Юридическое лицо сдает в аренду автомобиль налоги. Как организации сдать в аренду автомобиль физическому лицу. Какие налоги и взносы уплачивает организация

Может ли вфизическое лицо сдать в аренду автомобиль в качестве индивидуального предпринимателя? Если он сдает автомобиль как физическое лицо возникает налог НДФЛ, а если как ИП то упрощенка 6% могут ли возникнуть в связи с этим какие либо вопросы?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Уплата налогов предпринимателем зависит от того, зарегистрирована его деятельность в едином госреестре или нет

Предприниматель на «упрощенке» сдает в аренду имущество. При этом договор аренды он заключил от имени физлица. А саму деятельность по сдаче имущества в аренду в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей не зарегистрировал. Каким налогом бизнесмену следует облагать полученный доход - «упрощенным» или НДФЛ?

Минфин пояснил, что в данном случае предпринимателю придется заплатить НДФЛ. Причина - деятельность по сдаче в аренду не заявлена коммерсантом при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. А значит, и доход считается полученным им как физлицом. Изменить такую ситуацию можно. Для этого вид деятельности (аренду) коммерсанту следует зарегистрировать в Едином госреестре предпринимателей. Тогда с даты регистрации изменений доход, полученный от сдачи имущества в аренду, будет облагаться единым налогом при «упрощенке»*.

2. Статья: Передача в аренду автомобиля с экипажем на уплату ЕНВД не переводится

В настоящее время я, будучи предпринимателем, занимаюсь перевозкой алкогольной продукции на личном автомобиле. Компания, чью продукцию я перевожу, хочет перезаключить со мной договор. Они хотят брать мой автомобиль в аренду, но водить его также буду я. Могу ли я и дальше применять «вмененку»? Если нет, могу ли я перейти по этой деятельности на упрощенную систему?

Индивидуальный предприниматель И.А. Рыжов , г. Курган

Нет, дальше «вмененку» применять вы не сможете. Поскольку деятельность по передаче автомобиля в аренду с экипажем не переводится на ЕНВД. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.26 НК РФ. Аналогичный вывод сделал Президиум ВАС РФ в пункте 3 информационного письма от 05.03.2013 № 157.

Что касается перехода на «упрощенку», то он различается в зависимости от ситуации. Если бы вы полностью прекратили деятельность, облагаемую ЕНВД, то есть перевозками больше не занимались, тогда могли бы перейти на УСН с начала того месяца, в котором перестали вести «вмененную» деятельность (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). На это указывает и Минфин России в своем письме от 25.02.2013 № ЕД-3-3/639@ . При этом сначала вам надо сняться с учета в качестве «вмененщика». Для этого в течение пяти дней с момента прекращения «вмененной» деятельности подается заявление по форме № ЕНВД-4 . И одновременно подайте уведомление о переходе на УСН по

Любая компания или организация, являющаяся юридическим лицом, вправе сдавать в аренду имущество, на которое имеет право собственности. Размер и происхождение уставного капитала, доходы и форма собственности компании значения не имеют. Право организации (юридического лица) на сдачу в аренду автомобиля гражданину (физическому лицу) регламентируется Гражданским кодексом (статьи 642 - 649). Речь идет о предоставлении в аренду только транспортного средства. Обслуживание и управление автомобилем возлагается на арендатора. При этом физическое лицо может являться индивидуальным предпринимателем или не осуществлять никакой предпринимательской деятельности, используя машину для личных нужд.

Документальное оформление и особенности аренды

Согласно статье 643 ГК России при передаче автомобиля в аренду физлицу необходимо составление договора. Регистрация в государственных органах не требуется (в отличие от аренды недвижимого имущества), однако документ должен быть составлен письменно в 2-х экземплярах с подробным указанием всех условий аренды и реквизитами сторон. Компания-арендодатель вправе одним из пунктов договора установить запрет на субаренду машины. Если такой пункт в документе отсутствует, то физлицо вправе сдать арендованное авто в аренду без согласия владельца. Данное положение регламентирует 647 статья ГК. В договоре аренды необходимо:

  • Описать со всеми подробностями объект аренды, конкретизировав марку, модель, цвет и другие особенности машины;
  • Прописать срок, на который авто сдается в аренду. Если конкретные сроки не указаны, то считается, что арендатор может пользоваться имуществом в течение неопределенного времени;
  • Указать сумму, которую должен выплачивать арендатор за использование транспорта, а также сроки и способы внесения выплат. Вносить изменения в данный пункт можно ежегодно. Желательно указать последствия несвоевременного внесения суммы или задержки более чем на месяц;
  • Сослаться на акт приемки, как на документ, согласно которому автомобиль передается и принимается у арендодателя;
  • Указать реквизиты сторон, заверить договор подписями, печатями.

Особое внимание в договоре уделяется ответственности сторон за ущерб, нанесенный имуществу. Если аренда транспортного средства не предусматривает оказания услуги по эксплуатации авто, то ответственность за материальный ущерб, в том числе нанесенный другим автомобилям или пешеходам, ложится на арендатора. В случае долгосрочной аренды заранее определяют сторону, которая будет производить, оплачивать текущее техобслуживание и капитальный ремонт. Согласно статье 616 (пункт 2) Гражданского кодекса арендатор должен оплачивать мелкий ремонт и отвечать за исправное состояние машины, если в договоре не предусмотрены иные условия.

Также существует практика уведомлений о ДТП или других ситуациях, которые угрожают состоянию имущества арендодателя. При этом арендатор обязуется (соответствующий пункт вносится в договор) немедленно сообщать арендодателю об авариях, чтобы владелец мог самостоятельно оценить ущерб. В акте приемки подробно описывается техническое состояние машины, комплектация, дополнительные опции. Возврат автомобиля также осуществляется по акту. Дополнительными документами являются паспорт арендатора, в соответствии с которым заполняются реквизиты сторон. Если договор заключает представитель физлица, то необходима доверенность, в которой предусмотрено право заключения договора аренды. Доверенность должна быть оформлена и заверена у нотариуса.

Какие налоги и взносы уплачивает организация?

Налогообложение при взимании арендной платы с физического лица за использование автомобиля, находящегося в собственности у юридического лица, зависит от системы налогообложения, которая установлена для организации. Оптимально, если используется упрощенная система (УСН), которая позволяет избежать уплаты налога на добавочную стоимость. При упрощенном налогообложении налоговая ставка будет равняться 15% от доходов. При этом объект налогообложения - сумма, равная разности между доходами и расходами. Если расходы не предусмотрены, то можно выбрать вариант с 6% ставкой, которая будет взиматься с суммы дохода от аренды.

В качестве собственника транспортных средств компания также уплачивает транспортный налог. Что касается штрафных санкций за нарушение дорожных правил, то они должны применяться непосредственно к арендатору или лицу, которое эксплуатирует арендованный автомобиль. Однако при фиксации нарушений камерами, установленными на дорогах, квитанции с постановлением о штрафах будут приходить на адрес владельца авто. Данную ситуацию необходимо заранее разъяснить в договоре, чтобы арендатор официально взял на себя оплату всех штрафов.

Хотите организовать бизнес по сдачу в аренду машин? Тогда читайте подробную инструкцию от первого лица от владельца пункта проката автомобилей Стариковой Натальей.

Прокат автомобилей - это бизнес по предоставлению транспортных средств во временное пользование.

Субъективный взгляд

До того, как заняться автопрокатом, мы с мужем много лет сами пользовались услугами сдачи машин в аренду. Будь то Москва, в которой мы жили одно время, снимая квартиру, Санкт-Петербург, черноморское побережье, где наличие четырех колес делает отдых значительно интереснее и разнообразнее, или мой родной город, куда мы периодически летаем в гости.

Общаясь со сдававшими нам автомобили людьми, мы постепенно проникались желанием заняться этим видом бизнеса, тем более что информация, которой они делились, позволяла избежать ошибок многих начинающих автопрокатчиков. Возможно, идея о собственном пункте сдачи машин в аренду, так и осталась бы в планах, если бы не стечение обстоятельств.

Декрет, ипотека и автокредит прекрасны по отдельности, ведь они означают семью, отдельную квартиру и новый автомобиль. Но все вместе эти три явления становятся очень тяжелым бременем, которое целиком падает на мужские плечи. Незадолго до того, как я прекратила работать, мы купили мне машину, платить за которую предстояло в течение трех лет.

Как-то раз, посчитав, сколько денег остается после выплаты всех взносов, я сделала на коленке сайт о новом автопрокате в нашем городе и разместила несколько бесплатных объявлений на городских досках. Звонки пошли достаточно быстро. Естественно, звонившим я объясняла, что все машины в разгоне, а в наличии есть только одна. Большинство находили ее слишком дорогой, но были и те, кого все устраивало. Через месяц я подсчитала итоги, за 30 дней машина принесла полтора месячных платежа. Еще через месяц мы купили две подержанные бюджетные иномарки, и дело пошло.

Правда жизни: статистика рынка аренды автомобилей

Что представляет из себя рынок автопроката сегодня? Какие деньги там крутятся, и кто пользуется услугами аренды автомобилей?

Долгое время обнаружить достоверную информацию по этим вопросам было практически невозможно. После долгих поисков я нашла пресс-релиз крупного маркетингового агентства in FOLIO Research Group, специалисты которого в первой половине этого года исследовали рынок автопроката и опубликовали некоторые результаты.

Итак, в 2012 году в стране сдавалось в аренду 27 200 машин, из них 76% пришлось на Москву и Санкт-Петербург. Объем рынка составил 21,8 млрд руб.

Получается, что одна машина принесла своим владельцам в среднем 21 800 000 000 / 27 200 / 12 = 68 тыс. руб. в месяц. Учитывая, что сюда входят дорогие лимузины и иномарки бизнес-класса для корпоративных клиентов, цифра выглядит правдоподобной.

Доля частных лиц (которые брали машины не для торжественных мероприятий) среди клиентов пунктов аренды составила 16%. Получается, что за пределами двух столиц к услугам обычных потребителей официально предлагалось всего 27200 * (1-76%) * 16 % = 1044 машины! На всю Россию! На мой взгляд, это говорит об огромном потенциале рынка.

Что касается структуры спроса, то она выглядит следующим образом:

Статистика взята из «Российской Газеты». Опрос проводился три года назад, но за это время изменилось немного. Как и тогда, сегодня большинство клиентов обращаются в автопрокат, чтобы взять машину на замену, когда их собственный автомобиль находится в ремонте, либо старый продан, а новый еще не пришел.

Автопрокат как бизнес с моей точки зрения

Я считаю, что аренда машин - это прекрасная бизнес-идея.

  1. Во-первых, она не требует высоких вложений . Вы можете начать с пары машин и расширяться постепенно. А парк в 10 машин позволит иметь достаточный уровень благосостояния и заниматься исключительно любимыми делами. При отсутствии форс-мажорных обстоятельств вы вкладываетесь лишь один раз в саму покупку автомобиля. После этого остается своевременно проходить техосмотр и платить за страховку. А когда автомобиль отработает определенное количество ресурсов (через 2-3 года), вы сможете его продать (в худшем случае на запчасти, но они тоже стоят недешево).
  2. Во-вторых, она не требует больших временных затрат . Вы можете вести бизнес и параллельно трудиться на основной работе. В течение дня отвечаете на звонки, а после 18 часов достаточно лишь пару раз подъехать на стоянку, чтобы принять и сдать автомобили.
  3. В-третьих, она не требует уникальных личных качеств и профессиональных навыков . Вам не обязательно быть талантливым продавцом, обладать креативностью и особым умением убеждать. В наше время автомобиль - это предмет первой необходимости, поэтому услуга будет продавать себя сама.

Правовые вопросы

Организационная форма

Вы можете зарегистрироваться как ИП либо создать ООО . Для небольшого пункта автопроката, где один человек является и учредителем, и единственным работником, проще зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Сама регистрация в налоговой службе пройдет гораздо проще, впоследствии вам не придется вести бухгалтерский учет и соблюдать порядок ведения кассовых операций. Будучи ИП, вы можете свободно распоряжаться полученными деньгами.

Еще один момент связан с налогообложением. Вывести деньги, заработанные ООО, вы можете в качестве заработной платы себя как директора (тогда придется заплатить еще 13% НДФЛ) либо в качестве дивидендов (только раз в квартал, в этом случае ставка НДФЛ составит 9%). Код ОКВЭД выбираете 71.1 «Аренда легковых автомобилей».

Более подробную информацию о всех организационных шагах, которые необходимо сделать для открытия своего бизнеса, читайте в нашем материале как открыть свое дело . А статья что лучше открыть ИП или ООО поможет вам разобраться какая организационная форма лучше подойдет для выбранной вами деятельности.

Налогообложение

Услуги по прокату автомобилей позволяют выбрать один из трех специальных режимов налогообложения: УСН 6%, УСН 15% и патентной системы . Если вы приобретаете автомобили по договору купли-продажи, выгоднее платить налог по схеме 6% с дохода. Если автомобили взяты в лизинг, удобнее платить 15% с разницы между доходами и расходами, потому что лизинговые платежи уменьшают налоговую базу. Наконец, можно купить патент, его стоимость устанавливается в каждом регионе отдельно.

Я прописана в Москве, согласно закону города Москвы «О патентном налогообложении» потенциальный доход от предоставления услуг проката установлен в размере 900 тыс. руб. в год.

Стоимость патента составит 900 000 * 6 % = 54 000 руб. в год. Я показываю меньший доход, автомобилями владею по праву собственности, поэтому мне предпочтительнее платить 6% от суммы дохода.

Хотите узнать как сэкономить на ведение налогового учета? Предлагаем вашему вниманию обзор онлайн-сервиса «Мое дело» , который позволяет предпринимателю самостоятельно вести всю бухгалтерию, не прибегая к профессиональных бухгалтеров, и при этом не тратя на это много сил и времени.

Организационные проблемы

Перейдем к самому важному - деталям. Как известно, именно в них прячется дьявол. Применительно к бизнесу это те, на первый взгляд, второстепенные вопросы, на которые порой не обращаешь внимание. Общение с менеджерами по продажам в автосалонах Trade-in, сотрудниками и владельцами пунктов автопрокатов, в которых я сама брала машины, показало, что как раз игнорирование этих «мелочей» обычно и приводит к краху деловых начинаний. И да, про это не пишут в заполонивших интернет статьях с примерами бизнес-планов, написанных людьми, которые не имеют ни малейшего понятия об особенностях функционирования фирмы того или иного профиля.

Сразу скажу : я пишу только о том, что знаю изнутри, то есть о деятельности небольшой фирмы, расположенной в благополучном городе районного значения в центральной России. Крупные столичные компании играют по своим правилам, которые мне известны исключительно теоретически.

Выбор автомобиля

Самое главное - это выбрать модели, из которых будет состоять костяк вашего автопарка. В решении этого вопроса следует ориентироваться на запросы клиентов. Люди, которые хотят взять у нас машину, делятся на три категории. Большая часть хочет просто «что-нибудь подешевле» . Это понятно, учитывая, что месячная стоимость аренды самого дешевого автомобиля (с учетом всех скидок) примерно совпадает с размером средней заработной платы (согласно данных Госкомстата в апреле этого года она составила 29453 руб.).

Несколько меньшая часть желает «что-нибудь подешевле с автоматом» . Как правило, это женщины и люди молодого возраста, которые ездили на механике только во время обучения. Учитывая, что сейчас разрешили сдавать экзамен на права сразу на машинах с автоматом, доля таких клиентов будет расти. Наконец, процентов 10 готовы взять любую машину независимо от цены. Это наиболее обеспеченная часть клиентуры, привыкшая ездить на хороших автомобилях.

Какие машины подобрать для каждой из этих групп клиентов?

Еще лет пять назад самый низкий ценовой сегмент был плотно оккупирован автомобилями отечественного производства. На московском рынке работали очень крупные игроки с парками, состоящими из сотен ВАЗовских машин. Эти компании могли себе позволить оказывать услуги по очень низким ценам. Мы сами порой брали в «Элекс-полюс» девятку по 700-800 руб./сутки, а классику можно было найти за 500-600 руб./сутки.

Сейчас покупать отечественные автомобили для прокатной фирмы невыгодно. Тарифы остались на прежнем уровне, зато цена авто выросла очень сильно. Подержанная Лада Гранта обойдется в полтора раза дороже Дэу Нексии того же года выпуска, но сдать ее вы сможете максимум за тысячу рублей (репутация Жигулей никуда не исчезла).

Поэтому костяк автопарка лучше составить из бюджетных иномарок. Обычно для этих целей закупаются Дэу Нексии, Шевроле Ланосы (сейчас это ЗАЗ Шанс) или Рено Логаны. На мой взгляд, оптимальной моделью является Дэу Нексия. В свое время мы несколько раз брали Ланос и остались очень недовольны прожорливостью этого автомобиля (в городе он «ел» до 14 л /100 км).

Рено Логан сейчас сильно подорожал, а «хрупкость» этого автомобиля делает его ненадежным. Буквально на днях в салоне слушала историю о купившем 15 новых Логанов человеке. Все его машины не протянули и года. Запомните: люди, которые берут бюджетную машину, не будут ее беречь. Нексия - это самая долговечная в условиях интенсивной эксплуатации машина.

Еще один момент. Машину лучше брать подержанную, в возрасте 2-3-х лет. Трехлетняя Нексия стоит почти в два раза дешевле новой (после окончания гарантийного срока автомобиль резко теряет в цене), а значит, окупится в два раза быстрее.

Из машин с автоматом лучше всего подойдут бюджетные корейцы. Трехлетний Хендай Акцент стоит в районе 300 тыс., во столько же обойдется ЗАЗ Шанс с автоматической коробкой.

Что касается автомобилей для дорогих клиентов, тут выбор остается за вами. Я считаю, что небольшому прокату бессмысленно покупать машину специально под эту категорию. Если звонит человек, который привык ездить на хороших авто и готов за это платить, то я предлагаю ему свою личную машину.

Тонкости ведения бизнеса

В этом разделе я расскажу о самых «проблемных» моментах функционирования автопроката. Итак, автомобили вы выбрали и купили, теперь их надо застраховать. И тут начинаются неожиданности. Если с ОСАГО проблем нет (обязательно ставьте в опциях «неограниченное число водителей»), то сделать КАСКО для прокатного автомобиля практически невозможно. Большинство крупных страховых компаний официально отказываются страховать автомобили, предназначенные для сдачи в аренду, а если и соглашаются, то тариф может достигать 40% рыночной стоимости машины.

Что же делать?

Выбирайте самый дешевый контракт. В этом году Верховный Суд России наконец-то защитил водителей от страховщиков и выдал постановление о том, что страховая компания обязана возместить стоимость угнанного автомобиля независимо от того, где находились документы на транспортное средство, и кто был допущен к управлению автомобилем в момент угона.

Обязательно установите в каждую машину систему слежения. Это прибор, который отслеживает все перемещения автомобиля и с определенной периодичностью пересылает информацию о его нахождении на ваш телефон. Стоимость такого аппарата составляет 5-10 тыс. руб. в зависимости от модели. Хорошо спрятанный маячок не только поможет быстро обнаружить автомобиль в случае угона, но и даст вам знать, если клиент нарушил территориальное ограничение и уехал, например, в другую область, что запрещено договором.

Где будут стоять автомобили?

Если общее количество автомобилей не превышает 10, и при этом как минимум половина из них находится в разъезде, лучше всего держать незанятые машины на открытой автостоянке у большого торгового или офисного центра. Хорошо, если она будет находиться возле железнодорожного и автовокзала, потому что многие клиенты приезжают из соседних городов. Еще один вариант - это аренда машиномест на платной перехватывающей парковке.

Следующий этап - реклама , о вашей фирме должны узнать люди. Сейчас принято считать, что лучший способ продвижения малого бизнеса - это создание рекламного сайта. Конечно, красивый сайт станет хорошим подспорьем, но в небольшом городе большинство людей (в том числе и мой муж) в случае необходимости первым делом смотрят раздел «услуги» в местной рекламной газете.

Подайте объявление в газету, которую каждую неделю разносят по почтовым ящикам, оплатите вип-объявление с фотографией в «Из рук в руки» (большинство новых клиентов приходят к нам оттуда) и на «Авито». Еще один эффективный способ продвижения - это регистрация во всевозможных местных «желтых страницах». По крайней мере, когда я забиваю в поисковике «прокат авто в городе N», первыми показываются городские отраслевые справочники.

Теперь, когда клиенты к вам пошли, необходимо принять меры по минимизации рисков. Для этого ответьте на несколько вопросов.

  • Во-первых , будете ли вы сдавать машины жителям других областей? Многие прокаты отказываются обслуживать иногородних клиентов, мотивируя решение нежеланием впоследствии искать свою машину в отдаленных регионах. На мой взгляд, это опасение из серии «дую на воду». Я сама, приезжая к родителям или на отдых, беру автомобиль в аренду, для этого подобные сервисы и предназначены. Законопослушный человек будет придерживаться условий договора при любых условиях, а потенциального правонарушителя вопрос регистрации не остановит.
  • Во-вторых , какой суточный лимит пробега вы установите? Стандартное ограничение - 200 км. Эта граница помогает отсеять таксистов, которые берут автомобиль, чтобы бомбить. Впрочем, об этом они обычно предупреждают сразу. Нужны ли вам такие клиенты? Если машина старая, а человек готов платить по повышенному тарифу, то почему бы и нет? Еще один нюанс - территориальное ограничение. По умолчанию машина эксплуатируется только в одном регионе. Если клиент сразу предупреждает, что ему нужно съездить в соседнюю область, то мы идем ему навстречу, не повышая расценок.
  • В-третьих , будете ли вы сдавать автомобили молодым водителям, то есть лицам младше 21 года и с водительским стажем менее 3-х лет?

Последний вопрос связан с залогом . Обычно прокатная фирма, предоставляя автомобиль, удерживает с клиента определенную сумму (5-10 тыс. руб.), которая служит залогом на случай мелких повреждений по вине водителя и необходимости оплаты штрафов ГИБДД. Если клиент просит, мы соглашаемся предоставить машину без залога, повышая тариф на 20%.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения - это отдельный разговор. У нас были клиенты, после которых за день приходило по три уведомления. Включите в договор пункт об обязанности арендатора уплатить штраф в течение 10 дней (иначе возникает обязательство по оплате неустойки в размере 300%).

При наличии договора по поводу штрафов можно вообще не волноваться. Административный кодекс гласит , что собственник транспортного средства не несет ответственности, если в момент совершения нарушения ПДД за рулем находилось другое лицо.

Довольно часто организации для решения производственных нужд принимают решение приобрести транспортное средство. Покупка автомобиля не всегда и не для всех компаний целесообразна. Нередко решение руководства сводится к аренде автомобиля в целях компании.

Рассмотрим, как правильно отражать расходы на аренду и содержание арендованного автомобиля при исчислении налога на прибыль, в каком случае возникает необходимость уплаты НДФЛ и страховых взносов.

Согласно Гражданскому кодексу существует два вида договора аренды транспортного средства: с экипажем и без (договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации). Порядок заключения и форма договора, а также обязанности арендодателя регулируются статьями 642-649 ГК РФ.

Расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, если договором не предусмотрено иное, несет арендатор (статьи 636, 645 и 646 ГК РФ).

Чаще всего организации арендуют транспортные средства юридических или у физических лиц. В зависимости от вида арендодателя и от аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа у организации арендатора возникает различная обязанность по уплате налогов.

Транспортный налог

Следует сразу отметить, что обязанность по уплате транспортного налога закреплена в статье 357 НК РФ за лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Таким образом, исчисление и уплату транспортного налога должен осуществлять арендодатель.

Налог на прибыль

Суммы арендной платы и услуг по управлению транспортным средством учитываются в составе прочих расходов для исчисления налога на прибыль, если:

  • арендованный автомобиль используется для осуществления деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг,
  • при условии соответствия всем критериям, предусмотренным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

В целях налогообложения прибыли расходы на содержание и эксплуатацию автомобиля, такие, как мойка, покупка запчастей, ГСМ, компания имеет право также включать в расходы (подп. 11 п. 1 ст. 264, подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Вышеуказанные расходы должны быть документально подтверждены и оправданы в соответствии с требованиями законодательства.

В частности, для подтверждения расходов на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль, необходимо оформление путевых листов. Кроме подтверждения расходов на ГСМ, данный документ подтверждает в целом экономическую обоснованность и производственную направленность расходов, связанных с использованием транспортного средства.

Таблица 1. Расходы на аренду и обслуживание транспортного средства

Вид расхода

Вид расхода в НУ

Расходы на аренду

Прочие расходы

пп.10 п.1 ст.264 НК

Услуги по управлению автомобилем

Оплата труда

п.21 ст.255 НК

Страховые взносы на услуги по управлению

Прочие расходы

пп.1 п.1 ст.264 НК

Текущий и капитальный ремонт

Расходы на ремонт основных средств*

пп. 1 и 2 ст. 260 НК*

Расходы на содержание

Прочие расходы

пп. 11 п. 1 ст. 264 НК

Расходы на ГСМ

Материальные расходы** или

Прочие расходы ***

пп. 5 п. 1 ст. 254 НК**

пп. 11 п. 1 ст. 264 НК***

Страхование (ОСАГО, КАСКО)

Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование

пп. 1 п. 1 ст. 263 НК

* если обязанность возложена на арендатора,

** для производственной деятельности,

*** для нужд управления.

Первичные документы

Как было сказано выше, для отражения расходов в налоговом учете необходимо оформлять документы в соответствии с требованиями законодательства.

Расходы на аренду, если иное не предусмотрено договором, можно отражать на основании только договора. Также может быть предусмотрено составление ежемесячного акта на аренду транспортным средством.

Расходы на услуги управления транспортным средством могут быть приняты в налоговом учете на основании оформленных актов на услуги по управлению, составленных согласно требованиям законодательства.

Расходы на ГСМ для налогового учета подтверждаются корректно заполненными путевыми листами.

Рассмотрим подробнее требования к оформлению данного документа и изменений в его форме, вступивших в силу в 2017 году.

Унифицированная форма документа утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Данная форма предусмотрена для автотранспортных организаций. Если компания таковой не является, то она может руководствоваться в качестве основы данной формой документа и разработать собственную форму путевого листа. Если организация примет решение составлять документ по самостоятельно разработанной форме, то необходимо закрепить данную форму в учетной политике и проверить соответствие документа требованиям 402-ФЗ к реквизитам первичного документа.

В 2017 году вступили в силу Приказы Минтранса (от 18.01.2017 № 17, от 07.11.2017 № 476), которыми были внесены некоторые изменения в порядок оформления данного документа. Напомним, что порядок заполнения путевых листов закреплен в Приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Путевой лист должен обязательно содержать следующую информацию и реквизиты (утверждены разделом II приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152):

  1. наименование и номер путевого листа;
  2. сведения о сроке его действия;
  3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  4. сведения о транспортном средстве;
  5. сведения о водителе;
  6. отметка о предрейсовом контроле технического состояния автомобиля (приказ Минтранса РФ от 18 января 2017 г. № 17);
  7. показания одометра при выезде и при заезде;
  8. дата и время выезда и заезда в гараж;
  9. подпись и Ф.И.О. работника, который ставит в листе показания одометра, дату и время;
  10. Ф.И.О. водителя;
  11. дата и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя;
  12. штамп, подпись и Ф.И.О. медицинского работника, который проводит медосмотр.

С 15 декабря 2017 в путевом листе обязательно должна содержаться информация об ОГРН или ОГРИП (в случае ИП) собственника транспортного средства.

Еще одно дополнение — в поле «Сведения о транспортном средстве» появился новый обязательный реквизит. В данном поле необходимо заполнять день (число, месяц, год) и время (часы, минуты), когда был проведен предрейсовый контроль технического состояния автомобиля. Данное поле заполняется, если такой предрейсовый контроль предусмотрен законодательством.

Путевой лист теперь не обязан содержать печать (штамп) организации или ИП.

Важное внимание следует уделить информации о маршруте поездок. Несмотря на отсутствие данного требования в Приказе Минтранса, налоговые органы настаивают на наличии полной информации о маршруте поездок. Формулировка маршрута должна указывать на производственный характер (например, поездка в налоговую инспекцию, на переговоры к заказчику).

Величина расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли не ограничена налоговым законодательством. Нормированию подлежат только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (подп.11 п.1 ст.264 НК РФ).

При проверке обоснованности затрат налоговые органы руководствуются Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В случае значительного превышения фактических расходов над указанными нормами налоговыми органами может быть подвергнута сомнению их экономическая обоснованность.

Несмотря на это, организация, учитывая специфику своей деятельности, вправе использовать самостоятельно разработанные нормы, исходя из соответствующей технической документации (с учетом норм, установленных Минтрансом России, или с учетом данных, содержащихся в документах завода — изготовителя автомобиля). Минфин в своих разъяснениях (например, письма от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875) разрешает организациям, которые не являются автотранспортными, не придерживаться норм Минтранса, а разрабатывать свои нормы.

Если организация не является автотранспортной, необходимо закрепить разработанную норму расхода топлива приказом руководителя организации.

Если организация или ИП оказывает транспортные услуги, то они должны вести журнал регистрации путевых листов, который также иногда называют реестром путевых листов (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 17 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).

НДФЛ и страховые взносы

Если организация арендует автомобиль у физического лица, то также, как и в случае с юридическим лицом, необходимо заключить договор аренды транспортного средства. В договоре должна содержаться исчерпывающая информация об автомобиле, чтобы можно было точно определить, какое транспортное средство взято в аренду. Так обязательно следует указать марку автомобиля, год выпуска, цвет, номер кузова и двигателя, государственный регистрационный номер. Сведения должны соответствовать паспорту транспортного средства или свидетельства о регистрации.

Доходы, получаемые физическим лицом от сдачи имущества в аренду, а также от оказания услуг являются объектом налогообложения НДФЛ (подп. 4 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 209 НК РФ).

Организация, в данном случае оплачивающая услуги аренды, выступает налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). В зависимости от того является физическое лицо резидентом Российской Федерации или нет, ставка налога будет 13% или 30% соответственно.

НДФЛ с арендной платы удерживается при ее фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК). Дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода — из кассы или на банковский счет (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК). Налог должен быть перечислен в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода.

В зависимости от того оформлен договор аренды с экипажем или без него, будет возникать необходимость исчисления и уплаты страховых взносов.

Если заключен договор аренды без экипажа, то арендная плата, выплачиваемая физическому лицу по договору аренды имущества, страховыми взносами не облагается.

Если заключен договор аренды с экипажем, то есть также предоставляются услуги по управлению транспортным средством, то следует обратить внимание на следующие нюансы:

  1. В договоре необходимо разделить стоимость аренды и стоимость услуг управления,
  2. Как было сказано выше, услуги аренды не являются объектом обложения страховых взносов, но услуги управления облагаются страховыми взносами в ПФР и ФФОМС, так как относятся к выплатам физическому лицу по договору гражданско-правового характера, предметом которого является оказание услуг,
  3. Страховые взносы в ФСС в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в том случае, если это предусмотрено в самом договоре аренды транспортного средства с экипажем (п.1 ст.20.1 закона № 125-ФЗ).

Если в договоре отсутствует разделение сумм аренды и оказания услуг управления, то высока вероятность того, что проверяющие начислят взносы со всей суммы арендной платы. В таком случае свои интересы придется отстаивать в суде.

Бухгалтерский учет

Передача транспортного средства от арендодателя к арендатору оформляется актом приемки-передачи основных средств.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н арендованный автомобиль учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды.

По окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета арендатора.

Согласно ПБУ 10/99, в случае использования арендованного имущества для осуществления деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг, суммы арендной платы и услуг по управлению транспортным средством учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Таким образом, арендатор отражает арендную плату в бухгалтерском учете в том периоде, к которому она относится.

Арендная плата списывается в зависимости от того, в какой деятельности используется автомобиль. Возможные бухгалтерские проводки при аренде транспортного средства у физического и юридического лица приведены в Таблице 2.

Обратим внимание, что если аренда у физического лица предполагает аренду у сотрудника организации, то в качестве счета расчетов с арендодателем будет использоваться счет 73, в случае аренды у физического лица — ИП или у юридического лица будет использоваться счет 76.

Таблица 2. Бухгалтерские проводки

Сумма, руб.

Описание

начислена сумма по договору аренды транспортного средства за месяц

начислена сумма за услуги управления транспортного средства за месяц

удержан НДФЛ с дохода физического лица по ставке 13%

начислены взносы на обязательное пенсионное страхование (применимо в случае аренды у ФЛ с экипажем)

начислены взносы ФФОМС (применимо в случае аренды у ФЛ с экипажем)

выплачено вознаграждение исполнителю;

списаны расходы на эксплуатацию арендованных транспортных средств.

* в случае аренды у юридического лица без экипажа

Подводя итог, стоит отметить, что при использовании автомобилей в аренду, следует обратить внимание к корректному составлению документов.

В договоре необходимо указать исчерпывающую информацию об автомобиле, соответствующую документам транспортного средства. Если договор заключается с физическим лицом по аренде транспортного средства с экипажем, необходимо указать отдельно в договоре стоимость аренды и стоимость услуг управления транспортным средством.

Что касается отражения расходов, то для отсутствия вопросов со стороны налоговых органов, необходимо иметь корректно оформленные документы, подтверждающие целесообразность и обоснованность понесенных расходов.

Услуга аренды автотранспортных средств пользуется большим спросом, особенно в крупных городах. В Москве и Петербурге есть множество компаний и частных автовладельцев, которые предлагают снять автомобили разного класса напрокат.

Сдача машины в аренду - перспективный и прибыльный бизнес, который приносит хорошие дивиденды . С условием, что он правильно построен.

В 2020 году услуга аренды авто может обходиться от 1500 рублей за бюджетный вариант машины и от 3000 и более за авто бизнес- и премиум-класса ежедневно.

Узнаем, как сдать машину в аренду, как правильно оформить такую сделку?

Аренду автомобиля могут позволить себе люди со средним или высоким доходом. Но почему они не хотят ее покупать? Существует несколько вариантов:

Во всех вышеописанных случаях взять автомобиль в аренду гораздо дешевле, чем покупать свой автомобиль или платить за поездки на такси. Сколько стоит аренда? Стоимость проката составляет 1-10 000 рублей в сутки .

Если Вы желаете открыть свой бизнес, то как сдать авто в аренду? В такси, в том числе.

Если Вы рассчитываете на небольшой пассивный доход и имеете определенную денежную сумму, то можно приобрести машину и сдавать ее в аренду, например, под такси.

Но полностью пассивным такой бизнес назвать сложно. Необходимо все всегда контролировать. Приобретать и сдавать только одну машину рискованно.

Следует сразу купить несколько новых машин. Можно ограничиться сначала бюджетными иномарками, но обязательно с кондиционером. В летний период такие машины всегда пользуются спросом.

Необходимо открыть ИП в сфере осуществления таксомоторных перевозок. Сначала следует посетить налоговую инспекцию, подать заявление, оплатить госпошлину. Также необходимо получить разрешение на таксомоторные перевозки.

Для этого приносят:

Также автомобили необходимо страховать в ОСАГО и выбирать неограниченный полис . Но компенсацию Вы получите, если Ваш клиент не является виновником ДТП.

На авто нужно оформить специальную страховку, заявляющую о том, что машина используется в сфере таксомоторных перевозок. Иначе компенсировать ущерб Вы не сможете, и Вам предъявят штраф в размере 1 тысяча рублей.

В машине должны быть GPS-навигатор, аптечка, огнетушитель, аварийный знак, видеорегистратор.

Не следует сдавать машину под такси первым встречным водителям . Сначала нужно узнать адреса фирм такси, в которые набираются водители со своим автотранспортом.

Необходимо договориться с директором, бригадиром, чтобы сдать одну или несколько машин под суточную работу в такси и нанять для работы надежных людей.

Большинство экспертов советуют воспользоваться посредническими услугами автопарка, обратиться в фирму, занимающуюся перевозками пассажиров, напрямую, а не искать шофера самостоятельно. Так можно быть уверенным в том, что водитель действительно заинтересован в работе.

Сотрудники сами найдут водителя, оформят договор, проконтролируют процесс оплаты. Можете подписать договор со службой и каждый месяц получать деньги за аренду. Разумеется, услуги таких контор тоже не бесплатные.

Нужно отдавать предпочтения тем фирмам, которые предъявляют высокие требования к водителям или самостоятельно берут арендную плату. Также можно рассмотреть возможность сотрудничества с Яндекс.Такси, Uber.

На каждом из автомобилей будут трудиться по 2 человека, по 12 часов в сутки каждый. Примерная стоимость ТС для работы в такси в сутки составляет 1000 рублей (водитель должен отдавать Вам 500 рублей за смену) . Все расходы по ремонту и обслуживанию Ваших машин ложатся на Вас.

Так выгодно ли сдать машину в аренду в такси? В сутки с одного человека прибыль будет составлять с автомобиля 1000 рублей. Также нужно учитывать небольшой простой из-за выходных водителей или обслуживания ТС.

Чистая прибыль составит около 800 рублей в сутки, в месяц около 24 000 рублей. За 5-10 машин месячная прибыль составит 120-240 000 рублей.

Почему еще не следует сдавать только одну машину? Она будет простаивать определенное время, также автомобиль может попасть в ДТП, сломаться, водитель может оказаться мошенником.

Рекомендуется работать сразу с несколькими машинами. Если что-то произойдет с одним, второй окупит расходы и продолжит приносить прибыль. А наличие большего количества машин увеличит прибыль многократно.

С каждым водителем заключается нотариальный договор о сдаче машины в аренду под такси . Водитель будет нести ответственность за внешние повреждения автомобиля.

Это будет посменная работа, между водителями составляется рапорт приема и сдачи автомобиля. Если таксистов много, наймите бригадира (если Вы открыли свою фирму), если бригадир уже есть, он будет контролировать рабочий процесс и оповещать Вас по любым важным вопросам.

Рассмотрим вопрос, как сдать автомобиль в аренду физическому лицу.

В интернете можно найти сотни объявления о поиске машин в аренду. Обычно такая услуга необходима тем, кто хочет работать в такси.

  • возраст 40-50 лет;
  • наличие местной прописки;
  • желательно наличие семьи;
  • отсутствие вредных привычек.

Пригласите кандидата на встречу/собеседование, посмотрите, как он держится, как говорит, задавайте ему вопросы, узнайте, чем он занимался раньше. Не будет лишним потребовать справку о том, что у него не было судимостей.

Если Вы выбрали кандидата, составьте договор . Бланк документа можно найти в интернете. В договоре должны быть заголовок, предмет договора, условия, реквизиты сторон, подписи. В условиях нужно подробно обсудить все моменты: сроки оплаты, ответственность, оплата текущих расходов на заправку, ремонт.

Составляется акт приема-передачи машины . Это гарант завершения сделки, подтверждающий соблюдение прав и обязанностей, доказательство передачи машины. В нем указывают все проблемы автомобиля - царапины, вмятины, повреждения. Договор не имеет силы без этого документа.

Договор обязательно необходимо заверить нотариально . Печать и правильное оформление документа придадут юридический вес Вашей сделке. В противном случае арендатор может начать доказывать, что договор этот поддельный, и он ничего не подписывал и не оформлял.

Внести водителя в страховку ОСАГО. Автовладелец является с ним в страховую компанию и пишет заявление.

Нужно очень ответственно подойти к вопросу, кому в аренду сдавать машину. Не следует подписывать договор :

  1. С лицами, которым нет 21 года. Также опасно подписывать договор с новичками, у которых опыт вождения менее двух лет.
  2. С водителями, КБМ которых очень низок. Коэффициент бонус-малус можно проверить по базе РСА. Если водитель часто нарушает ПДД и попадает в аварии, Ваш автомобиль навряд ли надолго останется целым.

Пройдите диагностику перед оформлением договора аренды . Неполадки устраняйте за свой счет. В договоре необходимо указать, что автомобиль исправен. В диагностической карте должны быть указаны проведенные работы.

Регулярно навещайте арендатора и проверяйте состояние машины. Установите четкие сроки оплаты, пеню за просрочки, а также лимит пробега. В противном случае автомобиль будет эксплуатироваться слишком много и быстро придет в негодность.

Также многих водителей интересует вопрос, можно ли сдать в аренду автомобиль, находящийся в лизинге.

Лизинг - финансирование использования машины с возможностью его выкупа .

Это долгосрочная аренда транспортного средства, и выкупать его необязательно.

Сдача лизингового автомобиля в аренду - сублизинг (уступка прав) . Это вид поднайма лизингового объекта.

Автомобиль передается по договору лизинга от лизингополучателя третьему лицу для использования.

Если сублизинг предусмотрен договором лизинговой фирмы, такая сделка возможна. Но обычно лизингополучателю необходимо получить письменное согласие.

Если Вы хотите отдать машину в аренду без права выкупа, стоит понять, что водитель не станет переживать о техническом состоянии автомобиля.

Тогда необходимо четко регламентировать, за чей счет ремонтируется машина в случае поломок или повреждений. Но полностью сделать водителя ответственным за весь спектр обслуживания не получится. Далеко не все захотят работать на таких условиях.

При сдаче машины в аренду с последующим выкупом ответственность за эксплуатацию ляжет на водителя . Бережное пользование автомобилем будет в его интересах.

Все должно быть зафиксировано в договоре . Водитель будет понимать, что при нарушении условий договора лишится автомобиля, несмотря на регулярную оплату арендной платы.

Другие виды аренды

Владельцы грузовых авто также часто сдают их в аренду. Сдать газель в аренду можно транспортной компании. В интернете также множество компаний, которым требуется грузовая машина.

Нередко условиями получения услуг таких компаний являются:

  • возраст автомобиля - не более 5 лет;
  • оформление ОСАГО или КАСКО на водителя на весь срок договора аренды;
  • оформление заявки у представителя компании;
  • пройти ТО и экспертизу для оценки состоянии грузового транспортного средства, его рыночной стоимости.

Также обязательно согласовываются все условия продолжительного сотрудничества.

Если у Вас есть хороший автомобиль бизнес-класса, его можно сдавать в аренду, но с условием, что за рулем всегда будете Вы. Такие услуги пользуются спросом при проведении свадеб, встреч из аэропорта, сопровождении важных гостей.

Занимает это всего несколько часов в день, а прибыль составляет 3000-10 000 рублей за работу.

Что делать, если арендатор пропал, не отвечает на звонки, деньги не платит? Если Вы не можете связаться с ним уже длительное время, пишите заявление в правоохранительные органы по факту пропажи автомобиля, переданного по договору аренды, расторгайте договор. Такое заявление исключит наличие штрафов и других проблем.