Почему не определяется замененный блок abs. Можно ли эксплуатировать автомобиль с горящим значком ABS. На видео рассказывается о минусах ABS

Антиблокировочная система автомобиля (Anti-lock Braking System) – это система, осуществляющая регулировку давления тормозной жидкости в тормозных контурах, что позволяет предотвратить блокировку колёс в момент торможения. Иными словами, эта система предотвращает торможение юзом, что даёт следующие преимущества:

  • Повышение устойчивости автомобиля.
  • Уменьшение тормозного пути.
  • Экономия резины и сохранность шипов на шинах автомобиля.

Помимо своей основной функции, датчики и клапаны антиблокировочной системы используются для многих других систем автомобиля. Например, система курсовой устойчивости или система помощи при экстренном торможении. Система курсовой устойчивости подтормаживает определённые колёса при резких поворотах или заносах, что значительно улучшает показатели безопасности. Система помощи при экстренном торможении удерживает нажатой педаль тормоза вплоть до полной остановки.

Принцип работы антиблокировочной системы

Как сделать диагностику АБС самому? — чтобы с уверенностью ответить на этот вопрос, важно знать устройство самой системы. Для этого разберём несколько отдельно взятых её частей:

  • Датчики скорости. Датчики располагаются возле каждого колеса автомобиля. Они передают на блок управления ABS информацию о скорости вращения каждого из колёс.
  • Блок управления ABS. Блок управления принимает сигналы с датчиков скорости, анализирует ситуацию, и, в случае блокировки колеса, передаёт команду на блок управления гидравликой.
  • Гидравлический блок управления , получив сигнал о заблокированном колесе, перекрывает канал тормозной жидкости, идущий к этому колесу.

В результате получается, что как только колесо заблокируется, система «отпускает» его. Как только это происходит, оно снова блокируется. Всё это происходит с высокой частотой, и в итоге колёса вращаются на предельном усилии, но при этом без перехода на движение юзом.

Диагностика ABS своими руками

Самым первым признаком неисправности системы АБС является лампа на приборной панели. После того, как она загорелась, важно сразу произвести диагностику. Рассмотрим действия, которые необходимо выполнить при сбоях в работе АБС:

  • Проверьте предохранители и реле блока управления антиблокировочной системы.
  • Сравните давление в шинах – оно должно быть везде одинаковое.
  • Изучите ротор каждого датчика на предмет загрязнения.
  • Замерьте тестером сопротивление в каждом из датчиков при включенном зажигании. Приподняв колесо на домкрате и вращая его, наблюдайте за изменениями.
  • Проверьте целостность проводов, идущих от датчиков к блоку управления.
  • Проверьте целостность проводов идущих к гидравлическому блоку АБС.

Лучшим вариантом диагностики будет проверка с помощью подключения ноутбука или смартфона к диагностическому разъёму – это позволит сэкономить много времени и моментально определить причину поломки.

Коды ошибок ABS Lada Vesta и их расшифровка

Диагностика АБС своими руками – довольно сложная задача, если вы не имеете диагностического оборудования (кабеля, ноутбука, и ПО). В случае если у вас есть возможность считать ошибки, то сравнив их коды с описанием, можно гораздо быстрее определить причину неисправности. Ниже перечислены ошибки, «зажигающие» лампочку неисправности антиблокировочной системы:

Спасибо за подписку!

  • U0121 — нет данных от контроллера системы АБС
  • U0122 — нет данных от контроллера системы ESP
  • U0415 — неверные данные от контроллера системы АБС
  • U0416 — неверные данные от контроллера системы ESP

В большинстве случаев отсутствие данных с контроллера говорит о его неисправности. Если диагностика указывает на ошибки U0415 или U0416, то велика вероятность неисправности датчиков или повреждения проводов. Также не забывайте, что при различающемся давлении в шинах система управления может получать неверные данные от контроллера и указывать на последние две ошибки.

Антиблокировочная система и безопасность

Многие ошибочно полагают, что АБС не приносит никакой пользы и даже является препятствием для безопасного вождения. Это довольно закоренелое мнение и на вопрос «а чем вы это обосновываете?» очень часто можно услышать что-то вроде «на рыхлом снегу АБС увеличивает тормозной путь». На деле же, длина тормозного пути особо не отличается. Но главная цель этой системы – это не сокращение тормозного пути, а увеличение сцепления с дорогой в момент торможения. Тормозить юзом и одновременно объезжать препятствие невозможно – колёса не будут слушаться вас. А вот если на вашем авто установлена система АБС, то можете не беспокоиться – смело давите педаль тормоза до упора и продолжайте маневрировать.

Важно понимать, что ваш ум адаптируется к этой системе, и привыкнуть к неработающему АБС очень сложно. Именно по этой причине необходимо немедленно проводить диагностику и ремонт антиблокировочной системы при первых признаках неисправности.

Современная система ABS автомобиля очень надежна и может продолжительное время работать без сбоев.

Антиблокировочная система ABS — система, которая предотвращает блокировку колёс автотранспорта при . Эта система помогает предотвратить потерю управляемости автотранспорта в процессе резкого торможения и полностью исключить вероятность неконтролируемого скольжения.

Электронные блоки, входящие в состав системы ABS автомобиля редко выходят из строя. Специальные реле и предохранителями надежно защищают эту систему. А если и происходит какая-то неисправность, то ее причина, скорее всего, будет вызвана нарушениями правил эксплуатации системы ABS .

Основные неисправности системы АБС и меры профилактики

1. Самыми уязвимыми элементами ABS являются колесные датчики, которые расположены рядом с вращающимися деталями ступицы.

Эти датчики расположены не в самых благополучных местах и подвержены различным загрязнениям, а сбой работы датчиков может вызвать даже большой люфт в ступичных подшипниках. Колесные датчики чаще всего и становятся причиной неисправности системы ABS.

2. Величина напряжения на клеммах аккумулятора также влияет на работоспособность ABS. Электронный предохранительный блок может отключить работу системы при снижении напряжения до 10,5 В, а при всплесках напряжения может сработать предохранительное реле отключающее ABS от электросети автомобиля.

Чтобы не допустить таких случаев, необходимо соблюдать определенные правила:

  • не следует отключать или подключать электрические разъемы во время работы двигателя;
  • не следует заводить автомобиль при помощи «прикуривания» от другого аккумулятора или же предоставлять в качестве «донора» свой автомобиль;
  • не следует подвергать блок управления системой ABS нагреву более 85 градусов по Цельсию при покраске и сушке автомобиля горячим методом;
  • необходимо отсоединять проводку от блока управления ABS, при выполнении сварочных работ на автомобиле;
  • необходимо тщательно следить за состоянием контактов генератора;

3. О неисправности системы ABS автомобиля сигнализирует контрольная лампа, расположенная на панели приборов. При этом тормозная система автомобиля будет работать, как на машине не оборудованной ABS . Если лампа контроля системы ABS загорится во время движения автомобиля, необходимо остановиться и проверить напряжение на клеммах аккумулятора.

Если напряжение окажется ниже номинального, то необходимо зарядить аккумулятор при первой возможности.

4. Плохой электрический контакт в цепи ABS может привести к периодическому миганию лампы контроля ABS. В этом случае следует установить автомобиль на смотровую яму и проверить все провода, и контакты на датчиках системы, а если неисправность не обнаружится, необходимо обратится в специализированный автосервис.

5. Во время обслуживания и ремонта тормозной системы автомобиля оборудованного ABS необходимо соблюдать определенные правила. Так, при потребуется разрядка аккумулятора давления, расположенного в гидроблоке ABS.

Нельзя забывать, что при включении зажигания одновременно включается электронасос в гидроблоке ABS и тормозную жидкость может выгнать, если система будет разгерметизирована. Но эту особенность автомобилей с системой ABS можно использовать для прокачки тормозной системы.

Видео: как управлять машиной с системой ESP и ABS.

Где установлена система ABS, и всё - бояться нечего, и по дорогам, даже зимой, можно гонять, как угорелому. Но к сожалению, это не так. И часто ошибка ABS может стать причиной несчастных случаев на дороге, если водитель позабудет о внимательности.

Невнимательность - дамоклов меч для водителя

Действительно, водители-новички или люди с особым складом характера верят в рекламу безоговорочно. Достаточно им услышать о том, что передовые инженеры придумали новую технологию и она будет всё делать вместо человека, они сразу же верят в это и возлагают на робота всю ответственность. А разве это правильно?

Да, система ABS - это уникальная возможность управлять автомобилем на . Она часто помогала автомобилистам, спасала от неминуемой , делала торможение устойчивым, даже на скользких дорогах. Но это вовсе не означает, что человек должен полностью доверить свою жизнь и жизнь своих пассажиров автоматике.

Неосторожность - главная причина многих смертей , и печальная статистика утверждает, что трезвые водители погибают именно из-за этого. Как и любая машина, система ABS может изредка пошаливать или, другими словами, работать неадекватно. В чём же причина?

То, как работает система ABS, многих умиляет и радует. Не нужно обладать знаниями супервождения, как мегаводители. Достаточно довериться роботу, и он всё сделает вместо вас. Но бывает и так, что ABS не включается. Или же включается, а затем автоматически выключается. И водитель обязан быть внимательным и всё это замечать.

Сбои в системе ABS могут быть даже после обнаружения ошибки и при работающей ABS.


Частая причина, из-за которой отключается система ABS или перестаёт адекватно работать, - это пропадание сигнала с колёсного датчика. Как и любой робот, в таком случае ABS не знает, что делать, и автоматически отключается. Всё правильно. Система, не зная, что творится с колесом, отключается, дабы не развернуть автомобиль поперёк, неправильно распределяя усилия по колёсам. Получается, что инженеры сами наделили систему таким выключением? Да.

Инженеры заранее продумали эти фокусы. И система ABS после автоматического выключения продолжает опрашивать колёсный датчик, и если сигнал возобновится, то заработает и ABS. Если же с колесом что-либо не так, система ABS больше не включится, а опрос будет прекращён. В этом случае водитель должен остановить автомобиль, проверить колёса, и после повторного система ABS вновь пошлёт опрос и, получив удовлетворительный ответ, возобновит работу, как ни в чём не бывало.

А вот если бы система ABS была наделена памятью, где бы фиксировались все обнаруженные ошибки, робот бы их считывал. Но к сожалению, существуют блоки, которые ошибки фиксировать не могут. И соответственно, понять причину отказа работы бывает очень сложно.

Форс-мажоры на дорогах с ABS

На видео показан принцип работы антипробуксовочной системы (ABS):

Как говорится, в мире нет ничего идеального, кроме самой природы и всего, чего не создал сам человек. И ABS не исключение. Сохранение управляемости часто оплачивается слишком - увеличением тормозного пути. В случае если система эффективна при отличном сцеплении всех четырёх колёс, на проблемном покрытии форс-мажоры возможны.

Различные неровности дорожного покрытия, такие как гребёнка или трамвайные пути, могут вызвать отскок колёс. А если неисправны , то возможен и временный отрыв колёс от дороги. В эти моменты колёса автомобиля разгружаются, на них не осуществляется давление, а это приводит к ранней блокировке при вынужденном торможении. Соответственно, система ABS срабатывает раньше.

Стоит отметить, что такой же ранний эффект срабатывания системы ABS наблюдается на гравийных, песчаных дорогах, где бывает много грязи в дождливое время года. Такое же может произойти и на голом льду. Понятно, что наихудшим вариантом в таком случае станет вылет автомобиля с дороги. Так, те машины, которые системой ABS не наделены, вгрызались бы своими колёсами в дорожное покрытие, соответственно гася скорость. А вот система ABS, как это ни странно, сильно увеличивает тормозной путь, и автомобиль, в случае торможения, может увести по дуге.

По сути, отключение ABS не предусмотрено. Но избавиться от системы можно, вынув предохранитель. Это актуально делать на ледовых трассах, куда часто выезжают потренироваться в управлении транспортным средством. Но и забывать не стоит о том, что современные системы ABS отвечают за грамотное распределение тормозных сил по осям при обычном торможении. Понятно, что механические , которые до ABS этим заведовали, такую эффективность дать не могут. И всё может закончиться плачевно, ведь будут заблокированы задние колёса.

На видео рассказывается о плюсах антипробуксовочной системы:

Причины ошибок

Что же делать, если перестала работать ABS? А вернее, если она работает, но недостаточно эффективно. Как правило, многие системы ABS наделены лампой - индикатором отказа. Инженеры предусмотрели и считывание кода ошибки. Водителю удаётся отслеживать параметры некоторых элементов и управлять ими. Так, это возможно сделать с насосом модуля ABS или с клапанами. Рекомендуется применять оборудование, которое включает в себя не слишком много элементов и, соответственно, достаточно надёжное. Обычно такое поставляется дилерскими центрами.

Ошибки системы ABS чаще всего возникают из-за модуля управления. И чаще всего ими становятся внутренние электронные неисправности. В большинстве своём такие ошибки несут случайный характер, а потом автоматически исчезают. Если же ошибки возникают повторно и не удаляются, сам модуль подлежит замене. Его ремонт производителем не предусмотрен.

Неисправность проводки или отказ самого датчика, подающего информацию, также могут являться частыми причинами ошибок. И если используется активный датчик, неисправность обусловлена бывает повышенным люфтом ступичного подшипника. Может появиться явный воздушный зазор между кольцом-магнитом на подшипнике и датчиком. Может быть даже так, что при замене этого самого подшипника его просто поставили не с той стороны.

Что касается использования пассивного датчика, то здесь проблему может создать . Её могло немного сместить с посадочного места при установке или снятии привода. Также сигнал с этого датчика может ослабевать из-за накопившейся грязи или оставшихся металлических частиц на гребёнке. И поэтому датчик порой невозможно бывает даже снять без повреждений, так как удары молотком способны его разрушить. При этом ударять опасно не только по самому датчику, но и по поверхностям рядом.

На видео рассказывается о минусах ABS:

Существуют и другие типы ошибок ABS, часть из которых может иметь отношение к самой цепи связи. К примеру, датчик педали тормоза тоже относится к ABS. Нередко лампу ошибки могут зажигать и другие модули. Лампа способна реагировать на неисправности, которые в прямом смысле и не бывают связаны с системой ABS.

Диагностика ABS

Определение неисправностей и ошибок антиблокировочной системы (ABS) является одним из самых существенных моментов в комплексной процедуре . Диагностика ABS несёт в себе главную цель - предотвращение блокировки колеса, в случае когда вращение действительно необходимо для торможения. Это могут быть ситуации на скользких дорогах и поверхностях.

Не нужно и говорить о том, что датчик - это один из главных механизмов системы ABS. Его проверка очень необходима, так как механизм следит за скоростью колёс, помогает им выпускать тяжёлое давление, когда происходит твёрдое торможение. Специальный магнитный датчик обнаруживает скорость колеса и передаёт информацию компьютеру ABS. При порче или неисправности этого самого датчика торможение будет происходить нерегулярно и даже на низких скоростях.


И передние, и задние датчики ABS бывают расположены сзади за сборкой колёс. Работать нужно будет гаечным ключом, направляя тот правильно и против часовой стрелки, дабы отодвинуть колесо от втулки. И для успешного снятия сборки, возможно, придётся сделать хороший рывок. Сам датчик находится в маленькой чёрной коробке, размещённой по самому центру. Желательно будет её прочистить. нужно протереть тканью, делая это очень аккуратно.

Полезно также проверить провод, идущий от БУ ABS до датчика, особенно если чистка не поможет. Чтобы проверить провод, нужно открыть коробку датчика, разъединить и убрать датчик в сторону. Заранее подготовленную батарейку подсоединяем к фишке в нужной полярности. Дёргаем провода в разные стороны, и если лампа не гаснет, значит, дело не в ней. Стоит также проверить подшипники, ведь причина может быть заключена в них. Они могут быть повреждены при замене или ударе.

После того как было обнаружено, почему не работает ABS, то есть после обнаружения окончательной поломки датчика и проведения замены, необходимо убедиться в приобретении той сенсорной модели, которая стояла в автомобиле. Это поможет сохранить надлежащее функционирование механизма ABS. Новый датчик нужно будет вставить на место и зажать его болтом.

И напоследок. Нужно будет убедиться в том, что нет большого пространства между наконечником сенсорного типа и колесом. Кроме этого, чаще всего обычной чистки установки более чем достаточно для решения проблем с ABS.

До появления в автомобильной промышленности системы ABS (а случилось это в 70-х годах XX века), автомобили были более опасными. Особенно, если вы ехали по мокрой, обледенелой либо заснеженной дороге. Тогда старые автомобили оборудовались, как правило, обычной тормозной системой, лишенной электроники, задним приводом и не очень качественными покрышками. Однако сегодня все по-другому. В наше время большинство автомобилистов даже и не задумываются о нынешних тормозных системах, так как чувствуют себя уверенно даже во время езды по дороге, которая сильно обледенела либо на несколько сантиметров засыпана снегом.

Суть в том, что большая часть современного транспорта оборудована передним приводом, который дает водителю уверенность за рулем, современной резиной, демонстрирующей чудеса сцепления с дорожным покрытием, и электронными системами безопасности. Одной из наиболее важных систем в автомобиле является система ABS — антиблокировочная тормозная система, о которой и пойдет речь в статье.


В автопромышленности ABS стала стандартным оснащением, которое в настоящее время монтируется фактически на каждое транспортное средство, выпускаемое автомобильными компаниями. Основное предназначение данной системы — сохранение управляемости и устойчивости автомобиля на дороге. ABS значительно уменьшает тормозной путь машины, а также предотвращает блокировку колес, способную повлечь за собой потерю сцепления с дорожным полотном и, соответственно, занос.

Система ABS, как устроена и как работает

Система ABS включает в себя такие компоненты: датчики скорости, монтируемые на колеса автомобиля, электронный блок управления и гидравлические клапаны, которые по сигналам электронного блока производят регулировку определенного тормозного усилия в каждом колесе без участия автомобилиста. Колесные датчики отслеживают скорость вращения колес транспортного средства и постоянно передают данные компьютеру.


Если блок ABS видит, что колесо перестало вращаться, он выполняет активацию клапанов гидравлической тормозной системы, снижающей тормозное давление в данном колесе. Как результат, в колесе падает давление тормозной жидкости и тормозное усилие уменьшается, что способствует разблокировке колеса и возврату его сцепления с дорожным покрытием. Данный процесс повторяется много раз, пока транспортное средство не остановится, либо водитель не отпустит тормозную педаль.


Почему загорается и не гаснет ошибка ABS на приборной панели

Компьютер автомобиля и блок управления ABS каждый раз во время включения зажигания выполняют самотестирование антиблокировочной тормозной системы. Другими словами, всегда, когда вы заводите транспортное средство, выполняется автоматическое тестирование системы ABS. Если при самотестировании компьютер получает недостаточно информации от датчиков, гидравлических клапанов и блока управления ABS, то на панели приборов загорается сигнальная лампа. К примеру, если блок управления ABS либо компьютер автомобиля не получит сигнала от клапанов, вмонтированных на каждом колесе, либо от гидравлического насоса системы тормозов, то на приборной панели загорится ошибка в виде индикатора (значка).

Можно ли эксплуатировать автомобиль с горящим значком ABS

Стоит отметить, что несмотря на поломку системы ABS и возникновение на панели приборов горящего индикатора, в вашей машине, как правило, продолжает функционировать механическая тормозная система, поэтому в принципе вы можете продолжать движение, однако уже без электронной системы, предотвращающей блокировку колес при торможении. То есть, если система ABS вышла из строя, вы можете безопасно эксплуатировать автомобиль.


Правда, в данном случае вам необходимо быть крайне осторожным при торможении на мокрой, заснеженной либо скользкой дороге, поскольку колеса вашего автомобиля без системы ABS могут блокироваться. Поэтому, в случае неисправности ABS не рекомендовано длительный период эксплуатировать автомобиль без соответствующего ремонта, напротив, желательно как можно быстрее диагностировать причину ошибки и устранить ее.

В каком случае нужно обратиться в техцентр для диагностики тормозной системы


Итак. В вашем авто на панели приборов горит значок либо сигнальная лампа, предупреждающая о проблеме с антиблокировочной тормозной системой. В этом случае, в первую очередь, необходимо убедиться, что загоревшийся индикатор свидетельствует о проблеме именно с ABS, а не о неисправности всей тормозной системы. Чтобы это проверить, внимательно прислушайтесь к вашему автомобилю при торможении и обратите внимание на тормозную педаль.

Если при торможении вы слышите посторонние шумы (скрипы, стуки, свист и так далее) либо же тормозная педаль стала слишком мягкой (мягче чем обычно), значит ваша прямая дорога в техцентр, где специалисты проведут тщательную диагностику всей системы тормозов. Помните, что данные симптомы говорят о серьезной поломке всей тормозной системы, что может повлечь за собой аварию при езде. Поэтому, если тормоза в вашем авто стали плохими, не рекомендуется продолжать эксплуатацию автомобиля, поскольку это очень опасно. Лучше в таком случае вызвать эвакуатор.

Как найти причину загорания лампочки ABS и исключить ошибку электроники


Чтобы выяснить, что загоревшаяся лампа ABS стала причиной поломки именно антиблокировочной тормозной системы, необходимо также удостовериться, что в тормозной системе отсутствует воздух, что тормозная педаль как и прежде жесткая и что в тормозной системе не возникла утечка тормозной жидкости. Для этого, в первую очередь, следует проверить уровень тормозной жидкости, после чего все тормозные шланги и трубки на предмет разгерметизации.

Помимо этого, увидев на панели приборов значок ABS после включения зажигания, не спешите паниковать. Вполне возможно, что это простая и довольно распространенная ошибка электроники автомобиля. Попробуйте выключить зажигание и вынуть из замка ключ, после чего опять включите его и проверьте, появился ли на приборной панели значок ABS. Повторите это процедуру несколько раз. Возможно это обычная ошибка компьютера транспортного средства и после нескольких выключений и включений зажигания ошибка системы исчезнет.


Если после этого ошибка ABS не исчезла, желательно отправиться в автосервис, где нужно провести компьютерную диагностику транспортного средства. Главной особенностью диагностики системы ABS является электронный опрос ее блока при помощи особого оборудования на вероятные ошибки в системе. С помощью такой диагностики специалист определяет код ошибки, которая привела к возникновению на панели приборов сигнального индикатора ABS. Также данный код ошибки подсказывает, где искать причину поломки системы ABS.

Как проверить причину загорания ABS своими руками

Обратите внимание, что на некоторых моделях автомобилей можно получить доступ к проверке кодов неисправности, хранящихся в компьютере, без применения специального сканера. Для этого проверьте каждый электронный блок транспортного средства (в частности блок управления ABS) при помощи старого проверенного метода: двух проводов, которые необходимо подсоединить к соответствующим разъемам электронных систем. К примеру, подключите два провода для проверки замыкания цепи в блоке ABS. Для этого данные провода необходимо подсоединить к разъему блока ABS и замкнуть их скрепкой либо булавкой.


Если ошибка ABS после этого исчезнет с панели приборов, значит причина ее появления — ошибка в блоке управления ABS. Определенные контакты также можно соединить при помощи булавки либо скрепки без применения проводов. Если же ваш автомобиль оборудован современным компьютером, где диагностика ошибок производится лишь при помощи подсоединения сканера к диагностическому порту OBD II, то для установления причины возникновения индикатора ABS на панели приборов вам поможет лишь электронная диагностика, которую можно сделать или в техцентре, или при помощи приобретенного недорогого сканера ошибок по диагностическому порту OBD II.

Инструменты, приспособления и расходные материалы


Для диагностирования системы без применения дорогостоящего оборудования потребуется сервис-мануал к вашему автомобилю (книга по эксплуатации и ремонту вашей модели транспортного средства), обычный набор автомобильных инструментов, который можно купить в любом автомагазине, а также мультиметр с высоким импедансом (с высоким сопротивлением). Если не получается найти в продаже сервис-мануал по ремонту для вашей модели авто, поищите его в интернете и скачайте на свой компьютер либо смартфон.

Как проверить предохранитель блока управления ABS

Предположим, что пока вы не имеете никаких сведений об ошибках в автомобильном компьютере, которые привели к загоранию значка ABS на панели приборов. Не стоит спешить с проведением компьютерной диагностики. Для начала следует проверить предохранитель блока управления антиблокировочной системы. Ведь не редко причиной сбоев в работе системы ABS является выход данного предохранителя из строя.

Как проверить на повреждение провода и разъемы жгута проводов подходящих к ABS

Итак, мы провели проверку предохранителя блока управления ABS. Если он окажется рабочим, необходимо при помощи мультиметра провести проверку напряжения и сопротивления во всех электронных частях ABS. Для этого возьмите руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля и ознакомьтесь со всеми контрольными значениями сопротивления и напряжения в датчиках ABS, а также непосредственно в блоке ABS.

Однако перед этим проверьте основной жгут проводов, подсоединенный к блоку управления антиблокировочной системы. Необходимо внимательно осмотреть провода, которые отвечают за работоспособность ABS, на наличие повреждений. Также следует вытащить из блока ABS разъем жгута проводов и осмотреть контакты в разъеме на предмет окисления, загрязнения и так далее. Важно, чтобы все контакты были чистыми. При наличии загрязнений очистите их при помощи аэрозольного спрея, специально предназначенного для очистки электрических разъемов и контактов.


Коррозия контактов, почему коррозия может спровоцировать ошибку ABS

Также во время осмотра контактов разъема жгута проводов нужно обратить внимание на коррозию данных контактов. Помните, даже незначительные химические вещества коррозии и окисления способны повысить сопротивление в электроцепи системы ABS. Поскольку через провода передается малый вольтаж электричества (милливольты), даже минимальное увеличение сопротивления в результате загрязнения контактов разъема способно повлечь за собой некорректную работу всей электросистемы ABS, в частности и спровоцировать ошибку, ведущую к загоранию на панели приборов индикации ABS.

Как проверить датчики скорости вращения колес


Если контроллер антиблокировочной системы целый и рабочий, а отсоединение разъема жгута проводов от ABS не помогло решить проблему горящего индикатора ABS на панели приборов, значит пришло время проверки исправности датчиков скорости вращения колес, передающих данные блоку управления ABS. В первую очередь, необходимо замерить сопротивление датчиков, сравнив их с контрольными показателями, которые указаны в руководстве по эксплуатации вашей машины.

Если сопротивление находится в пределах допустимой нормы, необходимо визуально осмотреть датчики скорости вращения колес, а также провода, подходящие к ним, и зубчатые шестеренки, устанавливаемые на каждом колесе. Стоит отметить, что в настоящий момент на многих современных автомобилях применяются датчики, которые требуют питания электричеством. Зачастую применяются датчики ABS с эффектом Холла (внутри датчика вмонтирована пластина-полупроводник), которые, взаимодействуя с магнитным кольцом, расположенным на ступице колеса, способны фиксировать изменение магнитного поля и скорость образования электронов на пластине в датчике ABS.

К сожалению, не на всех авто датчики ABS и их провода надежно защищены от воздействия агрессивной внешней среды. Как результат, датчики ABS и провода способны выйти из строя по причине повреждения либо попадания грязи.

Как подобраться к датчикам и проводам

Для проверки состояния датчиков и проводов системы ABS для начала нужно демонтировать колеса. К примеру, поочередно, подняв автомобиль домкратом с требуемой стороны. Таким образом вы получите доступ к проводам и датчикам. Если во время осмотра датчиков и жгута проводов антиблокировочной тормозной системы вы обнаружите повреждения либо заметите, что датчик не достаточно надежно закреплен и болтается, считайте, что причина возникновения ошибки на панели приборов, сообщающей о неисправности ABS, найдена.

Если же во время осмотра внешних повреждений вы не обнаружили, снимите датчики скорости со ступицы (либо оси) и проверьте при помощи мультиметра их сопротивление (если вы не делали этого ранее). Контрольные показания сопротивления в датчиках скорости можно посмотреть в специальной книге по эксплуатации и ремонту вашей модели авто.


Стоит отметить, что всем автовладельцам рекомендовано систематически осматривать провода датчиков вращения колес даже если ABS функционирует исправно и на панели приборов не загорается индикатор ABS. Суть в том, что поскольку датчики скорости и провода расположены снизу транспортного средства, они все время подвергаются агрессивному влиянию внешней среды. Самым главным врагом датчиков скорости вращения колес и проводов является снег, вода и соль, которая содержится в дорожном реагенте.


Почему горит лампочка ABS если электронная система исправна

Если в ходе тестирования вы обнаружили, что все электронные части антиблокировочной системы исправны, однако тем не менее индикатор ABS на панели приборов все еще горит, вероятнее всего проблема заключается в гидравлической системе клапанов антиблокировочной тормозной системы, которая не подлежит частичному ремонту.


В таком случае вам нужно обратиться в техцентр для проверки гидравлической системы тормозов вашей машины и возможного ремонта. Кроме того, вы можете демонтировать гидравлический блок ABS, после чего самостоятельно протестировать его при помощи специального оборудования, использовав специализированную литературу.

В конце 70-х годов началось серийное производство первой тормозной системы ABS, с помощью которой стало возможным повысить уровень безопасности во время критических ситуаций, связанных с необходимостью торможения. Различные дорожные условия (мокрое и скользкое покрытие) или внезапно возникшие препятствия приводили при экстренном торможении автомобилей без ABS к блокированию колес
Следствием этого являлась потеря водителем способности управления автомобилем. В автомобилях, оснащенных ABS, предотвращается блокирование колес, и они остаются управляемыми в любое время, даже в случае торможения до полной остановки или экстренного торможения.

Система ABS состоит из следующих узлов:
— блок управления
— гидравлического блока
— сенсорные датчики числа оборотов
— колесные тормозные механизмы

Управляющее устройство является сердцем системы. В нем происходит прием сигналов от сенсорных датчиков числа оборотов колес и их оценка. Из этих данных складывается информация о скольжении колес при торможении, замедлении или ускорении. В цифровом регуляторе, который состоит из двух независимых друг от друга и работающих параллельно микроконтроллеров для каждой пары колес, эта информация обрабатывается. Образованные на основании этой информации сигналы регулирования, в виде исполнительных команд, поступают на магнитные клапаны гидравлического блока, которые и выполняют команды управляющего устройства.

Располагается гидравлический блок между главным тормозным цилиндром и тормозными цилиндрами суппортов. В тормозных цилиндрах суппортов, давление, поступающее от главного тормозного цилиндра, преобразуется в нажимное усилие, которое прижимает тормозные колодки к тормозным дискам или тормозным барабанам. Даже в случае экстренного торможения, когда водитель давит на педаль тормоза изо всех сил, давление в тормозной системе после гидравлического блока остается оптимальным.

При торможении до полной остановки система ABS регулирует давление в системе тормозного привода, которое должно быть направлено в устройство непосредственного торможения. Оно подбирается для каждого колеса индивидуально, в зависимости от того, замедляется ли колесо, ускоряется ли оно или находится на грани полной блокировки.

Это регулирование происходит следующим образом: сенсорные датчики числа оборотов определяют число оборотов передних колес и дифференциала задней оси (для задне-приводных и полно-приводных автомобилей), а также число оборотов задних колес. Эти данные необходимы управляющему устройству для расчета окружной скорости колес. Как только управляющее устройство высчитывает, что одно или несколько колес находятся на пороге блокирования, подается команда на магнитные клапаны и обратный насос соответствующего колеса. Каждое переднее колесо получает такое воздействие от «своего» магнитного клапана, что достигается максимально возможный эффект торможения, исключающий его полную блокировку. Причем это происходит независимо от других колес. В задне- и полно-приводных автомобилях, имеющих только один сенсорный датчик числа оборотов на дифференциале задней оси, колесо с наибольшей «склонностью» к блокированию определяет значение тормозного давления для обоих колес. Вследствие этого колесо с лучшим коэффициентом сцепления тормозится несколько меньше, и тормозной путь получается несколько больше, однако управляемость автомобиля в этом случае все равно гораздо лучше. В автомобилях с сенсорными датчиками для каждого из задних колес регулирование происходит так же, как и на передних колесах.

Управляющее устройство управляет магнитными клапанами в трех различных рабочих положениях:
— в первом рабочем положении (образование давления) главный цилиндр и тормозной цилиндр суппорта связаны друг с другом. Это означает, что впускной клапан открыт, а выпускной – закрыт. Давление может беспрепятственно нарастать.

— во втором рабочем положении (удержание давления) связь между главным цилиндром и тормозным цилиндром суппорта прерывается. Давление в системе тормозного привода остается постоянным. Это означает, что на впускной клапан подается сигнал, и клапан вследствие этого остается закрытым, предотвращая нарастание давления.

— в третьем рабочем положении (снижение давления) давление в системе тормозного привода уменьшается. Это означает, что на выпускной клапан подается сигнал сброса давления, и он открывается. Одновременно давление снижается за счет включения обратного насоса. Впускной клапан закрыт.

Три различных рабочих положения позволяют увеличивать или уменьшать давление в системе тормозного привода по ступенчатому циклу, благодаря шаговому воздействию на магнитные клапаны. При срабатывании системы ABS эти рабочие положения сменяются 4-10 раз в секунду, в зависимости от особенностей дорожного покрытия.

Если в системе обнаруживается неисправность, она тотчас же выключается. Тормозная же система автомобиля в этом случае продолжает работать эффективно, но уже без помощи ABS. О выходе из строя системы ABS водителю сигнализирует аварийная лампочка на передней панели. В зависимости от года выпуска автомобиля и типа ABS, существует несколько способов для поиска неисправности или диагностики, но начинать нужно с самых простых:

— неисправные предохранители
Осмотр блока предохранителей исключает первый источник неисправности, если вы убедитесь в том, что все предохранители, связанные с системой ABS, находятся в рабочем состоянии.

— визуальная проверка
Необходимо осмотреть разъемы, определить, нет ли потертостей на проводах, которые могут привести к возможному короткому замыканию, нет ли следов загрязнения или механического повреждения на сенсорных датчиках числа оборотов и/или на колесиках датчиков и все ли соединения с массой в порядке.

К сожалению, нередко бывает так, что шины неправильно подобраны по размеру, что впоследствии также может стать причиной выхода из строя системы ABS.

— также необходимо проверить на состояние и наличие люфта, ступичные колесные подшипники.

— необходимо проверить рабочую тормозную систему на тормозном стенде, также обязательна проверка на герметичность.

Если во время этих проверок неисправности не выявлено, следует провести дальнейшие измерения. Для этого существуют различные возможности. Они зависят, например, от года выпуска и типа автомобиля и от имеющихся в наличии приборов для проведения проверки. Если система ABS приспособлена для проведения диагностики, то можно при помощи специального прибора для диагностики ознакомиться с информацией из банка неисправностей и запросить значение величин и параметры. Если прибора для диагностики нет в наличии или система ABS не приспособлена для проведения диагностики, то последующие измерения можно провести с помощью осциллоскопа или тестера. Однако очень важно всегда иметь перед собой электрическую схему проверяемой системы.

Опыт показывает, что большинство неисправностей вызвано вследствие неисправности разъемов, обрыва проводников или вследствие нарушения соединения с массой. Эти неисправности, как правило, легко определить с помощью тестера или осциллоскопа.

Прежде чем приступить к измерениям, убедитесь, что аккумулятор автомобиля полностью заряжен, чтобы во время измерений можно было заметить возможные падения напряжения на проводниках/разъемах.