Бронированные кразы. Шрек, огр из Украины: анатомия броневика КрАЗ

"АвтоКрАЗ " пополнил клуб создателей беспилотных автомобилей. У украинского проекта - военное назначение.

Презентация состоится на выставке «Оружие и безопасность», которая будет проходить в Киеве 11-14 октября, а пока делимся обнародованными подробностями.

01. "Машины восстали из пепла ядерного пожара. Их война, направленная на уничтожение человечества, длилась уже десятилетие, но решающая схватка предстоит не в будущем. Здесь. Сегодня." К счастью пока это все еще фантастика.

Но над беспилотной армейской автотехникой работают многие страны. В том числе и Украина. Первый «умный» украинский автомобиль специального назначения создан на базе армейского броневика КрАЗ "Спартан ".

02. Так выглядит базовый "Спартан ". Напомним - его конструкция не украинская, а канадской компании Streit Group , финансируемой из ОАЭ. ПАО "АвтоКрАЗ " собирает такие бронемашины по лицензии. Шасси - от тяжелого американского пикапа Ford F550 .

03. Беспилотная версия издалека выглядит так же, но если присмотреться к деталям, то…

04. То сразу видны отличия - комплекс специальных датчиков, тепловизор с системой автоматического целеуказания и захвата, видеокамера с охватом 360˚, передний и задний радары для обнаружения препятствий, дальномер, емкостной датчик присутствия человека в радиусе 18 метров.

05. Эта система называется Pilotdrive . Разработчиком заявлена Запорожская инжиниринговая компания "Інфоком Лтд ". Связь с автомобилем осуществляется по цифровым радиоканалам передачи данных WiFi/Wimax, радиус связи от 10 км до 50 км. Дополнительно беспилотник оснащен программно-аппаратным комплексом SmartDrive и обучением в реальном режиме времени Teach-inDrive , в котором система запоминает заданный маршрут. Координаты следования для занесения в базу передаются по GPS через спутник.

06. Управление беспилотным "Спартаном " может осуществляться с помощью планшета, "умной перчатки" или операторской станции. Разработчики утверждают, что благодаря наличию системы Pilotdrive , броневик "Спартан " легко распознает ширину дороги, а также находящиеся вокруг него препятствия. Система анализа и принятия решений срабатывает за доли секунды.

07. Как все это работает показано на видео:

08. Основная цель создания беспилотного бронированного автомобиля КрАЗ – минимизация рисков и сохранения жизни личного состава при выполнении различных тактических задач. Речь о перевозке боеприпасов, продовольствия, топлива, медикаментов в зону боевых действий, а также эвакуации раненых.

Пока армейские авто-беспилотники еще на стали "Терминаторами" в полном смысле этого слова. Пока ими (в военном деле) еще управляют люди, но полная автономность все ближе и ближе. Боевые задачи становятся, если так можно выразиться, безопаснее, но лучше бы этих боевых задач не было вовсе…

Сразу скажем, что было непросто устроить очную ставку с бронеавтомобилями КрАЗ – сложная обстановка в стране вносит свои коррективы. Тем не менее, нас пропустили на завод и дали возможность не только осмотреть новые машины «Спартан» и «Шрек», но и проехать на них. Тест-драйв прошел на заводском полигоне, оборудованном специальными препятствиями: крутыми подъемами, ямами с песком, косогорами, бетонными надолбами.

Начали мы с бронеавтомобиля поменьше – КрАЗ «Спартан». Впервые на широкой публике машина засветилась на военном параде 2014 года в Киеве, приуроченном ко Дню Независимости Украины. Она разработана совместно с канадско-эмиратской компанией Streit Group, на среднетоннажном шасси американского производства Ford F-550.

«Спартан» относится к многофункциональным бронеавтомобилям класса LAV (Light Armored Vehicle). Это не бронетранспортер, а машина для патрулирования, перевозки грузов и личного состава, миротворческих контингентов и полицейских. А потому имеет класс бронирования по STANAG 4569 уровень 2. Машину испытывали на полигоне, где она успешно выдержала обстрел из автомата Калашникова обычными пулями 5,45 и 7,62 мм. Кроме того, корпус защищает от подрыва небольших мин (до 6 кг).

Длина бронеавтомобиля – 6,02 м, ширина – 2,43 м и высота – 2,37 м. Машина предназначена для перевозки 12 человек (3 экипаж + 9 десант). Кроме того, имеется поворотная открытая башня с бронестеклами, которую можно оснастить пулеметами 7,62-мм или 12,7-мм, или 40-мм автоматическим гранатометом. Можно также поставить и боевой модуль с ПТУР.

Полная масса «Спартана» составляет почти 9 тонн. Тем не менее, автомобиль уверенно разгоняется, вплоть до максимальной скорости в 110 км/ч. В этом заслуга турбодизеля Ford V8 рабочим объемом 6,7 и мощностью 400 л.с. Руль довольно легкий. Понравилась автоматическая, 6-ступенчатая коробка передач. Она имеет и ручной режим управления. Более того, можно заранее выбрать максимально допустимую высшую передачу (6-ю, 5-ю, 4-ю и т. д.)

Привод на передние колеса отключаемый. Для его активации нужно потянуть за небольшой рычаг у правой ноги. А вот при движении на заднем приводе рекомендуется отключить ступицы передних колес для большей топливной экономичности. Правда, для этого нужно выходить из автомобиля. Кстати, средний расход топлива относительно невелик – в районе 30 л на «сотню».

Под центральной консолью расположен массивный пульт управления проблесковыми маячками и звуковой сиреной: причем для каждого вида автомобиля (скорая помощь, полицейский автомобиль, машина сопровождения и др.) имеется своя тональность сигнала.

Стояночный тормоз – типично американский: затягивается педалью, а отпускается рукояткой сверху. Жаль, что подушку сиденья водителя нельзя настроить по высоте. Педали газа и тормоза расположены довольно близко друг к другу, а посему работа ими в зимней обуви требует сноровки. Да и рычаг переднего привода порой трется о правую ногу. Двери довольно широкие. При открытии на максимальный угол они блокируются: для закрытия нужно ногой надавить на ограничитель, потянув дверь рукой сначала от себя, а потом на себя.

На ходу «Спартан» довольно комфортабельный. Это относится как к уровню шума, так и вибрациям. При этом даже на обычных, неподрессоренных «седушках»-скамейках в десантном отсеке можно сносно ехать. Хотя по заказу вместо них можно поставить индивидуальные противоминные кресла, которые крепятся исключительно к стенками, без контакта с полом. Управляемость также отличная – немалая заслуга в этом независимой, пружинной подвеске передних колес.

Второй подопытный, бронеавтомобиль – «Шрек» – также разработан совместно с компанией Streit Group. Машина намного больше модели «Спартан». Ее длина составляет 7,99 м, ширина – 2,54 м и высота 3,08 м. Полная масса достигает 16 т. Это уже настоящий кременчугский грузовик. В основе машины лежит внедорожное шасси КрАЗ-5233НЕ (4х4).

Машина относится к классу бронемашин APC (Armored Protective Cabin) и имеет класс защиты по STANAG 4569 Уровень 2 или B6+. Его корпус надежно защищает от пуль калибра 5,45 и 7,62 мм. Причем даже при обстреле с малой дистанции в 5-10 м. Стекла также выдерживают свинцовый дождь – до семи пуль подряд. Специальное днище V-образной формы отлично защищает от взрыва под ним. На испытаниях в Германии кузов «Шрека» перенес подрыв двух мин TM57 по 7 кг под одним из колес, а также одной такой мины – непосредственно под днищем.

Из-за V-образного днища кабина расположена довольно высоко и посадка в нее напоминает тепловозную. На наш взгляд, не помешала бы еще одна гибкая подножка на тросе. В кабине водителя все чисто «кразовское»: руль, приборная панель, кресла, педаль, напольный рычаг коробки передач… Двери закрываются не просто на защелку: сверху и снизу имеется по два шпингалета – для надежной их фиксации при взрыве или обстреле.

Не теряя время, заводим двигатель. В нашем случае это проверенный временем ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с. По заказу завод предлагает установить и зарубежные агрегаты: Сummins или Deutz. Последний особенно хорош, хотя и дороже «камминза» почти втрое. Коробка передач – 9-ступенчатая, китайской марки Fast Gear. Честно скажем, она требует сноровки: четкость включение не очень. По заказу, правда, можно заказать и автоматическую трансмиссию Allison. Приятно удивила обзорность. Хотя, конечно, из-за маленьких боковых окон ее не сравнить с гражданской кабиной КрАЗ.

Пересаживаемся с места водителя в десантный отсек. Вот это да. Тут установлены антиминные импортные кресла. Они не имеют жесткого каркаса и крепятся к стенкам. Такие себе мини-гамаки. Более того, сиденья оснащены 4-точечными ремнями безопасности. Сидишь как барон. Даже на ухабах особо не трясет. На небольшой перегородке под потолком, отделяющей кабину водителя, для пущего комфорта десантников – целый ряд вентиляционных дефлекторов и четыре розетки на 12 В. По краям в салоне – резиновые держатели под автоматы. Под сиденьями – стальные ящики с крышками, куда можно поместить боеприпасы и личные вещи. На ПАО «АвтоКрАЗ» возлагают большие надежды на новые бронеавтомобили «Спартан» и «Шрек» и верят, что они защитят жизни не одной сотни наших бойцов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

«Спартан» - детище специалистов канадской компании Streit Manufacturing. И хотя предприятие не специализируется на выпуске военной техники (Streit известны, в основном, благодаря бронированию представительских автомобилей), из Spartan получилась отличная боевая машина. «Спартан» предназначен для защищённой транспортировки групп быстрого реагирования по узким городским улицам. Городская Штурмовая Машина, именно так производитель характеризует модель. Вместе с тем, бронеавтомобиль отлично подходит для конвоирования других транспортных средств и для перевозок личного состава. Spartan обладает динамическими и манёвренными характеристиками городского внедорожника, поэтому в городских условиях действует гораздо более свободно, чем обычные боевые машины. А за счёт достойной динамики Spartan оставляет позади другие военизированные автомобилям конвоирования и сопровождения. Производитель активно подчёркивает характер двойного назначения бронеавтомобиля и делает упор на его универсальности.

Spartan построен на базе пикапа Ford F-550 и имеет классическую компоновку рамного внедорожника. Двигатель расположен спереди, в средней части – место водителя и сзади – десантное отделение. Под капот устанавливается 6,7-литровый турбодизельный V8 Ford мощностью 400 лошадиных сил (аналогичный тому, которым оборудуют Ford F-550). Коробка передач – автоматическая, Ford Torqshift. Согласно технической документации, максимальная скорость бронеавтомобиля составляет 155 километров в час. Благодаря большому объёму топливного бака (250 литров) запас хода по шоссе достигает 800 километров. Полный привод и высокий клиренс обеспечивают «Спартану» отличную проходимость, машина может преодолеть брод глубиной до 1,2 метра.

Сильная броня – одно из отличительных качеств Spartan. Кабина Ford F-550 заменена на специально спроектированную, из баллистической конструктивной стали, которая отвечает третьему баллистическому уровню защиты, согласно натовской спецификации. Днище тоже защищено и способно выдерживать взрывы ручных гранат или лёгких противопехотных мин. Система бронирования автомобиля исключает проникновение пули внутрь автомобиля без соприкосновения с бронёй. Кроме того, сводится к минимуму вероятность попадания пули в салон путём рикошета от кузова. Бронированные двери оснащены системой двойной блокировки и оборудованы бойницами таким образом, чтобы вести огонь было можно с любого сиденья Spartan. Стёкла изготавливаются с использованием поликарбоната и майлара, имеют толщину 39 мм и снаружи защищены стальной сеткой. Опционально на крыше бронеавтомобиля может быть установлена стрелковая башня с 7,62-мм пулемётом, 12,7-мм пулемётом или 40-мм автоматическим гранатомётом.

Но не обошлось, конечно, и без конструктивных недостатков. Наиболее серьёзные проблемы вызывает недостаточно прочная ходовая часть Ford F-550, которая не всегда способна выдержать нагрузок, связанных с большим весом автомобиля. В Украину Spartan приехал сравнительно недавно – во второй половине 2014 года. Производство было развёрнуто на предприятии АвтоКрАЗ, и машина получила второе имя – Kraz Spartan. Степень локализации, правда, остаётся невысокой: доля украинской составляющей в броневике, по разным сведениям, составляет 10-20%. Хотя Spartan уже успел «повоевать», из-за выявленных недостатков доработка автомобиля не окончена, и в настоящий момент в конструкцию бронеавтомобиля всё ещё вносятся усовершенствования.

Spartan (Спартанец) - бронеавтомобиль 4х4, построенный на шасси DRW коммерческого внедорожника Ford F550 канадской компанией Streit Manufacturing. Данная компания имеет огромный опыт по бронированию серийных автомобилей, включая представительский класс, таких как MERCEDES S550, BMW 7 SERIES и многих других. Производственные линии компании находятся в Объединенных Арабских Эмиратах, США, России, Индии.


Бронеавтомобиль (или как его называет производитель Городская Штурмовая Машина) Spartan APC был разработан для вооруженных групп быстрого реагирования в качестве защищенного транспорта, для тех, кто должен использовать его на узких городских улицах. Этот автомобиль также используется для шоссейных перевозок или конвоирования транспортных средств.

В отличие от бронированных гражданских автомобилей, таких как LandCruiser или Suburban, Spartan предназначен для ведения огня в боевой обстановке. Этот автомобиль построен с учетом боевых норм и военного применения и очень эффективен при конвоировании транспортных средств. Тем не менее, когда необходимо исключительно патрулирование или использование в труднодоступных городских кварталах, где обычные боевые машины, как правило, не эффективны, Spartan способен быть настолько же маневренным, как и любой автомобиль, и обладать разгонными характеристиками, которых так не хватает военизированным автомобилям конвоирования и сопровождения. Spartan обладает бронированной защитой от стрелкового уровня B6, а также днищем, способным противостоять взрыву противопехотной мины или гранаты. Защита может быть доведена до уровня В7 по желанию заказчика.

Характер двойного назначения Spartan делает его отличным выбором для тех пользователей, чьи миссии могут меняться от дня к дню, и гарантирует, что их боевые задачи могут быть выполнены без необходимости менять автомобили.

Одним из пользователей является полиция Косово в Приштине. По некоторым данным, каждая машина с башенкой обошлась им в полмиллиона Евро при отпускной цене стандартной версии в $190000. Также заключен контракт на поставку Spartan полиции ОАЭ.

Бронирование и защита
Стандартная кабина полностью заменена специально спроектированной обновленной бронированной кабиной, защищающей пассажирский салон с пяти сторон от пуль 7,62 х 51мм, M80. Бронирование было успешно испытано и отвечает баллистическому уровню защиты III по стандарту НАТО NIJ-STD-0108.01. Днище способно защитить пассажиров от воздействий взрыва при детонации двух немецких ручных гранат DM-51 или их эквивалента из легких противопехотных мин. Корпус автомобиля полностью инкапсулирован и обеспечивает защиту пассажиров во всех своих местах. Броня состоит из сварной баллистической конструктивной стали. Конкретные материалы и специальные методы установки, применяемые Streit Manufacturing, позволяют значительно снизить стоимость машины для клиента при сохранении структурной целостности и баллистического уровня защиты, а также оптимизации положения центра тяжести, что обеспечивает очень хорошую маневренность для автомобиля такого рода. Внутренний каркас изготовлен из баллистической стали, обеспечивает перекрытие и резервную защиту для большой площади основных направлений воздействия, таких как двери и окна. Он также усиливает структурную целостность стоек поддержки и других областей, которые имеют решающее значение для поддержания безопасности автомобиля при любых ситуациях, в том числе опрокидывании и столкновениях. Бронирование автомобиля было построено таким образом, чтобы пуля, следующая по линейной или угловой траектории, не проникала внутрь автомобиля без соприкосновения с броней. В дополнение к этому, сведена к минимуму возможность проникновения пули в салон автомобиля из-за рикошета от брони.

Стекло
Сочетание стекла, поликарбоната и майлара, соединенных вместе, с использованием новейших технологий создало одну из лучших доступных прозрачных броней, при этом обладающих следующими качествами: толщина стекла 39 мм (протестировано на защиту от нескольких выстрелов боеприпасами калибра 7,62х51 мм); анти-откольный щит, защищающий водителя и пассажиров от осколков стекла; противоударная защита; прекрасное оптическое качество, минимальные искажения; минимальное расслаивание; минимальное изменение цвета от ультрафиолетовых лучей. Все внешние стекла защищены от воздействий камней, бутылок, гранат и т.п., покрывающая стальная сетка может быть удалена пользователем для очистки и/или замены стекла.

Двери
Двери (по 2 по бокам и 2 сзади) специально предназначены для быстрого доступа в автомобиль, минимизируя обнажение интерьера. Все двери имеют двойную систему блокировки, чтобы обеспечить закрытие дверей автомобиля в боевой обстановке в случае отказа одной из систем блокировки. Автомобильные двери имеют бойницы, расположенные непосредственно под стеклом, для того чтобы вести огонь с любого сидения. Все двери имеют бронированные перекрытия, чтобы предотвратить проникновение пуль и осколков через стык двери и кузова. Стойки двери и петли были разработаны специально для этого автомобиля, что обеспечивает максимальную прочность и удобство использования. Все двери имеют специальную окантовку для предотвращения внешних климатических воздействий на автомобиль.

Интерьер
Вся оригинальная внутренняя обшивка и отделка были удалены из автомобиля, за исключением передней панели и сидений. Эти части были изменены на заводе, чтобы соответствовать новому стилю кузова автомобиля, и были оставлены на месте, чтобы обеспечить водителя комфортом и привычностью. Все остальные компоненты интерьера были установлены по проекту дизайнеров, чтобы обеспечить максимальную эксплуатационную функциональность.

Дополнительные возможности
Дополнительная поворотная на 360 градусов башня, обеспечивающая 3-ий NIJ уровень защиты, включая баллистические стекла улучшенной видимости. Пулеметная установка для размещения оружия калибра до 12.7 мм.

Особенности боевой готовности
Передний бампер автомобиля разработан с целью уменьшить ущерб от столкновения. Кроме того, вся передняя часть автомобиля выполнена из баллистической стали, гарантируя, что автомобиль сможет сохранить структурную целостность при умеренном столкновении. Тяжелый задний бампер крепится непосредственно к раме, которая позволяет автомобилю противостоять удару других транспортных средств и/или очистить путь в случае необходимости эвакуации конвоируемого объекта. Автомобиль имеет полный обзор в 360 градусов через окна, и каждое окно имеет оружейную бойницу, расположенную непосредственно ниже. Это гарантирует пассажирам возможность вести ответный огонь со всех сторон автомобиля, при этом не покидая броневой защиты. Автомобиль оснащен шинами со вставками для движения в спущенном состоянии (2 запасных колеса расположены в салоне автомобиля). Кабина оснащена электронной двусторонней системой связи, которая обеспечивает связь между пассажирами автомобиля и за его пределами.

Баллистический уровень защиты непрозрачной брони, крыши салона и 4-х сторон автомобиля соответствует стандарту :
Испытательные боеприпасы калибра 7,62 мм (308 Winchester FMJ)
Номинальная масса пули - 9,7 грамма
Предлагаемая длина ствола - 56 см (22 дюйма)
Требуемая скорость пули - 838 ± 15 м/с (2750 ± 50 фута/s)
Требуемое количество попаданий в образец - 5
Разрешенное пробивание - 0

Основные характеристики SPARTAN

Двигатель
Тип: 6.0L турбо-дизельный
Количество цилиндров - 8
Электронная регулировка турбокомпрессора
Полезная мощность двигателя - 325 л.с. при 3300 оборотах в минуту
Максимальный полезный крутящий момент 772 ньютон метр при 2000 оборотах в минуту

Топливная система
Автомобиль может работать на дизельном топливе с высоким содержанием серы (до 1%). Форсунки прошли многочисленные лабораторные испытания и 30 000-мильное испытание непосредственно на автомобиле с использованием топлива Jet А. Результаты показывают, что инжекторы будут иметь удовлетворительный срок службы при использовании топлива Jet А, JP-8 или НАТО F34.

Трансмиссия
Тип: автоматическая, Ford Torqshift
Передаточное число: 3.11:1, 2.22:1, 1.55:1, 1.00:1, 0.71:1 заднего хода 2,88: 1
Входной крутящий момент: 746 н*м
Максимальный вес: 8000 кг

Тормоза
Гидравлические дисковые передние и задние с двумя пистонами, двойным главным цилиндром

Колеса и шины
Двойные задние колеса, 225/70R19.5
Внутреннее запасное колесо(а)

Дорожный просвет
Колесная база: 3.58 метра
Угол въезда: 28,4 градуса
Угол продольной проходимости: 26,3 градуса
Угол Схода: 27 градусов

Бронетранспортер FV103 «Spartan» (англ. «Спартанец») поступил на вооружение армии Великобритании в 1978 году. Первоначально ему отводилась роль носителя ЗРК «Джавелин» и средства транспортировки саперных команд.
Бронетранспортер FV103 «Spartan» выполнен по следующей компоновочной схеме: в передней части корпуса слева расположено отделение управления, справа от него находится моторно-трансмиссионное отделение, а средняя и кормовая части корпуса отведены под десантное отделение.


Как и у базового танка FV101 «Scorpion», корпус бронетранспортера сварен из плит алюминиевой брони, однако в его конструкцию внесены некоторые изменения. Силовое отделение выполнено на 130 мм короче и несколько выше, что позволило увеличить размеры десантного отделения.

Изменена форма кормовой части корпуса, в которой смонтирована большая дверь для посадки и высадки десанта. На внутренней стороне этой двери закреплены емкости для воды и размещена часть боекомплекта. Лобовые детали корпуса не пробиваются 14,5-мм бронебойными пулями с расстояния 200 м, борта и корма защищают экипаж от огня стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра.
На том месте, где на танке «Scorpion» находилась башня кругового вращения с вооружением, на бронетранспортере FV103 установлена командирская башенка. Это позволило увеличить экипаж машины до семи человек: помимо командира, механика-водителя и стрелка в кормовой части машины размещаются еще четыре солдата с полной выкладкой.
Десантники входят в машину и выходят из нее через дверь в задней стенке корпуса. В крыше десантного отделения имеются люки и оптические приборы, однако, общая конструкция бронетранспортера не позволяет солдатам десанта вести огонь изнутри машины.

Бронетранспортер FV103 «Spartan» вооружен пулеметом калибра 7,62 мм, расположенным на командирской башенке. Стрелок располагается между командиром и механиком-водителем и может вести огонь изнутри машины, что стало возможным благодаря использованию системы дистанционного наведения пулемета.
Для командира в башенке смонтирован монокулярный прибор наблюдения с восьмикратным увеличением, а по окружности башенки - несколько перископических приборов наблюдения для обеспечения кругового обзора. В ночное время командир может пользоваться пассивным прибором ночного видения, обеспечивающим опознавание танка на расстоянии до 600 м. Дальность обнаружения цели в дневное время - около 1200 м.
Кроме того, в десантном отделении по бортам корпуса установлены четыре, а в корме - два перископических прибора. Необходимые приборы наблюдения имеются и у механика-водителя.


В качестве дополнительного оборудования на FV103 «Spartan» установлены система кондиционирования, радиолокационная станция слежения за полем боя ZB 298, навигационные приборы, дозиметр и дополнительные средства связи.
На бронетранспортере FV103 «Spartan» используется 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Ягуар» J60 No 1 Mk 100В, развивающий мощность 143 кВт при 4750 об/мин.
Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода.
Машины FV103 «Spartan» последних производственных серий оснащались улучшенной подвеской и 184-киловаттным многотопливным дизельным двигателем «Perkins» Т6/3544, который уже устанавливался на некоторых экспортных танках «Scorpion».

Подвеска бронетранспортера FV103 «Spartan» индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах. Обрезиненные двускатные опорные катки (по 5 на борт) и балансиры изготовлены из алюминиевого сплава. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами, траки стальные.
С целью уменьшения шумности на гусеницах и ведущем колесе имеется полиуретановое покрытие, а вентиляторное охлаждение силовой установки осуществляется смешанным (полуосевым-полуцентробежным) воздушным потоком.
Бронетранспортер FV103 «Spartan» оборудован индивидуальным плавсредством, которое крепится по периметру корпуса и в развернутом положении позволяет бронетранспортеру преодолевать вплавь водные преграды. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц.


Технические характеристики бронетранспортера FV103 «Spartan»:
Экипаж, чел.: 3+4;
Масса боевая, кг: 8172;
Длина корпуса, мм: 5125;
Ширина общая, мм: 224;2
Ширина по гусеницам, мм: 2134;
Высота по крыше башни, мм: 2260;
Вооружение: 1 х 7,62-мм пулемет (боекомплект 3000 патронов), 2 х 4 дымовых гранатомёта;
Двигатель: Perkins Т6/3544 6-цилиндровый дизель с ТН;
Мощность двигателя, л. с.: 195;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 80;
Дальность хода, км: 483;
Преодолеваемые препятствия, м: стенка - 0,5; ров - 2,057; брод - 1,067