Уход за подшипниками в домашних условиях. Промывка подшипников

Неопытные роллеры жалуются, что их коньки "плохо едут", но не могут монять причину этого. Все дело в том, что во время катания на роликовых коньках подшипники колес подвергаются попаданию дорожной пыли, песка и воды. Мелкие песчинки проникают внутрь подшипников через зазоры в пылезащитных пластинках, что чревато быстрым изнашиванием шариков и обойм. Если не ухаживать за подшипниками, вскоре они начинают скрипеть и шуметь. Крайне нежелательно допускать попадание воды внутрь подшипников, т.к. она смачивает смазку, вызывая ее уплотнение и образование комков.

В результате дефицита смазки подшипники быстро изнашиваются и выходят из строя.

Смазка для подшипников выполняет следующие функции :

    формирование граничного слоя (пленки);

    снижение износа элементов подшипника;

    теплоотвод от элементов подшипника во избежание его перегрева;

    антикоррозионная защита подшипника.

Если хотя бы одна из этих задач не решается, функциональность подшипника может сильно упасть, а срок его службы резко сократиться.

Смазочная пленка, образованная между деталями подшипника, испытывает большие нагрузки, выступая как передатчик энергии. Чем лучше и качественнее смазка проводит эту энергию, тем надежнее будет защита подшипника и тем дольше он прослужит.

Если смазка для подшипников роликовых коньков неправильно подобрана или неверно нанесена (в избытке или недостатке), то это непременно скажется на их эксплуатационном ресурсе.

Смазки для подшипников роликовых коньков могут быть пластичными (на литиевой основе) или жидкими (масла).

Правильно выбрать смазку для роликовых подшипников нетрудно, если подойти к этому вопросу серьезно. Сегодня рынок смазочных материалов наполнен самыми разнообразными продуктами. Однако, в большинстве случаев покупка даже дорогостоящих смазок не гарантирует того, что они оптимально подойдут именно вам. Доверять рекламе не стоит, так как задача маркетологов - продать товар любой ценой. Не стоит часто менять смазки, так как при их смешивании нарушается баланс присадок, ухудшаются свойства и технические качества. Причем не рекомендуется смешивать даже смазки одного бренда.

Сегодня наиболее распространенной и доступной пластичной смазкой для подшипников роликовых коньков является .

Норма закладывания равняется примерно 20% от объема подшипника. Очень важно грамотно распределить смазку по внутренней поверхности. Если позволяет доход, вместо Литола можно использовать зарубежные смазки-аналоги, например:

    British Petroleum (BP): Energrease L2 , LS3;

    Exxon: Beacon 3;

Помимо вышеперечисленных стандартных смазок, содержащих комплексы присадок для защиты подшипников, существуют и профессиональные смазочные материалы, эффективность которых подтверждена техническими экспертами. Смазки Molykote произведены согласно требованиям изготовителей подшипников и рассчитаны для использования даже в сверхсложных условиях.

Применение в подшипниках смазочных материалов Molykote позволит избежать контакта между деталями узла и подшипником, снизит изнашивание и повысит срок работы подшипников. Кроме того, смазки Molykote для подшипников не высыхают и не растворяются.

18 комментариев

В последнее время многие обращаются в с просьбой почистить и раскатать подшипники, попавшие в воду. Напомню, что кататься в дождь и по лужам крайне не рекомендуется. Но что же делать, если вы попали в дождь случайно?

Есть 2 основных способа оживить ваши подшипники:
1) Если позволяют средства, купить новые а старые выбросить.
2) Реанимировать старые подшипники в домашних условиях самостоятельно или за скромную плату у мастера.

1) Сразу после того как вы попали в воду, необходимо раскрутить оси, снять колёса и насухо протереть тряпкой или салфеткой металлическую часть подшипников снаружи. Иногда используется ВД-40, для того чтобы быстрее удалить воду.

2) Не позже чем на следующий день, нужно попробовать покататься минут 10-15. Если это хорошие качественные подшипники, таким способом можно хорошо их раскатать. В некоторых случаях, даже смазку добавлять не нужно. Пробовал раскатывать подшипники после 3 часов катания по дождю. Работает.

3) Но если колёса перестали крутиться, вот тут то и начинается самое интересно. Нужна промывка и смазка.

Для того чтобы промыть и смазать подшипники потребуется:

- 250 мл средства для промывки подшипников Powerslide WASH или 300-400 гр бензина. Напомню, что бензин очень воняет, поэтому проводить работы нужно на улице, а вот специальный очиститель пахнет апельсином и совершенно не пачкает и не выжигает кожу рук, можно работать в доме.

- густая смазка на литиевой основе. (Литол 24 или кастрол)

- старая зубная щётка

- иголка (обычная)

- нож

- одноразовый шприц (желательно купить шприц со смазкой POWERSLIDE, смазки хватит более чем на 10 чисток, в комплекте специальная насадка для более экономного выдавливания смазки)

- сухая тряпка или старая хлопковая футболка.

- тюбик жидкого масла Powerslide.

- шестигранники и специальный ключ с насадкой чтобы вытащить подшипники из колёс.

- небольшая пластиковая коробочка . В таких обычно продают морскую капусту или корейскую морковку:)

В роликах всё как в музыке. 8 втулок, 16 подшипников, 32 пыльника, 32 стопорных кольца…

Самое долгое и утомительное это разобрать и собрать подшипники.

Для того чтобы разобрать подшипники, специальным ключом нужно вытащить их из колёс, предварительно пометив ручкой по принципу правое и левое 1, 2,3,или4.

Если у вас нет такого инструмента, можно попробовать надавить каким нибудь твёрдым предметом подходящим по диаметру втулки. Поэтому сразу рекомендую заранее запастись ключом с «ковырялкой» для подшипников. В комплекте к роликам они не поставляются, а продаются отдельно.

Теперь перед вами 16 подшипников и 8 втулок. Втулки можно протереть сухой тряпкой и отложить.

Далее необходимо вскрыть пыльники. 32 пыльника на 16 подшипников. Кольцо пыльника может быть прорезиненным, в этом случае нет стопорного кольца и пыльник приподымается лезвием ножа с внутренней стороны. В случае если есть стопорное кольцо, необходимо поднять его. Тут вам может понадобится иголка. Аккуратненько подцепив кольцо в зоне разреза, приподымаем его. После чего пыльники легко могут быть удалены. На фото кольцо узенькое серое, красным цветом показан пыльник.

Разобрав таким образом все 16 подшипников, должно получиться:

8 втулок

16 подшипников

32 пыльника

32 стопорных кольца (в случае если такие имеются)

Сразу добавлю, что бывают неразборные подшипники. В этом случае, пыльник необходимо взломать, поддев ножом, а после промывки вставить открытой стороной внутрь колеса.

Наливаем средство для промывки в коробочку. Примерно 100-150 мл. Забрасываем туда подшипники, пыльники и кольца. Пока подшипники отмокают, начинаем вынимать кольца. Кстати кольца и пыльники можно промыть в горячей воде после чего выложить на газету и просушить.

Подшипники должны полежать минут 5-10. После чего, старой зубной щёткой чистим с каждой стороны. Сливаем грязный очиститель, моем коробочку и наливаем чистый. Теперь вторая степень очистки. Необходимо ополоснуть каждый подшипник от частичек песка которые могли остаться после первой промывки. Для 100% результата, процедуру можно повторить ещё 1 раз.

После этого, те, что пострадали больше всего от воды, желательно смазать жидким маслом и немного покрутить. Исключительно в реанимационных целях. Если подшипник отлично вращается, в этом нет необходимости.

Бывают подшипники с пластиковым сепаратором. Такие подшипники закрыты пыльником только с внешней стороны. Подлежат промывке без разборки, так как там отсутствует густая смазка и в этом нет необходимости. Смазываются после промывки жидкими смазками. Рекомендую Powerslide. (см.фото)



Закладываем пыльники с одной и с другой стороны. Если есть стопорные кольца, фиксируем пыльники стопорными кольцами.


После этого, вставляем подшипники обратно в колёса. Не забываем установить втулки между подшипниками.



Протереть подшипники с внешней стороны сухой тряпкой. Установить колёса в раму.

Чем чище и суше будет внешняя сторона, тем дольше прослужит подшипник.

Итак, каждый уважающий себя роллер сталкивается с проблемой чистки подшипников. Существуют явные симптомы, что пришло время наконец-то заняться любимыми роликами, чтобы отплатить им добром за верную службу. Если: - стало намного тяжелее ехать, создаётся ощущение, что колёса плохо крутятся - при езде от колёс доносятся страшные звуки: скрип, жалобный скрежет, шуршание - вы проехали большой участок дороги по песку, пыли, земле или по луже, - значит, вашим роликам пора промыть подшипники. Помните: лучше не откладывать чистку подшипников на бесконечное "потом" - а то может быть как у Сторга (виденным мною подшипник был заржавлен, забит грязью, и совершенно не крутился). Сторг такие подшипники выбрасывает и покупает новые, но на самом деле достаточно лишь вовремя их мыть и чистить, и они долго будут радовать вас лёгкостью качения.

В первые разы проще расположиться на полу где линолеум, потому, что у вас может что-нибудь пролиться, откатиться или потеряться.

Вам понадобится:

1. несколько ёмкостей, не растворимых бензином (баночки из-под йогурта не канают!!!), лучше в количестве 3 штук.

2. Одна плоская плошка, не растворимая бензином, достаточно 1 штуки.

3. Коробочка из-под фотоплёнки, или любая другая длинная узкая закрывающаяся плотно ёмкость. Достаточно 1 штуки.


4. Зубная щётка. Можно любую, какую не жалко, только без зубной пасты! 1 штука

5. Шприц медицинский, подойдёт одноразовый, от 2 кубиков и больше, как вам удобнее. Со шприца аккуратно снимаем иголку, отрезаем её кусачками (лучше всего подходят маникюрные щипчики) на расстоянии примерно в 7-8 мм от основания. Выпрямляем иглу по месту разреза, и булавкой восстанавливаем круглое отверстие в медицинской игле. Лучше сначала потренироваться, а то я три иглы запортила, прежде чем смогла ровно откусить.


6. Смазка. Про смазки отдельная статья, я лично пользуюсь Литолом 24 (продаётся за смешные деньги в любом киоске/магазине автотоваров). Жидкую смазку использовать не рекомендуется - вам придётся намного чаще менять смазку, и она не обеспечит вашим подшипникам столь же хорошее самочувствие, как пластичная.

7. Растворитель. Покупаем в хозяйственном магазине литровую (пол-литровую) баночку очищенного бензина с названием "Галоша". Стоит порядка 20-30р, практически не имеет запаха, очень удобно для применения дома. Керосином пользоваться не стоит - мало того, что он воняет, так ещё и для самих подшипов не сильно полезен.

8. Находим бумагу или тряпочку, куда будем вытаскивать сохнуть подшипы, плюс ещё тряпочку - руки там вытереть, или пыльники…


РАЗБОРКА

Снимаем колёса с роликов.


Вытаскиваем подшипы из колёс. Удобнее это делать специальным ключом. Если у вас ролики фирмы К2, то они имеют оригинальную втулку, и ключ для разбора входит в состав комплекта при покупке роликов. То есть у вас он уже есть. Если у вас ролики другой фирмы, то ключ можно приобрести в магазине, где вы покупали ролики. Можно также пользоваться отвёрткой или карандашом, но моим женским лапкам удобнее пользоваться ключом и затрачивать меньше времени и сил.


Вам повезло, если у вас разборные подшипы - тогда их мытьё и смазка происходят по описанному далее механизму.

Гораздо хуже, если вы купили ролики с неразборными подшипниками (выглядят они вот так) .

В таком случае вам остаётся только выломать один из пыльников (если их два) и производить чистку и смазку только с одной стороны, и в дальнейшем ставить эту сторону внутрь колеса, к втулке. Выламываются пыльники острым ножом, причём нож нужно вставлять в щель, которая ближе к оси, т.е. меньшая по диамерту. И Дальше вскрывать, наподобие консервной банки, только аккуратно. Некоторые неразборные подшипники укомплектованы пыльниками только с наружной стороны, это облегчит вам жизнь.

С разборными же поступаем так:

Иголочкой или булавкой осторожно (прыгают и теряются!!!), придерживая пальцем, вытаскиваем пружинку. Она представляет собой почти колечко из металла, с заострёнными кончиками. Складываем в отдельную мисочку, чтобы не потерялись


Вынимаем пыльники. Складываем в отдельную мисочку, чтобы не потерялись.

Смотрим. Чистая смазка светлая, однородная, без всяких посторонних примесей. В грязных подшипниках смазка приобретает оттенок той грязи, в которую вы умудрились залезть (после роллердрома в Екатерининском это серо-зелёная пыль от покрытия), и содержит пылинки, крошки, песчинки и прочую гадость.

ПОМЫВКА

Грязные подшипники по 4 штучки складываем в баночку из-под фотоплёнки, заливаем до половины бензином, закрываем крышечкой (плотно её прижимая) и начинаем бултыхать в воздухе, пока не надоест

Промытые таким образом подшипы вытаскиваем, и складываем в невысокую плошку с чистым (!!) бензином. Повторяем со следующей партией, и так все 16 штук. Бензин в баночке для бултыхания менять в зависимости от степени его загрязнения - после каждой партии, или через одну.

Теперь перед нами в невысокой плошке, залитые бензином, лежат 16 условно чистых подшипов. Каждый вытаскиваем, осматриваем с двух сторон на наличие грязи/старой смазки, и, когда таковая обнаружилась - одеваем его на палочку моем в бензине зубной щёткой, потом просто булькаем уже в мелкой плошке.


Проверяем снова. Убедившись, что подшип полностью чист, несколько раз крутим его пальцем в бензине (одев предварительно на палочку), чтобы наверняка смыть с него всё, и посмотреть, как он у вас красиво и быстро крутится. Вытаскиваем и кладём сушиться.

Повторяем процедуру со следующим. Бензин меняем по степени загрязнённости. В результате получаем все подшипы, сохнущие на бумажке. Оставим их пока В бензинчике промоем пыльники, потом и колечки. Вытрем каждое насухо тряпочкой, разложим по отдельным плошкам (чтобы не потерялись). Если лениво, достаточно просто тщательно протереть тряпочкой каждый пыльник - от грязи и от старой смазки. Примерно через полчаса перевернём подшипники, чтобы они лучше просохли.

СМАЗКА

Смазывать начинаем только сухие подшипники. Мы же не хотим, чтобы новая смазка полурастворилась бензином? Берём подшип, крутим его, зажав пальцами, проверяем на остатки бензина или старой смазки. Досушиваем или промываем по-новой, по результату осмотра.

Чисто вымытый живой подшипник крутится долго, с ровным тихим-тихим шуршание (потому, что ещё без смазки), и не шатаясь. Теперь нам понадобится шприц. Конечно, можно не заморачиваться со шприцом, а запихивать в подшип смазку зубочисткой, но шприцом это делать гораздо удобнее. Смазку аккуратно выдавливаем в шприц, потом одеваем на него обрезанную иголку.

Вот так:


Берём шприц, и аккуратно выдавливаем смазку внутрь подшипника. Не перестарайтесь! Смазки должно быть немного, иначе колёса будут хуже крутиться. Я лично выдавливаю понемногу внутрь на каждый желобок, по которому движутся шарики - на внутренний и на внешний, между шариками. Это довольно чистая и самая неутомительная процедура



Когда все подшипники смазаны, каждый аккуратно закрываем чистыми вымытыми пыльниками, и вставляем пружинки. В результате должно хватить всех пыльников и всех пружинок, и не остаться лишних. Если вдруг вам не хватило пыльников, а вы уверены, что не теряли их в процессе разборки-мытья, то посмотрите тщательнее каждый уже собранный подшип. Возможно, два пыльника слиплись, и вы на одну сторону поставили именно такой, слипшийся, пыльник

СБОРКА

Дальше всё в обратном порядке. Вставляем в колесо один подшип, втулку посередине, второй подшип. Не забудьте втулки, а то снова придётся разбирать! Потом смотрим колёса на предмет истёртости, и ставим в соответствии с тем, как подсказывает интуиция. Более стёртые колёсики - по краям, более стёртой стороной - наружу, для дальнейшего равномерного стачивания. Закручиваем оси - и вперёд, снова по лужам!

Примечание. Вначале вам покажется, что колёса после смазки стали крутиться хуже, чем до неё. Это нормально. Нужно некоторое время, чтобы смазка разработалась и равномерно распределилась по всему подшипнику. Километра 3-4, и всё будет в порядке!

Как продлить жизнь подшипникам? Значительно увеличить их срок службы можно, если за ними ухаживать, т.е. своевременно их чистить и смазывать.

Что понадобится:

  • Бумажные полотенца,
  • Тряпка или влажные салфетки,
  • Газета,
  • Ключ,
  • Бензин,
  • Широкая банка или плошка, (не растворимая бензином) для промывки + коробочка из-под фотоплёнки, или любая другая длинная узкая закрывающаяся плотно ёмкость. (достаточно 1 штуки),
  • Деревянная палочка,
  • Старая зубная щетка,
  • Смазка,
  • Терпение.

1. Расстилаем газету на полу с запасом. При раскручивании будет сыпаться грязь – и если этого не сделать – мыть придется не только подшипники, но и все вокруг. Берем тряпку или влажную салфетку и протираем ей ролики от грязи. Дальше при помощи шестигранника выкручиваем колеса из рамы. Чтобы не путаться кладем их по порядку в два ряда, соответственно тому, как они стояли (право и лево, 1-4), оси складываем в сторонку.


2. При помощи ключа вынимаем подшипники из каждого колеса, салфеткой или тряпкой - убираем грязь с подшипников, стараясь, чтобы песок не попал внутрь. В каждом колесе 2 подшипника и втулка.

Неразборные подшипники
Есть вариант, что вы купили ролики с неразборными подшипниками (см. рисунок) .
В таком случае вам остаётся только выломать один из пыльников (если их два) и производить чистку и смазку только с одной стороны, и в дальнейшем ставить эту сторону внутрь колеса, к втулке. Выламываются пыльники острым ножом, причём нож нужно вставлять в щель, которая ближе к оси, т.е. меньшая по диаметру. И дальше вскрывать, наподобие консервной банки, только аккуратно. Некоторые неразборные подшипники укомплектованы пыльниками только с наружной стороны, это облегчит вам жизнь.
Разборные подшипники
Тут возможны варианты. Металлический пыльник с запорным кольцом, обрезиненный пыльник с запорным кольцом или просто обрезиненный пыльник.





Если есть запорное кольцо – иголкой или булавкой осторожно (прыгают и теряются), придерживая пальцем, подцепляем и вытаскиваем. Далее снимаем сам пыльник. Подцеплять его лучше опять-таки со стороны оси. Некоторые производители выпускают подшипники с пыльником с одной стороны. Эта сторона должна быть внешней при установке на колесо. Вовнутрь колеса все равно пыль не попадает, поэтому такой прием позволяет не тратить постоянно время на снятие пыльников. Протираем каждый и складываем в отдельную кучку.

3. Первая промывка. Закидываем по 4 в банку из под фотопленки, заливаем до половины бензином, закрываем крышкой и трясем, пока не надоест. Дальше сливаем грязный бензин, промытые подшипники складываем в широкую банку (или др. емкость) с чистым бензином. Повторяем со следующей партией, и так все 16 штук.

4. Вторая промывка. Итак, перед нами банка с 16-ю условно чистыми подшипниками. Что дальше? Берем и осматриваем каждый на наличие остатков грязи и смазки. Если такое обнаруживается – одеваем на палочку и домываем в бензине уже зубной щеткой.

После чего, убедившись, что он, подшипник, наконец-то чист - несколько раз прокручиваем его на палочке в бензине, чтобы наверняка смыть с него все. Вытаскиваем и кладем сушиться на бумажное полотенце. Повторяем процедуру с остальными, бензин меняем по мере загрязненности. В итоге получаем все подшипники, сохнущие не бумаге. Оставим их пока в покое.
Берем пыльники, кольца и втулки. Протираем каждое от грязи. В бензине полоскать не обязательно – с этим справятся и влажные салфетки. Протираем раму.

5. Смазка. Смазку забиваем или заливаем только в сухой подшипник. Пластичная или жидкая смазка – это Вам решать, вариантов смазок, подходящих для подшипников в роликах . Для катания по городу лучше использовать пластичную смазку. Правило смазывания довольно простое: много – не значит хорошо. Если это пластичная смазка, то достаточно порции размером со спичечную головку. Многие для удобства нанесения пластичной смазки используют шприц. Но если его нет – можно обойтись и зубочисткой или обрезанной спичкой.

6. Собираем подшипник обратно. Когда все подшипники смазаны, каждый аккуратно закрываем чистыми пыльниками, и вставляем С-кольца, если они были. В результате должно хватить всех пыльников и всех пружинок, и не остаться лишних. Если вдруг вам не хватило пыльников, а вы уверены, что не теряли их в процессе разборки-мытья, то посмотрите тщательнее каждый уже собранный подшипник. Возможно, два пыльника слиплись, и вы на одну сторону поставили именно такой, слипшийся, пыльник.

7. Дальше все в обратном порядке. Вставляем в колесо один подшипник, переворачиваем, втулку посередине, и потом второй подшипник. Не забывайте втулки, иначе придется обратно разбирать. Смотрим колеса на предмет того, не пора ли их уже перекинуть и ставим обратно в рамы. Закручиваем оси, и вперед, дальше кататься!

P.S. После пластичной смазки будет ощущение, что колеса стали крутиться чуть хуже, чем до нее и как будто немного вязнуть. Это нормально. Нужно некоторое время, чтобы смазка разработалась и равномерно распределилась по подшипнику. У некоторых смазок это происходит через 5 минут качения ("WELDTITE": Lithium Grease), у других (вроде литола-24) – надо 7-15 км (а то и больше, если вы перестарались и добавили ее больше, чем надо).

_____________

2011год.