Австралийские грузовики местных марок

Кто из вас имел хоть какой-то опыт работы с автомобилями-длинномерами, конечно знает, сколько проблем приходит, когда надо встать под погрузку/разгрузку. Конечно, большие объемы, которые позволяют перевозить тягачи, радуют и значительно экономят время и деньги, однако далеко не всегда есть удачный подъезд к пунктам назначения. Как правило, от водителя грузовика требуется поистине ювелирное искусство, для того, что бы загнать автомобиль в предельно узкие проезды.

Если вернутся в один из моих самых любимых уголков планеты - Австралию, там, где пространства между населенными пунктами по-настоящему огромны, то мы увидим, что и автопоезда на континенте используются на все 100%. Прямые, ровные трассы способствуют этому. Они - короли, властелины пустынь, сидят за рулем самых больших грузовиков в мире, способными тянуть за собой до 500 тонн груза со скоростью 100 километров в час!

Большинство таких грузовиков, тянущих за собой огромных размеров прицепы, - французского происхождения, так как заводы «Мак» были в свое время куплены фирмой «Рено». Грузовик Mack, гордость братьев Джона и Огастуса Марков, появился на свет сто лет назад в Нью-Йорке и стал применяться по назначению с 1903 года. Первые «Маки», украшенные фирменной эмблемой с изображением бульдога, оснащались 4-литровыми двигателями. Они широко применялись во время первой мировой войны, а в 1924 году стали пользоваться в Австралии наибольшим спросом. Первые дизельные двигатели появились в 1938 году. Все большую популярность приобретали работающие на сжатом воздухе стартеры - более мощные и надежные, чем традиционные электрические.

2000 г., Западная Австралия. Kenworth C501T – тягач, за рулем которого Стивен Мэттьюз, перемещает 79 прицепов длиной 1018 метров на расстояние 8 км. Общая масса составляет 1072 тонны!

Автопоезда обеспечивают все перевозки на трех четвертях континента. Дальнобойщики проводят в просторных кабинах своих грузовиков по 24 часа в сутки. Здесь есть кровать длиной 1 м 80 см, телевизор, видеомагнитофон, магнитола, сотовый телефон и холодильник, в котором напитки могут оставаться прохладными долгие часы.

Дорога, которая пролегает между штатами Южная Австралия и Западная Австралия, особенно пустынна и уныла. На сотни километров кругом нет ни одного придорожного кафе, ни одной автозаправки. Но они и не нужны - ведь топливные баки того же Mack вмещают до 2000 л топлива.

Единственное, о чем ты беспокоишься, - как бы не пробить колесо или не заснуть за рулем. И то, и другое случается очень часто, а если лопнет одно из колес сзади, так этого даже не замечаешь, и на очередное придорожное кафе приезжаешь только на ободах, и именно там замечаешь, что пора бы и поменять колеса. Их не остановят никакие природные преграды, и на пути такого автопоезда лучше не попадаться. Эти механические монстры, кажется, слепы и глухи ко всему, что их окружает. Ничто не может их остановить.

Белые отражатели, установленные в ряд в верхней части лобового стекла, отлично видны в темноте. Водитель встречного автомобиля издалека понимает, что за чудовище к нему приближается. Он знает: лучше при такой встрече сбавить скорость и прижаться к обочине, иначе его может попросту сдуть с дороги потоком воздуха. Ощущения ещё острее, если вы решитесь на обгон такого автодорожного поезда. Это довольно рискованный маневр, так как машину, в соответствии с законами аэродинамики, начинает прижимать к борту автопоезда. Пожалуй, самое опасное мероприятие - это обгон знаменитого тройного прицепа, символа дорог Северной Территории. Автопоезд, длина которого составляет не меньше 52 м, движется со скоростью 100–110 км/ч. Прибавьте к этому 75 м - чтобы успеть «вынырнуть» из-за несущегося автопоезда, и ещё 75 м - с таким запасом надо вернуться на дорогу впереди автотранспорта. Правительство Северной Территории в своих рекомендациях для туристов отмечает: прежде чем начинать обгон автопоезда, который движется со скоростью 100 км/ч, водитель должен быть абсолютно уверен в том, что дорога впереди свободна не менее чем на километр.

2006 г., Квинсленд. Mack Titan – тягач дальнобойщика Джона Аткинсона проезжает 140 метров, таща за собой 113 прицепов общей длиной 1474 метра и массой 1300 тонн! Сборка рекордного автопоезда заняла примерно шесть часов

Другая примета местных дорог - время от времени на обочине можно увидеть специальную погрузочную рампу с уложенными на ней «стопкой» пустыми прицепами. Такие рампы - обычное явление на крупных дорогах, ну, а в глубинке их часто заменяет простая насыпь из земли или гравия. На обочине шоссе также частенько можно увидеть одиноко стоящие пустые прицепы. Такой трейлер ждет, когда его снова подцепят к грузовику на обратном пути, а пока что не стоит за него волноваться, никто его не угонит и не украдет.

Не смотря на то, что большинство автопоездов имеет не более 4-х прицепов, встречаются и настоящие гиганты. В 1999 году городок Мерридин (штат Западная Австралия) попал в книгу рекордов Гиннеса. Компания Marleys Transport составила самый длинный автопоезд в мире: водитель Грег Марли протащил 45 прицепов общей длиной 610 м целых 8 км. В 2000 году в Калгурли (штат Западная Австралия) установили новый рекорд. Пять тысяч зрителей с восторгом наблюдали, как состав из 78 прицепов преодолел дистанцию в 8 км. Этот рекорд продержался до 2003 года: неподалеку от Мангинди (штат Новый Южный Уэльс) «дебютировал» автопоезд из 87 прицепов длиной 1235 м. Новый рекорд штата, славящегося самыми длинными автопоездами в мире, не заставил себя долго ждать, и вновь это произошло в Калгурли. Длина автопоезда на этот раз составила 1442 м. И наконец, совсем недавно, в 2006 году, в Клифтоне (штат Квинсленд) был установлен новый мировой рекорд: 104 прицепа общей длиной 1474,3 м!

В Австралии, где пространства между населенными пунктами очень велики, автопоезда используются на все 100%. Прямые, ровные трассы способствуют этому. Они - короли, властелины пустынь, сидят за рулем самых больших грузовиков в мире, способными тянуть за собой до 500 тонн груза со скоростью 100 километров в час!

Автопоезда обеспечивают все перевозки на трех четвертях континента. Дальнобойщики проводят в просторных кабинах своих грузовиков по 24 часа в сутки. Здесь есть кровать длиной 1 м 80 см, телевизор, видеомагнитофон, магнитола, сотовый телефон и холодильник, в котором напитки могут оставаться прохладными долгие часы.

Дорога, которая пролегает между штатами Южная Австралия и Западная Австралия, особенно пустынна и уныла. На сотни километров кругом нет ни одного придорожного кафе, ни одной автозаправки. Но они и не нужны - ведь топливные баки того же Mack вмещают до 2000 л топлива.

Единственное, о чем ты беспокоишься, - как бы не пробить колесо или не заснуть за рулем. И то, и другое случается очень часто, а если лопнет одно из колес сзади, так этого даже не замечаешь, и на очередное придорожное кафе приезжаешь только на ободах, и именно там замечаешь, что пора бы и поменять колеса. Их не остановят никакие природные преграды, и на пути такого автопоезда лучше не попадаться. Эти механические монстры, кажется, слепы и глухи ко всему, что их окружает. Ничто не может их остановить.


Белые отражатели, установленные в ряд в верхней части лобового стекла, отлично видны в темноте. Водитель встречного автомобиля издалека понимает, что за чудовище к нему приближается. Он знает: лучше при такой встрече сбавить скорость и прижаться к обочине, иначе его может попросту сдуть с дороги потоком воздуха. Ощущения ещё острее, если вы решитесь на обгон такого автодорожного поезда. Это довольно рискованный маневр, так как машину, в соответствии с законами аэродинамики, начинает прижимать к борту автопоезда. Пожалуй, самое опасное мероприятие - это обгон знаменитого тройного прицепа, символа дорог Северной Территории. Автопоезд, длина которого составляет не меньше 52 м, движется со скоростью 100–110 км/ч. Прибавьте к этому 75 м - чтобы успеть «вынырнуть» из-за несущегося автопоезда, и ещё 75 м - с таким запасом надо вернуться на дорогу впереди автотранспорта. Правительство Северной Территории в своих рекомендациях для туристов отмечает: прежде чем начинать обгон автопоезда, который движется со скоростью 100 км/ч, водитель должен быть абсолютно уверен в том, что дорога впереди свободна не менее чем на километр.

Не смотря на то, что большинство автопоездов имеет не более 4-х прицепов, встречаются и настоящие гиганты. В 1999 году городок Мерридин (штат Западная Австралия) попал в книгу рекордов Гиннеса. Компания Marleys Transport составила самый длинный автопоезд в мире: водитель Грег Марли протащил 45 прицепов общей длиной 610 м целых 8 км. В 2000 году в Калгурли (штат Западная Австралия) установили новый рекорд. Пять тысяч зрителей с восторгом наблюдали, как состав из 78 прицепов преодолел дистанцию в 8 км. Этот рекорд продержался до 2003 года: неподалеку от Мангинди (штат Новый Южный Уэльс) «дебютировал» автопоезд из 87 прицепов длиной 1235 м. Новый рекорд штата, славящегося самыми длинными автопоездами в мире, не заставил себя долго ждать, и вновь это произошло в Калгурли. Длина автопоезда на этот раз составила 1442 м. И наконец, совсем недавно, в 2006 году, в Клифтоне (штат Квинсленд) был установлен новый мировой рекорд: 104 прицепа общей длиной 1474,3 м!

Австралия - страна дорожных поездов (Road Trains). В австралийской глубинке, где на сотни километров вокруг вам встретится лишь пара-другая скотоводческих ферм, или «станций», как их там называют, автопоезда - жизненная необходимость.

Мощные тягачи, за которыми тянется по два, три (а подчас и больше) огромных прицепа, способны за считаные дни пересечь Зеленый континент, соединяя штаты и территории страны.

Современные автопоезда, давно ставшие здесь хозяевами дорог, вполне комфортабельны. У большинства водителей в кабине есть кондиционер (что не так уж плохо в сорокаградусную жару), маленький холодильник и спальное место. Жизнь за рулем примитивно сводится к трем вещам: есть, спать и крутить баранку. В пути действует лишь одно главное правило: как можно меньше спать, как можно быстрее прибыть в пункт назначения.

Репутацию обители шоссейных гигантов в Австралии заслужил округ Северная Территория. Жизнь здесь практически полностью зависит от огромных автодорожных составов, которые способны перевозить по 115 т груза. Если повезет, в этой части страны можно встретить «диплодоков» автомобильного мира - автопоезда, состоящие из семи прицепов, в которых можно перевозить до 190 т груза.





Кенгурятник? Ну, как же ж без него!

Австралийские тягачи отличаются от всех других в мире, даже если у них одна и та же марка. Здешние Kenworth и Мack - местной конструкции и сборки. «Американцы» просто не приспособлены к работе в австралийском режиме, рассчитаны на другие нагрузки и долго здесь не протянули бы.


Mack Titan
... и солидно тянет при помощи 582 л.с. из 16 л.


Помимо того что австралийские тягачи Mack и Kenworth отличаются от американских прародителей «правым» рулем, они комплектуются наиболее мощными двигателями (как правило, от 450 л. с.), имеют упрочненную раму. Поскольку тягачи обычно ездят сразу с несколькими прицепами, у них также удвоенное число резервуаров для сжатого воздуха, который необходим для работы тормозной системы тягача и прицепов. Да и стоят австралийские тягачи дороже всех остальных в мире.

Белые отражатели, установленные в ряд в верхней части лобового стекла, отлично видны в темноте. Водитель встречного автомобиля издалека понимает, что за чудовище к нему приближается. Он знает: лучше при такой встрече сбавить скорость и прижаться к обочине, иначе его может попросту сдуть с дороги потоком воздуха. Ощущения еще острее, если вы решитесь на обгон такого автодорожного поезда. Это довольно рискованный маневр, так как машину, в соответствии с законами аэродинамики, начинает прижимать к борту автопоезда. Пожалуй, самое опасное мероприятие - это обгон знаменитого тройного прицепа, символа дорог Северной Территории.

Автопоезд, длина которого составляет не меньше 52 м, движется со скоростью 100−110 км/ч. Прибавьте к этому 75 м - чтобы успеть «вынырнуть» из-за несущегося автопоезда, и еще 75 м - с таким запасом надо вернуться на дорогу впереди автотранспорта. Правительство Северной Территории в своих рекомендациях для туристов отмечает: прежде чем начинать обгон автопоезда, который движется со скоростью более 100 км/ч, водитель должен быть абсолютно уверен в том, что дорога впереди свободна не менее чем на километр.

В 1999 году городок Мерридин (штат Западная Австралия) попал в книгу рекордов Гиннесса. Компания Marleys Transport составила самый длинный автопоезд в мире: водитель Грег Марли протащил 45 прицепов общей длиной 610 м целых 8 км. В 2000 году в Калгурли (штат Западная Австралия) установили новый рекорд. Пять тысяч зрителей с восторгом наблюдали, как состав из 78 прицепов преодолел дистанцию в 8 км. Этот рекорд продержался до 2003 года: неподалеку от Мангинди (штат Новый Южный Уэльс) «дебютировал» автопоезд из 87 прицепов длиной 1235 м. Новый рекорд штата, славящегося самыми длинными автопоездами в мире, не заставил себя долго ждать, и вновь это произошло в Калгурли. Длина автопоезда на этот раз составила 1442 м. И наконец, совсем недавно, в 2006 году, в Клифтоне (штат Квинсленд) был установлен новый мировой рекорд: 104 прицепа общей длиной 1474,3 м!

Грузовики Австралии видео

Австралия находится в противоположном полушарии. У нас зима, там лето. В Северном полушарии вода стекая, закручивается по часовой стрелке, в Южном - против часовой. У нас для грузоперевозок используют железнодорожные поезда, а в Австралии - грузовики.

Одинокий рейнджер

В Австралии уже давно поняли, что железные дороги не для них - нерентабельно. Почти сплошь пустыня. Население, в основном, сосредоточено у побережья. Необычные условия привели к такому же явлению - дорожным поездам.

Автопоезда тянут с центра страны, из маленьких шахтерских городков, руду и другие ископаемые к портам, от ферм к мясокомбинатам - коров.

Для повышения рентабельности, к тягачам цепляют побольше прицепов. Дошло до того, что в Австралии зафиксирован рекорд - 1474 метра. Это 113 прицепов общей массой 1300 тонн! Встретить на дороге махину в 150 тонн - обычное дело. Есть даже целые видео о грузовиках Австралии.

Виды автопоездов

Существует несколько разновидностей road-train, курсирующих по просторам Австралии.

  1. Стандартный первого типа. В него входит тягач, трехосный полуприцеп и один прицеп. Общая длина и масса 36,5 метров и 85 тонн, соответственно.
  2. Второй тип. Предыдущий, дополненный еще прицепом до 53,5 метров и 125 тонн массы.
  3. Многоприцепные. Это особый подвид до 7 прицепов, на который необходимо особое разрешение.
  4. Long Vehicle. Это укороченный вариант прицепов, с особой конструкцией крепления. Он не превышает 25 метров и 62,5 тонн.
  5. Обычные грузовики. Используются для доставки грузов в города и другие места, куда дорожным поездам хода нет. Длина 19 метров и масса 42,5 тонны.

Встретить таких монстров можно не везде. Многие города закрыты для проезда дорожных поездов, за исключением Дарвина. Столица не лимитирует ни массу, ни скорость проезжающих сквозь него дальнобоев.

Тягачи



Чтобы проехать сквозь весь материк, придется покататься по грунтовке, по каменистым дорогам, пересекать речушки, испытывать ужасающую жару и обезвоженность. Можно проехать тысячу километров и не встретить ни одной живой души. На заправках так и пишут: «Следующая заправка в 1000 км».

Конечно, при таких условиях, требования к грузовику самые высокие.

Верхнюю планку популярности держит Kenworth. Его используют и вторично, после капитального ремонта. Только нагрузки поменьше. Можно встретить совсем «седые» рабочие экземпляры.

Второе место удерживает International.

На третьем Mack, на четвертом Freightliner, а пятое место поделили Scania и Volvo.

Австралийские тягачи, кстати, это не те агрегаты, что бороздят дороги Европы, России и США. Эти ребята покрепче.

Грузовики полностью перебираются. Рама усиливается, двигатель ставится намного мощнее, порядка 600 л.с., а руль перемещается направо. Дополнительная защита капота - кенгурятники - ставятся ради сохранения двигателя в случае форс-мажорных ситуаций. Число резервуаров со сжатым воздухом удвоено, дополнительные баки с топливом и водой. Для удобства устанавливается кондиционер, спутниковая связь, кровать. После переделок потенциал тягача и цена взлетают до небес.

Нелегкая жизнь дальнобойщика

Дальнобойщики Австралии проводят в кабине круглые сутки. Еда, вода, кровать, холодильник, кондиционер, магнитола, телефон, телевизор - все устанавливается в процессе переделки тягача ради единственной цели - пересечь континент и довезти груз до точки назначения.

Неприятностей тоже хватает. Сбить кенгуру - не самое страшное. Сломаться посреди пустыни - хуже всего. Через какое время прибудет техслужба в пустыню за тысячи километров? На этом фоне кажутся мелочью нерадивые водители, решившие обогнать дальнобой длиной несколько десятков метров на скорости 110 км/ч.

Об австралийском грузовом автопроме мало что кому известно. На экспорт он не ориентировался, и до настоящих времен почти не дожил. Однако был довольно интересным. Опустим «седые» довоенные времена...

01 . Начнем с грузовиков марки Atkinson . Да, несмотря на английские происхождение и название, в свое время эти грузовики были и австралийскими. Открывшись как филиал в 1962 году, Atkinson наполовину принадлежал местной компании Mayne Nickless.
Первенцами стали обычные и для Великобритании трехосные тягачи серии Leader, но с местными угловатыми кабинами. Кроме того, в отличие от европейских машин с дизелями Gardner или Rolls-Royce, местные комплектовались 250-сильными Cummins или 286-сильными GM. Американскими были и подвески, Hendrickson или Rockwell.

02 . А с 1966 года в производстве появилась вторая, уже собственная модель F3800 по прозвищу Skippy . Внешне ее особенностью была обновленная высокая стеклопластиковая кабина производства местной Reinforced Plastics. Она отличалась двойными стенками с воздушной прослойкой между ними для лучшей изоляции. Остался другим и выбор двигателей – General Motors или Cummins мощностью от 250 до 340 л.с, и подвесок.


Фото Джона Хаммонда

03 . Последним грузовиком, который выпускался под брендом Atkinson , стал F4870 . Он сменил кабину на более современную, но упрощенную, разработки International. Дело в том, что американцы выкупили головной концерн Seddon-Atkinson в 1974 году вместе с австралийским «бренчем». Машины оснащались двигателями Cummins или Detroit Diesel мощностью до 475 л.с., и выпускались до 1988 года, когда марка была продана фирме IVECO.

04 . Самым известным из местных производителей грузовиков стал Leader из Квинсленда. За 12 лет существования (1972-1984) было собрано около 2000 машин разных классов. Был известен своими инновациями – первым в Австралии начал устанавливать дизели Caterpillar, автоматические коробки передач и дисковые тормоза. Его бескапотные серии Midranger и Overlander были внешне похожи на Mack, но имели собственные стеклопластиковые кабины.

05 . Разумеется, австралийский производитель не мог обойтись без капотной версии. Такой в программе была модель Challenger . По техническому наполнению она была идентична предыдущей, но чаще использовалась, понятно, в роли тягача. Интересно, что кабина в этом случае копировала японскую, от Nissan Diesel, но, как и капот, была стеклопластиковой.


Фото Криса Хэйуорда

06 . Компания RFW (названа по инициалам создателя, талантливого инженера Роберта Фредерика Уайтхеда) была образована в 1969 году. Ее специализацией стали штучные нестандартные машины, часто с полным приводом. RFW разработала и производила собственные мосты, подвески и раздатки. В 2000 году было подписано соглашение с чешской Татрой на производство грузовиков с местными комплектующими. Впрочем, особого успеха оно не принесло, и сейчас фирма производит только подвески Permatrak и кабины для «пожарок» собственной конструкции.


Фото Мэта Хейза

07 . Для горно-добывающих отраслей Австралии молодая фирма Powerhaul производит специальные автопоезда Powertrans . Их особенность – в сочетании грузовиков Powertruck и активных прицепов Powertrailer с собственным двигателем. Полная масса автопоезда – до 400 тонн.

08 . Последней моделью в программе является капотный тягач T1250 Pit Hauler . Он оснащается 760-сильным дизелем Cummins QSK-19 и «автоматом» Allison M6620. Второй такой же двигатель установлен на прицеп Powertrailer PT75−2420. «Связаны» они электронной системой управления для синхронизации. А дальше через тележки Powerdolly цепляют нужное количество простых прицепов Towtrailer .

09 . Непродолжительное время в Австралии существовала марка Custom Carrier , принадлежавшая фирме Master Motors из Перта. Под ней было выпущено неустановленное количество капотных машин 6х4 и 6х6 на сторонних компонентах.

10 . Самым необычным в местной грузовой истории надо признать этот тягач, выпущенный в единственном экземпляре. 10-метровый Rhodes-Ridley был собран одноименными бизнесменами-инженерами для собственных нужд в 1959 году. Полная масса автопоездов в те годы ограничивалась 50 тоннами, а этот был рассчитан на 230. Он был «вооружен» сразу двумя дизелями GM 6-71 по 219 л.с. каждый, и коробкой передач от танка Sherman, производства Mack. Собственными были изготовленные тоже в единственном экземпляре мосты и раздаточная коробка.
Однако к моменту его появления были изменены дорожные нормы, и он никогда не использовался по назначению.

11 . Других грузовых производителей в Австралии не осталось, исключение составляют «кузовные ателье». Так, пожарные машины на сторонних шасси изготавливает ателье Austral . У него есть и конкурент, Mills Tui из соседней Новой Зеландии.

12 . Зато, естественно, в Австралии по-прежнему работают десятки производителей прицепного состава. Среди них есть и «новаторы», предлагающие необычные, чисто местные решения. Например, Sloanebuilt устанавливает самосвальные кузова на надрамники необычной формы с седлом.

13 . Вот так выглядит сцепка в «рабочем положении». Интересно, зачем реализована такая схема, ведь есть и обычное сцепное устройство?