Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. Организация работы участка технического обслуживания и ремонта автотранспортного предприятия Организация технического обслуживания и ремонта на участке

Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей производятся на станциях технического обслуживания (СТОА), фирменных автоцентрах и мастерских, принадлежащих различным организациям. В крупных автотранспортных предприятиях имеются специализированные участки по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Значительная часть работ по техническому обслуживанию и ремонту личных автомобилей выполняется небольшими частными и кооперативными автомастерскими, а также владельцами автомобилей самостояльно.

В настоящее время широко развита сеть крупных фирменных СТОА и автоцентров, выполняющих весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, выпускаемых каким-либо автозаводом (например, ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ и т.д.).

Значительное распространение получили комплексные СТОА, выполняющие ТО и ремонт легковых автомобилей разных марок, а также специализированные СТОА, выполняющие какой-либо один вид работ или ремонт каких-либо агрегатов (диагностические, моечные, ремонта и заряда аккумуляторных батарей, ремонта приборов питания и электрооборудования).

Существует также большое количество небольших мастерских, специализирующихся на ремонте автошин (шиномонтажные мастерские), амортизаторов, автостекол, тормозных колодок, установке и ремонте охранных автосигнализаций и т. п.

Работы по ТО и ремонту автомобилей на СТОА выполняются на рабочих постах.

Рабочий пост - это участок производственной площади, оснащенный технологическим оборудованием для размещения автомобиля и предназначенный для выполнения одной или нескольких однородных работ. Рабочий пост может включать одно или несколько рабочих мест.

Классификация рабочих постов производится по следующим признакам:

по техническим возможностям - широкоуниверсальные (с номенклатурой выполняемых работ свыше 200 наименований), универсальные (100-200 наименований работ), специализированные (20-50 наименований работ), специальные (менее 20 наименований работ);

по способу установки автомобиля - тупиковые и проездные;

по расположению в технологической линии - параллельные и последовательные (поточные линии).

Рабочие посты могут быть напольные, на осмотровых канавах, могут быть оборудованы подъемниками или специализированным оборудованием для выполнения какого-либо вида работ.

Посты напольные имеют ограниченное применение и используются в основном для выполнения подготовительных операций на участке окраски, электрокарбюраторных и других видов работ, не требующих вывешивания автомобиля.

Посты на осмотровых канавах обеспечивают доступ к автомобилю снизу и позволяют вести работы одновременно на двух уровнях. Такие посты могут оборудоваться канавными подъемниками. Данные посты являются универсальными и позволяют выполнять работы одновременно на двух уровнях с вывешиванием автомобиля.

Посты, оборудованные стационарными подъемниками, могут быть как универсальные, так и специализированные на какой либо виде работ, для чего на них может быть установлено соответствующее специализированное оборудование.

При ТО и ремонте легковых автомобилей обычно используются двухстоечные или четырехстоечные стационарные подъемники с электромеханическим приводом, а также подъемники с гидравлическим приводом.

Обслуживание и ремонт приборов системы питания, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные и другие работы могут выполняться на специализированных постах производственных участках после снятия соответствующих узлов и приборов с автомобиля.

Мойка автомобилей производится на специализированных постах и участках в специально выделенных и оборудованных для этого помещениях с использованием струйно-щеточных установок.

Окрасочные работы также производятся на специализированных участках, оборудованных окрасочно-сушильными камерами.

Смазочные работы могут производится как на универсальных рабочих постах по техническому обслуживанию автомобилей с использованием переносных и передвижных маслораздаточных установок и колонок с ручным или пневматическим приводом, а также на специализированных смазочно-заправочных постах, предназначенных для централизованной механизированной заправки агрегатов автомобиля маслами, охлаждающей жидкостью, смазки пластичными смазками, а также подкачки шин с использованием стационарных маслораздаточных колонок и смазочно-заправочных установок.

В небольших мастерских работы по ТО и ТР автомобилей обычно выполняются на универсальных постах.

На крупных СТОА при большом количестве обслуживаемых автомобилей работы целесообразно выполнять на специализированных или специальных постах или поточных линиях. Целесообразность применения рабочих постов различного типа или поточных линий определяется объемом производства, характером работ и особенностями применяемого оборудования.

Виды дефектов и методы контроля деталей автомобилей

автомобиль ремонт диагностика

Характерные дефекты деталей. Структурные параметры автомобиля и его агрегатов зависят от состояния сопряжений, деталей, которое характеризуется посадкой. Всякое нарушение посадки вызывается: изменением размеров и геометрической формы рабочих поверхностей; нарушением взаимного расположения рабочих поверхностей; механическими повреждениями, химикотепловыми повреждениями; изменением физико-химических свойств материала детали.

Изменение размеров и геометрической формы рабочих поверхностей деталей происходит в результате их изнашивания. Неравномерное изнашивание вызывает возникновение таких дефектов формы рабочих поверхностей, как овалость, конусность, бочкообразность, корсетность. Интенсивность изнашивания зависит от нагрузок на сопряженные детали, скорости перемещения трущихся поверхностей, температурного режима работы деталей, режима смазывания, степени агрессивности окружающей среды.

Нарушение взаимного расположения рабочих поверхностей проявляется в виде изменения расстояния между осями цилиндрических поверхностей, отклонений от параллельности или перпендикулярности осей и плоскостей, отклонений от соосности цилиндрических поверхностей. Причинами этих нарушений являются неравномерный износ рабочих поверхностей, внутренние напряжения, возникающие в деталях при их изготовлении и ремонте, остаточные деформации деталей вследствие воздействия нагрузок.

Взаимное расположение рабочих поверхностей наиболее часто нарушается у корпусных деталей. Это вызывает перекосы других деталей агрегата, ускоряющие процесс изнашивания.

Механические повреждения деталей - трещины, обломы, выкрашивание, риски и деформации (изгибы, скручивание, вмятины) возникают в результате перегрузок, ударов и усталости материала.

Трещины являются характерными для деталей, работающих в условиях циклических знакопеременных нагрузок. Наиболее часто они появляются на поверхности деталей в местах концентрации напряжений (например, у отверстий, в галтелях).

Обломы, характерные для литых деталей, и выкрашивание на поверхностях стальных цементованных деталей возникают в результате воздействия динамических ударных нагрузок и вследствие усталости металла.

Под рационально организованным технологическим процессом понимается определенная последовательность ра­бот, обеспечивающая высокое качество их выполнения при мини­мальных затратах.

Работы по ТО и ремонту автомобиля выпол­няется на рабочих постах основного производственной. Кроме того, работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные, слесарно-механические и другие работы частично выполняются на специа­лизированных производственных участках после снятия соответ­ствующих узлов и агрегатов с автомобиля.

В основу организации технологического процесса положена единая функциональная схема /5/: автомобили, прибывающие на ПАС для проведения ТО и ремонта, проходят участок уборочно-моечных работ и поступают далее на участки приемки, диагностирования, ТО и ТР (рис. 4.1).

С целью рациональной организации технологического процес­са на ПАС все посты (автомобиле-места) имеют определенные индексы, в которых первая цифра (до точки) обозначает принад­лежность данного поста к определенному участку, а вторая цифра (после точки) - вид поста:

О - автомобиле-место ожидания; /- рабочий пост со стационарным подъем­но-транспортным оборудованием; 2 - рабочий напольный пост; 3- вспомогатель­ный пост; 4- рабочий пост со стендом для проверки тормозов; 5- рабочий пост со стационарным оборудованием для проверки и регулировки углов установки колес; 6- рабочий пост с оборудованием для проверки приборов

освещения и сигнализации, а также двигателя и его систем (возможна установка мощностного стенда).

Посты и производственные участки ПАС (рис. 4.2) обозна­чаются следующими индексами:

/ - участок приемки и выдачи; 1.3- пост контроля, приемки и выдачи (вспомогательный);2- участок мойки; 2.1- пост мойки (рабочий); 2.3- пост сушки (вспомо­гательный);3 - участок диагностирования; 3.4- рабочий пост со стендом для проверки тормозов; 3.5- рабочий пост со стационарным оборудованием для проверкии регулировки углов установки колес; 3.6- рабочий пост проверки двигателя, его систем и приборов освещения и сигнализации (может быть оснащен мощностным стендом);4 - участок ТО; 4.0- автомобиле-место ожидания; 4.1- рабочий пост ТО со стационарным подъемным оборудованием; 4.2- рабочий напольный пост ТО; 5 - участок ТР; 5.0- автомобиле-место ожидания; 5.1- рабочий пост ТР со стационарным подъемным оборудованием;6- участок смазывания; 6.0- автомобиле-место ожидания; 6.1.- рабочий пост со стационарным подъемным оборудованием; 7 - участок ремонта и заряда аккумуляторных батарей; 7.0- автомобиле-место ожидания;8 - участок ремонта электрооборудования и приборов; 8.0- автомобиле-место ожидания; 9 - участок ремонта приборов системы питания; 9.0- автомобиле-место ожидания; 10- агрегатно-механический участок; 10.0- автомобиле-место ожидания; 11 - шиномонтажный участок; 11.0- автомобиле-место ожидания;

12 - обойно-агрегатный участок; 12.0- автомобиле-место ожидания; 13- кузовной участок; 13.0- автомобиле-место ожидания; 13.1- рабочий пост со стационарным подъемным оборудованием; 13.2- рабочий напольный пост;

14 - окрасочный участок; 14.1- рабочий пост со стационарным подъемным

оборудованием; 14.2- рабочий напольный пост; 14.3- вспомогательный пост.

Для универсальных ПАС иного типоразмера или специали­зированных ПАС номенклатура постов и производственных уча­стков может быть отличной от вышеприведенной, но принцип индексации сохраняется.

Закрепление автомобиле-мест ожидания за специализирован­ными участками (7-12} носит условный характер, поскольку рассматриваемые виды специализированных работ в большем сво­ем объеме являются внепостовыми и могут быть выполнены, когда автомобиль находится на любом рабочем посту или автомо­биле-месте ожидания. В основу условного закрепления автомобиле-мест ожидания за специализированными участками 7-12 поло­жен принцип наибольшего приближения их к этим постам.

Рис. 4.1. Функциональная схема ПАС

Типовые виды работ, выполняемые на ПАС, условно обозна­чаются индексами:

ПР - приемка и проведение осмотренных работ; УМ - уборочно-моечные работы; Д - диагностические работы; ТО- техни­ческое обслуживание (в том числе КР - крепежные работы;

РГ - регулировочные работы; СП - работы по системе питания;

СЭ - работы по системе электрооборудования; CM - смазочные работы); ТР-текущий ремонт (в том числе внепостовые рабо­ты

специализированных участков 7-12); КК- контроль выпол­ненных работ; В - выдача автомобилей владельцам.

Рис. 4.2. Схема расположения постов и участков типового ПАС:

/ - производственная зона; // - административная зона

Учитывая право владельца автомобиля заказать на ПАС выполнение работ любого вида или выборочного комплекса работ, составлены наиболее характерные варианты сочетания ви­дов и комплексов работ по ТО и ТР автомобилей и их рациональ­ной организации (рис. 4.3):

Вариант 1 - ТО в полном объеме. Автомобиль поступает в зону ТО, где в определенной последовательности согласно тех­нологическим картам выполняются работы (крепежные, регулиро­вочные по системе питания, по системе электрооборудования, смазочные), предусмотренные объемы ТО-1 или ТО-2.

Вариант 2 - выборочные работы ТО. Автомобиль поступает в зону ТО, где выполняются выборочные виды или комплекс работ, согласованных с заказчиком.

Вариант 3 - ТО в полном объеме и ТР. Автомобиль поступа­ет в зону ТР и на автомобиле-места специализированных производственных участков (7- 72), на кузовной (13} и окрасоч­ный (14} участки. Из зоны ТР после диагностирования автомо­биль поступает на ТО, которое проводится согласно технологи­ческим картам.

Вариант 4 - выборочные работы ТО и ТР. Автомобиль посту­пает в зону ТР, а затем после диагностирования в зону ТО для проведения выборочных комплексов работ из объема ТО, которые заказаны владельцем автомобиля.

Вариант 5 - ТО в полном объеме и работы ТР, необходимость проведения которых была выявлена при диагностировании. Авто­мобиль поступает на участок диагностирования, затем в зону ТР, после которой в зону ТО, где оно проводится в полном объ­еме.

Вариант 6 - выборочные работы ТО и работы ТР, необходи­мость проведения которых была выявлена при диагностировании. Последовательность выполнения работ такая же, как и при ва­рианте 5, но на постах ТО выполняются только заявленные комплексы работ.

Вариант 7- работы ТР по заявке владельца. Автомобиль поступает на участок ТР, где согласно технологическим картам

выполняются заявленные владельцем работы.

Вариант 8- работы ТР, необходимость проведения которых

выявлена при диагностировании. После диагностирования и уточ­нения объема работ с заказчиком автомобиль поступает в зону ТР, где согласно технологическим картам выполняются необходи­мые виды работ.

В процессе проведения обслуживания может оказаться, что

пост, на который должен направляться автомобиль для очеред­ного воздействия, занят. В этом случае автомобиль ставится на автомобиле-место ожидания и по мере освобождения постов направляется на них согласно соответствующему варианту схемы.

При выполнении любого вида или комплекса работ автомо­биль проходит приемочно-осмотровые и уборочно-моечные работы (последовательность выполнения этих работ зависит от планиро­вочной схемы ПАС), а также диагностические работы по опреде­лению технического состояния узлов, агрегатов и систем авто­мобиля, влияющих на безопасность движения, а при необходимос­ти и углубленное диагностирование. Затем автомобиль направ­ляется на соответствующие посты или автомобиле-места ожидания для выполнения работ, предусмотренных данным вариантом.

После производства соответствующих технических воздейст­вий по одному из перечисленных вариантов автомобиль проходит контроль полноты объема и качества работ (чаще всего на пос­тах диагностирования и приемки-выдачи автомобилей), а затем выдается владельцу или поступает в зону ожидания.

В зависимости от числа постов, между которыми распределя­ют комплекс операций данного вида обслуживания и их обору­дования, различают два метода организации работ: на универсаль­ных или на специализированных постах.

Метод организации работ на универсальных постах предус­матривает выполнение всех работ данного вида ТО одной брига­дой рабочих всех специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации. Универсальные посты могут быть тупико­вые и проездные. На участках ТО и ТР в основном применяют ту­пиковые посты, на уборочно-моечном участке - проездные посты.

Преимуществом организации работ на универсальных постах является возможность проведения на них различного объема работ, а недостатком - увеличение общего времени на обслужи­вание автомобиля и многократное дублирование одинакового обо­рудования. При наличии нескольких универсальных параллельно расположенных постов работы могут выполняться специализиро­ванными бригадами, которые после выполнения своей работы на одном посту переходят на другой. Таким образом, в результате более рационального распределения исполнителей по постам эф­фективнее используется рабочее время, однако из-за неравно­мерности поступления автомобилей и разного объема работ воз­никают организационные трудности.

Метод технического обслуживания на специализированных постах заключается в расчленении объема работ данного вида ТО и распределении его по нескольким постам. Посты оснащены специализированным оборудованием, а рабочие на них специали­зируются соответственно с учетом однородности работ или ра­циональной их совместимости. На типовых ПАС предусмотрены специализированные посты смазывания и диагностирования авто­мобилей. Возможна специализация и других видов работ. Специа­лизированные посты могут быть организованы по поточному или операционно-постовому (тупиковые посты) методу.

При поточном методе организации работы каждого вида обслу­живания проводят на нескольких последовательно располо­женных постах, за каждым из которых закрепляют специали­зированные рабочие места для выполнения определенных опера­ций. Совокупность постов составляет поточную линию обслужива­ния. Поточный метод эффективен в том случае, если сменная программа обслуживания достаточна для полной загрузки поточ­ной линии, операции обслуживания четко распределяются по исполнителям, работы широко механизируются, имеются надле­жащая материально-техническая база и резервный пост или сколь­зящие исполнители для оперативной корректировки ритма линии и синхронизации загрузки постов. В этом случае производи­тельность труда повышается до 20 %.

При oneрационно-постовом методе обслуживания автомобилей объем работ каждого вида обслуживания также распределяет­ся по нескольким постам. После обслуживания на одном посту автомобиль перемещается на другой пост. Время пребывания на каждом посту обслуживания должно быть одинаковым. Органи­зация работ операционно-постовым методом позволяет специали­зировать оборудование, механизировать технологический процесс и этим повысить качество работ и производительность труда. Однако при этом неизбежны потери времени на многократные установки и съезды автомобилей и постов и загрязнение атмосферы помещения отработавшими газами.

Учитывая неравномерный характер поступления индивидуаль­ных автомобилей на ПАС, а также возможность выборочного проведения отдельных комплексов работ, оперативно-постовой ме­тод обслуживания находит наибольшее распространение на ти­повых ПАС наряду с обслуживанием на универсальных и частич­но специализированных постах.

Ремонт автомобилей на ПАС осуществляют агрегатным или индивидуальным методом.

Агрегатный метод ремонта является более прогрессивным и заключается в замене неисправных агрегатов, узлов или дета­лей исправными, взятыми из оборотного фонда, или новыми, что позволяет сократить время простоя автомобилей на ПАС. Для успешного внедрения этого метода необходимо иметь достаточный фонд оборотных агрегатов и узлов.

Индивидуальный метод ремонта предусматривает установку агрегатов после ремонта на тот же автомобиль. В перспективе возможен комбинированный метод ремонта, при котором агрегат или узел заменяют на новый или взятый из оборотного фонда, а затем при повторном заезде заменяют на ранее снятый с этого же автомобиля и отремонтированный в договорный срок, т. е. метод проката агрегатов по согласованию с владельцем автомобиля и за соответствующую плату.

Организация ТО и ТР на ПАС включает применение технических, технологических и учетных документов, использова­ние технических условий, технологических карт, а также организа­цию рабочих мест и отладку работы на них.

Технологические карты отражают порядок проведе­ния операций, применение определенного оборудования, приспо­соблений и инструмента, необходимых материалов, выполнение работ исполнителями соответствующей профессии и квалификации и служат средством синхронизации загрузки рабочих постов. С их помощью можно корректировать технологически процесс путем перераспределения групп работ по постам с учетом их трудоем­кости и специализации, расчленения некоторых групп работ на отдельные операции и совмещения их с другими операциями. Карты могут быть операционно-технологическими и постовыми.

Операционно-технологические карты представ­ляют перечень операций, составленный в определенной технологи­ческой последовательности по агрегатам, узлам и системам авто­мобиля. Постовые-это те же операционно-технологические карты, в которых перечень и последовательность операций скор­ректированы в соответствии со схемой расстановки исполнителей и методом организации производства.

Наибольшее применение при обслуживании и ремонте автомо­билей получили три метода организации производства: метод спе­циализированных бригад, метод комплексных бригад и агрегатно-участковый метод.

Метод специализированных бригад предусматривает закрепле­ние всех работ ТО и ТР автомобилей за определенными брига­дами рабочих. Применение этой прогрессивной формы организа­ции труда возможно лишь при достаточно интенсивном поступле­нии автомобилей на ПАС, необходимом для обеспечения пол­ной загрузки рабочих, и при наличии специализированных постов для проведения ТО и ремонта автомобилей. На крупных ПАС с поточными линиями ТО и зоной ТР создаются специализирован­ные бригады, в остальных случаях - комплексные бригады.

Метод комплексных бригад заключается в выполнении каждой бригадой всего комплекса работ ТО и ТР автомобилей. Бригады укомплектовывают исполнителями различных специальностей, не­обходимыми для выполнения закрепленных за бригадой работ. Преимуществом комплексных бригад является их полная ответст­венность за качество работ. Наличие в бригаде рабочих всех специальностей позволяет оперативно корректировать выполнение различных работ по времени. Бригадир может переводить рабо­чих, занятых на ТО, на ремонт автомобилей и наоборот. Однако комплесная бригада требует более высокой квалификации рабо­чих, а производительность труда рабочих в этой бригаде, как пра­вило, ниже, чем в специализированной.

Агрегатно-участковый метод состоит в том, что все работы по ТО и ремонту распределяются между специализированными производственными участками, полностью ответственными за ка­чество и результаты своей работы. Эти участки являются основ­ными звеньями производства. Каждый из производственных участ­ков выполняет работы по всем видам ТО и ТР одного или нескольких агрегатов, узлов, систем, механизмов, приборов. При таком методе организации устанавливается четкая ответствен­ность за качество выполненных работ. Высокая специализация позволяет эффективно применять высокопроизводительное обору­дование, механизировать и автоматизировать работы и на этой ос­нове повышать их качество. Недостатком этого метода является трудность маневрирования автомобиля по специализированным постам, что ведет к излишним затратам времени и тем самым ограничивает его применение на практике.

Метод организации производства выбирают в зависимости от уровня концентрации и специализации предприятия. На ПАС для обслуживания автомобилей одной марки и имеющих высокую техническую оснащенность создаются специализированные брига­ды для каждого вида обслуживания и ремонта автомобилей, но могут быть и комплексные бригады.

Организация технологических процессов ремонта в значитель­ной мере зависит от качества подготовки производства и осна­щенности ПАС современным оборудованием.

Уровень механизации производственных процессов на ПАС определяется степенью охвата рабочих механизированным трудом и долей механизированного труда в общих трудозатратах. Показатели уровня механизации определяют раздельно для каждого подразделения и в целом по предприятию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация производства ТО и ТР предусматривает решение двух в о просов:

v как организовать работу имеющимися ремонтными раб о чими;

v как управлять этим производством.

Рассматривая вопросы организационного раздела, необходимо р е шить следующие з а дачи:

v выбрать метод организации производства ТО и ТР в АТП ;

v выбрать метод организации технологического процесса на объекте проект и рования;

v определить схему технологического процесса на объекте проектиров а ния;

v выбрать режим работы производственных подразделений и соглас о вать их работу с работой автомобилей на линии;

v распределить исполнителей по специальностям и квалификации;

v подобрать технологическое оборудование и оснастку, рассчитать произво д ственную площадь объекта проектирования и разместить на ней подобранные об о рудование и оснастку;

v составить планировку объекта проектирования;

v проанализировать уровень механизации на объекте проектирования по проекту и до внедрения рекомендаций, определенных в курсовом проекте .

ВЫБОР МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ТО И ТР НА АТП

Наибольшее распространение в настоящее время получили три метода организации производства ТО и ремонта подвижного соста ва: метод специализированных бр и гад, метод комплексных бригад и агрегатно-участковый метод. Кратко проанализируем эти методы.

Метод специализированных бригад предусматривает формир о вание производственных подразделений по признаку их технологической специал и зации по видам технических воздействий.

Специализация бригад по видам воздействий (ЕО, ТО-1, ТО-2, диагностиров а ние, ТР, ремонт агрегатов) способствует повышению производительности труда рабочих за счет применения прогресси в ных технологич е ских процессов и механизации, повышения навыков и специализации исполнителей на выполнение закрепленной за ними ограниченной номенклатуры технологических оп е раций.

При таком методе организации работ обеспечивается технологиче ская одн о родность каждого участка , (зоны ) создаются предпосылки к эффективному оперативному управлению производством, за счет маневра людьми, запчастями, технологическим оборудованием и инструме н том, упрощается учет и контроль над выполнением тех или иных видов технического во з действия.

Однако отрицательной стороной данного метода является недо с таточ - ная персональная ответственность исполнителей за выполненные р а боты. Эффективность данного метода повышается при централизованном управлении производством и применении специальных систем упра в ления качеством ТО и р е монта.

Метод комплексных бригад предусматривает формиров а ние производственных подразде лений по признаку их предметной сп е циализа - ции, т.е. закрепления за бригадой определенной группы авт о мобилей (например, автом о билей одной колонны, автомобилей одной модели, прицепов и полуприцепов) по которым бригада проводит р а боты ТО-1, ТО-2 и ТР. Централизованно же выполняются ЕО, диагностирование и ремонт агрег а тов.

Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями разли ч ных специальностей (автослесарями, слесарями-регулировщиками, электриками, смазчиками), необходимыми для выполнения закрепленных за бригадой р а бот.

Каждая бригада, как правило, имеет закрепленные за ней рабочие места, посты для ТО и ремонта, свое технологическое оборудование и инстр у менты, запас оборотных агрегатов и запасных частей, что приводит к распылению материальных средств АТП , усложняет рук о водство производством ТО и ремонта авт о мобилей. При этом методе сохраняется обезличка ответственности за кач е ство работ по ТО и ремонту.

Более того, между бригадами могут возникать трения из-за очередности проведения работ ЕО, диагностирования, использования общ е го оборудования (кран-балки, подъемника, специализированного инс т румента). Могут возникать ситуации, когда рабочие одной бригады перегруж е ны, а другой недогружены, но бригады не заинтересованы во взаим о помощи. Важным положительным качеством этого метода является брига д ная ответственность за качество проводимых работ по ТО и р е монту.

Сущность агрегатно-участкового метода заключается в том, что все работы по ТО и ремонту подвижного состава АТП распределяю т ся между производственными участками, ответственными за выпо л нение всех работ ТО и ремонта одного или нескольких агрегатов (у з лов, механизмов и систем) по всем автом о билям АТП .

Моральная и материальная ответственность за качество ТО и р е мон - та закрепленных за участком агрегатов, узлов и систем становится ко н крет - ной. Работы, закрепленные за основными производственными участками, выполняются входящими в состав их бригад исполнителями как на постах ТО и р е монта, так и в соответствующих цехах и участках. Недостатком этого метода является децентрализация производства, затру д няющая оперативное управление им.

Кроме того, возможны трения м ежду отдельными участками из-за очередн о сти выполнения работ, что приводит к скоплению рабочих на одних автомобилях и излишнего простоя других автомобилей, требующих обсл у живания и ремонта.

Распределение автомобилей, поступающих на ТО и ремонт, по производстве н ным участкам не позволяет планировать время окончания ремонта по всему автомоб и лю.

Таким образом, наиболее прогрессивными методами организации производства ТО и ТР на АТП являються методы, основанные на брига д ной организации тр у да исполнителей, специализирующихся либо по предмет - ному, либо по технологическ о му признаку.

В первом случае каждая из бригад выполняет ТО и ТР определенных агр е гатов или систем автомобиля (бригада ТО и ТР двигателей, бригада ТО и ТР сцепления, коробки передач карданной и главной п е редач и т.п.), во втором случае каждая из бригад выполняет соответствующий вид технич е ского воздействия (бригада УМР, бригада ТО-1 и т.п.) при этом для удобства управления целесообразно отдельные бригады объединять в компле к сы.

Независимо от количества автомобилей в АТП предпочтение след у ет отдавать централизованному варианту управления производс т вом.

Система централизации управления производством (ЦУП) предусматривает с о блюдение следующих принципов:

1. Четкое распределение административных и оперативных функций между руководящим персоналом и сосредоточение функций операти в ного управления в едином центре или отделе управления производс т вом (ЦУП или ОУП).

Основные задачи ЦУП - сбор и обработка информации о состоянии производственных ресурсов и объема работ, подлежащих выполн е нию, а также планирование и контроль за деятельностью произво д ственных подразделений на основе анализа имеющейся и н формации. ЦУП состоит из двух подразделений - отдела оперативного управл е ния (ООУ) и отдела обработки и анализа информации (О О АИ).

2. Организация производства ТО и ремонта подвижного состава основывается на технологическом принципе формирования произво д ствен - ных подразделений. При этом каждый вид технического возде й ствия выполняется специализированной бригадой или участком (бригады ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и пр.).

3. Производственные подразделения (бригады, участки), выпо л няющие технологически однородные работы, в целях удобства упра в ления ими объединяю т ся в производственные комплексы.

ИТС АТП может включать следующие производственные ко м плексы:

v Комплексный участок (ТОД), производящий диагностику технического состояния подвижного состава, техническое обслуживание, регламентные работы и сопутствующие ремонты;

v Комплексный участок (ТР), производящий работы по текущему ремонту;

v Комплексный участок (РУ), произв одящий ремонт агрегатов и узлов , деталей, снятых с автомобилей, и изготовление новых деталей;

v Комплексный участок (ПП), обеспечивающий подготовку производства ТО и ремонта.

Ряд работ практически может выполняться неп о средственно на автомобиле и в цехах (электротехнические, жест я ницкие, сварочные, малярные и др.). отнесение этих подразделений к ТР или РУ обычно производится с учетом преобладающего (по труд о ё мкости) вида работ, а также с учетом организационных соображений применительно к конкретным усл о виям АТП.

4. Подготовка производства, т. е. комплектование оборотного фонда запасных частей и материалов, хранение и регулирование з а пасов, доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие посты, мойка и комплектование ремонтного фонда, обеспечение рабочих инстр у ментом, а также перегон автомобилей в зонах ТО, ремонта и ожид а ния - осуществляется централизованно комплексом подготовки производс т ва.

На к омплекс подготовки производства возложено вы полнение следующих работ :

v Комплектование оборотного фонда агрегатов, узлов, приборов и деталей;

v Организация работы промежуточного склада по обеспечению хранения оборотного фонда и поддержания нормативного фонда исправных агрегатов, узлов и деталей;

v Подбор запасных частей и доставка их на рабочие места;

v Транспортировка снятых для ремонта агрегатов, узлов и деталей;

v Организация мойки всех агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобилей;

v Комплектование узлов и деталей для проведения ТО - 2 на основание заранее выявленных при диагностирование неисправностей и т . д .

5. В системе ЦУП используются средства связи, автоматики, тел е механики и вычислительной техники.

Позволяет обеспечить сбор и концентрацию в ЦУПе всесторонней информации о ходе производства ТО и ремонта автомобилей, занятости технологических постов, наличие материальных и трудовых ресурсов, что даёт возможность работникам ЦУПа принимать обоснованные решения по очерёдности постановки автомобилей на технологическое воздействие и т . д .

Схема централизованного управления производством при методе технолог и ческих комплексов показана на рис. 1

Схема управления проектируемым участком показана на рис. 2

ВЫБОР МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСК ОГО ПРОЦЕССА НА ОБЪЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В проектах по техническому обслуживанию выбор метода организации техно логического процесса должен определяться по сменной программе соответствующего вида ТО. В зависимости от её вел и чины может быть принят метод универсальных постов или метод специализированных п о стов.

Метод универсальных постов для организации технического обслужив а ния принимается для АТП с малой сменной программой по ТО,

в которых эксплуатиру ется разнотипный подвижной состав.

принимается в средних и круп - ных АТП , в которых эксплуатируется подвижной состав. По рекомендациям НИИАТ те х ническое обслуживание целесообразно организовать на специализирова н ных постах поточным методом, если сменная программа составляет не м е нее: для ЕО > 50, для ТО - 1 > 12, а для ТО - 2 > 6 обслуживаний однотипных автом о билей.

В противном случае должен быть применён либо метод тупиковых специализированных постов, либо м е тод универсальных постов.

При выборе метода следует иметь в виду, что наиболее прогрессивным является п о точный метод, т.к. он обеспечивает повышение производительно - сти труда вследствие специализации постов, рабочих мест и исполнителей, создаёт во з можность для более широкой механизации работ, способствует пов ы шению трудовой и технологической дисциплины, обеспечивает непрерывность и ри т мичность производства, снижает себестоимость и повышает качество обслуж и вания, способствует улучшению условий труда и сохранению производственных пл о щадей.

В проектах по зоне текущего ремонта технологический процесс может быть организован метод универсальных или специализированных п о стов.

Метод универсальных постов ТР является в настоящее время наиболее распространённым для бол ь шинства АТП .

Метод специализированных постов находит всё большее распр о стра - нение в АТП , т.к. позволяет максимально механизировать трудоёмкие процессы р е монта, снизить потребность в однотипном оборудовании, улуч - шить условия труда, использовать менее квалифицированных исполнителей, повысить кач е ство ремонта и производительность труда.

Схема технологического процесса на объекте прое ктирования показана на рис. 3

Рис. 1. Схема центрального управления производством

Схема управления проектируемым участком

Рис.2. Схема управления агрегатно-механическим участком

СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ОБ Ъ ЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Рис. 3. Схема технологического процесса ремонта на агрегатно-механическом участке

ВЫБОР РЕЖИМА РАБОТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Работа производственных подразделений, занятых в АТП техническим обслуживанием, диагностикой и текущим ремонтом, должна быть согласована с режимом работы автомобилей на линии. При назначении их режима работы следует исходить из требования выполнять большие объёмы работ по ТО и ремонту в межсменное время.

Количество рабоч их дней в году : 365дней.

Сменность работы : 2 смены.

Время начала и окончания работы: с 6 00 до 20 3 0 часов;

Совмещённый график работы автомобилей на линии и производственных подразделений см. ниже рис. 4.

Р АСПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПО СПЕЦИАЛОЛЬНОСТЯМ И КВАЛИФИКАЦИИ

Распределение исполнителей на агрегатно-механическом участке

Таблица № 4.3

Виды работ

Распределение трудоёмкости, %

Количество исполнителей

расчётное

принятое

Разборочные

2 ,7

Диагностические

Сборочные

Регулировочные

Таким образом, на агрегатно - м еханическом участке работы выполня ю т 3 исполнител я , котор ые выполняют весь цикл ремонта и диагност и ки, так как количество явочных, технологически необходимых рабочих или количество рабочих мест получ и лось 3 .

ПОДБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Подбор технологического оборудования, технологической и органи зационной оснастки для агрегатно-механического участка произво - дим с учетом рекомендаций типовых проектов рабочих мест и табеля гаражного технологического оборудования.

Технологическое оборудование (организационная оснастка)

Таблица 4.4

Наименование

Тип или модель

Габаритные размеры, мм.

Площадь, м 2

Фрезерный станок

Токарный станок

Токарный станок

Консольно-поворотный кран

ОРГ-1468-090А

Масляная ванна для подогрева деталей

Пресс для клёпки фрикционных накладок

Стенд для ремонта сцепления

Слесарный верстак

Стенд для проверки пневмооборудования

Стенд для ремонта двигателей

Стеллаж вертушка

Стенд для испытания масляных насосов и фильтров

Пресс настольный

Стационарный гидропресс

Станок для шлифовки клапанов

Станок для притирки клапанов

Станок для расточки тормозных барабанов

Стенд для ремонта редукторов

Стенд для ремонта коробок передач

Сверлильный станок

Стенд для ремонта карданных валов

Стенд для ремонта мостов

Точильно-шлифовальный станок

Мостовой кран

Технологическая оснастка

Таблица № 4,5

Наименование

Модель или ГОСТ

Универсальный комплект приспособлений для разборки и сборки узлов автомобилей

1 комплект

Приспособление для разборки шатуна с поршнем

Приспособление для снятия и постановке поршневых колец

ПИМ-1357-05Б

Контрольные пластины подгонки вкладышей коленчатого вала

1 комплект

Большой набор гаечных ключей

Напильники разные

Шаберы разные

Комплект инструментов слесаря

Щётки металлические

Щётки волосяные

Набор щупов

РАСЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЛОЩАДИ ОБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В проектах по ремонтным цехам (участкам) производственная площадь рассчитывается по формуле:

к n = 4,5 - коэффициент плотности расстановки оборудования.

f об = 50,97 - площадь горизонтальной проекции технологического оборудования и организационной оснастки, м 2 .

Окончательно принимаю площадь агрегатно-механического участка равной:

F цех = 288 м 2 , 24 х 12 м 2

Отступление от расчётной площади при проектировании или реконструкции любого производственного помещения допускается в пределах ± 20 % для помещения с площадью до 100 м 2 и ± 10 % для помещений с площадью свыше 100 м 2

Т ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Технологический процесс ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность операций по соответствующим воздействиям, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюдением технических требований (технических условий).

Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционно-технологической или постовой технологической карты.

Операционно-технологическая карта отражает последовательность операций видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим воздействиям по агрегату или системе автомобиля.

Постовая технологическая карта отражает последовательность операций ТО (диагностики) по агрегатам (агрегату) или системам (системе), которые выполняются на одном из постов ТО (диагностики).

Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений ТР.

В соответствии с операционной картой разработан процесс и занесён в операционную карту.

ГОСТ 3.1407-86 Форма 1

Операционная карта

Агрегатно-механический участок

Наименование операции

Оборудование (наименов., модель)

Номер перехода

Технологич. режим

Приспособл. (код, наи-менование)

Инструмент (код, наименование)

Снятие коробки передач с автомобиля.

Набор гаечных ключей

Мойка и осмотр коробки передач

Разборка коробки передач

Мойка составных деталей и узлов

Деффектовка неисправных узлов

Линейка, микрометр гладкий

Замена и ремонт изношенных узлов и деталей

Контроль и сборка коробки передач

Набор ключей

Коробку передач устанавливают на стенд для

Стенд для испытания

испытания и заливают в нее масло

Контроль испытаний

Коробку устанавливают на автомобиль

Набор ключей

Бареев Р. Р.

Богомолов В.Н.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МЕХАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ТО И ТР АТП
РАСЧЁТ СТЕПЕНИ ОХВАТА РАБОЧИХ МЕХАНИЗИРОВАННЫМ ТРУДОМ

Общая степень охвата рабочих механизированным трудом в подразделении ТО (ТР) определяется по формуле:

С м = 22,2 % - степень охвата рабочих механизированным трудом, %.

С мр = 37,2 % - степень охвата рабочих механизировано-ручным трудом, %.

Степень охвата рабочих механизировано-ручным трудом определяется по формуле:

Р м - количество рабочих, выполняющих работу механизированным трудом.

Р мр - количество рабочих, выполняющих работу механизировано-ручным трудом.

Р р - количество рабочих, выполняющих работу вручную.

РАСЧЁТ УРОВНЯ МЕХАНИЗИРОВАННОГО ТРУД А В ОБЩИХ ТРУДОЗАТРАТАХ

Общий уровень механизированного труда в общих трудозатратах в подразделении ТО (ТР ) определяется по формуле :

У мр = 6,0 %- уровень механизировано-ручного труда в общих трудозатратах.

У мт = 12,7 %- уровень механизированного труда в общих трудозатратах, %.

Р М 1, Р М 2,… Р М n - количество рабочих, выполняющих работу механизирован-ным способом на соответствующем оборудовании;

К 1, К 2 , Кn , - коэффициент механизации оборудования, используемого соответствующими рабочими.

Р МР 1, Р МР 2,… Р МР n - количество рабочих, выполняющих работу механизи-рованно-ручным способом соответствующим инструментом.

И 1, И 2 , Иn , - коэффициенты простейшей механизации инструмента

ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Охрана труда - это система мероприятий по предотвращению несчастных случаев на производстве, которая включает в себя вопросы трудового законодательства, требования техники безопасности, требования промышленной санатории и личной гигиены труда.
Задачи охраны труда - охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасных условий труда, ликвидация производственного травматизм и профессиональных заболеваний.

Под опасными и вредными производственными факторами понимают совокупность таких условий труда на рабочем месте, которые могут оказать отрицательное воздействие на организм человека. В результате воздействия этих факторов может происходить ухудшение здоровья работающего, а также может наблюдаться возникновение различных профессиональных заболеваний. При работе на агрегатно-механическом участке рабочие пользуют различные виды легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, керосин, растворители), что обуславливает загазованность воздуха. Поэтому при несоблюдении правил, существует опасность отравления их парами.

На участке также используется различное электрооборудование, поэтому при нарушении правил его эксплуатации возникает большая опасность возникновения пожара или взрыва. Также существует опасность поражения работающих электрическим током при нарушении правил электробезопасности. Рабочие участка используют в работе дизельное топливо и бензин, поэтому при несоблюдении правил личной гигиены существует опасность отравления.

Важнейшим элементом защиты работающих от воздействия опасных и вредных факторов является соблюдение правил техники безопасности.

Одной из основных обязанностей работников министерства, ведомств, управлений и автотранспортных предприятий является строжайшее соблюдение требований по охране труда.

В нашей стране охрана труда представляет собой систему законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

На предприятии, где охрана труда работающих должно уделяться постоянное внимание, отношение инженерно-технических и руководящих работников к осуществлению мероприятий по улучшению условий труда в производственных условиях должно служить критерием их гражданской зрелости и профессиональной подготовленности.

Охрана труда является также немаловажным экономическим фактором, улучшения условий влияет производительность труда и качество выпускаемой продукции, уменьшение числа аварий, снижение текучести кадров, травматизма и профзаболеваний, а также связанных с этим экономических потерь.

Важным фактором в деле совершенствования охраны труда на предприятии является обеспечение работников предприятия необходимой нормативно-справочной литературой.

За несоблюдение требований или нарушения законодательства и правил по охране труда, невыполнение обязательств по коллективному договору и предписаний органов надзора эти работники могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

Рабочие и служащие обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и проведения в производственных помещениях и на территории предприятия.

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране труда, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Управление охраной труда осуществляется:

на АТП в целом - руководитель предприятия (работодатель);

на производственном участке, в службах и отделах - их руководители (мастер, бригада).

При приёме на работу для каждого работника проводится инструктаж.

Инструктажи по характеру и времени проведения подразделяют на следующие виды: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводит работник (инженер) по охране труда или работник, назначенный для этой цели из числа специалистов организации, со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда с использованием современных технических средств обучения и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов). Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с расчетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем организации и соответствующим выборным профсоюзным органом. Проведение вводного инструктажа фиксируется в специальном журнале.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов.

Первичный инструктаж на рабочем месте не проводится с работниками, не связанными с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом подвижного состава и оборудования, использованием инструмента, хранением сырья и материалов. Список профессий работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом.

Каждый работник, имеющий профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных приемов работы прикрепляется на 2-5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или опытному работнику, под руководством которого он выполняет работы. После этого руководитель участка, убедившись в усвоении вновь поступившим работником безопасных приемов работы, оформляет допуск к самостоятельной работе.

Повторный инструктаж проводится в целях закрепления знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.

В связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной опасности повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца, за исключением работников, указанных в первичном инструктаже настоящих Правил.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

v при изменении правил по охране труда;

v при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

v при нарушении работником требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

при перерывах в работе:

v на 30 календарных дней и более - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда;

v 60 дней и более - для остальных работ.

Целевой инструктаж проводится при выполнении: разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузке, разгрузке, уборке территории и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсий в организации; организации массовых мероприятий с учащимися.

Проведение целевого инструктажа фиксируется в наряде-допуске на производство работ и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

Все лица, впервые поступающие на работу или меняющие профессию, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти обучение по безопасности труда в процессе их профессионально-технической подготовки с последующей сдачей экзаменов.

Работники, имеющие профессию и документы о прохождении соответствующего обучения, допускаются к самостоятельной работе без предварительного обучения после прохождения вводного и первичного инструктажей.

Знания по безопасности труда работники должны получать также при повышении квалификации или обучении вторым профессиям по специальным программам. Вопросы безопасности труда должны входить в эту программу.

Применительно к данному заданию не отходить от правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Министерством Транспорта РФ 12 декабря 1995 года Приказом № 106, а также придерживаться требований к производственным, технологическим процессам по ТО и ремонту автомобилей.

Первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктажи проводит непосредственный руководитель работ, причем повторный и внеплановый - индивидуально или с группой работников одной профессии.

Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажей регистрируется в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, в журнале указывается и разрешение на допуск к работе.

При регистрации внепланового инструктажа должна также указываться причина, вызвавшая его проведение. Журнал хранится у непосредственного руководителя работ. По окончании журнала он сдается в службу охраны труда и заводится новый. Журналы регистрации инструктажей на рабочем месте должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и, выдаваться руководителям подразделений под расписку.

ОСНО ВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫ Е ВРЕДНОСТИ

Наиболее вероятные вредные производственные вещества и их предельно-допустимые концентрации (ПДК) по ГОСТ12.1.005-76.

Бензин-50 мг/м 3 ;

Окись углерода-20 мг/м 3 ;

Окислы азота-5 мг/м 3 ;

Пыль искусственных абразивов - 150 мг/м 3 ;

Сернистый газ-10 мг/м 3 ;

Пыль-2 мг/м 3 .

Необходимы естественная и вытяжная вентиляция и индивидуальные средства защиты.

Средства защиты должны применяться в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно- планировочными решениями и средствами коллективной защиты, а также, если не обеспечивается гигиена труда.

Работодатель обязан своевременно и бесплатно за счет своих средств обеспечивать работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны иметь сертификаты соответствия.

Для удаления вредных выбросов непосредственно от рабочих мест, станков и оборудования, при работе которых выделяется пыль и мелкие частицы металла, резины, дерева и т.п., а также пары и газы, необходимо устраивать местную вытяжную вентиляцию, сблокированную с пуском оборудования.

При продолжительности работы в загазованной атмосфере не более одного часа предельно допустимая концентрация оксида углерода может быть повышена до 50 мг/м 3 , при продолжительности работы не более 30 минут - до 100 мг/м 3 , при продолжительности работы не более 15 минут - до 200 мг/м 3 . Повторные работы в условиях повышенного содержания оксида углерода в воздухе рабочей зоны могут производиться только после 2- часового перерыва.

За эксплуатацию вентиляционных установок отвечает работник (специалист), назначаемый приказом руководителя организации. Изменение регулировки вентиляционных установок, присоединение дополнительных насадок и каналов допускается только с разрешения работника, ответственного за эксплуатацию вентиляционных установок.

Перед пуском в эксплуатацию все вновь отремонтированные или реконструированные вентиляционные системы должны пройти наладку и испытания, которые должны выполняться специализированной организацией с составлением акта в установленном порядке.

При изменении технологических процессов, а также при перестановке производственного оборудования, загрязняющего воздух, действующие на данном участке (цехе) вентиляционные установки должны быть приведены в соответствие с новыми условиями.

Система вентиляции предусматривает собой комплекс устройств, обеспечивающих воздухообмен в помещении, т. е. удаление из помещения загрязнённого, нагретого, влажного воздуха и подача в помещение свежего, чистого воздуха.

При естественной вентиляции воздухообмен осуществляется благодаря возникновению разницы давления с наружи и внутри здания. Разность давления обуславливается, прежде всего, тепловым напором, возникающим из-за того, что более тёплый воздух в помещении имеет маленькую плотность, чем более холодный воздух снаружи помещения. В результате более тёплый воздух в помещении поднимается вверх и удаляется из помещения через вытяжные трубы, а его место занимает свежий, боле6е прохладный и чистый воздух, поступающий в помещение через окна, двери, форточки, фрамуги, щели.

Таким образом, эффективность естественной вентиляции зависит от разницы температур снаружи и внутри помещения (разницей температур определяется разница плотностей воздуха), высоты расположения вытяжных отверстий и скорости ветра снаружи помещения. Достоинством естественной вентиляции является отсутствие затрат энергии на передвижение масс воздуха в помещение и из него. Однако естественная вентиляция имеет очень существенный недостаток, а именно: в теплый период года и в безветренную погоду ее эффективность может существенно падать, так как вследствие повышения температуры наружного воздуха падает тепловой напор (или отсутствует вовсе), а при отсутствии ветра отсутствует ветровой напор. Кроме того, при естественной вентиляции воздух, поступающий в помещение и воздух, удаляемый из помещения, не проходит очистку и предварительную подготовку. Если воздух окружающей среды загрязнен, например, запылен, то он поступает в помещение также загрязнённым. Если в помещении в результате каких-либо технологических процессов выделяются вредные вещества, то они выбрасываются без их улавливания в окружающую среду с удаляемым из помещения воздухом. В результате загрязняется окружающая среда.

Механическая вентиляция лишена недостатков естественной вентиляции. Механической называется вентиляция, в которой воздух подаётся в помещения и (или) удаляется из них по системам вентиляционных каналов с использованием специальных механических побудителей - вентиляторов. Механическая вентиляция может быть приточной, при которой воздух вентилятором подаётся в помещение; вытяжной, при которой воздух удаляется из помещения, и приточно-вытяжная, при которой свежий воздух подаётся в помещение, а загрязнённый воздух удаляется из помеще-ния.

В нерабочее время в производственных помещениях разрешается использовать приточную вентиляцию для рециркуляции, с выключением ее не менее чем за 30 минут до начала работы.

Для рециркуляции в рабочее время допускается использовать воздух помещений, в которых отсутствуют выделения вредных веществ и паров или выделяющиеся вещества относятся к IV классу опасности и их концентрация в воздухе не превышает 30% ПДК в воздухе рабочей зоны.

Система местной вытяжной вентиляции предназначена для локализации и предотвращения распространению по всему помещению вредных веществ, образующих на отдельных участках производства.

Все вентиляционные системы должны быть в исправном состоянии. Если при работе вентиляционной системы содержание вредных веществ в воздухе производственного помещения превышает предельно допустимые концентрации (ПДК), то следует провести испытание, а при необходимости - реконструкцию системы. При этом работа должна быть прекращена, а работники удалены из помещения.

ОПТИМА ЛЬНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Для агрегатно-механического участка оптимальная температура воздуха:

Зимой 22…..24 °С.

Летом 20…..22°С.

Относительная влажность 40…..60%.

Скорость движения воздуха: зимой 0,2 м/сек.

летом 0,3 м/сек.

Для обеспечения комфортных условий необходимо поддерживать тепловой баланс между выделениями теплоты организмом человека и отдачей тепла окружающей среде. Обеспечить тепловой баланс можно, регулируя значения параметров микроклимата в помещении (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха). В рабочую зону, а также в осмотровые канавы воздух должен подаваться в холодный период года с температурой не выше 25 °С и не ниже 16 °С.

Поддерживая указанные параметры на уровне оптимальных значений обеспечивает комфортные климатические условия для человека, а на уровне допустимых - предельно допустимые, при которых терморегуляции организма человека обеспечивает тепловой баланс и не допускает перегрева или переохлаждения организма.

О СВЕЩЕНИЕ

Для агрегатно-механического участка применяют естественное и искусственное освещение, естественный свет лучше по своему спектральному составу, чем искусственный, создаваемый любыми источниками света. Кроме того, чем лучше естественная освещенность в помещении, тем меньше времени приходится пользоваться искусственным светом, а это приводит к экономии электрической энергии, поэтому рабочие места нужно располагать ближе к окнам, выбирая оконные проемы соответствующего размера.

Окна, обращенные на солнечную сторону, должны быть оснащены устройствами, обеспечивающими защиту от прямых солнечных лучей.
Не допускается загораживать окна и другие световые проемы материалами, оборудованием и т.п.
Световые проемы верхних фонарей должны быть застеклены армированным стеклом или под фонарем должны быть подвешены металлические сетки для защиты от возможного выпадения стекол.
Очистка от загрязнений остекления светопроемов и фонарей должна проводиться регулярно, при значительном загрязнении не менее 4-х раз в год, а при незначительном - не менее 2-х раз в год.
Для обеспечения безопасности при очистке остекления светопроемов следует использовать специальные приспособления (лестницы-стремянки, подмости и т. п.).
Помещения и рабочие места должны обеспечиваться искусственным освещением, достаточным для безопасного выполнения работ, пребывания и передвижения людей в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил. Чистка светильников должна производиться в сроки, указанные в действующих строительных нормах и правилах.
Устройство и эксплуатация системы искусственного освещения должны соответствовать требованиям действующих нормативных правовых актов.
Для электропитания светильников общего освещения в помещениях применяют, как правило, напряжение не выше 220 В. В помещениях без повышенной опасности указанное напряжение допускается для всех стационарных светильников независимо от высоты их установки.

Светильники с люминесцентными лампами напряжением 127-220 В допускается устанавливать на высоте менее 2,5 м от пола при условии недоступности их токоведущих частей для случайных прикосновений. Для местного освещения рабочих мест следует использовать светильники с непросвечивающими отражателями. Конструкция светильников местного освещения должна предусматривать возможность изменения направления света.

Для электропитания светильников местного стационарного освещения должно применяться напряжение: в помещениях без повышенной опасности - не выше 220 В, а в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных - не выше 50 В. При использовании для общего и местного освещения люминесцентных и газоразрядных ламп должны быть приняты меры для исключения стробоскопического эффекта.

Норма освещённости - 200 лк. Для ламп освещения используют напряжение 220 В., а для переносок используется напряжение не более 40 В. Кроме этого, на рабочей поверхности должны отсутствовать резкие тени. На пост участке - контролировать освещение, светильники защищенные, взрывобезопасные.

Для искусственного освещения применяют электрические лампы двух типов:

v лампы накаливания (ЛН);

v газоразрядные лампы (ГЛ).

Лампы накаливания относятся к источникам света теплового излучения. Видимое излучение (свет) в них получается в результате нагрева электрическим током вольфрамовой нити.

В газоразрядных лампах видимое излучение возникает в результате электрического разряда в атмосфере инертных газов или паров металлов, которыми заполняется колба лампы. Газоразрядные лампы называются люминесцентными.

К газоразрядным относят различные типы люминесцентных ламп низкого давления с разным распределением светового потока по спектру:

v лампы белого света (ЛБ);

v лампы холодно-белого света (ЛХБ);

v лампы с улучшенной светоотдачей (ЛДЦ) и т.д.

ПРОИЗВОДСТВЕ ННЫЙ ШУМ, УЛЬТРАЗВУК И ВИБРАЦИЯ

Шум и вибрацию создаёт вентиляция, стенды и т. д. Необходима звукоизоляция, звукопоглощение и виброизоляция. Применять звукоизоляцию стен, дверей, звукопоглощение и виброизоляция, которая заключается в уменьшении передачи колебаний от источника возбуждения защищаемому объекту при помощи устройств, помещаемых между ними.

Также делать виброгашение, осуществляют путём установки агрегатов на массивный фундамент. Одним из способов подавления вибраций является установка виброгасителей.

Защиты от шума относят ушные вкладыши, наушники и шлемы. Наушники плотно облегают ушную раковину и удерживаются на голове дугообразной пружиной. Их эффективность изменяется от 7 дБ на частоте 125 Гц до 38 дБ на частоте 8000 Гц.

Т РЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИ ЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ И ОБОРУДОВАНИЮ
На участке ТО и ремонт должны проводиться на специально отведенных местах, оснащенных необходимыми приборами, устройствами и приспособлениями.

Инструмент, приспособления и комплектующие изделия должны располагаться в непосредственной близости от работающего: то, что берется левой рукой - слева от него, правой рукой - справа; исходя из этого размещают и вспомогательное оборудование (инструментальные шкафы, стеллажи и т.п.). Вспомогательное оборудование должно располагаться так, чтобы оно не выходило за пределы установленной для рабочего места площадки. Материалы, детали, агрегаты, готовые изделия у рабочего места должны укладываться на стеллажи способом, обеспечивающим их устойчивость и удобство захвата при использовании грузоподъемных механизмов. Тележки для транспортировки агрегатов, узлов и деталей должны иметь стойки и упоры, предохраняющие их от падения и самопроизвольного перемещения.

Верстаки для слесарных работ должны иметь жесткую и прочную конструкцию, подогнаны по росту работающих с помощью подставок под них или подставок для ног. Ширина верстака должна быть не менее 750 мм, высота 800 - 1000 мм. Для защиты людей, находящихся вблизи, от возможных ранений отлетающими кусками обрабатываемого материала, верстаки следует оборудовать предохранительными сетками высотой не менее 1 м и с размером ячеек не более 3 мм. Устанавливать верстаки вплотную у стен можно лишь в том случае, если там не размещены радиаторы отопления, трубопроводы и прочее оборудование.

Станки должны быть оборудованы защитными устройствами (экранами) для защиты работников от отлетающей стружки и смазочно-охлаждающей жидкости. В случае невозможности по техническим условиям применения защитного устройства на станках работники должны работать в защитных очках, выдаваемых работодателем. Рабочее место станочника и помещение должны содержаться в чистоте, хорошо освещаться и не загромождаться деталями и материалами. Удаление стружки со станка должно производиться соответствующими приспособлениями (крючками, щетками). Крючки должны иметь гладкие рукоятки и щиток, предохраняющий руки от пореза стружкой. Уборка стружки со станков и из рабочих проходов должна производиться ежедневно, скопление стружки запрещается. Стружку собирают в специальные ящики и по мере заполнения их удаляют из цеха (участка). Работники и руководители участков обязаны следить за тем, чтобы около станков не было посторонних лиц. При работе спецодежда должна быть наглухо застегнута. Волосы должны быть закрыты головным убором (беретом, косынкой, сеткой и т.п.) и подобраны под него. При уходе с рабочего места (даже кратковременном) станочник должен выключить станок. На токарном станке зачистка обрабатываемых деталей наждачным полотном и их полировка должны выполняться с помощью специальных приспособлений (зажимов, державок). Выступающие за шпиндель токарного станка концы обрабатываемого материала должны ограждаться неподвижным кожухом. Обработка металлов, образующих сливную стружку, должна производиться с применением стружколомателей для дробления стружки. Обработка хрупких металлов и пылеобразующих материалов должна проводиться с применением местной вытяжной вентиляции. Снимая (свинчивая) патрон или планшайбу, следует вращать их только вручную. Не следует включать для этой цели шпиндель станка. При установке на сверлильном станке сверл и других режущих инструментов и приспособлений в шпиндель станка необходимо обращать внимание на прочность их закрепления и точность установки.

Удаление стружки из просверливаемого отверстия разрешается производить только после остановки станка и отвода инструмента. Все предметы, предназначенные для обработки, должны быть надежно установлены и закреплены на столе или плите сверлильного станка при помощи тисков, кондукторов или других приспособлений. Для извлечения инструмента из шпинделя сверлильного станка должны применяться молотки и выколотки, сделанные из материала, исключающего отделение его частиц при ударе. При установке и смене фрез на фрезерном станке должны применяться приспособления, предотвращающие порезы рук. Стружка от вращающейся фрезы должна удаляться деревянной палочкой или кисточкой с ручкой длиной не менее 250 мм. Расстояние для свободного прохода между стеной и столом или ползуном строгального станка в крайнем положении при их максимальном выходе не должно быть менее 700 мм.

При работе на станках не допускается:
v снимать со станка имеющиеся ограждения или держать их открытыми во время работы;
v работать на неисправных станках, а также на станках с неисправными или плохо закрепленными ограждениями;
v прижимать наждачное и полировочное полотна к детали руками;
v класть на станки инструмент и детали, оставлять ключ в патроне станка;

Подобные документы

    Организация работы участка технического обслуживания (ТО-3) и текущего ремонта вагонов станции Пенза–1: структура управления; методы ремонта, технология устранения неисправностей; оборудование; штатное расписание, охрана труда и техника безопасности.

    отчет по практике , добавлен 05.05.2011

    Характеристика автотранспортного предприятия (АТП) и проектируемого моторного участка. Выбор, корректирование нормативов режима технического обслуживания и ремонта. Метод организации производства технического обслуживания и текущего ремонта на АТП.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    Определение количества технических обслуживаний и ремонтов машинно-тракторного парка. Составление годового плана работы мастерской. Расчет фондов времени работы предприятия, количества работников. Подбор основного технологического оборудования участка.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Определение количества технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей, распределение их по кварталам. Подбор основного технологического оборудования и расчет площади кислотного участка. Расчет данных и построение графика загрузки мастерской.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2012

    Анализ работы автотранспортного предприятия на примере ОАО "Транспортно-экспедиционная фирма "КАМАтранссервис". Изучение процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей, их постановка на ТО. Система диспетчерского управления перевозками.

    отчет по практике , добавлен 11.11.2010

    Система технического обслуживания и ремонтов электровоз. Расчет программы ремонта электровозов в железнодорожном депо. Организация ремонта и технического обслуживания выпрямительных установок. Выбор необходимого количества основного оборудования участка.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2015

    Характеристика автотранспортного предприятия и автомобиля ЗИЛ-4314. Определение объема работ. Выбор метода организации технического обслуживания и текущего ремонта на АТП. Режим работы производственного участка. Расчет персонала, производственной площади.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2016

    Общая характеристика автотранспортного предприятия и объекта проектирования. Выбор метода организации производства технического обслуживания и ремонта на агрегатном участке. Расчёт площади объекта проектирования. Смета затрат и калькуляция себестоимости.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2011

    Характеристика предприятия и исследуемого автомобиля. Выбор и корректирование периодичности технического обслуживания и пробега до капитального ремонта, определение трудоемкости. Выбор метода организации производства технического ремонта на АТП.

    дипломная работа , добавлен 11.04.2015

    Организационная структура управления Муниципального унитарного предприятия "Водоканал". Характеристика подвижного состава автотранспортного участка. Организация технического обслуживания и текущего ремонта автомашины. Охрана труда и техника безопасности.