Луи шевроле - трагическая судьба талантливого человека. Chevrolet. История о том, как Луи потерял свое имя Полноприводный хит и новые конкуренты

Чем славится Швейцария? Горными пейзажами, банками и часами. Именно с часами и их производством было связано детство будущего сооснователя одной из известных американских автомобильных компаний, получившей его же имя - Луи Шевроле (Louis Chevrolet). Его жизнь была полна крутых поворотов и сложных решений, некоторые из которых до сих пор вызывают споры у историков. Но они сходятся в одном: Луи Шевроле был настоящим гонщиком и великим конструктором.

Луи Шевроле родился 25 декабря 1878 года в небольшом швейцарском городе Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds). Когда Луи было девять лет, его семья переехала в город Бон во Франции, где был открыт часовой магазин. Бизнес шёл менее успешно, чем ожидал глава семейства, и чтобы поддержать свою семью, одиннадцатилетний Луи начал работать. Тяга к технике и скорости сказалась на выборе места работы - это была мастерская по ремонту велосипедов. Иметь дело с велосипедами и не ездить на них было бы странным. Луи не просто катался, а участвовал в велосипедных гонках. Его первая победа зафиксирована изданием «Журнал де Бон» (Journal de Beaune) 16 июля 1895 года.

В один из обычных дней его попросили съездить в местную гостиницу и помочь постояльцу с какой-то технической проблемой. Это день стал одним из самых важных для Луи Шевроле. Он увидел самодвижущуюся машину - паровой трицикл и познакомился с его владельцем - гостем из Америки. Работа была сделана быстро и качественно, и американец, которым оказался мультимиллионер Вандербильт, высказал идею, что талант Шевроле мог бы найти применение в США. С этого дня «американской» мечтой Луи стал новый континент и автомобили.

Приближением к мечте стал переезд в Париж, где он начал работать в мастерских Даррака , постигая устройство двигателей внутреннего сгорания. Существует версия, что он также работал у у Хотчкиса и Морса - ведущих автопроизводителей начала XX века. За год в Париже Шевроле накопил денег на билет через Атлантику и переехал в Канаду, а оттуда в Нью-Йорк.

Первые годы в Америке он поменял несколько работодателей, большинством из которых были представительства европейских автопроизводителей, такие как De Dion-Bouton и Fiat. Лучшей рекламой для автомобилей тех лет считалось участие в гонках. Луи Шевроле, имевший опыт участия в соревнованиях, несколько раз становился пилотом у своих работодателей. Его карьера автогонщика была достаточно успешна. Он несколько раз побеждал в гонке «Три мили» и устанавливал мировой рекорд скорости. Вмести с ним в соревнованиях также участвовали его братья, Артур и Гастон , которые в конце концов образовали «фамильную» команду Chevrolet под руководством Луи. За свои победы Шевроле получил прозвище «Француз-сорвиголова» (The Dare-Devil Frenchman). Но успехи в автоспорте давались ему большой ценой — много после аварий он провёл в больничных койках, а закончил свою карьеру Шевроле после гибели брата Гастона в 1920 году.

Гонка Vanderbilt Cup, 1905 год. Луи Шевроле не справился с управлением и вылетел с трассы. Фото: Пресс-служба GM

Победы в гонках привлекли к нему внимание Уильяма Дюрана , основателя General Motors и владельца Buick. Финансиста привлекало в Луи Шевроле звучное имя и его конструкторские задумки. Переговоры с гонщиком привели к тому, что 3 ноября 1911 года в Детройте была основана Chevrolet Motor Car Company. Через год после образования компании из ворот завода выехал первый автомобиль Classic Six. За ним последовали четырехцилиндровый Baby Grand и двухместные Royal Mail и L Light Six. Над их созданием Шевроле выступал и как дизайнер.

Луи Шевроле и Уильям Дюран. Фото: Пресс-служба GM

Ожесточавшаяся конкуренция на рынке автомобилей, и особенно политика Ford, привели к тому, что бизнесмен Дюран принял решение сделать машины Chevrolet более доступными для покупателя. Причем переоборудование производства началось в тот момент, когда Шевроле был в отпуске. Поклонник автомобилей Луи считал, что машины — это прежде всего скорость и эксклюзивность, да и сам подход к ведению бизнеса «партнёру» не мог простить. Существует легенда, что точку в конфликте поставила привычка гонщика курить дешёвые сигареты, не вынимая их из уголка рта даже во время разговоров. Дюран предложил Шевроле, который был теперь заметной личностью в автомобильной промышленности, перейти с дешёвых сигарет с голубым кольцом на более эксклюзивные сигары. Тот парировал: «Я продал тебе свои автомобили, я продал тебе свое имя, но я не продам тебе свою индивидуальность», забрал сигареты и навсегда ушёл из компании. Это случилось в 1913 году.

Первый автомобиль под именем Chevrolet - Classic Six был выпущен в 1911 году детройсткой компанией Chevrolet Motor Car Company. Фото: Пресс-служба GM

Шевроле вернулся в автогонки и создание собственных автомобилей. В 1914 году он основал собственную компанию, которая была названа Frontenac Motor Corporation.

Под её именем был выпущен единственный серийный автомобиль Frontenac, признанный шедевром и выигравший гонку «Индианаполис 500» в 1920 и 1921 годах. Но приближавшийся экономический кризис не позволил развиваться бизнесу. Ещё один проект Chevrolair 33, основанный Луи с братом Артуром в 1926-м, был посвящён разработке двигателей для лёгких самолетов, но после ссоры между братьями распался и он. Развитием лётной темы стала Chevrolet Air Car Company, которая также была закрыта под гнётом Великой депрессии.

Последнее большое конструкторское достижение Луи Шевроле относится к 1932 году, когда он разработал 10-цилиндровый звездообразный двигатель. Он подал заявку на патент, но к моменту её регистрации в 1935 году у Шевроле уже не было сил на организацию новой компании. Он снова работал механиком, точно так же, как на заре своей карьеры. Причём работал на заводе своего имени - на сборочном Chevrolet в Детройте.

Луи Шевроле умер 6 июня 1941 года в возрасте 63 лет, в своём доме в Лейквуде, к востоку от Детройта, после долгой болезни.

Памятник из нержавеющей стали с зеркальной полировкой Луи Шевроле работы скультора Кристиана Гонзенбаха (Christian Gonzenbach), установленный в Ла Шо-де-Фон, Швейцария. Фото:

Chevrolet - это один из лучших брендов автопрома. Реализация фирмы в год составляет более чем 3,5 млн единиц автомобилей больше чем в сотне стран мира. В мировой статистике Chevrolet занимает четвёртое место по размерам продаж и лидирующее в темпах роста. Компанию выделяет её и передовые технические характеристики машин. История Шевроле представила миру творения, обладающие лучшим качеством и стоимостью.

Луи Шевроле

Основал компанию Луи Шевроле. Эмигрант из Швейцарии создал фирму в 1911 году. Тогда практиковалось называть автомобили своими именами. Луи был мастером езды и механиком, но за свою жизнь так и не успел получить пользу от компании со своим именем.

Гонщик имел большой успех, поэтому многие производители начали обращать на него внимание. Уильям Дюран был одним из таких людей. За время своего правления Buick Дюран потерпел банкротство из-за неудачного вложения капитала. Чтобы вернуть своё влияние на рынок Америки, он решил основать новую компанию. Для этих целей он пригласил для сотрудничества гонщика Луи, что уже само по себе стало неплохим пиаром. Его имя стало названием бренда - тогда и родилась история компании Chevrolet.

Логотип успеха

В 1914 году компания обрела свой символ. По словам представителей компании, Уильям Дюран однажды остановился в отеле Парижа, где увидел необычный рисунок на обоях. Сохранив его, бизнесмен решил сделать рисунок логотипом бренда.

Первый автомобиль

Уже вскоре компания смогла Classic Six. Это классический четырёхместный флагман, имеющий двигатель в 30 лошадиных сил. Для рядового покупателя стоимость в 2500 долларов не оправдала себя, поэтому популярности модель не получила.

Позже было решено изменить стратегию от представительности до простоты и доступности. Таким образом, было создано три модели: спортивная L Light Six, Royal Mail, а также открытая Baby.


Classic Six стал первым автомобилем компании Chevrolet

Достойный представитель

Первая серьёзная популярность пришла к бренду в 1916 году с выпуском Chevrolet-490. Известность модели была аналогично лидеру того времени Ford. Она имела следующие характеристики:

  • 4-цилиндровый мотор с объёмом в 2,8 литра;
  • трёхступенчатая коробка передач;
  • стартёр (что было в редкость);

Как показала история марки, флагман имел такой успех, что производился включительно до 1922 года. После этого её заменила новинка компании Superior. Она же имела активный выпуск до 1927 года.

Большой шаг и падение

После успешной продажи транспорта Дюран накопил достаточно денег, чтобы приобрести акции от предприятия General Motors. Он присоединил его к своим активам, чтобы производить свой бренд в новых масштабах.

Луи Шевроле не смог ладить с Дюраном. Таким образом, в 1914 году вспыхнула большая ссора, когда учредители планировали позиционирование компании. За время пребывания Шевроле в отдыхе его напарник сменил направление выпуска в сторону бюджетных и качественных моделей. Луи остро на это отреагировал, поскольку ориентировался на быстрые и неповторимые автомобили. После этого инцидента Шевроле отдал все права на компанию своему коллеге.

Луи долго пробовал себя в новых начинаниях. Он со своим братом создал компанию Frontenac Motor Corporation, которая разрабатывала новинки автопрома. Она же закрылась вследствие ссоры владельцев. После этого последовало ещё несколько проектов вроде Chevrolair 333 или Chevrolet Air Car Company, но они также оказались закрыты. Гонщик успел создать 10-цилиндровый мотор, но не успел получить с него выгоды. Он умер в 1941 году от болезни мозга.

Сложное время

История создания компании не была безоблачной. Так, в 20-х годах акции бренда сильно подешевели, поэтому Дюран решил уйти с поста руководителя. Его заменил Уильям С. Кнудсен. Этот человек был сотрудником компании Ford, что создавало подозрения. Но он объявил, что не планирует давать работу бывшим сотрудникам из конкурирующей компании.

Новое движение

В 1923 году была произведена модель, имеющая воздушное охлаждение для двигателя. Через год компания приобрела испытательный полигон, а также организовался выпуск фургонов. Фирма сделала новый скачок в росте, когда её конкурент Ford перестал выпускать свой знаменитый Ford T. За это время удалось продать миллион автомобилей.

В 1926 году было объявлено о внедрении новых инвестиций в виде 10 млн, которые должны расширить мощности компании. Это внушительно отобразилось на продажах, существенно их увеличив. В самом только 1926 году было продано 692 тысячи автомобилей. В это же время бренд продолжал бить собственные рекорды, благодаря которым смог вырваться на первые строки рейтингов продаж среди лидеров рынка Америки.

Внедрение комфорта

Поскольку Chevrolet - это компания, которая ориентируется на широкий класс, большое внимание занимало удобство обычного пользователя. Уже в 1924 году в салоне внедрили радио, а в 1929-м бренд обзаводится автомобилем с шестицилиндровым двигателем. После этого была внедрена независимая передняя подвеска - это случилось в 1934 году.

История создания марки Chevrolet представила появление многоместного транспорта. В 1935 году вышел флагман на 8 мест. Также вся линейка автомобилей получила . Над внешним дизайном кузова задумались в 1937 году, тогда были произведены модели Standart и увеличенная Master. В 40-е годы началось производство автомобилей Royal Clipper, оснащённых передовыми лампами, а также продуманным капотом. После этого переработке подверглись все элементы из дерева - их заменили на металл.

Смена профиля

Во время Второй мировой войны бренд Chevrolet стал производить всё необходимое фронту: трейлеры, а также грузовики и снаряды. Такое указание было дано правительством, чтобы создавать выпуск гильз 75 мм и зенитных орудий. Вместе с этим продолжалось производство моторов Pratt & Whitney. После этого управителя Chevrolet назначили председателем в министерстве обороны.

Бренд прекратил выпуск военной техники 30 января в 1942 году. Некоторые модели с тех времён были оставлены, но модернизировались под нужды обычного пользователя. В 1949 году были представлены новинки - фирменная Deluxe и особенная Special, но в них были установлены двигатели прошлого образца.

Второе дыхание

Необычная модель Bel Air 1950 года отличалась от остальных кабриолетов крепким верхом, а также понтонным кузовом. Она быстро завоевала популярность и разошлась в тираже 6 миллионов автомобилей.

В 50-х экономика снова пошла в рост. С того времени стали выделяться основные тенденции для развития автопрома - покупатель требовал нового дизайна, а также наслаждения от поездки. Томас Китинг принял решение встроить в модели Powerglide - автоматическую коробку передач. Она была доступна для самых дешёвых флагманов.

1953 год ознаменовался для Chevrolet выпуском Corvette, обладающей увеличенной скоростью. Конструкция подразумевала получить транспортное средство с небольшим весом, что достигалось использованием стеклопластика в кузове. В 1957 году был представлен усиленный двигатель на 283 л. с. В нём была создана конструкция впрыскивания топлива Rochester.

Одна из лучших

1958 год стал известным благодаря выпуску Impala. Эта марка соединила в себе стоимость Chevrolet и габариты Cadillac. Через год мир увидел пикап El Camino. Дальше фирма усердно меняет дизайн своих изделий. Изделия Chevrolet потрясли мир в 1959 году. Они обладали необычным выполнением, обладающим сносками в виде крыльев. Также стёкла и сиденья получили электропривод. Таким образом, Suburban имел финальный вид, который известный и сегодня.

Серия успеха

Chevrolet в 1958 году активизировала производство новых автомобилей, которые сильно отличались дизайном кузова. К ним относятся Impala, Biscayne и Bel Air. В 1960 году выпустили Corvair - привлекательный и удобный транспорт, обладающий подвеской колёс независимого типа. Очередная смена внешнего вида наступила ровно через год. Тогда модельный ряд получил плавные линии, которые полноценно реализовались в Impala SS.

Компания решила привлечь внимание любителей малолитражек. Так, в 1962 году стартовала Chevy ll Nova. Через год её дополняет Corvette Stingray. В ближайшее время новинки выпуска пополняются моделями Malibu и Chevrolet Caprice.

Свежая линейка

Компания произвела выпуск модели Camaro, которая быстро заняла лидирующие позиции на рынке. В 1967 году она заняла 10% от всех продаваемых моделей бренда. Через год произошло обновление автомобиля до Camaro SS, который стал малогабаритной моделью с отличной скоростью.

Обновления коснулись и системы безопасности. Она включала:

  • ремни безопасности;
  • энергоподавляющий механизм;
  • смягчённую панель приборов;
  • тормозной сдвоенный цилиндр.

В это время история создания марки Chevrolet затронула и дизайн. В 1968 году фирма убрала все лишние детали, поскольку установка всех новшеств не добавляла спроса, ведь практической надобности в них не наблюдалось. Было решено вернуться к классическому дизайну салона с экономией пространства.

Полноприводный хит и новые конкуренты

1969 год запомнился выпуском первого в своём роде полноприводного автомобиля. Он был намного больше и просторней своих аналогов. Chevrolet Blazer имел хорошую манёвренность и мощность, оставаясь при этом вместительным. Серьёзная модернизация застала автомобиль в 1973 году, когда его размеры увеличили, а в передние колёса внедрили дисковые тормоза.

В конце 70-х началась массовая продажа японского транспорта. Они заполонили рынок, поэтому компания не смогла увеличивать объёмы продаж. Директор GM Джон Делореан решил сделать ставку на серию Vega и Monte Carlo.

Поддержка пикапов

Chevrolet выпустила новую модель лёгкого пикапа. В тот же год было насчитано 10 млн проданных Impala. В 1973 году была произведена модель Monte Carlo. Она получила премию «Автомобиль года» по версии Motor Trend.

76-й год был для фирмы Chevrolet временем выпуска Chevette - она была ответом для импортных авто. Вслед за этим было уменьшено классический Caprice, что значительно увеличило продажи.

Завоевание рынков

В начале 80-х в стране была острая политическая ситуация. До этого рынок активно заполняли японские автомобили, которые в это время получили признание от пользователей Америки. Chevrolet ответила на это выпуском малолитражки Citation. В ней был реализован передний привод. Уже в 1981 году новое творение Cavalier сделало вызов всем иностранным автомобилям и смогло выйти победителем.

Журнал Motor Trend признал Camaro лучшим транспортом 1982 года. Уже через год можно было наблюдать пикап Blazer S-10, который стал лучшим среди конкурентов. В это же время вышло несколько других новинок, имеющих два варианта размеров - 4,3 и 4,7 метра. Отличия касались как размеров, так и самой конструкции. Вскоре их распределили на Blazer и Chevrolet Tahoe.

Новое движение

В 1984 году мир увидел новый Corvette, а через год - Camaro IROC-Z. В 1986-м компанией была введена антиблокировочная конструкция Bosch ABS II, которая активно использовалась в пикапах и седанах. Позже предприятие пополнило реализацию на рынке, а в 1995 г. журнал Motor Trend выделил Blazer как «Внедорожник года». Вслед за этим продолжается реализация Monte Carlo и New Lumina. После этого и автомобиль Tahoe получил соответствующий приз от журнала.

Чтобы обеспечить повышенную мощность, фирма начала устанавливать моторы Vortec. Они также позволили экономить на расходе топлива. Chevrolet решила обратиться к классике, поэтому в 1996 году начала выпуск Malibu. Он был положительно признан критиками и получил большое признание от пользователей. Автомобиль отлично подходил для семейных поездок.

Пятое поколение

В 1997 году стартовало производство принципиально нового транспорта. 2000 год запомнился возвращением на рынок уже ранее прославленных моделей. В 2003 году Женева увидела Chevrolet SS Coupe - один из лучших в своём роде. Он является прямым наследником Camaro. В Детройте было показано совершенно новое изделие SSR, отчётливо выделявшееся среди остальных моделей.

Длительные переговоры в 2002 году позволили Chevrolet выкупить активы Daewoo Motors. Эта фирма оказалась на стадии банкротства, поэтому было решено создать новое предприятие - GM Daewoo Auto & Technology. Компания производит преимущественно автомобили Chevrolet, хотя и свои разработки также реализует.

Перспективы будущего

В 2005 году стартует выпуск автомобилей Matiz, а именно Chevrolet Spark. Разработкой дизайна занялась фирма Italdesign. Такое решение привлекло новых клиентов. С течением времени сотрудничество компании с DAT вытесняет их транспорт. В расширении модельного ряда появляется Captiva - кроссовер с фирменной платформой. Позже вышел новый минивэн Orlando. В 2011 году он, а также Cruze, Aveo, обновлённый Chevrolet Captiva заняли значительную часть рынка.

Компания продолжает создавать новые модели, которые успешно завоёвывают популярность, не уступая своим качеством даже через много лет. Она имеет богатую историю, в которой перешла от элитного модельного ряда к массовому производству доступных автомобилей.

Приобретая транспортное средство, многие задумываются о покупке дорогого автомобиля. Как говорит опыт, такие модели должны быть надёжней и качественней, но далеко не всегда. Подтверждением тому является компания Chevrolet, которая выпускает доступные изделия.

Десять лет назад на европейских рынках появился Chevrolet Lacetti - автомобиль, ставший бестселлером в целом ряде стран. Но этого события, как и многих других, могло бы не произойти, если бы чуть более 100 лет назад не родился основатель марки Луи Шевроле

Луи-Жозеф Шевроле родился 25 декабря 1878 г. в тихом швейцарском селении Невшатель. Будучи одним из многочисленных детей мастера-часовщика, он должен был унаследовать отцовское ремесло. Поэтому неудивительно, что с ранних лет Луи-Жозеф буквально прописался в мастерской и с увлечением разглядывал мудреные механизмы. Мальчика завораживала красота и точность приборов, выходивших из-под рук отца, и он с удовольствием стал постигать азы профессии часовщика и механики как таковой.

В 1886 г. семейство решило перебраться во Францию, которая в те времена была одной из самых развитых в техническом отношении стран. Именно там получили широкое распространение новейшие достижения транспортной техники - велосипед, а затем и автомобиль. Когда пришло время искать работу, Луи-Жозеф устроился в веломастерскую. А поскольку мода на велосипеды в 90-х годах XIX века была повальной, то и он сам не избежал этого увлечения. Молодой человек не только собирал и ремонтировал бисиклеты, как тогда называли эти механизмы, но и участвовал в соревнованиях. Наделенный от природы высоким ростом и крепким телосложением, Луи выиграл около трех десятков крупных французских гонок и приобрел известность в спортивных кругах. Да и призовые деньги были кстати, помогая поддерживать родителей и многочисленное семейство.

В 1899 г. молодой человек приехал в Париж и увлекся очередным техническим новшеством - автомобилем. Тогда город считался автомобильной столицей Европы, и большего количества мастерских и гаражей не было нигде в мире. Луи устроился на работу в компанию Mors - одну из наиболее успешных автомобилестроительных фирм своего времени, где быстро разобрался во всех тонкостях автомобильной техники. Тогда же он приобрел навыки управления машиной и даже стал пробовать себя в роли гонщика. Вращаясь в автомобильной среде, Шевроле прекрасно знал о начале бурного развития автомобильного дела за океаном, а потому, оценив свои перспективы в этой области, решил перебраться в Америку.

В Новом Свете

Расчет оказался правильным: прибывший в 1905 г. в США молодой механик без работы не остался. Сначала он продавал винные насосы собственной конструкции, потом трудился в мелких гаражах, затем - наемным шофером. Одновременно участвовал в местных автогонках, многие из которых выигрывал, и со временем сделал себе имя. Его стали считать достойным соперником великого Барни Олдфилда, самого знаменитого американского гонщика. Высокие спортивные результаты и манера Шевроле водить автомобиль - дерзкая и в то же время расчетливая - привлекала внимание специалистов. Одним из них был Уильям Крапо Дюрант - основатель компании General Motors. Именно он в 1908 г. предложил Шевроле место гонщика в заводской команде Buick.

Однако на новом месте Луи проработал относительно недолго. Его покровитель со скандалом покинул GM, правда, даже уйдя из компании, он о своем протеже не забыл и предложил гонщику создать… новую автомобильную фирму. Название определили сразу: Chevrolet Motor Car Company. Дюрант все рассчитал верно, ведь превратить свою фамилию в бренд и заняться конструированием автомобилей было давнишней мечтой Луи. Кроме того, это подогревало самолюбие спортсмена.

Компанию зарегистрировали 6 ноября 1911 г. Она была образована в основном на деньги Дюранта, хотя и Шевроле внес свою лепту. Кроме того, он конструировал автомобили для выпуска на новом предприятии. Так гонщик стал главным конструктором Chevrolet. Продукция новой марки была недорога, вполне совершенна и неприхотлива, поэтому у клиентов пользовалась успехом. Создание и выпуск доступных для массового покупателя машин стало основной целью Шевроле-конструктора. Но Дюрант хотел делать ставку на дорогие модели, и в результате партнеры разошлись.

В 1913 г. Луи Шевроле покинул компанию своего имени и даже продал все акции. Последнее решение оказалось ошибочным. Эти бумаги со временем так поднялись в цене, что могли бы обеспечить ему безбедное существование до конца жизни. Но получилось так, как получилось. Более того, гонщик оставил компаньону все права на сконструированные им автомобили, а также право использовать свое имя в качестве марки. Увы, бизнес не был сильной стороной Луи Шевроле, его больше увлекало решение технических задач и автогонки.

Однако прежний успех в автоспорте повторить не удалось. Чтобы строить достаточно быстрые автомобили, Луи вместе со своим братом основал новую компанию - Frontenac Motor Corporation. Дела пошли неплохо, продукция фирмы стала завоевывать призы в американских гонках, но развитие бизнеса внезапно прервала гибель брата в ходе одной из них. А так как сам Луи истинным предпринимателем так и не стал, компания обанкротилась. Не увенчались успехом и дальнейшие попытки стареющего гонщика наладить собственное дело.

В итоге на старости лет Шевроле был вынужден взяться за прежнее ремесло автомеханика и работать по найму. Ирония судьбы заключалась в том, что одним из последних мест его работы стала компания General Motors, в состав которой уже входила марка Chevrolet. В 1938 г. бывший гонщик и бизнесмен вышел на пенсию и переехал с женой во Флориду. Спустя пару лет он серьезно заболел, пришлось ампутировать ногу. От этой операции Луи Шевроле так и не оправился, скончавшись 6 июня 1941 г.

История продолжается

Тем временем основанная им компания продолжала жить. Дюрант сделал ее основной в General Motors, которую ему удалось ненадолго вернуть под свое управление. И даже после его повторного ухода оттуда Chevrolet на протяжении долгих лет оставался ведущим брендом корпорации. Благодаря его продукции GM в конце 20-х годов удалось выйти на первое место в США по объему выпуска автомобилей, потеснив извечного конкурента Ford Motor Company.

Марка во многом сохраняла тот дух новаторства, который привнес при ее создании Луи Шевроле. Именно в этой компании после Второй мировой войны впервые в истории американского автомобилестроения был разработан проект малолитражки, который, правда, пришлось заморозить, поскольку потребителям больше импонировали крупные шикарные машины. В 1950 г. компания одной из первых начала массово применять автоматические коробки передач, а самой известной послевоенной моделью Chevrolet стал единственный в Америке серийный спорткар Corvette, увидевший свет в 1953 г. Этот автомобиль стал символом своего времени и во многом определял автомобильную моду. В конце 1958 г. марка предложила покупателям серию автомобилей с совершенно новыми оригинальными кузовами, мощными 6- и 8-цилиндровыми двигателями и автоматическими трансмиссиями.

Автомобили марки Chevrolet сегодня известна всему миру. В 2008 году это была самая продаваемая марка в России.

Луи Шевроле был одним из семерых детей часовщика в швейцарском городке Шо-де-Фонд. Когда ему было 10 лет, его семья в поисках хорошей жизни перебралась во Францию, где мальчик окончил среднюю школу.

В то время Франция была лидером мирового автомобилестроения, и почти любой толковый механик пытался строить автомобили в дворовой мастерской. Чтобы набраться опыта и знаний, Шевроле устроился на работу в автомобильную фирму «Морс». Здесь он на всю жизнь пристрастился к автомобилям и стал официальным автогощиком этой фирмы. Практически ни одно из спортивных состязаний того времени не обходилось без участия в них «Морсов». За рулем одного из которых неизменно восседал Луи Шевроле.

В 1909 году господин Дюран, руководитель General Motors, пригласил Луи Шевроле стать фирменным гонщиком Buick. После чего звезда Луи Шевроле засияла с небывалой якростью. В 1909 году он завоевывает сразу три важные победы и занимает почётное 11 место в соревнованиях Vanderbilt Cup. До Первой Мировой войны он входил в число лучших автогонщиков Америки.

Луи Шевроле и Уильям Дюран

Предприимчивый Дюран решил воссоздать бизнес на имени известного спортсмена. В 1911 году он предложил Луи на время заняться производством своего собственного автомобиля, и тот принял предложение. Проект нового автомобиля разработали специалисты General Motors, Дюран вложил в проект немалые деньги, а Шевроле дал машине своё имя, уже хорошо известное большинству американцев. Оно-то и послужило залогом будущего успеха. Так 3 ноября 1911 года родилась одна из самых известных автомобильных марок - Chevrolet.

Фирменный знак появился у компании позже - в 1914 году. История гласит, что знаменитый «крест» или, как его ещё называют, «галстук-бабочка», был частью обоев парижской гостиницы, в которой молодой Дюран проживал ещё в 1908 году. Сохранив кусок обоев в бумажнике как сувенир, он привёз его в Америку и, показывая друзьям, пояснил: «Такой должна быть эмблема автомобиля - она поможет ему двигаться в бесконечность».

И действительно, эмблема Chevrolet стала одним из самых брэндовых и известных символов в рекламном бизнесе. За годы своего существования марка обрела любовь покупателей и признание специалистов, а её автомобили не просто вошли в историю - они сами по себе являются историей, живым и поныне символом Америки и американского автомобилестроения.
Chevrolet в период 1911-1934 гг.

Первый Chevrolet Classic-Six был создан 3 октября 1911 года. Одни говорили, что Уильям Дюран сделал первый автомобиль марки Chevrolet чуть ли не один, а другие посняли, что он делал только общую концепцию нового автомобиля. Это был традиционный американский четырёхместный автомобиль с 6-цилиндровым двигателем мощностью в 30 лошадиных сил. Но цена - 2500 долларов - была непомерной для покупателя, и поэтому автомобиль не снискал лавров. Популярный тогда Ford Т стоил в 5 раз дешевле.

Дюран понял, что залог успеха кроется не в эксклюзивности автомобиля, а в его простоте и дешевизне. Он отошёл от производства шикарных моделей и начал выпуск недорогих 4-цилиндровых машин - открытого легкового Baby и спортивного Royal Mail.

В 1916 году на их базе был создан Chevrolet-490, принесший фирме громкую славу. Эти дешёвые, но надёжные машины стали такими же популярными, как и «Форды». На них стояли 4-цилиндровые моторы объёмом 2,8 литра.

Машина оказалась настолько удачной, что выпускалась до 1922 года и дала жизнь не менее известной модели Superior, просуществовавшей до 1927 года.

На Chevrolet-490 стояла простейшая 3-ступенчатая коробка передач, обе жёсткие оси подвешивались на рессорах. Как и в «Фордах», здесь всё было до предела упрощено, однако, эти машины имели электрические фары и стартер, что было тогда редкостью даже для дорогих автомобилей. Именно с 490-й модели и началась специализация фирмы Chevrolet на самых дешёвых и простых автомобилях, принёсших ей всемирную славу.

Chevrolet-490, первый по-настоящему популярный автомобиль марки, был очень прост, но и дёшев, что и принесло ему заслуженную славу.

Образовав новую фирму и наводнив рынок дешёвыми и популярными автомобилями марки Chevrolet, Дюран заработал кучу денег и решил, ни много ни мало, присоединить автомобильный гигант General Motors к крошечной Chevrolet. И ему это удалось. Дюран смог выкупить контрольный пакет акций General Motors и снова сел в кресло председателя правления. Фирма Chevrolet вошла в состав концерна, а её автомобили стали основной продукцией автогиганта.

До своего вхождения в империю General Motors в 1917 году компания представила ещё несколько моделей, в частности Little Six и серию H. Ну, а в следующее десятилетие подразделение с крестом на радиаторной решётке стало флагманом GM, продавая до миллиона автомобилей в год.

В дальнейшем Уильям Дюрант вскоре опять разорился и был изгнан из созданного им же концерна «Дженерал Моторс». Луи Шевроле проработал в своей фирме всего 2 года и снова ушел в автомобильный спорт, а потом создал фирму по производству гоночных автомобилей «Фронтенак», на которых сам же и ездил. К компании «Шевроле» он уже не имел никакого отношения, но до конца дней ему было приятно, что одна из крупнейших автомобильных фирм мира носит его имя. На склоне лет он тяжело заболел и скончался в 1941 году, почти всеми забытый.

135 лет спустя после рождения Луи Шевроле как память о конструкторе-гонщике осталась лишь всемирно известная марка легковых автомобилей. Их выпускают заводы General Motors. На этих заводах, расположенных в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Аргентине в 2002 году было выпущено 2 млн 263 тыс. легковых автомобилей, внедорожников, спортивных машин, минивэнов, пикапов и фургонов.

Chevrolet в наши дни

В 1980 году была выпущена малолитражка Citation - первая модель Chevrolet с передним приводом. В 1981 году появился первый автомобиль Cavalier.

Cavalier задумывался так, чтобы превзойти все ожидания покупателей импортных автомобилей. Так оно и произошло. Cavalier быстро становится самым продаваемым автомобилем в Америке в 1984 и 1985 годах. В 1982 году видоизменённая модель Camaro признана «Автомобилем года» журналом Motor Trend. В этом же году был выпущен пикап S-10.

Chevrolet Citation - первый переднеприводный автомобиль Chevrolet.

В 1983 году появился Blazer S-10, быстро став лидером рынка полноприводных автомобилей. В середине 80-х в производственной программе Chevrolet значилось два трёхдверных внедорожника по имени Blazer: маленький Blazer серии S/T (длина 4,3 метра) и большой Blazer серии C/K (длина 4,7 метра).

Машины отличались не только габаритами, но и конструктивно. С моделью Blazer серии С/К был унифицирован Chevrolet Suburban длиной 5,57 метра. Некоторые версии модели Blazer серии S/T носили названия Tahoe и Sport. Лишь в 1995 году было решено развести эти машины по разным нишам: маленький Blazer S/T стали называть просто Blazer, а большой Blazer C/K получил новое имя Chevrolet Tahoe.

Один из самых больших и вместительных внедорожников, Chevrolet Suburban.

В 1984 году появился Corvette нового поколения, а в 1985 году - автомобиль Camaro IROC-Z.

«Серьёзная» модификация Camaro - Chevrolet Camaro IROC-Z.

В 1986 году Сorvette был оснащён антиблокировочной тормозной системой Bosch ABS II. Кабриолет Corvette открыл гонку Indy 500. В 1988 году выпущены модели Corsica и Beretta. Появились также новые пикапы С/К. В 1990 году представлены двухместная Lumina Coupe - седан и Lumina APV.

В 1991 году выпущен новый Caprice Classic LTZ, который был назван «Автомобилем года» в конкурсе журнала Motor Trend. В 1992 году представлены новые полноприводные автомобили - Blazer и Suburban. Вместе с ними выходит полностью новый пикап С/К. Преклонных годов V8 был обновлён и вошёл в 1990-е с модификацией LT1, компактным блоком второго поколения, заслужившим многочисленные премии.

Наряду со спортивными моделями Chevrolet Corvette и Chevrolet Camaro популярностью пользуются внедорожники Blazer и Trail Blazer, одно время они даже выпускались в России на елабужском автозаводе. А сегодня Chevrolet делают в Тольятти - это внедорожники Chevrolet Niva. По российским дорогам бегает уже более 25 тыс. таких автомобилей, выпускаемых General Motors совместно с российским предприятием ВАЗ.


25 декабря исполняется 139 лет со дня рождения известного автоконструктора и гонщика Луи Шевроле. Хотя он стал основателем знаменитой одноименной фирмы, а его автомобили – одними из самых популярных в США и во всем мире, свои последние годы он провел в безвестности и лишениях, и все, что досталось в наследство его потомкам, – только громкое имя.


Знаменитый гонщик и автоконструктор Луи Шевроле

Человек, чье имя носят самые популярные американские автомобили, на самом деле родился в Швейцарии, а школу закончил во Франции. Там же он устроился на работу в автомобильную фирму. С юности Луи увлекался гонками и участвовал в них и во Франции, где за 3 года сумел одержать победу в 28 соревнованиях, и после своего переезда в Америку. По легенде, это произошло после того, как юный механик однажды впечатлил своим мастерством американского миллионера и организатора гонок Вандербильда, и тот предложил ему переехать в США: «У нас там найдется работа для тебя!»


Гонка Vanderbilt Cup, 1905 год. Луи Шевроле не справился с управлением и вылетел с трассы

Неизвестно, происходила ли эта история на самом деле, но Луи Шевроле действительно оказался востребованным в Америке. Сначала он работал механиком и шофером, но вскоре талантливый юноша устроился в американский филиал французской автомобильной компании «De Dion-Bouton», а потом – в представительство компании «Fiat». Он продолжал участвовать в гонках и установил мировой рекорд скорости, который на тот момент составлял 110 км/ч. Любителя скорости в газетах называли «безумным сорвиголовой», а он месяцами лежал в больницах, восстанавливаясь после очередной аварии. В 1909 г. Луи Шевроле возглавил гоночную команду компании «Buick».


Автомобиль Chevrolet

В это время знаменитому гонщику с громким именем предложил сотрудничество основатель «General Motors» Уильям Дюрант. В 1911 г. была зарегистрирована новая автомобильная компания, которой Луи Шевроле дал свое имя. Сам же он занял в ней место главного инженера. Расчет был точным: название фирмы стойко ассоциировалось у покупателей со знаменитым гонщиком и его победами. Но основатели компании с первых дней ее существования не могли договориться по поводу того, какие им нужно производить автомобили: Дюрант ориентировался на недорогие модели, конкурирующие с машинами Форда, а Шевроле хотел выпускать автомобили класса люкс. Гонщику удалось отстоять свои позиции, и первой моделью стала «Chevrolet Classic Six» – мощная, большая и очень дорогая машина. В результате уровень продаж нельзя было назвать высоким.


Знаменитый гонщик и автоконструктор Луи Шевроле

Конфликт с Дюрантом, давно назревавший, достиг своего апогея, когда тот упрекнул Шевроле в том, что он курит дешевые сигареты, хотя по статусу мог бы перейти на сигары. Это возмутило гонщика, и он ответил: «Я продал тебе свои автомобили, я продал тебе свое имя, но я не продам тебе свою индивидуальность». Проработав в компании, носящей его имя, всего 2 года, в 1913 г. Луи Шевроле подает в отставку и продает свою долю акций, возмутившись политикой удешевления автомобилей, последовательно проводимой Дюрантом.


Автомобиль Chevrolet

После этого Шевроле снова занялся гонками и созданием автомобилей. На своем гоночном автомобиле «Cornelian» ему удалось пройти квалификацию на скорости 130 км/ч. Вскоре к нему присоединился брат, вместе с которым они основали компанию «Frontenac Motor Corporation» и продолжили выпуск гоночных автомобилей. Однако после 1920 г. знаменитый гонщик решает навсегда оставить игры со скоростью – после того, как во время одной из гонок погиб его младший брат.


Луи Шевроле и Уильям Дюрант

Компания Шевроле обанкротилась, он предпринял еще одну безуспешную попытку организовать фирму по выпуску автомобилей, а после этого ушел из этого бизнеса навсегда. Бывший знаменитый гонщик снова занялся, как в молодые годы, ремонтом часов и бытовой техники. А когда он попытался устроиться на работу в компанию «Chevrolet», ему предложили унизительную минимальную ставу механика. Это окончательно подорвало физические и душевные силы Луи Шевроле.


Знаменитый гонщик и автоконструктор Луи Шевроле

У бывшего гонщика начала развиваться профессиональная болезнь – атеросклероз нижних конечностей, и врачи запретили ему садиться за руль автомобиля. В 1938 г. он вышел на пенсию и переехал во Флориду. Болезнь прогрессировала, и вскоре Луи пришлось ампутировать ноги. После этого он так и не смог найти в себе силы для дальнейшей жизни и спустя несколько месяцев, 6 июня 1941 г. 63-летний Луи Шевроле скончался. Остаток дней Шевроле провел в забвении и нищете. Сегодня автомобили, которые носят его имя, колесят по дорогам десятков стран мира, но потомки знаменитого гонщика и автоконструктора не получили состояния, заработанного благодаря их предку чужими людьми. Им осталась в наследство лишь память и громкое имя человека, чьи таланты так и не были оценены по достоинству во время жизни.


Автомобиль Chevrolet