Зарядить акб автомобиля в домашних условиях. Как заряжать аккумулятор в домашних условиях. Последовательность, контроль зарядки АКБ при разных режимах

Неважно, как села АКБ: забыли ли вы погасить габариты, слишком увлеклись прослушиванием музыки на стоянке или уезжали на всё лето в отпуск. Чтобы зарядить аккумулятор, нужно иметь представление о теории и следовать нескольким простым правилам.

Немного теории

В автомобилях по большей части используются свинцово-кислотные аккумуляторы (WET). Их принцип работы основан на химической реакции свинцовых пластин с электролитом, в результате которой вырабатывается электричество. Со временем неизбежно происходит сульфатация и разрушение пластин, а также выкипание электролита, из-за чего снижается ёмкость АКБ. И аккумулятор может разрядиться в самый неподходящий момент.

Как проверить аккумулятор

akbinfo.ru

Проще всего использовать встроенный индикатор заряда, который есть на большинстве аккумуляторов. Это та самая «лампочка», которая в действительности никакая не лампочка, а зелёный шарик-поплавок, двигающийся в прозрачной колбе. При достаточном уровне и плотности электролита шарик поднимается и мы видим зелёный индикатор. Если поплавка не видно, нужно проверить электролит и подзарядить АКБ.

Ещё один вариант - мультиметр. С его помощью можно измерить напряжение на клеммах и понять, разряжен аккумулятор или нет. На полностью заряженной АКБ должно быть 12,6 В и более. Напряжение 12,42 В соответствует 80% заряда, 12,2 В - 60%, 11,9 В - 40%, 11,58 В - 20%, 10,5 В - 0%.

Самым надёжным способом является проверка нагрузочной вилкой. Она может показать падение напряжения под нагрузкой, то есть реальный уровень заряда и, соответственно, ёмкость. Такой прибор есть у любого автоэлектрика или в магазине, где продают аккумуляторы. И за эту проверку с вас, скорее всего, даже не возьмут денег.


toyotaoforlando.com

Определив, что АКБ действительно , можно приступать к зарядке, но сначала нужно подготовиться.

  1. Аккумулятор желательно снять с машины. Если на это нет времени, отключите его от бортовой сети, отсоединив минусовой провод.
  2. После этого нужно очистить клеммы от смазки и окиси для хорошего контакта.
  3. Не помешает протереть поверхность аккумулятора сухой тряпкой, а лучше - смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды.
  4. Также не забудьте отвернуть пробки на каждой из банок АКБ или снимите заглушку, чтобы обеспечить свободный выход паров электролита и не допустить избыточного давления внутри.
  5. Если уровень электролита в какой-то из банок недостаточный, нужно долить дистиллированной воды, чтобы она полностью покрыла пластины.

evilution.co.uk

Сам принцип зарядки прост: нужно лишь в соответствии с полярностью присоединить к клеммам аккумулятора провода от зарядного устройства и воткнуть вилку в розетку. Однако для начала стоит определиться со способом зарядки. Различают два основных метода: зарядка постоянным током и зарядка постоянным напряжением.

Первый эффективнее, но проходит в несколько этапов и требует контроля. Второй проще, однако обеспечивает зарядку АКБ лишь до 80%.

Существует ещё так называемый комбинированный метод, при котором участие со стороны автовладельца сводится к минимуму. Минус такого способа в необходимости специального зарядного устройства с довольно высокой стоимостью.

Зарядка постоянным током

  1. Устанавливаем ток в 10% от номинальной ёмкости аккумулятора и заряжаем до тех пор, пока напряжение на клеммах АКБ не поднимется до 14,3-14,4 В. Например, аккумулятор ёмкостью 60 А·ч нужно заряжать током не более 6 А.
  2. Далее уменьшаем ток в два раза (до 3 А), чтобы снизить интенсивность кипения, и продолжаем зарядку.
  3. Как только напряжение поднимется до 15 В, нужно снова уменьшить ток в два раза и заряжать аккумулятор до того момента, когда значения напряжения и тока перестанут изменяться.

Зарядка постоянным напряжением

Тут всё гораздо проще. Нужно лишь установить напряжение в пределах 14,4–14,5 В и ждать. В отличие от первого метода, с помощью которого можно полностью зарядить АКБ за несколько часов (порядка 10), зарядка постоянным напряжением длится около суток и позволяет восполнить ёмкость аккумулятора лишь до 80%.

Меры предосторожности

Поскольку зарядка аккумулятора - это химический процесс, при котором выделяется взрывоопасная смесь водорода и кислорода, нужно быть очень осторожным и следовать правилам:

  1. Заряжайте АКБ в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Не пользуйтесь открытым огнём и не проводите никаких работ с образованием искр.
  3. Если нет возможности снять аккумулятор с машины, отключите минусовой провод, а лучше оба.

Будь то обслуживаемое или необслуживаемое устройство, нуждается в периодической подзарядке. Если АКБ будет заряжена, это избавит автовладельца от многих проблем, связанных с ее эксплуатацией. Из этого материала вы сможете узнать, как производится в домашних условиях, и какие моменты при этом необходимо учитывать.

[ Скрыть ]

Лучшее место для зарядки

  1. Сам процесс подзарядки можно выполнить, не снимая батарею с машины, если вы являетесь владельцем гаража, в котором есть условия для зарядки. Имеется в виду проведенное электричество и отопление помещения, если речь зимой. Для большего удобства батарею можно демонтировать.
  2. Помещение, в котором выполняется задача, должно быть проветриваемым. В нем тепло, а влажность воздуха не повышенная.
  3. Рядом с местом зарядки отсутствуют легко возгорающихся предметов и вещей.

Перед надо очистить и удалить загрязнения и окисления с его клемм. Лучше использовать функциональные зарядные приборы, которые смогут контролировать параметры. Ознакомившись с рекомендациями, у вас возникнет логичный вопрос — а можно ли заряжать дома (автор — канал Автоэлектрика ВЧ)?.

Риски зарядки АКБ дома

Теперь предлагаем ознакомиться с возможными рисками от заряда батареи в условиях дома.

Чем грозит зарядка батареи в квартире?

По мнению представителей сферы здравоохранения, процедуру зарядки нельзя выполнять в жилом помещении. В составе электролита — рабочего вещества — присутствуют множество вредоносных микроорганизмов, которые в процессе подзарядки АКБ могут попасть в воздух при испарении жидкости. Воздействие хлористого водорода, арсина, а также стибин не принесет пользы организму, поскольку их воздействие приведет к отравлениям и ожогам дыхательных путей.

Вещества могут отравить человека, но есть еще один опасный нюанс. При зарядке придется выкрутить крышки банок аккумулятора, а это может привести к выделению водорода в воздух. Когда водород смешивается с кислородом, это приведет к образованию взрывоопасного поля. В итоге возгоранию и взрыву может поспособствовать искра от спички или закуренная сигарета. На практике такое происходит нечасто, но учитывать нюанс нужно (автор видеоканал Ник86 авто-стройка).

Вторичное загрязнение опасно для организма. После того как вы выполнили зарядку, в помещении остаются токсины, содержащиеся в воздухе. Они оседают на стенах, мебели, предметах быта и на теле. Впоследствии токсины могут долго раздражать организм, причем не всегда генеральная уборка помогает решить проблему.

Автолюбители, которые зимой не используют машины, заносят аккумуляторы домой, чтобы не допустить их разряда и износа. Нахождение батареи в квартире безопасно, однако заряжать в жилом помещении не стоит, особенно, если живут дети.

Почему нельзя заряжать батарею в доме?

Причиной является то, что из батареи при подзарядке выходят вредоносные токсины. Признаки вторичного загрязнения организма проявляются еще после заряда. Речь идет о головных болях, мигрени, сонливости, апатии, вялости, появления тошноты и ухудшения самочувствия. Эти симптомы могут проявиться в тот же день, когда вы зарядили аккумулятор.

Причем избавиться от этих признаков будет сложно, поскольку сам процесс длительный и опасный, при этом он далеко не всегда дает необходимый результат. Разумеется, убрать помещение и отмыть мебель можно, но неизвестно, где именно скопились токсины, это затрудняет процесс. Тем более, вы не сможете узнать, избавили ли вы от них свой дом или нет. Лучше всего заряжать АКБ в хорошо проветриваемом гараже с вентиляцией, летом — на улице. Но если прочих вариантов, кроме как дома, у вас нет, то прежде чем приступить к процессу, поставьте АКБ в проветриваемую комнату и откройте окна, чтобы сделать сквозняк (видео снято каналом Дневник Рыбака).

Инструкция по зарядке АКБ

Как зарядить свою АКБ самостоятельно:

  1. Сначала батарею нужно снять с авто, для этого открутите гайки на подключенных клеммах и отсоедините их, а затем выкрутите гайку планки или кронштейна, который фиксирует батарею.
  2. После демонтажа проверьте корпус на предмет повреждений. При наличии трещин АКБ использовать нельзя, поскольку такие повреждения способствуют утечке электролита. Такую батарею нужно утилизировать. Также проверьте уровень жидкости в банках, поскольку электролита должно быть достаточно в устройстве, иначе он быстро закипит и испарится. Если нужно, в банки можно добавить дистиллят.
  3. Очистите клеммы от окисления и грязи, это позволит обеспечить более эффективное подключение и подачу напряжения на выводы.
  4. Открутите крышки, расположенные на секциях батареи, но полностью не извлекайте их. Это позволит предотвратить вздутие устройства в случае испарения электролита.
  5. Как мы уже сказали, заряжать АКБ дома не рекомендуется, но если других вариантов нет, то придется выполнять эту задачу дома. Заряжать устройство можно по одному из нескольких методов. Подключите к аккумулятору ЗУ и выставьте на нем напряжение от 14 до 16 вольт, только после этого зарядный девайс можно подключить к сети. Величина параметра должна составлять около 10% от общей емкости батареи.
    Сила тока в ходе подзарядки будет уменьшаться, а когда аккумулятор будет полностью заряженным, указатель на амперметре упадет до нуля. Если батарея давно не использовалась, то вам надо будет ее полностью разрядить, к примеру, через лампочку, после чего опять повторить процедуру зарядки. Чтобы с помощью лампочки разрядить устройство, припаяйте к ней два провода, один из которых подключите к минусу, а другой — к плюсу.
  6. Есть еще один способ, он полностью противоположный. В этом случае используется постоянная сила тока, без уменьшения, а изменяться будет только напряжение. Метод на практике сложный, поскольку его реализация требует от автолюбителя определенных знаний. В самом начале на девайсе следует выставить величину тока, которая соответствует 10% от полной емкости батареи.
    При таком подключении аккумулятор следует держать подключенным к зарядному прибору до того момента, пока уровень напряжения на нем не составит 14 вольт. Когда это произойдет, параметр тока нужно будет снизить на 50%, то есть в два раза, после чего ждать, пока напряжение не возрастет до 15 В. Затем ток опять нужно понизить еще в два раза. Процедуру можно считать завершенной тогда, когда величина напряжения в батарее будет оставаться на одном уровне и не повышаться.
  7. Затем нужно отключить ЗУ от сети и отсоединить его клеммы от выводов батареи, после чего опять проверить объем жидкости в банках и если нужно, добавить электролит в систему.

Современный автомобиль комплектуется огромным количеством электроники, которая требует электрической энергии. От качества зарядки АКБ зависит запуск авто на холостом ходу и работа всей электрической системы автомобиля при неработающем двигателе. Статья посвящена таким вопросам: как осуществляется зарядка аккумулятора автомобиля , сколько и каких видов зарядных устройств существует.

[ Скрыть ]

Необходимость правильной зарядки

АКБ выполняет следующие функции:

  • запускает силовой агрегат;
  • осуществляет питание электрических систем при отключенном двигателе и на холостом ходу;
  • является источником дополнительной энергии при больших нагрузках на генератор.

От АКБ получают питание все элементы, входящие в электрическую схему машины. Соответственно у АКБ с каждым разом уменьшается заряд. Разряженный аккумулятор нужно ставить на подзарядку и зарядить до нормы. Есть два варианта зарядки: не снимая с автомобиля зарядить на месте или после снятия с авто подключить к стационарному ЗУ.

Зарядка АКБ осуществляется с помощью специальных устройств. Заряжать можно не снимая с машины. Чтобы правильно ее осуществить, нужно выяснить, какие виды аккумуляторных батарей существуют, основные их характеристики, влияющие на подзарядку, виды устройств для зарядки, как они функционируют, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор.

Виды аккумуляторных батарей

АКБ имеют похожую конструкцию, они состоят из набора пластин, играющих роль электродов. Между ними залит электролит, в котором происходит химическая реакция. Благодаря этой реакции выделяется электрическая энергия.

Все виды АКБ делятся на две большие группы: обслуживаемые и необслуживаемые. Во время химической реакции вода частично испаряется, поэтому необходим контроль уровня электролит. Если его недостаточно нужно доливать дистиллированную воду. К необслуживаемым моделям относятся гелевые аккумуляторы и AGM.

В настоящее время на автомобили устанавливают следующие виды аккумуляторных батарей:

  1. Сурьмянистые АКБ используют свинцовые пластины, к которым добавлена сурьма, чтобы увеличить их прочность. Но из-за этого испаряется вода и приходится регулярно ее доливать.
  2. Малосурьмянистые АКБ с пластинами из свинца помещены в специальные защитные кассеты. В них удалось уменьшить испарение воды из электролита до минимума. Правда, они быстрее разряжаются. Но их плюс – они легко и наиболее полно заряжаются.
  3. Гибридные батареи имеют пластины из разных материалов. В качестве положительной пластины используется — малосурьмянистая, а в качестве отрицательной может быть свинцово-кальциевая пластина или с добавлением серебра. Они способны также полностью заряжаться, но в отличие от малосурьмянистых, устойчивы к выкипанию и саморазрядке.
  4. Кальциевые АКБ — в них в качестве положительных и отрицательных электродов используются пластины из кальция. Достоинством кальциевых аккумуляторов является минимальное выкипание, в них не нужно доливать воду в течение всей эксплуатации. Кроме того, они меньше разряжаются, чем малосурьмянистые аккумуляторы. Недостатки: трудно зарядить полностью; после 3-4 разрядов кальциевую батарею восстановить уже будет нельзя.
  5. Гелевые и AGM батареи устойчивы к ударам и вибрации. Густая консистенция электролита снижает вероятность протечки при повреждении ли опрокидывании АКБ. Недостаток этих изделий – снижение работоспособности при низких температурах.
  6. Щелочные АКБ хорошо переносят перезарядки, скачки напряжения, имеют низкую саморазрядку, не боятся низких температур, долго могут находиться в разряженном состоянии. Используются в основном на военной технике из-за высокой стоимости.

Виды зарядных устройств для аккумулятора

Прежде чем рассматривать, как зарядить аккумулятор автомобиля, следует изучить, какие виды зарядных устройств существуют.

Современные ЗУ можно разделить на следующие типы:

  1. Предпусковые зарядные устройства предназначены для восстановления . Заряжать ее можно не снимая с автомобиля.
  2. Зарядно-пусковые ЗУ отличаются проводами с большим сечением. Они способны заряжать в авторежиме.

Зарядка от А до Я

Если пользоваться постоянно машиной и совершать длительные поездки, то регулярная подзарядка не нужна. Но если АКБ долгое время не использовалась, она нуждается в подзарядке хотя бы раз в месяц.

Особенности

Как известно, Ампер и Вольт — единицы измерения эклектического тока.

Когда заряжается аккумулятор необходимо учесть следующие факторы для контроля и правильной зарядки:

  1. Сила тока не должна быть выше 10% от номинальной энергоемкости, которую имеет батарея. Например, если энергоемкость аккумулятора составляет 60 Ампер час, то сила тока не должна превышать 6 Ампер.
  2. На клеммах зарядного устройства нормальным считается напряжение выше на 10% от номинального напряжения полностью заряженной АКБ. Допустим, у заряженной полностью АКБ напряжение на клеммах равно 12,6 Вольт. Так как 10% от этого показателя составляет 1,26 Вольт, его нужно добавить к номинальному и получится, что нормальное напряжение на клеммах ЗУ должно составлять 13,86 Вольт.

АКБ можно быстро зарядить с помощью токов больших значений — от 20 Ампер до 30 Ампер. Но такая зарядка приводит аккумулятор к быстрому износу, поэтому ею лучше не пользоваться.

Во время зарядки гелевой батареи необходимо контролировать, чтобы напряжение в электрической сети не было выше 14,2 Вольт.

Эти критерии следует учитывать, чтобы правильно зарядить автомобильный аккумулятор. Зная, какие показатели Ампер и Вольт должны на быть в электрической схеме при зарядке, можно начинать заряжать АКБ. В видео от «ВсеИнструменты.ру» расскажут, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.

Подготовительные работы

Перед зарядкой следует изучить инструкцию, в которой описано, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля. Схема зарядки включает : нужно убедиться, что она полностью разрядилась. Ее нужно демонтировать из моторного отсека и подвергнуть тщательному осмотру.

Причиной разрядки может быть не только естественная разрядка, но и нарушение целостности корпуса аккумулятора. В этом случае электролит выливается и химической реакции не происходит. Если при осмотре выявлена трещина, то из батареи вытек весь электролит. Такую батарею нельзя использовать в электрической схеме авто.

Выяснить, разряжен ли аккумулятор, можно благодаря цветовому индикатору, установленному на крышке его корпуса. Индикатор может иметь разные цвета, чтобы не ошибиться, нужно изучить схему с пояснениями, которую наклеивают около индикатора.

Проверку зарядки можно сделать не снимая ее с авто с помощью обычного тестера, измерив напряжение на клеммах устройства. У батареи, которая разрядилась, напряжение будет ниже нормы.


Перед подзарядкой разряженной АКБ следует проверить, сколько электролита, и его состояние. Это можно сделать без снятия батареи через заливные пробки. Если электролит отвечает норме, то он должен быть прозрачным, чистым, без примесей и покрывать полностью пластины. Если электролита недостаточно, то нужно долить воды столько, сколько положено по инструкции.

Кроме того, нужно проверить отверстие для вентиляции на крышке АКБ, для этого не требуется ее снятия. Оно должно быть чистым, чтобы испарения могли свободно выходить.

Процесс зарядки

Важно помнить во время подзарядки о том, что электролит испаряется, поэтому аккумулятор лучше заряжать не снимая с машины в гараже или после снятия с авто заряжать в нежилом помещении. Важно также придерживаться правильной схемы подключения. Если подключение зарядного устройства будет выполнено неправильно, могут выйти из строя предохранители на ЗУ.

Заряжать аккумуляторную батарею можно двумя способами со снятием и без:

  1. При 1-м способе во время подзарядки напряжение не меняется и составляет 14-16 Вольт. Сила тока при этом изменяется. Сначала сила тока большой величины, и может составлять 25-30 Ампер. Затем сила тока становится меньше по мере того, как заряжается батарея.
  2. Второй метод сложнее. Во время зарядки меняется напряжение, поэтому требуется его постоянный контроль, а сила тока остается постоянной величиной.

ЗУ, в котором используется способ с постоянным напряжением, несложная. Для этого нужно с помощью регулятора выставить, сколько должна быть сила тока. Она равна 10% от номинальной энергоемкости АКБ. В процессе зарядки сила тока будет снижаться. Определить, что батарея полностью зарядилась, можно по стрелке амперметра: она должна опуститься до отметки «0». Если устанавливать такую силу тока, то полная подзарядка по времени обычно занимает 10-13 часов.


Выполнять подзарядку устройством с методом постоянного тока труднее, необходимо придерживаться определенной схемы во время подзарядки, которую следует знать. Сначала, как и в первом способе, нужно выставить силу тока, например, 6 Ампер, которая равняется 10% номинальной энергоемкости батареи 60 Ампер часов. С такой силой тока аккумулятор заряжается, пока значение напряжения не будет 14 Вольт.

Силу тока нужно уменьшить в два раза, то есть до 3 Ампер, и продолжить зарядку с таким показателем тока, пока показатель напряжения не станет равным 15 Вольт. Далее силу тока следует сделать еще в два раза меньше — 1,5 Ампер. Сколько нужно заряжать, можно определить по уровню напряжения. Если показатель напряжения держится на одном уровне больше часа, то это означает, что АКБ полностью зарядилась. Измерять Вольты можно с помощью вольтметра.

Если зарядка полная, двигатель должен легко запускаться на холостом ходу. На этом зарядка агрегата заканчивается.

Видео «Зарядное устройство Imax: зарядка аккумуляторной батареи для автомобиля»

На видео от Максима Васильевича показывается, как зарядить АКБ для машины.

Пока силовая установка автомобиля бездействует, питание бортовой сети осуществляется от внешнего источника питания – автомобильной аккумуляторной батареи. Также посредством электроэнергии аккумулятора производится и сам запуск силовой установки.

Необходимость правильной зарядки автомобильного аккумулятора

Но аккумуляторная батарея энергию для запитывания сети не вырабатывает, она лишь хранит ее в себе, при надобности отдает, после чего восстанавливает свой заряд от генератора автомобиля.

Цикличность заряда-разряда идет не на пользу самой батарее, со временем ее заряд уменьшается, то есть батарея потихоньку разряжается, полностью восстановить количество энергии от генератора не удается, в конечном итоге заряда батареи уже не будет хватать для запуска мотора. В таком случае остро встает вопрос: как зарядить аккумулятор автомобиля.

Производится данная операция зарядными устройствами. Но перед описанием того, как зарядить аккумулятор автомобиля, разберемся, какие бывают аккумуляторы, их основные параметры, которые учитываются при подзарядке, виды зарядных устройств, принцип их функционирования и то, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор и что не следует делать при выполнении операции.

Видео: Взрыв аккумулятора

Все АКБ конструктивно схожи. Имеется набор пластин, которые играют роль электродов, одни – положительных, другие - отрицательных. Чтобы между пластинами происходила химическая реакция, в результате которой выделяется электроэнергия, пространство между пластинами заполняется электролитом. В зависимости от вида АКБ в качестве электролита выступает либо раствор кислоты с водой, либо раствор щелочи с водой.

Виды аккумуляторных батарей

На автомобилях применяются аккумуляторы следующих видов: кислотные, щелочные и гелевые. Есть еще один вид батареи – литий-ионных, но в силу своих особенностей данные АКБ не могут запустить двигатель, поэтому в авто они применяются пока только, как дополнительный элемент питания.


У кислотных батарей электроды выполнены из свинца, в котором имеются дополнительные примеси. Свинец, как материал электродов, используется потому, что этот материал имеет хорошую энергоемкость и может за малый промежуток времени выдать токи больших значений. Электролитом у этих АКБ выступает раствор кислоты. Это самые распространенные батареи, которые применяются на автомобиле.

У щелочных батарей установлены не свинцовые, а никель-кадмиевые или никель-железные пластины. А пространство между ними заполнено раствором едкого калия. Эти АКБ на легковых авто применяются не часто, поскольку сила тока у них ниже, чем у кислотных.

Гелевые аккумуляторы появились сравнительно недавно. По сути, этот тот же кислотный аккумулятор, только у него электролит приведен в желеобразное состояние. Эти АКБ являются перспективными, но ряд технологических особенностей данных батарей не позволяет их широко использовать, да и стоят они не солидно.

Помимо этого АКБ делятся еще на обслуживаемые и необслуживаемые. Кислотные аккумуляторы бывают только обслуживаемыми. А все потому, что при химической реакции часть воды из раствора испаряется. Для того чтобы электролит имел соответствующую плотность, периодически нужно проверять состояние электролита и при надобности доливать воду.

Вода для доливки в аккумулятор используется только дистиллированная.

Необслуживаемыми являются гелевые АКБ. Они имеют герметичный корпус. При химической реакции вода у них не испаряется. Поэтому и доливки не требует.

Виды зарядных устройств для зарядки аккумулятора

В дальнейшем будем рассматривать, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор на примере распространенных кислотных АКБ. Но пока пройдемся по зарядным устройствам.


Любое зарядное устройство – это преобразователь электроенергии. Самая простая схема зарядного устройства (ЗУ) – это трансформатор понижающий и диодный мост. Принцип работы таков: переменное напряжение сети 220 В, проходя через трансформатор и диодный мост, преобразуется в постоянное напряжение в 14-16 В, которое требуется для зарядки АКБ.

Часто в конструкцию зарядного устройства включают дополнительные контрольные датчики – амперметры и вольтметры, регуляторы напряжения и силы тока, предохранители. Хотя есть и ЗУ, у которых сила тока и напряжение для каждого АКБ подбираются в автоматическом режиме.

Особенности зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях, следует учесть несколько параметров для зарядки аккумулятора.

  • Самой оптимальной силой тока для зарядки аккумулятора является показатель в 10% от номинальной энергоемкости АКБ. То есть, при показателе энергоемкости батареи в 60 Ач сила тока должна не превышать 6 А.
  • Оптимальное напряжение на клеммах ЗУ - это +10% от номинального напряжения полностью заряженной батареи. Для примера, у полностью заряженного аккумулятора напряжение на клеммах составляет 12,6 В. 10% от номинального напряжения - это 1,26 В, добавляем его к 12,6 В и получаем оптимальное напряжение в 13,86 В.
  • Провести быструю зарядку батареи возможно. Выполняется такая зарядка токами больших значений – 20-30 А. Но такая зарядка повреждает батарею, поэтому от такой зарядки лучше воздержаться.
  • При зарядке гелевого аккумулятора важно не превышать критического для такого АКБ напряжения, которое обычно составляет 14,2 В.

Это основные критерии, учитывающиеся для того, чтобы правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Перейдем непосредственно к тому, как зарядить аккумулятор автомобиля.

Подготовительные работы для правильной зарядки аккумулятора

Вначале нужно убедиться, что аккумулятор действительно разряжен. Для этого его нужно извлечь из ниши в автомобиле. Помимо естественного разряда батареи из-за его эксплуатации, причиной разряда может быть повреждение корпуса АКБ, в результате чего электролит вытек и химическая реакция в нем не проходит. Поэтому после извлечения его нужно отчистить от пыли, грязи и следует внимательно осмотреть корпус аккумулятора. Если трещина имеется и через нее вытек электролит – такой АКБ дальше использовать нельзя.

Определить, разряжена ли аккумуляторная батарея, можно по цветовому индикатору, который часто устанавливают на крышке корпуса. Цвета в индикаторе могут быть разные, поэтому следует обратить внимание на наклейку с пояснением, которая обычно наклеена рядом с индикатором.

Проверить состояние заряда батареи можно и по напряжению на клеммах. Для этого можно воспользоваться обычным тестером. При разряженной батарее напряжение будет ниже номинального.

Перед тем как зарядить аккумулятор автомобиля, следует также проверить электролит. Через заливные пробки можно проследить за состоянием и количеством электролита, в нормальном состоянии электролит должен быть чистым, прозрачным и не иметь примесей, а уровень его должен быть выше пластин. При меньшем уровне – нужно долить дистиллята.

Следует проверить и вентиляционное отверстие в крышке АКБ. Оно не должно быть забито, иначе испарениям не будет выхода.

Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях?

Далее можно выполнить непосредственно зарядку батареи. Важным моментом является испарение электролита при подзарядке, поэтому не стоит это делать в жилом здании. Также сначала подключают зарядное устройство к батарее, а уже потом в сеть. Внимательно нужно отнестись к правильности подключения ЗУ к батарее, иначе при неправильном подключении выйдут из строя предохранители зарядного устройства.

Видео: Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор

Процесс зарядки аккумулятора зарядным устройством производится двумя методами :

  1. при первом методе зарядка производится при постоянном значении напряжения, обычно это значение 14-16 В. А сила тока – величина изменяемая. В начале зарядки сила тока большая, может достигать 25-30 А, но по мере зарядки сила тока снижается.
  2. при втором методе сила тока является постоянной, а напряжение меняется. Данный метод более сложный, и нужно полностью знать, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор таким зарядом.

Правильно заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством, у которого используется метод постоянного напряжения – несложно. Достаточно выставить регулятором силу тока на уровне 10% от энергоемкости батарей. По мере подзарядки сила тока будет падать. Сигналом того, что батарея полностью восстановила заряд, будет опускание стрелки амперметра до «0». Обычно на полную подзарядку с такой силой тока уходит 10-13 часов.

Подзарядка устройством методом постоянного тока сложнее, и нужно знать, как подзарядить аккумулятор автомобиля таким ЗУ. Поскольку у данного устройства задается параметр силы тока, то вначале зарядки задается сила тока в размере 10% от энергоемкости.

При такой силе тока АКБ заряжается до показателя напряжения в 14 В, после чего следует понизить силу тока наполовину и заряжать таким током до показателя напряжения в 15 В, после чего еще следует понизить вдвое ток. Сигналом полной зарядки АКБ будет удержание показателя напряжения на одном уровне в индикаторе на протяжении часа.


После зарядки, если есть возможность, проверить напряжение на клеммах АКБ путем применения нагрузочной вилки. Если же ее нет, убедиться в полном заряде аккумулятора можно, установив ее на автомобиль. Заряженная батарея должна «бодро» крутить стартер и запускать силовую установку. В принципе, вот и все, что нужно и важно знать, чтобы правильно заряжать автомобильный аккумулятор.

Наверное, каждый автомобилист хотя бы единожды сталкивался с ситуацией, когда его транспортное средство отказалось заводиться по причине севшей АКБ. Решение проблемы может быть разным – поставить другой аккумулятор, воспользоваться чужой батареей или генератором («прикурить»), дать пусковой ток при помощи пускозарядного устройства. Однако после нужно восстановить собственную батарею и эта статья о том, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор в домашних условиях, что для этого потребуется, а также о других, связанных темах мы и поговорим ниже.

Симптомы разряженного аккумулятора

АКБ практически никогда не разряжается внезапно, тем более что при исправном электрооборудовании происходит постоянная зарядка аккумулятора от генератора, но иногда этого недостаточно. При частых, но коротких поездках расход заряда всегда будет больше, чем может восполнить генератор, и рано или поздно уровень зарядки снизиться до критической отметки. Сократить время разряда может низкая температура, поэтому в холодную пору года подзарядка нужна чаще. О том, что заряда в батарее стало маловато можно понять заранее. Вот основные признаки севшего аккумулятора:

  • при включении зажигания гаснут все индикаторы;
  • при выключенном моторе светотехника авто светит более тускло чем обычно;
  • в момент поворота ключа слышно, как стартер поворачивается несколько раз, но не справляется с коленвалом, и раздаются громкие щелчки;
  • при более глубоком разряде стартер даже не проворачивается, и не срабатывает вытяжное.

Стоит отметить, что причина всех этих неисправностей может заключаться и в плохо затянутых или окислившихся клеммах.

Проверка заряда АКБ выполняется мультиметром или ареометром, если он показывает 12.6-12.8 вольт, то батарея заряжена полностью, если меньше 11.8 В, то ваш аккумулятор сел полностью. Показания ареометра должны быть равны 1,27 г/см 3 .

Ареометр для проверки плотности электролита

Причины разрядки аккумулятора

Таких причин несколько, некоторые затрагивались в статье про . Итак это:

  • слабый ремень генератора;
  • окислены клеммы аккумулятора, как очистить их уже ;
  • неисправен генератор;
  • частые, короткие поездки;
  • неисправно реле зарядки, на некоторых старых моделях «классики» оно стоит отдельно от генератора.

Самостоятельная зарядка АКБ

Конечно, можно доставить севший аккумулятор в сервис, но зарядить его ведь можно и самостоятельно, при этом не нужно быть специалистом. Итак, рассказываем, как зарядить аккумулятор в домашних условиях. Здесь главное соблюсти технику безопасности, поэтому используйте очки, химически стойкие перчатки, исправное зарядное устройство, и не переворачивайте батарею набок или вверх дном, следите за полярностью при подключении зарядного устройства! Работать нужно в проветриваемом помещении, без присутствия открытого огня.

Для начала оцените цвет и состояние электролита – отключив АКБ от клемм и сняв крышки, посмотрите на цвет «жидкости» внутри. Если она прозрачная, то все в порядке, а вот муть, и тем более плавающие хлопья могут сигнализировать о произошедшем замыкании, и тогда придется менять батарею. Если все нормально, то можно приступать.

Есть три варианта зарядки, и мы о них всех сейчас расскажем:

  1. Использование постоянного тока

Такой метод потребует максимального контроля и регулярной корректировки ампеража каждые 1,5 — 2 часа, а также плотности электролита.

Например, для того, чтобы правильно зарядить аккумулятор емкостью 55 или 60 А, придется держать АКБ подключенным к зарядному при силе тока в 5,5 — 6 ампер в течении десяти часов. Такое значение 1/10 (0,1) берется исходя из емкости. Для «шестидесятки» оно равно - 60*0,1 = 6А

Током в 3 А (множитель 0,05), нужно заряжать 20 часов.

Зарядка прекращается по достижении нужной плотности, напряжения АКБ 16 вольт или ток заряда не уменьшается в течении 2 часов.

  1. Постоянное напряжение

Используются более современные ЗУ и удобность этого способа в том, что вам не нужно задумываться о том, сколько заряжать аккумулятор автомобиля – как только заряд будет полным, то загорится индикатор, и зарядное можно будет отключать.

  1. Комбинированный способ

Здесь все еще проще, сначала АКБ заряжается постоянным током, а потом напряжением. Именно по такому принципу работает большинство современных зарядок. То есть, человеческое участие здесь требуется только для подсоединения и включения в сеть, а дальше зарядное устройство с автоматическим отключением само выполнит всю работу. Например зарядное устройство «Вымпел-30», предназначенное для зарядки различных батарей, впрочем, в нем предусмотрены разные режимы.

Автоматическое зарядное устройство «Вымпел 30»

  1. «Скорая помощь»

Иногда требуется подзарядить АКБ максимально быстро. В этом случае нужно выставить ток 12 — 15 А и заряжать батарею минут 20, чего будет достаточно, чтобы завести авто. Но помните, что такая экспресс-зарядка не пройдет, если аккумулятор разряжен наполовину или больше. И еще, не стоит прибегать к такому способу очень часто, это негативно скажется на долговечности службы батареи.

Существует одна особенность в том, как зарядить полностью разряженный аккумулятор автомобиля. Дело в том, что современные зарядки имеют защиту от короткого замыкан и срабатывают только при наличии обратного напряжения не меньше 8 вольт. «Дохлый» АКБ его дать не может, поэтому, подключаем зарядное к аккумулятору, а потом на 1-2 секунды, соблюдая полярность, присоединяем к цепи любую другую заряженную батарею. Убираем «пускач» и дальше действуем по стандартной схеме.

Некоторые зарядные устройства могут использоваться как помощь аккумулятору во время пуска двигателя и имеют название «Пуско-зарядные». При севшей АКБ или зимой их подсоединяют к аккумулятору машины, включают и заводят автомобиль.

В былые времена встречал пуско зарядное устройство» Электроника ЗП 01″. Вот данного устройства.

Друг, дай прикурить

Еще один вариант быстро завести машину, это «прикуривание» от электросети другого транспортного средства. Сразу стоит отметить, что официальная инструкция по зарядке автомобильного аккумулятора и банальная осторожность этот способ запрещают, и вот почему:

  • при наличии дефектов АКБ высока вероятность взрыва;
  • несовпадение мощности электросети автомобиля-донора с вашей приводит к выходу батареи или электросети из строя;
  • при неудачном завершении процесса возможны санкции, вплоть до отмены страховки и снятия с машины гарантии.

Однако, если ситуация безвыходная, то запомните несколько неофициальных правил прикуривания:

  • пользуйтесь только специальными мощными кабелями с заводскими клеммами;
  • автомобили должны быть расположены максимально близко, но исключая электрический контакт;
  • машины ставьте на ручник и отключите все ненужное электрооборудование;
  • «плюсы» соединяйте напрямую, а вот «минус» батареи — донора можно подключать только к некрашеному металлу на пострадавшем авто;
  • зарядка, то есть, включение мотора «помощника» не должна превышать 10 минут, обычно этого достаточно, если нет, то повторите с той же периодичностью.

Что делать с необслуживаемыми аккумуляторами

Нынешние производители все чаще предлагают батареи, которые рассчитаны на работу в течение 3-5 лет и при этом не требуют проверки плотности и долива дистиллированной воды. Но, это не значит, что они не нуждаются в периодической подзарядке. Если у вас именно такой АКБ и вы не знаете, как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор, то следующий абзац для вас.

Необслуживаемый аккумулятор «Зверь» 55 Ач

Заряжается такой тип батарей только постоянным напряжением величиной 14-14.5 В, при этом сила тока должна равняться или быть меньшей 2 ампер. При половинчатом разряде достаточно держать аккумулятор подключенным к зарядному 3-4 часа, при более глубокой разрядке время увеличиваем до момента, когда ток заряда автоматически снизиться до уровня 0.2 А. Следите, чтобы напряжение на клеммы не превысило 15.5 В.

Регулярная полная разрядка для необслуживаемого аккумулятора недопустима, старайтесь вовремя восполнять заряд своей батареи!

Самодельные зарядные устройства для аккумуляторов

Напоследок поговорим еще об одном моменте. В Сети сегодня можно найти много советов о том, как зарядить аккумулятор авто без зарядного устройства, начиная от использования старых утюгов, диодных мостов и заканчивая применением вполне современных зарядок от ноутбуков. Сразу скажу как электронщик, что качественно сделать зарядку для АКБ подручными средствами без соответствующих знаний, нереально, а вот угробить батарею и устроить пожар вполне можно.

Посмотрите на фото внизу. Это зарядное устройство содержит трансформатор и диодный мост. Вполне можно повторить данную схему, достаточно найти трансформатор с выходной обмоткой способной выдержать ток в 6 ампер необходимый для заряда аккумулятора и мощные диоды способные выдержать такой ток.

Следует заметить, что пульсации тока все таки остаются в таких зарядных для АКБ, что сокращает срок их службы.

Самодельная зарядное устройство для аккумулятора не сможет дать необходимое напряжение.

Поэтому вот наш совет – пользуйтесь только проверенными фабричными устройствами, следите за состоянием вашей батареи и электрооборудованием авто в общем, и вам просто не потребуется рисковать, и выдумывать что-то лишнее.

Ну и в заключении видео по теме зарядки: