Нельзя ездить на зимней резине летом. Можно ли ездить на зимней резине летом? Неравномерный износ шин

Традиционно с приходом весеннего тепла и освобождением дорожного асфальта от ледяной корки приходит пора «переобувать» легковые автомобили. Многие водители сразу же, как только температура воздуха приближается к установленной нормативами отметке, меняют шины на летний вариант. Однако до сих пор среди российских автомобилистов остаётся немало тех, кто всерьёз задаётся вопросом, можно ли ездить летом на зимней резине. Кому-то приобрести летний комплект шин не позволяет материальное положение, некоторым банально лень этим заниматься, но есть и такие водители, которые не видят смысла в смене зимнего комплекта на летний.

Специализированные шины для езды по зимней дороге появились более полувека назад. В них использовалась та же резина, что и для летнего варианта шин, но рисунок протектора был более глубоким и снабжённым шипами. Однако спустя несколько лет во многих государствах Европы шипованные шины были запрещены из-за ущерба, который они наносят дорожному покрытию.

Тем не менее, работы по созданию шин, создающих надёжное сцепление с зимней дорогой, не прекращались. После многих проб и ошибок наиболее удачным был признан результат добавления в резиновую смесь силики (кремниевой кислоты). Шины с силикой сохраняли упругость при низкой температуре, а коэффициент сцепления с дорогой в зимнее время вырос с 0,05 до 1,1, что являлось отличным результатом.

Прототип современных зимних шин был создан в 1982 году, когда резина с силикой была использована в сочетании с новой ламельной технологией. В этом направлении производство резиновых шин развивается вплоть до настоящего времени.

Виды современных покрышек

Шинная промышленность предлагает современным водителям три вида покрышек:

  • летние, предназначенные для езды в тёплое время года;
  • зимние, адаптированные к низким температурам и ледовому покрытию дорог;
  • всесезонные, не меняющие своих свойств при колебаниях температуры.

Некоторые автовладельцы отдают предпочтение всесезонным шинам, однако следует учитывать, что летом они не так хороши, как летняя резина, а зимой уступают по качеству зимним шинам. По безопасности и управляемости машины сезонные покрышки значительно опережают универсальную резину.

Состав резины и температура

Основное различие между летними и зимними покрышками заключается в составе резины и её свойствах, меняющихся при повышении и понижении температуры.

Летняя резина. Резина летних шин оптимально подходит для эксплуатации при плюсовых температурах, с учётом прогрева асфальта до 50-60 градусов во время температурных пиков. В этом интервале покрышки демонстрируют наилучшее сцепление с дорожным покрытием, сочетающееся с высокой износостойкостью. Если же температура опускается ниже 7 градусов тепла, а тем более – пересекает точку замерзания воды, летние шины «дубеют», теряют эластичность, а их коэффициент сцепления с дорогой резко снижается. Машина не столько едет, сколько скользит по первому снегу на негнущихся, окоченевших шинах.

Зимняя резина. Основной задачей исследователи, разрабатывающие зимнюю резину, ставят сохранение эластичности при отрицательных температурах. Для этого в состав резины вводится большое количество соединений кремния и множества других компонентов-присадок. Благодаря тщательно подобранному составу резина сохраняет мягкость даже в сильный мороз, что позволяет улучшить сцепление с покрытием дороги. Позитивные качества начинают работать при падении температуры от 7 градусов тепла и ниже.

Температура выше 7 градусов заставляет зимние шины стать ещё более мягкими, но эта мягкость негативно сказывается на устойчивости машины, а износ шин заметно возрастает. Автомобиль легко уходит в заносы, что создаёт опасные ситуации и угрожает благополучию как самого водителя, так и его «соседей» по дороге.

Рисунок протектора шины

Немаловажная роль в формировании устойчивости шин принадлежит рисунку протектора, который обладает массой различий в зимнем и летнем вариантах.

Летняя резина. Задача летних шин – обеспечение сцепления с нагретым шершавым покрытием дороги. Для этого используются продольные узкие выемки, обеспечивающие отвод дождевой воды. В остальном же рисунок протекторов не обладает высокой рельефностью и выразительностью. Наоборот, его можно назвать довольно сглаженным, так как шины, постоянно контактирующие с твёрдым шероховатым покрытием, должны обладать высокой износостойкостью.

Зимняя резина. В зимнее время дорога часто покрыта снегом или льдом, поэтому зимним шинам необходим протектор, обеспечивающий максимальное сцепление с дорогой. Эта задача решается многочисленными разнонаправленными выемками и выступами, формирующими глубокий, выразительный рисунок. Широкие канавки должны цепляться за малейшие неровности, чтобы удерживать машину от заносов. Кроме того, из-за своей ширины они не забиваются снегом и грязью, которая выпадает из выемок при движении. Большая площадка, контактирующая с дорогой, позволяет увеличить коэффициент трения, что приводит к повышению устойчивости.

Руснок протектора на летней и зимней резине.

Почему нельзя ездить летом на зимней резине

Температура воздуха днём превысила 7 градусов тепла, а водитель продолжает ездить на зимней резине? К сожалению, ни к чему хорошему это не приведёт. Под действием высокой температуры шины ещё более размягчаются, следствием чего становится падение их износостойкости. С каждой поездкой они всё больше истираются об асфальт, приближая неприятный момент необходимости смены покрышек из-за крайнего износа. Мало того, в экстренной ситуации, когда возникает опасность заноса, машина может буквально поплыть на плавящейся резине собственных покрышек. Тормозной путь возрастает в два-три раза, а значит, увеличивается опасность серьёзной аварии.

Не следует забывать и о том, что площадь соприкосновения зимней шины с дорогой в тёплое время года ещё более возрастает, а значит, увеличивается коэффициент трения. Получается, что зимние шины вместо продвижения машины вперёд начинают её тормозить, а это приводит к повышению расхода топлива. Убытки от несвоевременной замены зимних шин могут оказаться значительно выше, чем «сэкономленные» на отказе от покупки летнего комплекта средства.

Когда закон предписывает менять шины?

До 2014 года в нашем законодательстве не было норм, которые бы запрещали водителям ездить летом на зимней резине. В действующем на текущий момент законодательстве водителям предписывается обязательное использование сезонной резины в зимнее и летнее время. Это означает, что в период с июня по август машина должна быть «обута» в летний комплект шин, а с декабря по февраль – в зимний комплект. Если водитель игнорирует это требование, он должен быть оштрафован. Весной и осенью разрешается выбирать шины по своему усмотрению.

Одной из причин, подтолкнувших российских законодателей к принятию этой нормы, стали столичные многочасовые пробки. Нередко они возникали из-за аварий, к которым приводило использование водителями несезонной резины, что создавало проблемы не только им, но и другим участникам движения.

То что летние шины нельзя использовать в зимний период начинающий водитель убеждается очень быстро. Для этого достаточно попробовать проехать на них после небольшого снегопада. Неуправляемое движение автомобиля занос и невозможность сразу остановиться убедит в этом кого угодно. А вот в том, что на зимней резине передвигаться летом также не безопасно, скептиком убедить сложнее. Мы попробуем это сделать наглядно при помощи тестов.

С наступлением потепления и началом сезона смены резины цоканье шипов от потока постепенно сменяется мягким качением по асфальту. Но даже летом периодический гул, характерный для шипованных шин, доносится от соседних автомобилей. Все потому что у ряда водителей сложилось твердое мнение: летом уместно ездить и на зимней резине, особенно если она уже потеряла изрядную часть шипов.

Профессионалы знают, что это неправильно, а главное небезопасно. Специально, чтобы продемонстрировать недопустимость использования зимних шин летом (причем любых), издания и эксперты проводят наглядные тесты, сравнивая поведение зимних и летних шин в теплое время года.

К сезону 2014 года финский исследовательский центр Test World сравнил поведения двух нешипованных покрышек для зимних условий: Continental ContiWinterContact TS850 - для мягкой, европейской зимы и Michelin X-ice Xi3 - скандинавской покрышки. Эксперты специально выбрали «асфальтовые» модели, ведь некоторые водители считают, что «липучка» подходит для летней езды. На самом же деле любая зимняя шина априори неприменима для лета. Почему?

Ключевое отличие летних и зимних шин - в материалах. А если быть точным - в резиновых смесях. Для зимних шин производители используют более мягкие сорта каучука и резины. Для летних - более твердых. Именно потому в холодную погоду летние шины твердеют и теряют сцепные свойства. Обратный процесс происходит с зимней резиной летом. Из без того мягкие шины становятся еще мягче. И не важно - с шипами они или без. Излишняя мягкость наделяет автомобиль вялыми реакциями и на руль, и на тормозную педаль. В итоге машина неуклюже выполняется команды, что в экстренных обстоятельствах решает все. И цифры, полученные в Test World наглядно демонстрируют это.

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 29.5

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 34.5

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 43.7



Летние Continental ContiPremiumContact 5: 37.8

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 44.7

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 47.8

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 37.3

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 38.5

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 42.7

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 79.4

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 80.8

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 69.5



Летние

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 4



Летние Continental ContiPremiumContact 5: 10

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 7

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 6

Как известно, с помощью цифр можно доказать все, что угодно. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что использование зимней резины летом недопустимо. Достаточно взглянуть лишь на цифры результатов тестов, и станет все ясно. Зимние шины - зимой, летние - летом.

Текст: Роман Харитонов


Большое количество автовладельцев в нашей стране предпочитает к началу зимнего сезона переобувать автомобиль в шипованную резину. Она обеспечивает надёжное сцепление транспортного средства с дорожным покрытием в условиях гололедицы и заснеженности. Однако у таких шин есть и минусы, и главным является потеря шипов во время эксплуатации.

В связи с этим у многих водителей возникают вопросы о том, можно ли ездить без шипов на шипованных покрышках и не потеряют ли они свои эксплуатационные характеристики на различных дорожных покрытиях. К тому же, многих интересует, будет ли такая езда безопасной и как к этому относится текущее законодательство.

У покрышек такого типа основными задачами являются:

  • Беспрепятственная проходимость по заснеженным дорогам;
  • Уверенное сцепление с покрытием изо льда во время езды, торможения и разгона;
  • Хорошая управляемость машины на воде и каше из снега и грязи во время оттепели.

Говоря о снежном покрытии, стоит отметить, что в данной ситуации важно не столько наличие шипов, сколько наличие высокого протектора – именно он позволяет обеспечить хороший уровень проходимости в условиях заснеженности.

Покрытие изо льда, наоборот, требует наличия шипов, так как в температурном диапазоне от -20 до – 18 º C шипованные разновидности способны проколоть лёд и обеспечить надёжное сцепление с ледяной дорогой. Если температура окружающей среды опускается ниже указанного диапазона, то эффективность таких покрышек снижается за счёт высокой прочности льда, однако они продолжают скрести поверхность и благодаря этому сцепление с поверхностью остаётся хорошим.

Что касается снежной каши во время оттепели, то в этом случае шипованные покрышки не смогут эффективно зацепиться за поверхность дороги, на поверхности которой будет много талой воды, и авто начнёт по ней катиться, что впоследствии приведёт к значительному увеличению тормозного пути.

При выпадении шипов из покрышек в них остаются только лишь ламели – они, разумеется, обеспечивают сцепление с дорогой, однако оно уже не является столь эффективным. Лишившаяся своих стальных составляющих, такая покрышка становится абсолютно неэффективной на ледяном покрытии. При этом, однако, характеристики таких колёс для оттепели и заснеженных поверхностей практически не изменяются.

Свойства резины зависят и от количества шипов в покрышке – чем больше элементов из неё вылетело, тем менее пригодной она становится для эксплуатации.

Для надежной езды должно быть нужно количество шипов в резине:

  • Если говорить о норме потерянных элементов, то их количество не должно превышать 50% от общего числа шипов в шине, при этом потеря 40-50% составляющих является уже существенным износом.
  • Если утеряно в пределах 10-40%, покрышки ещё смогут послужить, обеспечив эффективное управление автомобилем.
  • Если же показатель стремится к диапазону 60-90% утерянных элементов, то такие разновидности становится опасно эксплуатировать: на ледяной корке будет невозможно тронуться, а тормозной путь существенно увеличится. Быстрая езда на таких лысых покрышках категорически не рекомендуется.

Законодательные аспекты

Пока ещё не принят закон, регулирующий смену изношенной шипованной резины, но чтения он уже прошёл. Особенно актуальным закон о своевременной замене покрышек будет для южных регионов нашей страны, так как зимние температуры там редко бывают очень низкими и некоторые автолюбители продолжают эксплуатировать один и тот же вид покрышек круглый год.

Если же закон будет принят, то автовладельцам будет запрещено использовать зимнюю резину в летний период, а летнюю во время зимних холодов. За нарушение, вполне возможно, автолюбителям будет грозить штраф в размере 2 000 руб.

Вывод

На зимних шипованных покрышках при отсутствии шипов ездить нельзя, поскольку их использование негативно сказывается на управлении автомобилем.

При этом существенно удлиняется тормозной путь, а авто может занести на ровном месте. Помимо этого, при отсутствии шипованных элементов очень сложно тронуться с места на ледяной корке. Покрышку, утратившую шипы более чем на 60% следует незамедлительно заменить. В случае если протектор ещё не потерял своих качеств, можно попробовать вставить ремонтные шипы, которые смогут значительно улучшить эксплуатационные характеристики протектора.

Для кого-то это может быть неожиданностью, но очень многие автомобилисты в порыве лени и экономии пренебрегают покупкой летней резины и до сих пор катаются на зимней. Разбираемся, чем рискуют такие водители.

Наддувный мотор

Чтобы нагнать в цилиндры больше воздуха, в помощь разнице давлений приходит принудительный наддув. Грубо говоря, на впуске ставят «большой вентилятор». О конструкции таких систем поговорим вкратце чуть ниже.

Не запрещено ли использование зимних шин летом?

Увы, но нет. Закон об обязательной смене шин вступит в силу только 1 января 2015 года, вместе с техрегламентом Таможенного союза.

Правда, наказывать будут только тех, кто ездит зимой на летней резине, а также летом - на шипах.

Если следующим летом вы будете кататься на нешипованной «липучке», то вам ничего не грозит. С точки зрения закона.

Летние шины и «липучка»: в чем разница?


Другой протектор

У летних шин рисунок протектора - с крупными гладкими «шашечками» и ярко выраженными широкими продольными канавками, которые служат для эффективного отвода воды из-под колеса в сырую погоду.

На зимние же покрышки наносится, как правило, тот или иной вариант «ёлочки» с диагональными канавками, идущими от центра к краю шины. «Шашечки» на зимних покрышках не гладкие, а испещренные множеством мелких зигзагообразных прорезей (так называемых ламелей). Подобный рисунок обеспечивает шинам хорошие сцепные свойства и управляемость на снегу, а также стабильность и устойчивость зимой на загородной трассе.


Другой состав резины

Зимние шины мягче, именно за счет этого качества они хорошо держат дорогу как в мороз, так и при легкой оттепели. Летние же - более жесткие, на морозе моментально «дубеют» и полностью теряют свои свойства.

Но летом излишняя мягкость покрышкам и не нужна: гораздо важнее грамотно рассчитанный под летние условия рисунок протектора и эффективный отвод воды. А вот с этим у зимних покрышек имеются проблемы.


Как ведут себя зимние шины летом?

Бытует мнение, что разница в поведении летних и зимних покрышек в летний сезон, конечно, есть, но рядовой водитель в штатных режимах движения ее может и не почувствовать. Однако независимые испытания показывают, что это - заблуждение. Причем весьма опасное!

Специалисты финского издания Tekniikan Maailma («Мир Техники») не так давно провели большой сравнительный тест летних и нешипованных зимних шин. Выяснилось, что наиболее ярко различия между летними и зимними шинами в летних условиях проявляются на мокром асфальте и при экстренном торможении.

Так, в тесте на аквапланирование летние шины «всплывали» на залитой водой трассе при скорости 84,1 км/ч. Тогда как для зимних покрышек этот порог оказался ощутимо занижен: неприятный эффект аквапланирования начинался уже с 69,5 км/ч.

В рамках испытаний на эффективность торможения с 80 до 5 км/ч автомобиль, оснащенный летними шинами, затормозил на дистанции в 28,9 м. В то время как машина, «обутая» во фрикционную резину, укатилась за отметку в 43 метра. Разница - три корпуса!

Вывод финских испытателей был однозначен: зимние шины непригодны для летней эксплуатации!


Что говорят производители?

Подобный вердикт, как ни странно, полностью соответствует рекомендациям компаний-производителей покрышек.

По словам руководителя службы технической поддержки клиентов Nokian Tyres Матти Мори, более мягкая резиновая смесь и структура протектора фрикционных зимних шин негативно влияют на сцепные свойства шин на мокрой дороге. Кроме того, реакции на рулевое управление замедляются, а устойчивость автомобиля существенно снижается.

Резюме сайт

Основной вывод, сделанный нами по итогам общения со специалистами-шинниками, таков: «переобуваться» к летнему сезону необходимо! Остаться же на «зиме» можно лишь на короткое время, а к зимним покрышкам придется относиться как к запаскам-«докаткам».

Главные опасности, подстерегающие тех, кто ездит летом на зимней резине:

  • недостаточное сцепление с асфальтом, особенно на мокром: на высоких скоростях автомобиль будет кидать из стороны в сторону;
  • замедленные реакции автомобиля на управление: об активной рулежке можно забыть;
  • более ранний эффект аквапланирования: в дождь придется не ехать, а «тошнить»
  • заметное увеличение тормозного пути: риск ДТП возрастает в разы;
  • повышенный износ покрышек: до следующей зимы комплект, не снятый в начале лета, может и не дожить…


Сезонная смена резины давно стала привычным ритуалом для большинства водителей. Эта процедура является не столько фактором законопослушания, сколько безопасности. Требования закона соответствуют техрегламенту Таможенного союза, они предусматривают наличие зимних и летних покрышек, а езда на зимней резине летом носит рекомендательный характер.

Езда на зимней резине по новым правилам ГИБДД

Многие задают вопрос: «Можно ли ездить на липучке (без шипов) летом или с шипами?» Существует ошибочное мнение, что менять ее на теплый период не обязательно. Если она справляется с трудностями зимних транспортных путей, то и летом вывезет без проблем. К тому же долгое межсезонье стало настолько привычным, что кажется, что оно плавно переходит из весны в осень. Многие не считают нужным хлопотать из-за пары теплых месяцев.

Согласно последним изменениям в правилах ГИБДД, езда на зимней резине с шипами в период с 01.06-31.08 запрещена, но использовать «липучку» разрешено. Коррекция сроков обязательной эксплуатации зимних шин может быть изменена в зависимости от региона России.

При повышении температуры свыше 7 градусов, как заверяют производители, увеличивается вероятность ДТП и летом на зимней резине ездить не рекомендуется:

  • увеличивается тормозной путь как минимум на две длины корпуса автомобиля;
  • реакция колес на поворот медленнее и вял;
  • автомобиль может заносить на поворотах;
  • транспортное средство плохо разгоняется;
  • увеличивается расход топлива;
  • особенно в жаркое время, при движении по дороге возможен взрыв зимней резины, из-за ее размягчения.

Зимние колеса летом

Будучи шипованной или липучкой, резина заметно меняет свои свойства, и возможности автомобиля при температуре выше +7°С становятся совершенно иными. Твердость зимней шины летом значительно меньше, отсюда изменение характеристик:

Все это вызывает не только уменьшение комфортабельности автомобиля, снижение скорости передвижения на нем, но и повреждения, как колес, так и других составляющих ходовой части машины.

Последствия за езду на зимних покрышках

В России пока все постулаты этого важного для автомобилистов документа носят рекомендательный характер. Законодательством не установлена ответственность автовладельцев за езду на зимней резине без шипов летом, но для водителей авто на шипованной резине в период с 01.06-31.08 или на любой зимней, у которой протектор составляет менее 0,4 см грозит штраф в размере 500 рублей.

Однако, неприятности все же могут коснуться водителей на непереобутой машине. Речь идет об отношениях со страховыми компаниями . При любом обращении по поводу выплат за малейшее повреждение вопрос о своевременной смене зимней резины встанет непременно, и выводы страховщиков будут не в пользу автовладельца.

Кроме того, трудности обязательно возникнут и при необходимости пройти техосмотр, если такой предвидится . Само по себе наличие зимней резины летом не может служить основанием для направления на смену. Но износ зимней резины летом катастрофически быстр, а главное, неравномерен, что не ускользнет от внимания техников и будет отмечено в диагностической карте.

Рано или поздно, а скорее всего даже раньше, чем думается, шины станут непригодны ни для летнего, ни для зимнего использования . И не останется у автовладельца другого выхода, как сменить зимнюю резину на… зимнюю. Ибо пока зимняя резина приводится в негодность летом, приближается зима, а с ней и сезонная смена покрышек.