состоянии и сроке службы патрубков, рубашки охлаждения, радиатора и других элементов.

После этого новый состав для отвода тепла от ДВС пошел в массовое производство.

Существующие отличия в составе ОЖ

Современный тосол несколько отличается от того состава, который был изначально заложен в это понятие при разработке.

Помимо воды, этиленгликоля и штатных противопенных и защитных присадок, в него в большем количестве, чем раньше, сегодня добавляется особый компонент, который образует на стенках всей системы тонкий, устойчивый к химическим воздействиям слой.

Существующие типы антифризов

Дело в том, что основной, противостоящий замерзанию и кипению компонент в тосоле – это этиленгликоль. А этиленгликоль является химическим агрессором.

Поэтому разработка дополнительной зажиты системы от воздействия этого спирта была вынужденной мерой. Однако образовываемая пленка несколько снижала интенсивность теплоотвода.

Тосол стандартно может быть синим или бледно-красным. Синие используется при температуре до –40 °C, красные – до –65 °C.

То есть это означает, что данные жидкости могут быть смешаны между собой без последствий. Антифризы класса G12 (красный) отличаются от тосола и составов G11 пакетом присадок.

Здесь для защиты системы от агрессии этиленгликоля применяется органические соединения, которые не образовывают дополнительную пленку, а воздействуют непосредственно на места образования коррозии. Это положительно сказывается на способности антифриза G12 отводить тепло.

В антифризах G12+ и G12++ (также красного цвета, как и G12) применяются комбинированные присадки, сочетающие в себе два вышеперечисленных механизма защиты от химического разрушения системы этиленгликолем.

Однако образовываемая защитная пленка в этом случае гораздо тоньше, чем у G11. Это позволяет антифризу более интенсивно отводить тепло от рубашки охлаждения и отдавать его в атмосферу.

Самым совершенным на сегодня является (фиолетовый или ядовито-желтый). Его ключевое отличие заключается в использовании в качестве основы полиэтиленгликоля.

Полиэтиленгликоль отличается тем, что он гораздо менее агрессивен для системы охлаждения и не является настолько сильным ядом для человека, как этиленгликоль. Присадки сходны по составу с жидкостями G12+ и G12++.

Область применения

Извечный вопрос: что лучше заливать в систему охлаждения, антифриз или тосол? Здесь многое зависит от марки автомобиля и особенностей устройства системы охлаждения.

Отработавший антифриз, который нуждается в замене

Например, известно, что для ВАЗ лучше применять тосол (вплоть до модели «Веста»). Это связано с тем, что при проектировании автомобиля двигатель рассчитывался именно на отечественные охлаждающие жидкости. Не будет ошибкой использование и более дорогих антифризов. Однако такое решение обойдется гораздо дороже.

Например, обычный тосол, рассчитанный на температуру до –40 °C, стоит примерно в 10 раз дешевле, чем качественный антифриз G13. Несмотря на то, что срок службы у антифриза приблизительно в 2 раза больше, финансовая разница остается ощутимой.

Для автомобилей импортного производства в радиатор лучше заливать антифриз, который рекомендован заводом-изготовителем авто. Категорически запрещается использовать продукты с индексом G11 для систем, рассчитанных на G12 и выше. Это может привести к перегреву двигателя.

Заключение

В целом при выборе, что использовать, тосол или антифриз, необходимо руководствоваться сервисной книгой автомобиля. Если же производитель не акцентирует внимание на какой-либо конкретной жидкости, а двигатель автомобиля большого объема и низкооборотистый, то можно использовать тосол или простой импортный вариант наподобие G11.

Для малолитражных форсированных моторов, особенно в автомобилях, которым меньше 10 лет, при отсутствии информации о требуемом типе охлаждающей жидкости лучше применять более универсальные варианты G12+ и G12++.

Что заливать антифриз или тосол, видео от автоблогера

Специалисты утверждают, что одной из частых причин выхода из строя двигателя является недостаточно эффективная работа системы охлаждения. За эту работу во многом отвечает специальная жидкость, которая циркулирует по системе двигателя и не позволяет температуре подниматься выше допустимых значений. Потому недооценивать роль (ОЖ) нельзя. Иначе вы рискуете столкнуться с достаточно серьёзными проблемами, которые могут обернуться преждевременным износом компонентов двигателя и его полным выходом из строя. В настоящее время продолжается упорная борьба между двумя жидкостями охлаждения. И автомобилисты хотят знать, что лучше выбрать – тосол или антифриз. Для этого нужно детально разобраться в особенностях двух жидкостей, в их составе, преимуществах и недостатках на фоне конкурента.

Сравнение эффективности использования тосола и антифриза.

Основные характеристики ОЖ

Жидкости охлаждения основаны на смешивании воды, этиленгликоля и специальных добавок, основной задачей которых является предотвращение коррозии металла в двигателе и его системах. Каждый производитель ОЖ использует собственную рецептуру и уникальный состав, который может заметно отличаться по технологии и используемым присадкам. При этом присадки всегда обязательно входят в состав охладителя. Прежде чем заливать в мотор своего автомобиля тот или иной состав, нужно ознакомиться с инструкцией по применению и изучить рекомендации, которые даёт ваш автопроизводитель. Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке. В руководстве по эксплуатации, которое идёт в комплекте к машине, прописывается перечень тестов с жидкостями, их наименование и класс. Так, автопроизводитель даёт чёткие инструкции касательно того, с какой именно ОЖ лучше всего взаимодействует этот конкретный двигатель. Потому рекомендации завода-производителя вашего автомобиля должны быть первоочередным источником корректной информации. Существует несколько технологий производства ОЖ, которые применяются в настоящее время:

  1. Классическая. Она подразумевает использование в составе охлаждающей жидкости специальных присадок, которые относятся к солям неорганических кислот.
  2. Карбоксилатная. Здесь ключевыми компонентами выступают карбонаты. Это органические кислоты, которые позволяют эффективно защищать металл двигателя от процессов коррозии.
  3. Гибридная. Технология появилась вслед за карбоксилатной. Здесь также на основе солей карбоновых кислот. Но сюда дополнительно добавляют фосфаты и силикаты.

Теперь нужно более детально разобраться в особенностях каждого из составов. Это позволит вам понять, какую ОЖ лучше выбирать между тосолом и антифризом.

Антифриз

Чтобы предотвратить перегрев силового агрегата, множество автомобилистов выбирают антифриз. Его температура кипения, в зависимости от состава и производителя, составляет до 150 градусов Цельсия. При отрицательных температурах структура жидкости не меняется в условиях -38 градусов. Специальные присадки, которые входят в состав антифриза, надёжно защищают двигатель от возможных процессов коррозии. Для автомобиля это свойство играет ключевую роль. При отсутствии специальных присадок антифриз имел бы очень агрессивный состав. В результате начался бы процесс разрушения радиаторных стенок, патрубков, резиновых трубок и самого мотора. Современные разработчики придумывают новые добавки, которые смогут повысить эффективность работы антифриза, при этом негативное воздействие на мотор станет намного мягче. Чтобы потребители могли понимать, какой именно антифриз они покупают, производители начали использовать специальные красители. Они придают составу , тем самым помогают отличать разные составы.

  1. Выпускаются также с обозначениями G11+ и G11++. Такие охлаждающие жидкости можно отличить по зелёному цвету. Они предназначены для работы в температурном диапазоне от -40 до +130 градусов Цельсия. Этим такой антифриз существенно превосходит традиционный тосол. Если в двигателе присутствуют следы коррозии, активируется присадка на основе карбоновой кислоты, которая входит в состав ОЖ. Она начинает разрушать коррозию и улучшает работу мотора.
  2. G12 (G12+ и G12++). Эти антифризы имеют красный цвет. Считаются более современными и улучшенными жидкостями, которые хорошо работают на требовательных и довольно деликатных системах охлаждения иномарок. Здесь отсутствуют химические присадки. Вместо них производители используют органические добавки. Причём такой подход считается существенным преимуществом, поскольку показатели теплоотдачи заметно улучшаются.

Считается, что красные антифризы лучше применять для радиаторов, которые выполнены из меди. А вот зелёный антифриз оптимально подходит для алюминиевых радиаторов охлаждения. Это многие водители подтвердили на практике.

Тосол

Тосолом называют разные жидкости охлаждения, которые производятся на основе классической или традиционной технологии. Чаще всего предлагается на рынке в виде жидкости синего цвета. В действительности никакого существенного отличия между ним и антифризом нет. Тосол – это тот же антифриз. Только своё название состав получил ещё в советские времена. Тогда тосол был ответом импортному антифризу, являлся его полноценным аналогом. То есть полноценным тосолом можно считать только те ОЖ, которые выпускались в СССР по специальному рецепту. Сейчас подобным уже никто не занимается, поскольку антифриз уверенно вытеснил менее эффективный тосол. Но всё равно на рынке продолжается реализация этого вида охладителя. В действительности перед вами может оказаться и достаточно качественный антифриз, и откровенная подделка, либо ОЖ низкого качества. Не существует ни одной современной компании, которая бы использовала классический советский рецепт.

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

В чём разница между ОЖ

Когда автомобили комплектовались чугунными и практически бессмертными моторами, для их охлаждения использовали простую смесь, куда входили вода и этиленгликоль. Никакого ущерба мотору такой состав не наносил. Но на современных автомобилях при нагреве жидкости, которая протекает по системам, появляется существенная угроза целостности радиатора, блока цилиндров и других компонентов. Традиционная смесь уже не подходила, пришлось искать альтернативное решение. Так в СССР создали тосол. Потому для россиян и жителей постсоветского пространства все охлаждающие жидкости ассоциируются именно с понятием тосол. В действительности же разницы между двумя жидкостями практически нет. Тосол является тем же антифризом, только

Потому на рынке его можно встретить в разных формах и цвете. Но есть некоторые отличия в плане технических характеристик между всеми ОЖ. Они отличаются между собой по:

  • защитным свойствам против коррозии;
  • температуре замерзания и закипания.

Всё зависит от технологии, которую использует производитель. То есть отечественный тосол, по факту являющийся антифризом, может иметь состав более качественный, чем импортная жидкость, названная антифризом. И наоборот. Сравнивать их практически невозможно, поскольку настоящего тосола уже не существует, а все выпускаемые ОЖ являются антифризами, вне зависимости от страны производителя и состава. Чтобы понять, какая жидкость предпочтительнее и что лучше заливать, рассмотрим ключевое отличие тосола от антифриза. Поскольку состав всё же отличается, многие смогут сделать для себя окончательный выбор.

Что заливать

Разобравшись в соперничестве между тосолом и антифризом, делаем правильный выбор и покупаем для своей машины наиболее подходящую жидкость охлаждения. На практике сделать грамотную покупку не сложно. Тут нужно определить, какой из составов вам подходит лучше остальных. Далее следует подобрать хорошего производителя, поскольку от него во многом зависит качество и эффективность работы охладителя. Сравнивать будем три основные позиции:

Будем воспринимать тосол как отечественную альтернативу импортному антифризу. Хотя и наши компании выпускают ОЖ, называя их антифризами.

Тосол

На рынке жидкостей охлаждения встречаются тосолы красного и синего цветов. Это не просто решение производителя добавить тот или иной краситель. Цвет указывает потребителю, на какую температуру рассчитан этот состав. Подобные жидкости могут функционировать в течение 2 – 3 лет. То есть их срок службы составляет не более 36 месяцев. Затем состав утрачивает свои свойства. Заливать просроченный тосол категорически нельзя. Температура закипания колеблется в пределах 110 – 115 градусов Цельсия. Но также нужно смотреть на температуру замерзания. Здесь делайте акцент на цвете жидкости. Если у вас в распоряжении классический синий тосол, то его предельная температура будет -40 градусов Цельсия. Проживая в регионах с суровыми зимами, лучше выбирать жидкость красного цвета. Она может выдержать нагрузку до -60 градусов Цельсия.

Если говорить о том, что же лучше – антифриз или тосол, то здесь перевес на стороне охладителя зелёного цвета. Он имеет улучшенный состав и более качественные технические характеристики. Хорошо функционирует зимой. Хотя без недостатков и тут не обошлось. Эта охлаждающая жидкость состоит из органических присадок и специальных химических добавок. Они обеспечивают необходимый уровень работоспособности двигателя, поддерживают нужный температурный режим и предотвращают процессы разрушения силового агрегата. Основой для защитных свойств выступают бораты, фосфаты и карбоновая кислота. Жидкость охлаждения контактирует с внутренними поверхностями системы, дополнительно укрепляя их защиту. Этот состав создаёт дополнительный защитный барьер. Эта реакция способствует уменьшению рисков разрушения металла. Но зелёные антифризы имеют свои недостатки, на которые автомобилистам обязательно нужно обращать внимание. Эти смеси несколько ограничивают показатели теплоотдачи. Также рекомендуется менять охладитель не реже 1 раза в 2 года.

Отличительной особенностью охладителей красного цвета является большое количество карбоновой кислоты, а также применение практически всегда только органических видов присадок. Если вы думаете о том, что лучше использовать – антифриз или тосол, в этом соперничестве также преимущества на стороне антифриза. Состав изготавливается по специальной технологии, которая способствует обеспечению надёжной защиты патрубков, трубок, внутренних стенок и металла от разрушения. Также жидкость способствует увеличению теплоотдачи, что положительно сказывается на работе двигателя. Состав взаимодействует с участками в системе, где появились следы коррозии. Антифриз покрывает их защитной плёнкой, которая с течением времени не разрушается. При этом дополнительно предотвращается забивание системы охлаждения силового агрегата. Ещё одним неоспоримым преимуществом антифризов красного цвета является их длительный срок службы. При эксплуатации до 5 – 6 лет жидкость не теряет своих изначальных свойств. Потому часто менять состав нет необходимости. Что же касается недостатков, то к минусам красного охлаждающего антифриза для двигателя можно отнести только более высокую стоимость. Но с учётом всех объективных преимуществ и длительного срока службы, затраты на такую жидкость охлаждения полностью себя оправдывают.

Важные выводы

Учитывая все озвученные особенности, преимущества и недостатки, характеризующие разные виды жидкостей охлаждения, можно сделать соответствующие выводы касательно их применения. Сказать объективно, какая из охладительных жидкостей лучше, нельзя. Всё зависит от конкретной ситуации. Потому их следует рассматривать индивидуально. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  1. Тосол рекомендуется и допускается к использованию в тех случаях, когда у вас в распоряжении автомобиль отечественного производителя. Либо у вас старая иномарка, которая использует двигатели устаревшего образца. Тут нет необходимости переплачивать за дорогой антифриз. Тосол прекрасно справляется с поставленными задачами, поскольку мотор не такой требовательный к защитным функциям. А потому состав тосола не будет агрессивно воздействовать и разрушать элементы двигателя или системы охлаждения.
  2. Зелёный антифриз специалисты советуют заливать в иномарки и новые отечественные автомобили, если в их системах охлаждения применяется большое количество алюминия. То есть такая охлаждающая жидкость лучше взаимодействует с автомобилями, где устанавливаются алюминиевые радиаторы, а также применяются разные патрубки из алюминия.
  3. Наличие жёлтого радиатора ещё не говорит о том, что он полностью медный. Это может также быть смесь разных металлов с добавлением большого количества мед или латуни. Для таких ситуаций оптимальным выбором станет антифриз красного цвета. Он надёжно защищает компоненты охлаждающей системы от износа и разрушения. Подобные автомобили более требовательные и «нежные», потому объективно лучшим выбором станет красный антифриз.

У каждой жидкости есть свои предназначение и область применения. Не забывайте, что наиболее точные рекомендации даёт автопроизводитель. Потому для начала загляните в официальное руководство по эксплуатации, почитайте инструкцию и сделайте соответствующие выводы. Не всегда есть смысл переплачивать за более дорогой и сложный по составу антифриз, если ваш мотор отлично функционирует с традиционным отечественным тосолом. Но наоборот поступать категорически не рекомендуется. Если производитель требует использовать высококачественный антифриз, то заменять его дешёвыми охлаждающими жидкостями крайне опасно. Это может повлечь за собой серьёзные последствия, включая выход из строя двигателя.

Допускается ли смешивание разных ОЖ

Согласно действующим государственным стандартам, ни один из видов охлаждающих жидкостей не должен содержать в своём составе любых примесей механического типа. К ним относятся мелкие кусочки материалов, грязь, пыль, зола и пр. То есть при покупке смеси вы должны внимательно изучить жидкость. Если она прозрачная и однородная, перед вами качественный охладитель, который можно заливать в двигатель своего автомобиля. Это напрямую касается вопроса о смешивании разных по составу охлаждающих жидкостей. На этот счёт специалисты дают несколько рекомендаций:

  1. Если используемые антифризы имеют одинаковый цвет, но жидкости относятся к разным классам, то их смешивание настоятельно не рекомендуется. В противном случае увеличивается риск образования твёрдых компонентов, присутствие которых в системе охлаждения силового агрегата приведут к проблемам и возможным поломкам.
  2. Аналогично запрещено смешивать разные по составу антифризы, то есть органические и минеральные. При их сочетании обязательно появляется мутный осадок. Если осадок окажется на дне системы охлаждения, вас ожидают крайне неприятные последствия. Через некоторое время осадок начнёт закупоривать радиаторные протоки. Затем заблокируется насос, в результате чего двигатель закипит. О последствиях закипания мотора не стоит говорить, поскольку это ведёт к крайне дорогому ремонту.
  3. Касательно смешивания разных жидкостей охлаждения, относящихся к одной из той же группе. При таком сочетании составов характеристики не меняются. Но в результате нагрева, который будет происходить из-за работы двигателя, есть вероятность образования взвеси из тяжёлых частиц. Последствия могут быть самыми разнообразными. Иногда двигатель выходит из строя. Но бывали случаи, когда охлаждение продолжало нормально функционировать без каких-либо изменений. Поскольку никаких гарантий нет, и точных итогов смешивания таких ОЖ никто озвучить не может, рисковать в такой ситуации не стоит.

Важно помнить, что срок службы любого вида охлаждающей жидкости также исчисляется в километрах. Потому каждый автомобилист должен следить за пробегом или сроком службы антифриза, либо тосола. Что наступит раньше, от того и нужно отталкиваться. Ведь один водитель эксплуатирует машину редко, потому ОЖ легко выдерживает 2 – 4 года. Другой автомобилист накатывает десятки тысяч километров, в результате чего износ охладителя происходит быстрее, а потому менять его придётся раньше. Всё же основным руководством по выбору жидкости охлаждения для двигателя выступает официальная инструкция от автопроизводителя. Не стоит экономить на ОЖ, но и тратить слишком много на то, что по факту можно заменить на более доступную альтернативную жидкость, тоже необязательно.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Что выбрать, тосол или антифриз? На самом деле это очень простой выбор, но для начала немного теории. Это разные жидкости, хотя и предназначение у них одно и то же. В статье мы попытаемся рассказать некоторое факты, которые помогут в выборе охлаждающей жидкости. Расскажем про плюсы и минусы тосола и антифриза.

Откуда было взято начало охлаждающих жидкостей?

В начале прошлого столетия на смену паровым двигателям, пришли двигатели внутреннего сгорания, и в скором времени ДВС полностью вытеснили паровые двигатели. Однако процесс вытеснения парового двигателя произошёл не сразу. Ранние ДВС не обладали большой мощностью и имели много проблем, в том числе и проблемы с охлаждением двигателя.

Инженерами было выяснено, что с увеличением температуры в камере сгорания, повышается мощность и крутящий момент ДВС, но без нужного охлаждения они быстро ломались. Поэтому, практически сразу было решено применять воду для охлаждения. Но тут же появилась и другая проблема - вода замерзала при отрицательных температурах, и система охлаждения в паре с ДВС ломались.

Перед инженерами встала задача заменить воду жидкостью равной с ней по теплоёмкости и при этом не замерзающую при минусовых температурах. Для этой цели подходил глицерин, с некоторыми добавками он не замерзал даже при температуре минус 25 градусов по Цельсию. Глицериновые смеси положили начало незамерзающим охлаждающим жидкостям, создав целый класс жидкостей для авто - антифризы.

Что же такое Антифриз?

С самого начала, название такого класса жидкостей звучало как No freeze - не замерзает. Но позже название поменялось на Anti freeze - против замерзания. Они состояли из глицерина с добавками, разбавленного водой. Температура замерзания у некоторых видов этой жидкости достигала -45 градусов по Цельсию.

Но при эксплуатации появилась проблема высокой вязкости такого антифриза. Для того чтобы обеспечить его стабильную прохождение по каналам системы охлаждения в циркуляцию систему охлаждения ДВС начали ставить помпы и насосы. Ещё одной проблемой было разъедание деталей двигателя из-за высокой коррозионной активности такой жидкости. Это и стало толчком к созданию антифризов со сниженными коррозионными свойствами и не замерзающими при отрицательных температурах.

Что такое Тосол и чем он отличается от антифриза.

К пятидесятым годам прошлого столетия строился Тольяттинский автозавод и антифриз, который существовал в то время не подходил для систем охлаждения Жигулей. Когда это выяснилось, перед НИИ ОХиТ «Технологии органического синтеза» (в сокращении ТОС) поставили задачу - создать новый вид охлаждающей жидкости, который подходил бы для Жигулей, где использовались дешёвые материалы.

Эта задача была быстро решена и была создана жидкость на основе двухатомного спирта. Другими словами, в основе тосола этанол, а антифриза этиленгликоль. Наименование класса охлаждающей жидкости было образовано из ТОС (название отдела где он был создан) и ОЛ (указывает на этанол в основе) Одно из главных достоинств тосола - малая коррозионная активность и в зависимости от присадок он мог менять свои свойства.

Что лучше, антифриз или тосол?

В наше время, когда практически все материалы из которого сделан ДВС уже имеют высокую коррозионную стойкость, этот вопрос не так актуален. Однако, отличия все таки остались и из-за обозначений тосола в ГОСТе и происходит путаница тосол или антифриз. В ГОСТе был даже стандартизован цвет антифризов и тосолов.

Когда у жидкости есть цвет, то проще контролировать нужный уровень в расширительном бачке. А так же цветом маркируют разные сорта жидкости, имеющие разные температуры кристаллизации.

Однако сейчас почти никто не соблюдает стандартов на цвет жидкости, кроме известных производителей. Потому и нужно сохранить марку охлаждающей жидкости, которую заливали. И никогда, повторяем, никогда не смешивайте тосол с антифризом или жидкости разных цветов.

И чтобы проверить качество охлаждающей жидкости, нужно взять пробу (небольшое количество испытуемой жидкости) и положить её в морозилку, где должна быть температура минус 20-25 градусов.

На что можно ориентироваться, покупая тосол/антифриз?

Самые качественные охлаждающие жидкости вы найдёте под марками Mobil, KYK, российский Coolstream. Самые дорогие марки антифриза на данный момент будут по цене 280-410 рублей за литр, а дорогие марки тосола стоят 70-120 рублей.

Антифриз известной марки Motul стоит 1400-1800 рублей за 5 литров, а качественный тосол Luxe будет стоить 290-420 рублей за 5 литров.

Самое главное в охлаждающей жидкости это отнюдь не цена, а качество, поэтому можно подумать и об экономии. Однако не стоит экономить настолько, чтобы покупать жидкость на обочине, иначе траты на ремонт превысят экономию. Советуем вам прислушиваться к рекомендациям производителя авто, и выбирайте наиболее подходящую жидкость для вашего автомобиля, исходя из официальных рекомендаций. При всех совпадениях, антифриз остаётся более долговечен, а тосол менее агрессивен.

Очень часто начинающие автолюбители не только не придают особого значения автомобиля, но и вообще понятия не имеют о том, что вообще туда залито в случае с их же автомобилем. Такое отношение откровенно поражает и обескураживает. Ведь от правильного выбора зависит не только техническое состояние машины, но и ваше собственное здоровье. Сегодня мы поговорим о том, чем лучше антифриз или «Тосол» по сравнению друг с другом.

Предыстория

В принципе, такой спор мог возникнуть только в нашей стране, так как только у нас практикуется такая классификация этого типа жидкостей. Дело в том, что «Тосол» - тот же самый антифриз, но российского производства. Из-за этого многие автолюбители с крайней настороженностью относятся к его эксплуатационным качествам, предпочитая не заливать этот состав в дорогие и качественные автомобили.

Справедливости ради стоит сказать, что риск «нарваться» на подделку в этом случае и правда довольно велик, но зарубежный антифриз подделывают немногим реже. Так что сама постановка вопроса о том, чем лучше антифриз или «Тосол», если сравнивать их качества, не слишком корректна. Глупо сравнивать одну и ту же жидкость. Можно несколько переиначить эту тему: чем лучше (или хуже) отечественная охлаждающая жидкость по сравнению с ее зарубежными аналогами?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать теоретическую часть. Конечно, узнать все об антифризах и тосолах из столь краткого материала невозможно, но наиболее важную информацию вы получить сможете наверняка.

Общие эксплуатационные сведения

Как свидетельствуют практически все автомобильные эксперты, не менее 20% от всех случаев поломок двигателя связаны с охлаждающей жидкостью прямо, а еще 44% - косвенно. А потому правильный ее подбор поможет сохранить немало денег, так как капитальный ремонт движка — мероприятие, которое сложно причислить к особо дешевым (особенно при нынешних курсах валют).

Как правило, все охлаждающие жидкости в своем составе содержат соединения этиленгликоля (очень редко пропиленгликоля), а также воду и огромное количество присадок, единственным назначением которых является предупреждение коррозийных процессов. И вот здесь «зарыта собака»: фактическое отличие смесей разных производителей как раз в наборах и составе присадок, которые используются при производстве продукции.

В принципе, именно они составляют главную коммерческую тайну производителей, так как от этих веществ зависят все свойства продаваемой ими продукции.

На что следует ориентироваться в первую очередь?

Чтобы ответить на вопрос, чем лучше антифриз или «Тосол» для вашего автомобиля, важно ознакомиться с инструкцией или сервисной книжкой, в которой производитель обязан дать полную информацию о предпочтительном типе охлаждающей жидкости и нюансах ее использования. Нередко западные компании указывают конкретные марки антифриза, которые следует использовать в их автомобилях. Они прошли весь спектр исследований и тестов, а потому гарантированно не навредят вашей машине.

Впрочем, довольно лирики. Нам важно узнать, чем лучше антифриз или «Тосол», если сравнивать эти жидкости друг с другом. Дабы ответить на этот вопрос, вы должны знать о том, что производятся эти составы по трем различным технологиям.

  • Традиционная . В этом случае используются присадки, созданные на основе солей неорганических кислот (то есть силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов и т. д.).
  • Карбоксилатная (ОАТ) . Если вы разбираетесь в химии, то поймете, что в этом случае используются, напротив, соли органических кислот (карбонаты, если быть точнее).
  • Гибридная . В этом случае охлаждающая жидкость создается на основе пакета присадок органического происхождения, в составе которых присутствует незначительное количество силикатов и/или фосфатов.

Так какой антифриз лучше, почему? А вот сейчас мы подходим к самому главному. Отечественный производится по традиционной схеме, в то время как импортный делают по карбоксилатной технологии. Соответственно, дабы разобраться в их сильных и слабых сторонах, следует знать аналогичные характеристики составов. Мы разберем восемь главных черт, которые проявляются при повседневной эксплуатации двигателя любого автомобиля.

Мешать или не мешать?

Кстати, можно ли мешать «Тосол» с антифризом? Если вы внимательно прочитали информацию, изложенную выше, то и сами уже знаете ответ. Нет, так делать не стоит. Более того: посмотрите на цвета различных видов антифриза от разных производителей. Другой совет. Перед тем (или «Тосол») тщательно промойте двигатель дистиллированной водой. Новый состав можно заливать только после того, как из системы охлаждения будет стекать совершенно чистая жидкость.

Смеси даже от одной фирмы, но имеющие разный цвет, мешать категорически не стоит. Зато даже составы от разных производителей, но одинаковые по цвету, вполне можно доливать один к другому. Ничего катастрофического в этом случае не произойдет. Вот вы и узнали, можно ли мешать «Тосол» с антифризом.

Процедура замены охлаждающей жидкости

Всегда полезно повторить процедуру замены охлаждающей жидкости.

  • Ставим автомобиль так, чтобы передняя его часть имела небольшой уклон вниз.
  • Выкрутить пробки и слить жидкость в загодя подставленную емкость с широкой горловиной.
  • Система охлаждения промывается обычной дистиллированной водой, в которую желательно добавить специальную очистительную смесь. Воду заливаем, закручиваем все крышки и пробки. После этого необходимо завести машину и на полную мощность включить обогреватель салона. Дать поработать ему не менее десяти минут.
  • Отработанный раствор сливается, процедура повторяется еще два-три раза.
  • На 2/3 заполняем приемник антифриза составом и, оставив пробку открытой, запускаем двигатель автомобиля. Это позволит убрать из системы все воздушные пробки. Ждем все те же десять минут, доливаем антифриз до требуемого уровня, закрываем бачок.

Эффективность охлаждения двигателя

На первый взгляд, традиционная технология хороша тем, что механически защищает металл от коррозии. Как? Эти составы образуют слой толщиной до 0,5 мм, который, осев на поверхности деталей, предотвращает развитие коррозионных процессов.

Вот только теплопроводность этой пленки настолько плоха, что охлаждение двигателя может сократиться на 50%, что не есть хорошо. Проще говоря, отечественный «Тосол» частенько может выступать в качестве прекрасного изолятора! Движок начинает систематически перегреваться (хоть и не критически), а это приводит к его эксплуатации в условиях, к которым он чисто технологически не был приспособлен. Он быстрее изнашивается, резко повышается расход топлива и падает мощность.

Карбоксилатные жидкости в этом отношении явно лидируют. Они тоже образуют защитный слой, но его толщина не превышает 0,0006 мм (60 ангстрем). Эта пленка практически никак не влияет на процесс отведения тепла от двигателя, а потому тот не перегревается. Так что или «Тосол»? Как выбрать между двумя типами жидкостей, неужели можно ориентироваться только по этой характеристике? Конечно же, нет.

Срок использования охлаждающей жидкости

Специалисты с уверенностью утверждают, что практически в 90% случаев, если речь идет об отечественных антифризах, в качестве присадок используются преимущественно силикаты и нитриты. Силикаты в этом случае добавляют, дабы обеспечить защиту алюминия, в то время как нитриты эффективно работают против кавитационной эрозии.

Конечно же, состав охлаждающей жидкости оптимально сбалансирован. Но если случается так, что какой-то компонент расходуется, «Тосол» быстро теряет все свои свойства, а потому плохо защищает двигатель как от перегрева, так и от коррозии. Дело в том, что из-за высоких температур и прочих факторов силикаты и нитриты практически полностью выпадают в осадок уже через 30-35 тысяч километров пробега. Соответственно, охлаждающая жидкость по истечении этого срока все свои свойства теряет практически полностью.

Жидкости же, изготовленные на основе органических солей, практически не снижают своих качеств на всем протяжении своего эксплуатационного периода. Присадки практически не выпадают в осадок, раствор на протяжении всего периода использования остается практически гомогенным. Так, многие зарубежные антифризы могут нормально эксплуатироваться на протяжении двух лет (не менее 100 тысяч километров пробега).

Но! Заранее предупреждаем начинающих автолюбителей, что замена охлаждающей жидкости («Тосола» или антифриза) должна проводиться своевременно, а не после того, как состав превратится в нечто совершенно неприглядное.

Защита алюминия и в условиях высоких температур и повышенных нагрузок

Не секрет, что современная автомобильная промышленность все большее значение придает использованию алюминия и сплавов на его основе. В частности, из этих материалов производятся даже двигатели. Нужно сказать, что наши охлаждающие жидкости очень плохо сочетаются с алюминием, так как они практически не защищают это вещество от разрушения в условиях экстремальных температур и нагрузок.

Исследователи выяснили, что при температуре выше 105 градусов по шкале Цельсия «Тосол» практически перестает оберегать алюминий. Собственно, из-за этой его особенности он уже давно не используется производителями всех ведущих автомобильных марок.

Напротив, карбоксилатные составы в этой области демонстрируют максимально высокие показатели. Специалисты, проведя многочисленные тесты на динамическую коррозию в различных условиях, выяснили, что качественный антифриз позволит эксплуатировать двигатель из алюминиевых сплавов на 45-60% дольше.

Срок эксплуатации жидкостного насоса

Известно, что основной причиной выхода жидкостного насоса из строя является гидродинамическая кавитация. Проще говоря, это образование многочисленных пузырьков газа в жидкости и их быстрое схлопывание у рабочих поверхностей механизма. В результате материалы ежесекундно подвергаются настоящей гидродинамической атаке, которая способствует быстрому разрушению металла. С течением времени образуются каверны, и детали выходят из строя.

Вот в этом случае хотелось бы порекомендовать не «вестись» на прокламации производителей. Законы физики не обманешь, а потому разницы между антифризом и «Тосолом» тут практически нет. Никакой повышенной защиты антифриз в этом случае обеспечить не может.

Защита гильз двигателя от кавитации

Губительному воздействию высокотемпературной кавитации подвергаются также гильзы цилиндров автомобильных двигателей. В этом случае лучше проявляет себя «Тосол». Мы уже говорили, что он образует толстую защитную пленку, которая намного эффективнее предотвращает разрушение металла.

Стабильность состава и свойств

Силикаты, которые используются в производстве «Тосола», имеют неприятное обыкновение переходить в гелеобразное состояние. Фосфаты же, которые также входят в состав этого типа охлаждающих жидкостей, имеют свойство выпадать в осадок при частых циклах нагрева и охлаждения. Вместе с гелями все это образует «адскую смесь», которая полностью забивает радиатор и мешает нормальной работе системы охлаждения автомобильного двигателя. Напротив, жидкости на основе карбоксилатных составов таких недостатков полностью лишены.

Совместимость с пластиками и эластомерами

В охлаждающей системе современных машин массово используются пластиковые, эластомерные, резиновые и силиконовые элементы. Карбоксилатные составы не оказывают на эти материалы никакого негативного влияния. Впрочем, качественный «Тосол» также не разрушает резину, пластик и силикон, так что в этом отношении составы практически равны.

Об этом же свидетельствуют многолетние исследования отечественных и зарубежных производителей автомобилей, которые не смогли выявить каких-нибудь значимых различий в этой области.

Так что лучше: «Тосол» или антифриз, и как их отличить? В общем-то, все просто. Для старых автомобилей с чугунными двигателями особенной разницы нет. Пожалуй, в этом случае более подходит «Тосол» (за счет невысокой цены). Визуально же различить эти составы невозможно, приходится надеяться исключительно на честность производителя. А потому рекомендуем покупать охлаждающие жидкости только в специализированных магазинах.

Нет ничего страшного в том, чтобы использовать вместо антифриза «Тосол», но переплачивать за дешевую жидкость, продающуюся под видом более дорогой, всегда неприятно.

Некоторые способы дифференциации

Впрочем, некоторые способы все же есть. Так, некоторые «специалисты» советуют пробовать состав на вкус: считается, что «Тосол» сладковатый, так как в его составе есть много этиленгликоля. Вот только пользоваться таким способом мы бы настоятельно не советовали, так как все жидкости для охлаждения двигателя являются ядовитыми (в той или иной степени). Как еще можно различить «Тосол» или антифриз? Как узнать, что залито в бачок?

Если есть возможность перелить небольшое количество состава в какую-нибудь посудину, сделайте это и посмотрите на процесс: по своей «фактуре» «Тосол» больше похож на растительное масло, в то время как антифриз сильнее всего смахивает на обычную воду. Помните, что цвет состава ни о чем не говорит, так как зависит только лишь от красителей, которые можно добавить любые (чем и пользуются продавцы поддельной продукции).

Таким образом, в большинстве случаев лидируют антифризы. Особенно это касается новых автомобилей, которые выпущены в последние несколько лет. Вот мы практически и ответили на вопрос о том, что лучше: «Тосол» или антифриз (и почему). Осталось уточнить несколько мелких деталей.

Забота об экологии

Здесь карбоксилатные составы показывают лучшие результаты. И дело тут не столько в их химическом составе, сколько в банальной логике. Менять их нужно намного реже, а потому и вреда окружающей среде наносится заметно меньше. Наконец, да, с точки зрения химии карбоксилатные смеси все же куда лучше, так как их проще утилизировать, дабы они не наносили вреда экологии.

Вот вы и узнали, что лучше: антифриз или «Тосол», можно ли мешать эти смеси, каковы их характеристики. Надеемся, что наши рекомендации оказались для вас полезными.

400 063 88

Чем «Тосол» отличается от антифриза? Тем же, чем селедка отличается от рыбы! Это — название древней жидкости, со временем ставшее именем нарицательным.Сравнивать тосолы и антифризы – то же самое, что рассуждать о различиях между «жигулями» и автомобилями! Потому что «Тосол» – это тоже антифриз .

Откуда же пошла путаница в терминах?
Давным-давно в радиаторы автомобилей заливали воду. На морозе ее разбавляли этиленгликолем, что позволяло избегать замерзания жидкости. Такая смесь не угрожала разрывом блока цилиндров и радиатора, поскольку превращалась в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для древних автомобилей с чугунными моторами и латунными радиаторами такая жидкость была, к тому же, безопасна в отношении коррозии, а потому решение казалось идеальным. Именно так появился на свет первый антифриз. Потому что в переводе антифриз означает: «против мороза»!
Проблемы начались с приходом более современных авто. Циркулируя по новеньким системам охлаждения, нагретый антифриз буквально пожирал металл, выгрызая куски крыльчатки и стенок каналов головки блока… Поэтому в институте «ГосНИИОХТ» создали оригинальный состав охлаждающей жидкости, способный обуздать коррозионную активность «обычного» антифриза. В его состав стали вводить добавки на основе неорганических солей – они образовывали на металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю.
Название новинки возникло так. Первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» пришло из химической терминологии. В итоге на свет появился «Тосол»!
Название показалось настолько удачным, что из аббревиатуры поти-хоньку превратилось в имя нарицательное . А поскольку «жигули» в семидесятые годы были у нас символом жизненного успеха, то и «Тосол» попал в разряд элитных жидкостей для избранных. Именно тогда в головах и сформировался стереотип: мол, «Тосол» – это жидкость, пригодная только для «жигулей»!
Спустя несколько десятков лет ситуация в стране резко изменилась: термин «жигули» стал чуть ли ни ругательством, а любой «жигулевский» компонент – синонимом низкопробной халтуры. В итоге «Тосол» в устах продавцов по инерции стал считаться некой жидкостью для отечественных – читай, «плохих» – автомобилей! Более того – этим именем почему-то начали называть любые антифризы для «нашенских» машин! Так же, как джипом обыватель уверенно называет любой вседорожник, а не только американский «Джип»….
Напомним еще раз: любая охлаждающая жидкость – это антифриз! Точно так же, как «Мерседес», «Калина» и ЗИЛ – это все автомобили! А «Тосол» – это тоже антифриз! Другое дело, что современные антифризы так же отличаются от смеси воды с этиленгликолем, как автомобиль третьего тысячелетия от первых самодвижущихся экипажей. Но –увы: «тосол» и «антифриз» уверенно стали именами нарицательными, а также чуть ли не синонимами терминов «плохой « и «хороший»!
К сожалению, данное разделение охлаждающих жидкостей охотно поддержала вся «цепочка» посредников, начиная от оптовиков и заканчивая розничными торговцами. В то, что сегодня называют «Тосол», производители чаще всего добавляют присадки, обеспечивающие разве что минимальные антикоррозионные свойства – и это вполне объяснимо! Во-первых – дешево, во-вторых – чаще будут покупать, в-третьих – для «жигулей» и так сойдет. А вот многочисленным жидкостям с надписью типа «АНТИФРИЗ» повезло куда меньше. Некоторые, даже крупные производители не утруждают себя новыми разработками и внедрениями, а льют в такие канистры все тот же «тосол» 70-х – 80-х годов прошлого столетия. А что там внутри – какой он, этот антифриз? Силикатный, карбоксилатный, лобридный? Таких слов многие продавцы даже не знают.
Так что же покупать? Ответ один: для «серьезных» современных машин подходят исключительно антифризы продвинутых производителей! Лучшее подтверждение такой «продвинутости» – ссылка на одобрение продукта серьезным автопроизводителем, будь то «Мерседес», «Фольксваген» и т.п. Поэтому любые неизвестные бренды лучше сразу обходить стороной – хуже не будет. Конечно, подделать можно любую «фирму», а на канистре написать любую чушь, но тут может помочь… Интернет. На сайте любого серьезного автопроизводителя точно указано, кому он выдавал свое одобрение.