Авария Tesla со смертельным исходом: кто виноват и что делать дальше? Надежен ли автопилот в Тесла

Мрачная веха установлена : в истории человечества погиб первый человек в автомобиле, в котором был включен режим автопилота. В настоящее время эту аварию расследует Департамент безопасности дорожного движения США (NHTSA), чтобы установить истинную причину гибели владельца автомобиля Тесла. Давайте разберемся, что же все-таки произошло и попытаемся предварительно установить, кто виноват в аварии: водитель или система автопилота Тесла.

Несмотря на то, что комиссия, которая ведет расследование этой аварии, еще только изучает обстоятельства происшествия, уже по некоторым данным можно сделать определенные выводы о том, кто же виноват в ДТП с участием автомобиля Тесла. Давайте будем исходить из известных нам обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия.

Что нам известно? Авария произошла с участием автомобиля и грузовым транспортным средством с прицепом (трактор). Судя по описанию аварии, столкновение легкового автомобиля произошло не с самим трактором, а с его прицепом, который был с грузом.

Инцидент, который произошел в штате Юта в мае

Конечно, в связи с этой аварией есть много вопросов: роль водителя Тесла в ДТП. Видел ли он, что существует опасность столкновения с трактором? Почему он не среагировал в случае опасности? Действительно ли в машине была включена система автоматического управления автомобилем? И таких вопросов может быть очень много. Но на них придется ответить комиссии .

Но давайте мы сосредоточимся на одной ключевой части этой аварии: точки удара.

Tesla Model S, которая оснащенная системой автопилота, судя по всему, имеет большое слепое пятно над капотом автомобиля. Для нормального функционирования системы компания Тесла оснастила свой седан радарными датчиками, которые следят за препятствиями на дороге. На основе их данных электроника и управляет автономно машиной. Эти радары установлены в передней части автомобиля: в центре и чуть ниже в верхней части фальш-решетки (решетка имитирующая решетку радиатора). Также в дополнение к радарам в салоне машины в верхней части лобового стекла (за салонным зеркалом заднего вида) установлена видео камера.


Эта камера на лобовом стекле обеспечивает за полосой движения (система контроля движения в полосе), посылает информацию электроники для регулирования безопасной скорости автомобиля. Передние датчики (радары) работают для обнаружения других транспортных средств впереди автомобиля и определяют, как далеко они находятся. Эти датчики соединены с ультразвуковыми сенсорами (датчиками), которые расположены вокруг всего автомобиля. Правда, несмотря на полное радиопокрытие датчиков вокруг машины (360 градусов), каждый сенсор имеет ограниченный радиус действия (примерно 4 метра).


Но, несмотря на небольшой радиус сканирования пространства каждым датчиком, они благодаря своему расположению по кузову автомобиля действительно обеспечивают впечатляющее сканирование окружающего мира, информацию о котором передается в электронный компьютер автомобиля для последующей обработки.

Камера же расположенная за зеркалом заднего вида, по всей видимости, не настроена идеальным образом для поиска препятствий на дороге в том объеме пространства, которое находится в ее поле зрения. Как мы видим, с этой задачей призваны справиться многочисленные радар-детекторы.

Но из-за небольшой высоты сканирования радар-детекторов и небольшого ракурса камеры, которая в принципе не создана, чтобы искать препятствия на дороге, получается, что система автопилота Тесла имеет слепые пятна впереди машины: над капотом, и область высотой от дорожного покрытия в 0,3 сантиметра.

Это подтверждается руководством компании , которое поставляет с каждым автомобилем, оснащенным системой автопилотирования:

Вот что написано в руководстве Model S для включения автопилота:

«Важно! Обратите внимание что транспортное средство в режиме автономного управления (автопилот) не может обнаружить определенные препятствия на дороге, включая узкие объекты (например, велосипеды), объекты ниже зоны звуковых волн исходящих от радара и объекты свисающие с потолка».

Все это дает нам более менее точное предположение о диапазоне покрытия системы слежения за дорогой. То есть, система настроена таким образом, чтобы 100% обнаруживать обычные с нормальной шириной кузова. Также автопилот может определять объекты не намного выше расположения капота. То есть компания Тесла нас прямо предупреждает, что зависшие объекты в воздухе система слежения может не определить.

Как мы уже знаем, авария произошла с трактором, которая везла прицеп. Исходя из вышеуказанных данных, можно сделать вывод, что система автопилота просто не увидела прицеп, так как он из-за особенностей своей конструкции находится в пространстве выше, чем обычные автомобили. А как мы уже выяснили все объекты сверху просто не видит. В итоге машина и въехала под прицеп.

То есть многие обстоятельства указывают на, то, что автомобили Тесла с системой автопилота просто напросто не видят объекты выше себя. Тем более что электроника автопилота пока не может воспринимать объекты на дороге индефицируя их. Фактически для системы слежения за дорогой что автомобиль, что любой другой объект имеют одинаковое восприятие.

Вот кстати первый комментарий после резонансного ДТП представителя компании Тесла:

«Мы знаем, что автомобиль нашей компании попал в аварию с включенной системой автопилота. Участники ДТП двигались перпендикулярно друг другу. Система автопилота не заметила прицеп трактора, который был окрашен в белый цвет. В этот день была солнечная погода. В результате ярко освещенное небо и белый цвет прицепа ослепил систему видео слежения автопилота. В итоге ни она, ни водитель не заметили опасность.

Высокий же клиренс прицепа трактора в сочетании с его расположением на дороге во время аварии, а также в связи с очень редкими сложившимся обстоятельствами, привели к ДТП, в котором автомобиль въехала прямо под прицеп столкнувшись с днищем прицепа, которое вошло в лобовое стекло.

Фактически произошло невероятное - видео система контроля за дорогой и звуковая система радаров не увидели прицеп одновременно.

Если бы опасность столкновения была с передней части или с задней под прямым углом, то система автопилота на 100% определила бы опасность даже на высокой скорости и передовая система безопасности по предотвращению столкновений помешала бы возникновению тяжелой аварии в которой погиб человек».

Судя по официальному комментарию компании Тесла причина аварии в каких-то невероятных обстоятельствах: высокий белый прицеп, яркое солнце и небо и т.п. Как видите, в этом комментарии нет ни слова о том, что какая-то система компьютерного зрения не способна увидеть некоторые объекты над капотом. Но в руководстве пользователя об этом есть реальное предупреждение.


Почему же тогда инженеры Тесла не предусмотрели возможность обнаружения белых транспортных средств при ярком солнце? Тем более что в США очень распространены автомобили, трактора и прицепы к ним белым лакокрасочным покрытием. Тем более что речь идет о контроле за движением в дневное время суток, когда система автопилота должна работать безупречно.

И когда система не смогла обнаружить большой трактор с груженым прицепом в дневное время суток, это наводит на мысль, что автопилот Теслы очень и очень опасен. Согласитесь, система должна быть настроена таким образом, чтобы, по крайней мере, в дневное время точно определять опасность на дороге.

Вот кстати схема аварии :


По данным дорожной полиции Флориды авария произошла в дневное время 15:40 (3:40 после полудня). В это время солнце было несколько ниже западной части неба и находилось позади водителя Тесла. Да, трактор с прицепом был освещен ярким солнечным светом. Но спросите себя, вы когда-нибудь пропускали из виду на дороге белую грузовую машину в солнечную погоду? По нашему мнению это не реально. Даже водители-новички несмотря на яркое солнце, увидят большое транспортное средство даже если оно имеет белый цвет.

Как видно из схемы аварии трактор поворачивал налево. Водитель Тесла ехал по шоссе прямо. В итоге автопилот Тесла не среагировал и не снизил скорость машины (и не остановил) когда перед машиной проезжал прицеп, пересекая автодорогу. Если эта схема ДТП правильная, то можно утверждать что автомобиль Тесла столкнулся на полпути .


Значит, водитель должен был видеть заранее, что трактор пересекает проезжую часть. Ведь как видно по схеме, для того чтобы повернуть трактору было необходимо определенное время. Плюс половина прицепа уже проехала часть дороги.

В этом случае водитель должен был резко нажать педаль тормоза. Но тормозного пути автомобиля нет. Значит, водитель не видел препятствия полностью, полагаясь на систему автопилота.

Автопилот Теслы потерял разметку дороги

То, что система автопилота также не видела прицеп говорит о скорости в момент , которая не снизилась (также нет тормозного пути). То есть обстоятельства аварии позволяют сделать вывод, что система слежения за дорогой в автомобиле не сработала.

В целом радиолокационная система Тесла была обязана определять большое препятствие на дороге и экстренно снизить скорость движения машины, что позволило бы избежать тяжелых последствий аварии.

Если система не заметила на дороге фуру, Tesla придется отозвать автомобили для исправления недостатков, сказал Bloomberg гендиректор юридической организации «Центр за автомобильную безопасность» Кларенс Дитлоу. «Автопилот должен быть в состоянии распознавать все возможные дорожные условия. Это явный дефект, и он должен быть исправлен. Когда в автомобиле устанавливается автопилот, вы предлагаете людям довериться системе, даже если юридически обязываете их держать руки на руле", - сказал Дитлоу.

Tesla написала в блоге, что перед включением системы специально предупреждает владельца транспортного средства, что Autopilot является «новой технологией, пока находящейся в фазе публичного бета-тестирования».

Ни один другой автопроизводитель не продает непроверенную технологию клиентам, сказал агентству президент консалтинговой фирмы CarLab Эрик Нобл. «Никакой квалифицированный автомобилестроитель не передаст подобную технологию на дороги, в руки потребителей без дополнительных испытаний, - сказал Нобл. - Ее надо тестировать миллионы миль с обученными водителями, а не с потребителями».

Расследование объявлено в непростой для калифорнийской компании момент, когда Tesla сообщила о намерении приобрести поставщика решений для солнечной энергетики SolarCity за $2,8 млрд. Новость насторожила инвесторов, и акции компании снизились на 10%. С 2013 г. капитализация компании выросла более чем в пять раз - свыше $30 млрд, то есть более чем на две трети от стоимости General Motors, отмечает The Wall Street Journal. Но Tesla не ожидает выйти в прибыль ранше 2020 г., и инвесторы наказывают котировки за планы Маска объединить две убыточные компании.

В четверг, после объявления о расследовании ДТП во Флориде, акции компании упали на 2,7% до $206,5.

Власти США приступили к расследованию причин первого смертельного ДТП с участием автомобиля, который двигался на автопилоте. Сама авария произошла в штате Флорида еще в мае, но известно об инциденте, в котором погиб водитель, стало только сейчас. Электромобиль Tesla Model S с включенным автопилотом протаранил на шоссе тягач с прицепом, который двигался в перпендикулярном направлении, пытаясь пересечь перекресток. Как сообщила пресс-служба Tesla, авария произошла из-за стечения трагических обстоятельств.

Кстати, около года назад беспилотный автомобиль от Google также попадал в серьезное ДТП, которое обошлось без жертв, но три сотрудника Google получили травмы. «Самоходный» гибридный кроссовер Lexus RX 450h подъезжал к перекрестку, когда движущиеся перед ним два автомобиля неожиданно начали тормозить, несмотря на разрешающий проезд сигнала светофора. Водители этих авто увидели затор после перекрестка и, несмотря на горящий «зеленый», не решились выезжать на пересечение улиц, чтобы не заблокировать движение на перекрестке. Автономный Lexus также затормозил. Водитель же ехавшей позади «гугломобиля» машины среагировать не успел и на скорости 27 км/ч врезался в Lexus. Позже выяснилось, что управлявший этой машиной мужчина даже не успел нажать педаль тормоза до момента удара.

Tesla въехала под фуру на скорости 119 километров в час

/ Flickr

Американский Национальный совет по безопасности на транспорте(NTSB) опубликовал 500-страничный отчет об обстоятельствах произошедшей в 2016 году аварии со смертельным исходом, в которой электромобиль Tesla Model S в режиме автопилота въехал под полуприцеп тягача. Большую часть поездки в режиме автопилота водитель игнорировал предупреждения системы о необходимости держать руки на руле.

Авария с гибелью водителя Tesla Model S в мае прошлого года. Перед электромобилем, двигавшимся в режиме автопилота со скоростью 119 километров в час, на перекрестке поворачивал тягач с полуприцепом. Водитель и автоматика автомобиля никак не отреагировали на препятствие и электромобиль не сбавляя скорости въехал под полуприцеп. Верхняя часть машины оказалась смятой, а водитель погиб.


Место ДТП

National Transportation Safety Board

Согласно опубликованным документам, большую часть поездки в режиме автопилота водитель не обращал внимания на требования системы держать руки на руле. За 37 минут движения в режиме автопилота водитель держал руки на руле только на протяжении 25 секунд.


Tesla Model S после столкновения с фурой.

National Transportation Safety Board


Полуприцеп, под который въехала Tesla.

National Transportation Safety Board

Также в опубликованных данных говорится, что на разбитом хромбуке в машине не найдено фильмов о «Гарри Поттере», однако есть музыка из фильма - ранее водитель грузовика говорил , что слышал из разбитой машины звуки фильма уже после того, как Tesla Model S остановилась. NTSB отдельно отмечает, что опубликованные данные содержат только фактическую информацию об аварии, специалисты Совета не публикую каких-либо выводов о причинах аварии.

Ранее Национальное управление по безопасности движения на австострадах (NHTSA) также автопилот, проведя расследование ДТП. Специалисты пришли к выводу, что автомобиль в режиме автопилота в явной форме требует от водителя держать руки на руле и следить за ситуацией на дороге, поэтому винить в смерти водителя неисправность автопилота электромобиля или компанию Tesla нельзя.

Через некоторое время после произошедшей аварии Tesla обновила программное обеспечение и ввела функцию автоматической блокировки автопилота. Если водитель проигнорирует все предупреждения машины и не будет держать руки на руле, то машина начнет замедляться, автопилот выключится и его нельзя будет включить до конца поездки.

1 июля на Geektimes была опубликована новость о том, что автомобиль Tesla Model S с включенной системой автопилота попал в ДТП со смертельным исходом. Пока что это первый и единственный случай гибели водителя автомобиля, находящегося под управлением компьютерной системы.

Формально производитель электромобиля ни в чем не виноват. Функция автопилота отключена в электромобилях Tesla по умолчанию. Компания ранее заявила следующее: «Безопасность - главный приоритет Tesla, мы разрабатываем и конструируем автомобили прежде всего исходя из этого. Мы также просим наших клиентов тренироваться в безопасной езде при использовании наших машин… Автопилот Tesla - самая продвинутая из существующих систем, но она не превращает машину в беспилотное транспортное средство и не снимает с водителя ответственность». Все так, но есть и пара спорных моментов.

Поздний срок информирования регулятора об аварии

Авария случилась 7 мая, а Национальная администрация безопасности дорожного движения США узнала об этом 16 мая, через 9 дней. Общественности рассказали об автокатастрофе и того позже - 30 июня, почти через 2 месяца после самого инцидента. Почему регуляторы или сама компания не сообщили об этом раньше?

Tesla Motors дала на этот вопрос обстоятельный ответ: «Tesla, как и любой другой автопроизводитель, не находит необходимым делиться информацией обо всех авариях с участием электромобилей Tesla. Ежегодно в авариях погибает более миллиона человек, но автопроизводители не делятся информацией о каждом происшествии с инвесторами...».


Электромобиль Tesla Model S после аварии 7 мая

Продажа акций Tesla Motors

18 мая произошло еще одно интересное событие: Tesla и Илон Маск продали акций компании на $2 млрд, по $215 за акцию. В это время руководство компании уже знало о катастрофе, проводилось соответствующее расследование. Если бы о случившемся стало известно до продажи акций, то вырученная сумма была бы меньше. Возникает вопрос - связана ли продажа акций и задержка с сообщением о катастрофе со смертельным исходом?

Сразу после того, как стало известно о случившемся, цена акций компании упала с $212 до $206. Правда, потери быстро были отыграны рынком: к вечеру стоимость акций увеличилась до $216. Илон Маск, руководитель Tesla Motors отреагировал на обвинения в затягивании информирования регуляторов и общественности сообщении об аварии в своем Твиттере. Он заявил, что все это «не существенно» для инвесторов компании.

Есть и еще несколько вопросов, на которые пока нет ответов

Смотрел ли погибший водитель фильм? Несколько человек заявили о том, что слышали из электромобиля звуки фильма «Гарри Поттер». Если водитель смотрел фильм, то ответственность за случившееся лежит на нем. Если водитель не смотрел фильм (об этом говорит один из участников расследования аварии) и следил за дорогой, и его подвел автопилот, то ответственность лежит и на Tesla. Что бы там ни говорили в компании о бета-тестировании автопилота и ответственности водителей за его использование, но компания Google не планирует использовать свою систему управления автомобилем до момента полной ее готовности. То же самое говорят и представители Volvo. Получается, что Tesla для привлечения покупателей вывела на рынок сырой продукт?

Как Tesla планирует избегать аварий в будущем? По мнению некоторых специалистов, «высокий дорожный просвет вкупе с положением полуприцепа на дороге и исключительно редкими обстоятельствами привели к тому, что Model S прошла под прицепом, и нижняя часть прицепа столкнулась с ветровым стеклом Model S».

Если бы на месте прицепа было что-то другое, с меньшим зазором, то автопилот, вероятно, среагировал бы.

Вскоре компания выведет на рынок обновленную версию автопилота, который обещают сделать еще более безопасным чем предыдущий вариант.

О некоторых особенностях новой версии автопилота уже известно: добавлены камеры и обновлено программное обеспечение. «Система с двойными камерами способна распознавать и реагировать на знаки остановки и сигналы светофора без участия водителя», - говорит источник, знакомый с функционалом обновленной версии. Сейчас система реагирует только на физические препятствия, возникающие перед автомобилем. Если обновленная версия способна реагировать на знаки и светофор, то это уже гораздо ближе к автономному вождению.

Обновлены такие компоненты системы, как Traffic-Aware Cruise Control и Autosteer. Водитель Tesla с новым автопилотом получит и обновленный интерфейс. В частности, окружающие автомобиль объекты будут показаны от первого лица - так, как их «видят» сенсоры электромобиля. Сейчас картинка показывается от третьего лица. Возможно, это мешает восприятию препятствий водителем.

Улучшено распознавание речи, добавлены новые голосовые команды. Уже не нужно будет нажимать и удерживать кнопку для того, чтобы дать команду голосом: система будет постоянно слушать водителя. После распознавания команда будет показана на экране. Планируется улучшить и взаимодействие с крупными объектами на дороге - грузовиками и прицепами.

Сейчас новый автопилот проходит бета-тестирование, а до момента релиза может пройти как несколько недель, так и несколько месяцев.

Кстати, те из владельцев электромобилей Tesla, кто сделал заказ до 14 сентября 2014 года обновление не получат . Вероятнее всего, Tesla Model 3 будет поставляться уже с обновленной версией ПО.

А что думает Маск?

Ранее глава Tesla Motors написал журналисту Fortune следующее: "… во всем мире каждый год в автокатастрофах гибнет около миллиона человек. Примерно половина этого миллиона могла бы быть спасена, если бы автопилот Tesla был бы доступен всем". Ранее Маск уже заявлял, что по его мнению автопилот снижает вероятность попадания автомобиля в аварию примерно на 50%.

UPD. Сегодня стало известно еще об одной аварии электромобиля Tesla. На этот раз неприятность случилась с владельцем Tesla Model X, который перед аварией активировал режим автопилота. К счастью, никто не погиб, серьезных травм тоже нет.

Авария случилась 1 июля в Пенсильвании, США. Model X c включенным автопилотом въехала в защитное ограждение, пересекла несколько полос дороги и врезалась в бетонный разделитель.

Электромобиль перевернулся на крышу и остановился. В аварии пострадал еще один автомобиль, 2013 Infiniti G37, врезавшийся в оторвавшиеся детали корпуса Model X. По словам тех, кто знаком с участком дороги, где произошла авария, ездить здесь очень просто. И разметка и все ограждения установлены там, где нужно. Ошибка водителя здесь практически исключена. Почему сбился с пути автопилот Tesla - неясно, это еще предстоит изучить.

Теги: Добавить метки