Срок полезного использования уаз. Амортизационная группа автомобиля. Купили автомобиль: Определяем класс машины для амортизации и расчета транспортного налога

Подскажите пожалуйста, сомневаюсь к какой амортизационной группе отнести.Легковой автомобиль иностранный 2мил. рублей объем двигателя 2400, мощность 200(147), для руководителя Организации

Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов и предполагаемых условий эксплуатации автомобиля. Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Согласно Классификации основных средств легковой автомобиль включен в третью амортизационную группу. Срок полезного использования объектов этой группы – свыше трех и до пяти лет включительно. Налоговым кодексом РФ регулируется общий порядок определения срока полезного использования объектов основных средств. В частности, установлен диапазон срока, в пределах которого он может быть установлен для актива, относящегося к той или иной амортизационной группе. Конкретный срок полезного использования в пределах утвержденного диапазона предприятие устанавливает самостоятельно (при вводе объекта в эксплуатацию).

Обоснование данной позиции приведено в материалах БСС Главбух для коммерческих организаций:

Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств, переносят свою стоимость на затраты через амортизацию.*

Начало и прекращение начисления амортизации

Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п. 19, 24 ПБУ 6/01).

Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).*

Приостановление начисления амортизации

Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. В частности, амортизация не начисляется:

За период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев;

За период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев.

Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01.

Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в таблице.

Способы начисления

В бухучете амортизацию можно начислять:

Линейным способом;

Способом уменьшаемого остатка;

Способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

Способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента – 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).

Для расчета амортизации нужно знать первоначальную стоимость автомобиля (восстановительную, если он переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице.

Срок полезного использования

Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из следующего:

Срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов;

Предполагаемых условий эксплуатации автомобиля.

Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.*

Сергей Разгулин,

Действительный государственный

Советник РФ 3-го класса

2.Справочник: Амортизационные группы, в состав которых могут быть включены различные категории автомобилей

Код ОКОФНаименование (характеристика) автомобиляИсключаемые коды ОКОФ

Третья амортизационная группа – автомобили со сроком полезного использования

Свыше 3 до 5 лет включительно

15 3410010Автомобили легковые

15 3410130–15 3410141*

3. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

Третья группа (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно)

Машины и оборудование

Средства транспортные

Посмотрите готовую таблицу, чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль. В 2019 году для определения группы по автомобилю используйте обновленный справочник кодов ОКОФ.

Бухгалтеры пользуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1 (далее - Классификация), чтобы определить, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль. В 2018 году действует новая редакция этого документа, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 07.07.16 № 640. В новой редакции указаны новые коды ОКОФ, которые применяются с 2017 года и продолжают действовать в 2019 году. (Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008).)

Ошибка при выборе амортизационной группы для основного средства опасна доначислением сразу двух налогов - на прибыль и на имущество. Инспекторы очень часто находят такие ошибки: это недавно подтвердила ФНС в обзоре типовых нарушений. Скачайте шпаргалку, которая поможет всегда безошибочно определять амортизационную группу.

Срок амортизации легкового автомобиля

Чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, заглянем в Классификацию. Легковые автомобили относятся к трем амортизационным группам. К какой группе причислить машину, зависит от ее типа. Для удобства мы составили таблицу - выберите вид автомобиля и сразу определите, к какой группе отнести автомобиль. А затем посмотрите, какой установить срок полезного использования.

Большинство легковых автомобилей относятся к третьей группе. Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно.

Амортизационная группа грузового автомобиля

Мы выяснили, к какой амортизационной группе относится легковые машины. Переходим к грузовым фургонам. Грузовые автомобили отнесены в Классификации к следующим амортизационным группам.

Вид автомобиля ОКОФ ОК 013-2014 Амортизационная группа Срок полезного использования

Грузовой с максимальной массой не более 3,5 т

310.29.10.41.111

310.29.10.42.111

Свыше 3 лет до 5 лет включительно

Грузовой с максимальной массой свыше 3,5 т

310.29.10.41.112

310.29.10.41.113

310.29.10.42.112

310.29.10.42.113

Свыше 7 лет до 10 лет включительно

Самосвалы и некоторые другие грузовики независимо от максимальной массы

310.29.10.41.120 310.29.10.42.120

Четвертая

Свыше 5 лет до 7 лет включительно

Коэффициент амортизации автомобиля

Теперь разберемся, как рассчитывается амортизация автомобиля. Чтобы сделать расчет, первым делом определите срок полезного использования основного средства. Для этого используйте таблицы с амортизационными группами.

Срок амортизации - это и есть срок полезного использования, т.е. отрезок времени, когда машина приносит пользу компании. Именно в этот период вы будете начислять амортизацию. Срок определите на дату ввода в эксплуатацию.

Для подтверждения даты ввода в эксплуатацию основного средства, составьте такой акт. В частности, это необходимо для своевременного начисления налога на имущество, вычета НДС со стоимости приобретения объекта, начала амортизации. А также для подтверждения первоначальной стоимости, срока полезного использования, амортизационной группы и т. д., которые установлены для объекта.

Налогоплательщики имеют право применять к основной норме амортизации специальные коэффициенты - повышающие или понижающие (ст. 259.3 НК РФ).

Утвержденной постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г.

Начиная с 01.01.17 г., действует обновленная версия этого законодательного акта (введена в силу постановлением правительства № 640 от 07.07.16 г.). Поправки касаются новых кодов ОКОФ, используемых с 2017 г.

Какие амортизационные сроки установлены сейчас для грузового транспорта? В каком порядке утверждаются СПИ (сроки полезного использования) для автомобилей, приобретенных до 2017 г.? Разберемся в особенностях выбора амортизационной группы для автомобиля грузового согласно действующему законодательству.

К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?

Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.

Группа

СПИ (лет)

Вид грузового автомобиля

Код действующего ОКОФ

Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.111

Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.111

Четвертая

Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.4

Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум

Актуальное значение 310.29.10.41.112

Дизельный транспорт более 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.113

Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.112

Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.113

Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.5

Автогидроподъемники

Актуальное значение 310.29.10.59.270

Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)

Актуальное значение 310.29.10.59.390

Порядок применения новой редакции Классификатора ОС

Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2017 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2017 г., не требуется.

К примеру, в июне 2016 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.

Главная — Статьи

Купили автомобиль: Определяем класс машины для амортизации и расчета транспортного налога

Амортизационную группу автомобиля для целей налогообложения не всегда легко определить однозначно. Меж тем допущенная при этом оплошность грозит неправильной амортизацией. Как следствие — ошибки в расчете налога на прибыль. К тому же неправильное определение типа транспортного средства может привести к ошибке в расчете транспортного налога. Поэтому уделим этому вопросу особое внимание. О машинах для инвалидов и спецтехнике говорить в статье не будем.

Определяем амортизационную группу легкового авто

Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса.

Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа — однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу.
Сложнее всего определиться с амортизационной группой респектабельных автомобилей с объемом двигателя до 3,5 л. Так, сомнения могут появиться, в частности, при покупке Audi A8 или Nissan Teana. К какому классу их отнести: к высшему или иному? В Классификации ОС никаких четких ориентиров нет.

Внимание! Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имущество (Подпункт 4 п. 1 ст. 259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ).

Есть довольно старое Письмо Таможенного комитета, в котором к высшему классу рекомендовано относить автомобили представительского класса (Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515). К этому Письму ГТК отсылают и налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@). А что считать представительскими машинами — решается индивидуально, при этом учитываются престижность марки, цена, комфортабельность салона и так далее.
К примеру, у гибридного Lexus CT 200h бензиновый двигатель — 1,8 л, а цена автомобиля может доходить до 1,7 млн руб. Отнести такую машину к малому классу, конечно, можно, но у проверяющих это наверняка вызовет вопросы.
В качестве экспертов они могут привлечь специалистов компании-производителя. И наверняка те подтвердят налоговикам (как уже подтвердили нам в телефонном разговоре), что все машины марки Lexus — представительского класса, а значит, высшего.
Есть и другой подход: к высшему классу относить только легковушки длиной свыше 4,9 м. Он предложен Министерством экономики в 1998 г. (Методическое руководство РД 37.009.015-98, утв. Минэкономики России 04.06.1998). И в одном судебном споре организации удалось отстоять свою позицию — ссылаясь на небольшую длину своей машины, она утверждала, что автомобиль не относится к высшему классу (а следовательно, его не надо включать в 5-ю амортизационную группу (Постановление 17 ААС от 08.12.2008 N 17АП-8900/2008-АК)). Правда, есть и противоположные судебные решения (Постановление 11 ААС от 24.02.2011 по делу N А72-6500/2010).
Вместе с тем если ваша машина длиннее 4,9 м, но на высший класс никак не тянет (это может быть недорогой универсал), то можете смело игнорировать рекомендации Минэкономики.
Дело в том, что само Методическое руководство не было нигде ни зарегистрировано, ни опубликовано. А следовательно, не может устанавливать какие-то правила игры.

Амортизационные группы для грузовых машин и автобусов

Для автобусов и грузовиков все зависит исключительно от их технических характеристик.

Вид транспортного средства

Срок полезного
использования

Амортизационная
группа

Длиной не более 7,5 м

Свыше 3 лет до 5
лет включительно

Длиной свыше 7,5 м до 16,5 м
включительно

Свыше 5 лет до 7
лет включительно

Особо большие — длиной свыше
16,5 м до 24 м включительно

Свыше 7 лет до 10
лет включительно

Автомобиль
грузовой

Грузовик грузоподъемностью
до 0,5 т

Свыше 3 лет до 5
лет включительно

и общего
назначения

Грузовики общего назначения
грузоподъемностью свыше 5 т

Свыше 7 лет до 10
лет включительно

Тягачи седельные

Иные автомобили: грузовые,
дорожные тягачи для
полуприцепов (автомобили
общего назначения: бортовые,
фургоны, автомобили-тягачи;
автомобили-самосвалы)

Свыше 5 лет до 7
лет включительно

При выборе группы амортизации важно правильно определить вид транспортного средства. Эту информацию прежде всего надо искать в строках 2 — 4 паспорта транспортного средства (ПТС) (Письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1).


Если в строке 4, к примеру, указан тип "С", в строке 3 написано "Грузовой", а вторая цифра номера марки машины в строке 2 — это "3", то сомнений нет: перед нами грузовая машина (Отраслевая нормаль ОН 025 270-66; Приложение N 3 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р). Если организация купила импортную машину, то цифрового обозначения ее марки в строке 2 может и не быть. К примеру, просто написано "Mercedes-Benz Actros". Тогда надо смотреть на строки 3 и 4.

Примечание
Кстати, иногда в строке 3 ПТС сотрудники автоинспекции пишут разные наименования для одного и того же транспортного средства. К примеру, в ПТС на "Соболь-Баргузин" встречаются такие варианты: "грузо-пассажирская", "специализированное пассажирское ТС 6 мест", "универсал" и т.д.

Что окончательно может запутать бухгалтера. В этом случае единственно верный ориентир — вторая цифра в модели ТС.

Иногда из строк 2 или 3 следует, что автомобиль не легковой (грузовой, автобус, специальный и т.п.), а в строке 4 ПТС стоит категория "В". Некоторые бухгалтеры считают, что такая категория означает, что автомобиль легковой. Ведь для его управления требуются обычные права! Некоторым организациям удавалось в суде отстоять такую позицию. К примеру, однажды суд счел автомобили легковыми лишь потому, что в их ПТС была указана категория "В" (Постановление ФАС МО от 14.01.2011 N КА-А40/17115-10). Но это редкость. Категория "В" у транспортного средства вовсе не означает, что перед нами легковой автомобиль. На что прямо указывают другие суды (Постановления ФАС СКО от 09.12.2010 по делу N А32-10605/2008-12/122; ФАС УО от 24.11.2011 N Ф09-7735/11). Кстати, Минфин, ссылаясь на одно из Определений ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 14.10.2009 N ВАС-11908/09), прямо указывает, что ГАЗ-2705 ("Газель-Бизнес") относится к категории грузовых автомобилей (несмотря на то, что в строке 4 ПТС таких машин указана именно категория "В") (Письмо Минфина России от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251).
И все эти споры далеко не праздные. Как вы, наверное, знаете, тип транспортного средства очень важен и при расчете транспортного налога. Так, при одинаковой мощности двигателя, к примеру от 100 до 150 лошадиных сил, базовая ставка для легковушки — 3,5 руб. на 1 лошадиную силу, для автобуса — 5 руб/л. с., для грузовика — 4 руб/л. с. (Пункт 1 ст. 361 НК РФ).

Примечание
Базовые ставки транспортного налога могут быть увеличены или уменьшены законом субъекта РФ (но не более чем в 10 раз) (Пункт 2 ст. 361 НК РФ).

В категорию "В", помимо легковых автомобилей, входят также небольшие автобусы и грузовички. Так что если ваши "Газель", "Соболь-Баргузин" или другое похожее авто предназначены для перевозки грузов и это указано в ПТС, а вторая цифра марки ТС не "1" и не "2", то безопаснее признать автомобиль грузовым. И место ему в 4-й амортизационной группе, а не в 3-й. Если же вторая цифра — "2", то перед нами автобус (3-я амортизационная группа). А вторая цифра "7" в марке автомобиля означает, что это грузовой фургон и его надо относить к 4-й амортизационной группе.

Внимание! Тип транспортного средства напрямую влияет не только на срок его полезного использования, но и на величину транспортного налога.

Кстати, специалисты налоговых органов не прочь поиграть с законом, разворачивая его то в одну, то в другую сторону, в зависимости от того, что им выгодно в конкретной ситуации. Так, требуя транспортный налог с владельцев спорных "Газелей" и "Соболей", они будут настаивать на том, что эти машины не имеют никакого отношения к легковым.

Однако, когда инспекторы проверяли производителя тех же машин, они стали доказывать обратное. И не случайно — только при продаже легковых автомобилей нужно платить акциз. Инспекция доначислила ООО "Автозавод "ГАЗ" акцизы и НДС, сочтя легковыми проданные автомобили марок ГАЗ-2217, 22171, 22177, 221717, 3221, 32217. Однако суды не поддержали налоговую службу (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2010 по делу N А56-7511/2010). Они рекомендовали смотреть на тип автомобиля (на вторую цифру модели). А раз она "2", то перед нами не легковой автомобиль, а автобус.
Если в ПТС вы по каким-то причинам не можете найти четкой информации о том, какой же тип у вашего ТС, это можно рассматривать как неустранимую неясность, которая должна трактоваться в вашу пользу (Пункт 7 ст. 3 НК РФ). Но бывает гораздо проще все же прояснить обстановку, направив запрос производителю (его представителю) или в ГИБДД.
Этот запрос можно составить в произвольной форме. К примеру, можете воспользоваться приведенным ниже шаблоном.


Как только вы введете в эксплуатацию свой автомобиль, вы можете списать амортизационную премию на косвенные расходы в налоговом учете. Радует то, что ограничение для такой премии по всем автомобилям одинаковое: она не может быть более 30% (Пункт 9 ст. 258 НК РФ). Хотя бы в этом вопросе у вас не будет сомнений.

Июль 2012 г.

Ответ

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Обоснование

С 01.01.2017

К Третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)

К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Исключение составляют:

Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина "Автомобили легковые высшего класса" и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств». В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей.

Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):

Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.

Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 — 3,9 м, шириной 1,5 — 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 — 4,4 м, ширина — 1,6-1,75 м.

Средний класс (D) — длина 4,4 — 4,7 м, ширина 1,7 — 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 — 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

Дополнительно

К какой амортизационной группе относится Грузовой автомобиль?

Материалы по теме «Амортизационная группа»

К какой амортизационной группе относится основное средство?

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы - определение срока полезного использования объекта.

Если на балансе компании есть автомобиль представительского класса, то у бухгалтера возникает вопрос: как выбрать амортизационную группу?

Елена Селедцова, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ДКПО группы компаний «Ю-Софт», знает ответ на этот вопрос.

Термин «автомобиль представительского класса» отсутствует в Классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Нет его и в Распоряжении ФТС России от 15 августа 2014 г. N 233-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров». Так как же выбрать амортизационную группу?

Определяем класс

Московские налоговики в Письме от 21 декабря 2011 г. N 16-15/123396@ для определения класса автомобиля советуют обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Согласно этому документу ТС можно разделить на пять классов в зависимости от объема двигателя (см. таблицу 1). Но из классификации видно, что понять, какая машина относится к представительному классу, все равно будет сложно. Сам термин «автомобиль представительского класса» скорее обобщающий.

Таблица 1. Общероссийский классификатор основных фондов

В указанном выше Письме служба согласилась, что порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни Классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае инспекторы предлагают пользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26 февраля 1997 г. N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других транспортных средств. По мнению ФНС, в каждом конкретном случае данный вопрос следует решать с учетом характеристик конкретной машины.

Но для бухучета и не важно, что авто относится именно к этому типу машин. Главное — правильно определить амортизационную группу дорогостоящего ТС и установить срок полезного использования. Поможет в этом Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, которую можно использовать для бухгалтерского учета (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Для наглядности представим информацию в виде таблицы 2. Отмечу, объем двигателя указан лишь в пятой группе (3,5 л), так что этот показатель решающего значения для определения срока полезного использования не играет.

Таблица 2. Амортизационные группы

Определяем группу

Из анализа кодов ОКОФ, приведенных в таблице 1, можно сделать вывод, что легковые авто высшего класса, то есть самые роскошные ТС, должны включаться в пятую амортизационную группу. Срок полезного использования автомобилей этой группы составляет от 7 до 10 лет (85 — 120 мес.). Если с этим мы разобрались, то что делать, если автомобиль подержанный?