Напряжение нового аккумулятора автомобиля при покупке. Как проверить новый аккумулятор перед покупкой. На что обратить особое внимание

Покупая автомобильный или мото аккумулятор в магазине или на рынке, всегда нужно быть готовым к сюрпризам. Как показывает практика, пока еще есть немало недобросовестных продавцов, которые не брезгуют самыми грязными методами наживы. Впрочем, дело не только в этом.

Существует целый ряд ситуаций, когда проблемы с батареей выявить без тщательной проверки просто невозможно. А заниматься ей без просьбы покупателя вряд ли кто-то будет. Поэтому, как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Итак, приведем три несложных правила, которые во избежание проблем, стоит неукоснительно соблюдать у прилавка перед приобретением дорогостоящей детали.

На что обратить особое внимание?

  1. Дата выпуска.

Это крайне важный параметр, ведь вам могут вполне продать залежалый товар, что в случае с аккумулятором означает одно - прослужит он недолго, ведь после длительного хранения, да еще и в ненадлежащих условиях, его пластины могут просто осыпаться. Считается, что предельным сроком хранения батареи является срок, равный 2 годам. Некоторые современные модели, изготовленные по кальциевой технологии или AGM аккумуляторы, могут пролежать на складе без последствий и дольше. Но, все же, от покупки слишком старой АКБ лучше отказаться.

Стоит отметить, что унифицированных норм маркировки аккумуляторных батарей, в зависимости от даты изготовления нет, поэтому на АКБ различных производителей она находится в разных местах. Так, например, и VARTA имеют маркировку из 24 символов, в которой четвертая по счету цифра означает год, а пятая с шестой позиции в номере месяц производства. Это значит, что батарея с номером G2С2060520991 536528 82E 09 выпущена в 2012 году, в июне месяце. У других производителей приняты другие обозначения. Узнать о них можно при помощи того же продавца.

  1. Напряжение на клеммах

Если аккумулятор 12-тивольтовый, то этот параметр, как ни странно, должен находиться в пределах 13-13.5 Вольт без нагрузки. Если оно составляет 12 и менее Вольт, значит, батарея, либо разряжена за счет долгого хранения, либо неисправна. Однако в любом случае покупать ее не стоит, даже если продавец горит желанием все исправить, воспользовавшись .

  1. Состояние корпуса

Тщательно проверьте пластиковый корпус аккумулятора на предмет механических повреждений, сколов и трещин, которые могут появиться вследствие транспортировки, неправильной погрузки или разгрузки. Если таковые имеются, покупать батарею категорически не рекомендуется, так как в процессе эксплуатации за счет вибрации эти дефекты могут стать причиной полного выхода АКБ из строя.

И в заключение обратите внимание на наличие гарантийного талона! Если импортная аккумуляторная батарея завезена в Россию официально, на нее обязательно распространяются гарантийные обязательства производителя. Обычно гарантия составляет от 12 до 24 месяцев. Но для того чтобы воспользоваться ей, необходимо иметь чек, а также гарантийный талон с печатью магазина. Иначе в случае поломки замену или ремонт АКБ придется оплачивать из собственного кармана.

От состояния аккумуляторной батареи зависит удобство эксплуатации авто – надежная заводка двигателя, хороший свет, комфорт в салоне. Владельцы автомобилей надеются на ее безупречную работу, но случается, она подводит. Как избежать такой ситуации, расскажет статья.

1 Проверка аккумулятора – предупреждение неисправностей

Проверить аккумулятор вовремя и правильно – значит быть уверенным, что он не подведет. Ведь ситуация, когда аккумулятор вдруг перестает работать, крайне неприятна. Полбеды, если такое случилось в гараже, его можно поставить на зарядку. Но если это приключилось в дороге, тут уже не позавидуешь. Большинство автолюбителей ездят до тех пор, пока аккумулятор крутит, а затем покупают новый. Своевременный уход может значительно продлить его жизнь и поможет избежать неприятных ситуаций.

На работоспособность аккумулятора влияют, кроме естественного старения, и другие факторы. Режим работы двигателя, состояние электрооборудования сказываются и на состоянии АКБ. Ряд причин могут привести к недозаряду или перезаряду. Батарея недозаряжается, когда автомобилем пользуются, передвигаясь на короткие расстояния. Включенный зимой подогрев, вентилятор отопления тоже могут стать причиной недозаряда. Неисправный регулятор напряжения с малым током не дает АКБ возможности нормального заряда при движении.

Систематический недозаряд автомобильного аккумулятора приводит к сульфатации пластин, что после падения емкости ведет к короткому замыканию и выходу из строя батареи.

Постоянно перезаряженный аккумулятор – тоже не долгожитель. Перезаряд появляется, чаще всего, из-за неисправности регулятора напряжения. Он выдает повышенный зарядный ток, электролит начинает кипеть. В необслуживаемом аккумуляторе выкипает вода, оголяются пластины, проходит их деформация. В других АКБ они осыпаются. Как следствие, аккумулятор становится неработоспособным. Также причиной перезаряда могут быть длительные затяжные поездки, когда двигатель постоянно работает на повышенных оборотах.

Чтобы увеличить срок службы недешевого оборудования, рекомендуем периодически проверять аккумулятор, придерживаясь такой последовательности:

  • осмотреть состояние клемм, внешний вид;
  • проверить электролит: состояние уровня и плотности;
  • измерить вольты на клеммах;
  • проверить его нагрузочной вилкой.

2 Внешний осмотр – пользуйтесь любым удобным случаем

Возьмите себе за правило: подняли капот автомобиля – осмотрите аккумулятор. Времени это займет немного, а польза может быть большая. Грязная поверхность становится причиной саморазряда. Грязь – это не только слипшаяся пыль. При эксплуатации на крышку попадает электролит, превратившийся в жидкое состояние из паров. Если к грязному аккумулятору добавить окисленные клеммы, утечку тока, вовремя не подзарядить – разряд батареи обеспечен. Частые и глубокие разряды грозят сульфатацией пластин.

Можно самому определить, что грязная поверхность приводит к саморазряду. Подключаем вольтметр одним щупом к клемме, а другим проводим по крышке аккумулятора. Видим, что прибор показывает наличие некоторого напряжения. Грязь, электролит на крышке проводят ток между клеммами, батарея саморазряжается. Уход за поверхностью совсем не сложен. Поверхность промываем щелочным раствором, который нейтрализует электролит (немного пищевой соды растворить в воде). Зеленый налет на клеммах промываем горячей водой, вытираем насухо. Можно использовать мелкую наждачку для зачистки. Контакт должен быть надежным. Проверяем крепление: если оно ненадежное, корпус, особенно зимой, может дать трещины.

3 Электролит – проверка уровня и плотности

От саморазряда по поверхности избавились, пора переходить к внутреннему содержимому. В обслуживаемых аккумуляторах проверяем электролит на уровень, используя стеклянную трубку. Вставляем ее в банку до упора в сепаратор пластин, закрываем пальцем и вынимаем. Высота жидкости над пластинами должна составлять 10–12 мм. Если она недостаточна, доливаем дистиллированную воду, которая выкипела.

Доливка электролита – частая ошибка автомобилистов. Он не выкипает. Единственный случай, когда его необходимо долить – если АКБ перевернулась, и из нее вытек электролит.

Приступая к дальнейшей проверке, следует оценить заряженность батареи. Делают это двумя способами: проверкой плотности или измерением напряжения. Плотность проверяется прибором под названием ареометр. Его трубку помещаем в банку, грушей засасываем электролит, чтобы поплавок внутри начал плавать, и смотрим на его шкалу. Ниже приведена таблица с показателями плотности полностью заряженного аккумулятора в зависимости от климатических зон, где он эксплуатируется..

Отклонение от номинальной плотности в сторону понижения на каждые 0,01 г/см 3 означает падение напряжения на 5–6 %. Обычный показатель плотности нового аккумулятора – 1,27 г/см 3 . Допустим, проверка плотности показала 1,21 г/см 3 . Это значит, что емкость аккумулятора недостаточна, он разряжен на 30–36 %, и его следует подзарядить. В исправном аккумуляторе происходит восстановление плотности, что сигнализирует о его заряде. Не следует допускать разряда больше 50 %. Особенно опасно это при морозах. Кроме того, что батарея не будет работать, возникает угроза, что треснет корпус: с понижением плотности электролит замерзает.

4 Использование мультиметра – оценка состояния батареи

Мультиметр – недорогой многофункциональный прибор, работающий от пальчиковой батарейки. Им можно производить различные измерения своими руками, но нас интересуют показатели напряжения. Такой прибор нелишне иметь в арсенале каждому автолюбителю. Включаем его в режим измерения постоянного напряжения DCV, диапазон выставляем 20 V. Черный щуп подключаем к минусу, красный – к плюсу, и снимаем показания. Полностью заряженный аккумулятор должен показать 12,6 В. Показатель 12 В и менее говорит о разряде на 50 % и более, требуется срочная подзарядка. Если мультиметр показывает 11,6 В – батарея полностью разряжена.

Измерения лучше проводить, когда автомобиль некоторое время не работал. Если снять показания сразу после поездки, они будут одними, на утро следующего дня – другими. Заряженный аккумулятор способен держать напряжение несколько дней. Оно не сильно падает, даже если автомобилем не пользовались неделями. На разряженном АКБ падение напряжения стремительное, и может случиться, что, когда придется срочно выехать, двигатель не заведется. Поэтому совет: перед длительным перерывом в поездках обязательно полностью зарядите аккумулятор.

Проверка мультиметром при заведенном двигателе позволит не только оценить работоспособность АКБ, но и проверить исправность электрооборудования. При работающем двигателе прибор должен показать 13,5–14,0 В. Показатели, повышенные до 14,2 В и больше, говорят о плохо заряженной батарее. Генератор работает усиленно, чтобы ее зарядить. При значительных морозах повышение напряжения возможно потому, что ночью аккумулятор разрядился, или электроника допускает больший ток из-за очень холодного воздуха.

Повышение напряжения в начале работы двигателя не таит в себе опасности. Если электрооборудование исправно, то минут через 10 все придет в норму, установятся обычные 13,5–14,0 Вольт. Но если оно постепенно не возвращается к оптимальному уровню, возникает опасность перезарядки. При максимальном зарядном напряжении, особенно при длительной поездке, электролит постепенно выкипит, батарея придет в негодность.

Теперь о пониженном напряжении на работающем автомобиле. Если оно составляет 13,0–13,4 В – аккумулятор не получает достаточной подзарядки. Следует отключить все энергопотребляющие приборы и опять замерить. Если напряжение нормализовалось, все в порядке, в противном случае возможна неисправность генератора, особенно, если показатель ниже 13,0 В. Не спешите его ремонтировать, проверьте контакты. Если они окислены, будет ощущаться нехватка напряжения.

Узнать состояние аккумулятора можно еще одним способом. Заводим двигатель при выключенных потребителях, подключаем мультиметр и следим за показаниями. Постепенно, по одному, включаем потребителей: магнитолу, ближний свет и так далее. При каждом включении наблюдаем падение напряжения на 0,1–0,2 В. Значительное падение говорит о неисправности автомобильного генератора, скорее всего, износе щеток. Если включить все потребители, падение напряжения не должно быть ниже 12,8–13,0 В, иначе АКБ сильно разряжается и прослужит недолго.

5 Измерение нагрузочной вилкой – полная оценка работоспособности

Случается, что аккумулятор имеет нормальное напряжение, измеренное тестером, но крутить стартер он не хочет. Проверка состояния нагрузочной вилкой даст полную и ясную картину. Прибор представляет собой вольтметр с нагрузочным сопротивлением. Нагрузочная вилка подсоединяется с соблюдением полярности к клеммам на короткое время – 5 секунд. Показания засекаем в конце этого времени. Следует заметить, что при подсоединении наблюдается искрение. Ничего страшного нет, ведь подсоединяется нагрузка. Проверку следует проводить нечасто, чтобы не навредить батарее.

Показатели оцениваем по таблице или берем сведения из инструкции к нагрузочной вилке. Если аккумулятор заряжен на 100 %, показатель напряжения под нагрузкой составит 10,2 В. Меньший показатель указывает на необходимость подзарядки. Если измерения вольтметром без вилки показали нормальное состояние, а с нагрузочной вилкой видна сильная разница, аккумулятор имеет неисправность: сульфатацию, замыкание пластин и некоторые другие. Если возможно, неисправность устраняют или покупают новую АКБ.

Случается, что под рукой нет никаких приборов, а требуется оценить состояние аккумуляторной батареи. В домашних условиях подключаем нагрузку, равную половине емкости. Для аккумулятора 60 А/час она равна 30 Ампер. Можно взять 6–7 лампочек на 55 Вт и подключить их параллельно. Через 5 минут оцениваем яркость света. Если он потускнел, аккумулятор не справляется со своими обязанностями.

Не ленитесь ухаживать за аккумулятором, периодически проверять его, тогда он будет служить долго и надежно!

С наступлением холодов, впрочем, как и в любое время года автолюбителей волнует вопрос правильного выбора «сердца» железного коня — аккумулятора. Существует немало мифов о выборе и обслуживании этого устройства. Разобраться в сложном, но важном вопросе нам поможет директор компании «Римбат» (Розничная торговая сеть РиМиР) — Игнатюк Руслан Евстафьевич.

Аккумулятор в автомобиле — важная составляющая, ведь это источник автономного питания. Срок его эксплуатации составляет в среднем 3−5 лет, но напрямую зависит от правильности использования и обслуживания. И, если вы приобрели б/у автомобиль, или после покупки нового авто прошло много времени — вам «светит перспектива» приобретения нового аккумулятора.

Когда следует заменить аккумулятор?

Как только аккумулятор перестал держать заряд — его необходимо заменить. Ну, вот представьте ситуацию: вы пришли в гараж или автостоянку, пытаетесь завести своего «железного друга», а он ни в какую — не заводиться и все. Индикатор на панели приборов говорит о том, что в аккумуляторе отсутствует или очень низкий заряд, хотя вчера вы его заряжали.

Вторая причина — аккумулятор банально не заряжается. Чаще всего это происходит из-за непродолжительных коротких поездок в зимнее время. Аккумулятор, не заряженный полностью, теряет свою емкость из-за постоянной разрядки.

И третья причина, по которой необходимо заменить аккумулятор — его техническое повреждение: возникла трещина или он потек. При таких повреждениях, эксплуатация данного устройства невозможна.

Можно ли восстановить старый аккумулятор?

В принципе, попробовать можно. Как это сделать? Если у аккумулятора механическое повреждение, такое устройство эксплуатировать категорически противопоказано — опасно для вашей жизни и жизни ваших пассажиров.

Но, если АКБ не держит заряд, можно попробовать восстановить его «жизнеспособность».

«Залейте новый электролит повышенной плотности, дистиллированную воду и десульфитирующую присадку к электролиту, а дальше „погоняйте“ аккумулятор разрядкой и зарядкой. Возможно, такие процедуры помогут реанимировать устройство, и АКБ вам еще послужит, а вы сэкономите средства. Однако данная процедура рекомендуется для проведения тем, у кого есть хоть какой-то подобный опыт, ведь работать придется с кислотой — при неправильных и неаккуратных действиях могут возникнуть очень даже неприятные последствия.»

Прежде чем приступать к «спасению» аккумулятора, прочтите внимательно инструкции и рекомендации опытных «реаниматологов», и только тогда приступайте аккуратно к работе по восстановлению АКБ, но все же лучше обратиться к профессионалам ведь на кону ваше здоровье, не рискуйте им.

Что нужно знать, выбирая аккумулятор?

Чтобы профессионально подойти к выбору АКБ, вам необходимо знать:

  • Емкость аккумулятора;
  • Расположение клеммы;
  • Размер.

Как проверить аккумулятор при покупке?

Выбрав нужный АКБ — не забудьте проверить его работоспособность. Сделать это просто, подключив к нему нагрузочную вилку. С ее помощью вам замеряют напряжение холостого хода и под нагрузкой. В каждом уважающем себя магазине нагрузочная вилка должна быть обязательно! Нет такого прибора? Подумайте о том, чтобы купить АКБ в другом месте.

«Напряжение холостого хода должно быть не меньше 12,5 В, а при работе под нагрузкой на 10 секунде не должно падать ниже 11 В. Проверка аккумулятора 12-ти вольтовой лампочкой — неправильная и не является показателем исправности и качества АКБ. »

Все АКБ делятся на три категории:

1. Обслуживаемые аккумуляторы или ремонтопригодные— устройства, пользующиеся спросом несколько лет назад, сегодня не столь популярны. Корпус АКБ из эбонита, залитый сверху мастикой.

«В таком аккумуляторе при замыкании пластин их можно заменить, но это мало кто делает, так как прочность у них низкая.»

2. АКБ необслуживаемые. Этот тип аккумуляторов предназначен работы в идеальных условиях.

3. Для наших реалий самый подходящий вид аккумуляторов — малообслуживаемые. Они отличаются выгодной ценой, неплохим качеством и длительным сроком эксплуатации.

При выборе аккумулятора необходимо выяснить дату его выпуска. Как было отмечено ранее, срок эксплуатации АКБ — 3−5 лет, естественно, чем новее устройство, тем дольше оно прослужит. Кстати, этот срок начинает исчисляться не со дня установки его в авто, а с момента, когда залит электролит.

Стоимость аккумулятора прямо пропорциональна емкости его пускового тока. Чем больше емкость АКБ, тем быстрее стартер провернет автомобильный двигатель.

«Покупайте аккумуляторы с такой емкостью, которая указана в инструкции вашего автомобиля. Вы, конечно, можете приобрести АКБ с меньшей емкостью, но тогда ждите зимой к вам придут проблемы с запуском. Не стоит покупать батареи с повышенным пусковым током.»

Лучше покупать аккумуляторы в специализированных магазинах. Профессиональные консультанты грамотно подберут батарею к вашему авто. В таких магазинах вы купите подлинный сертифицированный товар, а при обнаружении брака вам заменят устройство. Но, при покупке обязательно проверьте правильность заполнения гарантийного талона и выписанного чека.

Как правильно ухаживать за аккумулятором?

Для более длительного срока эксплуатации АКБ необходимо контролировать уровень его заряда. Если вы ездите долго и часто, подзарядка, как правило, не нужна. Если же вы ездите не часто и не на длительные расстояния, автомобиль иногда пребывает на автостоянке, проверка заряда аккумулятора необходима хотя бы раз в месяц.

«Нелишне приобрести для подзарядки качественное устройство. И еще, помните: при долгом недозаряде, даже самая хорошая батарея будет терять свою емкость. А потому старайтесь избегать полного разряда аккумулятора, так как это негативно сказывается на сроке службы батареи и ее работоспособности.»

Да, аккумулятор — важный «орган» в автомобиле, но в отличие от человеческого, его можно выбрать, а, подойдя к этому вопросу правильно, можно надеяться, что он прослужит эффективно и долго.

Помогал разобраться в вопросе
и давал ценные советы
директор компании «Римбат»
Игнатюк Руслан Евстафьевич.

И что хотелось бы еще добавить. Очень важным вопросом при выборе аккумулятора для автолюбителей является марка АКБ, или, как модно говорить сейчас, бренд. Здесь я могу дать единственный совет: Отдавайте предпочтение заводским маркам. В идеале, конечно, если завод называется ТАВ, то и аккумулятор должен быть ТАВ, если завод BOSCH, то аккумулятор BOSCH, если завод A-mega, то аккумулятор A-mega и т.д. В этом случае производитель отвечает своей репутацией за качество продукта. У каждого завода, как правило, несколько брендов, со списком заводских брендов всегда можно ознакомиться на сайте производителя. На сегодняшний день, к сожалению, от разнообразия марок у покупателя голова идет кругом. И основная часть их — это частные марки крупных дилеров, покупая такой аккумулятор вы играете в лотерею. В этом случае за качество не поручится никто! И еще маленький совет, при выборе акб старайтесь покупать аккумулятор у которого корпус и крышка в черно-белом исполнении. В этом случае происходит самая лучшая спайка этих деталей и течь из-под крышки практически исключена. Когда используют цветные красители пластика, спайка ухудшается. Правда это не касается премиальных продуктов (BOSCH, TAB, VARTA и тд). Технологи этих производителей позволяют использовать цветной пластик, без ущерба для качества продукта.

Всем удачных запусков в любую погоду!!!

Хороший аккумулятор - важная составляющая бесперебойной и беспроблемной работы любого современного устройства. Особенно это важно для автомобилей, так как аккумулятор, переставший работать посреди дороги, может ощутимо осложнить жизнь и водителю, и пассажирам. Проверка аккумулятора - несложное, не требующее специальных навыков действие, которое поможет избежать подобных казусов. Знания о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, пригодятся при покупке подержанного авто, батарейки с рук или в магазине, не внушающем особого доверия, при выявлении причин неработоспособности какого-либо устройства.

Сейчас существует три основных : , литиевые и щелочные. Из них чаще всего требуется проверить АКБ на свинцово-кислотной основе, так как этот тип источников питания обычно используется в автомобилях, мотоциклах и мопедах.

Время наибольшей уязвимости такой батареи - зима, так как электролит, состоящий из смеси серной кислоты и воды, чувствителен к холоду, и исправность аккумулятора может оказаться под угрозой. Не стоит забывать и о том, что сочетание отрицательной температуры и глубокого разряда могут прикончить батарею в кратчайшие сроки. Поэтому лучше не пренебрегать проверкой заряда аккумулятора и его работоспособности, тем более, что это не самая сложная процедура, в отличие от того, как проверить аккумулятор автомобиля на замыкание.

Методы проверки заряда автомобильных АКБ

Индикатор

Существует три распространенных способа проверки того, достаточное ли количество энергии находится в аккумуляторе автомобиля. Все методы можно применить в домашних условиях при соблюдении техники безопасности. Первый и самый простой подойдет только счастливым обладателям , оснащенных специальным индикатором (этот же способ используется для оценки уровня электролита). Для этого достаточно открыть капот и посмотреть на АКБ.

Там расположены три индикатора:

  • зеленый - все хорошо, устройство заряжено, электролит в норме;
  • черный - на автомобиле разряжается аккумулятор;
  • белый - электролита недостаточно для корректной работы.

Такие источники питания дороже обслуживаемых и требуют установки очень хорошего генератора, так как чувствительны к перепаду напряжения.

Мультиметр

Метод №2 тоже не требует особых усилий. Это использование прибора для проверки состояния аккумуляторной батареи. Прибор этот называется мультиметром и в базовой комплектации сочетает в себе функции вольтмера, амперметра и омметра. В дорогих моделях еще больше функций, но эти три - базовые, их вполне достаточно, чтобы оценить уровень заряда АКБ. Обычно мультиметр - компактное портативное устройство, приобрести которое можно без особых проблем в любом специализированном магазине.

Методы проверки других распространенных АКБ

Проверка технического состояния аккумуляторных батарей нужна не только для автомобилей. Источники питания, обслуживающие другую технику, особенно долго находившиеся в нерабочем состоянии, также нужно проверять перед эксплуатацией. Для щелочных АКБ часто применяется такая же нагрузочная вилка, как и для кислотных.

Чтобы проверить емкость литиевой батарейки, можно или воспользоваться специальным тестером, или проверять аккумулятор под нагрузкой, используя подходящий резистор. Далее нужно довести его до полной разрядки, подбирая и записывая напряжение и силы тока. Результатом испытаний является график, показывающий реальную емкость АКБ. Обратите внимание: этот метод подходит для технически подкованных пользователей.

Итак, при покупке свинцово-кислотных аккумуляторов в непроверенном магазине или с рук обязательно нужно внимательно изучить приобретаемую вещь. Во-первых, важен тщательный визуальный осмотр. Потеки, трещины, иные механические повреждения - повод отказаться от покупки. В дальнейшем они могут оказаться причиной полной неработоспособности батареи.

Во-вторых, нужна проверка напряжения на клеммах аккумулятора автомобиля. Для 12 В АКБ этот параметр должен быть не менее 13–13,5 В. Если ниже - это разряженный источник питания, и покупать его не рекомендуется. Вы имеете право попросить продавца проверить новый аккумулятор в магазине, чтобы точно знать, какое у него состояние.

И напоследок о дате выпуска. За рубежом эта информация важной не считается, но в России, особенно, если покупать у непроверенного продавца, лучше обращать внимание и на неё. Единых стандартов нанесения этой маркировки не существует, так что, возможно, придется поискать. На аккумуляторы заграничных производителей, попавшие в Россию законным путем, обязательно дается гарантия от 12 до 24 месяцев, поэтому после приобретения нового товара стоит хранить гарантийный талон с печатью магазина и чек до тех пор, пока не истечет время обслуживания.

Сегодняшняя статья посвящена проверки аккумулятора автомобиля .

В процессе эксплуатации автомобиля мы периодически сталкиваемся с вопросом как проверить аккумулятор. Обычно это происходит в двух случаях, при покупке нового аккумулятора и при возникновении проблем с аккумулятором уже в процессе эксплуатации.

Вот и я вам советую: не хотите проблем, особенно зимой, своевременно проверяйте аккумулятор на его работоспособность в качестве источника ЭДС для вашего автомобиля, так как в некоторых режимах работы АКБ может быстро прийти в негодность. Причиной этому являются частые недозаряды или перезаряды аккумулятора автомобиля.

Причиной недозаряда могут быть частые поездки на короткие расстояния, включения режима прогрева в зимнее время, а также неисправность регулятора напряжения генератора автомобиля. Вследствие этого возникает такое неприятное явление как сульфатация пластин аккумулятора. Явление плохое и это тема отдельной статьи, поэтому если не хотите пропустить подписывайтесь на новые выпуски журнала «ЭЛЕКТРОН» внизу статьи.

Теперь о перезаряде. Перезаряд может привести к осыпанию пластин, а если АКБ не обслуживаемый, то и к его механической деформации. А возникает перезаряд, если в результате неправильной работы регулятора напряжения на аккумулятор выдается завышенное напряжение с генератора, а так же в результате длительных и затяжных поездок на высоких оборотах двигателя.

Надеюсь, я вас убедил, что вопрос как проверить аккумулятор вы должны знать, дабы не привести свой АКБ в кусок свинца стоимостью в 300 рублей (в лучшем случае) и вовремя применять меры по увеличению срока службы аккумулятора.

В общем, процесс проверки аккумулятора я бы посоветовал проводить с выполнением следующих пунктов.

4. Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Итак, начнем.

Внешний осмотр аккумуляторной батареи я советую проводить при любом удобном случае, когда вы заглядываете под капот своего авто. Причины этого действия лежат на поверхность аккумулятора. А именно в процессе эксплуатации на поверхности аккумулятора накапливается грязь, влага, потеки электролита (испарение при кипении). Все это приводить к возникновению токов саморазряда АКБ. И если к этому добавить окисленные клеммы аккумулятора, а еще токи утечки на электронику автомобиля, то и получается если вовремя не подзарядить батарею, то возникнет глубокий разряд аккумулятора, а частые глубокие разряды прямая дорога к сульфатации пластин и уменьшению срока службы аккумулятора.

Убедиться в наличии саморазряда можно подключив один щуп вольтметра на клемму АКБ а другим провести по поверхности аккумулятор, при этом вольтметр покажет какое-то напряжение, соответствующе определенному току саморазряда батареи.

Обычно потеки электролита убираются раствором соды в воде (чайная ложка на стакан воды), что и понятно: электролит-кислота, раствор соды – щелочь (для того кто химию не помнит!).

Клеммы зачищаются мелкой наждачной бумагой и проверяется надежность их соединения с проводами и АКБ.

Ну и обратите внимания на корпус в целом. В случае плохого крепления аккумулятора, особенно в морозы, когда пластиковый корпус довольно хрупок, могут возникнуть трещины в корпусе.

Следующим этапом, после проверки и устранения саморазряда автомобильного аккумулятора необходимо произвести проверку уровня электролита в нем. Конечно, это касается только обслуживаемых аккумуляторных батарей.

Проверка уровня электролита производится специальной стеклянной уровнемерной трубкой, при этом уровень электролита должен быть в пределах 10-12 мм над пластинами АКБ.

Уровнемерная трубка это обычная стеклянная трубка с нанесенными на нее делениями в миллиметрах. Для того, что бы замерить уровень электролита необходимо трубку поместить в заливное отверстие АКБ до соприкосновения с сеткой сепаратора, верхний конец трубки зажать пальцем и вытащить трубку. Верхний уровень электролита в уровнемерной трубке будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе.

В основном заниженный уровень является следствием «выкипания» электролита, в этом случае уровень электролита доводится доливкой дистиллированной воды.

Доливка в аккумулятор непосредственно электролита производится только в том случае, когда вы уверены, что понижение уровня произошло вследствие разливания электролита из батареи.

Перед тем как приступить к дальнейшей проверки аккумулятора необходимо оценить степень его заряженности и дальнейшую проверку аккумулятора производить после полной зарядки.

Определить степень заряженности можно двумя способами: либо измерить плотность электролита в аккумуляторе, либо измерить напряжение на аккумуляторе.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе (для обслуживаемых АКБ)

Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр .

Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.

Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.

Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.

Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.

Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.

Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.

Таблица 3. Поправка к показанию ареометра при измерении плотности при различной температуре.

Обычно в автомобильных аккумуляторах, которые вы можете купить в магазине, плотность электролита соответствует 1,27 г/см3 . Допустим, при проверке плотности электролита в аккумуляторе ареометр показал значение 1,22 г/см3 (то есть плотность упала на 0,05 г/см3), то это значит, что АКБ разрядилась на 30 % от номинального значения.

В этом случае батарею необходимо зарядить. После этого, если АКБ исправна, то значение плотности электролита восстановится до номинального значения. Самое главное не допускайте разряда батареи больше чем на 50%.

Следует отметить, что от плотности электролита зависит температура его замерзания.

Таблица 4. Температура замерзания электролита различной плотности.

Поэтому низкая плотность электролита в зимнее время ведет к его замерзанию, стремительной потери емкости аккумулятора, а иногда даже к физическим деформациям и появлению трещин.

Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

Оценить степень заряженности аккумулятора можно измерив напряжение на нем. Для этого необходим вольтметр или популярный в наше время прибор – мультиметр. Для измерения напряжение с помощью мультиметра , включите его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установите выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе. Например, для популярного недорогого мультиметра серии DT-830 (M-830) это 20 вольт. Далее подключите черный (COM) щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный (плюсовой) на плюс АКБ и снимите показания с дисплея мультиметра.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Нельзя допускать глубоких разрядов АКБ, это ведет, повторюсь еще раз, к сульфатации пластин аккумулятора. Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.

Опять же нельзя жестко привязываться к конкретному значению напряжения, так как оно связано с плотностью электролита в аккумуляторе.

Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, соединенных последовательно. Напряжение одной банки можно вычислить по формуле:

Uб= 0,84 +ρ

где, ρ – плотность электролита;

Тогда напряжение на аккумуляторе будет равно:

Uакб = 6*(0.84 +ρ)

Uакб = 6*(0,84 +1,27) = 12,66 вольт

Соответственно при разной начальной плотности электролита в аккумуляторе будет и разной напряжение на нем.

Однако, просто проверки напряжения на аккумуляторе не достаточно для полной и качественной оценки его работоспособности.

Следующим этапом необходимо проверить способность аккумулятора выполнять свои функции при подключении к нему нагрузки. Ведь может быть такой случай, когда при измерении напряжения определяется, что АКБ полностью заряжена, а «крутит двигатель» плохо или вообще не «крутит». Можно предположить, что у такого аккумулятора упала емкость в результате долгой, а чаще неправильной эксплуатации и разряжается он настольно быстро, что «умирает» за одну секунду.

Итак, чтобы проверить работу аккумулятора под нагрузкой используется нагрузочная вилка . Схема нагрузочной вилки приведена на рисунке.

То есть нагрузочная вилка представляет собой вольтметр с возможностью подключения параллельно с его выводами нагрузки. Для стартерных батарей сопротивление нагрузки выбирается в диапазоне 1-1,4 от емкости аккумулятора. Это считается максимальным разрядным током для аккумулятора. Не путать со стартерным током.

Сначала проводится измерение напряжения аккумулятора без нагрузки и определение степени его заряженности с помощью таблицы.

Таблица 5. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения на холостом ходу. (АКБ находится в покое не менее 24 часов).


Вторым этапом является измерение напряжение на аккумуляторе при подключенной нагрузки и определение степени заряженности согласно таблице. Снятие показание под нагрузкой производится в конце пятой секунды с момента подключения нагрузки.

Таблица 6. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой.


Значения в данных таблицах взяты непосредственно из инструкции на нагрузочные вилки.

Таким образом, при 100% заряженном аккумуляторе напряжение, измеряемое под нагрузкой не должно быть меньше 10,2 вольта. В противном случае считается что аккумулятор недозаряжен и его необходимо зарядить.

Если же случилась такая ситуация, что без нагрузки аккумулятор показывает напряжение 100% заряженного аккумулятора, а при включении нагрузки напряжение сильно «просаживается» и сильно отличается от значений указанных в таблице, то значит, имеет место быть в таком аккумуляторе неисправность (сульфатация, короткозамкнутые пластины и т. д.).

Поэтому необходимо, если это возможно устранять неисправность или приобретать новый аккумулятор, что бы в один прекрасный день он вас не подвел.

Вот на сегодня и все. В этой статье я затронул только вопрос проверки аккумуляторной батарей. Как же правильно зарядить аккумулятор, попытаться восстановить его после сульфатации и многие другие вопросы я расскажу в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН.

Поэтому не забываем подписываться на новые выпуски интернет-журнала по электротехнике и электронике.

А теперь подробное видео о том как проверить аккумулятор автомобиля: