Двигатель ЯМЗ-236 первый из V-образных силовых агрегатов ЯМЗ, до него Ярославский моторный завод выпускал только рядные моторы: четырехцилиндровый ЯАЗ-204 и шестицилиндровый ЯАЗ-206. Так как компоновка нового двигателя была признана более удачной, то выпуск рядных моделей старого образца был прекращен в восьмидесятых годах прошлого столетия. Все оставшиеся V-образные дизели ЯМЗ, это лишь развитие конструктивных разработок, заложенных при проектировании двигателя ЯМЗ-236.
Все шестицилиндровые двигатели серий ЯМЗ-236, вне зависимости от наличия турбонаддува имеют одинаковый объем - 11,15 л и размерность DxS 130 на 140 мм, угол развала 90°.
Технические характеристики двигателей семейства ЯМЗ-236 различаются достаточно сильно.
Двигатель ЯМЗ-236 с экологическими показателями Евро-0, является атмосферным мотором и самым скромным в мощностном диапазоне силовых агрегатов ЯМЗ. Максимальную мощность из атмосферных двигателей ЯМЗ-236 имеет модификация ЯМЗ-236А - 195 л.с., а минимальную дефорсированный ЯМЗ-236Г - 150 л.с.
Сфера применения двигателей ЯМЗ-236 в атмосферном исполнении обширна, они используются: - модификации ЯМЗ-236М2 как силовой агрегат для автотранспортной техники, передвигающейся как по дорогам общего пользования, так и во внедорожном исполнении (с обеспечением бродо-проходимости до 1,4 метра глубины), как промышленные моторы для привода насосных установок и компрессорных станций, в дизельных электростанциях, как судовой дизель; - ЯМЗ-236Г как двигатель для дорожной и экскаваторной техники; - ЯМЗ-236Д как тракторный дизель; - ЯМЗ-236ДК как комбайновый мотор.
Для дальнейшего развития двигателей серии ЯМЗ-236 было решено применить турбонаддув. Эти дизели, в отличии от базового атмосферного мотора, уже соответствовали экологическим требованиям Евро-1. При кажущейся простоте применения турбокомпрессора, для повышения мощности, это повлекло за собой целый комплекс мероприятий по изменению конструкции дизеля и повышения качества деталей. Улучшенные критерии качества затронули в первую очередь следующие запчасти: коленчатый вал, блок цилиндров и цилиндро-поршневую группу.
Наилучшие мощностные данные в семействе ЯМЗ-236 турбо Евро-1 имеют двигатели с маркировкой ЯМЗ-236БЕ, они выдают 250 л.с. и применяются на автомобильной технике. Средние позиции в этой группе имеют автобусные и автомобильные моторы ЯМЗ-236НЕ, комбайновые ЯМЗ-236БК, а так же предназначенные для тракторной техники ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236Б и ЯМЗ-236НД. Наименьшее значение по мощности у дефорсированного ЯМЗ-236НБ - всего 165 л.с..
Для достижения экологических показателей Евро-2 потребовалась дальнейшая модернизация. В дополнение к турбонаддуву дизель ЯМЗ-236 получил охладитель наддувочного воздуха, который устанавливается непосредственно на изделии, в котором применяется силовой агрегат. Так же потребовалось увеличить энергию впрыска в камеру сгорания, для чего спроектирована топливная аппаратура нового типа. Блок цилиндров дополнен жидкостно-масляным теплообменником и водяным насосом повышенной производительности, цилиндро-поршневая группа с эффективной системой охлаждения, включение привода крыльчатки вентилятора обеспечивает специальная муфта.
В настоящее время двигатели ЯМЗ-236 на автомобильные заводы не поставляются из-за ужесточения требований по экологическим параметрам, используются как запасная часть, а так же в местах, где не такие жесткие ограничения - к примеру при производстве дорожной техники или дизельных электростанций.
Устройство дизельных двигателей ЯМЗ-236
Двигатель ЯМЗ-236 имеет шесть цилиндров, с рабочим объемом камеры сгорания 1858 см³ каждый. Принцип работы четырехтактный, характерный для двигателей Отто, порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6, впрыск непосредственный, степень сжатия 16,5.Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) с поршнем из силумина (сплав алюминия с кремнием) и чугунной гильзой так называемого «мокрого типа». ЦПГ крепится к шатуну двухтаврового сечения, отлитому из чугуна со специальной бронзовой вставкой, при помощи пальца «плавающего типа» с двумя стопорными кольцами. Другая сторона шатуна крепится с помощью двух болтовых соединений на шатунную шейку коленвала через вкладыши (бронзовые подшипники скольжения). Цилиндры расположены в два ряда по три в каждом.
На каждый ряд приходится одна общая головка блока цилиндров (ГБЦ). Распредвал имеет шестеренчатый привод и является единым для обеих ГБЦ. Коленчатый вал изготовлен методом ковки с шейками, укрепленными методом азотации, имеет четыре опорные точки и противовесы.
Блок цилиндров отлит из серого чугуна одновременно с верхней частью картера. Блок цилиндров выпуска до 2008г. отличается от современного (унифицирован, имеет укороченную «юбку»). Картер маховика отлит отдельно от блока. Маховик стальной с отдельным зубчатым венцом (используется для стартерного пуска двигателя), выполняется в двух вариантах: под двухдисковое сцепление (широкий) и под однодисковое (узкий).
Топливная система мотора ЯМЗ-236 механического плунжерного типа.
Двигатель ЯМЗ-236 имеет водяную систему охлаждения и масляную систему смазки смешанного типа (под давлением и методом разбрызгивания), водяные и масляный радиатор установлены отдельно от двигателя.
Подробно с техническими характеристиками и применяемостью двигателя ЯМЗ-236 ознакомьтесь на странице нужной модели.
Техническая характеристика двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238:
Число цилиндров: 6-8мм.
Расположение цилиндров: двухрядное под углом 90°.
Диаметр цилиндра: 130 мм.
Ход поршня: 140 мм.
Рабочий объем цилиндров: 11,15-14,86 мм.
Степень сжатия: 16,5.
Номинальная мощность: 180-240 мм.
Номинальное число оборотов: 2100 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 67-90/80 кГм.
Число оборотов при максимальном крутящем моменте в минуту: не более 1500.
Минимальный удельный расход топлива по скоростной характеристике: 175.
Число оборотов холостого хода в минуту:
минимальное: 450-550;
максимальное: 2225-2275.
Направление вращения коленчатого вала (вид со стороны вентилятора): правое (по часовой стрелке).
Способ смесеобразования: непосредственный впрыск топлива.
Камера сгорания: однополостная в поршне.
Фазы газораспределения:
впускной клапан:
открытие: 20°;
закрытие: 56°;
выпускной клапан:
открытие: 56°
закрытие: 20°.
Число клапанов на цилиндр:
впускных: 1;
выпускных: 1.
Диаметр тарелки клапана:
впускного: 61,5мм.
выпускного: 48 мм.
Ход клапана при полном открытии:
впускного: 13,5мм
выпускного13,5мм.
Зазор между клапаном и коромыслом толкателя (в холодном состоянии): 0,3мм.
Привод распределительного вала — шестеренчатый.
Топливоподающая аппаратура — разделенного типа (топливный насос высокого давления и форсунки).
Топливный насос высокого давления: золотникового типа, шести- секционный.
Топливоподкачивающий насос- поршневого типа.
Регулятор числа оборотов- механический, всережимный.
Автоматическая муфта-регулятор опережения впрыска топлива: центробежного типа.
Форсунки- закрытые, с многодырчатым распылителем.
Давление начала подъема запорной иглы форсунки: 150 кГ/см2.
Топливные фильтры:
1) грубой очистки- со сменным элементом из хлопчатобумажной ровницы. Тонкость фильтрации 50-70 мкм;
2) тонкой очистки со сменным элементом из древесной муки на пульвер-бакелитовой связке. Тонкость фильтрации 4-5 мкм.
Топливо- дизельное.
Воздушный фильтр с масляной ванной и контактным элементом.
Давление в системе смазки:
при номинальных числах оборотов: 4-7 кГ/см2;
при минимальных числах оборотов холостого хода -не менее 1 кГ/см2.
Масляный насос- шестеренчатого типа.
Масляные фильтры:
1) грубой очистки- с фильтрующим элементом из металлической сетки. Тонкость фильтрации 125 мкм;
2) тонкой очистки- центробежный с реактивным приводом дизельное со специальными присадками.
Масло для смазки двигателя- дизельное со специальными вкладками.
Система охлаждения- жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Водяной насос- центробежного типа.
Вентилятор- осевой, с шестеренчатым приводом.
Пусковое устройство- электрический стартер, номинальное напряжение 24 вольт.
Генератор- постоянного тока, марки Г-105Б (не экранированный) или Г-107Б (экранированный); мощность 500 Вт; номинальное напряжение 24 вольт.
Материал блока цилиндров- чугун серый, специальный.
Гильзы цилиндров- мокрые, отлиты из специального чугуна.
Головки цилиндров- две, по одной на каждый ряд цилиндров, отлиты из серого специального чугуна.
Коленчатый вал- стальной кованый, с противовесами. Поверхности коренных и шатунных шеек закалены с нагревом токами высокой частоты. Число опор коленчатого вала: 4-5.
Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала- скольжения, вкладыши сменные стальные с антифрикционным слоем из свинцовой бронзы.
Материал поршня- алюминиевый сплав.
Число поршневых колец на поршне:
1) компрессионных- 3;
2) маслосъемных- 2.
Поршневые пальцы- плавающего типа; осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами.
Шатуны- стальные кованые с косым разъемом нижней головки.
Маховик- чугунный со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером.
Оттяжные рычаги- стальные штампованные (4 штуки), установлены на игольчатых подшипниках.
Передаточное отношение рычагов 1: 5,4.
Нажимные пружины- витые из стальной проволоки, цилиндрические (28 штук).
Средний ведущий диск- литой из чугуна, связан с маховиком шипами.
Ведомый диск- штампованный из листовой стали. Фрикционные накладки приклепаны по обе стороны ведомого диска. У сцепления ЯМЗ-236 ведомый диск снабжен демпферным устройством.
Нажимной подшипник- шариковый упорный, с постоянной смазкой.
Муфта выключения сцепления- литая из чугуна; смазывается через пресс-масленку и гибкий
шланг.
Картер сцепления- литой из чугуна; крепится болтами с одной стороны к картеру маховика, с другой — к картеру коробки передач.
Габаритные размеры двигателя (мм):
длина без коробки передач и сцепления: 1020-1222;
длина с коробкой передач и сцеплением: 1796-2069;
ширина: 1006;
высота: 1195.
Вес незаправленного двигателя (сухой вес) в кг:
без вспомогательного оборудования: 820-1010;
с комплектом вспомогательного оборудования: 880-1070;
с комплектом вспомогательного оборудования, сцеплением и коробкой передач: 1170-1385;
Заправочные емкости (литры):
система смазки двигателя (без масляного радиатора): 24-32;
система охлаждения (без радиатора): 17-20;
воздушный фильтр: 1,6-1,4;
топливный насос: 0,15-0,2;
регулятор: 0,15-0,15;
коробка передач: 5,5;
механизм дистанционного управления коробки передач: 0,16.
В России и близлежащих странах немало производств, выпускающих большие и малые грузовики, автобусы , строительную и сельхозтехнику. Всем нужны современные дизели с большим жизненным циклом, способные соответствовать нормам Евро‑5 и выше. Ровно такие, какие уже завтра запросит моторизованная Европа и страны Таможенного союза.
НА ПОДМОГУ
Ярославский моторный отважился на рискованный шаг - создание дизеля, способного конкурировать с лучшими мировыми образцами . Для этого в середине нулевых годов в партнеры пригласили ведущую европейскую инжиниринговую компанию AVL. И через несколько лет совместными усилиями создали новую серию рядных четырех- и шестицилиндровых двигателей ЯМЗ‑530 рабочим объемом 1,1 л на цилиндр (такой же у лидеров - например, Cummins, Iveco, Volvo и Renault), имеющих передовые показатели удельной мощности и расхода топлива.
СХЕМАТИЧНО
Схему выбрали нижневальную. Для среднеразмерных дизелей с невысокими оборотами коленвала (3200 об/мин по ограничителю) - то, что нужно. Мотор получился компактным: поскольку нет распредвалов в головке, она невысокая и узкая. Не пришлось городить длинный привод ГРМ. Уменьшилась масса вращающихся деталей. Конструкция стала надежной, долговечной и тихой. Все важные агрегаты приводятся шестернями от заднего конца коленчатого вала, что минимизирует крутильные колебания.
Изюминка серии ЯМЗ‑530 - система охлаждения с обратным ходом. Вода поступает не снизу вверх, как обычно, а сверху вниз. Сначала в самую нагретую часть мотора - головку, а потом к цилиндрам. Эффективность охлаждения наивысшая, как и термическая стабильность размеров. Можно запросто форсировать любую модификацию ЯМЗ‑530.
У двигателя мокрые гильзы. Для конвейера это лишние операции, зато обеспечивается равномерное охлаждение цилиндров и высокий ресурс цилиндропоршневой группы. При замене - никакой расточки и ремонтных размеров, сразу номинал! А ресурс должен превысить миллион километров.
Комплектующие не дешевые, но самые лучшие. Топливная аппаратура - Bosсh, поршневая группа - Federal-Mogul, блок цилиндров - Fritz Winter. Даже сухарики клапанов и вкладыши фирменные - Mahle.
Новые турбодизели охотно расходятся по всем нашим автозаводам. Среди покупателей - МАЗ, ГАЗ, ЛиАЗ, Урал , ПАЗ. Их с удовольствием заказывают для строительных машин, силовых установок и даже судов.
НА АВТОМАТЕ
Когда я покидал новый завод по выпуску дизелей ЯМЗ‑530, уже стемнело. Обратил внимание, что производство тоже погрузилось во мрак. Неужели и станки остановились с заходом солнца?
Напротив, темп не снижался ни на секунду. Свет на конвейере особо не нужен, поскольку почти все сложные операции автоматизированы.
Детали точатся, шлифуются, ставятся и прикручиваются станками и роботами известных фирм - Grob, Paul Koster, Durr, Heller, Schenck, Liebher. Они обеспечат надлежащее качество при любом освещении.
Валентин ФОМИН, директор по развитию ОАО «Автодизель»
Проектная мощность нового предприятия - 40 тысяч двигателей в год. Можно расшириться и до 80 тысяч. В 2014 году мы выпустили 6300 моторов, а в нынешнем планируем собрать 9000 дизелей. Заказчики довольны и ценой, и возможностями мотора.
Обзор технических характеристик дизельного двигателя ЯМЗ-238
Двигатели ЯМЗ-238 представляют собой восьмицилиндровые модели четырехтактных дизелей.
Дизельные двигатели ЯМЗ-238 имеют много разных модификаций, которые отличаются в основном комплектацией и регулировкой топливной аппаратуры.
Дизели ЯМЗ-238 предназначены для установки на большегрузные автомобили, тягачи, самосвалы и автопоезда таких заводов, как МАЗ, Краз, Уралаз.
Технические параметры и характеристики двс ЯМЗ-238
Тип двигателя - Четырехтактный, с воспламенением от сжатия
Число, расположение цилиндров - 8, V-образное, угол развала - 90
Порядок работы цилиндров - 1-5-4-2-6-3-7-8
Диаметр цилиндров, мм - 130
Ход поршня, мм - 140
Рабочий объем всех цилиндров, л - 14,86
Степень сжатия (расчетная) - 16,5
Номинальная мощность дизеля ЯМЗ-238, кВт (л.с.) - 176 (240)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин - 2100
Максимальный крутящий момент, Нм (кг/см) - 833 (90)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, об/мин, не более - 1250-1450
Частота вращения холостого хода коленчатого вала, об/мин - 550-650
Способ смесеобразования - Непосредственный впрыск.
Камера сгорания - Однополостная в поршне.
Блок цилиндров ЯМЗ-238 - Отлит вместе с верхней частью картера.
Гильзы цилиндров - Мокрого типа.
Головки цилиндров - Две, по одной на каждый ряд цилиндров.
Коленчатый вал - Кованый, с привертными противовесами, поверхности шеек закалены с нагревом ТВЧ
Число опор коленчатого вала - 5
Коренные подшипники - Скольжения, со сменными вкладышами.
Шатунные подшипники - Скольжения, со сменными вкладышами.
Поршни ЯМЗ-238 - Из алюминиевого сплава.
Поршневые пальцы - Плавающего типа, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами.
Шатуны - Двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки.
Маховик - Имеет зубчатый венец для пуска двигателя стартером.
Распределительный вал - Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом.
Зазор между клапаном и коромыслом толкателя, мм - 0,25 - 0,3
Система смазки двс ЯМЗ-238
Система смазки двс ЯМЗ-238 - смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей.
Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя.
Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос - Шестеренчатый, двухсекционный.
Давление в масляной системе, кПа (кгс/см2)
При номинальных оборотах - 400-700 (4-7)
При минимальных оборотах холостого хода, не менее - 100 (1,0)
Система охлаждения масла ЯМЗ-238 - Масляный радиатор, устанавливаемый вне двигателя.
Масляные фильтры - Два - полнопоточный, со сменными фильтрующим элементом и тонкой очистки - центробежный, с реактивным приводом. Допускается установка фильтра грубой очистки вместо полнопоточного.
Давление открытия клапанов системы смазки ЯМЗ-238, кПа (кгс/ см2):
Редукционный клапан масляного насоса - 700-800 (7,0-8,0)
Предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса - 100-130 (1,0-1,3)
Дифференциальный клапан - 520-560 (5,2-5,6)
Перепускной клапан фильтра грубой очистки масла - 180-230 (1,8-2,3)
Перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра - 200-250 (2,0-2,5)
Система питания двс ЯМЗ-238
Топливоподающая аппаратура - Раздельного типа.
Топливоподкачивающий насос - Поршневой, с ручным топливоподкачивающим насосом.
Топливный насос высокого давления ЯМЗ-238 - Восьмиплунжерный.
Плунжеры - Золотникового типа, диаметр 10 мм, ход 11 мм
Порядок работы секции топливного насоса - 1-3-6-2-4-5-7-8
Нумерация секций - Со стороны привода
Регулятор частоты вращения - Центробежный, всережимный
Установочный угол опережения впрыска, градусы - 15
Муфта опережения впрыска - Автоматическая, центробежного типа
Форсунки ЯМЗ-238 - Закрытого типа, с многоярусными распылителями
Давление начала впрыскивания, МПа (кгс/ см2) - 22,6+0,8 (230+8)
Топливные фильтры - Два, грубой и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами. В крышке фильтра тонкой очистки установлен перепускной жиклер.
Воздушный фильтр - Инерционно-масляный или сухого типа.
Система охлаждения двс ЯМЗ-238
Система охлаждения двигателя ЯМЗ-238 - Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя.
Водяной насос - Центробежный, приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Вентилятор - Шестилопастный, с шестеренчатым приводом.
Сцепление двигателя ЯМЗ-238
Модель - ЯМЗ-238 или ЯМЗ-182
Тип - Двухдисковое, сухое, фрикционное, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин.
Количество нажимных пружин - 28.
Коробка передач двс ЯМЗ-238
Модель - ЯМЗ-236Н
Тип - Механическая, трехходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах
Электрооборудование ЯМЗ-238
Генератор Г-273В2 или 1322.3771 - Трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком. Максимальный ток, А - 50.
Номинальное выпрямленное напряжение, В - 28.
Стартер - 25.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом. Номинальная мощность стартера, кВт, при С20/182Ач - 8,2.
При эксплуатации двигателя ЯМЗ-238 следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и сигнальных устройств.
Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 75-100С. Не рекомендуется работа двигателя под полной нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 50С, так как при этом ухудшается сгорание топлива, на стенках гильз конденсируются продукты неполного сгорания, резко возрастает износ гильз и поршневых колец, снижается экономичность двигателя.
В эксплуатации допускается кратковременное повышение температуры охлаждающей жидкости до 105С.
Давление масла на прогретом двигателе ЯМЗ-238 должно быть 400-700 кПа (4-7 кгс/см2) при 2100 об/мин и не менее 100 кПа (1,0 кгс/см2) при минимальной частоте вращения холостого хода коленчатого вала.
После длительной эксплуатации допускается работа двигателя при давлении масла в системе смазки не ниже 300 кПа (3,0 кгс/см2) на номинальной частоте вращения и не ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) на минимальной частоте вращения коленчатого вала.
На автомобиле с двигателем ЯМЗ-238 свечение сигнальной лампочки при работе прогретого до нормальной температуры двигателя указывает на загрязненность и повышенное сопротивление элемента фильтра грубой очистки масла, на открытие перепускного клапана и подачу нефильтрованного масла в систему смазки, что недопустимо.
Допускается свечение сигнализатора при пуске двигателя на холодном масле и при прогреве.
Обкатка двигателя происходит в течение первых 50 часов работы. В этот период рекомендуется избегать полных нагрузок и высоких оборотов двигателя.
В период обкатки происходит равномерная приработка деталей цилиндро-поршневой группы, шестерен, подшипников и других деталей в целях сокращения их последующего износа, стабилизируется расход масла.
Перегрузка в этот период отрицательно скажется на приработке деталей и повлечет за собой сокращение срока службы двигателя.
При эксплуатации двигателя ЯМЗ-238 в период обкатки допускается выделение смеси топлива и масла через систему выпуска, образование масляных пятен в местах сальниковых уплотнений, не влияющих на расход масла, в соединениях систем топливоподачи, смазывания и охлаждения, выделение отдельных капель охлаждающей жидкости или смеси ее со смазкой через дренаж водяного насоса, образование отдельных капель масла ивыделение конденсата через сапун, не нарушающие нормальную работу двигателя.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
- Обслуживание топливной системы дизельного двигателя Д-245
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
- Операции по сборке базовых компонентов двигателя ЗИЛ-130
_________________________________________________________________________________________
Двигатель ЯМЗ-238 - проверенный отечественный дизельный двигатель для комплектования различных транспортных средств и промышленных установок, позволяющий осуществлять надежную и экономичную эксплуатацию техники. Наша статья расскажет об этом агрегате.
Крупнейший российский производитель дизельных моторов
В 1916 году в городе Ярославле силами инженера В. А. Лебедева создано предприятие по выпуску легковых автомобилей. Дальнейшее развитие завода связано с производством грузовых автомобилей, выпуск которых был освоен в 1925 году. Это были по тем временам большегрузные модели грузоподъемностью до 7 т.
В дальнейшем предприятие стало изготавливать самосвалы, автобусы и троллейбусы. В начале пятидесятых годов завод освоил серийное производство дизельных двигателей. Важным этапом развития следует считать 1958 год. В этом году предприятие было перепрофилировано на выпуск дизельных силовых агрегатов и получило название «Ярославский моторный завод».
Созданный завод сразу приступил к разработке новой линейки дизельных двигателей для самой различной техники. В 1961 году началось серийное производство дизельных моделей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240. Двигатели отличались мощностью за счет использования различного количества цилиндров (от 6 до 10), что позволяло устанавливать моторы на самую разнообразную технику, но при этом обладали большой унификацией, которая упрощала обслуживание и возможный ремонт.
Продукция ЯМЗ
В настоящее время предприятие ЯМЗ («Автодизель») входит в состав автомобильного концерна «Группа ГАЗ» и специализируется на производстве следующей продукции:
- средних и тяжелых дизелей;
- коробок передач и сцеплений для агрегатирования с выпускаемыми дизелями;
- дизельных электроагрегатов;
- запасных частей.
Выпускаемые дизельные силовые агрегаты обладают разнообразными техническими параметрами:
- мощность - 120,0-800,0 л. с.;
- объем - 4,45-26,0 л;
- варианты исполнения: L-образное (рядное), V-образное.
Такое многообразие двигателей, современная конструкция, эксплуатационные параметры обеспечили ярославским мотором широкое применение для комплектования различной коммерческой техники.
Применение двигателей ЯМЗ-238
В ассортименте продукции предприятия в настоящее время находится 38 модификаций V-образных восьмицилиндровых моторов различного назначения, при этом 22 из них составляют модели на основе ЯМЗ-238. Такое использование обеспечили качественная конструкция и технические характеристики двигателя ЯМЗ-238, позволяющие осуществлять модернизацию мотора. На данный момент силовые агрегаты устанавливаются на следующие виды техники:
№ п/п | Обозначение модификации | Техника для установки | Производитель |
1 | Комбайны | "Гомсельмаш" | |
2 | Комбайны, трактора, трубоукладчики | "Промтракторы", "Гомсельмаш", "ЧСДМ" | |
3 | ДЕ2 (EURO-2) | Грузовые автомобили, комбайны | "МАЗ", "Гомсельмаш" |
4 | ДЕ | Грузовые автомобили, шасси | "МАЗ", "УРАЛ" |
5 | НД6 | Фронтальные погрузчики | |
6 | НД7 | Трактора, трубоукладчики | ""Петербургский тракторный завод", "Промтрактор" |
7 | НД8 | Трактора | "Петербургский тракторный завод" |
8 | Самосвалы, трактора, экскаваторы, грузовые автомобили, путевые машины | "БелАЗ", "МоАЗ", "МАЗ", "Промтрактор", "УРАЛ", "КРАНЭКС", "ВЭКС", "Калугапутьмаш" | |
9 | БВ | Транспортеры-тягачи | "Рубцовский машиностроительный завод" |
10 | БК | Комбайны | "Гомсельмаш" |
11 | БЛ | Гусеничный тягач | "Муромтепловоз" |
12 | БН | Шахтный самосвал | "МоАЗ" |
13 | Д | Грузовые автомобили, трелевочные машины, трубоукладчики | "МАЗ", "Курганмашзавод", "Промтрактор" |
14 | ДК-2 | Комбайны | "Гомсельмаш" |
15 | НД3 | Трактора, атогрейдеры | ""Петербургский тракторный завод", "ЧСДМ" |
16 | НД4 | Трактора, погрузчики, трубоукладчики | ""Петербургский тракторный завод", "Промтактор" |
17 | НД5 | Трактора | ""Петербургский тракторный завод" |
18 | АМ2 | Тягачи, комбайны | "МоАЗ", "Гомсельмаш" |
19 | ГМ2 | Катера, экскаваторы, трелевочные машины | "Костромской судостроительный завод", "Лестехпром" |
20 | КМ2 | Грузовые автомобили, бульдозеры | "МоАЗ", "Промтрактор" |
21 | АК | Комбайны | "Гомсельмаш", "Ростсельмаш" |
22 | ВМ | Тягачи | "Муромтепловоз" |
Наибольшее распространение в самой разнообразной технике многих производителей получила модификация ЯМЗ-238 Б.
Устройство
Длительное использование и широкое применение мотору обеспечило простое устройство ЯМЗ-238, состоящее из следующих основных узлов и элементов:
- блока цилиндров;
- поддона блока цилиндров;
- коленчатого вала;
- маховика;
- головки цилиндров с гильзами;
- поршней и шатунов;
- распределительного вала;
- толкателей и клапанов;
- газопровода;
- масляного насоса, фильтра для очистки масла;
- ТНВД с приводом;
- форсунок;
- регулятора частоты вращения;
- топливных трубопроводов и фильтров грубой и тонкой очистки;
- топливоподкачивающего насоса;
- воздушного фильтра;
- водяного насоса, трубопроводов системы охлаждения;
- генератора;
- стартера.
Для комплектования двигателя в трансмиссии транспортного средства предусмотрена механическая коробка передач ЯМЗ-236Н и сцепление ЯМЗ-238.
Технические параметры
Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238 Б заложенные в конструкции:
- мощность - 300,0 л. с.;
- тип - четырехтактный, дизельный;
- количество цилиндров - 8 шт.;
- расположение - V-образное,
- угол - 90 градусов,
- рабочий объем - 14,9 л;
- ход поршня (диаметр цилиндра) - 14 (13 см);
- количество клапанов - 2 шт. (по одному впускному и выпускному на цилиндр);
- величина сжатия - 16,5;
- число оборотов - 2000 об/мин;
- вариант смесеобразования - непосредственный впрыск;
- расход топлива - 165 г/(л. с.-ч);
- размеры;
- длина - 1,13 м,
- ширина - 1,04 м,
- высота - 1,07 м,
- масса - 1,13 т;
- ресурс до капремонта - 450000 ч.
Техническое обслуживание
Проведение технического обслуживания (ТО) является профилактической работой для любого силового агрегата и поэтому своевременное, полноценное выполнение ТО обеспечивает продолжительный срок эксплуатации и надежную работу мотора.
Для модели ЯМЗ-238 регламентом производителя установлены следующие виды работ:
- Ежедневные (ЕО) - выполняются после окончания рабочей смены.
- ТО-1 - после каждых 500 ч. работы мотора.
- ТО-2 - через 1000 ч.
- Сезонные (СО) - переход для эксплуатации в зимнем или летнем сезоне.
- Первоначальное (ПО) - после обкатки нового двигателя, через 50 ч. работы.
Выполнять все обслуживания необходимо одновременно с сервисом транспортного средства или технического агрегата, на котором установлен двигатель.
При выполнении ЕО основное внимание обращается на отсутствие внешних дефектов мотора, выполняется очистка от грязи и проверяется уровень рабочих жидкостей. При необходимости выполняется заливка до требуемого объема.
При ТО-1 проверяются топливные фильтры очистки, меняется масло в системе смазки совместно с фильтром, подтягиваются приводные ремни, выставляются тепловые зазоры (регулировка клапанов ЯМЗ-238), осуществляются крепежные работы.
На ТО-2 выполняется все операции ТО-1, кроме того, выполняется регулировка ТНВД и топливных форсунок, меняется масло в МКПП.
Во время СО происходит смена смазочных материалов на соответствующие предстоящему периоду эксплуатации, проверяется герметичность топливопроводов и системы охлаждения двигателя ЯМЗ-238.
Выполнение ПО сводится к осмотру двигателя, проверке на отсутствие утечек рабочих жидкостей и протяжки головки блока в соответствии с утвержденной последовательностью.
Характерные неисправности мотора
Несмотря на длительный период выпуска, отлаженную технологию производства и удачную конструкцию, двигатель ЯМЗ-238, как и любой сложный механический агрегат, может выходить из строя. Для мотора характерны следующие виды основных неисправностей:
- нарушения в работе ТНВД и форсунок при применении некачественного топлива;
- падение мощности и оборотов при износе газораспределительного механизма, загрязнения или несвоевременной замены масляного фильтра;
- необходимость дополнительной регулировки клапанов ЯМЗ-238 при длительной эксплуатации под высокими нагрузками;
- трещины и сколы подшипников коленчатого вала;
- нарушение герметичности трубопроводов под воздействием вибрации;
- износ и дефекты поршневых колец.
За счет простого устройства, длительного периода выпуска, унификации с другими моторами ремонт ЯМЗ-238 нельзя считать достаточно сложным, а большое количество запчастей и их цена позволяет выполнить ремонтные работы за доступную стоимость.