Золотые правила и важные советы по вождению. Основы вождения автомобиля – золотые правила

Что такое «безопасное вождение»?

Друзья, привет! В этой статье проанализирую известное словосочетание «безопасное вождение» и дам свой вариант его толкования, поскольку большая часть людей понимает его, с моей точки зрения, не совсем верно. Многие свои лекции я начинаю с вопроса к аудитории: «как вы понимаете словосочетание «безопасное вождение»? Очень часто в ответ я слышу что-то вроде «это значит вождение без ДТП» или «во время поездки никто не пострадал». На это у меня уже есть заготовленный контраргумент: я привожу в качестве примера одного своего знакомого, который летом по выходным уезжает на дачу, а воскресными вечерами возвращается домой за рулём… пьяный. Регулярно. Ни одной аварии. За всё время. Аудитория в недоумении: студенты чувствуют, что где-то подвох, но не поймут, где именно. Вроде бы безаварийно, но… как-то не совсем безопасно.

Безопасность - не отсутствие ДТП, а минимальный риск

Действительно, это нельзя назвать безопасным вождением, потому что безопасность определяется не фактом наличия или отсутствия ДТП, а вероятностью наступления ДТП . Если бы мир состоял только из чёрного и белого, тогда - да, означало бы «без аварий». Однако между чёрным и белым есть множество оттенков, равно как и между нулевой и 100%-й вероятностями есть много промежуточных значений. Таким образом, безопасное вождение означает управление автомобилем с минимальной вероятностью ДТП, с минимальным риском . Поэтому, если обычно единственная мысль водителя, только что получившего «права» - о том, как бы доехать до места назначения живым и здоровым, то у продвинутого водителя требования к безопасности ужесточаются. Продвинутый водитель стремится не просто избежать ДТП, но и снизить риски в пути настолько, насколько это возможно.

Теперь давайте подумаем, насколько вообще можно снизить риски. Нарисуем ось вероятностей, обозначим начало оси как «0», а конец - «1». Единица, то есть 100% вероятности ДТП означает, что авария точно случится, и это лишь вопрос нескольких секунд . Например, водитель на обледенелой дороге разогнался до скорости 60 км/ч и не принял во внимание, что при такой скорости машине потребуется по крайней мере 60 метров для остановки с того момента, как он нажал на педаль тормоза «в пол». И начал тормозить перед светофором за 50 м. Застрекотала АБС, машина перешла в режим экстренного торможения . Все полосы перед светофором заняты стоящими машинами, увернуться некуда - разве что выскочить на тротуар с пешеходами… Вот и всё - осталось сидеть и покорно ждать, пока капот протаранит чей-то багажник. Машина на скользкой дороге тормозит небыстро, так что секунд 10-15 до столкновения придётся потерпеть. Это и есть ситуация, когда вероятность ДТП равна 1 или 100%.

Нулевой риск за рулём невозможен

А что же означает вероятность ДТП «0»? Аудитория часто на это отвечает «когда мы стоим на светофоре». Доля правды здесь есть: пока мы стоим, от нас не исходит никакой угрозы для окружающих. Однако это никак не исключает угрозы для нас со стороны окружающих машин. Чувствуете, к чему я веду? Можно сказать, что вероятность ДТП равна нулю тогда, когда ваша машина стоит в гараже , а вы - находитесь дома и, например, попиваете чай с семьёй за просмотром любимого фильма на мягком диване. Хотя и тут ваш гараж может протаранить фура, а на дом может рухнуть самолёт. И уж тем более мы не можем говорить о нулевой вероятности ДТП, пока ваш автомобиль стоит на охраняемой парковке, поскольку машину может зацепить неумело паркующийся водитель, пусть и в ваше отсутствие.

Вождение автомобиля не бывает безопасным

Отсюда следует крамольное умозаключение: безопасное управление автомобилем в буквальном смысле невозможно! Слова «безопасное» и «вождение» уже по самой сути противоречат друг другу. Фраза « Безопасное вождение» - все равно что «безалкогольный спирт»:)) Как только вы тронулись с места и колёса сделали первый оборот, вы уже стали опасны. Почему?

Вы когда-нибудь слышали, что автомобиль является источником повышенной опасности (статья 1079 Гражданского кодекса РФ)? А задумывались, чем вообще определяется степень опасности движущегося объекта? С точки зрения физики, опасность движущегося объекта определяется величиной кинетической энергии :

где m - масса объекта, v - скорость.

И далее в этой статье мы будем рассматривать опасность именно с этой точки зрения: т. е. как опасность движущегося объекта, заключающуюся в нанесении повреждений себе и другим объектам при столкновении с ними. Важно понимать, что это не единственный фактор опасности, который угрожает нам при управлении автомобилем. Но он является наиболее значимым, имеющим наибольшее влияние, а также наиболее часто реализующимся.

Кроме квантов света массу имеет любой видимый объект, а стало быть, если есть скорость, значит, есть и опасность . Например, летящая пуля. Надеюсь, у вас не вызывает сомнений, что огнестрельное оружие опасно? Так вот, чем больше величина энергии, тем более опасен объект. Кстати, в законе «Об оружии» выделяется три вида оружия - гражданское, служебное и боевое, которые отличаются между собой как раз кинетической энергией пули, что конкретно прописано в цифрах.

Опасно всё, что быстро движется

Именно неотъемлемый факт наличия скорости движения у автомобиля делает его по умолчанию опасным. Именно поэтому с первым оборотом колеса вы, будучи за рулём, становитесь опасны.

Так что если вдуматься, выходит, водителей дезинформируют, когда говорят слова вроде: «сотрудники полиции обеспечивают безопасность на дорогах». Не потому что они плохо выполняют свою работу, а потому что слова «безопасность» и «вождение» изначально противоречат друг другу. И уж вводят в откровенно глубокое заблуждение слова «если вы соблюдаете ПДД, значит, вы в безопасности».

НЕ БЫВАЕТ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ, БЫВАЕТ ВОЖДЕНИЕ БЕЗ НЕОПРАВДАННОГО РИСКА. НО РИСК ЕСТЬ ВСЕГДА!

Поэтому, повторюсь, основная задача водителя на пути к так называемой безопасности за рулём - это снижение рисков . На этом строится англо-американская концепция безопасного управления автомобилем «Защитное вождение » или Defensive Driving . Нужно просто не допускать лишнего, неоправданного риска, и постоянно контролировать его уровень. Либо, если речь идёт, скажем, о водителях оперативного состава полиции , снизить риски уже не получится в силу специфики их работы. В таких случаях остаётся лишь рисковать и осознавать уровень риска. Если идёшь по краю пропасти, ты должен знать, что тебя ждёт внизу…

Автомобиль в 3000 раз опаснее пешехода

Из приведённой выше формулы кинетической энергии следует два вывода, которые, вероятно, вас удивят. Давайте сравним в цифрах энергию легкового автомобиля при типичной городской скорости движения 60 км/ч и энергию пешехода при типичной для него скорости 5 км/ч. Для расчётов примем массу автомобиля за 1500 кг, а пешехода - 70 кг. Считаем: 60 км/ч, это 16,67 м/с, тогда энергия автомобиля равна 16,67*16,67*1500/2 = 208416,7 Дж. Энергия измеряется в джоулях, эти единицы мы не используем в повседневной жизни, и на первый взгляд не совсем понятно, много это или мало. Чтобы это понять, нужно сравнить полученную величину с энергией пешехода. 5 км/ч = 1,39 м/с, тогда кинетическая энергия составит 1,39*1,39*70/2 = 67,5 Дж. Как говорится, почувствуйте разницу! Разделим одно на другое и получим, что энергия движения машины в 3085 раз превышает энергию движения пешехода. Или, иначе

ДВИЖУЩИЙСЯ СО СКОРОСТЬЮ 60 КМ/Ч ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ОПАСНЕЕ ПЕШЕХОДА БОЛЕЕ ЧЕМ В 3000 РАЗ!

Аналогичные вычисления позволят оценить степень опасности автомобиля другой массы и при других скоростях движения. Скажем, тот же полуторатонный легковой седан при скорости 100 км/ч опаснее пешехода уже более чем в 8500 раз. Про внедорожники и грузовики даже думать не хочется…

Пешеход не может быть опасным для водителя

Итак, делаем первый вывод. Формулировка вроде «пешеходы, переходящие дорогу в неположенном месте, создают опасность для водителей» некорректна с точки зрения физики и рассмотрения опасности через призму величины кинетической энергии.

ПЕШЕХОД ФИЗИЧЕСКИ НЕ СПОСОБЕН БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ ОПАСНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ.

С точки зрения движения пешеход безопасен. Равно как муравей безопасен для хомяка, кошка безопасна для слона, а младенец безопасен для тяжелоатлета. Да, конечно, после столкновения автомобиля с пешеходом на скорости 60 км/ч автомобилю будут нанесены определённые повреждения. Но что это по сравнению с теми повреждениями, которые будут нанесены пешеходу (если тот вообще выживет)?! Настоящую опасность создаёт тот, кто движется быстро, а заодно и обладает огромной массой. Напоминаю, вооружённое нападение пешехода на водителя и умышленное причинение вреда я здесь не рассматриваю.

А лошадь, например, весит, в среднем, 500 кг и способна бегать со скоростью до 70 км/ч, т. е. она уже может представлять реальную опасность как для пешехода, так и для водителя в автомобиле. Надеюсь, моя мысль понятна.

В ответе за все - водитель

Поэтому, дорогие читатели-водители, привыкайте к мысли, что при встрече с пешеходом опасны именно вы, а значит, вся ответственность за безопасность и последствия ДТП лежит на вас. Я понимаю, что это сложно принять, но такова объективная реальность, основанная на законах физики. Более того, как я уже писал выше, наше законодательство придерживается аналогичной позиции. Поэтому водитель, сбивший пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте, хоть и не будет привлечён к уголовной и административной ответственности (при отсутствии отягчающих обстоятельств, разумеется), но в любом случае будет привлечён к ответственности гражданской и будет обязан возместить причинённый пешеходу ущерб. Именно по причине того, что автомобиль - источник повышенной опасности.

СЕЛ ЗА РУЛЬ - ТЫ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ!

Я это пишу не для того, чтобы загнобить водителей, просто при таком подходе вы же - водители - целее будете. Только и всего.

Представляю вашему вниманию серию кратких статей по приемам безопасного вождения. В последующих частях рассмотрим маневрирование, прогноз дорожной ситуации, учет пешеходного движения и другие ситуации.

Введение (можно пропустить)

Не смотря на практическую направленность данной статьи, я обязан написать пару общих строк.

Самое важное — старайтесь как можно чаще соблюдать ПДД, пристегивайтесь ремнями, возите детей в специальных креслах.

Я сам за рулем всего 5 лет (из них активно ездил только первые три года), поэтому не считаю свой опыт всеобъемлющим, но кое-какие особенности усвоить получилось. Ими и поделюсь.

Аварии у меня были. Один раз я в задумчивости поворачивал из третьего ряда (где можно только из двух) и меня слегка догнал эвакуатор, один раз меня также слегка догнал автомобиль, который решил не пропускать маршрутку. Ну и пару раз царапали на стоянке и сносили зеркало. Один раз эвакуировали — не заметил знака. Один раз зимой на летней резине запрыгнул колесом на газон. Реально нельзя было избежать аварии, когда меня догнал автомобиль. Все остальное было достаточно предсказуемо.

Важно!

Самым лучшим решением для повышения безопасности движения за рулем является прохождение специальных курсов по программе «Защитное вождение» (которые я не проходил).

Большинство утверждений в данной статье проверены на собственном опыте. Но какие-то детали я мог упустить. Написанное в данной статье требует в первую очередь осмысления, а не слепого выполнения. Учет приведенных рекомендаций не гарантирует безопасности, но, на мой взгляд, способствует снижению риска возникновения ДТП. Очень многое зависит от конкретной дорожной ситуации и случая.

В первую очередь статья нацелена на водителей со стажем до одного года. Но, возможно, и остальные найдут здесь что-то для себя. Если у вас есть дополнения — жду их в комментариях.

Помните, автомобиль — это не только транспорт, но и эффективный инструмент для убийства. У автомобиля нет предохранителя, как, например, у пистолета, и автомобиль всегда «заряжен». Будьте с ним предельно аккуратны. Профессионал не тот, кто играется с этой «игрушкой» напоказ, а тот, кто осознает вероятные последствия и выбирает соответствующее поведение.

Про практику

Если вы сели за руль впервые после обучения, не поленитесь, найдите подходящую площадку и запомните габариты своего автомобиля — попаркуйтесь задом и передом к какой-либо стенке или к тротуару. Закрепите парковку задним ходом и разворот в несколько приемов. Потренируйтесь трогаться в горку. Мне хватило 3-5 занятий по 1-2 часа. Покатайтесь в дворовых проездах запаркованных автомобилями. Будет тяжело. Не стесняйтесь выходить и смотреть проходит ли автомобиль. Так вы быстро привыкните к габаритам.

Разумеется, чем больше вы ездите, тем лучше вы ездите.

Про пассажиров

Если вы только недавно начали ездить и у вас немного опыта — убедите пассажира помолчать. Если он не замолкает — высадите. Разговоры очень сильно отвлекают. Даже если пассажир подсказывает, что надо делать — фильтруйте его слова. Его поведение, навыки и оценка ситуации могут отличаться от ваших. Вполне возможно, что вы, например, не успеете разогнаться так быстро, как этого требует ситуация, что может привести к ДТП. Принимает решение только водитель с учетом своих возможностей. Не уверены — не делайте.

Если вы опытный водитель, то при совершении сложных маневров (например, при езде по запутанной развязке) отключайте мозг от восприятия пусть даже и очень важных слов и концентрируйтесь на дорожной обстановке и ситуации. Если слова действительно важны — их повторят позже. Мои близкие уже считают нормой постоянно мне все повторять, когда я за рулем.

Пристегивайте себя и всех пассажиров в салоне. Если пассажиры не жалеют свое здоровье — пожалейте сами свою машину. Велика вероятность, что при относительно безопасном столкновении пассажир вылетит из сиденья и разобьет вам головой лобовое стекло.

Если пассажир хочет спать и ему мешает ваша музыка, знайте — как только вы увидите, что он заснул — вам тоже захочется спать. Отсутствие громкой музыки этому будет способствовать. Поэтому разрешайте спать у вас в салоне во время движения только в исключительных случаях. Загородом и, тем более, ночью даже в этом случае музыка должна звучать достаточно громко.

Сон за рулем

Будьте готовы к тому, что поездка, как по загородным дорогам, так и по городским улицам с разрешенной скоростью не зависимо от времени суток будет вызывать у вас непреодолимую тоску и желание заснуть. Этому способствуют также спящий сосед и тихая мелодичная музыка.

Если чувствуете что засыпаете, говорят надо выйти и размяться. Не помню, чтобы мне это надолго помогало. По мне лучше найти безопасный участок дороги и кого-то обогнать. Адреналин — это лучшее средство, спасающее меня от сна. Желательно, чтобы выплески адреналина происходили без нарушения ПДД и условий безопасности.

Как правильно разгоняться и обгонять

Загородные дороги обычно проще городских, если вы не обгоняете. Но обгон часто необходим и в тоже время является очень опасным маневром для новичка. В одном из первых обгонов сам чуть не вылетел с дороги из-за резкого перестроения. Для того, чтобы правильно и безопасно обгонять нужно быстро разгоняться (меньше продолжительность нахождения на встречной полосе). Запомните соответствие максимальных оборотов двигателя вашего автомобиля и скорости для первых двух-трех передач. Для этого можно поразгоняться (лучше загородом). Например, на моей машине первая передача разгоняет где-то до 40-50 км/ч, вторая до 80 км/ч, а третья уже не знаю — всегда хватало, чтобы набрать достаточную скорость.

Для быстрого разгона обязательно переключайтесь на пониженную передачу и вжимайте педаль в пол. Для того чтобы машина не дергалась и резко не тормозила (что может быть весьма неожиданным для следующих за вами автомобилями) при переключении с четвертой передачи на вторую или даже на первую нужна практика. Попрактикуйтесь заранее при отсутствии автомобилей (и сзади и спереди) на дороге.

При скорости 30 км/ч для быстрого разгона переключайтесь на первую до 40 км/ч, потом на вторую до 80 км/ч. Цифры ориентировочные для представления — как это работает. С опытом будете ориентироваться на ощущения.

При обгоне важно большую часть разгона совершить в своей полосе, чтобы на встречной полосе провести как можно меньше времени. А для разгона в своей полосе нужна приличная дистанция до впереди идущего автомобиля (в любой момент времени не менее допустимой — см. Часть 2). Никогда не прижимайтесь к впереди идущему автомобилю просто так. Маневр обгона в этом случае для вас станет более долгим и опасным.

При подготовке к обгону я обычно немного отстаю от впереди идущего автомобиля и подгадываю, чтобы в момент максимальной скорости после разгона встречный автомобиль уже проехал и я смог выехать на встречную полосу.

Начинайте изучение обгона с медленных грузовиков. При этом желательно, чтобы дорога очень плавно поворачивала налево. В этом случае обеспечивается наилучшая видимость. Никогда не обгоняйте, если видите впереди резкий поворот или горку, за которыми не видно встречных машин. Также не обгоняйте загородом на перекрестках и пешеходных переходах. Пешеходов не видно, а въезжающие на дорогу автомобили пропускают машины слева не смотря направо (при повороте направо). Относительно высока вероятность встретиться.

Ночные обгоны особенно опасны на затяжных прямых участках. Не всегда можно с уверенностью определить точное расстояние до встречного автомобиля. В этом плане плавные левые кривые также лучше для обгона — они скрывают встречные машины, которые находятся далеко и не мешают обгону и таким образом не смущают при принятии решения.

При обгоне всегда проверяйте, что по встречной полосе вас никто не обгоняет, а также не разгоняется за вами, чтобы обогнать вас.

Также правильный разгон позволяет легко вписаться в поток с полосы разгона. Практикуйте разгон и он вас вытащит из неприятностей или, как минимум, сократит ваши задержки.

Не секрет, что автомобилей и водителей становится все больше и больше с каждым годом. Но увы, далеко не все новоиспеченные водители могут похвастать хорошими навыками. Их нетерпеливость и слабая внимательность иногда могут не слабо испортить нервы окружающим в лучшем случае. В худшем это может привести к ДТП.

Ради всеобщей безопасности на дороге всем без исключения водителям стоит быть максимально сконцентрированными на правильном управлении своим авто. Водитель должен грамотно оценивать ситуацию и поведение остальных участников движения.

Советы, помогут избежать некоторых трудностей при вождении .

  • Перед тем, как отправиться, стоит проверить положение зеркал заднего вида (как внутренних, так и внешних) и пристегнуть ремни.
  • Необходимо строго регулировать скорость своего авто, и придерживаться дистанции от других транспортных средств.
  • Если из-за плохих погодных условий пришлось остановиться, следует включить аварийные огни и поставить специальный знак, сигнализирующий о вынужденной остановке.
  • Если водитель был ослеплен встречным авто, ему следует уменьшить скорость движения до безопасного уровня (воспрещается быстро и внезапно останавливаться). После чего постепенно остановиться без смены полосы, перестраиваться нельзя, так как есть риск выехать на встречную или на тротуар. Ехать дальше можно только тогда, когда полностью пройдет ослепление.
  • Перед тем, как совершить любой маневр, водителю следует полностью осмотреть все зеркала заднего вида.
  • При вождении в черте города нужно быть особо внимательным. Скорость авто должна быть небольшой. Также надо всегда быть наготове, и, в случае непредвиденного появления пешехода, резко затормозить.
  • Проезжая остановки для любого типа общественного транспорта надо понижать скорость, особенно во время посадки и высадки из транспорта пассажиров. Нужно быть готовым к тому, что люди внезапно выскочат со стороны общественного транспорта и перебегут дорогу там, где им вздумается.
  • Также водителю стоит быть максимально аккуратным и внимательным, когда он проезжает школы и зебры. на авто устанавливается для детей. Большинство пешеходов, идя по переходу, не обращают внимания на автомобили рядом, не понимая, что они не могут резко остановиться перед человеком. Но они всегда считают себя правыми, ведь они «на пешеходном переходе». Отдельно стоит отметить школы и прилегающие к ним территории. Это очень опасная зона, так как здесь регулярно проходят пешеходы. Большинство детей ведут себя беззаботно на дороге, это надо учитывать. Поэтому в таких местах лучше всего ехать медленно, спокойно.
  • Самоуверенность абсолютно к ни чему на дороге. Никогда не надо рисковать: пытаться проскочить где-либо и нарушить правила. Это может плохо закончиться: либо штрафами и расходами на ремонт, либо и вовсе летальным исходом.
  • Если водитель знает все правила, что называется, «на зубок» и предельно точно соблюдает их, он не должен надеяться, что все прочие водители и пешеходы настолько сознательны. Нужно учитывать поведение любого участника дорожного движения. Внимательность никогда не помешает.

Заключение

Казалось бы, эти советы достаточно примитивны и большинство водителей их и так знают. Но придерживаются их почему-то совсем немногие. Несмотря на кажущуюся простоту, эти правила поддержат обеспечение безопасности водителя, пассажиров и всех остальных на дороге. Помнить эти советы наизусть обязан каждый, кто управляет транспортом. Причем не просто помнить, а ответственно выполнять.

На дороге очень трудно предугадать и подготовиться ко всем возможным экстремальным ситуациям. Поэтому самое главное – это соблюдать правила движения на дороге и не нервничать при вождении.

И самое главное не забывайте, что движение это повышенная опасность, дорога не прощает невнимательности.

1. Проведите мини-тест, находясь за рулем вашей машины на улицах большого города с интенсивным движением: если вам постоянно мешают другие автомобили - значит, вы что-то делаете неправильно.
2. Правильная посадка за рулем предполагает не только комфорт и удобство для водителя, но и грамотное управление автомобилем. Положите вытянутую руку на верхнюю часть руля, касаясь обода запястьем, лопатки при этом плотно прижаты к спинке сиденья. Теперь возьмитесь за руль двумя руками в положении "без пятнадцати три". Руки будут незначительно согнуты в локтях.
3. Времена, когда водители полулежали за рулем, еле дотягиваясь до него абсолютно вытянутыми, прямыми руками, копируя автогонщиков, ушли в прошлое. Сегодня спинку кресла принято ставить практически вертикально.
4. Когда вы нажимаете на педаль сцепления, левая нога должна практически полностью выпрямляться. Правая нога должна опираться на пол у педали тормоза, а верхней частью лежать на педали тормоза. При нажатии на педаль газа достаточно просто повернуть верхнюю часть ступни вправо, не отрывая пятки от пола. При необходимости торможения - наоборот, влево. Вы сэкономите, таким образом, доли секунды, а они-то и могут стать решающими. Переставляя ногу с газа на тормоз другим способом или перенося ее по воздуху, вы теряете время.
5. Водитель, передающий руль из руки в руку, никогда не сможет точно определить, в каком положении находятся передние колеса его автомобиля, то есть повернуты ли они влево или вправо, или же стоят прямо. А знать это необходимо.
6. Руль поворачивают обеими руками, не изменяя их положения на нем до перекрещивания. Рука, находящаяся внизу, делает перехват за верхнюю часть руля, и вращение руля продолжается до упора. Итак, при повороте влево правая рука всегда остается на руле в исходном положении, то есть соответствуя положению "три часа", когда колеса стоят прямо.
7. А что делать, когда водитель повернул руль в сторону заноса автомобиля? Ответ удивительно прост: не дожидаться ответной реакции автомобиля, то есть упреждать события. Для этого руль надо максимально быстро повернуть в сторону заноса и тут же возвратить в исходное положение. Повторить это несколько раз, с каждым разом уменьшая угол поворота колеса.
8. Рулите плавно и мягко. Не провоцируйте потерю сцепления колес с дорогой резкими движениями. Если автомобиль послушен, то им и управлять надо плавно и мягко, и только когда он выходит из повиновения, рулем надо действовать резко и быстро.
9. На автомобиле без АБС во время экстренного торможения исключается поворот руля. Он вызовет вращение автомобиля вокруг своей оси, но не изменит направление движения машины.
10. Как научиться правильно тормозить? Разумно начать с выполнения приема "прерывистого торможения". Правая нога привыкнет выполнять команду "тормозить - отпустить - тормозить" на уровне "мышечной памяти", минуя сознание.
11. С педалью тормоза надо обращаться очень корректно, если не сказать нежно. Резкое ударное нажатие на педаль тормоза также ухудшает баланс автомобиля на дороге, резко снижая устойчивость, как и резкое отпускание педали тормоза.
12. Если машина оснащена АБС, в аварийной ситуации, напротив, надо просто что есть мочи ударить ногой по педали тормоза.
13. Достаточно заблаговременно перевести селектор "автомата" в режим понижающей передачи - и резкий кратковременный сброс газа не приведет к переключению напрямую передачу, и при повторном резком нажатии автомобиль моментально устремится вперед, как будто на нем установлена обыкновенная механическая коробка.
14. Основное правило при разъездах на перекрестках, "правило правой руки", гласит: "Водитель всегда должен беречь правый борт".
15. Очень важно соблюдать дистанцию. Кто-то возразит: чуть больше дистанция - и сразу кто-то влезет! Посмотрите на проблему спокойно, без лишних эмоций. Ничего страшного не произойдет - даже если кто-то "влез", можно притормозить, чтобы восстановить безопасную дистанцию. Запомните: двигаясь вплотную за кем-то, вы лишаете себя обзорности, возможности выполнить маневр объезда или экстренного торможения. Малое расстояние до впередиидущего автомобиля лишает вас главного оружия: времени и места для совершения контраварийных действий.
16. Остановку у светофора я советую делать следующим образом: плавно погасить скорость метров за 20-0 до остановившегося впереди вас автомобиля и медленно подкатиться к нему. Этот прием уменьшит вероятность наезда идущего сзади автомобиля, так как его водитель вынужден будет среагировать на ваше торможение заранее. Кроме этого, впереди вашего автомобиля будет достаточно места, чтобы вам самим успеть среагировать.
17. Возможность всегда объехать остановившийся впереди вас автомобиль - необходимое условие грамотной езды по городу. Привычка не подкатываться вплотную к переднему автомобилю даст вам независимость от действий других участников движения. Именно к независимости от обстоятельств надо всегда стремиться при управлении автомобилем.
18. При каждом перестроении обязательно включайте указатель поворота. К сожалению, водителей, соблюдающих это правило, среди российских водителей становится все меньше.
19. Быстрая езда по загруженному движением городу ничего, кроме стресса, лишних литров сожженного бензина, стертых покрышек и провоцирования аварийных ситуаций, не принесет.
20. Взгляды, бросаемые водителем в зеркала, должны быть минимально короткими. Лучше два коротких взгляда, чем один неоправданно длинный. Фокусируя взгляд на зеркалах заднего вида, водитель боковым зрением контролирует обстановку перед автомобилем. Это абсолютно правильно и особенно важно в плотном потоке автомобилей, когда ситуация меняется за доли секунды.
21. Никогда никого не "запирайте" своим автомобилем. Как показывает практика, даже самая кратковременная блокировка ничего, кроме неприятностей, не принесет, даже если вы отлучились буквально "на минутку". Только вы отошли, как по "закону подлости" появляется водитель "запертого" автомобиля. Ситуация всегда очень нервная, и ваша вина в ней очевидна. Поставьте себя на место водителя, чья машина заперта, и вам все станет ясно.
22. Вот одна из таких ситуаций: выезд на главную дорогу под углом. Аварии здесь часты и как две капли воды похожи одна на другую. Случаются они так: водитель, находящийся спереди, начал движение, но засомневался, успеет ли он выехать, и затормозил. Водитель, находящийся сзади, видя, что машина перед ним поехала, посмотрел налево (убедиться в том, что он не создает помех тем, кто едет по главной дороге). В этот самый момент и раздается глухой металлический удар, сопровождающийся звоном разбитого стекла. Приехали! Чтобы не попасть в подобную досадную аварию, требуется запомнить всего лишь одно правило: "Не надо смотреть налево, пока автомобиль, находящийся перед вами, окончательно не уедет!"
23. Всем известно, что первым камнем преткновения является злополучное трогание с места. Речь идет о том неуловимом моменте, когда, плавно нажимая на педаль газа и одновременно отпуская педаль сцепления, надо почувствовать, что оно начинает схватывать, и тогда плавно прибавлять газ. Нужно ли вообще ловить этот момент?
24. Буксировка автомобиля. Запомним главное правило! Тормозит буксируемый, а буксировщик подтормаживает. Делается это следующим образом: перед замедлением движения или остановкой водитель переднего автомобиля поднимает руку вверх, давая сигнал водителю второго автомобиля, который начинает тормозить. Только после этого буксировщик может замедлить свой ход.
25. Маневрирование. Начинающий водитель получает большой стресс от того, что маневрирование должно происходить на скорости значительно меньшей, чем та, которая соответствует первой передаче и отпущенной педали газа. Давайте научим начинающего водителя "играть" педалью сцепления в таких ситуациях. "Не дай ему остановиться",-должен произнести учитель в этот момент, попросив ученика снова плавно отпустить сцепление. Газ прибавлять совершенно не обязательно, ведь автомобиль катится и для того, чтобы поддержать это качение, мощности двигателя на холостых оборотах будет достаточно. Ученик должен почувствовать игрой сцепления, что он может вести автомобиль медленнее, чем он едет на первой передаче.
26. При выполнении поворота в ограниченном пространстве делайте "заходы", то есть, например, при повороте влево, обязательно сначала берите чуть вправо!
27. Вот бы переставить машину буквально на метр левее - и тогда бы все получилось. Сделать это очень просто, если при движении вперед вывернуть колеса сначала до упора влево, а потом до упора вправо, выровнять их и снова подать назад. Автомобиль переставится как раз на тот метр, который позволит закончить маневр. Прежде чем учить новичка правильно парковаться, ему необходимо освоить прием перестановки. Это избавит его от многих стрессовых ситуаций.
28. Секрет высшего водительского мастерства прост: разгоны, торможения, повороты, переключения передач и остановки должны сопровождаться минимальным перемещением (перераспределением) веса автомобиля. Плавность, плавность и еще раз плавность - вот три кита мастерства профессионала экстра-класса.
29. Профессионал не делает ни одного лишнего движения. Его действия максимально плавные, даже если выполняются с очень высокой скоростью. Он способен строго дозировать и координировать свои действия, прогнозировать их результат.

Часть 1

Ответственное поведение за рулем

    Никогда не пейте перед тем, как сядете за руль. Всем известно, что люди не должны садиться за руль после употребления алкоголя, но это стоит повторить. Как минимум, выпивка ухудшает вашу мозговую деятельность и замедляет реакцию. В худшем случае, увы, это вызывает затуманенное зрение и потерю сознания.

  1. Старайтесь не отвлекаться. Когда вы отвлекаетесь во время вождения, вы не можете уделить свое внимание дороге, а ваша реакция в результате замедляется.

    • Использование мобильных телефонов во время вождения, будь то звонок, отправка сообщения или что-то еще - это серьезный ущерб с точки зрения его влияния на внимание водителя. Если вам нужно сделать звонок, спуститесь на обочину и остановите машину.
    • Наряду с использованием мобильных телефонов, отвлечением считается все, что отвлекает вас от дороги, будь то возня с радио, проверка или нанесение макияжа или прием пищи. Всех этих вещей следует избегать.
    • Также будьте осторожны при движении с детьми и домашними животными, так как они могут быть потенциальными отвлекающими. Убедитесь, что дети прикреплены ремнями безопасности, а домашние животные находятся в контейнерах для перевозки домашних животных.
  2. Избегайте сонливости. Чувствовать сонливость за рулем почти так же опасно, как водить под воздействием алкоголя, особенно в ночное время. На самом деле, согласно данным исследования Virginia Tech, сонные водители в четыре раза чаще рискуют попасть в аварию или оказаться на грани аварии.

    • Сонливость не обязательно означает засыпание за рулем (хотя это очень опасно), это может быть потеря концентрации на мгновение или два, т.е. это достаточное время, чтобы вызвать серьезную аварию.
    • Вы можете избежать потенциальной сонливости за рулем, всегда хорошо высыпаясь ночью (восемь часов в сутки, если это возможно). Вы должны также делать частые перерывы во время вождения (особенно в том случае, если вы чувствуете себя усталым), чтобы подышать свежим воздухом или выпить кофе. Разделите обязанности по вождению с другим водителем, если это возможно.
    • Вы также должны быть очень осторожными, принимая какие-то лекарства, которые могут вызвать сонливость. Если вы принимаете противопростудный или антигистаминный препарат, всегда соблюдайте указания на этикетке.
  3. Всегда пристегивайте ремень безопасности. Пристегивание ремня безопасности во время вождения является важным элементом безопасности и может снизить риск смертельного исхода для пассажиров в возрасте от 5 лет на 45%. Кроме того, ремень может снизить уровень серьезной травмы до умеренной на 50%.

    • Пристегнутый ремень безопасности предотвращает пассажиров автомобиля от выбрасывания в салон или через лобовое стекло во время аварии, тем самым помогая предотвратить переломы, тяжелые травмы головы, рваные раны и возможность наезда другого транспортного средства.
    • Иногда доводится слышать пугающие истории о людях, которые оказываются пойманными в ловушку в их автомобиле в результате пристегивания ремнями безопасности. Это явление редкое и возникает только в небольшом проценте аварий. В подавляющем большинстве аварий, ремень безопасности будет работать в вашу пользу.
  4. Сохраняйте спокойствие. Несмотря на то, что вы сидите в пробке или имеете дело с отвратительным поведением другого водителя, бывает очень сложно сохранять спокойствие. Злость или расстройство только отвлекут вас, и вы получите больше шансов сделать что-то опасное.

    • Избегайте действий, которые могут ухудшить поведение других водителей. Это может быть мигание фар, звуковые сигналы или грубые жесты. Такое поведение может отвлечь других водителей и потенциально привести к аварии.
    • Если другой водитель делает что-то опасное или действует агрессивно по отношению к вам, сохраняйте спокойствие, уступите или позвольте ему проехать мимо вас. Чем раньше он уйдет с вашего пути, тем лучше.

    Часть 2

    Соблюдайте правила дорожного движения
    1. Соблюдайте скоростной режим. Это может показаться очевидным, но соблюдение скоростного режима является жизненно важной частью безопасного вождения. По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения, превышение скорости явилось причиной 30% всех аварий со смертельным исходом в 2011 году.

      • Помните, что чем выше скорость, тем меньше времени у вас будет, чтобы среагировать на движение вокруг вас, и столкновение с гораздо большей вероятностью будет серьезным, если оно произойдет на скорости.
      • В коротких поездках превышение скорости сэкономит вам всего пару минут, но при этом значительно увеличит риск серьезной аварии. Если вам нужно быть вовремя, просто выйдите раньше.
    2. Следуйте «трем вторым правилам». Очень важно избегать близкого нахождения рядом с вами другого автомобиля, поскольку это дает вам меньше времени среагировать на ситуацию, если водитель перед вами решит остановиться или внезапно повернуть. В целях безопасности водителям советуют сохранять дистанцию трех секунд между их автомобилем и автомобилем, находящимся перед ним.

      • Расстояние измеряется во времени, а не в шагах (или других единицах измерения), поэтому может быть довольно трудно судить о расстоянии во время вождения и о том, что считается безопасным расстоянием, когда скорость меняется.
      • Чтобы судить о минимальном безопасном расстоянии в соответствии со вторым правилом трех, выберите стационарный объект на стороне дороги, такой как фонарный столб или в почтовый ящик. Когда автомобиль перед вами проходит этот объект, начинайте отсчет секунд. По крайней мере, должно пройти 3 секунды, прежде чем вы сами пройдете этот объект.
    3. Будьте особенно осторожны в плохих условиях вождения. Быть хорошим водителем значит хорошо адаптироваться к окружающему освещению, независимо от того, плохая ли это погода, ужасная видимость или просто движение в ночное время.

      • Вождение в плохих условиях требует от вас быть еще более осторожным, чем обычно. Вы должны ехать медленнее, чем написано на знаке-ограничителе скорости, поддерживать дополнительное пространство между вашим автомобилем и тем, который находится впереди вас и быть очень осторожным на поворотах и изгибах.
      • Если на улице темно, туманно или идет дождь, вы также должны помнить, что необходимо включить фары. Вас должны видеть, если вы хотите избежать удара!
      • Периодически нужно останавливаться, чтобы протереть затуманенные или замороженные окна, чтобы улучшить видимость. Обработка поверхности (например, "Дождем -X") может улучшить видимость через дворники на стекле.
      • Конечно, самое безопасное - это избегать вождения в плохих погодных условиях. Если на улице сильный дождь, снег или гололедица, вы должны подумать о том, чтобы вообще не выходить из дома, если это возможно.
    4. Будьте осторожны с другими водителями. Когда вы находитесь за рулем, не думайте, что водители вокруг вас будут вести себя так, как предписывают правила безопасности, или просто ответственно, или что они будут реагировать на ситуацию так же, как и вы.

      • Вы должны быть начеку, знать о своем окружении и быть готовым мгновенно реагировать на то, что происходит вокруг вас. Это называется двигаться в обороне.
      • Некоторые методы неосторожного вождения включают: неспособность использовать поворотник, резкую смену полосы движения, внезапную остановку, превышение скорости, поворот и отклонение.
    5. Используйте зеркала и проверьте «мертвые» точки. Вы должны не просто обратить внимание на машины на дороге перед вами. Вы должны сканировать все вокруг себя более или менее постоянно, используя зеркала по обе стороны и позади вас.

      • Тем не менее, каждый автомобиль имеет «мертвые» точки, которые вам нужно знать и делать поправку на такие же зоны в других транспортных средствах. Всегда проверяйте «мертвые» точки, глядя через плечо, прежде чем повернуть или сменить полосу движения.
      • Вы также можете установить зеркало в «мертвой» точке, но знайте, что все, что в нем отражается, намного меньше, чем кажется.
      • Не закрывайте свой обзор. Не приклеивайте к окнам отличительные знаки и не вешайте висюльки (например, пушистые кости) на ваше зеркало заднего вида.

    Часть 3

    Работайте с потенциальным источником опасности
    1. Будьте особенно осторожны при езде по льду. Вождение на льду требует особой тщательности и вот некоторые советы:

      • Если вы оказались вдруг на льду (или на гололедице) не бейте по тормозам; вы можете полностью потерять контроль. Если вы должны замедлиться, поставьте автомобиль на более низкую передачу и/или медленно нажмите на тормоза легко и прямо.
      • Передвигаясь по льду, не крутите руль. Серьезные аварии часто происходят из-за того, что водители поворачивают колеса на льду. Поворачивайте руль реже или вообще не трогайте, пока автомобиль не выедет на нормальную поверхность, а шины вновь не обретут сцепление с дорогой. После того как шины восстановят сцепление с дорогой, автомобиль будет еще какое-то время ехать по инерции, что может привести к аварии.
    2. Используйте индикаторы при повороте. Всегда включайте сигналы поворота, чтобы указать, где и когда вы собираетесь повернуть. Это даст другим водителям время среагировать. Это может быть самая учтивая вещь, которую вы можете сделать.

      • Сигнальте, как только вы решите, что хотите повернуть, а затем посмотрите на пространство, в которое вы хотите сделать поворот, а не наоборот. Это даст другим водителям больше времени, чтобы заметить вас, и, возможно, даже освободить вам пространство.
      • Эти правила также применяются, когда вы меняете полосу движения, а также резко поворачиваете. Если вы при этом не даете сигнал другим водителям, это может быть очень опасно.
      • Менять направление движения (например, левые повороты в странах с правым приводом) становится особо опасным, этого следует избегать, если это возможно. Планируйте в своей поездке делать повороты движением, по мере возможности.
    3. Будьте осторожны рядом с грузовиками. Грузовики представляют собой особую опасность. Их водители не могут видеть другие транспортные средства, а также вы можете не видеть их со своего автомобиля.

      • Поэтому важно дать грузовику дополнительное пространство. Вы можете сделать это вторым правилом шести (вместо трех секунд) при движении за грузовиком.
      • Будьте крайне осторожны при обгоне грузовика. Если происходит несчастный случай между автомобилем и грузовиком, водитель автомобиля подвергнется наибольшему риску.
    4. Никогда не двигайтесь на красный свет. При попытке поехать на красный свет, вы берете на себя риск того, что другой автомобиль повернет или выскочит прямо перед вами.

      • Не менее вероятно, что пешеход (возможно ребенок) может выйти на пешеходный переход, пытаясь перейти улицу. Если произойдет любая из этих вещей, скорее всего, будет серьезная авария, и в ней будете виноваты только вы.
      • Имейте в виду, что другому водителю очень трудно определить, как быстро вы едете, хотите ли вы ускориться или остановиться, когда они идут вам в лоб.

    Часть 4

    Следите за механикой
    1. Регулярно проверяйте наличие механических проблем. Регулярно проверяйте механические свойства своего автомобиля, удостоверьтесь, включаются ли фары, работают ли тормоза и подвески.

      • Если вы не сильны в этих вопросах, обратитесь к опытным механикам.
      • Неисправность любого из этих компонентов может создать опасную ситуацию во время вождения.
    2. Поддерживайте свой автомобиль должным образом. Например, если ваше колесо отвалилось, и вы попали в аварию, ваша страховая сразу определит, что виноваты в этом вы.

      • Обращайте внимание на незначительные вещи. Меняйте лезвия дворников, когда они начинают оставлять полосы на ветровом стекле во время использования.
      • Также постоянно заполняйте бочок ветрового стекла, чтобы очищать грязь и мусор с лобового стекла.
    3. Все четыре шины вашего автомобиля должны быть накачены. Это даст лучшее сцепление, пробег и производительность.

      • Убедитесь, что давление в шинах в норме, так как неравномерное давление может привести к снижению производительности или даже прорыву резины.
      • Замените изношенные шины. Помните, что сцепление на мокрой дороге ухудшается износом протектора до предельно допустимого уровня, потому что у воды меньшие места для вытеснения. Замена 4/32 может быть мудрым решением. Проверьте запчасти, когда вы проверяете свои покрышки.
    • Всегда уступайте пешеходам.
    • Если рядом с вами на дороге авария, не останавливайте автомобиль, чтобы посмотреть. Это создаст дополнительные возможности для несчастных случаев. Если это незначительное повреждение крыла, оставайтесь на своей полосе и в медленном и безопасном темпе двигайтесь дальше. Не останавливайтесь, чтобы посмотреть.
    • Чтобы экономить топливо, не гоните слишком быстро и не ускоряйтесь внезапно, планируйте свои поездки, прежде чем выйти в любом месте в любое время, в том числе и по дороге на работу.
    • И следуйте рекомендациям трафика и знакам.
    • Будьте внимательны при приближении машин скорой помощи и уступайте им дорогу, если вы видите мигалки и слышите звучание сирен. Помните, что они могут появиться внезапно, могут ездить в нормальном потоке движения, и, возможно, не всегда могут останавливаться на знаках остановки или на сигналах светофора. Кроме того, они могут ехать на высокой скорости, особенно милицейские машины, так что попытайтесь уступить им дорогу, обеспечив место для погони.
    • Соблюдайте правила дорожного движения! Принимайте к сведению знаки и будьте постоянно в курсе опасности вокруг вас. Не превышайте скорость, не отвлекайтесь и не паникуйте!
    • Отодвигайтесь вправо для сирен и огней! Знайте, что машины скорой помощи могут появиться внезапно в зеркале заднего вида. Запомните и соблюдайте удобные способы, чтобы помочь каждому оставаться в безопасности! И включайте громкость радио в автомобиле в нормальном объеме, так, чтобы вы могли услышать сирены, прежде чем они появятся слишком близко.
    • Будьте вежливы. Люди не останутся в долгу и это поможет создать хорошую обстановку на шоссе, где это так необходимо. Если вы находитесь в пробке, это так просто - позволить проехать вперед нескольким автомобилям на вашей полосе. Это не будет иметь никакого значения, будет гораздо безопаснее и сделает день намного проще и для вас и для них. Им нужно поступать также. Сделайте движение по шоссе приятным.
    • Никогда не водите машину, которая находится в плохом техническом состоянии. Если ваш автомобиль имеет неисправную механику любого рода, сразу вызовите квалифицированного механика.
    • Сигнальте в той или иной форме, будь то поворотники или ручные сигналы. Убедитесь, что знаете ручные сигналы, в случае неисправности сигнала поворота. Если ваши поворотники неисправны в дождь, используйте ручные сигналы. Намочить рубашку или куртку гораздо лучше, чем разбить машину!
    • Двигайтесь таким образом, чтобы другие люди могли понять, что вы делаете. Убедитесь, что вы делаете то, что показываете. Другие водители не могут порыться в вашей голове, так что они могут знать только то, что вы говорите им своими действиями. Включите сигналы, фары, предупреждающие огни. Это единственное, что они могут понять. Если вы используете их правильно, вы должны четко сообщать именно то, что вы задумали.

    Предупреждения

    • Если автомобиль пытается развернуться и в то же время пытается ехать прямо (на той же самой дороге), дайте ему проехать, если можете, потому что нет перекрестка, регулирующего движение.
    • Если где-то рядом авария или ДТП на стороне дороги, будьте особенно осторожными, потому что, скорее всего, большинство водителей тоже наблюдают за происходящим, не обращая внимания на дорогу. Так что следите, чтобы в ваш автомобиль не въехали сзади, особенно в таких обстоятельствах.
    • У вас должна быть лицензия, если автомобиль не в вашей собственности.
    • Будьте особенно осведомлены о ситуациях, когда одна полоса находится почти в бездействии, а на следующей движение идет с нормальной скоростью. Это рассадник аварий. Люди часто сталкиваются с задней частью ближнего к обочине ряда на максимальной скорости или врезаются в них, пытаясь выехать из ближнего к обочине ряда в более быстрый переулок. Худшее положение – быть в самой глубине ближнего к обочине ряда без медленных автомобилей позади. Так что будьте очень осторожны и будьте в курсе (о том, что находится впереди и позади вас) таких ситуаций.
    • Некоторые распространенные ошибки, которые совершают люди, и которые вы можете упустить:
      • Попытка проскочить на красный свет (или просто не видеть красный свет). Смотрите, чтобы убедиться, что все движение остановилось перед выходом на перекресток; не доверяйте им и делайте обязательно все правильно.
      • Никогда не ездите в «мертвой» зоне автомобиля.
      • Не сигнальте одну вещь, когда делаете другую (т.е. приближающийся автомобиль дает сигнал, что он собирается повернуть, а сам идет через перекресток).
    • Научившись всем этим вещам, вы можете управлять более безопасно.
    • Тщательно все проверьте, прежде чем сменить полосу движения (зеркало, движение, сигнал и т.д.), и не забудьте давать сигналы (индикатор).
    • Проверьте оба варианта пути, даже если вы просто поворачиваете вправо. Конечно, легко заметить, что слева нет никаких автомобилей, но, возможно, водитель может выезжать справа, находясь в своей полосе.