Жизнь на колёсах. Жизнь на колесах

Путешествие в автодомах чрезвычайно популярно на Западе. В нашей стране этот вид туризма пока находится в зачаточном состоянии, но, учитывая уникальные возможности для создания мест «мобильного» отдыха на просторах нашей родины, в ближайшее десятилетие это направление автотуризма обречено на успех.

В Европе основные покупатели домов на колесах — пенсионеры: на их долю приходится почти две трети продаж в данном сегменте рынка, притом что средняя стоимость нового автодома составляет 60—70 тыс. евро. В нашей стране позволить себе такую «игрушку» могут немногие, но даже среди этих немногих отваживаются на покупку автодома, как правило, только самые закоренелые автопутешественники. Таких людей не испугаешь тем, что в России нет абсолютно никаких условий для комфортной эксплуатации подобной техники.

Национальные особенности

Отсутствие развитой сети кемпингов, без которой жизнь в автодоме превращается в настоящий экстрим, — это наименьшая из проблем, и при определенном опыте она решается. Так, например, запитать автодом электричеством на стоянке можно от переносного бензогенератора, а если есть опасность, что его украдут, — генератор можно разместить в санузле, сделав отвод для выхлопных газов в форточку. Пополнить запасы воды можно на АЗС — там, где автомобилисты доливают воду в бочок омывателя, либо на общественных колонках в сельской местности (только нужно запастись подходящим шлангом). А опорожнить бак с грязной водой можно у любой придорожной канавы — цивилизованным европейцам такое и не снилось: на Западе за это светит солидный штраф.

Но, помимо бытовых вопросов, владельцу автодома в нашей стране приходится сталкиваться и с куда более сложными вопросами, главный из которых — это вопрос сервисного обслуживания. На СТО официальных дистрибьюторов домов на колесах ценники на ремонт зашкаливают. Так, за разбитый фонарь (это самая распространенная статья расходов новичков) с вас могут попросить 200 евро, в то время как, к примеру, в Финляндии за такой же фонарь вы заплатите в десять раз меньше. Ну а в ремонте таких специфических узлов, как работающий на газу (!) холодильник, вам вообще могут отказать, сославшись на отсутствие специалистов, либо заломят такую цену, что проще будет купить новый агрегат. При этом нужно быть готовым к тому, что любая деталь будет поставляться втридорога и под заказ, ждать выполнения которого можно по несколько месяцев. Неудивительно, что многие российские владельцы автодомов предпочитают ремонтироваться в той же Финляндии — здесь все сделают быстрее, дешевле и качественнее.

Дорогой дом на колесах — предмет зависти в глазах российского «пролетариата», а посему автодом необходимо застраховать. Но и тут появляются проблемы: из-за того, что у нас еще не сформировался рынок подобной техники, страховщики не могут дать точную оценку, как автодом будет терять в цене с годами и каковы риски его повреждения или угона. Из-за этого стоимость страховки может оказаться чрезмерно высокой или включать такие немыслимые при «кочевом» образе жизни требования, как ночная парковка на охраняемой стоянке. Из вышесказанного может сложиться впечатление, что на голову владельца дома на колесах проблемы сыпятся как из рога изобилия, но это не так. Мы лишь рассмотрели возможные «подводные камни», стоящие на пути того, кто захочет купить автодом. Ну а уж если русский человек чего-то очень сильно захочет, ему плевать на любые трудности.

Заграница нам поможет

Если вы задались целью купить автодом для того, чтобы путешествовать по Европе, лучше всего осуществить свою мечту в одной из стран ЕС, например у нашего северного соседа — в Финляндии. В Суоми имеются десятки дилеров, предлагающих широкий спектр моделей и модификаций автодомов — как новых, так и подержанных. Цены — значительно ниже, чем в России. Конечно, если такой дом на колесах ввезти в нашу страну и растаможить, то его стоимость уже не будет столь привлекательной. Однако смысл приобретения автодома «за бугром» как раз и заключается в том, чтобы не ввозить его в Россию! Зарегистрировав свою покупку на месте (в этом вам поможет сам продавец, а обойдется регистрация примерно в 700 евро), вы экономите солидную сумму на таможенных платежах, при этом получаете машину с европейским номером и с европейской страховкой, которые дают вам возможность путешествовать по Старому Свету, не привлекая лишнего внимания полиции триколором на номерном знаке. Одновременно решается вопрос с обслуживанием и хранением автодома — и то и другое можно осуществлять по месту покупки, и за весьма умеренную, по российским меркам, плату. Например, охраняемая стоянка на полгода обойдется в 300—400 евро, причем в эту сумму уже включена услуга по хранению и подзарядке аккумуляторов. Так что в любое время года в вашем распоряжении будет готовый «к бою» автомобиль, на котором, кстати, можно беспрепятственно путешествовать и по России, оформив его временный ввоз. Вопрос с последующей продажей автодома также решается «на месте». Дилер возьмет его на комиссию или предложит поменять на другую модель по схеме trade-in.

Эх, прокачу!

Если вы материально не созрели до покупки автодома, пусть даже б/у, получить представление о «мобильном» туризме можно, воспользовавшись услугами проката. В сутки стоимость аренды автодома в Европе зависит от модели автомобиля и «аппетитов» дилера и варьируется от 100 до 150 евро. По нашим меркам — просто даром: в России стоимость аналогичных услуг вдове выше. Если вы решитесь отдыхать с компанией, то, путешествуя в арендуемом автодоме, сможете сэкономить немало средств на гостинице и еде.

Одноместный номер в средненьком европейском отеле обойдется минимум в 50 евро. Столько же уйдет на одного человека в день на еду, если питаться в кафе. Путешествуя в автодоме, вы платите за стоянку в кемпинге 5—15 евро с машины, получая за эти деньги не только место под солнцем, но также электричество, воду, душ, туалет и — частенько — прачечную. А закупив продукты в супермаркете, вы за те же 50 евро сможете питаться пару дней компанией из трех-четырех человек. При этом учтите, что автодом сдается в аренду «пустым», и, если вы не хотите платить лишних денег дилеру, загодя запаситесь столовыми приборами, посудой и постельным бельем.

Жизнь в доме на колёсах: маленькие семейные радости

Жизнь в доме на колёсах одновременно и манящая, и пугающая. С одной стороны – ощущение бесконечной свободы, с другой – отсутствие стабильности и масса неудобств. Да и многим не понятно, зачем отказываться от комфортного существования в теплой уютной квартире ради кочевого образа жизни. Но всё больше людей предпочитают жить именно так.

Супруги Mat и Danielle уволились с работы, продали дом и два года путешествовали в фургоне по Канаде и США. Они считают, что в жизни главное не богатство, а новые впечатления.

Всегда налегке

Mat и Danielle с самого начала хотели жить просто и без затей. Но потом закрутились в бешеном ритме современной жизни, погоне за лучшей должностью на работе и долгах по ипотеке. В конце концов, супруги решили, что не могут выдержать такой стресс, и нашли для себя дом, подходящий к их философии жизни.

Теперь они живут в фургоне на колёсах, который стоит как дешевая квартира в пригороде. Недавно они сделали там ремонт своими силами, а на сэкономленные деньги путешествовали примерно год.

На кухне для экономии места есть складной стол, оригинальные кармашки для кухонной утвари и маленький контейнер для грязного белья.

Складной столик для скромных трапез

Все на своих местах: кармашки для кухонной утвари

Корзинка для белья

Через год семья вернулась в Отаву. Danielle нашла работу на дому, а Mat стал дизайнером. Они используют солнечные панели для бесперебойной работы компьютера. Таким образом, супруги всегда на связи, хотя уже три года не пользовались мобильным телефоном.

Солнечные панели для получения электроэнергии

Не все любят кочевой образ жизни, но Danielle говорит, что они не всегда в движении. Иногда несколько месяцев сидят дома, а иногда навещают друзей и семью, но, несомненно, ребята стали гораздо активнее и мобильнее, чем когда жили в обыкновенном доме.

Планируя новые маршруты

Романтический вечер дома

Супруги говорят, что у кочевой жизни свои минусы, но они сами ее выбрали, чтобы сочетать работу и путешествия. В последнее время их примеру следуют многие. А вы бы рискнули сделать такой шаг?

Американцы обожают аббревиатуры. Скажем, «RV» - Recreational Vehicle или «Транспорт для восстановления сил». Как нелепо и выспренно звучит. «АрВи» – всего лишь трейлер, только для американца в этом слове куда больше смысла и багажа. У нас никогда не существовало такой культурной единицы. Были прицепы, и вспомните, что в них перевозили? Древесину, скот или солдат. Прицепы типа «Скиф» или «Зубренок» были такой же роскошью, как и «Жигули». Да и чего ждать от нации, которая автомобилями начала обзаводиться лет двадцать назад?

Вы хорошо знаете, что Америка живёт с колес и крыльев. Однажды сделав ставку на шоссе и аэропорты, они так и не изменили себе, продолжая рулить и летать. А так как американцы – люди с шилом в заднице, то путешествуют они куда больше нашего. Я уже не говорю о том, насколько чаще в течение жизни они переезжают с места на место - в итоге у нас выходит портрет человека, успевающего за шестьдесят лет сменить с полдюжины городов, купить и продать столько же домов или квартир. Кроме того, Америка – страна просторная и живописная, объехать хотя бы главные её достопримечательности считается едва ли не долгом развитого человека. Если не в юности, то на пенсии точно – так думает, я уверен, большинство американского среднего класса. Как это сделать? Купить или взять напрокат RV.

Идея о том, что в трейлере можно не только странствовать, но и жить, родилась вместе с самим RV и процветает с того самого дня. Трейлер стал частью американской культуры, существует целый феномен под названием «Нация Winnebago » (по названию знаменитого бренда). В прицепах жили герои кино – Риггз из «Смертельного оружия», в фильме «От заката до рассвета» герой Харви Кейтеля вёз в трейлере бандитов Тарантино и Клуни, а Де Ниро в «Знакомстве с Факерами» жил в настоящем дредноуте, а не RV. Ну а самый известный трейлер современности – конечно, варочная амфетамина из шоу «Во все тяжкие».

Я видал RV, похожие на яхту Абрамовича и старые корыта, от бампера до бампера выкрашенные в психоделические цвета или оклеенные ракушками, трейлеры с цитатами Матери Терезы. Трейлеры с самодельными ростовыми куклами, заменявшими водителю подругу, трейлеры, играющие христианские гимны на семидесяти децибелах, и с дискотеками на крыше. RV настолько слился с американским ландшафтом, что я попросту перестал его замечать - разве что на глаза мне продолжают попадаться громадные парковки, заставленные RV в аренду.

Три года я жил в месте под названием Santa Vida RV Park , на парковке трейлеров. Снимал комнату в хозяйском доме. Таких парковок в Штатах тысячи, это очень популярный бизнес и населяет их своеобразная публика - обычно двух типов: путешественники и оседлые. Путешественники приезжают и исчезают, «свои» задерживаются, порой на годы.

На каждой парковочной ячейке можно подключиться к электричеству, с отдельным счётчиком киловатт. «Санта Вида» – стоянка маленькая, и на всех там был единственный домик с туалетами и душевыми кабинками; приезжие получали от него ключи у хозяина. Ещё был небольшой бассейн.
Если туристы исчезали без следа, то оседлые жители трейлеров были куда более любопытной публикой. Сняв колёса со своих RV, они ставили их на деревянные основания, кое-кто надевал на покрышки чехлы, чтобы резина не пересыхала – и поселялись на месяцы, а то и годы. Многие из постояльцев за время стоянки менялись внешне и внутренне - отращивали волосы на шеях, на глазах превращаясь в канонических «реднеков» с масляными от накурки глазами и горами хлама вокруг стоянки. Другие сохраняли облик и привычки людей опрятных – разве что обменявших комфорт на слегка цыганский образ жизни. Тем не менее, все без исключения были людьми безобидными и дружелюбными.

«Передвижной дом для тех, кто упустил в жизни что-то важное», пишет «Блог Колумбийского Университета»; если в середине прошлого века мото-дом считали убежищем для потерянных и разочарованных мужчин среднего возраста, эскапистов с вечной «осенью в сердце», то сегодня это, скорее, способ ампутации. Инструмент, которым нонконформисты удаляют себя из урбанистического мира. Идея жизни, как говорят американцы, off the grid - «вне зоны покрытия», становится все более интересной для молодых людей, в первую очередь. Во-первых, они здоровее и не боятся жить без медицинской страховки (американская фобия номер один), не имеют пока детей и обязательств (фобия номер два) и не выплачивают ипотеку (фобия номер три). Ограничений, с которыми приходилось считаться раньше, всё меньше: мобильная связь в США очень улучшилась за последние пять лет, и мобильный интернет без кабальных контрактов стал куда доступнее - люди могут работать из любой точки Штатов. Человеку, не привязанному к одной точке, в Америке есть на что посмотреть.

В сети сейчас полно статей о том, как жизнь на колесах позволяет экономить на всем, начиная с проклятой квартплаты, и адресуются они выпускникам колледжей, а вовсе не пенсионерам, вроде Шмидта из одноименного кино. Америка потихоньку начинает понимать, что реалии постиндустриального общества уже здесь – диплом вовсе не гарантирует работы. Реальность такова, что многим молодым людям придется выбирать из нескольких не самых приятных вариантов: микрожильё, самая дешевая аренда или членство в «Нации Winnebago ». У меня предчувствие, что нация эта сильно помолодеет.

ForumDaily не несет ответственности за содержание блогов и может не разделять точку зрения автора. Если вы хотите стать автором колонки, присылайте свои материалы на

Дом на колесах – вещь весьма полезная для автотуриста, особенно если вздумается путешествовать вдали от цивилизационных благ. Переночевать можно, конечно, и в самой машине, но если перед сном захочется разогреть ужин или принять душ? Все эти проблемы решает дом на колесах – машина для любителей странствий. Такой вид отдыха, более распространенное название "караванинг", очень популярен в Европе (активно культивируется в Германии), а особенно в США. Все дома на колесах делятся по принципу характера движения – жилые прицепы, для транспортировки которых требуется машина-тягач, и самоходные автодома.

Жилые прицепы (можно называть "трейлер" на американский манер, или "караван", как называют его европейцы) представляют собой полностью оборудованное жилое помещение, вместимостью от 2 до 7 человек. Длина каравана варьируется от 5 до 9,5 м, высота от 2,50 м и выше, ширина от 2,20 м. Караваны бывают одно- и двухосные. Самые компактные модели караванов имеют массу 500–800 кг и рассчитаны на двух-трех путешественников. Из удобств – раскладные кровати, плита и мойка, иногда холодильник и нагреватель, а вот санузла нет. Особой категорией в этом сегменте (имеется в виду 500–800 кг) следует выделить прицеп-палатку. Благодаря малым габаритам и небольшому весу прицеп-палатка является самым маневренным из всех жилых прицепов. Принцип ее прост: прицеп и его откидная крышка разбираются в две двуспальные кровати, а сама палатка устанавливается вокруг, формируя зону отдыха. Вдобавок задняя панель прицепа оснащена плитой, раковиной и баком для воды. Следующую ступень в иерархии караванов занимают экземпляры весом 800–1000 кг. Там, как правило, есть холодильник, туалет (иногда даже душ) и обогреватель. Самые крупные караваны рассчитаны на четыре-пять человек и весят 1000–1500 кг. Это большие двухосные трейлеры, в которых предусмотрен автономный генератор и даже спутниковое телевидение.

Трейлер – непременный атрибут любителей активного отдыха. В Украине это пока сродни экзотике



Прицеп-палатка – эконом-вариант для неприхотливых
Венчают иерархию трейлеров прицепы типа fifth-wheel (англ. – опорно-сцепное устройство тягача). Производятся и встречаются в основном в США. Самые большие достигают длины в 14 м. Эти особенные караваны могут транспортироваться только пикапами со специальными крепежами. По большему счету fifth-wheel ничем не отличается от обычных караванов, за исключением небольшой части прицепа, которая ложится на грузовую платформу пикапа. Та часть прицепа, которая крепится на пикап, образует внутри дополнительный отсек с огромной кроватью, а часто и с большим панорамным окном. Вообще же покупая прицеп имейте в виду, что мощность вашего автомобиля должна обеспечивать 1 л. с. для каждых 10 килограмм буксируемого веса. Или можно ориентироваться на такие показатели: располагая 1,6-литровым мотором, лучше ограничиться прицепом в 1000 кг, 1,8 л – 1200 кг; 2,0 л – 1500 кг. Зависимость приблизительная, а более точно допустимую массу прицепа указывают в инструкции к автомобилю. Само собой разумеется, что автомобиль-тягач должен быть оборудован шаровым тягово-сцепным устройством и специальным электроразъемом.

Цены на новые караваны стартуют от 20 тыс. евро, подержанный можно найти и за 2,5–6 тыс. у. е., но его "возраст" будет около 10–25 лет. Не беда! Рама прицепа, на которую установлен жилой отсек – это чрезвычайно надежная конструкция из алюминия, в которой практически нечему ломаться или ржаветь. Ремонт же жилой части прицепа, можно сравнить с ремонтом в доме: покрасить, отмыть… Конечно же, отдых в трейлере понравится далеко не всем, потому что сторонники хорошего сервиса вряд ли получат удовольствие от пребывания в помещении, где туалет, кухня и спальня разместились в одном месте. Поэтому для таких людей предназначен класс автокемперов. Автокемпер (слова-синонимы автодача, автокараван, автодом) имеет обыкновенную автомобильную кабину, однако в кузове находится мини-квартира. Подобные автомобили предназначены для длительных путешествий. Есть несколько крупнейших мировых производителей кемперов, однако они занимаются исключительно изготовлением самих домов, которые потом устанавливаются на шасси серийных автомобилей, любезно предоставленных для этого автопроизводителями.

В трейлере на комфорт рассчитывать не приходится, но уют обеспечен

Как правило, при стоянке к каравану пристегивают тент-палатку, чем значительно увеличивают жилую площадь

Прицеп типа fifth-wheel
Автокемперы же делятся на четыре основные категории. Кемпингбусы (Campingbus) – модели для двух-четырех человек на базе стандартных цельнометаллических фургонов или микроавтобусов, к которым зачастую приделывают подъемную или высокую крышу. Из оснащения – плита, холодильник, может быть оборудован автономным обогревателем, бойлером с горячей водой. Это наиболее мобильные автокемперы. Алковенмобили (Alkovenmobil) – это автокемперы, сделанные на базе небольших коммерческих грузовиков. Они получили свое название благодаря спальной над-стройке – "алькову" и рассчитаны на ночевку 4-6 человек. Алковенмобили оснащены всей необходимой мебелью и встраиваемой техникой. По динамике (в силу высоты кузова) такие автомобили медленные и неповоротливые, поскольку альков увеличивает высоту автомобиля примерно до 3 м.

Тейлинтегрейтеры (Teilintegrierter) – тоже проектируются на платформе малотоннажных грузовиков. Но в отличие от алковенмобилей не имеют спального отсека над крышей водительской кабины. Тейлинтегрейтеры еще называют "полуинтегрированными автодомами". Три вышеназванные категории обычно весят в снаряженном виде не более 3,5 т, а значит, для их управления достаточно прав категории "В". Цены на новые автокемперы класса Campingbus начинаются от 25 тыс. евро. Автомобили категории Alkovenmobil и Teilintegrierter стоят минимум 35 тыс. евро. Однако покупать такое чудо техники, чтобы пользоваться два-три раза в год, необязательно, выгоднее взять напрокат. Для пущей убедительности приведем такой пример. Недорогая гостиница для семьи из четырех человек обойдется примерно в 60–80 евро, а аренда каравана – 30–50 евро. Но это в Европе, у нас индустрия караванинга в зачаточном состоянии, так что о прокате и мечтать не приходится.

Отдельным пунктом в вышеназванной категории "трех" выделяются автодома типа pick-up. Ключевым элементом тут выступает съемный модуль, который водружается на грузовую платформу пикапа и превращает ваш пикап в автодом. Существует два основных типа жилых модулей для пикапов – со свесом с задней части автомобиля и без него. Короткий модуль (длина от 3,5 м до 3,9 м) при установке на грузовую площадку пикапа заканчивается там же, где сама площадка, не образуя свеса сзади. Модули со свесом (до 6 м), помимо большего веса и длины, имеют больший набор стандартных планировок, больше жилого пространства и места для хранения вещей. По причине дефицита места, в коротком корпусе не предусмотрен душ и туалет. Зато четыре выдвижные опоры позволяют оставить модуль где-нибудь на опушке леса или в кемпинге, а в это время на автомобиле можно отправиться по окрестностям. Цена на новый жилой модуль в США начинается от 17 тыс у. е., в Европе – от 21 тыс. евро.

Автодом альконового типа

Кемпингбус – минимум комфорта, максимум мобильности

Автодома, в отличие от трейлеров, имеют качественную и дорогую, а порой эксклюзивную, планировку и отделку
Завершают иерархию автодомов интегрированные (Integrierter) автокемперы. Такие автодома "строят" на шасси, предназначенные для грузовых автомобилей. Длина автокемпера класса Integrierter может составлять от 7 до 14 м, а вес от 7 до 20 т. По форме кузова они напоминают автобусы. Кабина водителя полностью интегрирована в жилой отсек автодома, собственно от этого и происходит название. Такие автокемперы могут обеспечить комфортный ночлег 4-8 пассажирам. Подобные автодома часто оснащены автоматическими эркерами (конструкция наподобие выдвижного балкона) за счет которых можно увеличить жилое пространство гостиной, кухни, спальни или ванной от 2 до 10 кв. м. Встречаются и модели, в которых предусмотрены даже "гаражи-багажники" для автомобилей (например, Smart), мотоциклов и катеров. Между прочим, встроенный гараж необходимость, а не показательная роскошь. Дело в том, что на подобных автодомах совсем не удобно ездить за покупками, на экскурсии и в любые другие краткосрочные поездки. Именно для этого в гараже дома стоит маленький, маневренный автомобиль.

Автодома категории люкс оснащаются выдвижными эркерами (типа балконов) и встроенными гаражами
Говорить о типичном внутреннем убранстве "люксового" автокемпера нецелесообразно, ибо причислять к базовому оснащению холодильник, обогреватель и прочие бытовые удобства, все равно что в автомобиле упоминать о наличии колес или руля в качестве базовой комплектации. Отделка же жилого отсека напоминает номер люкс в отеле. У отдельных моделей зачастую насчитывается до 160 видов разных планировок и вариантов оснащения. Цены стартуют от 85 тыс. евро. Автокемпер, построенный под заказ, может быть лишь более или менее роскошным. Начинать отсчет следует от суммы в 200 тыс. евро. Во столько обойдется строительство индивидуально спроектированного (но без особых изысков) автокемпера. Если же речь идет о полном эксклюзиве, стоимость придется удвоить или утроить. Например, у одного арабского шейха существует автодом, стоимость которого составляет более 1,6 млн долларов. Этот, с позволения сказать, автомобиль имеет длину 13 м, а внутри гранитные полы, канализацию, водопровод и два кинотеатра. Автодом абсолютно автономен и может в течение нескольких недель обеспечивать своих постояльцев всем необходимым.

Однако фору арабским шейхам, в плане эксклюзивности и дороговизны автодомов, дадут голливудские актеры. Между прочим, в США иметь автодом интегрального типа куда престижнее яхты. Например, Уилл Смит владеет настоящей виллой на колесах. Вот только некоторые ее параметры: автомобиль длиной более 20 м, весит 40 т, имеет площадь более 350 кв. м. Внутри два этажа. На нижнем – две ванные комнаты и огромная кухня, на верхнем – спальня и гостиная, рассчитанная на 30 гостей. В Украине рынок автокемперов не развит, если не сказать, что вообще отсутствует, поэтому о ценах говорить не представляется возможным. А те экземпляры, которые завозятся под заказ, имеют сугубо индивидуальную цену и не являются показательными.