Как выжить в автомобильной аварии

Статистика ДТП в России, Украине, Белоруссии, странах Прибалтики и восточной Европы каждый год поражает числом погибших и тяжело травмированных. Эта причина гибели людей по частоте стоит на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний, и ежегодно забирает жизни десятков тысяч водителей, пешеходов и пассажиров. Тем более опасны аварии тем, что автомобили давно стали для большинства людей совершенно привычным явлением, которое не воспринимается как угроза. В то же время именно машины бывают смертельно опасны благодаря своей скорости и мощи.

То, как эффективно справляться с этой энергией, сидя за рулем, и как выжить , если она вышла из-под контроля, будет темой отдельной статьи. Здесь же мы рассмотрим базовые правила поведения пассажира , которые пояснят, как спастись в ДТП .

Конечно, в отличии от водителя, возможности пассажира ограничены. Могут сложиться ситуация, когда выживание в автокатастрофе просто невозможно. Однако специалисты настаивают: даже простые рекомендации о том, как группироваться и как контролировать себя за секунду до аварии могут спасти жизнь и/или избежать тяжелых травм.

Как снизить риск ДТП и как быть к нему готовым?

1. Пристегнутый ремень безопасности - самое базовое правило безопасности для всех, которое большинство водителей и пассажиров продолжают беспечно игнорировать. В то же время такой простой механизм погашает инерцию тела человека, и спасает от удара. Ведь именно травмы, полученные от столкновения с приборной доской и рулем чаще других оказываются смертельными. Кроме того, при перевороте машины ремень безопасности почти всегда спасает от переломов, травм головы и повреждения позвоночника.

2. Самое безопасное место в автомобиле - за креслом водителя. Чуть менее безопасна, по статистике, правая сторону заднего ряда сидений. Водитель автоматически попадает в зону повышенного риска при ДТП. И, наконец, самое опасное место в машине - это переднее кресло пассажира.

3. Потеря координации водителя от усталости, алкоголя или из-за кратковременного сна - причина едва ли не самые страшных и жестоких автокатастроф. Во время долгой дороги старайтесь постоянно говорить с тем, кто находится за рулем, следить за его состоянием, не допускать к управлению машиной лиц даже с минимальным содержанием алкоголя в крови, людей в угнетенном эмоциональном состоянии, изнеможденных физически.

Что делать, если ДТП неизбежно?

1. Лобовой удар - самая распостраненная модель аварий. Для того, чтобы спастись в аварии лоб-в-лоб или при столкновении с неподвижной преградой следует насколько хватает сил упереться руками и ногами в плоскости перед собой, пол, панель управления. Голову обязательно нужно втянуть в плечи, подбородок - прижать к груди. На заднем сиденье можно также упереться плечом в спинку переднего сиденья.

2. Удар сзади чаще других ДТП приводит к смертельным или инвалидизирующим переломам шейных позвонков. В таких случаях хорошо отрегулированные подголовники буквально спасают жизнь. Если же их нет, то на наезд сзади можно ощутить меньше, если быстро сползти ниже, и упереться затылком в спинку сиденья.

3. Удар сбоку бывает очень травматичен даже при небольшой его силе, так как импульс не амортизируется деформацией капота или багажника. Упритесь ногами в пол, а голову защищайте руками, максимально втянув ее в плечи. На заднем сиденье можно схватиться за спинку переднего.

4. Опрокидывание автомобиля требует защиты головы и шеи. На заднем сиденье, например, целесообразно перевернуться в горизонтальное положение и изо всех сил схватиться за спинку переднего кресла.

5. Затопление машины - это, чаще всего, испытание для ловкости и выдержки водителя и пассажиров. В то время, когда автомобиль еще не под водой, критически важно открывать все окна и двери, и максимально быстро выбираться наружу. Если же транспортное средство уже ушло под воду, и давление воды не дает открыть двери, важно проявить спокойствие, и дождаться, пока в салоне почти не окажется воздуха. Только тогда у пострадавших появиться возможность, глубоко вдохнув, открыть двери или окна, и осуществить всплытие.

Как говорит статистика, ДТП как причина смерти сегодня стоит в рейтинге на втором списке после сердечно-сосудистых заболеваний. Грамотно среагировать и попытаться снизить сложность травм, может не только тот, кто при обучении на водительское удостоверение прослушал курс по оказанию помощи и составу аптечки, а тот, кто постоянно интересуется , новинками средств безопасности в автомобилях, изменениями в правилах дорожного движения, соблюдая при этом уже действующие. Итак, необходимо предпринять несколько важных действий для спасения своей жизни, а может жизни рядом сидящего пассажира.

Ремни безопасности для пассажиров и водителя, а не для сотрудника ГАИ

Каждый второй водитель не пристегивается во время вождения автомобиля. Мало того, сколько раз приходилось наблюдать как сидит мама с ребенком на руках и так же не пристегивается. Или же компания молодых людей все норовит вылезти из машины через окно и прокатиться с ветерком. А ведь все знают, что ремень безопасности является первым базовым средством безопасности и спасает от переломов, травм головы и позвоночника. Садясь в машину, обязательно пристегнитесь и проследите, чтобы все пассажиры сделали тоже самое. Пусть вы покажитесь назойливым в своей просьбе, но, подумайте, мало ли что может случиться на дороге. Зачем рисковать?

Не уверен - не обгоняй

При обгоне будьте очень внимательны, так как самые серьезные аварии случаются как раз в процессе этого маневра. Может произойти лобовое столкновение, что обернется большим количеством жертв. Тщательно просчитывайте дистанцию до встречных автомобилей, просматривайте дорогу совершайте маневр только по правилам дорожного движения. Не рискуйте своей жизнью и жизнью рядом сидящих с вами.

Аварии не избежать

Чтобы это понять хватает всего пары секунд. Человек может прогнозировать, а в критической ситуации реагирует гораздо быстрее. Поэтому, в зависимости от вида столкновений, существуют действия, способные снизить уровень и сложность повреждений, а иной раз позволяют вообще получить всего пару царапин.

Столкновение лоб в лоб

Самый распространенный и, в то же время, самый травмоопасный вид столкновения. Если случилось так, что не удается избежать аварии, то следует непременно упереться руками и ногами во что-то, что напротив. Это может быть панель управления, пол, а для пассажиров задних сидений лучше упереться плечом в передние сидения. Голову втянуть в плечи, а подбородок прижать к груди. Таким образом шейный отдел позвоночника будет зафиксирован, что сбережет от серьезных травм в этой области.

Вас "догнали" сзади

Зачастую, в результате подобных столкновений пассажиры получают травмы шейных отделов позвоночника. Наличие подголовников может смягчить удар в том случае, когда они отрегулированы. В случае, когда их нет, следует в момент столкновения сползти вниз и попробовать упереться головой в спинку сидения, фиксируя шею и голову.

Удар с боку

В этом случае следует непременно упереться ногами в пол или панель, втянуть голову, а пассажирам задних сидений немедленно обхватить передние сиденья. Это поможет снизить сложность травм.

Переворот

Если в результате аварии ваш автомобиль переворачивается, то немедленно следует немного сползти вниз и упереться ногами и руками в пол, голову втянуть в плечи. На заднем сидении следует занять горизонтальное положение и вцепиться в передние сидения. После переворота немедленно отключите зажигание и все электроприборы. Принюхайтесь, не пахнет ли горючим. Утечка может спровоцировать возгорание. Немедленно покиньте автомобиль всеми доступными способами. Помогите пассажирам, если таковые имеются.

Падение в воду

Как только машина попала в воду, немедленно открывайте все двери и окна, покидайте машину. Как известно, еще несколько минут машина держится на плаву. Если не удалось выбраться таким образом и машина начала тонуть, снимите обувь и теплую одежду, откройте окно рядом с вами, подождите, пока салон наполнится водой, задержите дыхание и выбирайтесь через окно, хорошо оттолкнувшись ногами всплывайте на поверхность.

При любой аварии важно прежде всего сохранять спокойствие, так как паника может убить способность мыслить. Не употребляйте алкоголь даже после того, как удалось спастись. Ведь приедут сотрудники ГАИ и вам, скорее всего придется пройти тест на алкоголь, а его наличие в крови только усугубит ситуацию. Главное, будьте бдительны при вождении автомобиля, при первых появлениях усталости лучше остановиться и сделать передышку. Пусть машины сегодня уже не вызывают страха у людей при повседневной встрече, однако могут причинить значительные травмы при недооценке их возможностей. Помните, машина не толкает, она давит на смерть!

MENSBY

Насколько ты подготовлен к самому опасному испытанию в твоей жизни? Самая опасная ситуация для среднестатистического человека – это автокатастрофа. Как избежать аварии на дороге и выжить в случае катастрофы?

Автокатастрофа является одной из самых опасных ситуаций среднестатистического человека, с ней может столкнуться любой человек в течение своей жизни. Это руководство опубликовано в надежде на то, что оно поможет читателям избежать травмы или смерти. Следует отметить, что каждое транспортное средство отличается, и большая часть информации здесь (например, подушки безопасности) не будет применяться к тем, кто управляет транспортными средствами 1990 х годов выпуска или более ранними моделями. Далее представлены методы, как избежать аварии на дороге, и какое положение нужно принять во время автокатастрофы.

1. Будьте готовы

1.1 Используйте ремень безопасности. Использование ремня безопасности является одним из самых важных вещей, которые вы можете сделать, чтобы выжить в автомобильной аварии. Убедитесь, что ваш поясной ремень находится низко на ваших бедрах и что плечевой ремень проходит по центру груди. Дети должны сидеть в соответствующих детских удерживающих креслах, пока они недостаточно большие, чтобы правильно фиксировать плечевой ремень.

1.2 Управляйте безопасным автомобилем, который оснащен ремнями безопасности и другими функциями безопасности. Вам не придется беспокоиться о поддержке головы, если вы не ведете действительно старый автомобиль 1980-х годов выпуска. Старые автомобили, в которых, возможны только поясные ремни и почти никогда не имеется никаких дополнительных функций безопасности, как правило, менее безопасны, чем другие транспортные средства. Внедорожники, как правило, более склонны к ДТП с опрокидыванием, чем другие автомобили. Выбирайте самый безопасный автомобиль, который соответствует вашим потребностям и бюджету.

1.3 Храните предметы так, чтобы они не ударили вас, если автомобиль получит удар. Если предмет может стать "снарядом" во время аварии, уберите его из автомобиля, или уложите его в багажник или, в случае минивэна, в карман за сиденьем.

1.4 Убедитесь, что системы безопасности на вашем автомобиле регулярно обслуживаются. Подушки безопасности и ремни безопасности значительно уменьшат вероятность получения травм и гибели людей в автокатастрофах.

1.5 Не опирайтесь на приборную панель. Если есть вероятность высокоскоростной аварии, подушки безопасности системы автомобиля надуются. Они спасут вам жизнь, но они раскрываются с такой силой, что, если вы, прислонитесь к приборной панели, когда они раздуются, вы будете отброшены назад и можете получить ранение. Если автомобиль имеет боковые подушки безопасности, то опасно опираться на стороны автомобиля.

1.6 Убедитесь, что у вашего автомобиля двигатель, тормоза, коробка передач, подвеска и шины находятся в хорошем состоянии. Наиболее безопасно держать свой автомобиль в отличном рабочем состоянии, это может помочь вам избежать аварии или минимизировать вред.

2. Используйте хорошую практику вождения

2.1 Соблюдайте правила дорожного движения и осознавайте текущие условия. Настройтесь на вождение, если вы в плотном потоке или на улице ненастная погода. Шестьдесят км / ч могут быть безопасными, когда дороги сухие, но если вдруг идет дождь, увлажняющий проезжую часть, вероятно, будет безопаснее ехать с меньшей скоростью.

2.2 Сосредоточьтесь на том, что вы делаете. Во время движения, избегайте использования сотовых телефонов, чтения карт, и других отвлекающих мероприятий. Если вы пассажир, сидите прямо с пристегнутым ремнем безопасности. Не наклоняйте свое место слишком далеко назад, не кладите ноги на приборную панель и, безусловно, не отвлекайте водителя. Ничего не ставьте на верхнюю части корпуса воздушной подушки.

2.3 Предвидьте потенциальные проблемы. Следите за дорогой. Хотите узнать, что может в конечном итоге привести к несчастному случаю.

Смотрите вперед на автомобили и пешеходов, которые могут двигаться на пути вашего автомобиля.

Ведите автомобиль на безопасном расстоянии от других транспортных средств, это может помочь вам иметь достаточно времени, чтобы среагировать, когда транспортное средство перед вами сделает неожиданный маневр.

Держитесь подальше от водителей, которые отвлекаются (например, парень за рулем использует электрическую бритву), водителей, едущих впритык к другому автомобилю и других водителей, занимающихся рискованным вождением.

Следите за припаркованными автомобилями. Они могут выехать перед вами; люди могут выходить из машины без особого предупреждения.

3. Как избежать или минимизировать аварию

3.1 Сохраняйте спокойствие. Если несчастный случай неизбежен, нужно быстро, но без резких колебаний реагировать. Транспортные средства всех видов лучше реагируют на плавное руление и торможение.

3.2 Выберите ваш стиль вождения. Вы должны решить, какое сочетание рулевого управления, торможения и ускорения будет наиболее эфективным, чтобы избежать или свести к минимуму вред от аварии.

3.3 Остановите автомобиль с тормозным контролем. Тормозные практики варьируются в зависимости от того, имеет ли ваш автомобиль антиблокировочную систему тормозов.

Если у вашего автомобиля отсутствует антиблокировочная тормозная система, вы не должны резко нажимать на тормоз, чтобы удержать машину под контролем. Если вы ударите по тормозам, ваш автомобиль начнет скользить и вы потеряете над ним контроль. Вы не можете управлять транспортным средством, когда тормоза заблокированы. Нажмите твердо, затем отпустите. Если вы чувствуете, что колеса начинают скользить, отпустите тормоза.

Антиблокировочная система тормозов. Не прокачивайте антиблокировочную систему тормозов. ABS компьютер вашего автомобиля отреагирует гораздо быстрее, чем вы (вы будете чувствовать, что педаль вибрирует немного, когда это происходит). Просто держите тормоза твердо.

3.4 Управляйте плавно. Очень резкие движения рулевого колеса, особенно в большегрузных транспортных средствах или с легкими задними частями (например, пикапы), скорее всего, приведут к заносу.

3.5 Ускорьтесь при необходимости. Хотя это кажется нелогичным, иногда лучший способ, чтобы избежать аварии, это ускориться и съехать с дороги.

3.6 Примите меры к стабилизации положения, если вы начнете скользить или терять контроль. Если ваш автомобиль начнет скользить или если шина лопнула, выполните следующие действия, чтобы управлять автомобилем.

Не ударяйте по тормозам. От этого будет только хуже.

Держите крепко руль.

Управляйте в сторону заноса. Если задняя панель автомобиля скользит к левой части автомобиля, поверните руль влево.

Дождитесь реакции шин, чтобы восстановить сцепление перед торможением или нажатием на педаль газа.

3.7 Если авария неизбежна, старайтесь свести к минимуму ущерб.

Избегайте лобовых столкновений с другими транспортными средствами или фронтальные столкновения в недвижимые объекты, такие как крупные деревья или бетонные барьеры.

Контролируйте скорость вашего автомобиля. Чем быстрее воздействие, тем больше вреда оно вызовет.

Избегайте побочных воздействий. Серьезные травмы можно получить, если другой автомобиль поражает сторону другого автомобиля, которая ближе к водителю.

3.8 После аварии, выключите двигатель, не курите и не разрешайте никому курить. Это особенно важно, если один из автомобилей, участвующих в аварии, был перевозчиком опасных грузов (например, легковоспламеняющихся товаров, таких как парафин или аэрозоли, взрывоопасных товаров), в таких авариях важно для предотвращения взрывов, пожаров избегать огня, так как может быть возгорание после аварии.

3.9 Звоните в экстренные службы после аварии. Окажите первую помощь, если это необходимо. Не пытайтесь вытащить раненых из транспортного средства самостоятельно. Взрывы очень маловероятны, а вы можете усугубить любые травмы позвоночника. Оставьте вытаскивание раненых аварийным службам.

Советы

Сохраняйте спокойствие и, прежде всего, молчите. Вы, вероятно, будете дезориентированы и путаться после серьезной аварии, даже если кажется, что вы невредимы. Многие люди по прибытию на место происшествие спросят вас: "Что случилось?" Вы не должны ни с кем разговаривать о том, что вы думаете, о возможной причине аварии. Не говорите ничего, что может свидетельствовать против вас, например, "Я сожалею" или "я думаю, что это, возможно, было превышение скорости" и т.д. Такие комментарии могут в конечном итоге стоить вам тысячи долларов.

Если вы не один в салоне автомобиля, в большинстве, если не во всех случаях, середина заднего сиденья является самым безопасным местом, если пристегиваться ремнями безопасности. Если во время автомобильной аварии, вы находитесь на среднем сиденье, и не пристегнуты ремнем безопасности, вы можете быть выброшены из автомобиля, со смертельным исходом.

Если вы покупаете новый автомобиль, не забудьте узнать стандартные и дополнительные функции безопасности, такие как, где и сколько подушек безопасности в автомобиле. Результаты краш-теста исследования и анализ результатов встроенных служб мониторинга, таких как OnStar системы компании General Motors. Они могут предупредить аварии.

Используйте свой мобильный телефон, чтобы сфотографировать аварию.

Если у вас есть мобильный телефон, делайте вызовы, но это должно быть конфиденциально, если возможно без любых свидетелей. Опять же, не пытайтесь объяснить, что случилось по телефону, например, водителю эвакуатора. Просто скажите, был несчастный случай.

Обменяйтесь информацией с другими лицами, участвующими в аварии и получите информацию от очевидцев.

Напишите список для себя, что делать в случае аварии и положите его в бардачок. Прочитайте его и следуйте инструкциям, которые вы написали для себя.

Предупреждения

Не наклоняйтесь или накройте голову. В случае переворота, любая сила достаточно значительна, чтобы деформировать крышу и согнуть или сломать стойки, что может нанести травму голове и, возможно вы будете без сознания. Маловероятно, что будет причинен такой же ущерб, если вы не будете наклонять голову перед подушками безопасности.

Каким бы Вы не были профессоналом за рулём, ДТП с вашим участием когда-нибудь обязательно случится... Сколько бы вы ни соблюдали Правила, всегда найдется еблан, который вылезет на встречку или проедет на красный. Именно поэтому нужно знать, как свести вероятность тяжелых травм к минимуму.
Отдельные аспекты я периодически освещаю в своих лекциях по первой медицинской помощи, которые читаю в автошколах города.
А здесь я решил всё систематизировать с позиций опыта многолетней работы в травмопункте и на хирургической бригаде "Скорой помощи".

Кто чаще страдает в ДТП?
Статистика говорит, что, вопреки распространенному мнению, в ДТП чаще гибнут пешеходы (40%), на втором месте - водители транспортных средств (33%), на третьем - пассажиры (27%). Причем для пассажиров тоже есть разница, где сидеть. Не зря бытует выражение: "Место смертника" - рядом с водителем. Причина, видимо, в том, что перед столкновением водитель подсознательно выводит себя из-под удара, и удар приходится... правильно, в переднего пассажира. Безопаснее всего ездить на заднем сидении, особенно за водителем. Лично я в такси всегда сажусь на заднее сидение, чем очень напрягаю таксистов. Но что поделаешь - здоровье дороже.


Про ремни безопасности
Без использования ремней смерть возможна при скорости 20 км/ч, с ремнями этот порог повышается до 95 км/ч.
Есть распространенное заблуждение, что ремни опасны, т.к. при ДТП можно сломать ключицу. Ерунда. За последние 15 лет не слышал ни об одном случае. Единственное, что может случиться - разрыв ключично-акромиальной связки. Но это не страшно: неполный разрыв заживает за 3 недели, при полном грозит несложная амбулаторная операция.
Большинство людей думает, что заменить ремни безопасности можно, уперевшись руками в приборную панель, а ногами - в пол. Как они заблуждаются! Этот способ подходит только в том случае, если столкновение происходит на скорости 10-20 км/ч. Даже уперевшись руками и ногами, человек массой 75 кг может выдержать усилие только 300-400 кгс. А при столкновении на скорости 50 км/ч его тело давит на ремень с силой 3 т. Вы гигантский муравей? Можете поднять вес, в 40 раз превышающий вес своего тела? Нет? Тогда пристегнитесь!
Те люди, которые упираются руками и ногами, ломают их, а затем всё равно повреждают голову. Поэтому советую: перед столкновением займите правильное положение - как можно сильней отклонитесь назад и прижмитесь к спинке сиденья, ногами не упирайтесь в пол. Руками ни во что не упирайтесь, руки нужны для того, чтобы защитить голову. Расслабьтесь и притворитесь мешком с опилками. Именно так делают пьяные, и именно поэтому они чаще выживают в ДТП.

Про подголовники
Сейчас появилась опасная тенденция: с целью удешевления на "бедные комплектации" автомобилей не ставят задние подголовники. А ведь подголовники нужны не для того, чтобы во время движения откинуть на них голову и расслабиться. Подголовники нужны для того, чтобы при наезде сзади вы не сломали себе шею. Компрессионный перелом шейных позвонков - травма очень неприятная. В перспективе можно превратиться в "говорящую голову". Поэтому, если вам попалась такая машина, первым делом нужно бежать и покупать подголовники, благо стоят они недорого.

Про подушки безопасности
Можно воткнуть на автомобиль сколько угодно подушек безопасности - это не панацея. Подушки эффективны только вместе с ремнями безопасности. Ремни безопасности удерживают и направляют водителя и пассажиров, чтобы они начали перемещаться не раньше 30 мс после столкновения и не попали мимо подушки. Поэтому непристегнутым людям подушка не поможет. Они или не попадут в нее, или попадут не в мягкую сдувающуюся подушку, а в туго надутую. Ощущения не из приятных: сравнимо с ударом боксера-тяжеловеса.
И даже в этом случае главное - грамотная прокладка между рулём и сиденьем - водитель. При лобовом столкновении на скорости 150 км/ч даже 30 подушек безопасности не помогут. Поэтому в последнее время всё чаще встречается редкая в прошлом разновидность черепно-мозговой травмы: диффузное аксональное повреждение головного мозга.
На теле ни царапинки, а мозг умер. У нас в области в год такую травму получают несколько десятков человек и лежат потом в реанимациях по 2-3 месяца. Я не припомню ни одного выжившего.

И вообще, садиться следует трезвым, в здоровом состоянии, отдохнувшими и спокойными. От этого зависит поведение на дороге, качество принятия решений и скорость реакции.

Позаботьтесь о себе сами! Врачам-убийцам останется меньше работы!