Завод белаз в белоруссии. Белорусский автомобильный завод. Где у него кнопка

Полное название: Белорусский автомобильный завод.
Другие названия: Завод дорожных и мелиоративных машин "Дормаш", завод торфяного машиностроения.
Существование: 1948 г. - наши дни
Расположение: Республика Беларусь, Минская область, г.Жодино.
Генеральный директор: Петр Александрович Пархомчик.
Продукция: Карьерная техника, самосвалы, тягачи.
Модельный ряд: БелАЗ-525 (МАЗ-525); БелАЗ-540; БелАЗ-548; БелАЗ-549; БелАЗ-6411; БелАЗ-7413; БелАЗ-74212; БелАЗ-74306; БелАЗ-7447; БЕЛАЗ-78250 БелАЗ-7509; БелАЗ-7513; БелАЗ-7517; БелАЗ-7519; БелАЗ-7521; БелАЗ-7522; БелАЗ-7530; БелАЗ-7540; БелАЗ-7545; БелАЗ-7547; БелАЗ-7555; БелАЗ-7560;

История предприятия.

Белорусский автомобильный завод – гордость бывшего СССР. Расположен он в городе Жодино Минской области и занимает площадь 116 гектаров. Раньше завод выпускал до 5 тыс. машин в год и обеспечивал рабочими местами 12 тысяч человек.

Начало было заложено в 1948 году, когда около ж/д станции Жодино приступили к строительству завода торфяного машиностроения. В 1951 году завод получил новое название – дорожных и мелиоративных машин “Дормаш”. И только через 7 лет, когда на завод перенесли производство 25-тонных самосвалов “МАЗ-525”, его стали именовать “БелАЗ”.

В 1960 году на место главного конструктора завода назначают Золя Львовича Сироткина, который совместно с коллегами в свободное от основной работы время спроектировал 27-тонный БелАЗ-540 – тот самый, который на протяжении долгих лет был визиткой предприятия и гордостью всего тяжелого машиностроения.

Отсутствие прочных шин, способных выдержать нагрузку более 60-65 тонн, сильно замедлило появление новых моделей с увеличенной грузоподъемностью. Только к 1970 году удалось разработать 75-тонный “БелАЗ-7509”.

Спустя четыре года на завод пришел Александр Николаевич Егоров. Выпускник Белорусского политехнического института начал с должности мастера механосборочного цеха №1 и уже через три года перешел в отдел главного конструктора. Именно он в 1974-76 годах разработал опытные образцы 80-тонного и 120-тонного самосвалов. Опыт оказался неудачным. Решение оставить узлы нетронутыми и обойтись сдвоенной ошиновкой передних колес привело к тому, что машина стала неустойчива и склонна к опрокидыванию. В результате образцы так и не вышли с территории завода.

Серийный 120-тонный “БелАЗ-7519” появился в 1978 году и впоследствии стал “топовой моделью”. Прошло не так много времени, и жодинцы замахнулись на машину грузоподъемностью 180 тонн, причем полностью из отечественных комплектующих.

В 1981 году появился “БелАЗ-7521”, и всего через два года он уже трудился в объединении “Якутуголь”. Безоблачная жизнь заводчан закончилась в эпоху перестройки. И если бы не старая гвардия, отдавшая заводу всю свою энергию, как знать, что выпускал бы сейчас этот гигант – молотки да «буржуйки», чугунные котелки да сковородки... Но обошлось.

В 1983 году начался серийный выпуск самосвала “Белаз-75211” грузоподъемностью 170 тонн. Через семь лет был выпущен самый большой в истории завода самосвал грузоподъемностью 280 тонн. А с 1994 года стали выпускать “Белаз-7555” грузоподъемностью 55 тонн – головную модель нового семейства самосвалов.

В 1996 году завод стал выпускать самосвал “БелАЗ-75131” с грузоподъемностью 130 тонн – головную модель нового семейства самосвалов с электромеханической трансмиссией.

Современное положение.

В нынешнее время на заводе трудятся около 7 тыс. рабочих, которые за год собирают до тысячи карьерных самосвалов в год. Предприятием руководит гендиректор ПО “БелАЗ”, доктор технических наук, Герой Белоруссии - Павел Лукьянович Мариев. Помимо всего этого “БелАЗ” – один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель тяжелой техники (бульдозеров, погрузчиков, тягачей) грузоподъемностью от 30 до 360 тонн. На долю предприятия приходится до 30% объемов производства карьерных самосвалов в мире.

На заводе активно проводится модернизация оборудования. Для этого были заключены договоры и соглашения на поставку с чешской фирмой “Alta” и Чешским Экспортным банком. Закуплено и введено в производство оборудования на сумму более 90 млн. долларов. В 2006 году подходит к концу реконструкция литейного пр-ва на Могилевском автомобильном заводе, который входит в состав “БелАЗа”. Система качества производства и обслуживания карьерных самосвалов соответствует требованиям Международных стандартов серии ИСО 9000.

Не знаете, где можено арендовать маннипулятор по доступной цене? Можем посоветовать вам сайт http://gk-stroyrent.ru/catalog/manipulator . На сайте представлены маннипуляторы всех известных фирм.

Тип
Основание 1948
Расположение Республика Беларусь :
Ключевые фигуры Петр Пархомчик
()
Отрасль
,
1021,3 млн$ (2012)
$165 млн — 338,6 млн (2017)
Число сотрудников 10739 (2 квартал 2015)
Сайт Официальный сайт
Медиафайлы на Викискладе

Белорусский автомобильный завод (БелАЗ ; Беларускі аўтамабільны завод ) — компания по производству карьерной техники, расположенная в . На предприятии выпускаются , производственная техника для работы в , машины для подземных работ, . По оценке предприятия, оно занимает 27,3% рынка карьерных самосвалов грузоподъёмностью более 90 т (2017 год) .

БелАЗ является экспортоориентированным предприятием: в 2017 году 95,7% продукции было поставлено на экспорт . Более 65 % продукции реализуется в . Он входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники.

История возникновения

Строительство вблизи города под завода торфяного машиностроения началось в 1947 году. В последующее десятилетие основной продукцией завода стали: кусторезы, прицепные дорожные катки, снегоочистители, снегопогрузчики и поливомоечные машины. Во второй половине 1950-х годов специализация завода была изменена. В 1958 году в Жодино передали с производство 25-тонных . Впоследствии предприятие было переименовано в Белорусский автомобильный завод (БелАЗ).

Первая самостоятельно разработанная заводом модель с помощью художника-конструктора из — 27-тонный БелАЗ-540 — появилась в . После испытаний самосвал был запущен в производство в 1965 году под обозначением , а спустя два года к нему присоединился 40-тонный самосвал БелАЗ-548А. В 1968 году завод в Жодине освоил производство тяжёлых одноосных тягачей БелАЗ-531.

В декабре 1968 года в преддверии 50-летия Белорусской ССР автозавод представил первый опытный образец карьерного самосвала (производство с 1976 года) грузоподъёмностью в 75 тонн, отличавшегося от предыдущих моделей электро-механической трансмиссией.

В начале 1970-х годов завод освоил производство самосвалов-углевозов на базе БелАЗ-540А и БелАЗ-548А. А также построил опытные самосвальные автопоезда, один из которых оснащался газотурбинной силовой установкой.

В ноябре 1977 года к 60-летию Октябрьской социалистической революции был представлен новый БелАЗ-7519 грузоподъёмностью в 110 тонн.

В июле 1979 года в канун 35-й годовщины освобождения города-героя Минска от немецко-фашистских захватчиков был построен самосвал-гигант грузоподъёмностью в 180 тонн.
Так же в конце 1970-х годов заводом были освоены специализированные аэродромные тягачи для буксировки летательных аппаратов общей массой в 100 (БелАЗ-6411) и 200 (БелАЗ-7421) тонн.

К 1986 году завод мог выпускать до 6000 единиц карьерной и грузовой техники в год, что составляло половину их мирового производства .

В 1990 году БелАЗ представил самый большой за всю почти 35-летнюю историю предприятия самосвал БелАЗ-7550 грузоподъёмностью в 280 тонн.

В состав холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» включены такие предприятия как ОАО «Кузлитмаш», Могилевский вагоностроительный завод, Стародорожский механический завод, .
За историю предприятия здесь выпущено свыше 130 тысяч единиц карьерной техники — это намного больше его основного конкурента — компании . БелАЗы — самые крупные автомобили на пространстве Советского Союза, а затем СНГ . Кроме того, техника белорусского завода работает почти в 50 странах мира.

Современное положение

Основным и практически единственным продавцом техники и запасных частей БелАЗа во времена СССР была сеть МГП (малых государственных предприятий) «БелАЗ-Сервис». Однако в процессе перестройки произошло существенное усложнение деятельности дилерской сети уже на территории РФ, предположительно вследствие того, что в РФ произошли существенные изменения в экономике, в частности, передача бизнеса в частные руки, при этом в Белоруссии в большей мере сохранились социалистические взгляды на ведение бизнеса.

В результате произошедшего дилерская сеть из филиалов малых государственных предприятий преобразовалась в сотни мелких ТОО, по сути не имеющих мощных и стабильных финансовых инструментов, а политика поставщика из Минска никак не изменилась, а именно: чтобы получить технику и/или запасные части для автомобилей БелАЗ, необходимо быть официальным дилером, который для осуществления закупок обязан осуществлять планирование и заказывать необходимые запчасти на год вперёд (и оплачивать соответственно). В свою очередь, это привело к моментальному закрытию некоторых филиалов, у которых не было средств оплатить годовую потребность в товарах БелАЗа и к постепенному (медленному) банкротству большинства филиалов, в связи с образованием неликвидов (предположительно из-за невозможности предсказать спрос в связи с постоянно меняющейся ситуацией на рынке).

25 сентября 2013 года Белорусский автомобильный завод представил самый большой в мире самосвал . Грузоподъёмность транспортного средства составляет 450 тонн . Общая масса нового большегруза — 810 тонн, максимальная скорость — 64 километра в час. Автомобиль оснащён двумя дизельными двигателями. Шины были изготовлены по спецзаказу фирмой .

За 2018 год БелАЗ произвёл 802 карьерных самосвала особо большой грузоподъёмности (90 тонн и выше), это рекорд за всю историю предприятия. Экспорт вырос на 30,3 %, до 990,8 млн долларов. Основная доля продукции поставлялась в Россию (58,4 %) и страны СНГ (27,5 %).

Награды

Продукция завода неоднократно награждалась призами за качество на различных международных выставках. В частности:

  • 1966 год — .
  • 1995 год — ПО «БелАЗ» присуждена Международная бриллиантовая звезда качества Мексиканским национальным институтом маркетинга.
  • 1997 год — ПО «БелАЗ» удостоено 18-го Международного приза «За технологию и качество» Клуба лидеров торговли.
  • 1998 год — ПО «БелАЗ» награждено 10-м Золотым призом Америки «За качество».
  • 2000 год — ПО «БелАЗ» удостоено награды «Хрустальная Ника» по Международной программе «Партнёрство ради Прогресса», генеральному директору ПО «БелАЗ»

История Белорусского автомобильного завода (БелАЗ) начинается в сентябре 1958 года, в поселке Жодино на окраине города Минска на базе завода мелиоративных и дорожных машин, построенного еще в 1947 г. Его специализацией стали тяжелые карьерные самосвалы с цельнометаллическим кузовом и задней разгрузкой. Пионером производства карьерных самосвалов в СССР был Минский автозавод (МАЗ), где в 1950 г. под руководством главного конструктора Б.Л. Шапошника был создан первый отечественный 25-ти тонный самосвал МАЗ-525, а в 1957 г. – 3-х осный вариант МАЗ-530 (6×4) грузоподъемностью 40 т. МАЗ-525 стал первой машиной, которая была собрана на Белорусском автозаводе 6 ноября 1958 г.

Туда же передали производство и МАЗ-530. Эти самосвалы имели 12-ти цилиндровый V-образный дизель Д-12А мощностью 300 и 450 л.с., планетарные колесные редукторы и шины с посадочным диаметром 32 дюйма. В сентябре 1961 г. на БелАЗе был собран первый 27-ми тонный самосвал БелАЗ-540 полной массой 48 т.. Выпускавшийся с сентября 1965 г., он оснащался дизелем Д-12А V12 (38,8 л., 375 л.с.), автоматической гидромеханической 3-х ступенчатой коробкой передач, колесными планетарными редукторами, гидроусилителем рулевого механизма, 25-ти дюймовыми шинами.

Впервые в стране на нем применили гидропневматическую подвеску и объединенную гидросистему. С 1967 г. выпускали модернизированный вариант БелАЗ-540А с новым дизелем V12 модели ЯМЗ-240 (22,3 л., 360 л.с.). Самосвал имел колесную базу 3550 мм., развивал максимальную скорость 55 км/ч. Этот автомобиль первым в СССР был удостоен почетного в те времена знака качества и соответствовал мировому уровню. С 1972 г. выпускали так называемые северный и тропический (экспортный) варианты – соответственно “540С” и “540Т”.

Седельный тягач “540В” работал в составе 45-ти тонного самосвального автопоезда. Одновременно с ними завод предлагал самосвал-углевоз “7510”, у которого геометрическая емкость кузова была увеличена с 15 до 19 м 3 . В 1967 г. основой второго, более тяжелого семейства, стал 2-х осный 40-тонный самосвал БелАЗ-548А полной массой 69 т. с колесной базой 4200 мм. и кузовом вместимостью 21 м 3 . На нем использовали дизель ЯМЗ-240Н с турбонаддувом мощностью 500 л.с.. Автомобиль комплектовался гигантскими по тому времени колесами с шинами размером 21,00-33.

В остальном его конструкция повторяла предыдущее семейство “540”. В 1972 г. этот самосвал стали собирать в северном исполнении “548С”, как углевоз “7525” с 27-ми кубовым кузовом и седельный тягач “548В” для работы с самосвальными полуприцепами грузоподъемностью 65 т.. Был изготовлен также дизель-электрический автопоезд с 4-х тяговыми мотор-колесами мощностью 800 кВт. С 1968 г. с использованием агрегатов этих самосвалов выпускался 1-но осный тягач БелАЗ-531 для буксирования скрепера или землевозной тележки, полная масса которых достигала 60 т..

Развитием этого направления в дальнейшем стали низкие и короткобазные аэродромные тягачи для буксировки крупных авиалайнеров с взлетной массой до 210 т.. Завод предлагал три модели “6411”, “7421” (1978 г.), “74211” (1988 г.) с дизелями мощностью 375-525 л.с., гидромеханическими трансмиссиями и подвесками, передней и задней подъемными кабинами. В 60-е гг. началось осуществление программы создания самосвалов грузоподъемностью 110 т. и более на основе принципиально иных конструктивных решений, к которым в первую очередь относилась электрическая трансмиссия.

Двигатель автомобиля приводил генератор постоянного тока, который снабжал электроэнергией встроенные в ступицы задних колес тяговые электродвигатели, получившие название “мотор-колесо”. Первым в декабре 1968 г., в канун 50-ти летия Белорусской ССР, был построен опытный 75-ти тонный самосвал БелАЗ-549 с колесной базой 4450 мм., дизелем V8 (58,2 л., 950-1000 л.с.), электрогенератором в 500 кВт., мотор-колесами мощностью по 230 кВт. каждое, независимой гидропневматической подвеской колес, раздельным гидроприводом передних и задних тормозов, шинами размером 27,00-49. Емкость кузова составляла 38-40 м 3 , полная масса самосвала – 142 т., максимальная скорость – 60 км/ч.

Выпускавшаяся с 1976 г. серия “549” включала модели “549Е” с двигателем V12 (43,7 л., 1050 л.с.) с турбонаддувом и электрогенератором в 630 кВт., “549Б” и “549В” с дизелями V6 (900 л.с.) или V8 (1100 л.с), а также северный вариант “549С”. В рамках опытных работ в 1969 г. был построен седельный тягач БелАЗ-549В с газотурбинным силовым агрегатом мощностью 1200 л.с., буксировавший 120-ти тонный полуприцеп. Его развитием в 1976 г. стал седельный тягач БелАЗ-7420 для одноосного полуприцепа БелАЗ-9590 грузоподъемностью 120 т..

Его оборудовали дизелем V8 с турбонаддувом (58 л., 1300 л.с.) и электрогенератором в 800 кВт., причем полуприцеп также имел мотор-колеса. При полной массе 222 т. автопоезд развивал скорость 50 км/ч, расходуя 600 г. топлива на 100 км. В 80-е гг. на смену серии “540” пришел 30-ти тонный вариант БелАЗ-7522 с более экономичным двигателем мощностью 360 л.с., новой трансмиссией с увеличенным КПД гидротрансформатора, модернизированной тормозной системой и обновленной облицовкой радиатора. Вариант углевоза получил индекс “7526”.

С 1981 г. выпускали также 30-ти тонные “75401” и “7540” для вывоза скальной породы из глубоких карьеров, оборудованные 445-сильным дизелем ЯМЗ-240ПЛ2 с турбонаддувом. Модернизированный вариант “548” грузоподъемностью 42 т. получил обозначение БелАЗ-7523, а его углевозный вариант – “7527”. Наследником серии “549” стал 80-ти тонный “7509” с задними дисковыми тормозами. В 1981 г. эта серия получила развитие в конструкции 110-ти тонного самосвала “7519” с колесной базой 5300 мм. и полной массой 195 т..

Его оборудовали дизелем V8 мощностью 1300 л.с., генератором в 630 кВт. и четырьмя тяговыми мотор-колесами по 360 кВт. каждое. Вариант “75191” получил двигатель V6 (1100 л.с). Передние и задние барабанные тормоза имели независимый гидравлический привод. Этот гигант шириной 5 м. и высотой свыше 6 м. имел кузов вместимостью 44 м 3 , шины размером 33,00-51, развивал максимальную скорость 60 км/ч и расходовал 420 л. топлива на 100 км. Через год появился “7521” грузоподъемностью 180 т. (полная масса 330 т.) – один из самых больших и мощных автомобилей своего времени.

На нем использовали дизель V12 с турбонаддувом (87,2 л., 2300 л.с.) и максимальным крутящим моментом 11860 Нм.. Автомобиль был снабжен электротрансмиссией, в состав которой входили генератор постоянного тока в 1250 кВт. и мотор-колеса по 560 кВт.. Дисковые тормоза имели пневматический усилитель. Кабину сделали 2-х местной, цельнометаллический кузов емкостью 70 м 3 был снабжен обогревом. Устанавливали шины размером 40,00-57. При колесной базе 6650 мм. габаритные размеры составляли 13500х6050×7700 мм..

Самосвал развивал скорость 50 км/ч, а средний расход топлива составлял 600 л. на 100 км. К концу 80-х гг. БелАЗ стал крупнейшим в мире производителем карьерных самосвалов, выпуская ежегодно 5-5,5 тыс. таких машин. Это единственный в мире завод, где большинство подобных автомобилей собирают на конвейере. На рубеже 80-90-х гг. БелАЗ замедлил темпы своего развития, продолжая выпускать незначительно модернизированные варианты прежних базовых серий.

Основой программы были модели “7540”, “7548”, “7549”, “7512” и “75214” грузоподъемностью соответственно 30, 42, 80, 120 и 180 т. и их углевозные исполнения с двигателями мощностью от 420 до 2300 л.с. Первая машина нового поколения появилась в 1995 г. Это был 55-ти тонный БелАЗ-7555, для которого предлагали на выбор дизели ЯМЗ, МТУ (MTU) или “Камминс” (Cummins) мощностью 525-730 л.с., гидромеханическую коробку передач собственного изготовления или американскую “Эллисон” (Allison), гидропневматическую подвеску колес с 35-дюймовыми шинами.

В последующие годы завод продолжал расширять новое семейство большегрузных машин, сохранивших традиционную электрическую трансмиссию. В это трудное время появилась обновленная гамма унифицированных самосвалов грузоподъемностью 120-140 т.. Ее основой стали самосвалы “75121” и “75131” с дизелями V8 и V16 мощностью 1200-1600 л.с. и генераторами переменного тока с преобразователями и тяговыми электродвигателями постоянного тока. Эту гамму продолжила 200-тонная модель “75303” с дизелем мощностью 2300 л.с.

Высшим достижением БелАЗа и одним из крупнейших в мире дизель-электрических самосвалов стал 280-ти тонный БелАЗ-75501 полной массой 480 т., построенный в 1992 г. совместно с японской компанией “Комацу” (Komatsu). На нем впервые в практике завода были использованы шарнирно-сочлененная рама, передние двускатные колеса и дисковые тормоза на всех колесах, видеокамеры вместо зеркал заднего вида. Дизель V12 с турбонаддувом Коломенского завода (165,6 л., 3150 л.с.) вынесен за пределы колесной базы, размещен спереди поперечно и приводит генератор переменного тока, подающий электроэнергию на все четыре мотор-колеса. Максимальная скорость гигантской машины – 40 км/ч.

В 1995 г. экономические реформы заставили БелАЗ круто изменить свое магистральное направление и начать сборку польских развозных 1,2-тонных грузовиков “Люблин” (Lublin). Для расширения своей программы БелАЗ продолжает разрабатывать и выпускать новую технику: контейнеровозы “7542”, шасси для автокранов “5840”, внутризаводские транспортеры “7920” для перевозки ковшей с расплавленным металлом, низкорамные 140-тонные транспортеры “7921” и “7924” для металлургических предприятий, поливочные автомобили “7648”. В конце 90-х ежегодно БелАЗ выпускал 850-1100 самосвалов и шасси.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Завод «БЕЛАЗ», один из лидеров среди производителей гигантских карьерных самосвалов, находится в городе Жодино, что в 44 км от Минска . Предприятие, которое когда-то начиналось как сборочный цех 25-тонных самосвалов МАЗ, с каждым годом повышало планку грузоподъемности. И вот за 60 лет существования завод выпустил уже 145 тыс. грузовиков, самые крупные из которых способны перевозить до 450 т. Гигантские машины завораживают, поэтому неудивительно, что с недавних пор администрация «БЕЛАЗа» решила приоткрыть завесу тайны и поведать желающим о процессе создания эти железных монстров.

    Что посмотреть

    Экскурсия на «БЕЛАЗ», как правило, состоит из двух частей: посещения музея и знакомства непосредственно с самосвалами. Музейная экспозиция размещена в здании заводоуправления. Самая заметная ее часть - модели выпускаемой предприятием техники. Да и сами макеты, благодаря своей аутентичности, заслуживают внимания. Также в экспозиции представлены фотографии, документы, награды, куски горных пород и минералов, которые были добыты, благодаря работе техники «БЕЛАЗ». После рассказа об истории и достижениях завода, экскурсия продолжается на выставочной площадке под открытым небом.

    Завод занимает площадь в 1,68 км² - это около 260 стандартных футбольных полей. Поэтому по территории «БЕЛАЗа» туристов возят на автобусе, останавливаясь по мере необходимости.