Закон "О зимней резине" (2015): на что стоит обратить внимание? Закон «О смене резины Закон о резине 1 ноября

В настоящее время многие автолюбители активно обсуждают закон "О зимней резине" 2015 года. На самом деле разобраться в том, что собой представляет данный нормативный акт, весьма сложно. Тем не менее нужно вникнуть в суть вопроса. На самом деле данный документ носит совсем другое название: "Технический регламент Таможенного союза" ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств". Таким образом, само название говорит о том, что законодателем были приняты меры для того, чтобы усилить безопасность на дорогах. Тем не менее штраф за то, что водитель не сменил резину с летней на зимнюю и наоборот, все еще не принят. Подробнее обо всем этом будет рассказано в данной статье.

Главное

Суть принятого 2015 года заключается в том, чтобы водители в обязательном порядке меняли резину на колесах в зависимости от времени года. Ведь только так можно повысить безопасность на дорогах и сократить количество ДТП. Потому что нередко происходят такие ситуации, что автомобиль зимой заносит в сторону только от того, что водитель даже не подумал о том, чтобы сменить шины, и продолжает ездить в гололед на летней резине. Так вот, по новому закону, за это будет предусмотрен штраф. Хотя в настоящее время его еще не существует.

Что важно

Итак, из норм закона "О зимней резине" 2015 года становится понятно, что законодательство запрещает водителям использовать зимнюю резину летом и наоборот. Поэтому каждый автолюбитель должен сделать себе несколько важных пометок:

Во все летние месяцы запрещено использование шипованной резины; иными словами, на зимних шинах в июле, июне и августе передвигаться недопустимо;

В холодное время года (в январе, феврале и декабре) автомобилисты должны ездить только на резине с шипами (зимней);

Сроки использования резины могут быть увеличены органами местной власти.

Некоторые водители предпочитают не усложнять свою жизнь подобными вопросами и используют такую резину, которую не нужно менять в определенное время года. Такие шины называются неошипованными, они имеют определенный рисунок протектора. Данную резину еще называют всесезонной.

Тем не менее необходимо также указать на то, что такие шины должны иметь специальную маркировку производителя, которая позволяет использовать их даже в зимнее время года. В противном случае резину придется заменить. Ведь может произойти дорожная авария.

Нужно указать также на то, что закон "О зимней резине" 2015 года не запрещает водителю ездить на всесезонных шинах. Главное, чтобы рисунок их протектора совпадал с тем, который указан в данном нормативном акте.

Санкции

Многие водители до сих пор задаются вопросом о том, существует ли штраф за, что не сменили летнюю резину на зимнюю. До настоящего времени в КоАП не были внесены никакие поправки в связи с принятием официального закона "О зимней резине" 2015 года. Тем не менее проект подобного штрафа существует. Но до сих пор рассматривается на законодательном уровне.

В настоящее время

Следует также отметить, что сейчас в КОАПе существует штраф за то, что водитель использует изношенные зимние шины. Такие санкции могут быть применены к тому автолюбителю, который эксплуатирует машину с резиной, на которой глубина протектора составляет менее четырех миллиметров. Нарушителю инспектор ГИБДД может выписать штраф в сумме пятисот рублей или сделать предупреждение. Это вполне законно и обоснованно.

Необходимо также отметить, что штраф может быть выписан автолюбителю только в том случае, если он двигается на изношенной резине по льду или заснеженной трассе.

Можно ли избежать?

Как уже было сказано ранее, принятый закон "О зимней резине" 2015 года должен был повысить безопасность на дорогах. Потому что, согласно данному Техническому регламенту, автолюбители обязаны менять шины в зависимости от времени года. Тем не менее штрафные санкции за подобное нарушение нормативного акта в настоящее время в законе отсутствуют. Но есть другие - за использование изношенной зимней резины. Можно ли избежать административного наказания? Ведь инспектор без специального прибора на ощупь не сможет определить изношенность зимних шин. Автолюбитель может сказать сотруднику ГИБДД о том, что давно не передвигался на машине и сейчас направляется именно в сервисный центр, где специалисты проведут замену старой резины на новую. Но только если это действительно так. Вообще, не стоит пренебрегать своей безопасностью, и лучше сменить резину до наступления холодов и возникновения гололеда.

Ошибочное мнение

После того как на территории России был введен в действие закон о смене резины на зимнюю 2015 года, в СМИ появилась информация о том, что штраф за то, что автомобилист не сменит шины, составит 5000 рублей. В настоящее время многие водители заинтересованы данным вопросом. Правда это или нет? Может ли автолюбитель заплатить такой большой штраф только за то, что своевременно не сменил летнюю резину на зимнюю?

Как пояснили в ГИБДД, Технический регламент действительно вступил в силу, но о штрафе за то, что владелец машины не заменил шины, в данном документе ничего не написано. В этом заключается минус принятого нормативного акта.

Дополнительно

Далеко не все люди следят за теми изменениями, которые происходят в законодательстве. Водители же начинают говорить о каких-то поправках в ПДД только после того, как инспектор ГИБДД выпишет штраф за несоблюдение требований эксплуатации транспортного средства. Кроме того, многие граждане до сих пор задаются вопросом о том, принят ли закон "О зимней резине" 2015 года. Да, данный нормативный акт действует на территории России уже на протяжении двух лет.

Особое внимание

Итак, необходимо также напомнить о том, что после того, как автолюбитель заменит на своем транспортном средстве летние шины на зимние, он обязательно должен прикрепить на заднее стекло машины соответствующий знак "шипы". Приобрести его можно в магазине или сделать самостоятельно. Главное, чтобы его размеры соответствовали требованиям ГОСТа.

Для чего нужен этот знак? В первую очередь для того, чтобы проинформировать других автолюбителей, чтобы они соблюдали дистанцию. Ведь при резком торможении машины на зимней резине другая, двигающаяся сзади, может въехать в нее.

Стоит также отметить, что при смене покрышек на летние, знак с буквой "Ш" лучше всего убирать. Это требуется для того, чтобы не вводить других водителей в заблуждение.

Чего следует ожидать

Закон ГИБДД "О зимней резине" 2015 года должен был сделать движение по дорогам в холодное время года более безопасным. Ведь отсутствие нормативной документации позволяет водителям халатно относиться к своим обязанностям и даже не менять шины на колесах. Чаще всего именно это приводит к ДТП в зимний период времени. Ведь летняя резина не может обеспечить полное сцепление с дорогой в холодное время года. И это абсолютно верно. Кроме того, эксперты уверены, что управлять машиной в зимнее время года на шинах, предназначенных для лета, просто опасно для всех участников движения. Ведь водитель в этом случае может легко потерять управление. В подобной ситуации авария будет неизбежной.

Кроме того, из-за происходящих ДТП количество пробок на дорогах постоянно увеличивается. И случается это чаще всего в холодное время года. Именно по этой причине инициаторы закона приняли решение о создании данного нормативного акта.

В Крыму

Также начал действовать закон "О зимней резине". В Крыму в 2015 году до начала декабря всех автомобилистов предупредили о том, что нужно сменить шины. В противном случае автолюбителей ожидает штраф до пятисот рублей. В то время как для предприятий, выпустивших автобусы в рейс на "лысой" резине, санкции будут намного выше.

Также стоит напомнить о том, что Крым с 2014 года входит в состав РФ. Поэтому все законы, принятые в России, являются обязательными для исполнения на всей территории государства.

Итог

Итак, значит, введенный в действие Технический регламент "О безопасности транспорта" принят специально для того, чтобы еще раз указать водителям на то, что с возникновением гололедицы на дорогах нужно обязательно сменить летние шины на зимние. Таким образом, количество аварий на дорогах в холодное время существенно сократится.

Тем не менее вопрос о штрафных санкциях для правонарушителей, которые не желают менять шины с наступлением зимы, до сих пор остается открытым. Ведь водитель, управляющий машиной на "лысой" резине, не только рискует своей жизнью, но также может существенно навредить другим участникам движения. Об этом нужно обязательно помнить.

В настоящее время инспектор ГИБДД может лишь оштрафовать за то, что автолюбитель ездит на изношенной зимней резине по гололеду. Тем не менее данный факт нужно еще доказать.

1 ноября в России вступил в силу закон «О безопасности транспортных средств», вводящий запрет на использование автовладельцами летних шин в зимний период. Кроме того, согласно документу, водителям запрещено использовать зимние шины с шипами в летний период.

До это с 2013 года действовал закон, который не регламентировал использование сезонных шин, а также штрафы за них в случае если автовладелец не поменял резину. Однако, в этом с 1 ноября уже вступает силу другой закон "О безопасности транспортных средств", в котором законодатели детально прописали требования с сезонности шин.
Согласно документу в летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины, в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку "М+S", "M&S" или "M S" и соответствующий рисунок.

Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены местными властями и не могут быть уменьшены.

В документе уточняется, что резина должна быть заменена на всех колесах без исключения.

Штрафы за данное нарушение не предусмотрены. Но водитель может быть оштрафован, если высота протектора на зимних шинах меньше 4 мм, на летних шинах высота предусмотрена не менее 1.6 мм, а сумма штрафа за это нарушение - 500 рублей.

закон и порядок

Статистика ГИБДД о ДТП ежегодно позволяет говорить о том, что уровень безопасности движения на дорогах не меняется в лучшую сторону. В 2017 году было зафиксировано 169 432 случая ДТП, в 2018 году - 151 291 случай ДТП (без учета статистики декабря). Закон о зимних шинах в России мог бы положительно повлиять на ситуацию на дорогах, обязав водителей обязательно устанавливать зимнюю резину в месяцы, когда дорожное покрытие бывает заснеженным или обледеневшим. Действует ли в 2019 году закон о летней и зимней резине? Какие нормативные акты устанавливают требования к колесам и покрышкам машин? Какая ответственность грозит автомобилистам за несоблюдение установленных требований?

Чем обусловлено появление закона о зимней резине?

Закон о зимней резине на самом деле является Техрегламентом Таможенного союза, который действует в России и других странах ЕАЭС с 2015 года. Главной целью принятия этого документа являлось обеспечение защиты жизни и здоровья людей путем установления конкретных требований к устройству, комплектации и эксплуатации транспортных средств.

Соответствовать нормам Техрегламента должен каждый автомобиль, используемый на территории РФ. Заводы-изготовители машин и запчастей, точно, как и автомобилисты должны соблюдать требования официального документа. Если они соблюдены не будут, то в первом случае автомобиль просто не пройдет сертификацию, а во втором случае автовладельцу придется платить штраф, если такая ответственность предусмотрена федеральным законодательством.

Несколько раз предпринимались попытки ввести отдельный новый закон о зимней резине, но ни один из предложенных проектов так и не прошел все чтения в Госдуме. Последней инициативой был законопроект No464241-6, внесенный на рассмотрение депутатов в марте 2014 года. Он предлагал внести следующие изменения в Федеральный закон «О БДД» и в КоАП:

  • Автомобили должны соответствовать требованиям Техрегламента;
  • Наложение штрафа в 2000 рублей за несоответствие требованиям, установленных к шинам и колесам.

В пояснительной записке целью принятия такого закона было названо снижение аварийности и обеспечение безопасности движения на дорогах. Инициаторы проекта приводили примеры, когда из-за «лысой» резины во время дождя или снегопада автомобили теряли управляемость, провоцировали аварийные ситуации, создавали заторы на дорогах. Внесение законопроекта было также обусловлено тем, что в КоАП РФ не существовало отдельного положения об ответственности водителей за несвоевременную замену резины. Несмотря на актуальность предложений и значимые цели, которые преследовала данная инициатива, законопроект о зимней резине был отозван инициаторами во время I чтения в июне 2018 года. Мотивацией такого решения стали изменения, внесенные в Технический регламент, а именно прояснение периода, в который на автомобилях должна быть зимняя резина и установление запрета на использование летних покрышек зимой.

Требования к зимним шинам от 2019 года

Требования к автомобилям, которые находятся в эксплуатации, в том числе и к колесам и шинам, установлены Приложением No8 действующего Техрегламента. Закон о зимней резине с 1 ноября 2018 года был изменен и дополнен новыми положениями о категориях автомобилей, на которые необходимо обязательно устанавливать шины с противоскольжением, о периоде использования таких шин, а также о ряде запретов. Согласно документу все автомобилисты должны были перейти на зимнюю резину с 1 декабря 2018 года и в течение следующих 3 месяцев не «переобуваться», если иное не установлено федеральным законодательством. Техрегламент также содержит следующие требования к зимней резине:

  • Установка на все колеса автомобиля (п.5.4). Не допускается использование зимней, летней и всесезонной резины на одной оси;
  • Обязательная установка зимней резины на легковые и грузовые автомобили до 3,5 тонн;
  • Запрет на использование покрышек с шипами летом (п. 5.5);
  • Запрет на вождение автомобиля зимой без зимней резины (п.5.5);
  • Сроки использования зимних покрышек могут быть изменены федеральным законодательством;
  • Запрет на использование зимней резины при остаточной высоте рисунка не более 4 мм;
  • Наличие маркировки в виде горных вершин и снежинки в центре;
  • Запрет на использование транспортных средств, шины которых повреждены (трещины, вздутия и т.д.).

Пункты 5.6, 5.7, 5.8 Приложения устанавливают общие требования, запрещающие эксплуатацию тех или иных шин. Они касаются непригодных для использования шин, особенностей применения восстановленных шин. Отдельные положения касаются методов крепления дисков и их формы. Закон о шипованной резине не устанавливает точной даты установки таких шин на автомобиль. Это в большей степени связано с тем, что территория РФ довольно обширна и имеет значимые различия в климате. Но каждый водитель должен укомплектовать свой автомобиль зимней резиной до того, как на дорогах появится гололед, обледенение и заснеженное покрытие.

Штраф за нарушение закона о зимней резине

Поскольку закон о зимней резине в 2018 году не действовал, а его законопроект даже не рассматривался, у представителей ДПС или ГИБДД не было никаких оснований выписывать штрафы за отсутствие шипованных шин. В 2019 году в соответствии со ст.12.5 КоАП автомобилиста могут оштрафовать только за несоответствие колес параметрам, заявленным в п.5 Приложения к ПДД. Оно содержит несколько требований о состоянии колес и шин, аналогичных тем, что есть в Техрегламенте. Так, Положения указывают, что остаточная глубина рисунка зимней резины не может быть более 4 мм, шины, установленные на одном автомобиле, не могут иметь разный рисунок протектора, разную форму и т.д. Также на одном транспортном средстве не могут быть установлены шины с шипами и без шипов. За подобные нарушения владелец машины будет оштрафован на 500 рублей.

Каждый год с приближением холодов водители начинают задаваться вопросом, когда обувать зимнюю резину. В настоящее время ответ на данный вопрос частично регулируется нормативным правовым документом.

Когда ставить зимнюю резину по закону в 2015 году?

Соответствующий закон - Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств.

В этой статье речь пойдет о законодательно установленных сроках смены летней резины на зимнюю. Кроме того будет рассмотрен штраф за неправильное использование резины.

Когда переходить на зимнюю резину по закону?

Рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств:

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.

Итак, что можно понять из данного пункта:

1. В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины.

2.В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку «М+S», «M&S» или «M S» и соответствующий рисунок (на картинке слева).

3. Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены местными властями и не могут быть уменьшены. Т.е. в Вашем регионе могут, например, запретить использовать шипованные шины с мая по сентябрь. При этом региональные власти не могут уменьшить срок запрета, т.е. с июня по август автомобили во всех регионах не должны использовать шипы.

Таким образом существуют следующие промежутки использования автомобильной резины:

Летние шины (без маркировки М+S и т.п.) могут использоваться с марта по ноябрь.
Зимние ошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться с сентября по май.
Зимние неошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться круглый год.

Таким образом, если у Вас есть летняя резина (без маркировки) и зимняя ошипованная резина, то произвести замену Вы должны в течение осени т.е. с сентября по ноябрь.

Использование всесезонной резины в 2015 году

В отдельную группу нужно выделить водителей, использующих так называемую всесезонную резину (предназначенную для эксплуатации в течение всего года).

Всесезонная резина может эксплуатироваться в зимние месяцы (декабрь - февраль) только в том случае, если она имеет соответствующую маркировку «М+S», «M&S» или «M S».

В противном случае эксплуатация всесезонной резины в зимние месяцы не допускается.

Штраф за неправильное использование резины в 2015 году

В 2015 году Глава 12 КоАП не содержит ссылок на Технический регламент Таможенного союза. Т.е. штраф за отсутствие зимней резины наложен быть не может.

Тем не менее существует штраф за использование изношенной зимней резины - 500 рублей (или предупреждение). Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отмечу, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.

Подведем итоги данной статьи:

По закону менять резину на зимнюю можно с сентября по ноябрь.

На практике выбор конкретной даты для замены нужно делать с учетом погодных условий. Однако я не рекомендую менять резину позже 15 ноября - неофициального дня смены летней резины.

Штраф за использование в зимние месяцы летней или всесезонной резины в 2015 году не накладывается.

До это с 2013 года действовал закон, который не регламентировал использование сезонных шин, а также штрафы за них в случае если автовладелец не поменял резину.

Однако, в этом с 1 ноября уже вступает силу другой закон «О безопасности транспортных средств», в котором законодатели детально прописали требования с сезонности шин.

Теперь согласно этого документа использование на транспорте в зимнее время летней резины запрещено, автомобиль обязательно должен быть оборудован зимними шинами.

В документе уточняется, что резина должна быть заменена на всех колесах без исключения. Кроме этого указанно, что в летнее время запрещено использование зимних шин с шипами. При этом в законе не запрещается использование шин на, которых отсутствуют шипы.

Штрафы за данное нарушение не предусмотрены. Но вы можете быть оштрафованы, если высота протектора на зимних шинах меньше 4 мм, на летних шинах высота предусмотрена не менее 1.6 мм, а сумма штрафа за это нарушение 500 рублей.

На сайтах и форумах для автолюбителей стали появляться сообщения, о том, что 1, 2 и 3 ноября полиция начинает рейд по выявлению нарушителей и будут штрафовать тех кто не сменил резину на зимнюю. Сумму штрафа называют 5000 рублей.

Обсуждения нового закона о зимней резине, который должен был вступить в силу с начала этого года, ведутся уже очень давно. И казалось бы, должны были бы уже утихнуть, ведь 1 января 2015 г. прошло и уже достаточно давно. Однако в законодательной сфере все, как всегда, непросто. Результат – закон не принят до сих пор (на день написания данной статьи он находится на очередном рассмотрении, при желании, ознакомиться с текущим статусом данного акта вы можете у официального источника, пройдя по ссылке: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=464241-6).

Суть и точное название закона.

Точное название закона о зимних шинах звучит следующим образом: Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)».

Направлен в Гос. Думу этот акт еще весной 2014 года, в марте месяце, под регистрационным номером — 464241-6, но, как уже было сказано выше, в юридическую силу пока еще не вступил.

Суть его состоит в том, чтобы обязать водителей «обувать» свое авто по сезону: летом в летние шины, зимой в зимние, причем последние должны быть не просто зимними, а шипованными. В связи с чем, данный законопроект еще нередко называют «законом о шипованной резине».

Причем понятия лета и зимы в нем также строго определены календарными рамками. Однако поскольку наша страна большая, и погодные условия в разных ее частях могут разниться существенно, член Совета Федерации, Тюльпанов В. А., вместе со своими соавторами предусмотрел возможность увеличения данных понятий для каждого из регионов, которые в этом будут нуждаться. А вот сократить данный срок, полномочий нет ни у кого!

Несоблюдение же требований закона 2015 года о зимней резине, если тот вступит в силу, повлечет за собой получение штрафа в размере 2 тыс. рублей.

Примечания и комментарии.

Говоря о законе о зимних шинах, нельзя оставить без внимания и тот факт, что пусть он и, цитата, «направлен на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, участвующих в дорожном движении, защиту их прав и законных интересов», справляться со своими обязанностями он будет не на 100%. Во-первых, потому что данный закон не коснется тяжеловесной техники и грузовых автомобилей, так как просто не все покрышки (особенно зимние, которые значительно мягче летних) способны выдержать их вес. А во-вторых, из-за завышенных требований Тех. регламента Таможенного Союза (ведь именно в соответствии с ним сегодня создаются все законы, касающиеся ПДД и безопасности движения) данная затея получается весьма дорогостоящей даже для добросовестных автовладельцев, а значит – велик риск ее обхождения.

А что пока?

Пока же закон все еще находится на рассмотрении, продолжаем следовать ТР ТС 018/2011, Постановлению Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О ПДД» и Постановлению Правительства РФ от 15 июля 2013 г. №588 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», согласно которым колеса считаются пригодными к эксплуатации, если не имеют ни одного индикатора износа, а остаточная глубина протектора составляет не меньше: 0,8 мм — для транспорта категорий L; 1 мм — для транспорта категорий N2, N3 и О3, O4; 1,6 мм — для транспорта категорий М1, N1, а также O1, O2; 2 мм — для транспорта категорий М2 и М3. При этом вне зависимости от категорий транспорта, на котором они применяются, к зимним шинам, маркированным «М+S», «М&S», «М S» либо знаком в виде горной вершины с 3-мя пиками и снежинками внутри, предъявляются более жесткие требования: остаток протектора у них должен быть равным или большим 4 мм. Отступление от данных норм грозит вам штрафом в 500 рублей.

Кстати, использование зимних шин в январе, декабре и феврале месяце согласно действующему законодательству также является обязательным. Просто наказание за несоблюдение данного требования пока нигде прописано не было.

Хотя, на мой взгляд, бояться нужно далеко не штрафов, а того, что может случиться на дороге из-за плохого сцепления «несезонных» шин с дорогой! Подумайте над этим…