Самые лучшие вездеходы для российских реалий. Вездеходы с шинами низкого давления

Одной из самых серьезных проблем для жителей деревень становится передвижение в условиях плохих дорог. Особенно проблемным становится передвижение во время обильных осенних дождей, зимних снегопадов. В таких условиях прекрасным заменителем любой техники могут стать вездеходы, сделанные своими руками. Не случайно жителей сельской местности всегда интересовала техника, которая способна легко передвигаться при полном бездорожье. Зачастую в связи с ценой, импортные и отечественные вездеходы многим не по карману. Именно поэтому можно изготовить вездеход собственными руками.

В настоящее время есть несколько основных моделей, которые можно изготовить своими руками, а именно:

1. вездеходы с шинами низкого давления

2. машины-амфибии

3. вездеходы на воздушной подушке

4. и гусеничные мини трактора.

Рассмотрим каждый вариант более подробно.

Вездеходы с шинами низкого давления

Итак, первый вариант – это вездеход, оснащенный шинами низкого давления. Для примера можно взять конструкцию, которую придумал изобретатель Громов. Машина оснащена кузовом на раме ломающегося типа. Это свойство улучшает ее проходимость, а также устойчивость. Все колеса ведущие. Шины низкого давления придают еще больше устойчивости на болотистой и заснеженной местности. Основа такого вездехода – двигатель от мотороллера.

Каракаты

Одной из модификаций самодельных вездеходов являются каракаты. Они в настоящее время широко распространены, так как обладают многими преимуществами. Это абсолютные чемпионы по проходимости. Они оснащены широкими шинами, благодаря этому создается большая площадь контакта шин с поверхностью земли. Такая техника прекрасно передвигается по льду, по болотам, снегу и может даже плавать! Более того, это экологически чистый вид транспорта. Он не наносит вреда травянистому покрову.

Для многих рыболовов и охотников каракаты являются самым лучшим средством передвижения по лесам и болотам.

Вездеход-амфибия

Такая техника может передвигаться по воде и по суше. Для производства такой машины применяются моторные лодки, либо же легковые авто, оснащенные водонепроницаемым кузовом, а также имеющие водяной двигатель. Скорость такой машины на суше – 60 км/ч, а по болоту – 7 км/ч.

Своими руками можно сделать и вездеход на воздушной подушке. Он изготавливается на основе мотоциклов. Может достигать скорости до 70 км/ч. Это самый простой вариант. При изготовлении вездехода-амфибии не нужны какие-либо сложные расчеты. Он очень удобен для северных районов, а также болотистой местности.

Вездеход на воздушной подушке

Такой тип вездеходов своими руками создал А. Липатков. Такой вездеход изготавливается на основе мотоцикла «Днепр». Винт устанавливается на двигатель. В рабочем режиме винт нагнетает воздух под днище. Само днище прикрывается манжетом-юбкой, сделанной из кожзаменителя. Этот же двигатель и обеспечивает движение вперед. Такой вездеход двигается со скоростью до 70 км/ч. Он пройдет через любые поля, болота и озера. Такие вездеходы – это самый оптимальный вариант самодельных конструкций. Здесь не требуются сложные расчеты, а техника просто незаменима для севера и болотистых районов.

Вездеход на гусеницах.

Следующий вариант самодельного вездехода – это вездеход на гусеницах. Такая техника, изготавливаемая своими руками, приобрела большую популярность у рыболовов и охотников. Они большинство своего времени находятся в лесах и на болотах. Корпус вездехода характеризуется небольшой массой, выполненной из сварной коробчатой конструкции. На тех болотах, где человек идет по колено в воде, вездеход отлично проходит, оставляя за собой след всего лишь глубиной в 10 сантиметров. А развивает он скорость до 45 км/ч. Но такие вездеходы требуют тщательных расчетов. Таким образом, из всех самодельных вездеходов, это самая трудоемкая модель.

Самодельный вездеход на круглый год

Многие люди желают сделать вездеход самостоятельно. Конструкции техники бывают самые необычные. Но созданию такой техники потребуется уделить немало времени, а иногда и средств. Необходимы знания в этой области, и, зачастую, большое упорство. Ведь далеко не каждый из нас может тратить много времени на чертежи, расчеты. Не каждый человек сможет тратить свое свободное время на чертежи, поиски нужных деталей, расчеты. Однако, в результате Вы получите технику, которая принесет намного больше пользы, чем простой мотоцикл. А самое главное преимущество вездехода – это его универсальный характер. Такую машину можно использовать в течение всего года. Если у Вас обычный вездеход, то с наступлением зимы его можно оборудовать лыжами, и он станет прекрасным снегоходом.

Как сделать из легковой машины вездеход? Достаточно просто! Нужно сначала приобрести специальный модуль (например, «Метелица»), который будет позволять передвигаться по бездорожью. Такой модуль обладает хорошей проходимостью для преодоления самых трудных болотистых местностей, а также заснеженных пространств. Модуль крепится к раме автомобиля. Кардан соединяется непосредственно с мостом модуля. В конце процедуры устанавливают блок управления, а также проверяют гидравлическую систему.

К категории вездеходов можно отнести разные транспортные средства , от автомобиля до танка . Особый класс таких транспортных средств – самоделок . Как правило , основой для них становятся сельскохозяйственные : трактора и мотоблоки .
Одной из известных самодельных машин на базе мотоблока стал вездеход «Тарас ». Это самоходная конструкция на базе мотоблока и шинах низкого давления . Подобные аппараты собирались разными умельцами уже давно и описывались в журнале «Моделист-конструктор ». Главная идея конструктора «Тараса » заключается в том , чтобы сохранить сам культиватор в его первоначальном виде , без коренных модернизаций . В настоящее время создан прототип , весной этого года он был испытан в достаточно суровых природных условиях : в грязи и на льду замерзшего озера , в болотах и бобрятниках .
Конструктор самодельного транспортного средства Павел под ником Asterix , родом из Твери , в 2014 году создал действительно оригинальную конструкцию , базой для которой послужил мотоблок МБ-3 «Нева ». По словам автора-самоучки , выбор базы был обусловлен наличием трёхскоростной раздаточной коробки . Чтобы использовать исходные агрегаты без вмешательства в их конструкцию органы управления самоходкой создатель расположил на задней полураме . Изменениям подвергся только стандартный привод сцепления , который соединили с педалью .

Машина легко преодолевает крутые подъёмы , заснеженные холмы , болота . Но именно то , что взятый за основу мотоблок можно вновь использовать по прямому назначению является самым интересным . При этом у конструкции есть небольшие недостатки : не слишком удобное расположение рычага раздаточной коробки (но это можно не принимать во внимание , так как частое переключение не требуется ), отсутствие нормального места для пассажира (оно в принципе есть , но спутнику приходится сидеть на горячем моторе , вцепившись в спинку водительского кресла ) и отсутствие багажного отсека . Впрочем , в следующей версии «Тараса » эти незначительные неудобства вполне могут быть устранены .
Зато любой «кочкарник », грязь и лёд «Тарас » преодолевает со спокойствием танка , чему способствуют огромные камазовские колёса , увеличивающие не только проходимость , но и максимальную скорость этого чудо-транспорта . Сейчас на аппарате установлены отечественные бескамерные шины . Ещё автор рассказал , что первоначально примененный в создании «Тараса » тормозной суппорт от снегохода «Буран » показал себя не слишком хорошо . Также в мае этого года редуктор от МБ-2 был заменён на агрегат от мотоблока «Салют ». У него другие передаточные числа , что влияет на вездеходность при преодолении песчаных и глинистых участков с неровностями . В результате установки более мощного мотора и некоторых других переделок , скорость самохода увеличилась почти в 2 раза . При этом общая первоначальная концепция доступного транспорта повышенной вездеходности не изменилась . Максимальная тяга также достигается на первой ступени . Багажник в принципе можно установить от любого серийного квадроцикла . Колёса подойдут от КамАЗа и «Урала ». Однако наилучшая проходимость самоделки достигается на шинах с низким давлением , что было подтверждено на пробных заездах : самоделка не погружалась в воду даже до половины колеса .

Относительно невысокая затратность и трудоёмкость работ по производству «Тараса » доказывают , что подобную машину может смастерить практически каждый . Тем более что областей применения для неё можно найти много , особенно для тех , кто живёт в местности без асфальтовых дорог , тем более что аппарат является полноприводным и имеет подключаемую заднюю ось .
Собственноручно собранный болотоход — весомый повод для гордости . На разработку концепции и подгонку деталей уходит немало дней , но не исключено , что «Тарас » ещё многих удивит . Приятно , что такая основа сподвигла многих других людей к техническому творчеству . Был создан болотоход «Синий кабан », также основанный на конструктиве мотокультиватора .
Машину тверского умельца можно вполне пользовать при лёгких сельхоз-работах , таких как распашка приусадебного участка . Установив шкивы большего диаметра можно увеличить скорость хода , однако это уже означает корневую модификацию начального прототипа . В общем , автор сам был в хорошем смысле удивлён результатами своей работы . Когда вездеход не нужен , культиватор можно демонтировать всего за 10 минут и снова эксплуатировать на огороде .
Цель проекта исключительно некоммерческая , по крайней мере , пока . Автор потешил своё самолюбие , создав образец народного технического творчества , технический шедевр . Дешёвый , практичный и близкий простому народу . Интересно , куда ещё заведёт изобретателя фантазия . Это дело будущего , а пока «Тарас » должен пройти ещё немало испытаний .

август 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94

Одноклассник или точная копия:

УМЕНЬШИЛИ КИРОВЕЦ - ПОЛУЧИЛСЯ АРАП

Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)

для чтения других интересных статей по этой теме.

Так как значительная часть России занята различного рода лесами, степями и болотами, добраться туда не только на легковом автомобиле, но и на внедорожнике, бывает очень не просто. Не стоит говорить, что современные джипы — «паркетники» совершенно не подходят для охоты. Охотники, которые обладают достаточной суммой денег, покупают хаммеры и лэндроверы, однако даже автомобили данных марок часто безнадёжно застревают в лесах и болотах.

Многие самостоятельно тюнингуют свои автомобили, превращая их в настоящих «проходимцев». Данная процедура помогает увеличить проходимость авто, однако и этого бывает недостаточно. Существует специализированный класс автотехники, который можно отнести к группе вездеходов. Данные машины имеют гусеницы вместо колёс, и проходят практически по любой дороге, а точнее без дорог. В отличие от танковой техники, данные машины достаточно лёгкие, что помогает им преодолевать такие препятствия, где массивный танк обязательно застрянет. Одним из таких универсальных проходимцев является гусеничный вездеход ГАЗ- 47.

Как появился вездеход ГАЗ-47

Выпустить первую модель болотохода удалось горьковским конструкторам в 1954 году. Данная модель была на гусеничном ходу и получила название ГАЗ 47 (ГТ-С). Данная модель имела:

  1. Гусеничную танковую платформу (позаимствованную у лёгких танков серий Т-60 и т-70);
  2. Кабину для водителя и пассажиров, которая располагалась спереди;
  3. Отдельный отсек для двигателя;
  4. Вместительный грузовой отсек.

Модель ГАЗ-47 производилась вплоть до 1967 года.

Особенности первого гусеничного вездехода СССР

Хотя конструкторам горьковского завода понадобилось около трёх лет на разработку вездехода, данное время было потрачено не зря. Газ-47 получил выдающиеся характеристики в плане проходимости. Для того, чтобы вездеход не застревал в болоте, помимо уменьшения массы, вездеход получил широкие гусеницы. Данная особенность позволила технике не садится на «брюхо» и уверенно выезжать из любого болота.

Снижение массы и использование широких гусениц позволило добиться огромной разницы в давлении на почву по сравнению с танком, на базе которого был сделан вездеход. Если у танка давление на почву составляет около 1 кГ/см, то конструкторы ГАЗ-47 смогли добиться невероятных 0,2 кГ/см. Данные характеристики позволили не только уверенно передвигаться по болотистой местности, но и сделали возможным езду по глубоким сугробам.

Ещё одной особенностью данного вездехода была возможность преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метра. В таком режиме ГАЗ-47 мог легко проехать 1,5 километра. Были попытки установить вместо гусениц специальные шнеки-поплавки, но такая модификация вездехода сразу теряла своё главное качество – возможность передвижения по непроходимым местам (и вообще, по каким либо местам кроме воды).

Для того чтобы вездеход мог выбраться на берег, нужен был достаточно пологий спуск (около 20 градусов). Так как машина была достаточно широкой, преодолевать бурные реки не рекомендовалось. Вездеход в воде терял маневренность, а если его прибивало бортом к высокому берегу, существовала опасность крена и затопления.

Вездеход способен преодолевать:

  1. Препятствия высотой до 60 сантиметров;
  2. Канавы, ширина которых достигает 1,3 метра;
  3. Крутые склоны, до 60 градусов уклона.

При конструировании вездехода разработчики учли, что данная модель предназначена для геологов, которые работают в тайге и Арктике, поэтому вездеход отличался крайней надёжностью и простотой конструкции. Эксплуатация вездехода в Антарктиде смогла подтвердить данные о надёжности данной машины.

Что касается ремонтопригодности, то советские танки времён ВОВ отличались тем, что могли ремонтироваться в поле, с использованием минимального набора инструментов. ГАЗ-47 в этом отношении перенял танковую ремонтопригодность.

Основные технические характеристики вездехода ГАЗ-47

Так как вездеход отлично проявил себя в суровых экспедициях, данную модель широко использовали в армии, геологической и строительной отрасли. В тайге данный вездеход использовали на лесозаготовках. Так как горьковский завод не справлялся с наплывом заказов, производство первого советского гусеничного вездехода было налажено ещё на нескольких оборонных предприятиях.

ГАЗ-47 мог использоваться для заброса десанта в труднодоступную местность. Конструкция модели позволяла разместить двух человек в кабине и десять человек в кузове. Кроме этого имелась и открытая площадка для размещения груза и снаряжения.

В качестве двигателя для вездехода был выбран мотор ГАЗ-61, развивающий мощность до 85 лошадиных сил. Данный двигатель был шестицилиндровый, четырёхтактный. Через несколько лет этот силовой агрегат был заменён на более современную модель. В качестве приемника был выбран мотор ГАЗ-71. Он обладал большей мощностью, что позволило увеличить максимальную скорость машины (старый двигатель развивал максимальную скорость до 35 километров в час по твёрдой дороге, 4 км/ч по воде и 10 км/ч по болоту или глубокому снегу).

Снегоболотоходы являются весьма полезным приспособлением, которое необходимо не только деревенским жителям, но и любителям рыбалки/охоты. После выпадения осадков большая часть проселочных дорог становится, мягко говоря, труднопроходимой, и на некоторых из них даже «Нива» не сможет проехать. Единственным спасением в таких случаях может стать вездеходное транспортное средство на шинах низкого давления, предназначающееся как раз для таких сложных условий езды.

Снегоболотоходы – это универсальные вездеходы, для которых почти нет преград

Что собой представляют такие снегоболотоходы?

В многочисленных видеороликах подчеркивается проходимость данной чудо-техники. Так, в видео, приведенном ниже, можно наглядно увидеть, что для описываемых вездеходов никаких преград нет в принципе.

И без разницы, каменистая местность, болотистая или песчаная – снегоболотоход отлично с ней справится, преимущественно благодаря этим самым колесам.

Обратите внимание! Было доказано, что предельная проходимость данного типа техники достигается при условиях, когда площадь плоской части шины, соприкасающейся с поверхностью, соответствует 1/3 или 1/4 диаметра самой шины.

Как результат – давление на поверхность под весом транспортного средства минимизируется. Более того, если давление в шинах превышает давление на них поверхности, то исчезает пластическая деформация. По таким поверхностям автомобиль передвигаться попросту не сможет, поэтому давление и снижают (в пределах разумного, конечно).

Конструктивные особенности

Отличительной особенностью всех представителей рассматриваемого класса техники является то, что рама у них шарнирно-сочлененная. Именно благодаря этому колеса способны располагаться практически под любым углом (не превышающим предусмотренный конструкцией показатель) по отношению к остальным. А это, в свою очередь, существенно повышает проходимость снегоболотоходов. Еще такая рама снижает риск переворачивания автомобиля на бок, что крайне важно в условиях экстремальной езды – к примеру, по каменистому грунту.

Вездеходы могут иметь по два или три моста, конкретное число зависит от эксплуатационных условий. Двигатель может быть двух типов:

  • дизельным;
  • карбюраторным.

Если машина будет использоваться для охоты, то предпочтение лучше отдать второму варианту.

Разновидности вездеходов на колесах низкого давления

Классификация описываемой техники основывается исключительно на том, по какому грунту она будет передвигаться. Как результат – таких разновидностей всего три, ознакомимся с ними.

  • Болотоходы. Как можно судить из названия, они предназначаются для езды по болотистой местности. Считаются универсальной техникой, поскольку для них нет никаких преград – они не боятся ни камней, ни неглубоких водоемов, ни снега.
  • Снегоходы. Эти транспортные средства используются преимущественно в северных регионах страны, где снег лежит практически круглогодично. Для столь суровой местности это, как правило, единственно возможная техника для передвижения.
  • Амфибии. Внутри колесных дисков таких автомобилей располагаются плавучие наполнители, днище полностью герметично. Для того чтобы передвигаться по водной поверхности, зачастую используется специальный водомет. К слову, у некоторых современных моделей в качестве движущей силы в данном случае выступает вращение колес.

Сколько стоит такая техника?

Существует немало видов снегоболотоходов, оборудованных шинами низкого давления. В качестве примера рассмотрим самые популярные из них.

  • Наиболее растиражированной из них является, пожалуй, «Нива» на МАРШ, созданная на базе ВАЗ-2121 в далеком 1995-м. Внешне автомобиль ничем не отличается от оригинала, изменились только колесные арки. За счет движения колес эта «Нива» способна двигаться по воде, правда, со скоростью всего в 4 км/час. До сегодняшнего дня произведено не более 400 таких вездеходов, что неудивительно, цена Нивы Марш начинается от 1 200 000 рублей за модель базовой комплектации (т. е. даже без лебедки).

  • Еще одним серийным болотоходом является ШЕРП , выпущенный в прошлом году одноименной компанией. Выглядит он компактно и необычно. Подвеска пневмоциркуляционная (иными словами, когда одно из колес натыкается на преграду, часть воздуха из него переходит в общую систему; таким образом, все шины уравновешиваются). В этом и заключается главный недостаток болотохода ШЕРПа: если будет пробито одно колесо, то спустят все четыре. Стоимость стандартной комплектации составляет примерно 3 850 000 рублей.

Обратите внимание! Некоторые умельцы делают такие вездеходы собственноручно, что вполне объяснимо, ведь это обходится как минимум в несколько раз дешевле.

Для этого требуются не только соответствующие навыки, но и специальное оборудование. Рассмотрим, как происходит данный процесс.

Снегоболотоходы своими руками – возможно ли это?

Возможно, но процедура, как отмечалось выше, непростая. Начать следует с выбора двигателя. В целях высокой проходимости подойдут такие агрегаты:

  • моторы от моделей ЗАЗ;
  • моторы от мотоциклов;
  • мотоблоки;
  • двигатели от отечественных авто.

Как правило, для этого народные умельцы используют моторы от мотоблоков. Что касается ходовой части, то здесь требуется независимая подвеска. Ее можно сделать самому из труб, углов и швеллеров, причем как сочлененной, так и цельной. Но в целом, процесс изготовления состоит из шести основных этапов.

Этап первый . Вначале подбирается основа, на которую будут устанавливаться все детали. Это может быть и рама от мотоцикла или автомобиля, и самодельная конструкция.

Этап второй . Далее создается подвеска и задний мост. Подвеска должна быть независимой – это достаточно трудоемко, зато проходимость вездехода, равно как и уровень комфорта во время езды, будет более высокой. Для соединения подвески с задним мостом используется рулевая втулка и специальная стойка.

Этап третий . После этого к подвеске устанавливаются колеса. Для крепления камер используются железные ступицы.

Обратите внимание! Здесь можно применить готовые колеса с низким давлением от КамАЗа либо «Урала». Так повысится сцепляемость самодельного транспортного средства с поверхностью, да и безопасность езды заметно увеличится.

Этап четвертый . Устанавливается выбранный ранее двигатель, также обустраивается система охлаждения для него.

Этап пятый . Устанавливается выхлопная и тормозная системы, сцепление. Параллельно сооружается корпус будущей конструкции. В конце обустраивается проводка, подключаются все источники света.

Этап шестой . Проводится пробный запуск. Так можно проверить, насколько работоспособен созданный вездеход. При наличии каких-то проблем или неполадок их нужно немедленно устранить.

Как сделать болотоход своими руками (видео)

Что важно учесть?

  1. Внимание работе следует уделять ежедневно. Если вы не уверены в том, что сможете это делать, то лучше вообще ничего не затевайте.
  2. Заранее создайте проект будущей конструкции. При необходимости используйте чертежи других изобретателей, благо в Интернете таких масса.
  3. Правильно распланируйте бюджет. Да, изготовление своими руками поможет существенно сэкономить, но для этого следует рассчитать стоимость расходных материалов и заранее их приобрести. Также нужно немного отложить на случай, если «не будет хватать».

Как видим, описываемые снегоболотоходы весьма полезны для труднопроходимой местности. Стоят они достаточно дорого, однако при наличии навыков и соответствующего оборудования можно существенно сэкономить, построив транспортное средство своими руками.