Зимних шипованных шин. Лучшие зимние шины для кроссовера — делаем выбор

Для большинства владельцев транспортных средств одним из определяющих факторов при выборе нового комплекта шин являются результаты приглянувшихся моделей в сравнительных тестах. Этот факт побуждает различные независимые тестирующие организации и профильные издания проводить , которые в соответствии с установленными стандартами испытаний помогают выявить самые лучшие, наиболее безопасные модели на рынке.

Зимний сезон 2018/2019 стремительно приближается, а это значит, что не лишним будет узнать, какие из специализированных зимних шин обеспечивают максимальную степень надёжности на зимних покрытиях.

Первая статья из нашей серии публикаций про лучшие зимние шины сезона 2017-2018 по результатам тестов посвящена шипованным моделям, рассчитанным на эксплуатацию в самых суровых условиях наиболее холодного времени года.

Победитель

К началу зимнего сезона 2017/2018 в поле зрения тестеров суммарно попали 36 моделей зимних шипованных шин выпускаемых под 26 брендами. При кажущейся острой конкуренции определить однозначного лидера не составило труда – это модель , которая в четырёх случаях из пяти поднималась на верхнюю ступень пьедестала почёта.


Рисунок протектора Nokian Hakkapeliitta 9

Тесты шипованных зимних шин для внедорожников проводятся крайне редко, но даже в них покрышки смогли ограничить посягательства других моделей на первое место в общем зачёте.

Группа лидеров

Компанию победителю на первых местах итоговых рейтингов тестов составила целая группа моделей:

  • Continental IceContact 2
  • Goodyear UltraGrip Ice Arctic
  • Hankook Winter i*Pike RS+ W419D
  • Gislaved Nord*Frost 200
  • Michelin X-Ice North 3
  • Pirelli Ice Zero
  • Nokian Nordman 7

Высокими результатами в тестах отличается продукция немецкого концерна . Эти шины, стабильно занимавшие вторые места в зимних тестах 2016 года, в 2017-ом продолжили «гнуть свою линию» и даже пару раз вырывали победу из рук грозных соперниц. Шины для внедорожников Continental IceContact 2 SUV выступали не хуже.


Шины Continental IceContact 2

Доверить свою безопасность можно и завсегдатаям призовых мест - шинам , которые хоть и выпускаются с 2012 года, но даже сейчас не намерены сдавать свои позиции в рейтинге лучших зимних шипованных шин.

Goodyear UltraGrip Ice Arctic

Продукция южнокорейских шинников, цена на которую не столь высока, как у упомянутых выше конкуренток, заслуживает повышенного внимания. В двух тестах из трёх стать серебряным призёром – дорого стоит.

Отметим, что в зимних тестах шипованных шин 2017 года отметилась предшественница модели - . Однако её успехи в 15-дюймовом размере были не столь впечатляющими.

Дизайн протектора Hankook Winter i*Pike RS W419

Из недорогих шипованных вариантов можно обратить внимание на шины . Во-первых, они пользуются популярностью у тестеров, а во-вторых – занимают призовые места и в целом выступают очень уверенно, не опускаясь ниже средних позиций в итоговых рейтингах.

Шины Gislaved NordFrost 200

Версия модели для внедорожников, Gislaved Nord*Frost 200 SUV, которая заняла третье место в тесте Tuulilasi подчёркивает удачность этой разработки дочернего бренда компании Continental.

То, насколько хорошо будет покрышка сцепляться с дорогой зимой, зависит от качества покрышки. Разная шина может себя по-разному вести при движении по заснеженной дороге. Поэтому свой выбор остановить на какой-то конкретной модели зимней покрышки непросто.

Также качество сцепления с дорогой будет зависеть от погодных условий, где эксплуатируется автомобиль, а потому конкретного совета по поводу выбора той или иной шины дать нельзя. Это зависит от многих факторов.

Отличие зимних от летних покрышек

Многие считают, что эти два типа покрышек отличаются между собой только по типу протектора. Да, основное отличие в рисунке протектора, но это не единственная разница между этими покрышками.

По той причине, что обычная резина на морозе может замерзать и ломаться, то при производстве зимних шин в состав материала добавляют специальные присадки, которые улучшают характеристики материала при морозах. Она становится более эластичной и мягкой.

По этой причине зимнюю шину нельзя использовать при температуре выше пяти градусов по Цельсию. Рейтинг зимней резины это подтверждает. При этом летняя покрышка становится практически деревянной во время низкой температуры. Это увеличивает опасность заноса при движении по снегу или льду.

Варианты для джипов

Рейтинг зимней резины подтверждает то, что многие считают полноприводные автомобили более безопасными и надежными при передвижении зимой. Но на самом деле тут есть определенные нюансы, которые надо помнить. Это:

  1. Полноприводный автомобиль может только быстрее разгоняться, чем моноприводный. Тормозят такие автомобили одинаково.
  2. Если авто имеет высокий дорожный просвет, то оно менее устойчиво на дороге, особенно при скользком покрытии. Это связано с увеличением парусности и ухудшением аэродинамики.
  3. При большом весе авто становится более инертно. Тут ничего не будет зависеть от типа шин. Тормозной путь у кроссовера может быть на 5-10 метров длиннее, чем у седана с такой же резиной.

Также узнайте какую выбрать и посмотрите на года.

К преимуществам полноприводного авто в зимний период можно отнести только то, что он имеет повышенную проходимость на рыхлом снегу. Во всех остальных случаях водитель джипа должен быть таким же осторожным, как и водитель обычного транспортного средства.

Исходя из этого, а также принимая во внимание рейтинг зимней резины 2019 2020 года, получается, что зимнюю шину для внедорожника надо правильно выбирать, так как внедорожник относится к авто повышенной группы риска.

Специалисты советуют свой выбор останавливать на покрышках, которые специально предназначены для джипа. Отзывы и обзор зимней резины 2019-2020 годов это подтверждают.

Шипованная или нешипованная

При гололеде преимущество покрышке обеспечивают шипы. Это не зависит от типа транспортного средства. Шипы при этом должны распределяться по поверхности в случайном порядке. Также важно при выборе обратить внимание на то, чтобы шипы достаточно хорошо держались в своих посадочных местах.

Обзор зимних шин 2019-2020 годов подтверждает, что такая покрышка будет более устойчива к истиранию. Среди подобных моделей следует отметить марку Nokian Hakkapeliitta. Шипы в этой модели квадратные, а не круглые, что обеспечивает отличное сцепление со льдом или укатанным снегом. Ниже будет приведена стоимость данной модели.

Осмотр нешипованной продукции

Не секрет, что управляемость авто при заснеженной дороге зависит не только от шипов, но и протектора. По этой причине на зимней покрышке много есть шашечек прямоугольной формы, которые разделены между собой глубокими и средними ламелями. Это обеспечивает хорошее сцепление с дорогой при рыхлом снегу. Такую резину можно ставить на разные авто, независимо от того, полноприводные они или нет.

Эта покрышка идеально подойдет для тех регионов, где зимы не слишком суровые и иногда случаются оттепели. Эти покрышки имеют увеличенное контактное пятно с покрытием на дороге, в отличие от шипованной покрышки, а потому они более эффективны при разгоне и торможении на чистом асфальте и в рыхлом снегу.


При выборе таких моделей внимание рекомендуется обратить на рисунок протектора. Если авто будет эксплуатироваться большую часть времени при мокром снеге, то следует выбрать направленный рисунок протектора. Это обеспечит хороший отвод влаги из-под колеса, что предотвратит аквапланирование.

Продолжительность срока службы

Независимо от рейтинга зимних шипованных шин 2019-2020 годов, срок службы таких изделий в среднем составляет порядка 3-4 сезонов. Проверить степень износа зимней резины можно самому. Если протектор в глубину стал меньше 4 миллиметров, то такие покрышки следует заменить.

Для суровых зим следует на автомобили выбирать максимально мягкую резину. Она будет обеспечивать отличный контакт с дорожным полотном при сильных морозах. Также неплохую репутацию для умеренного климата имеют и шины с ассиметричным рисунком протектора. Рейтинг зимних шипованных шин 2019-2020 годов это подтверждает.

В рейтинге зимней шипованной резины есть подтверждение тому, что модели надо выбирать по размеру в соответствии с тем, что рекомендует производитель транспортного средства. Топ лучшей шипованной резины есть выше. Если покрышка будет соответствовать рекомендациям относительно размера, то у нее пятно контакта с дорожным покрытием будет максимального размера для хорошего сцепления с дорогой.


Нельзя использовать зимнюю резину сразу в тот момент, когда выпадает первый снег. Делать это надо заблаговременно, когда температура воздуха опускается ниже +7 градусов. Особенно это относится к фрикционным покрышкам 215 65 r18 2015 года.

Независимо от того, будет резина шипованной или нет, она перед эксплуатацией на полную силу должна пройти обкатку. В среднем это составит порядка 100 километров. При этом не следует резко стартовать или тормозить, а также входить в повороты на большой скорости. Покупать и ставить следует сразу комплект колес.

  1. Amtel и КЯ (Россия).
  2. Pirelli.
  3. BridgeStone.
  4. Continental.
  5. Nokian.
  6. Michelin.
  7. Nord Frost 3.
  8. Gislaved.
  9. Michelin X-Ice North.
  10. Hankook Winter i Pike RS W419.

В данных моделях наилучшее соотношение цены и качества. На вопрос: «Какая из них самая лучшая?» однозначного ответа дать нельзя. Выбирать рекомендуется не только бюджетные варианты 15, 16 или 17 радиуса липучки, но и смотреть на производителя.

В топе лучшей зимней шипованной резины есть много моделей. Выбрать такие не составит труда. Но тут надо учитывать не только наличие или отсутствие шипов на поверхности, но и условия эксплуатации резины. Если нет навыков, то резину следует покупать со специалистом в данном деле.

Зима – непростое время для каждого водителя, а уж российская зима – это скорее стихийное бедствие. Когда и во что «переобуть» свое транспортное средство – головная боль для всех автолюбителей.

Специально для наших читателей, которые до сих пор не определились в выборе резины, мы предлагаем наш обзор на лучшие зимние шины 2018-2018. В рейтинг зимних шин 2019 года войдут как лучшие зимние шипованные шины, так и иные решения, например, фрикционные модели. Приступим к делу.

Резина от легендарного немецкого бренда, обладающего производством и на территории нашей страны. По сравнению с шинами предыдущего поколения, IceContact 2 SUV предлагает нам в полтора раза более густое покрытие шипами, а сам шип, получивший название Kristall Stud, на четверть легче предшественника. Технология крепления шипов StudOn Retention Technology гарантирует повышенную безопасность на проблемных отрезках пути, состоящих из льда и снега.

Эксперты и счастливые обладатели данных шин относят к их преимуществам хорошую сцепку с ледяным покровом и высокий уровень управляемости, а так же немаловажный фактор для людей, путешествующих с семьей – низкий уровень шума. Но, как все понимают, за безопасность и комфорт приходится платить – цена на данную резину одна из самых высоких на рынке, но каждый сам вправе выбрать, что ему важнее. Купить по выгодной цене для кроссовера на S-shina.ru или легковое авто .

CONTINENTAL IceContact 2 SUV

NOKIAN HAKKAPELIITTA 9 SUV

Финны знают толк в действительно суровых и экстремальных зимних условиях, а потому флагманская линейка именитого бренда не оставит равнодушными любителей настоящих зимних приключений, но и автовладельцы не часто покидающие городской ареал не уйдут обиженными.

Среди особенностей, выделяющих эти шины на фоне конкурентов, особое внимание стоит уделить инновационной и впервые примененной технологии функциональной ошиповки, предполагающей использование двух различных типов шипов. Данное новшество поможет водителю не завязнуть в снежной каше и не потерять качество управления на ледяной дороге.

Так же уникальным на фоне конкурентов выглядит решение о геометрии корпуса протектора, в которой используются скошенные края, а вот твердосплавными наконечниками на шипах уже мало кого можно удивить. О сильных сторонах «Хакки» все и так знают – удивительная износостойкость и стабильно высокие позиции в тестах на любом виде трасс и препятствий, а вот цена кусается.

Купить по выгодной цене на легковой авто или на кроссовер в магазине S-shina.ru .

NOKIAN HAKKAPELIITTA 9 SUV

Bridgestone Blizzak DMV-2

А вот и первые зимние нешипованные шины в нашем рейтинге. Японцы оказались достаточно проницательны для того, чтобы осознать разницу как в погодных условиях, так и, к сожалению, дорожном покрытии со своими российскими коллегами, а потому выпустили линейку предназначенную для непростых условий нашей страны. Не раз подвергавшиеся критике показатели управляемости и торможения на ледяном покрытии в прошлом поколении данных шин были существенно улучшены, потому владелец кроссовера или внедорожника может чувствовать себя уверенно как на городском асфальте, так и в условиях отсутствия этого асфальта.

Среди минусов владельцы данных шин часто отмечают неудачную геометрию протектора, которая приводит к быстрому замыливанию, а очистка в свою очередь представляет из себя крайне трудоемкий процесс.

Bridgestone Blizzak DMV-2

Gislaved Nord Frost 100 SUV

Еще один немецкий производитель в нашем рейтинге. К фирменным преимуществам стоит отнести интересную резиновую смесь Nordic Silica, включающую в себя высокоактивный технический углерод и инновационный полимер, обеспечивающие прекрасное сцепление на льду и снегу. В отличии от предыдущей модели рейтинга, с очисткой этих шин проблем у вас не возникнет – самоочистка в снегу и прочей влажной среде сделает все за вас.

Для тех, кто во главу угла ставит безопасность здесь тоже все в порядке. Сокращенный тормозной путь и отличная реакция руля на снегу помогут вам чувствовать себя комфортно даже в сложной дорожной ситуации.

А вот водителям, которые ценят тишину, придется несладко – многие владельцы данной резины отмечают высокий шум при наборе скорости свыше 50 км/ч. Так же в копилку минусов стоит отнести довольно скромный спектр размеров – не факт, что на ваши диски найдутся подходящие шины и вы сможете выбрать данный бренд.

Купить по выгодной цене на S-shina.ru .

Gislaved Nord Frost 100 SUV

Pirelli Ice Zero SUV

Итальянцы, чувствуя за спиной победоносную историю бренда, не спешат транжирить слова на описание своих инновационных технологий и подачу старых идей в новых красивых обертках. Улучшенная резиновая смесь, улучшенный рисунок протектора, еще более строгий контроль качества – этого достаточно, чтобы оставаться на первых ролях в гонке гигантов-производителей шин.

Бывалые владельцы советуют не брать быка за рога со старта, а обкатать резину на спокойных скоростях до достижения отметки в 500-1000км, но после этих самоограничений вы получите комплект действительно классных зимних шипованных шин. К достоинствам причисляются управляемость, износостойкость, проходимость. А что еще нужно от зимнего комплекта?

Купить по выгодной цене на S-shina.ru .

Pirelli Ice Zero SUV

Michelin X-Ice Xi2

А вот французы на слова не скупятся – акцент на уникальности сделан практически в каждой детали шины. Часть ламелей протектора заменена микропомпами, призванными удалять воду с поверхности обледенелой дороги, что выглядит действительно новаторской идеей. Резиновая смесь Flex-Ice повышает износостойкость у и без того успешных в этом компоненте покрышек, а также поддерживает эластичность шин даже при сверхнизких температурах.

Увеличенное пятно контакта благотворно влияет на наиболее важные в наших суровых реалиях характеристики – управляемость, тормозные и тяговые свойства. Интересное геометрическое решение ламелей в Z-образной форме добавляет протектору жесткости и делает шину превосходно управляемой.

Экспертная оценка совпадает с заявленными сильными сторонами резины, а потому выделяет в группу фаворитов в условиях наледи и снега, так же добавляя в копилку плюсов небольшой расход топлива. Но в более травоядных условиях сухого качественного асфальта вас могут разочаровать тормозные качества этих покрышек, так что выбирать данную модель стоит тщательно продумав ее будущую эксплуатацию.

Купить по выгодной цене на S-shina.ru .

Michelin X-Ice Xi2

Hankook Dynapro I*Cept RW08

Еще один Юго-Восточный производитель в нашей колонке, а именно корейцы из Hankook Tire. Похожая по выходным характеристикам резиновая смесь с предшествующей шиной – тот же кремний ответственен за достойное сцепление, но так же присутствует силика, помогающая покрышке не деревенеть на морозе. Благодаря сложному и продолжительному процессу компьютерного моделирования компания нашла свой легко узнаваемый рисунок протектора с волнообразными ламелями, способствующий сцепке и сокращению тормозного пути.

Не стоит забывать, что данная шина относится к классу фрикционных – она же липучка, что заведомо ставит ее в проигрышное положение в условиях снежной каши и обледенелости при температуре близкой к нулю, зато при низких температурах она способна дать фору многим братьям с шиповкой. Опять же сам класс обязывает данную шину быть тише и предсказуемее при вождении. Немаловажным плюсом для многих автолюбителей станет ее невысокая стоимость относительно многих других представителей рейтинга.

Hankook Dynapro I*Cept RW08

Dunlop Grandtrek Ice02

Одного взгляда на дизайн британской шины, украшенной сбоку ледяными вершинами, достаточно для осознания – да, эта резина для суровых зим и непростых маршрутов.

Направленный рисунок протектора в форме треугольников направлен на борьбу с водой и снежной массой, а соответственно и повышение управляемости. Граненые 3D ламели «Миура-Ори» оберегают блок протектора и не допускают преждевременного износа какой-то из его частей. Интерес представляют так же шипы, начиненные сердечником из карбида вольфрама помогают достичь выдающихся результатов для проникающей способности шипа, а алюминиевый корпус делает шипы значительно более легкими нежели на моделях-предшественниках.

Что касается эксплуатации данных покрышек, то мнения здесь разнятся. Если лед в принципе не рекомендован этим покрышкам в силу их слабого сцепления и управляемости на нем, то снег и асфальт вполне по зубам данной резине, если не касаться вопроса тормозных свойств. Купить по выгодной цене для легкового автомобиля .

Dunlop Grandtrek Ice02

Goodyear UltraGrip Ice 2

Еще одни липучки, но уже от топ производителя — Goodyear. Шины выпущенные конкретно под нужды жителей стран с климатом низких температур и низкой влажности, в число коих помимо прочих входит и Россия, призваны бороться с эффектом резких перепадов температур, на вызов которого не всегда успешно отвечают шипованные покрышки.

Если мы говорим о плюсах, то в первую очередь опять же речь заходит о «семейных» достоинствах фрикционных шин – сцепление со снегом, вне зависимости от его структуры, а так же асфальтом, остается традиционно высоким. Со льдом дела обстоят заметно менее радужно. Многие владельцы отмечают низкую ударную прочность, что чревато большими неприятностями в труднодоступных местах. Купить по выгодной цене на S-Shina.ru

Goodyear UltraGrip Ice 2

NOKIAN HAKKAPELIITTA R2 SUV

Все без исключения водители, имевшие удовольствие эксплуатировать данную резину, в один голос заявляют, что резина является удивительно тихой для зимних шин, практически не уступая летним покрышкам. В качестве неплохого бонуса можно отметить процесс балансировки данных шин, не вызывающий никаких длительных и трудоемких подстроек.

Вопрос о том, какие зимние шины лучшие в сезоне зимы 2018-19 годов, в первую очередь опирается на выбор конкретно шипованных шин или "липучек". На самом деле, в обоих видах зимней резины можно выделить лучшие покрышки - те, которые показали в результате тестов наилучшие результаты и не подведут в условиях реалий российских зимних дорог.

Michelin X-Ice Xi3

Michelin X-Ice Xi3 - это нешипованная "липучка". Модель достигла лучшего общего балла в тестах нешипованных зимних шин, проведённых "Canadian Tire". Flex-Ice с соединениями диоксида кремния в своём составе сохраняет гибкость при низких температурах и невероятную производительность . Она также сохраняет твёрдость при умеренных температурах, улучшая износостойкость, сцепление с дорогой и эффективность использования топлива. Рекомендуется для легковых автомобилей и небольших кроссоверов.

  • Средняя цена: 8 700 рублей
  • Диапазон диаметров: 13...19"
  • Диапазон ширины профиля: 155...255 мм
  • Диапазон высоты профиля: 40...70%

Nokian Hakkapeliitta 8


Испытания уже давно показали, что резина прошлого поколения - Nokian Hakkapeliitta 7 - одна из лучших шипованных шин, которую Вы сможете купить в России. Но есть у неё последователь - Nokian Hakkapeliitta 8. Новая модификация получила массу наград в европейских автомобильных журналах и начала продаваться в нашей стране. Кроме того, Хаккапелита 8 универсальна, имея размерности под многие модели автомобилей.

Чаще всего редакторы тест-драйвов резины и авторы отзывов говорят, что Хакка 8 - это лучший выбор для глубокого снега, но она также отменно ведёт себя на льду. Один плюс всё же есть у Hakkapeliitta 7 перед её потомком - более низкий уровень шума. Впрочем, есть у "8-ки" ещё один минус, как и у всего семейства Хакк. Это высокая стоимость.

  • Средняя цена: 9 100 рублей
  • Диапазон диаметров: 13...21"
  • Диапазон ширины профиля: 155...295 мм
  • Диапазон высоты профиля: 30...70%

General Altimax Arctic


В ряде рейтингов США шина значится как лучшая для снега . Доступна во многих типоразмерах и для различных моделей автомобилей. Отлично подходит для кроссоверов с не самыми большими колёсами. Превосходный комфорт. Хорошее торможение на льду. Хорошая прочность. Но всё это по заявлениям производителя. Тем не менее, по отзывам российских пользователей, модель ведёт себя не самым лучшим образом на льду.

  • Средняя цена: 6 700 рублей
  • Диапазон диаметров: 13...17"
  • Диапазон ширины профиля: 175...285 мм
  • Диапазон высоты профиля: 45...85%

Michelin Pilot Alpin PA4


Если Вы водите высокопроизводительный автомобиль с мощным двигателем , то это лучший выбор зимних шин для Вас. Особенно, если у Вашей машины есть проблемы с пробуксовкой при езде по снегу. Эта шина создана для выполнения исключительно идеальной работы в условиях сухой дороги и на снегу.

Хотя эта модель довольно дорогая по сравнению с другими вариантами на рынке, это большой шаг вперед в плане производительности. Alpin РА4 имеет асимметричный рисунок протектора, предлагая лучшее сцепление с дорогой даже при очень низких температурах и в скользких условиях вождения.

  • Средняя цена: 11 800 рублей
  • Диапазон диаметров: 17...21"
  • Диапазон ширины профиля: 215...305 мм
  • Диапазон высоты профиля: 25...55%

Goodyear Ultra Grip 9


Goodyear Ultra Grip для многих водителей является выбором №1 при замене устаревших зимних покрышек. Не стало исключением в преданности таких водителей и 9 поколение этой резины. Всё благодаря относительно низкой цене, высокому качеству и отличным ходовым характеристикам, что позволяет резине занимать лидирующие позиции в большинстве лучших зимних шин.

  • Средняя цена: 6 200 рублей
  • Диапазон диаметров: 14...16"

Dunlop Grandtrek Ice02


Dunlop Grandtrek сделана для езды по дороге и идеально подходит для водителей автомобилей, которым нужны отличные ходовые качества в снежной каше. У шины также отличное торможение и устойчивость на поворотах, будь то в снегу или льду. Агрессивный дизайн протектора обеспечивает максимальную тягу в глубоком снегу и льду. Вообще, Grandtreck очень универсальная резина, впечатляет в экстремальных зимних условиях и обеспечивает повышенную плавность и комфорт на всех типах дорог.

  • Средняя цена: 6 800 рублей
  • Диапазон диаметров: 14...16"
  • Диапазон ширины профиля: 155...205 мм
  • Диапазон высоты профиля: 55...70%

Continental IceContact 2


Шипованная шина Конти АйсКонтакт второго поколения - это новинка рынка покрышек. По своим типоразмерам подходит для многих легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников. Шипы нового дизайна лучше удерживаются в своих посадочных местах.

  • Средняя цена: 7 600 рублей
  • Диапазон диаметров: 13...20"
  • Диапазон ширины профиля: 155...275 мм
  • Диапазон высоты профиля: 35...75%

Самый доступный по цене - Cordiant Snow Cross. Полностью отечественная (и разработка, и изготовление) шина, модернизированная в прошлом году. Чуточку дороже еще одна модель прошлого сезона - .

Еще четыре шины, которые по сегодня­шним меркам можно назвать недорогими, - Nitto Therma Spike (второй бренд японской компании Toyo), южнокорейская Kumho WinterCraft Ice, пользующаяся спросом Formula Ice (разработка Pirelli, а производство российское) и популярная на рынке «японка» малайзийской «сборки» Toyo Observe G3‑Ice.

Из представителей второго эшелона - новые модели с немецкой и финской родо­словной, но произведенные в России: Gislaved Nord Frost 200 с протектором, скопированным с ContiIceContact первой генерации, и Nordman 7 c «лицом» шины Hakkapeliitta 7.

И наконец, лидеры наших прошлых : Goodyear UltraGrip Ice Arctic и Continental IceContact 2. А также горячая новинка от компании Nokian - модель Nokian Hakkapeliitta 9.

Покрышки на севере

Мы уже проводили испытания за пределами России и считаем этот весьма положительным. На сей раз решили отправиться на зимний полигон компании Pirelli. Расположен он в северной части Швеции, в провинции Норрботтен, недалеко от городка Эльвсбюн. Ледовые трассы проложены на замерзшем озере Лилькорстреск (Малое Крестовое болото), а снежные - по его ­берегам.

В начале февраля туда были доставлены заранее обкатанные шины, а в конце месяца мы провели все снежные и ледовые тесты. Температура во время испытаний колебалась от -1 до -15 ºС, однако поначалу шведский север заставил сильно понервничать. В первый день нашей работы на берега Ботнического залива пришел теплый атмо­сферный фронт - и температура воздуха поднялась до плюс семи градусов! Снег и лед таяли на глазах. Местные говорили, что за всю жизнь не помнят такого тепла в феврале. Лишь на третий день, вечером, подморозило, подтаявший озерный лед вновь окреп и через сутки уже держал автомобиль. Приступаем к тестам на льду!

Седлаем новенький хэтчбек Kia Rio и уточняем собственный «инструментарий». На этот раз во всех упражнениях эксперты дают оценку не в целых баллах, а с шагом в полбалла - для большей корректности результатов.

По тонкому льду

Сначала - оценка продольных сцепных свойств. С помощью прибора VBOX фиксируем время разгона с места до 30 км/ч и сразу же после этого тормозим, определяя величину с 30 до 5 км/ч. Длина «дорожки» позволяет сделать четыре замера в одну сторону. Затем еще четыре обратно - и высчитываем среднее значение. Базовую шину прокатываем через каждые три тестовые; по окончании замеров все результаты пересчитываем с учетом того, как менялись результаты «печки».

Лучший разгон, 6,5 секунды, Rio показал на шинах Continental, второй результат - на Nokian: 6,8 секунды. Никто и не сомневался, что шины, имеющие по 185–186 шипов, окажутся впереди. Однако им на пятки наступают Cordiant, Goodyear и Nordman, у которых по 110 шипов, - эта троица показывает результат 6,9 секунды. Самый затяжной разгон - у Kumho: 9,7 секунды.

В торможении Nokian выигрывает у Континенталя самую малость - 16,4 метра против шестнадцати с половиной, а третий результат, 16,7 метров, показывает Goodyear. Замыка­ющей вновь оказалась Kumho: 23,7 метра.

Яма в нуле

Управляемость оцениваем на трассе замк­нутой конфигурации. Это «дорожка» длиной около километра с виражами разного радиуса и длинным прямиком. А главное - здесь очень скользкий, отполированный ветром лед. Оценку проводим вдвоем, на каждом комплекте шин едем по три круга каждый, затем меняемся.

Черт! Неимоверно скользко! Чтобы поменяться местами, пришлось буквально переползать с одной стороны на другую, не отрывая рук от машины.

Самый высокий балл в этом упражнении заслужили покрышки Nokian: четкие реакции и хорошая информативность «по рулю» дополнены мягким, предсказуемым началом скольжений автомобиля и стабильным сцеплением независимо от степени проскальзывания.

Чуточку хуже вел себя Rio, обутый в и Nitto. В первом случае понравилcя хороший баланс продольного и поперечного сцепления, понятный момент перехода в скольжения. Оценку немного снизили из-за небольших задержек в реакциях. На Nitto машина покорила хорошей управляемостью даже в скольжениях и плотным, «понятным» рулем при больших углах поворота. Однако возникли небольшие претензии к информативности руля при малых углах - в начальной фазе поворота. Шинники именуют этот эффект hole in zero (яма в «нуле»).

Наиболее низкими баллами отметились Gislaved, Goodyear и Formula. На этих шинах водитель вынужден увеличивать углы поворота руля, возникают задержки в реакциях. К тому же Rio на шинах Gislaved долгo скользит в повороте, а потом сцепление резко восстанавливается, что провоцирует эффект хлыста - резкий занос в обратном направ­лении.

Goodyear не понравился дисбалансом продольного и поперечного сцепления: автомобиль держит дугу поворота гораздо хуже, чем разгоняется и тормозит. На Formula - низкая информативность «по рулю» в поворотах, что провоцирует его перекручивание и последующий занос.

Ледовый круг - самое неприятное для водителя упражнение. Надо нащупать максимальную скорость на грани скольжения, показать лучшее время (его регистрирует VBOX) и подтвердить его. При этом ехать приходится в одном направлении, против часовой стрелки. При хорошем сцеплении тело и голову кренит приличная боковая сила - постоянно напрягаешь все мышцы. Приходится всё время переводить взгляд с «дороги» на приборы и обратно. Кругов через пятьдесят начинает кружиться голова.

Быстрее остальных на круге оказались Continental и Nokian - 19,9 секунды на полный оборот. Всего на одну десятую (20,0 с) отстал от них Cordiant. Наиболее неспешные шины - Kumho: лучшее достижение - 22,5 секунды.

Сколько кругов пришлось сделать на каждом комплекте, чтобы достичь лучших результатов и повторить их? От десяти до пятнадцати! Единственные шины, потребовавшие большего внимания и умения, - Goodyear: обутая в них машина всё время норовила сорваться в занос, пришлось нарезать 19 кругов. А всего, с учетом неоднократных заездов на базовых шинах, нашему Rio пришлось накрутить более двухсот оборотов!

Переходим к снежным процедурам

Снег выпал аккурат на следующий день после завершения всех ледовых тестов. Трассу для оценки управляемости подготовить легче, чем плато для замеров продольного сцепления. ­Поэтому начинаем с более творческой и интересной работы.

Одним виражом трасса лежит на склоне холма, потому имеет короткие, но довольно крутые подъем и спуск. Это «фишка» местных трасс для оценки управляемости - большинство шинников использует в основном плоские трассы. Подъемы и спуски нагружают и разгружают подвеску, изменяя вертикальные силы, действующие на колёса. Особенно интересно, когда колесо разгружается в повороте: прижимная сила уменьшается, шина начинает ­проскальзывать.

Свежий снег падал на холодный лед - и сдвигался, когда машина скользила в поворотах. В итоге получилось смешанное покрытие: местами снег, местами лед - настоящая !

Здесь по управляемости больше других понравились шины Nokian: очень мягкие, но уверенные кошачьи повадки, прогнозируемое поведение автомобиля. Rio на этих шинах не требует от водителя - он просто поворачивает. Предельная скорость ограничена мягким, помогающим прописать поворот заносом, практически не требующим корректировки.

Наибольшие претензии эксперты предъявили к следующей тройке участников. напрягает неожиданно возникающим заносом с резким, непрогнозируемым срывом, долгим скольжением и таким же резким восстановлением сцепления, которое провоцирует «отстреливающий» занос в противоположную сторону. На шинах Gislaved руль становится неприятно пустым и неинформативным - крутить его приходится на избыточно большие углы, что приводит к неожиданному резкому срыву в занос и глубоким скольжениям. Покрышки Kumho не понравились из-за ощутимых задержек в реакциях, значительных углов поворота руля, затяжных скольжений и глубокого заноса на дуге, требующего от водителя моментальной корректировки.

Упражнение «переставка» из-за излишне мягкого снега выполнили лишь частично - смогли оценить только поведение машины при экстремальном маневрировании, а от определения максимальной скорости успешного выполнения маневра отказались.

Здесь, как и на трассе управляемости, наибольшее количество баллов благодаря самым четким реакциям, мягкому и прогнозируемому поведению и легкому самовосстанавливающемуся заносу на предельной скорости заработали шины Nokian. Меньше всех понравился Dunlop: на этих шинах у Rio проявляются не только ощутимые задержки в реакциях, но и нестабильный, широкий баланс поворачиваемости: от значительного сноса передней оси при первом рывке руля до заноса задних колес при попытке стабилизировать машину на полосе перестроения.

А вот и хорошо утоптанная снежная прямая - можно заняться замерами времени разгона и тормозного пути. Как и в аналогичных ледовых упражнениях, сочетаем разгон с торможением, повторяя упражнения по восемь - десять раз. Причем время разгона с 0 до 40 км/ч на снегу оценивали дважды - с включенной системой контроля тяги TCS и без нее. Торможение с 40 до 5 км/ч - только с АБС.

Итак, разгон в штатном режиме, когда TCS предотвращает пробуксовку шин. Лучшие результаты - на шинах Continental, Goodyear и Nokian. На них Rio набирает 40 км/ч ровно за шесть секунд. Худшие показатели - у Kumho. Как и на льду, они разгоняются неспешно, уступая лидерам более 11%.

Отключаем электронный «ошейник» и повторяем замеры. Получается быстрее! Лидирующие позиции удерживает Goodyear: 40 км/ч с места покоряются за 5,2 секунды. Лишь на одну десятую дольше длится разгон на шинах Continental и Nokian. Покрышки Kumho и в этом режиме показывают самый скромный результат.

Торможение выигрывает лидирующая пара - Continental и Nokian, показавшие одинаковый результат: 14,8 метра. В замыка­ющих на этот раз - родственники Nitto и Toyo.

Финальные упражнения - оценка курсовой устойчивости на заснеженной трассе и проходимости в глубоком снегу. На высокой скорости лучше других следует заданному курсу и наиболее четко перестраивается Rio, обутый в Nokian. Дополнительно отмечаем высокую информативность рулевого управления: водитель ведет машину по прямой инту­итивно, не концентрируясь.

Худшие оценки - у четырех участников. На шинах Cordiant и Gislaved во время смены полосы движения у Rio возникает неприятное подруливание задней оси, переходящее в занос. Попытка скорректировать курс на покрышках Dunlop и Kumho чревата заносом, требующим немедленных действий даже при мягких перестроениях.

Выражаем признательность шинным компаниям-производителям, предоставившим на тест свою продукцию. Благодарим сотрудников полигонов Pirelli и АВТОВАЗа, а также тольяттинский Шинторг за техническую поддержку.

В тестировании шин Сергею МИШИНУ и Дмитрию ТЕСТОВУ в округе Норрботтен (Швеция) помогал Антон МИШИН. На асфальтовых тестах в Тольятти к ним присоединились Антон АНАНЬЕВ, Владимир КОЛЕСОВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.