ЗАЗ "Таврия": технические характеристики, фото и отзывы. ЗАЗ "Таврия": технические характеристики, фото и отзывы Заз 1102 таврия

СИСТЕМА СМАЗКИ автомобиля Таврия ЗАЗ-1102 - комбинированная: под давлением смазываются подшипники коленчатого вала и распредеятельного вала, оси коромысел; разбрызгиванием масла - цилиндры и механизм газораспределения. Шестеренчатый масляный насос с шестернями внутреннего сцепления, маслоприемником и редукционным клапаном расположен на переднем торце блока цилиндров триводится в движение от коленчатого вала.
Легкосъемный полнопоточный масляный фильтр Имеет фильтрующий элемент из специального картона. Контроль за работой системы смазки производится датчиком аварийного давления масла.
Возможна установка датчика уровня масла в картере двигателя.
СИСТЕМА ПИТАНИЯ. Карбюратор эмульсионного типа, двухкамерный с падающим потоком; имеет балансированную поплавковую камеру, автономную систему холостого хода, сетчатый фильтр на входе топлива, воздухоочиститель со смежным фильтрующим элементом. Топливный насос диафрагменный, с сетчатым фильтром и рычагом ручной подкачки топлива.
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА замкнутая через воздухоочиститель и карбюратор.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ жидкостная, закрытого типа, с полупрозрачным расширительным бачком, заполнена специальной незамерзающей жидкостью ТОСОЛ-А40 или ТОСОЛ-А65. Термостат с твердым наполнителем заключен в неразборный корпус, подключается к системе через шланги. Насос - центробежный, приводится плоскозубчатым ремнем от коленчатого вала.
Электровентилятор закреплен в кожухе радиатора, включается автоматически термовыключателем, расположенным в нижнем бачке радиатора.
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ - батарейная, номинальное напряжение 12 В, бесконтактная.
Бесконтактная система имеет датчик-распределитель типа 5308.3706 (бесконтактный с датчиком «холла»), центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания с приводом от распределительного вала, коммутатор типа 3620.3734 и катушку зажигания типа 27.3705 Б-117В.
СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ А17ДВ-10 с резьбой М14х1 25-6Е, длиной ввертной части 19 мм.
Начальная установка угла опережения зажигания (5" до ВМТ хода сжатия) - по меткам на шкиве коленчатого вала и защитной крышке привода механизма газораспределения.
СИСТЕМА ВЫПУСКА ГАЗОВ настроенная, с резонатором и глушителем. Выхлопной патрубок расположен сзади, слева.
ТРАНСМИССИЯ автомобиля Таврия ЗАЗ-1102
Сцепление - однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной. Привод выключения сцепления механический, тросовый.
Коробка передач - механическая, двухвальная, трехходовая, с пятью передачами вперед и одной назад, все шестерни кроме шестерен заднего хода, косозубые с синхронизаторами. Переключение передач - дистанционное, рычагом и механизмом, установленным на туннеле пола кузова.
Передаточные числа:
первая передача......................................................... 3,454
вторая передача............................................,............. 2,056
третья передача......................................................... 1,333
четвертая передача.................................................... 0,969
пятая передача.......................................................... 0,730
задний ход.............................................................,... 3,358
Коробка передач находится в одном блоке с главной передачей и дифференциалом. Главная передача - цилиндрическая, косозубая. Передаточное число - 3,875. Дифференциал - конический, с двумя сателлитами.
Привод колес - полуоси полностью разгруженного типа, качающиеся с шарнирамиравныхугловыхскоростей. Шарниры в периодической смазке не нуждаются.
ПОДВЕСКА автомобиля Таврия ЗАЗ-1102
Передняя подвеска неависимая, типа «качающаяся свеча» с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизационными стойками - двустороннего действия. Шарниры в периодической смазке не нуждаются.
Задняя подвеска независимая с продольными рычагами, стабилизирующей поперечиной и цилиндрическими пружинами с гидротелескопическими амортизаторами двустороннего действия.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОЛЕСА автомобиля Таврия ЗАЗ-1102
Рулевое управление - реечное, с противоугонным устройством, травмобезопасное. Передаточное отношение рулевого управления - 17,42. Рулевой механизм соединяется с поворотными стойками боковыми тягами, шарниры которых в периодической смазке не нуждаются. Рулевой вал - разрезной, части вала соединяются муфтой с резиновыми втулками.
Колеса бездисковые с кронштейнами, приваренными к ободу, штампованные, размер обода 41х13; крепятся тремя гайками. Запасное колесо помещается в моторном отсеке.
Шины радиальные, сверхнизкопрофильные, бескамерные, размером 155/70R13.
ТОРМОЗА автомобиля Таврия ЗАЗ-1102
Гидравлическая систематормозовдвухконтруная, состоящая из двух независимых систем для торможения передних и задних колес подиагонали (левое переднее - правое заднее, правое переднее - левое заднее). Снабжена сигнализацией аварийного состояния тормозной системы. Рабочие тормоза. Передние тормоза дисковые, имеют плавающую скобу и автоматическую компенсацию износа накладок.
Задние тормоза - барабанные, колодки плавающие с автоматической компенсацией износа накладок.Стояночный тормоз - ручной, с тросовым приводом на колодки задних колес от рычага, расположенноro на туннеле пола между передними сиденьями. В приводе ножного тормоза может устанавливаться вакуумный усилитель.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ автомобиля Таврия ЗАЗ-1102
Система электропроводки однопроводная, отрицательный полюс источников соединен с массой. Номинальное напряжение 12 В.
Аккумуляторная батарея типа 6СТ-44-А, емкостью 44 А. ч, необслуживаемая. Возможна установка обслуживаемых аккумуляторов емкостью до 50 А ч.
Генератор - 583.3701 переменного тока, со встроенным выпрямителем и интегральным регулятором напряжения. Максимальный ток отдачи 60 А. Привод клиноременный от шкива коленчатого вала.
Cтapтep 261.3708 дистанционного управления, с электромагнитным включением и муфтой свободного хода.
Датчик аварийного давления масла ММ-111Д-мембранного типа, срабатывает при падении давления в системе до 0,4...0,8 кгс/см".
Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ-100А
Включатель света заднего хода ВК-418.
Стеклоочиститель ветрового стекла - электрический, с одной большой щеткой. Имеет два режима работы - постоянный и прерывистый. Мощность электродвигателя 40 Вт, снабжен типовым предохранителем.
Электродвигатель вентилятора отопителя типа 51.3730 мощностью 90 Вт.
Электрдвигатель вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя типа 191.3730, мощностью 40 Вт, 121.3780 мощностью 90 Вт, или ВБИЛ.523712.002 мощностью 40 Вт.
Выключатель зажигания для включения зажигания, пуска двигателя, включения наружного освещения и приборов установлен в опоре вала руля, снабжен противоугонным устройством.
Звуковой сигнал - электрический.
Наружное освещение и световая сигнализация: прямоугольные фары типа 42.3711 или блок-фары, состоящие из фары и указателя поворота с галогенными лампами, встроенными габаритными огнями, регулятором наклона в зависимости от загрузки автомобиля; передние указатели поворотов с оранжевыми рассеивателями; задние фонари, включающие в себя: габаритные огни и противотуманные фонари с красными рассеивателями, фонари заднего хода и освещения заднего номерного знака, с белыми рассеивателями и световозвращатели с красными рассеивателями.
Комбинация приборов: спидометр со счетчиком пройденного пути; контрольные лампы, измерительные приборы.
Датчик уровня масла 14.3827 - герконовый, бесконтактный.
Датчик уровня охлаждающей жидкости 21.3827- герконовый, бесконтактный.
КУЗОВ автомобиля Таврия ЗАЗ-1102
Кузов - закрытый, цельнометаллический, несущего типа. Дверь багажного отделения одностворчатая, с неподвижным стеклом, снабжена замком для запирания снаружи. Дверь открывается вверх на внутренних петлях и удерживается в открытом положении двумя газовыми амортизаторами. Боковые двери с опускными стеклами. Петли дверей расположены впереди.
Ветровое стекло панорамное, трехслойное, полированное. Стекло двери задка, боковые стекла и стекла дверей, закаленные, неполированные. Все стекла безопасного типа.
Передние сиденья раздельные, регулируемые в продольном направлении для обеспечения удобной посадки водителя и пассажира. Спинки сидений регулируются по наклону и откидываются вперед для удобного прохода к заднему сидению. Спинки передних сидений автомобилей ЗАЗ-1105 и ЗАЗ-1125 вперед не откидываются.
Заднее сиденье неподвижное, подушка и спинка сплошные и раскладываются для увеличения багажного отделения.
Вентиляция и отопление. Вентиляция, отопление, обдув ветрового стекла и стекол дверей осуществляются воздухом снаружи. Система обогрева включена в систему охлаждения двигателя. Воздух распределяется воздухопроводами, расположенными под панелью приборов. Для усиления циркуляции воздуха установлен электровентилятор с тремя режимами работы. Вытяжная вентиляция выполняется через решетки в дверях и щели в зоне петель двери багажника.
Оборудование кузова: панель приборов, пепельница на панели приборов и пепельницы на обивке боковин, ящик для мелких вещей, противосолнечные козырьки, отопитель, омыватель ветрового стекла с электрическим приводом, наружное и внутреннее зеркала, поручни с крючками (над проемом правой двери и над окнами пассажиров заднего сиденья), ремни безопасности передних и задних сидений; полка для мелких вещей за спинкой заднего сиденья, закрывающая одновременно богажное отделение, передний и задний пластмассовые бамперы; передние и задние проушины для буксировки автомобиля, фартуки задних колес, грязезащитные брызговики двигателя.

Судьба этого милого автомобильчика с берегов Днепра непроста, как и доля его родины: всем нравится, везде востребован, да и сам по себе действительно неплох – но с личным счастьем все как-то не складывается…

Проект новой малолитражки – переднеприводной, экономичной и динамичной – был готов в Запорожье еще в 1978-м. Но запустить в производство его долго не могли. Государство не давало денег на освоение новой модели, поскольку в то время все приоритеты был отданы ВАЗу. Ведь после того, как Москвич потерял часть европейских рынков, он один из всего легкового автопрома давал стране весомые валютные поступления. К тому же в Тольятти тогда вовсю работали над собственной переднеприводной моделью, на которую, кстати, тоже тратили немало средств. Напомним, что к проектированию будущей ВАЗ-2108 было привлечено несколько зарубежных инжиниринговых компаний, о которых . К слову, Запорожцы создали свою Таврию самостоятельно, без заграничной помощи.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Чтобы заводское КБ не скучало, пока их готовая к производству новинка ждет своей очереди у конвейера, министерские руководители присылали конструкторам образцы зарубежных малолитражек, до уровня которых нужно было подтянуть новый ЗАЗик. Так, Таврию, вполне современную саму по себе, по воле чиновников поочередно «причесывали» то под Ford Fiesta (1976), то под Austin Metro (1980), за ними в качестве образцов для подражания пошли Peugeot 205 (1983), Fiat Uno (1983) и Renault 5 (1985).

Понятно, что заводчан эти «отвлекающие маневры» союзного министерства не радовали, но они помогали держать перспективную разработку «в тонусе», не давая ей устареть. Когда в 1988 году модель под индексом ЗАЗ-1102 поставили, наконец, на конвейер, она по основным параметрам (весовая дисциплина, удельная мощность, динамика, экономичность) опережала большинство своих европейских конкурентов.

Наследие горбатых

По инерции ЗАЗ-1102 в народе еще какое-то время называли Запорожцем. Тем более, что и одна из главных примет его у Таврии сохранилась – две пассажирские двери. Вторая (и, похоже, последняя) видовая особенность, перешедшая от с – бездисковые колеса, крепящиеся непосредственно к ступице.

Главным образом так называемое периферийное крепление применяется ради снижения веса самого колеса. У Таврии этот ресурс использован более полно, поскольку под такое колесо сконструированы и передние тормозные механизмы – их плавающая скоба охватывает тормозной диск не снаружи, а изнутри. Сниженные таким образом на два кг (с каждой стороны!) неподрессоренные массы повышают плавность хода и ресурс деталей ходовой части.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Также перед создателями машины стояла задача убрать запасное колесо из багажника, и тут тоже на руку как раз сыграла его бездисковая конструкция: «запаску» надели на левую чашку подвески под капотом. Правда, позднее оказалось, что при лобовом столкновении это пятое колесо норовит вместе с моторным щитом влезть в салон и травмировать водителя, но в начале 1980-х годов это не было решающим фактором при принятии компоновочных решений.

В остальном Таврия устроена не столь радикально: поперечно расположенный четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения объемом 1,1, 1,2 или 1,3 л, механическая пятиступенчатая коробка передач, привод на передние колеса и каноническое для данного класса сочетание подвесок – McPherson спереди и полужесткая балка сзади. Двигатели поначалу были карбюраторными, но в 2003-м появилась система впрыска, которая вскоре стала единственным вариантом.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Тут следует сказать об одном существенном обстоятельстве. Как и предшественники-Запорожцы, Таврия относилась ко второй группе особо малого класса – сегменту B по нынешней классификации. С соответствующим бюджетным уровнем оснащения и отделки.

Между тем советские граждане, избалованные достаточно комфортабельными массовыми четырехдверными седанами АЗЛК, ВАЗа и Ижмаша, никаких классификаций знать не хотели и ждали от нового автомобиля большего – негремучего торпедо, четырех дверей, больших прочных колес, терпимости к перегрузам.

Правда, «Таврюха» подкупала экономичностью и живостью моторчика (до 2000 года он был только 1,1-литровым при 53 л. с.). Завод выпускал десятки тысяч Таврий в год, качество сборки в советские годы было вполне приличным, и новые хэтчбеки брали нарасхват. Но привыкнуть к машине не успели – с развалом Союза в 1991-м производство пошло на спад, а ужасающее качество комплектующих с 1993-го года начало просто убивать репутацию модели.

Новая эпоха

Спас модель приход в Запорожье корейцев. Созданное в 1998 году СП «АвтоЗАЗ-Дэу» подтянуло производственную дисциплину, для повышения качества Таврию модернизировали, внеся 286 технических изменений и прибавив к названию индекс «Нова». Несмотря на моральную «несвежесть», машина, наконец, вступила в пору своего расцвета.

Будучи недорогой и практичной, она нашла себе поклонников в лице молодых семей, жителей глубинки и небогатых владельцев корпоративных автопарков. Машину ругали за малокомфортную подвеску, тугую кулису, плохую шумоизоляцию, мнущиеся на ямах колеса, хронические течи антифриза (устранили в 1998-1999 гг.), вибрацию тормозов (устранили в 2003 г.), но она стала по-настоящему популярной. Большое значение тут сыграла и развитая сервисная сеть, ведь дилерские центры компании «УкрАвто», которой принадлежал ЗАЗ, тогда работали даже в районных центрах независимой Украины, обеспечивая модель Таврия Нова гарантийными обязательствами и оригинальными запчастями.

Компания несколько раз – в 2006 и 2007 годах – объявляла о сворачивании производства ЗАЗ-1102: называлась дата, были выпущены прощальные сувениры, на день остановки «таврического» конвейера приглашали толпы журналистов, но определенный спрос на некоторое время вновь «возрождал» Таврию. Наконец, ее конвейерное производство было прекращено в 2007 году, хотя есть данные о выпуске еще как минимум двух отдельных партий машин – в 2008-м и 2009-м годах, скорее всего, по заказу государственных органов соцобеспечения. Последней каплей в новом снижении спроса стала вновь повысившаяся цена.

Сегодня Таврии откровенно вымирают. Не самый практичный кузов, не самые подходящие грузоподъемность и вместительность, дорогие и некачественные запчасти привели к тому, что машина стала не нужна даже самым небогатым автомобилистам из провинции. Отдаленные селения, пыльные дороги, рынки сельхозпродукции – места, где чаще всего можно встретить эту модель.

Интересно, что низший, стартовый сегмент бюджетных «поповозок» на украинском рынке после ухода Таврии так и остался незакрытым. Располагая теми же 2,5-3,0 тысячами долларов (примерно столько стоила Таврия в ее лучшие времена), местные граждане вынуждены покупать изношенную ВАЗовскую «классику», которая благодаря отсутствию новых ЗАЗ-1102 тут все еще в почете и в цене. Владелец Таврии, которую мы снимали для этого тест-драйва, долго искал себе хорошо сохранившийся экземпляр и в прошлом году выменял ее, почти без пробега, на свою довольно свежую «девятку». Теперь не нарадуется экономичности 1,2-литрового моторчика и ощущению от новой машины. Опробуем ее и мы.

За что боролись

Естественно, что у автомобиля, который «в детстве» столько раз переделывался в стремлении обойти вновь и вновь появляющиеся на рынке иномарки, с эргономикой должно быть все в порядке. Садиться в Таврию вполне удобно, по обзорности вперед вопросов нет, назад – похуже, поскольку большие зеркала ставили только на версию «Люкс». Водительское сиденье по отношению к рулю с педалями отцентровано не совсем точно, но к этому я каждый раз быстро привыкаю. Помнится, у первой Ford Fiesta, к которой чиновники Минавтопрома СССР пытались когда-то приравнять Таврию, руль был еще менее удобным, потому что установлен наискось, как у военного джипа ГАЗ-67.

1 / 10

2 / 10

3 / 10

4 / 10

5 / 10

6 / 10

7 / 10

8 / 10

9 / 10

10 / 10

Торпедо комплектации «Люкс»

На поворот большого грубоватого ключа в замке зажигания (для двери ключ отдельный!) моторчик отзывается быстро и громко. Шум его работы слышен четко, с призвуком салонной пластмассы – например, как в «девятках» последних годов выпуска (кстати, в середине 2000-х тоже собиравшихся на ЗАЗе).

Педали нетугие, взамен ожидаю характерного заедания рычага МКП, но оказывается, что передачи включаются легко – у этого экземпляра Таврии пробег уже за 30 тыс. км и кулиса достаточно «размята». С места машинка берет неожиданно живо. Пробую трогаться снова и снова, и передние колеса легко срываются в буксование на сухом асфальте.

Если не пугаться шума мотора и продолжать давить на педальку, разгон поначалу получается впечатляющий. Отчасти эффект хорошей динамики усиливается задорным звуком мотора, потому что если посмотреть на спидометр, окажется, что едем мы намного медленнее того, что чувствуется. Впрочем, привыкнуть к шуму мотора в салоне можно за полдня, и после этого автомобиль начинает восприниматься более приятным. Главное тут для постоянного пользователя Таврии – не пересаживаться хотя бы временно на что-нибудь более «обесшумленное».

Еще одна сторона инжекторного 1,2-литрового мотора (58 л. с., 90 Нм) – неожиданная эластичность работы. Даже если лениться и переключаться с передачи на передачу пореже, машина все равно продолжает движение в заданном режиме, совершенно уверенно и без рывков – хотя и без особого энтузиазма тоже. И тем не менее – похвально!


Автомобили эпохи СССР: ЗАЗ-1102 "Таврия"

За рубежом переднеприводные микролитражки становились все популярнее, и успехи запорожских конструкторов в создании такого автомобиля были очевидны. В результате в 1973 году Запорожский автозавод все-таки получил техническое задание на разработку платформы нового семейства переднеприводных малолитражек. Проекту присвоили индекс "1102" .

Отказ от двухобъемных кузовов в пользу трехобъемных стал роковой ошибкой запорожских конструкторов. Вместо того, чтобы создавать аутентичную микролитражку, дизайнер проекта Юрий Данилов под руководством Стешенко пытался строить уменьшенные переднеприводные копии классических "Жигулей", не стесняясь "цитировать" отдельные элементы экстерьера и интерьера автомобилей ВАЗ.

В 1975 году директор ВАЗа В.Н.Поляков стал министром автомобильной промышленности СССР. Побывав на Запорожском автозаводе, новый министр пришел к выводу, что проект "1102" зашел в тупик. Поскольку успешные тольяттинские наработки по проекту "1101" на ВАЗе в ближайшее время не могли быть востребованы, Поляков решил разом убить двух зайцев: приказом по министерству от 15 апреля 1976 года к работе над перспективной моделью запорожского автозавода подключались специалисты ВАЗа. На деле это означало, что все наработки по ВАЗ-2Э1101 станут базой для дальнейшего совместного конструирования с запорожскими инженерами.

Первое время работа шла параллельно на двух заводах. Ведущим дизайнером по "вазовской линии" был назначен Игорь Гальчинский. В течение 1976 года Гальчинским в сотрудничестве с прикомандированными из Запорожья скульпторами-модельщиками Л.Левитом и В.Расторгуевым был создан полноразмерный макет, а затем и ходовой образец автомобиля: в контексте объединенного проекта он фигурировал как "очередной" ЗАЗ-1102 , а в Тольятти его проиндексировали как ВАЗ-3Э1101 и даже присвоили имя "Ладога" .

Еще до окончания работ по созданию "Ладоги" Гальчинский получил (и принял) предложение возглавить дизайн-центр ЗАпорожского автозавода - "Бюро архитектурного оформления автомобилей". Перебравшись на ЗАЗ, Гальчинский в качестве приданого захватил с собой "Ладогу", весьма напоминавшую Volkwagen Polo (I) , что позволило вывести проект "1102" на финишную прямую.

Разработку четырехцилиндрового двигателя жидкостного охлаждения для платформы "1102" Мелитопольский моторный завод начал еще в 1975 году, а в 1979-м новый силовой агрегат был испытан и подготовлен к серийному производству. Первые экземпляры ЗАЗ-1102 по плану должны были сойти с конвейера в 1981-м, однако загвоздка заключалась в отсутствии... самого конвейера.

Для выпуска новой микролитражки планировали выстроить новые цеха, а выделенных государством денег едва хватило на то, чтобы вырыть котлован. В 1983 году резко подскочили цены на товары народного потребления, в том числе и на "Запорожцы". В результате спрос на них упал, и "своих" денег у завода практически не стало. Ситуация усугублялась тем, что ВАЗ в это время начал готовить к выпуску свою первую переднеприводную модель - ВАЗ-2108, и львиная доля средств автопрома уходила на освоение этого проекта.

Как следствие, в первой половине 80-х фактически завершенный проект "ЗАЗ-1102" завис. Вопрос о начале производства новой запорожской легковушки был вынесен на Политбюро ЦК КПСС, состоявшееся 14 мая 1985 года: это было одно из первых заседаний Политбюро, на котором в качестве Генерального секретаря ЦК партии председательствовал М.С.Горбачев. В конце концов, было принято решение о начале производства ЗАЗ-1102. После этого пошло финансирования, и дело сдвинулось с мертвой точки.

В 1986 году удалось собрать первые шесть предсерийных автомобилей. Тогда же был объявлен всесоюзный конкурс на лучшее название для машины. Победил вариант "Таврия" . Еще несколько экземпляров по обходным технологиям собрали в 1987-м, и только на следующий год началось серийное производство "Таврий" . Правда, не на новых площадях (их освоили позже) - ветки конвейера поделили с "Запорожцами".

Стоила "Таврия" в то время 1500 руб., столько же, сколько ЛуАЗ-969М. Для сравнения: цена ВАЗ-2108 в 1988 году была 8500 руб., а ЗАЗ-068М - 3900 руб.

Несмотря на то что "Таврия" увидела свет значительно позже, чем предполагалось, и внешне, и конструктивно это была современная машина. В моторном отсеке удалось разместить не только поперечно расположенный новый 51-сильный двигатель жидкостного охлаждения, все необходимые "навесные" девайсы, пятиступенчатую КПП и главную передачу, но и запасное колесо. Объем свободного от запаски багажного отсека составил четверть кубометра - великолепный показатель для автомобилей такого класса. Заднее сиденье легко складывалось, и ровная грузовая площадка увеличивалась в длину на добрых полметра. Под полом багажника горизонтально располагался бензобак.

Благодаря рациональной архитектуре шасси заднее сиденье удалось вписать в пределы колесной базы. Трое взрослых на заднем сиденье чувствовали себя значительно комфортнее, чем в "Запорожце". Задуманная как "бюджетный" автомобиль, "Таврия" оказалась достаточно легкой в управлении. Более того, именно отменная управляемость стала одним из основных достоинств ЗАЗ-1102. Другим "коньком" "Таврии" была ее исключительная экономичность.

Интерьер представлял собой удачный сплав все той же "бюджетности", практичности и элегантности. Цельноформованные пластмассовые элементы - потолок, дверные панели и багажное отделение - смотрелись очень современно.


Схема автомобиля ЗАЗ-1102 "Таврия"

Технические характеристики ЗАЗ-1102 "Таврия"

Число мест 4-5 Масса:
Максимальная скорость 148 км/ч снаряженная 710 кг
Разгон с места до 100 км/ч 17 с полная, в том числе: 1110 кг
Расход топлива при скорости 90 км/ч 4,6 л/100 км на переднюю ось 573 кг
Электрооборудование 12 V на заднюю ось 537 кг
Аккумуляторная батарея 6СТ-44А Дорожные просветы:
Генератор Г222 под картером сцепления 162 мм
Стартер 40.3708 под задней осью 170 мм
Датчик-распределитель 53.013706 Наименьший радиус поворота:
Коммутатор 3620.3734 по оси следа внешнего переднего колеса 5,0 м
Свечи зажигания А17ДВ-10
Размер шин 155/70R13

Подвеска передняя: независимая, типа McPherson, с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизационными стойками двустороннего действия

Подвеска задняя: независимая, с продольными рычагами, стабилизирующей поперечиной и цилиндрическими пружинами, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия

Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик, передаточное отношение - 16,4

Тормоза: рабочий - передний дисковый, имеет плавающую скобу и автоматическую компенсацию износа накладок; задний - барабанный, колодки плавающие с автоматической компенсацией износа накладок; привод гидравлический, раздельный


стояночный - на задние колеса с механическим приводом

Коробка передач: механическая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Передаточные числа: I - 3,454; II - 2,056; III - 1,333; IV - 0,969; V - 0,828; задний ход - 3,358

Сцепление: однодисковое, сухое

Главная передача: цилиндрическая, косозубая, передаточное число - 3,588

Украина. Запорожье. Начало 70-х годов ХХ столетия. На заводе «Коммунар» начинается история украинского автомобиля ЗАЗ 1102 «Таврия». Транспортное средство оснащалось несколькими силовыми агрегатами за свою историю. Все они подходили к автомобилю небольших размеров и имели бюджетный экономичный вариант.

Технические характеристики

Двигатель Таврия разрабатывался на базе Форд Фиеста. Впоследствии, получился силовой агрегат, который имел, такие же конструктивные особенности. Но, с развитием автомобильного строения Украины, и двигатели тоже развивались, и в разные времена на Таврия устанавливались разные двигатели внутреннего сгорания. Так, можно встретить следующие силовые агрегаты: МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-307, FIAT-903, ВАЗ-2108.

Технические характеристики всех моделей моторов Таврия достаточно типичные. Так, все автомобили комплектовались рядными, поперечно размещенными силовыми агрегатами не больших размеров и мощности. Этого хватало для полноценной эксплуатации транспортного средства. Типичная конструкция движка позволяла легко обслуживать и ремонтировать силовой агрегат.

Итак, рассмотрим технические характеристики все моторов Таврия, которыми комплектовался автомобиль:

МеМЗ-245

МеМЗ-2457

МеМЗ-307

FIAT-903

ВАЗ-2108

Обслуживание

Обслуживание двигатель Таврия достаточно типичное для всех моделей, кроме ВАЗ 2108. Каждое ТО требует замены масла и масляного фильтра. Конечно, более конкретно о каждом виде технического обслуживания можно прочитать в руководстве по эксплуатации и ремонту, выпущенное, специально для автомобилей Таврия и их модификаций, но распишем кратно, как и когда стоит осуществлять операции.

ТО-1. В первом техническом обслуживании стоит заменить масло и масляный фильтр, провести обследование технического состояния силового агрегата. ТО проводятся спустя 8000-9000 км пробега после покупки или проведения капитального ремонта

ТО-2. Делается на пробеге 17-18 тыс. км пробега. В этом техническом обслуживании также меняется масло, масляный фильтр, а также воздушный и топливный фильтр.

ТО-3. Третье ТО, пожалуй, одно из самых сложенных, поскольку на автомобиле стоит заменить комплект газораспределительного механизма, фильтра и масла, а также отрегулировать клапанный механизм и заменить прокладку клапанной крышки. Проводится оно, спустя 25-27 тыс. км пробега

ТО-4.Четвертое техническое обслуживание не отличается от второго, только в нем стоит провести диагностику всех систем и посмотреть возможные неисправности.

Многие автомобилисты проводят техническое обслуживание двигателя Таврия самостоятельно, поскольку простота конструкции и легкодоступность проведения всех операций делает процедуру возможной даже начинающий автомобилистам.

Ремонт двигателя

Ремонт двигателя Таврия, как уже упоминалось - достаточно простой и делается с легкостью. Самый распространенный виды работ - это замена масла, ремня ГРМ и помпы. Что касается капитального ремонта, эту процедуру лучше доверить профессионалам.

Но, поскольку стоимость восстановления слишком высокая, а автосервисы берут много денег, то обычно все заканчивается гаражным ремонтом. В этом разделе будет рассмотрено проведения некоторых восстановительных работ по отдельным позициям и основам поведения капитального ремонта в целом.

Замена масла

Замена масла в автомобильном двигателе типично для всех переднеприводных моторов. Сама по себе процедура проводится очень быстро и занимает около 30 минут на остывшем двигателе. Итак, рассмотрим последовательность действий направленных на замену масла в моторе Таврия.

  1. В обязательном порядке, при проведении любых восстановительных работ по двигателю необходимо снять клемму АКБ.
  2. При наличии защиты двигателя, демонтируем ее, чтобы можно было с легкостью заменить масло.
  3. Следующим этапом становиться выкручивание сливной пробки.
  4. Когда масло слилось можно при помощи специального съемника удалить масляный фильтр. Перед установкой нового, в него необходимо залить - новое мало.
  5. Закручиваем сливную горловину. Стоит помнить, что следует заменить уплотнительную медную шайба.
  6. Через заливную горловину заливаем новое масло. Необходимое количество масла можно определить при помощи щупа. Уровень должен находиться между отметками Min и Max.
  7. Когда все сделано, закручиваем заливную горловину и даем поработать мотору несколько минут. Затем, проверяем уровень смазочной жидкости. При необходимости доливаем до нужного уровня.

В двигатель Таврия помещается 3,5 литра масла, согласно технической документации завода изготовителя.

Замена ремня ГРМ

Один из самых тяжелых процессов проведения ремонта автомобиля - это замена ремня ГРМ. Большинство автомобилистов не способны проделать эту операцию самостоятельно, чем пользуются специалисты в автосервисах. Итак, рассмотрим, как заменить ремень газораспределительного механизма своими руками:

  1. Ставил автомобиль на 4 передачу, и фиксируем ручной тормоз.
  2. Теперь, ослабляем ремень генератора, а саму деталь смещаем максимально близко к мотору.
  3. Крутим колесо до момента пока первый поршень не станет в ВТМ.
  4. Далее, фиксируем шкив распределительного вала, и снимаем ремень.
  5. Чтобы замена прошла правильно, перед тем, как демонтировать ремень стоит послабить натяжной ролик.
  6. Теперь, когда ремень демонтированный, вынимаем натяжитель.
  7. Сборку проводим в обратном порядке.

Внимание! Шкив распределительного вала обязательно стоит фиксировать, чтобы не сбить фазы газораспределения, поскольку если это случится, то вернуть все обратно будет достаточно сложно. В противном случае, автолюбителя ждут согнутые клапаны или еще худшие последствия.

Замена помпы

Замена водяного насоса на Таврии проводится типично для конструкции двигателя ЗАЗ 1102, Славута и Сенс. Стоит понимать, что шкив помпы привязан к ремню ГРМ и его демонтаж обязателен. Итак, рассмотрим, последовательность действий направленных на замену водяного насоса:

  1. Как и во всех случаях проведения ремонтно-восстановительных работ необходимо демонтировать клемму-минус с аккумулятора.
  2. Теперь, когда предварительный этап пройден, можно приступить непосредственно к процессу. Сначала снимаем защитный кожух газораспределительного механизма. В зависимости от года выпуска и модели мотора он может крепиться от 5 до 9 винтов.
  3. Сливаем охлаждающую жидкость до уровня водяного насоса, чтобы при разборке механизма тосол не вылился.
  4. Зафиксировав шкив распределительного вала, стоит попустить натяжитель ремня. Затем можно будет снять ремень со шкива распредвала и привода помпы.
  5. Открутив три винта крепления водяного насос, провидим демонтаж детали, потянут ее на себя из блока.
  6. Сборка проводится в обратном порядке.
  7. Заводим мотор и даем ему поработать. При необходимости доливаем охлаждающую жидкость до уровня.

Необходимо помнить, что прокладку водяного насоса, также стоит заменить. Обычно она идет в комплекте с помпой, но все зависит от производителя.

Основы капитального ремонта

Капитальный ремонт силового агрегата Таврия - это восстановление мотора до заводского технического состояния. Проводится процесс, может на специализированном автосервисе, где с автолюбителя возьмут значительную сумму, или своими руками. В любом случае, надобятся станки для расточки цилиндров блока и коленчатого вала. Основные процессы, которые проводятся при капитальном ремонте силового агрегата Таврия:

  1. Разборка двигателя. На данном этапы проводится демонтаж всех деталей мотора и определение их состояния.
  2. Диагностические операции по коленчатому валу и блоку цилиндров. Так, детали двигателя подвергаются промерам, определение ремонтных размеров. Так, для коленчатого вала это будет - 0.25 мм, 0,50 мм, 0.75 мм и 1.00 мм. А вот для блока цилиндров - 82.5 мм, 83.0 мм и 83.5 мм.
  3. Следующий этап - это расточка и хонинговка, а также проточка коленчатого вала. В этот процесс также входит шлифовка плоскости блока и мойка деталей.
  4. Далее, ремонтируются все детали, которые остались - головка блока цилиндров, масляный насос.
  5. Последним этапом ставится сборка мотора и его обкатка.

Описанный процесс кажется достаточно простым, но не стоит радоваться, ведь это только короткое описание процессов.

Доработка и тюнинг

Многие автолюбители, особенно на Украине проводят тюнинг моторов ЗАЗ Таврия. Существует два варианта тюнинга - поверхностный и полный. Рассмотрим более детально именно второй вариант, поскольку он сложнее.

В первую очередь, двигатель разбирается и облегчается. Это получается путем замены некоторых деталей. Автомобилисту понадобятся облегченные поршни от ANF (Польша), клапаны с низкой посадкой, также более легкие, коленчатый вал меньшего веса DEF (производства Украина), а также легкие шатуны.

После замены этих деталей и без того легкий мотор станет на 82 кг легче. Затем, обновляем систему охлаждения, заменив водоносные патрубки на силиконовые, а помпу на тюнинг версию от Сенса.

Следующим этапом становиться переделка системы выпуска отработанных газов, которую стоит укоротить на 5 см, это прибавит в среднем 12 лошадиных сил. Еще будет необходимо модернизировать систему впрыска. Для этого перебирается карбюратор. Жиклеры либо вытачиваются по новому на токарном станке, или проводится проточка старых. Также, стоит заменить «носик» подачи горючего.

Еще одной модернизацией станет установка облегченного сцепления от ATF. Это позволит коленчатому валу быстрее вращаться, а переключать передачи - намного легче. Также в связи с такими изменениями придется подумать о смене смазочного материала. Обычно рекомендуется залить синтетику, которая будет выдерживать повышенные температуры.

Финальным этапом тюнинга становиться установка воздушного фильтра нулевого сопротивления. Можно конечно заменить еще привод ГРМ, но как показывает практика, родной системы хватает.

Вывод

Мотор Таврия считается одним из самых простых и легкоремонтируемых силовых агрегатов. Так, даже начинающий автолюбитель сможет справиться с проведением технического обслуживания, ремонта и тюнинга мотора. Простота и надежность силового агрегата делает его лучшим вариантом для начинающих автомобилистов.

"Таврия Нова" представляет собой автомобиль с 3-х дверным типом кузова - "хэтчбэк". Данному типу кузова характерен откидывающийся вперед капот, широкие боковые двери, обеспечивающие посадку пассажиров на задние сиденья и присущая всем "хэтчбэк" задняя дверь над багажным отделением.

«Таврия Новая» - является полностью модернизированным автомобилем, относительно ее предшественницы «Таврия» . В 1998 г. в рамках модернизации украинско-корейского предприятия «АВТОЗАЗ-ДЕУ» в конструкцию автомобиля было внесено около 300 изменений. Данные действия были направлены на улучшение технико-эксплуатационных показателей автомобиля и устранения обнаруженных в процессе эксплуатации недостатков. Модернизации были подвергнуты практически все агрегатные узлы автомобиля. Итогом данных мероприятий стало начало серийного производства двух модификаций автомобилей:
- «Таврия» переходного периода;
- «Таврия Новая» модернизированная.

Автомобиль выпускался в нескольких исполнениях - "базовое" с двигателем объемом 1,1 л, "стандарт" с двигателем 1,2 л и "люкс" с двигателем 1,2 и 1,3 л, причем существовала комплектация двигателя 1,3 л как с карбюраторной системой питания, так и с системой распределенного впрыска топлива (инжектор).

«Таврия Новая» выпускалась в следующих модификациях:

ЗАЗ-110206-32 - "Стандарт" упрошенной комплектации с двигателем на основе карбюратора объемом в 1100 см?.
ЗАЗ-110206-35 - "Стандарт" полная комплектация с карбюраторным двигателем объемом в 1100 см?.
ЗАЗ-110216-35 - "Люкс" с карбюраторным двигателем объемом в 1100 см?.
ЗАЗ-110216-40 - "Люкс" с двигателем объемом 1100 см?., и распределительной системой впрыска топлива "Сименс".
ЗАЗ-110207 - "Стандарт" с карбюраторным двигателем объемом 1200 см?.
ЗАЗ-110217 - "Люкс" с карбюраторным двигателем объемом 1200 см?.
ЗАЗ-110218 - "Люкс" с карбюраторным двигателем объемом 1300 см?.
ЗАЗ-110218-40 - "Люкс" с инжекторным двигателем объемом 1300 см?.

Фотогалерея Таврия Нова ЗАЗ-1102












Технические характеристики Таврия Нова ЗАЗ-1102

Технические характеристики автомобиля Таврия Нова ЗАЗ-1102

Технические данные автомобиля Таврия

Тип кузова

3-дверный хетчбэк

Габаритные размеры (длинна / ширина / высота), мм

3708 / 1554 / 1410

Количество мест, в т.ч. место водителя

Масса неснаряженного автомобиля, кг

Масса снаряженного автомобиля, кг

Полная масса автомобиля, кг

Объём багажного отделения (пассажирские / грузовые), куб. м

Дорожные просветы, мм:
- под лонжероном
- под картером сцепления
- под поперечиной задней оси

173
162
170

Наружный габаритный радиус поворота, м

Максимальная скорость движения, км/час

Время разгона от 0 до 100 км/час, сек

Максимальный подъём, преодолеваемый автомобилем, %

Полная масса буксируемого прицепа, кг:
- не оборудованного тормозами
- оборудованного тормозами

250
500

Нагрузка на шар сцепного устройства, кг

Тип двигателя:
с электронной системой управления двигателем (ЭСУД) и системой
распределительного впрыска топлива (СРВТ)

Рабочий объём двигателя, куб. см

Степень сжатия

Мощность номинальная двигателя, кВт (л.с.)

Максимальный крутящий момент, Нм (кгс*м)

Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин

Расход топлива (по правилу ЕЭК ООН №84), л / 100 км*
90 км/час / 120 км/час / городской цикл

5,4 / 7,5 / 7,7

Топливо - бензин автомобильный с октановым числом не менее

Передаточное число главной передачи коробки передач

Шины радиальные

Передняя подвеска независимая, типа "МакФерсон".

Задняя подвеска - полунезависимая, с продольными рычагами и стабилизирующей поперечиной.