Зимние шины Bridgestone — новые имена и новые технологии. — Официально заявляем, что мы лучше конкурентов! Не слишком ли смело высказался представитель Bridgestone? Автохимия Ruseff: против коррозии

Выбор хорошей зимней резины для автомобиля - весьма непростое задание. Огромное количество производителей предлагает продукцию, отличающуюся не только ценой, но и качеством. Согласно опросам, лидером по праву можно считать японскую компанию и модели которой рассмотрим ниже, пользуется огромной популярностью среди автовладельцев по всему миру.

Информация о бренде

История компании "Бриджстоун" начинается в 1930 году, когда основатель компании Шоджиро Ишибаши создал первую шину. Со временем основатель бренда Шоджиро Ишибаши понял, что хотел бы стать первым производителем резины в Японии. Его мечта сбылась уже в 1953 году.

В настоящее время имеет свои филиалы в 27 странах по всему миру и занимает первые места в рейтингах среди других производителей резины. Продукция компании используется для комплектации гоночных болидов, принимающих участие в "Формуле1". Компания является лидером по производству покрышек по технологии Run-flat. Шины получили усиленные боковины, которые помогают удержать форму покрышки даже при полной потере давления. Это позволяет водителю проехать около 80 км на спущенном (проколотом) колесе до ближайшего автосервиса.

Модельный ряд

Автошины "Бриджстоун" представлены в широком ассортименте. Производитель предлагает высококачественные зимние, летние и всесезонные покрышки. Каждая модель разрабатывается с учетом различных погодных условий.

Одними из лучших летних моделей шин "Бриджстоун" считаются Ecopia EP150, Turanza T001, Bridgestone B250, Regno GR-8000. Они отличаются высокой надежностью, сниженным сопротивлением качению и полным акустическим комфортом. Всесезонные покрышки для легковых автомобилей и внедорожников представлены в таких моделях, как Bridgestone Dueler H/T, Dueler M/T, Dueler A/T 693. Всесезонка обладает повышенной износостойкостью и позволяет полностью контролировать управляемость транспортным средством на любом дорожном полотне.

Особого внимания заслуживают зимние которые максимально адаптированы для эксплуатации в характерных для некоторых регионов климатических условиях. Такие модели "зимы", как Revo GZ, Ice Cruiser 7000, Blizzak VRX, Blizzak Spike-01 считаются одними из наиболее востребованных среди отечественных автолюбителей.

Производство зимней резины

Удерживать мировое лидерство бренду удается благодаря созданию качественной продукции и внедрению инновационных технологий. Наибольшим спросом пользуются зимние шины. "Бриджстоун" предлагает как фрикционные, так и шипованные модели. "Липучки" для холодного времени года выбирают большинство водителей. Такая резина хорошо себя показала как на сухом асфальте, так и на снежной каше, льду. Она обладает повышенной износостойкостью. Одними из самых популярных колес среди потребителей являются Blizzak Revo GZ, Turanza T005 RFT, Blizzak Revo DM-V1, Blizzak VRX, Ecopia EP300, Blizzak LM001 Evo и Blizzak LM-30.

Шиповки от японского бренда идеально подходят для эксплуатации в регионах с суровыми зимами. Они дают полную уверенность в безопасности движения на зимних дорогах, имеют отличных сцепные характеристики и хорошую управляемость на ровной дороге и бездорожье. На отечественном рынке популярность обрели следующие модели:

  1. "Бриджстоун" Blizzak Spike 01.
  2. "Бриджстоун" Ice Cruiser 7000.
  3. "Бриджстоун" Noranza 2 evo.
  4. "Бриджстоун" Ice Cruiser 5000.
  5. "Бриджстоун" Noranza SUV 001.

Bridgestone Blizzak Revo GZ

"Бриджстоун Близак" - зимний модельный ряд резины. Среди множества модификаций особого внимания заслуживает Blizzak Revo GZ. Липучка заслужила множество положительных отзывов и считается одной из лучших зимних шин. Впервые была представлена в 2010 году и практически сразу завоевала доверие автовладельцев.

Фрикционная резина предназначена для эксплуатации при серьезном "минусе". Данная модель получила от разработчиков отличные сцепные свойства, благодаря которым автомобиль может спокойно ездить по льду, снежной каше и укатанном снеге.

Протектор

Покрышка получила асимметричный рисунок протектора, который был специально создан с помощью компьютерного моделирования. Это позволило перенести всю нагрузку на определенные участки поверхности протектора. Асимметричный протектор отлично справляется с торможением и разгоном на любом типе поверхности.

Быстрое выведение воды и снежной каши из контактного пятна обеспечивают широкие канавки. За безопасное управление отвечают трехмерные ламели и усовершенствованные плечевые блоки. Изгибы боковины получили от разработчиков необычные асимметричные контуры. Такое решение позволило уменьшить вибрации и колебание кузова при прохождении поворотов, а также сохранять курсовую устойчивость.

Экспертные отзывы о зимней резине "Бриджстоун" говорят о том, что внешняя часть протектора позволяет уберечь резину от деформации за счет плотно расположенных блоков и наличию шашек со своеобразными перемычками. "Зубастый" внутренний рисунок протектора отвечает за управляемость автомобилем на зимней дороге. Износ протектора можно контролировать с помощью специальных индикаторов.

Резиновая смесь

Мягкость резины даже при очень низких температурах удается сохранить за счет применения особой технологии Multicell Compound. Суть ее заключается в том, что резина внутри имеет множество микропор, которые призваны как можно быстрее впитать водяную пленку, ухудшающую сцепление с дорожным полотном. Причем количество этих микропор в процессе эксплуатации не уменьшается. При истирании протектора появляются новые полости, которые позволяют сохранить технические характеристики покрышек на протяжении всего срока службы.

Отзывы и стоимость

Огромное количество автолюбителей предпочитают «обувать» свое транспортное средство в резину от японского шинного гиганта "Бриджстоун". "Зима" в модели "Близак Рево GZ" отлично показала себя не только в процессе проведения тестов, но и при эксплуатации на отечественных дорогах. Наличие высоких технических характеристик, заявленных производителем, подтверждают и эксперты и водители. Резина быстро отвечает на команды руля, четко и уверенно движется на снегу, снежной каше, льду и сухом асфальте.

Приобрести автошины "Бриджстоун" в данной модели можно практически в любом специализированном магазине. Стоимость покрышек стартует от 2400 рублей (R13).

Bridgestone Blizzak VRX

Еще один представитель высококачественной зимней резины от Bridgestone - Blizzak VRX. Модель относится к фрикционным и внешне очень напоминает рассмотренную выше Blizzak Revo GZ. По наследству резине достался асимметричный тип рисунка протектора и уникальная технология компаунда.

Доработке была подвергнута центральная часть протектора - изменилась форма блоков и плотность их расположения. Блоки получились более короткие и жесткие. Это положительно повлияло на поведение резины на сухом и мокром дорожном полотне. Сократить тормозной путь и улучшить динамику разгона позволили разнонаправленные грани и ламели.

Результаты тестов

Многочисленные испытания доказали наличие отличных эксплуатационных качеств у данной модели покрышек. В зимний период, когда погодные условия практически агрессивные, водители могут не переживать о прохождении даже самых тяжелых участков дороги. Липучки "Близак VRX" обеспечат хорошее сцепление с заснеженным и заледенелым асфальтом, позволят выбраться из любого сугроба без пробуксовок.

Bridgestone Ice Cruiser 7000: обзор

От "Бриджстоун" - с направленным симметричным рисунком протектора. Среди экспертов и автовладельцев считается одной из лучших в своей категории и по праву занимает призовые места в тестах. В чем же особенность данной модели? Прежде всего в том, что она подходит для эксплуатации в самых сложных погодных условиях.

"Бриджстоун Айс Крузер 7000" имеет в составе резиной смеси компоненты, которые повышают ее сцепные свойства, отталкивают влагу и снижают сопротивление качению. Производитель отмечает, что добиться такого результата удалось за счет использования натурального каучука, силики, абсорбирующего геля и других веществ. Данная модель специально произведена для эксплуатации на отечественных зимних дорогах.

У обоих вариантов есть свои ярко выраженные достоинства и недостатки, при преимущественной эксплуатации на загородных трассах большим спросом до сих пор уверенно пользуются шипы, но взрывной количественный рост городских автопарков и технический прогресс в конструкции и технологии материалов нешипованной зимней резины сделали процесс выбора далеко не однозначным. А ведь в довесок к этому неуклонно растет доля полноприводных авто (особенно SUV), для которых эффект от применения шипов практически во всех дисциплинах (за исключением разве что торможения) меньше выражен, чем для их моноприводных собратьев.

Вполне логично, что на волне такого спроса производители шин вкладывают большие средства в улучшение характеристик, по которым нешипованные зимние покрышки отстают от своих шипованных визави (сцепление со снежным и ледовым покрытием, общий ресурс) при сохранении имеющихся преимуществ (вес, шумность, экономичность).

Самым ярким результатом стало появление шин в повседневном обиходе называемых «липучками». За качество сцепления с дорогой здесь отвечает не только выраженный протектор, но и сам материал, из которого сделана покрышка - она старается «прилипнуть» к дороге. Одним из пионеров данного решения является японская Bridgestone. Ранее ее модели Winter Dueler DM-Z2, Blizzak DM-Z3 и недавний флагман Blizzak DM-V1 разошлись по миру миллионными тиражами.

Но конкуренты не дремлют, поэтому в преддверии очередного зимнего сезона японцы представили свою новую «липучку» для SUV, которой уготована роль флагмана, - Blizzak DM-V2. Ожидания самого производителя по ее продажам настолько велики, что уже полным ходом идет строительство нового завода в Ульяновской области , а в страны СНГ эта модель поступит даже раньше начала продаж в остальном мире.

Что же вселяет оптимизм в японцев? Готовясь к тест-драйву (он проходил прошлой зимой на Дмитровском автополигоне) и читая материалы, понимаешь, что из-за количества применяемых ноу-хау реальную конкуренцию новичку на дороге могут составить мизерное количество моделей от не менее именитых брендов. Например, широко известные Michelin X-Ice 3, Nokian Hakkapeliitta R, GoodYear Ultra Grip Ice+ и Continental Viking Contact 5 (именно в таком порядке нам перечислили своих конкурентов инженеры японской марки).

Начали с азов. Ставшее когда-то прорывом применение смеси Multi-Cell Compound, имеющей микропоры и за счет этого впитывающей воду из пятна контакта, признали недостаточным. Оказалось, что потенциальные возможности технологии использовались лишь на треть! Поэтому в DM-V2 рисунок протектора был доработан с учетом специфики работы нового материала: ранее, если не вдаваться в технические детали, возможности протектора и смеси существовали скорее отдельно друг от друга. За счет внедрения новых решений расширилось пятно контакта, особенно на кромках, что дает стабильный прирост в качестве сцепления с дорогой, а также микропоры материала покрышки становятся готовы к работе практически без первичной обкатки и общая ходимость протектора также повышается.

Перед поездкой на полигон открытым остался лишь вопрос, зачем маркетологи марки убедили своих боссов свести зимние покрышки обоих типов под один бренд Blizzak? Неискушенному пользователю, прежде мало знакомому с продукцией марки, сложнее стало ориентироваться во всем многообразии обозначений, ведь модели теперь различаются только маловразумительными индексами в самом конце названия… Право, прежняя система разделения на отдельные семейства была более информативной. Но пора на полигон!

Учитывая, что новая модель предназначена для внедорожников, основной акцент при оценке делался на качестве управляемости при высоких скоростях - это и «лосиный тест», выполняемый на средней скорости 80 км/ч, и экстренное торможение с типичных для загородной дороги 110 км/ч. Ведь даже лишние пару метров тормозного пути могут стоить чьей-то жизни! Да и недостаточное гашение скорости при прохождении «змейки» может свидетельствовать о том, вернетесь ли вы в свой ряд после объезда неожиданного препятствия или поездка закончится во встречном кювете.

Для наглядных результатов тестовых заездов (отметим, что специальной высокоточной аппаратуры у нас не было) используются визуальные, хорошо понятные методики: упражнения проводятся на одинаковых машинах с разной резиной по одной и той же траектории несколько раз каждым водителем до получения стабильных результатов. Данные от производителя, полученные дорогостоящими методиками замеров, конечно, точнее, но как их проверишь? А результаты сертификационных испытаний скупы - «…соответствует ГОСТ».

И все же главное отличие новинки мы увидели. Это как раз те самые пресловутые несколько метров уменьшения тормозного пути или сужение коридора при прохождении «лосиного теста» на скоростях выше 50 км/ч. На меньших скоростях отличия заметить было сложно - все же предыдущая модель была весьма неплоха. Одновременно для сравнения тестовые авто обувались и в шины одного из конкурентов (на тестовых машинах с резины все надписи были срезаны, поэтому ее марку - Nokian Hakkapeliitta R - можно было определить лишь по боковинам и протектору). Здесь преимущества DM-V2 оказались менее выражены, зачастую конкуренты шли ноздря в ноздрю, но в одном Bridgestone давала фору - ее цена в том же размере была ниже.

Начало продаж Bridgestone DM-V2 запланировано на эту осень. Покупателям будет доступен весь основной спектр типоразмеров (более 50). Первое время шины будут японского производства, а затем, когда в 2016 году запустят российский конвейер, их начнут производить здесь, и цена станет еще более привлекательной. К середине 2018 года завод должен выйти на полную мощность в 12 тыс. штук в день и полностью обеспечивать потребности рынка России и СНГ.

Модель и конкуренты Bridgestone Blizzak DM-V2 Bridgestone Blizzak DM-V1 Michelin X-Ice 3 Nokian Hakkapeliitta R/SUV
Ширина, мм 205–285 205–285 155–255 175–255
Серия 40–80 45–75 40–70 40–70
Диаметр, " 15–20 15–22 13–19 13–19
Индекс скорости R (170 км/ч)-T (190 км/ч) R (170 км/ч) T (190 км/ч)-H (210 км/ч) R (170 км/ч)
Индекс нагрузки 96–116 96–116 75–104 75–107
Цена шины 225/65R17 в Интернете, руб. 6600 6400 7600 7900

Выбор зимней резины - это поиск баланса между различными треованиями безопасности, кофорта и технологических возможностей. Причем все эти требования, как лебедь, рак и щука в известной басне, тащат «телегу» в разные стороны. Необходимо добиться хороших показателей и на льду, и на снегу, и на асфальте, да еще обеспечить комфорт и безопасность.

Компании-производители представлют на рынке различные технологические новинки, которые сразу же начинают пристально изучаться не только потребителями, но и специалистами других корпораций. Притом каждое конструкторское бюро большой компании имеет свой почерк, не даром же говорят о том, что есть скандинавские, немецкие, японские шины… Что-то получается лучше у одних, что-то у других, но закондателями мод в зимней резине всегда были скандинавы.

Bridgestone Blizzak DM-V2 - зимняя нешипованная резина для внедорожников и кроссоверов, тест

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ

Blizzak DM-V2 - новинка в зимней линейке нешипованной резины компании Bridgestone. Разработчики заявляют о том, что она специально разработана для условий российских суровых зим, а область ее применимости - внедорожники и кроссоверы.

В шинах используется новый состав резиновой смеси, который компания запантентовала как технологию Multi-Сell Compound. Суть ее - в использовании в протекторе небольших продольных канавок, задача которых - осушить пятно контакта, убрав с поверхности льда водяную микропленку. Поверхность является гидрофильной, т.е. хорошо смачивается водой, и за счет этого удалось повысить абсорбирующие свойства резины. Микропористая структура присутствует не только в поверхностном слое, но и по всей толщине протектора, что позволяет сохранять эффект от технологии Multi-Сell Compound даже после нескольких сезонов эксплуатации резины.

Рис. 1. Технические особенности нового резинового состава протектора Bridgestone Blizzak DM - V 2, изготовленного по технологии Multi-Сell Compound.

Торможение на льду

Работа микропористого слоя наиболее ярко проявляется при движении по голому льду, хотя будет нелишней и на мокром асфальте. Тестирование на заводском полигоне показало, что уменьшение тормозного пути при остановке с 30 км/ч составило 7% - это очень хороший показатель.

Движение на снегу

Но дорога редко бывает покрыта только льдом. Как правило, зимой на дороге ждут и снег, и лед. Чтобы микропористый слой заработал, необходимо вывести снег из пятна контакта или же обеспечить достаточное сцепление со спрессованным слоем снега. За это отвечает рисунок протектора и ламели. В зимних шинах Bridgestone Blizzak DM-V2 применен новый направленный рисунок протектора, что наряду с 3D-ламелями обеспечивает улучшенные показатели на обледенелых и снежных покрытиях. Оптимизация распределения контактного давления каждого блока позволила добиться сохранения оптимального зазора между ламелями, что способствует более эффективному выводу снежной массы. Большое количество кромок обеспечивает сцепление шины с дорожным покрытием, а специальные отверстия в ламелях - повышенное сцепление шины на льду.

Новая форма плечевых блоков позволяет эффективно зацеплять снег, что обеспечивает более плотный контакт с дорожной поверхностью и сохраняет высокие тормозные характеристики.

Результаты тестов

Помимо заводских тестов Blizzak DM-V2, о результатах которых компания Bridgestone рассказывает в презентации (и демонстрирует улучшение по всем параметрам), мы хотим рассказать еще о двух сравнительных испытаниях.

Одно проводилось на Дмитровском полигоне для приглашенных журналистов, а второе - потребительское - тестирование организовано силами редакции. Так получилось, что в обоих тестах резина сравнивалась в лидером рынка зимних шин - продукцией компании Nokian.

Для полигона маркировка шин конкурентов была срезана, но дотошные журналисты все равно по рисунку протектора определи, что это были Nokian Hakkapeliitta R. Наш водитель сравнивал Blizzak DM-V2 с Nokian Hakkapeliitta 7 SUV, но это было сделано не специально, а вынужденно, поскольку на тестовом автомобиле Toyota Land Cruiser Prado 150 до новинки стояла именно такая резина.

При тестировании основный акцент сделан на управляемости при высоких скоростях и экстренном торможении. Для этого на скорости 80 км/ч проводился «лосиный тест» с перестроением, а также экстренное торможение на характерной для загородных трасс скорости 110 км/ч. В обоих случаях исследовались сцепление со сложным зимним покрытием и управляемость машины. В ходе теста сложные измерения не проводились, а использовались визуальные методы. Водитель имел возможность несколько раз повторить упражнения, результаты суммировалась и усреднялись.

Главное, что такой метод даже без точной количественной оценки позволил увидеть разницу между тестовым Bridgestone Blizzak DM-V2 и оппонентом.

По результатам заездов зафиксировано явное сужение коридора на Bridgestone при прохождении «лосинного теста», что было заметно на скоростях выше 50 км/ч. Отмечено уменьшение тормозного пути или равные характеристики торможения с конкурентом. В некоторых заездах удавалось добиться сокращения до пары метров, что в экстренной ситуации может спасти жизнь или кошелек.

Очень важно, что положительные результаты были получены в разных заездах и разными водителями. Более того, шины тестировались на автомобилях разных марок: Volkswagen Touareg, Toyota RAV4, Range Rover Evoque, и на всех из них Bridgestone Blizzak DM-V2 шли лучше либо наравне со скандинавскими Nokian Hakkapeliitta R.

Перейдем теперь к нашему тесту на дорогах общего пользования. Toyota Land Cruiser Prado 150 - отличный автомобиль, и его устойчивость на дороге, особенно если он обут в Nokian Hakkapeliitta 7 SUV, заслуживает похвалы. Но Hakkapeliitta 7 - шипованная резина, а Bridgestone Blizzak DM-V2 нет, и это обусловливает большую разницу в поведении автомобиля на дороге. Поэтому у нас были большие сомнения, не ухудшится ли качество движения машины в связке с японской новинкой. Забегая вперед, скажем, что этого не случилось.

Начнем с самого сложного для нешиповки - с поведения на льду и на снегу. В снег зимние шины Bridgestone Blizzak DM-V2 вгрызаются на ура. При трогании с места не возникает никаких проблем. Шины достаточно ухватистые, так что антипробуксовочной системе Land Cruiser даже не приходится вмешиваться. Торможение на снегу также отличное, в этой части резина ничем не уступает именитому скандинаву.

На льду тестовое сравнение оказалось не в пользу японца: все-таки хорошие шипованные шины тут выглядят пока лучше, однако разница в поведении автомобиля не катастрофическая, и манеру езды после смены резины водителю менять не пришлось. Так что и с работой на льду Bridgestone Blizzak DM-V2 справились хорошо.

Теперь про асфальт. Вот на нем-то и проявились все плюсы новой резины. Отличная управляемость и тормозные свойства - это само собой. Но главное, что отметил владелец автомобиля: в салоне стало значительно тише. При схожих дорожных свойствах новых Bridgestone и тех Nokian, которые стояли на автомобиле до них, однозначный выбор он сделал в пользую японской резины.

РЕЗЮМЕ

Мы рассказали о плюсах и минусах новой зимней нешипованной резины для внедорожников и кроссоверов Bridgestone Blizzak DM-V2, отмеченных нами и другими испытателями в процессе эксплуатации. В заключение добавим вишенку на торт: резина Bridgestone традиционно стоит дешевле своих европейских и скандинавских конкурентов, что в кризисный период является очень существенным фактором.

Промо ролик замней нешипованной резины Bridgestone Blizzak DM-V2 в котором подробно рассказывается об ее особенностях.


Статьи по теме

Автохимия Ruseff: против коррозии!

Разбираем, как бороться с наиболее частыми проблемами, связанными с коррозией автомобиля, при помощи современных автохимических составов Ruseff. Видеоинструкции.

Ruseff против окислов!

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных решению регулярных проблем, с которыми сталкиваются автолюбители. Сначала мы рассмотрели сложности, возникающие при зимней эксплуатацией автомобиля, затем рассказали, как бороться с коррозией. Этот материал посвящен защите электросистем автомобиля.

- Официально заявляем, что мы лучше конкурентов! Не слишком ли смело высказался представитель компании Bridgestone на презентации новых шин Blizzak VRX и Blizzak Spike 01, которая в конце минувшей зимы прошла на Дмитровском автополигоне? Может, ошибка перевода?

Этимологию названия Blizzak для линейки зимних шин Bridgestone в самой компании растолковывают как смесь английского слова «blizzard» («пурга») и немецкого «Zacke» («зубец»). Раньше этим именем обозначались только нешипованные модели, а теперь появились и шипованные шины Blizzak Spike 01.

Внешне направленный рисунок протектора напоминает ранние модели шипованных шин Nokian: агрессивная «елочка» с широкими канавками призвана повысить сцепные свойства на снегу, а если снег глубокий, то должны помочь пилообразные канавки плечевой зоны. А что до «ледовых» свойств, то были доработаны отверстия под шипы (вокруг них появились канавки для удаления ледяной крошки), а главное, изменился сам шип: на торце твердосплавной вставки теперь сделана крестообразная насечка. Неужели новые шипы вворачивают в тело протектора крестовой отверткой? Конечно, нет. Эти надрезы призваны увеличить давление на лед и, как следствие, повысить сцеп-ление шины с поверхностью. Как и для предыдущей модели, Ice Cruiser 7000, шипы производит немецкая фирма Sitek. В 16-дюймовой шине я насчитал 130 шипов - японцам незачем подгонять эти шины под новые европейские стандарты, ограничивающие число шипов на погонном метре протектора (АР №18, 2013). Шины Blizzak Spike 01 разработаны специально для России.

Крестообразная насечка на твердосплавной вставке призвана увеличить удельное давление шипа на лед- нагрузка та же, а площадь контакта меньше. Но долго ли продержится такая насечка при езде по асфальту?

Взглянул и на нешипованные шины Blizzak VRX. Здесь новый асимметричный рисунок протектора: его блоки, если сравнивать с предыдущей моделью Blizzak Revo GZ (результаты их испытаний - на страницах этого же номера Авторевю), уменьшились, резиновая смесь стала мягче. По задумке создателей это должно обеспечить лучшее сцепление на неровных дорогах. Обновился и состав резиновой смеси Multicell Compound. Ее пористая структура позволяет «впитывать» на 30% больше влаги, нежели резина предыдущей серии. Специальные добавки в резиновой смеси повышают смачиваемость микропор протектора, что и позволяет лучше осушать пятно контакта.


Teana, «обутая» в Bridgestone Blizzak VRX, без лишних скольжений выполняет «переставку»


В разгоне на льду Blizzak VRX обеспечивает примерно такой же зацеп, как и Michelin X-Ice 3

0 / 0

Ездовая программа началась со сравнения шин Michelin X-Ice 3 и Bridgestone Blizzak VRX на автомобиле Nissan Teana. Разгоны и торможения, причем как на льду, так и на снегу, абсолютного лидера не выявили. И устойчивость при разгоне оказалась близкой - машины на обеих моделях шин требовали значительных подруливаний. А вот «переставка» с отключенной системой стабилизации уже склонила чашу весов в сторону шин Bridgestone - Teana не так глубоко и не так надолго проваливалась в заносы. На «змейке» предел по сцеплению тоже оказался чуть выше - машина лучше реагировала на повороты руля на более высоких скоростях, правда, с последующим более резким срывом в занос. Так что не уверен, что «на круг» шины Bridgestone проявили себя как более безопасные.


Следующее упражнение - езда по укатанному снегу на внедорожниках Volkswagen Touareg, «обутых» в шины Bridgestone Spike 01 и Nokian Hakkapeliitta 7 SUV. На финских шинах качение сопровождается высокочастотным гулом, а японские шины или «молчали», или издавали низкочастотное гудение. Опять же, что лучше? У меня однозначного ответа нет. А вот по плавности хода Bridgestone явно уступает финским шинам: по зимней «гребенке» Touareg на шинах Nokian идет мягче. Но у представителей компании Bridgestone на сей счет есть сильный козырь: «Да, каркас жесткий, но это сводит к минимуму вероятность его повреждений на плохой дороге». Вот тут спорить не буду: результаты наших краш-тестов, которым мы подвергли как шипованные, так и нешипованные шины (АР №18 и №19, 2013), показали, что покрышки Bridgestone и впрямь самые прочные.

Как водится, мы при первой же возможности сравним новые шины Bridgestone с конкурентами - в отличие от представителя компании Bridgestone, у меня пока нет полной уверенности, что на полигоне мне показали действительно самые лучшие шины. Но одно преимущество для меня очевидно - широкая линейка размерностей: нешипованные шины Bridgestone Blizzak VRX выпускаются в 53 типоразмерах (от «жигулевских» 175/70 R13 до внушительных 245/45 R19), а шипованные шины Bridgestone Blizzak Spike 01 представлены еще шире - в 60 типоразмерах, от 175/70 R13 до 265/60 R18. Важно, что и те и другие будут производиться в Японии. И очень важно, что цены на японские зимние шины останутся одними из самых привлекательных на рынке.


Торможение на льду: в отсутствие измерительной аппаратуры разница между шинами Bridgestone и шинами конкурентов едва заметна

Комфортные и мягкие фрикционные шины не досаждают хрустом и гулом шипов на асфальте, по которому зимой порой доводится ездить чаще, чем по льду или снегу. А чтобы выбрать из них лучшие по характеристикам, мы протестировали шины размерностью 205/55 R16-такие впору почти всем автомобилям гольф-класса.

Фрикционные шины - продукт сложный, далеко не каждому производителю удается обеспечить баланс сцепления на снегу, льду и асфальте, который вдобавок бывает сухим и влажным. Никаких «гвоздей» - всё только за счет состава резиновой смеси и рисунка протектора. Здесь не обойтись без передовых технологий и опыта изготовления сложных пресс-форм под ЗБ-ламели. Поэтому мы решили не брать шины дешевле четырех тысяч рублей: они всегда поскальзываются хотя бы на одном из вышеупомянутых покрытий. Плавали - знаем.

Самая дешевая в нашем тесте (4130 рублей) - модель Winter i*cept iZ2 быстро прогрессирующей корейской компании Hankook. На полторы сотни дороже - японская Nitto SN2, только появившаяся на нашем рынке. Дальше идет весьма популярный у наших автомобилистов «финн» российского происхождения Nordman RS2, а близко к четырем с половиной тысячам расположился еще один чистокровный «японец», пользующийся устойчивым спросом, - Тоуо Observe GSi-5.

Около пяти тысяч стоят именитый Goodyear UltraGrip Ice 2 и Blizzak Revo GZ фирмы Bridgestone, славящийся прочной, неубиваемой боковиной.

Еще дороже продаются Pirelli Ice Zero FR (5245 рублей). И конечно, в испытаниях должны были принять участие лидеры наших предыдущих тестов - шины Continental ContiVikingContact 6 немецкого качества, цена которых вплотную приближается к шести тысячам, и дорогие финские покрышки Nokian Hakkapeliitta R2 (6435 рублей). Они не первый год «бодаются» друг с другом за лидерство и не позволят остальным соперникам расслабиться.

Опять весна?

На этот раз для снежно-ледового «побоища» мы собрали соперников в Швеции, на полигоне компании Pirelli. Рингом служило небольшое замерзшее озеро близ северного городка Эльвсбюн и его берега, покрытые снежным одеялом. Собрались мы там в совершенно зимнем месяце - феврале. Однако невесть откуда взявшийся теплый фронт разогрел воздух до положительной температуры и поплавил весь снег и лед в округе. А когда тепло отступило, озеро быстро вернулось в состояние катка. На нем мы и начали тесты, несколько нарушив по причине форс-мажора наш традиционный порядок упражнений.

Во время испытаний температура воздуха опускалась до -1.. -15 °С.

В качестве носителя шин выступил Volkswagen Golf седьмого поколения, используемый практически всеми шинниками при внутреннем тестировании, - автомобиль с классической управляемостью переднеприводника и прозрачным поведением.

Ледовое побоище

Первой к «бою» оказалась готова трасса для оценки управляемости на льду. Виражи разного радиуса и прямая, позволяющая разогнаться примерно до 80 км/ч, -этого вполне достаточно, чтобы оценить, насколько покладист на скользком покрытии Volkswagen Golf, обутый в тестируемые шины. Оценку проводят два эксперта, сменяя друг друга. Вместе с поведением машины они оценивают, насколько просто и надежно ею управлять. Причем с позиции обычного водителя, не имеющего специальной подготовки. Потому в добавление к «профессиональной» езде имитируют типичные ошибки новичков: при разгоне и торможении, в поворотах действуют резко, как на асфальте.

Чтобы повысить точность оценок, мы решили использовать половинки при выставлении баллов - чтобы развести результаты соперников. Высшую оценку (девять

баллов) в первой дисциплине заработали шины Nokian: четкие реакции, понятное, предсказуемое поведение даже в скольжениях. Никаких сложностейв управлении автомобилем, при этом полное понимание того, что творится под «ногами». Слабаков это испытание не выявило: минимальная оценка - семь баллов у трех участников, у остальных выше.

Трасса управляемости на льду замерзшего озера. Сложно поверить, но всего пару-тройку дней назад здесь была «весна» - водную гладь опоясывали освободившиеся от снега берега.

Следующее упражнение: замеряем разгон и тормозной путь на ледовом плато. Противобук-совочную систему ASR и АБС не отключаем. Старт с места. Измерительный комплекс VBOX фиксирует время, затраченное на достижение скорости 30 км/ч, затем - величину тормозного пути с 30 до 5 км/ч. Хорошо, что небо затянуто тучами. Яркое солнце подтапливает лед, и результаты начинают уплывать. Но даже в пасмурную погоду фрикционные шины на открытом льду менее стабильны, чем «шиповки», потому замеры с каждым комплектом шин мы повторяем по 10-12 раз. Причем через каждые два тестовых комплекта переобуваем Golf в базовые шины, чтобы оценить, как изменилось состояние покрытия. После пересчета результатов с учетом поведения автомобиля на базовых шинах выяснилось, что на льду он быстрее всего разгоняется на шинах Goodyear и Nokian. Nordman и Тоуо ухудшают рекордный результат на одну десятую секунды. Наиболее долгий разгон - на покрышках Pirelli, разница с лидером составляет почти 20%.

Самый короткий тормозной путь - на шинах Nokian и Тоуо (15,5 м), десять сантиметров им проигрывают Goodyear и Hankook, а замыкающие - Bridgestone и Pirelli (17,3 м).

Оцениваем время прохождения ледового круга - чем оно меньше, тем выше поперечное (боковое) сцепление. Водитель пытается проехать круг как можно быстрее, делая от 20 до 35 «оборотов» -на фрикционных шинах нащупать на льду грань максимального сцепления непросто. Схема смены колес та же, что при замерах продольного сцепления: после каждых двух тестовых комплектов -переобувание в базовый. Прикинули после упражнения, сколько кругов намотал наш испытатель, и ужаснулись - более четырехсот! Кто думает, что испытания шин -романтическая работа, тот глубоко ошибается. Это адский труд.

В этом испытании всех обошел Continental: круг удалось пройти за 15,9 секунды. Nokian, ближайший соперник, отстал на три десятых. Замыкает список Bridgestone -на этих покрышках не удалось показать время меньше 18 секунд.

Снежные баталии За Рулем

В начале второй недели выпал-таки снег, и мы получили возможность оценивать «снежные» характеристики. Первый тест - оценка управляемости. Мы использовали не только набор «плоских» поворотов разного радиуса, включая ходовые, где стрелка спидометра иногда добиралась до отметки «100», но и интересную шпильку на склоне холма, вход которой приходится на подъем, а выход -на спуск. В некоторых поворотах снег из-за боковых скольжений Гольфа «протирался» до ледяного основания трека. Мы окрестили его «русской дорогой»: снег, перемежающийся со льдом, - характерная для наших условий картина.

Здесь больше всех нам понравились шины Nokian и Тоуо.

Вчатления от них схожи: хорошие реакции и информативность, понятное и прогнозируемое поведение. Скорость на дуге поворота ограничивается мягким, как бы вправляющим машину в поворот заносом, не требующим корректировки рулем или сброса газа. Посовещавшись, девятку решили не ставить (скинули по полбалла) из-за небольших огрехов в рулежке - требуемые углы поворота баранки показались чуть больше, чем хотелось бы. Лидерами по количеству нареканий стали Bridgestone и Nitto. У Гольфа, обутого в Blizzak Revo GZ, существенно увеличиваются углы поворота руля, появляется занос на дуге, требующий компенсации, и падает сцепление в скольжениях. На Nitto SN2 автомобиль ведет себя нестабильно, дугу поворота проходит рывками, будто по периметру многогранника, довольно резко срывается в занос и столь же резко восстанавливается после скольжения.

Курсовую устойчивость оценивали на длинном прямоугольном плато, разгоняясь до 90-100 км/ч. Проверяли, насколько четко автомобиль держит заданное направление и как отзывается на мягкое маневрирование с малыми углами поворота руля, имитирующее перестроение для обгона или объезда препятствия.

Четче других следуют командам водителя шины Pirelli: хорошие реакции, плотный, информативный «руль». Шины Nitto расстроили: при движении по прямой ощущается широкий, непонятный из-за низкой информативности руля при малых углах поворота «ноль». Машина рыскает из стороны в сторону, у водителя возникает чувство неуверенности. Отмечены задержки в реакциях и запаздывающее под-руливание задней оси, требующее дополнительной корректировки.

На этой же площадке оценивали управляемость при экстремальном маневрировании - при переставке, то есть резкой смене полосы, причем из-за недостаточно жесткого трека обошлись без замеров предельной скорости. Наиболее четкое поведение автомобилю обеспечивают шины Nokian: при достижении предельной скорости возникает мягкое подрули-вание задней оси, плавно переходящее в занос, не требующий компенсации. Самую низкую оценку заработали шины Nitto: задержки в первых реакциях и увеличенные углы поворота руля дополняет резкий занос при выравнивании машины во втором коридоре, причем с отстреливающим эффектом.

аканчиваем «снежные» тесты проверкой проходимости. Эксперты оценивают в глубоком снегу (толщина снежного покрова чуть больше дорожного просвета) способность шин «нести» автомобиль ходом, трогаться, поворачивать, «пятиться». Особое внимание уделяют тому, как пробуксовка влияет на сцепление. Если шины готовы выполнить все маневры только внатяг (противобуксовоч-ная система ASR отключена), а при пробуксовке тяга падает, - оценку снижаем. Если при этом колёса зарываются, снижаем еще.

В сугробах лучшее впечатление произвели шины Nokian: уверенное движение вперед и назад с любой степенью пробуксовки, легкость выполнения маневров. В отстающих - Тоуо. На этих шинах трогаться и двигаться можно только внатяг, при малейшей пробуксовке тяга пропадает, а шины закапываются. Автомобиль маневрирует и двигается задним ходом неуверенно и неохотно.

Идем по приборам

Остается провести замеры продольного сцепления на снегу. Благо, снежное плато для замеров хорошо утоптали, чтобы снег не сдвигался со льда.

Работа практически та же, что и на ледовом прямике, - разгон и торможение, -но с небольшими корректировками. Поскольку на снегу коэффициент сцепления выше, чем на льду, скорость окончания разгона и начала торможения здесь увеличена до 40 км/ч. Специально для креативных водителей разгон замеряем в двух режимах - штатном, с противобуксовоч-ной системой, и «творческом», отключив ее. Тормозим, естественно, с АБС, измеряем тормозной путь с 40 до 5 км/ч. Не забываем про замеры на базовых шинах через каждые три комплекта тестируемых.

Лучший разгон под надзором электроники Гольфу обеспечивает Continental: 6,1 секунды. Две десятых ему уступают Bridgestone, Goodyear и Nokian. Самые слабые в разгоне - Nitto и Тоуо.

Время разгона на снегу замеряли в двух режимах: с включенной системой контроля тяги и с выключенной. Опытный испытате ль поддерживает оптимальную степень пробуксовки точнее электроники.

С отключенным трекшн-кон-тролем автомобиль разгоняется быстрее. Например, на шинах Continental - за 5,6 секунды, и они вновь лидируют. Ближайшие соперники - Goodyear, Hankook, Nokian, которые отстают лишь на одну «десятку». А в замыкающих, потратив на разгон 6,2 секунды, оказался Bridgestone -разница с лидером составляет почти 11%. Примечательно, что на этих шинах разгон с отключенным электронным ограничителем улучшился лишь на одну десятую секунды, а значит сцепные свойства на снегу практически не зависят от степени буксования. В то время как остальные участники теста без вмешательства электроники разгоняются быстрее на 0,5-1,0 секунды (на 8-14%).

Результаты испытаний тормозных свойств на снегу приятно удивили. Лидеры в этом упражнении, конечно, есть - это Goodyear, Nokian и Pirelli с одинаковым результатом 14,7 метра. Но все остальные отстают не более чем на полметра - слабаков в этой дисциплине не оказалось!

Финал на домашнем асфальте

Тесты на асфальте по уже отработанной схеме провели в мае в Тольятти, на полигоне АВТОВАЗа - нейтральной для шинников территории.

Начинаем с оценки сопротивления качению. Одного полного круга (10 километров) по скоростному кольцу на скорости 120-130 км/ч достаточно, чтобы температура шин и масла в коробке передач стабилизировалась. За это время эксперт успевает оценить курсовую устойчивость автомобиля на прямой, а также его реакции и поведение при мягких перестроениях с одной полосы движения на другую.

Самое главное во время замеров - движение туда и обратно по одной и той же полосе, без маневрирования, с фиксацией руля в положении «прямо», чтобы исключить возможность появления боковых сил, которые могут негативно отразиться на результатах. Кстати, «туда» и «обратно» -это один замер, а не два. Так нивелируют погрешности измерений из-за отклонений в горизонтали дорожного покрытия и направления ветра. Три-четыре замера, и результат готов. Однако он еще не окончательный: через два-три комплекта тестируемых шин приходится повторять «печку» - замеры на базовом комплекте, с учетом которых пересчитываются окончательные итоги.

На скорости 90 км/ч (загородный лимит) лидирует тройка Continental, Nokian и Nordman . Неохотнее всего Golf катится на шинах Bridgestone, Goodyear и Pirelli. Хотя разница между ними и «зелеными» лидерами невелика - 0,3 л/100 км. На «городской» скорости (60 км/ч) «зеленая» тройка сохранила свои позиции, однако в компанию к ним втерся Hankook. На шинах Bridgestone показатели в этом режиме движения наихудшие: на 0,4 л/100 км больше, чем у лидеров.

Самую высокую оценку за курсовую устойчивость получили Hankook и Pirelli. Реакции Гольфа, обутого в эти шины, близки к демонстрируемым на летних шинах. Меньше всего лестных слов заслужили Bridgestone и Тоуо. У Гольфа на «бридже» - широкий «ноль» и недостаточная информативность руля; на шинах Тоуо тоже нечеткий, широкий «ноль» и еще резиновые, то есть запаздывающие, реакции на подруливающие действия. При попытках скорректировать курс машина начинает рыскать из стороны в сторону.

Полученные ранее впечатления от шумности и плавности хода остается уточнить дополнительным проездом по служебным дорогам с традиционными неровностями - ямками, выбоинами, щербинами и трещинами. Результаты несколько удивили. Наиболее тихие из всех - шины Bridgestone, хотя при этом они же самые жесткие: зудят и трясут Golf на мелких и средних неровностях, будто накачаны до трех атмосфер.

Покрышки Goodyear неожиданно оказались наиболее громкоголосыми и гулкими, при том что шины этого бренда обычно нешумные. А самыми мягкими эксперты признали шины Тоуо.

Финальные упражнения -оценка тормозных свойств на сухом асфальте и на мокром. Тормозим в зажатом конусами коридоре, чтобы шины катились по одной и той же «зачищенной» перед замерами траектории -след в след. После каждого торможения остужаем тормоза. Скорость начала торможения ниже, чем в летних испытаниях, - так мы обезопасим мягкий протектор фрикционок от разрушения.

На мокром асфальте тормозим с 60 км/ч, а на сухом - с 80 км/ч.

В среднем на одном комплекте тормозим шесть раз в каждом случае. В этих упражнениях «базовую шину» повторять не нужно, поскольку изменение температуры протектора на несколько градусов в ходе замеров тормозных свойств никак не сказывается на сцепных

свойствах - проверено многолетним опытом.

Самый короткий тормозной путь на сухом асфальте обеспечивает Bridgestone (28,6 м). Затем в интервале 29,0-29,2 м следуют пять шин с разницей менее одного процента. И лишь две шины «уехали» за тридцать метров - это Nitto и Тоуо с результатами на 7% хуже, чем у лидера.

На мокром асфальте разброс больше: здесь лидирует Continental с результатом 17,4 метра, a Nitto и Тоуо дружно показывают последний результат - 21,6 метра, что на четверть больше, чем у лидера.

Итоговый парад

Как пишет в 2017 году первое место с приличным отрывом от остальных занимает модель Nokian Hakkapeliitta R2, набравшая 939 баллов. Это отличные фрикционки для любых зимних дорог - понравятся всем. Особенно хороши на льду, а еще восхитят управляемостью, проходимостью и экономичностью. Недостаток один - высокая цена.

На второй строчке нашего рейтинга расположились шины Continental ContiVikingContact 6, заработав 912 баллов. Достойный выбор для водителей любого уровня - от продвинутых до начинающих. Порадовали отменным поперечным сцеплением на льду, «держаком» на снегу, торможением на мокром асфальте и экономичностью. При проверке проходимости и курсовой устойчивости на асфальте дали небольшую слабину.

Третья ступенька нашего пьедестала досталась шинам Hankook Winter i*cept iZ2 с очень ровными свойствами: 909 баллов - отличный результат. И это самые недорогие шины в тесте! Единственное замечание - жесткие.

В категорию отличных шин включены модели Goodyear UltraGrip Ice 2 и Nordman RS2, набравшие по 907 баллов каждая и разделившие четвертую и пятую позиции. Обе одинаково сильны, потому рекомендуем их без ограничений. Различаются нюансами,

которые уловят лишь продвинутые водители. Goodyear имеет несколько экстремумов: очень хорош в продольном сцеплении на снегу и на льду, но подкачал в комфортности и экономичности. Nordman по характеру близок к Ханкуку - так же хорошо сбалансирован по всем свойствам.

Шестую и седьмую строчки занимают Pirelli Ice Zero FR и Toyo Observe GSi-5, получившие no 888 баллов. В рамках нашей градации это очень хорошие шины, поскольку их итоговые результаты попадают в вилку от 870 до 899 баллов. У каждой есть небольшие слабости. Pirelli не жалует лед (слабое продольное сцепление), предпочитая снег и асфальт. Тоуо, наоборот, демонстрирует хорошее продольное сцепление на ледовых поверхностях и управляемость на снегу, но слаб в глубоком снегу, а также на асфальте - как в сцепных свойствах, так и в курсовой устойчивости.

Восьмую-девятую ступеньки заняла еще одна парочка -Bridgestone и Nitto. В тесте они

набрали по 860 баллов, подтвердив право называться хорошими шинами (этому званию соответствует диапазон от 840 до 869 итоговых баллов). Уровень одинаковый, оба чистокровные «японцы», но характеры у них разные: Nitto увереннее цепляется за лед, Bridgestone - за асфальт.

А на снегу - паритет. По результатам экспертной оценки, принципиальной разницы между ними нет. Разве что в комфортности. Bridgestone - самый тихий, но при этом наиболее жесткий.

А теперь соотнесем результаты с ценами. Безусловный лидер в этой системе координат -Hankook: третье место в общем зачете при самой скромной цене. На второй позиции - Nordman, за ним - Nitto и Тоуо. Именитые продукты в этом списке заняли скромные позиции. А замыкают его два лидера. Так что выбирайте - с умом, но и с учетом толщины кошелька.

8 и 9 место (840 баллов): Nitto SN2

Плюсы: Хорошая проходимость в глубоком снегу. v Удовлетворительная управляемость на льду. Умеренный уровень шума Минусы: Слабые тормозные свойства на асфальте и разгон на снегу. Сложная управляемость при экстремальном маневрировании на снегу. Небольшие замечания по поводу управляемости на русской дороге» и курсовой устойчивости. Низкий уровень плавности хода.

8 и 9 место (840 баллов): Bridgestone Blizzak Revo GZ

Плюсы: Лучшее торможение на сухом асфальте. v Удовлетворительные управляемость на льду и курсовая устойчивость на снегу. Самые тихие.
Минусы: Слабые сцепные свойства на льду и на w снегу. Посредственная проходимость. Нечеткое следование курсу на асфальте. Небольшие претензии к управляемости на «русской дороге» и при экстремальном маневрировании на снегу. Худшие экономичность и плавность хода.

7 и 6 место (888 баллов): Toyo Observe GSi-5

Плюсы: Выдающиеся продольные сцепные свойства v на льду. Надежная управляемость на льду и «русской дороге». Лучшая плавность хода. Низкий уровень шума.
Минусы: Худшее торможение и сложная курсовая w устойчивость на асфальте. Ограниченная проходимость в глубоком снегу.

7 и 6 место (888 баллов): Pirelli Ice Zero FR

Плюсы: Превосходные тормозные свойства на v снегу. Отличная курсовая устойчивость. Понятная управляемость при выполнении экстремальных маневров на снегу
Минусы: Плохое продольное сцепление со льдом. w Низкая топливная экономичность при скорости 90 км/ч. Замечания по поводу плавности хода

5 и 4 место (907 баллов): Nordman RS2

Плюсы: Позволяют уверенно разгоняться и v тормозить на льду. Высокая экономичность, стабильные управляемость на льду и курсовая устойчивость на асфальте.
Минусы: Незначительные замечания к управляемости w на «русской дороге» и при экстремальном маневрировании на снегу, к проходимости, а также курсовой устойчивости на снегу. Жестковаты и шумноваты.

5 и 4 место (907 баллов): Goodyear UltraGrip Ice 2

Плюсы: Выдающиеся продольные сцепные свойства v на льду и на снегу. Понятная управляемость на льду и «русской дороге».
Минусы: Невысокая проходимость. Небольшие замечания к курсовой устойчивости и управляемости при экстремальном маневрировании на снегу. Высокий расход топлива при скорости 90 км/ч. Шумные и жесткие.

3 место (909 баллов): Hankook Winter i*cept iZ2

Плюсы: Высокие тормозные свойства на льду. v Надежная управляемость. Хорошая курсовая устойчивость. Привлекательная цена. Высокая экономичность.

Минусы: Замечания по поводу плавности хода. w Легкие замечания в адрес проходимости. Повышенный уровень шума в салоне.

2 место (912 баллов): Continental ContiVikingContact 6

Плюсы: Лучшие поперечное сцепление на льду, разгон на снегу и торможение на мокром асфальте. Стабильные управляемость на льду и курсовая устойчивость на снегу. Низкий расход топлива.
Минусы: Посредственная проходимость. Незначительные претензии к управляемости на «русской дороге» и при экстремальном маневрировании на снегу, а также к курсовой устойчивости на асфальте и комфортности.

1 место (912 баллов): Continental ContiVikingContact 6

Плюсы: Отменные сцепные свойства на льду и на снегу. Превосходная управляемость. Четкое следование курсу. Отличная проходимость в глубоком снегу. Высокая экономичность.
Минусы: Незначительные замечания к плавности хода. Повышенный уровень шума. Высокая цена.