Запрет на праворульные машины в году. Правый руль – запретить нельзя разрешить? Что будет с нынешними владельцами праворульных машин

Запрет автомобилей с правым рулём в России обсуждается примерно столько же, сколько по российским дорогам колесят подержанные иномарки из Японии. То есть, без малого лет 25. Очередной всплеск подобных разговоров случился совсем недавно, и, по факту, неуместнее и смешнее момента не было до сих пор ни разу. Почему — разберёмся дальше. Состоится ли запрет правого руля в России в 2017 году, чем хороши и плохи автомобили с правым рулём, чего ждать любителям “настоящих” японских автомобилей.

Запрет правого руля в России: краткая история вопроса

Автомобили с правым рулём, по большей части из Японии, хлынули в нашу страну, как только это стало возможным, и с начала 1990-х Россия начала наводняться подержанными японскими “Тойотами”, “Хондами” и прочими марками тамошнего автопрома. На тот момент качество подержанной иномарки и нового российского автомобиля было несравнимым. Российский автопром, по сути остававшийся советским, производил весьма посредственную продукцию в силу того, что в СССР были рады и такому, конкурировать АЗЛК или АвтоВАЗу было не с кем и незачем, внедрение новинок происходило медленно, в нём также какого-то большого смысла для заводов не было — страна была рада и спроектированным в 1960-х годах “Москвичу” или “Волге”, были бы только на них деньги. В то же самое время мир давно ушёл вперёд, и слаборазвитая Япония 1950-х годов выросла в технологического мирового гиганта, производящего практически идеальную продукцию — от видеомагнитофона до автомобиля.

Тем, кто помнит 1990-е, хорошо известно, что за запрет правого руля в России выступал ещё тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин. Основной довод его и других сторонников такого запрета был в том, что автомобили, созданные для стран с левосторонним движением, опасны при правостороннем. Однако, уже тогда праворульных авто было так много, и реакция их владельцев была такой болезненной, что вводить запрет так и не решились. И, хотя были значительно подняты ввозные пошлины, японская продукция продолжала ввозиться в Россию и быть здесь конкурентоспособной.

В 2000-е годы к проблеме снова вернулись. В 2002 году российские автопроизводители, фактически, признавая своё сохраняющееся отставание и неконкурентоспособность, пытались пролоббировать запрет эксплуатации праворульных машин в стране. Правительство отказало им — на Дальнем Востоке уже тогда подобная техника доминировала на дорогах, и получать взрыв недовольства властями в таком крупном регионе не хотелось никому.

В 2005 году Минпромэнерго выпустил план развития российской автопромышленности, и снова там указывалось на то, что за три года, к 2008 году, нужно избавить российские дороги от транспорта с “неправильным” управлением. Но само министерство, видимо, получив взбучку от вышестоящего начальства, сообщило вскоре, что покушаться на правый руль они не собираются.

Уже в следующем, 2006 году, в Думе пытались было принять закон уже о плавном и постепенном изъятии праворульных автомобилей в течение десяти лет. Закон так и не был принят.

И вот, наконец, сейчас, в 2017 году, в январе появилась общественная инициатива с очередным предложением “взять и запретить” автомобили с правым рулём. Что за этим стоит, запретят ли правый руль в 2017 году, и чем такие автомобили вообще плохи — разберёмся ниже.

Плюсы и минусы автомобилей с правым рулём

Итак, чем же так плохи автомобили с правым рулём, что их непременно следует запретить? Недостатки их в наших условиях следующие:

  • Нужно хорошо присматривать за передним пассажиром, когда он высаживается из автомобиля, делая это прямо на проезжую часть.
  • Фары праворульного автомобиля настроены так, что в наших условиях они слепят встречный транспорт. Впрочем, перенастройка фар — первая процедура, которую делают с такими авто после ввоза, стоимость перенастройки копеечная.
  • Главный недостаток — при подготовке к самому опасному манёвру, обгону, водитель плохо видит встречное движение, фактически ему необходимо очень далеко “выставлять” автомобиль налево, чтобы видеть ситуацию.

Есть у подобных авто и свои плюсы:

  • Правые повороты в городском потоке выполняются не в пример удобнее.
  • Проще осуществлять парковку у правого края проезжей части — отлично видно бордюрный камень.
  • Удобство для водителя при выходе из автомобиля — высадка происходит на тротуар.
  • Наконец, праворульные автомобили созданы японцами для японцев, а значит, их качество, надёжность и комфорт непревзойденные.

Случится ли запрет правого руля в России в 2017 году

Почему же мы назвали очередную идею запретить правый руль в России в 2017 году смешной и неуместной инициативой? Всё очень просто — с 1 января именно 2017 года в Россию просто невозможно ввести автомобиль, если он не оснащён устройством . Мало того, что на автомобиле должен стоять такой блок — в конце концов, теоретически можно было наладить установку этого прибора в каком-нибудь кооперативе на территории Японии и завозить в Россию автотехнику прежними масштабами, благо, стоит само устройство не так и много. Проблема в том, что ЭРА-ГЛОНАСС должна быть указана в необходимой технической документации к автомобилю, а сертифицировать праворульные модели никто не будет — это весьма дорогостоящая процедура, связанная, например, с необходимостью разбить несколько машин на крэш-тесте.

В итоге получается, что стал невозможен ввоз подержанных иномарок в принципе. Те, что ездят по российским дорогам, уйдут естественным образом в течение максимум 10-12 ближайших лет, и проблема правого руля, которая так заботит отдельных представителей российского общества, решится сама собой.

Когда власти придумали историю с обязательным оснащением всех новых машин в России «тревожными кнопками» на базе , мало кому приходило в голову, что это приведет еще и к полному запрету ввоза подержанных машин в Россию. Эта проблема, по большому счету, мало кого интересует из обитателей европейской части России. Тут уже давно рынок подержанных машин, возимых из-за рубежа, сжался до малозаметных размеров. Большинство бэушных авто, продаваемых и покупаемых тут, либо были ввезены в страну новыми через официальных дилеров, либо в свое время выпущены на автозаводах, локализованных в России. Совсем иная ситуация на Дальнем Востоке. Основу тамошнего легкового автопарка традиционно составляет иномарочный секонд-хенд, ввезенный из азиатских стран — преимущественно пресловутые «праворульки» японских марок.

В связи с этим новые иномарки, особенно , собираемые в России, везти туда просто не выгодно. Слишком сильна конкуренция со стороны подержанных «праворулек». Тем более, что европейские иномарки до дальневосточного региона еще нужно довезти, а транспортные расходы дополнительно увеличивают цену — и значительно. Вот и получается, что на данный момент в автопарках Дальнего Востока и Сибири насчитывается почти 3 млн. японских праворульных машин. Причем, нужно учитывать, что это, по большей части, очень старые машины. Так, средний возраст транспортных средств в Камчатском крае составляет 20,9 лет, в Приморском крае — 20 лет, а на Сахалине — 19,2 года.

И вот с 1 января 2017 года, когда оснащение системой стало обязательным условием ввоза авто на российскую территорию, привычный «японский» канал восполнения поголовья этих относительно недорогих авто оказался перекрыт. Это означает, что в самом ближайшем будущем на территории восточнее Байкала, когда праворульные развалюхи начнут массово отправляться на свалку, наступит самый настоящий дефицит бюджетных машин. И что же предложат автопроизводители сибирякам и дальневосточникам взамен «праворулек»? На самом деле мало чего. Дилерская сеть даже у АВТОВАЗа и корейских марок там, мягко говоря, недоразвита на данный момент. Автосборочных производств — тоже с гулькин нос.

Существующие там на данный момент заводы Mazda и SsangYong ситуацию не спасут. Линия рассчитана на 25 000 машин в год. И «народных автомобилей» в ее продуктовой линейке на данный момент не просматривается. А SsangYong фактически вообще заморозил продажи и сборку своих машин в России. Да и его Aktyon, собиравшийся во «Владике», тоже в категорию бюджетных моделей явно не вписывается. Учитывая все это, можно предположить, что в ближайший год у торговцев подержанными легковушками европейской части России появится новый огромный рынок сбыта — регионы за Байкалом. Просто иного выхода у жителей восточных регионов страны не останется: либо привыкать к легендарному качеству продукции АВТОВАЗа по цене комфортабельной «праворульки» 5−7 лет от роду, либо брать дешевые подержанные иномарки из-за Урала…

В последние года все чаще говорят о том, что авто с правым рулем запретят в России с 1.05.2019 года.

А началось все с запрета в Казахстане. В этой стране был принят закон о запрете ввоза автомобилей без систем автоматического экстерного торможения.

С января 2019 в РФ вводится запрет на праворульные авто: миф или правда?

Тысячи автовладельцев, узнав о возможном запрете, сразу же высказали своё возмущение. Однако, как оказалось, слух о предстоящих изменениях был «уткой»! При детальном рассмотрении техрегламента «О безопасности … транспортных средств», вступающем в силу (в новой редакции) с 01.01.2019, становится очевидным следующее:

  1. Под запрет не попадают транспортные средства с праворульным управлением, используемые в коммунальном хозяйстве для содержания дорожной инфраструктуры
  2. Табу накладывается на выпуск и эксплуатацию автомобилей с праворульным управлением двух категорий: «М2» и «М3». В Казахстане и Белоруссии запрещается выпуск транспортных средств и всех остальных категорий.

Для тех, кто не знает, что означают категории «М2 и М3» уточняем - транспортные средства, нацеленные на перевозку пассажиров, оснащённые 8-ю и более местами для сидения (помимо водительского). Допустимая масса для «М2» - до 5 т, для «М3» - более 5 т.

Нет причин для беспокойства

Становится понятно, что казахские журналисты выпустили «утку» без весомых для того оснований. В их республике, а так же в Белоруссии и правда будет запрещен ввоз «правого» руля. Что касается Российской Федерации, то здесь запрет коснется лишь ввоза праворульных автобусов (М3) и микроавтобусов (М2). А это значит, что для легковых праворульных автомобилей, владельцами которых оказалась основная масса возмущенных автовладельцев, никаких ограничений не предвидится.

Итак, с 21 декабря 2018 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», а именно уточнения вносятся в статью 20 ФЗ: «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств» . Изменения в законодательство внесены Федеральным законом N 398-ФЗ от 20.12.2017

Согласно этим изменениям юридическим компаниям, а также индивидуальным предпринимателям запретят допускать за руль транспортных средств работников с иностранными национальными или международными водительскими удостоверениями из соображений безопасности, а также на участников рынка перевозок будут наложены иные обязательства по обеспечению безаварийной эксплуатации транспорта, в число которых входит установка контрольных бортовых регистрирующих приборов - тахографов.

Давайте посмотрим, какие изменения будут внесены в статью 20 Закона «О безопасности дорожного движения» и зачем

1. Вот список важных изменений в 1 часть статьи 20, в которой говорится об обязанностях юрлиц и ИП по перевозке пассажиров:

*I.ИЗМЕНЕНИЕ:

«Не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона»

.

*Отметим, что вышесказанное НЕ распространяется на граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального (пункт 13 статьи 25 "О безопасности дорожного движения"):

13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Это значит, что водителям из таких стран СНГ как Белоруссия, Казахстан, Киргизия, а также признанных РФ республик Абхазия и Южная Осетия точно НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ работать на территории РФ с иностранными национальными правами. Работодатели, как и прежде смогут их нанимать без требования к наличию российских прав.

Стоит отдельно обратить внимание на тот факт, что граждане Донецкой и Луганской Народной Республик, а также Приднестровской Молдавской Республики, несмотря на то, что в этих государствах русский язык является официальным, не смогут работать в автомобильных перевозках на территории РФ без получения российских водительских прав, поскольку республики не признаны РФ.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ: снижение количества ДТП и уровня смертности на дорогах. Обсуждались эти изменения много лет, но претворить в жизнь депутатам их не получалось по ряду причин. В 2014 году такой причиной стало присоединение Крыма, поскольку у многих тысяч водителей-профессионалов, работавших на грузовом и общественном транспорте, были зарубежные, украинские права. В связи с этим запрет был перенесен на 2015 год.

После по инициативе МВД была попытка принять международное соглашение, по которому граждане стран СНГ могли бы садиться за руль со своими национальными правами, правда, этот процесс несколько затянулся.

Помимо этого, препятствием стало и отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции. Об отсутствии достаточного количества площадок и автотранспорта для принятия практического экзамена говорится в пояснительной записке к документу.


II. ИЗМЕНЕНИЕ:

«Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей данных транспортных средств»

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ: из-за некачественного технического обслуживания отмечается крайне высокий процент ДТП на коммерческом транспорте. Владельцам автопарка в ряде случаев выгоднее «выжать все соки» из своих автомобилей, чем проводить эксплуатацию по регламенту. Аварии из-за технической неисправности занимают вторую строчку в рейтинге после неквалифицированных и уставших водителей.

Внесено порядка трех незначительных правок, которые глобально на ответственность владельцев автопарков не повлияют. В частности, пункт, предусматривающий повышение квалификации работников, перенесен без юридических изменений из первой во вторую часть.

Обновленная вторая часть статьи 20 включает в себя следующие изменения:

ИЗМЕНЕНИЕ: статья уточняет, на кого распространяются обязанности:

«Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны».

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ: чем больше в законе конкретики, тем меньше лазеек будет у незаконопослушных бизнесменов и организаций, занимающихся перевозками.


III.ИЗМЕНЕНИЕ: обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках - ранее такого требования не было.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ: плюсом является то, что это должно упорядочить стихийные парковочные анклавы на территории крупных транспортных узлов.

IV.ИЗМЕНЕНИЕ: …а также осуществлять техническое обслуживание и ремонт указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 настоящего Федерального закона www.consultant.ru

V.ИЗМЕНЕНИЕ: организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Введен новый термин - «предсменный контроль технического состояния ТС». Это промежуточный контроль, проводимый в тех случаях, когда в рамках одной смены транспорт осуществляет несколько поездок.