Неисправности могут возникнуть в любом силовом агрегате. Особенно, если речь идет о подержанном автомобиле. Причем, наряду с незначительными поломками возможно появление серьезных проблем, окончательно выводящих машину из строя. Своевременное их выявление способно избавить автолюбителя от значительных финансовых потерь, вызванных непредвиденным капитальным ремонтом.
Для этого и предназначается диагностика дизеля, обычно выполняемая одновременно с периодическим техническим обслуживанием транспортного средства. Вовремя предпринятые меры по ликвидации мелких неисправностей избавляют от многих грядущих неприятностей.
Самостоятельная диагностика дизельного двигателя. Можно ли обойтись без автосервиса
Выявление различных неполадок в двигателе на ранних стадиях и своевременное их устранение является основой правильного ухода за автомобилем. Однако далеко не каждый владелец подержанного транспортного средства в состоянии оплатить диагностику в специализированной мастерской.
К тому же, территориально ближайший автосервис может располагаться за сотни километров от гаража. Поэтому, особую актуальность приобретает вопрос, возможна ли самостоятельная диагностика дизельного двигателя, и что для этого требуется. Попытаемся разобраться!
Необходимость диагностики
Эффективность и оперативность проведения ремонта дизельных агрегатов определяется многими факторами. Одним из основных условий считается правильная диагностика.
Весьма высокий уровень надежности функциональных узлов и механизмов, оснащающих дизельные средства передвижения, считается их главным преимуществом. Благодаря этому качеству большинство автолюбителей отдают предпочтение таким машинам, отказываясь от бензиновых силовых агрегатов.
Своевременная замена изношенных деталей дизельного мотора сводит к минимуму вероятность их непредвиденного отказа в процессе работы. Проверено специалистами, что спонтанных поломок в исправно функционирующем агрегате практически не наблюдается.
Любая неисправность свидетельствует о недостаточном внимании владельца, вовремя не заметившего дефект.
Что касается незначительных деталей, не имеющих особого значения для нормальной эксплуатации дизеля, они способны внезапно утрачивать работоспособность. При этом обычные функции ДВС практически не изменяются.
В подобных случаях диагностика и ремонт дизельных двигателей может осуществляться в походных условиях. Неисправности второстепенных элементов силового агрегата выявляются и устраняются прямо на дороге, непосредственно в момент их обнаружения.
Специалистами установлены несколько явных причин, свидетельствующих о неполадках узлов дизеля, требующих вмешательства механика:
- усиленное выделение дыма, сопровождающее работу двигателя;
- затруднения с запуском силовой установки;
- проявление повышенных шумовых эффектов при эксплуатации;
- нестабильная работа мотора, сопровождаемая снижением мощности.
Обнаружение перечисленных симптомов свидетельствует о необходимости осуществления диагностических мероприятий. Они помогут установить причину неполадок и принять меры по их устранению.
Современные методы диагностического обследования
Разумеется, мастерские автосервисов располагают специализированным оборудованием, существенно упрощающим мероприятия по выявлению неисправностей в силовых агрегатах. На сегодняшний день существует три способа, которыми осуществляется диагностика дизельных двигателей:
- специалист выполняет визуальный осмотр мотора, дополняемый акустическим обследованием установки;
- изучаются отклонения существующих параметров от оптимальных величин. Для этого осуществляется их измерение;
- диагностика на специализированном компьютерном стенде.
Предназначением первого метода считается выявление очевидных неисправностей. Опытный механик способен заметить любые отклонения в дизелях. Состояние деталей моторов оценивается по множеству факторов, наподобие внешнего вида фильтров или звука выхлопа.
Точность второго метода определяется качеством замеров. Деятельность ДВС характеризуется определенными параметрами, отклонение от которых свидетельствует о неисправности. Например, измеряя компрессию и размер утечек в цилиндрах, можно обнаружить проблемы в моторе.
Наиболее точным считается третий способ. Он предусматривает выявление неисправностей в компьютерной системе управления. Мониторинг датчиков и прочих элементов электроники позволяет программному обеспечению установить причину поломки.
Акустическое обследование дизеля
Изучение звуков работающего двигателя способно дать представление об износе некоторых узлов и запчастей. Определенные механические шумы свидетельствуют о состоянии силового агрегата. Подробнее о неисправностях дизельного механизма, выявляемых методом акустического диагностирования:
- при нагрузке функционирующего на малых оборотах мотора в поршневой группе прослушивается приглушенный стук. Это первый симптом износа поршней. Для устранения неисправности изношенные гильзы растачивают, а пришедшие в непригодность поршни заменяют новыми деталями;
- превышение нормы допустимых зазоров в клапанах проявляется характерным цокающим стуком. Благодаря частоте такой звук невозможно спутать с другими шумами в силовом агрегате. Он раздается реже прочих стуков. Это объясняется тем, что периодичность вращения распределительного вала, кулачки которого приводят в движение клапана, вдвое меньше частоты оборотов коленвала. Регулировке зазоров клапанов в силовых агрегатах легковых автомобилей посвящена отдельная статья;
- если на холостых оборотах мотора резко нажать педаль газа, порой можно услышать глуховатый металлический стук. Его частота определяется количеством оборотов коленвала. Это явление свидетельствует о необходимости замены коренных подшипников. Также помогает ликвидировать неисправность шлифовка коленчатого вала;
- более отчетливым стуком проявляют себя изношенные шатунные подшипники. Определение неисправного элемента производят поочередным отключением форсунок. Устраняется поломка способом, аналогичным предыдущему.
Как видно, по звукам работающих дизелей даже несведущий автолюбитель способен установить причину неисправности агрегата, устранив которую можно выполнять последующее восстановление двигателя.
Измерение компрессии
Второй метод диагностики дизеля предусматривает исследование отклонений в величинах некоторых эксплуатационных показателей движков, использующих в качестве топлива солярку. Для этого измеряют необходимые параметры и сопоставляют их с нормативными данными, изложенными в технической документации.
К сожалению, размер настоящей статьи не допускает подробного описания всех необходимых манипуляций, требуемых для выполнения замера компрессии. Отметим лишь, что для этого используется специальное приспособление. Особый инструмент, называемый компрессиметр способен предоставить достаточно точные показания искомой величины.
Сравнивая их с нормативными данными, можно обнаружить следующие неисправности в дизельном агрегате:
- чрезмерный износ деталей поршневой группы, что грозит капитальным ремонтом силовой установки;
- проблемы в клапанной системе обычно решаются регулировкой тепловых зазоров. Если выполненные действия не вызвали увеличение компрессии до оптимального уровня, принимают меры по притирке клапанов. Чаще всего это способствует восстановлению нормальной работы системы. В противном случае необходимо произвести ремонт седел клапанов.
Определить, какая из перечисленных неисправностей вызвала падение уровня компрессии, можно заливкой небольшого количества моторного масла в каждый из цилиндров. После этого повторно выполняют замеры. Увеличение показателей свидетельствует о неполадках в поршневой группе.
Неизменно низкий уровень компрессии определяется неисправностями клапанного механизма.
Компьютерная диагностика
Обследование состояния электронных систем дизельного мотора выполняется на специальном оборудовании. В домашних условиях проведение подобных мероприятий невозможно, поскольку требуется особый компьютер-сканер. Достаточно сложное высокотехнологичное приспособление осуществляет многоступенчатую диагностику двигателя, поочередно обследуя функциональность топливной и управляющей систем агрегата.
Подобное исследование состоит из нескольких фаз, практически равноценных по значимости:
- проверка работоспособности электрических компонентов форсунок;
- оценка показаний всех температурных датчиков, оснащающих мотор;
- измерение величин компрессии в блоке цилиндров;
- установление показателей вакуумных преобразователей.
Умный сканер объединяет полученные данные о выявленных неисправностях и выводит актуальные сведения на монитор. Тщательный анализ причин появления обнаруженных дефектов позволяет компьютеру определить оптимальные способы их устранения.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что самостоятельно выполнить диагностику дизельного агрегата способен каждый автолюбитель. Для этого всего лишь требуется досконально изучить эксплуатационные характеристики своего железного коня. Внимательно наблюдая за работой машины, опытный водитель интуитивно распознает малейшие отклонения от нормы.
Дизельные двигатели автомобилей отличаются высокими показателями надежности, однако, нельзя исключать возможность сбоя каких-либо узлов или систем по различным причинам по ходу эксплуатации. Следует придерживаться тех правил, которые регламентированы документацией завода-производителя, иначе из-за частых поломок и неграмотного ремонта срок службы дизельного мотора резко снижается.
Неисправности:
- трудный запуск холодного и горячего двигателя;
- сбои холостого хода;
- уменьшение мощности движка;
- расход топлива, а также масла стали повышенными;
- появились шумы, стуки в дизеле;
- двигатель плохо держит обороты;
- периодически возникает сизый или черный выхлоп.
Неполадки дизелей могут возникнуть по ряду обстоятельств. Например, при неквалифицированном техобслуживании и неправильном использовании. Надо помнить, что выполнять диагностику, ремонт дизелей , а также регулировку их узлов и механизмов лучше в проверенном сервисном центре, где опытные мастера обеспечат грамотное обслуживание двигателя вашего автомобиля как в гарантийный, так и послегарантийный период. Также они осведомят вас всей необходимой информацией.
Рекомендовано производить замену масла не более, чем через 7-7,5 тыс. км. пробега. Обуславливается это прежде всего российскими реалиями: в отечественном дизельном топливе много примесей, в том числе серы, вследствие чего масло имеет тенденцию к окислению. Качество используемых масел также должно отвечать заявленным производителем нормам.
Качество дизельного топлива сильно влияет на срок эксплуатации мотора. Согласно статистическим данным, половина всех неисправностей двигателей в целом и топливной системы в частности напрямую зависит от топлива. Горючее импортного производства является более «чистым» относительно российского, содержит меньше различных механических примесей и воды. Однако заправляться зарубежным топливом обойдется существенно дороже.
Разного рода неполадки могут появиться после некачественно проведенного ремонта дизельного силового агрегата, ведь для того, чтобы грамотно устранить все неисправности, от механиков требуется владение всех конструктивных особенностей двигателя. Следует устанавливать только качественные оригинальные запчасти и производить своевременную замену узлов. Все это позволит продлить эксплуатацию мотора, а также сэкономить финансы.
К основным признакам неисправностей относятся: затрудненный запуск мотора. Как правило, виновницей является плохая компрессия. По этой же причине двигатель начинает работать с перебоями, топливо плохо распыляется, возникают шумы.
К естественному износу двигателя может привести большой пробег автомобиля, после которого отмечаются дефекты элементов топливной аппаратуры. Компрессия снижается, поршневая группа подвергается изнашиванию. При холодной погоде мотор все труднее завести. О признаках естественного износа дизеля говорит увеличение расхода масла, а также давления газов картера.
В случае износа распылителей форсунок из выхлопной трубы появляется черный дым, а расход топлива увеличивается. Нормальный ресурс для распылителя - от 60 до 80 тыс. км. Длительная эксплуатация мотора с подобным видом неисправности приведет в конечном итоге к прогару форкамер.
Довольно часто изнашиваются плунжерные пары ТНВД дизеля. Признаком их дефектов является плохой запуск разогретого движка.
Неисправности двигателя чаще всего возникают вследствие нарушения тепловых и нагрузочных режимов работы, герметичности внутренних полостей, а также использования некачественных сортов топлива и масла.
Цилиндропоршневая группа. В самых тяжелых условиях в двигателе работает цилиндропоршневая группа. По мере изнашивания цилиндропоршневой группы, а также при закоксовывании колец или их поломке герметичность рабочего объема цилиндра становится недостаточной. Это приводит к уменьшению давления и температуры сжатого воздуха, следствием чего являются затрудненный пуск (топливо не самовоспламеняется) и перебои в работе двигателя. При сгорании топливовоздушной смеси газы под большим давлением прорываются в картер, откуда выходят в атмосферу через сапун. С износом деталей, потерей упругости колец увеличивается количество масла, проникающего в надпоршневое пространство и сгорающего там под действием высокой температуры.
Внешними признаками неисправности цилиндропоршневой группы являются дымление из сапуна, перерасход масла, затрудненный пуск дизеля, снижение мощности, белый дым при пуске, синий - при работе.
Кривошипно-шатунный механизм. Один из основных факторов, влияющих на работу соединений коленчатого вала и шатунов, - зазор в подшипниках. С увеличением зазора нарушаются условия жидкостного трения, возрастают динамические нагрузки, постепенно приобретающие ударный характер. Давление масла в магистрали двигателя понижается, так как облегчается его протекание через увеличенные зазоры подшипников коленчатого вала. Это ухудшает смазывание гильз цилиндров, поршней и колец.
Внешними признаками увеличения зазоров являются понижение давления масла (при исправной смазочной системе), а также стуки, прослушиваемые на определенных режимах с помощью стетоскопа.
Газораспределительный механизм. В процессе эксплуатации двигателя герметичность рабочего объема цилиндра нарушается из-за неплотностей прилегания клапанов вследствие подгорания их фасок и рабочих фасок гнезд в головке цилиндров, из-за негерметичности стыка головки и блока и прогорания прокладки, из-за нарушения теплового зазора между клапаном и его приводом.
По мере изнашивания зубчатых колес механизма газораспределения, подшипников и кулачков распределительного вала, а также отклонения тепловых зазоров между клапаном и коромыслом от номинальных значений нарушаются фазы газораспределения.
Указанные неисправности предопределяют появление металлических стуков в зоне клапанного механизма и многопричинных внешних качественных признаков, таких как трудный пуск, перебои в работе, снижение мощности.
Также к неисправностям двигателя можно отнести и неисправности систем, входящих в него (системы смазки, системы питания, системы охлаждения, системы пуска).
Основные неисправности системы питания дизельного двигателя и их причины.
На систему питания приходится 25... 50 % всех неисправностей, наблюдаемых на тракторных дизелях. На рабочий процесс и скорость изнашивания деталей двигателя большое влияние оказывает состояние системы очистки воздуха, всасываемого в цилиндры. С увеличением наработки ухудшаются рабочие характеристики воздухоочистителя - коэффициент пропуска абразивных частиц различного размера и сопротивление. Причины этого изменения - накопление пыли в фильтрующих элементах, а также снижение уровня и ухудшение свойств масла в поддоне. Повышение сопротивления вызывает увеличение разрежения во впускном коллекторе, что повышает опасность подсоса неочищенного воздуха через неплотности воздушного тракта, снижает степень наполнения цилиндров воздухом и, следовательно, мощность и экономичность двигателя.
Для своевременного обнаружения неисправностей в системе очистки и подачи воздуха контролируют герметичность системы, сопротивление воздухоочистителя и впускного тракта (по разрежению в нем) с помощью диагностических средств или штатных приборов.
О неудовлетворительной работе топливной аппаратуры свидетельствуют затрудненный пуск дизеля и неустойчивая работа, повышенная дымность отработавших газов, пониженные мощность и экономичность.
Затрудненный пуск и неустойчивая работа дизеля происходят из-за попадания в цилиндры воды, наличия в топливе воздуха, закоксовывания или залегания иглы в корпусе распылителя, чрезмерного износа прецизионных пар топливного насоса, неравномерности подачи топлива в цилиндры, значительного износа механизмов регулятора. Возможны также поломки пружин плунжеров, нагнетательных клапанов и форсунок, заедание рейки топливного насоса или муфты регулятора, неисправность подкачивающего насоса.
Причиной повышенной дымности отработавших газов является неполное сгорание топлива из-за неудовлетворительной работы форсунок, слишком раннее или, наоборот, позднее впрыскивание топлива в цилиндры, чрезмерная подача топлива, недостаток воздуха (при сильном засорении воздухоочистителя).
По мере изнашивания деталей форсунки и снижения упругости пружины давление начала впрыскивания топлива уменьшается, а следствием этого являются увеличение объема впрыскиваемого топлива и угла начала впрыскивания, изменение мощности и экономичности. При значительном снижении давления впрыскивания топливо может подтекать из распылителя после посадки иглы в седло, что быстро приводит к его закоксовыванию, ухудшению качества распыливания, зависанию иглы. Закоксовывание проходных сечений распылителей определяет изменение пропускной способности и неравномерность работы дизеля.
Работоспособность системы питания нарушается также при неисправности простейших вспомогательных устройств - бака, топливопроводов и их соединений, фильтров, топливоподкачивающего насоса.
Основные неисправности системы питания бензинового двигателя и их причины.
К основным неисправностям системы питания карбюраторных двигателей можно отнести. Нарушение подачи топлива вследствие засорения топливных фильтров, патрубков, перегрева бензонасоса, замерзания воды. Однако, большая часть неисправностей системы питания приходится на карбюратор.
Нарушение правильной работы карбюратора связано прежде всего с изменением технического его состояния и появлением различных разрегулировок, сопровождающихся обеднением или обогащением горючей смеси, подтеканием или отсутствием топлива, а также различными дефектами в системе зажигания и управления процессами топливоподачи и воспламенения.
К основным неисправностям карбюраторов можно отнести:
а) Затрудненный пуск двигателя связан с нарушением подачи топлива, приготовлением бедной или богатой смеси, а также с различными.
Б) Затрудненный пуск двигателя связан с нарушением подачи топлива, приготовлением бедной или богатой смеси, а также с различными нарушениями в работе пусковой системы и зажигания.
В) Обеднение горючей смеси. Внешние признаки переобедненной смеси сопровождаются хлопками в карбюраторе или самовоспламенением горючей смеси после выключения зажигания.
В этом случае необходимо установить и устранить прежде всего возможные причины нарушения подачи топлива в поплавковую камеру.
Типичные дефекты обеднения горючей смеси при пуске двигателя связаны с неполным закрытием воздушной заслонки, засорением ГТЖ и АСХХ, низким уровнем топлива в поплавковой камере, заклиниванием клапана подачи топлива, заклиниванием клапана рециркуляции СРОГ в открытом положении, а также с различными неплотностями в соединении карбюратора с впускным трубопроводом и впускного трубопровода с головкой блока - цилиндра.
Г) Богатая горючая смесь. Работа двигателя на переобогащенной емеси сопровождается хлопками в глушитель. Дефект связан с неполным открытием воздушной заслонки, засорением воздушных жиклеров, нарушением оптимального положения винта качества смеси, повышенным уровнем топлива в поплавковой камере.
Д) Неудовлетворительный запуск и прогрев холодного двигателя может быть связан с неплотным закрыванием воздушной заслонки и неисправностью ее привода. Для правильной регулировки привода карбюратора необходимо нажать на педаль дроссельных заслонок и вытянуть рукоятку тяги воздушной заслонки. Рычаг привода воздушной заслонки следует зафиксировать на тяге в закрытом положении воздушной заслонки.
Е) Затрудненный пуск горячего двигателя. Работа двигателя на этих режимах сопровождается хлопками в глушителе. Основная причина затрудненного пуска двигателя в горячем состоянии связана с повышенным испарением топлива в поплавковой камере.
Ж) Двигатель работает неустойчиво или глохнет на режимах XX в основном из-за неправильной работы системы XX, а также системы зажигания.
Неправильная работа на данном режиме сопровождается хлопками в карбюраторе при трогании автомобиля с места или в начале движения и свидетельствует о переобеднении горючей смеси. Если эти дефекты наблюдаются при более высокой частоте вращения KB, то в этом случае неисправна
З) Провалы при разгоне автомобиля, низкая динамика разгона могут вызваны недостаточной подачей ускорительного насоса.
К основным неисправностям бензиновых двигателей можно отнести следующие:
Двигатель не запускается – перегорание предохранителя топливного насоса, неисправность топливного насоса или низкое развиваемое им давление, засорения фильтров и топливопроводов, засорение форсунок, неисправность или обрыв в цепи датчиков положения распределительного (коленчатого вала).
Низкая развиваемая мощность, большой расход топлива – неисправность ДМРВ, кислородного датчика, засорение катализатора в выпускном тракте двигателя, засорение форсунок.
Неустойчивость частоты оборотов коленвала на холостом ходу чаще всего может быть вызвана неисправностью датчика температуры ОЖ.
Учитывая достаточную сложность систем питания бензиновых двигателей список количества неисправностей можно значительно расширить.
Основные неисправности системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания их причины
Нормальный тепловой режим дизеля зависит в первую очередь от герметичности рубашки охлаждения.
Нарушение герметичности рубашки охлаждения может быть вызвано рядом причин. При проседании гильз, неплотности стыка головки с блоком, трещинах головки или блока, неработоспособном уплотнительном кольце гильзы вода проникает в цилиндры или картер. Обнаруживают это по изменению цвета отработавших газов, а также по образованию водомасляной эмульсии на поверхности масла в картере дизеля, что можно наблюдать на конце щупа для контроля уровня масла, а также по масляным пятнам на поверхности воды в радиаторе.
При заправленной системе охлаждения ухудшение отбора теплоты от нагревающихся стенок блока, гильз и головки блока цилиндров характеризует неисправности привода водяного насоса и его составных частей (ослабление натяжения ремня привода, срезание штифта крыльчатки насоса), а также образование накипи на стенках, снижающей их теплопроводность.
Если циркуляция охлаждающей жидкости нормальная (ее наблюдают при снятом паровоздушном клапане или пробке радиатора), перегрев дизеля в значительной мере обусловлен работой радиатора. Причинами перегрева могут быть несвоевременное подключение радиатора термостатом, засорение радиатора, образование накипи в трубках, резко снижающей их теплопроводность; ослабление натяжения ремней привода вентилятора. Медленный прогрев дизеля после пуска зависит в основном от неисправности термостата, преждевременно подключающего радиатор.
При эксплуатации в радиаторе иногда наблюдается вспенивание охлаждающей жидкости. Как правило, это связано с наличием масла в охлаждающей жидкости и обязательно сопровождается повышением ее температуры и перегревом дизеля. Появление масла в охлаждающей жидкости указывает на то, что произошло соединение системы охлаждения и смазочной систем дизеля. Местом соединения обычно является канал в головке блока цилиндров для подачи масла на клапанный механизм, а возможной причиной - пористость литья или трещина головки блока цилиндров, нарушение прокладки между головкой и блоком цилиндров. Поскольку давление масла в смазочной системе в несколько раз больше, чем в системе охлаждения, на прогретом дизеле масло просачивается через поры или трещину в систему охлаждения.
20. Основные неисправности трансмиссии автомобилей и их причины .
Основные причины появления неисправностей механизмов трансмиссии - их разрегулирование, негерметичность картеров, нарушение режимов смазывания (периодичности замены, сортов применяемых масел), а также износ и увеличение зазоров соединений, предопределяющих существенное возрастание ударных нагрузок в кинематических парах и подшипниках трансмиссии.
Нормальная работа фрикционных муфт во многих случаях зависит от исправности механизмов управления. В первую очередь это относится к главному сцеплению тракторов. Бесшумное включение передач возможно только при выключенном сцеплении. Так как введение в зацепление зубчатых колес затруднено, зацепление сопровождается характерным скрежетом ири соприкосновении торцов зубчатых колес, их износом и сколом зубьев. При такой эксплуатации рабочая длина зубьев быстро уменьшается, а это ведет к увеличению удельных нагрузок на зубья, их ускоренному износу и выкрашиванию. При попадании крупных осколков в зацепление или в пространство между зубчатым колесом и корпусом возможны поломки зубьев или корпуса с аварийными последствиями.
Работоспособность сцепления может нарушаться и в результате постепенного уменьшения свободного хода педали. Это приводит к повышенному нагреву и износу выжимного подшипника, неполному включению сцепления и пробуксовке дисков.
Затрудненное включение передач может определяться неисправностью тормозка, так как при его неисправности даже при нормальном, полном выключении сцепления первичный вал коробки передач быстро не остановится. Поэтому нужно своевременно обнаруживать разрегулирование или недопустимый износ колодки тормозка. Скрежет зубьев при переключении передач - сигнал для немедленного устранения неисправностей сцепления и тормозка.
Нормальная работоспособность зубчатой передачи сохраняется в течение длительного периода, если обеспечены зацепление на всю ширину зубьев колес, бесшумное введение в зацепление переключаемых пар зубчатых колес, их правильное взаимное расположение, нормальные зазоры в подшипниковых опорах валов или блоков зубчатых колес.
Признаками изнашивания зубьев зубчатых передач, шлицов валов и зубчатых колес являются шум и вибрация в результате роста ударных нагрузок в трансмиссии при колебании тягового усилия трактора.
Основные неисправности электрооборудования тракторов и автомобилей. Их причины.
К наиболее уязвимым элементам в электрооборудовании трактора относится электропроводка. Обрыв проводов и наконечников, повреждение изоляции, приводящее к короткому замыканию в цепи, - все это является следствием механического и теплового воздействия, недопустимого натяжения и скручивания проводов, трения их о металлические части трактора. Нередки случаи отказа в работе аккумуляторных батарей, стартеров, генераторов и регуляторов напряжения. Неисправности и отказы в работе электрооборудования возникают главным образом из-за несвоевременного и некачественного их ТО.
К показателям технического состояния приборов электрооборудования относят уровень и плотность электролита, степень заряженности и состояние контактных выводов аккумуляторных батарей, значения тока и напряжения при работе генератора, тока срабатывания реле защиты, тока, потребляемого стартером в момент замыкания контактов электромагнитного реле.
К неисправностям аккумуляторных батарей относят сульфатацию и короткое замыкание пластин; ускоренный саморазряд батарей (более 3 % в сутки), вызванный посторонними примесями в электролите; трещины и пробоины в моноблоке. Признаки сульфатации пластин - снижение емкости аккумулятора, быстрое закипание электролита при зарядке и ускоренный разряд при пользовании стартером. Короткое замыкание пластин характеризуется уменьшением плотности электролита и резким понижением напряжения до нуля при испытании нагрузочной вилкой, а также слабым повышением плотности электролита при заряде аккумуляторной батареи.
Работоспособность аккумуляторной батареи в значительной мере зависит от исправности зарядной цепи. Неисправность зарядной цепи проявляется в отсутствии или малом значении зарядного тока. Причинами могут быть проскальзывание ремня привода генератора, неисправность самого генератора (обрыв обмоток, короткое замыкание) или регулятора напряжения. В этом случае аккумуляторная батарея недозаряжается. Систематическая недозарядка аккумуляторной батареи происходит также при большом переходном сопротивлении в соединении выводов батареи с наконечниками из-за окисления контактирующих поверхностей и недостаточной затяжки наконечников. Перезарядка батареи может происходить из-за неисправности регулятора напряжения.
Неудовлетворительная работа стартера при исправной аккумуляторной батарее наблюдается из-за подгорания коллектора и щеток, разрегулирования реле включения, короткого замыкания в обмотках стартера, отсутствия контакта стартера с «массой». Разрыв в цепи питания - причина потери работоспособности любого потребителя тока.
Основные неисправности плугов и их причины
Наиболее часто встречающимися неисправностями сельскохозяйственных машин являются деформации, затупление и неправильная установка рабочих органов, разрегулирование составных частей, ослабление креплений, износ и поломка деталей, отказы в работе гидравлических систем. Работа неисправными машинами приводит к ухудшению качества выполнения технологических операций.
Представим основные нисправности и их причины в виде таблицы
Внешние признаки неисправности |
Причины неисправности |
Неустойчивый ход плуга, |
Затуплены лезвия лемехов, закруглены |
особенно на плотных |
носки лемеха |
Наличие гребня, остав- |
Передний или задний корпус пашет глубже |
ляемого передним или |
остальных, так как не установлено горизон- |
задним корпусом |
тальное положение плуга |
Разрушение стенки |
Перекос плуга, износ и погнутость полевых |
досок, неправильная установка ножа |
|
Выглубление заднего |
Большой зазор между гайкой и упором |
корпуса плуга |
центрального раскоса |
Неодинаковая высота |
Излом или изгиб отвалов, изгиб рамы плуга |
гребней после прохода | |
корпусов | |
Забивание пространства |
Неправильно установлен вылет предплуж- |
между корпусами и пред- | |
плужниками | |
Затруднено попадание |
Не работает фиксатор оси заднего колеса, |
заднего корпуса плуга |
мал угол захода паза для ролика фиксатора |
ПЛП-6-35 в борозду | |
после поворота |
Основные неисправности сеялок и их причины.
Неисправности машин возникают вследствие различных причин. В процессе эксплуатации машин важно знать признаки основных неисправностей и научиться определять их причины. Для выявления причин неисправностей целесообразно использовать алгоритмы их поиска, что сокращает затраты труда и простои машин. Для наглядности покажем в виде таблице неисправности сеялок и вызывающие их причины.
Неисправность | |
Установленная норма высева не выдерживается |
Вал высевающих аппаратов сдвигается самопроизвольно, рычаг регулятора плохо закреплен |
Неравномерное распре- деление семян в рядках и повреждение семян |
Прогиб вала высевающих аппаратов, неодинаковая рабочая длина катушек или не выдержан зазор между плоскостью клапана и ребром муфты, неудовлетворительно очищены семена |
Неудовлетворительная глубина заделки семян |
Диски сошников не вращаются, на сошники налипла почва, сеялка не отрегулирована на заданную глубину заделки семян |
Огрехи при посеве |
Длина маркера или следоуказателя рассчитана неточно, погнуты поводки сошников, неправильно расставлены на поводковом брусе сошники, забились сошники, семена не поступают в борозду при работающих высевающих аппаратах и подаче семян в семяпроводы, отдельные высевающие аппараты забились посторонними предметами или семенами, перегибы семяпроводов, катушки высевающих аппаратов не вращаются из-за неисправности привода |
Не поднимаются или не заглубляются |
Неисправна гидравлическая система трактора |
Прекратился высев удобрений |
Образовался свод удобрений, забились удобрениями высевающие отверстия или тукопроводы |
Задачи, место и виды диагностирования машин.
Техническое диагностирование оказывает большое влияние на интенсивность использования техники, учитываемое коэффициентом готовности. Предупреждение отказов, их оперативное устранение резко снижают простои машин по техническим причинам, увеличивают их производительность и качество выполнения сельскохозяйственных операций, что положительно сказывается на сроках выполнения работ, способствует получению дополнительной прибыли производителями сельскохозяйственной продукции (рис. 3.1). Поэтому диагностирование практически применяется в том или ином объеме при всех видах ТО и Р техники. Кроме традиционных работ (периодические ТО, ТР и КР, хранение машин) в последнее время диагностирование применяют при до-сборке машин в процессе предпродажного обслуживания, при сертификации сервисных работ, техническом осмотре (особенно автомобилей), оценке стоимости при приобретении и продаже подержанных машин и агрегатов (табл. 3.1). В связи с повышением сложности машин применение диагностирования стало необходимым при технологическом регулировании (настройке) сельскохозяйственных машин и при внедрении автоматизации как контрольной операции для подтверждения возможности качественного функционирования объекта.
Основными задачами технического диагностирования являются:
Контроль технического состояния для установления значений параметров требованиям технической документации;
Поиск места и причин отказа (неисправности);
Прогнозирование технического состояния.
Для каждой диагностируемой машины устанавливаются нормативные показатели исправности (работоспособности) при эксплуатации, ТО, ТР и КР.
Техническое диагностирование в зависимости от его вида выполняют в различных местах. Диагностирование при несложных видах ТО проводят непосредственно на временной стоянке. При сложном ТО-3 для тракторов, ТО-2 для комбайнов диагностирование проводят обычно в ремонтной мастерской. Заявочное диагностирование осуществляют или непосредственно в поле, привлекая передвижную ремонтно-диагностическую мастерскую, или в центральной мастерской. Предремонтное, приремонтное и пос-леремонтное диагностирование обычно выполняют в месте проведения ремонта.
Виды диагностирования зависят от содержания работы, начиная от предпродажного ТО машины и заканчивая ее утилизацией.
Предпродажное диагностирование агрегатов и машин осуществляют после их транспортирования и досборки перед непосредственной продажей в целях оценки качества досборки и готовности машины к работе
Диагностирование при ТО выполняют в целях выявления значений параметров машины, превышающих допускаемые.
Заявочное диагностирование проводят при поступлении заявки механизатора о появившейся в процессе работы неисправности в виде необычных стуков, скрежета деталей, перегрева составной части, уменьшения мощности, производительности машины, увеличения расхода топлива и т. п.
Ресурсное диагностирование составных частей и агрегатов осуществляют перед ремонтом в целях определения его вида. При этом контролируют ресурсные параметры, предельные значения которых обусловливают проведение КР агрегата.
Предремонтное и приремонтное диагностирование агрегатов и машин выполняют перед ремонтом или в процессе ремонта объекта (текущего или капитального). Основное содержание такого диагностирования заключается в проверке состояния ресурсных составных частей и сборочных единиц в агрегате.
Послеремонтное диагностирование проводят в целях контроля качества ремонта по параметрам функционирования и параметрам, характеризующим способность выполнять заданные функции до следующего ремонта. Объектами диагностирования являются агрегаты и полнокомплектные машины.
Диагностирование при утилизации машины осуществляют в процессе списания машины в целях отбора составных частей, которые можно использовать при ремонте других аналогичных машин. Практика показывает, что после списания машины 50 % и более ее составных частей могут быть использованы после проведения их ТО и Р или восстановления.
Способы и средства облегчения пуска двигателей при хранении машин на открытых площадках.
Для пуска двигателей зимой и предохранения их от пусковых износов применяют: стационарные устройства и сооружения, размещаемые на территории предприятия и обеспечивающие постоянный подогрев или периодический подвод тепла (разогрев) к двигателю от постороннего источника тепла; индивидуальные подогреватели предпускового разогрева систем охлаждения и смазки, работающие в сочетании с применением зимних масел и низкозамерзающих жидкостей для системы охлаждения двигателя.
Разогрев горячей водой заключается в том, что через систему охлаждения двигателя проливается горячая вода, имеющая температуру 85 – 90°С и подаваемая из раздаточных шлангов (при открытых сливных кранах двигателя). Более рационален централизованный подогрев, при котором горячая вода непосредственно от водогрейного котла по трубам при помощи насосов подается через гибкий шланг в систему охлаждения двигателя. Отвод воды осуществляется через сливной кран по отводным шлангам в котел. Таким образом устанавливается циркуляция горячей воды по замкнутому контуру двигателя. При этом давление воды должно быть не менее 30 – 35 кПа, а температура – не более 90°С.
Подогрев и разогрев паром. Пар является наиболее интенсивным теплоносителем и может использоваться при подогреве двигателя по двум схемам: без возврата конденсата и с возвратом конденсата. В первом случае пар вводится в систему охлаждения двигателя через горловину радиатора, сливной краник или непосредственно в рубашку охлаждения.
Электрические устройства для облегчения пуска двигателя при низких температурах.
Устройства для облегчения пуска, воздействуя на отдельные системы двигателя, температурное состояние его деталей и эксплуатационных материалов, снижают моменты сопротивления вращению коленчатого вала, улучшают условия образования и воспламенения топливо-воздушных смесей. Эффективность различных способов и устройств для облегчения пуска зависит от типа двигателя, его конструктивных особенностей и условии эксплуатации. К данному типу средств можно отнести: свечи накаливания и подогрева воздуха; свечи подогрева воздуха во впускном трубопроводе; электрофакельные подогреватели воздуха. Для облегчения запуска двигателей могут и преняться устройства для подачи пусковой жидкости имеющий низкую температуру кипения.
Для подогрева жидкости в системе охлаждения двигателя, масла в картере, топлива в топливной системе и электролита аккумуляторной батареи используются электрические подогреватели. По способу превращения электрической энергий в тепловую их подразделяют на нагреватели, индукционные, полупроводниковые, электродные, сопротивлений, инфракрасные, излучатели и т.д. Наибольшее распространение получили нагреватели сопротивлений, однако все большее, внимание уделяется. полупроводниковым подогревателям.
Двигатель может быть оборудован индивидуальным предпусковым, подогревателем. Подогрев картерного масла, блока цилиндров и подшипников коленчатого вала перед пуском позволяет уменьшить вязкость моторного масла, облегчить его прокачиваемость по смазочной системе и, тем самым, уменьшить момент сопротивления вращению и износ деталей двигателя при пуске. Индивидуальные предпусковые подогреватели отличаются по типу теплоносителя, обеспечивающего передачу теплоты двигателю, потребляемому топливу и степени автоматизации рабочего процесса. В качестве примера подогревателей данного типа можно привести дизельный подогреватель ПЖД-30 устанавливают на автомобилях семейства КамАЗ-740 и ЗИЛ-133.
В процессе работы двигателей поверхности сопряженных деталей постепенно изнашиваются, отчего изменяются первоначальные их размеры, а в некоторых случаях и форма. Это влечет за собой нарушение взаимодействия деталей и возникновение тех или иных неисправностей, которые могут появляться также и в результате нарушения установленных правил ухода за двигателем.
Машинисты кранов и их помощники, работающие на кранах с двигателями внутреннего сгорания, должны знать признаки тех или иных неисправностей и уметь быстро их обнаруживать и устранять. При устранении неисправностей необходимо пользоваться соответствующими инструментами и приспособлениями. Если невозможно устранить возникшую неисправность на месте силами обслуживающей бригады, немедленно ставят об этом в известность администрацию для отправки крана в мастерскую или вызывают квалифицированного механика.
Рассмотрим основные неисправности дизелей К-559 и К-661 (табл. 14).
Таблица 14
Неисправности и их причины |
|
2. Электростартер раавивает недоста- |
2. Проверить зарядку аккумуля- |
точная частота вращения. Не пол- |
тора и при необходимости подзаря- |
ностью заряжена батарея |
|
3. Дизель недостаточно прогрет. Низ- |
3. Прогреть двигатель, для чего |
кая температура масла и воды |
выпустить из системы охлаждения |
4 Недостаточная компрессия из-за: а) большого износа или резкого па- |
всю воду или охлаждающую жидкость, прогреть, заливая сначала воду температурой 50-60°С, с последующей заливкой охлаждающей жидкости, нагретой до температуры 70-80°С а) заменить поршневые кольца; |
дения упругости поршневых колец (заметное дымление из сапуна), б) нет зазора в клапанах |
б) отрегулировать зазоры в кла- |
Дизель не развивает |
панах полной мощности |
1 Изменился угол опережения подачи |
1. Установить нормальный угол |
опережения подачи топлива |
|
2. Не работает один из нескольких |
2 Необходимо- |
цилиндров (реработающий цилиндр определяется путем последовательного отключения подачи топлива к форсункам) вследствие того, что: а) зависание плунжера топливного |
а) снять топливный насос, разобрать и добиться свободного пере- |
б) завис или неплотно прилегает к |
мещения плунжеров во втулках. Если это не удастся, заменить пару плунжер - втулка; б) заменить пару нагнетательный |
седлу нагнетательный клапан; |
клапан - седло; |
в) сломана пружина нагнетательно- |
в) заменить пружину; |
го клапана; г) зависание иглы распылителя; |
г) снять распылитель с форсунки |
д) сломалась пружина форсунки; |
и попытаться добиться свободного перемещения иглы в корпусе распылителя. Если это не удастся, заменить распылитель; д) заменить пружину и отрегули- |
е) пропуск газов из цилиндров вслед- |
ровать форсунку на давление; е) снять крышки кронштейнов ко- |
ствие неплотности посадки клапанов |
ромысел, осмотреть пружины и зам- |
из-за поломки клапанных пружин или |
ки клапанов, заменить сломанные пружины. При зависании клапанов |
зависания клапанов; |
|
ж) нарушилась равномерность подачи |
внести несколько капель дизельного топлива в зазор между штоком клапана и втулкой с одновременным прокручиванием коленчатого вала дизеля от руки; ж) снять топливный насос и про- |
топлива плунжерами топливного иасо- |
верить его на равномерность пода- |
чи топлива; |
Неисправности и их причины |
Способ устранения нмсправностай |
з) проходит воздух в топливную СИ- |
з) устранить неплотности подтяж- |
:тему через неплотности присоединения |
кой штуцеров, заменить уплотни- |
слива топлива из форсунок; |
тельные прокладки; |
и) загрязнены фильтры грубой или |
и) промыть фильтры и трубопро- |
гонкой очистки топлива илн трубсшро- |
воды. Проверить герметичность со- |
вод подвода топлива. Подсос топлива во всасывающем топливопроводе |
единений трубопровода |
3. Испортился турбонагнетатель |
3. Снять турбонагнетатель, найти и устранить неисправности |
4. Неплотность в магистрали надду- |
4 Необходимо подтянуть соответ- |
зочного воздуха: а) в соединении нагнетательного коллектора с нагнетательным патрубком или прорыв соединительной дюритовой муфты; б) в местах соединения нагнетательного коллектора с головками цилиндров гли нагнетательного патрубка с нагие- |
ствующие болты или гайки, заменить прокладки |
5. Сильно загрязнены воздухоочисти- |
5. Снять воздухоочиститель или |
тель или улитка нагнетателя |
улитку и прочистить |
Дизель дымит |
|
1. Изменился угол опережения пода- |
1. Установить нормальный угод |
чи топлива |
опережения подачи топлива |
2. Неисправности форсунки из-за за- |
2. Проверить и отрегулировать |
аисания иглы или поломка пружины |
форсунку |
3. Дизель после пуска нагружен без |
3. Прогреть дизель на холостом |
предварительного прогрева |
|
4. Недостаточная компрессия из-за |
4. Притереть клапаны, заменить |
неплотности прилегания рабочих клапанов или большого износа, или потери упругости поршневых колец |
|
Примечание. Дизель с наддувом дымит также при температуре окружающего воздуха выше +30°С. |
|
Дизель идет вразнос |
|
В этом случае необходимо немедленно остановить дизель рукояткой включения |
|
рейки; при невозможности повернуть рукоятку, выдернуть трубку подвода топ- |
|
лива из дюритовой муфты, находящейся |
перед фильтром грубой очистки топ- |
лива, и максимально нагрузить дизель. |
Одновременно необходимо прекратить |
поступление воздуха в дизель, закрыв воздухоочиститель имеющимися подруч- |
|
ными материалами (рабочей курткой, брезентом, салфеткой и др). |
|
Обороты дизеля неустойчивы |
|
1. Отсутствует масло в картере ре- |
1. Залить масло в картер регуля- |
гулятора |
|
2. Неисправен регулятор топливного |
2. Снять топливный насос с регу- |
лятором, найти и устранить неисправности |
Неисправности и и* причины |
Способ устранения неисправностей |
Неисправности, связанные с водяной и масляной системами |
|
1. Высокая температура воды вследствие: |
1. Необходимо: |
а) загрязнения радиатора; |
а) снять радиатор, очистить от грязи, промыть раствором, устраняющим накипь; |
б) неисправности насоса; |
б) проверить иасос, найти и устранить неисправности; |
в) перегрузки дизеля; |
в) снизить нагрузку; |
г) неисправности электровентилятора; |
г) осмотреть электровеитилятор. Проверить плавкие вставки, если они перегорели, заменить; |
д) недостаточное количество охлаж- |
д) проверить наличие охлаждаю- |
дающей жидкости |
щей жидкости и, если ее недостаточно, долить |
2. Неправильное показание термометра 3. Низкое давление масла из-за за- |
2. Заменить термометр |
3. Осмотреть фильтрующие сетки и |
|
сореиия фильтрующих сеток нли неплот- |
промыть. Вывернуть редукционный |
иого закрытия редукционного клапана |
клапан в сборе с корпусом из кор- |
иа масляном насосе |
пуса масляного насоса без нарушения регулировки и затяжки пружины клапана, промыть гнездо клапана и вновь установить на место |
4. Быстрое падение давления масла |
4. Сиять распылитель с форсунки |
в системе вследствие попадания топли- |
и попытаться добиться свободного |
ва в масло из-за защемления игл рас- |
перемещения иглы в корпусе рас- |
пылителей |
пылителя. Если это ие удастся, заменить распылитель |
Современный дизельный двигатель, даже если он не оснащен системой электронного контроля расхода топлива и модификацией common rail, является более мощным, надежным и экономичным, чем бензиновый того же объема. Состояние топливной системы дизеля – напрямую определяет эти показатели. В случае ее неисправности – одна или несколько этих характеристик существенно снижаются. Сократить время и средства, затрачиваемые на ремонт, поможет быстрая и точная диагностика причины падения производительности. Установить, какой именно узел стал причиной возникшей неисправности топливной аппаратуры дизельного двигателя, можно проанализировав ее признаки.
Распространенные признаки неисправности топливной системы дизеля
Характер работы дизельного двигателя непосредственно перед возникновением поломки указывает, насколько качественно происходило поступление и сгорание топлива в цилиндрах. Эти показания используются в предварительной диагностике причин снижения работоспособности автомобиля.
Дизельный двигатель плохо запускается
Для запуска агрегата требуется длительное вращение стартера, пуск происходит не сразу и первое время он работает с перебоями либо .
Неисправности:
- недостаток «дизеля» при пуске – неисправен регулятор, или подкачивающий насос;
- недостаток горючего перед ТНВД – в систему поступает воздух;
- недостаток давления впрыска из-за износа деталей ТНВД;
- сбой угла опережения;
- слабая дисперсность топлива – форсунка не обеспечивает достаточно широкий «факел».
В зимний период затрудненный пуск могут спровоцировать: выход из строя одной или нескольких свечей накала; образование «парафиновой пробки» на форсунках при использовании несоответствующего (летнего) типа горючего, образование «хлопьев» в топливопроводе из-за попадания в бак воды (конденсата).
Дизельный двигатель не развивает положенную мощность
При наборе скорости, мощность мотора в определенный момент ограничивается, автомобиль не развивает максимальную скорость.
Неисправности:
- попадание воздуха при повреждении топливопровода;
- засорение магистрали;
- неисправность форсунок, износ их крепления;
- поломка ТНВД, или неверная его регулировка;
- неправильная установка угла опережения впрыска.
Причиной недостатка горючего, могут также стать сильное засорение воздушного фильтра и неверное положение педали акселератора из-за неправильной регулировки.
Мотор перегревается
Показатели температуры постоянно находятся выше нормы, при этом система охлаждения автомобиля исправна.
Неисправности:
- сбилась регулировка угла опережения впрыска;
- низкая дисперсность горючего из-за износа форсунки;
- детонация из-за некачественного топлива.
Явление иногда возникает при недостаточном уровне масла в картере двигателя, или потере им свойств от длительной эксплуатации.
Мощность мотора заметно снизилась
Тяга пропадает при резком ускорении, увеличивается время разгона авто. Эффект наблюдается независимо от погодных условий и перепада высот.
Неисправности:
- недостаточный объем топлива в системе из-за поломки насоса подкачки;
- «бедная» смесь – засорился фильтр тонкой очистки;
- Значительное ослабление мощности впрыска – износ плунжерной пары, или неверная регулировка ТНВД;
- сбой в настройках регулятора управления впрыском;
- несколько форсунок или их креплений изношены, или повреждены.
Если неполадки проявляются в дождливую погоду или при движении в горах – их источником становится недостаток кислорода или короткое замыкание.
Двигатель жестко работает или шумит
Силовой агрегат резко реагирует на акселератор, отсутствует плавность разгона, при повышении нагрузки слышен характерный дробный стук в районе цилиндров.
Неисправности:
- смещение фазы впрыска в сторону раннего опережения;
- расхождение в количестве дизеля, поступающего в разные цилиндры из-за нарушения регулировки форсунок;
- поломка или засорение одного из распылителей;
- отсутствие надлежащего уплотнения в месте установки распылителя (отсутствует шайба, чересчур затянулось или ослабло крепление);
- воздух поступает в топливопровод;
В отдельных случаях причина в недостатке компрессии ЦПГ.
Двигатель неравномерно работает на холостых оборотах
Отмечается преимущественно после проведения обслуживания (ремонта), или длительной эксплуатации без надлежащего обслуживания.
Неисправности:
- неверная регулировка числа оборотов холостого хода;
- завоздушивание на отрезке между фильтром и насосом высокого давления;
- повреждение опорной пластины, в уплотнении ТНВД;
- поломка одного или нескольких распылителей, или отказ форсунки или насос-форсунки.
Отдельной причиной неполадки является ограничение хода педали акселератора (загрязнение, поломка тяги и пр.).
Значительно возрос расход топлива
Отмечается независимо от загрузки ТС.
Неисправности:
- засорение (потеря герметичности) обратного канала топливопровода (на пути слива излишков в бак);
- завышены обороты холостого хода;
- сбой регулировки опережения впрыска;
- завоздушивание основной магистрали.
Другие причины – забит воздушный фильтр; низкая компрессия в цилиндрах; требуется ремонт ГРМ.
Компьютер выдает ошибку
Автомобиль, оборудованный бортовым компьютером, выдает сообщение check engine, или «ошибка двигателя», если давление в магистрали низкого давления или топливной рампе (common rail) не соответствует рабочему показателю. В зависимости от марки машины, код ошибки будет различным.
Неисправности:
- вышел из строя датчик контроля потока;
- попадание воздуха в топливопровод;
- некорректно работает клапан ТНВД.
Для достоверной диагностики потребуется подключить к бортовому компьютеру авто дилерский сканер.
Мотор внезапно самопроизвольно останавливается.
Автомобиль глохнет на ходу или сразу после пуска.
Неисправности:
- поврежден топливопровод (неисправно соединение);
- сломался подкачивающий насос;
- поломка привода, поршня-разделителя, поршней или ротора ТНВД вследствие значительного износа;
- нарушена регулировка опережения впрыска.
Другие причины: забит воздушный фильтр, нарушена герметичность нагнетателя (турбины).
Неустойчивая работа двигателя
Так называемые «плавающие обороты» — самопроизвольное изменение мотором показаний частоты вращения коленчатого вала.
Неисправности:
- выход из строя регулятора оборотов;
- нарушена герметичность топливной системы;
- недостаток смазки, либо избыток сопротивления скольжению деталей регулировочной системы.
- значительная выработка ТНВД, или форсунок;
- неудовлетворительное качество дизтоплива.
Явление иногда возникает после поломки клапана вентиляции картерных газов (КВКГ) и образования их избыточного давления.
Изменение цвета дыма из выхлопной трубы авто
из выхлопной трубы свидетельствует о переохлаждении мотора, сильном износе ЦПГ, или раньше чем нужно выставленном опережении. Одновременно с повышением уровня моторного масла – может быть признаком пробоя прокладки ГБЦ.
Темный (черный) дым – признак неправильного смесеобразования (переизбытка топлива и неполного его сгорания). Причины: износ или засорение форсунок, «позднее» опережение впрыска, износ ЦПГ с потерей компрессии, неверная регулировка клапанов.
Сопутствующие нарушения работы топливной аппаратуры
Проявляются либо индивидуально, либо параллельно с основными неполадками.
- На автомобиле приходится часто менять свечу накала – неисправна соответствующая ей форсунка.
- Уровень моторного масла становится выше – происходит утечка в уплотнении привода ТНВД.
- После поездки не получается заглушить дизель – неисправен запорный соленоид в топливопроводе.
- Автомобиль перестал обеспечивать достаточное усилие «торможения двигателем» — не работает обратный канал (сброс), либо некорректно выставлены «холостые» обороты.
Последствия нарушения часто бывают общими: расход «дизеля» может вырасти как от износа ТНВД, так и от нехватки воздуха при забитом воздушном фильтре. Достоверно установить, что поломка относится именно к топливной системе, удается лишь путем последовательной дефектовки узлов и агрегатов, на которые указывает неполадка.