Зимняя экзотика: разбираемся в необычных типах снегоходов. Колесо без пробуксовки – обзор устройств против скольжения Приспособление для движения по снегу

Однако далеко не всегда снегоход – это машина с двумя лыжами и одной гусеницей. Желание ездить по снегу «аки по асфальту» породило множество очень интересных конструкций. Какие-то из них ушли в историю, а какие-то весьма популярны до сих пор.

Думаю, что стремление воплотить сказочное «наши сани едут сами» появилось ровно в тот момент, когда прикрутил двигатель внутреннего сгорания к своему «рейтвагену». Однако если с двигателем все было понятно – его изобрели, то вот с движителем дела обстояли заметно сложнее. Колесо для снега подходит не очень. По плотному и укатанному (а кто же его укатает) оно еще едет, но вот по «пухлому» – никак. Отличный выход – полозья или лыжи, но они не могут быть движителем, а очевидная технология гусеничного привода в начале, да и к середине прошлого века не развилась дальше брезентовых тряпок с поперечными зацепами. Вариант металлических гусениц для малой техники, ясное дело, не подходил.

Аэросани

Выход нашелся: на волне шагающей семимильными шагами авиации к стоящей на трех или четырех лыжах «телеге» приделали авиационный двигатель и снабдили самолетным же винтом. Даже переделывать ничего не пришлось – просто развернули винт наоборот, чтобы он из тянущего стал толкающим – и поехали.

Аэросани КА-30

Аэросани пользовались довольно большой популярностью в Сибири и на Крайнем Севере, курсировали по замерзшим руслам рек, обслуживая отдаленные населенные пункты, вахты буровиков и геологов, а также оленеводов, живущих в тундре. Широко аэросани использовались и во время Великой Отечественной войны, причем как нашими войсками, так и немцами.


Одной из наиболее популярных и массовых моделей в СССР стали аэросани Север-2, разработанные в КБ Камова в 1959 году. За основу был взят кузов автомобиля ГАЗ-20 Победа, к которому приделали лыжи и авиационный двигатель АИ-14 – звездообразный девятицилиндровый агрегат объемом 10,4 литра и мощностью 260 л.с. Скорость машины была невысокой, расход топлива – ощутимым, да и груза или пассажиров такая машина могла перевезти немного.


Однако гораздо ближе к нашей снегоходной теме многочисленные самопальные аппараты, которые местечковые «кулибины» строили в огромных количествах в мастерских и гаражах, благо конструкция не имела каких-то особенно сложных элементов. Корпус зачастую вообще отсутствовал: сиденье на раме, лыжи, мотор, винт – и вперед.


Очевидными минусами любых аэросаней можно назвать высокий расход топлива при не самых высоких скоростях, посредственную управляемость, почти полное отсутствие тормозов, сложность с преодолением глубоких участков пухляка и не лучший акустический комфорт для ездоков. Видимо по совокупности этих причин тема гибрида самолета и саней не нашла развития.

Пукер-каракат

Гораздо более эффективными и универсальными оказались машины на колесах низкого давления – пневматиках. В разных частях страны их называют по-разному: каракаты, пневматики и даже пукеры, но смысл от этого не меняется. К снегоходам в строгом смысле этого слова каракаты относятся частично, поскольку способны передвигаться по любым поверхностям от болотистых топей до твердых грунтов и снега и даже умеют плавать. Однако именно зимой эти аппараты можно встретить чаще всего.


Каракат на агрегатах и раме мотоцикла Иж Планета-5 – классика жанра

В основе конструкции таких машин чаще всего лежит мотоциклетный двигатель от Ижа, Минска или Восхода, а сейчас умельцы ставят и китайские агрегаты. Компоновка может быть трех- или четырехколесной. Если трехколесный вариант – это чаще всего доработанный мотоцикл, то четыре колеса уже требовали изготовления самостоятельной рамы.


Основные достоинства – простота и дешевизна изготовления в гаражных условиях. Именно этим обусловлена популярность пукеров до сегодняшних дней. Минусов, однако, у этого типа снежных машин тоже изрядно: неспособность ездить по глубокому снегу, малая скорость, плохая управляемость, непобедимая «нежность» колес, изготовленных из камер грузовых автомобилей и тракторов. Естественно, ни о каком развлекательном использовании таких машин не может быть и речи: максимум, на что они способны – перемещать тело или два в пространстве. Медленно и скучно.


Мотособака – друг человека


Когда-то мотоцикл в СССР был весьма распространенным транспортом, что в первую очередь и обусловило появление большого количества каракатов. Однако сейчас найти в гараже старый, но исправный мотоцикл – та еще задача, да и время на «самопальство» есть далеко не у всех, а потребность в дешевом и компактном снеговом транспортном средстве никуда не делась. Тем же рыбакам совсем не сладко топать по льду 5-10 километров до клевого места, но покупать ради этого снегоход – тоже не вариант. Поэтому на данный момент самым компактным, простым и дешевым способом перемещения себя и небольшого груза по неглубокому снегу является мотобуксировщик или мотособака.


Простейшая рама, гусеница (чаще всего от Бурана) на роликах без какой-либо подвески и мотор для силовой техники – такой же, какие используют в бензогенераторах и мотопомпах. Картину дополняют пластиковые сани на жесткой сцепке – вот и весь рецепт.

Мотособаки могут отличаться размерами и мощностью, иметь вариатор или (что гораздо чаще) не иметь его, так же как фары и сиденья – это все опции. Зато среднестатистическая конструкция помещается в багажник универсала, что, без сомнения, поднимает его функциональность до небес.


Естественно, говорить о развлекательно-покатушечном использовании таких саней тоже невозможно. Комфорт нулевой, скорость – чуть быстрее пешехода, маневренность – на уровне железнодорожного вагона. Как нельзя лучше этому транспорту подходит слоган «зато не пешком». Если учесть, что «пешком» приходится зачастую по льду и много километров, звучит особенно актуально.

Микроснегоходы

Для тех, кто не хочет ездить на «корыте с мотором», современная промышленность, причем как наша, так и китайская, предлагает более высокий уровень техники – микроснегоходы. По компоновке это практически настоящие сноумобили, разве что совсем маленькие. Зачастую аппараты имеют разборную конструкцию и тоже способны уместиться в багажник большого универсала или минивэна.


Микроснегоход Рыбинка производства «Русской Механики». Наш ответ китайцам

Такая техника уже может называться «настоящей» и годится не только для перемещения себя и своего рыбацкого ящика от дороги до лунки, но и в покатушках вокруг дачи может принять участие.


Конечно, говорить о комфорте, динамике или проходимости не приходится и тут, но зато это уже вполне полноценный снегоход.

1 / 2

2 / 2

Китайский ответ русскому снегу: Irbis Dingo

Детские снегоходы


Кто-то скажет: «Ха, да это же техника для детей», и будет прав лишь отчасти. Конечно 125-150 кубовые микроснегоходы похожи на детские, но все же в первую очередь рассчитаны на взрослых ездоков. А вот тем, кто хочет приобщить чадо к миру снегоходов стоит обратить внимание на специальные детские модели. Их не так много: в мире детские «снежики» выпускает всего несколько фирм. Среди них Yamaha, Arctic Cat и «Русская Механика», причем все три модели практически идентичны по ТТХ.


Отечественный РМ «Тайга Рысь» – 196 «кубов», 6,5 л.с., 75 кг

Детские машины – полноценные аппараты, с эргономикой и кинематикой «взрослых» машин, но в детском масштабе. Иные юные снегоходчики садятся за руль таких машин лет в пять-шесть и наравне со взрослыми райдерами пилят снег на «неправильной ноге» и гоняют по пухляку, пусть и не быстро. В целях безопасности скорость таких машин ограничена.


Yamaha SRX 120 – японский вариант «первого снегохода»

Толстяки

На противоположном «полюсе» персональной снегоходной техники лежат «мастодонты» – большие снегоходы. Таких в мире совсем немного – сказывается ограниченная сфера их использования. Тем не менее спрос на такие машины есть – есть и предложение. Совсем недавно компания BRP совершила попытку выпустить на рынок снегоход «повышенной комфортности» – Ski-Doo Elite, причем дважды. Первая попытка состоялась в начале 80-х годов прошлого века.


Первое поколение Ski-Doo Elite

Вторая инкарнация – в 2004 году. Машину отличала нестандартная компоновка: две гусеницы и две лыжи, посадка водителя и пассажира бок о бок и «автомобильные» органы управления. Сейчас «эксперимент» свернут. При внешних плюсах вроде комфорта в «салоне» и мягкости хода, машина оказалась довольно плохо приспособленной к жизни вне подготовленных трасс. Закопать в снег тяжелую и неуклюжую машину – легче легкого, а вот вызволить из снежного плена – семь потов сойдет. Да и по уровню фана и драйва такая «кибитка» заметно уступает обычному «снежику».


Второе поколение машины увидело свет в 2004-м, но почти сразу ушло в историю

Есть, правда, и «перспективные разработки» отечественных производителей вездеходов – НПО «Транспорт». Среди привычных гусеничных транспортеров есть машина под названием ТТМ-Беркут, построенная на агрегатах автомобиля Ока, и ее вторая итерация с более презентабельным дизайном, которая была представлена в 2013 году. Однако «русский путь», как известно, отличается от путей всего остального мира, и понять, что подобные машины не очень жизнеспособны и практичны, им придется самим.


ТТМ-Беркут – отечественная попытка сделать из снегохода снегомобиль

Единственным серийным аппаратом подобной «квадратной» компоновки с двумя гусеницами и двумя лыжами остается Alpina Sherpa. Снегоход также имеет две гусеницы и две управляемые лыжи, оснащен двигателем от автомобиля Peugeot 206 объемом 1,6 литра и мощностью 115 л.с. Шерпа способна перевозить до пяти человек на «себе», да к тому же имеет в «штатном расписании» прицеп, вмещающий еще шестерых. Кстати, снегоход может тащить и не одни сани.

С наступлением холодов Госдума принять отказалась (предложение рассматривали в начале этого года). Причина - в южных регионах страны такой закон нельзя назвать необходимым.

Но водители с практикой знают, что летняя резина «дубеет», резко утрачивает сцепные свойства, и ездить на ней становится опасно уже при околонулевой температуре, точнее уже при +7 град. А так прохладно бывает практически во всех регионах. Зимние же колеса держат на холодном асфальте и на скользком покрытии. Даже при трескучих морозах они сохраняют эластичность, а еще гребут в снегу, потому что глубина рисунка их протектора не бывает меньше 3 мм.

Не погорячились ли депутаты? Вопрос возникает, поскольку оглядываемся на пример многих стран с сопоставимыми климатами. Но об этом ниже.

Менять? Без колебаний!

С летними колесами в холодную пору неразумно надеяться на «авось» - не пронесет. На обледенелой дороге тормозной путь как минимум в 8 раз длиннее, чем на сухой. Даже если ваша машина с приводом 4х4, но на летней резине, то хорошего сцепления с полотном от нее не ждите. Более того, на скользком покрытии полноприводное авто поведет себя менее предсказуемо, чем моноприводное. И не слушайте всезнаек, уверяющих, что зимние шины достаточно установить только на ведущие колеса: сносов, заносов и «пируэтов» не избежать.

Выбирайте шины в зависимости от того, по каким по преимуществу дорогам передвигаетесь. Фрикционные (их еще называют «липучками») более всего пригодны для езды по укатанному снегу и шурге, шипованные - если в ваших краях на дорогах чаще всего ледяная корка («на шипах» тормозной путь укорачивается от 20 до 50%). «За рулем» много раз тестировал

Покупку дополнительного комплекта колес для холодного полугодия не считайте пустыми тратами. Во-первых, стоят они примерно столько же, сколько колеса летние. И понятно, что пока «работают» одни (зимняя резина служит 3–4 сезона), другие не расходуются. И во-вторых, по поводу трат: с цепкими шинами вы куда в большей мере застрахованы от расходов на ремонт помятого кузова. И, может быть, главное - вы повышаете собственную безопасность и безопасность других.

Изображение снежной звездочки на боковине означает, что эта шина предназначена для эксплуатауии в суровых зимних условиях - по составу материала, из которого она сделана, и рисунку протектора. Колеса для зимней езды могут обозначать и иначе, в зависимости от преимущественного состояния дорог, по которым на таких шинах ездишь. Буквы на боковинах «M+S» расшифровуются Mad+Snow, то есть, грязь и снег. Можно увидеть надпись Winter - зима. Это самые распространенные маркировки на зимних шинах. Если хотите узнать о них поподробнее, загляните в справочники для автомобилистов.

Изображение снежной звездочки на боковине означает, что эта шина предназначена для эксплуатауии в суровых зимних условиях - по составу материала, из которого она сделана, и рисунку протектора. Колеса для зимней езды могут обозначать и иначе, в зависимости от преимущественного состояния дорог, по которым на таких шинах ездишь. Буквы на боковинах «M+S» расшифровуются Mad+Snow, то есть, грязь и снег. Можно увидеть надпись Winter - зима. Это самые распространенные маркировки на зимних шинах. Если хотите узнать о них поподробнее, загляните в справочники для автомобилистов.

Даже в теплых краях

Обратимся к европейскому опыту «шинных» правил (которые, впрочем, могут меняться).

  • Германия

Пятый год в этой стране действует запрет на использование летних шин с 1 декабря до 1 апреля. Штраф за нарушение - 20 евро. Когда же полицейские засекут, что из-за пробуксовки машины на «несезонной» резине образовался затор на магистрали, с нарушителя взыщут вдвое больше. А случись повреждения машины, страховая компания вправе уменьшить сумму выплат или вообще отказать в ней в полном объеме.

  • Финляндия

Здесь введен такой же запрет. Его временные рамки могут быть изменены, в зависимости от погодных условий.

  • Литва
  • Латвия

«Комендантский час» - с 1 декабря до 29 февраля. В латвийском законе нет формулировки «зимняя резина», однако сказано, что глубина протектора не может быть меньше, чем 3 мм. Но ведь суть та же.

  • Норвегия

В этом уголке Скандинавии не существует тотального требования «обуваться только по сезону», однако на водителей возлагается обязанность устанавливать резину с глубиной протектора в те же 3 мм и больше, сообразно состоянию покрытия. Полиции дано право принимать решение о причинах ДТП не по универсальным критериям, а оценив степень вины водителя в каждом конкретном случае. Что, разумеется, влияет на суммы выплат по страховке.

  • Словения

В стране запрещают ездить на летней резине с 15 ноября по 15 марта, правда, разрешают устанавливать зимнюю только на ведущие колеса. Но надо понимать, что климат в стране помягче, чем в северных государствах. И следует учесть: автотуристам из других стран поблажек не делают.

Как улучшить проходимость автомобиля: надежные помощники автолюбителя
Каждый водитель, которому приходится часто , готов сделать возможное для повышения проходимости своего транспортного средства. Почему бы и нет, ведь с помощью современных и надежных приспособлений это вполне реально. При выборе устройств нужно четко осознавать возможности своего «железного коня», ведь только так можно организовать его нормальную эксплуатацию и подобрать оптимальный способ повышения
проходимости. И самое главное — решение данного вопроса должно быть комплексным. На что же обратить
Главное — автолюбитель должен решить задачу увеличения геометрической проходимости, снижения сопротивления качению автомобиля во время движения авто по бездорожью, увеличения тяги ведущего моста, а также работоспособности основных узлов авто.

Какие же на сегодня существуют изделия для повышения проходимости?
К таковым можно отнести самовытаскивающий якорь , противобуксатор , траковую цепь , цепь противоскольжения (гусеничную и мелкозернистую) , а также ремни для повышения проходимости . Если автомобиль продвигается по бездорожью, то автолюбители всегда могут подключить второй мост (если есть такая возможность). В этом случае сила сцепления существенно возрастет. На наиболее проблемных участках рекомендуется включать пониженные передачи, в противном случае тяговой силы может не хватить для преодоления препятствия. На бездорожье лучше избегать подъемов (появляется дополнительное сопротивление). При этом лучше не форсировать скорость.

Наиболее востребованными устройствами для увеличения проходимости транспортного средства являются . Как уже упоминалось, они бывают гусеничными, мелкозвенчатыми и траковыми. При этом каждый тип имеет свои особенности.

Траковые цепи

Применение данных изделий будет очень актуальным при передвижении по заснеженной или болотистой местности. Они очень пригодятся для преодоления обычных препятствий на мокрой грунтовой дороге. Но здесь крайне важно организовать правильное натяжение, которое проверяется очень просто: трак должен подниматься пальцем над колесом на высоту около 5-8 миллиметров.

Позволяют эффективно передвигаться по грунтовым, скользким и мокрым дорогам. Можно использовать данные устройства для передвижения по заснеженным или обледенелым трассам (здесь также очень важна правильная установка – должны свободно перемещаться, не врезаясь в шины).

Цепи гусеничного типа

Больше подойдут для поездок по заснеженным и грунтовым заболоченным дорогам. При правильном натяжении верхняя ветвь должна провисать между колесами на 1-1,5 см. Гусеничные цепи стоит сразу же снимать после прохождения сложного участка. В противном случае можно нанести вред дорожному покрытию, «спалить» массу бензина и износить покрышки.

Данные приспособления очень пригодятся, если необходимо выбраться из какого-либо серьезного «капкана». Перед тем, как производить монтаж противобуксаторов, необходимо на ведущие (желательно задние) колеса закрепить цепи-браслеты. В этом случае автомобиль гораздо быстрее преодолеет препятствие.

Ремни для повышения проходимости

Устройства очень популярны в среде водителей. Это и не удивительно, ведь данные изделия являются настоящими помощниками, когда необходимо преодолеть грязь, снег и песок. Они очень просты в применении и легко снимаются. Ремни для проходимости больше всего пригодятся для легковых автомобилей, внедорожникой, микроавтобусов.

Во многих странах мира с приходом зимы осложняется дорожная обстановка предшествующая, как все уже догадались, с выпадением осадков в виде снега. Многие из автомобилистов не любят это время года, так как это напрямую связано, и с заснеженными дорогами, и с повышенным расходом топлива и естественно с гололедом. Некоторые из автомобилистов с наступлением зимы полностью отказываются на этот период времени эксплуатировать свои автомашины. . В этой ситуации в более-выигрышном положении находятся владельцы машин внедорожников и полноприводных автокроссоверов. Но все равно эти автотранспортные средства не идеальны для передвижения на них по снегу. В мире существует много других различных автосредств для передвижения по заснеженной дороге или вообще по снегу. Уважаемые читатели, отобрало (выбрало) для Вас самые лучшие виды , которые отлично подходят для передвижения по заснеженным дорогам и легко с ними справляются.

10) Такер Sno-Cat.


Это своего рода можно сказать, который предназначен для передвижения по снегу. Этот вид автотранспортного средства отлично подходит для передвижения на нем по заснеженным склонам гор (например, на горнолыжных курортах), или оно станет незаменимым помощником при экспедиции в зимний период в горы,

где обычные простые автомобили на обычной своей резине (шинах) не смогут просто проехать. Этот вид автотранспортного средства спокойно сможет довезти вас туда, куда вам только угодно.

9) Tatra Aeroluge.


Во время второй мировой войны по заказу Немецкой (германской) армии марки Татра T87 был модернизирован для передвижения на нем по снегу. Вместо простых колес на машину были установлены лыжи, а в задней его части появился настоящий пропеллер.

8) Упряжка собак Хаски.


Если упряжка собак породы Хаски способна пройти в зимнее время от края до края всю Аляску, то ни каких проблем у них не возникнет (для упряжки), чтоб сделать это и в любом месте земного шара, где бушует свирепая и суровая зима. Это самый очаровательный и удивительно красивый способ "победить" снежные заносы. Самый надежный существующий сегодня в мире.

7) RaptorTRAX.


Любому автомобилю внедорожнику 4х4, если ему заменить колеса (шины) на гусеничные ленты для снега, свободно удастся передвигаться по заснеженным дорогам или полям. Особенно легко это сможет сделать модифицированный автомобиль внедорожник . Так кто сказал, что заснеженные дороги и суровые зимы плохое время года?

6) Terra Bus.


Эти автобусы повышенной проходимости используются в Антарктиде для перевозки людей из аэропорта на полярные базы. Вы сами друзья понимаете, что подобная техника не только должна выдерживать сверхнизкие температуры, но она должна еще быть готова противостоять снежным бурям и сильному ветру.

И все это благодаря своей конструкции и огромным колесам диаметр которых составляет 1,87 метра.

5) Volvo BV202.


BV 202 готов практически покорять на своем пути любые снежные препятствия. Это происходит за счет его специальной конструкции которую придумали инженеры . Такая техника просто не заменима для экспедиций и для передвижения на ней по дорогам крайнего севера. Механическая коробка передач и полный привод у такого автотранспортного средства в самую трудную минуту не подведут. Примечательно следующее, что задняя часть машины может быть модифицирована (переобразована) в кузов с открытым верхом, чтобы превратиться из "ездока" в плавательное судно.

4) Вездеход - корабль Arktos.



Этот вездеход - корабль Arktos способен выполнять в экстремальных погодных условиях различные задачи. Например, он может тушить пожары лии эвакуировать транспортные средства и в пустыне Сахара, и на северном полюсе Антарктиды. Так что, если от Вас поблизости есть подобный эвакуатор, то можете уже не бояться и не пережевать за то, что застрянете где-нибудь в непроходимом непролазном месте и вам некому будет помочь. Эта техника сможет пробраться (подъехать) или приплыть куда угодно в любых погодных условиях.

3) Lockheed LC-130.


Одним словом это не самолет а какая-то "ракета", которая не только сверх мощна, но и способна еще прилететь на крыльях туда, куда не сможет попасть и добраться по земле не одно в мире автотранспортное средство. Благодаря особой конструкции шасси, этот самолет может садиться и взлетать с земли полностью занесённой снегом.

2) Винтовые самоходные транспортные средства.


наверняка подобные транспортные средства Вам видеть еще не приходилось. Даже на Крайнем Севере подобная техника довольная редкость, хотя сама конструкция машины позволяет ей (трактору) передвигаться по любым дорогам и в любых погодных условиях. Даже в том случае, если зимние заносы на дорогах выше 2 - 3 метров, эта винтовая машина способна медленно и уверенно прокладывать нужный путь через эти страшные снежные заносы.

1) Огнеметный танк М67.


Что может быть лучше всего для передвижения по занесенной дороге? Вы правы, конечно же танк, но только не простой. Например танк, который может стрелять огнем (огнемет). способна не только прокладывать дорогу через непроходимые снежные заносы, но и способна начисто сжечь все на своем пути.

Наконец мы дождались снега и морозов. И сколько бы ни утверждали городские власти, что они готовы к зимнему сезону (имею в виду снег на дорогах), все равно – снег выпал нежданно-негаданно, и началось… Километровые пробки чуть ли ни на каждом перекрестке, аварии, нервы, гул сигналов и так далее... Посмотрел я на все это и решил написать для автолюбителей несколько советов, как ездить на машине зимой.

При наступлении темноты обзор водителя всегда желает оставлять лучшего, особенно когда уже стемнело, но еще не включились фонари освещения. При езде часто блики от фар встречных автомобилей заставляют прищуриться и на секунду потерять из вида дорогу. Либо же стекло автомобиля, запотевшее изнутри, и свет встречных автомобилей лишает видимости вовсе. Для того чтобы вас не слепили встречные автомобили, купите себе автомобильные очки (стоимость от 150 гривен). Очки убирают блики от капель, улучшают видимость, повышают контрастность изображения, блокируют отраженный свет.

Также следует держать чистыми стекла и зеркала заднего вида. Чтобы на стекле изнутри не было разводов, необходимо протереть его мыльным раствором или поваренной солью. Тогда стекла внутри будут всегда чистыми и не будут запотевать.

При низких температурах в бачок стеклоомывателя необходимо заливать неразбавленный концентрат омывательной жидкости (от 25 гривен за 1 литр жидкости с морозостойкостью до -20 градусов).

Смените маршрут передвижения – по привычному для себя маршруту водитель ездит практически «на автопилоте» и теряет бдительность и внимательность. Смена маршрута заставляет собраться и быть более внимательным.

Очень многие и зимой и летом держат одинаковую скорость, привычка, наверное. Так вот, водитель, привыкший удерживать одинаковую скорость, неадекватно оценивает дорожную обстановку и покрытие. Как правило, в первые дни снегопада и плохой дороги скорость необходимо сбросить на 20-30 км/ч.

Также немаловажным компонентом безопасного движения на дороге является дистанция между автомобилями. Не забывайте о необходимости удерживать ее, а при скользкой дороге – увеличивать.

Если на автомобиле стоит АБС – необходимо сильно нажать на педаль тормоза (все остальное за водителя сделает электроника).

Если машина без АБС – необходимо тормозить, несколько раз нажимая на педаль тормоза: так водитель имитирует действие антиблокировочной системы колес.

Важно знать и о торможении двигателем – при переключении на пониженную передачу вы снижаете вероятность блокировки ведущих колес при торможении. Если машина с автоматической коробкой передач, тормозить двигателем необходимо переключая селектор коробки из положения Drive в положение N.

Зачастую, вхождение в поворот на высокой скорости приводит к заносу автомобиля и серьезным авариям. Так что лучше этот занос предотвратить. Конечно, водитель может понадеяться на то, что ему помогут приемы контраварийного вождения. Однако стоит помнить – они приносят плоды, если их отрабатывать на практике в течение нескольких часов на специальной площадке, а голая теория не сыграет решающей роли в опасной ситуации.

Итак, помните: при входе в поворот необходимо сбросить скорость и перейти на пониженную передачу и ни в коем случае не нажимайте на тормоз – обязательно занесет.

Очень часто аварии с участием пешеходов происходят ранним утром или вечером, когда отключают фонари (или их еще не включили). Так что запомните, при подъезде к переходу, особенно в темное время суток или сумерки, лучше перенести ногу с педали газа на тормоз, независимо от того, есть ли там пешеход или нет (мало ли что).

Главное правило для водителя – при подъезде к пешеходному переходу, сбросить скорость!!!

Итак, прежде чем въехать в глубокий снег не нужно сразу давать газу и влетать «по самое не хочу» и до полного застревания. Необходимо «поутаптывать снег», заехать немного вперед, сдать задом, потом опять вперед, но уже проехать дальше и т.д. То же следует проделать при въезде на парковку, если там нетронутый снег. Выехать с «утоптанного» снега гораздо легче.

Если вы все же въехали и застряли в сугробе, или же заехали на лед и авто ни в какую не хочет выезжать, на переднеприводном автомобиле можно повыворачивать руль в разные стороны во время несильного нажатия педали газа.

Запомните!!! Если в снегу сильно газовать – машина обязательно зароется.

Если этот прием не помог или же авто имеет задний привод:

  • на ручной коробке передач – необходимо дать раскачку автомобилю, то есть на первой передаче немного пытаемся проехать вперед, на пике подъема автомобиля нажимаем на сцепление и авто откатывается назад (если вы уверены в своей скорости реакции, то можете в этот момент быстро включить заднюю передачу и немного нажать на газ для большего эффекта маятника), на пике отката опять слегка даем газ и едем вперед (процедура, как правило, помогает).
  • на коробке автомат – делаем то же, но здесь необходимо уловить момент раскачки и аккуратно регулировать скорость вращения ведущей оси во избежание зарывания в снег.

Запомните! При раскачке авто необходимо колеса держать прямо!

Возите с собой немного песка в багажнике, лопату и топорик (топориком можно сделать нарубки на скользком льду, если песок не поможет). Лично у меня весь этот набор в багажнике есть. Скажу честно, пока не доводилось им пользоваться, но если что, то я полностью буду вооружен. Также для выезда из сугроба и льда под колеса можно положить коврики из салона. Главное их потом забрать, не забыв в снегу.

Подъем необходимо осуществлять на небольшой скорости. Если вы начнете подъем на большой скорости, то автомобилю попросту не хватит сцепления, и он забуксует. Если есть возможность, то подъем нужно произвести не прямо под 90 градусов, а немного в сторону. Это распределит нагрузку на колеса более равномерно, и даст колесам большее сцепление. Если на переднеприводном авто не получилось въехать на горку передом, тогда можно попробовать это сделать задом. Эксперты говорят, что такой прием помогает во многих случаях.

При спуске с заснеженной горки нужно перейти на пониженную передачу и ни в коем случае не на «нейтралку» (при спуске без включенной передачи многократно увеличивается вероятность заноса автомобиля). Пониженная передача создаст дополнительную блокировку колес. Под конец спуска, не выключая передачи, несколько раз нажать на педаль тормоза, а когда спуск будет пройден - аккуратно нажимайте на газ.

В идеале в колею лучше не попадать. Но если нет другой возможности для езды, стоит помнить, что в колее необходимо двигаться не быстро, если возникает препятствие на дороге, то лучше заранее поискать выезд поудобнее. При выезде из колеи необходимо, снизить скорость, повернуть руль в сторону поворота и немного дать газу. Однако будьте готовы к блокировке колес и уходу автомобиля в занос.

В случае если колея очень скользкая, необходимо сначала слегка повернуть руль в другую сторону от необходимой стороны выезда, а потом быстро поворачиваем в нужную нам сторону (даем автомобилю раскачку). Главное в этом маневре не перестараться с резким выворотом и не сорвать машину в занос.

Намного проще водителям автомобилей с системой ESP (система курсовой устойчивости автомобиля), там компьютер следит и помогает водителю не допустить срыва автомобиля в занос.

Но все же, как говорится – береженого Бог бережет. Помните, лучше сбавить скорость и быть готовым к экстремальной ситуации, чем всецело полагаться на компьютер.

Совет девятый. Посетите школу контраварийного вождения

Уроки в школе экстремального вождения дают как новичку, так и бывалому водителю набор очень важных знаний и навыков, которые пригодятся в экстремальной ситуации.

Первый вопрос, который возникает у человека, решившегося учиться в такой школе: на какой машине учиться - своей или инструкторской? Опытные водители советуют выбирать второй вариант, так как и ходовая собственного автомобиля, тормоза и резина будут целее.

Перед началом занятий, опытный тренер обязательно должен посмотреть и оценить умения нового ученика и подобрать для него индивидуальную программу занятий. После этого ученик на площадке отрабатывает следующие упражнения:

  • скоростное руление,
  • экстренное торможение,
  • экстренный объезд препятствий,
  • скоростное прохождение поворотов,
  • парковка в узких местах.

Ниже представлен список некоторых киевских школ, их контакты и полезная информация для тех, кто решится пройти курс контраварийного вождения.