Зарядное устройство для зарядки аккумулятора дома. Зарядка аккумулятора автомобиля в домашних условиях – все способы и правила. Как определить степень заряда аккумулятора

Практически каждый автовладелец сталкивался с ситуацией, когда при попытке завести двигатель машины аккумуляторная батарея не подает признаков жизни. Требуется зарядка аккумулятора. Процесс реанимирования батареи довольно прост, однако кое-какие секреты правильной зарядки следует знать.

Для чего нужно заряжать аккумулятор

Прежде чем ставить аккумулятор на подзарядку, следует выяснить, почему он разрядился. Причиной разрядки может стать элементарная невнимательность владельца - поставил машину на стоянку и забыл выключить магнитолу или фары. Человеческий фактор, как говориться, не лечится. Второй причиной саморазрядки становится недостаточная плотность и недостаточный уровень электролита. Эта ситуация поправима. Достаточно проверить плотность электролита ареометром и при низких значениях долить жидкость в банки аккумулятора. Собственно говоря, правильная зарядка аккумулятора всегда начинается с проверки уровня и плотности жидкости в банках. При недостаточной плотности батарея либо будет быстро разряжаться, либо вовсе не зарядится. Следить за уровнем электролита также необходимо: жидкость имеет свойство испаряться. Поэтому для поддержания аккумулятора в рабочем состоянии нужно периодически доливать в банки дистиллированную воду. Теперь о главном.

Зарядка аккумулятора в домашних условиях

Чем только не пугают врачи автолюбителей, несущих в квартиру аккумулятор. Однако при отсутствии гаража иного выхода нет. Поэтому желательно, чтобы зарядка аккумулятора проводилась в помещении, которое хорошо проветривается и мало посещается. Иначе плохого самочувствия не избежать. Процесс подзарядки батареи начинается, как уже было сказано выше, с проверки уровня электролита. Для этого нужно вывернуть заглушки на всех банках аккумулятора. Если уровень в норме, приступаем к подготовке клемм батареи. Дело в том, что свинец со временем покрывается слоем окислов, которые плохо пропускают ток. Следовательно, клеммы перед зарядкой нужно зачистить. Теперь подсоединяем зарядное устройство. Учитывая, что на сегодняшний день моделей «подзарядок» множество, то трудно сказать однозначно, что нужно нажимать или поворачивать. Но одно нужно усвоить четко - все зарядные приборы работают от сети в 220 В. Поэтому порядок подсоединения устройства у всех одинаков - сначала «крокодильчики» подсоединяются к клеммам аккумулятора, а уже потом устройство включается в сеть.

Немного о самих устройствах зарядки

Моделей действительно много, но все они разделяются на две группы. В первую входят устройства, выдающие постоянную силу тока, вторая группа выдает постоянное напряжение. Зарядка аккумулятора постоянным током требует контроля, так как при подходе к финальной стадии зарядки начинается интенсивное выделение газа из электролита. Именно этот газ и становится причиной плохого самочувствия. Чтобы уменьшить газовыделение, рекомендуется ближе к концу процесса понизить силу тока зарядки. Зарядка аккумулятора устройством с постоянным напряжением позволяет не контролировать весь процесс. Устройство выдает постоянное напряжение, но постепенно снижает силу тока к концу зарядки. При подзарядке таким устройством газа из аккумулятора выделяется намного меньше.

Заключение

Исходя и всего вышесказанного, можно сделать вывод: чтобы зарядить аккумулятор дома без последствий для себя и окружающих, нужно правильно выбрать зарядное устройство.

Инструкция

Современные зарядные устройства автомобильных аккумуляторов способны обеспечить высокую степень безопасности в процессе зарядки, благодаря специальным интегральным микросхемам, системами защиты и цепям аналоговых индикаторов. В результате трансформатор зарядного устройства преобразует сетевое напряжение 220В до величины 17 – 20В. Уход за аккумулятором не представляет большой сложности. Просто периодически следует проверять уровень электролита в нем.

Пониженный уровень электролита – как правило, следствие излишней подзарядки, связанной с неисправным генератором. Недостаток электролита хотя бы в одном из элементов может полностью вывести аккумулятор из строя. Существует разновидность аккумуляторов, не нуждающихся в уходе. Верхняя их часть наглухо закрыта герметичной крышкой. Однако такая конструкция имеет серьезный недостаток – в случае потери электролита его уже невозможно было долить.

При пополнении аккумулятора не забывайте следующую особенность – при зарядке уровень электролита повышается, поэтому доливайте его очень аккуратно. Выплеснувшаяся кислота может серьезно повредить корпус батареи и наполнить помещение вредными ядовитыми испарениями. В процессе зарядки вопросы безопасности имеют первоочередное значение. Достаточно искры при отсоединении клеммы, чтобы спровоцировать взрыв большой силы в результате выделений кислорода и водорода. Взрыв аккумулятора способен причинить очень серьезные травмы.

Первым делом стоит определиться с местом, где вы будете производить зарядку аккумулятора. Поскольку вам, возможно, предстоит доливать электролит, в состав которого входит серная кислота, то лучше это делать в хорошо проветриваемом помещении – желательно на балконе или лоджии. Помимо зарядного устройства приготовьте резиновую грушу, стеклянную трубку, ареометр и термометр.

Итак, для начала замерьте уровень электролита в батарее, для чего отверните пробки в верхней ее части. Задача упрощается, если у вашего аккумулятора полупрозрачный корпус. Чтобы привести его в соответствие с нормой, долейте его до уровня, который будет находиться между отметками “min”и “max”. Уровень электролита в батарее с непрозрачным корпусом определяется с помощью стеклянной трубки. Для этого вставьте ее до упора и зажмите трубку большим пальцем и извлеките трубку наружу. Нормальный уровень – 10-15 мм.

После этого электролит слейте обратно и повторите операцию с оставшимися банками. Если уровень электролита меньше минимального, то доливаете дистиллированную воду до необходимого уровня. По истечение двух часов можете замерить плотность электролита. Именно столько времени необходимо для того, чтобы он смешался с водой. Плотность электролита измеряется ареометром.

Подзарядку аккумулятора следует производить, если его плотность меньше указанной в инструкции на 0.02г/см3. Для этого соедините провода зарядного устройства с клеммами аккумулятора с таким расчетом, чтобы полюса совпали, после чего включаете зарядное устройство. Зарядный ток должен соответствовать 0.1 емкости батареи. В процессе зарядки внимательно следите за величиной зарядного тока, температурой и плотностью электролита. При превышении 40-градусной отметки зарядный ток следует убавить наполовину или приостановить зарядку до тех пор, пока электролит не остынет до 270.

О полной зарядке батареи вы узнаете по истечении двух часов по кипению электролита, при этом плотность его не должна измениться. Завершаете процесс зарядки в следующей последовательности: вначале отключаете зарядное устройство и лишь потом – провода от батареи.

Пока силовой агрегат автомобиля бездействует, вся бортовая сеть запитывается напряжением от аккумуляторной батареи. Помимо этого, в ее обязанности входит и запуск двигателя. При этом, если неправильно использовать это устройство, или проводить его зарядку не по инструкции, срок его службы начнет сокращаться. К тому же, необходимость в покупке нового аккумулятора возникнет намного быстрее. А каждый ли владелец своего транспортного средства знает, каким напряжением заряжать автомобильный аккумулятор? Ведь в этом, несложном на первый взгляд, деле имеются свои особенности.

Особенности работы АКБ

Аккумуляторная батарея любого транспортного средства не может вырабатывать необходимое количество электроэнергии на запуск силового агрегата и нужды бортовых потребителей. Она способна лишь хранить ее в себе и отдавать по мере необходимости. За восстановление заряда во время работы силовой установки отвечает генератор, который, в свою очередь, функционирует за счет работы двигателя.

Цикл зарядки-разрядки самому аккумулятору не идет на пользу, и со временем количество заряда понижается, вплоть до полной ее потери. Максимальное количество полных циклов разряда и заряда — около 60. После этого батарея разрушается и не может удерживать заряд. А одного лишь генератора зачастую недостаточно для восстановления электрической энергии. В конечном счете может наступить такой момент, что заряда автомобильной батареи не будет хватать для запуска двигателя. Тогда-то и возникает необходимость в ее зарядке.

Типы аккумуляторов

Всего существует несколько разновидностей автомобильных аккумуляторов:

  • кислотные;
  • щелочные;
  • гелевые.

Помимо этого, есть еще и литий-ионные батареи, но в силу своих конструкционных особенностей они не способны запустить двигатель. По этой причине они могут выступать лишь в качестве дополнительного источника электроэнергии.

Наверное, те автолюбители, которые интересуются, каким напряжением заряжать автомобильный аккумулятор 12 Вольт, уже знают, что еще есть другие типы батарей - обслуживаемые и необслуживаемые.

К первым относятся только кислотные батареи. Это связано с тем, что в ходе протекания химической реакции какая-то часть воды в электролите испаряется, что в результате приводит к уменьшению его плотности. Поэтому периодически следует проверять его состояние, доливая недостающую часть жидкости. Для этого используется только дистиллированная вода. Некоторые автолюбители доливают электролит, но делать это не рекомендуется.

Что касается необслуживаемых АКБ, то это, по большей части, гелевые батареи. У них герметичный корпус, а при химической реакции просто нечему испаряться. В связи с этим нет необходимости в доливке воды. Хотя некоторые АКБ можно восстановить, добавив в ячейки немного дистиллята.

Что касается устройства, то все АКБ схожи между собой - есть набор пластин, которые являются электродами. Одни из них положительные, другие - отрицательные. Чтобы между ними протекала химическая реакция, все пространство моноблока, в котором располагаются эти пластины, заполнено электролитом. Это могут быть разные растворы: кислота или щелочь с водой.

Кислотные аккумуляторы

Прежде чем выяснять, каким током и напряжением заряжать автомобильный аккумулятор, хотя бы вкратце рассмотрим основные типы батарей. У данной разновидности АКБ электродами являются свинцовые пластины с дополнительными примесями. Использование свинца оправдано в силу того, что этот материал обладает хорошей энергоемкостью. К тому же у него есть еще одно незаменимое качество - способность за короткий промежуток времени выдать ток большего номинала.

В качестве электролита здесь используется раствор кислоты. Это самый распространенный вариант, который находит применение во многих транспортных средствах. В особенности это касается техники коммерческого назначения, поскольку стоимость таких АКБ самая низкая.

Щелочные батареи

Эти батареи отличаются от щелочных собратьев тем, что электродами выступают уже не свинцовые пластины, а никель-кадмиевые либо никель-железные аналоги. А все пространство между ними заполняет раствор едкого калия. В то же время такой вид аккумуляторных батарей используется не так часто, нежели кислотные АКБ. Главным образом это обусловлено тем, что щелочные батареи выдают меньшую силу тока. Но у них высокая емкость, поэтому они используются в гольф-карах, погрузчиках, там, где требуется продолжительная работа. В качестве стартерных батарей они применяются крайне редко.

Аккумуляторы CA/CA

А каким напряжением заряжать автомобильный аккумулятор CA/CA? Об этом чуть позднее и стоит заметить, здесь есть свои тонкости процесса зарядки. Но что скрывается под кальциевой батареей? По сути, это та же кислотная батарея с обычными свинцовыми пластинами, которые в то же время легированы кальцием. Причем этого металла содержится не так много — порядка 0,1%. Но даже этого количества вполне хватает для получения более высоких эксплуатационных характеристик по накоплению энергии.

Помимо кальция, пластины могут покрываться серебром, что в результате поднимает стоимость таких аккумуляторов. Однако вместе с тем заметно повышается и срок их службы. И все за счет того, что благодаря включению серебра удается существенно снизить процент образования сульфатов на поверхности свинцовых пластин.

Гелевые аналоги

Эту технологию можно считать пока еще новой, поскольку такие аккумуляторы появились не так давно. Это еще одна версия усовершенствованной разновидности кислотной батареи. Только теперь электролит используется в ином ключе - он представляет собой желеобразную субстанцию, которая обладает своими весомыми преимуществами.

О том, каким напряжением заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор, тоже будет сказано, но тоже чуть позднее. Стоит заметить, что это более перспективный вариант батарей. В то же время ряд технологических особенностей не позволяет получить им широкого распространения. К тому же стоимость их не такая уж и доступная.

Как понять, что АКБ разряжена?

Автомобильная батарея практически никогда не разряжается внезапно, поскольку происходит постоянная подзарядка генератором. Но опять-таки, это при исправном электрооборудовании. Тем не менее, иногда этого может быть недостаточно. Тут во многом все зависит от характера эксплуатации автомобиля. Если поездки частые и короткие, то расход электроэнергии будет всегда большим и генератор просто не в состоянии восполнить потери.

Рано или поздно, заряд понижается до критического уровня. К тому же низкая и отрицательная температура действует как катализатор - время разряда в холодную погоду заметно сокращается. По этой причине необходимость в подзарядке возникает чаще. Но как понять, что АКБ утратил заряд? На это могут указывать ряд симптомов:

  • При включенном зажигании гаснут все световые индикаторы.
  • Когда двигатель бездействует, освещение световых приборов тусклое, нежели обычно.
  • Во время поворота ключа можно услышать, как стартер дает несколько оборотов и заметить, что провернуть коленвал ему трудно. Кроме того, раздаются громкие щелчки.
  • Если разряд глубокий, то запускающее устройство и вовсе не включается. То же самое можно сказать и про втягивающий механизм.

Важно не только знать, до какого напряжения нужно заряжать автомобильный аккумулятор, но уметь вовремя распознать его разряд. Нельзя допускать глубокого разряда АКБ! Иначе не избежать сульфатации пластин, это понижает емкость батареи.

Что характерно, появление этих признаков может быть обусловлено окислившимися клеммами или плохой затяжкой контактов. Проверить заряд легко с помощью мультиметра либо ареометра. Показания в 12.6-12.8 Вольт скажут о том, что АКБ полностью заряжена, а вот если на дисплее будут цифры 11.8 В и менее - значит, аккумулятор полностью разряжен. При использовании ареометра положительное значение емкости - 1,27 г/см3.

Выбор зарядного устройства

Для того чтобы правильно зарядить аккумулятор, следует подобрать соответствующее устройство. По сути, это преобразователь электроэнергии и самая простая схема состоит из понижающего трансформатора и диодного моста. Принцип работы несложен - поступаемое переменное напряжение (220 В) проходит через перечисленные элементы и преобразуется в постоянный ток номиналом 14-16 В. Собственно столько и нужно для зарядки АКБ.

Многие новички часто задумываются над вопросом, каким напряжением заряжать автомобильный аккумулятор. Причем ответ нужно знать заранее, так как это позволит выбрать нужный прибор. К тому же существует две схемы зарядки:

  • при постоянном токе;
  • при постоянном напряжении.

При этом у каждого вида есть свои достоинства и недостатки. Устройства первого типа способны полностью зарядить батарею (уже плюс), однако может возникнуть перегрев электролита. Это негативным образом сказывается на продолжительности эксплуатации АКБ.

Используя зарядки с постоянным током, можно избежать упомянутой выше проблемы. В то же время в конце цикла значение тока понижается. В результате полностью зарядить аккумулятор не получится (это уже можно считать недостатком).

Подходящий вариант

Однако поводов отчаиваться нет, поскольку во многих автомобильных магазинах можно встретить комбинированные зарядные устройства. Аккумуляторная батарея заряжается при постоянном значении тока. При этом напряжение варьируется в разумных пределах, что позволяет избежать многих неприятных нюансов. Однако такие приборы стоят довольно дорого.

Помимо этого, многие автолюбители интересуются не только тем, до какого напряжения можно заряжать автомобильный аккумулятор, но и задаются другим не менее важным вопросом. Речь идет о том, что лучше выбрать — трансформаторный или импульсный зарядник?

Первый прибор отличается более высокой степенью надежности, но имеет большие габариты и вес. Второй тип обладает компактными размерами, однако его надежность в полной мере зависит от производителя. Поэтому тут есть определенные риски натолкнуться на некачественное устройство.

Подготовительный этап

Для многих автолюбителей процесс зарядки не покажется сложным. Стоит внимательно прочитать инструкцию, которая в обязательном порядке прилагается к любому зарядному устройству.

Но вместе с этим необходимо принять к сведению ряд нюансов:

  • Осторожность и внимательность. Снимая АКБ с жидким электролитом, нужно следить за тем, чтобы он не проливался из пробок или горловин. В ином случае следует обработать поверхность 10% раствором каустической соды, хотя обыкновенная пищевая тоже годится.
  • Нежилое помещение. Зарядка АКБ производится только в нежилых помещениях, так как во время этого процесса электролит нагревается и закипает, образуя кислородно-водородную смесь. Ее вредные пары при вдыхании способны нанести серьезный вред здоровью. К тому же открытый источник огня неизбежно приведет к возгоранию и даже взрыву.
  • Проверка АКБ. Не так важно понимать, каким напряжением заряжать автомобильный аккумулятор, главное — убедиться в его исправности. В большинстве случаев причина неправильной работы аккумулятора кроется в коротком замыкании в одной из банок или сразу нескольких. Это можно понять по признакам закипания электролита при включении зарядного устройства. Если же АКБ при установленном токе начинает быстро нагреваться, это симптом сульфатации пластин.
  • Контроль уровня электролита. Его перед зарядкой батареи также следует проверить и при необходимости долить дисциплинированную воду.

После этого уже можно переходить непосредственно к самой процедуре. У нее также есть свои особенности, о которых далее и пойдет речь.

Особенности зарядки АКБ в домашних условиях

Когда подготовительный этап пройден, можно заняться подключением зарядного устройства к батарее. Но для правильной процедуры следует принять во внимание некоторые особенности. И прежде всего, это касается выбора оптимальной силы тока, поэтому нижеизложенные сведения тоже помогут выбрать нужное зарядное устройство.

Оптимальное значение - это 10% от емкости аккумуляторной батареи. Иными словами, для АКБ с 55 А/ч ток зарядки не должен превышать 5,5 А. По аналогии можно рассчитать ток и для других значений емкости - 60, 65, 75 А/ч. Для таких АКБ показателями будут 6,0, 6,5 и 7,5 А соответственно.

Что касается другого параметра, то здесь фигурируют те же 10%, только уже от того, какое напряжение на полностью заряженном автомобильном аккумуляторе (их следует прибавить). К примеру, у АКБ оно равно 12,6 В, тогда 10% составят 1,26 В. В конечном счете получаем оптимальную величину напряжения для зарядки - 12,6+1,26=13,86 В.

В некоторых случаях процесс может пойти заметно быстрее при гораздо большем токе - от 20 до 30 А. Однако в этом случае можно повредить АКБ и по этой причине от такого способа лучше отказаться.

Заряжая гелевые необслуживаемые аккумуляторные батареи, необходимо следить за тем, чтобы напряжение не достигло критической отметки более 14,2 В. Руководствуясь этими критериями, зарядка АКБ будет произведена правильно.

Делаем зарядку АКБ правильно

Как мы теперь знаем, есть две схемы зарядки аккумуляторной батареи с постоянным значением:

  • напряжения;
  • тока.

При этом метод постоянного напряжения довольно прост в реализации. Все что требуется - это выставить оптимальное значение тока (как мы помним, 10% от емкости батареи). По мере того, как будет заряжаться АКБ, ток будет понижаться. Сигналом окончания процесса будет опускание стрелки прибора на «0». Как правило, вся процедура может занять от 10 до 13 часов.

Каким напряжением заряжать автомобильный аккумулятор при втором методе? Здесь все немного сложнее. Для начала необходимо выставить те же 10% от емкости АКБ и при таком значении тока зарядка будет продолжаться, пока напряжение на батарее не достигнет 14 В. После этого необходимо понизить ток вдвое, чтобы показания напряжения увеличились до 15 В. Затем следует снизить ток вновь наполовину. О полной зарядке АКБ будет свидетельствовать то, что в течение часа показания напряжения не будут меняться.

Кальциевый автомобильный аккумулятор

Зарядка кальциевых АКБ немного отличается от традиционных вариантов, которые мы уже рассмотрели - здесь допустимое напряжение составляет от 16,1 до 16,5 В. Для этих целей нужен хороший прибор, как например «Орион ВЫМПЕЛ 55», содержащий несколько программ и алгоритмов зарядки. Только стоит заметить, что прибор стоит довольно дорого - порядка 3-3,5 тысяч рублей. Но если нашлись средства на покупку не менее дорогой брендовой кальциевой АКБ (их цена может доходить до 10 000 рублей), то имеет смысл приобрести и хороший зарядчик.

Сам процесс производится в следующем порядке:

  • Этап I. Выставляется напряжение 16,1 В, а ток по уже известной схеме - 10% от емкости АКБ. В этом режиме зарядка батареи производится до достижения тока в 0,5 А. На этом первый цикл закончен. Это может занять несколько часов.
  • Этап II. При данном режиме зарядки характерно периодические изменения напряжения и тока. На приборе задается «Алгоритм 1» (напряжение - 16,1 В, ток - 3 А) и «Алгоритм 3» (напряжение - 13,2, ток - 0 А).

Здесь важно уловить суть того, каким напряжением заряжать кальциевый автомобильный аккумулятор. На II этапе зарядка ведется волнообразно: то есть, напряжение с 12,7 В будет увеличиваться до 16,1 В. После этого ток падает до 0, а напряжение снижается до 13,2 В. Чтобы вернутся к исходному значению (16,1 В), нужно время (около 20-30 минут). При этом весь процесс отображается на дисплее прибора.

По достижении напряжения 13,2 В снова подключается «Алгоритм 1». С каждым разом достижение значения в 16,1 В будет все быстрее. В какой-то момент для достижения максимального порога будет уходить несколько десятков секунд, а минимального - считанные минуты. Это будет свидетельством того, что АКБ готов к работе и зарядку можно заканчивать.

(АКБ) является специально разработанным типом свинцовой аккумуляторной батареи для моторизированного транспорта и служит для запуска двигателя и работы бортового электрооборудования при остановленном двигателе.

Аккумулятор в автомобиле заряжается от электрического генератора. Чтобы продлить срок службы аккумулятора и защитить электрооборудование автомобиля от перенапряжения после генератора устанавливается реле-регулятор, ограничивающий напряжение до 14,1±0,2 В . Для того, чтобы аккумулятор мог зарядиться на 100% на него должно поступать напряжение не менее 14,5 В. Поэтому полностью зарядить аккумулятор генератором автомобиля даже при длительных поездках невозможно и возникает необходимость периодически заряжать аккумулятор сетевым зарядным устройством.

Когда на улице тепло, то запустить двигатель можно от аккумуляторной батареи, заряженной всего на 20%. При наступлении морозов емкость аккумулятора снижается боле чем в два раза, а пусковой ток из-за загустевшего масла в двигателе, значительно увеличивается. В результате, если перед наступлением холодов не зарядить полностью аккумулятор автомобиля от внешнего зарядного устройства , то запустить двигатель без «прикуривания» может не получится.

Каким током и сколько времени надо заряжать
автомобильный аккумулятор

При стандартном режиме заряда, рекомендуемом производителями АКБ величина тока заряда должна составлять 10% от емкости аккумуляторной батареи, при этом полностью разряженный аккумулятор заряжать нужно 15 часов . Например, при емкости аккумулятора 45 А ч ток заряда должен быть 4,5 А. Лучше заряжать меньшим током и более продолжительное время. Например аккумулятор емкостью 45 А ч заряжать током 2,8 А в течении 24 часов.

Если аккумулятор разряжен на 50%, то в поле «Введите емкость аккумулятора» нужно вводить значение половины от его заводской емкости. Например, для аккумулятора емкостью 60 А ч нужно будет ввести значение 30 А ч.

Как видите, для правильного выбора времени зарядки АКБ необходимо определить, до какой степени он разряжен. Автолюбителю доступно несколько способов, которые приведены ниже.

Как узнать, что аккумулятор полностью зарядился

Если нет возможности определить остаточную емкость аккумулятора, то можно определить момент полной его зарядки с помощью вольтметра. Когда во время зарядки АКБ напряжение на его клеммах перестанет увеличиваться при неизменном токе заряда в течение более часа, значит, аккумулятор зарядился на 100%. Потребляемый аккумулятором ток начнет расходоваться только на его нагрев.

Для современных не обслуживаемых аккумуляторов напряжение должно достичь величины 16,2±0,1 В , которое зависит от тока заряда, емкости аккумулятора, плотности электролита и других факторов, и по этому является справочной. При данных измерениях можно использовать вольтметр с любой погрешностью, так как не требуется точного измерения напряжения, а его постоянство.

Как определить степень заряда аккумулятора

Для определения времени и величины тока зарядки необходимо узнать степень заряженности аккумулятора. Из существующих способов измерений автолюбителю доступны следующие:

  • по напряжению на выводах аккумулятора без нагрузки;
  • по плотности электролита (для аккумуляторов с жидкой кислотой);
  • по напряжению на выводах аккумулятора нагрузкой вилкой;
  • по напряжению на выводах аккумулятора под нагрузкой электрооборудования автомобиля;
  • по встроенному гидрометрическому индикатору.

Точно измерить степень заряда аккумулятора невозможно, так как методики для практического применения не существует. Можно только оценить ее измерив напряжение на выводах аккумулятора или плотность электролита (только у аккумуляторов с жидким электролитом).

Измерением величины напряжения на выводах без нагрузки

В таблице приведены данные для любых типов кислотных аккумуляторов с номинальным напряжением 6, 12 и 24 В. Данные соответствуют температуре 20-25°С.

Измерять напряжение на выводах аккумулятора рекомендуется в состоянии его покоя, не ранее чем через шесть часов после отключения аккумулятора от схемы автомобиля или зарядного устройства.

Измерением плотности электролита

Если в аккумуляторе жидкий электролит, то есть возможность при наличии ареометра, определить степень его зарядки измерением плотности электролита. Данные в таблице соответствуют температуре 20-25°С. Напряжение на которое рассчитан аккумулятор на плотность электролита не влияет.

С помощью нагрузочной вилкой

Без ожиданий можно проверить степень заряда аккумулятора, измеряв напряжение на его выводах под нагрузкой. Для этого служат нагрузочные вилки, представляющие собой вольтметр с подключенным параллельно его выводам сопротивлением величиной 0,018-0,020 Ом (для аккумулятора емкостью 40-60 А ч). Вилка подключается к выводам аккумулятора и через 5-7 секунд снимаются показания вольтметра.


На фотографии показана проверка емкости аккумулятора с помощью нагрузочной вилки ВИН-10. Хоть вилка и простейшая, но позволяет с достаточной точностью оценить степень заряда аккумулятора. Вольтметр показал 9,5 В. По данным из ниже приведенной таблицы определяем, что аккумулятор заряжен на 60%.

По напряжению под нагрузкой электрооборудования автомобиля

Если нет нагрузочной вилки и аккумулятор подключен к бортовой сети автомобиля, то можно нагрузить аккумулятор, включив габаритные огни и дальний свет фар. Так как мощность лампочек фар не менее 50 Вт, то ток нагрузки составит не менее 10 А. Измеренное напряжение при достаточно заряженном аккумуляторе должно быть не менее 11,2 В .

Еще один способ оценки степени заряда аккумулятора – измерение напряжения на его выводах во время пуска двигателя. При исправном стартере, напряжение не должно падать ниже 9,5 В . Если напряжение падает ниже 9,5 В, то аккумулятор сильно разряжен, и его необходимо зарядить. Кстати, этим методом можно определить исправность стартера . Если в автомобиле установлен исправный и полностью заряженный аккумулятор, то падение напряжения на клеммах аккумулятора во время пуска двигателя ниже 9,5 В свидетельствует о неисправности в стартере.

Так как значение напряжения в зависимости от степени заряда аккумулятора изменяется в десятых долях вольта, то и вольтметр должен быть высокой точности. Вольтметр, имеющий погрешность измерений всего 1% уже даст ошибку в результатах измерения степени заряда 10%. Поэтому для определения степени заряда аккумулятора по напряжению необходим прибор с погрешностью измерений не хуже 0,1%.

По встроенному гидрометрическому индикатору

В некоторые модели автомобильных аккумуляторов, для возможности оценки степени их заряда встраивают гидрометрический индикатор, представляющий собой прозрачный глазок, как на фотографии.

Гидрометрический индикатор позволяет без приборов оценить состояние аккумулятора. Если глазок индикатора светится зеленым цветом, то это означает, что аккумулятор заряжен более чем на 60%. Такая степень заряда АКБ вполне достаточна для уверенного запуска двигателя и работы электрооборудования автомобиля.

В случае если глазок бесцветен и темный, как на фото слева, то степень заряда АКБ, ниже 60%, и для безотказного запуска двигателя в любую погоду аккумулятор требуется подзарядить от зарядного устройства. А если глазок индикатора бесцветный и светлый, фото справа, то уровень электролита в этой банке, ниже нормы и следует долить в нее дистиллированной воды.

Гидрометрический индикатор устроен таким образом, что при недостаточном уровне электролита в банке аккумулятора работать не может и вот почему.


Гидрометрический индикатор представляет собой закрученную в корпус одной из банок аккумулятора пробку, в которой установлена прозрачная трубка (световод). На конце этой трубки с помощью пластиковой втулки закреплена V-образная трубка, в которой размещен шарик зеленого цвета. Световодная трубка герметична, а в V-образную электролит может поступать свободно. Вес и объем шарика подобраны таким образом, чтобы при плотности электролита 1,226 г/см 3 при 20°С он всплывал (на чертеже положение 1), а при меньшей плотности скатывался в положение 2. Таким образом, если аккумулятор заряжен более чем на 60%, шарик через глазок индикатора виден, а если степень заряда меньше, то виден только электролит. В случае снижения уровня электролита ниже V-образной трубки, попадающий свет через глазок индикатора отражается от поверхности электролита и через глазок виден отраженный свет.

К сожалению, гидрометрический индикатор обладает рядом серьезных недостатков, из-за которых точность его показаний низкая. Дело в том, что при изменении температуры электролита его плотность сильно изменяется, при снижении температуры – возрастает. Поэтому, например, при температуре воздуха минус 30°С индикатор будет показывать что аккумулятор заряжен на 60%, а реально всего на 40%. В дополнение, индикатор контролирует состояние только банки аккумулятора, в которой он установлен, и о состоянии остальных банок можно судить только косвенно.

Правила зарядки автомобильного аккумулятора

Аккумулятор является источником постоянного тока и при его подключении необходимо соблюдать полярность. Выводы аккумулятора имеют маркировку. Положительный вывод обозначен знаком «+ », а отрицательный знаком «- ». На выводах зарядного устройства для подключения аккумулятора тоже есть такая же маркировка. При подключении аккумулятора для зарядки нужно положительный вывод «+ » аккумулятора соединить с положительным выводом зарядного устройства, а отрицательный «- » – с отрицательным. Если попутать полярность подключения, то аккумулятор вместо зарядки будет разряжаться и даже вывести из строя зарядное устройство.

Сечение проводов для подключения аккумулятора к зарядному устройству должно быть не менее 1 мм 2 , что соответствует диаметру провода без учета изоляции 1,3 мм.

Перед зарядкой снятый с автомобиля аккумулятор необходимо очистить от грязи и протереть его поверхности для удаления кислотных остатков тканью, смоченной водным раствором соды, приготовленного из расчета столовая ложка соды на стакан воды. Если кислота на поверхности есть, то водный раствор соды пенится.

Если аккумулятор имеет пробки для заливки кислоты, то все пробки нужно выкрутить, для того, чтобы образующиеся при зарядке в аккумуляторе газы могли свободно выходить. Обязательно нужно проверить уровень электролита, и если он меньше требуемого, долить дистиллированной воды.

Согласно теории, заряжать аккумулятор можно током, не хватающей ему емкости до полной зарядки. То есть, если аккумулятор имеет емкость 50 А ч и заряжен наполовину, то в первый момент заряда можно установить ток 25 А и с каждой минутой его уменьшать, вплоть до нуля при полной зарядке. На таком принципе работают некоторые автоматические зарядные устройства, позволяющие всего за несколько часов полностью зарядить автомобильный аккумулятор. Но такие зарядные устройства очень дорогие. Да и необходимость в них не возникнет, если заряжать аккумулятор заблаговременно.

Хотя некоторые зарядные устройства позволяют выполнять зарядку в полуавтоматическом режиме, я все же предпочитаю заряжать аккумулятор в ручном режиме. Как правило, аккумулятор разряжен не более чем наполовину, поэтому зная его емкость, не сложно рассчитать время заряда. Например, для 50 А ч аккумулятора, для полной его зарядки нужно подать, с учетом потерь ток 30 А ч. Выставляю ток заряда 3 А, и через 10 часов аккумулятор будет полностью заряжен. Для гарантированной полной зарядки аккумулятора, если позволяет время, можно установить ток 0,5 А и в таком режиме продолжить заряжать аккумулятор насколько позволит время. Для автомобильных аккумуляторов большой емкости такой ток заряда безопасен.

Если время поджимает, то можно сначала заряжать аккумулятор током, допустим, 8 А в течении трех часов, а затем ток уменьшить до 6 А и заряжать еще час. Аккумулятор будет заряжен всего за 4 часа. Но, все, же оптимальным режимом для зарядки является небольшой ток, 2-3 А. При таком токе исключается перезарядка и перегрев аккумулятора, которые сильно сокращают срок его службы. Все хитроумные способы заряда для уменьшения сульфатации пластин аккумулятора, как показывает практика, не более чем теория. Если режим работы аккумулятора соблюдается (не допускается полный разряд), качественный кислотный аккумулятор прослужит от 3 до 5 лет, в лучшем случае семь.

Допустимо ли заряжать автомобильный аккумулятор
при отрицательной температуре

Да, допустимо, но не во всех случаях. Во время зарядки аккумулятор нагревается, и через некоторое время температура электролита станет выше нуля. Вы же зимой ездите на автомобиле при отрицательной температуре воздуха, и генератор исправно подзаряжает аккумулятор даже при температуре минус 30˚С.

Заряжать аккумулятор недопустимо, в случае если он в сильно разряженном состоянии находился на морозе и электролит превратился в лед, который может образоваться уже при температуре минус 10˚С. Замерзший аккумулятор нужно перенести в теплое помещение и приступать к зарядке только после того, как лед растает.


зарядкой от телефона

Мне часто задают вопрос о возможности зарядить автомобильный аккумулятор от зарядных устройств, предназначенных для зарядки мобильных телефонов, фотоаппаратов и им подобных устройств.

Такие зарядные устройства не подходят для зарядки автомобильного аккумулятора по следующим причинам.

Необходимым условием для того, чтобы ток от зарядного устройства потек в аккумулятор является наличие на выходе зарядного устройства напряжения, превышающего напряжение на клеммах аккумулятора. Для аккумулятора 12 В напряжение на выходе зарядного устройства должно быть не менее 14 В. А выходное напряжение большинства зарядных устройств для мобильных телефонов составляет 1,5-6 В.

Можно ли заряжать автомобильный аккумулятор
блоком питания от ноутбука

Зарядное устройство ноутбука имеет на выходе напряжение 18 В, но если его подключить непосредственно к клеммам автомобильного аккумулятора, то это будет равносильно короткому замыканию выводов блока, сработает защита и ток не потечет. Это связано с тем, что внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора составляет единицы Омов и прямое подключение зарядного устройства равносильно короткому замыканию его выводов.


Но если в разрыв одного из проводов включить лампочку от фары автомобиля, то она будет выполнять функцию ограничителя тока и в таком случае автомобильный аккумулятор можно зарядить. Правда ток зарядки не будет превышать 2 А и понадобится, чтобы зарядить полностью разряженный аккумулятор емкостью 50 А ч на 50% около 20 часов.

Можно ли заряжать аккумулятор
не отсоединяя от бортовой сети автомобиля

При зарядке аккумулятора напряжение на его клеммах может достигать, в зависимости от типа зарядного устройства, 16 В. Даже когда ключ зажигания вынут из замка зажигания, то все равно остаются подключенными некоторые устройства, например, система охранной сигнализации, лампочка освещения салона, багажника. В зависимости от модели автомобиля могут быть подключены и другие устройства. Таким образом, вместо предельно допустимого по паспорту напряжения питания, на устройства будет подано большее, что может привести к выходу их из строя. Таким образом, если Вы не уверены, что все приборы при вынутом ключе из замка зажигания обесточены, то лучше не рисковать и перед зарядкой аккумулятора отключить от бортовой сети его отрицательный вывод.


Почему отрицательный? Потому что отрицательный вывод аккумулятора подключен к бортовой сети автомобиля путем непосредственного подсоединения к кузову с помощью резьбового соединения. Если отключать, положительный вывод аккумулятора первым, то можно случайно прикоснуться гаечным ключом к металлическим деталям двигателя или кузова автомобиля. Получится короткое замыкание.

Как безопасно заводить автомобиль
от АКБ другого автомобиля (прикурить)

Никто не застрахован от случая, когда понадобится аккумулятор-донор для запуска двигателя собственного автомобиля, или как в народе говорят «прикурить». Обычно соединяют одноименные клеммы аккумуляторов межу собой проводами с крокодилами, прибавляют газ, и запускают двигатель другого автомобиля, оставляя свой работающим. Такое «прикуривание» может вывести электронику современного электрооборудования автомобиля из строя и не стоит удивляться, если сразу или через какое-то время в Вашем автомобиле возникла неисправность. А как же правильно «прикуривать»? Ответ очень простой.

В зимнее время, прежде чем дать «прикурить», необходимо завести свой автомобиль и прогреть двигатель в течение не менее пяти минут. Заглушить двигатель. В автомобиле, котором сел аккумулятор, нужно сначала отсоединить от минусового вывода аккумулятора клемму, а затем подсоединить провода для прикуривания к плюсовому выводу и к снятой клемме с отрицательного вывода аккумулятора .

Так как потребляемый стартером ток при пуске двигателя составляет около 100 А, то сечение проводов прикуривателя должно быть не менее 10 мм 2 , что соответствует диаметру провода без учета изоляции 3,6 мм.

Вторые концы проводов подсоединить к выводам аккумулятора-донора. Запустить двигатель, дать ему поработать пару минут, и, не останавливая отключить провода «прикуривателя».

Вырабатываемой электроэнергии автомобильного генератора вполне хватит для питания всего включенного электрооборудования автомобиля. Подключить отрицательный вывод бортовой сети к штатному аккумулятору.

Для более быстрой подзарядки аккумулятора необходимо стараться ехать на низких передачах, чтобы обеспечить не менее 3000 обор/мин вала двигателя. При таких оборотах генератор автомобиля будет вырабатывать достаточный для питания электрооборудования и зарядки аккумулятора ток.

Для гарантированного следующего пуска двигателя после его остывания необходимо незамедлительно полностью зарядить аккумулятор от зарядного устройства.

Как влияет полный разряд АКБ на срок его службы

Отрицательно. Особенно опасен полный разряд для современных не обслуживаемых аккумуляторов. Как предупреждают производители таких аккумуляторов, даже разовый полный разряд может вывести аккумулятор из строя. Из личного опыта скажу, что у меня случалось два раза разряжать необслуживаемый аккумулятор до нуля (забывал летом выключать габаритные огни), но серьезные последствия не наступали. Правда третьего раза я уже не допускал, поставил сигнализатор, который при открывании водительской двери при выключенном двигателе, но включенных габаритах и фарах издавал сигнал.

Сколько времени аккумулятор
может сохранять работоспособность без подзарядки

Время хранения отключенного от бортовой сети автомобиля полностью заряженного аккумулятора зависит от его емкости. Внутренние токи утечки составляют около 10 мА ч. Зная это легко время рассчитать. С учетом допустимого разряда аккумулятора до 30% от первоначальной емкости, для 50 А ч аккумулятора получим 50/3,3= 16 А ч – это допустимая степень разряда. Значит, аккумулятор может отдать на саморазряд емкость 50 А ч-16 А ч=34 А ч. Теперь 34 А ч делим на 0,01 А ч и получается 3400 часов или 141 день, около 5 месяцев . При этом надо учесть, что хранение разряженного аккумулятора при температуре ниже минус 10°С недопустимо, так как плотность электролита снизится, и он превратится в лед, который деформирует аккумулятор и выведет его из строя.

В случае если аккумулятор подключен к бортовой сети автомобиля, то за счет токов утечки в электрооборудовании срок сократится вдвое, и составит уже 2,5 месяца.

Если подключена сигнализация, она тоже потребляет ток, который в зависимости от модели охранной системы составляет от 0,02 А ч до 0,05 А ч. Ток потребления сигнализации можно узнать из ее паспорта. В этом случае время, при токе потребления сигнализацией 0,02 А ч время составит 1,2 месяца, а при токе 0,05 А ч всего 20 дней . При отрицательных температурах воздуха время уменьшится вдвое и составит всего 10 дней .

Как проверить ток утечки в электрооборудовании автомобиля

Иногда автомобилисты жалуются, что полностью заряженный аккумулятор, даже когда машина не эксплуатируется, быстро разряжается и через неделю простоя двигатель невозможно запустить. Одной из причин такого поведения автомобиля может быть большой ток утечки в электрооборудовании.

Для измерения тока утечки электрооборудования необходимо снять с отрицательного вывода аккумулятора клемму и в разрыв между выводом аккумулятора и снятой клеммой включить, соблюдая полярность, амперметр постоянного тока , как показано на фотографии. Чтобы не держать щуп мультиметра в руке, целесообразно использовать отрезок медной проволоки со свитым на конце оголенным проводом в кольцо по диаметру клеммы аккумулятора.

Во время измерений все электроприборы должны быть выключены (ключ не должен быть в замке зажигания), в том числе, и отключена от схемы автомобиля охранная сигнализация. Если величина тока превышает 10 мА, то имеется неисправность в электропроводке или оборудовании.


Если сложно отключить сигнализацию, то измерения можно провести и без ее отключения. Тогда амперметр будет показывать суммарный ток – ток утечки в электрооборудовании и потребляемый сигнализацией, величина которого должна лежать в пределах 50-100 мА. Если ток больше, то в электропроводке или электрооборудовании машины есть неисправность.

Как видно на фото суммарный ток потребления в этом автомобиле составляет 50 мА. При измерении показания приблизительно с секундной периодичностью будут увеличиваться на несколько миллиампер. Это нормально и связано с работой охранной системы сигнализации. При этом величина тока потребления от аккумулятора будет одинаковой, как при включенной с помощью брелока системы сигнализации, так и при выключенной. При включении и выключении охранной сигнализации, из-за потребления тока системой центрального замка, в течение пару секунд будет наблюдаться бросок тока до 3-5 А. А если ток такой величины будет течь большее время, то значит, неисправен один из активаторов двери.

Как выбрать автомобильный аккумулятор при покупке

Рано или поздно каждый автолюбитель сталкивается с необходимостью замены аккумулятора в автомобиле. При покупке нового аккумулятора необходимо учесть следующие вопросы:

    Габаритные размеры аккумулятора и возможность его закрепления в Вашем автомобиле;

    Порядок расположения на аккумуляторе плюсового и минусового выводов ;

    Дата выпуска , если не найдете на этикетке дату выпуск или прошло более 3 месяцев со дня выпуска, то такой аккумулятор лучше не покупать;

    Напряжение аккумулятора и его емкость в А ч . Емкость должна быть равной, а лучше большей, чем у штатного аккумулятора.
    Все высказывания, что при большей емкости будет больший износ щеточно-коллекторного узла стартера, не имеют ничего общего с действительностью. Согласно закону Ома , ток в цепи прямо пропорционален напряжению и обратно пропорционален сопротивлению. Сопротивление стартера при увеличении емкости аккумулятора не изменилось, напряжение тоже. Следовательно, величина пускового тока останется прежней и никакого дополнительного износа щеточно-коллекторного узла стартера при установке аккумулятора большей емкости быть не может, по определению ;

    Пусковой ток холодной прокрутки при −18°C в Амперах (А), чем больше, тем лучше. Для справки, минимальный и одинаковый по величине пусковой ток для разных стандартов маркируется разными значениями: DIN (Европа, Россия) – 170 A , EN (Европа, Россия) – 280 A , SEA (США) – 300 A;

    Тип аккумулятора не имеет значения, любите заниматься химией (доливать дистиллированную воду в банки аккумулятора, измерять плотность электролита ареометром), берите обыкновенный аккумулятор. В противном случае покупайте необслуживаемый аккумулятор;

    Покупать аккумулятор нужно в специализированных авто магазинах , чем дороже стоит, тем обычно лучше. Позаботьтесь о внесении в гарантийный талон даты продажи аккумулятора, скрепленной печатью.

А проще, чтобы не задаваться многочисленными вопросами, нужно срисовать (сфотографировать) с этикетки старого аккумулятора его тип и приобрести такой же.

Как проверить в автомобиле исправность
реле-регулятора заряда аккумулятора

Для этого нужно запустить двигатель автомобиля и, не включая электрические приборы, изменяя обороты двигателя (манипулируя педалью газа) измерять напряжение на клеммах аккумулятора. Величина напряжения должна быть в пределах 13,9 В-14,3 В . Если напряжение при больших оборотах двигателя меньше указанной величины, то неисправен генератор или реле-регулятор, возможно, ослабло натяжение ремня, передающего крутящий момент с вала двигателя на генератор. Если напряжение больше, то неисправен реле-регулятор и требуется его ремонт или замена. При малых оборотах двигателя напряжение может быть меньше 13,9 В и это нормально.

Как проверить работу генератор автомобиля без приборов

Для проверки исправности генератора автомобиля нужно при работе прогретого двигателя снять клемму с отрицательного выводы аккумулятора. Далее, не нажимая на педаль газа включить последовательно дальний свет, вентилятор печки и обогреватель заднего стекла. Двигатель должен продолжать стабильно работать, лишь незначительно снизив обороты. Если при включении очередного прибора двигатель заглох, то нужно повторно запустить его и проделать выше описанные действия, предварительно увеличив обороты до 1500. При исправной работе генератора двигатель глохнуть не должен.

Можно ли в автомобиле установить два аккумулятора
и подключить их параллельно

Да. Когда в Вашем автомобиле разрядился аккумулятор и Вы для пуска двигателя «прикуриваете» свой автомобиль от аккумулятора другого автомобиля, то практически соединяете два аккумулятора параллельно (так «прикуривать» не правильно). Устанавливать в автомобиль и подсоединять два и более автомобильных аккумулятора параллельно можно, при этом емкость их и техническое состояние значения не имеет. Главное, чтобы они были рассчитаны на одинаковое напряжение и находились в исправном состоянии. Перед параллельным подключением необходимо оба аккумулятора полностью зарядить. В дальнейшем, при эксплуатации, если потребуется зарядить аккумулятор, то заряжать надо будет оба аккумулятора. Можно будет сначала снять и зарядить один аккумулятор, чтобы не оставлять автомобиль без охранного устройства, а затем второй.

Можно ли ездить на автомобиле с незакрепленным аккумулятором

Некоторые автолюбители ленятся закрепить аккумулятор после зарядки или замены. В результате при резких маневрах автомобиля пластмассовый корпус аккумулятора может повредиться об острые кромки деталей кузова автомобиля и прийти в негодность. Постоянное перемещение аккумулятора во время езды приводит к трению его стенок о корпус кузова, что может привести к таким же последствиям. В дополнение из-за перемещения аккумулятора токопроводящие провода постоянно изгибаются, что может привести к их обрыву. В случае серьезного ДТП, куда полетит незакрепленный аккумулятор и о серьезности возможных последствиях трудно сказать. Вывод очевиден, аккумулятор необходимо надежно закреплять.

Как не оставить во время зарядки аккумулятора автомобиль
без охранной сигнализации

При зарядке автомобильного аккумулятора его, как правило, снимают с автомобиля на время зарядки. При этом автомобиль остается без электронной системы охранной сигнализации. Редко у кого есть запасной автомобильный аккумулятор для подмены. Но его и не обязательно иметь, можно обойтись аккумулятором на 12В небольшой емкости, например, от Источника бесперебойного питания компьютерной техники. Ведь при выключенных электроприборах ток потребления схемой автомобиля не превышает 0,01 А ч, а если включена сигнализация, то увеличивается максимум до 0,05 А ч. Так что для полноценной замены на сутки подойдет любой аккумулятор емкостью даже 1,2 А ч. Подойдет даже непригодный аккумулятор для работы в UPS из-за потери емкости. Перед применением, подменный аккумулятор надо обязательно зарядить и проверить его работоспособность. Для проверки достаточно подключить к выводам аккумулятора лампочку от фары автомобиля. Если лампочка светит в полную силу, значить аккумулятор годен для подмены.

Для подключения аккумулятора сначала нужно подготовить провода для подключения к боровой электро проводке автомобиля, оснастить концы проводов клеммами, и снять изоляцию на 8-10 см.

Далее нужно извлечь штатный аккумулятор и на его месте поместить подготовленный аккумулятор от UPS. Соблюдая полярность, обвить зачищенными концами проводов штатные наконечники для подключения аккумулятора. Надеть клеммы на контакты временного аккумулятора. Убедиться, что случайное прикосновение положительного наконечника к металлическим деталям автомобиля исключено.

Осталось закрыть крышку капота, двери и поставить с брелока автомобиль на сигнализацию. Центральный замок при этом тоже будет работать. На время заряда аккумулятора охранная система будет успешно выполнять возложенную на нее задачу.

Первая замыкаемая электрическая цепочка, когда проворачивается ключ зажигания при пуске автомобиля, — это связь между аккумулятором и системой зажигания.

Если по этой цепочке потечёт слабый ток, то стартеру не хватит мощности, чтобы провернуть вал двигателя, привести в движение поршни, то есть двигатель не запустится. Наиболее вероятный ответ – произошла разрядка аккумулятора.

Что такое аккумулятор, устройство, принцип действия?

Аккумулятор – автономный источник питания, способный накапливать и отдавать электроэнергию. Представляет собой набор пластин, помещённых в отдельные отсеки, — банки. Электрохимическая связь между ними осуществляется посредством электролита, залитого в банки. Съём электроэнергии осуществляется с положительного и отрицательного электродов.

Наиболее распространены свинцово-кислотные источники питания.

Используемые металлы – это свинец и его диоксид. В качестве электролита применяется серная кислота.

Выработка электроэнергии основана на взаимодействии оксида свинца и раствора серной кислоты при подключении внешней нагрузки к электродам. При этом оксид окисляется до сульфата свинца, происходит расходование кислоты с превращением её в воду.

Такой процесс приводит к падению плотности электролита, что вызывает уменьшение съёма электрической мощности с источника питания , — аккумулятор переходит в разряженное состояние.

Для возврата в обратное состояние с электродов необходимо снять нагрузку и подать ток в обратном направлении, то есть перевести аккумулятор в состояние зарядки.

Признаки разряда источника питания

Есть несколько характерных признаков того, что источник питания работает не в полную мощность:

  • медленная «вялая» работа механических устройств , свет от фар становится более тусклым, нежели при работающем двигателе;
  • при запуске стартер стал медленнее крутиться , требуется больше времени для запуска двигателя;
  • при пуске становится слышным характерный звук , исходящий от работы стартера, появляются щелчки, индикаторные лампочки на панели горят не постоянно, а мигают в такт прощёлкиваниям;
  • при визуальном осмотре выявляется , что цвет жидкости приобрёл тёмный красноватый оттенок.

Подготовка к зарядке и правила безопасности

Заряжать аккумулятор удобнее всего в закрытом помещении с положительной температурой, — в городских условиях это гараж или собственное жильё.

Перед процедурой заряжания необходимо:

  • снять источник питания с автомобиля и занести его в дом ;
  • в случае, если дело происходит в холодное время год а, прибор необходимо выдержать несколько часов для принятия им положительной температуры;
  • провести процедуру внешнего осмотра на предмет выявления возможных механических повреждений , — это может быть следствием вытекания электролита, тогда необходимо утилизировать аккумулятор и приобрести новый;
  • очистить корпус от грязевых и солевых отложений;
  • зачистить электроды , — в процессе эксплуатации металл покрывается слоем окислов, что повышает электрическое сопротивление.

Сам источник питания является предметом повышенной опасности из-за наличия в нём кислоты. Ещё одна опасность таится в самой процедуре зарядки. Связано это с тем, что при протекании электрохимических реакций происходит выделение вредных для здоровья газов.

Отсюда следует, что необходимо предпринять ряд мер безопасности при зарядке источника питания в домашних условиях:

  1. Обеспечить вентиляцию помещений , особенно того, где находится аккумулятор.
  2. При наличии балкона процесс заряда аккумулятора целесообразно перенести на него. При этом балконная дверь, ведущая в жилое помещение, должна быть закрыта. На самом балконе необходимо обеспечить вентиляцию посредством приоткрытия фрамуг или форточек.
  3. Факты проявления плохого самочувствия, — головная боль, подташнивание, першение в горле, затруднённое дыхание, — это свидетельства того, что происходит насыщение помещения вредными газами, человеческий организм подвергается отравлению. В этом случае процесс заряда необходимо срочно прервать, обеспечить интенсивное проветривание помещений, — устроить сквозняк.
  4. Ещё один признак ухудшения микроклимата – это поведение домашних животных, которые начинают проявлять беспокойство, издают голосовые звуки, «пристают» к хозяевам.

Проверка плотности электролита

Важная предварительная процедура подготовки к заряжанию источника питания — это проверка электролита:

  • С банок аккумулятора снимаются крышки и визуальным путём осуществляют контроль уровня электролита — в нормальном рабочем состоянии жидкость должна полностью закрывать свинцовые решётки. В противном случае требуется долить дистиллированную воду.

Важно! Необходимо использовать только дистиллят. Вода, налитая из-под крана или взятая из других источников, содержит физико-химические примеси, которые вызовут нештатный режим работы аккумулятора и приведут к быстрому разрушению свинцовых пластин.

  • Проверяется плотность электролита посредством ареометра — прибора со стеклянным корпусом с нанесённой шкалой. Уровень плотности будет показывать поплавок, находящийся внутри прибора. Для этого с помощью встроенной груши производится забор электролита. Штатный показатель плотности находится в диапазоне 1,25…1,29 кг/дм³ при температуре +18…25°C.

Важно! Серная кислота – это химически агрессивный реагент, разъедающий ткань, вызывающий ожоги. При работе необходимо озаботиться резиновыми перчатками и защитными очками.

Процесс зарядки АКБ

Для осуществления процедуры зарядки потребуется зарядное устройство.

На рынке сейчас присутствует большое количество моделей, применяемых для работ со свинцовыми батареями, но их можно объединить в две группы:

  1. Устройство с постоянным током заряда , — осуществляет подачу тока постоянной величины.
  2. Устройство с постоянным напряжением, — процесса заряда происходит при неизменной величине напряжения.

Для процедуры зарядки аккумулятора сила тока, является важным показателем.

Ток зарядки

  1. Первый способ , — источник питания заряжается от устройства с постоянным значением выходного тока. В этом случае принимается величина, равная 10% от паспортного значения ёмкости батареи. Например, для АКБ со значением 55 единиц, сила тока составит 5,5 ампер.
  2. Второй способ , — на батарею подаётся напряжение постоянной величины. В этом случае диапазон значения напряжения составит 14,5…16,5 V с постепенно изменяющейся величиной силы тока 45…20 А.

Правильная зарядка АКБ

Перед началом процесса зарядки необходимо:

  • Аккуратно протереть корпус аккумулятора , особенно в верхней части, около крышек.
  • Снять крышки, не убирая далек о, а оставляя каждую рядом со своей банкой.
  • Выставить в «ноль» показания зарядного прибора или, в более сложных зарядных устройствах , выставить необходимый режим зарядки.
  • Подключить АКБ к заряднику.

Важно! Последовательность подключения должна быть только такой:

  1. сперва подключаются клеммы к электродам источника питания в соответствии с полярностью;
  2. далее, зарядное устройство подключается к стационарной электросети.

Последовательность, контроль зарядки АКБ при разных режимах

  1. Первый способ — заряд постоянным током, потребует постоянного внимания за процедурой зарядки. Это объяснимо тем, что по мере увеличения степени насыщения, изначальная величина зарядного тока оказывается излишней, — часть энергии тратится на электролиз воды, которая распадаясь, образует у одного электрода кислород, у другого – водород. В силу этого приходится в течение всего периода заряда АКБ периодически менять показатели тока в меньшую сторону.
  2. Второй способ — заряд постоянным напряжением. В течение процесса заряда величина напряжения остаётся постоянной, но сила тока к концу процедуры сходит на нет. Количество образующихся газов минимально, что позволяет не контролировать постоянно весь процесс. При начальном напряжении 16…16,5 V полностью заряженный аккумулятор приобретёт полный заряд через 24 часа.

Совет. Если есть возможность, то лучше приобрести современный зарядный прибор, который, несмотря на более высокую цену, позволяет отслеживать процесс зарядки в автоматическом режиме, изменяя выходные показатели в соответствии со степенью заряда источника питания.

Проверка работоспособности аккумуляторной батареи

Индикация на зарядном устройстве покажет о том, что аккумулятор заряжен полностью, но реальную работоспособность источника питания может показать только рабочие испытания, например, посредством нагрузочной вилки.

Нагрузочная вилка – это электрическое приспособление имитирующая потребителей электроэнергии в автомобиле.

Снабжается измерительным прибором. При подключении к полностью заряженной АКБ, показатели в течение 5…10 секунд должны быть не меньше 9V, равны или возрастать .

В противном случае, меньшие значения или их падение, свидетельствуют о неисправности батареи.

  1. Совет 1 . При срочной необходимости в заряде аккумулятора, возможно применить краткосрочный усиленный режим. Для этого применяются большие значения тока.
  2. Совет 2. Для продления жизни батареи лучше применять меньшие значения зарядных токов, но длительность подпитки АКБ может увеличиться на сутки, двое, трое.
  3. Совет 3 . Зимой необходимо подзаряжать батарею при падении степени разряда до 25%. Больший разряд вызовет более длительную процедуру заряда.