По каким гост утепляют морские контейнеры. Стандарты на контейнеры. Транспортирование и хранение

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
52524-
2005
(ИСО 6346:
1995)

КОНТЕЙНЕРЫ ГРУЗОВЫЕ

Кодирование, идентификация и маркировка

ISO 6346:1995

Freight containers-Coding,
identification and marking
(MOD)

Москва

Стандартинформ

2006

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Рабочей группой, состоящей из представителей предприятий: Закрытого акционерного общества «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (ЗАО «ЦНИИМФ»), Закрытого акционерного общества «Промтрансниипроект» (ЗАО «Промтрансниипроект»), Федерального государственного унитарного предприятия Российский морской регистр судоходства (ФГУП Российский морской регистр судоходства) на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 «Контейнеры»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. № 469-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 6346:1995 «Контейнеры грузовые. Кодирование, идентификация и маркировка» (ISO 6346:1995 « Freight containers - Coding , identification and marking ») путем изменения отдельных фраз (слов, значений, показателей), которые выделены в тексте курсивом

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования- на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

4 Коды размера и типа контейнера и их опознавательные знаки

4.1 Назначение

Тип и габаритные размеры контейнера должны быть обозначены при помощи кодов, наносимых на контейнер. На грузовых контейнерах, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51876-2002 , ГОСТ Р 50697-94 , ГОСТ Р 52076-2003 , , в части грузоподъемности и прочности при штабелировании, должны быть нанесены коды размера и типа в соответствии с 4.2.1 и 4.2.2.

4.2 Коды размера и типа

Требования, приведенные в 4.2.1 и 4.2.2, являются основными при маркировке контейнеров, соответствующих требованиям стандартов, приведенных в разделе .

Коды размера и типа, указываемые на контейнере, наносят совместно, т.е. они не подлежат дроблению на составляющие части.

Коды размера и типа проставляют на контейнере в соответствии с разделом .

4.2.1 Код размера - два буквенно-цифровых символа.

Размер контейнера (т. е. внешние габариты) обозначают двумя символами:

Первый - цифровой или буквенный символ, обозначает длину;

Второй - цифровой или буквенный символ, обозначает ширину и высоту.

Оба символа определяют в соответствии с приложением .

4.2.2 Код типа - два символа.

Тип и основные характеристики контейнера обозначают следующими двумя символами:

Первый - буквенный символ, обозначает тип контейнера;

Второй - цифровой символ, обозначает основные характеристики данного типа контейнера.

Данные символы определяют в соответствии с приложением .

Примечание - В случае, когда обозначение основных характеристик является дополнительным (при передаче (обмене) кодов размера и типа контейнера), можно использовать обозначение «группового кода типа» в соответствии с приложением .

5 Эксплуатационные знаки маркировки

Знаки маркировки, о которых идет речь в настоящем разделе, не соответствуют какому-либо определенному коду, который можно использовать при передаче данных или для каких-либо других целей. Они предназначены исключительно для маркировки грузовых контейнеров с целью сообщения определенной информации или визуального предупреждения.

5.1 Основные эксплуатационные знаки маркировки

5.1.3 Предупреждающий знак опасности поражения электрическим током Предупреждающий знак должен быть изображен на всех контейнерах, оборудованных лестницами.

Подробное описание символа - по приложению .

5.1.4 Знак высоты контейнера высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов)

Контейнеры высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов) маркируют следующим образом:

а) знак высоты наносят на обеих сторонах контейнера в соответствии с приложением F ;

b ) чередующиеся черные и желтые полосы длиной не менее 800 мм (12 дюймов) должны быть расположены на верхних элементах каждой торцевой рамы и боковых стенок, примыкающих к угловому фитингу (рисунок ).

На контейнере могут быть расположены и другие дополнительные знаки, например зеркальное изображение знака, приведенного в приложении F , может быть расположено в любом удобном месте, например на передней стенке.

5.2 Дополнительная эксплуатационная маркировка. Обозначение массы нетто

В дополнение к максимальной массе брутто и массе тары допускается указывать максимальную массу нетто или максимальную полезную нагрузку. Она наносится на контейнер в соответствии с и располагается, как показано ниже:

MAX GROSS

00 000 kg

00 000 lb

TARE

00 000 kg

00 000 lb

00 000 kg

00 000 lb

Надписи на английском языке допускается дополнять переводом на русский язык:

6 Воспроизведение знаков маркировки

6.1 Размер и цвет знаков

Буквы и цифры кода владельца, идентификатора категории оборудования, серийного номера и контрольного числа должны быть высотой не менее 100 мм (4 дюйма).

Буквы и цифры для максимальной массы брутто (MAX GROSS ) и тары (TARE ) должны быть высотой не менее 50 мм (2 дюйма).

Все символы должны быть соразмерной ширины и толщины и должны быть долговечными и контрастными по отношению к цвету самого контейнера.

6.2 Расположение знаков

Требования настоящего подраздела относятся к контейнерам общего назначения. Для контейнеров других типов их необходимо максимально соблюдать.

6.2.1 Размещение и расположение знаков

6.2.1.1 Основные идентификационные знаки

Код владельца, идентификатор категории оборудования, серийный номер и контрольное число на контейнерах желательно размещать на одной горизонтальной линии (рисунок ). В случае особой конструкции контейнера их размещение может быть вертикальным (рисунок 2).

Коды размера и типа контейнера наносят одной горизонтальной строкой ниже (рисунок ) или одной вертикальной строкой рядом (рисунки и ) с выше указанными кодами.

Если на специализированных контейнерах и контейнерах специального назначения невозможно полностью осуществить горизонтальное или вертикальное размещение, то основные идентификационные знаки размещают горизонтальными и вертикальными группами (рисунки и ).

На специализированных контейнерах и контейнерах специального назначения, когда невозможно выполнить полностью горизонтальное или вертикальное размещение, а основные идентификационные знаки размещены по горизонтали, коды размера и типа необходимо размещать подданными основными знаками (рисунок ).

Коды размера и типа следует наносить как единое целое в соответствии с .

Код владельца и идентификатор категории оборудования объединяют и размещают отдельно от серийного номера, разделяя их одним буквенным интервалом. Серийный номер и контрольное число должны быть отделены друг от друга не менее чем одним буквенным интервалом, а контрольное число должно быть заключено в рамку.

Примеры расположения знаков маркировки

На рисунках 1-4 приведены примеры расположения знаков маркировки на контейнере общего назначения, имеющем по ГОСТ Р 51876-2002 , естественную вентиляцию в верхней части грузового отсека, длиной 6058 мм, шириной 2438 мм и высотой 2591 мм, с зарегистрированным кодом конкретного владельца ABZ , идентификатором категории оборудования U и серийным номером 001234.

Размещение символа обозначения контейнера, используемого для транспортирования воздушным и наземным видами транспорта, должно соответствовать приложению .

Размещение предупреждающего знака опасности поражения электрическим током должно соответствовать приложению .

Размещение знака высоты контейнера высотой более 2,6 м, должно соответствовать приложению .

6.2.1.3 Дополнительная эксплуатационная маркировка (обозначение массы нетто) Размещение знаков массы нетто должно соответствовать .

6.2.2 Расположение знаков

6.2.2.1 Основные идентификационные знаки

Обязательные знаки по и (код владельца, идентификатор категории оборудования, серийный номер, контрольное число, коды размера и типа) должны быть расположены на контейнере максимально точно по схеме, приведенной на рисунке 5.

6.2.2.2 Эксплуатационные знаки

Основные эксплуатационные знаки по (максимальной массы и массы тары) должны располагаться на контейнере максимально точно по схеме, приведенной на рисунке .

Расположение символа обозначения контейнера, используемого для транспортирования воздушным и наземным видами транспорта, должно соответствовать приложению .

Расположение предупреждающего знака опасности поражения электрическим током должно соответствовать приложению .

Расположение знака высоты контейнера высотой более 2,6 м должно соответствовать приложению .

Дополнительная эксплуатационная маркировка по , т. е. максимальная масса нетто, должна быть расположена на контейнере максимально точно по схеме, приведенной на рисунке 5.

6.2.2.3 Другие знаки

Любые другие знаки должны быть нанесены на контейнер таким образом, чтобы они не мешали расположению основных знаков по настоящему стандарту.

Датчик системы автоматической идентификации оборудования (САИ) должен быть расположен на контейнере в соответствии с .

Примечания

Длина черных и желтых полос рядом с угловыми фитингами может быть уменьшена до 300 мм (12 дюймов).

Обозначения размера и типа контейнера на крыше и на передней сплошной стенке являются дополнительными.

Прикрепление датчика системы автоматической идентификации оборудования (САИ) является дополнительным.

Маркировка « NET /МАССА НЕТТО» является дополнительной.

Рисунок 5 - Расположение основных и дополнительных знаков на контейнере

Приложение А
(обязательное)

Определение контрольного числа

Для определения контрольного числа системы идентификации контейнера должны быть выполнены следующие действия (А.1-А.4). Пример расчета контрольного числа представлен в А.5.

А.1 Цифровое эквивалентное значение кода владельца, идентификатора категории и серийного номера

Каждой букве кода владельца, идентификатора категории оборудования и каждой цифре серийного номера должно быть последовательно присвоено цифровое эквивалентное значение в соответствии с таблицей А.1.

Таблица А.1-Эквивалентные значения

Код

владельца/Идентификатор категории оборудования

Серийный номер

Буква

Буква

Цифровое эквивалентное значение

Цифровое и эквивалентное значение 1)

1) Серийный номер и его эквивалентное значение идентичны.

Примечание - Эквивалентные значения 11, 22 и 33 опускаются, так как они кратны модулю (А.З).

А.2 Весовой коэффициент

Каждое цифровое эквивалентное значение, определяемое согласно пункту А.1, должно быть последовательно умножено на весовой коэффициент в диапазоне от 2 0 до 2 9 . Весовой коэффициент 2 0 относится к первой букве кода владельца и затем последовательно возрастает на степень от 2 0 до 2 9 для последней цифры серийного номера.

А.3 Модуль

Сумма произведений, полученных согласно пункту А.2, должна быть разделена на модуль 11.

А.4 Значение контрольного числа

В таблице А.2 представлены значения контрольного числа, соответствующие значению остатка от деления, выполненного по А.3.

Таблица А.2 - Значения контрольного числа

Остаток

Контрольное число

Примечание - Для устранения появления дубликата в виде значения 0, получаемого как от остатка 10, так и от остатка 0, не рекомендуется использовать серийные номера с остатком 10.

А.5 Пример расчета контрольного числа

Стадия расчета

Код владельца

Серийный номер

Эквивалентное значение

Весовой коэффициент

Результат перемножения столбцов в линиях II и III

2560

Сумма результатов в линии IV = 4592.

Сумма, деленная на модуль 11 (одиннадцать), =

Итак, остаток равен 5 и при помощи таблицы А.2 находим, что в данном случае контрольное число равно 5.

Приложение В
(обязательное)

Опознавательный знак обозначения контейнера, используемого для транспортирования воздушным и наземным видами транспорта

Для обозначения контейнера, используемого для транспортирования воздушным и наземным видами транспорта, имеющего ограничения по высоте штабелирования, следует применять символ, изображенный на рисунке .

Символ должен быть расположен в верхних левых углах торцевых стенок и примыкающих к ним углах крыши, а также в верхних левых углах боковых стенок контейнера по .

Размеры рисунка самолета в символе должны быть высотой не менее 130 мм (5 дюймов) и длиной не менее 360 мм (14 дюймов), а символа штабелирования - высотой не менее 280 мм (11 дюймов) и шириной не менее 260 мм (10 дюймов). Рекомендуется выдерживать пропорции. Прописные буквы должны быть высотой не менее 80 мм (3 дюйма).

Цвет символа должен быть черным. Если цвет самого контейнера черный, то символ на нем ясно не различим, поэтому необходимо использовать в качестве фона панель соответствующего цвета, предпочтительно белого.


Рисунок В.1

Приложение С
(обязательное)

Предупреждающий знак опасности поражения электрическим током

На контейнеры, оборудованные боковыми лестницами, должен быть нанесен знак опасности поражения электрическим током - символ черного цвета на желтом фоне, окруженном черным бордюром, изображенный на рисунке С.1.


Рисунок С.1

Высота символа (молнии) должна быть не менее 175 мм (6,875 дюйма).

Размеры предупреждающего знака, измеренные между наружными сторонами черного бордюра, должны быть не менее 230 мм (9 дюймов).

Знак следует располагать рядом с лестницей.

Приложение D
(обязательное)

Обозначение кода размера

Для обозначения кода размера контейнера используют два буквенно-цифровых символа:

Первый, обозначающий длину контейнера, определяют в соответствии с таблицей D .1.

Второй, обозначающий ширину и высоту контейнера, определяют в соответствии с таблицей D .2.

Таблица D .1-Первый символ кода размера

Длина контейнера

Символ кода

миллиметры

футы

дюймы

2 991

6 058

9 125

12 192

Резервный

Резервный

Резервный

Резервный

Резервный

7 150

7 315

7 430

7 450

7 820

8 100

12 500

13 106

13 600

13 716

14 630

14 935

16 154

Резервный

Таблица D .2- Второй символ кода размера

Высота контейнера

Символ кода

Ширина контейнера, мм

миллиметры

футы

дюймы

2438

> 2438
и
≤ 2500

>2500

2 438

2 591

2 743

2 895

> 2 895

1 295

≤ 1 219

≤ 4

Приложение Е
(обязательное)

Обозначение кода типа контейнера

Е.1 В таблице Е.1 приведены коды для определения типа контейнера и основные характеристики типа, используемые для выбора средств перегрузки и крепления или обмена эксплуатационными данными.

Подробная таблица кода типа не является исчерпывающим перечнем всех возможных характеристик какого-либо типа контейнера. Для некоторых типов не указаны индивидуальные категории, и чтобы прийти в этом вопросе к единому мнению, необходимо их тщательное изучение.

Е.2 Для случаев существования взаимоисключающих резервных номеров кодов или когда желательно иметь кодовый номер для контейнеров с важными характеристиками, не упомянутыми в таблице Е.1, рекомендуется использовать наибольший резервный номер в соответствующем блоке, оставляя другие кодовые номера на рассмотрение подкомитетов ИСО/ТК 104.

Е.3 В случаях, когда другие характеристики данного типа контейнера не известны или не выяснены полностью, тип контейнера в соответствии с таблицей Е.1 характеризуется его групповым кодом.

Таблица Е.1

Код

Тип контейнера

Групповой код типа

Основные характеристики

Подробный кодтипа

Контейнер общего назначения без вентиляции

Один торец или оба торца открыт(ы)

Естественная вентиляция верхней части грузового отсека

Один торец (или оба торца) открыты), также открыты одна (или обе) боковые стороны

Один торец (или оба торца) открыты), также одна (или обе) боковые стороны открыты не полностью

Резервный

Контейнер общего назначения с вентиляцией

Немеханическая система с вентиляционными отверстиями в нижней и верхней частях грузового пространства

Резервный

Механическая система вентиляции расположена внутри контейнера

Резервный

Механическая система вентиляции расположена снаружи контейнера

Резервный

Код

Тип контейнера

Групповой код типа

Основные характеристики

Подробный кодтипа

Контейнер для перевозки сухих сыпучих грузов:

Закрытый

ВО

Воздухонепроницаемый

ящичного типа без давления

Резервный

под давлением

Горизонтальная разгрузка, испытательное давление - 1,5 бар

ВЗ

Горизонтальная разгрузка, испытательное давление - 2,65 бар

Разгрузка опрокидыванием, испытательное давление - 1,5 бар

Разгрузка опрокидыванием, испытательное давление - 2,65 бар

Резервный

S

Контейнер специального назначения

SN

Контейнер для транспортирования скота

S 0

Контейнер для транспортирования автомобилей

S 1

Контейнер для транспортирования свежей рыбы

S2

Резервный

S3

»

S4

»

S5

»

S6

»

S7

»

S8

»

S9

R

Термический контейнер: охлаждаемый

RE

С машинным охлаждением

R 0

охлаждаемый и обогреваемый

RT

R 1

охлаждаемый и обогреваемый собственной установкой

RS

С машинным охлаждением

R 2

С машинным охлаждением и отоплением

R 3

Резервный

R 4

»

R5

»

R6

»

R7

»

R 8

»

R 9

Н

Термический контейнер: охлаждаемый и (или) нагреваемый, со съемным оборудованием

HR

К = 0,4 W /(m 2 K )

НО

Охлаждаемый и (или) нагреваемый, со съемным внутренним оборудованием

Н1

Охлаждаемый и (или) нагреваемый, со съемным внешним оборудованием, коэффициент теплопередачи - К = 0,7 W /(m 2 K )

Н2

Резервный

НЗ

»

Н4

Продолжение таблицы Е.1

Код

Тип контейнера

Групповой код типа

Основные характеристики

Подробный код типа

Н

Термический контейнер: термоизолированный

HI

K =0 AW /(m 2 K )

Н5

Термоизолированный, коэффициент теплопередачи - K =0 JW /(m 2 K )

Н6

Резервный

Н7

»

Н8

»

Н9

U

Контейнер с открытым верхом

UT

Один торец (или оба торца) открыт(ы)

U 0

Один торец (или оба торца) открыты), на торцевых рамах имеются съемные верхние элементы

U 1

Один торец (или оба торца) открыты), также открыты одна (или обе) боковые стенки

U 2

Один торец (или оба торца) открыты), также открыты одна (или обе) боковые стенки, на торцевых рамах имеются съемные верхние элементы

U 3

Один торец (или оба торца) открыт(ы), не полностью открыта одна боковая сторона и полностью открыта другая сторона

U 4

Полностью закрепленные боковые стенки и торцы (без дверей)

U 5

Резервный

U 6

»

U7

»

U8

»

U9

Р

Контейнер-платформа:

контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой

PL

Платформа-контейнер

Р0

контейнер с жестко закрепленными торцами и стойками

PF

С полными жестко закрепленными торцами

Р1

Жестко закрепленные стойки, отдельно стоящие стойки или стойки с подвижным верхним элементом

Р2

контейнер складной

PC

Складная конструкция

Складные стойки, свободно стоящие стойки или съемный верхний элемент

РЗ
Р4

контейнер на базе платформы с полной верхней рамой

PS

Открытый верх, открытые торцы

Р5

Резервный

Р6

»

Р7

»

Р8

»

Р9

Окончание таблицы Е.1

Код

Тип контейнера

Групповой код типа

Основные характеристики

Т2

для опасных (воспламеняющихся) жидкостей

TD

Минимальное давление - 150 кПа

Т3

Минимальное давление - 265 кПа

Т4

Минимальное давление - 400 кПа

Т5

Минимальное давление - 600 кПа

Т6

для газов

TG

Минимальное давление - 910 кПа

Знаки высоты контейнера высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов) содержат группы черных цифр на желтом фоне, обведенные черной рамкой (рисунок F .1).

Верхняя группа цифр означает высоту контейнера в метрах с точностью до одной десятой, значение которых должно быть не меньше фактической высоты.

Нижняя группа цифр означает высоту в футах с точностью до 1 / 4 фута, значение которых должно быть не меньше фактической высоты. Вместо буквенного обозначения футов и дюймов используют символы их обозначения « " » и « " ».

Размер знака, измеренный между наружными сторонами черной рамки, должен быть не менее 155 × 115 мм (6 × 4,5 дюйма), размер цифр должен быть удобным для прочтения.

Знак располагают на каждом контейнере в двух местах: около правого края каждой стороны на расстоянии не более 1,2 м (4 фута) от крыши контейнера и в пределах 0,6 м (2 фута) от правого края ниже идентификационного номера контейнера.


Рисунок F .1

Приложение G
(справочное)

Национальные регистрационные организации - филиалы Международного бюро по контейнерам

Международное бюро по контейнерам (BIC ) - международный орган для регистрации грузовых контейнеров.

Адрес : Bureau International des Conteneurs 167, rue de Courcelles 75017 Paris, France

BIC назначает Национальные регистрационные организации после консультаций, проведенных с соответствующим органом страны - участника ИСО.

Национальные органы стран - участников ИСО дают рекомендации лицам, подающим заявление о регистрации объекта в BIC с употреблением кодов " U ", " J " и " Z ".

Владельцы контейнеров, а также контейнерного оборудования, не входящих в стандарты ИСО и не участвующих в международных перевозках, должны пройти регистрацию в BIC . Если владельцы подобного оборудования принимают решение о регистрации объекта с помощью других национальных учреждений, то в этом случае таким владельцам не рекомендуется регистрировать объекты кодами, состоящими из четырех букв, последними из которых являются " U ", " J " или " Z ".

В то время как регистрацию проводит BIC , ответственность за присваивание кодов владельцев, в соответствии с настоящим стандартом, возлагается на ИСО ТК 104.

Для того чтобы облегчить выполнение этой обязанности, BIC должен составлять ежегодный письменный отчет для ИСО ТК 104 с подробным описанием кодов всех существующих владельцев, последними буквами которых являются " U ", " J " или " Z ".

Для этой цели BIC осуществляет выпуск и распространение ежегодного перечня контейнерных кодов BIC - Официальный регистрационный перечень буквенных кодов ИСО, принятых во всех странах мира для идентификации владельцев контейнеров.

Перечень национальных организаций по регистрации контейнеров, действующий на момент публикации настоящего стандарта, приводится в таблице G .1.

Таблица G .1 - Национальные регистрационные организации

Organization

Address

Country

South African Bureau of Standards (SABS)

1 Dr Lategan Road, Groenkloof, Private Bag X191, Pretoria 0001

Южная Африка

Studiengesellschaft fur den Kombi-nierten Verkehr (SGKV)

Borsenplatz 1, 60313 Frankfurt

Германия

INTRACON CEDEX

Atlasvej 3, 8270 Hoejbjerg

Дания

Asociacion Espanola de Normalization у Certification (AENOR)

Fernandez de la Hoz 52,28010 Madrid

Испания

Association francaise de normalisation (AFNOR)

Tour Europe, 92049 Paris La Defense Cedex

Франция

Lloyd"s Register Industrial Services

Lloyd"s Register House, 29 Wellesley Road, Croydon CRO 2AJ

Великобритания

Container Affairs Bureau Ltd.

9/F, Unit B, 77-81 Container Port Road, Kwai Chung N. T, Hong Kong

Гонконг

Institute for Industrial Research and Standards Division

Ballymun Road, Dublin 9

Ирландия

Standards Institution of Israel (SII)

42 Chaim Levanon Street, Tel Aviv 69977

Израиль

Окончание таблицы G .1

Organization

Address

Country

Centro Italiano Studi Containers (CISCO)

Via Garibaldi 4, Genoa 16124

Италия

Arrow Technical Services

1-B Quaker Ridge Road, Suite 123, New Rochelle, NY 10804-2807, USA

Мексика

Japan Container Association

Room 501, Yaesu-Mitsui Bldg., 2-7-2 Yaesu, Chuo-Ku, Tokyo

Япония

Scheepvaart Vereniging Noord

Havengebouw, de Ruytershade 7, 1013 AA Amsterdam

Нидерланды

Arrow Technical Services

1-B Quaker Ridge Road, Suite 123, New Rochelle, NY 10804-2807

США

Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 5. Платформы и контейнеры-платформы

ИСО 8323:1985

Контейнеры грузовые. Авиационные/наземные (интермодальные) контейнеры общего назначения. Технические требования и методы испытаний

ИСО 10374:1991

Контейнеры грузовые. Автоматическая идентификация

Ключевые слова: контейнеры грузовые, кодирование, идентификация, маркировка, идентификатор категории оборудования, идентификационные знаки, код владельца, контрольное число, серийный номер, система идентификации

Морской контейнер должен соответствовать требованиям ГОСТа, устанавливающим специфические требования согласно типам и видам перевозимых грузов. Для упрощения процесса перевалки мультимодальной перевозки грузов разработан универсальный международный стандарт ISO-830. Стандартный 20 футов имеет габариты 6,096х2,370х2,591 метров, и вмещают до 22 тонн. 40 футов соответствует размерам 1,220х2,440х2,591 метров и вмещают 26,5 тонны.

Основные виды морских контейнеров

Существует несколько видов, являющихся основными и широкоприменяемыми. Каждый тип применим к той или иной сфере деятельности. Давайте их рассмотрим:

  • Специального назначения служат для перевозки негабаритных грузов. Имеет много особенностей в конструкции, способным облегчить погрузку товара;
  • Сухогрузовые позволяют перевозить груз абсолютно любым транспортным средством благодаря жестким стенкам, потолку и основанию. При необходимости можно перевозить в нем даже жидкие и газообразные грузы если установить внутрь флекси танк. Имеют разную грузоподъемность и размеры. В большинстве случаев оборудованы специальным приспособлением для прочности захвата краном или погрузчиком при выполнении погрузочных работ. Для компании, занимающейся перевозками, купить контейнер гораздо выгоднее нежели брать в аренду у сторонних организаций;
  • Рефрижераторного типа морской контейнер предназначен для перевозки товаров для которых требуется соблюдать определенные условия микроклимата. Установленная холодильная установка позволяет установить температуру от - 25 и до + 25. Согласно ГОСТу они должны быть оборудованы автономным холодильным агрегатом. Обычно для охлаждения используется сжиженный газ или сухой лед. Держит заданные параметры микроклимата три дня. Купить его имеет смысл если организация возит подобные грузы очень часто. В противном случае он будет долго отрабатывать свою стоимость;
  • Блок-контейнер представляет собой тару в 40 футов, оборудованный под нужды жилых или служебных нужд. Например, пост охраны, бытовки для хранения инструментов. Очень просто устанавливаются, долговечны и многофункциональны.

Морской контейнер специального назначения бывает следующих модификаций:

Вот такой список основных видов тар получается при их рассмотрении. Конечно это только поверхностный анализ ГОСТа, но Вам должно его быть достаточно при выборе морского контейнера для той или иной сферы деятельности.

`

ГОСТ морских контейнеров устанавливает единые требования относительно назначения типов изделий для перевозки грузов, а также их геометрических размеров, грузоподъемности и прочих основных характеристик. С целью стандартизации и возможности организации перевозок разными видами транспорта разработан основной международный стандарт для контейнеров ISO-830. Действуют также отечественные стандарты: ГОСТ 8477-79, ГОСТ Р 50697, ГОСТ Р 51876 и другие.

Согласно нормативным документам классифицируются следующие виды морских контейнеров:

  • Сухогрузные.
  • Рефрижераторные.
  • Специальные.
  • Блок-контейнеры.

Универсальные сухогрузные контейнеры оптимально подходят для перевозки грузов практически любым транспортом. Имеют жесткие боковые и торцевые стены, крышу и основание. Для погрузки и разгрузки оборудуются дверьми. Подходят для перевозки любой продукции. Чтобы перевозить жидкость и газ, необходимо установить внутрь флекси танк (fleksy tank). Являются отличным вариантом для организации на их базе небольшого мобильного склада. Конструктивно допускают также установку необходимого дополнительного оборудования. Выпускаются разной грузоподъемности и типоразмеров, оборудуются приспособлениями для надежного захвата при погрузке.

Морские контейнеры рефрижераторного типа отличаются наличием холодильной установки. Они являются оптимальным вариантом для перевозки продуктов или товаров, для которых необходимо строго соблюдать температурный режим и определенную допустимую влажность воздуха. В такой таре поддерживается оптимальный микроклимат в широком диапазоне: минус 25°С - плюс 25°С. Используются также для длительного хранения скоропортящихся продуктов. Изготовленные по ГОСТ рефрижераторные контейнеры, могут использовать наружные источники электротока или комплектоваться автономными холодильными агрегатами. В последнем случае для охлаждения используется сухой лед или сжиженный газ. Также, для о хлаждения, можно установить навесной genset дизель генератор. Стоит отметить, что рефрижераторный контейнер держит температуру три дня.

Часто возникает необходимость в перевозке нестандартных крупногабаритных изделий сложной геометрии. Для этого случая предусмотрены специальные морские контейнеры, которые отличаются наличием конструктивных особенностей, облегчающих погрузку/разгрузку продукции. Этот вид тары включает много моделей для максимального охвата перевозки всех вариантов груза:

  • Вентилируемые – оснащаются специальной системой, обеспечивающей доступ потока воздуха, который предотвращает образование конденсата и прелости.
  • С открытой крышей – позволяют загружать и разгружать груз с помощью крана. В некоторых моделях используется мягкая (съемная) брезентовая или пластиковая крыша.
  • На базе платформы: с закрепленными торцами, со складывающимися торцами, а также модификации с верхней рамой. Подходят для перевозки разной техники и объемного оборудования.
  • Изотермические – обеспечивают полную герметичность и защищают перевозимую продукцию и другой товар от попадания пыли и влаги.
  • Танк (цистерна) – предназначен для транспортировки любых типов жидкостей, а также сжиженного газа.
  • Для сыпучих грузов: без давления, под давлением. Предусмотрена возможность загружать продукцию через люки в крыше.
  • Флекси танки

По ГОСТ блок-контейнер представляют собой конструкцию на базе стандартного морского контейнера, специально оборудованного для организации жилых, служебных, торговых и других помещений. При использовании большого количества модулей можно соорудить конструкцию достаточно большой вместимости. Используются также для бытовок, постов охраны и мобильных офисов. Пользуются популярностью благодаря простоте установки, долговечности и многофункциональности.

На железных дорогах Европы, США, Японии контейнеры грузоподъемностью от 2 до 10 тонн начали применяться в 1920-х годах. Каждая транспортная компания перевозила грузы лишь в контейнерах своей собственности. Перевозки носили разовый характер, а сами контейнеры не были унифицированы даже в рамках отдельной страны.
Мощный толчок контейнеризация получила после второй мировой войны. В начале 1950-х годов перевозки грузов в контейнерах явились наиболее экономичной бесперегрузочной технологией в смешанном железнодорожно-морском и международном железнодорожном сообщениях. Однако созданию единой контейнерной транспортной системы препятствовало отсутствие международной системы стандартов на контейнеры.
В СССР в целях лучшего использования транспортных и грузоподъёмных средств наружные размеры и вес брутто различных типов контейнеров были унифицированы в начале 1950-х годов. Согласно ГОСТ 8199 того времени были установлены следующие грузоподъёмности контейнеров: 0,625; 1,250; 1,5; 2,5; 3,0; 5,0 т. Этим же ГОСТ определены линейные размеры универсальных контейнеров: длина-- 1,050; 1,600; 2,150; 3,250; 4,350 м; ширина - 1,325; 2 700 м.
Контейнеры, предназначенные для международных перевозок, должны иметь: вес брутто тяжёлого типа - 5 т и лёгкого- 2,5 т; размеры по длине- 1,05; 1,5; 2,15; 3,25 м; по ширине - 2,15 м; по высоте - 2,55 м.
Максимальная ширина контейнеров 2,700 м на железных дорогах СССР была обусловлена шириной железнодорожных платформ; высота в 2,3 м является разностью между автомобильным габаритом 3,5 м и высотой пола кузова автомобиля 1,2 м.
К современной мировой контейнерной транспортной системе шли 30 лет. В 1961 году Техническим Комитетом 104 "Грузовые контейнеры", штаб-квартира которого находится в США международной организации по стандартизации контейнеров (International Organisation for Stantartisation или "ISO" - центральный секретариат ИСО находится в Швейцарии) были разработаны стандарты, которые в настоящее время являются единственными нормативными документами, устанавливающими основные параметры и требования к системе, так называемых, крупнотоннажных контейнеров международного стандарта. Основой этой системы являются контейнерные размерные ряды, построенные по модульному принципу. Количество рядов и типоразмеров одного ряда сведено к минимуму.
Технический комитет ИСО ТК-104 «Грузовые контейнеры» подразделил контейнеры на две основные группы: универсальные и специализированные. В универсальных контейнерах перевозят все пакетированные и перевозимые поштучно грузы: цветные металлы в пачках, метизы, продукцию химической промышленности, строительные материалы, запасные части, консервы, сушеные фрукты, кондитерские изделия, мебель, ковры, хлопчатобумажные ткани, бумагу, текстильные изделия, посуду и многие другие. Специализированные контейнеры служат для перевозки различными видами транспорта и временного хранения одного или группы однородных по физико-химическим свойствам грузов.
Для комплексного развития технических средств единой контейнерной транспортной системой социалистических стран (ЕКТС) создана система стандартов СЭВ (социалистических стран экономической взаимопомощи), в том числе:
  • СТ СЭВ 772-83 «ЕКТС. Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры»;
  • СТ СЭВ 2471-80 «ЕКТС. Контейнеры универсальные. Общие технические условия»;
  • СТ СЭВ 6346-84 «ЕКТС. Контейнеры грузовые. Кодирование, идентификация и маркировка»
В СССР им соответствуют ГОСТы таких же наименований.
Разработкой и пересмотром стандартов СЭВ в области ЕКТС при Постоянной Комиссии СЭВ по сотрудничеству в области транспорта занимается Рабочая группа по стандартизации технических средств ЕКТС. Для решения научных вопросов ЕКТС между странами - членами СЭВ было заключено Соглашение о научно-техническом сотрудничестве по проблеме «Технические, экономические и технологические основы контейнерной транспортной системы стран членов СЭВ для внутренних и международных сообщений».
Постоянная комиссия Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) по транспорту в 1970-е годы разработала рекомендации по стандартизации универсальных унифицированных контейнеров (УУК) массой брутто 2,5 (3) и 5 т и типов групповых специализированных контейнеров. Основные параметры контейнеров для стран - членов СЭВ идентичны параметрам ИСО.
Основные параметры унифицированных грузовых контейнеров
Тип контейнера Размеры, мм Внутренний объем, м 3 Собственная масса, кг
по стандарту ИСО по ГОСТу СССР длина ширина высота
УКК-30 12192 2438 2438 61,5 3600
УКК-20 6058 2438 2438 30,3 2100
1 УКК-10 2991 2438 2438 14,6 1210
- УКК-5 2650 2100 2400 10,3 1100
3B УКК-2,5 (3) 2100 1325 2400 5,4 542
- АУК-1,25 1800 1050 2000 2,54 280
- АУК-0,625 1150 1000 1700 1,41 150

Число в обозначении типа контейнера по ГОСТу СССР (УКК, АУК) означает его массу брутто в тоннах.
Той же комиссией утверждены стандарты на технические средства для перегрузки, штабелирования и транспортирования контейнеров.
Общемировой стандартный размерный ряд крупнотоннажных контейнеров ограничен серией 1ИСО. Эта серия берет свое начало с 1972 года, когда СССР и другими ведущими странами была подписана "Международная Конвенция по безопасным контейнерам 1972 ООН/ИМО". Коротко этот документ называют КБК. ИМО - это Международная морская организация, которая впервые создала размерный ряд крупнотоннажных контейнеров безопасных для обслуживающего персонала при перевозке и для самой перевозки.
Основные параметры контейнеров ИСО
Тип контейнера Размеры, мм Масса брутто, т
высота ширина длина
2438 2438 12192 30
1АА 2591 2438 12192 30
2438 2438 9125 25
2438 2438 6058 20
1 2438 2438 2991 10
1 2438 2438 1968 7
2438 2438 1460 5
2100 2100 2920 7
2100 2300 1450 7
ЗА 2400 2650 2100 5
2400 1325 2100 5
ЗС 2400 1325 2100 2,5

В КБК предусматривалось применение для перевозок крупнотоннажных контейнеров, которые получили название контейнеры серии 1. В ней были сформулированы размерный ряд контейнеров серии 1, методы испытаний контейнеров, весовые параметры, общие требования по допущению контейнеров по типу конструкции, надзору, испытаниям и пр. В Конвенцию КБК в 1981, 1983, 1991, 1992 и 1993 гг. были внесены поправки. Так рекомендованные ИСО габаритные размеры и номиналы массы брутто контейнеров явились основой для создания международной контейнерной транспортной системы, элементами которой, кроме самих контейнеров, являются суда-контейнеровозы, железнодорожные платформы и автомобильные шасси, погрузочно-разгрузочная техника и захватные приспособления, а также контейнерные терминалы. Особое значение приобрели установленного формата маркировка контейнера и другие сведения о контейнере, вместившие в себя, как важнейший элемент, признак собственника и в связи с этим возможность предъявления имущественных претензий. Эти признаки явились основой создания международной системы регистрации контейнеров и создания международной и национальных информационных систем дислокации и слежения за продвижением контейнеров.
Стандартами ИСО определен типаж контейнеров, включая специализацию, технические параметры, методы испытаний при изготовлении, правила кодирования, идентификации, маркировки и регистрации. Они определяют геометрические, весовые и прочностные параметры.
Стандарты ИСО не определяют конструкцию контейнера.
Основными стандартами ИСО, касающимися контейнеров, являются следующие стандарты:
  • ИСО 668 "Грузовые контейнеры серии 1. Классификация, размеры и масса" 1995 (Е);
  • ИСО 830 "Грузовые контейнеры. Терминология", 1999 (Е/Р);
  • ИСО 6346 "Грузовые контейнеры. Кодирование, идентификация и маркировка", 1995 (Е);
Основным содержанием стандарта ИСО 668 является установление типоразмера контейнерного ряда, размеров контейнеров и параметров массы. Основным параметром для контейнеров согласно этого стандарта является максимальная масса брутто.
В последние годы стандарт ИСО 668 дополнен контейнером типоразмера 1ААА, который имеет высоту 2895 мм. Предлагается, что контейнер типоразмера 1СС будет официально иметь максимальную массу брутто равную 30,48 т.
Стандарт ИСО 830 «Грузовые контейнеры. Терминология», 1999 (Е/Р). определяет основные термины, касающиеся контейнеров и дает разъяснение по каждому термину.
Существуют еще несколько стандартов на контейнеры:
  • ИСО 1496-1 "Грузовые контейнеры серии 1. Общие технические требования и методы испытаний, часть 1. Контейнеры общего назначения (универсальные)";
  • ИСО 1496-2 "Грузовые контейнеры серии 1. Общие технические требования и методы испытаний, часть 2. Контейнеры изотермические", 1996 (Е);
  • ИСО 1496-3 "Грузовые контейнеры серии 1. Общие технические требования и методы испытаний, часть 3. Контейнеры-цистерны для жидкостей, газов и сыпучих грузов под давлением", 1995 (Е);
  • ИСО 1496-4 "Грузовые контейнеры серии 1. Общие технические требования и методы испытаний, часть 4. Контейнеры для сыпучих грузов без давления", 1991 (Е) (имеет дополнение от 1994 г.);
  • ИСО 1496-5 "Грузовые контейнеры серии 1. Общие технические требования и методы испытаний, часть 5. Платформы и контейнеры-платформы" 1991 (Е) (имеет два дополнения от 1993 и 1994 гг.);
  • ИСО 3874 "Грузовые контейнеры серии 1. Погрузочно-разгрузочные работы и безопасная эксплуатация", 1997 (Е).