Зил 111 и газ 13. Выставка правительственных автомобилей: От Никиты Хрущева до Константина Черненко. Частный гараж Брежнева

ЗИЛ-111 - советский легковой автомобиль высшего класса с кузовами «длиннобазный седан», «лимузин» и «фаэтон», малыми сериями собиравшийся на Заводе имени Лихачёва в Москве с 1959 по 1967 год.

К середине 50-х годов первый автомобиль в государстве - ЗИС-110 - безнадежно устаревает. К тому же после смерти Сталина намечаются значительные перемены в жизни страны, которые не могли не затронуть Кремль и его особые гаражи. Начинается проектирование нового фаворита правительственного кортежа - модели "111".

Эскизы машины уже готовы в 1955 году, а первый опытный образец под названием "Москва" в 1956 году экспонируется на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Совершенно новый кузов, внешне напоминавший американский Packard Patrician 1953 года, был смонтирован на шасси 110-й модели.

В 1957 году на специальной выставке в НАМИ были показаны закупленные в США в качестве аналогов автомобили 1956 года выпуска: (Cadillac Fleetwood-75, Chrysler Imperial Crown, Packard Executive Patrician, Packard Executive Caribbien, Packard Executive Caribbien). На их основе группа конструкторов "ЗИЛа" во главе с А. Н. Островцовым, который также был и главным конструктором ЗИС-110, создали полностью новый автомобиль высшего класса ЗИЛ-111.

Американский специалист по истории Packard Роберт Тернквист в своей книге "История Паккарда" (History of Packard) утверждает, что русский автомобиль ЗИЛ-111 является точной копией Packard Caribbien.

Но это не так. Работе над созданием ЗИЛ-111 предшествовал довольно длительный поисковый период. Были найдены оригинальные решения внешнего стилистического оформления машины. Но ни одно из них не было использовано при разработке окончательного образца.

Снова советские конструкторы под давлением свыше были вынуждены копировать устаревшие американские аналоги. В фас и анфас ЗИЛ-111, как, впрочем, и Чайка ГАЗ-13 , композиционно сходны с Packard Patrician 1956 года. Обводы кузова-лимузина повторяют Chrysler Imperial Crown. А механическая часть и интерьер разрабатывались с оглядкой на Cadillac Fleetwood-75. В то время как панель приборов Чайки копирует Packard.

Стиль Chrysler середины 50-х годов - всецело заслуга выдающегося американского художника-конструктора Вирджила Экснера

От своих американских аналогов ЗИЛ-111 отличался большей высотой (1640 мм), что делало его визуально более тяжелым. Чего никак нельзя сказать ни о Cadillac, ни о Chrysler, ни о Packard. Даже консервативный английский Rolls-Royce этого периода, хотя и был не менее высок, не казался таким тяжелым.

Конструкция ЗИЛ-111 имела все обычные атрибуты американских дорогих автомобилей середины 50-х: рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес, V-образную восьмерку, автоматическую коробку передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, автоматический привод стеклоподъемников, антенны, мягкого верха и кондиционер. Различные дополнительные осветительные приборы, обивка салона кожей и сукном, а снаружи - изобилие и многообразие хромированных декоративных деталей.

Первый образец модернизированного ЗИЛ-111 был воплощен в металле в 1961 году. Машина имела полностью новое оформление облицовки радиатора, бампера, сдвоенные передние фары, а в остальном не отличалась от прежней. Автомобиль, пошедший в мелкосерийное производство и получивший индекс ЗИЛ-111Г.

ЗИЛ-111Г выпускался с 1962 по 1966 год. Он имел круглые задние фонари, несколько измененную форму ветрового стекла, новую раму и боковые молдинги, более мощный двигатель. Его фронтальная композиция целиком базировалась на стилистическом решении моделей Cadillac 1961 года.

На базе ЗИЛ-111Г было также построено несколько открытых парадных фаэтонов. Если модель с открывающимся кузовом на базе ЗИЛ-111 имела индекс ЗИЛ-111В, то новый фаэтон назывался ЗИЛ-111 Д. Первый такой открытый ЗИЛ был собран в начале 1963 года - через полгода после рестайлинга базового лимузина.

30 апреля 1963 года "ЗИЛ" посетил высокий гость с Острова Свободы - Фидель Кастро. От имени Никиты Сергеевича Хрущева ему была подарена открытая машина. Кастро вернулся домой на самолете, а машина пароходом была доставлена в Гавану, где посол СССР на Кубе Алексеев лично передал ее премьер-министру дружественной страны.

Вскоре было собрано еще несколько открытых ЗИЛ-111 Д, четыре из которых предназначались для первомайских и октябрьских торжеств. По данным музея АМО "ЗИЛ", общее количество построенных открытых парадных фаэтонов ЗИЛ-111 Д составило восемь штук. Впервые новые парадные фаэтоны появились на Красной площади только 7 ноября 1967 года, на параде в ознаменование 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. До этого использовались старые ЗИЛ-111 В которые находились в прекрасном состоянии и не было никакой необходимости их заменять. В это же время к славному юбилею на "ЗИЛе" уже собрали первую партию совершенно новых легковых автомобилей высшего класса ЗИЛ-114 отличавшихся строгим дизайном и отделкой.

Серо-голубые фаэтоны ЗИЛ-111 Д неизменно участвовали в военных парадах до середины 70-х годов, когда были заменены короткобазными кабриолетами ЗИЛ-117В. После чего старые машины пылились в одном из гаражей Министерства обороны до середины "перестройки". В 1987 году они были переданы в Управление пожарной охраны московской области, где, возможно, сохранились и по сей день.

Кроме серо-голубых парадных построили еще три ЗИЛ-111 Д, окрашенных в строгий черный цвет. Одна машина была отправлена в ГДР, а две другие долгое время оставались на "ЗИЛе". ЗИЛ-111 Д был оборудован электрогидравлическим механизмом подъема и опускания мягкого верха, который приводится в действие кнопкой, расположенной под щитком приборов, поручнем и блоком микрофонов. И еще одна характерная деталь всех парадных фаэтонов - антенны на задних крыльях, играющие роль не только функциональную, но и являющиеся также декоративными элементами.

Всего изготовили 112 экземпляров ЗИЛ-111, ЗИЛ-111 А, В и ЗИЛ-111 Г и Д. Сколько же этих свидетелей той, может, чем-то странной, но интересной эры социализма сохранилось до наших дней - неизвестно. Хочется верить, что где-то еще есть хотя бы по одному экземпляру каждой модели этих советских "паккард-крайслер-кадиллаков".

Автомобиль ЗИЛ-111 высшего класса производился с 1958 по 1967 год на московском заводе Лихачева. Серийного выпуска как такового не было, всего собрали 112 машин разных модификаций

ЗИЛ-111 был разработан для замены устаревшего главного автомобиля советского государства - ЗИС-110, который уже не мог к концу 50-х годов выполнять представительские функции в достаточной степени. Необходимость обновления правительственного автомобильного парка назрела, и конструкторское бюро завода имени Лихачева получило директиву, которая предписывала в течение трех месяцев разработать новую, современную машину. Как водится, отечественные инженеры обратили свое внимание на последние модели американского автопрома, и вскоре появился проект под названием ЗИЛ-111.

Заокеанские прототипы

Новая модель имела более современные обводы, кузов был скопирован по частям с нескольких американских моделей средней и высшей категории: "кадиллака", "бьюика" и "паккарда". Однако в целом экстерьер машины оставлял желать лучшего, дизайн не впечатлял, не было той необходимой изюминки, которая делает автомобиль представительского класса стильным и эффектным.

Был объявлен дизайнерский конкурс, в результате которого появилось несколько новых решений. Все они основывались на американских моделях начала 50-х годов. В то время считалось хорошим тоном копировать зарубежные аналоги, но сходство должно было быть в определенных пределах, иначе со стороны американцев возникали претензии лицензионного характера.

В конце концов ЗИЛ-111 утвердили, и машину стали собирать на отдельном экспериментальном участке. Было решено создать несколько пробных образцов, а затем запустить модель в ограниченную серию. Главные сложности возникли при штамповке оперения, поскольку габариты передних и задних крыльев автомобиля выходили за обычные размеры. Пришлось создавать эксклюзивную оснастку и уже на ней изготавливать детали внешнего оформления.

ЗИЛ-111: технические характеристики

Ходовые и скоростные качества машины отвечали нормам, принятым для официального транспорта, обслуживающего правительственные структуры. В конструкции ЗИЛ-111 просматривалась внешняя атрибутика американских моделей среднего класса, большие стекла, задние крылья плавниковой формы, низкая посадка и легкие диспропорции в соотношении ширины автомобиля к его высоте. Шасси было рамным, поскольку удлиненная колесная база требовала повышенной прочности, которую не мог дать несущий кузов.

Габаритно-весовые параметры:

  • длина автомобиля - 6140 мм;
  • высота - 1640 мм;
  • ширина - 2040 мм;
  • передняя колея - 1570 мм;
  • задняя колея - 1650 мм;
  • база колесная - 3760 мм;
  • дорожный просвет - 210 мм;
  • масса снаряженного автомобиля - 2605 кг;
  • вместимость топливного бака - 120 литров.

Силовая установка

Двигатель ЗИЛ-111 атмосферный, карбюраторный, на бензине АИ-93.

  • Суммарный объем цилиндров - 5969 куб. см.
  • Конфигурация - V8.
  • Количество цилиндров - 8.
  • Число клапанов - 16.
  • Механизм клапанный - тип OHV.
  • Диаметр цилиндра - 100 мм.
  • Степень сжатия - 9.
  • Ход поршня - 95 мм.
  • Система питания - карбюратор К-85, четырехкамерный.
  • Мощность - 200 лошадиных сил.
  • Материал головок блока цилиндров - алюминий.
  • Блок цилиндров - чугунный.

Трансмиссия

Коробка передач автоматическая с гидравлическим трансформатором, двухступенчатая.

  • передача главная - 3,54;
  • первая скорость - 1,72;
  • вторая скорость - 1;
  • передача задняя - 2,39;
  • тип шестеренок - планетарные;
  • переключение скоростей - кнопочное, расположение слева от рулевой колонки.

Ходовая часть

Автомобили ЗИЛ-111 рассчитаны на небольшие скорости. По своему предназначению машины должны двигаться в правительственном кортеже по городу, на праздничном параде 9-го мая выезжать на Красную площадь, представительствовать при встрече высоких гостей в аэропорту. Использование автомобиля ограничено.

И тем не менее ходовая часть машины имеет огромный запас прочности. Этот потенциал необходим, чтобы транспорт, обслуживающий первых лиц государства, не подвел, не отказал и не вышел из строя в самый неподходящий момент. Рамное шасси автомобиля повышенной прочности несет на себе переднюю независимую подвеску многорычажной конструкции с торсионом поперечной устойчивости, стальными пружинами и усиленными гидравлическими амортизаторами.

Задняя подвеска зависимая, на полуэллиптических рессорах, также с гидравлическими амортизаторами. Задний мост, оснащенный планетарным механизмом с дифференциалом, неразрезной конструкции, соединяется с трансмиссией посредством двухсекционного карданного вала. Редукторная пара гипоидного зацепления обеспечивает бесшумное функционирование всей задней подвески. Работа ходовой части была слышна только при движении задним ходом.

Модификации

В 1959-м базовая модель прошла модернизацию и получила индекс ЗИЛ-111А. Машина была оснащена первым советским автомобильным кондиционером. Кроме того, у модифицированной версии значительно уменьшили заднее стекло. Это было сделано их соображений безопасности и с целью повышения уровня комфорта.

В 1960 году начался малосерийный выпуск фаэтона под индексом ЗИЛ-111В. Огромный семиместный автомобиль оснащался тентом, управляемым гидравликой. Конструкция устройства была аналогичной мягкой крыше ЗИС-110Б и ЗИС-110В.

Радикальная модернизация

Модификация ЗИЛ-111Г была самой заметной в плане кардинальных изменений. Машина отличалась двойными фарами впереди, стильными задними фонарями круглой формы, стрельчатыми хромированными молдингами по бокам и новой никелированной радиаторной решеткой. Изменилась отделка салона, в интерьере появился полускрытый кондиционер нового поколения. В результате преобразований автомобиль стал тяжелее на 210 килограммов и длиннее на 5 сантиметров.

Открытая версия

Затем на базе ЗИЛ-111Г было собрано несколько фаэтонов парадного типа, которые получили индекс ЗИЛ-111Д. Первая машина сошла с конвейера в 1963 году, после чего было выпущено еще семь открытых автомобилей. Всего из ворот завода имени Лихачева в разное время выехало около ста двадцати лимузинов ЗИЛ-111. Москва, столица огромной страны, нуждалась в хороших автомобилях представительского класса, и она их получила.

В СССР выделялись огромные средства на проекты которые бы демонстрировали всему миру величие страны одержавшей верх над фашистами. Именно советский народ первым запустил в космос человека, подобный полет в те годы казался чем то не мыслимым, Юрий Гагарин стал героем в глазах каждого советского мальчишки, и козырем в рукаве Советского правительства. Великий полет был совершен 12-ого апреля 1961-ого года, а уже 14- ого апреля космонавт был доставлен из аеропорта в Кремль, для доставки столь важного пассажира был выбран ЗИЛ 111 - самый престижный советский автомобиль тех лет,
машина о которой и пойдет речь в на этот раз. ЗИЛ 111 выпускался с 1959 -ого по 1967-ой год, стоит заметить, что одна из 112-ати произведенных машин была подарена Фиделю Кастро, полагаю вы догадываетесь за какие заслуги Кубинский лидер удостоился такого внимания со стороны руководства СССР. Перед созданием правительственного а, советские конструкторы изучали лучшие американские аналоги тех лет, поэтому тверждения о том, что ЗИЛ 111 похож то ли на Cadillac, то ли на Packard не такие уж и безосновательные.

Кроме седана, правительственный 111 выпускался и как Фаетон. Оба кузова были рамными и впечатляли своими габаритами. Так при колесной базе седана в 3 760мм, длина составляет - 6 140мм, ширина - 2 040мм, высота - 1 640мм. Дорожный просвет в 210мм не кажется уж слишком большой при такой значительной колесной базе, но и маленьким его не назвать. В 1962-ом году началось производство модификации ЗИЛ 111Г, данную версию легко узнать по четырем круглым фарам - обратите внимание на фото.

Уже в 1959-ом году правительственный ЗИЛ оснащался кондиционером, не говоря уже о гидравлическом усилителе руля, уменьшающем усилие на руле в четыре раза. Электростеклоподъемники также указывали на высокий статус этого советского автомобиля.

Технические Характеристики ЗИЛ 111

Верхнеклапанный V8 при объеме в 5 969л, развивает мощность в 220 лошадиных сил. Огромный двигатель позволяет разгонять советскую махину до 100км за 23с, а на шоссе достичь отметку в 170км. На 100км пробега такому движку требуется 29л бензина — очень не мало, особенно по современным меркам. Тем не менее, благодаря баку объемом в 120л, дальность хода этого лимузина довольно велика. Примечательно, что этот советский автомобиль оборудован не одним, а двумя ами, емкость каждого из которых составляет 68А/Ч. Передняя подвеска у 111 -ого пружинная, задняя - рессорная.

Сколько стоит ЗИЛ 111 сегодня? А сколько таких машин дожили до сегодняшних дней? — оба вопроса очень сложные. Встретить 111-ую модель еще сложнее, чем сменивший ее . Оба этих лимузина являются практически штучным товаром и их цена на аукционе будет не ниже самых шедевральных, коллекционных импортных автомобилей.

ЗиЛ-111 - советский легковой автомобиль, который использовался высшим руководством страны и важными лицами. Собирался в нескольких вариантах кузова, использовался на многочисленных парадах. Выпущен малым количеством экземпляров, что придаёт автомобилю уникальности.

История создания ЗиЛ-111

До середины прошлого столетия Советское руководство для передвижения использовало ЗИС-110. К концу 50-х годов машина морально и технически устарела, поэтому требовалась её замена. Стране нужен был новый транспорт, поддерживающий имидж крупного на мировой арене государства.

В 1948 спроектирована модификация 110-й модели, получившая индекс «М». Она сохранила прежнее шасси, но получила рестайлинговый кузов с современными очертаниями, присущими «Победе» 1948 года выпуска. Авто представляло собой опытный образец. Специалисты между собой называли его ЗИС-111, но в официальных документах такое название не указывалось.

В середине 50-х годов прошлого века дизайнер Валентин Ростков разработал новый проект государственной машины. По нему собрали новый образец с новым шасси. Разработкой нового шасси занималась команда под руководством А.Н. Островцева, который также руководил проектом ЗИС-110. Новая модель получила наименование ЗИС-111 «Москва». Неофициальные источники утверждали, что первые экземпляры седана получили шасси от 110-й модели.

Главное отличие от старого поколения - современный дизайн кузова. Он совместил в себе лучшие черты легкового транспорта премиум-класса от американских производителей Cadillac, Packard и Buick. Внешний вид получился банальным, в нём не было ничего уникального. До 1956 года собрали 2-3 экземпляра. Их показывали на многих отечественных выставках, но интереса у потребителей они не вызвали. В 1955 году американские аналоги перешли к новому дизайнерскому направлению, поэтому новый автомобиль уступал им по красоте.

Чтобы решить проблему, предприятие запустило конкурс на разработку дизайна машины. С разных уголков Союза поступило множество интересных вариантов. Окончательный выбор делали из двух предложений - Росткова и Льва Еремеева (работал на предприятии ГАЗ, разработал «Волгу» ГАЗ-21 и ЗИМ-13, который позже стал известен как «Чайка). Выбор сделали в пользу идеи Льва Еремеева, подготовив макет из пластилина в 1956 году. Валентин Ростков не принял проигрыша, поэтому в этот же год покинул своё место работы.

История выпуска ЗиЛ-111

Первый рабочий экземпляр собрали в 1961 году. Отличительными чертами стала облицовка радиатора, новые бампера, сдвоенные передние фары. Остальные дизайнерские решения сильно напоминали первоначальный вариант.

За год внешний вид изменили ещё сильнее: задние фары получили круглую форму, ветровое стекло получило новое оформление, рамы и молдинги заменили на новые, повысили мощность мотора. Если оценивать полную картину, то становится ясно, что основные дизайнерские решения взяты с Cadillac 61-го года выпуска. Выпуск маленькими партиями продолжался с 1962 по 1966 года.

На базе «Г» собрали несколько модификаций. Первой стала модель с индексом «В», которая получила открывающийся кузов. Название второй получило дополнение «Д». Авто представляло собой парадный фаэтон. Первый открытый ЗиЛ-111 собрали в начале 1963 года, когда закончился рестайлинг стандартной версии.

В конце апреля 1963 года Фидель Кастро в рамках визита в СССР посетил завод имени Лихачёва. Ему сделали официальный подарок - новый открытый автомобиль премиум-класса. Кастро отправился домой на самолёте, а его новый транспорт на Кубу доставили пароходом в руки посла СССР в этой стране. Он лично передал транспорт Фиделю Кастро уже на острове.

В последующий период собрали ещё несколько экземпляров. Четыре из них планировали применять на государственных торжествах и парадах. По информации завода, всего собрали 8 машин с индексом «Д». 7 ноября 1967 года состоялся дебют автомобилей на Красной Площади. Они приняли участие в параде к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. До этого времени в парадах принимали участие первые варианты 111-й модели, состояние которых не вызывало нареканий. В этот же год на заводе имени Лихачёва выпустили первую партию 114-й модели, которая отличалась строгим дизайном и качественной отделкой салона.

Фаэтоны 111Д применялись на военных парадах до середины 70-х годов. Для армии они окрашивались в серо-зелёный цвет. Их заменили современными на тот период кабриолетами ЗиЛ-117В. До конца 80-х годов списанные авто бережно хранились в гараже Министерства Обороны. В 1987 году их официально передали Управлению пожарной охраны Московской области, где они находятся в наши дни.

ЗиЛ-111Д числится ещё тремя экземплярами, кузов которых покрасили в чёрный цвет. Один автомобиль отправился в качестве подарка в ГДР, два других долго хранились на самом предприятии. Их дальнейшая судьба неизвестна. Главным «ноу-хау» отечественных продуктов стала кнопка автоматического открытия крыши. Людям того периода в дизайне запомнились антенны на задних крыльях. Они играли функциональную и декоративную роли. Всего произведено 112 машин всех модификаций.

Технические характеристики и устройство ЗиЛ-111

Изначально инженерами планировалось взять за основу шасси американских продуктов, а на них ставить кузов с обновлённым дизайном. Реализовать задумку не получилось из-за габаритов двигателя, поэтому пришлось вносить свои изменения. Длинную силовую установку старого поколения заменили на V-образную, чтобы снизить нагрузку на передние колёса.

Технические характеристики:

  • Длина - 6 140 миллиметров;
  • Ширина - 2 040 миллиметров;
  • Высота - 1 640 миллиметров;
  • Клиренс - 180 миллиметров;
  • Объём силовой установки - 6 литров;
  • Мощность силового агрегата - 200 лошадиных сил;
  • Коробка - автоматическая;
  • Привод - задний;
  • Максимальная скорость - 170 км/ч;
  • Объём топливного бака - 120 литров.

Мотор

Новый двигатель ЗиЛ-111 стал короче на полтора метра из-за двухрядного расположения восьми цилиндров. Массу снизили за счёт использования алюминия в производстве поршней и снижения количества шеек коленчатого вала с 8 до 4 (этого достигли благодаря помещению двух шатунов на одну шейку). Объём одного цилиндра составляет 5,969 литров. При 4 200 оборотах в минуту достигается мощность в 200 лошадиных сил, что на 60 больше, чем у 110-й модели.

Мощность повысили за счёт увеличения сжатия и улучшению наполнения цилиндров горючим (выпускные трубы укоротили, а головки цилиндров оснастили верхними клапанами). Не последнюю роль в улучшении мощности сыграло использование карбюратора нового поколения К-85. Он состоял из четырёх камер. Они начинали работать друг за другом в зависимости от скорости транспорта. Такое конструкционное решение снизило расход топлива при движении в городе и повысило максимальную скорость до 170 км/ч.

Особенностью автомобиля ЗиЛ-111 стала автоматическая коробка передач. Её называли новой, но до этого ею оснастили маленькую серию 21-й Волги. После этого она также применялась на Чайке.

Габариты

Конструкторы при создании авто старались уменьшить высоту, но оставить клиренс прежним. Также немаловажной деталью стало помещение сидений для пассажиров внутри колёсной базы. Уменьшение высоты улучшило устойчивость на дороге и аэродинамику на высоких скоростях. Задний диван увеличили в размерах.

Гидроусилитель

В конструкцию ЗиЛ-111 добавили ГУР. Это стало новинкой для отечественного легкового транспорта. Он упрощал вращение руля в четыре раза. Управлять машиной с таким дополнением стало проще. Также ГУР добавлял комфорт - при проезде по кочкам не чувствовались толчки в руле.

В устройство гидроусилителя вошли силовой цилиндр, золотник управления и масляный насос, которые соединялись с рулевым механизмом. Масляный насос лопастного вида двойного действия устанавливался в передней части мотора. За его работу отвечала ременная передача от шкива коленчатого вала.

Тормозная система

Состояла из двух систем - ножной и ручной. Благодаря ним водитель мог осуществить торможение с минимальным тормозным путём даже на высокой скорости. Ножной механизм оказывал воздействие на все колёса. Он дополнялся гидравлическим приводом с усилителем, что снижало требуемое от шофёра усилие при нажатии на педаль тормоза. За работу задних колодок отвечал один цилиндр, за работу передних - два цилиндра.

Сравнение ГАЗ 13 Чайка и ЗиЛ-111

Одно из основных отличий - молдинг. У Чайки он имеет яркое выражение, обозначенное выделенным рельефом. Дизайн молдинга 111-й модели проще, но придаёт транспорту характер стремительности. Спереди он выглядит более эмоциональным. Длина Чайки - 5,5 метров, а ЗиЛ-111 - чуть больше 6 метров.

Дерзости «111» придавали клыки на бамперах. Противотуманные фары получили прямоугольную форму. В декоративных целях эмблему и решётку радиатора покрыли позолотой. Чайка на фоне этого авто выглядела нежнее и спокойнее. Задние фонари обоих автомобилей сделаны в плавниковом стиле, но у Чайки они имеют более современный вид.

Объём силового агрегата Чайки меньше на пол литра, по мощности уступает на 5 лошадиных сил. Алюминиевых деталей в двигателе больше, поэтому вес меньше. Масса коробки передач меньше, несмотря на большее количество скоростей. За счёт меньшего веса Чайка разгоняется до 100 км/ч за 20 секунд, а ЗиЛ-111 за 23 секунды. Расход топлива у первой - 23 литра на 100 километров, у второй - 30 литров.

В основе интерьера Чайки лежат дизайнерские решения компании Packard. Приборная панель «111» тоже заимствована у американских коллег и не уступает по качеству. В отделке салона обоих машин использованы качественные и дорогие материалы, которые служили владельцам долгие годы при должном уходе. Чайка первая в истории российского автомобилестроения получила электрические стеклоподъёмники.

Популярность Чайки в России выше, чем у ЗиЛ-111. Она имела упрощённую конструкцию, не требовала тщательного ухода и дорогостоящего обслуживания. Преимущество объясняется сроком производства и количеством выпущенных экземпляров.

Какой можно сделать вывод?

ЗиЛ-111 - автомобиль премиум-класса СССР. Он запомнился многим жителям социалистического периода, использовался ведущим руководством страны. Многие люди мечтали о такой машине, но она была за гранью реальности ввиду мелкосерийного выпуска и чёткого предназначения определённым государственным структурам. Некоторые экземпляры сохранились до наших дней, они хранятся в частных коллекциях и стоят огромных денег. Люди стараются найти машины в плохом состоянии, чтобы отреставрировать их и привести в первоначальное состояние.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Фото: Николай Ковалевский для сайт; архив сайт

ЗиЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка» автомобили настолько похожие друг на друга, что их часто путают. Причем обычно ЗиЛ называют «Чайкой», а не наоборот.

Грешат этим и средства массовой информации, размещая фотографию ЗиЛа-111 в материале о «Чайке», и даже иные коллекционеры и реставраторы на вопрос викторины: какой автомобиль встречал первого космонавта Юрия Гагарина - дружно кричат: «Чайка кабриолет!»

Как так случилось, что в дизайне автомобилей разных автозаводов использованы одни и те же решения? И почему автомобиль высшего класса ЗиЛ-111 оказался в тени своей младшей двоюродной сестры «Чайки»? И, наконец, чем же, все-таки, отличаются между собой эти легендарные машины? Попробуем разобраться.

Нам повезло, что в Екатеринбурге находятся и тринадцатая «Чайка», и 111-й ЗиЛ, да еще в оригинальном состоянии! Никто не обшил белой кожей салон, не перекрасил кузов в металлик и не воткнул под капот двигатель, скажем, от Toyota, как это часто бывает.

Вот только «Чайка» с кузовом кабриолет, но так даже интереснее. Повезло нам и с тем, что председатель попечительского совета клуба «Авторетро» Дмитрий Борисович Басков вновь пошел навстречу и предоставил на тест эти бесценные раритеты.

По некоторым данным, еще в 1948-м году на шасси серийного ЗиС-110 был построен автомобиль ЗиС-110М с более современным понтонным кузовом, стилистически напоминающим «Победу».

Неофициально на заводе этот автомобиль называли ЗиС-111, но по документам под этим индексом он нигде не значился. В первой половине 50-х, уже на новом шасси, был построен еще один образец, созданный заводским дизайнером Валентином Ростковым, и обозначавшийся как ЗиС-111 «Москва».

Автомобиль демонстрировали на ВДНХ, но интереса у публики он не вызвал, к тому же, американский стиль, на который ориентировался и советский и мировой автопром в 1955-м году, резко сменил направление. Получалось, что 111-й «Москва» еще до начала выпуска уже имел устаревший дизайн.

Руководство предприятия приняло решение организовать конкурс на лучший проект нового представительского автомобиля. Победа досталась стороннему дизайнеру с Горьковского автозавода - Льву Еремееву. Ранее он трудился над ЗиМ-ом, а на тот момент работал над «Волгой» ГАЗ-М-21 и проектом, который позднее стал «Чайкой». В 1956-м пластилиновый макет нового автомобиля был готов. Автомобиль тогда уже назывался - ЗиЛ. Завод из «имени Сталина» переименовали в «имени Лихачева».

Надо сказать, что на Горьковском автозаводе сложилась аналогичная ситуация, ЗиМ (ГАЗ-12) тоже устарел и нуждался в замене. Так же, как и на московском автозаводе, во второй половине 50-х был создан модернизированный вариант ГАЗ-12В. Он уже носил имя «Чайка», и имел на решётке радиатора декоративную деталь в виде характерного профиля птицы. Снчала изменения носили косметических характер, затем на автомобиль установили автоматическую трансмиссию и форсировали двигатель. Но газовцы понимали, что нужна принципиально новая модель.


За океаном же стилистические решения менялись чуть ли не каждый год. Только так можно было конкурировать на перенасыщенном внутреннем рынке. Большинство производителей переключились на трёхлетний цикл обновления модельного ряда. За три года разрабатывалась и ставилась на конвейер совершенно новая модель. При этом каждый год проводился рестайлинг.

Однако, начиная с 1955-го года, в американском автодизайне наметилась общая тенденция: подчеркнуть скоростные свойства автомобиля. Внешний вид машины должен быть стремительным. Дизайнеры, желая визуально «растянуть» автомобиль, начинают добавлять козырьки над фарами и задними фонарями. Округлость уступает место угловатости. Высота кузова повсеместно снижается, длина же, наоборот, растет.

Чтобы сделать автомобили визуально ещё ниже, вводятся всевозможные горизонтальные молдинги и длинные выштамповки на боковине, а также двух- и трёхцветная окраска. Оформление задних фонарей, встроенных в плавники, всё больше напоминает о влиянии на дизайн автомобилей крайне модной в те годы ракетно-космической тематики.

Для изучения новейших образцов американской промышленности Центральным научно-исследовательским институтом (НАМИ) в разные годы были закуплены такие автомобили как: Buick Roadmaster и Buick Special, Lincoln Cosmopolitan, Cadillac Fleetwood 75, Chrysler Imperial Crown с кузовом лимузин и купе, Mercury Montclair, Packard Caribbean Convertible и Packard Patrician 400.

Это позволяло нашим умельцам быть в курсе последних тенденций американского дизайна и технической мысли. Что касается ЗиЛ-111, то в основу его стилистических решений, а впоследствии и разработанной тем же Еремеевым «Чайки» ГАЗ-13, лег дизайн Packard. В результате автомобили получились похожими друг на друга и, одновременно, на Packard.


Packard Caribbean Convertible 1956 года



Packard Patrician 400 1956 года

Несмотря на внешнюю схожесть, Patrician - это все же, так называемый, «четырехоконный» седан, тогда как и «Чайка», и ЗиЛ - машины «шестиоконные», а Caribbean и вовсе автомобиль двухдверный, огромная разница наблюдается и в габаритах.

Так что кузова наши конструкторы все равно проектировали и рассчитывали заново. К тому же, в те годы в советском автомобилестроении такое сходство с иностранной моделью воспринималось как своеобразный знак качества! И как нельзя лучше соответствовало лозунгу: «Догнать и перегнать».

Впрочем, ЗиЛ с «Чайкой» тоже не близнецы. Внимательный взгляд сразу отметит несколько характерных особенностей в экстерьере этих автомобилей. Прежде всего, это боковые молдинги.



По-разному оформлена и передняя колесная арка.


Если смотреть на машины спереди, то ЗиЛ имеет более резкие очертания.



Однажды стилист компании Cadillac Харли Эрл увидел (тогда еще секретный) истребитель-бомбардировщик Lockheed P-38 Lightning, и был настолько очарован его необычной конструкцией с двумя килями, что впоследствии снабдил Fleetwood 1948-го года маленькими килями-плавничками. Плавнички прижились, а во второй половине 50-х настолько вошли в моду, что выпускать автомобиль с иным оформлением задней части было просто неприлично.




Отличаются машины и габаритами. Если «Чайка» 5,6 метра в длину, что само по себе не мало, то ЗиЛ переваливает за шесть метров! По цифрам высота, да и ширина автомобилей, практически, одинаковые, но 111-й смотрится более внушительно, и дело даже не в том, что ГАЗ-13 - кабриолет, и потому изящней. Нет! Например, ЗиЛ-овский капот немного выше газовского, да к тому же еще и длиннее.

Двигатель, стоящий под этим капотом, тоже больше – на поллитра. Если у «Чайки» мотор 5,5 литров, то ЗиЛовский все 6,0. Однако, несмотря на такую разницу в объеме, мощность «Чайки» всего на пять лошадиных сил меньше - 195 против 200. Оба мотора, как и положено, V8. Ведь только с такими агрегатами можно было «догнать и перегнать» Америку. Двигатели разработали заново. И если на прародителе 111-го ЗиС-110 уже стояла шестилитровая, правда, рядная, восьмерка, то горьковский ЗиМ имел скромную тоже рядную шестерку объемом всего 3,5 литра.

У ГАЗ-овского мотора была весьма прогрессивная конструкция: блок, головки, впускной коллектор и поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Даже в США алюминиевые двигатели появились только в начале 60-х. Дефорсированный вариант этого мотора впоследствии ставился и на БРДМ-2.

Пожалуй, ГАЗ-зовский мотор получился более удачным, чем ЗиЛ-овский. Кроме практического паритета в мощности, он не особо отстает и по крутящему моменту, всего 29 Нм, и обладает чуть более низкой степенью сжатия, что делает его менее требовательным к качеству топлива. Хотя по паспорту обе машины потребляют 93-ий. Именно 93-ий, а 92-й ввели гораздо позже.


Моторы работают в паре с автоматическими коробками передач. ЗиЛ-овская создана на основе коробки PowerFlite американской фирмы Imperial. АКПП «Чайки» конструктивно схожа с той, что устанавливалась на «Волгу» ГАЗ-21 в первые годы ее выпуска. Кроме измененных передаточных чисел и коэффициента трансформации, коробка отличалась от волговской наличием кнопочного переключателя. Аналогичный переключатель имеет и ЗиЛ-111.


Коробка «Чайки» прогрессивней, так как имеет три передачи, у 111-го - коробка двухступенчатая. Отчасти этим фактом, а отчасти меньшей на четыре центнера массой, объясняется преимущество «Чайки» по некоторым техническим параметрам.

Например, ГАЗ-овская машина разгоняется до сотни за 20 секунд, ЗиЛ на 3 секунды медленнее. Заявленный расход топлива «Чайки» 21 л/100км, 111-ый сжигает почти 30! Правда, больший, ровно в полтора раза, топливный бак обеспечивает главному автомобилю страны и больший запас хода.

В остальном конструкции автомобилей практически одинаковые. У обоих Х-образная рама, передняя независимая подвеска на пружинах и задний мост на рессорах. На передней и задней оси тормоза барабанные, а ручник воздействует на трансмиссию, а не на задние колеса, как это сейчас принято.

Если внешне и конструктивно автомобили, так или иначе, схожи, то оформление передней панели разительно отличается - не перепутаешь. Тут опять стоит вспомнить Packard.





Передние сиденья обоих автомобилей представляют собой широкий кожаный диван с практически вертикальной спинкой, лишенный каких-либо регулировок. Все удобства для пассажиров.










За рулем приходится держать осанку, спинки вертикальные, а диваны расположены близко к рулю. Рабочее место ЗиЛа просторней, но ненамного. Чайковский руль приятней на ощупь, его обод толще. ЗиЛ-овская баранка настолько тонкая, что почти «прозрачная», обод перекрывает приборы, но ничего страшного – все видно сквозь него!

Педали газа напольные, а педали тормоза расположены уж больно высоко, ногу приходится задирать. Площадки для отдыха левой ноги нет, да и особо отдыхать ей не положено, у ЗиЛа левой ногой включается омыватель лобового стекла, а у «Чайки» еще и переключается свет с ближнего на дальний.

На ходу эти представительские автомобили типичные дорожные крейсеры: не едут, а плывут. Большие колеса с высокопрофильной резиной не замечают мелких неровностей, но хорошо чувствуют колею. На крупных выбоинах автомобили степенно раскачиваются с носа на корму.


Давишь на газ - моторы начинают рычать по-грузовому и автомобили разгоняются, слегка присев на заднюю ось. Приседают они не от бешеного ускорения, а потому что такова кинематика подвески. Управлять ЗиЛом немного сложнее. Во-первых, он больше и длиннее. Во-вторых, он и весит больше, эту чувствуется, когда нажимаешь на тормоз. Тем более, что тормоза, учитывая возраст автомобиля, желательно качнуть два раза. Кроме того, большой лимузин приходится постоянно отлавливать, работая рулем, как водитель старого автобуса.

Автомобили особо не располагают к быстрой езде. Хочется ехать медленно и плавно. Но ведь летали же на них водители-профессионалы, да еще как летали! Настоящие асы!

И, все-таки, лучшее место на этих машинах - задний диван. Хотя у «Чайки» с открытым верхом там здорово гуляет ветер, но это опять же, если быстро ехать, а если медленно, то очень даже ничего.

Был момент, когда мы выезжали с прилегающей территории на дорогу, и сразу несколько машин остановилось, чтобы нас пропустить. Уважает народ такие легендарные автомобили. Клеймит позором нынешний отечественный автопром, а старые отечественные автомобили все равно уважает. Да что там уважает – любит!

«Чайку» любит, наверное, все-таки, чуточку больше. Она стояла на одну ступеньку ниже и потому была ближе к народу. Выпускали ее долго, да и в гораздо больших количествах, чем ЗиЛ. Кроме того, само название «Чайка» - звучное и легче запоминается, чем все эти заводские аббревиатуры и числовые индексы. Слово это вообще стало, в какой то степени нарицательным. «Автомобиль чайковских размеров», «в стиле «Чайки»». Потому и принимают ЗиЛ-111 за «Чайку», раз он в ее стиле.

111-й же ЗиЛ - для тех, кто понимает. Для знатоков и эстетов, которые смогут оценить его индивидуальность, уникальность и историческую ценность. А еще оба эти автомобиля символ аэрокосмической эры. Нашей эры. Того времени, когда мы все-таки догнали и перегнали, и были во многом впереди планеты всей.

Разнообразие форм

ЗиЛ

ЗиЛ-111 выпускался с 1959-й по 1963-й годы. Общее количество выпущенных автомобилей - 112 экземпляров, включая модели 111А и 111В.


Опытный образец ЗиЛ-111 1958 год

ЗиЛ-111А модификация с кондиционером внешне отличался задним стеклом меньшего размера. Стекло пришлось уменьшить в связи с размещением в задних углах кузова воздуховодов кондиционера. Именно такой автомобиль принимал участие в нашем тесте.

ЗиЛ-111В автомобиль с кузовом кабриолет. Выпускался с 1960-й по 1962-й годы. Обладал большей снаряженной массой - 2775 кг. Произведены 12 единиц, из них три в парадном исполнении со светлым тентом и дополнительным внутренним оборудованием.

Именно ЗиЛ-111В встречал первого космонавта Юрия Гагарина и привез его из аэропорта в Кремль 14 апреля 1961 года. Встречали эти автомобили и других высоких гостей столицы. После того как Москва отправила парадные 111В в отставку, они продолжали аналогичным образом эксплуатироваться в Алма-Ате.


ЗиЛ-111В

ЗиЛ-111Г выпускался с 1963-й по 1967-й годы. Произведены 26 машин. Через четыре года после начала производства 111-го, был произведен глубокий рестайлинг, полностью изменивший облик автомобиля. Уникальный случай в истории отечественного автомобилестроения. Инициатором такого обновления был Никита Сергеевич Хрущев. Во-первых, Lincoln Continental Х-100 нового президента США Джона Кеннеди был современней и респектабельней, и Никита Сергеевич захотел такой же, только лучше. Во-вторых, Хрущеву не нравилось сходство 111-го с «Чайкой» ГАЗ-13, на которой ездили руководители среднего звена.

Первый опытный образец обновленного лимузина имел только видоизмененный передок в стиле Cadillac Fleetwood 75 1961-го года. Затем кузов перекроили практически полностью. На этот раз образ был, в основном, собирательный, хотя наибольшее сходство автомобиль имел с тем же Fleetwood. Техническую начинку оставили без изменений. Интерьер тоже мало изменился. Поддомкрачивался ЗиЛ как и Cadillac - под бампер, в результате изменения бамперов пришлось проектировать и новый домкрат.

ЗиЛ-111Д кабриолет на базе ЗиЛ-111Г выпускался с 1964-й по 1967-й годы. Произведены восемь единиц, четыре из них были предназначены для парадов. Аналогично, 111В после списания несли службу в Ленинграде и Киеве. Один экземпляр 111Д был подарен Хрущевым Фиделю Кастро, другой лидеру ГДР Эрику Хонеккеру.


ЗиЛ-111Д

ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 «Чайка» выпускался с 1959-й по1978-й годы. Всего выпущены 3179 экземпляров. Основная масса этих автомобилей седаны. Известно о двух модификациях, отличных от базовой версии. Машина связи и сопровождения, оснащенная дополнительной антенной на крыше и оборудованием спецсвязи типа "Роса", а также машина-толкатель, в задачу которой входило, двигаясь впереди колонны в экстренных случаях, сталкивать с дороги автомобили, препятствующих движению колонны.

В 1961-м году была предпринята попытка рестайлинга. Изменения коснулись только передней части автомобиля, фары стали двойные, изменилась решетка радиатора и бампер. Прообразом послужил Chrysler Windsor 1959-го года. Был построен как минимум один ходовой образец, но в серию эти изменения не пошли.



Chrysler Windsor 2-door Hardtop 1959-го года

ГАЗ-13А «Чайка» лимузин, отличавшийся от седана наличием перегородки в салоне. Сегодня известен только один сохранившийся автомобиль в этой модификации.

ГАЗ-13Б «Чайка» кабриолет (иногда называют фаэтоном) на базе ГАЗ-13, мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой управляемой с водительского места. Автомобиль выпускался с 1961-й по 1962-й год. Однако, по некоторым сведениям, в конце 70-х годов на ГАЗе изготовили два парадных автомобиля ГАЗ-13Б для министра обороны ГДР маршала Гофмана.



С Горьковского автозавода на RAF поступали готовые машины, где им обрезали крышу и взамен ставили более длинную, сваренную из трех частей. В задние рессоры, с учетом возросшей массы (более трех тонн вместо стандартных 2660 кг), вводили два дополнительных листа. Салон комплектовался носилками, ящиками и емкостями с медицинским оборудованием, имелись кислородные баллоны, электрошоковый аппарат и кронштейн для капельницы. Неизвестен ни один случай использования этих машин по назначению.

Часть таких «Чаек» была выпущена в виде обычных универсалов и никаким медицинским оборудованием не оснащалась. Существовал и фургон на базе ГАЗ-13C, возможно, исполнявший роль катафалка.

Помимо заводских модификаций, существовали варианты, сделанные силами ремзаводов, ремонтных мастерских и автобаз. Прежде всего, кабриолеты. Такие машины использовались для парадов в различных военных округах. Тент на таких автомобилях поднимался и опускался вручную. Существовали варианты и с частично обрезанной крышей, кроме участия в парадах такие машины часто использовали киностудии. Мягкий ход представительского автомобиля очень способствовал качественной съёмке в движении.

На основе ГАЗ-13 были построены четыре автомобиля с типом кузова напоминающим ландо. Два отправились в КНР, а две другие Хрущев подарил тогдашнему шефу ГДР Вальтеру Ульбрихту. Автомобиль использовали только в самых торжественных случаях, государственных визитов, первомайских и октябрьских праздников.

Существовала также «пожарная» «Чайка», находившаяся в распоряжении начальника пожарной охраны Москвы. Машина была окрашена в красный цвет и снабжена спецсвязью. А на этой, наверняка, ездил министр путей сообщения:

И, наконец, тюнинговый вариант, выпущенный небольшой серией одним из военных заводов по заказу генералитета, для тех, кому по статусу ездить на «Чайке» было не положено, но хотелось. Машина представляла собой симбиоз кузовного железа от ЗиМа с комфортом и динамикой «Чайки». В народе автомобиль получил прозвище «ослобык».

«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры преимущественно - министров «второго ранга». На них ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Многие ГАЗ-13 обслуживали московский дипкорпус.

И седаны, и кабриолеты использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения.

В отличие от ЗиМ-а, который официально находился в свободной продаже, «Чайки» можно было только получить. Получили «Чайку» писатель Шолохов, балерина Уланова и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Есть информация, что машина Терешковой единственная белая «Чайка», покрашенная в этот цвет на заводе. Все остальные белые ГАЗ-13 перекрашенные.

Говорят, что многие «Чайки» после списания уничтожались. Делалось это якобы для того, чтобы злоумышленники не смогли, изучив конструкцию устроить диверсию, выведя из строя автомобиль высокопоставленного лица. Однако, остается фактом то, что отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили, передавались в Интурист, а также во дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. Роль свадебного лимузина исполнял даже ЗиЛ-111, о чем свидетельствует снимок, и ЗиЛ-111Г, что нашло отражение в фильме «Одиноким предоставляется общежитие».

Легенды

Есть информация, что участвовавшая в нашем тесте «Чайка» связана именем Юрия Гагарина. Встречали первого космонавта и везли из аэропорта в Кремль 14 апреля 1961-го года, все-таки, на автомобилях ЗиЛ 111В.

А вот на открытой «Чайке» Гагарин ездил в Сочи. По одной версии машина Юрию Алексеевичу не принадлежала, по другой версии ему ее подарили после посещения Горьковского автозавода. Уже в наши дни гагаринскую «Чайку» долго искали, пока не обнаружили в ЮАР! Прежний хозяин долгое время не хотел ее продавать, переговоры о покупке напоминали переговоры дипломатические.

К сожалению, не удается найти фотографии, где Юрий Гагарин был бы запечатлен в этом автомобиле или рядом с ним. Как, например, с французским автомобилем Matra Bonnet Jet VS, подаренным Гагарину после его посещения предприятия Matra, специализирующегося на ракетно-космических технологиях, и попутно занятое выпуском автомобилей.

Что касается автомобиля ЗиЛ-111, принимавшего участие в нашем тесте, то известно, что он в свое время возил первых лиц в Венгрии.