Иван Федоров: как советский летчик был награжден Гитлером и Сталиным одновременно (1 фото). Иван евграфович федоров - кладоискательство в ярославской области Генерал авиации федоров ие сколько сбитых самолетов

Судьба Ивана Федорова одного из самых знаменитых летчиков нашей страны удивительна и неповторима. В мире не существует второго человека, который, не являясь предателем, смог получить высшие государственные награды сначала по личному распоряжению Адольфа Гитлера, а затем Иосифа Сталина.

Немецкий крест для русского аса

Сложно даже вообразить себе столь невероятную и вместе с тем счастливую судьбу, которая выпала на долю этого человека. Уже в начале 1940–х годов Иван Федоров считался одним из лучших летчиков советской военной авиации. Во время войны в Испании он совершил 286 боевых вылетов, сбив 11 воздушных машин врага. Не удивительно, что когда во время совместных учений советское командование формировало состав делегации пилотов военно-воздушных сил РККА для поездки в Германию, И.Е. Федоров был включен в списки одним из первых. Во время этой служебной командировки и произошел случай, позднее вошедший в историю отечественной авиации. В Германии Советским летчикам был продемонстрирован новейший немецкий экспериментальный истребитель «Хейнкель-100». При этом во время осмотра самолета немцы, пояснили, что его испытания до конца не завершены. В связи с этим продемонстрировать на истребителе фигуры высшего пилотажа они не могут. При этом необходимо отметить, что на данной машине немецкие пилоты поднимались в небо очень неохотно, несмотря на то, что Адольф Гитлер возлагал на самолет большие надежды. Учитывая особое отношение фюрера к новому истребителю, немцы все же решили показать его в полете.

Однако когда рано утром советская делегация прибыла на аэродром, немецкий пилот задержался в технической службе. Во время его ожидания, чтобы не терять времени даром Иван Федоров поднялся в кабину истребителя, завел его и полетел. При этом он решил продемонстрировать немцам мастерство русских пилотов, совершив на не знакомом ему истребителе несколько фигур высшего пилотажа. Все кто находился на земле, замерли, наблюдая мастерство русского пилота. Самое невероятное, что за полетом Ивана Федорова наблюдали Герман Геринг, командующий немецкими ВВС и Адольф Гитлер. Лидеры фашистской Третьего Рейха были настолько поражены увиденным, что пригласили Ивана Евграфовича на обед. После его завершения фюрер торжественно передал Ивану Федорову коробочку с Рыцарским крестом в обрамлении дубовых листьев – высшую награду нацистской Германии. На другой день во время очередной встречи на аэродроме, немцы поинтересовались, почему летчик не надел рыцарский крест, накануне врученный ему фюрером. Федоров сделал большие глаза, поднял сапог и показал крест, прибитый к его каблуку в качестве подковы.

Король неба

Во время войны, Иван Федоров одним из первых отправился на фронт, в короткие сроки зарекомендовал себя незаурядным истребителем немецкой авиации. С 1941 по 1945 год Иван Федоров сбил 134 самолета противника, совершил шесть воздушных таранов и трижды был представлен к званию Героя Советского Союза. Тем не менее, заслуженную высокую награду Иван Евграфович получил только в 1948 году по распоряжению И.В. Сталина. Самое интересное, что наградили выдающегося летчика вовсе не за героизм, проявленный во время боевых действий, а за испытания реактивного самолета, во время которых пилот первым преодолел скорость звука. При этом необходимо отметить, что за свою карьеру военного летчика И.Е. Федорову довелось управлять 297 типами различных самолетов. Не раз отважный летчик находился на волосок от смерти, но, сама судьба хранила его. Однажды на испытаниях нового самолета Ла-174 во время захода на посадку Федоров почувствовал, что машина вот-вот перевернется. Ощущался существенный крен на правое крыло. Любой другой летчик в этой ситуации попытался бы выровнять воздушное судно и неминуемо разбился. Иван Евграфович поступил нестандартно. Он даль самолету практически у самой земли провернуться на 360 градусов и успешно посадил непослушную машину. Присутствовавшие на аэродроме свидетели инцидента были в шоке от увиденного. Даже выйдя в отставку, знаменитый летчик оставался в прекрасной физической форме. В восемьдесят лет он мог ходить на руках, а умер в возрасте 97 лет в 2011 году.

Почти семь десятков лет откружилось-отмелось со дня окончания военной катастрофы, надолго погрузившей почти весь мир в пучину неимоверных бедствий, страданий и мук. В официальной остались имена политиков, маршалов и генералов, а вот имена рядовых участников, вынесших на своих плечах всю тяжесть той страды, «большая» история вспоминает редко и неохотно. К счастью, в последние годы повысился интерес именно к таким безымянным героям, все чаще стали появляться статьи, фильмы, исследовательские работы, посвященные похождениям этих Василиев Теркиных самой страшной войны в истории человечества. Перед вами одно из таких имен.


Федоров Иван Евграфович (настоящая фамилия – Денисов). Рядовой представитель того поколения, которому суждено было пережить две мировых, гражданскую и еще несколько войн «помельче». Уроженец Харькова, родился 23 февраля 1914-го года в рабочей семье. Неукротимый нрав Федорова проявился еще в раннем детстве. Будучи восьми лет от роду Иван, работая батраком у местного зажиточного крестьянина, поджёг его усадьбу в ответ за постоянные побои. Отец, воевавший в Гражданскую в конной армии, а также мать очень скоро умерли. В семь лет у мальчишки из родственников остался лишь один столетний дед. Иван беспризорничал до 1927-го года. В конце концов, советская власть позаботилась о четырнадцатилетнем подростке. Иван закончил пять классов, пошел работать слесарем, освоил профессию машиниста, а вскоре вместе со многими сверстниками по призыву Осовиахима поступил в 1929-ом году в Луганскую летно-планерную школу и уже в пятнадцать лет впервые поднялся в воздух. В 1931-ом, по окончанию фабрично-заводского ученичества, Федоров поступает в местный пединститут, но мечту летать не оставляет. В феврале следующего года его забирают в армию. Через год, досрочно закончив Ворошиловградскую авиационную школу, летает младшим летчиком, затем командиром звена истребителей авиабригады Киевского военного округа. Пилотаж юного лётчика уже тогда обращает на себя внимание своим напором, точной координацией и чёткостью линий. Командиры не раз ставят молодого пилота в пример остальным авиаторам. А среди своих друзей-летчиков он получает репутацию отчаянного заводилы, способного на самые безрассудные поступки.

В мае 1937-го года его направляют в Испанию, куда отбирали только лучших пилотов. Там, в небе Пиренейского полуострова, теперь уже Хуан на своем «ишачке» (так летчики называли истребители И-16) дрался с фашистами до конца января 1938-го года. В его послужном списке – более 150-ти боевых вылетов, первые два сбитых самолета, первые два ордена Боевого Красного Знамени, чрезвычайно редкие по тем временам и прозвище «Деабле Рохо» («Красный дьявол»), которым его нарекли местные жители. В Испании он одним из первых освоил опаснейший прием воздушного боя – таран шасси, которые тогда неподвижно закреплялись на фюзеляже самолетов. К сожалению, отсутствуют какие-либо официальные исторические документы, подтверждающие проведение Федоровым таранов. Однако этому есть два объяснения. Во-первых, невероятно сложно было вести документацию в условиях гражданской войны, бушующей в стране. А во-вторых, никто и не занимался дорогостоящим и кропотливым исследованием испанских архивов. Не исключено, что где-то такие документы и сохранились. О таранах Федорова стало известно благодаря рассказам его соратников. Первый из них Иван совершил 18-го июня над Мадридом. Республиканское правительство отметило отвагу и мастерство русского пилота своей высшей наградой – орденом «Лавры Мадрида», которого удостоились лишь пять советских «спецов» и среди них – будущий Маршал Советского Союза и министр обороны Р.Я. Малиновский. А Долорес Ибаррури, известная также как «Пассионария» («Неистовая»), вместе с поцелуем подарила молодому летчику именной пистолет.

Тогда же Ивана впервые представили к званию Героя Советского Союза. Для вернувшихся «испанцев» в столице был организован праздничный банкет, на который пригласили представителей всех родов войск: летчиков, артиллеристов, пехотинцев, танкистов, моряков. По какому-то незначительному поводу завязалась драка. Не будем судить строго молодых ребят, которым всего на всего было на тот момент от двадцати трех до двадцати пяти лет. Иван не был прямым участником возникшей потасовки, но воспользовался моментом и всего один раз ударил одного очень самоуверенного и нахального чекиста. А силы мастеру в шести видах спорта (кстати, один из них бокс) было не занимать. Чекист, не приходя в сознание, через два дня скончался.
Можно понять гнев начштаба ВВС комкора Я. Смушкевича (довольно часто в публикациях употребляют звание генерал-лейтенант, что не соответствует действительности, так как звания генералов были введены позднее, по майскому Указу Президиума Верховного Совета СССР 1940-го года) на собрании, куда были вызваны Федоров вместе с остальными летчиками-драчунами. По тем временам смерть энкавэдэшника грозила трибуналом и, если не расстрелом, то определенно несколькими годами в лагерях. Начштаба отчитал летунов крепкими словами, а Федорову отдельно, уже в разговоре один на один, сообщил, что по представлению НКВД звания Героя ему не видать, а кроме того на него заведено дело. Истины ради надо сказать, что дела у энкавэдэшников были заведены на всю армию, начиная от рядовых и кончая маршалами. Сталин очень опасался военных, понимая, что это реальная сила в стране, которая может угрожать его безграничной власти. Так или иначе, но Смушкевичу удалось отстоять опального летчика, но звание Героя Советского Союза он впервые не получил.

Федорова отправляют на старое место службы в житомирский авиаполк на должность командира отряда, затем его переводят в помощники командира полка и, наконец, назначают на должность комполка. По окончании в 1939-ом году Высших авиационных курсов по повышению квалификации офицерского состава Федорова определили командиром 17-го авиаполка истребителей в Великих Луках. Уже летом 1940-го года Федоров прикомандирован к горьковскому авиазаводу №21 в качестве летчика-испытателя, а в ноябре того же года его направляют в Китай, в Урумчи. Там силами советских специалистов был построен новый завод по выпуску истребителей И-16, и Иван получил назначение на должность начальника летно-испытательного участка. В мае следующего года случилось несчастье – потерпел крушение один из подчиненных ему пилотов. Федорова сразу же понизили в должности, назначив рядовым испытателем.

В начале войны его вновь направляют в Горький в качестве старшего летчика-испытателя истребителей конструкторского бюро Лавочникова. Здесь Ивану приходиться опробовать истребитель-моноплан ЛаГГ-3 только-только принятый на вооружение. Все рапорты об оправке на фронт командованием авиации отклоняются. И снова проявляется непокорный характер бывшего беспризорника. Июльским днем 1942-го года во время полигонных испытаний, совершив три опаснейших трюка – три петли Нестерова под мостом над Окой, закрутив на прощание «бочку» над аэродромом, он направляет свой самолет в сторону Калинина, где располагался штаб 3-ей воздушной армии Михаила Громова. По пути на аэродроме Монино Федоров под дулом незаряженного пистолета заставил бойца бензовоза заправить его ЛаГГ-3 и продолжил свой рискованный путь на фронт. Сел Иван прямо у КП, там уже находились и сам Громов, и его соратники Георгий Байдуков и Андрей Юмашев, хорошо известные в стране по удачным полярным перелетам.

Командарм не сдал старого товарища по довоенной испытательной работе и даже назначил своим заместителем по обучению технике пилотирования. В Горький Федоров вернулся еще раз, за своей женой Аней, тоже летчицей, освоившей азы летного дела под руководством будущего мужа. Громов разрешил слетать за ней на двухместном ЯК-7. Анна Артемьевна участвовала в воздушных сражениях, на ее счету числится три сбитых фашиста. Однако в 1943-ем году ее самолет был подбит, а она сама, раненная в ногу, смогла выпрыгнуть с парашютом. После этого она несколько лет провела на больничных койках и больше уже никогда не летала.

Командующий никогда не жалел о своем выборе. Федоров был отважным пилотом, летал мастерски и уже через несколько дней пребывания у Громова на своем ЛаГГ-3 завалил, как говаривали фронтовые пилоты, бомбардировщик «Юнкерс», экипаж которого, спустившийся на парашютах, был взят в плен. Всего в небе над Ржевом за август и сентябрь он сбил три самолета противника. Вот тогда-то и произошла самая, пожалуй, знаменитая в его биографии история с летчиками-штрафниками.

28-го июля 1942-го года Сталин издает свой приказ №227, суть которого сводится к одному – драться до последнего, ни шагу назад! На основании этого приказа возникли печально знаменитые штрафные батальоны и роты, куда направлялись провинившиеся бойцы и офицеры. Вину свою, настоящую или мнимую, они искупали кровью. Штрафников чаще всего бросали в лобовые атаки, на взятие хорошо укрепленных позиций врага. После таких атак из нескольких сотен человек в живых нередко оставалось лишь несколько «счастливчиков».

О создании подобных штрафбатов в авиации в приказе ничего не говорилось, тем не менее, командарм Михаил Громов сознательно пошел на формирование таких частей. Он обратился к командующему Калининского фронта Коневу, предложив сформировать «специальную группу из опытных летчиков», которым по тем или иным причинам грозил штрафбат. Вопрос был очень скользкий, и даже Конев не мог его решить самостоятельно. С идеей Громова он обратился на самый «верх» и вскоре получил добро. Вероятно, это решение исходило от самого Сталина. Но и в этом случае подтверждающие документы в архивах обнаружены не были. Как бы там ни было, во второй половине августа в армию Громова начали прибывать пилоты с однообразной формулировкой в предписании: «Направляется в группу истребителей-штрафников». Число «прикомандированных» летчиков вскоре составило штатное количество авиаполка.

Громову было необходимо найти командира для проштрафившихся воздушных бойцов. Многие лучшие асы отказывались от такой «чести», не доверяя штрафникам, боясь очереди «в спину» от будущих подчиненных. Видя затруднительное положение командарма, майор Федоров сам предложил свою кандидатуру. Поначалу Громов не хотел назначать его, но видя безвыходность ситуации, согласился. Федоров получил всего две недели на формирование полка и полную власть над жизнью и смертью штрафников. Командарм наделил его правом расстреливать людей без суда и следствия. На вооружение части были выделены истребители ЯК-1 и более современные ЯК-7. Штаб армии, кроме того, повысил зарплату летчиков-штрафников.
Как рассказывал сам Иван Евграфович, он никогда не интересовался, за что его подопечные загремели в штрафники. Не до этого было, да и не любил боевой пилот рыться в личных делах. Лишь впоследствии он случайно узнавал «провинности» некоторых из них. Кто-то под горячую руку расстрелял своего ведомого, трижды оставившего своего ведущего без прикрытия. Кто-то, наоборот, потерял своего ведущего в бою. Нередки были случаи, когда штабное начальство или особисты, рьяно не возлюбившие конкретного человека, отправляли его в штрафники по любому подвернувшемуся поводу. Например, хорошо известна печальная история с легендарным Покрышкиным, вступившим в конфликт с вышестоящими начальниками, равнодушно и даже халатно отнесшихся к похоронам его погибшего товарища. Тогда Покрышкина исключили из партии и отдали под суд, но все обошлось. Многие пилоты оказывались виноватыми лишь за то, что, будучи сбитыми над вражеской территорией, попадали в немецкий плен. После возвращения на родину боевых летчиков ожидали в пехотных штрафбатах, где им грозила неминуемая гибель.

Однако немалое число авиаторов попадало к Федорову за хулиганство или даже за уголовщину. В частности, у него служили трое друзей, бросивших нерадивого повара в котел с горячей водой, в котором тот и сварился. Один из молодых летчиков из ревности застрелил свою подругу, после чего сам пошел сдаваться особистам. А несколько пилотов в состоянии алкогольного опьянения выбросили с балкона девушку лишь за то, что та отказала в танце одному из них. Нет, это были отнюдь не ангелы, молодые ребята на юность и молодость которых свалилась непомерная смертельно-кровавая круговерть того времени.

Вообще о лётчиках-штрафниках очень мало упоминается в трудах военных историков. Вопросы касательно них остаются до конца не проясненными и по сей день. Среди фронтовиков преобладало мнение, что групп истребителей-штрафников вовсе не существовало, а пилотов просто переводили в штурмовые полки, где они в качестве стрелков-радистов летали на ИЛ-2. Поскольку в задней кабине, где сидел стрелок, отсутствовала броневая защита, то они часто гибли от пуль немецких истребителей. Это распространенное суждение опиралось на реальную практику тех лет. Действительно, командиры авиаподразделений имели и пользовались правом наказывать провинившихся, посылая их в качестве стрелков-радистов в штурмовую авиацию на какое-то число вылетов. Отлетав положенное количество, проштрафившиеся (но никак ни штрафники) офицеры возвращались в свои «родные» подразделения.
Однако все, что касается Федоровского авиаотряда, существовало на самом деле. Как было и то, что о них строго-настрого запрещалось говорить «посторонним». Все и старались молчать. Именно этим объясняется отсутствие упоминаний о штрафниках в официально изданных мемуарах М. Громова. Никогда об этом не рассказывали и другие ветераны 3-ей воздушной армии. Но вот в личном деле летчика И.Е. Федорова, так и записано: «Командир группы летчиков-штрафников». А все личные дела тогда проходили под грифом «секретно».

Выписка из наградного листа, найденного в Центральном архиве Министерства обороны, не оставляет никаких сомнений. В характеристике, выданной зимой 1943-го года за подписями генералов Ерлыкина и Руденко, написано следующее: «В Отечественной войне полковник И.Е. Федоров участвует непрерывно с 27.07.1942-го года. За этот период он участвовал в боях в должности старшего инструктора по технике пилотирования 3-ей Воздушной армии и по совместительству командовал группой штрафников летного состава (выделено автором). За период командования группы штрафников лично произвел восемьдесят четыре боевых вылета».

В составе 3-ей громовской армии Иван со своими штрафниками дрался на Калининском и Центральном фронтах. За время проведения Ржевско-Сычевской операции его полк записал на свой счет сто тридцать подбитых немецких самолетов. Сам И.Е. Федоров вспоминал, что подчиненные ему штрафники отчаянно дрались не за ордена и медали, а лишь за возможность вновь вернуться в свои родные полки. По его словам, летчик-штрафник, чтобы заслужить такое возвращение, должен был сбить минимум десять фашистских самолетов. Напомню, что к звезде Героя представляли летчиков, уничтоживших не менее двенадцати самолетов противника.

Чтобы закончить историю со штрафниками остается сообщить, что через два месяца после создания этой авиагруппы по представлению Федорова, подписанного командующим Калининским фронтом Коневым, летчики-штрафники были откомандированы в родные части. Четверо из них были представлены к званию Героя Советского Союза, остальные были отмечены орденами и медалями, получили очередные воинские звания. Успешное командование подразделением не осталось незамеченным, Федоров в апреле 1943-го года после окончания курсов начальствующего состава был назначен командиром 256-ой дивизии истребителей на том же Калининском фронте. В должности комдива он продолжал воевать на Центральном и Белорусском фронтах. В январе 1944-го года комкор Н. Жильцов во второй раз подписал характеристику на представление Федорова к звезде Героя. Однако командующий 16-ой Воздушной армии генерал Руденко (будущий маршал авиации Советского Союза), в составе которой тогда воевала дивизия Федорова, в рапорте на имя Главного маршала авиации А.А. Новикова обвинил летчика в «вымогательстве наград», приписках лишних сбитых самолетов и попросил о снятии Федорова с должности комдива с последующим понижением. Назначенный на смену Жильцову новый командир корпуса Е. Ерлыкин оперативно обнаружил массу недочетов в боевой работе дивизии Федорова и отстранил того с занимаемой должности. Так во второй раз звезда не нашла своего Героя.

С июня 1944-го года и до конца войны Иван служил в должности замкомдива в составе 3-го Прибалтийского и 2-го Белорусского фронтов. Он прошел с боями Белоруссию, Прибалтику, Польшу, Восточную Пруссию и Германию. Был неоднократно ранен. По официальным данным в период пребывания на фронте полковник И.Е. Федоров совершил сто двадцать боевых вылетов, лично сбил семнадцать самолетов противника (из которых семь истребителей и десять бомбардировщиков) и два в составе группы. Эти цифры больше всего соответствуют реальности, хотя у многих исследователей и вызывают очень сильные сомнения, учитывая более чем трехлетнее пребывание Федорова на фронте. Даже если не считать нелетных дней, лечения от полученных ранений, то все равно концы не сходятся. Ведь еще в 1943-ем году генералами Ерлыкиным и Руденко было подписано представление к награждению Федорова орденом Отечественной войны 1-ой степени, в котором указывалось число боевых вылетов совершенных им лично за неполные три месяца – восемьдесят четыре. Таким образом, получается, что за оставшиеся два с лишним года войны боевой пилот взлетел всего лишь тридцать шесть раз. Принимая во внимание его участие в одном только Курском сражении, когда советские пилоты впервые захватили господство в воздухе, то этим цифрам верить никак нельзя. В архивных документах стоят бесстрастные цифры – по три-четыре вылета в день. Именно столько, а нередко и больше, делали советские пилоты во время Курско-Орловской операции. Фронтовик имеет право приукрасить, преувеличить свои рассказы о войне. Исследователь такого права лишен начисто, особенно когда преуменьшаются действительные заслуги.

А вот наградами аса командование действительно не баловало. И хотя на его груди висели ордена Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1-ой степени, орден Отечественной войны 2-ой степени, орден Красной Звезды и три Боевого Красного Знамени (из которых первые два он получил в Испании), все равно по сравнению с «иконостасами» других фронтовых пилотов Иван Евграфович выглядел весьма скромно. Но говоря словами Твардовского «Я б мечтал не ради славы...».

После войны лихой пилот возвращается в конструкторское бюро Лавочника, кстати, по личной просьбе самого гениального разработчика. Он испытывает новые типы самолетов, в том числе первые отечественные реактивные аппараты. Федоров первым выполнил полет на Ла-160 с треугольно-стреловидным крылом, одним из первых был вынужден на практике испытать катапультирование и опять же первым превысил звуковой барьер на истребителе Ла-176. Скрупулезный Лавочкин после доклада об этом испытании, как настоящий ученый приказал опыт повторить, измерительные приборы заменить и лишь тогда зафиксировать скорость. В повторный эксперимент по преодолению скорости звука вылетел Олег Соколовский, который официально и является первым летчиком, преодолевшим скорость звука. Также Иван Евграфович испытывал Ла-150, Ла-150Ф, Ла-150М, Ла-154, Ла-156 и Ла-174ТК. В 1948-ом году состоялось, наконец, давно заслуженное награждение Федорова звездой Героя Советского Союза одновременно с вручением ему ордена Ленина. С 1949-го по 1950-ый год он работал лётчиком-испытателем 1 класса в ОКБ-1 в городе Дубна. Поднял в небо опытный самолёт немецких конструкторов «140-Р». С 1950-го по 1954-ый годы испытывал различную новую технику научно-исследовательского института самолётного оборудования на Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ил-12, Ту-2 и Ил-28. Всего Федоров поднимал в воздух 284 различных летательных аппарата.

Один из лучших летчиков-испытателей нашей страны, полковник Федоров летал до 2 марта 1954-го года, в этот день он, сорокалетний, но по-прежнему крепкий духом и телом, ушел в запас из Вооруженных сил. Его ждали еще пятьдесят семь лет жизни полной работы. «Гражданку» он начал в журнале «Международная жизнь», потом перешел в Управление делами Министерства иностранных дел. Был сотрудником дипломатической миссии в Тунисе, по возвращении из которой продолжил работу в МИДе. На пенсию вышел в 1974-ом году. Скончался в Москве 12 февраля 2011-го года, чуть-чуть не дожив до своего 97-летия.

Источники информации:
-http://airaces.narod.ru/spane/fedorov.htm
-http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/695/
-http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=414
-http://ru.wikipedia.org/wiki/

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Биография

Ранние годы

Военная служба

После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Фёдоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО . За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком. С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе 17-й истребительной авиабригады ВВС Калининского ВО . 21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, но вернулся в строй. С мая 1940 года исполнял должность летчика-испытателя на авиазаводе № 21 в город Горький .

26 июля перевелся на должность старшего инспектора по технике пилотирования управления 3-й воздушной армии Калининского фронта . В период с 12 августа по 7 сентября 1942 года одновременно командовал группой лётчиков-штрафников , затем исполнял должность командира 157-го истребительного авиационного полка этой воздушной армии. В этих должностях участвовал в Ржевско-Сычевской и Великолукской наступательных операциях. 23 сентября 1942 года в одиночку над аэродромом Бошарово вел воздушный бой против 24 самолетов противника (18 Ю-88 и 6 Ме-109), в котором сбил 1 и подбил 2 самолета противника (все три - Ю-88).В сентябре 1942 года ранен в лицо и ноги. 27 декабря 1942 года Фёдоров назначен заместителем командира 256-й истребительной авиадивизии . В марте 1943 года участвовал с ней в Ржевско-Вяземской наступательной операции .

Приказом ВС Калининского фронта № 21 от 05.01.1943 майор Фёдоров награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 82 боевых вылета, 6 воздушных боев, 5 подбитых и 6 сбитых самолетов противника: 3 Ю-88 и 3 Ме-109 (1 в группе и 5 - лично).

03.11.1944 награждён медалью «За боевые заслуги».

С 25 ноября 1944 года дивизия входила в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта и участвовала в Восточно-Прусской , Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях . Награждён медалью «За победу над Германией» (09.05.1945).

Приказом ВС 2-го Белорусского фронта № 670/н от 06.06.1945 награждён орденом Отечественной войны 1-й степени за 12 боевых вылета, 2 воздушных боя, в одном из них (25.04.1945 года) сбил 2 самолета противника (ФВ-190), а также - по совокупности за 112 боевых вылета и 11 сбитых самолета противника лично с начала войны. Командиром дивизии полковником Додоновым вновь в наградном листе упоминается излишнее хвастовство Федорова.

Награждён медалями «За освобождение Варшавы» (09.06.1945), «За взятие Берлина» (09.06.1945).

После войны

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).

04.08.1948 награждён орденом Красного Знамени.

В 1949-1950 годах был лётчиком - испытателем ОКБ-1, располагавшегося в городе Дубна Московской области. В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов «140-Р». В 1950-1954 годах был лётчиком - испытателем Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28. Лётчик-испытатель 1-го класса. В 1949 г. награждён орденом Красного Знамени.

В 1955-1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956-1960 годах - ответственный референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 - сотрудник посольства СССР в Тунисе , до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР . Жил в Москве .

Также в период с августа по сентябрь 1942 г. на Калининском фронте лично сбил 1 Ме-109 и 1 До-215; с февраля по май 1944 г. на 1-м Белорусском фронте сбил 1 Ю-88 лично и 1 Ме-109 в группе (точные даты не установлены).

Всего сбитых самолётов - 13 + 1
Боевых вылетов - 264.

Память

Спорные моменты биографии Фёдорова

Сверхсекретный супер-ас

В книге В. К. Шморгуна «Красный сокол. Сверхсекретный супер-ас истребительной авиации» (художественно-исторический роман) - М.: Голос-Пресс, 2005. - 256 с. / Тираж 1000 экз. ISBN 5-7117-0081-2 в Части 2. Глава 1, на стр. 58 пишется:

« В группу из четырёх тайных агентов, отплывающих на пароходе „Кооператив“, кроме Ивана Федорова, вошли Рычагов, Пумпур, Якушин.».

В наиболее полной монографии по участию советских летчиков-добровольцев в гражданской войне в Испании авторства Абросова «В небе Испании. 1936-1939 годы. О советских летчиках-истребителях, воевавших в Испании» (2003) написано следующее…

В Приложении 1 «Советские летчики-истребители, направленные в спецкомандировку в Испанию» читаем:

«Рычагов Павел Васильевич. В Испании с 20.10.36 по 6.02.37» стр. 342;

«Федоров Иван Евграфович. В Испании с 31.05.37 по 28.01.38» стр. 346;

«Якушин Михаил Нестерович. В Испании с 31.05.37 по 15.11.37» стр. 348.

В Приложении 3 «Летчики и авиационные советники, удостоенные за бои в Испании звания Героя Советского Союза» (стр. 351) читаем:

«Пумпур Пётр Иванович. В Испании с 09.36 по 11.05.37»

Таким образом, И. Е. Фёдоров в Испании с П. И. Пумпуром и П. В. Рычаговым в Испании даже не встречался…

После выхода на экраны фильма «Старик и небо» последовал ряд критических публикаций [ ] , вызванных озвученными самим Фёдоровым фактами якобы из своей биографии.

Например, по словам Фёдорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Фёдорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле . При этом Фёдоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Фёдорову также пришлось уйти.

После того, как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца якобы сбил 18 немецких самолётов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943 года он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого, с лета 1942 до весны 1943 года, Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И. В. Сталина.

Также по словам Фёдорова, он якобы принимал участие в Корейской войне , а во всех военных конфликтах, в которых участвовал, одержал аж 134 воздушные победы .

Однако имеются свидетельства, что далеко не всё, сообщённое Фёдоровым, является истиной.

К самому Федорову неприязненно относились: конструктор А. Яковлев , командарм-16 -

Родился 23 февраля 1914 года в городе Харьков (Украина) в семье рабочего. Русский. С 1918 года жил в Луганске. В 1921-1927 годах беспризорничал. Окончил 5 классов в 1928 году, а в 1929 году Луганскую лётно-планёрную школу Осовиахима. Работал слесарем-инструментальщиком, машинистом маневрового паровоза на паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции в Луганске. В 1930 году окончил вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, а в 1931 году - школу ФЗУ.
Учился в Луганском педагогическом институте, но прервал обучение, в связи с призывом в армию.
21 февраля 1932 года был призван в Красную Армию.
Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов в 1932 году.
В звании лейтенанта командовал звеном в 35-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года, был пилотом истребителя И-16.
Имел псевдонимы «Хуан» и «Капитан Жан» (или «Жуан»).
21 августа 1937 года получил легкие ранения лица и руки в аварии при посадке, но вскоре продолжал вылетать на боевые задания.

«…Мы сидели в кругу летчиков и говорили о мужестве, бесстрашии, героизме.
- Маневры были в том году очень сложные, - начал свой рассказ 24-летний летчик Н-ской авиачасти Иван Евграфович Федоров. - В них участвовали большими массами все виды оружия. Меня и еще одного товарища прикомандировали к эскадрилье бомбардировщиков, которая разместилась на небольшом аэродроме недалеко от моря. На рассвете неожиданно пришло известие, что группа бомбардировщиков «противника» направляется бомбить наш аэродром. Мы взлетели навстречу «неприятельской» эскадрилье и быстро набрали высоту. После недолгого полета я заметил внизу автомашину. Фары ее тускло блестели. Она двигалась в сторону нашего аэродрома. Но почему фары так широко расставлены у этого автомобиля? - мелькнула мысль. Нет, это не автомобиль, а самолет, и решение возникло молниеносно.
Самолет «противника» шел вдоль моря. Я знал, что скоро начнется открытое пространство, на котором можно будет дать «бой». На это пространство мы вылетели одновременно. Но я был выше самолета «противника», и преимущество было за мной. Я сверху атаковал «вражеский» самолет и вскоре заставил его снизиться. Покончив с одним, я пустился на поиск остальных.
Где их искать? Пилоты «противника», конечно, давно меня заметили, и теперь будут стараться, во что бы то ни стало сбить. Я решил обмануть «противника» и уйти к морю. - Не подумают же они, - сказал я себе, - что сухопутный истребитель рискнет уйти в море.
Несколько минут я кружился и вдруг увидел на воде тень. Она то останавливалась, то быстро передвигалась по воде. «Вражеский» самолет был где-то близко. Я решил атаковать его, зайдя ему в хвост. Нападение было совершенно неожиданно. Пулеметы работали безотказно…
Посредники зафиксировали в эту ночь два «сбитых» мною самолета…»
(Из газеты «Правда», 19 августа 1938 года)

Всего в Испании произвел более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолета.
В 1939 году окончил Высшие офицерские авиационные курсы в Липецке, и с 1940 года стал работать летчиком-испытателем.
С ноября 1940 года по февраль 1942 года был в Китае начальником лётно-испытательной станции и лётчиком-испытателем авиационного завода № 600. В мае 1941 года, после катастрофы и гибели одного из лётчиков, был понижен в должности до рядового заводского лётчика.
После возвращения из Китая работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе № 21 в Горьком, испытывал серийные истребители ЛаГГ-3.
С апреля по май 1942 года был на должности командира 148-й истребительной авиационной дивизии ПВО.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 23 июня (27 июля) 1942 года. Воевал на Калининском фронте, был старшим инспектором-летчиком по технике пилотирования 3-й Воздушной армии. Командовал отдельной штрафной эскадрильей, а с сентября по декабрь 1942 года - 157-м истребительным авиационным полком.
23 сентября 1942 года в воздушном бою был легко ранен в ногу, и на сильно поврежденном самолете Як-7 произвел благополучную посадку на своем аэродроме.
27 сентября 1942 года в воздушном бою был сбит, получил ранения лица и ног.
С декабря 1942 года (января) по апрель 1943 года командовал 256-й истребительной авиационной дивизией, а с апреля по июнь 1943 года был командиром 273-й истребительной авиационной дивизии.
28 мая 1943 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
Воевал на Центральном фронте, участвовал в Курской битве, во время которой произвел 10 боевых вылетов.
К ноябрю 1943 года имел общий налет 4.700 часов.
С ноября 1943 года (июня 1944 года) был заместителем командира 269-й истребительной авиационной дивизии. Принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики и Польши, воевал на 3-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронте, участвовал в боях над Восточной Пруссией и Германией.
Летал почти на всех типах отечественных и многих иностранных истребителей.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 114 боевых вылетов, в том числе на Як-7 – 84, на Як-9 – 29, на Ла-5 – 1, участвовал в 16 воздушных боях, сбил 12 самолетов (11 лично и 1 в группе).
По другим данным совершил 120 боевых вылетов, провел 20 воздушных боев, лично сбил 17 самолетов.
После окончания войны продолжал службу в авиации, с 1 октября 1945 года снова стал летчиком-испытателем и работал в ОКБ С. А. Лавочкина. В числе первых начал испытывать реактивные истребители, в 1947 году провел испытания истребителя со стреловидным крылом Ла-160, в 1948 году при испытаниях самолета Ла-168 первым в стране достиг околозвуковой скорости.
Всего испытал 284 самолета.
2 марта 1954 года в звании полковника уволился в запас.
В 1955-1956 годах работал в редакции журнала Международная жизнь, в 1956-1960 годах - ответственным референтом спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960-1963 годах был сотрудником посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР.
Жил в городе Москва (Россия).
Умер 12 февраля 2011 года. Похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро-Фоминского района Московской области Россия.

Список известных воздушных побед И. Е. Федорова:
00.00.1937 2 Савойя-79 Картахена лично
12.07.1942 1/гр. Ме-109 Белый в составе группы
00.08.1942 1 До-215 Ржев лично
22.09.1942 1 Ю-88 Бошарово лично
23.09.1942 1 Ю-88 Бошарово лично
25.09.1942 1 Ме-109 Ржев лично
26.09.1942 1 Ю-88 Бошарово (Ржев) лично
26.09.1942 1 Ме-109 Бошарово лично
27.09.1942 1 Ю-88 Ржев лично
27.09.1942 1 Ме-109 Ржев лично
02-05.1944 1 Ю-88 Белоруссия лично
02-05.1944 1/гр. Ме-109 Белоруссия в составе группы
25.04.1945 1 ФВ-190 Пренцлау лично
25.04.1945 1 ФВ-190 Битиков лично

5 марта 1948 года за выдающееся лётное мастерство, проявленное при испытании новых типов самолётов, и за освоение высоких скоростей полета, И. Е. Федорову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 8303).

Награжден орденом Ленина** (05.03.1948), четырьмя орденами Красного Знамени (28.10.1937, 02.03.1938, 04.08.1948, 13.06.1952), орденом Александра Невского (16.12.1943), четырьмя орденами Отечественной войны 1-й степени (05.01.1943, 06.06.1945, 20.09.1947, 06.11.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (14.10.1944), орденом Красной Звезды (30.04.1947), медалями «ХХ лет РККА» (1938), «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и многими другими.

Примечание:
* К сожалению, И. Е. Федоров, в силу своего характера, всегда был склонен к преувеличению своих заслуг. Так, по его утверждению, он в Испании совершил 286 боевых вылетов, участвовал в 36 воздушных боях и сбил 24 самолета (11 лично и 13 в группе), а также совершил 2 воздушных тарана: 18 июня над Мадридом и 21 июля (или августа) над Гвадалахарой. Ещё 2 японских самолета он приписывает себе за время пребывания в Китае, а 96 (!) сбитых самолетов (лично 49 и в группе 47 самолетов) и несколько воздушных таранов - за время Великой Отечественной войны. Совершенно завравшись, он заявляет, что участвовал также в боях на реке Халхин-Гол, в советско-финляндской войне и даже в корейской войне, в которой сбил 7 американских самолетов. Всего, по его утверждению, во всех войнах он сбил 135 самолетов, в том числе 9 - в одном бою, а 7 самолетов сбил тараном. На «счету» Федорова множество и других фантастических историй, в том числе награждение его высшей наградой Испании «Лавры Мадрида», а также награждение его немецким Рыцарским крестом, якобы, врученным ему лично…Гитлером! Остается сожалеть, что многие журналисты, писатели и историки в своих многочисленных публикациях последних лет о «засекреченном асе» и «красном драконе» Федорове, с наивностью простаков, бездумно распространяют откровенную ложь человека, позорящего высокое звание Героя Советского Союза.
** Орден имел порядковый № 68028.

Большую часть своих подвигов летчик-ас попросту выдумал

В канун Дня защитника Отечества на 96-м году жизни скончался Герой Советского Союза Иван Евграфович ФЕДОРОВ. Жизнь летчика достойна авантюрного романа. А он сам может поспорить с бароном Мюнхгаузеном.

Первого своего «немца» Иван Федоров завалил в небе Испании 17 июня 1937 года. По его словам, в период гражданской войны он сбил 24 самолета, причем два таранил.

Испанцы называли меня Диабло Рохо (Красный Дьявол. - П. С. ), а Долорес Ибаррури подарила трехэтажную виллу, - вспоминает о своих подвигах Иван Евграфович.

А всего на боевом счету аса в разных сражениях 134 машины врага. Иногда Федоров «повышал градус» до 148 самолетов. С такими показателями впору поспорить с двумя главными нашими воздушными снайперами трижды Героями Советского Союза Кожедубом и Покрышкиным . Вот только слова фронтовика сильно расходятся с официальными данными. Скажем, генерал Борис Смирнов и старший военный советник по авиации Яков Смушкевич (легендарный генерал Дуглас), командовавший в Испании нашими летчиками, о Федорове даже не упоминают.

Всех сбивал дважды

Нет доверия и версии летчика, почему за военные подвиги он не получил Звезду Героя. Якобы во время банкета в Кремле по случаю вручения награды он затеял драку и представление на награждение было отозвано. Вот как было на самом деле.

Имея личную нескромность и пристрастие к правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. Федоров стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги… В результате настоятельных требований полковника Федорова командиром 6 ИАК был представлен наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза полковнику Федорову. При рассмотрении наградного материала в январе 1944 года в представлении мною было отказано… Изучая справки о сбитых самолетах противника, я выяснил, что полковник Федоров проявил исключительную нечестность и очковтирательство, приписав себе дважды одни и те же самолеты, - указано в официальном документе за подписью командующего 16 ВА генерал-лейтенанта С. И. Руденко .

По словам известного летчика-испытателя Марка Галлая , не один год знавшего Ивана Евграфовича, он имел славу неистощимого фантазера. С этой оценкой согласен и генерал-лейтенант Степан Микоян .

Так что же, Иван Федоров - вовсе даже не герой, а стопроцентный врун и мистификатор? Нет, летчик действительно воевал, фашистов сбивал, причем командовал не кем-нибудь, а штрафниками, не раз был ранен. И Героя Советского Союза получил честно. Правда, не за подвиги на фронтах. Уже в мирном 1948 году высшей награды Родины он был удостоен за испытания новой техники - первым на истребителе Ла-168 достиг скорости 1000 км/ч.

Только факт

* Первым самолетом, который сбил в начале Великой Отечественной войны трижды Герой Советсвого Союза Александр Покрышкин, стал… советский легкий бомбардировщик Су-2. Ас совершил роковую ошибку.

* В 1945 году легендарный летчик Иван Кожедуб, на счету которого было уже 62 фашистских стервятника, сбил два американских «мустанга». Союзники по ошибке атаковали нашего аса.