Что делать когда падает лифт. Как спастись при падении лифта

Одна из самых распространенных фобий - это клаустрофобия. Чаще всего люди боятся совсем замкнутых помещений, например лифтов. Но почувствовать себя клаустрофобом в лифте поможет звук рвущегося троса.

То, что будет больно, - обидная, но очевидная истина. Но можно ли как-то смягчить удар? Ведь у тебя под ногами есть пол, и, если подпрыгнуть, удар станет слабее. Получается, что твоя скорость полета вверх вычтется из скорости движения лифта вниз и в момент соприкосновения лифта с землей ты будешь падать медленнее. Или нет?

Несмотря на то что это задачка по физике для 8-го класса общеобразовательной школы, отвечают на вопрос серьезные дядьки-физики с профессорскими степенями.

А правильный ответ получился не таким однозначным: все зависит от того, с какой высоты лифт летит вниз. Предположим, что наш несчастный в лифте может подпрыгнуть вверх на 70 сантиметров.

Если лифт падает с высоты одного этажа (3 метра) и субъект вовремя подпрыгивает, то компенсированная высота его падения составит всего 80 см. При этом ему нужно будет среагировать в промежутке 0,8 секунды. С такой высоты можно прыгать хоть каждый день - ничего страшного не случится.

Если лифт падает с высоты трех этажей (9 метров), в случае своевременного прыжка высота компенсированного падения составит 4,7 метра. Ученые радуют нас формулировкой: человек может погибнуть, но, скорее всего, сломает обе ноги и выживет. Вот чего точно делать не стоит, так это ложиться на пол лифта для более равномерного распределения удара. Идея, может, и неплохая, но для летальной травмы мозга достаточно и прыжка с 80 см рыбкой. Лучше уж сломать все конечности, но голову оставить в порядке.

Падение с пяти этажей (15 метров) при своевременном прыжке скомпенсируется до 9 метров. В этом случае вероятность остаться в живых такая же, как встретить динозавтра на улице: либо встретишь, либо не встретишь. То есть 50/50. На своевременную реакцию у субъекта есть 1,7 секунды.

Падение с 7 этажей (21 метр) превращается в 14 метров, и, если ты решишь подпрыгнуть прямо перед падением (на это у тебя есть 2 секунды), то сделай это красиво - сильно повеселишь спасателей и судмедэкспертов. Остаться в живых тут без шанса.

Однако описанные выше сценарии - это идеальные физические модели, учитывающие среднего человека и среднюю массу лифта. На практике эксперимент попытались провести Mythbusters и пришли к выводу, что самое сложное - это поймать точный момент для прыжка.

Вторая проблема - это сила, которую нужно приложить, чтобы прыгнуть в падающем вниз лифте. Лучшим способом ее компенсировать - взяться за поручни и, прижимая себя к полу, попробовать прыгнуть. Очевидно, что без тренировки это не получится, а специальных тренажеров нет даже на AliExpress.

Теперь хорошие новости: лифт, оказавшись в свободном падении, вероятно будет тормозить стенами (а на некоторых лифтах есть даже специальные тормоза, которые автоматически расправляются при высоком вертикальном ускорении), но помимо этого очень сильно замедлит движение лифта воздушная подушка в шахте. Если, конечно, никто не решит открыть двери на первом этаже, чтобы посмотреть, кто это там так орет в лифте сверху.

Все тряслось с такой силой, что казалось, падает потолок…


В детстве, я жутко боялся лифтов. Т.к. не знал, что делать, когда он начнет падать. Жили мы в частном доме, поэтому лифты для были в диковинку. Лифты 6-ти этажек посещал несколько раз, но лифт 12-ти этажки это уже было за гранью. Когда отключился свет и он остановился, состояние мое трудно описать. "Ну все" - подумал я.

Что предпринять, когда лифт стремительно падает вместе с вами вниз? При приземлении подпрыгнуть, согнуть ноги или лежать на полу?

В соответствии со статистикой, пользоваться лифтом безопасно, если соблюдать все требования безопасности, среди которых исключение любых попыток выбраться из кабины.

Основными потерпевшими становятся механики во время осуществления ремонта лифта и люди, упавшие случайно, преднамеренно либо зажатые дверьми лифта.

Сегодня для безопасности людей в лифтах установлены всевозможные устройства.

Гидравлические лифтоподъемники

Подъемник движется в результате работы жидко-управляемого поршня. Как правило, механизм не обладает функциями настройки безопасности. Настраиваться могут лифты, построенные на заказ и имеющие дополнительные тормоза.

Их механизмы практически не отказывают, но падение способно привести к настоящей катастрофе. К слову сказать, гидравлическими лифтами оборудуются здания максимальной высотой в 6 этажей. Но даже падение с 20-30 м при конечной скорости около 75 км/ч опасно для жизни.

Грузовые и пассажирские лифты

В состав этих механизмов входят стальные кабеля, шкивы, противовесы и регуляторы скорости. В случае очень быстрого спуска кабины происходит немедленная реакция регулирующего клапана для активации тормозного механизма направляющих рельс.

Шахты таких лифтов оборудованы переключателями для фиксации любого увеличения скоростного режима безопасного движения и его остановки на нужном этаже или в случае необходимости. К тому же, каждый трос в отдельности может сам удерживать кабину с пассажирами.

В фильмах, созданных голливудскими режиссерами, для снижения ускорения своего тела пассажир совершает прыжок перед тем, как кабина ударяется о землю.

Даже при наличии мгновенной реакции и олимпийских медалей прыгуна в высоту, максимальное снижение скорости падения составит 3-5 км/ч. Скорее человек после прыжка столкнется головой с потолком кабины, а потом из-за неудачного приземления получить серьезные травмы.

Другая не очень действенная методика - это согнуть колени, как будто приземляешься с парашютом. На самом деле, основной удар придется на ноги с коленями, из-за чего возможны переломы костей.

По результатам исследований, чтобы максимально повысить шансы остаться целым в падающей кабине, нужно лечь спиной на пол и закрыть лицо руками от разлетающихся обломков.

Тогда происходит распределение ударной нагрузки по телу человека, а параллельно направленные позвоночник с крупными костями и удар минимизируют риск их перелома. Он остается высокая вероятность серьезного травмирования ребер.

Минусы такого способа:

1.​ При столкновении с землей со скоростью 75 км/ч неминуемы серьезные ушибы мягких тканей, особенно, мозга.
2.​ Существует большой риск раскола кабины от сильного удара, от которого пол расколется на многочисленные острые осколки.

Примером может служить Betty Lou Oliver, которая в 1945 г. находилась в падающем с 80 этажа лифтоподъемнике внутри известного 103-этажного Empire State Building. Девушка выжила. Если бы женщина воспользовалась нашим советом, то была бы смертельно поражена остриями обломков кабины. Спасением стал смотанный на полу лифтовой шахты кабель, который смягчил падение. А вот приняв положение «лежа», скорее всего она могла погибнуть. Этот случай является одним из рекордов Гиннеса.

3.​ Человек какие-то мгновения оказывается в невесомости из-за относительности свободного ускорения вниз внутри шахты и кабины. В невесомом состоянии пассажиру, особенно нетренированному, не просто улечься на полу и каким-то образом удерживаться в данном положении.

Однако и с учетом всего вышеперечисленного, больше шансов выжить и значительно снизить опасность травмирований у того, кто сможет принять положение «лежа на спине».

Думаю и хочу надеяться, что вы не станете участниками подобных случаев, когда нужно будет применить такие советы. Все равно снова повторяем - ложитесь на спину и закройте лицо руками.

Представь ситуацию: ты зашел в лифт, дабы спуститься, а он неожиданно начинает падать вниз… Страшный сон наяву! У тебя нет времени на обдумывание - только несколько миллисекунд, чтобы хоть как-то попытаться выжить . Сегодня «Так Просто!» даст тебе ответ на мучительный вопрос: «Что делать, если находишься в падающем лифте? »

С чего начать - с хорошего или не очень? Пожалуй, сначала нужно известить о худшем: выжить-то можно, но без травм не обойтись. Более того, если человек окажется в такой ситуации, то от шока его смекалка просто испарится. Поэтому, прочти следующую информацию. Она отложится у тебя в голове, и, оказавшись в опасности, ты неосознанно будешь правильно действовать.

Как выжить в падающем лифте

  1. Бытует мнение, что необходимо подпрыгнуть за долю секунды до приземления. Во-первых, вычислить этот момент практически невозможно, а даже если повезло, то это замедлит падение всего на пару-тройку километров в час. Во-вторых, можно сильно удариться головой о потолок лифта. Более того, если момент ударения головой и резкое приземление лифта совпадают, то… Даже не хочется описывать подробности!
  2. Существует еще одно заблуждение: если согнуть ноги в коленях, вернее встань на корточки, то это смягчит удар. Способ хорош при обычном прыжке, но уж точно не при бесконтрольном полете вниз. В таком случае ноги примут на себя основной удар, но не сильно смягчат его - ты просто переломаешь себе кости ниже пояса. li>
  3. Лучше всего - лечь на пол и закрыть голову руками, положив под голову сумочку. Возникает вопрос: ложиться на спину или на живот? Тут мнения исследователей расходятся, но все солидарны в одном - приземление в горизонтальном положении равномерно распределит по телу силу удара.

А теперь хорошая новость, ведь, наверное, ты немало напугался… Такие опасные случаи происходят крайне редко. Статистика гласит, что вероятность погибнуть в лифте - 0,00000015 %. Дело в том, что устройство контроля натяжения канатов блокирует лифт, даже если только один из тросов оборвался.

Да и сами канаты рассчитаны на вес, куда больший, чем вес лифта. Теоретически лифт мог бы ездить на одном тросе, а их там несколько. В случае их обрыва ограничитель скорости приведет в действие улавливатели, которые сразу остановят кабину.

На самом деле, не нужно боятся лифта, ведь это самый безопасный способ передвижения в мире. Но если тебе, не дай бог, «повезло», то ложись на пол - целее будешь!

Экология жизни. Познавательно: Читаю сегодня про очередную трагедию, лифт в Пензе упал с женщиной и ребенком. Недавно падал в Москве лифт с ребенком, потом с известной ведущей, потом еще где-то. За последние пол года раза четыре-пять падал лифт. Уже и самому то скоро страшно станет ездить на лифтах.

Читаю сегодня про очередную трагедию, лифт в Пензе упал с женщиной и ребенком. Недавно падал в Москве лифт с ребенком, потом с известной ведущей, потом еще где-то. За последние пол года раза четыре-пять (из того что слышал в СМИ) падал лифт. Уже и самому то скоро страшно станет ездить на лифтах.

Я не понимаю, как такое может быть. Ведь кучу времени назад был придумал надежнейший МЕХАНИЧЕСКИЙ лифтовый тормоз. Во всех лифтах как утверждается кроме различных электронных тормозов, ограничителей и автоматики, стоит механическая и самая простая система.

Вот как она действует...

Ловитель Отиса представлял собой плоскую пружину (рессору), установленную на крыше лифта. Натяжение троса выгибало пружину, и лифт спокойно поднимался или опускался. В случае обрыва троса пружина распрямлялась и упиралась концами в направляющие, блокируя лифт.

Лифтовый тормоз: вчера и сегодня

Вчера: в нормальном положении рессора натянута (1), в случае обрыва тросов она становится распоркой и тормозит лифт (2).

Сегодня: в нормальном положении трос ловителя жестко связан с кабиной (3) при ее падении трос блокируется и выдергивает клиновидный башмак ловителя (4)

Безопасность пассажиров обычного современного подъемника обеспечивают примерно 30 электронных и 5 механических устройств. Самыми главными являются автоматические ловители. Они по-прежнему механические, хотя и устроены несколько иначе, чем оригинальное изобретение Отиса. Современные ловители управляются отдельным тросом и шкивом ограничителя скорости.

При превышении вертикальной скорости лифта центробежный ограничитель скорости останавливает шкив и, соответственно, трос, жестко связанный с кабиной, тоже останавливается. При дальнейшем движении (в том числе и падении) лифта остановившийся трос ограничителя скорости «выдергивает» клиновидные башмаки ловителя, установленного на кабине, затормаживая лифт до полной остановки. Это чем то похоже на принцип действия автомобильных ремней безопасности.

Управление ловителями с помощью отдельного троса позволяет не только остановить лифт в случае обрыва тяговых канатов, но и при выходе из строя системы управления двигателем вследствие, например, перегрузки.

Кроме того, на самой кабине есть ловители - похожие на прищепки железные устройства, которые в случае необходимости резко зажимают трос, останавливая движение кабины. Так что даже если все три троса сразу оборвутся, лифт не упадет, а просто остановится в шахте.

Вот как можно "налажать" с обслуживанием или сборкой лифта, чтобы он рухнул вниз и ничего из защитных механизмов не сработало бы? Я еще понимаю трагедии, когда по вине электроники не вовремя кабина приходит в движение или открываются двери когда кабины нет. Но во всех мною перечисленных в начале поста случаях кабина просто падала в шахте лифта. Как?

Все должно было быть вот так:

В 2012 году чрезвычайное происшествие с лифтом в Петербурге. В доме, расположенном на Горной улице в районе Коломяги, кабина рухнула с пятого этажа. Внутри находились пассажиры - двое мужчин. К счастью, сработала система безопасности, и все остались живы.

В 2013 был случай, в московском бизнес-центре сорвался лифт. Почти полтора часа провели в лифте семь работников бизнес-центра, прежде чем их освободили из стального плена. В результате падения лифта с 17-го на 14-й этаж один из пассажиров получил перелом ноги, еще двое - менее серьезные травмы.

Сами пострадавшие считают, что они легко отделались: если бы не сработавшие аварийные тормоза, находящиеся внутри лифта люди могли погибнуть.

Несмотря на всю трагичность ситуации, работники бизнес-центра, застрявшие на 14-м этаже, не теряли оптимизма и снимали все происходящее на камеры мобильных телефонов.

Но ведь тормоза сработали штатно!

Допустим, вы все же оказались в свободно падающей кабине лифта.

Что же делать?

Если верить создателям голливудских блокбастеров, самое правильное в таких случаях − прыгнуть непосредственно перед ударом об землю вверх, чтобы снизить скорость своего тела.

Но даже если вы обладаете фантастической реакцией и выиграли олимпийскую медаль по прыжкам в высоту, максимум, чего можно достичь при такой методике − скорость падения уменьшится на 3-5 км/ч. Вероятнее всего, прыгнувший человек ударится головой об потолок кабины, а затем, неудачно приземлившись, серьезно расшибется.

Другие предлагают стоять с согнутыми коленями, которые должны принять на себя основную силу удара − именно так делают парашютисты при приземлении.

Теоретически, как только кабина лифта достигнет земли, ваши ноги автоматически согнутся, и движение тела несколько замедлится. Однако на больших скоростях такая методика вряд ли окажется эффективной.

Эксперименты показывают, что при таком подходе ваши колени и ноги примут на себя основную силу удара, что чревато переломом костей.

Что же делать?

Исследователи пришли к заключению, что для максимального повышения своих шансов уцелеть при свободном падении лифта следует лечь на спину на полу кабины и защитить лицо руками от падающих осколков.

В таком случае сила удара более или менее распределится по всему телу, а позвоночник и крупные кости будут расположены параллельно направлению воздействия, а значит, вряд ли сломаются. Ребра все еще подвергаются значительному риску, с которым приходится считаться.

Однако даже при таком раскладе возникают следующие проблемы:

1. Основной удар с пола кабины примут на себя мягкие ткани, в частности, мозг. Представьте себе столкновение с автомобилем на скорости 70 км/ч, и вы поймете, с какими ушибами при этом придется иметь дело.

2. Есть большая вероятность, что при падении кабина лифта расколется, и пол, на котором вы лежите, превратится в груду острых осколков.

Можно вспомнить, например, о Бетти Лу Оливер, выжившей при падении лифта в небоскребе Эмпайр Стейт Билдинг в 1945 году. Это достижение, кстати, отмечено в Книге рекордов Гиннеса. Последуй она нашему совету, острые осколки из расколовшейся кабины лифта наверняка пронзили бы ее насквозь. Жизнью она обязана моткам кабеля в основании шахты лифта, смягчившим падение. Если бы она улеглась на полу, то практически наверняка погибла бы.

3. Следует учитывать, что вы находитесь в свободном падении не только относительно шахты лифта, но и относительно самой падающей кабины, т. е. в течение считанных секунд находитесь в состоянии невесомости.

В таком состоянии умудриться улечься на пол и как-то удержаться на нем очень сложно, тем более для нетренированного человека.

Но даже учитывая вышеперечисленные факторы утверждается, что лучшие шансы на выживание получат те, кто все же сумеет улечься на спину. Также вероятность получить опасные ранения сильно уменьшится. опубликовано

В этом году лифты в России ломаться и падать будут все чаще. Мрачный прогноз? Безусловно. А причина проста: на сегодняшний день число выработавших свой эксплуатационный срок лифтов составляет по стране порядка 30%, при этом темпы их замены не успевают за темпами старения.

Значит ли это, что самый массовый вертикальный вид транспорта в стране стал еще и самым опасным? А ужасная гибель сначала 10-месячного младенца, а меньше чем через месяц 36-летней женщины в лифтах жилых домов в Москве далеко не последние?
Осторожно, «лифтопад»
Сразу две страшные смерти в московских лифтах за последний месяц - 19 декабря погиб 10-месячный младенец в доме на Островитянова, 14 января - дочь известного телеведущего Евгения Кочергина в жилом комплексе премиум-класса. Что это: роковое совпадение или результат системного халатного отношения к работе обслуживающих компаний? В обоих случаях больше всего поражает сама нелепость гибели людей. Напомним, на Островитянова лифтовая кабина двинулась вниз с еще открытыми дверями в тот момент, когда муж с женой завозили в нее коляску. Почему это не случилось секундой раньше или позже? А лифт в ЖК «Алые паруса» перекосило с пассажиром во время движения, да так, что у монументальной конструкции оторвалось дно, и женщина улетела в шахту. Как такое вообще возможно?
Самая распространенная версия подобных ЧП - оборвался трос, который опускает и поднимает лифты на этажи. На самом деле, как говорят специалисты, обрыв каната - это самое последнее, что в принципе может произойти с лифтовым оборудованием. Лифт держится на трех-четырех стальных канатах. У каждого запас прочности 12-кратный. Это значит, что разрывное усилие должно в 12 раз превосходить его расчетное натяжение. Поэтому эту версию и в том и в другом случае эксперты отметают.
Установить причины произошедшего и виновных еще предстоит правоохранительным органам. Специалисты же по лифтам пока называют возможные причины такого «лифтопада» и дают прогнозы на будущее.
У семи нянек дитя без глазу
Вот уже два года как здания с лифтами в нашей стране исключены из категории опасных производственных объектов. Поэтому вопрос, как нужно правильно их эксплуатировать, мало кого волнует.
- Порядок использования и эксплуатации лифтов является одним из важнейших документов, который необходимо принять в ближайшее время, - говорит вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. - В нем должно быть четко прописано, что нужно делать владельцам лифтов, чтобы они были безопасными для пассажиров. Сейчас между организациями, которые монтируют лифт и эксплуатируют, как правило, стоит управляющая компания, сотрудники которой профессионалами в лифтовом хозяйстве не являются. Вот и получается, что принять лифт управдом может по незнанию уже с нарушениями, а затем отдать на обслуживание какой-нибудь фирме-одногодке, которая по конкурсу запросит самую минимальную цену на сервис.
В результате нередко лифты в наших домах обслуживают такие компании-подрядчики, что впору самим надевать рабочую робу и идти на курсы лифтеров и электромехаников.
- По правилам хотя бы один раз в месяц механик должен провести обслуживание - осмотр, смазку и регулировку всех механизмов лифта, и дополнительно выйти на проверку по заявкам жильцов. Еще одну проверку работы лифта он должен провести раз в три месяца, а затем раз в шесть месяцев. Один раз в год проводится полная подготовка лифта к техническому освидетельствованию, - рассказывает Захаров.
В реальности все, конечно, зачастую обстоит иначе.
По словам специалиста, сейчас новоиспеченные обслуживающие компании, выигравшие электронные торги, нередко даже не выясняют причин остановки того или иного лифта. Придут, перезапустят, и на этом все заканчивается. Заранее никакие механизмы не меняются - только когда что-то сломается. В большинстве таких подрядных компаний нет квалифицированного персонала, опытных специалистов катастрофически не хватает, из-за чего на работу часто берут совершенно неподготовленных людей.
По данным гендиректора Карачаровского завода Сергея Заики, в Москве на одного электромеханика может приходиться до 150–200 лифтов, и эта цифра никак не регулируется.
Кроме того, никто не может даже подсчитать точное количество лифтов.
- Лифты, введенные в эксплуатацию с 2011 года, можно посчитать по зарегистрированным декларациям, но в целом учет лифтов как технических устройств отсутствует, - пояснил Захаров.
Еще одна проблема, которая волнует в настоящее время в большей степени даже самих производителей лифтов, - это контроль за своим детищем. В настоящее время заводы-производители никак не отслеживают дальнейшую судьбу продукции: произвел, продал и забыл.
- Во всем мире производители не просто имеют право, они обязаны осуществлять полный жизненный цикл своей продукции: они производят и затем обслуживают свои лифты, - рассказывает Заика. - У нас же существуют отдельно сотни компаний, которые монтируют лифты в домах, и еще сотни, которые потом обслуживают. В результате, как говорится, у семи нянек дитя без глазу.
Если законодательно на федеральном уровне за производителями закрепить право хотя бы опосредованно, выборочно контролировать эксплуатацию своего же оборудования, будет только лучше. Лифты станут безопаснее, а государство получит еще одно ответственное лицо, заинтересованное в качестве выпускаемой продукции.
Между тем, по мнению лифтовиков, лифты должны обслуживаться только специализированными организациями, благодаря чему будет максимально обеспечиваться безопасность подъемников. Требуется немного: установить профессиональные требования к таким организациям и перечню обязательных работ, а также наделить Ростехнадзор и Государственную жилищную инспекцию полномочиями по проверке выполнения работ.


Виной всему человеческий фактор?
В московских домах сегодня можно увидеть лифты самого разного внешнего вида: в некоторых «сталинках» найдутся еще кабины с дополнительной решеткой на двери, которую нужно закрыть вручную, прежде чем лифт тронется. Во многих старых лифтах стены кабин обиты пластиком «под дерево», и двери там, как правило, прилегают неплотно, защитный реверс не всегда срабатывает, и люди могут пытаться поставить туда ногу или руку, чтобы придержать лифт. В современных домах лифтовые кабины выглядят уже более массивно - со всех сторон они отделаны металлом (для защиты от возгорания), кнопки там также антивандальные - их невозможно поджечь. Где-то производители уже устанавливают в кабинах зеркала и информационные панели. Все это, по словам специалистов, является дополнительной защитой от вандалов, которые вместо того, чтобы рисовать на стенах, начинают смотреться в зеркало или читать новости на экране.
Однако, как показывает практика, внешний вид лифта вовсе не означает его безопасность. И не так важно, какого цвета там кнопки и стены. Все дело в начинке, в механизмах, которые запускают его работу.
Что могло стать причиной трагедии на улице Островитянова? Как предполагают специалисты, в данном случае на дверях шахты и лифта не сработали так называемые контакты безопасности. Вполне возможно, что какой-то из них вышел из строя за давностью лет. Ведь данный лифт был произведен и смонтирован еще в начале 70-х годов прошлого века (это учитывая, что срок службы любого лифта составляет 25 лет). И только в начале 2000-х годов на нем была проведена модернизация - все механизмы производителя - Карачаровского механического завода - заменили на модель лифта компании «Мос Отис». А потому сказать точно, как он работал последние 15 лет, производитель не может.
Вместе с тем, если говорить о защите дверей, стоит отметить, что механизмы и узлы безопасности на более новых лифтах все же существенно отличаются от тех, что устанавливались еще несколько десятилетий назад. - Раньше лифты были с распашной одностворчатой дверью или двухстворчатыми раздвижными дверями, как на Островитянова, - поясняет Захаров. - Теперь же дверные проемы стали шире, есть много моделей с телескопической створкой, где повышена плавность хода и чувствительность усилия закрывания. Есть двери с фотоэлементом, когда световые датчики установлены только в одной точке, а также со «шторкой», когда датчики установлены по всему проему. Это самый высокий уровень безопасности.
Что касается лифта на Островитянова, то там над каждой дверью шахты должно быть установлено по три выключателя безопасности. Они контролируют закрывание створок. Когда обе створки закроются, выключатели должны замкнуться.
- Возможно, в доме могли быть выведены из действия выключатели, контролирующие закрытие дверей шахты и двери лифта, - предполагает бывший инспектор по лифтам московского отдела Госгортехнадзора Сергей Иванов (ему уже 81 год, поэтому он знает о лифтах практически все). - Выйти из строя все сразу они не могли физически. Сломаться мог какой-то один, питание на контакты подаваться перестало, и лифт встал. Пришли электромеханики и провели ремонтные работы. Возможно, именно во время ремонта кто-то из них принудительно отключил все остальные выключатели, чтобы исправить поломку, а потом по халатности или в спешке не проверил их работоспособность. В результате лифтовая кабина начала двигаться с открытыми дверями.
Почему в лифте в ЖК «Алые паруса» оторвалось дно? Этот лифт в отличие от предыдущего достаточно новый. Такие кабины устанавливали сразу в нескольких корпусах комплекса в начале 2000-х годов. Производитель - компания «Мос Отис».
По последним данным, лифт перекосило на 7-м этаже из-за того, что были плохо закреплены рельсы, по которым движется кабина. Произошел обрыв противовеса, который удерживает трос с кабиной и представляет собой несколько «гирь» - железобетонных блоков по 50 кг. Блоки ударили по кабине, в результате чего и произошло обрушение дна лифта.
Как пояснил Алексей Захаров, действительно, противовес мог развалиться, а вот трос, скорее всего, не обрывался, иначе лифт бы просто полетел вниз. Перекосить кабину могло также по нескольким причинам. Проблемы с рельсами - одна из них. Но есть и другие. Например, обслуживающая компания разместила в шахте какое-то постороннее оборудование, которое упало. Нельзя исключать пока и того, что «поплыло» само здание.
Самое обидное, что все наши так называемые управляющие компании ЖКХ, которые отвечают за безопасность жилых домов, в случае ЧП всегда ищут виновных среди самих жильцов. Упала на голову сосулька? Нечего ходить рядом со зданиями. Поскользнулся на не очищенной ото льда лестнице? Крепче держись за перила. После трагедии на Островитянова глава управляющей компании Александр Лысаков, например, посоветовал жильцам подробнее изучить правила пользования лифтом, согласно которым ввозить и вывозить коляску из лифта нужно пустую, а ребенка при этом держать на руках. Что ж, мы в ответ можем только посоветовать ему самому провернуть такой эксперимент. Особенно если мама одна, коляска весит килограммов 15, а карапуз только-только уснул. Увы, чиновники наши страшно далеки от народа. И от лифтов, как выяснилось, тоже - до тех пор, пока многотонная махина не станет невольным орудием убийства.
Очень бы хотелось, чтобы хотя бы эти трагедии заставили чиновников действовать - усилить контроль за обслуживающими компаниями, ввести какие-то профстандарты для рабочих и внести наконец лифты в список опасных объектов, требующих особого внимания.


НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЛИФТОМ - СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ
∎ Если во время движения вы чувствуете странные вибрации кабины лифта, непонятные громкие звуки, нужно вызывать диспетчера и сообщить ему об этом.
∎ Если лифт обслуживает профессиональная компания, на 1-м этаже у дверей лифта она обязательно разместит свои данные - адрес, телефон, а также правила пользования лифтом.
∎ При входе в лифт, если есть сомнение в качестве его технического обслуживания, можно нажать на кнопку вызова диспетчера, чтобы проверить, на месте ли он и работает ли вообще аварийная связь. По правилам аварийная служба в случае ЧП должна приехать к вам в течение получаса, не больше.
∎ Перед входом в лифтовую кабину проверьте, подъехала ли она на этаж.
∎ Если лифт так и не починили, необходимо обратиться в вашу управляющую компанию и затребовать у нее полную информацию по данному лифту - кто его обслуживает и как. В случае если вас не удовлетворяет данная компания-подрядчик, общим собранием жильцов необходимо либо потребовать у управляющей компании сменить подрядчика, либо сменить ее саму.
∎ Дверной проем - самое травмоопасное место в лифте. Поэтому эксперты советуют не выскакивать из лифтовой кабины, если, например, дверь не закрылась, а лифт поехал. Нельзя самостоятельно и вылезать из кабины, если она застряла с открытыми дверями между этажами.
МЕЖДУ ТЕМ
По данным Комитета по аналитике и статистике (ЕЛИАС) Национального лифтового союза, в России сегодня в многоквартирных домах насчитывается порядка 440 тысяч лифтов, из них около 120 тысяч уже выработали свой нормативный срок 25 лет. Иными словами, каждый третий лифт требует замены. В этом году по стране было введено в эксплуатацию около 25 тыс. лифтов в новостройках, а заменено лишь 9518 лифтов, что составляет 2,2% от требуемого количества. В 2016 году предполагается заменить порядка 8,5 тысячи старых лифтов (1,9%), при этом каждый год дополнительно вырабатывают свой ресурс 10 тысяч лифтов. Это значит, что темпы старения оборудования, по прогнозам экспертов, будут расти.
В Брянской, Воронежской, Костромской, Тульской, Архангельской, Волгоградской областях, а также в Карелии и Карачаево-Черкесии по региональным программам фондов капитального ремонта в 2015–2016 годах не было и не будет заменено ни одного лифта.
В Москве в жилых домах установлено около 110 тысяч лифтов, из них лишь 6,5% требуют замены.
ТРАВМАТИЗМ
ДИНАМИКА СМЕРТЕЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА В ЛИФТАХ ЗА 5 ЛЕТ ПО РОССИИ
2010 год - погибло 8 человек
2011 год - погибло 17 человек
2012 год - погибло 12 человек
2013 год - погибло 12 человек
2014 год - погибло 12 человек
2015 год - погибло 10 человек