Форд кризис. Такие автомобили. Впрочем, в XXI веке редизайном логотипа компания не ограничилась. Большим изменениям подверглась стратегия компании

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РАЗРЕЗЕ HR -МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ FORD

Богунец Екатерина Алексеевна

студент 4-го курса специальности «Управление персоналом» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), РФ, г. Москва

Бочаров Сергей Александрович

научный руководитель, доцент каф. ОМиП, РФ, г. Москва

В процессе своего функционирования компания может находиться как в стабильном развитии, так и отклоняться от него. Любая организация сталкивается с кризисом в своей деятельности, но черта кризиса для каждого предприятия индивидуальна - это обуславливается индивидуальным подходом к принятию решений. Другими словами, идентичные по структуре и размерам организации строят стратегическое антикризисное управление по-разному.

Внешние факторы определяют соответствующую обстановку на рынке, тем самым задавая параметры конкуренции и определяя статус и положение компании, ее экономическую эффективность. В постиндустриальном обществе значительную роль стали играть торговая марка и бренд, одним из структурных элементов которых является HR-бренд. На первое место сегодня выходит деловая репутация, роль которой в капитализации компаний постоянно возрастает. Именно поэтому репутационный кризис для компании является одним из самых болезненных. Следует также отметить, что одним из условий развития кризиса является человеческий фактор - низкая квалификация руководящего звена может привести к негативным последствиям принятых решений, например.

Не стоит отрицать, что кадровой службе предприятия отводится важная роль в антикризисном управлении. Другими словами, компании необходимо комплексное управление, в котором кадровая служба как структурное подразделение единой системы не может быть обособлена от общих поставленных целей. Данное направление менеджмента не может не развиваться, так как многие инструменты могут войти в «привычку» и не восприниматься персоналом. Например, система льгот, которая остается неизменной на протяжении долгого периода, порождает нисходящую тенденцию уровня мотивации и стимулирования.

С точки зрения HR-менеджмента, по мнению автора, кризис - это явление, ориентированное на ломку старого и стимулирование инновационного подхода к управлению организацией .

Рассмотрим классификацию кризисов в разрезе HR-менеджмента:

· в структуре отношений в социально-экономической системе, природе возникновения кризиса это социальный - это один из тех порогов, равновесие на котором способна изменить именно кадровая служба компании (увольнение, ротация кадров, пересмотр квалификации персонала и т. д.). Кадровая служба в некоторой мере является связующим звеном между конфликтующими сторонами (например, в вопросе о повышении можно подкорректировать штатное расписание);

· в сфере действия, масштабах это отраслевой - кризис «старой» кадровой политики (используемые инструменты необходимо не просто использовать, а также развивать, комбинировать, иначе они теряют свою ценность и уникальность), необходимость формирования нового HR-бренда и т. д.

· в характере кризиса это частичный - охватывающий определенную сферу. Например, резкая нехватка высококвалифицированных специалистов на рынке труда (c точки зрения прогнозирования появление кризисной обстановки может быть, как неожиданной (субъективная управленческая ошибка на фоне стресса) и предсказуемой) .

Первую классификацию можно охарактеризовать следующим примером: руководство компании, следуя условиям конкуренции и мировым тенденциям, очень часто навязывает своим сотрудникам пользование определенными программами, которые не нравятся человеку в использовании. Опять-таки уровень образования довольно опытных сотрудников не всегда позволяет с легкостью освоить такие нововведения, что опять-таки повышает недовольство сотрудников и меняет обстановку в коллективе. Сюда можно добавить также закрытый доступ в социальные сети. Для некоторых структур такая мера является обоснованной, но есть учреждения, в которых данный вид связи очень эффективен и удобен, чем пользование той же электронной почтой. Об этих технологиях обсуждалось на «Российской неделе HR 2014», но это отдельное направление для размышлений.

Изначальная ситуация в том, что люди привыкают пользоваться какими-то техническими средствами. Далее, от сложности внедрения, то есть от сложности освоения работниками нововведений, сотрудники начинают ненавидеть свою работу и психологическое, эмоциональное состояние изменяется на срывы и конфликты. Причем зачастую причинами конфликтов является банальная гордость за то, что у других не получилось в отличие от тебя. HR содержит ряд инструментов, которые позволяют предотвращать эту черту кризиса - например, обучение, наставничество и т. д.

Хотелось бы привести пример (компания Русклимат), которая столкнулась с асимметрией информации на рынке труда. Описание вакансии было опубликовано довольно привлекательно, а результат оказался противоположным. Конечно, между начальством и рядовыми сотрудниками устанавливаются особые отношения, основанные на подчинении, но злоупотребление властью приводит к снижению эффективности труда работников, а, соответственно, существенно изменяет организационное поведение в компании (сарафанное радио никто еще не отменял).

Результатом, после прояснения реальной ситуации, становятся отрицательные отзывы и отпугивание кандидатов. Хотелось бы отметить, что психологический кризис - это очень важный кризисный порог в организации. Коммуникативный барьер, как один из примеров, является основной первопричиной данного явления - на мой взгляд, самым частым примером является некачественная организация внутренней коммуникации между звеньями компании (недоступность высшего руководства).

Другим кризисом в рассматриваемой компании стал тот факт, что несмотря на созданный заново положительный имидж статуса компании (компания большая, например, развивается на рынке и на слуху), привлечь сотрудников не удается, потому что есть информация, что руководитель компании был судим. Тогда положение в компании было не самым лучшим, но это негативное мнение до сих пор не получается исправить.

Если рассматривать стадии протекания кризиса, то можно также проследить необходимость эффективного функционирования HR-менеджмента:

1. Считается, что одним из симптомов кризиса являются сбои в системе управления и устаревание технологий реализации деятельности. Но начало кризисной черты при небольших колебаниях условных показателей предугадать практически невозможно - колебания экономических систем - это процесс естественный. Поэтому встает вопрос непрерывного мониторинга и развития. Ситуация на рынке труда, как и вся экономика находится в динамичном состоянии, поэтому очень важно поддерживать стабильную репутацию персонала компании;

2. На данном этапе типичными характеристиками считаются рост текучести кадров и нарушение позитивного социально-психологического климата. С одной стороны, выход из кризиса - это эффективное управление персоналом, потому что прозрачность происходящего может перенести бремя антикризисного управления на каждого работника посредством имеющейся надежной корпоративной культуры и позитивного HR-бренда;

3. Этой стадии характерны массовые увольнения, сокращение рабочего дня, снижение выплат персоналу и т. п. - все эти решения находятся в компетенции службы HR.

Антикризисное управление - деятельность по принятию управленческих решений и осуществлению мероприятий по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики, недопущению их в будущем .

Для такой политики не существует стандартного набора подходов (наглядный пример этому разнообразие политик построения корпоративной культуры). Задача стратегического планирования в HR заключается не просто в анализе деятельности предприятия, подборе квалифицированных кадров, но и в мониторинге рынка труда. Показатели безработицы могут расти по различным обстоятельствам, а также оказывать огромное влияние на существование предприятия (нехватка узко квалифицированного персонала не позволит компании выйти на достойные конкурентные позиции, а затраты на обучение могут ее обанкротить).

Рассмотрим классический пример кризисного периода - 2008 год. Многие компании в первую очередь столкнулись с финансовым крахом, который повлек за собой кризис на рынке труда. Не избежала этой участи и тройка автомобильных производителей: GM, Chrysler и Ford. Рассмотрим последнюю компанию.

В 2008 году компания столкнулась со следующей экономической ситуацией:

Рисунок 1. SWOT -анализ для компании Ford на 2008 год

К приведенному SWOT-анализу добавим кадровые риски как следствие:

· Реструктуризация бизнеса повлияет на структуру кадрового состава, что может привести к массовому сокращению и подорвать авторитет компании как работодателя, а также отразиться на корпоративной культуре (сарафанное радио, например);

· Рост цен на топливо и отказ государственных инвестиций отразится структуре расходов, а, соответственно, и на ФОТ;

· Конфликт руководства и профсоюзов может отразиться на репутации компании как работодателя и привести к забастовкам, парализовать производственный процесс и подорвать принципы корпоративной культуры.

Хотелось бы отметить, что компания накануне мирового кризиса столкнулась с рядом кадровых проблем - забастовка работников на заводе с требованиями повышения заработной платы на 30 %, хотя требования профсоюза были более умеренные (14-20 %). В итоге руководство приняло решение о повышении заработных ставок на 15 %, но компания потеряла при этом возможность активного финансирования расширенного социального пакета. Зато конфликт с профсоюзами был разрешен.

В 2008 году после отказа в государственных инвестициях компания приблизилась к риску массового сокращения 12000 сотрудников, а также серьезных потерь рынка. Данные риски согласно проведенному анализу были анализированы ранее, поэтому компания предприняла ряд мер:

· Разрешила противоречия с профсоюзами - по отношению к рисковому событию Ford использовал дособытийные мероприятия, т. к. уже в SWOT анализе многие из рисков были прогнозируемы;

· Отказ от выплат премиальных, сокращение вознаграждения руководства, отказ от части дивидендов акционеров – все эти меры уже по принятии риска;

· Досрочный выход на пенсию.

По мнению автора можно предложить еще аутплейсмент, что так популярен для международных компаний, разработать систему нематериальной мотивации - позволить в перспективе детям сотрудников проходить практику в компании с дальнейшим трудоустройством. Такая мера отвечает одной из актуальных потребностей работников - дать образование своим детям и содействовать их успешному трудоустройству.

Ford увидел перспективу стремительных продаж своих автомобилей на российском рынке, поэтому рассмотрим кадровую политику компании касательно российских заводов, которая существенно повлияла на политику на домашнем рынке.

Изучив политику компании на территории России, можно сделать вывод, что Ford грамотно выстроил свои отношения с государственными структурами, сделав акцент на актуальные проблемы российского рынка труда:

· Для реализации принципа прозрачности (особенно в кризисное время) компания стала издавать фирменный журнал «Форд», читатели которого имели возможность из первых рук получать информацию о компании, ее планах, новых моделях и т. д.;

· создание и поддержание равных условий ведения бизнеса для всех рынках присутствия компании: «компании инвестируют, создают рабочие места (только на заводе компании Форд во Всеволожске работает около 3000 человек, не считая косвенных рабочих мест - таких как дилерские и сервисные центры и т. п.), регулярно платят налоги в различные бюджеты» ;

· сокращение рабочего времени, частичная приостановка конвейера: «в соответствии с Трудовым кодексом РФ компания Ford будет выплачивать 2/3 заработной платы сотрудникам, которые будут находиться на вынужденном простое».

Хочу обратить внимание, что массовое сокращение не спасло бы компанию. Конечно, это сокращение расходов в ФОТ, но отрицательная репутация как работодателя на рынке труда. Автор считает выход компании наилучшим экономическим ходом - расширение дилерской сети в России, где продажи превзошли ожидания («В 2008 году компания Ford открыла 13 новых дилерских центров. Кроме того, ещё 14 дилеров закончили строительство новых дилерских центров либо завершили реконструкцию существующих. Начали деятельность 8 субдилеров и филиалов существующих дилеров. Дилерская сеть Ford в России насчитывает 143 точки продаж и обслуживания в 91 городе России. В течение 2008 года в Техническом Центре Ford было проведено 156 тренингов для 3 131 работника дилерских центров Ford. 42 работника дилерств получили высшую степень квалификации Master Technician»). Компании отказало правительство США, но те же средства компания реализовала от дилеров по всей России (потому что модель «фокус» считалась мировым лидером продаж) и спасла свой персонал на домашнем рынке. Хотелось бы добавить, что требования к дилерам компания предъявила следующие (акцент сделан на формирование корпоративной культуры): «От дилера требуются серьезные инвестиции в строительство фирменных центров, оформленных в корпоративном стиле Ford, имеющих в обязательном порядке шоу-рум, склад запасных частей и сервисную зону, также серьезное внимание уделяется обучению, развитию персонала по продажам и сервисному обслуживанию автомобилей Ford.».

Также возросли цены на таможни, из чего компания решила перейти на локальное производство автозапчастей и сборку, тем самым поддержав местных производителей (но до этого периода нагрузка шла на американские заводы, где рабочие места согласно растущему спросу оставались актуальными). Компании удалось соотнести расходы и перераспределить нагрузку, согласно которой удалось сохранить львиную долю персонала.

Таблица 1.

Выручка компании на российском рынке в 2008 году

модель

продажи

цена

выручка

Explorer

Итого

Рассчитаем некоторые налоги и получим прибыль компании:

· 10 % дилеру 7586187700 рублей;

· Налог на прибыль 13655137860 рублей;

· НДС - 10414935655,93 рублей;

· Расходы ФОТ - 90000000 рублей при среднем заработке в 30000 рублей и штате 3000 человек;

· Страховые взносы - 27000000 рублей.

В итоге прибыль компании составит - 44088615784 рублей. Если при среднем уровне часовой оплаты труда в США (16,14 долларов) рассчитать месячные издержки на одного работника, то получится около 3776,76 долларов. При курсе в 35 рублей за доллар получается заработок в рублях 132186,6 рублей. Такая прибыль позволит нанять около 333533 человека на домашнем рынке. По мнению автора данная прибыль окупила расходы на персонал компании на домашнем рынке и позволила сократить издержки на персонал в дилерских центрах Ford.

По итогам 2008 года, компания все-таки провела некоторые сокращения персонала, но смогла стабилизировать свое положение дома, сократив производство, запустив 4 новые модели, использовав также сокращение рабочего времени и сохранив репутацию ответственного работодателя. За счет расширения дилерской сети компания сократила издержки на персонал в России.

Подводя итог, следует отметить, что в политике Ford одну из ключевых ролей сыграла кадровая служба, которая предложила соответствующие методики антикризисного управления, формировала корпоративную культуру и сознание персонала в необходимости приверженности принципам компании, разработала систему сокращения издержек на оплате труда и способствовала расширению рабочих мест на российском заводе компании, что еще раз подтверждает роль HR-департамента в антикризисном управлении.

В условиях рыночной экономики всегда имеется вероятность наступления кризиса (так как это часть жизненного цикла организации), поэтому любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится таковым по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Успех такой политики в том, что компании следует формировать свою стратегию не только на уровне бухгалтерии, но и обращаться к HR-департаменту, который способен формировать ответственность персонала и избежать массового негатива.

Список литературы:

1.Веснин В.Р., Данченок Л.А., Юрьева Т.В Кризисное управление: современные стратегии и технологии // 2012.

2.Комаров А., Комаров Е. Кризисные и антикризисные менеджеры // Управление проектом. 1999. № 2.

3.[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.ford.ru - официальный сайт компании FORD.

4.[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rbcdaily.ru - официальный сайт газеты РБК.

Вот, хотя на дворе и февраль 2010, но только появляется детальная статистика по прошедшему финансовому году. Если честно, в целом она не радует, большинство компаний в минусе, «кризис не обошел стороной…» наверное стало крылатым выражением в минувшем 2009 году. Хотя и есть радужные моменты, первые подснежники, предвестники оздоровления автомобильного рынка. Компания Форд один из таких предвестников, производитель автомобилей у которого дела пошли в плюс, да еще и какой, один из крупнейших. Финансовый 2009 год концерн Ford закончил с прибылью в размере 2,7 миллиарда долларов.

Сколько? Да, я не ошибся, хотя, как и вы сразу не поверил в это. Особенно не верилось на фоне отчетов гигантов мировой автомобильной промышленности GM и Chrysler. По итогам 2009 года чистая прибыль компании Ford составила 2,7 миллиарда долларов, на фоне 2008 года законченного с убытком в размере 14,8 миллиарда долларов. Отметим, что в 2009 году Ford получил прибыль впервые за последние четыре года. Положительные финансовые результаты были достигнуты благодаря росту продаж, сокращению рабочих мест, снижению затрат на разработку новых машин, производство и строительство новых предприятий, а также за счет реструктуризации большинства долгов. Например, только за апрель 2009-го "Форду" удалось сократить свою задолженность перед кредиторами почти на 10 миллиардов долларов, что составляло 38 % от всего долга концерна. В четвертом квартале отчетного финансового года выручка компании Ford составила 868 миллионов долларов, в то время как за аналогичный период 2008-го концерн потерял 5,9 миллиарда долларов. Стоит отметить, что в общей сложности в период с 2006 по 2008 год американский концерн потерял около 30 миллиардов долларов. Сейчас в Ford надеются, что текущий год также станет для компании финансово успешным. Полный доход концерна Форд за 2009 год составил 11,8 миллиардов долларов.

Давайте попробуем понять, что же такого сделала администрация Ford, в чем суть успеха?

По мнению экспертов у успеха компании несколько составляющих. Главная это слаженная работа в жестких условиях кризиса всех подразделений, своевременность принятия адекватных решений на изменение конъектуры рынка, сокращение издержек производства. Сколько сделано за прошедший год! Чего стоит только банковская программа Ford Credit, которая помогла повысить привлекательность покупки автомобиля форд, принеся в копилку 1,3 миллиарда долларов. К слову доля компании на американском рынке выросла на 1,1% и возросла до 15,3%. В 2009 году Форд сделал то, на что долго не решался, продал Jaguar, Land Rover, Volvo ничего не приносившие кроме убытков.

700 рабочих всеволожского завода американской компании Ford будет уволено к лету, после двухмесячного простоя, – сообщила администрация завода. Экономика страны переживает не лучшие времена, продажи новых автомобилей продолжают падать, обеспечить эффективность бизнеса становится все труднее. Сначала предполагалось, что достаточно будет остановить производство на два месяца, но потом эксперты пришли к выводу, что без увольнения 35 процентов персонала и без перехода на односменный режим работы заводу не обойтись.

Профсоюз завода встретил известие в штыки: никому не понравилось, что сначала пресс-релиз о грядущих увольнениях был разослан в СМИ, а уж потом администрация объявила о собрании, на котором обратилось к рабочим с "программой добровольного увольнения", предусматривающей выплату пяти месячных окладов тем, кто согласится уволиться по собственному желанию.

Профсоюз ответил на это заявлением, где говорится: "Профсоюз МПРА оценивает действия "Форд Мотор Компани" как циничную и нечистоплотную игру, противоречащую принципам социального партнерства. Мы видим в этом исключительно стремление капиталиста переложить последствия кризиса на плечи простых трудящихся".

Профсоюзные лидеры уверены, что администрация предприятия не исчерпала всех возможностей минимизировать социальные последствия кризиса, сохранить рабочие места и обеспечить работникам справедливое возмещение нанесенного вреда. "Мы считаем, – пишут они, – что массовое сокращение не является мерой, необходимой для успешного ведения бизнеса компании. Мы будем бороться за каждое рабочее место на предприятии и за предоставление добровольно увольняющимся сотрудникам компенсационных выплат в размере не менее годового оклада. Сокращение каждого конкретного работника должно быть согласовано с профсоюзом. Мы готовы отстаивать наши требования всеми возможными способами, включая забастовки и акции протеста, как мы делали это в 2007 году. Не надо плакать, организуйтесь!"

Не все профсоюзные деятели согласны с такой позицией.

"Форд" давно вышел из состава нашей областной организации, потому что на этом заводе всегда хотели применять более радикальные методы борьбы за свои права, – замечает председатель Профсоюза машиностроителей России по Петербургу и Ленинградской области Виктор Калинин. – И в США, и в Англии, и в Бразилии рабочие научились находить компромисс с работодателем. А на "Форде" многолетний, затяжной конфликт с администраций, и ни к чему хорошему он не приводит. Их профсоюз выдвигает слишком много радикальных требований, и, мне кажется, рабочие от этого только проигрывают".

Председатель Межрегионального профсоюза Рабочей ассоциации Алексей Этманов так не считает, он уверен в том, что борьба за сохранение рабочих мест имеет смысл, и хотя признает, что забастовка – болезненная мера и для рабочих, и для руководства завода, но не исключает, что к ней придется прибегнуть:

"Мы будем бороться всеми доступными методами. Когда дела идут хорошо, хозяева не зовут нас делить прибыль, почему же они заставляют нас расплачиваться во время кризиса? Если же никакими методами сохранить рабочие места не удастся, мы будем требовать достойной компенсации, то есть годового оклада для людей, проработавших на заводе больше 5 лет, а не каких-то двух окладов сверх положенного по закону. Если государство не хочет увеличения безработицы на своей территории, оно должно позаботиться о том, как избежать массовых увольнений, как стимулировать спрос на автомобили, придумывать новые программы. В Южной Америке, например, в такой ситуации установили нулевой налог с продаж, это помогло выдерживать конкуренцию и сохранять рабочие места, ничего подобного в России сегодня не предпринимается. А ведь такая же проблема, как у нас, существует на всех предприятиях, которые работают с евро-долларовой массой, с европейскими и американскими компаниями "Форд", как всегда, это первая ласточка, за ним полетят и остальные", – говорит Алексей Этманов.

Массовых увольнений следует вскоре ожидать и на других заводах, считает председатель общественной организации "Петербургская эгида", помогающей людям защищать свои трудовые права, Рима Шарифуллина. Тем не менее, она не думает, что рабочим "Форда" следует прибегать к забастовкам в ситуации, когда увольнения неизбежны:

"Я думаю, что в этом случае у работодателя есть право произвести сокращения, поэтому работнику как продавцу своей рабочей силы остается только торговаться за лучшие условия. Поскольку работники не были готовы к такому стремительному увольнению, они вправе рассчитывать на некую финансовую подушку, и здесь все будет зависеть от переговорного процесса. Там довольно сильный профсоюз, и он может настоять на хороших условиях для тех, кто попадет под сокращение. Получить двухгодовой оклад, наверное, не выйдет, а вот на годовой заработок рассчитывать можно, добиться этого было бы большим успехом. А забастовка ничего не даст, только ускорит уход работодателя с этого рынка".

Хуже всего приходится сегодня тем автомобильным заводам, которые нуждаются в комплектующих из Америки и Европы, машины от этого дорожают, и люди перестают их покупать. Экономист Андрей Заостровцев не считает, что в этой ситуации государство должно предпринимать какие-то шаги для помощи заводам:

"Ну да, рубль упал, себестоимость продукции выросла, у "Форда" возникли проблемы с продажами, затоваривание. Значит, надо сокращать производство, чтобы не работать себе в убыток, действия администрации совершенно правильные. Рабочие всегда борются за сохранение рабочих мест, с их точки зрения, это правильно, а с точки зрения экономики – неправильно. И не надо искусственно поддерживать заводы, ведь это делается только за наш счет. Пусть уж те, кто может, покупает машины по рыночным ценам, и рынок сам все отрегулирует", – считает Заостровцев.

Содержание статьи:
  • Этот кризис сподвигнул компанию на первые шаги во внедрении бережливого Но пока внимание Генри Форда было сфокусировано на Ford Motor, другие.

    Конечно, масштабы экономического кризиса, случившегося с концерном Ford, потрясают. Правильно ли поступил концерн Ford, продав компанию Aston Martin?

    Любопытно! За всю свою историю логотип компании изменялся 8 раз, при этом само название Ford никогда не исчезало с эмблемы.

    Управление в компании Ford Motor. 2.1 Положения Генри Форда по ведению бизнеса. Однако, вместе с тем и компанию, пережившую кризисы, то есть ее.

    Именно для этого мы строим "Единый Форд" , для этого создаем совместные предприятия по выпуску автомобилей и компонентов - ту же коробку передач с двумя сцеплениями мы делаем вместе с компанией Getrag. Но результат несомненно лучше чем среди дилеров Шкоды. Как я понял из этой статьи и других статей на сайте про истории успехов выдающихся людей, нужно быть не только требовательным и суровым по отношению к себе, но и к другим людям, от которых зависит реализация задуманного плана. Ролант де Ваард: Давайте я сначала объясню, почему так случилось. Сегодня локализация приобрела для зарубежных автопроизводителей особое значение, т.

    "Кризис нам не страшен" - представительство Форд в России / Курилка - FFClub

    Конечно, масштабы экономического кризиса, случившегося с концерном Ford, потрясают. Размеры потерь превзошли даже самые пессимистичные прогнозы биржевых аналитиков.


    С целью экономии расходов Ford вынужден закрывать заводы и сокращать десятки тысяч рабочих. Но пока подобные меры вместо экономии приводят к дополнительным затратам, так как суммы компенсаций, выплачиваемые увольняемым сотрудникам, просто огромны. Но неожиданно обнаружилось, что количество людей, готовых покинуть компанию и уйти на досрочную пенсию, резко превышает запланированные показатели.


    А это уже не только сулит увеличение затрат, но и грозит моральным кризисом на предприятиях. Стали добровольно увольняться разработчики и менеджеры среднего звена, что лишь подтверждает подобные опасения. Для получения денежной наличности пришлось продать компанию Aston Martin. Помимо перечисленных неприятностей Ford Motor Company продолжает быстро терять долю американского рынка. А известно, что на завоевание рынка или на его возвращение требуется усилий в пять раз больше, чем на его удержание.

    Пройдет несколько лет, концерн Ford выйдет из тяжелого кризиса и предстанет перед миром помолодевшим, сбросившим лишний вес и нарастившим крепкие мускулы. Потребители, в первую очередь американские, получат полностью новый модельный ряд, состоящий из качественных, недорогих, экономичных и современных во всех остальных отношениях автомобилей.

    Акционеры снова начнут получать дивиденды и будут радоваться росту котировок акций эффективно работающего предприятия.

    Десятки тысяч рабочих и специалистов получат новую интересную и высокооплачиваемую работу. А в бюджеты - как многочисленных штатов, так и государства в целом - потекут огромные денежные налоговые потоки. Правда, еще некоторое время спустя прошедшими событиями будут кормиться некоторые автомобильные журналисты и авторы, пишущие для экономических изданий. А конкретные проблемные ситуации и способы их решения опишут в многочисленных кейсах, которые еще долго будут разбирать студенты различных бизнес школ по всему миру.

    Нынешний же Президент и Исполнительный директор Ford Алан Малалли Alan Mulally , закончив необходимую реструктуризацию, с удовольствием уйдет на пенсию, навсегда оставшись в истории мирового бизнеса с заслуженной репутацией выдающегося кризис-менеджера.


    Потому что в эффективной саморегулирующейся рыночной системе по-другому быть просто не может. Еще Генри Форд Henry Ford , основавший Ford Motor Company, утверждал, что любой кризис открывает для предпринимателя новые возможности. Акционеры и руководители концерна Ford, к счастью, ждать банкротства компании не стали, а начали энергично проводить реструктуризацию. Сама американская система гарантирует только факт проведения реформ. А вот их скорость, эффективность и финансовые результаты целиком зависят от той личности, которая их проводит.

    Акционеры Ford Motor Company для проведения реструктуризации наняли Алана Малалли, человека со стороны, отдав ему как пост Исполнительного директора CEO , так и кресло Президента компании. Весьма интересно, почему выбор акционеров Ford Motor Company, в частности семьи Фордов, пал на господина Малалли. В основном занимался военной и аэрокосмической техникой. А внезапно оставшимся без средств авиакомпаниям стало не до заказов новых реактивных лайнеров.

    Разные модели марки Форд

    Мировой кризис

    То, что Форду и его последователям казалось новым словом в капиталистической политике, то, что социал-демократы провозгласили «белым социализмом», по существу было лишь идеологической надстройкой на базе прочной двадцатилетней монополии на рынке дешевых машин. Как только монополия кончилась, Форду пришлось отказаться от большинства своих теорий и прибегнуть к обычным методам капиталистической конкуренции.

    Основным положением фордовской теории производства была единая стандартная модель. Модель «Т» существовала почти 20 лет (с 1908 по 1927 год). Пришедшая ей на смену модель «А» существовала лишь три года (с 1928 по 1931 год), причем в эту модель ежегодно вносились крупные изменения.

    В 1932 году модель «А» была заменена двумя новыми моделями: 4-цилиндровой машиной модели «В» и 8-цилиндровой моделью «У-18». Мощность мотора в новой модели были повышена до 65 л. с.

    В 1933 году была выпущена новая 8-цилиндровая модель «У-40», имеющая мотор с повышенной мощностью в 82 л. с. и, наконец, в 1934 году на автомобильном рынке появилась опять новая модель «У-8» с 8-цилиндрами и еще более повышенной мощностью мотора - в 90 л. с.

    Форд чутко реагирует на требования рынка, он больше не защищает идеи единой модели и не пытается доказать свое право самому выбрать для публики нужную ей машину.

    Форд учитывает изменившуюся обстановку, учитывает, что Америка покрылась сетью хороших дорог, и покупатель в первую очередь требует от машины устойчивости и быстроходности.

    В течение последних семи лет Форд шесть раз менял модель, увеличив мощность двигателя в 4,5 раза, понизив высоту кузова и удлинив базу автомобиля. Несмотря на значительные улучшения модели, Форд всячески стремился не повышать цены. Самая последняя усовершенствованная модель стоила 575 долларов, в то время как модель «А» стоила 500 долларов, а модель «Т» в среднем 645 долларов.

    1930 год и последующие были годами кризиса. Мы не станем здесь подробно характеризовать состояние американской промышленности и торговли в эти годы. В мировой и советской прессе было помещено значительное количество материалов, характеризующих безработицу и голод американских рабочих, остановку предприятий, банкротства и попытки капиталистов переложить тяжесть кризиса на плечи рабочего класса.

    Фордовские предприятия с первых же дней кризиса почувствовали его тяжесть. Сбыт автомобилей резко упал, и Форд начал из месяца в месяц сокращать производство, одновременно выбрасывая на улицу десятки тысяч рабочих.

    30 июля 1931 года Форд совсем закрыл заводы, выбросил на улицу 75000 рабочих, и приостановил работу в одиннадцати своих заграничных филиалах.

    Одновременно с Фордом стали закрывать свои заводы и другие автомобильные фабриканты. Цветущий доселе город Детройт превратился в город голода и нищеты. Американский буржуазный еженедельник «Нью-Репаблик» так описывал положение в Детройте в октябре 1931 года:

    «Согласно докладам врачей, в одном лишь Детройте умирает каждые 7 часов 15 минут по меньшей мере один человек от голода. В детройтскую больницу ежедневно поступают в среднем четыре человека, настолько отощавшие от голода, что их уже невозможно спасти. А сколько человек гибнет вне стен больницы?

    В городском парке, где собираются безработные, не имеющие крова, нашли трех мертвых рабочих. Мэр города Франк Мерфи сообщает, что в Детройте имеется около 200000 безработных. Тысячи детей голодают. Число самоубийств растет. Об этом не пишут в газетах. Психиатрическое отделение больницы переполнено людьми, психические способности которых не выдержали страшной нужды.

    Детройт является типичным примером для всех прочих американских промышленных городов, и можно с уверенностью считать, что по всей стране сейчас умирает ежедневно от голода 100 человек.

    Тысячи безработных мужчин и женщин кочуют из одного конца страны в другой, надеясь найти где-нибудь работу. Они ездят, конечно, без билетов, в товарных поездах, и бывают случаи, что в одном таком поезде набирается до 200 человек. Так как это явление приняло массовый характер, то железнодорожная администрация принуждена смотреть сквозь пальцы.

    Директор одной железнодорожной компании уверяет, что его поезда убивают каждый день не менее двух безбилетных пассажиров. Истощенные голодом и нуждой, они часто не могут держаться на ногах, срываются с площадок и попадают под колеса вагонов».

    Рабочая демонстрация после детройтских расстрелов проходит по улицам с плакатом: «Генри Форд отвечает за смерть 6 рабочих».

    Спустя некоторое время Форд вновь открыл свои заводы, но сократил рабочую неделю до четырех дней, затем до трех, а в некоторые периоды его заводы работали не больше двух дней в неделю.

    Однако Форд по-прежнему пытается лицемерно разыгрывать роль защитника рабочих. Он оповестил через прессу, что готов пожертвовать своим состоянием, чтобы предоставить работу американскому народу.

    «Американский народ сделал из Компании Форда то, что она сейчас собой представляет. Все, что мы имеем, мы получили от публики. Никакие излишки не существуют для частной пользы. Все излишки должны быть употреблены для будущего. Будущее наступило, и мы сделаем все, что нужно, рискнем всем, используем тот излишек, который публика в процессе отношений с нами дала нам, чтобы попробовать сделать то, дать то, в чем страна нуждается больше всего, - работу».

    Дальше Форд сообщал, что он предполагает приступить к изготовлению в 1932 году полутора миллионов автомобилей и что для этого ему придется нанять 400 тысяч рабочих и дать работу рудникам, заводам и железной дороге.

    Прошло десять дней после разглагольствований Форда. В Детройте пять тысяч рабочих, участников голодного похода, выступили на демонстрацию, требуя не на словах, а на деле, работы и немедленной помощи.

    Они успешно прошли сквозь проволочные заграждения, окружавшие завод Компании Форда в Ривер-Руже, но здесь их встретили выстрелы пулеметов, а пожарные в морозную погоду пустили на них поток ледяной воды.

    Несмотря на пулеметный огонь, слезоточивые газы и ледяные струи воды, рабочие боролись более полутора часов.

    Вот как рисуется ход событий по показаниям очевидцев.

    Недалеко от Дирборнского шоссе, на полпути между Детройтом и Дирборном, рабочие были встречены отрядом из 60 полицейских, которые предложили им повернуть обратно. После отказа полиция пустила слезоточивые газы, но сильный ветер развеял газы, и демонстранты прорвались через заградительную линию, закидав полицию градом камней и кирпичей. Полиция отступила, и рабочие продолжали свое шествие по направлению к шоссе Дикс.

    После того, как демонстрацию встретили подкрепления детройтской полиции, милиции и государственных военных частей, рабочие отступили с криками: «Мы вернемся с пятьюдесятью тысячами людей, посмотрим, что вы сделаете тогда».

    Воинские части были переброшены с фронта Уэйн, находящегося на расстоянии 3 миль. По отступающей массе был открыт смертоносный огонь. Трое из убитых были юноши моложе 25 лет.

    Рабочие, опознав автомобиль Гарри Беннета, главного сыщика Форда, ехавшего вместе с Чарльзом Соренсоном, главным управляющим Форда, забросали его камнями. От удара кирпичом Беннет лишился сознания, а Соренсон, наиболее ненавидимый из управляющих Форда, бежал, когда автомобиль был опрокинут.

    Очевидцы утверждают, что на фордовских заводах в Детройте были устроены гнезда для пулеметов в галереях, идущих поверх цехов. По-видимому, администрация давно готовилась к тем дням, когда рабочие выступят на улицу.

    Из рук Джона Коминса, газетного фоторепортера полиция выстрелами вышибла камеру, изрешетив при этом его руку. Заправилы Компании боялись появления фотографии о расстреле рабочих.

    Одиннадцать человек было арестовано полицией - это были главным образом организаторы профсоюзной Лиги единства и советов безработных.

    Приведем перечень требований, выставленных участниками голодною похода, характеризующих положение дел на фордовском заводе.

    Рабочие требовали:

    1. Работы для всех уволенных фордовских рабочих.

    2. Немедленной уплаты 50 % полного заработка.

    3. Семичасового рабочего дня без снижения зарплаты.

    4. Замедления убийственной скорости конвейера.

    5. Два 15-минутных перерыва для отдыха.

    6. Равное с белыми положение негров в отношении работы, помощи и медицинского обслуживания.

    7. Бесплатной врачебной помощи в фордовских госпиталях для работающих и безработных и их семей.

    8. 5 тонн угля или кокса на зиму.

    9. Устранения сыщиков и полиции.

    10. Прекращения выселений из домов фордовской Компании. Стоимость земельных контрактов и налогов на дома должна быть уплачена рабочим после б мес. работы полным рабочим днем.

    11. Немедленной уплаты 50 долларов зимнего пособия. Огонь полицейских винтовок и пулеметов служил ответом на эти законные требования рабочих.

    Коммунистическая партия Америки через газету «Дейли Уоркер» призвала рабочий класс к отпору «вооруженному террору по отношению к безработным и рабочим, выразившемуся в нападении на демонстрацию в Детройте».

    «Дейли Уоркер» напоминала рабочим, что миллиардер Форд, выставляющий себя другом рабочего класса, выступил против безработных и рабочих. Она напоминала, что Форд является также владельцем рудников в Кентукки, где были расстреляны горняки, где был убит Гарри Смит, организатор комсомола, где объявлена награда в тысячу долларов за выдачу живым или мертвым Франка Борка - секретаря Национального союза горняков.

    Одна из последних моделей Форда. Обтекаемый лимузин 1934 года на шасси «бэби Форд » (Англия)

    Форд впоследствии пытался официально отрицать свое участие в детройтских расстрелах, но фактов опровергнуть не возможно.

    Пулеметы фордовскнх полицейских расстреляли не только толпу безработных, но и его теорию о рабочих - «компаньонах», о мирном содружестве труда и капитала. Образ рабочего благодетеля был развенчан даже в глазах тех, кто хотел верить лицемерным утверждениям автомобильного короля.

    В конце 1932 года кризис довел состояние фордовских заводов почти до полного развала. Вместо 120000 человек на заводах работало около 15030. Заводы были загружены всего лишь на 6 процентов их производственной мощности. Отдельные цехи то открывались на короткое время, то закрывались. Ни один человек на фордовском заводе не мог быть уверен в завтрашнем дне. Расшаталась вся стройная система технологического процесса. В огромной степени вырос брак.

    Из-за отсутствия работы от Форда ушли старейшие работники, проработавшие в его предприятиях десятки лет. Среди них главный инженер Мено, начальник литейной - Бреди и модельной - Мак Вилен. Началось увольнение основного костяка фордовских заводов - мастеров и помощников мастера.

    Такова была неприглядная картина на фордовских заводах в этот период. Автомобильный король не нашел тех новых путей, которые могли бы уберечь его от ударов всемогущего кризиса. Форд не смог выйти из рядов своего класса и сделаться неуязвимым для законов развития капиталистического общества.

    Мог ли автомобильный король в 1952 году подписаться под заявлениями, которые он делал, например, в 1925 году, в период расцвета, утверждая, что кризисов не может быть и что их выдумали зловредные ученые?

    «Промышленность, - утверждал тогда Форд, - не может существовать для того или другого класса. Когда ее считают средством для обогащения определенного класса, а не средством для производства товаров на всеобщую пользу, тогда она становится чрезвычайно сложным делом и часто гибнет. На основании таких крахов псевдоученые создали теорию так называемых хозяйственных циклов. Из их сочинений можно сделать выводы, что способ ведения промышленности раз навсегда установлен и что через известные промежутки крахи неизбежны. Подобные взгляды объясняются поверхностным, чисто денежным подходом к промышленности».

    В последующие годы, с переходом кризиса в длительную депрессию, имя Форда вновь всплывает на страницах мировой печати в связи с его борьбой с генералом Джонсоном, руководителем «Администрации восстановления» («НРА»).

    Организация НРА была создана американским правительством под давлением финансового капитала для оживления промышленности и общего улучшения хозяйственной конъюнктуры. Эта организация разработала ряд мероприятий, значительно ухудшающих положение рабочего класса, но и накладывающих некоторые обязательства на промышленников. В частности НРА требовала публичных отчетов о деятельности предприятий.

    Форд, ссылаясь на то, что его рабочие получают ставку большую, чем это требует НРА, отказался подписать «кодекс» и разрешить чиновникам заглядывать в его деловые книги.

    Отказ Форда от участия в деятельности НРА был сильным ударом для этой организации. Руководство НРА беспокоилось, что если такой человек, как Форд, не подпишет «кодекс», то в глазах значительных слоев публики, верящих в его авторитет, правильность деятельности НРА может подвергнуться сомнению.

    Форд, поддержанный концерном печати Хэрста, поднял кампанию против Джонсона. В свою очередь генерал Джонсон, опираясь на поддержку президента Рузвельта, выступил против Форда и предложил широкой публике организовать бойкот фордовских автомобилей.

    Неизвестно, чем бы кончилось дело, но неожиданно в него вмешался новый участник: рабочие Форда объявили забастовку.

    Форд захотел сократить рабочую неделю до 35 часов и соответственно понизить рабочие ставки. Это послужило началом недовольства рабочих, а категорический отказ вести переговоры с представителями рабочих заставил их объявить стачку протеста.

    Стачка фордовских рабочих, поскольку она соответствовала интересам генерала Джонсона, была поддержана общественным мнением Америки. Атакованный с двух сторон Форд сдался и заявил о своем согласии представить отчет о состоянии своих заводов.

    Из книги Наш человек в гестапо. Кто вы, господин Штирлиц? автора Ставинский Эрвин

    В преддверии Второй мировой Три батальона вермахта в пять часов утра 7 марта 1936 года вступили в Рейнскую область. Они не встретили ни одного французского солдата. Тогда за ними хлынули три корпуса моторизованной пехоты, а Имперское министерство иностранных дел вручило в

    Из книги Путешествие в будущее и обратно автора Белоцерковский Вадим

    Подстрекательство к мировой войне Высказывания Солженицына в эмиграции по общеполитическим вопросам содержат такой же черный разрушительный заряд, как и высказывания по «еврейскому вопросу». Солженицын на всех углах кричал тогда, что Запад проигрывает, уже проиграл

    Из книги Таким был Рихард Зорге автора Колесников Михаил Сергеевич

    ПУЛЬС МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ Внешне Зорге продолжал вести прежнюю беспокойную жизнь корреспондента многих газет и журналов. Все те же пресс-конференции, официальные приемы, обеды. Иногда он делает доклады для сотрудников посольства. Ганс Отто Мейснер, присутствовавший на

    Из книги Чкалов автора Байдуков Георгий Филиппович

    Часть III На мировой арене

    Из книги Куда плывут материки автора Кузнецова Любовь Иосифовна

    МИРОВОЙ РЕКОРД Веревки, державшие аэростат, были отвязаны, шар вздрогнул, оторвался от земли и начал подниматься. Проплыло под корзиной ровное поле, сверкнул в лучах солнца блестящий купол Линденбергской обсерватории. Все выше и выше в небо, все дальше и дальше от земли.А

    Из книги Антонин Дворжак автора Гулинская Зоя Константиновна

    У порога мировой славы Ян Нефф не ошибся в своих расчетах. Посланные им в Вену «Моравские дуэты» настолько понравились Брамсу и Ганслику, что они выхлопотали Дворжаку государственную стипендию еще на один год. Кстати сказать, Дворжак получал эту стипендию пять лет

    Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

    Мировой судья Институт мировых судей на Северо-Западе и Юго-Западе России был введен позже, чем в других районах. Помимо этого, мировые судьи там не избирались, а назначались государством. Как-то я услышал от графа Палена 74*, что министерство не могло найти для этой работы

    Из книги На взмахе крыла автора Ставров Перикл Ставрович

    Мировой конгресс Этого нет еще и не было в газетах, Но будет. Когда мир опошлеет, как истрепанная монета, Как заплеванный пол прокуренного ресторана, Когда домов человеческих лес Загниет, как огромная черная рана, - Тогда соберется мировой конгресс. На каких-нибудь

    Из книги Черчилль без лжи. За что его ненавидят автора Бейли Борис

    Черчилль и мировой финансовый кризис 24 октября 1929 года, в день краха нью-йоркской фондовой биржи, Черчилль, будучи министром финансов, как раз находился в Нью-Йорке. В честь Черчилля в доме Перси Рокфеллера был дан банкет, на котором Бернард Барух невесело пошутил,

    Из книги «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха автора Громов Алекс

    Конвои Первой мировой Введение в 1916 г. конвойной системы сильно затруднило выполнение боевой задачи для субмарин, особенно в последний год ведения военных действий. Так, в 1917 г. Германские ВМС потеряли 65 лодок (из них 2 попали поврежденными в голландские воды и были

    Из книги Лев Яшин автора Галедин Владимир Игоревич

    Из книги Сталин. Жизнь одного вождя автора Хлевнюк Олег Витальевич

    Угрозы третьей мировой Победы коммунистов в Китае совпали по времени с другим важнейшим событием. В конце августа 1949 г. в СССР был произведен первый испытательный взрыв атомной бомбы. На ее производство были брошены огромные силы. Сталинская система вновь

    Из книги Книга Израиля [Путевые заметки о стране святых, десантников и террористов] автора Сатановский Евгений Янович

    Творожная революция и мировой финансовый кризис В те дни, когда автор сидел над настоящей книгой, человечество – и его самого – отвлекали от прочих проблем события на Украине, плавно перешедшие из провинциального путча в новую холодную войну. Операция «Нерушимая

    Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

    Мировой суд В обеих столицах России, Петербурге и Москве, 17 мая 1866 года были открыты первые мировые судебные учреждения, ставившие перед собой главной задачей примирение тяжущихся сторон, а также наказание подсудимых по обвинению полиции за незначительные

    Из книги Моряк с Балтики автора Теннов Владимир Павлович

    Из книги Тайны политических убийств автора Кожемяко Виктор Стефанович

    Что таков мировой терроризм? В. К. Возникает теперь вопрос, Александр Александрович, о дальнейшем ходе событий. Мы видим то, что происходит в Афганистане. Надо думать и о нашем дальнейшем положении: мы все-таки находимся, если можно так сказать, между двумя цивилизациями -