Правильные повороты. Как выполнить поворот налево на перекрестке. Тонкости выполнения левого поворота. Поворот налево на нерегулируемых перекрестках

Садясь за руль автомобиля, необходимо четко соблюдать все правила передвижения ПДД на дорогах, предписанные на законодательном уровне. В противном случае, нарушение, водителю грозит наложением штрафных санкций. А также, несоблюдение общепринятых норм, может повлечь за собой создание аварийной ситуации, последствия которой, могут быть самыми разными.

Некоторые обстоятельства во время езды, у водителей вызывают замешательство, например, что касаемо правила поворот налево и разворот при движении на перекрестке.

Основополагающим правилом ПДД при осуществлении разворотов на перекрестках является тот момент, что ТС не должно попасть на дорогу, противоположную своему направлению.

Чтобы левый поворот осуществить по правилам, нужно доехать до места, где пересекаются проезжие части, но при этом должно оставаться расстояние до центра развилки, которое необходимо для возможности разминуться с транспортными средствами встречной полосы.

В данном случае, необходимо проявить особую внимательность, поскольку преимущества в движении имеют ТС, направляющиеся прямо, но видимость становиться ограниченной из-за машин, которые поворачивают. Лучше всего будет, дождаться момента, когда обзор станет достаточным, а затем, при отсутствии помех, совершить поворот.

Как показывает практика, нередко возникают обстоятельства, когда, поворачивая, создается помеха с другого ряда. Водители других авто, в спешке, часто начинают подрезать, причем многие, не соблюдая дистанцию, выезжают к середине развилки, создавая аварийные ситуации. Но не стоит что-то доказывать, особенно выдвигаться на противоположную полосу. Поскольку такие действия чреваты созданием ДТП. Действовать нужно, соответственно со сложившейся ситуацией, притормозить можно немного раньше, либо вообще не выезжать непосредственно к пересечению, если перемещаться на нем затруднительно. Ведь, согласно пдд поворот налево, можно будет совершить, когда движение станет рабочим, и авто не будет создавать дополнительных помех.

Разворот на трамвайных путях

При осуществлении поворота именно на пересечении, где есть трамвайные пути, прежде всего, необходимо убедиться в отсутствии трамвая, который движется в попутном направлении, посмотрев по зеркалам заднего вида. После этого, дождаться отсутствия трамваев со встречным движением, а также, аналогичных авто, и потом выполнить разворот.

Иногда, неопытные водители думают, что успеют проехать первыми, и встречный автомобиль либо трамвай, еще далеко. Но, к сожалению, действительность такова, что такие маневры могут приводить к необратимым последствиям.

Правила поворота налево на перекрестке

Совершая определенные маневры, необходимо знать предписанные правила ПДД, чтобы не создавать аварийных ситуаций и не нарушать закон.

В частности, поворот налево ПДД, предусматривает следующие моменты:

  1. Приготовление к поворачиванию. Требуется заранее продумать данный маневр, то есть определиться, какую полосу выбрать для дальнейшего передвижения. Собираясь повернуть налево, следует перестроиться в крайнюю левую полосу на стороне проезжей части попутного направления. При наличии разметки, разделяющей встречные потоки, следует плотнее приблизиться к линии разметки, что и будет определять левое положение авто.
  2. Непосредственно поворот. Нужно четко следовать выбранному направлению, и не срезать углы. Поскольку это будет создавать помехи движению встречных автомобилей.
  3. Выбор траектории. Полностью будет соблюдено пдд в том случае, когда траектория будет выстроена таким образом, чтобы движение проходило четко через центр перекрестка. Такое движение позволит все время находиться на своей стороне дороги.
  4. После маневра. Закончив поворот можно оказаться на дороге, имеющей как одну, так и несколько полос движения. Стоит помнить, что правила не отмечают конкретики поведения в данной ситуации. То есть, выехать можно на любую удобную, а затем перестроиться на тот ряд, который необходим.

Ситуации с единовременным поворотом

На практике довольно распространены случаи со встречным разъездом на развилке.

Когда возникает такая ситуация:

  • если автодвижение разрешается и запрещается определенными сигналами светофора;
  • если передвижение происходит по главной автодороге на нерегулируемой развилке, при этом дорога, своего курса не изменяет;
  • если автодвижение происходит на второстепенной магистрали с нерегулируемым пересечением, при этом главная автодорога не занята и ее направленность изменяется;
  • при пересечении равнозначных перекрестков, когда дорога свободна.

Когда происходит единовременный поворот налево, водители придерживаются основного негласного условия: если перекресток маленький, то разъезд производят левыми сторонами авто, если большой, то правыми.

На автодорогах обстоятельства зачастую возникают непредвиденные, поэтому действовать нужно согласно ситуации, при этом соблюдая правила. Но также стоит помнить и про те ситуации, где такой маневр запрещен. В таких местах, как правило, есть дорожный знак, либо запрещающая разметка, информирующие водителей об этом.

ПОВОРОТЫ НАЛЕВО
02.09.2012

АВТОШКОЛА ЧЕЛЯБИНСКА ПРОСПЕКТ

После освоения поворотов направо можно переходить к более сложным поворотам – налево (рис. 69).

Рис. 69. Движение вокруг площадки налево

На первый взгляд левые повороты могут показаться вам не такими уж сложными.

"Подумаешь, раньше ехали направо, а теперь поедем налево. Да и на площадке такие повороты мы отрабатывали".

Это опасные мысли! Трудности нельзя недооценивать. И если вы хотя бы бегло просмотрите рисунки этой главы, то очень быстро со мной согласитесь.

Траектория поворота налево

Для начала предлагаю вам разобраться с безопасной траекторией поворота налево. Давайте сразу начнем раскладывать ее на 3 этапа (рис. 70).

Рис. 70. Три этапа поворота налево

Первый этап. Подготовка к повороту.

Как и при подготовке к повороту направо, прежде всего надо определиться с крайним положением. И уже здесь есть некоторые сложности.

Когда дорога имеет разметку на полосы движения и линию, разделяющую встречные потоки, остается только вплотную прижаться к "осевой" (рис. 71), и это будет крайним левым положением.

Рис. 71. Крайнее левое положение при наличии разметки

А если дорожной разметки нет?

Тогда надо мысленно разделить дорогу на две равные стороны и занять такое положение, которое явно покажет всем остальным водителям ваши намерения (рис. 72).

Рис. 72. Крайнее левое положение на дороге без разметки

Второй этап. Собственно поворот.

************************************ ОЧЕНЬ СПОРНЫЙ МОМЕНТ ***********************************

Траектория поворота налево через воображаемый центр перекрестка не только обеспечивает безопасность маневра, но и в полной мере отвечает требованиям ПДД (рис. 73).

ОЧЕНЬ СПОРНО!

Рис. 73. Центр перекрестка при повороте налево

Если поворот осуществляется через "центр" перекрестка, то вы всегда будете находиться на своей правой стороне дороги (той, с которой начинается поворот, и на которой он заканчивается).

Приближаясь к центру перекрестка, вам надо будет окончательно утвердиться в правильности выбора траектории движения относительно этого центра. А траектория в свою очередь зависит от... направления движения встречного транспорта!

Если встречные машины движутся прямо или направо, то это никаким образом не влияет на траекторию движения вашего автомобиля, вы должны будете лишь уступить им дорогу. Для этого можно снизить скорость или остановиться перед воображаемым центром перекрестка, но траекторию движения, изображенную на рисунке 70, надо сохранить неизменной.

********************

А если встречный автомобиль тоже хочет повернуть налево?

В этом случае ПДД не дают ответа на вопрос: "Кто имеет преимущество? " Поэтому водители сами нашли решение данной проблемы (рис. 74 и 75).

Рис. 74. Одновременный поворот налево (на больших перекрестках)

Рис. 75. Одновременный поворот налево (на маленьких перекрестках)

Думаю, что после рассмотрения рисунков все становится понятно – вы и встречная машина можете двигатьсяодновременно, так как друг другу не мешаете.

Запомните "неписаное" правило:

При одновременном повороте налево на больших перекрестках – разъезжаемся правыми бортами, а на маленьких левыми.

Определить категорию перекрестка (большой он или маленький) и траекторию поворота (четь раньше центра или после него) обычно бывает нетрудно, да и водитель встречной машины вам в этом поможет, направив свой автомобиль по оптимальной траектории.

Остается только один вопрос. А как найти этот самый "центр" перекрестка? Ведь на асфальте не будет нарисовано никакого кружочка, как на рисунках в книге.

Поверьте, если заинтересованно посмотреть на любой перекресток, то кое-что увидеть можно.

Поскольку шины автомобилей на поворотах активно "чертят" по дороге, то на сухом асфальте центр перекрестка будет явно просматриваться в виде белой "подушечки" (рис. 76 и 77). Причем контуры такого "центра" подскажут вам еще и принятую для этого перекрестка траекторию поворота налево. Зимой на центре перекрестка лежит нетронутый снег, а во время дождя центр перекрестка тоже неплохо виден – он блестит.

Рис. 76. Центр большого перекрестка

На рисунке 76 изображен центр большого перекрестка, на котором водители при одновременном повороте налево разъезжаются своими правыми бортами. На небольших перекрестках, когда водители объезжают центр, образуется другая "подушечка", по форме близкая к кругу (рис. 77).

Рис. 77. Центр маленького перекрестка

Центр перекрестка вы нашли, разобрались, с какой стороны будете его объезжать, при необходимости уступили встречному транспорту. Что дальше? А дальше можно выезжать с перекрестка.

Третий этап. Выход из поворота.

И опять выход из поворота будет сложнее, чем при повороте направо.

Приближаясь к любому перекрестку, желательно заранее спланировать все три этапа будущего поворота. Но, как только что выяснилось, в зависимости от ситуации возможна некоторая корректировка траектории движения. И к выходу из поворота это тоже относится.

Дорога, на которой заканчивается поворот, может иметь одну (рис. 70), две (рис. 78), три (рис. 79) и более полос движения в данном направлении. Предположить количество полос, конечно, можно, но убедиться в правильности своего предположения вы сможете, лишь въехав на перекресток.

Рис. 78. Поворот налево на дорогу с двумя полосами

Рис. 79. Поворот налево на дорогу с тремя полосами

А на какую полосу выезжать с перекрестка? Вопрос важный, поскольку ошибка с выбором полосы приводит к последующим вынужденным перестроениям, что не доставляет удовольствия ни "новичкам", ни "старичкам". Поэтому вам необходимо своевременно выбрать (еще не доезжая до центра перекрестка) вашу личную полосу и направить свой автомобиль по плавной всем понятной траектории именно на нее.

В отличие от поворота направо ПДД не определяют обязательную полосу при выходе из левого поворота, значит, поворачивать можно на любую полосу. При этом нельзя забывать о некоторых ограничениях для движения по крайней левой полосе (например, см. п. 9.4 ПДД).

Возможные ошибки . К сожалению, в статистике дорожно-транспортных происшествий есть известное неофициальное выражение: "при повороте налево водитель срезал угол" (рис. 80).

Рис. 80. Водитель "срезал угол"

Некоторые водители всегда на любых перекрестках не доезжают до "центра", "срезая" основную часть траектории практически по прямой линии. При этом вероятность благополучно закончить поворот у них уменьшается ровно на 50%. Если сегодня другие водители успели увидеть такого "шустрика" и увернулись от него, то завтра водителю какого-нибудь грузовика будет лень нажимать на тормоз и он "воспитает" нарушителя.

Это был пример на 90% сознательного нарушения ПДД. Но есть и другие водители, которые на 90% не осознают, что делают.

То, что изображено на рисунке 81, можно увидеть на реальной дороге! И происходит это тогда, когда неопытный водитель пытается "выждать" встречный автомобиль в движении.

Рис. 81. Классическая ошибка "новичка" при повороте налево

Вместо того, чтобы остановиться у центра перекрестка и там ожидать проезда встречного транспорта, "новичок" продолжает "ползти" дальше мимо центра перекрестка, сам того не осознавая.

А если серьезно, то траекторию, выбранную в соответствии с ПДД и логикой, надо удерживать на протяжении всего маневра, независимо от возможных остановок на пути движения.

Водитель, имеющий намерения ездить без аварий, должен учесть, что:

Поворот налево через воображаемый центр перекрестка обеспечивает безопасность маневра.

Отклонение от траектории движения, определенной спецификой конкретного места на дороге, является одним из первых признаков предстоящей аварии.

Выезд с площадки налево

Прежде, чем реально выезжать с площадки, советую вам спланировать не только сам выезд (рис. 82), но и один-два следующих поворота (см. рис. 69). Но начнем мы все-таки с выезда.

Рис. 82. Выезд с площадки – налево

Выезд с площадки налево сложнее выезда направо как минимум по двум причинам.

Во-первых, вы должны контролировать движение транспорта по дороге как слева от себя, так и справа. А во-вторых, вам понадобится слаженная работа рук и ног для выполнения той сложной траектории движения, которую надо будет еще предварительно спланировать.

С учетом этих мыслей начинаем готовиться к выезду с площадки налево:

1. Перестроение в крайнее правое положение (поскольку сначала вы будете поворачивать направо):

1) Указатели поворота направо.

2) Взгляд в зеркало и контроль "мертвой зоны" поворотом головы назад направо.

3) Работа рулем и само перестроение.

2. Подготовка скорости и передачи (скорость пешехода и первая передача).

3. Поворот направо. При повороте надо "облизать" угол (см. рис. 49).

4. Подготовка к возможной остановке. Контроль дороги слева и справа, а также определение степени опасности (см. табл. 1).

5. Остановка (в случае необходимости). Или выезд на дорогу "сходу" при отсутствии транспорта в зоне видимости.

6. Поворот налево. Предварительно надо "вычислить" воображаемый центр этого места и выполнять поворот именно через него (см. рис. 70, 73, 78 и 79).

7. Полоса движения. При выходе из поворота будет лучше, если вы направите свой автомобиль в крайнее правое положение и будете удерживать это положение в дальнейшем, чтобы водители других машин имели возможность спокойно вас обгонять.

Повороты налево

Итак, вы благополучно выехали с площадки (рис. 82), прижались поправее, чтобы вас могли обгонять, и... просто движетесь по дороге.

Сейчас на самом деле нет никакой разницы, в какую сторону вокруг площадки мы едем – это просто дорога. Значит, разгоняемся и тормозим, переключаем передачи, объезжаем стоящий транспорт, выбираем самую безопасную для нас полосу. Проще говоря, ведем машину по дороге, и это ничем не отличается от того, что вы делали во время поездки вокруг площадки направо. Но это только между перекрестками, на них все будет совсем по-другому.

Рис. 83. Поворот налево с главной дороги

Кстати, первый из них ("В" – см. рис. 69) уже не за горами, и нам с вами пора готовиться к повороту.

Используем уже известную последовательность действий (рис. 83):

1. Указатели поворота (в данном случае – налево).

2. Взгляд в зеркало (в левое боковое).

3. Контроль "мертвой зоны" (поворот головы назад налево).

4. Перестроение в крайнее левое положение (см. рис. 71 и 72).

5. Подготовка скорости (выбрать разумную скорость).

6. Подготовка передачи (как правило, это вторая передача).

7. Планирование траектории поворота (всех трех этапов – см. рис. 70–81).

8. Подготовка к возможной остановке. При повороте налево вы обязаны уступить дорогу встречным машинам (см. п. 13.12 ПДД).

9. Остановка (в случае необходимости). В траектории движения стоит заранее наметить те точки, где в случае необходимости вы будете останавливаться.

10. Поворот налево (при отсутствии встречного транспорта).

11. Полоса движения. При выходе из поворота надо направить свою машину на заранее выбранную вами полосу.

Следующий перекресток будет со светофором ("Д" – см. рис. 69 и 84). Это означает, что вам надо вспомнить, как мы "побеждали" светофор при поворотах направо, и использовать те же мысли. Что касается подготовки к повороту (указатели, зеркало, и т.д.), то она ничем не отличается от подготовки к предыдущему повороту.

Рис. 84. Поворот налево на перекрестке со светофором

И не надо бояться машин справа и слева! Ведь они же стоят и ждут зеленого сигнала светофора. А вот встречному транспорту уступить дорогу не забудьте.

Дальше будет длинный участок дороги, на котором вам надо потренироваться в отработке динамики движения. Но сильно не увлекайтесь, так как впереди будет самый сложный на данном маршруте перекресток ("Ж" – см. рис. 69 и 85).

На значительном расстоянии до перекрестка следует начать перестроение на крайнюю левую полосу. Процесс перестроения может занять немало времени. Ведь наверняка рядом с вами будут двигаться и другие машины, которым при перестроении вы обязаны уступить дорогу. Не забывайте о том, что иногда лучше остановиться справа и переждать, чем лезть "напролом".

После успешного перестроения в крайнее левое положение необходимо заняться подготовкой скорости, передачи и разработкой плана действий в непосредственной близости от перекрестка и на нем (рис. 85).

Рис. 85. Поворот налево на главную дорогу

На предыдущих перекрестках у вас была всего лишь одна забота – встречная машина. Теперь ее нет, но зато есть более серьезная задача. Вам надо одновременно контролировать:

Машины, приближающиеся к перекрестку слева и справа,

Траекторию и скорость движения своего автомобиля,

А также машины, следующие за вами, так как необоснованная остановка может привести к аварии с ударом сзади.

Если вам покажется, что специально для вас к этому перекрестку подъехали машины со всего света с одной только целью – разбить ваш автомобиль, то и в этом случае выход из положения есть.

Плавно тормозите, включайте аварийную световую сигнализацию и останавливайтесь, не выезжая на сам перекресток.

За водителей сзади идущих машин сильно не беспокойтесь – они вас объедут. У вас же появится некоторое время на то, чтобы собраться с мыслями. Только не советую злоупотреблять этим приемом. Он является "спасительной соломинкой" , которой можно воспользоваться только в критической ситуации.

Когда ваши руки и ноги перестанут трястись, глаза начнут видеть, а голова думать, надо будет выключить аварийную сигнализацию, включить первую передачу и продолжить движение. Но выезжать на перекресток вам, естественно, разрешается лишь в том случае, если слева и справа от вас машин нет или они есть, но на значительном от перекрестка расстоянии.

Затем вам надо будет вернуться на площадку ("Л" – см. рис. 69 и 86). Этот поворот из серии не очень сложных, хотя "сюрприз" все же возможен – в виде вашего коллеги-ученика, который сейчас "нарезает" круги по площадке. Поэтому у вас должна быть готовность к остановке в заранее намеченной точке своей траектории.

Рис. 86. Поворот налево на площадку

Ну вот вы и опять на своей "родной" площадке ("М" – см. рис. 69).

После первого "круга" налево вам надо обязательно и основательно отдохнуть. Стоит выйти из машины, постучать ногой по колесам, протереть стекла, поделать прочую ерунду. Иными словами, необходимо отвлечься от пережитого.

Чуть позже надо спокойно подумать, порисовать в блокноте и разобраться со всеми допущенными ошибками на этом сложном маршруте с левыми поворотами. А затем, не откладывая в долгий ящик, поездку надо будет повторить, но теперь уже более спокойно и размеренно.

В первую очередь необходимо включить поворотник, чтобы привлечь внимание водителей своим намерением повернуть. Непосредственно перед поворотом сбросить скорость до 20 км/ч (скорость может быть и выше в зависимости от крутизны поворота). Без определенной нужды не следует тормозить сильнее. Не стоит выполнять крутой поворот на 90 градусов на большой скорости, так как есть вероятность того, что вы не будете успевать крутить рулем, и как следствие не справитесь с управлением: можете выехать на встречную полосу, попасть в лобовое столкновение, или же просто заехать на тротуар.

Снизив скорость перед поворотом, включите пониженную передачу (2-ю или 3-ю в зависимости от выбранного скоростного режима). Переключение нужно производить коротко, чтобы вернуть правую руку на руль до вхождения в поворот. Не допускайте вхождения в поворот с выжатым сцеплением - автомобиль становится менее устойчивым.

Перед поворотом посмотрите по зеркалам, по сторонам – вдруг кому-нибудь нужно уступить дорогу. При этом не забывайте одновременно поворачивать в нужную сторону руль. К примеру, поворачивая вправо – оцените обстановку, повернув голову налево и снова направо - и так до пяти раз, пока вы не убедитесь в возможности маневра. Помните, двигаться можно только если вы смотрите в сторону движения - куда смотрю туда и еду! Выезжая из поворота аккуратно прибавьте газу. Конечно, если впереди кто-то медленно едет, или вовсе остановился с желанием кого-то пропустить жать на газ не нужно. Пусть вначале он наберет скорость, иначе можешь ”догнать”.

Начинай тормозить примерно за 60 метров.
Поворот направо совершается на расстоянии в метр от борта до бордюра. Рулить направо надо начинать тоже где-то за метр до поворота – необходимо направить в сторону поворота корпус автомобиля (смотришь направо, поворачиваешь руль на 55-65 градусов вправо, далее смотришь налево, пропускаешь машины. Если даже ты встал, то колеса должны быть уже повернуты направо). Если начинаешь поворачивать поздно – можешь выехать на середину дороги. Если мало повернешь руль – попадешь в чужой левый ряд или наедешь задним колесом на бордюр. Так что крутить нужно быстрей, сильней.
Для поворота налево нужно ехать по середине крайней левой полосы. Далее делишь зрительно пополам перекресток (относительно дороги, примыкающей слева), и начинаешь совершать маневр лишь после того, как проедешь первую половину перекрестка. Не зависимо от того, находится поворот на перекрестке или на изгибе дороги выполнять его следует также – проехал середину примыкающей дороги, совершил маневр.

После совершения поворота следует отключить поворотник, если указатель сам не отключился. При включенном поворотнике раздается характерное ”тиканье” реле, по панели также это можно лицезреть.

Вопросы о прохождении правого поворота

Почему необходимо смещать корпус авто в сторону поворота, то есть рулить начинать немного раньше поворота?

Для того, чтобы обозначить перед другими водителями свои намерения повернуть направо. Никогда нельзя до конца быть уверенным в том, что лампочка на твоем заднем поворотнике не перегорела. Может быть и такое, что из-за грязи, в дневное время суток, он будет давать слабый свет, незаметный водителю сзади. Как тогда он узнает о том, что ты собрался поворачивать?

Если ты поворачиваешь машину направо по второстепенной дороге (приходится уступать дорогу поперечному транспорту), то лучше, когда твои колеса уже смотрят в сторону, куда будет совершаться маневр. Тогда в момент, когда нужно будет занять свое место в потоке авто тебе придется намного меньше крутить баранку. К тому же ты просто намного плавней, красивей, уверенней, без резких траекторий движения выполнишь поворот.

Если не смещать корпус, то приходится смотреть то влево (кто едет, нет), то направо (куда ехать? Нет ли там пешеходов и т.д.). Головой то вертеть придется, но не влево-вправо, а влево-прямо.

Почему нужно желательно поворачивать именно на расстоянии метра от правого бордюра?

Самая простая ситуация: начал заворачивать ближе, передние колеса прошли конечно нормально, но задними колесами наедешь на угол бордюра. Это в лучшем случае. А в худшем: бордюр оказался высоким, а ты весь правый низок себе замял.
Если решишь завернуть от бордюра в метрах 2-2.5, тогда образовывается внушительный зазор между правой бочиной и бордюром. Через эту дырочку может попробовать проскочить шальной велосипедист или мотоциклист. Если ко всему прочему учесть ситуацию с перегоревшей лампочкой, то может выйти так, что ты зажмешь несчастного лихача в щели, постепенно прижимая его все больше к бордюру. Тут у него останется только два выхода: либо в твою машину(!), либо на тротуар. И не факт, что он не выберет твою машину. А если зазор будет минимальным, сыграет инстинкт самосохранения, и вряд ли он сунется.

Все в нашей жизни относительно. В конце концов линейкой ни кто не меряет, и база у каждой машины разная, от траектории входа в поворот тоже зависит расстояние от правой стороны до бордюра.
При совершении поворота в правую сторону при выезде с второстепенной дороги на главную, ты обязан уступить дорогу только поперечно движущимся автомобилям, едущим слева-направо. Следовательно смотришь налево – поворачиваешь направо.
На перекрестке, где пересекающиеся дороги равнозначные (нет знака главная, второстепенная) уступать при повороте направо не должен никому, т.к. ты – помеха справа.

Поворот налево

При совершении поворота налево на нерегулируемом перекрестке водитель должен уступить всем, а именно:

  1. Авто, едущему к тебе с правой стороны (помеха справа);
  2. Авто, едущему по встречной полосе;
  3. Авто, которое хочет повернуть туда, куда и тебе нужно, но совершающий маневр со встречной полосы – ты же поедешь за ним;

В первом случае уступить дорогу следует до выезда на перекресток, в остальных нужно выехать в центр перекрестка, и после уже уступать дорогу вновь образовавшейся помехе справа.
Если авто движется на встречу к тебе и выполняет аналогичный тебе поворот – ты должен разъехаться с ним правый борт к его правому борту. Однако на практике это не всегда так.
Поворот налево осуществляется из крайней левой полосы. Не забывайте, что перестраиваться в нужный вам ряд необходимо всегда плавно, не забывая о возможности попадания машин в слепую зону.

Унесло не одну человеческую жизнь в авариях. Чтобы этого не происходило, необходимо время от времени их повторять и следить за внесенными изменениями. Зачастую дорожно-транспортные происшествия случаются на перекрестках. Кто-то неправильно повернул, кто-то не вовремя перешел, кто-то не пропустил - и вот в результате ДТП. Авария не доставляет никому удовольствия, поэтому проезд перекрестков нужно знать, как верующий молитву.

Перво-наперво, подъезжая к пересечению дорог, водитель определяет, регулированный перекресток это или нет. А уже исходя из этого, определяются его последующие действия.

Регулированный перекресток

Правила имеют четкую формулировку регулируемых и нерегулируемых развилок. Так, регулированный перекресток - это пересечение дорог, на котором очередность движения устанавливается посредством светофора либо регулировщика. В свою очередь, - это развилка дорог, на которой отсутствует регулировщик и светофор, либо присутствует последний с желтым мигающим сигналом. На таком пересечнии дорог очерёдность проезда определяется знаками, разметкой и ПДД.

Сейчас рассмотрим подробнее ситуации, которые сулит проезд регулируемых перекрестков.

Знаки на регулируемых перекрестках

При наличии регулировщика или светофора информация с установленных на перекрестке знаков не учитывается. Они на полосах располагаются на некотором расстоянии от пересечения дорог.

Стоит отметить, что светофор, мигающий желтым сигналом, не является средством регулирования, поэтому данный перекресток при данных обстоятельствах считается нерегулируемым. Очередность движения определяется установленными знаками. При светофоре, работающем в надлежащем режиме, обращать внимание на знаки нет необходимости.

Движение автомобилей

Движение на регулируемом перекрестке определяется основными и дополнительными сигналами светофора или регулировщиком, а также информационными знаками. Каждый водитель четко помнит, что исправно работающие светофоры функционируют в одном режиме. То есть если на одной дороге горит основной разрешающий зеленый сигнал, то на другой - запрещающий красный.

Регулировщик на пересечении дорог определяет движение жестами. При определенном стечении обстятельств регулируемый перекресток имеет светофор, а также на нем находится сотрудник дорожной службы. Для этого случая правила рекомендуют двигаться в соответствии с жестами регулировщика, несмотря на сигналы.

Проезд перекрестка со светофором

Проезд регулируемых перекрестков, на которых имеется рабочий светофор, определяется сугубо его сигналами. Итак, подъехав к пересечению дорог, вы обнаружили, что он регулируемый. То есть очередность движения определяется с помощью светофора. Он должен работать в режиме красный - желтый - зеленый.

На регулируемом перекрестке нет определения главной или второстепенной дороги. Двигаться по главной дороге на зеленый свет светофора невозможно.

Первым делом, подъезжая к регулируемому перекрестку, необходимо занять правильную полосу. Для информирования о направленности того или иного ряда на значительном расстоянии от пересечения устанавливается знак. Регулируемый перекресток водитель имеет право проезжать строго по определенной полосе. Знаки о направлении рядов располагаются так, чтобы была возможность перестроиться в необходимую. В случае когда отсутствует знак, то водитель транспортного средства, согласно Правилам дорожного движения, должен занять крайнюю правую (левую) позицию, в зависимости от направленности движения. Итак, существует несколько вариантов развития событий:

  • Необходимость повернуть направо. Встать необходимо приблизительно в пятидесяти сантиметрах от бордюра. Таким образом, не смогут втиснуться правее вас одноколейные транспортные средства, то есть никто не сможет помешать повернуть.
  • Необходимость повернуть налево. Свой автомобиль следует остановить справа от полосы, которая разделяет ваше направление и встречное. В случае если разделительная полоса не видна, к примеру, замело снегом, то остановиться необходимо правее условно разделенной на две части дороги. В случае наличия трамвайных путей разрешается занять их, если они попутного направления и, самое главное, если вы не препятствуете движению трамвая. При развороте дозволено занимать трамвайные пути.
  • Необходимость двигаться прямо. При отсутствии знака, сообщающего о направлении движения на данной полосе, автомобиль следует ставить не посередине, а справа или слева. Установив своё транспортное средство в центре, вы создадите своеобразную "елочку", то есть водителю позади вас нужно, к примеру, направо, а следующему налево и так далее, что создаст заторы на дороге.

Движение прямо

Проезд регулируемого перекрестка прямо достаточно прост. Перед водителем загорается зеленый сигнал светофора, и он начинает движение, не уступая дорогу никому, согласно Правилам дорожного движения. Однако, как известно, любое правило имеет свои исключения.

Перед началом движения прямо следует уступить:

  • Транспортным средствам, которые начали свой маневр и не успели закончить до запрещающего для них сигнала.
  • Транспортным средствам с проблесковыми маячками и звуковыми сигналами.
  • Трамваю. Из-за расположения на проезжей части в некоторых случаях понадобится подождать, пока он совершит поворот направо. Соответственно, это касается и рельсовых транспортных средств встречного направления, поворачивающих налево.

Поворот направо

При правостороннем движении поворот направо занимает первое место среди остальных по безопасности, так как он не имеет пересечений с другими транспортными направлениями (в некоторых случаях возможно лишь слияние). Однако направо повороты на регулируемых перекрестках имеют свои нюансы.

  • Пешеходы. Одновременно с разрешающим водителю может загореться такой же сигнал и для пешехода. Здесь ПДД гласят, что автомобиль обязан уступить человеку. В данных обстоятельствах водитель механического транспортного средства не имеет права начинать, продолжать или возобновлять ход при условии, что это помешает пешеходу двигаться в нужном ему направлении или поменять скорость. Если автомобиль не создает помех своим движением пешеходу и он перемещается с прежней скоростью по нужной ему траектории, то ход транспорта разрешен. Если разъехаться не получается, без ущерба для пешехода, то водитель обязан пропустить человека. При необходимости остановиться управляющий транспортным средством не должен переживать, ведь согласно ПДД, он в любом случае завершит поворот, даже если загорится запрещающий сигнал, так как свой маневр он начал при разрешающем.
  • Механические транспортные средства со встречного направления, выполняющие поворот налево. Согласно Правилам дорожного движения, водитель, совершающий правый поворот, имеет преимущество, поэтому начинает маневр первым.
  • Радиус поворота. При совершении маневра необходимо внимательно следить за тем, чтобы при выезде с перекрестка вы не оказались на встречной полосе. Это достаточно легко исполнить, если поворот выполняется не на высокой скорости.

Поворот налево

Самый сложный и опасный для начинающих водителей - поворот налево на регулируемом перекрестке. Тем не менее, разобравшись в правилах, вы будете проезжать его с легкостью и спокойствием.

Для начала определяетесь, кого нужно пропустить. Из выше рассмотренных ситуаций при движении прямо и направо делаем вывод, что именно этим направлениям вы уступаете. Также не забывайте о пешеходах, которых в обязательном порядке вы пропускаете.

Поворот совершается одновременно со встречным потоком, двигающимся налево. То есть при маневре автомобили на перекрестке "соприкасаются" правыми сторонами. Таким образом, увеличивается пропускная способность регулируемого пересечения дорог. Но стоит отметить, что это оказывает негативное влияние на безопасность. Особенно если посреди дороги остались крупногабаритные транспортные средства, которые ограничивают обзор и не позволяют вовремя заметить приближающиеся и двигающиеся в направлении прямо автомобили. Чтобы не стать активатором дорожно-транспортного происшествия при повороте налево, необходимо помнить о правилах:

  • Не начинаем двигаться сразу после разрешающего сигнала, а позволяем благополучно завершить маневр оставшимся на перекрестке автомобилям. Затем начинаем движение до центра перекрестка. После этого пропускаем автомобили с других направлений. Если транспорта нет и ваше движение не мешает пешеходам, то маневр разрешается выполнять без остановки. Чтобы проще было двигаться и определить, где следует остановиться для пропуска автомобилей, нужно провести мысленно прямую линию от верхнего левого угла пересечения дорог в нижний правый. И затем ехать согласно этой диагонали.
  • Контроль встречного направления и Внимательно необходимо следить во время остановки в центре перекрестка. Иногда закончить маневр можно в "разрыве" встречного потока. Или когда сигналы светофора начнут меняться, встречка прекратит ехать, и вы завершите свое движение.
  • Так же, как и с правым поворотом, по завершении маневра нужно быть внимательным и не оказаться на встречной полосе. Учитывая это правило и при наличии нескольких полос в попутном направлении, поворот позволено закончить в любом. Однако если на дороге несколько рядов, с которых разрешается повернуть налево, то целесообразно двигаться "из полосы в полосу". То есть если вы начали двигаться налево из первой левой полосы, то и закончить поворот следует в ней же. При таком движении вы не станете виновником аварии на регулируемом перекрестке.

Разворот

В целом, согласно разворота на регулируемом перекрестке схожи с поворотом налево, но небольшие отличия есть. Так, при изменении направления движения на противоположное вы на своем транспортном средстве не пересекаете путь пешеходам.

В правилах дорожного движения четко не оговорено, в какую из полос нужно завершать разворот. Поэтому, если есть выбор, то выбирайте наиболее удобную для вас. Однако четко указано, что разворот на регулируемом перекрестке осуществляется только из крайней левой полосы и никакой другой.

Перед разворотом обязательно необходимо пропустить транспортные средства, которые двигаются со встречного направления прямо или направо.

Проезд регулируемого перекрестка и трамвай

Согласно Правилам дорожного движения, проезжая регулированный перекресток, на котором одновременно горит разрешающий сигнал и для вашего автомобиля, и для трамвая, последний имеет преимущество.

Исключения:

  • выезд из трамвайного ДЭПО.
  • трамвай, двигающийся на дополнительный разрешающий сигнал.

Во всех остальных случаях независимо от направления движения рельсовый транспорт имеет преимущество перед автомобилями.

Переход

Человек, совершая переход регулируемого перекрестка, обязан руководствоваться сигналами регулировщика, пешеходного светофора, а за неимением его - транспортного.

С все предельно ясно: красный - стой, зеленый - иди. Регулировщик, зная о том, что не все люди знакомы с ПДД, зачастую делает знак рукой в сторону. По этому направлению можно перейти регулируемый перекресток.

Правила не содержат четкой информации о том, как должен ориентироваться человек по транспортному светофору. Поэтому в этой ситуации все остается на усмотрение пешехода. Можно начать движение, когда для всех горит красный, или когда в нужном направлении загорелся разрешающий сигнал. В любом случае необходимо проявить чрезвычайную бдительность, так как переход на автомобильный светофор является довольно спорной ситуацией.

Как проезжать регулируемые перекрестки во время затора

Заторы на дорогах - малоприятное событие. Каждый из начинающих водителей боится стать его инициатором. Поэтому не приступайте к движению, если видите, что за перекрестком образовался затор и вы, поехав на разрешающий сигнал светофора, не успеете закончить маневр, так как, оказавшись в центре пересечения дорог, становитесь преградой для проезда остальных участников движения. Начинайте перемещение лишь после того, как увидите, что за перекрестком освободилось достаточно места для вашего автомобиля.

Сигналы регулировщика

Как упоминалось ранее, наличие регулировщика говорит о том, что перекресток является регулируемым. Поэтому ориентироваться необходимо исключительно по его сигналам.

Жесты регулировщика показывают очередность движения. Некоторые водители не понимают данных сигналов или не могут запомнить. Поэтому появились такие выражения: - делай правый поворот. Если палка смотрит влево - ты езжай как королева. Если палка смотрит вправо - ехать не имеешь права. Если мент стоит спиной, то не двигайся, и стой". Запомнить их не составит труда, и понимать регулировщика станет проще.

Помощь начинающему водителю

При движении прямо, начинающие водители иногда создают аварийную ситуации, начиная резко тормозить, завидев, что справа кто-то начинает ехать на разрешающий дополнительный сигнал светофора. Это является грубой ошибкой, ведь, находясь на перекрестке, и направляясь прямо, на основной разрешающий сигнал светофора, вы имеете преимущество.

При повороте направо, после выезда с пересечения, как уже упоминалось, следует быть осторожным в выборе полосы, так как есть возможность оказаться на встречке. Поэтому придумали такое выражение "из крайнего правого в крайний правый". Его очень просто запомнить и выполнить.

При повороте налево никогда не упускайте из вида встречное направление, особенно, когда сигналы светофора у него уже сменились на запрещающие. Потому что не редки случаи появления "доезжающих" транспортных средств.

Как правильно осуществлять поворот налево на перекрестке – этот вопрос имеет множество ответов, в зависимости от ситуации. Для начала нужно запомнить, что всегда включается левый указатель поворота.

Пересечение потоков машин осуществляется по-разному, поэтому перекрестки тоже бывают разной степени сложности. Они регулируются, если все едут согласно установленным светофорам или по сигналу прегулировщика.

Соответственно, если:

  • не видно светофора
  • светофор неисправен
  • на нем включен постоянный желтый сигнал
  • никто не указывает машинам, куда ехать – перекресток нерегулируемый.

Здесь проезд перекрестка с поворотом налево осуществляется по правилам для перекрестков, где поток авто организовывается самими водителями — они передвигаются, согласовывая свои действия с размещенными знаками и другими автовладельцами.

Важно знать, кому и когда нужно уступать – основная часть правил состоит из этого. Каждое правило следует разобрать пошагово. Зная, как правильно поворачивать налево на перекрестке со светофором, можно избежать многих дорогостоящих неприятностей.

При повороте, развороте по зеленому свету на перекрестке со светофором водитель уступает:

  • машинам, которые проезжают навстречу или поворачивают направо (ПДД 13.4).
  • начиная ехать по указателю, который включается вместе с желтым и красным светом, уступать нужно всем машинам, которые едут с других полос (так же поступают трамваи); если дополнительная секция выключена, то движение может осуществляться только по основному сигналу.
  • если разрешено движение всех ТС, трамвай получает приоритет – ему обязаны уступить (ПДД 6.); рельсовому транспорту дают преимущество – сначала пропускается трамвай, затем можно ехать через трамвайные пути
  • при включенном зеленом следует двигаться после того, как все машины, еще находящиеся на перекрестке, окажутся за его пределами, и перейдут дорогу все пешеходы (ПДД 13.8) – это требование, которое необходимо для общей безопасности.

После включения зеленого водитель движется в нужном ему направлении, сигналы светофора, расположенного на выходе с перекрестка, его не касаются. Но он должен видеть дорожную разметку – если есть стоп-линии, то на светофоры придется смотреть и двигаться по их сигналам.

Разъезд на перекрестке при повороте налево с такими линиями имеет особую организацию движения, нельзя поворачивать, не останавливаясь, нужно двигаться прерывисто, только по зеленым сигналам (ПДД 13.7). Если был зеленый, то следует переместиться на перекресток и пропустить встречный транспорт, находясь там. На стоп-линиях в такой ситуации останавливаться не нужно, поскольку есть разрешение двигаться – был зеленый.

Что касается приоритета рельсового транспорта, то он действует, если перекресток регулируется одним светофором. Если установлены раздельные светофоры для трамваев и безрельсового транспорта, то водители обоих ТС должны замечать и понимать сигналы двойного регулирования. Соответственно, если для водителя авто загорелся зеленый, то для трамвая будет красный – при таком сочетании водитель авто совершает поворот с трамвайных путей налево, не уступая.

Такова краткая инструкция стратегии водителя при маневрах на перекрестке – следует соблюдать все изначально, чтобы впоследствии следовать правилам инстинктивно.

Двигаясь через перекресток такого типа, автоводителю придется уступить:

  • машинам на главной дороге (если сам он находится на второстепенной)
  • трамваю (если находиться с ним на равнозначной дороге)
  • всем справа, если пересекаются равнозначные дороги; рельсовый транспорт поступает так же, при этом у них приоритет
  • машинам, которые едут по равнозначной дороге прямо или направо, если сам водитель поворачивает налево или планирует развернуться (так же следует поступать трамваям)
  • пешим гражданам и велосипедистам, если те двигаются или пересекают проезжую часть.

Пребывание на главной дороге не означает постоянный приоритет. Если она идет налево, и имеются два знака – главной дороги и поворота, то нужно вспомнить 13.11 ПДД – уступать всем машинам, которые подъезжают справа.

Не следует рассчитывать, что все водители скрупулезно изучили правила. Поэтому при движении по главной дороге, значение имеют не только знаки и сигналы, нужно внимательно следить за маневрами соседних участников движения и поступать соответственно.

На пересечении неравнозначных дорог гражданин, который едет по второстепенной, может попытаться проскочить первым, несмотря на правила. Лучше пропустить его – не всегда рядом инспекция, которая остановит нарушителя. Всегда сначала нужно увидеть, что другой водитель уступает.

Если начинается изменение направления дороги, действуют правила, установленные для проезда перекрестков равнозначных дорог (вне зависимости от того, о какой дороге идет речь, главной или второстепенной).

Если нет обозначенной главной дороги, а разметка на покрытии дороги неразличима, водитель едет как при движении по второстепенной дороге.

Запрещено создавать препятствия для потока с поперечной дороги –при образовании затора нельзя стремиться на перекресток.

Если имеются две и более однонаправленных полосы движения, перекресток считается сложным. Полоса — это любое пространство проезжей части, достаточное для проезда авто, может обозначаться или не обозначаться разметкой.

На перекрестке с двумя и более полосами попутного направления с разрешенным поворотом налево, в случае перестроения водитель уступает приоритет тому, кто уже находится на полосе, на которую он перестраивается . Такой же принцип на перекрестках с кольцевым движением – уступить тому, кто находится на своей полосе.

На практических занятиях по вождению водители приучаются к перемещению в крайнюю правую позицию после поворота – такой маневр предусмотрен ПДД, когда нет знаков, разрешающих повороты сразу с двух полос. Этот навык поможет при повороте налево на дорогу с реверсивным движением – перестраиваться можно только убедившись, что разрешено движение и по другим полосам.

Более сложные перекрестки, например, с возможностью перестроения из двух в три полосы после поворота обычно снабжаются разметкой. Если ее нет, следует определить свою траекторию на подъезде к перекрестку и ехать, уже зная, какую полосу занимать: из правой полосы – в правую, из левой – в левую или среднюю. На таких перекрестках крайне нежелательно перестраиваться, так как при повороте нельзя увидеть движение на соседних полосах.

ПДД допускают занятие любой полосы, однако, при попытке двух авто занять одну полосу, нарушителем окажется тот, у кого помеха справа.

Видео: Как правильно выполнять левый поворот

Вывод

На регулируемом перекрестке движение более предсказуемо – зеленый загорается для водителей двух противоположных направлений одновременно, для тех, кто движется по поперечной дороге, горит красный. На перекрестках со светофорами с дополнительной секцией следует быть намного внимательнее – вариативность поведения участников движения возрастает. Абсолютное преимущество при повороте налево у водителя появляется, если он начинает движение по зеленому основному и зеленой стрелке.