Зил каратель. На дорогах были замечены секретные российские бронемашины. История создания бронеавтомобиля «каратель»

Тактико-техническое задание по созданию принципиально нового бронеавтомобиля, который можно было бы успешно применять в ходе военных действий против иррегулярных формирований, Минобороны РФ выдало на конкурсной основе нескольким российским профильным предприятиям еще в 2002 году.

Тема получила условное, но вполне говорящее название «Каратель». Только что отгремела вторая чеченская кампания (а режим вялотекущей контртеррористической операции, напомним, был отменен в Чечне только в 2009 году). И как раз в ходе КТО выяснилось, что российской армии и спецслужбам очень не хватало именно бронетранспортера класса MRAP (транспортера, имеющего круговое противопульное бронирование и минную защиту, в том числе – от мощных самодельных фугасов).

Первым некоторых результатов достиг концерн ЗИЛ, разрабатывавший броневик «традиционного» вида, получивший первоначально рабочее название «Медведь» и перспективный броневик принципиально нового дизайна, который сами конструкторы прозвали за характерную форму «Клопом».

Для «Клопа» на ЗИЛе разрабатывали специальное шасси, но макет в натуральную величину, который построили к сентябрю 2009 года, как говорят, был собран на КАМАЗовских мостах. Говорят – потому, что машина не сохранилась. У ЗИЛа начались серьезные , и Минобороны в такой ситуации финансировать бронемашину не рискнуло, отдав в результате предпочтение . И макет «Клопа-Карателя» попросту разобрали.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

На фото: ГАЗ 29753 "Tiger III", 2002

Меч или древняя акула

Машины, замеченные и заснятые народными умельцами весной 2015 года, явно отличаются от тощенького «Клопа» своим брутальным видом. Это похожий, но совсем другой бронеавтомобиль – «Фалькатус» (Falcatus), который разрабатывает, по всей видимости, совместно с КАМАЗом московское ЗАО “Форт Технология” в интересах Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ. На КАМАЗе свое участие в разработке броневика не подтверждают, но и не опровергают. На официальном сайте компании про «Фалькатус» нет ни слова, впрочем, сайт ЗАО «Форт Технология» вообще находится «в стадии разработки».

Назван броневик в честь изогнутого кельтского меча – Falcatus или Falcatа. Если кому-то больше нравится фауна, то фалькатус – это еще и предок современной акулы, живший 320 млн лет назад. Ну а любители флоры могут производить название от комнатного цветка Аспарагус Фалькатус (Asparagus Falcatus).

Собственно говоря, ЗАО «Форт Технология», в первую очередь, – разработчик, производитель и поставщик пулезащитной экипировки. По информации СМИ, компанией был разработан и внедрен в производство ряд баллистических материалов и броневых композиций для бронежилетов и пулезащитных шлемов.

Экипировку, разработанную и произведенную компанией, используют ФСБ и ФСО, в частности – бронежилеты «Гренадер» и «Дефендер». Можно предположить, что ЗАО «Форт Технология» разрабатывает, в первую очередь, броню и элементы конструктивной защиты. Кстати, макет «Клопа» никакой брони не имел.

Шасси для ралли

По информации из открытых источников, создан российский штурмовой бронеавтомобиль на шасси спортивного грузового автомобиля КамАЗ-4911 (колесная формула 4×4, полная масса – 12 т, двигатель ЯМЗ-7Э846 мощностью 730 л.с., максимальная скорость - 200 км/ч, угол преодолеваемого подъема – не менее 36 градусов, радиус поворота – 11,3 м, расход топлива – 30 л на 100 км при скорости 60 км/ч).

«Защищенный автомобиль ЦСН» имеет боевую массу не менее 12 тонн и, по всей видимости, рассчитан на перевозку 10 человек. Внешняя схожесть с «Клопом» объясняется тем, что дизайн разрабатывал один и тот же специалист – Святослав Саакян , работавший в «нулевые» на ЗИЛе, а позже получивший соответствующий заказ от ЗАО «Форт Технология».. В крыше имеется круглый люк с возможностью установки оружейного модуля. Днище V-образное для дополнительного рассеивания энергии взрыва мины или фугаса. Колеса защищены от пуль и осколков стальными крыльями.

Что дальше?

Решительно непонятно. Никакой информации о дальнейшей судьбе «Фалькатуса-Карателя» не имеется – ни дат постановки на конвейере, ни планов принятия на вооружение. Мы продолжим следить за ситуацией.

Отечественные силовые ведомства активно перевооружаются. В последнее годы в эксплуатацию приняты десятки новых видов боевой техники: танков, бронетранспортеров, вертолетов, автомобилей. Некоторые новинки стали предметом широкого обсуждения и поводом для горячих споров в интернете. Несколько лет назад президенту Путину продемонстрировали удивительный бронеавтомобиль, одновременно напоминающий транспортное средство Бэтмена и фантастический броневик из компьютерных стрелялок. Естественно, что он сразу же привлек внимание любителей военной и автомобильной техники. Еще больший «хайп» породило суровое название машины – «Каратель».

В сознании большинства наших граждан это слово ассоциируется в первую очередь с антипартизанскими облавами и молодчиками в форме цвета «фельдграу» со «шмайсерами». Данная разработка до сих пор является секретной, поэтому официальной информации о конструкции и характеристиках бронеавтомобиля очень мало, что еще больше увеличивает количество домыслов. В интернете периодически появляются фото «Карателя», сделанные в разных регионах России: его уже видели в Крыму и Татарстане, есть информация о боевом крещении, которое машина прошла в Дагестане. Мы попробуем систематизировать все имеющиеся данные об этом интересном проекте.

Кто разработал бронеавтомобиль «Каратель»?

В интернете циркулирует разная информация относительно создателей «Карателя», что еще больше запутывает ситуацию вокруг проекта. В некоторых источниках указывается, что это разработка КАМАЗА, в других утверждают, что машина была спроектирована на московском ЗиЛе, называются и иные компании.

На самом деле, создание бронеавтомобиля началось в 2008 году на заводе ЗиЛ совместно с компанией «Форт Технология», которая специализируется на изготовлении элементов броневой защиты. Первоначально этим проектом руководил дизайнер Святослав Саакян. Есть информация, что техническое задание на создание автомобиля типа «Каратель» ЗиЛ получил еще в 2002 году от Министерства обороны. В дальнейшем проект броневика полностью перешел к «Форт Технологии», которая сумела заинтересовать ЦСН ФСБ. Кстати, второе название этого броневика – «Фалькатус».

Непосредственное отношение к «Карателю» имеет и Камский автомобильный завод, ибо первый прототип, появившийся в 2010 году, был создан на шасси КамАЗ-4911, хорошо известный общественности благодаря участию в ралли Париж - Дакар.

После появления в сети первых фотографий «Карателя» пользователи обратили внимание на значительное сходство броневика с автомобилем из игры Arma 3. И это действительно так. Первые изображения «Карателя» были выложены в 2012 году, а шутер увидел свет только в 2013. Так что это дизайнеры игры позаимствовали облик брутального броневика у ЗиЛа, а не наоборот.

В апреле нынешнего года «Каратель» впервые принял участие в специальной операции, проходившей в дагестанском населенном пункте Ленинкент. Видео, на котором заснят автомобиль, можно увидеть на ютубе.

Описание конструкции и основные характеристики

Машина до сих пор является секретной, поэтому информации об особенностях ее конструкции мало. «Каратель» предназначен для транспортировки военнослужащих спецназа, причем в десантном отсеке бойцы размещаются спина к спине, что обеспечивает им круговой обзор и возможность вести огонь через бойницы. Кроме того, машина оборудована системой из шести видеокамер, которые позволяют оценивать окружающую обстановку при сложных метеоусловиях и в ночное время. Броня «Карателя» соответствует шестому классу. Подвеска и дно машины защищены от минной опасности. Сообщается, что полная масса автомобиля составляет 12 тонн.

Весьма оригинальной является конструкция дверей: каждая из них состоит из верхней и нижней створки. При этом последняя выполняет функции подножки при десантировании. Определенные вопросы вызывает дизайн передней части броневика с большими окнами, расположенными под чрезвычайно острым углом. Остается только догадываться, насколько водителю удобно смотреть на дорогу, и каковы углы обзора.

Вероятно, что бронеавтомобиль будет оснащен двигателем Cummins (185 л. с.) или ярославским дизелем ЯМЗ-7Э846. В последнем случае мотор с мощностью 730 л. с. позволит разогнать транспортное средство до 200 км/час, правда, расход топлива при этом может составить 100 литров на пройденную сотню километров.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Прошлое этой машины, весьма и весьма тернисто; и ее будущее, пока не определено. До недавна, оно вообще, казалось весьма туманным и сомнительным. Но, после того, как в 2015-ом, похожую на Бэтмобиль машину, увидели в Татарстане, мне показалось, что теперь, серия, уже, может быть, близка.

Работа над ЗИЛовским Карателем, началась еще в 2002-ом. Представьте, — прошло уже 14-ать лет! Но, с самого начала, этот проект, не получал государственного финансирвоания. В какойто момент, проект Каратель, и вовсе заглох. Но, в него, буквально, вдохнул жизнь, тогдашний мер Москвы, Лужков Юрий Михайлович. И история Карателя, получила новый виток.

Изначально, в разработке ЗИЛ Каратель, активное участие,
принимал инженер, Андрей Степанов. Говорят, что его интересовало, не столько — военное, сколько - спортивное, применение, его машины. По этой причине, первые макеты Карателя, получили множество, импортных комплектующих. Что, согласитесь, сложно назвать плюсом, в условиях санкций, и соответственно, возможного срыва поставок, необходимых комплектующих.

Вообще, машина, показанная в 2015-ом, весьма кардинально, отличается, от более ранних образцов, броневика ZIL.


Увидев ZIL Karatel, на фото, некоторые, уже загорелись желанием, его купить. Несомненно, выглядит этот автомобиль, очень круто; но о цене этого, отечественного броневика, пока нет, никаких данных.

  • О внешности:

На фото ЗИЛ Каратель, прикрепленных к статье, показаны машины, образца 2015-ого года. Но хочется заметить, что ранние образцы, отличались значительно более крупными, боковыми стеклами, и это вызывало множество вопросов. Ведь, большая площадь остекления, еще никогда, не повышала живучесть, бронемашины. Но вместе с этим, обратите внимание, на какой угол, наклонены лобовые стекла Российского Броневика. Несомненно, такой угол, очень сильно, повышает вероятность рикошета , и минимизирует повреждения.

Забегая вперед, касаемо обзорности,
добавим, что Karatel, оснащен 6-етью камерами, внешнего обзора. Так что, даже не смотря, сквозь бронированные стекла, водитель бронемашины, видит все, что происходит в периметре его машины.

Обратите внимание на прикрытые броней, колеса. Согласитесь, это весьма не лишнее решение, для автомобиля, такого рода.

Снаряженная масса, бронированного Karatel , составляет 8т. И именно в этом моменте, ранний ЗИЛ Каратель, получил хорошую порцию критики. Ведь, при такой снаряженной массе, его грузоподъемность, составляет всего 800кг, и это, для машины, с экипажем в 10-ять человек! Причем, это не простые пассажиры, а солдаты, с тяжелой амуницией. Пока, данных о грузоподъемности, модернизированного Karatel, нет. Но очевидно, что для запуска машины в серию, этот момент, обязательно, должен быть решен.

Не мало вопросов, вызывала и защищенность,
предыдущих версий, этого броневика. Тогда, создатели машины, говорили, что их детище, способно выдержать обстрел, из стрелкового оружия, калибром 7.62. Но зачем нужна такая машина, когда , уже тогда, мог устоять под калибром 12.7? И как, такой - ранний Karatel, повел бы себя при подрыве на фугасе? Это все, а также, не прикрытые, никакой броней, мосты, вызывало не мало вопросов.

  • О салоне:

На фото, показана компоновка салона,
еще ранней машины. Из этого фото видно, что командир отряда сидит правее от водителя; 6 бойцов сидят спиной к спине, и выходят через боковые дверцы; и еще два бойца сидят сзади, и выходят через задние двери. Такая посадка, и такое- не малое, количество дверей, играет на скорость спешивания, и в некоторых ситуациях, это может быть очень важно.

  • Технические Характеристики ЗИЛ Каратель

Изначально, ZIL Karatel , оснащался маленьким, четырехцилиндровым, итальянским дизелем Cummins, на 185л.с. Понятно, что для такой тяжелой машины , этот мотор, это просто «не о чем». И мне лично, не понятно, о каком вообще Дакаре, можно было думать, с таким то мотором?

Но позже, Броневик ЗИЗ Каратель, получил сердце - ЯМЗ-7Э846. Это, V8 устанавливаемый на спортивный грузовик, как раз участвующий в Дакаре. И вот с таким двигателем, Каратель способен разогнаться до 200км в час!

Да, нужна ли такая скорость, автомобилю данной направленности? вопрос очень спорный. Да и расход, в 50л на 100км, у многих вызывает вопросы.

Но, с такой внешностью, и с таким мотором, Каратель уже обладает собственной, грозной харизмой, и это способно привлечь богатых, частных покупателей.

Кстати, шасси, последней версии Карателя, Здесь также, от КАМАЗ-4326 (Дакаровского болида).

  • Итоги:

В своем, сегодняшнем виде, Karatel, очевидно, что не лишен недостатков, но теперь, у него есть и сильные плюсы.

Пока, нет данных, о бронезащите, «пропатченного» Карателя, а это, конечно, очень важно для броневика. В случае, если проект Karatel получит продолжение, и тем более, если он пойдет в серию, — мы обязательно вернемся, к этому, интереснейшему, автомобилю.

Демонстрация прошла после коллегии ФСБ, на которой глава государства поблагодарил сотрудников ведомства за успешную борьбу с боевиками. Согласно аббревиатуре на решётке броневика (ЦСН), он предназначается для Центра специального назначения ФСБ России.

Бронемашины «Фалькатус» и «Викинг» разрабатываются для отечественных силовых структур и считаются секретными. Официальной информации о них нет, доподлинные характеристики также неизвестны.

Хотя, ещё летом в Набережных Челнах (Татарстан) замечены новейшие российские бронеавтомобили «Фалькатус» и «Викинг», сообщает «Российская газета » в спецпроекте «Русское оружие». Согласно записям видеорегистраторов, опубликованным в интернете, окрашенные в черный цвет машины футуристического вида передвигались по дорогам города в общем потоке.

Бронеавтомобиль «Факлькатус» (Falcatus), именуемый «защищенным автомобилем для ЦСН», отрабатывается с 2010 года московским ЗАО «Форт Технология» в качестве дальнейшего развития разработки, начатой в свое время на АМО ЗИЛ по теме «Каратель».

Издание уточняет, что тогдашний проект данной машины с 2008 года разрабатывался на АМО ЗИЛ (под руководством дизайнера Святослава Саакяна) совместо с «Форт Технологией», занимающимся производством элементов конструктивной защиты, в соответствии с ТТЗ по теме «Каратель», выданным еще в 2002 году на конкурсной основе ряду предприятий Министерством обороны России. На ЗиЛе проект проходил как КЛОП и предусматривал использование специального шасси собственной разработки, при этом общая масса машины не должна была превышать 7 тонн со вместимостью максимум 10 человек. Однако в дальнейшем проект полностью перешел к фирме «Форт Технология», которая сумела заинтересовать им ЦСН ФСБ и в 2010 году изготовила с участием ЗиЛа первый макетный прототип на шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911. Последующие работы ведутся совместно с АО «КАМАЗ». создан на базе шасси грузовика КамАЗ-4911 Extreme — постоянного участника ралли «Дакар». По разным данным, бронемашина оснащается 185-сильным 4-цилиндровым дизелем Cummins или 8-цилиндровым дизельным мотором ярославского завода ЯМЗ-7Э846.


Разработкой проекта «Каратель» занималось ЗАО «Форт Технология» (разрабатывает специальные костюмы и иное оборудование); компания в своё время заинтересовала ЦСН ФСБ этим бронеавтомобилем. В 2010 году был разработан первый прототип, однако первые его снимки появились только в 2012 году. Бронеавтомобиль использует двухносое шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911, а его масса составляет до 12 тонн, хотя изначально предполагалось, что она будет весить не более семи тонн. Вместимость автомобиля — десять человек. Машина получила название «Фалькатус» (Falcatus), она именуется «защищённым автомобилем для ЦСН».

В другом броневике под названием «Викинг» угадывается шасси от КамАЗа.


Во втором двигавшемся в Набережных Челнах спецавто несложно разглядеть очертания КАМАЗа, однако сведений о «Викинге» еще меньше. На кадрах видны двухсекционная четырехдверная кабина, закрытый кузов со смотровыми окнами по бокам, а также двери сзади.

По имеющимся сведениям, бронированный грузовик был создан рамках программы переоснащения спецотрядов Федеральной службы безопасности РФ на основе разработки МГТУ имени Н.Э. Баумана с шифром БКМ-49111. Многоцелевой автомобиль обладает рядом уникальных характеристик и предназначен для выполнения различных задач в контр-террористических операциях.

«Викинг» также создан на базе КАМАЗ 4911 Extreme, как и «Каратель» оборудован системой наблюдения за боевой обстановкой на основе расположенных по периметру корпуса видеокамер, обеспечивающих полный обзор водителю.

Особенностью компоновки салона бронемашины называется расположение десанта «спиной к спине», что обеспечивает круговой обзор. Броня автомобиля способна выдержать патроны 7,62 мм. Также машина обладает противоминной защитой, обеспечиваемой в том числе подвеской особенной конструкции.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Предлагаю вашему внимание продолжение повествовани про

Все жанры хороши, кроме скучного. В этом смысле минисериал про ЗиЛовский проект Каратель хорош, ибо бодрит. Напомню содержание предыдущих серий.
Коллега с сайта За Рулём неведомым способом получает фотографию Карателя на КамАЗовском шасси с Дмитровского полигона и клянётся, что это не слив. Я в ответ робко . Возникает бурное обсуждение с участием конструктора шасси Андрея Степанова. «Официальный» ЗиЛ обижается и требует убрать фотографии, апеллируя к авторскому праву. Потом на своём сайте публикует нелогичное и нелепое опровержение , которое я по пунктам и с документами опровергаю. Общий смысл ЗиЛовского выпада таков: ЗиЛ никогда не работал над проектом Каратель, а картинки, которые я у ЗиЛа украл, не имеют к ЗиЛу никакого отношения.
Конец первой части.

Теперь, господа, часть вторая, из которой вы узнаете кое-какие подробности проекта Каратель, а так же увидите то, что не видел ещё никто из простых смертных.
Вообще-то, сначала машина называлась Медведь. Даже круче – в версии Потехина – Медвед. Надо объяснять, почему это название не стало официальным?
…Шёл 2002 год. Минобороны разработало список требований к новой военной машине и разослало его нескольким автозаводам (техническое задание № 2-99 от 15.04.2002г.). Речь шла о полноприводном шасси грузоподъёмностью 1,0 - 2,5 тонны, с возможностью бронирования. Условно список требований назвали «Проект Каратель», но именно что условно, все понимали, что готовые машины так называться не будут. Это просто шифр такой: «Сокол, Сокол, я Стриж, приём».
И ЗиЛ ввзязался в эту работу, намереваясь более-менее тупо перенести бортовую трансмиссию Синей птицы в Каратель. Но тогда же проектировался Калам и ЗиЛовцы, в итоге, отдали предпочтение ему и от Карателя в 2003 году официально отказались, просто прикинув, что два проекта они не вытянут. Тем не менее, на военную тематику ЗиЛ делал серьёзную ставку, чему подтверждение приглашение на должность главного конструктора завода Евгения Рыбина, военного автомобилиста, бывшего директора 21-го НИИ Минобороны. Полагалось, что он протолкнёт, пролоббирует, скажет словечко «кому надо».
А ещё у ЗиЛа был добрый гений Лужков, знатный изобретатель Всея Руси. У него были свои виды на военный проект, он хотел в нём реализовать некоторые из своих идей, в частности, идею с задним поднимающимся мостом. Потом ЗиЛ сделает экземпляр гражданского полноприводника с таким мостом (ЗиЛ -43272Т), как бы в благодарность Юрьмихалычу за финансовую поддержку, да и просто поддержку. Мы же помним, что ЗиЛом тогда управляла компания МАК с одиозным Гарри Лучанским во главе, а этот бизнесмен входил в ближний круг Лужкова. Одна история с Батумским морским портом чего стоит: на него положил глаз Лучанский с протекции (разумеется, безвозмездной) тогдашнего главы Аджарии Аслана Абашидзе, тоже большого приятеля Юрьмихалыча; Лужков и Лучанский с помпой ездили в Аджарию, но потом пришёл Саакашвили и Абашидзе пришлось бежать в женском платье. Естественно, в Москву, где Лужков обеспечил ему достойную старость. Но это так, лирическое отступление.
Значит, Лучанский управляет ЗиЛом, а Лужков подкидывает ему деньжат, закупает машины по муниципальным контрактам и вообще всячески поддерживает. Он же, обуреваемый изобретательским беспокойством, в начале 2008 года распорядился возобновить работы по Карателю. Лаптев выпустил приказ по АМО ЗиЛ от 10.04.08г. № 3 ДСП, в соответствии с которым конструкторско-экспериментальная служба и начала работу.
У меня нет точной информации, было тут софинансирование со стороны Минобороны или нет, одни говорят, что было на начальном этапе, другие что нет, завод работал «на свои». Так или иначе, ЗиЛ начал проектирование автомобиля «рассчитанного на эксплуатацию по всем видам дорог и бездорожью и ориентированного на применение в вооружённых силах РФ и других ведомствах РФ (ОМОН, МЧС, геологоразведка и т.д.)» (это цитата из заявки на патент). К тому времени Константин Потехин набросал множество эскизов Медведа,


по нему даже сделали пластилиновый макет. Какая-то основа для Карателя вырисовывалась, можно было работать.

У меня есть одно из внутренних ТЗ на Медвед-Каратель, датированное 28 августа 2008 года, оно довольно подробно иллюстрирует компоновку. Не буду выкладывать весь документ, ограничусь цитатой:
«Кузов автомобиля проектируется, с расчётом, применения экипажем лёгкого стрелкового оружия, с возможностью круговой обороны. Поэтому, экипаж машины расположен следующим образом. Водитель находится на своём законном месте слева впереди, командир машины, справа впереди, между ними, на широком внутреннем капоте, организовывается лежачее место(головой по ходу машины) для стрелка, пулемётчика, которое занимается при необходимости ведения огня через открывающуюся, среднюю секцию лобового стекла. Экипаж по 4 человек в два ряда спиной к спине, занимает среднюю часть автомобиля, в заднем свесе, организовывается место ещё для четырёх человек экипажа. При таком размещении имеем полный экипаж- 14 человек. Между задними колёсными арками, образуется место для стрелка, который может выполнять боевую задачу через задний верхний люк. Пространство между спинками средних сидений, может занимать поклажа и оборудование».
Фактически, это описание показанного выше пластилинового макета.
А дальше началась история с доработкой дизайна и компоновки силами Льва Георгиевича Самохина и других штатных заводских дизайнеров, в частности, Калитина, Ибушева, Антипкина. Я как раз застал тот момент, когда Самохин ввязался в это дело, был у него, видел предварительные эскизы.

Как старый ЗиЛовец, Самохин и рад был бы сделать что-то оригинальное и свежее, но он внутри себя был скован ограниченным производственным потенциалом завода и финансовой безрадостной ситуацией. Он так говорил: какой смысл делать то, что мы всё равно не сможем запустить в серию? Как бы не договаривая до конца: лучше я сделаю хуже, но реалистичнее. Поэтому интересные решения Потехина постепенно отпадали, ради того, чтобы можно было использовать серийные узлы и агрегаты.

Вот фото из презентационного буклета Самохина:

Одновременно с этим ЗиЛ начал разработку второго варианта машины, взяв дизайн у Святослава Саакяна, талантливого художника, работавшего в своё время на ЗиЛе, а потом сделавшего собственную дизайн-студию. Он по своей инициативе предложил совершенно ошарашивающий дизайн, который понравился всем, несмотря на некоторые очевидные компоновочные недостатки. Эта машина за характерный абрис получила у заводчан прозвище «клоп». Так её и называли, в процессе работы и даже писали с большой буквы, как имя собственное: Клоп.

В процессе работы над двумя этими проектами произошла дифференциация: главным и основным по-умолчанию стал Клоп, а образец №1 развивался по остаточному принципу. Самохинская машина была сложна для бронирования, а Саакяновская подходила идеально. Поэтому на неё и бросили основные ресурсы, совсем не богатые, несмотря на лужковскую поддержку.
В октябре 2008 года настала пора от маленьких макетов переходить к постройке макетов полноразмерных. Самохин у себя в студии заложил посадочный макет, разместив его прямо напротив большого окна на первом этаже.

Напомню, работа велась под грифом «секретно», к ней имел доступ очень ограниченный круг лиц, в боксы № 130 и 131 КЭИР зайти мог далеко не всякий. Помню, говорил с трансмиссионщиком ЗиЛа Николаем Журавлёвым и вскользь сравнил какое-то из решений по машине 4362 с Карателем. Он сделал непонимающую физиономию, сказав, что «никакого Карателя не знает». Ну-ну, подумал я.
К тому времени он и Юрий Ткаченко уже почти закончили проектирование ходовой части для образца №1, с пневмоподвеской, как и у 4362, только более прогрессивной конструкции. Вот их шасси:

В октябре же к работе над Клопом подключается некто С.Сахаров (мы незнакомы, поэтому я его и называю «некто», надеюсь, он не обидится), главный конструктор ЗАО «Форт Технология» (имеющей некоторое отношение к ЦСН ФСБ). Это, как говорят ЗиЛовцы, «очень серьёзная структура». Сахаров выступает консультантом по бронированию. Потенциальному, разумеется, первый ходовой макет никто бронировать не планирует. Но сделать его надо так, чтобы последующая бронировка не вызывала проблем.

Вот как строили Клопа:

Макет в натуральную величину построили в сентябре 2009 года. Это было скороспелое творение, на КамАЗовских мостах, с примитивной рамой, с деталями кузова, выпиленными из фанерок. Торопились показать Клопа Лужкову и испытать его на удобство посадки-высадки. Для этого даже привлекали настоящих бойцов, при обмундировании. Там же всё нестандартное, непонятно было, как это работает и можно ли дальше проектировать машину. Опять же, проблемы с обзорностью, которая, хоть и удовлетворяет ГОСТу, но всё равно остаётся своеобразной. Конструкцию и компоновку Клопа усиленно обсуждали в комментариях к самому первому моему посту про Каратель, там Степанов рассказал много подробностей. Но потом, к сожалению, все свои откровения удалил.

Итак, макет Клопа, благодаря консультациям Сахарова, выполнен с учётом требований бронирования по классу 6а, броня подразумевалась композитная, самая современная (керамика и высокоориентированный полиэтилен на UD). Позволю себе ещё одну цитату:

«Созданная конструкция автомобиля и кузова, посадка экипажа способом «спина к спине» позволяют вести круговой обзор местности и обстрел. Крыша, боковые поверхности кузова в максимальной степени приспособлены для ведения боя с обеспечением стрельбы из положения стоя и сидя, а в случае покидания автомобиля для ведения боя рядом с движущемся транспортным средством боец имеет возможность использовать автомобиль и его элементы в качестве защиты. V-образная конструкция днища автомобиля в сочетании с применением специальных антифугасных сидений для экипажа позволяют существенно снизить воздействие на экипаж от ударной волны взрыва под колесом или днищем автомобиля».

У Лужкова изобретательская фантазия вновь разыгралась, как у младенца, дорвавшегося до ЛЕГО. Высочайшим мэрским повелением было приказано уменьшить длину за счёт задних распашных дверей, «а то не смотрится». Кто-то сказал Лужкову, что на «Энергии» делали электрическое мотор-колесо и он распорядился поставить его на Каратель. Ну и т.п.
Но. К сентябрю 2009 года Юрьмихалыч уже не так крепко сидел в своём кресле, как год назад, уже чувствовалось недовольство им на самом верху. Те, кто был на этой встрече, рассказывают про грусть и какую-то даже обречённость в его взгляде. По большому счёту, Лужкову уже было не до Карателя, его рекомендации были последним взмахом волшебной палочки недоучившегося изобретателя. Перед самой отставкой, когда уже всё всем было понятно, Лужков отписал ЗиЛу почти миллиард рублей из московского бюджета, и это был великодушный восклицательный знак, спасибо, типа, за сотрудничество.
А что же образец №1? С ним продолжали вялую возню, строя посадочный макет и разрабатывая варианты компоновки. Было несколько вариантов – с прямой трансмиссией и с бортовой, как двух-, так и трёхосные. Бортовой вариант с раздаткой ЗиЛ-49072 предлагали СКБшники в лице Юрия Соболева, но в дело эти предложения не пошли. Посадочный макет, более-менее готовый только к 2010 году, был двухосным.
В разработке остался и вариант с подкатным мостом а-ля Лужков, были сделаны прорисовки, даже подана очередная заявка на патент. Машину с подкатным мостом назвали Бизон. Но до строительства ходового образца дело не дошло.

Вообще, создаётся впечатление, что работы по образцу №1 ЗиЛ делал только для того, чтобы чем-нибудь занять свой конструкторский отдел, всех его заслуженных ветеранов, тех же Ткаченко и Журавлёва. Это своеобразный вариант благотворительности: работайте, ощущайте себя полезными. Смешно, но все «старики» работали по старинке, на кульманах, изводя горы бумаги, а Клопа делали целиком «в цифре». Не думаю, что Лаптев и Мазепа всерьёз хотели строить сразу две совершенно разных конструкции, на это не хватило бы никаких средств. К тому же после отставки «доброго гения» ЗиЛ впал в забытьё и безденежье, остановив всё производство в канун нового, 2011 года.
Клопа делала молодая команда, получавшая, высокие относительно «старичков» зарплаты. Это тоже показатель приоритета, кстати. Коллектив авторов Клопа выглядит так: Саакян, Чирков (дизайн), Степанов (шасси), Ошурков (кузов, компоновка), Потехин (идея и идеология). Разумеется, вписано сюда и руководство – Силин, Лаптев и Мазепа. Последний, впрочем, был скорее главным конструктором, чем администратором.
Клоп, как я уже сказал, поставили на временное шасси, там даже амортизаторов не было, точнее, были, но не в подвеске колёс, а между кузовом и рамой, чтоб не сильно по жопе било. Более-менее постоянное шасси в то же самое время строил Степанов, выписывая из-за границы нужные агрегаты. В основном, конечно, фирмы ZF, это было требование Мазепы. Короче, коробка передач и раздатка были ZF. Я удивлялся: Андрюха, чего ты не заказал их в одном картере, на фига тебе этот промежуточный вал, съедающий пространство? К тому же коробка и раздатка получаются несоосными, а это биения и уменьшение ресурса… Степанов отвечал: это промежуточная стадия, если дадут сделать всё, как я задумал, это будет единый агрегат, а оставшееся место займёт тысячелитровый топливный бак. Ибо у военных одно из требований – 700 км «без подзарядки».
Надо отдать должное Степанову: даже из навязанных агрегатов он построил изящную конструкцию, скомпоновав всю начинку внутри рамы. Интересно закреплён рулевой механизм – на подрамнике, что нехарактерно для таких машин, а рессоры – на выносных кронштейнах (передние их крепления – тоже на подрамнике). Рессоры тут служат только упругим элементом, направляющую функцию выполняют специальные продольные рычаги, они же служат кинематическими ограничителями хода отбоя моста. Амортизаторы пришлось делать спаренными, так как в ЗиЛовской гамме не нашлось подходящих по характеристикам, в дальнейшем планируют перейти на МАЗовские. Мосты – ЗиЛовские, с расширенной до 2100 мм колеёй.

Вообще, Степанов лелеял мечту, далёкую от Карателя – сделать шасси, пригодное для ралли-рейдов. Эдакий ЗиЛовский вариант КамАЗ-Мастера. Только на КамАЗе изначально спортивное шасси стало востребовано у спецслужб, а тут военная машина могла стать спортивной.
Общие затраты на постройку Клопа составили чуть больше 11 млн рублей, что не так много, Ё-Авто на свои первые прототипы истратила вдвое больше. Но машина по состоянию на конец 2010 года оставалась макетно-сырой, эффектной, но недоработанной.
А денег того… Нету больше. Собянину все эти проекты до лампочки, Минобороны тоже не хочет финансировать рискованный дизайн. И тут опять возникает Форт-Технология и выказывает заинтересованность в Клопе. В начале 2011 года пошёл настойчивый слух: Клопа продают. Я не знаю никаких подробностей и не хочу даже строить версий – кто с кем разговаривал на тему продажи, с каким результатом… Факт в том, что работы по Клопу на ЗиЛе были прекращены (ну или почти прекращены – Степанов продолжал работу над шасси). А студия Славы Саакяна получила заказ от Форт-Технологии на разработку… Правильно, клона Клопа. Помните, Березовский в своё время хвастался: зачем мне покупать газеты и телеканалы? Достаточно купить их менеджеров! Так и тут: зачем покупать Клопа, когда можно сделать почти так же, но лучше, обойдя ЗиЛовские патенты или даже не обходя их. С какого перепугу Форт-Технология захотела попробовать себя в автостроении, я не знаю, но думаю, всё дело в необычно-эффектном дизайне, который Сахаров решил довести до кондиции и щегольнуть им. Но, опять же, подробности и мотивации мне неизвестны.
Саакян сделал похожий дизайн для Форта, убрав подъёмные двери и сгладив некоторые другие радикализмы. Но в целом Клоп остался Клопом, даже поменяв хозяина. Форт-Технология оказалась куда более расторопной компанией, чем ЗиЛ, очевидно менее стеснённой в средствах и очень быстро построила ходовой образец. Сделали это в Набережных Челнах, на базе КамАЗ-Мастера, просто поставив саакяновский кузов на спортивное КамАЗовское шасси. Именно на этой машине развлекался Чагин на Дмитровском полигоне и её фото попало в сеть. Машина тоже пока сырая, над ней продолжается работа, но горизонт уже очерчен и результат близок.

А что же ЗиЛ?

О, у ЗиЛа открылось второе дыхание! Переуступка дизайна Клопа привела к тому, что тому же Саакяну заказали новый проект Карателя! Только уже не однообъёмный, а двух, ближе к классике. Есть версия, почему это произошло: дескать, Самохин так тщательно проектировал свой образец №1, что ЗиЛовцы начали буквально стонать. Утвердит один вариант дизайна, его начнут изготавливать, потом приходит Самохин с очередными правками – и всё приходится переделывать. И так много раз. Никак не выходил из образца №1 каменный цветок, ну никак! Хотя под это дело были разработаны и оригинальная раздатка, и ШРУСы.
Проект Каратель уже стал для ЗиЛа едва ли не главным с точки зрения занятости конструкторов, технологов и всего экспериментального цеха. Если бы не он – надо было бы эту ораву инженеров разгонять, а Каратель держал, позволял добывать какое-то финансирование. Да и новый директор, пусть и рохля безвольная, но Карателя вроде бы поддерживал.
В общем, Саакаяну привалил ещё один заказ. Но делал он его долго, приносил большое количество вариантов, один другого прикольнее.

Короче, сорвал все сроки. Поэтому, чтоб не застаиваться, ЗиЛ опять слегка взбодрил образец №1, стремясь сделать его максимально унифицированным с существующей производственной линейкой ЗиЛа. От импортного дизеля отказались в пользу ЯМЗ-536. Но сохранили идею подкатной оси.
Тут, наконец, утверждается новый дизайн Саакяна. И ЗиЛ опять работает над двумя вариантами Карателя сразу, как в былые времена! Опять – это вот сейчас, буквально в наши дни. Последний вариант Карателя кулуарно называется «Лодочкой», выглядит он вот так:




Есть мнение, что его хотят собрать вновь, но я в это не верю, три машины одновременно – это для ЗиЛа чересчур.
На этой фотографии – трое главных создателей Клопа: Сергей Ошурков, Владимир Мазепа и Андрей Степанов.

Что будет с этими проектами в связи с грядущим перепрофилированием ЗиЛа? Понятия не имею. Закроют, наверное. Может, новое руководство в лице Игоря Кульгана и захочет продолжить работу, но вряд ли, дай бог, чтоб Лодочку успели достроить.

PS: специально для руководства ЗиЛа сообщаю, что в этой заметке не было использовано ни одной фотографии, украденной у вас. Часть я снимал сам, часть попала ко мне из других источников. Если будут вопросы, связанные с авторским правом, у вас есть шикарная возможность задать мне их через суд.