Повышаем эффективность общественного транспорта. Оптимизация маршрутной сети. Соколюк сергей викторович Проверка достоверности полученных данных при обследовании пассажиропотоков на городском пассажирском транспорте

1

В данной статье рассматривается оптимизация административной модели управления городским пассажирским транспортом на маршрутной сети города, а также задача оптимизации интервалов движения транспорта с учетом затрат времени пассажиров. При этом учтено, что большинство пассажиропотоков могут быть перевезены с помощью транспортных средств конкурирующих маршрутов. С увеличением интервала движения транспортных средств по данному маршруту возрастают затраты времени пассажиров, но сокращается ущерб от транспорта городской среде и, наоборот, при снижении интервала движения сокращаются затраты времени пассажиров, но увеличивается ущерб городской среде от работы транспорта. Предложенная модель без лишних ограничений и коэффициентов с помощью экономической оценки времени населения позволяет рассчитать оптимальное количество рейсов при любом пассажиропотоке. Приведенные критерии позволят решать задачи большой размерности, соответствующей размерам любого города.

транспортное средство

пассажиропоток

интенсивность движения

оптимизация

1. Артынов А.П. Автоматизация процессов планирования и управления транспортными системами / А.П. Артынов, В.В. Скалецкий. – М.: Наука, 1981. – 272 с.

2. Баламирзоев А.Г., Алиева Х.Р., Баламирзоева Э.Р. Принятие решений пассажиропотоком по выбору маршрута передвижения//Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4. – С. 267–271.

3. Большаков А.М. Повышение качества обслуживания пассажиров и эффективность работы автобусов / А.М. Большаков, Е.А. Кравченко, С.Л. Черникова. – М.: Транспорт, 1981. – 206 с.

4. Полак Э. Численные методы: Единый подход. – М.: Мир, 1974. – 374 с.

5. Семенова О.С. Оптимизация потоков общественного транспорта в городской среде / М.Е. Корягин, О.С. Семенова // Вопр. современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2008. – Т. 1 (11). – С. 70–79.

6. Химмельблау Д. Прикладное нелинейное программирование. – М.: Мир, 1975. – 534 с.

Во многих городах общественный транспорт состоит лишь из одного вида. Как правило, это города небольших размеров. Количество транспортных операторов незначительное, перевозки убыточны, поэтому общественный транспорт управляется администрацией муниципального образования, задача которой - обеспечить равновесие между потерями времени пассажиров и ущербом от работы транспорта в городской среде.

Оптимизация интенсивности движения общественного транспорта на одном маршруте

Для составления модели необходимы следующие исходные данные: пассажиропотоки, т.е. интенсивность поступления пассажиров, которых способен перевезти данный маршрут, а также суммарная интенсивность движения транспорта других маршрутов, конкурирующих за эти пассажиропотоки. Необходимо также иметь информацию о себестоимости одного рейса и стоимости пассажиро-часа, исходя из которой для системы «город» ставится задача найти оптимальный интервал движения транспортных средств данного маршрута, обеспечивающий максимальную эффективность транспорта на маршруте в указанный период времени.

Для удобства расчетов перегруппируем пассажиропотоки по конкурирующим маршрутам, т.е. определим суммарные пассажиропотоки, перевозимые коалициями конкурирующих маршрутов:

R - количество пассажиропотоков, перевозимых транспортными средствами данного маршрута совместно с коалициями других маршрутов;

λi - интенсивность i-го потока пассажиров, перевозимого в том числе и транспортными средствами данного маршрута, ;

λ - интенсивность потока пассажиров, перевозимого транспортными средствами только данного маршрута;

μi - суммарная интенсивность пуассоновских потоков конкурирующих транспортных средств за i-й поток пассажиров, ;

μ - интенсивность пуассоновского потока движения транспортных средств по данному маршруту;

δ - ущерб городской среде от одного рейса на данном маршруте.

Исходя из того, что потоки транспортных средств пуассоновские, не зависящие друг от друга и от потоков пассажиров, доля пассажиропотока, перевозимого каждым маршрутом, пропорциональна его интенсивности движения, т.е. доля i-го потока пассажиров, перевозимого транспортными средствами данного маршрута, равна

Среднее количество пассажиров, перевозимых за единицу времени транспортными средствами данного маршрута вычисляется по формуле

Суммарные потери пассажиров, связанные с ожиданием транспортных средств, составляют

а ущерб городской среде от работы транспорта -

Целью муниципалитета является поиск оптимального интервала движения транспортных средств по данному маршруту, обеспечивающего минимальные суммарные потери времени пассажиров (1) и транспортный ущерб (2):

(3)

При возрастании интенсивности движения целевая функция неограниченно возрастает:

Поэтому можно ограничить интенсивность движения ГПТ по маршруту m сверху достаточно большой константой.

Вторая производная от целевой функции (3) больше нуля:

Поэтому по необходимому и достаточному условию экстремума при μ > 0 целевая функция имеет глобальный минимум при условии равенства нулю первой производной (здесь и далее: звездочкой обозначается оптимальное значение параметра):

(4)

В этом параграфе рассмотрена задача оптимизации интервала движения транспорта по одному маршруту с учетом затрат транспорта и социально-экономического эффекта, связанного с простоями пассажиров. Однако работа представляет в основном теоретический интерес, так как на практике необходимо осуществлять оптимизацию интервалов движения городского пассажирского транспорта по нескольким взаимодействующим маршрутам одновременно.

Численный пример

Обратим внимание на важную особенность модели на небольшом примере Рассмотрим маршрут, пассажиропоток на котором составляет 1000 чел. в час, ущерб от 1 рейса городской среде - 500 руб., средняя стоимость пассажиро-часа - 50 руб. Тогда рассчитаем оптимальное количество рейсов:

Эта формула следует из (4) при отсутствии конкурентов. Среднее время ожидания составит 6 мин, а общее время, потерянное пассажирами, 100 ч (1).

Пассажиропоток на маршрутах отличается, к тому же на одном и том же маршруте в час пик пассажиропоток может быть в разы больше, чем в раннее утреннее или позднее вечернее время. Допустим, пассажиропоток упадет в 4 раза, до 250 пассажиров. Тогда, очевидно, с точки зрения транспортного оператора необходимо пропорционально сократить количество рейсов (чтобы сохранить рентабельность). Тогда будет выполнено 2,5 рейса за час, среднее время ожидания составит 24 мин, общие потери пассажиров - 100 ч. Такое решение является несправедливым по отношению к пассажирам.

Предложенная в данной статье модель приводит к тому, что количество рейсов должно составить

В этом случае среднее время ожидания возрастет лишь до 12 мин, а потери пассажиропотока составят 50 ч, при этом количество пассажиров, перевозимое за 1 рейс, упадет со 100 до 50. Данный подход оправдывает то, что и при малом пассажиропотоке необходимо выполнять рейсы городского пассажирского транспорта, несмотря на низкий коэффициент наполнения подвижного состава.

На практике для того чтобы добиться подобного эффекта, вводят ограничение на максимальный интервал движения городского пассажирского транспорта и максимальный коэффициент наполнения подвижного состава в часы пик и межпиковое время. Это приводит примерно к тем же результатам, что и предлагаемая в данной работе модель. Однако модель без лишних ограничений и коэффициентов с помощью экономической оценки времени населения позволяет рассчитать оптимальное количество рейсов при любом пассажиропотоке.

Оптимизация интервалов движения одного вида общественного транспорта

Построим математическую модель оптимизации работы пассажирского транспорта в городской среде. В построенной задаче существуют два критерия: потери времени пассажиров и ущерб от деятельности транспорта. Для разрешения противоречий между этими характеристиками необходимо прийти к общей размерности оценки времени пассажиров и ущерба транспорта. В данной модели для этих характеристик используется стоимостная оценка, поэтому общим критерием эффективности работы городского транспорта является суммарная стоимостная оценка социальной значимости перевозок и ущерба городской среде от эксплуатации пассажирского транспорта .

Для того чтобы удовлетворить потребности каждого пассажира в перевозке, должны существовать маршруты, способные перевезти пассажира между его начальным и конечным остановочными пунктами, т.е. если

Ij > 0, то

Очевидным ограничением является то, что интенсивность потоков транспортных средств, движущихся по каждому маршруту, не отрицательна:

Суммарный ущерб городской среде от работы городского пассажирского транспорта составит

Тогда средние затраты пассажиров, ожидающих транспорт на i-м остановочном пункте для переезда на j-й, в единицу времени вычисляются следующим образом:

(7)

Целевая функция в данной задаче представляет собой суммарные затраты транспорта на передвижение транспортных средств по маршрутам в единицу времени (6) и потери времени пассажиров в ожидании (7):

(8)

Утверждение 1. Целевая функция (8) выпукла вниз по интенсивностям движения транспорта на всей области существования (5).

Левая часть (8) является упрощенной формой функции среднего времени ожидания

домноженной на постоянную γ, и выпукла вниз. Правая же часть линейна и при сложении не влияет на выпуклость. ◄

Утверждение 2. В задаче (5, 8) существует, и притом единственное, конечное решение.

Целевая функция строго выпукла, при этом для каждого маршрута l

Иными словами, транспортные расходы неограниченно возрастают при повышении интенсивности движения. Если зафиксируем некоторое решение , тогда оно находится в области

поэтому должно выполняться следующее ограничение:

Множество, заданное данным ограничением, - выпукло и ограниченно, поэтому, исходя из этих положений, решение существует (утверждение 1), оно конечно (9) и единственно (утверждение 1). ◄

Утверждение 3. Если (5, 8), то ущерб от работы транспорта городской среде и потери пассажиров совпадают в этой точке.

По необходимому условию экстремума производные от целевой функции по каждому направлению равны нулю:

(10)

Выразив α k из (10), подставим это выражение в (8) и получим необходимый результат:

Утверждение 4. Если стоимость пассажиро-часа в задаче (8) увеличится в х раз, то интенсивности движения транспорта по маршрутам должны увеличиться в раз.

Пусть γ1 = сγ - новая стоимость пассажиро-часа, а - оптимальная интенсивность движения транспорта на l-м маршруте при стоимости пассажиро-часа γ1. Тогда в точке оптимума выполняется равенство

(11)

в (11) получаем (10), т.е. интенсивность движения транспорта возрастает. В аналогичной пропорции сокращается время ожидания транспорта пассажирами. ◄

Утверждение 5. Если ущерб от работы транспорта городской среде в задаче (8) увеличится в х раз, то интенсивности движения транспорта должны сократиться в раз.

Пусть - новая стоимость одного рейса на l-м маршруте, а - оптимальная интенсивность движения транспорта на l-м маршруте в этом случае. Тогда в точке оптимума выполняется равенство

(12)

Очевидно, что в данном случае при подстановке выражения

в (12) получаем (10), т.е. интенсивность движения транспорта сокращается. В аналогичной пропорции увеличивается время ожидания пассажирами. ◄

Утверждение 6. Если интенсивности пассажиропотоков в задаче (8) увеличатся в х раз, то интенсивности движения транспорта должны возрасти в раз.

Пусть - новые интенсивности пассажиропотоков, а - оптимальная интенсивность движения транспорта на l-м маршруте в этом случае. Тогда в точке оптимума выполняется равенство

(13)

Очевидно, что в данном случае при подстановке

в (13) получаем (10), т.е. интенсивность движения транспорта сокращается. В аналогичной пропорции увеличивается время ожидания пассажирами. ◄

Для поиска решения данной задачи разработано множество алгоритмов : метод покоординатного спуска, метод Ньютона и т.д. Выпуклость критерия и его дифференцируемость на всей допустимой области позволит решать задачи большой размерности, соответствующей размерам любого города.

Рецензенты:

Агаханов Э.К., д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Автомобильные дороги, основания и фундаменты», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала;

Фаталиев Н.Г., д.т.н., профессор кафедры «Автомобильный транспорт», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова», г. Махачкала.

Работа поступила в редакцию 10.10.2014.

Библиографическая ссылка

Баламирзоев А.Г., Баламирзоева Э.Р., Курбанов К.О., Гаджиева А.М. ОПТИМИЗАЦИЯ ОДНОГО ВИДА ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-3. – С. 499-503;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35549 (дата обращения: 30.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Об одной из мер повышения эффективности работы общественного транспорта. Им мы начали серию публикаций на эту тему, потому что, конечно, не только выделением полос под маршрутные транспортные средства можно повысить качество работы автобусного и троллейбусного сообщения во Владимире.

Сегодня мы бы хотели обратить внимание на еще одну специфическую черту владимирского общественного транспорта (далее - ОТ) - маршрутную сеть, характерными чертами которой являются:
- стихийность ее формирования,
- большое количество маршрутов, которые на своем протяжении дублируют друг друга,
- чрезмерная протяженность некоторых маршрутов,
- слабый охват отдельных городских территорий.

1. Стихийность формирования
Если "каркас" троллейбусной сети Владимира достался нам от Советского союза, то автобусная сеть заново сформировалась на рубеже 90-х - 2000-х. Первые маршруты частных автобусов имели странные номера 88 и 98. При этом 88 автобус, впоследствии трансформировавшийся в 28 и 8 маршрутку, полностью дублировал троллейбусный маршрут 8. А появившийся уже позже автобус 7 первоначально просто повторял троллейбусный маршрут 6 в Загородный. Это уже потом он удлинился до Рынка, затем - до Содышки, спустя еще какое-то время - до "Тандема", ну и наконец в конце "нулевых" дополз до "Глобуса", увеличив свою протяженность с первоначальных 3,5 км до 17,5 км.

Часто маршруты закрывались, поработав несколько месяцев. Автобус маршрута 29 был пущен при открытии "Мегаторга" (тогда "Добряка"), однако вскоре был ликвидирован, несмотря на то что казалось бы крупный торговый центр должен был давать большой поток пассажиров. Такая же участь со временем постигла и 4-ю маршрутку, которая ходила по кольцу Горького-Пекинка-Доброе-Мира через "Тандем".

В общем, формирование сети автобусных маршрутов носило спонтанный характер. Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что за последние 15 лет во Владимире никто не проводил исследование пассажиропотоков, соответственно и анализа необходимости, обусловленности тех или иных маршрутов также не осуществлялось. По всей видимости маршруты предлагали и городские власти, и перевозчики, сообразуясь с запросами населения и экономической целесообразностью/прибыльностью.


2. Дублирование маршрутов
Дублирование одних маршрутов другими - одна из самых больших проблем владимирского общественного транспорта. Достаточно посмотреть на во Владимире, и станет очевидно: некоторые маршруты повторяют друг друга более чем на 90%. Вот лишь ряд примеров:
- маршрут 25 протяженностью 17,6 км дублирует маршрут 26 на протяжении 15,6 км ,
- маршрут 12 повторяет 26-й на протяжении 14,5 км при том, что вся длина последнего - 16,8 км ,
- маршрут 23 дублирует 24-й на протяжении 14,5 км при длине всего маршрута около 19 км .
Примечательно, что во Владимире автобусные маршруты повторяют пути следования троллейбусов. Кстати, такая ситуация характерна не для всех городов, в этом смысле Владимир уникален: весь транспорт идет по магистральным улицам, и троллейбусы здесь уже давно вынуждены конкурировать с автобусами. Интересно, что во Владимире даже на бытовом уровне троллейбусы и автобусы часто противопоставляются друг другу, хотя это все общественный транспорт одинаковой вместительности, различающийся лишь источником энергии. Троллейбусная и автобусная сеть должны дополнять друг друга, а не конкурировать за пассажиров. Самый наглядный пример такой искусственно созданной конкуренции между автобусами и уже немногочисленным троллейбусам - это ситуация с маршрутами 8 и 10, которые полностью дублируются частными маршрутками, которые хоть и находятся уже около полугода на нелегальном положении, но тем не менее ежедневно выпускают на городские улицы десятки единиц транспортных средств. Закономерным результатом такого развития событий является снижение пассажиропотока на указанных троллейбусных маршрутах, что в свою очередь приводит к дополнительным убыткам предприятия и снижению качества работы общественного транспорта в масштабах всего города.

В целом подавляющее большинство маршрутов идет из Доброго в Юго-Западный район (или Юрьевец/Энергетик), дублируя друг друга. В результате ежедневно на улицы города выходят десятки автобусов, чтобы ездить по одним и тем же магистралям, создавая дополнительную нагрузку на улицы Горького, Мира, Добросельскую, Большую Нижегородскую/Московскую, проспект Ленина (по ним же, заметим, идет и основной поток автотранспорта). Имея такое количество дублирующих друг друга маршрутов, мы сами создаем условия для псевдоконкуренции на одних и тех же направлениях между разными перевозчиками, то есть:
- несоблюдения автобусами скоростного режима, "гонок" за пассажирами,
- создания конфликтных и аварийных ситуаций,
- курсирования полупустых автобусов и троллейбусов разных перевозчиков, что в конечном итоге повышает себестоимость перевозок, а соответственно и их конечную стоимость для пассажиров.
3. Чрезмерная протяженность маршрутов
Наряду с дублированием маршрутов мы можем наблюдать их чрезмерную протяженность, "растянутость". Автобусы, задача которых в сущности доставлять пассажиров из присоединенных территорий/развивающихся микрорайонов Владимира в старую часть города и обратно почему-то проходят по всей городской территории.

Выше уже приводился пример автобуса 12, который идет из Мостостроя через весь город и имеет конечную в Добром. Длина маршрута более 21 км при том, что от Мостостроя до города около 7 км. И, например, с площади Победы его пассажиров в любую часть города могут доставить десятки других автобусов и троллейбусов.

Точно такая же ситуация с маршрутами автобусов, следующих из Юрьевца, Энергетика и Мосино.

И наоборот, маршруты, берущие начало в Боголюбово и Лесном имеют конечные в Юго-Западном районе. А автобусы из Загородного и присоединенных Заклязьменских территорий почему-то идут до Доброго. Хотя, изучи мы направление движение пассажиров, едущих из Загородного, вполне вероятно, окажется, что бо льшая часть из них все равно делает пересадку в центре и едет дальше другими автобусами/троллейбусами.

В общем, вместо того, чтобы осуществлять подвоз пассажиров до города, маршруты, связывающие Владимир с присоединенными территориями, выполняют функцию внутригородских маршрутов. В итоге мы наблюдаем:
а) большие интервалы в движении автобусов по таким маршрутам (например, интервал 12 маршрута может достигать 1 часа 20 минут при среднем интервале в 1 час, жители Мостостроя вместо того, чтобы иметь автобус, который ходил бы каждые 15-20 минут до города и обратно, могут доехать до Доброго без пересадок, но только раз в час),
б) необходимость выпуска в рейс бо льшего количества единиц техники, что в свою очередь приводит к росту эксплуатационных затрат, а соответственно и росту себестоимости перевозок
(на 22-м автобусе "Мосино-"Глобус", чтобы держать интервал в 20 минут требуется 6 единиц техники, на маршрут "Мосино-Площадь Победы" понадобилось бы всего 3 единицы техники, т. е. эксплуатационные расходы снизились бы в два раза)
в) дополнительную нагрузку на улицы от курсирования таких маршрутных транспортных средств (они, кстати, вне часа пик идут по городу полупустые).


В сущности вся маршрутная сеть Владимира состоит из так называемых магистральных маршрутов . К числу вспомогательных (подвозящих пассажиров до пересадочных узлов) относятся только автобусные маршруты: 3 "Оргтруд-"Глобус", 22с "Мосино-Площадь Победы" (не путать с 22 "Мосино-"Глобус") и 56 "Ладога-Центральный рынок". А ведь могли бы быть еще и кольцевые (у нас их пока только два - 28-й и 5-ка).

4. Слабый охват отдельных городских территорий
В настоящий момент маршрутная сеть во Владимире построена по принципу: то густо, то пусто. Все прекрасно знают, где-то автобуса надо ждать 2-3 минуты, а в некоторых микрорайонах автобусы и троллейбусы не ходят вообще. Ни одного маршрута, например, не проходит по улице Тракторной и Рокадке. Да, на последней практически нет жилых домов, но с экономической точки зрения, это один из самых бурно развивающихся районов города: там работают тысячи владимирцев, а в выходные тысячи горожан ездят туда за покупками. Все это большинство из них вынуждены делать, используя личный автотранспорт.

Не ходят автобусы по Луначарского (в Советское время здесь проходил автобусный маршрут), в новый микрорайон Веризино, жители которого вынуждены ждать автобуса на обочине Пекинки.


Слабо охвачен район Красного села и Юбилейной, а жителям улиц Василисина, Парижской Коммуны и Чапаева нужно преодолеть по полукилометру не самых обустроенных пешеходных путей, чтобы добраться до ближайших остановок общественного транспорта. (К слову, если администрация все-таки построит связку между улицей Чапаева и Нижней Дубровой, здесь вполне можно было бы организовать автобусный маршрут).

Есть ли у жителей этих территорий и тех, кто работает здесь, возможность использовать ОТ? Есть. Но, будем честными, этим людям гораздо проще ездить на собственной машине... Вот и получаем рост уровня автомобилизации и количества личных авто на дорогах города, в каждом из которых едет в лучшем случае 2-3 человека.

Описанная ситуация, конечно, связана с тем, что долго время во Владимире на этапе проектирования и строительства новых микрорайонов об ОТ для будущих обитателей новых домов мало кто задумывался. А когда микрорайоны уже начинали заселяться, перевозчики не хотели обслуживать их, по причине того, что перевозки сюда будут "убыточны" (так мы, по крайней мере, слышали, будет интересно, если перевозчики нас опровергнут). Чтобы подобного не происходило, городские власти должны еще на этапе проектирования включаться в решение проблемы организации движения общественного транспорта на новых территориях и планировать инвестиции в строительство здесь новых троллейбусных линий и, например, в модернизацию подвижного состава троллейбусов, предусмотрев их переоборудование на автономный ход. К счастью пока что ОАО "Владимирпассажиртранс" на 100% принадлежит муниципалитету и странно было бы не использовать ресурсы собственного перевозчика, особенно, с учетом того, что сейчас в его распоряжении есть уже более 20 автобусов.

Как можно реформировать маршрутную сеть?
Для начала давайте договоримся о терминологии. Для удобства предлагаем все маршруты разделить на уже упоминавшиеся здесь магистральные (ходят по сложившейся до конца 90-х части города), вспомогательные (подвозят пассажиров с присоединенных./развивающихся территорий) и кольцевые (с этими, наверно, все ясно).

Напомним, что в соответствии п. 1, статьи 11, главы 3 федерального закона 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. В нашем случае это - городская администрация, а точнее отдел транспорта и связи.

Как вы понимаете, маршрутная сеть совершенно необязательно должна состоять из маршрутов, позволяющих добраться из одной точки города без пересадок в любую другую. Не в этом выражается эффективность системы ОТ. Цель эффективной системы ОТ (помимо всяких прочих факторов) - сокращение времени транспортной корреспонденции, то есть времени затраченного на поездку из пункта А в пункт Б. И если в текущей ситуации из-за перегруженности магистральных улиц автобусами/троллейбусами и личным автотранспортом пассажир стоит в заторе, то почему не разгрузить такие улицы от лишнего транспорта за счет оптимизации маршрутной сети.

Первое, что нужно было бы сделать, приступая к реформированию/оптимизации маршрутной сети, - изучить пассажиропоток на магистральных и вспомогательных маршрутах, выявить точки притяжения большого количества пассажиров, выявить места, где чувствуется наибольшее скопление ОТ.

Затем, второе, на основе имеющихся данных выделить основные направления пассажиропотоков (магистральные, вспомогательные и кольцевые), предложить новые маршруты. В случае с автобусами, следует вообще забыть о том, что сложилось исторически, нужен новый подход. Например, необходимо включать в систему общественного транспорта те улицы, которые на сегодняшний день не используются:
- Луначарского (в перспективе Лыбедскую магистраль), как альтернативу Большой улице (это ни в коем случае не означает, что Большая Московская должна стать пешеходной, после ввода Лыбедской магистрали она в соответствии с генпланом должна остаться транспортно-пешеходной улицей с сохранением движения по ней ОТ),
-Пекинка как альтернатива проспекту Строителей для маршрутов, например идущих в Юрьевец или Юго-Западный район,
- Тракторная и Рокадная дорога как альтернатива Горького и Мира.

В случае с троллейбусами надо использовать возможности автономного хода там, где это обоснованно, и планировать строительство новых линий в перспективные районы застройки.

Третью задачу, которую нужно будет реализовать при подготовке этой реформы, рассчитать наиболее оптимальные места размещения пересадочных узлов, например:
- Пересадочный узел "Площадь Победы - Рябинка": для автобусов, следующих из Юрьевца, Энергетика, Мостостроя, с улиц Диктора Левитана, Большого проезда и т. д.,
- Пересадочный узел "ВХЗ": для автобусов, идущих из Боголюбово, Лемешков, Сокола, Оргтруда, с улицы Растопчина и т. д.,
- Пересадочный узел "Соборная площадь - Гагарина": для автобусов, направляющихся из присоединенных Заклязьменских территорий.

Здесь стоит подчеркнуть, что маршрутная сеть организованная по принципу "вспомогательный маршрут-магистральный маршрут" возможна только в условиях единого проездного билета и даже больше - единого билетного меню (единые проездные, единообразные билеты на разовые поездки в рамках определенных временных интервалов и т. д.). К этому надо двигаться, это надо планировать. При сохранении текущего положения дел, когда у каждого перевозчика свой проездной билет, схема "вспомогательный маршрут-магистральный маршрут" приведет к удвоению трат пассажиров, соответственно и реализовать ее будет попросту невозможно.

Четвертое, чему нужно будет уделить внимание в рамках подготовки оптимизации маршрутов, - это спланировать инфраструктуру для организации движения ОТ на новых маршрутах на текущих улицах. Понятно, что сейчас ни Тракторная, ни Пекинка, ни Луначарского в полной мере ей не располагают. А ее создание - это расходы, включающие в себя в зависимости от маршрута, организацию остановочных пунктов, тротуаров, дополнительных пешеходных переходов и т. п.

И, наконец, пятое, завершающее подготовку оптимизации маршрутов дело, - написать план реформы (к этому моменту, если пройти все предыдущие этапы, он уже, в общем-то, будет готов) и обсудить его с горсоветом с горожанами. Без разъяснения целей, задач реформы, получения обратной связи от населения здесь не обойтись.

Вы, наверно, заметили, что мы ничего не пишем про работу администрации с перевозчиками, потому что в 2015 году все уже наблюдали, что городская власть вполне способна ее организовывать, когда это ей нужно. К тому же мы уже дали ссылку на федеральный закон, который с января этого года дает местным властям широкие полномочия в вопросах регулирования (читаем повышения эффективности) общественного транспорта. Например, в случае отмены маршрута в соответствии с п. 3 статьи 12 главы 3 уже упомянутого закона уполномоченный орган местного самоуправления, принявший решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, обязан уведомить об указанном решении юридическое лицо (...) осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу .

Мы не знаем, насколько готовы городские власти решать реальные проблемы системы общественного транспорта во Владимире. На наш взгляд первым шагом должно стать признание того, что эти проблемы существуют, что есть гонки за пассажирами, сбитые интервалы, не охваченные территории. И уж конечно не стоит говорить о том, что единого проездного не будет, просто потому, что перевозчики в этом не заинтересованы. Еще раз подчеркнем, организация эффективной работы общественного транспорта - полномочия городской администрации. А уж как она эти полномочия реализовывает, это дело самой власти.

Группа исследователей из IBM, используя информацию о перемещениях 500 тыс. пользователей мобильной связи, разработали модель для улучшения маршрутов общественного транспорта.

Модель успешно опробовали в городе Абиджан (население 3,8 млн человек, столица Кот-д’Ивуара). На иллюстрации показаны действующие маршруты автобусов (малиновым) и улучшения, предлагаемые алгоритмом (синим). Он предложил 65 возможных улучшений, в том числе три новых маршрута, с общей экономией времени 10% в пассажиро-минутах для всех пассажиров, учитывая время поездки и время ожидания.

Новый алгоритм полезен не только для оптимизации, но и для прокладки новых маршрутов в только что построенных микрорайонах. Здесь он чётко показывает, какими путями, в какое время и в каком объёме передвигается людская масса. Можно составить оптимальные маршруты и расписание транспорта. Важен сам факт появления нового инструмента, который могут использовать городские власти для оптимизации инфраструктуры мегаполиса.



85 маршрутов общественного транспорта SOTRA в Абиджане

Каждый владелец сотового телефона выступает в роли индивидуального сенсора в сети. Информация с сенсоров собирается оператором сотовой связи и анализируется. В данном случае информацию о звонках в сети сотовой связи Абиджана с декабря 2011 года по апрель 2012 года предоставил оператор Orange. База включает 2,5 миллиарда записей и на сегодняшний день является крупнейшей базой подобного рода, доступной для научных исследований. Естественно, база очищена от любой персональной информации: вся статистика анонимна.


Плотность пользователей, по месту проживания (слева) и месту работы (справа)

В Абиджане транспортное сообщение состоит из 539 автобусов в сети SOTRA, 5000 микроавтобусов и 11000 общественных такси. Авторы научной работы использовали информацию о звонках и SMS с 500 тыс. мобильных телефонов. Во время каждого звонка оператор сохраняет информацию о базовой станции, которая обслуживает абонента, что позволяет с достаточной точностью определить его координаты. Перемещение телефона регистрируется, если впоследствии его начинает обслуживать другая сота.


Сравнение времени до и после оптимизации маршрутов SOTRA, в сотнях тысяч пассажиро-минут для всего пассажиропотока

Вообще, подобная «слежка» в реальном времени может быть очень полезна. Например, создаются даже . Если этот алгоритм IBM применить не на исторических данных, а на информации в реальном времени, то теоретически можно даже оперативно редактировать расписание общественного транспорта, мгновенно реагируя на увеличение людского трафика по определённым маршрутам.

Алгоритм обработки данных под названием AllAboard составили специалисты из дублинской лаборатории IBM Research, участвующие в программе Data for Development . Итоговый доклад “AllAboard: a system for exploring urban mobility and optimizing public transport using cellphone data” представлен на конференции NetMob 2013 , которая посвящена обработке баз данных из сотовых сетей.


Среднее время ожидания транспорта на остановках (вверху) и плотность пассажиропотока по разным маршрутам (внизу)

Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области опубликовал программу сокращения рейсов городского общественного транспорта с целью снизить его убыточность. Ведь в последние годы транспорт даже в часы пик заполняется не более чем на 60%, а среднесуточная наполняемость и вовсе составляет одну треть. О правильных и неправильных методах оптимизации рассказывает куратор проекта «Красивый Новгород» Максим Шарапов.

О том, что предлагают областные чиновники в качестве мер по оптимизации расходов на общественный транспорт, можно .

Давайте теперь разбираться, будут ли эффективны такие меры. Начнём с того, для чего нам вообще нужен общественный транспорт. Если только для того, чтобы перевозить жителей города, не осиливших покупку личного автомобиля, если общественный транспорт рассчитан на то, чтобы им пользовались только от безысходности - тогда да, невыгодно гонять часто автобусы, которые с каждым годом наполняются всё меньше, потому что всё бóльшая часть экономически активного взрослого населения пересаживается на автомобили, благо есть доступные многим автокредиты.

Но в таком случае увеличивается расслоение жителей города, когда безавтомобильные чувствуют себя всё более ущемлёнными, вынужденные непонятно сколько ждать на остановке автобуса, который то ли придёт через минуту, то ли через 20 минут, то ли не придёт совсем. Разумеется, при первой возможности незадачливые пассажиры общественного транспорта постараются купить машину и добираться до любой точки города за 10-15 минут, оставив автобусы в пользование студентам и пенсионерам.

Или не за 10-15 - в зависимости от времени суток. Ведь когда в одно время в одно месте скапливается слишком много желающих передвигаться по городу с максимальным комфортом, происходит вот такое:

В результате получается ситуация, метко описанная Аркадием Райкиным : «Мы все едем медленно, потому что всем надо быстро». Как минимум два раза в день город встаёт в пробках, в которых люди вынуждены терять массу совсем не лишнего времени и нервов вне зависимости от их способа передвижения. Одинаково стоят и водители и пассажиры личных автомобилей, и пассажиры общественного транспорта.

А чем хорош общественный транспорт? Тем, что он, занимая на дороге место лишь примерно в три раза больше легкового автомобиля, перевозит при этом в 30-40 раз больше людей. Если все пассажиры автобуса сядут в автомобили, получим на дороге вот такую картину:

Из этого следует на первый взгляд парадоксальный вывод. И принципиальным автомобилистам, и чиновникам, многие из которых передвигаются только на автомобилях, выгодно наличие привлекательного для жителей общественного транспорта в городе. Никто не собирается заставлять всех пересаживаться в автобусы и возвращаться в советские времена, когда по городу ездили почти исключительно автобусы с ужасной давкой в салоне по причине крайне редких интервалов и отсутствия у жителей альтернативных способов передвижения.

По словам одного из виднейших в России транспортных экспертов, доктора технических наук Михаила Якимова (Пермь), хорошая транспортная система - это та, в которой личный и общественный транспорт сбалансированы так, чтобы суммарное время реализации транспортных корреспонденций всех жителей города (пешеходов, велосипедистов, автомобилистов, пассажиров общественного транспорта) было минимальным. Увеличение количества автомобилей на дорогах из-за малопривлекательной системы общественного транспорта повышает заторы, снижает общую скорость движения, а значит, всё более повышает суммарное время транспортных корреспонденций. Развитие же системы общественного транспорта, превращение её в комфортную и предсказуемую по времени прибытия, отправления и поездки заставляет всё больше людей пересаживаться в транспорт, занимающий суммарно меньше места на дороге, тем самым освобождая дороги от избыточного количества автомобилей.

В результате заторы исчезают, общественный транспорт и оставшиеся на дорогах личные автомобили быстрее добираются до места назначения по освободившимся дорогам, а значит, суммарное время реализации транспортных корреспонденций всех жителей города существенно снижается. Город становится более дружелюбным и комфортным для жителей, затраты времени людей снижаются, а перемещение по городу из тяжёлого квеста превращается в удовольствие.

Предлагая отменить часть рейсов в межпиковое время, чтобы увеличить выпуск подвижного состава и частоту интервалов в часы пик, мы вроде бы делаем жителям благо. Но на самом деле не совсем. Прошли уже советские времена, когда весь город работал на полудюжине одних и тех же предприятий строго с восьми-девяти утра до шести-семи вечера, а в течение дня потребность в перемещениях по городу возникала разве что у пенсионеров. Сейчас люди работают в самых разных государственных и частных организациях по самому разному графику, плюс увеличилось количество работ, связанных с разъездами по городу; достаточно посмотреть на количество автомобилей на дорогах города в середине дня, чтобы понять, что потребность перемещения людей по городу в период между утренним и вечерним часами пик в настоящее время также высока.

Понятно, что материальные возможности новгородских перевозчиков, увы, не безразмерны. Однако вместо одной непопулярной меры гораздо лучше и эффективнее было бы применить комплекс мер популярных, которые повысят качество системы общественного транспорта без существенных затрат на обновление подвижного состава и в то же время приведут к экономии в долгосрочной перспективе.

Вопреки устоявшейся российской чиновничьей традиции, слово «оптимизация» не является синонимов слова «сокращение» или «урезание», а означает комплексное изменение данной системы с целью более эффективного сочетания расходов и результата.

Во-первых , необходимо более рационально распределить подвижной состав по маршрутам. Автобусы особо большой вместимости («гармошки») направить на максимальное усиление основных городских маршрутов №№1, 2, 4, 6, 9, 9А, 11, 16, 19, 20 (сюда же отнесём и «студенческий» маршрут №8А, который по понятным причинам пользуется очень большим пассажиропотоком). На остальные маршруты, такие как №№5, 7, 7А, 8, 12, 13, 22, 33, 35, 35А, ставить по возможности только автобусы малой вместимости (короткие), длинные ставить только в случае категорической нехватки подвижного состава.

Стоит рассмотреть возможность дополнительной закупки перевозчиками хотя бы по пять единиц подвижного состава большой вместимости («коротких» автобусов, таких как ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5293, МАЗ- 103) с целью выправить нынешний количественный перекос подвижного состава в сторону автобусов-«гармошек»; возможно, принять целевую программу финансирования обновления подвижного состава либо его закупки на условиях софинансирования перевозчиков и области.

Во-вторых , следует сделать общественный транспорт предсказуемым для пассажиров. Транспортный эксперт Антон Буслов однажды написал очень правильную вещь: «В Европе, где транспорт ходит по расписанию, а не по интервалам, по его времени прихода на остановку можно сверять часы. Люди там идут не «ждать транспорт», а выходят ровно ко времени прихода их вагона. Так же как вы не идёте в аэропорт ждать первый самолёт на Владивосток - вы идёте точно ко времени». Это можно сделать самым простым и дешёвым способом - разместить на остановках города расписания (а не интервалы движения) маршрутов. На некоторых остановках, например на улице Коровникова, такие расписания уже есть:

Такие расписания можно и нужно уже завтра распечатать на принтере и разместить на тех остановках, где ходят только «редкие» маршруты (с интервалами более 15-20 минут):

На улицах Мерецкова-Волосова, Каберова-Власьевской, Большой Власьевской, Орловской, Прусской, Троицкой (маршруты№ 7, 7А, 10, 17, 17А, 26, 26А);

На улицах Студенческая и Парковая («студенческие» маршруты №№5, 8А);

На улице Германа (автобусный маршрут №№14, троллейбусные маршруты №№2, 3, 5);

На улице Зелинского (остановка напротив дома №52, маршрут №33);

На улицах Химиков и Менделеева (маршрут №35А);

В микрорайоне Кречевицы (маршрут №101).

Разумеется, при этом не должно быть невыхода рейсов к тому или иному времени, на что жалуются те же жители улицы Коровникова, которым посчастливилось иметь на своих остановках расписание автобуса №33. Для этого нужно вспомнить практику держать в парке наготове резервные автобусы и оперативно их подавать в случае, например, поломки. Такая практика существовала в СССР и по настоящее время используется практически во всех развитых странах.

В-третьих , как бы ни было неприятно об этом говорить, необходимо в кратчайшие сроки сделать в городском транспорте автоматизированную систему оплаты проезда с электронными билетами и валидаторами, а затем ввести билеты повременного действия с возможностью бесплатных пересадок с одного рейса общественного транспорта на другой в течение, например, 60 минут.

Какая же это оптимизация, это же дополнительные расходы? - скажете вы.

Всё так. Но если думать не только о сегоднящшнем, но и о завтрашнем дне, становится очевидно, что автоматизированная система оплаты проезда позволит не только экономить, но и в перспективе увеличить выручку пассажирских автотранспортных предприятий. Во-первых, отсутствие необходимости платить за пересадку будет стимулировать жителей города пользоваться общественным транспортом чаще и на постоянной основе (а не предпочитать при возможности передвигаться по городу другими способами - пешком, на личном автомобиле, на такси), а значит, билетов будет приобретаться больше, выручка возрастёт. Во-вторых, автоматизированная система оплаты проезда даст возможность учитывать всех перевезённых пассажиров, в том числе и льготников. В-третьих, наличие электронных билетов даст возможность ввести проездные билеты не только на неограниченное количество поездок в месяц, но и на фиксированное число поездок (например, 40, 60, 80 поездок в месяц, при каждой активации билета в валидаторе с карточки списывается одна поездка); такие билеты будут стоить намного дешевле безлимитного проездного и будут выгодны как для пассажиров, так и для перевозчиков, поскольку количество приобретающих проездные билеты возрастёт.

И самое главное: наличие бесплатной пересадки даст возможность отменить часть редких маршрутов с малым пассажиропотоком. Например, зачем держать маршрут №1А, если с Торговой стороны в Псковский район можно будет добраться на гораздо более частых маршрутах №№4, 19 с пересадкой на Софийской площади на маршруты №№2, 11 за те же 20 рублей? Аналогично можно будет отменить такие маршруты, как №2к и №27, а высвободившийся подвижной состав направить на усиление основных городских маршрутов.

В-четвёртых , отменяя нерентабельные маршруты, нужно в некоторых случаях вместо них ввести новые, пусть с редкими интервалами, но с расписанием на каждой остановке и ходящие чётко по расписанию. Например, отменяя слишком длинный и дублирующий другие маршруты №33, целесообразно вместо него восстановить когда-то существовавший маршрут №34 «Ломоносова - Нехинская - Кочетова - Корсунова - Коровникова - Зелинского - Кочетова - Нехинская - Ломоносова». Данный маршрут даст возможность сохранить общественный транспорт для жителей улицы Коровникова и соединит западную и восточную части Западного района. Данным маршрутом жители улиц Коровникова и Кочетова смогут добираться, например, до поликлиники и кинотеатра на улице Ломоносова.

Аналогично, отменив малопопулярные троллейбусные маршруты №№4 и 5, взамен стоит восстановить ещё один существовавший ранее автобусный маршрут №29 «Универмаг «Колос» - Корсунова - Мира - Нехинская - Вокзал», благодаря которому жители Григорова смогут наконец попадать общественный транспортом не только на Большую Санкт-Петербургскую и в центр города, но и в Западный район; трассировка маршрута по проспекту Мира вместо существовавшей в 2000-е трассировки по улице Кочетова даст возможность жителям Григорова приезжать в зону пешей доступности ко всем трём основным улицам Западного района (Ломоносова, Мира, Кочетова).

После введения пересадочных билетов можно отменить маршрут №1А и вместо него продлить маршрут №4 до посёлка Волховец с заездом некоторых рейсов в Нанино. Тогда можно будет выполнить и предложение по сокращению автобуса №18 до маршрута «Сырково - Колмово», ведь мы помним, что у жителей Сырково к тому времени будет возможность бесплатной пересадки в Колмово на другие городские маршруты.

Кроме того, усилив за счёт высвободившегося подвижного состава маршруты №4, 6, 19, 20, целесообразно будет полностью отменить маршрутные такси №№53, 54, 58 и 62, полностью дублирующие автобусные маршруты №№19, 20, 6 и 9А, но значительно уступающие автобусам по комфорту и безопасности.

В-пятых , придётся проглотить ещё одну горькую пилюлю: начать вводить на наиболее загруженных улицах города выделенные полосы для общественного транспорта. Это необходимо для того, чтобы дать возможность автобусам ходить строго по расписанию, как ходят поезда и электрички. Помимо этого, выделенные полосы будут стимулировать жителей города ездить по наиболее загруженным улицам города не автомобилем, а общественным транспортом, который будет довозить людей без помех за минимальное время вне зависимости от дорожной обстановки.

Обычно боязнь введения выделенных полос объясняется боязнью возникновения заторов на основных улицах города. Однако заторы на них возникают всё чаще в течение дня и сейчас, при этом альтернативы, позволяющей в этом случае каким-то образом их миновать и добраться быстрее, нет.

Если общественный транспорт станет предсказуемым и любой житель города будет знать, что если он выйдет из дома в 8:10 и сядет в автобус в 8:19, то он приедет на работу ровно в 8:36, то часть водителей личных автомобилей предпочтёт неопределённо долгому стоянию в пробке быструю поездку автобусом, а оставшиеся на дороге водители автомобилей поедут быстрее, комфортнее и безопаснее по освободившимся от лишних машин и заторов дорогам.

Опыт введения выделенных полос для маршрутных транспортных средств на дорогах, имеющих только по две полосы в каждом направлении, в России имеется - например, в Казани. Поворот автомобилей направо в этом случае осуществляется с выделенных полос. Возникает, правда, проблема с поворотом автомобилей налево с единственной оставшейся для автомобилей полосы в данном направлении, поскольку ожидающий поворота налево автомобиль блокирует весь поток. Поэтому введение выделенных полос нужно начать с тех улиц, на которых повороты налево запрещены либо заменены разворотами через широкую разделительную полосу. В первую очередь выделенные полосы необходимо ввести на Большой Санкт-Петербургской улице от улицы Германа до улицы Щусева и на проспекте Корсунова от площади Строителей (включая виадук) до проспекта Мира.

По подсчётам экспертов, выделенные полосы эффективно работают там, где общественный транспорт всех маршрутов ходит через каждые две-три минуты. На Большой Санкт-Петербургской и Корсунова, где сходится значительная часть городских маршрутов, частота движения автобусов и троллейбусов именно такая. Контролировать отсутствие заездов автомобилей на выделенные полосы можно путём установки средств автоматической видеофиксации в кабинах водителей автобусов, как делается в настоящее время в Москве. В выходные дни, когда интенсивность автомобильного движения мала, заезд на выделенные полосы можно разрешать. Также на выделенные полосы можно пускать легальные легковые такси.

Наконец, следует модернизировать стрелки и поворотные элементы на троллейбусной контактной сети, заменив их с физически и морально устаревших механических на современные автоматические, переключаемые дистанционно из салона водителем на подъезде к перекрёстку. Это позволит значительно увеличить скорость троллейбусов на перекрёстках и поворотах, проходя их не на 5 км/ч, как сейчас, а со скоростью общего потока, как делают автобусы. Увеличение скорости прохождения маршрута не только повысит привлекательность троллейбусов для пассажиров, но и даст возможность повысить оборачиваемость подвижного состава на маршруте, а значит, обеспечить более частые интервалы движения при том же количестве подвижного состава, что опять же положительно скажется на привлекательности троллейбусного транспорта, повысит количество пассажиров и выручку с продажи билетов.

Главное - не рассматривать оптимизацию только как меры деструктивного характера: сократить, отменить, всё отнять и поделить… ОПТИМизация - это достижение ОПТИмального , то есть наилучшего, результата. А всё хорошее надо именно создавать , и отменяя одно, вводить другое. И тогда в будущем это окупится сторицей. И в моральном, и в материальном смысле.

  • МАРШРУТНАЯ СЕТЬ
  • МАРШРУТНАЯ СИСТЕМА

В статье представлена модель оптимизации маршрутной системы. Раскрыты основные требования маршрутной системы. Приведен поэтапный порядок моделирования городской маршрутной сети.

  • Особенности организации перевозок пассажиров общественным транспортом города волжского
  • Обзор устройств и оборудования для ремонта пожарной техники
  • Синтез каналов слежения бортовой РЛС, функционирующей в условиях сложной помеховой обстановки, на основе методов теории искусственного интеллекта
  • Гносеологический анализ проблемы искусственного интеллекта
  • Философские аспекты проблемы искусственного интеллекта (возможность существования, безопасность, полезность)

Маршрутная сеть – совокупность автобусных маршрутов, составляющих маршрутную сеть города.

Под маршрутной системой понимается увязанная территориально и во времени совокупность маршрутов всех и отдельных видов городского пассажирского транспорта, обслуживающих городские пассажирские перевозки в пределах заданной транспортной сети. При этом под территориальной увязанностью маршрутной системы определяется согласованное с осваиваемыми пассажироперевозками размещение на плане города маршрутов или одного или разных видов городского пассажирского транспорта, их конечных станций, остановочных пунктов и других линейных сооружений; а под увязанностью во времени – согласование режимов работы маршрутов во времени и расписаний движения транспортных средств, обслуживающих разные маршруты.

Маршрутная система представляется следующей моделью (рис. 1):

  • топологическая схема (карты по зонам или районам);
  • перечень маршрутов (реестр);
  • матрицы пассажиропотоков.

Рис. 1. Модель оптимизации городской маршрутной системы.

Маршрутная система городского пассажирского транспорта должна отвечать следующим основным требованиям:

  1. Соответствовать пассажиропотоку по направлениям и обеспечивать такое принудительное распределение его по сети, при котором наилучшим образом обеспечивалась бы прямолинейность поездок пассажиров, минимальное время и полное соответствие интенсивности движения пропускной способности всех участников транспортной сети;
  2. Возможность корректировки в кратчайшие сроки и связанные с ней работы оказывали бы минимальное мешающее влияние на жизнедеятельность города;
  3. Обеспечивать реализацию максимальной расчётной технической и эксплуатационной скоростей подвижного состава, возможность её повышения за счёт реорганизации движения, гибкого регулирования с помощью средств современной вычислительной техники и проведения других мероприятий по совершенствованию системы организации движения. Главным условием обеспечения реализации максимальных скоростей является такое проектирование маршрутной системы, которое обеспечивало бы максимальное исключение участников ограничения скорости движения и их влияние на скорость сообщения;
  4. Обеспечить наименьшую пересадочность сообщений, наименьший коэффициент непрямолинейности поездок, минимальный интервал между транспортными средствами, максимальную скорость сообщения;
  5. Возможность применения средств автоматизированного управления движением, минимального штата работников, обеспечения минимальных нулевых пробегов, максимальное использование подвижного состава по вместимости в пределах, обеспечивающих комфортабельность транспортного обслуживания пассажиров.

Алгоритм разработки городского транспортного плана предполагает (рис. 1) разделение городской территории на зоны, проведение комплексного обследования каждой зоны: определение показателей маршрутной сети – коэффициентов плотности и маршрутной совмещённости (дублирования), коэффициента дублирования; обеспечение безопасной работы остановочных пунктов; определение общих объёмов транспортного спроса по каждой зоне и определение пешеходной доступности населения к остановочным пунктам; насыщенность улиц общественным транспортом; построение маршрутных схем, моделирование транспортных потоков и т.д.

Таблица 1- Порядок моделирования городской маршрутной сети

Мероприятия

Что составляется

Параметры

Составление реестра маршрутной сети

Реестр городских маршрутов

№ маршрута, марка и количество автобусов, год открытия маршрута, длина маршрута, название остановочных пунктов

Реестр пригородных маршрутов

Реестр междугородних маршрутов

Составление топологической схемы маршрутов, проходящих по улицам города

Нанесение на карту города по зонам номеров городских, пригородных, междугородных маршрутов

Номера маршрутов на улицах города

Составление топологической схемы протяжённости улиц, по которым проходят маршруты

Протяжённость улиц, по которым проходят маршруты в 1-й зоне

  1. Длины улиц в каждой зоне.
  2. Длины участков улиц в каждой зоне

Протяжённость улиц, по которым проходят маршруты во 2-й зоне

Протяжённость улиц, по которым проходят маршруты в 3-й зоне

Протяжённость улиц, по которым проходят маршруты в 4-й зоне

Расчёт показателей маршрутной сети

Коэффициент плотности

К П = 1,5-2,5 км/кв.км

Коэффициент маршрутной совмещенности (дублирования)

К м = 1,2–1,4 км/км, а при достаточно густой сети – 2–4

Оценка качества

Кол-во ДТП на участке УДС

Составление картограммы транспортных потоков.

Исследование транспортного потока всех транспортных средств

Включается весь поток

Исследование транспортного потока легкового и грузового транспорта

Разделение автомобилей на легковые и грузовые

Исследование транспортного потока автобусов

Разделение автобусов на автобусы большой вместимости и особо малой вместимости

Составление реестра остановочных пунктов

Соответствие длины остановочных пунктов входящему потоку автобусов

Длины остановочных пунктов, величины входящего потока автобусов

Соответствие расстояний между перегонами нормативным требованиям

Расстояния между остановочными пунктами (перегонами)

Составление карты остановочных пунктов

Нанесение на карту остановочных пунктов с длинами перегонов

Пешеходная доступность пассажиров к остановочным пунктам

Определение числа жителей, проживающих в домах

Карта города по кварталам и микрорайонам с нанесением домов и числа проживающих жителей

Определение пешеходной доступности пассажиров к остановочным пунктам

Карты города по зонам с нанесением на остановочных пунктов радиусов пешеходной доступности 500 м

Определение транспортной дискриминации

Составление таблиц по определению пешеходной доступности жителей к остановочным пунктам.

Определение показателя населённости в зонах пешеходной доступности

Составление таблиц по определению показателя населённости по зонам и микрорайонам.

Составление картограммы пассажиропотоков по каждому маршруту

Обследование пассажиропотоков

Величина пассажиропотоков по каждому маршруту по времени суток и по остановочным пунктам.

Составление картограммы пассажиропотоков по каждому остановочному пункту

Составление картограммы пассажирообмена остановочных пунктов по результатам обсчёта пассажиров

Величина пассажирообмена по часам суток на остановке.

Определение количества пассажиров по каждому автобусу и маршруту

Величина количества пассажиров по часам суток на маршруте.

Количество автобусов на маршруте

Количество автобусов на городских маршрутах

Расчёт количества автобусов по маршрутам.

Количество автобусов на пригородных маршрутах

Количество автобусов на междугородних маршрутах

Количество рейсов на маршрутах

Проведение хронометража технической скорости

Определение количества рейсов.

Составление картограммы маршрутов

Составление картограммы маршрутов, совпадающих по начальным и конечным остановочным пунктам

Определение параллельных и дублирующих маршрутов. Определение количества параллельных маршрутов.

Определение участков улично-дорожной сети, с дублируемыми маршрутами.

Перераспределение маршрутов с других участков маршрутной сети

Наложение маршрутов для определения

маршрутов, необходимых для исключения неэффективных маршрутов

Поиск и определение оптимальных маршрутов.

Определение количества и вместимости автобусов по пассажиропотоку для совмещённых и отдельных маршрутов

Определение пассажиропотоков на маршрутах.

Проведено обследование пассажиропотоков

Расчёт количества автобусов по каждому маршруту

Разработка расписания движения автобусов

Список литературы

  1. Гудков В.А., Миротин Б.Л. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник для вузов / Под ред. Л.Б.Миротина.- М.: Транспорт, 1997.-254с.
  2. Чернова Г.А., Моисеев Ю.И., Власова М.В. Анализ организации маршрутной сети общественного транспорта в г. Волжском и пути её совершенствования. // Автотранспортное предприятие. - 2012. -№ 10.- с.15-18.
  3. Чернова Г.А., Власова М.В. Особенности формирования маршрутной сети общественного транспорта в г. Волжском. I Международная н-пр. конференция «Технические науки – основа современной инновационной системы». Сб. материалов. Часть 2. 25 апреля 2012 г. Научно-издательский центр «Коллоквиум». Йошкар-Ола. - с. 94-97.
  4. Федеральный закон о безопасности дорожного движения № 196 – Ф3 от 10.12.1995г. в ред. от 26 апреля 2013 г.