Масляный налет на свече зажигания. О чем говорят разные цвета нагара на свечах зажигания? Виды нагара и поломок свечей зажигания

Иногда автолюбители сталкиваются с различными проблемами в своих авто. Для проведения диагностики есть множество вариантов. Специализированная диагностика позволяет оценить, в каком состоянии находится двигатель, как изменилась его компрессия. При помощи компьютерной диагностики можно выяснить еще больше полезной информации. Но для этого необходимо обладать определенными навыками и специальным оборудованием, которого у большинства автовладельцев просто нет.

Но опытные автомобилисты знают, что неисправность все-таки можно оценить без применения дополнительных приборов. Диагноз можно легко поставить, изучив зажигания. Причины для образования нагара могут быть совершенно разные. Мы их сейчас рассмотрим.

Типичные ошибки при диагностике

Чтобы получить максимально достоверный результат такой проверки, необходимо осматривать свечи, которые уже достаточно долго используются вместе с мотором. Если же они новые или используются не долго, тогда нагар просто не успеет образоваться и не получится выяснить, почему вдруг мотор стал неправильно работать.

Часто зимой многие при попытке запуска холодного двигателя слышат характерный посторонний шум, который говорит о неровной работе агрегата и сразу осматривают свечи. Это в корне не правильно, потому что черный нагар на свечах зажигания, который будет обнаружен с большой долей вероятности, укажет лишь на слишком богатую горючую смесь, что вполне уместно, когда на улице мороз. Пока двигатель недостаточно прогрет, топливо сгорает не полностью, а неустойчивая работа агрегата может быть из-за поломки воздухопровода. Для того чтобы поставить двигателю правильный диагноз, необходимо оснастить его исправными свечами и использовать их более 200 км. Это исключит различные ошибки, и тогда можно смело изучать нагар на свечах зажигания, причины нагара укажут на неисправность.

Виды нагара

Если при изучении предварительно выкрученных элементов на изоляторе есть отложения, а цвет их варьируется от цвета кофе до светло-коричневого, тогда можно не беспокоиться. Двигатель в норме. Вы можете посмотреть, как выглядит нагар на свечах зажигания. Причины, фото для каждого случая смотрите далее. Если на них нет следов масла, это тоже подтверждает исправность силового агрегата. Если же цвет отложений отличается, тогда необходимо тщательно исследовать двигатель на предмет неисправностей. Различают черный, белый, красный нагар на свечах зажигания, следы бензина или масла, зольный налет, эрозию.

Если нагар черный

Если на поверхности свечи обнаружен налет черного цвета, напоминающий бархат, то можно со всей смелостью заявить о переобогащенной горючей смеси. Среди причин образования выделяют неверные настройки карбюратора либо сбои в работе ЭБУ для инжекторных двигателей.

Также черный нагар на свечах зажигания образуется из-за неисправного лямбда-зонда, изрядно засорившегося воздушного фильтра, различных проблем в механизме воздушной заслонки.

Если нагар белый

Нагара говорит о слишком Пропускать это явление нельзя, так как в итоге эта небольшая проблема может привести к оплавлению свечей или серьезному перегреву цилиндра и камеры сгорания. Это может обернуться прогоранием выпускных клапанов.

Чтобы всего этого не случилось, важно срочно принять правильные меры. Первым делом необходимо установить, почему образовался Причины - дешевое и некачественное топливо, неверные параметры опережения зажигания, неправильный подбор свечей.

Красный нагар

Этот налет, по цвету напоминающий красный кирпич, может образовываться из-за эксплуатации двигателя на сортах горючего с повышенным содержанием свинца и прочих металлических соединений. Всему виной различные популярные жидкости и добавки, которыми повышают октановое число бензина. Так, если двигатель эксплуатируется на этилированном топливе, искра просто не может образовываться нормально. Поэтому красный нагар на свечах зажигания является поводом для более серьезной проверки силового агрегата в СТО с компьютерным оборудованием.

Эрозия

Долгая работа мотора на выработанный свечах может приводить к появлению следов эрозии на электродах. При этом в работе мотора можно наблюдать неустойчивую работу на холостых оборотах, значительное снижение мощности, троение.

Кроме того, что здесь не соблюдался интервал замены, существует еще одна причина для этого явления. Это бензин с тертаэтилсвинцом. Свечи необходимо срочно заменить и перевести мотор на качественное топливо. Возможно, после этого удастся избавиться от эрозии.

Зола

Причина образования зольного налета - попадание масла в цилиндры.

Это случается либо из-за того, что цилиндры выработаны, либо же из-за залегания поршневых колец. Часто образуется такой нагар на свечах зажигания. Причины (ВАЗ-2114 - это сальники): поршневые кольца и другие расходные материалы. Чтобы подтвердить этот диагноз, необходимо понаблюдать за расходом масла и цветом выхлопных газов. Цвет выхлопа будет синим, а аппетиты к смазке увеличиваются.

Следы от бензина

Если в процессе работы мотора свечи постоянно залиты бензином, это может свидетельствовать только о различных проблемах в системе зажигания инжекторных и карбюраторных двигателей. Чтобы поставить более точный диагноз, ставят новые свечи. Если и они после использования покрыты топливом, тогда машине необходим ремонт.

Следы от масла

Часто при этом силовой агрегат работает с сильными вибрациями. Из выхлопной трубы выходит бело-синий дым. В этом случае также наблюдается повышенный Зачастую масляные следы на свече говорят о неправильном температурном режиме в камерах сгорания, что вызывает нагар на свечах зажигания. Причины этого в износе поршневых колпачков и направляющих клапанных втулок.

Если говорить другими словами, то такие следы говорят о разрушении уплотнителей или внутренних деталей. Это опасная ситуация. Частицы металла при работе мотора попадут в подвижные элемент и будут работать, как абразив, что в итоге приведет к капитальному ремонту мотора. Кстати, не только на автомобилях образуется нагар на свечах зажигания. Причины на скутере - фактически такие же. Черный цвет свидетельствует о неправильной настройке карбюратора. Все те причины, что приводят к нагару на свечах на автомобиле, также актуальны и могут помочь в диагностике и на других видах транспорта, где применяется двигатель внутреннего сгорания.

Как избавиться от нагара

Если вы ездите на авто на небольшие расстояния и не слишком часто, а годовой пробег составляет до 12 тыс. км, тогда чистить свечи рекомендуется перед началом зимы и лета. Если автомобиль постоянно испытывает достаточно серьезные нагрузки, тогда частоту очистки стоит увеличить.

Очистка свечей производится при помощи специальной авто-химии. Их достают и обезжиривают, затем тщательно просушивают и на 20 минут погружают в раствор ацетата аммония. Затем необходимо тщательно очистить свечи при помощи щетки. Не стоит вместо щетки применять металлические предметы. Они оставят на изоляторе царапины, которые затем будут быстрее образовывать нагар на свечах зажигания. Причины (ВАЗ-2110 - не исключение) можно выяснить по цвету свечи.

Если раствора аммония нет, тогда подойдет преобразователь ржавчины.

Состав наливается в емкость, а свеча опускается туда таким образом, чтобы раствор покрывал лишь часть с резьбой и нижнюю часть самой детали.

Чтобы нагар не образовывался вовсе, необходимо заправлять любимый автомобиль качественным топливом, тщательно следить за исправностью всех систем, всегда наблюдать за поведением двигателя. Но если вдруг мотор забарахлил, по свечам всегда можно поставить диагноз.

Опытные водители и механики знают о том, что вывернутая свеча может стать хорошим диагностом в определении состояния двигателя и системы зажигания! В нормально работающем двигателе варьируется от светло-серого до светло-коричневого . Если в моторе вашего авто он не таким цветом как должны быть, тогда смотрите видео и учтите диагностические выводы профессионала.

Для получения достоверных данных о нагаре на свечах проводите осмотр после того, как двигатель долгое время поработает причем не только на низких оборотах иначе можно сделать ошибочные выводы.

Цвет свечей зажигания - каким должен и может быть?

Дабы лучше сориентироваться по цвету нагара при диагностике двигателя по цвету нагара, а также правильно подобрать их именно для своего двигателя и потребностей приведем таблицу значения цвета:

Цвет свечи зажигания Характеристика нагара Рекомендации по устранению
Светло-коричневый (нормальный цвет свечи) Именно таким цветом должны быть свечи зажигания при хороших показателях. Свидетельствует что тепловая характеристика выбранной свечи в норме, двигатель, топливная и система зажигания работают стабильно Если нагар и отложения минимальны, а выгорание электрода умеренное, то свечу можно смело вернуть на рабочее место
Бархатисто-черный цвет из сухой копотью или черный глянцевый с мокрым налетом Типичная свеча в двигателе с обогащенной топливной смесью и повышенным расходом. Такой нагар будет пахнуть бензином. Если это в двигателе карбюраторного авто, то нужно отрегулировать подачу бензина. В инжекторном авто сбой в работе системы управления подачей топлива может иметь несколько причин – это и отказ датчика кислорода, и неисправности привода дроссельной заслонки, и расходомер воздуха, и даже банально засоренность воздушного фильтра. Подробнее о причинах переобогащения смеси читайте .
Глубокий-черный с маслянистым блеском Маслянистый черный шлак на изоляторе, сопровождающийся повышенным расходом масла, свидетельствует об попадании масла в камеру сгорания. Это может быть вызвано прохудавшими маслосъемными кольцами, задубевшими маслосъемными колпачками или износом цилиндров и направляющих втулок клапанов. Для точной диагностики требуется дополнительное обследование. Произвести детальную диагностику двигателя и устранить кроющуюся внутри неисправность, после чего поменять свечи.
Чёрная копоть Нагарообразование на свечи черного, напоминающая замшу, цвета возникает, как и в предыдущем варианте, вследствие неправильно определённой тепловой характеристики свечи для этого двигателя и режима эксплуатации – слишком «холодна». Не происходит самоочищения. Такое часто случается, когда городской цикл сопровождается невысокими скоростями, частыми остановками и стартами. Если на свече нет дефектов, можно возобновить работоспособность хорошей очисткой, но если не изменить стиль езды ситуация вновь повторится, поэтому целесообразнее заменить свечу на более «горячую» (с меньшим калильным, числом).
Светло-серый цвет Говорит об обеднении воздушно-топливной смеси. Может возникать как вследствие неправильной дозировки, так и . Езда при таком смесеобразовании повышает нагрузку на двигатель. А это, в свою очередь грозит перегревом камеры сгорания и прогару клапанов. Проверить момент зажигания, может быть большое опережение. Заправится на другой заправке, возможно вы заправлялись топливом плохого качества. Больше о причинах бедной смеси и их устранению найдете .
Белый нагар с сероватым оттенком Если изолятор в нагаре белого цвета без изменения электродов – это также свидетельствует бедную смесь, но если при этом оплавлены электроды – калильное зажигание (свеча слишком «горяча»). Пересмотреть тепловые характеристики свечей или возможно зажаты клапаны (проверить зазоры). Проверить как ведет себя авто при выключении двигателя – калильное зажигание проявит себя в нежелании мотора глохнуть после выключения. Свечу следует поменять, уточнив рекомендуемую тепловую характеристику. Как правильно подобрать свечи для своего автомобиля вы найдете .
Белый налет на электродах либо полностью чистые и мокрые Не стоит путать белый налет и такого же цвета нагар. Ведь в данном случае, чисто белый осадок, будет обусловлен попаданием антифриза в цилиндр двигателя. Налет на центральном и боковом электродах будет сопровождаться , а сами свечи иметь сладковатый запах. При пробитой прокладке ГБЦ свечи будут мокроватые и вовсе вымытые, от какого либо нагара. Заменой свечи тут не обойтись, нужно дополнительно произвести осмотр и блока двигателя и устранить проблему попадания жидкости. Старые свечи можно восстановить чисткой и просушкой
Грязно-белые пористые отложения Такой нагар будет пахнуть тухлым яйцом (сероводород). Свинцовые отложения грязно белого цвета говорит об использовании сильно этилированного бензина присущего в антидетонационных присадках. Если боковые и центральные электроды не повреждены то свечу можно очистить пескоструем или выпалить, после чего она может быть повторно пригодна для работы, но топливо нужно менять.
Красного (кирпичного) цвета Оттенок красноватого цвета на изоляторе говорит о работе двигателя на бензине с примесями свинца. Отложения кирпичного цвета ухудшают образования искры, поскольку такой налет токопроводящий, хотя омметр этого и не зафиксирует при проверке. Однозначно менять заправку и заменить свечи. Топливо содержит избыток присадок имеющих в составе металл и марганцовые добавки, использующихся для повышения октанового числа.
Оранжевый (коричневый) налет с сухой копотью Свеча в копоти оранжевого цвета образовалась в результате детонации при сгорании бензина с низким октановым числом или раннего зажигания. Работа двигателя при таких условиях составляет опасность не столько для свечей, сколько для поршней. Меняйте и свечи и заправку. Перегружать двигатель на таком топливе категорически запрещается.
Глянцевый изолятор желтого цвета Желтая глазурь на изоляторе свечи зажигания образовалась в результате регулярно быстрого возрастания температуры в камере сгорания впоследствии быстрого ускорения. Такой цвет свечи часто могут увидеть любители драгрейсинга, поскольку резкий набор скорости сопровождается очень высокой температурой в цилиндре из-за которой все находящиеся на поверхности изолятора отложения плавятся, образуя электропроводное стекловидное покрытие. На таких свечах ездить не рекомендуется, поскольку, так как покрытие токопроводящее, возникают сбои искрообразования (в частности на больших оборотах). Поэтому, свечи, поверхность изолятора которых глянцевая и имеет желтоватый цвет – подлежат замене.

Учтите все эти моменты и не эксплуатируйте автомобиль на плохоработающих свечах, ведь они могут стать причиной не только не стабильной работы двигателя, но даже износа поршневой (при разрушении), проводов высокого напряжения или катушки зажигания (поскольку между электродами возникает повышенное пробивное напряжение). А цвет свечей зажигания станет отличной подсказкой о состоянии двигателя вашего автомобиля.

Нагар на свечах зажигания автомобиля – важный показатель адекватной работы двигателя. Когда мотор начинает «троить» — это уже явный признак того, что со свечами не всё в порядке. Однако даже при нормальной работе силового агрегата нагар на свечах может о многом сказать. Обо всем этом – в материале от команды Прокроссовер.

Когда двигатель работает не на полную мощность, чуткие автомобилисты должны по возможности заняться диагностикой железного друга. Дорогостоящему посещению станции технического обслуживания и компьютерной диагностике можно предпочесть обычную проверку свечей зажигания, нагар на которых помогает выявить неполадки ещё на ранней стадии.
Даже на новых свечах зажигания нагар появляется уже через 100-150 километров пробега. Зимой же и вовсе нужно проверять свечи после предварительного прогрева двигателя, а ещё лучше — поездки на те же сто километров. В противном случае вы увидите только черный налет от обогащенной топливной смеси.

Черный нагар на свечах зажигания

Чаще всего на свечах образуется именно черный нагар, который может быть или бархатистым, или маслянистым. Первый тип нагара свидетельствующий о большом количестве бензина в смеси топлива и воздуха. Причины черного нагара на свечах зажигания кроются в одной из следующих проблем:

  • Некорректная работа карбюратора (из-за неисправности или плохой настройки);
  • Неисправность свечи зажигания (выдает слабую искру или не выдает вовсе);
  • Неполадки с обогатителем;
  • Засорение воздушного фильтра (из-за чего с топливе недостаточно кислорода и сгорает оно не полностью);
  • Чрезмерный впрыск топлива (из-за превышения давления в рампе или неисправности регулятора);
  • Слабая компрессия в одном или нескольких цилиндрах.

Черный маслянистый нагар возникает при попадании большого количества масла в топливо. Причин у того две: неполадки колпачков клапана или изношенные маслосъемные кольца поршня.
О еще более серьезных неприятностях скажут вам остатки топливной смеси и металлические фрагменты – показатель того, что цилиндр двигателя вовсе отказал (разрушена перегородка между кольцами поршня или сам клапан). Двигатель в таком случае будет работать с повышенным расходом топлива, причем постоянная детонация смеси постепенно приведет к всё более плачевным последствиям.

Белый нагар на свечах зажигания

В отличие от черного, белый нагар указывает на обедненную топливную смесь. Причины того кроются:

  • в плохом топливе;
  • в свечах с низким калильным числом;
  • в неверной настройке зажигания;
  • сбой в системе охлаждения.

Дальнейшая эксплуатация в таких условиях приводит к оплавлению свечей, перегреву камеры сгорания (возникает еще и желтоватый налет) и, как следствие, прогару клапанов.

Красный нагар на свечах зажигания

Такой тип нагара – один из самых безобидных. Вызван он различными присадками к топливу или маслу, причем чем ярче налет, тем хуже смесь в двигателе.
Причины красного нагара на свечах зажигания устраняются просто: замена масла, бензина и самих свечей.

Масляные следы на свечах зажигания

Если на свечах нет нагара, а только масляные следы, это свидетельствует о начале разрушения частей двигателя. В это время двигатель теряет мощность, троит, расходует больше масла и топлива, а в первые минуты работы наблюдается сине-белый выхлоп.
Возникают эти следы в результате неполадок с поршневыми кольцами или клапанами.

Зольные следы на свечах зажигания

Зольный налет на свечах, независимо от цвета, говорит о попадании моторного масла в камеру сгорания. Причина – выработка цилиндра или залегание колец поршня. Вместе с налетом наблюдается повышенный расход масла и, как следствие, синий выхлоп.

Эрозия свечей зажигания

Помимо налета на свечах может возникать и эрозия. Причина ее появления кроется или в выработке ресурса самих свечей или топливо с большим количеством тетраэтилсвинца. Замените свечи и топливо, практически всегда после этого проблемы исчезают.

Обратите внимание

В средней свечи зажигания рассчитаны на 25 тысяч километров. Даже если этот ресурс не выработан, периодически стоит проверять качество их работы на предмет ранней диагностики неполадок.


Чтобы двигатель работал стабильно, свечи нужно периодически чистить, причем делать это можно несколькими способами.
  • Самый распространенный – механическая очистка жесткой капроновой или даже зубной щеткой. Можно, конечно, использовать и наждачную бумагу, но так легко повредить изолятор, а это чревато как минимум усиленным нагарообразованием.
  • На СТО предлагают пескоструйную чистку свечей, причем сделать подобное можно и дома (при наличии дрели с реверсом).
  • Чистка прокаливанием или прогреванием помогает, если вы залили свечи при холодном запуске. Прокаливать можно по-разному: газовой плитой, паяльной лампой, открытым огнем и так далее.
  • Очистка химическими средствами наиболее разнообразна. Пригодятся и очистители ржавчины, и уксус, и даже кока-кола.
  • Чистка ультразвуком доступна тоже на некоторых СТО. Правда, стоит она дороже, а эффективность ниже, чем у пескоструйного метода.

Итог

Свечи зажигания помогут вам выявить причину нарушений в работе двигателя. Каждый из типов нагара указывает на конкретные неполадки силового агрегата. При серьезных нарушениях работы лучше сразу обратиться в СТО, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Свеча автомобиля служит для образования искры со скоростью до 15 разрядов в секунду. Цвет нагара, образовывающегося на контактах, точно указывает на проблемы автомобиля.

Организацию слаженной работы двигателя внутреннего сгорания обеспечивают дополнительные системы:

  • зажигания;
  • подачи топливной смеси;
  • охлаждения и смазки;
  • вывода отработанных газов
  • и др.

Каждая из этих систем, прямо или косвенно, влияет на скорость и качество сгорания топлива в цилиндрах двигателя. В результате химических реакций на свечных электродах образовывается налет. В зависимости от качества горючий смеси, времени образовании искры, ее мощности и длительности изменяется кинетическая энергия, двигающая поршень двигателя.

Легкий светло-коричневый (желтый) цвет налета на электродах говорит о нормальной работе двигателя и интегрированных с ним устройств. Но, в некоторых случаях нагар на свечах зажигания может быть черным, белым или красным.

Почему свечи зажигания черные догадаться легко, но определить истинную причину неисправности сложнее. Среди основных причин сгорания смеси с образованием избыточного остатка сажи:

  • нарушение герметичности системы газораспределения (неплотное прилегание клапанов);
  • позднее зажигание (топливная смесь не успевает сгореть полностью);
  • попадание моторного масла в камеру сгорания;
  • избыточная топливная смесь из-за неисправностей карбюратора или инжектора (недостаток кислорода);
  • засорение воздушного фильтра.

Основная причина появления черного налета может быть только из-за неэффективного сгорания топлива по причине попадания в него масла, снижения количества кислорода или несвоевременного искрообразования.

Белый нагар на свечах зажигания образуется по другим причинам. Он говорит об обедненной топливной смеси, подаваемой карбюратором или инжекторами в цилиндр. Можно говорить о том, что система не подает достаточного количества топлива или смесь перенасыщена кислородом.

Автомобиль в таких случаях плохо заводится, но на повышенных оборотах идет выше среднего. Такой режим работы, может быть, и нравится любителям быстрой езды, но приводит к прогоранию цилиндров и плавлению металлических частей свечей из-за повышенной температуры в камере сгорания.

Красный нагар на свечах зажигания показывает, что вы перестарались с использованием топливных присадок, содержащих металл, или используете бензин с повышенным октановым числом путем добавления добавок.

Опасность красного налета заключается в том, что, со временем, между электродами свечи образовывается токопроводящий слой из железа, блокирующий образование искры и приводящий к короткому замыканию в системе зажигания.

Техническое обслуживание свечей зажигания

Если вы отъездили на одних и тех же свечах более чем 30-40 000 километров, то даже при исправной системе зажигания, они начнут барахлить. На электродах образовывается налет и оксид железа, мешающий образованию искры. Кроме того, металл, выгорая, увеличивает расстояние между электродами, что усложняет искрообразование.

Обычно свечи зажигания после длительной эксплуатации меняют, однако в некоторых случаях можно продлить их срок службы. Для этого достаточно почистить контакты. Но если только почистить нагар, эффект может быть отрицательным из-за увеличения зазора между электродами.

Восстановить номинальный зазор можно подогнув верхний электрод свечи, контролируя его с помощью специального щупа.

Следует обратить внимание и на состояние изоляторов. Если изолятор имеет трещины или другие механические повреждения, то свеча подлежит замене. Наличие масла и грязи на изоляторе недопустимо. Это снижает эффективность изолятора, снижая сопротивление электрическому току. Его поверхность должна быть очищена.

Если поверхность изолятора покрыта масляным налетом, то возможно, что свечи не плотно закручены. Их необходимо выкрутить, очистить посадочные места, контакты, изолятор и вкрутить заново с помощью динамометрического ключа. В таблице 1 приведены значения крутящего момента в зависимости от вида свечей и материала головки.

Свеча зажигания с плоской посадкой (с уплотнением) Свеча зажигания с конической посадкой
Материал головки цилиндра Диаметр резьбы Диаметр резьбы
18 мм 14 мм 12 мм 10 мм 18 мм 14 мм
Чугунная головка 35-45 Нм 25-35 Нм 15-25 Нм 10-15 Нм 20-30 Нм 15-25 Нм
Алюминиевая головка 35-40 Нм 25-30 Нм 15-20 Нм 10-12 Нм 20-30 Нм 10-20 Нм

Устранение причин неудовлетворительной работы системы зажигания

Основной причиной недостаточного сгорания топлива в цилиндре является неправильно приготовленная топливная смесь. В автомобилях старых моделей за качество смеси отвечал карбюратор. Устройство обеспечивало:

  • обогащение топлива кислородом;
  • дозирование кислорода в топливе;
  • рециркуляцию отработанных газов;
  • подачу топливной смеси в цилиндры ДВС.

Основными регулировками состава горючего являются винты качества и количества. Первый определяет количество кислорода в бензине, второй количество бензина. Свеча, покрытая белым налетом, говорит о том, что карбюратор перенасыщает топливо кислородом. Во многих случаях достаточно покрутить винт качества или отрегулировать дроссельную заслонку для устранения проблемы. Но может быть придется заменить дозирующий жиклер карбюратора или очистить его от загрязнений. Жиклеры изготавливаются из мягкой меди, поэтому очистить его, не повредив, непросто. Следует использовать мягкую проволоку или сжатый воздух. Отверстие можно очистить, вымочив в течение нескольких часов в бензине или других растворителях.

Также карбюратор может подавать недостаточное количество кислорода в топливо. Смесь не полностью сгорает и на свечах образовывается черный налет. Восстанавливается нормальная работа карбюратора регулировкой.

Несколько другая ситуация с автомобилями оснащенными системой подачей топлива с инжекторами. Цвет нагара свечей реагирует на качество топливной смеси, так же как и в карбюраторных системах. Но инжекторы в современных автомобилях регулируются только при помощи компьютерных технологий с использованием специализированного ПО. Диагностировать неисправность, по цвету свечи возможно, но установить правильный угол зажигания и соотношение компонентов горючей смеси самостоятельно вряд ли удастся, этот удел сервисных центров.

Заключение

Если вы обнаружили, что снизилась мощность автомобиля, ухудшилась приемистость, замедлилась реакция на положение педали газа, то может быть необходимо проверить свечи. Их цвет покажет, если не на конкретную неисправность, но на направление, в котором искать причину нестабильной работы двигателя. Цвет нагара свечи, отличный от светло-коричневого, – это первый признак неисправности топливной или газораспределительной систем

О том, что одними из настоящих индикаторов работы двигателя автомобиля являются свечи зажигания, знают практически все автолюбители. И вправду, в большинстве случаев, зная только лишь цвет нагара, образующегося на свече, автовладелец может многое сказать о предполагаемой неполадке, поскольку он может установить и качество горючей смеси, и её состав, а также температуру, при которой она сгорает.

Впрочем, получать достоверную информацию именно таким путём, можно только после того, как автомашина будет ездить несколько часов на совершенно чистых или новых свечах. В ином случае, полученные результаты нельзя будет правильно интерпретировать.

Необходимый километраж для такой обкатки – от 100 до 150 км (этого будет вполне достаточно), впрочем, некоторые специалисты говорят, и о необходимости проехать 200 км.

Виды нагара и поломок свечей зажигания

Виды нагара и поломок свечей зажигания могут быть разнообразными, но, как правило, специалисты выделяют пять основных видов нагара.

Серый или кофейный цвет нагара

Данный нагар на свечах зажигания, располагается на центральном электроде керамической юбки. Если нагар распределен равномерно, значит, и двигатель автомобиля работает без каких-либо нарушений.

Белый цвет нагара

В том случае, если керамическую юбку обрамляет белесый нагар, а около центрального электрода видны вкрапления металла, то имеет место проблема с охлаждающей системой. Иными словами, идёт постоянный перегрев свечей зажигания, который может стать скорой причиной прогорания поршней и растрескивания клапанов. Кроме того, будет крошиться и свечной изолятор.

1. Как правило, перегрев происходит из-за неверного выбора самой свечи зажигания, возможно, она слишком «горячая».

2. Нельзя исключать и того, что у вас просто неверно выставлен угол опережения зажигания.

3. Либо вы неверно подбираете топливо для своего автомобиля, например, со слишком низким октановым числом. Определить именно эту проблему просто: достаточно послушать, как ведёт себя двигатель автомобиля после того, как вы выключите зажигание. При нормальной работе, двигатель глохнет сразу же, а если есть проблемы – он будет продолжать работать ещё несколько секунд.

4. Еще одной причиной перегрева свечей зажигания является обеднение воздушно-топливной смеси.

Тёмно-красный цвет нагара

Такой нагар на свечах зажигания, появляющийся на юбке электрода, является прямым признаком того, что в вашем автомобиле применяется бензин с многочисленными добавками свинца или марганца. Иными словами, присадки металлического типа в этом топливе просто зашкаливают. Кататься на таком бензине в течение долгого времени невозможно, поскольку свечи зажигания попросту начнут выходить из строя.

Маслянистый на ощупь, темный нагар

Нагар данного типа располагается, как правило, на резьбе свечи зажигания. И связан он с низкими температурными показателями свечи. Ингода он может появляться, если моторное масло начинает просачиваться в цилиндр, либо из-за того, что направляющие втулки имеют высокий износ.

Аналогично такой же нагар на свечах зажигания появляется и при сильном износе тех же поршневых колец и маслосъемных колпачков. При запуске двигателя, в этом случае, в первые несколько секунд, можно увидеть синеватый дым из выхлопной трубы.

Чёрный бархатистый цвет нагара

Нагар, очень похожий на обычную копоть, говорит о переобогащении топливной смеси.

1. Возможно, неверно отрегулирован карбюратор.

2. Засорился воздушный фильтр.

3. Сломался привод воздушной заслонки.

При таких неисправностях, будет неуклонно расти расход топлива. Причём, чистить такой нагар нет необходимости, поскольку, после устранения причин, его вызывающих, он сам исчезнет, в процессе эксплуатации автомобиля на повышенных оборотах.

Помимо нагара на свечах зажигания, варианты которых мы рассмотрели выше, на свече зажигания могут проявляться и иные признаки сбоев в работе двигателя автомобиля.

Эрозия электродов

Силовой агрегат при такой неисправности заводится очень неохотно, начинает троить, в общем, нестабильность проявляется во всём. Связывают эту неисправность с нерегулярной заменой свечей зажигания, а также излишним подгибанием электрода. А металлические присадки, в этом случае, могут только усугубить картину.

Вывернутая из цилиндра свеча

При такой неисправности, центральный электрод свечи зажигания и ее керамическая юбка одновременно покрываются маслянистым налётом и частицами разрушения цилиндра. В цилиндре могут разрушаться перегородки между кольцами поршня; в таком случае, появляется , мощность падает, расход топлива может увеличиться в 2 раза.

Заливание свечей бензином

Такая неисправность является причиной поломки инжектора или карбюратора. Впрочем, это может случаться и из-за сбоев в работе системы зажигания. Зимой такие симптомы говорят о том, что бензин просто не успевает испаряться и оседает, в виде налета, на свечах зажигания. Чтобы его удалить, достаточно промыть свечи спиртом, после чего тщательно высушить.

Поломка керамического изолятора

Данная поломка появляется, в большинстве случаев, при использовании бракованных свечей, которые непригодны к эксплуатации или работают со значительными сбоями. Бывает, что изолятор ломается из-за падения.