Велосипедные каретки. Ликбез по совместимости. Типы велосипедных кареток

Каретка в стакане велосипеда

Зачастую при выборе новой каретки мы сталкиваемся с проблемой, какая же каретка нам нужна, какой длинны и типа. Все эти вопросы мы постараемся раскрыть в нашей статье. Для начала рассмотрим само понятие «каретка».

Каретка велосипеда – это подшипниковый узел, который соединяет шатуны с рамой и обеспечивает функцию крутящего момента шатунов велосипеда. Каретка расположена в кареточном стакане рамы, который расположен между нижней трубой и на пересечении .

.

Вал каретки для велосипеда ХВЗ.

Кареточный стакан бывает следующих размеров: 68мм (наиболее распространены), 73мм (тип BSA, используется в ряде горных велосипедов), 83 мм (для экстремальных дисциплин, например, ) и 70мм, который является итальянским типом и отличается от вышеперечисленных резьбой, использовался и в наше время представлен производителем Campagnolo. Длинна вала каретки встречается в таких размерах — 110мм, 113мм, 118.5мм, 122.5мм и 127.5мм. – это собственно ось каретки.

Типы кареток

Каретки бывают закрытого (картриджные) и открытого типа. Каретка картриджного типа представляет собой картридж с подшипниками, которые находятся в корпусе и устанавливаются в раму.

Пример каретки закрытого тип. а

Каретки закрытого типа распространены, хорошо защищены от попадания пыли, грязи, влаги, не разборные, не подлежат ремонту, в следствии чего не требуют технического обслуживания. В эксплуатации довольно неприхотливы, так как исключен перекос подшипников и не нужно регулировать каретку. Основное преимущество заключается в том, что при износе или неисправности старой каретки она просто меняется на новую.

Пример каретки открытого типа.

Представляет собой вал, который вращается с помощью подшипников, установленных в чашках, и устанавливается в кареточный стакан рамы велосипеда. Данный тип каретки является полной противоположностью картриджных кареток, так как такая каретка не защищена от попадания пыли, грязи, влаги, ржавчины, требует частого в связи с тем, что является разборной и подшипники могут перекашиваться и изнашиваться.

Основным преимуществом этого типа кареток является ремонтопригодность каретки путем переборки и замены смазки, подшипников.

Стандарты соединений кареток и шатунов

В данный момент существуют следующие типы соединений кареток и шатунов :

Каретка – это подшипниковый механизм, закрепленный в узле рамы, который служит для крепления и вращения шатунов системы. На текущий момент существует несколько стандартов (посадочных мест и схем крепления шатунов) кареток, разобраться в которых мы поможем в рамках этой статьи. Вы узнаете чем BB30 отличается от Hollowtech II или Octalink, а также многое другое!

Типы кареточных узлов.

Все каретки можно разделить на открытие и закрытые(картриджи) кареточные узлы.

Открытая каретка

Представляет собой кареточный вал и набор подшипников, которые прижимаются чашками и вворачивающимися непосредственно в кареточную трубу велосипедной рамы.




Недостаток открытых кареток в том, что в них часто попадает грязь, влага, они быстро засоряются и приходится их перебирать, но при постоянном уходе открытая каретка может проработать очень долго. Еще одним недостатком можно назвать перекос кареточного вала относительно кареточной трубы это зависит от качества самой рамы и кареточного узла.

Картриджная каретка



Представляет собой не разборный корпус, картридж, в котором находятся подшипники и кареточный вал, картридж вворачивается в кареточную трубу велосипедной рамы. Подобная конструкция позволяет избежать попадания грязи, песка и влаги, исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку. Недостаток картриджных кареток в том, что при попадании грязи и воды внутрь картриджа, каретка не подлежит ремонту, поскольку картридж нельзя разобрать. Существуют полуразборные каретки, что иногда позволяет их ремонтировать.

Стандарты соединений каретки и шатунов.

SQR (соединение под квадрат)



Соединение на квадрат. Пожалуй, самое распространенное соединение на сегодняшний день, подобные каретки выпускаются практически всеми производителями велосипедных компонентов. Концы вала на таких каретках выполнены в форме конуса, квадратного сечения. Вал и шатун соединяются с помощью болта под рожковый ключ или шестигранник. Для того чтобы потом снять шатуны с вала каретки, вам придется воспользоваться специальным съемником для шатунов, без которого это просто невозможно.

Каретки с соединением на квадрат, раньше являлись стандартом в горном велосипеде и несмотря на то, что до сих пор практически все велосипеды начального уровня комплектуются именно каретками на квадрат, это соединение вытесняется более новыми и совершенными видами соединений. Если Shimano еще несколько лет назад выпускала каретки уровня XTR с креплением на квадрат, то сейчас для этой линейки разработан новый вид крепления.

Octalink


Стандарт Shimano, на сегодняшний день выпускается для линеек велокомпонентов Deore и LX. Представляет собой картриджную каретку с круглым валом со шлицевым типом соединения. Соответственно для таких кареток подходят только системы производства Shimano. Шлицевое соединение позволило выпускать каретки с полым валом большего диаметра, что привело к снижению веса и повышение жесткости вала по сравнению с соединением на квадрат.

HOLLOWTECH II




Для XT,XTR и Saint была разработана еще одна технология под названием HOLLOWTECH II с интегрированной системой каретки и шатунов, которая монтируется со стороны правого шатуна. Система Hollowtech II уменьшает количество составных частей, а тем самым значительно снижает вес и увеличивает жесткость и срок эксплуатации системы.

Считается, что данный стандарт используется только Shimano, однако производитель hi-end компонентов для велосипедов Race Face, в своих компонентах для XC, DH и FR пользуется данным стандартом. И что самое главное эти компоненты полностью совместимы со стандартом Hollowtech II. Надеюсь, что данному примеру обязательно последуют другие производители.

GXP



Giga X Pipe - аналог HOLLOWTECH II от Truvativ. В данной каретке используется схожая система крепления шатунов, но шлицы не совместимы с HOLLOWTECH II. В группу GXP входят следующие системы - Noir, Stylo.

ISIS Drive




Шлицевой стандарт, поддерживаемый такими производителями, как Race Face, Truvativ, FSA, Bontrager, Chris King, Stronglight. Является также очень надежным как и стандарт Octalink, но эти стандарты не совместимы из-за разного количества шлицов. Каретки этого стандарта бывают как открытыми, так и картриджными.

Howitzer



Новый стандарт, который преимушественно используется в шатунах для экстремального катания. У него немного не такие, как в ISIS, шлицы и чашки каретки с внешними подшипниками. При этом ось каретки идет вместе с ней, а не запрессована в правый шатун, как у сэйнта, хотя в самой каретке все раздельное: чашки отдельно, ось отдельно, проставка между чашками отдельно.

BB30



Абсолютно новый стандарт кореток. В новом стандарте нет ничего принципиально нового. От производителя рам, требуется установить новую кареточную трубу, с внутренним диаметром 41.96мм. В нее впрессовываются два промышленных подшипника, аналогично тому, как мы делаем на современных рулевых колонках. Интегрированная в систему ось диаметром 30мм вставляется сквозь подшипники и затягивается вторым шатуном. Все крайне просто, но абсолютно несовместимо с нынешними рамами и системами.

Размеры кареток

Ширина кареточной трубы может быть одного из трёх размеров: 68, 73 или 83 мм ISO или британского стандарта, или 70 мм итальянского стандарта. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбой. Самыми распространёнными являются два первых типоразмера. Ещё существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.

Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звёзды системы относительно плоскости, проходящей вдоль центра рамы (линия цепи). На саму раму это значение не влияет, а скорее определяет, какую систему шатунов нужно будет использовать. На некоторых системах могут быть указаны несколько подходящих значений. Наиболее частые значения для линии цепи - 47,5 и 50 мм. Характерная длина валов под шлицевое соединение - 113 и 118 мм. Под квадратное соединение существуют достаточно много вариантов: 116-127 мм для Shimano Tourney, 116 мм для Shimano Altus и 108-113 мм для более высоких групп.

При подготовке статьи использованы материалы с сайта rideline.ru , а также изображения из разных источников.

July 24th, 2015

Самодельная каретка на собранном мной велосипеде состояла из оськи и двух вбитых наглухо в раму 203х подшипника. Вот были времена:) Теперь же каретка стала намного сложнее. Давайте попробуем разобраться с этой мудрённой штукой.



Каретка (англ. bottom bracket) — это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.

Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой . Требуют специальной рамы.

Интегрированные каретки



Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.


Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.


Стандарты интегрированных кареток:


  • Совместимые с Shimano:

    • Shimano Hollowtech II


    • RaceFace X-Type

    • Token

    • Chris King

    • FSA Mega Exo


  • Совместимые с SRAM, Truvativ, Bontrager:

    • GXP (GigaX Pipe)

    • Hope (через фирменный адаптер)

    • Chris King (через фирменный адаптер)


  • Campagnolo Ultra-Torque.

Неинтегрированные каретки

Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:


  • Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.

  • Разборные — могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).

Стандарты неинтегрированных кареток:


  • С клиновой посадкой шатунов (у советских велосипедов).

  • Под квадрат (square taper) — стандарт несколько «плавает» у различных производителей.


  • C шлицевой посадкой шатунов:

    • Shimano Octalink v.1

    • Shimano Octalink v.2


    • Truvativ Powerspline

    • Truvativ Howitzer

    • Truvativ HammerSchmidt


Octalink - стандарт Shimano


Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.

Виды кареток по используемому кареточному стакану

С резьбовой посадкой

В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):


  • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:

  • 68 мм — наиболее распространены,

  • 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,

  • 83 мм — для экстремальных дисциплин,

  • 100 мм — фэт-байки.

  • С итальянской резьбой (BSC, 36 mm x 24 TPI), длина стакана 70 мм — применялись в старых шоссейных велосипедах. До сих пор (2013г) используется Campagnolo.

  • С французской/швейцарской резьбой М35×1 — применялись в советских велосипедах.

Press-fit

В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.



Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:


  • BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.

  • Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.

  • Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:

  • BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.

  • BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.

  • Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:

  • BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.

  • BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.

  • 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.

Особенности выбора каретки


  • При покупке интегрированной каретки, как правило, требуется знать только ее стандарт (то есть производителя системы) и длину кареточного стакана, причем для наиболее распространенных разновидностей 68 и 73 мм с английской резьбой используется одна и та же каретка.

  • В случае с неинтегрированной кареткой, все гораздо сложнее. Порядок действий таков:

  • Сначала требуется узнать требуемый стандарт каретки (квадрат или один из шлицевых).

  • Узнать тип кареточного стакана (длина, вид резьбы), причем в зависимости от длины стакана (обычно 68 или 73 мм) требуются различные каретки!

  • Обратиться к руководству на передний переключатель и узнать допустимую линию цепи (chainline).

  • Обратиться к руководству на систему и узнать требуемую длину вала каретки.

  • Найти в продаже каретку требуемого стандарта, под нужную длину стакана и с необходимой длиной вала.

  • Если используется передний переключатель E-Type, то требуется искать неинтегрированную каретку соответствующей разновидности, тогда как все интегрированные совместимы с такими переключателями изначально.

Эксцентриковая каретка

Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.


Разновидности:


  • Стандарт 54 мм — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.

  • Стандарт 46 мм — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.

  • Стандарт BSA — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

На http://www.bike-repair.ru очень подробно рассказывается про ремонт кареток и как их и чем можно снять. Давайте разберёмся и с этим вопросом.

Инструменты для работы с кареткой

Для работы с кареткой - картриджем необходим только шлицевой ключ. Он же пригодится и для многих разборных кареток.



Но на некоторых разборных каретках вместо шлицевого потребуется другой ключ -



А может потребоваться и такой. Можно обойтись и обычным рожковым ключом на 36, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно - можно легко повредить раму.



На разборных каретках потребуется еще и вот такой специальный ключ



Несмотря на такое разнообразие требуемых инструментов, процесс разборки, установки и регулировки кареток разных типов разнообразием не отличается. Просто для выполнения одних и тех же операций на разных каретках Вам потребуются разные инструменты. Основная сложность при разборке каретки - не забыть, что с правой стороны применяется левая резьба. Вторая сложность - особенно это относится к алюминиевым рамам - для отворачивания чашек могут потребоваться очень и очень большие усилия. При этом нельзя допускать срыва ключа - можно повредить детали велосипеда или травмировать руки. Поэтому лучше запастись ключами с достаточно длинными рукоятками.

Снятие каретки картриджного и разборного типов

Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна.

После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы - один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек - если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.



0. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.



Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.


1. На некоторых каретках с левой стороны навернута стопорная гайка. Ее надо отвернуть спец. ключом (если его нет, то можно и обычным семейником). Эта гайка имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Отворачивать надо аккуратно, не допуская срыва ключа - можно повредить гайку.



Если у на Вашей каретке такой гайки нет, то переходим к п.2.



2. Теперь берем ключ для каретки (шлицевой или специальный, в зависимости от конструкции Вашей каретки. На фотографиях показан шлицевой.) вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы левую чашку-адаптер разводным ключом с рукояткой подлиннее. Она имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.



Вынимаем левую чашку (вместе с подшипником, если каретка разборная)



3. Переходим к правой стороне велосипеда (там, где звездочки). Опять берем съемник каретки и ключ с длинной рукояткой, вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы правую чашку. Она имеет левую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.



4. Вынимаем картридж или правую чашку с осью.



Каретка снята. Теперь из разборной каретки надо вытащить подшипники (если они не запрессованы в чашку), убрать тряпочкой старую смазку, и промыть все детали в каком-либо растворителе (обычно керосин).



Установка каретки картриджного типа выполняется в порядке, обратном снятию.


Начинаем с того, что нанесем немного смазки на резьбу каретки и чашки-адаптера, чтобы потом ее легче было выворачивать.


1. Начинаем с правой стороны. С помощью ключа для каретки и разводного ключа ввинчиваем каретку в раму до упора. Момент должен быть 50-70 Нм.


Каретка с правой стороны имеет левую резьбу.


2. Переходим к левой стороне. Тем же самым ключом вворачиваем левую чашку-адаптер Чашка с левой стороны имеет правую резьбу. Момент должен быть таким же - 50-70 Нм.


Теперь надо установить шатуны и систему.

Сборка и установка разборной каретки

Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на советских велосипедах , поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.


Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую - он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку - смазка на ней, скорее всего, консервирующая.

Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.


Установка каретки производится в порядке, обратном снятию.

0. При сборке каретки самое сложное - не перепутать концы оси каретки - ее правая и левая стороны отличаются. Обычно на оси или на пластмассовом кожухе (на некоторых каретках этот кожух не предусмотрен) нанесены буквы, соответствующие сторонам оси.


Чашки перепутать не удастся - у них разная резьба (у левой чашки - правая и наоборот)


1. Надеваем пластмассовый кожух на ось. Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками - внутрь чашек). Смазываем подшипники густой смазкой Этой же смазкой смазываем резьбу обеих чашек.


2. Сборку начинаем с правой стороны. Вставляем ось в правую чашку, и ввинчиваем эту чашку в раму до упора. Для этого нужен шлицевой ключ для каретки. Правая чашка имеет левую резьбу.


3. Теперь аналогично вворачиваем с другой стороны левую чашку. Она имеет правую резьбу.Переходим к регулировке каретки. (можно сразу к п.1)

Регулировка подшипников разборной каретки

После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки. Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой. Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем - к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.


0. Перед началом регулировки надо снять только один левый шатун , снять стопорную гайку (спец. ключом) и немного ослабить левую чашку (шлицевым ключом). Гайка и левая чашка имеют правую резьбу.

1. Левую чашку заворачиваем почти до упора, чтобы ось каретки вращалась легко, без заеданий, и при этом не имела люфта. Потом ослабляем ее шлицевым ключом примерно на четверть оборота.

Навинчиваем стопорную гайку, удерживая чашку шлицевым ключом. Гайку затягиваем спец. ключом до упора.


Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.


Когда каретка будет вращаться без заеданий и люфта, можно ставить шатуны.


Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.

При этом, благодаря подшипникам внутри каретки, осуществляется свободное вращение системы. Каретка обеспечивает передачу крутящего момента от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Каретка велосипеда, из-за своего расположения, подвержена попаданию на нее грязи и воды, поэтому она должна обеспечивать хорошую защиту подшипников от воздействий внешней среды.

Каретки велосипеда разделяются на открытые и закрытые (картриджи или капсулы )

  • В открытых каретках вал вращается в подшипниках, которые установлены в чашках, которые в свою очередь ввинчиваются в кареточную трубу рамы. Основным минусом данного типа кареток является необходимость точного изготовления рамы, иначе могут появляться перекосы. Еще один недостаток в том что подшипники слабо защищены от грязи и жидкости.
  • В закрытых каретках подшипники размещены в жестких картриджах, которые устанавливаются внутрь рамы. Конструкция и способ установки закрытых кареток исключает перекос подшипников и необходимость регулировки. В большинстве своем закрытые каретки не разбираются, однако существует несколько разборных моделей.


Сложно сказать какой из этих двух типов лучше, а какой хуже. Если грязь попадет в открытую каретку, то ее можно разобрать, почистить, смазать и заново собрать. А картридж, хотя и меньше подвержен загрязнению, все-таки загрязняется. Его разобрать и прочистить не получится, соответственно износиться он может быстрее.

Самые распространенные типы соединения

1. Квадрат - этот тип крепления используется на велосипедах низкого и среднего уровня, у него не большая цена.


2. Шлиц - это более надежный тип крепления, его используют на профессиональных велосипедах, он стоит дороже. При покупке каретки велосипеда с таким соединением имейте в виду, что существуют два стандарта: Shimano OctaLink и ISIS Drive. У этих стандартов разное количество шлицов, из-за чего они несовместимы.


Размеры кареток велосипеда

Если Вы решили заменить каретку, тогда обратите внимание на следующие размеры:

  • Ширина кареточной трубы рамы - существует три размера: 68 мм. или 73 мм. (тип BSA), а также 70 мм. (итальянский тип). Два типа BSA имеют наибольшее распространение. Существуют, также, каретки E-type, у них увеличен бортик с правой стороны, для крепления .
  • Длина вала каретки - от нее зависит на каком расстоянии будут находиться звезды системы относительно средней плоскости рамы велосипеда (параметр chain line ). Обычно это 47,5 мм. или 50 мм. Существует несколько стандартов длины вала, для шлицевого соединения - 113 мм. и 118 мм., а для квадрата 116 мм. - 127 мм. все зависит от системы.



Велосипедисты, которые редко выезжают кататься, наверно, даже не слышали о том, что такое каретка велосипеда. Даже если слышали, то и не знают, где она находится и что из себя представляет. Но для тех, кто часто использует велосипед в своих целях или занимается велоспортом, этот узел имеет большое значение. Что такое каретка велосипеда, какие у нее функции и как ее починить сейчас и узнаем.

Что из себя представляет?

Что же такое кареточный узел? Данный механизм является чуть ли не главным во всем велосипеде. Без него он никуда не поедет. Где же он находится? Расположен он в стакане (это такое специальное место), а именно там, где находятся шатуны. Основная задача - это закрепление тех самых шатунов между собой и соединение их с рамой. Без нее велосипедист просто не сможет крутить педали, а значит, двигаться вперед.

Устройство каретки велосипеда

Из чего состоит данный узел и каким он бывает? Модели велосипедов бывают разными, поэтому и каретки тоже отличаются друг от друга. Стандарт - это шестьдесят восемь миллиметров, но бывают еще и сто десять, сто тринадцать и так далее.

Также каретки велосипеда делятся на два типа: разборные и картриджные (неразборные). У каждого типа есть свои плюсы и минусы. Начнем с картиджных. Данный тип не поддается ремонту - это главная его особенность. Если механизм заржавеет или сломается, то его можно уже будет только выкинуть. Но есть у них и большой плюс. Они очень долговечны. Такая каретка велосипеда будет служить до тех пор, пока ее подшипники не сотрутся. Механизм герметично закрыт, поэтому посторонние предметы в виде пыли, песка, воды и тому подобного туда не попадают, тем самым он защищен от быстрого износа. Такие каретки очень хорошо себя ведут даже после длительной эксплуатации в тяжелых условиях, поэтому производители их любят часто устанавливать на горные байки.

Разборные каретки - это немного другое устройство. В сущности, это всего лишь ось, на которой установлены подшипники. В этом случае хозяину нужно хоть иногда проверять этот узел и при надобности смазывать и менять испорченные подшипники. Такой уход позволит намного продлить срок эксплуатации механизма.

Как определить неисправность каретки?

Никакой механизм не вечен, особенно если за ним не следить. Именно поэтому рано или поздно кареточный механизм придет в неисправность. Как же определить неисправность? Вообще, это не трудно. Нужно всего лишь быть внимательным. Первый признак - тяжелая езда. Если вдруг крутить педали стало трудно, то, возможно, это неисправность каретки. Налипшая грязь не дает механизму функционировать в нормальном режиме, поэтому ехать становится тяжело. Также характерны скрипы и стуки. Из-за прыжков и сильных физических нагрузок ось может перекосить, или разобьются подшипники. В этом случае будет наблюдаться люфт.

Если при езде стоя педали начинают заедать или сильно скрипеть, то это верный признак нарушения работы. Тут уже нужен ремонт каретки велосипеда. Или просто замена узла на новый.

Как снять каретку с велосипеда?

Итак, для ремонта механизма его для начала нужно снять, извлечь из стакана. Перед тем как начать работы, необходимо почистить место вокруг каретки. Нужно удалить всю налипшую грязь и пыль. Все это делается для того, чтобы потом не занести весь мусор внутрь.

Как снять каретку с велосипеда? Для начала нужно снять заглушки, которые закрывают доступ к гайке крепления шатуна. Чтобы быстро добраться до интересующего механизма, нужны специальные ключи: шатунная выжимка и съемщик каретки.

Сначала нужно вставить один конец шатунной выжимки и открутить гайку. Затем вставляем ее другим концом и силой ввинчиваем. Таким образом, шатун сходит с оси и его можно снять. То же самое нужно проделать с другой стороны. Лучше всего начинать работы со стороны, где нет звездочек.

Следующий шаг - снятие каретки. Вот тут уже пригодится специальный съемщик. Вставляем его, а с другой стороны надеваем гаечный ключ. Приложив немного усилий, можно достать до устройства. Аналогичные действия проводим с другой стороны. Теперь каретка готова к извлечению. Если устройство находится в более-менее приличном состоянии, то дело обойдется только смазкой подшипников. Для этого лучше всего использовать густые смазки. Собирается каретка велосипеда в обратном порядке.