История марки Jeep. Смотреть что такое "Jeep" в других словарях Джип кто производитель

Днем рождения марки принято считать 23 июля 1941 года – в этот день военное ведомство США подписало контракт с компанией Willys-Overland о начале производства армейских автомобилей повышенной проходимости. Но вопреки расхожему мнению современный Jeep обязан своему появлению малоизвестной компании Bantam.

Непризнанный родоначальник

История создания автомобилей Jeep берет свое начало с самых первых Виллисов. Началось все в мае 1940 года, когда Технический комитет Вооруженных Сил США объявил о тендере на создание и выпуск опытной серии легких армейских внедорожников. Условия контракта были жесткими: после выдачи техзадания сдача опытных образцов должна была произойти уже через 49 суток, а в течение следующего месяца нужно было предоставить еще 70 машин для углубленного тестирования. Даже в современных условиях такие сроки кажутся невероятными! Не менее сложными кажутся требования к самому автомобилю: внедорожник с полным приводом и понижающей передачей должен обладать грузоподъемностью минимум 270 кг, быть не выше 92 см, колесная база и ширина не больше 2,062 м и 1,194 м, а его снаряженная масса при этом не должна превышать 590 кг! Немудрено, что из 135 компаний интерес проявили только две: American Bantam и Willys-Overland.

Получив условия тендера, президент компании "Bantam" Френсис Фенн решил обратиться к одному из лучших автомобильных инженеров - Карлу Пробсту. Зная о бедственном состоянии компании, Пробст хотел отказаться, но Френсису Фенну каким-то образом удалось его уговорить. В то время как в Willys обрисовали только сроки исполнения и сумму контракта, Bantam уже подготовили все необходимые документы, а опытный образец внедорожника был готов точно по графику.

Результаты испытаний выявили более 20 деффектов, но, тем не менее, внедорожник командованию понравился. В компании учли пожелания и уже приготовились к выпуску 70 серийных автомобилей. Но военное командование решило подстраховаться: сомневаясь в возможностях маленькой фирмы, всю техническую документацию модели Bantam BRC они передали еще не подготовившему свой прототип Виллису, а также привлеченному со стороны Форду. Естественно, Карл Пробст был против: созданный с таким трудом автомобиль, был буквально подарен конкурентам. Не помогли и долгие судебные разбирательства: после подписания контракта право интеллектуальной собственности на прототип переходило военным. И здесь сложно кого-то винить: «на войне как на войне».

Передача эстафеты

Чертежи Bantam сильно облегчили задачу конкурсантам: через полтора месяца Willys, а затем и Ford представили собственные модели Quad и Pygmy. Вездеходы хоть и повторяли конструкцию Bantam, но все же отличались. Испытания всех трех моделей закончились победой Willys, главным преимуществом которого был мощный двигатель (60 л.с. против 45 у Bantam BRC-60). Для окончательного решения каждая из компаний получила заказ на выпуск 1500 вездеходов, что никак не сказалось на судьбе Bantam. Выпустив в общей сложности чуть меньше 2 700 вездеходов и получив крошечный заказ Минобороны на производство прицепов, фирма исчезла, еле дотянув до конца войны. Два других «джипа» были более успешны: за время войны в Willys произвели 335551 моделей MB, а Ford GPW разошелся тиражом в количестве 277896 штук.

Как вы уже успели заметить, о торговой марке «Jeep» речи тогда еще не шло. Откуда же взялось это название? «Джипами» вездеходы Willys и Ford начали называть задолго до самой регистрации бренда «Jeep». Об истории возникновения этого славного имени, о котором ходит множество легенд, можно прочитать в отдельной статье «Jeep. История названия».

40- 50-е годы. Рождение «гражданских джипов»

По окончанию войны стало понятно, что подобные вездеходы будут востребованы не только в армии, но и в гражданском обществе. Поэтому компания Willys Overland уже в 1944 году приступила к созданию гражданских версий внедорожника, создав прототип CJ1A (CJ означает «Civilian Jeep» - гражданский джип). Опытный образец был основан на базе военного Willys MB и не очень-то от него отличался: откидной задний борт, бампера и тент гражданского образца. Вот, пожалуй, и все отличия. Серийная модель CJ-2A с небольшими изменениями была выпущена уже в 1945 году. Позже в 1946 году на этой же базе был выпущен Station Wagon, который продержался на конвейере до 1965 года. Это был первый в истории марки автомобиль, получивший цельнометаллический кузов универсал. Wagon можно считать одним из первых автомобилей класса SUV, совмещающий в себе практичность, неплохую проходимость и достойный уровень комфорта.

Любопытно, что в послевоенные годы автомобили выпускались все еще с логотипом Willys: по использованию названия «Jeep» компания все еще вела судебный процесс с «American Bantam Car». Не имея особых шансов на победу, Bantam пришлось сдаться, так и не осуществив идею массового выпуска внедорожников. Официально же торговая марка Jeep была зарегистрирована 30 июня 1950 года компанией Willys-Overland, которая через три года переименовалась в Willys Motors. В том же, 1953 году, Willys была куплена компанией Kaiser-Fraizer, а после переименована в Kaiser Jeep.

После прихода нового руководства в 1954 году появилась гражданская версия военного Jeep M38A1 - CJ5, а модель M170 получила индекс CJ6, позиционировавшаяся как доступный пикап. За счет увеличившихся размеров внедорожник стал значительно устойчивее и комфортнее, а вскоре завоевал популярность во всем мире – другие марки нередко брали его за точку отсчета при создании собственных внедорожников. С периодическими модернизациями он продержался на конвейере до 1983 года. Однако в 1961 году у этого «джипа» появился опасный конкурент: International Scout был просторнее, мощнее и комфортнее. В срочном порядке в Kaiser Jeep приступили к созданию внедорожника абсолютно нового класса.

60-е. Другие приоритеты

Новый Wagoneer установил новые стандарты в своем классе, сочетая в себе несовместимые до сих пор качества: комфорт и мощь седана бизнес-класса, проходимость внедорожника и практичность универсала. Это был один из первых полноприводных автомобилей, который оснащался автоматической коробкой передач и кондиционером: близкий по духу Range Rover появился только через 7 лет. Это десятилетие также характерно появлением более мощных двигателей: Wagoneer получил новые V8: «Vigiliante» (250 л.с., 5,4 л) и Buick Dauntless (230 л.с., 5,7 л). А вот более солидный двигатель на CJ5/CJ6 появился только в 1966 году - Buick V6 рабочим объемом 3.7 л (160 л. с.). В том же году, чтобы составить конкуренцию Ford Bronco и International Harvester, на базе серии CJ выпустили Jeepster Commando, включавшую полный спектр кузовов (пикап, кабриолет и универсал). В 1970 модель стала называться просто «Commando» и выпускалась до 1973 года.

Также в эти годы производился малоизвестный пикап Jeep Gladiator, который, в отличие от Commando, выпускался на более крупной платформе Wagoneer. Военные версии обозначались M715 и M725.

70-ые. Смена руководства

В 1970 году Jeep Corporation был приобретен концерном АМС (American Motor Corporation Kaiser). Jeep Wagoneer получил полностью автоматическую трансмиссию с самоблокирующимся межосевым дифференциалом. На внедорожник стали устанавливать двигатели V8 AMC (5,9 л и 6,6 л).

в 1976 году Jeep выпустил CJ7 - седьмое поколение «гражданского джипа», который получил увеличенную колесную базу, съемную жесткую крышу и стальные двери. CJ7 стал оснащаться новой системой полного привода Quadra-Trac, которая была агрегатирована с автоматической трансмиссией.

80-е. Рождение очередных легенд. И снова банкротство…

В связи с энергетическим кризисом, начавшимся в 1979 году, весь американский автопром с характерной него гигантоманией начал стремительно угасать. Упал спрос и на автомобили Jeep: пикапы Gladiator и универсалы Wagoneer из-за высокого расхода топлива стали хуже продаваться. Концерну срочно требовались более компактные автомобили. Помощь пришла со стороны Renault: за время непродолжительного сотрудничества с AMC (1982-1986) французским концерном был разработан один из самых популярных внедорожников 20 века – Jeep Cherokee XJ. Сошедшая с конвейера в 1984 году эта модель не имела ничего общего с 3-дверным Wagoneer Cherokee. Jeep получил несущий кузов frame-in-body (лонжероны рамы сварены с кузовными панелями), что позволило снизить центр тяжести и уменьшить массу: новичок весил менее полутора тонн. Мосты взяли от классического джипа CJ, но подвеску сделали более комфортную. В этом кузове модель просуществовала до 2001 года «Большой» Wagoneer SJ был обновлен в этом же году и, сменив имя на Grand Wagoneer, выпускался до 1991 года.

В 1986 году взамен популярному и неприхотливому CJ7 на свет появился харизматичный Wrangler с индексом YJ. Не менее надежный и проходимый автомобиль стал более комфортным, хотя конструкция осталась прежней: рамный кузов, зависимая рессорная подвеска всех колес, жесткие мосты.

В 1987 году было объявлено о банкротстве American Motor Corporation, а компания Jeep перешла под крыло корпорации Chrysler. Перемен долго ждать не пришлось: первым делом была пересмотрена линейка силовых агрегатов в пользу более мощных моторов. Вместо турбодизеля Renault J8S (2,4 л, 85 л.с.) стал устанавливаться итальянский VM motori (2,5 л, 113 л.с.), а бензиновые моторы отныне были только инжекторные: AMC-150 (2,5 л, 105 л.с.) стал развивать 123 л.с., а двигатель GM-173 V6 (2,8 л, 115 л.с.) из-за плохой репутации был заменен на созданный еще в 1964 году AMC 242 (4 л, 177 л.с.). Этот рядный 6-цилиндровый мотор еще долгое время устанавливался на «джипы». Обновились и раздаточные коробки – автомобили в основном оснащались «раздатками» NP 231 Part Time и NP 242 Full Time.

90-е. Очередной подъем и появление нового флагмана

Угроза местному рынку незаметно подкралась со стороны Японии: быстро среагировав на повышенный спрос к «городским» внедорожникам, японцы предлагали превосходящие по многим параметрам (в том числе по комфорту) автомобили. Янки в долгу не остались: в 1992 году в модельном ряду Jeep появился легендарный Grand Cherokee ZJ. И хотя ZJ был тяжелее Cherokee на 350 кг и длиннее на 32 см, по американским меркам он был сравнительно небольшой. Тем не менее, Grand Cherokee смог завоевать популярность не только у американцев: в период с 1992-го по 1998-ой автомобиль разошелся по миру в количестве 1,5 млн. экземпляров. Его ценили за нестареющий и элегантный дизайн, удобный салон и отличные для своего класса динамические качества и отменную проходимость. Пережив модернизацию в 1996 году, внедорожник выпускался до 1998 года.

Второе поколение Jeep Wrangler TJ было запущено в производство в 1996 году. Помимо изменений в дизайне, наиболее важные изменения затронули ходовую часть: рычажно-пружинная подвеска благоприятно сказалась на комфорте и управляемости, не повредив едва ли не лучшей в классе проходимости.

В 1998 году отделение Jeep, вошло в состав транснационального концерна DaimlerChrysler Corp. В этом же году было представлено следующее поколение Grand Cherokee с индексом WJ. На радость поклонникам марки в WJ использовались проверенные временем решения: зависимые передняя и задняя подвески, надежные двигатели и честная полноприводная трансмиссия с блокировками и демультипликатором.

2000-е. Jeep перебирается на асфальт

Вслед за стремительным распространением всевозможных кроссоверов, появлявшиеся едва ли не у каждого автопроизводителя, марке Jeep был необходим более современный Чероки. Так появился новый Cherokee/Liberty KJ: получивший «игрушечную» внешность, он стал больше похож на Wrangler. Конструкция внедорожника, как в случае и с Grand Cherokee WK, была в корне пересмотрена: кузов стал значительно жестче, передняя подвеска стала независимой, а задний мост был подвешен на двух нижних продольных рычагах и верхней шарнирной трапеции. И надо отдать должное разработчикам: и хотя Cherokee наконец-то обрел легковые повадки и стал более приспособленным к городскому использованию, он не перестал быть неплохим внедорожником. Он сохранил систему полного привода с принудительной блокировкой межосевого дифференциала и отличную геометрическую проходимость. Пожаловаться можно разве что на сократившийся ход подвесок.

Желая наделить легковой управляемостью следующее поколение «Грандов», новый WK, дебютировавший в 2005 году, был оснащен независимой передней подвеской, а задний мост теперь фиксировался на 4-х продольных рычагах и тяге Панара. Пониженный ряд трансмиссии стал доступен только в опциональной системе полного привода Quadra-Drive II, где за блокировку 3-х дифференциалов отвечала электроника. Но с появлением моделей KJ и WK автомобили Jeep уже не пользовались былым спросом. «Джипы» уже не были такими «внедорожными», а своим конкурентам они проигрывали по уровню оснащения и не очень блистали в «асфальтовых» дисциплинах.

Bantam BRC-40 Prototyp (1940). Первым автомобилем Jeep правильнее считать вездеход Bantam, конструкция которого была заложена в Willys и Ford


Модернизированный Bantam BRC-40 (1941)


Ford GPW (1942–45). Форду пришлось отказаться от модели Pygmy и выпускаемой после GP. Преемником стал Ford GPW - практически точная копия Виллиса


Willys Quad (1940) выиграл в конечных испытаниях за счет более мощного мотора


Эволюция Виллисов: первый прототип Willys Quad (1940), серийный МВ (1942-1945), послевоенные M-38 (1950) и М-38 А1 (1955)


Jeep CJ-2A (1945-49) оказался успешным – всего было собрано 214202 экземпляров


Jeep CJ5 (1954-83) один из самых массовых «гражданских джипов» того времени


Создав роскошный Wagoneer (1963-91), Jeep вывел комфорт на новый уровень


Модель 1978 года – одна из очередных модернизаций Jeep Wagoneer


Jeep Gladiator с 1962 по 1988 год выпускался как с полным, так и задним приводом

Разработанный компанией Renault, в первые годы существования Jeep Cherokee XJ (1984-2001) был самой популярной моделью корпорации Chrysler в Европе


Jeep Cherokee подвергся серьезной модернизации лишь в 1997 году: из-за недостаточной жесткости был усилен кузов и повышена его коррозионная стойкость


Одновременно с Jeep Cherokee на этой же базе был выпущен новый Wagoneer (1984-90)


Механическая начинка нового Wrangler YJ (1987-95)была позаимствована у Cherokee


Jeep Grand Cherokee ZJ (1993-98) был верен традициям марки, оставаясь полноценным внедорожником: технически он был близок к более простому Cherokee


Дизайн Jeep Wrangler TJ (1996-2006) стал более дружелюбным, а подвеска – комфортнее


Jeep Grand Cherokee WJ (1999-2004) сохранил зависимую подвеску с неразрезными мостами


Приспособившись к дорогам общего пользования, новый Jeep Cherokee/Liberty KJ (2001-2007) не пользовался такой популярностью, как его предшественник

Новый Grand WK (2005-10) за счет новой ходовой стал более «легковым»


Jeep Wrangler JK (2007-2013) – один из последних «джипов», кто сохранил настоящие внедорожные ценности. С появлением 5-дверной версии Unlimited «Ренглер» наконец-то обзавелся просторным салоном


Grand Cherokee WK2 (2010-2013), построенный на платформе Mercedes-Benz M-Класса смог составить достойную конкуренцию лидерам класса

Rubicon Trail – один из самых сложных внедорожных маршрутов в США. В честь этой трассы частый гость этих мест Jeep Wrangler получил модификацию Rubicon


Jeep Compass (2006-2013). После модернизации в стиле Grand Cherokee WK2 в 2010 году Compass заметно преобразился

Jeep Cherokee KK (2007-2013) по сравнению с поколением KJ конструктивно не сильно изменился

Дизайн нового Jeep Cherokee KL (2013) вызвал немало споров у поклонников марки

Jeep Patriot/Liberty (2007-2013) построен на той же платформе, что Jeep Compass и Dodge Caliber

Американская компания Jeep появилась на небосклоне мирового автомобильного рынка благодаря победе компании Willys-Overland в тендере, организованном армией США на поставку автомобиля общего назначения. Так что 21 Июля 1941 года смело можно считать датой, когда началась история Джип и была основана компании Jeep, давшая имя целому классу внедорожников. В конкурсе также принимали участие образцы полноприводных легких авто для военных от Ford и Bantam.
Первенцем американской компании обеспечившим базу для успешного становления стал Willys MB, выпуск которого за годы Второй мировой войны (1941-1945 годы) превысил 600 тысячный рубеж.

В 1944 году появляется первый «Гражданский джип» - модель CJ-1A (Civilian Jeep).
Дальнейшим развитием моделей для свободной продажи служит появившийся в 1945 году авто с закрытым кузовом универсал - CJ-2A.
Фаэтон Jeepster с двумя дверями расширяет линейку компании в 1948 году.
В 1949 году Willys-Overland запускает в серийное производство полноприводный универсал с «шестеркой» под капотом.
В июне 1950 года была зарегистрирована торговая марка Jeep.

Корпорация Kaiser в 1953 году покупает компанию Willys-Overland, успевшую заслужить мировую известность. Вновь образованная компания получает имя Willys Motors и занимается расширением модельного ряда внедорожников.
В 1962 году компания переименовывается в Kaiser Jeep и в 1963 году выпускает первый полноприводный авто оснащенный автоматической трансмиссией с оригинальным именем Jeep Wagoneer.
В период с 1965 по 1970 годы наращивается выпуск внедорожников. Появляются новые двигатели с существенно увеличившейся мощностью: шестицилиндровый Dauntless - «Бесстрашный» и восьмицилиндровый Vigilent - «Бдительный» 250 л.с. Старт продаж автомобилей Джип - Jeep Super Wagoneer и Jeepster Commando в различных кузовных исполнениях, от фургона до родстера.


Корпорация American Motors в 1970 году покупает компанию Kaiser Jeep. Подразделение AMC занимающееся выпуском джипов получает имя Jeep Corporation и рекламный слоган для своей продукции «Джип - автомобили для приключений вне дороги».
В 1972 году Jeep Wagoneer получает полностью автоматическую трансмиссию с постоянным полным приводом - Quadra-Trac.
Первое поколение Jeep Cherokee увидело свет в 1974 году, сначала полноприводник выпускался с несущим двухдверным кузовом, и только в 1977 году появилась четырехдверная модификация. Cherokee пользовался невероятной популярностью, новинку Джип нужно было заказывать и ждать от трех до шести месяцев.

1977 год ознаменовался выпуском роскошного Wagoneer Limited, авто оснащалось неслыханными для машин многоцелевого назначения кондиционером, кожаным салоном и стереорадиоприемником.
Второе поколение Jeep Cherokee появилось в 1983 году. Американский SUV стал компактнее предшественника и мог похвастать уникальной на то время возможностью оснащаться на выбор двумя типами полноприводной трансмиссии: Command Trac (с выбором режимов ведущих колес «в движении» 4х2 или 4х4) или SelecTrac с постоянным полным приводом.
На рубеже 1985-1986 года в линейке компании появляется джип-пикап Jeep Comanche, ставший родоначальником класса полноприводных пикапов.

American Motors в 1987 году переходит под контроль концерна Chrysler. Начало выпуска Jeep Wrangler с открытой кабиной. Автомобиль является прямым потомком легендарного Willys MB, новинка Джип не растеряла внедорожных качеств и стала комфортной, как Jeep Cherokee.
В 1991 году начат выпуск Jeep Renegade прошедшего глобальную модернизацию.
Первое поколение Jeep Grand Cherokee было представлено на автосалоне в Детройте зимой 1992 года, производство модели начинается в Европе (Грац Австрия).
Новое поколение Jeep Wrangler сменяет на конвейере предшественника в 1997 году.
1998 год можно считать эпохальным для Chrysler, американская корпорация объединяется с Daimler Benz, в результате слияния образуется Daimler-Chrysler. Американцы получают доступ к современным автомобильным технологиям и новым дизельным двигателям, немцы - более широкие возможности на огромном автомобильном рынке Северной Америки.
Второе поколение Jeep Grand Cherokee выпускается с середины 1998 года.
Очередное поколение Jeep Cherokee (Liberty) появилось в 2001 году, через три года модель подверглась обновлению, и в моторном отсеке прописался дизельный двигатель 2.8 VGT CRD.
Третье поколение легендарного Jeep Grand Cherokee появилось в 2005 году. Под капотом новинки устанавливается дизель 3.0 CRD и, на выбор, два бензиновых двигателя: V8 4.7 или HEMI V8 5.7 с продвинутой системой MDS, отключающей половину цилиндров для экономии топлива.

В 2006 году Jeep выпускает первый 7-ми местный внедорожник - Jeep Commander, также дан старт продажам компактного Jeep Compass, построенного на переднеприводной платформе с полностью независимой подвеской. В линейке появляется Grand Cherokee SRT8, внедорожник с динамикой спорт-кара - автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 5 сек.
Новый автомобиль Jeep Wrangler появляется в 2007 году, но не только с 3-мя дверями, добавляется удлиненная 5-ти дверная версия внедорожника. «Развод» Chrysler с Daimler Benz, благодаря которому у американского концерна в наличии остаются платформы, двигатели и трансмиссии немецкого производителя, впоследствии широко применяемые на выпускаемых и проектируемых моделях брендов входящих в Chrysler (Chrysler, Jeep, Dodge).
Новое поколение Jeep Cherokee начинают выпускать в 2008 году.
В 2009 году Chrysler создал с итальянским Fiat стратегический альянс, образовалась компания Chrysler Group LLC, куда в данный момент и входит компания Джип.
Четвертое поколение Jeep Grand Cherokee появилось на рынке в 2010 году, автомобиль построен на платформе 2-ого поколения Mercedes-Benz M-Класса.

Компания Jeep на сегодняшний день представлена в России широкой линейкой внедорожников: Jeep Compass, Jeep Cherokee, Grand Cherokee SRT 8, Jeep Grand Cherokee, Jeep Liberty, Jeep Wrangler и Jeep Wrangler Unlimited.

Jeep создал американский инженер Карл Пробст, сконструировавший в июле 1940 года на фирме American Bantam в рамках тендера американской армии полноприводный автомобиль Bantam BRC грузоподъёмностью «четверть тонны» с открытым кузовом типа Ранебаут. Данная конструкция была потом по настоянию армии доработана.

JEEP- выпускался компанией Ford Motor по технической документации фирмы Willys согласно мобилизационному контракту с правительством США от 10 января 1941 года.

Происхождение слова «джип» вызывает много споров. По наиболее распространённой версии, оно возникло от сокращения GPW (аббревиатура компании Ford Motor, расшифровывалась: G - государственный заказ, Р - автомобиль с колёсной базой до 80 дюймов, W - тип Willys.).

Ещё одна версия такова: по классификации, принятой в Армии США, «Willys MB» попал в категорию автомобилей «Общего назначения» - по-английски «General Purpose» - «дженерал перпоз» (сокращенно джи-пи - gp). Неформальное прозвище Jeep было запущено в широкое обращение американской журналисткой Катариной Хилльер весной 1941 года после испытаний автомобиля Bantam. Оно стало торговой маркой фирмы Willys-Overland в1945 году. Эта аббревиатура непостижимым образом трансформировалась в джей-пи (jp). Так и возникло слово «джип».

История JEEP


JEEP- выпускался компанией Ford Motor по технической документации фирмы Willys согласно мобилизационному контракту с правительством США от 10 января 1941 года. Компании Willys-Overland и Ford Motor Co., в 1941 году получили контракты на поставку Jeep Willys MB и Ford GPW армиям США и её союзников. До конца Второй мировой войны их было выпущено 361,4 и 277,9 тыс. ед., соответственно. Значительные поставки данных однотипных моделей осуществлялись в рамках программы «Ленд-лиз» и в СССР, куда было отправлено свыше 51 тыс. Willys в собранном и разобранном виде.

После окончания войны Willys Overland решила приспособить своё детище к выполнению некоторых гражданских функций. Была подготовлена партия машин. Назвали их просто - CJ (аббревиатура от Civilian Jeep - «гражданский джип»). Эти прототипы послужили базой для создания серийной модели, которая поступила в продажу в августе 1945 года.

Внешне вся «гражданственность» заключалась в наличии откидываемого заднего борта, дворников и крышки бензобака на заднем крыле. На капоте, задней дверце и раме стекла должен был быть логотип Jeep. Однако в первые годы производства, когда компания ещё вела судебные разбирательства с «Американ Бантам Кар» о праве использования названия Jeep машины приходилось изготавливать с логотипом Willys. Но уже в 1950 году компания добилась закрепления за собой этого имени, и 13 июня 1950 года Jeep был зарегистрирован в качестве торговой марки.


В 1946 году Willys стал первым в автоиндустрии, кто предложил своего рода микроавтобус для гражданского использования. Машина имела привод на задние колёса и могла вмещать в себя до семи человек. Скоростные показатели, правда, не блистали - 100 км/ч. А вот представленный в 1949 году полноприводный вариант, по сути, являлся «дедушкой» современного Jeep Grand Cherokee.


Дальнейшее развитие темы произошло в модели Station Wagon, в многоместном Jeep выпускаемом с 1951 по 1963 годы. Его основа и уже внешние черты послужили прообразом первого Wagoneer.


В 1953 году фирма Willys была куплена компанией Kaiser-Fraizer и в 1963 году переименована в Kaiser Jeep. С 1969 года марка Jeep входила в состав концерна AMC (American Motors Co.), в свою очередь попавшего в 1987 году под полный контроль концерна Chrysler. С 1998 года отделение Jeep, специализирующееся на выпуске автомобилей повышенной проходимости, входит в состав транснационального концерна DaimlerChrysler Corp.


1960-е годы были, пожалуй, наиболее важными в истории Jeep: именно в это время формировался рынок внедорожных автомобилей (SUV). Ещё в середине 1950-х фирма начала активное исследование и разработку новых проектов машин с колёсной формулой 4×4. Первые плоды программа дала осенью 1962 года, когда появился полностью новый Jeep Wagoneer (универсал), в корне отличавшийся от производившихся ранее. Модель относилась к серии J и была оснащена как полным, так и частичным приводом.


В 1954 году появилась на свет пятая по счёту версия «гражданского джипа» - CJ5. Этот полноприводной автомобиль оказался настолько удачным, что продержался на конвейере, меняя, правда, двигатели, подвеску и трансмиссию, до 1983 года.

За серией «гражданских джипов» - CJ - ещё в 1949 году закрепилось название Universal («универсальные») 2/4-дверный Wagoneer с 2,79-метровой колёсной базой был первым грузопассажирским автомобилем с автоматической КПП, дизайн и комфорт легковой машины в котором дополняли внедорожные характеристики. Сочетание полного привода с «автоматом» было использовано в индустрии впервые. В дополнение к этому двигатель Wagoneer - «Tornado» - представлял собой единственный в Америке силовой агрегат с верхним распредвалом.


В 1963 году модель Wagoneer получил новый 250-сильный двигатель V6 «Vigiliante».

В декабре 1965 года дилеры Jeep выставили у себя в салонах Super Wagoneer. Спустя два года на эту серию Jeep стали устанавливать автоматическую трансмиссию «Гидроматик».

В конце 1960-х инженеры фирмы создали очередной двигатель серии «Донтлес», теперь уже с 8 цилиндрами. Его решили поставить и на серию J, к которой принадлежали Wagoneer и Super Wagoneer.

Вступление в новую «десятилетку» ознаменовалось для Jeep очередной сменой собственника. 5 февраля 1970 года American Motor Corporation (АМС) приобрела Kaiser Jeep Corporation за $70 миллионов. Для Jeep Wagoneer АМС предложила самый большой в истории полноприводных универсалов двигатель - V6 с одним распредвалом. Опционными были, также впервые в мировой практике, V8 собственного производства.

В 1973 году Wagoneer претерпел некоторые технические доработки. Его новая трансмиссия «Quadro Track» была первой полностью автоматической постоянной системой для полноприводной машины (с самоблокирующимся дифференциалом).

В следующем году состоялось рождение нового имени - Cherokee. Новичок присоединился к J-серии в качестве 2-дверной модели. К 200-летию Америки в 1976 году Jeep выпустил седьмое поколение «гражданского джипа» - CJ7.


К 1977 году компания подготовила и 4-дверную версию, сопроводив её стандартным V6. И хотя Jeep Cherokee при рождении внешне походил на более роскошный Wagoneer, в дальнейшем именно он оказался самым популярным автомобилем в истории Jeep Motors.

В 1978 году была запущена ограниченная серия Wagoneer - модификация Limited (с кожаным салоном, радио и массой хрома).

В связи с энергетическим кризисом, начавшимся в 1979 году, выпуск больших пикапов Gladiator и универсалов Wagoneer резко упал. Зато продажи гражданских Jeep серии CJ увеличились.

Легендарный Джип JEEP CHEROKEE

В 1984 году компания выпустила на рынок новые варианты 2/4-дверного Cherokee, а также 4-дверного Wagoneer, который был на 53,3 см короче, 15 см уже, 10 см ниже и на 453 кг легче своего предшественника, впервые представленного в 1963 году. Cherokee был единственным автомобилем в компактном классе, имевшим четыре двери и две системы полного привода - CommandTrac и SelectTrac.


Весной 1986 года появился на свет Wrangler. Механическая начинка у Wrangler была скорее похожа на Cherokee, чем CJ7.

5 августа 1987 года American Motor Corporation объявила о своём банкротстве. Всё имущество было распродано. Jeep приобрела корпорация Chrysler Corporation.

22 марта 1990 года был выпущен миллионный внедорожник серии «XJ» - ярко-красный Cherokee Limited. За семь лет производства Cherokee стал самой популярной моделью корпорации Chrysler в Европе.

В ознаменование 50-летия марки Jeep корпорация Chrysler выпустила новую версию Cherokee со 190-сильным 4-литровым двигателем PowerTechSix. Автомобиль получил название - Grand Cherokee.

Официальная презентация машины была 7 января 1992 года на Детройтском автосалоне. В 1996-м модельному году в Grand Cherokee были существенно доработаны: двигатель, шасси, электронные системы и интерьер. Внутри салона наиболее значительные изменения произошли с приборной панелью. Все переключатели и кнопки разместились в непосредственной близости от водителя, эргономика интерьера улучшилась.


Успешно справившись с Grand Cherokee, команда конструкторов Jeep взялась за Wrangler - потомка Willys, с которых и началась история компании. Второе поколение Jeep Wrangler было запущено в производство в 1996 году.

Jeep - одна из самых известных во всём мире марок автомобилей. В некоторых языках, как, например, в русском, название марки стало нарицательным при обозначении транспортных средств повышенной проходимости. А в английском оно и вовсе изначально было нарицательным.

Собственники и руководство

  • 1944-1953 гг.: Willys-Overland Motors
  • 1953-1963 гг.: Kaiser-Frazer Corporation
  • 1963-1970 гг.: Kaiser Jeep Corporation
  • 1970-1982 гг.: AMC (American Motors Corporation)
  • 1982-1986 гг.: AMC-Renault
  • 1986-1998 гг.: Chrysler Corporation
  • 1998-2007 гг.: DaimlerChrysler AG
  • 2007-2009 гг.: Chrysler LLC
  • 2009-2014 гг.: Chrysler Group LLC
  • С 2014 года: Fiat Chrysler Automobiles (FCA)

Jeep Wrangler - автомобиль повышенной проходимости, производимый американской компанией Chrysler (отделение Jeep). Является преемником автомобилей семейства Jeep CJ. Выпускается с 1987 года. За время производства сменилось несколько поколений Wrangler.

Jeep Wrangler YJ (1987-1996)

  • Jeep Wrangler YJ с «коротким» каркасом безопасности (до 1992 года)
  • Jeep Wrangler YJ с «длинным» каркасом безопасности (с 1992 года)
  • Jeep Wrangler Renegade 1991 года

В 1987 году Jeep YJ, получивший имя Wrangler, заменил на конвейере столь любимый Jeep CJ. Он выпускался на заводе в Брамптон (Онтарио, Канада), пока завод не был закрыт 23 апреля 1992 года. Производство было перенесено в Толедо, штат Огайо, США. Jeep YJ получил новый дизайн с более длинной колесной базой, что несколько уменьшило дорожный просвет, но добавило больше комфорта. Jeep YJ также использовал продольные рессоры в подвеске колёс, как и на джипах серии CJ. Несмотря на новый дизайн, кузов был очень похож на Jeep CJ7, и тоже являлся взаимозаменяемым с некоторыми незначительными изменениями. Jeep YJ стал легко узнаваемым благодаря прямоугольным фарам и положением щеток стеклоочистителя на лобовом стекле. Позднее эти два изменения были отменены при появлении серии TJ в 1996 году. До появления этой серии был построен 632231 автомобиль Jeep YJ , но некоторое время старая и новая модель выпускались параллельно, и до середины 1996 года общее количество выпущенных автомобилей Jeep YJ составило 685071 единиц.

Jeep YJ до 1991 года использовал рядные бензиновые двигатели AMC 150 2.5 L (4 цилиндра) и AMC 258 4,2 L (6 цилиндров). В 1991 году AMC 258 был заменён более мощным двигателем AMC 242 4,0 L (6 цилиндров, мощность 180 л.с. (134 кВт)) с впрыском топлива.

В 1992 году был удлинён каркас безопасности для возможности установить для задних пассажиров ремни безопасности с диагональной ветвью (в отличие от поясных ремней, устанавливаемых ранее), в следующем, 1993 году, в качестве опции была добавлена антиблокировочная тормозная система. В 1994 году впервые для 4-х цилиндровых Jeep YJ стала предлагаться автоматическая коробка передач. 1995 год был единственным годом, когда использовались полностью оцинкованные кузов и рама. В переходном 1996 году YJ выпускался как модель 1995 года, но с некоторыми улучшениями: усиленные петли задней двери, задние бамперы от TJ.

Помимо базовой версии выпускались несколько пакетов опций:

  • Laredo - хромированная решетка радиатора и бамперы, жёсткая крыша, тонированные стекла, искусственная кожа в отделке салона
  • Islander - предлагался с 1988 по 1992 год Особенности пакета: заход графики на нижнюю часть кузова и капот, логотипы на передних крыльях и запасном колесе, увеличенный топливный бак, легкосплавные колесные диски, ковровые покрытия, центральная консоль с подстаканником
  • Sport - раскраска в стиле «спорт»
  • Sahara - специальная обивка сидений, дополнительные карманы для хранения, внутренние панели дверей с карманами, на передний бампер установлены противотуманные фары и пластиковые наконечники
  • Renegade - предлагался с 1991 по 1994 год. Сначала все «Ренегаты» красились в белый, черный или красный цвет, но в 1992 году был добавлен синий, а в 1993 году бронзовый цвет. Пакет стоил $4266 и включал специальные диски шириной 8 дюймов, шины 29×9.5R15 LT OWL Wrangler A/T, полноразмерное запасное колесо, противотуманные фары (интегрированные в передние крылья), ковровые покрытия в салоне, пластиковые передние и задние бамперы, центральная консоль с подстаканниками и другие дополнения. В то время как базовый Wrangler с рядной шестёркой продавался за $12356, с пакетом Renegade цена доходила до $18588, из-за этого продажи были ограничены, и сегодня эти экземпляры считается редкостью. Цена и «смешные пластиковые крылья» ограничили использование внедорожных возможностей, поэтому Jeep Renegade, как правило, используется в качестве «пляжного крейсера».
  • Rio Grande - новые цвета окраски (золотистый, «манго», «зелёный мох»)

Jeep Wrangler TJ (1997-2006)

Jeep Wrangler TJ Rubicon был выпущен весной 1996 года (условно 1997 модельного года). Этот обновленный Wrangler обзавёлся пружинной подвеской колёс (по примеру Jeep Grand Cherokee) для повышения плавности хода и управляемости, и вернулся к классическим круглым фарам в стиле Jeep CJ.

Базовый двигатель - AMC 242 4,0 L, используемый также в Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee. Двигатель AMC 150 2.5 L устанавливался на модели начального уровня до 2003 года. В 2003 году его заменил DOHC4-цилиндровый двигатель Chrysler Neon 2,4 L.

Существовала версия Jeep TJ с правым рулём - для экспортных рынков, а также для почтовых перевозчиков в сельской местности США (эта версия была доступна только с автоматической коробкой передач).

В 1999 году топливный бак стандартной версии был увеличен до 72 л. С 1997 по 2002 год, боковые зеркала на дверях были с черными металлическими рамами, а с 2003 по 2006 год рамы зеркал были пластиковыми. В 2003 году 3-ступенчатая автоматическая коробка передач была заменена 4-ступенчатой с овердрайвом.

Официальный сайт: www.jeep.com
Штаб-квартира: США


«Джип» (Jeep), отделение американского концерна Chrysler, специализирующееся на выпуске автомобилей повышенной проходимости марки «Джип». Штаб-квартира находится в Детройте (штат Мичиган).

Создателем автомобилей типа «джип» считается американский инженер и промышленник Артур Херрингтон.

После Первой мировой войны он работал во Франции, где занимался проблемой создания транспортных средств повышенной проходимости. Проводил эксперименты над четырех- и шестиколесными грузовиками в содружестве с компанией «Мармон Мотор» из Индианаполиса, штат Индиана. Автомобиль, созданный им, получил наименование «джип» (фонетическая передача английского сокращения GP - jeep, что значит general purpose - общего назначения).

1940 г. - настоящую славу джипу дала американская фирма Willys. Именно модель военного времени - армейский джип - позволяет причислить Willys к числу великих автомобильных компаний. В числе других 135 американских фирм компания участвовала в конкурсе по созданию разведывательного вездехода для американской армии. Выбор пал на варианты вездеходов Willys и Ford. Каждая из фирм получила заказ на 1500 автомобилей, поставки которых начались в начале 1941 года.

1941 г. - правительство США решило оставить на вооружении только модель автомобиля Willys MA, но его подвергли модернизации с учетом результатов испытаний и необходимости унификации между разными фирмами.

1942 г. - началось массовое производство автомобилей под маркой Willys MB и Ford GPW. Автомобили двух фирм были практически неотличимы друг от друга. На них стоял стандартный мотор от Willys 77 и трехступенчатая коробка передач. Вездеход вмещал четырех человек, весил чуть более тонны и развивал скорость до 105 км/ч. Всего в те годы Willys выпустил более 360 тысяч джипов, большая часть из которых поступила на вооружение Красной армии. Ford сделал чуть меньше - около 270 тысяч машин.

После окончания войны «Виллис-Оверлэнд» решила приспособить свое детище к выполнению некоторых гражданских функций. Была подготовлена партия машин. Назвали их просто - «CJ» (аббревиатура от Civilian Jeep - «гражданский джип»). Эти прототипы послужили базой для создания серийной модели, которая поступила в продажу уже в августе 1945 года.

Правда, внешне вся «гражданственность» заключалась в наличии откидываемого заднего борта, дворников и крышки бензобака на заднем крыле.

На капоте, задней дверце и раме стекла должен был быть логотип «Джип». Однако в первые годы производства, когда компания еще вела судебные разбирательства с «Американ Бантам Кар» о праве использования названия «Джип», машины приходилось изготавливать с логотипом «Виллиса». Но уже в 1950 году компания добилась закрепления за собой этого имени, и 13 июня 1950 года «Джип» был зарегистрирован в качестве торговой марки.

В 1946 году «Виллис» стал первым в автоиндустрии, кто предложил своего рода микроавтобус для гражданского использования. Машина имела привод на задние колеса и могла вмещать в себя до семи человек. Скоростные показатели, правда, не блистали - 100 км/ч, но не это главное. Главное - проходимость! А вот представленный в 1949 году полноприводный вариант, по сути, являлся «дедушкой» современного «Джипа-Гранд Чероки». А это уже династия.

Дальнейшее развитие темы произошло в модели «Station Вэгон», в многоместном «джипе», выпускаемом с 1951 по 1963 год. Его основа и уже внешние черты послужили прообразом первого «Вэгонира», а тот, в свою очередь, положил начало нашему герою.

В 1953 году фирма получила новое название - «Виллис Моторс». К счастью, отделение «Джип» осталось в составе новой компании. К «Виллису» отошло лишь производство легковых автомобилей.

60-е годы были, пожалуй, наиболее важными в истории «Джипа»: именно в это время формировался рынок внедорожных автомобилей (SUV). Еще в середине 50-х фирма начала активное исследование и разработку новых проектов машин с колесной формулой 4?4. Первые плоды программа дала осенью 1962 года, когда появился полностью новый «Джип-Вэгонир» (универсал), в корне отличавшийся от производившихся ранее. Модель относилась к серии J и была оснащена как полным, так и частичным приводом. В 1954 году появилась на свет пятая по счету версия «гражданского джипа» - «CJ5». Этот полноприводной автомобиль оказался настолько удачным, что продержался на конвейере, меняя, правда, двигатели, подвеску и трансмиссию, до 1983 года. Кстати, за серией «гражданских джипов» - «CJ» - еще в 1949 году закрепилось название «Юниверсал» («универсальные»).

2/4-дверный «Вэгонир» с 2,79-метровой колесной базой был первым грузо-пассажирским автомобилем с автоматической КПП, дизайн и комфорт легковой машины в котором дополняли внедорожные характеристики. Сочетание полного привода с «автоматом» было использовано в индустрии впервые. В дополнение к этому двигатель «Вэгонира» - «Торнадо» - представлял собой единственный в Америке силовой агрегат с верхним распредвалом.

Шесть месяцев спустя после запуска новой J-серии компании «Виллис-Оверлэнд» пришел конец. Но не в прямом смысле. Просто в марте 1963 года «Виллис Моторс» была переименована в «Кайзер Джип Корпорейшн». Перемены, к счастью, не замедлили темпов расширения модельного ряда. В свою очередь, «Вэгонир» в том же году получил дополнительные «лошадки» в виде 250-сильного V6 «Виджиланте».

В декабре 1965 года дилеры «Джипа» выставили у себя в салонах автомобиль, который на протяжении 11 месяцев притягивал внимание публики на девяти американских салонах, - «Супер-Вэгонир». Он представлял из себя новый, уникальный подход к рынку универсалов… машин, созданных для покупателя, который все больше понимает преимущества полного привода. Будучи элегантным внешне, автомобиль предлагал традиционные для J-семейства характеристики всепроходимости. Спустя два года на эту серию «Джипов» стали устанавливать автоматическую трансмиссию «Гидроматик».

В конце 60-х инженеры фирмы создали очередной двигатель серии «Донтлес», теперь уже с 8 цилиндрами. Его решили поставить и на серию J, к которой принадлежали «Вэгонир» и «Супер-Вэгонир».

Вступление в новую «десятилетку» ознаменовалось для «Джипа» очередной сменой собственника. 5 февраля 1970 года «Америкэн Моторс Корпорейшн» (АМС) приобрела «Кайзер Джип Корпорейшн» за 70 миллионов долларов. И опять смена хозяев не только улучшила и до того неплохое положение на рынке. Для «Джипа-Вэгонира» АМС предложила самый большой в истории полноприводных универсалов двигатель - V6 с одним распредвалом. Опционными были, также впервые в мировой практике, V8 собственного производства.

В 1973 году «Вэгонир» претерпел некоторые технические доработки. Его новая трансмиссия «Квадро Трак» была первой полностью автоматической постоянной системой для полноприводной машины (с самоблокирующимся дифференциалом).

В следующем году состоялось рождение нового имени - «Чероки». Новичок присоединился к J-серии в качестве 2-дверной модели. К 200-летию Америки в 1976 году «Джип» выпустил седьмое поколение «гражданского джипа» - «CJ7». К 1977 году компания подготовила и 4-дверную версию, сопроводив ее стандартным V6. И хотя «Джип-Чероки» при рождении внешне походил на более роскошный «Вэгонир», в дальнейшем именно он оказался самым популярным автомобилем в истории «Джип Моторс».

В 1978 году была запущена ограниченная серия «Вэгонира» - модификация «Лимитед» (с кожаным салоном, радио и массой хрома).

В связи с энергетическим кризисом, начавшимся в 1979 году, выпуск больших пикапов «Гладиатор» и универсалов «Вэгонер» резко упал. Зато гражданские джипы серии «CJ» пошли нарасхват.

В 1984 году компания выпустила на рынок новые варианты 2/4-дверного «Чероки», а также 4-дверного «Вэгонера», который был на 53,3 см короче, 15 см уже, 10 см ниже и на 453 кг легче своего предшественника, впервые представленного в 1963 году. «Чероки» был единственным автомобилем в компактном классе, имевшим четыре двери и две системы полного привода - CommandTrac и SelectTrac. У конкурентов на то, чтобы «достать» «Джип» в этом сегменте, ушло шесть лет. Успех «Джипа», и в частности «Чероки», не был мимолетен. Автомобиль был назван лучшим внедорожником 1984 года.

Покупателям растущего внедорожного сегмента теперь, кроме характерных черт автомобиля 4?4 - проходимости, надежности, долговечности - необходимы были также комфорт и функциональность, ассоциировавшиеся прежде с легковыми авто. Ответ «Джипа» на запросы рынка последовал. Уже весной 1986 года появился на свет «Рэнглер». Механическая начинка у «Рэнглера» была скорее похожа на «Чероки», чем «CJ7». Наряду с такими характеристиками, как комфорт, приклекательная внешность, «Рэнглер» предлагал традиционные достоинства семейства «Джипа» - выносливость и непревзойденные способности езды по бездорожью.

5 августа 1987 года «Американ Моторс Корпорейшн», стойко выдерживавшая на протяжении десятилетий удары судьбы, сдалась наконец на милость правительства: она объявила о своем банкротстве. Все имущество было распродано. «Джип» приобрела корпорация «Крайслер».

«Джип» вступил в 90-е во всеоружии. 22 марта 1990 года был выпущен миллионный внедорожник серии «XJ» - ярко-красный «Чероки-Лимитед». За семь лет производства «Чероки» не только стал воплощением образцового внедорожного автомобиля, но и самой популярной моделью корпорации «Крайслер» в Европе.

В ознаменование 50-летия компании «Джип» «Крайслер» выпустил новую версию «Чероки» со 190-сильным 4-литровым двигателем PowerTechSix машины, которая стала бы новым идеалом внедорожника. Настоящим именем этой машины, решили в компании, будет «Гранд Чероки», а покупателями автомобиля станут обеспеченные люди, ассоциации которых о высоком уровне безопасности, комфорта и престижности сводились до этого к респектабельным транспортным средствам, импортируемым из-за рубежа. Иначе говоря, «Джип» решил привнести в строгий и, в общем-то, простой мир внедорожников нотку роскоши, чтобы привлечь к своей продукции не только фермеров Дикого Запада, но и обеспеченных людей.

Официальная презентация машины была 7 января 1992 года на Детройтском автосалоне. 1996 модельному году «Гранд Чероки» был существенно доработан в плане двигателя, шасси, электронных систем и интерьера. Внутри салона наиболее значительные изменения произошли с приборной панелью. Все переключатели и кнопки разместились в непосредственной близости от водителя, эргономика интерьера улучшилась.

Успешно справившись с «Гранд Чероки», команда конструкторов «Джипа» взялась за «Рэнглер» - потомка славных «Виллисов», с которых и началась история компании. Инженерам необходимо было создать второе поколение «Джипа-Рэнглера».

К тому времени «Рэнглер» без существенных изменений собирался уже почти девять лет и занимал 50% рынка компактных внедорожников. Несмотря на столь впечатляющие позиции автомобиля и тот факт, что 1994 год был рекордным по количеству проданных «Рэнглеров», компании было о чем задуматься. Соперники понимали всю перспективность рынка и атаковали его новыми разнообразными моделями.

Цель перед преемником «Рэнглера» была поставлена та же, что и перед новым «Гранд Чероки», - установить новые стандарты во внедорожном мире. Однако обстоятельства и условия создания «Джипа» были другими. «Рэнглер» являлся прямым потомком оригинальной модели «Джипа» времен второй мировой войны и считался по всему миру своего рода «американской иконой». Машина на рынке была уникальной и представляла собой квинтэссенцию традиций компании (jeepness - «джипость», как называли ее американцы). Преемник должен был не только сохранить свою «джипость», не только остаться иконой американского «внедорожникостроения», но и поднять традиции на качественно новый уровень. Но одно должно было остаться неизменным - имя «Рэнглер». «Рэнглер» - это синоним «ковбоя».

«Джип» - одна из самых известных во всем мире марок автомобилей. В некоторых языках, как, например, в русском, название марки стало нарицательным при обозначении транспортных средств повышенной проходимости.

В настоящее время «Джип» продает свои автомобили в более чем ста странах. Например, в Европе «Джип» продает сегодня три свои модели - «Рэнглер», «Чероки» и «Гранд Чероки». На долю двух последних приходится 18% европейского рынка внедорожных автомобилей.


- в начало -