Постановление о приобретении автомобиля. Чиновникам запретили покупать дорогие автомобили. Будет ли эффект

Дмитрий Медведев ввел новые ограничения для госзакупок чиновников: теперь ограничения по мощности и цене автомобилей - до 200 лошадиных сил (л. с.) и до 2,5 млн руб.- будут распространяться на услуги аренды, лизинга и вызова такси. Новые правила также распространятся на ФГУПы, которых в РФ около 1,2 тыс. Ранее эксперты предупреждали, что запрет на закупки дорогих машин можно будет обойти с помощью аренды и лизинга.


Ограничения внесены в новую редакцию постановления (№927), принятого в сентябре 2015 года. Напомним, тогда Дмитрий Медведев запретил руководителям министерств закупать за госсчет автомобили дороже 2,5 млн руб. и смартфоны дороже 15 тыс. руб. В марте 2016 года это постановление уточнили, введя лимит мощности для автомобилей глав ведомств (200 л. с. для арендуемых автомобилей и 150 л. с.- для такси).

Заявленная цель постановления - не допустить закупки товаров и услуг «с избыточными потребительскими свойствами». Кроме того, в Белом доме готовятся лимитировать размер контрактов на телекоммуникационные услуги, офисные приложения и информационную безопасность - такие графы есть в постановлении, но конкретных цифр в нем пока не указано. Постановление распространили помимо федеральных ведомств также на закупки федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП): в РФ их 1,2 тыс., по данным Росимущества, причем в следующие три года из них должны быть акционированы 318.

Новая редакция постановления - третья по счету попытка ограничить мощность и стоимость закупаемых автомобилей. Ранее эксперты предупреждали, что запрет на закупки дорогих машин можно будет обойти с помощью аренды и лизинга (см. “Ъ” от 7 сентября 2015 года) - новое постановление закрывает эту возможность.

Отметим, ранее правительство уже пыталось нормировать предельные цены на товары для собственного потребления чиновников - автомобили и предметы мебели. Такие нормы есть в законе о госзакупках, но Счетная палата не раз заявляла, что система нормирования не работает. Как отметил заместитель главы Минфина Алексей Лавров, с 2017 года контролировать начальные максимальные цены контрактов готовится казначейство - но для этого нужен каталог товаров, работ и услуг, создание которого откладывается минимум на два года (см. “Ъ” от 24 ноября и 30 сентября).

По данным Минэкономики, объем рынка госзакупок с января по сентябрь составил 3,2 трлн руб. (на такую сумму министерства и подведомственные организации заключили контракты), аналогичные показатели были в 2015 году. Из этой суммы в 2016 году 56 млрд руб. (меньше 2%) пришлось на «услуги, связанные с сухопутным транспортом». Среднее снижение цен при госзакупках составило 8,9%.

Софья Окунь


Минэкономики не хочет делить закупочные полномочия с Минфином


В конце ноября Минэкономики выступило против предложения «Открытого правительства» передать регулирование сферы закупок Минфину и взамен предлагает Белому дому расширить полномочия самого экономического министерства. ФАС при этом позицию Минфина и «Открытого правительства» поддерживает. Участники рынка считают, что такое ведомственное перетягивание полномочий не решит реальных проблем закупочной отрасли.

Постановление правительства, ограничивающее госзакупки автомобилей в России, вступило в силу. Теперь чиновникам придется покупать отечественную технику, в том числе, иномарки, произведенные на территории России, а также в Казахстане и Белоруссии, то есть в странах Таможенного Союза.

Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Согласно постановлению, запрет вводится "в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

К документу приложен список товаров, которые запрещено покупать на бюджетные средства. В него входят многочисленные виды строительной техники и автомобилей для ЖКХ (бульдозеры, краны, грейдеры, погрузчики, экскаваторы и пр.), машины общественного транспорта (троллейбусы, автобусы, трамвайные вагоны и пр.), специальные автомобили (пожарные, бронированные, автопоезда), а также различные прицепы.

Для легковых автомобилей, которые можно будет приобретать по системе госзакупок, устанавливаются отдельные требования. Во-первых, в постановлении есть 9 видов легковых транспортных средств, на которые будет распространяться запрет: новые легковушки с моторами с искровым зажиганием объемом не более 1 л, от 1 до 1,5 л и более 1,5 л, новые жилые автофургоны с поршневым ДВС с мотором более 1,5 л, новые автомобили с поршневым ДВС объемом более 1,5 л, предназначенные для медицинских целей, новые транспортные средства с дизельным или полудизельным двигателем объемом не более 1,5 л, от 1,5 до 2,5 л и более 2,5 л, а также новые транспортные средства с прочими двигателями для перевозки людей.

Также перечень видов транспортных средств содержит новые машины для перевозки не менее 10 человек, оснащенные различными силовыми агрегатами, новые грузовые автотранспортные средства, тягачи и самосвалы.

Во-вторых, все перечисленные машины должны быть произведены в рамках промышленной сборки или на территории особой экономической зоны. В-третьих, они должны быть произведены с использованием не менее пяти производственных операций из приложенного списка: монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси (передней подвески), монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж рулевого механизма, монтаж электрооборудования, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска кузова, сборка кузова, проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств.

С 1 января 2015 года это требование вырастет до 6 операций, с 1 января 2016 года - до 8 операций. В обязательном порядке машины должны проходить контрольные испытания. С 1 января 2017 года к госзакупкам допустят автомобили, произведенные с использованием всех 11 перечисленных операций.

Действие постановление не распространяется на закупки товаров дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, а также представительствами РФ при международных организациях. А трамвайных вагонов коснется только с 1 января 2015 года.

Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что допускать к госзакупкам будут также исходя из уровня локализации при производстве машин. "Этот уровень будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40%, а должен будет дойти до 60-70% к 2018 году", - цитирует чиновника "Российская газета ". В первую очередь, это касается машин иностранных марок, выпущенных в нашей стране.

В целом, чиновники иномарок не лишатся, так как многие концерны уже наладили автосборку в РФ. Однако от некоторых, особо дорогих автомобилей придется все же отказаться. Например, от всех "Мерседесов", так как в нашей стране они не выпускаются вовсе.

Депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев готовит проект закона о внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поправка подразумевает введение ценовой детализации при проведении государственных тендеров на покупку и аренду служебных автомобилей. По предложению парламентария, стоимость покупки автомобиля предлагается ограничить суммой 2 млн рублей. Для годовой аренды также предлагается сумма 2 млн рублей с учетом всех сопутствующих трат на парковку, обслуживание, бензин и заработную плату водителя.

В условиях антироссийских санкций и непростой ситуации в экономике, считает Соловьев, со стороны чиновников крайне безответственными являются приобретение и аренда дорогих автомобилей.

Осенью прошлого года депутаты уже пытались ограничить стоимость автомобилей для чиновников. Вячеслав Лысаков, Ольга Тимофеева и Виктор Климов вносили соответствующий законопроект, ограничивающий стоимость авто суммой 3 млн рублей. Документ даже был 22 ноября прошлого года принят в первом чтении, однако до второго чтения он так и не дошел.

Мы будем вносить поправку, чтобы автомобиль стоил не дороже 2 млн рублей. В большинстве регионов и в муниципалитетах катастрофическая нехватка средств. И получается, что на дорогие служебные автомобили у них деньги есть, а на ЖКХ и другие социальные вопросы нет, - сказал Соловьев. - Поэтому в условиях кризиса с точки зрения экономии средств такие ограничения надо вводить.

Парламентарий напомнил, что в советское время было четкое и логичное разграничение по марках автомобилей в соответствии в занимаемой должностью.

Региональные и федеральные власти уже пытаются вводить свои ограничения на закупку служебного автотранспорта. Так, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов издал распоряжение, которым ограничил стоимость авто для высокопоставленных чиновников региона суммой в 1 млн рублей, для госслужащих рангом ниже - в 700 тыс рублей.

В октябре премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, которым введено ограничение по тратам федеральных чиновников в том числе и на транспорт. Согласно ему, руководитель федерального органа власти и его заместитель (за некоторыми исключениями) не могут тратить на приобретение автомобиля сумму свыше 2,5 млн рублей, руководители структурных подразделений - более 1,5 млн рублей.

Вместе с тем, чиновники по прежнему не ограничивают себя в покупке дорогих авто, а кроме того, многие ведомства теперь не покупают автомобили, но все чаще тратят миллионы рублей на аренду автомобилей класса люкс.

Так, столичный департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями заказывает для своего руководителя Юрия Артюха автомобиль бизнес-класса для ежедневного использования. Как отмечается в тендерной документации, автомобиль будет необходим главе департамента 21,5 часа в сутки, вне зависимости от того, будни это или выходные. На годовую аренду одного автомобиля из бюджета чиновники готовы потратить 8,5 млн рублей. При этом, согласно техническому заданию, исполнитель берет на себя расходы по обслуживанию автомобиля (оплата страховки, бензин, зарплата водителей), оплату парковки на территории правительства Москвы и мэрии.

Еще один заказ, вызвавший недовольство общественности, разместил департамент территориальных органов исполнительной власти (ДТОИВ). Руководители и сотрудники ведомства согласны перемещаться на автомобилях исключительно бизнес-класса, на годовую аренду которых из бюджета выделяется более 20 млн рублей. При этом в техзадании сразу же ограничиваются марки машин: BMW 740Li и 528i и Nissan Teana. Автомобили будут обслуживать департамент 299 дней в году в течение 13,5–16,5 часа ежедневно.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уже подготовил два письма (есть в распоряжении «Известий») в мэрию с просьбой провести проверку этих заказов московских департаментов. Как рассказал «Известиям» сам Кабанов, проверка должна быть проведена по двум пунктам: ценообразование и попытка ухода от требований по приобретению автомобилей российской сборки.

По тендеру департамента межрегионального сотрудничества муниципальный депутат района Северное Измайлово Дмитрий Барановский подготовил отдельное обращение в ФАС, так как, по его мнению, такой автомобиль «имеет избыточные потребильские свойства» и противоречит федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-й ФЗ).

Второй тендер так же ждет оценка со стороны антимонопольного органа.

«Прошу проверить обоснованность закупок ДТОИВ города Москвы на сумму более 20 млн рублей на оказание услуг по аренде автомобилей с водителями. В конкурсной документации незаконно ограничиваются наименования поставляемой на конкурс техники, все системы и описание конкретизированы до марки - это BMW 740Li. Это видно из технической документации данного конкурса, - пишет в своем обращении в УФАС по Москве муниципальный депутата района Тропарево-Никулино Владимир Гарначук. - Производится закупка услуг по аренде премиального автомобиля с явно излишними характеристиками и с явным нарушением в виде ограничения по марке предоставляемого автомобиля. Прошу проверить законность приобретения услуг по данному конкурсу и возможные нарушения антимонопольного законодательства при его проведении».

В департаменте территориальных органов исполнительной власти не предоставили комментарий по этой закупке.

Проблема действительно существует. Сейчас мы вместе с ОНФ проводим мониторинг сайта государственных закупок и с каждым случаем выявления завышенного тендера на аренду служебного автомобиля пытаемся разобраться отдельно. Но поскольку никаких законов такие тендеры не нарушают, то и повлиять мы можем только на репутацию объявившего тендер чиновника, - прокомментировал ситуацию с закупками машин для чиновников член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев.

Муниципальные чиновники, чувствуя безнаказанность, не стесняются искать разные способы урвать свою долю бюджетных денег. Если их ограничивают в одном из этих способов, они будут искать всё новые и новые, - считает эксперт Национального антикоррупционного комитета Илья Хандриков. - Поэтому ограничения, конечно, нужны, но нужны и санкции. Как карается воровство во всех иных случаях, так логично карать и за подобные траты. Для эффективного решения этой проблемы нужны более серьезные и жесткие меры.

По словам координатора общества «Синие ведерки» Петра Шкуматова, чиновники поняли, что вскоре может вступить в силу запрет на приобретение и аренду дорогих служебных автомобилей, поэтому ищут способы его обойти. Например, не покупать, а заказывать услуги на предоставление дорогих машин с водителем.

Для контроля за чиновниками необходимо принимать закон, который будет определять предельные расходы на одного чиновника и расходы на транспорт, командировки в зависимости от бюджета, выделяемого на департамент, - сказал Шкуматов.

Руководители в ранге министра и замминистра не смoгут передвигаться на машинах дороже 2,5 млн руб. и мощностью более 200 л.с. Руководители подразделений ведомств смогут рассчитывать лишь на автомобиль не дороже 1,5 млн руб. Помимо машин аналогичные ограничения введены и для других закупок.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление, вводящее серьезные ограничения на бюджетные закупки для чиновников ряда товаров, в том числе автомобилей. Соответствующий документ был подготовлен Минфином, чтобы для госслужащих не приобретались товары и услуги с избыточными потребительскими свойствами.

Согласно тексту приложения к правилам закупки чиновниками товаров, руководители российских федеральных органов власти начиная с 2016 года не смогут приобрести для себя служебный автомобиль мощностью более 200 л.с. и дороже 2,5 млн руб. Руководство федеральных агентств будет вынуждено довольствоваться служебными автомобилями такой же мощности, но не дороже 2 млн руб. Руководитель и замы структурных подразделений федерального государственного органа смогут позволить приобрести автомобиль, стоимость которого не превышает 1,5 млн руб.

Таким образом, закон впервые устанавливает верхнюю планку стоимости машин, приобретаемых чиновниками за счет бюджетных средств.

Для всех остальных сотрудников центрального аппарата правительства, а также сотрудников территориальных органов служебные автомобили и вовсе не предусмотрены.

«Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств», — отмечается на сайте правительства.

Стоит отметить, что кроме легковых автомобилей требования по закупкам ужесточены, например, для мебели и смартфонов, оргтехники и других товаров.

Так, например, цена приобретаемого для министра или замминистра за счет бюджета смартфона не должна превышать 15 тыс. руб. Для помощников — не больше 10 тыс. руб., а для специалистов — 5 тыс. руб.

Напомним, что законодательно ограничить чиновников в бюджетных тратах на автомобили впервые предложил оппозиционер Алексей Навальный. Он предлагал ввести предельный лимит в 1,5 млн руб. На сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) его предложение собрало необходимые 100 тыс. подписей, но рабочая группа при правительстве тем не менее отказалась вносить предложение Навального на рассмотрение кабинета министров.

Вскоре после инициативы Навального ограничить чиновников в закупках шикарных автомобилей решили и депутаты Госдумы. Так, в ноябре 2013 года в нижней палате парламентарии единогласно одобрили в первом чтении закон, ограничивающий максимальную стоимость автомобилей для чиновников суммой в 3 млн руб. Речь шла не только о покупке таких машин, но и о набиравшей тогда популярность аренде транспортных средств. Однако законопроект так и не был принят.

«Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств, — отмечается на сайте правительства.

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов отмечает, что эта система ограничений разрабатывалась долго и тяжело. «В результате эти предельные суммы вызывают споры, кто-то считает, что слишком много, кто-то — наоборот, — рассказал «Газете.Ru» один из авторов думского законопроекта Климов. — Да, курсы валют сделали иномарки в России более дорогими, но даже с учетом этого верхнего предела вполне хватит на то, чтобы чиновник мог купить комфортную безопасную машину. Такой предел позволяет отсечь закупку совсем уж роскошных люксовых машин».

В июле 2014 года, чтобы поддержать отечественных автопроизводителей, правительство РФ ввело запрет на госзакупку машин и автомобильной техники, которые не производятся в России.

Приобретаемый автомобиль с тех пор должен иметь определенный уровень локализации: от 30 до 40%. Кроме того, правительство пообещало увеличивать требуемый уровень локализации — до 60-70% к 2018 году.

Между тем нехватки автомобилей, подходящих под ограничения при закупках, чиновники пока не испытывают. Например, в Калининграде на предприятии «Автотор» собираются представительские седаны BMW, а в Калуге на мощностях Volkswagen производятся престижные модели Audi A6 и A8. Активно закупаемые для госслужащих Ford Mondeo и Focus также собираются в России.

Однако с наступлением кризиса эти представительские автомобили заметно подорожали. Все автокомпании, работающие в России, уже несколько раз поднимали цены. Повышение цен, по мнению экспертов, будет продолжаться и дальше.

Таким образом, не исключено, что вскоре люксовые модели немецких марок могут перешагнуть вводимый сейчас порог в 2,5 млн руб.

Для примера: любимая чиновниками BMW 5-Series пока еще укладывается в установленный лимит, поскольку стоит 2 млн 390 тыс. руб. А вот рассчитывать на седан 7-Series чиновники со следующего года уже не смогут, поскольку мощность самого скромного двигателя на этой модели составляет 265 л.с., а стоимость превышает 5 млн руб.

Источник: http://www.gazeta.ru/
Метки: Россия Транспорт Законы Власть Чиновники Законы

Посетителей:8346

Поправки в федеральный закон о госзакупках, ограничивающие стоимость автомобилей при покупке и аренде для чиновников, были внесены в Госдуму в июле текущего года парламентариями — членами ОНФ Ольгой Тимофеевой, Виктором Климовым и Вячеславом Лысаковым, сообщает "Актуально ру"

Законопроект единодушно одобрили все члены профильного комитета по земельным отношениям и строительству и Совет Федерации. Сегодня документ принят Госдумой в первом чтении.

Согласно внесенным поправкам, чиновникам нельзя будет покупать и арендовать автомобили дороже 3 млн руб. Автомобили в пределах такой стоимости могут приобретать руководители крупных ведомств, чиновники федерального уровня, главы субъектов. Все остальные государственные служащие, в том числе региональные представители власти, могут ограничиться покупкой автомобиля стоимостью до 1 млн 200 тыс. рублей.

«Это универсальная норма для всех начальников, - уточнил депутат Вячеслав Лысаков. - Ограничения не распространяются только на закупку технического спецтранспорта. Вкупе с существующим законодательным запретом на приобретение товаров с излишними потребительскими свойствами это будет действенной нормой».

Определить предельную стоимость в 3 млн помог анализ автомобильного рынка, стоимость и качество автомобилей, их потребительские свойства и представительские функции экспертами. По мнению авторов законопроекта, более подробная градация должна существовать, начиная с муниципального уровня, а регионы должны сами ограничивать стоимость авто для чиновников.

Депутаты уверены, что нужно принимать закон как можно скорее. Причина тому - расточительность чиновников в регионах. Как показывает мониторинг антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки», многие регионы, в том числе и дотационные, позволяют себе тратить бюджетные деньги на суперавтомобили.

«Пока мы эти ограничения не поставим, чиновники будут, несмотря на здравый смысл, при полном отсутствии совести и даже инстинктов самосохранения, приобретать дорогие транспортные средства. Лидером по роскошным закупкам стал «мерседес» стоимостью 8 млн рублей, заказанный для правительства Сахалинской области», - считает один из авторов инициативы.

Лысаков рассчитывает, что на региональном уровне в предложенном законопроекте увидят «реальную возможность самостоятельно, на уровне региона, устанавливать верхний предел стоимости машины для чиновника, не только не выходя за пределы общей планки в 3 млн рублей, но и понижая ее в соответствии с финансовыми возможностями региональных бюджетов».

«Наконец-то мы смогли прийти к общему пониманию необходимости ограничить чиновничьи аппетиты», - заявил депутат Госдумы, глава Центральной ревизионной комиссии ОНФ Вячеслав Лысаков перед рассмотрением законопроекта в первом чтении.

По словам депутата, ко второму чтению есть необходимость подправить некоторые моменты с учетом мнений региональных активистов ОНФ.

К примеру, в заключении профильного комитета говорится: «Из формулировки положений законопроекта об установлении ограничения закупки, предусматривающей заключение договора аренды легкового автомобиля, не ясно, имеется ли в виду ограничение стоимости договора аренды или рыночной стоимости арендуемого легкового автомобиля».

Отметим, что ранее подобные инициативы уже рассматривались. Предложение депутатов Госдумы от КПРФ об ограничении стоимости автомобилей, покупаемых для чиновников за счет налогоплательщиков, сделанное пару лет назад, вызвало критику со стороны Министерства экономического развития России. Авторы поправок коммунисты Владимир Никитин и Александр Куликов предлагали ограничить покупку служебных автомобилей чиновниками за казенный счет свыше 1 миллиона рублей. Минэкономразвития опубликовало на своем официальном сайте проект отрицательного отзыва правительства на внесенные в Госдуму поправки к закону о госзакупках, обнаружив в нем массу недостатков.

«Закупка дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации в ряде случаев может потребовать меньше расходов средств бюджета, чем более частый ремонт и замена дешевой техники», - говорится в отзыве на законопроект.

Кроме того, по мнению министерства, сумма в миллион рублей «носит субъективный характер». В документе также отмечается, что внесение таких поправок не решает проблему в комплексе, поскольку чиновники покупают для рабочего пользования многие другие дорогостоящие товары.