Самый лучший жидкий ключ. «Жидкий ключ» или проникающие смазки. Что ещё сделано, и чего делать не стали

Д ля сравнительного теста мы взяли пять средств: Nanoprotech, WD-40, “Жидкий ключ” от Runway, LV-40 от Lavr и "Валеру" от ВМПАВТО. Мы не будем делить их по стоимости - они все стоят примерно одинаково, и их стоимость отличается в разных магазинах в пределах погрешности. Хотя объемы различаются чуть ли не в два раза.

Сравнивать всю эту продукцию будем по разным параметрам. Скажу сразу: оценка результатов части экспериментов будет носить несколько субъективный характер, так как в цифрах некоторые вещи оценить просто не получится. Но кое-что мы обязательно замеряем в лаборатории.

Итак, какие параметры будем сравнивать? Мы проверим эти средства на испаряемость, способность противостоять морозу (оставаться текучими), оценим их воздействие на резину, смазочные свойства и влияние на коррозию. Скажу пару слов о каждой из этих характеристик.

Испаряемость - характеристика несколько спорная. Нельзя сказать, что то средство, которое будет испаряться первым или последним - лучшее. Слишком быстрое испарение говорит о слишком большом количестве летучих компонентов (в первую очередь - растворителей и керосина), слишком медленное - об избытке обычного масла, которое добавляют для повышения смазывающей способности. Казалось бы, что плохого в масле? Оказывается, избыток масла для “жидкого ключа” - тоже не очень хорошо. Масло повышает вязкость средства, снижая его проникающую способность. Другими словами, слишком вязкое средство просто не сможет просочиться в резьбу и помочь открутить ржавую гайку. Исходя из этого, предпочтение отдадим тому средству, испаряемость которого окажется где-то посередине нашего списка. Так сказать, выдержит баланс между смазывающими и проникающими способностями.

О том, что “жидкий ключ” должен работать в мороз, напоминать не надо. Особенно это актуально для любителей брызнуть в замёрзший замок своего автомобиля “вэдэшкой”. Это действительно часто помогает, но… Впрочем, об этом поговорим ниже. Тут лидера определить проще: что будет при заморозке дольше сохранять текучесть, то и победит.

Степень воздействия на резину - это, как ни странно, одна из важнейших характеристик. Редкая деталь в автомобиле обходится без применения резиновых уплотнителей. Тросики, герметизирующие уплотнители, шланги, ремни, некоторые элементы подвески, тормозной системы - все это сделано из резины и подвергается смазыванию. Где-то от скрипа, где-то от растрескивания, а где-то заодно с основным механизмом. Однако мало кто задумывается, что “жидкие ключи” очень даже активно взаимодействуют с резиной, меняя многие её характеристики. Пожалуй, эксперимент с пыльниками получился самым наглядным.

Смазочные свойства мы оценим на машине трения. Понятно, что чем они лучше, тем большую оценку мы и будем ставить средству. Кстати, все производители уверяют, что их средства являются хорошими смазочными веществами. Как выяснилось, они здорово лукавят.

Последний тест тоже достаточно наглядный, хотя и предельно простой. Тут нам будет просто интересно посмотреть, что станет с ржавой железкой после обработки каждым из средств.

Прежде чем приступать к опытам, оценим упаковки каждого средства. Все они - аэрозоли, и каких-то кардинальных различий между ними нет. WD-40 традиционно радует трубочкой-насадкой, которой нет у других баллончиков. Правда, все знают, что использовать эту трубку обычно получается один раз: назад скотчем она не клеится, зато теряется легко. Но всё же с ней можно брызгать, куда надо, а не куда надо и ещё на метр вокруг.

Нечто похожее есть и у "Валеры". Правда, это не отдельная трубка, а её зародыш на клапане. Что ж, это тоже достаточно удобно, хотя куда-то вглубь механизма забраться не получится.


Ну и отметим упаковку Runway. Там производители не определились, за какое время их средство будет впитываться в соединение. Несколько минут, часов, суток или лет…


Испаряемость

Итак, приступим к первому опыту. Для этого мы берём чашки Петри, взвешиваем их пустыми и в каждую наливаем приблизительно по 5 г жидкостей.


Заодно можно обратить внимание на цвет каждого средства. Первое (это Nanoprotech) имеет окраску, намекающую на существенное содержание масла. Немного желтит и четвёртый образец (LV-40), все остальные - практически бесцветные.


Мы ускорим процесс испарения, отправив все образцы в печь, установив температуру 50 °С, а время - 3,5 часа. После - вытаскиваем и повторно взвешиваем. Я не буду приводить все скучные цифры, озвучу лишь финальные. Они приведены в таблице.


Больше всех удивили Nanoprotech и LV-40. Первый - очень большим процентом испарившейся доли. Видимо, там слишком много летучих фракций. А вот у LV-40 (впрочем, как и у Runway) испаряемость оказалась слишком низкой. Возможно, их проникающая способность будет не очень большой. Зато показатели WD-40 и Валеры совпали, и их можно считать лучшими.

Тест на замерзание

А теперь наши чашки Петри со всеми средствами запрём в морозильной камере. Понятно, что если морозить до -70 градусов, то замёрзнет всё. Мы этого делать не будем, а проверим, как поведут себя жидкости при вполне достигаемой зимней температуре -30 С. Время заморозки - 15 минут.


Что сказать… Лично я больше никогда не буду пытаться что-то размораживать “вэдэшкой”. Давайте смотреть, что смогло бы потечь после пятнадцати минут на морозе.

Намертво замёрзли первый и второй образцы - Nanoprotech и WD-40.

1 / 2

2 / 2

Третий образец - им у нас был Runway - хотя бы немного, но потёк.


Четвёртый - LV-40 - тоже немного сохранил способность течь, хотя загустел очень заметно.


А вот "Валере" мороз оказался нипочём, он даже толком не загустел. Синтетическая основа продукта дает о себе знать.


Очень хорошо подумайте, прежде чем попытаетесь на морозе брызнуть чем-то в замок! Да, в первую секунду даже WD-40 сможет растопить лёд, и вы откроете замок. Но после испарения летучих компонентов эта жидкость замёрзнет, лишив механизм замка подвижности.

Воздействие на резину

Следующий тест, как мне кажется - один из самых интересных. Некоторые бывалые мастера и официальные сервисы применяют “жидкие ключи” для смазывания направляющих суппорта, просто отодвигая пыльник. Так меньше работы и трудозатрат. Но что происходит с резиной от воздействия таких средств? Оказывается, пользы им эта процедура не приносит вообще, от слова “совсем”.

Берём пять стаканчиков и наполняем их нашими жидкостями. Кстати, баллон Runway находится под таким давлением, что сделать это оказалось очень непросто. Но аккуратность, настойчивость и детское любопытство взяли верх.


В каждую ёмкость опускаем по одному пыльнику тормозного суппорта от Мерседеса, после чего отправляем их всех в печь. Сильно греть не будем, только до 50 °С. У нас не стоит цели их сварить, просто при повышенной температуре процесс пойдёт немного быстрее. Кстати, даже эти 50 °С - температура вполне достижимая, суппорты греются гораздо сильнее. Предел для направляющих - обычно в районе 200 °С.

1 / 2

2 / 2

Через три часа достаём наши образцы и удивляемся.


Практически все пыльники здорово прибавили в объёме. Особенно в этом преуспел образец, побывавший в жидкости LV-40 от Lavr. Для сравнения - вот он с рядом с новым пыльником из коробки.


По большому счёту, это уже совсем не тот размер, который предусмотрен производителем. А значит, он перестанет защищать-уплотнять, под него начнет попадать вода, дорожные реагенты и грязь. Грозит это тем, что направляющая просто приржавеет к скобе, и суппорт заклинит. Кроме того, впитав столько средства, он заметно размяк. Такая излишняя эластичность приводит к потере прочности, то есть, к разрыву. А дальше - снова загрязнение, корродирование и клин всего узла. Впрочем, что же показали остальные? Совсем немного пострадал от воздействия состава пыльник, полежавший в продукции Nanoprotech. А пыльник, побывавший в "Валере", и вовсе остался неизменным. Так что тут победителя можно определить однозначно (это тот самый "Валера"), второе место - за Nanoprotech, третье - у WD-40, четвёртое - у Runway. Безобразник LV-40 от Lavr испытание провалил с позором и стал пятым.


Смазочные свойства

А теперь займёмся спортом - будем тянуть ручку машины трения, тем самым пытаясь остановить её ролик. Да, тут нужны сила и, пожалуй, аккуратность - прибор у нас весьма самобытный. Заводские машины трения не позволяют испытывать что-либо, кроме моторных масел, так что мы собрали свое устройство. Впрочем, для сравнения составов оно подходит.

Работает оно просто. В машине есть пара трения - ролик и неподвижный металлический клин. Клин рукояткой подводится к ролику и прижимает его до полной остановки электромотора. К концу рукоятки прикреплён обычный безмен, который в килограммах измеряет усилие, необходимое для остановки мотора.

1 / 2

2 / 2

Эта гениальная по своей простоте конструкция, разумеется, не даёт каких-то абсолютных цифр. Но разницу между силой трения в паре она может замерить достаточно точно. Ну а большего нам и не надо. Приступаем.

Сначала измеряем силу, при которой получится остановить ролик вообще без смазки. Получается 2,2 кг.


Теперь начинаем брать все средства по очереди, наносить их на ролик и проверять, при каком усилии на рычаге трение остановит ролик. Чем цифра окажется больше - тем лучше. Это означает, что жидкость из баллончика умеет смазывать.

Первым идёт на проверку Nanoprotech. И сразу же показывает очень достойный результат - 7,1 кг.


Но нам, признаться, ни черта эта цифра не даёт, ибо всё познаётся в сравнении. Поэтому удаляем с ролика остатки Nano protech и наносим WD-40. Это средство, как оказалось, вообще почти не смазывает - 3,1 кг


Не намного лучше оказался и Runway - 3,4 кг.


LV-40 показал результат даже ниже предыдущих средств - 3 кг ровно.


А вот "Валера" тут ещё раз оказался лидером - 8,9 кг.


Какие можно сделать выводы? Валера оказался самым “скользким типом”, вполне справляющимся со смазкой. Неплохо показал себя и Nanoprotech, а вот остальным средствам смазывать не дано от природы.

Воздействие на коррозию

Тут мы проведем сразу два эксперимента. Они не сложные, но достаточно наглядные. Первый нам покажет, как средство может устранять коррозию, второй - как предотвращать.

Для начала возьмём пять одинаковых ржавых болтов с гайками и обработаем их нашими аэрозолями.


Теперь оставим наши болтики на час, после чего проверим, что там у нас стало с ржавчиной.

Тут никаких измерений не будет, так что вооружаемся лишь остротой зрения и разглядываем, что получилось.

Nanoprotech оставил слой масла, под которым осталась ржавчина. Он ее просто смочил, не остановив процесса дальнейшего разрушения металла.


А вот WD-40 размягчил налёт, но убрать эту неприятную рыжину толком не смог.


Средство Runway практически у нас на глазах стекло на стол. Болт как был ржавым, так и остался.


LV-40 тоже толком ничего не смог сделать с ржавчиной.


А "Валера" не только устранил ржавчину визуально, но и покрыл поверхность слоем модификатора, предотвращающим будущее зарождение коррозии. Во всяком случае, так обещает производитель. Кстати, жирный блеск - это смазывающий компонент, который так необходим, чтобы стронуть классический прикипевший болт.


Вторая часть эксперимента с коррозией выглядит следующим образом. Берём шесть металлических пластин и обезжириваем их. На пять наносим средства, после чего капаем капельку воды. Шестая пластина - контрольная, её мы ничем не обрабатываем, а сразу капаем на неё Н2О.


Ждём пару часов и смотрим, что получилось.


На контрольной пластинке видна коррозия. Остальные образцы одинаково не допустили развития коррозии. Но стоит отметить, что только "Валера" вызвал образование защитного слоя на пластинке, который визуально кажется надежнее.

Что ещё сделано, и чего делать не стали?

Конечно, очень хотелось бы проверить реальную проникающую способность, но где найти пять абсолютно одинаковых заржавевших соединений, закрученных когда-то с одинаковым усилием? Их в природе не существует. Перефразируя Толстого, скажу, что все новые болты одинаково новые, а ржавеет каждый по-своему. Возможно, проникающие способности удастся оценить на практике, через собственные “грабли”, перекрутив с этими средствами не одну тысячу болтов, но все равно результаты придется усреднять.

Первое место отдадим "Валере", второе - Nanoprotech, который на удивление быстро и сильно замёрз. Третье место получит Runway, четвёртое - WD-40. На самом деле, они стоят очень близко, так что тут возможно и равенство, хотя смазывает Runway немного лучше. Последнее место занимает LV-40, который почти не мёрзнет, но профессионально губит резиновые изделия.



Проникающая смазка, о которой пойдет речь, в разы превосходит самое распространенное средство WD-40, которое все так любят использовать при откручивании старых, заржавевших болтов и гаек.
Очень часто, при попытке открутить заржавевшее резьбовое соединение нас постигает неудача и болт ломается. Это не так страшно если к нему имеется свободный доступ и его легко заменить. Но наша жизнь не лишена иронии и по злому случаю слом происходит в самом труднодоступном месте. Или месте, где шпилька ломается под корень и кроме того как высверливать отверстие другого выхода не остается.
Чтобы избежать подобных случаев, или крайне минимизировать получить данный результат, была разработана собственная смазка.
Все познавалось опытным путем.

Первый рецепт мощной проникающей смазки

Этот вариант отлично подходит для сильно заржавевших деталей.
Состав такой:
  • Уайт-спирит - 50 гр.
  • Сухая смазка, типа Forum - 5 гр. Также подойдет другая - графит, молибден и тд.
  • Преобразователь ржавчины, типа Цинкарь, Цинкор и т.д. - 50 гр.

Изготовление проникающей смазки

Наливаем уайт-спирит в емкость.


Затем добавляем сухую смазку.


И преобразователь ржавчины.


Все хорошенько перемешиваем и заливаем в распылитель.


Тестируем на машинке для трения.


Результат такой, что вал машинки не удалось затормозить при нагрузке на рычаг выше 11 кг! Хотя покупная WD-40 заставила остановиться вал уже на 4 кг приложенного усилия.
Теперь проведем испытание самодельной проникающей смазки в реальных условиях. Зажмем ржавую шпильку с болтом в тиски. Сбрызнем смазкой. Тут же будет видна реакция, так как в составе имеется преобразователь ржавчины, который среагирует на коррозию.


И в итоге гайка очень легко отвинчивается.
Секрет такой смазки прост: Преобразователь ржавчины разъедает ржавчину, уайт-спирит способствует хорошему проникновению, а твердая смазка обладает хорошими смазывающим эффектом. В результате наша цель достигнута - гайка откручена, шпилька цела.
Но есть у этой чудо смазки и свои недостатки: её необходимо каждый раз взбалтывать перед применением. Так же частицы сухой смазки могут забиться в форсунке распылителя.
Ну и желательно делать такой состав в небольших количествах и только перед применением, так как свойства после продолжительного хранения, на мой взгляд, существенно теряются.

Второй рецепт мощной проникающей смазки своими руками

Второй состав более стабилен и предназначен для кардинального снижения трения в резьбовых узлах при их раскручивании.
Состав:
  • Растворитель уайт-спирит, 646 - 50 гр.
  • Водостойкая смазка, графитовая, типа Зеленка - 5 гр.
  • Анти-фрикционная присадка Prolong - 10 гр.
Добавляем смазку в сосуд для смешивания.


Затем наливаем растворитель.


Перемешиваем до полного растворения смазки в растворителе.


Добавляем присадку.


Все опять же хорошо перемешиваем и заливаем в распылитель.


Сравнительный тест в реальных условиях с WD-40

Зажмем ржавую скобу с гайками в тисках. Изначально сбрызнем WD-40. Сделаем оборот, чтобы смазка попала в резьбу. Далее берем динамометрический ключ и измеряем усилие.


Изначальное усилие без смазки - 56 Н/м. С WD-40 усилие составило чуть более 42 Н/м. Смазка из собственного состава показала усилие гораздо меньше 42 Н/м. Но ниже измерить не удалось, так как ключ не позволяет - закончилась шкала. Но по ощущениям, усилие прилагаемое для откручивания, существенно нижние.
Как видите, такие самодельные смазки отлично работают и запросто превосходят имеющиеся покупные аналоги. Так что друзья, делайте свой состав и вы забудете о сломанных болтах и ключах!Более детальное изготовление смазок и развернутый тестинг и рекомендации смотрите в видео ролике.

19 ноября 2018 года

Вы слышали про «Валеру»? Мы слышали и даже знаем его немного ближе, чем вы, потому что компания ВМПАВТО пригласила нас на закрытое тестирование той самой мастер-смазки «Валера» и мы готовы поделиться с вами результатами испытаний «без купюр».

Валера, если верить его «родителям», удивительно талантлив. Питерская компания OOO - разработчик и производитель - нескромно заявляет, что таланты его многогранны! Он одновременно «проникает, смазывает и от коррозии защищает» - многообещающе для одного флакончика средней ценовой категории.

«Валеру» в искренне любят и, быть может, от большой любви перехваливают: и в математике силен, и на скрипке играет, и гирю пудовую, как пушинку....

Поэтому отрываем « » от родителей и отправляем в Российский государственный университет нефти и газа (НИИ) имени И.М. Губкина - знаменитую московскую «керосинку». Пусть с «Валериными» талантами, истинными или мнимыми, разберутся профессионалы. Чтобы «Валера» не скучал в одиночестве, ему выбрали спарринг-партнера - популярное проникающее средство. Ведь потребители сравнивают его по привычке именно с этим всенародным любимцем. Проверим...

«Валера» проникновенный

Первое и самое важное свойство для любого средства, которое мы привыкли называть «жидким ключом», - это проникающая способность. От того, насколько глубоко и как быстро проникнет смазка, зависят скорость и успешность нашей работы, а порой и ее стоимость. «Жидкие ключи» помогают быстрее и без повреждений выкрутить деталь.

Поэтому одной из первых тестируем проникающую способность мастер-смазки.

Берем две стальные пластины, стягиваем эти пластины болтом и герметизируем конструкцию с трех сторон. В четвертое отверстие распыляем наши средства и через минуту разбираем конструкцию. Внутренняя поверхность пластин заранее покрыта мелом, поэтому проникнувшая в стык смазка прекрасно видна.

Обе смазки проникли, но с разным результатом. проник на всю глубину, но площадь покрытия ниже, чем в образце №2. Стандарт говорит нам о том, что второй образец сработал в этом тесте эффективнее. В то же время второе средство достигло нижнего сегмента пластины в меньшем объеме. Однако в целом результаты можно трактовать как положительные. На практике все будет зависеть от длительности замачивания соединения в смазке.

Прикипели свечи зажигания? Их высверливание может обойтись в тысячи рублей и многие часы работы. Периодическая обработка свечек на холодную на протяжение трех-пяти дней перед заменой размягчает окислы и позволяет выкрутить свечи зажигания за один подход без потерь.

Скользкий «Валера»

Переходим от упражнений «теоретических» к суровой жизненной практике. Откручиваем ржавые гайки! Ведь это самое популярное применение для проникающих смазок.

Мы закрутили гайки, приложив одинаковое усилие в 62,4 Нм, и затем подвергли соединения коррозии. Получили вот такие абсолютно идентичные узлы по 3 шт. на каждое средство.

Образцы, обработанные , раскрутились с усилием 26 Нм, 27 Нм и 29 Нм. В это же время образцы, обработанные популярным средством, смогли разобрать лишь с усилием 32 Нм, 37 Нм и 40 Нм. Разница значимая. Оказывается, проникнуть - это полдела. Все дело в смазке.

Евгений Ильин (научный сотрудник ООО ): «Да, обычный керосин проникает быстро. Но „Валера“ не просто размачивает слой ржавчины. Органический модификатор ржавчины в составе активно преобразует коррозионный слой, а синтетическая основа и антифрикционные добавки снижают трение в соединении».

Пусть другие препараты проникают несколько лучше. По комплексу свойств «Валера» оптимальнее. Действительно «проникает» и «облегчает».

«Валера» тянет резину

Мучились вы, например, с гайкой шаровой опоры. Литр «жидкого» ключа извели, но все же открутили! А через месяц ШРУС захрустел. Полезли смотреть, а его резиновый чехол развалился на куски… Сами виноваты - лили проникающую смазку без оглядки куда попало. Вот на резину она и попала. А большинство проникающих смазок агрессивны к резине. Это обратная сторона их высокой проникающей способности.

Тестируем препараты на совместимость с резиновыми деталями.

Здесь на мастер-смазку разработчики возлагали особые надежды. Потому что точно знали - не подведет. Он, в отличие от «жидких ключей», имеет состав на основе синтетического масла и особых растворителей, которые в меньшей степени влияют на резину. Посмотрим, чем завершилась недельная выдержка резиновых образцов в проникающем составе и мастер-смазке «Валера».

В обычной проникающей смазке резина сильно разбухла, стала мягкой и потеряла эластичность. А вот купание в мастер-смазке если и изменило характеристики резины, то очень незначительно. «Валерой» можно без опаски поливать сайлент-блоки, подушки и прочие пыльники!

На этом приборе тарированные резиновые полоски тянули до разрыва и оценивали эластичность и разрывное усилие. Вердикт: обработка «Валерой» мало повлияла на эти свойства резины. А вот проникающая смазка привела резиновые образцы в негодность - они рвались при минимальном удлинении и с минимальным усилием.

На этом приборе тарированные резиновые полоски тянули до разрыва и оценивали эластичность и разрывное усилие. Вердикт: обработка «Валерой» мало повлияла на эти свойства резины. А вот проникающая смазка привела резиновые образцы в негодность - они рвались при минимальном удлинении и с минимальным усилием.

«Валера» многоборец

Знаете, чем отличаются чемпионы-спринтеры и чемпионы-десятиборцы? Последние развиты куда гармоничней, но в отдельных видах узким спецам, конечно, уступают. Так и смазки и прочие препараты: есть специальные проникающие, есть противоскрипные, есть преобразователи ржавчины. Все они предназначены для конкретных задач и имеют узкую область применения. - вполне удачная попытка создать универсальную смазку с широкими возможностями. От замков до сайлент-блоков, от резьбы до элементов тормозной системы. А еще борьба с закисшими соединениями и преобразование ржавчины, о котором мы сегодня не успели поговорить.

Испытания закончены, скептики приуныли… Ну что же ты, «Валера»? Все-таки работаешь!

Коррозия - эта напасть поражает не только кузова и несущие элементы автомобилей, но и все металлические детали, включая болты, гайки и другие крепежные элементы. Но если кузов автомобиля защищен несколькими слоями покрытий, в том числе и антикоррозионными средствами, то с крепежом все гораздо сложнее. Во-первых, большое количество крепежа, страдающего от этой проблемы, расположено под днищем автомобиля, где он (крепеж) постоянно подвергается абразивным воздействиям, не оставляющим от антикора и следа, да и кто каждый раз после ремонта будет промазывать каждый болт или гайку? Еще одна часть болтов во время работы автомобиля подвергается таким температурам, что любое защитное покрытие просто сгорит (в качестве примера можно привести крепеж выпускного коллектора - гиблое место для шпилек и гаек, об этом скажет любой автослесарь). Вот и оканчиваются попытки открутить такой крепеж сорванными гранями, обломанными болтами и шпильками. Хорошо если грани слизались или обломался болт, который можно просто распилить и заменить новым, а если это шпилька или болт, головка которого, например, приварена к внутренней стороне лонжерона?


Тогда придется остатки высверливать или воспользоваться экстрактором (приспособление для извлечения обломанных шпилек, болтов и т.д.), однако и это не всегда помогает, так что пятиминутный ремонт может затянуться на полдня.


Так как же бороться с этим явлением и отвернуть непокорную гайку? Самый действенный метод - нагрев приржавевшей детали, если ее нагреть, то с высокой степенью вероятности можно будет открутить нужный крепеж. Но у этого способа есть несколько серьезных недостатков: во-первых, не каждую деталь можно нагреть (например если это шпилька крепления топливного бака или крепления топливной магистрали, то тут и до пожара недалеко), во-вторых, после нагрева металл отпускается и становится пластичным, и возможно, что после нагрева вы просто не сможете затянуть крепеж нужным моментом - резьба просто поплывет; а в-третьих, если нужно что-то нагреть, значит, должно быть то, чем нагреть, и тот, кто нагреет, ведь человек, не умеющий обращаться с газовой горелкой, в такой ситуации немного походит на обезьяну с гранатой в руках.


Существует еще несколько рецептов по борьбе с неприятностями такого рода: керосин, тормозная жидкость и т.д.


Но сегодня мы поговорим о специальных и универсальных средствах, в функции которых входит такой пункт, как облегчение демонтажа резьбовых и других соединений. В состав таких препаратов, как правило, входят несколько типов веществ: это проникающие вещества, вещества, реагирующие с коррозией, и смазывающие вещества. Роль каждого вещества достаточно важна: от того, как быстро и насколько глубоко средство проникнет в резьбу, напрямую зависит успех операции; если же средство проникло к месту назначения, то его следующая задача - растворить ржавчину, которая является главным виновником трудностей с отворачиванием крепежа; и последнее - желательно, чтобы после обработки на поверхности оставалась пленка, которая имела бы смазывающие свойства и предохраняла от дальнейшего развития коррозии.


Основная задача производителей состоит в том, чтобы соблюсти тот баланс этих веществ, который позволял бы добиться запрограммированного эффекта, ведь если увеличить концентрацию одного вещества, то эффективность двух других может серьезно упасть. Поэтому часто один производитель выпускает несколько продуктов, в которых баланс веществ смещен в ту или иную сторону, в зависимости от назначения конкретного препарата. Например, если это профессиональный «жидкий ключ», то наверняка можно пожертвовать смазывающими свойствами ради хорошей проникающей способности и агрессивности к коррозии, в то же время универсальному проникающему средству важны проникающие и смазывающие способности.


Вот мы и решили протестировать препараты, предназначенные для борьбы с нерадивыми гайками, причем мы намеренно не стали проводить химический анализ составов, дабы не перегружать материал излишней информацией, а просто проверили их способности снижать отворачивающий момент у заржавевших болтов и гаек.

КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ

ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ


Для проведения тестирования были подготовлены образцы, представляющие собой комплекты болт + гайка диаметром 12 мм и 10 мм. Подготовка образцов заключалось в следующем: болты с гайками очищались от смазки, обезжиривались и прокаливались для окончательного удаления остатков смазки и защитного покрытия. После этого болты с гайками мы затянули моментом 4 кгс/м и подвергали различным «пыткам». В программу «пыток» над образцами входили следующие моменты: образцы по несколько дней «купались» в соляном растворе, прокаливались, подвергались длительным воздействиям высокой влажности, соляного тумана, высоких и низких температур, технической соли, которой раньше посыпали зимой дороги.


ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ


После подготовки не менее чем у 10 образцов фиксировался момент отворачивания гайки без применения препаратов и вычислялся средний момент отворачивания, который служил отправной точкой для сравнения эффективности тех или иных препаратов.


Для каждого препарата выделяется не менее 5 образцов, на которые наносится состав. Момент отворачивания фиксируется через 3 минуты после нанесения состава. В таблице фиксируется средний момент отворачивания. Если при испытаниях какого-либо препарата во время выполнения различных подходов момент отворачивания сильно различался, то количество образцов увеличивалось, чтобы снизить вероятность ошибки.


К моменту проведения тестирования количество участников несколько увеличилось, по сравнению с запланированным ранее, поэтому решено было основную часть препаратов протестировать на 12 мм образцах, а оставшуюся часть на 10 мм. Чтобы корректно сравнить все препараты, также на 10 мм образцах были опробованы те препараты, которые в основных испытаниях заняли место во главе таблицы, в ее середине и конце.


Средний отворачивающий момент без обработки препаратами для болтов диаметром 12 мм составил 10,94 кгс/м, для болтов диаметром 10 мм - 6,3 кгс/м.

Материал подготовил Олег ТИХОНОВ.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: LIQUI MOLY GMBH, Германия.

НАЗНАЧЕНИЕ: проникающее средство.

СВОЙСТВА: предназначено для вытеснения влаги, защиты электросистемы автомобиля, растворения ржавчины, смазки, защиты от коррозии. Содержит 97% активного вещества.

УПАКОВКА: 200 мл.

ОСОБЕННОСТИ: носик вставляется в распылитель, крепление носика осуществляется с помощью кронштейна на крышке флакона. Позиционируется как универсальное средство и не является узкоспециализированным.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Кроме неплохих результатов LIQUI MOLY LM-40 запомнился очень приятным ванильным запахом, и если вы собираетесь воспользоваться подобным средством у себя дома, то лучше воспользоваться LM 40, чем «вкушать» благовония смеси растворителя с керосином и прочими химикатами. Что же касается испытаний, то здесь препарат показал неплохие результаты, позволившие застолбить место в середине турнирной таблицы. Средний момент отворачивания составил 8,96 кгс/м, что почти на 2 кгс/м ниже исходного момента.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: приятный запах, неплохие показатели в тесте.

НЕДОСТАТКИ: при таком креплении носика распылителя последний очень легко потерять.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: среда обитания средства LIQUI MOLY LM-40 не только багажник автомобиля, но и полка в доме.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: LIQUI MOLY GMBH Германия.

НАЗНАЧЕНИЕ: преобразователь ржавчины с MOS2.

СВОЙСТВА: предотвращает скрип и в течение длительного времени поддерживает легкость хода движущихся механизмов. Останавливает и предотвращает ржавчину. Предохраняет от коррозии и окисления. Не агрессивен к краскам, пластику и резине.

УПАКОВКА: 300 мл.

ОСОБЕННОСТИ: распылитель без носика.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

По ходу тестирования LIQUI MOLY MOS2 ROSTLOSER казалось — вот оно, то самое средство: как только препарат был нанесен на образцы, сразу же пошла реакция, сопровождающаяся сочным окрашиванием раствора в рыжий цвет. Но при отвинчивании состав выдал невысокие результаты — 9,08 кгс/м, причем разбросы при выполнении различных подходов были чуть выше средних. У нас есть серьезные подозрения, что препарату просто не хватило времени для того, чтобы как следует «освободить» образцы от коррозии, или в составе препарата недостаточно смазывающих веществ, но условия тестирования для всех препаратов одинаковые, поэтому увеличивать лимит времени для конкретного состава мы не стали, тем более это было бы нечестно по отношению к другим средствам.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: препарат активно борется с коррозией.

НЕДОСТАТКИ: возможно, в составе средства недостает смазывающих веществ.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: препарат LIQUI MOLY MOS2 ROSTLOSER оставляет впечатление специализированного средства, которому место на станциях технического обслуживания и ремонта автомобилей.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: LIQUI MOLY GMBH, Германия.

НАЗНАЧЕНИЕ: универсальное средство «7 в 1».

СВОЙСТВА: предназначено для вытеснения влаги, защиты электросистемы автомобиля, растворения ржавчины, смазки, защиты от коррозии.

УПАКОВКА: 300 мл.

ОСОБЕННОСТИ: распылитель с коротким несъемным носиком, длиной 2 см.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

По характеру работы с образцами средства LIQUI MOLY MULTI-SPRAY Plus 7 очень похоже на LIQUI MOLY MOS2 ROSTLOSER: при нанесении препарат сразу же вступает в реакцию с коррозией. Но результат у LIQUI MOLY MULTI-SPRAY Plus 7 лучше — средний момент отвинчивания составил 8,54 кгс/м, хотя и здесь разброс моментов при различных подходах минимальным не назовешь. И все-таки данное средство хотя до лидера и не достает, но вполне заслуженно занимает почетное второе место. Такой результат можно объяснить хорошо сбалансированной комбинацией смазывающих веществ с хорошими проникающими способностями и реагентами, нейтрализующими коррозию.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: препарат LIQUI MOLY MULTI-SPRAY Plus 7 хорошо справляется со своими обязанностями, значительно облегчая процесс демонтажа резьбовых соединений.

НЕДОСТАТКИ: высокая цена.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: средство LIQUI MOLY MULTI-SPRAY Plus 7 поможет не только открутить приржавевшую гайку, но смазать дверные петли, вытеснить влагу с поверхности высоковольтных проводов и т.д.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: PINGO Erzeugnisse, Германия.

НАЗНАЧЕНИЕ: универсальная смазка.

СВОЙСТВА: облегчает отвинчивание прикипевших болтов и гаек. Смазывает дверные ручки, шарниры, антенны. Вытесняет влагу с электроцепей. Защищает от коррозии и замерзания замков. Растворяет ржавчину и освобождает приржавевшие детали.

УПАКОВКА: 400 мл.

ОСОБЕННОСТИ: в комплекте идет два распылителя с коротким и длинным носиком. Носики выполнены заодно с распылителем. Для их крепления на корпусе крышки выполнена специальная подштамповка: при таком размещении носик очень трудно потерять.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Способности облегчать разбор резьбовых соединений у PINGO PE-60 UNIVERSAL SPRAY немного ниже среднего: образец, обработанный данным составом, разъединился при приложении к нему момента в 9,3 кгс/м.

Препарат PINGO PE-60 UNIVERSAL SPRAY не является специализированным средством и представляет собой универсальную смазку, пригодную для применения в быту и в автомобиле.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: большой объем, удобное и надежное крепление носиков-распылителей.

НЕДОСТАТКИ: невыдающиеся способности по облегчению отвинчивания прикипевших болтов и гаек.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: PINGO PE-60 выделяется среди аутсайдеров только большим объемом и классным креплением носиков-распылителей.



PINGO BOLZEN-FLOTT - проникающая смазка, тест

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: PINGO Erzeugnisse, Германия.

НАЗНАЧЕНИЕ: проникающая смазка.

СВОЙСТВА: облегчает разбор резьбовых соединений, глубоко проникая по резьбе, удаляет ржавчину и смазывает трущиеся поверхности, обеспечивая защиту от дальнейшего образования очагов коррозии. Применяется везде, где резьбовые соединения, шплинты или другие подвижные части заклинены ввиду образования на них ржавчины.

УПАКОВКА: 400 мл.

ОСОБЕННОСТИ: крепление носика распылителя выполнено аналогично PINGO PE-60 UNIVERSAL SPRAY.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

В отличие от PINGO PE-60 UNIVERSAL SPRAY, средство PINGO BOLZEN-FLOTT не является универсальным, и разработчики делали упор на те свойства препарата, которые помогают разобрать заржавевшие соединения, что не замедлило сказаться на результатах. Средний отворачивающий момент составил 8,82 кгс/м, что всего лишь на 0,06 кгс/м больше, чем у состава, попавшего в тройку лидеров!

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: хорошие результаты теста.

НЕДОСТАТКИ: высокая цена.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: PINGO BOLZEN-FLOTT пригодится тем автолюбителям, которые любят все свободное время проводить в гараже — такого баллона им хватит надолго.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: ЗАО «Эльф Филлинг», Россия.

НАЗНАЧЕНИЕ: средство для развинчивания приржавевших деталей.

СВОЙСТВА: позволяет вернуть подвижность заржавевшим резьбовым, соединениям, смазать скрипящие петли, пружины, заедающие замки, вытеснить влагу с электрических контактов.

УПАКОВКА: 335 мл.

ОСОБЕННОСТИ: носик фиксируется к баллону на резинке.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

По результатам нашего тестирования средство KERRY KR-940 ЖИДКИЙ КЛЮЧ заняло почетное последнее место. Средний момент при отворачивании составил 10,68 кгс/м, что всего на 0,26 кгс/м меньше момента отворачивания, который мы получили на образцах, не обработанных составами. Такая же ситуация была при испытании препарата на 10мм образцах — момент составил 6,3 кгс/м, такой же результат у нас получился при отворачивании образцов без применения специальных средств. Этот результат является наихудшим среди всех испытанных средств, причем при небольшом увеличении времени воздействия препарата на образцы картина принципиально не изменилась. Кроме того, состав обладает резким, неприятным запахом, поэтому мы бы посоветовали ограничить применение данного препарата в жилых помещениях.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: невысокая цена.

НЕДОСТАТКИ: низкая эффективность, неприятный запах.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: возможно, смазывающие и влаговытесняющие свойства препарата KERRY KR-940 неплохи, но перед нагруженными, пораженными коррозией резьбовыми соединениями данный состав пасует.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: ООО «АГАТ-АВТО».

НАЗНАЧЕНИЕ: проникающая смазка.

СВОЙСТВА: облегчает отвинчивание заржавевших резьбовых соединений, смазывает трущие поверхности, устраняет скрипы и заедания, удаляет влагу с поверхностей, очищает резиновые и пластмассовые детали, приостанавливает коррозию, растворяют различные нерастворимые в воде технические загрязнения.

УПАКОВКА: 350 мл.

ОСОБЕННОСТИ: при транспортировке носик крепится к баллону на резинке, в таких условиях его очень легко потерять.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

В данном случае за отечественного производителя можно только порадоваться — в среднем гайки сдались под моментом в 8,76 кгс/м — очень хороший результат, и по этому параметру АГАТ-АВТО «МАСТЕР-КЛЮЧ» опережает многих именитых конкурентов. Но по части эргономики и исполнения чувствуется некая отсталость, баллон выполнен в лучших традициях советской промышленности: грубо, но надежно; его легко представить в багажнике ВАЗов, ГАЗов и т. д., а вот с хорошими иномарками уже проблема (хотя хорошую иномарку должен ремонтировать хороший дилерский сервис, а не автовладелец).

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: хорошая эффективность.

НЕДОСТАТКИ: грубоватое исполнение баллона, неприятный запах.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: со своими прямыми обязанностями средство АГАТ-АВТО справляется очень хорошо, а если такая же картина будет наблюдаться и с другими свойствами, указанными на обратной стороне баллона, то нам с вами будет счастье...



ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Prestone Products Corporation.

НАЗНАЧЕНИЕ: универсальная силиконовая смазка.

СВОЙСТВА: смазывает все типы механизмов. Прекрасно подходит для металлических, пластиковых, резиновых и виниловых поверхностей.

УПАКОВКА: 311 мл.

ОСОБЕННОСТИ: инструкция на русском языке отсутствует.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

К сожалению, в инструкции ни слова не сказано о применении препарата PRESTONE SILICONE LUBRICANT в качестве «жидкого ключа», и перед тем как начать тестирование, у нас были большие сомнения по поводу корректности его сравнения с другими составами. Но после некоторых раздумий мы все-таки решили включить его в тест, потому что препарат позиционируется как универсальная смазка, и автолюбитель, купивший это средство, наверняка будет использовать для облегчения демонтажа резьбовых соединений.

Представьте, каково было наше удивление, когда этот препарат один за другим оставил позади даже специализированные средства.

C этой ролью состав PRESTONE SILICONE LUBRICANT справился лучше всех. При испытаниях образцы, обработанные этим составом, отворачивались легче других, и средний момент составил 7,8 кгс/м, что является лучшим результатом. Во всех попытках момент отворачивания был стабильно низкий, что можно объяснить высокой проникающей способностью состава и его прекрасными смазывающими способностями.

При проведении дополнительной программы испытаний на образцах диаметром 10мм, данный препарат также занял лидирующую позицию с результатом в 5,47 кгс/м.

Жаль, что в программу тестирования не входили испытания на смазывающие, влаговытесняющие и другие свойства составов. Было бы интересно посмотреть, как препарат покажет себя в своей стихии.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: прекрасные способности облегчать демонтаж резьбовых соединений, затронутых коррозией, прикипевших и т.д.

НЕДОСТАТКИ: отсутствие инструкции на русском языке.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: средство PRESTONE SILICONE LUBRICANT обладает прекрасными характеристиками, плохо только, что все комментарии выполнены на английском языке.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ:

НАЗНАЧЕНИЕ: растворитель ржавчины.

СВОЙСТВА: растворяет ржавчину и удаляет глубокие образования на резьбовых соединениях и вентилях.

УПАКОВКА: 250 мл.

ОСОБЕННОСТИ: не предусмотрено возможности использовать носик для облегчения доступа к обрабатываемым поверхностям.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Продукция компании Caramba Chemie GmbH оккупировала третьи места в нашем тесте, только, к сожалению, для препарата CARAMBA Express это третье место с конца. Действительно, средний момент — 9,625 кгс/м не впечатляет, причем показания динамометра разнились от образца к образцу достаточно сильно, поэтому и для этого препарата количество попыток пришлось увеличить.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: данная марка еще не совсем известна на российском рынке, поэтому риск нарваться при покупке на подделку минимален.

НЕДОСТАТКИ: невысокая эффективность.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: препарат CARAMBA Express оставил впечатление середнячка, который по своим характеристикам все-таки ближе к аутсайдерам, чем к лидерам.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Caramba Chemie GmbH, Германия.

НАЗНАЧЕНИЕ: профессиональный растворитель ржавчины.

СВОЙСТВА: применяется, если резьбовые или другие соединения очень сильно приржавели или прикипели.

УПАКОВКА: 100 мл, 250 мл.

ОСОБЕННОСТИ: короткий носик выполнен заодно с распылителем.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Средство CARAMBA Rasant является профессиональным узкоспециализированным препаратом для облегчения разборки резьбовых и других соединений, пораженных коррозией, прикипевших, заклиненных и т.д. Во время тестирования препарат показал себя очень хорошо: результаты всех подходов легли достаточно «кучно», и в итоге средний момент составил 8,76 кгс/м, и по этому показателю CARAMBA Rasant является одним из лидеров нашего тестирования. Что же касается личных впечатлений, то тут не все так просто: CARAMBA Rasant позиционируется как профессиональное средство, но объем баллона составляет всего 100 мл (такой емкости, например, автослесарю может не хватить на смену). Носик, встроенный в распылитель, невозможно потерять, но его длина мала, поэтому крепеж в труднодоступных местах придется обрабатывать, держа баллончик на значительном расстоянии (успех этой процедуры во многом зависит от частоты занятий в тире или других упражнений, повышающих меткость). В дополнительной программе испытаний данный состав удержал третью позицию, показав результат 5,8 кгс/м.

РЕЗЮМЕ:

ДОСТОИНСТВА: хорошая проникающая способность.

НЕДОСТАТКИ: короткий носик, высокая цена.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: эх, сюда бы баллон на пол-литра, носик на полметра — и прямиком в автосервис.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: STP Products Co, Великобритания.

НАЗНАЧЕНИЕ: многоцелевая смазка.

СВОЙСТВА: освобождает от ржавчины детали и механизмы, защищает металлические поверхности, смазывает дверные замки. Удаляет влагу с поверхности проводов, токоведущих деталей.

УПАКОВКА: 200 мл.

ОСОБЕННОСТИ: крепление носика распылителя к баллону осуществляется полоской липкой ленты.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Момент в 9,2 кгс/м, полученный на образцах диаметром 12 мм не позволяет вплотную подтянуться к лидерам, но и от аутсайдеров нашего теста препарат отрывается достаточно явно. Состав STP MULTI-PURPOSE LUBRICANT SPRAY полнее всего характеризует определение «крепкий середнячок».

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: средний результат, показанный во время проведения теста.

НЕДОСТАТКИ: ненадежное крепление носика — распылителя.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: STP MULTI-PURPOSE LUBRICANT SPRAY - профессионалам этот препарат, конечно же, не подойдет, а вот автолюбителям — почему бы нет.



LAVR (ЛАВР) ЖИДКИЙ КЛЮЧ, тест

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: ЗАО «ПОЛИКОМ», Россия.

НАЗНАЧЕНИЕ: для разъединения проржавевших и прикипевших соединений.

СВОЙСТВА: обладает повышенными антикоррозионными и смазочными свойствами, способствует удалению ржавчины, смазывает поверхности, образуя стойкую к коррозии защитную пленку.

УПАКОВКА: 420 мл.

ОСОБЕННОСТИ: не аэрозоль, а ручной распылитель, носика не предусмотрено, но несмотря на это средство удобно дозировать, возможны два варианта распыления: тонкая струя и широкий факел.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Средний момент отворачивания образцов, обработанных составом LAVR (ЛАВР) ЖИДКИЙ КЛЮЧ, составил 6,17 кгс/м, что всего лишь на 0,13 кгс/м ниже момента, который мы получили на образцах, необработанных какими-либо составами. При виде ручного распылителя почему-то вспомнилось одно известное средство для чистки стекол, настолько необычен такой тип распылителя для технических смазок. Но, как оказалось, пользоваться таким распылителем удобно: дозировать количество распыляемого средства очень легко, а два положения регулятора обеспечивают либо большую площадь покрытия, либо точную обработку ограниченной площади.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: большой объем жидкости, нетривиальный распылитель.

НЕДОСТАТКИ: невысокие проникающие способности.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: конструкция флакона с ручным распылителем, по заверениям производителя, помогает увеличить полезный объем средства в Н раз, по сравнению с баллонами-аэрозолями, и это, несомненно, одно из главных достоинств препарата LAVR (ЛАВР) ЖИДКИЙ КЛЮЧ.



CONSOL ЖИДКИЙ КЛЮЧ, тест

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: ЗАО «Эльф Филлинг», Россия по заказу ООО «ВИАЛ ОЙЛ», Россия.

НАЗНАЧЕНИЕ: облегчает разъединение приржавевших болтов и деталей.

СВОЙСТВА: по информации производителя, растворитель ржавчины является сильнодействующим средством моментального воздействия. Предназначен для разъединения резьбовых и других видов соединений, покрытых ржавчиной, накипью, краской, лаком. Растворитель ржавчины является продуктом всестороннего использования, применяется во всех видах механизмов. Образует покрытие, предохраняющее от дальнейшего появления ржавчины.

УПАКОВКА: 0,52 л.

ОСОБЕННОСТИ: отсутствует трубочка-удлинитель для направленного распыления.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

У этого препарата CONSOL ЖИДКИЙ КЛЮЧ средние способности по облегчению разъединения образцов, на которых мы испытывали данные препараты. Средний момент отворачивания 5,96 кгс/м — не самый выдающийся результат для болтов диаметром 10 мм. Однако и не самый худший, и это в сочетании с невысокой ценой и большим количеством средства в баллоне может стать неплохим подспорьем для людей, не желающих раскошеливаться на дорогие смазки.

СВОЙСТВА: по информации производителя, WD-40 благодаря своим проникающим и смазывающим свойствам помогает деталям и механизмам работать исправно и эффективно. Устраняет скрип, вытесняет влагу с металлических поверхностей, очищает от смолы, клея, жира. Оставляет защитную пленку против коррозии. Проникает в ржавчину и освобождает болты и гайки, освобождает и смазывает движущиеся части механизмов.

УПАКОВКА: 200 мл.

ОСОБЕННОСТИ: крепление носика-трубочки осуществляется на липкой ленте, и наверняка она (трубочка) быстро потеряется.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Несмотря на то что WD-40 одна из первых универсальных проникающих смазок, появившихся на российском рынке, своих позиций она сдавать не собирается, и результат — 5,78 кгс/м, который мы получили на образцах диаметром 10 мм, уступает лишь одному препарату.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: хорошие проникающие и смазывающие способности.

НЕДОСТАТКИ: высокая цена, ненадежное крепление трубочки.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: данный препарат в представлении не нуждается и вполне заслуженно пользуется большой популярностью во всем мире, но цена, конечно, высоковата.




Хотите купить или продать? Воспользуйтесь нашим интернет АУКЦИОНОМ !
Автоаксессуары и дополнительное оборудование, парковочные раддары и видеорегистраторы из первых рук!

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ПРИМОЧКИ

СЛАБИТЕЛЬНОЕ ДЛЯ ГАЙКИ

ТЕСТ ПРОНИКАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ

ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ

Отвинтить основательно приржавевшую гайку и не свернуть при этом «шею» болту или шпильке - задача не из легких. И ладно бы, если соединение не ответственное - крепежом можно пожертвовать. Но иной раз, свернув вместе с гайкой шпильку, потом, при замене ее на новую, придется разобрать полмашины.

Способов, облегчающих борьбу с упрямыми гайками, придумано немало. На флоте, к примеру, все резьбовые соединения, подвижность которых должна сохраняться постоянно, ежедневно «гоняют» в строгом соответствии с предписанной последовательностью. Другой радикальный прием - прикипевшую гайку разогревают ацетиленовой горелкой докрасна. Способ безотказный, но с недостатками - нужен газ, противопожарные мероприятия, да и не к каждой гайке подберешься горелкой. К тому же повторно использовать отожженный крепеж не следует.

А если попробовать размочить резьбовое соединение какой-нибудь жидкостью? Еще недавно в распоряжении автолюбителя были только народные средства - вода, керосин, уксусная эссенция, йод и т. п. (К слову, чеховский злоумышленник как-то обходился и без них.) Сегодня выбор богаче - в любом магазине найдется десяток чудо-эликсиров, именуемых жидкими ключами. Но какова их эффективность? Это мы и решили проверить.

Купили 12 различных баллончиков (см. фото) ценой от 50 (наши) до 260 (импортные) руб. и первым делом охладили их до -15°С. Первый тест - морозостойкость все прошли успешно, ни один конкурсант не замерз и все уверенно пускали струйку или обеспечивали мелкий распыл в зависимости от конструкции баллончика.

Испытание второе - оценка проникающей способности. Ее оценивали по высоте и скорости подъема жидкости по слою ржавчины. Чем быстрее и выше поднималась жидкость - тем лучше. Технически это сделать совсем несложно. В испытуемый образец помещали торец густо покрытого ржавчиной стального стержня - обычного гвоздя. Результаты - в таблице.

Наряду с разъединением приржавевших гаек жидкости призваны еще защищать металл от коррозии. Проверили и это - зачищенные наждачной шкуркой образцы наполовину покрыли составами и поместили в соляную ванну. Пока железо ржавеет, жидкостями смочили чистые листки бумаги и высушили. «Жидкий ключ» ВЭЛВ и керосин испарились бесследно, особо жирные масляные пятна остались после WD-40, Liqui Moly и Pennzoil Z-4, остальные рецепты показали промежуточные результаты. Естественно, что и антикоррозионная защита проявилась в соответствии с количеством масла в составе: чем больше - тем лучше, образцы из соляной ванны через несколько суток это подтвердили.

Однако не для того покупают эти флакончики, чтобы узнать, как хорошо они смачивают ржавчину, чем пахнут и каковы на цвет и вкус. Нужно, чтобы и отвинчивать помогали. Пора переходить к главному тесту - борьбе с приржавевшими гайками.

Оснастка. Для чистоты эксперимента взяли четыреста (!) болтов с гайками М10, тщательно промыли, обезжирили, затянули моментом 2 кгс.м и подвергли ускоренному ржавлению. Замачивали в соляной кашице, в воде и кислоте, сушили и прокаливали, вновь погружали во всякие едкие растворы. И так до тех пор, пока соединения не покрылись густой коркой ржавчины. На обычный динамометрический ключ установили индикатор - с этим устройством погрешность измерения момента уменьшалась до нескольких граммов на метр.

Испытуемые резьбовые соединения, набравшие к этому времени необходимую «прочность», вначале проверили насухую - зажав в тиски головки болтов, пытались отвинтить гайки. Те из них, что поддались моменту 5 кгс.м, отбраковали, остальные стали нашими подопытными.

Кроме 12 фирменных жидкостей, на этикетках которых перечислены все их доблести: разъединяют, смазывают, консервируют, защищают от коррозии - в конкурсе участвовали народные средства - керосин, тормозная жидкость, йод, аккумуляторный электролит и обычная вода. Всего 17 претендентов на звание «самый жидкий ключ».

Первую партию из десяти болтов отвинчиваем без каких-либо жидкостей - средний результат - 9,5 кгс.м. С этой величиной и будем сравнивать эффективность наших чудо-примочек.

Строго по инструкции встряхиваем каждый баллончик и наносим жидкость на резьбовые соединения. Ждем ровно пять минут и развинчиваем их динамометрическим ключом. Каждому претенденту отводится десять попыток. Результаты записываем, осредняем и сводим в таблицу.

На этом этапе одинаково высокий результат показали WD-40 и «Жидкий ключ» от ВЭЛВ. Вода и тормозная жидкость потерпели фиаско. Керосин, йод и электролит хоть и помогают, но хуже специальных составов.

Изменим условия. Покрываем резьбы составами несколько раз, не скупясь, пока жидкость не перестанет впитываться, а ржавчина не набухнет, оставляя на тряпке жирные коричневые следы. Не спешим - на каждую партию болтов уходит по полчаса. Что ж, правду говорят, что время лечит - аутсайдеры почти догнали лидеров. Заметно отстают только вода, йод и тормозная жидкость. Керосин же ничем не уступает фирменным средствам. Отсюда вывод: баллончики, конечно, хороши, удобны и в целом неплохо справляются со ржавчиной, но и старый добрый керосин не подведет.

Вес - 227 г.

В продаже встречается крайне редко. Неудобна распыливающая головка.

«Жидкий ключ», ВЭЛВ, Санкт-Петербург.

Объем - 150 мл. Очень удобная

и практичная упаковка, работает в любом положении. Хорошо вытесняет воду.

WD-40, Англия.

Объем - 300 мл. Современная

удобная упаковка,

но распыливает неравномерно.

Liqui Moly, Германия. Объем - 300 мл. Громоздкий баллон, не всегда удобен в стесненных условиях.

«Жидкий ключ», «Троль-Авто»,

Объем упаковки - 300 мл, а жидкости в нем значительно меньше. Упаковка удобная, современная. Запах обычного керосина.

Motul multi protect, Франция.

Объем - 400 мл. Упаковка громоздкая, неудобная.

Резкий, неприятный запах.

Hycote, изготовитель неизвестен.

Объем - 400 мл. Тонкая гибкая трубка позволяет подавать жидкость в самые труднодоступные места.

«Жидкий ключ», ОАО «Торговый дом автокосметики», Санкт-Петербург.

Объем упаковки - 500 мл. Жидкости гораздо меньше. Упаковка неудобная, работает «по площадям». Запах чистого керосина.

Texaco, Бельгия.

Объем - 500 мл. Громоздкая, неудобная упаковка. Вместе с тем дозировка подачи жидкости весьма экономична.

Голландия.

Объем - 400 мл. Упаковка большая и неудобная.

Lube, изготовитель неизвестен.

Объем - 360 мл. Головка распылителя неудобна.

ВТ-100, ВЭЛВ, Санкт-Петербург.

Объем - 280 мл. Удобная современная упаковка,

распыл ровный,

экономичный.

«Ржавый» тест.

Динамометрический ключ в комплекте с индикатором - весьма точный инструмент.