Когда переключать на 5 передачу

Прежде чем тронуться с места, внимательно изучите схему переключения передач и на неработаю]щем двигателе потренируйтесь над включением пере]дач. Схемы переключения передач показаны на рис. 1. С помощью рычага переключения передач водитель может дискретно передать крутящий момент от двига]теля к колесам автомобиля. Первая передача самая мощная, передаст самый большой крутящий момент и применяется для трогания с места, преодоления трудных участков дороги, при дви]жении с большим грузом в гору.

Скорость на этой пе]редаче до 40 км/ч. Вторая, третья и четвертая передачи соответственно передают меньший крутящий момент. Частота враще]ния коленчатого вала уменьшается, а скорость враще]ния колес увеличивается. Вторая передача используется для разгона автомоби]ля и движения его на скорости от 20 до 60 км/ч. Третья передача используется для разгона и движения автомо]биля со скоростью от 30 до 90 км/ч. Четвертая передача (прямая) создает меньший крутящий момент и имеет наибольший диапазон скоростей, от 40 км/ч до макси]мальной.

Пятая передача имеет пониженное передаточное чис]ло 0,70,8. Коленчатый вал вращается с меньшей скоростью, чем колеса. Эта экономичная передача ис]пользуется для прямых участков дороги, без больших нагрузок, так как она очень слабая. Задняя передача тоже мощная и передает большой крутящий момент, имеет большое передаточное число. Она используется для движения задним ходом. Нейт]ральное положение рычага переключения передач вы]ключает все передачи.

Для включения задней передачи нажмите на педаль сцепления и, выдержав 3 секунды, утопите рычаг переключения передач до упора и переведите его в положе]ние включения задней передачи. Учиться плавному троганию автомобиля с места надо всем с соблюдением определенной последовательности, требований безопасности и Правил дорожного движе]ния. Немного теории. При движении автомобиль преодо]левает ряд сил, которые создают сопротивление его дви]жению.

Основные силы это: сила сопротивления ка]чению колес, сила сопротивления воздуху, сила инерции и сила сопротивления подъему. Движение автомобиля обеспечивается тогда, когда сила сцепления колес с дорогой по величине ровна силе тяги или больше ее. Если тяга будет больше сил сцеп]ления (у десятки сила тяги больше, чем у большинства других отечественных автомобилей), то ведущие коле]са будут буксовать. При этом большая нагрузка ложит]ся на сцепление и коробку передач, которая может быс]тро выйти из строя. Об этом особенно хорошо должны помнить любители спортивного стиля езды. На десятке коробка передач не с Мерседеса.

При трогании с места на ровном участке дороги необходимо преодолеть только силу сопротивления качению колес и силу инерции. Перед тем как тронуться с места, вы должны:
выжать педаль сцепления (выработайте в себе эту привычку, она позволит вам избежать многих не]приятностей); включить зажигание; произвести пуск двигателя; внимательно осмотреть дорогу, на которую пред]полагаете выехать, через зеркала заднего вида, на]ружное и внутреннее, а поворотом головы влево и вправо проверить слепую зону сзади и с боков; включить указатель поворота, если уверены в бе]зопасности. Не следует включать указатель пово]рота, если рядом есть другие транспортные сред]ства или пешеходы, которым вы обязаны уступить дорогу;
левой ногой до конца выжать педаль сцепления и удерживать се в таком положении.

На педаль сцеп]ления нужно нажимать резко, при этом выключа]ется сцепление, разъединяется вращение коленча]того вала и первичного вала коробки передач; левой рукой удерживать рулевое колесо, а правой рукой перевести рычаг переключения передач в положение включения первой или второй переда]чи (когда необходимо включать вторую передачу, рассмотрим ниже). Замечание. Первая (вторая) передачи сразу мо]гут не включиться, не надо пытаться силой ее втолкнуть. Переведите рычаг переключения пере]дач в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления, снова выжмите педаль сцепления до конца и повторите включение первой (второй) пе]редачи. При этом шестеренки коробки передач по]вернулись и передача должна включиться легко; вновь внимательно осмотреть дорогу через зеркала и левое плечо, убедиться в ее безопасности еще раз; если начать движение можно, то рычаг стояноч]ного тормоза отпустить вниз; правой ногой слегка нажать на педаль газа; почув]ствовать, как обороты коленчатого вала слегка возросли.

Особенно хорошо это видно на тахомет]ре;
левой ногой медленно и мягко отпустить педаль сцепления, постепенно включить его и плавно пе]редать крутящий момент от коленчатого вала дви]гателя через первую передачу коробки передач к колесам, при этом частота вращения коленчатого вала от нагрузки начнет уменьшаться. Вы это мо]жете услышать по шуму двигателя или увидеть по тахометру;
удерживать педаль сцепления в конце и слегка нажимать на педаль газа, увеличивая частоту вра]щения коленчатого вала и силу тяги, которая на]чинает преодолевать силу сопротивления качения колес и силу инерции; автомобиль плавно начи]нает движение;
после начала движения продолжать плавно отпус]кать педаль сцепления до конца, затем надо обя]зательно снять ногу с педали. Педаль сцепления на первой передаче нужно отпус]кать плавно, придержать в конце, а затем плавно отпу]стить до конца. При трогании водители допускают в основном две ошибки, которые приводят к сильному рывку или ос]тановке двигателя. Причины первой ошибки: резкое от]пускание педали сцепления и сильное нажатие на пе]даль газа (большие обороты коленчатого вала приводят к сильному рывку автомобиля, а на скользкой дороге и у водителей со спортивным стилем езды и на сухом ас]фальте и к пробуксовке колес). Устранение ошибки, если двигатель не заглох: резко выжать сцепление и уба]вить давление на педаль газа уменьшить обороты ко]ленчатого вала.

Повторите трогание. Обратите внима]ние на плавное отпускание педали сцепления и меньшее нажатие на педаль газа. Причины второй ошибки: резкое отпускание педали сцепления и слабое нажатие на педаль газа обороты коленчатого вала маленькие. Устранение ошибки: про]извести повторный запуск двигателя. При этом еше раз обратите внимание на плавное отпускание педали сцеп]ления и более сильное нажатие на педаль газа по срав]нению с первой попыткой.

При согласованных действиях двумя педалями сцепления и газа несильное нажатие и отпускание педали газа всегда должно немного опережать нажатие и отпускание педали сцепления. Трогаться на десятке, на которой установлен дви]гатель 2112, легче. При трогании на педаль газа можно не нажимать. Управление при этом проще. Автомобиль набирает скорость без больших оборотов. А запас тяги позволяет реже переключать передачи.

Взято с: http://2110-2112.ru.

Переключение передач

Ручная коробка передач

Положения рычага переключения передач показаны на его ручке. Перед включением задней передачи необходимо поднять кольцо под ручкой рычага.

При переключении передач полностью выжмите педаль сцепления и затем плавно ее отпустите. Не рекомендуется вести автомобиль, держа одну руку на рычаге переключения, это повышает износ коробки передач.

При переключении с пятой на четвертую передачу не нажимайте на рычаг в боковом направлении, чтобы случайно не включить вторую передачу, что может вызвать превышение допустимых оборотов двигателя и его повреждение.

Перед включением задней передачи убедитесь, что автомобиль находится в покое и Ваша нога не на педали акселератора. Передвиньте рычаг из нейтрального положения вправо до отказа, а затем включите задний ход.

В приведенной ниже таблице указаны скорости движения, при которых следует включать следующую передачу для максимальной экономии топлива.

Смена передачи

Скорость движения

Переключение передач - автоматическая трансмиссия

У основания рычага селектора имеется циферблат с подсветкой, на котором изображены символы положений диапазонов селектора.

"P" — Стоянка
"R" — Задний ход
"N" — Нейтральное положение

Передачи для движения вперед:

"D" — 1-я - 4-я передачи
"3" — 1-я - 3-я передачи
"2" — 1-я - 2-я передачи
"1" — только 1-я передача

Положения рычага селектора

Нажатие на педаль акселератора при перестановке рычага селектора может вызвать повышенный износ трансмиссии.

В некоторых положениях рычаг селектора блокируется, и для его передвижения необходимо нажать кнопку на ручке рычага. Блокировка имеет место между следующими положениями.

"D" ›"3"
"N" › "R"
"R" › "P"
"P" › "R"
"3" › "2"

Это положение может быть установлено только при стоящем автомобиле. Рычаг селектора и трансмиссия заблокированы. Может быть произведен запуск двигателя.

Это положение может быть установлено только при стоящем автомобиле. Необходимо нажать кнопку на ручке рычага.

Перед троганием следует подождать несколько секунд, чтобы включилась передача заднего хода.

В этом положении двигатель отсоединен от трансмиссии. Может быть произведен запуск двигателя. Во избежание качения автомобиля по склону следует применять ручной тормоз.
Во избежание перегрева двигателя и трансмиссии следует устанавливать положение "N" при продолжительных остановках автомобиля (например, в автомобильных пробках). При ожидании разрешающего движение сигнала светофора следует устанавливать положение "D".

Это положение применяется при вождении в обычных условиях. Автомобиль трогается с места на первой передаче, и затем происходят автоматические переключения между 2-й, 3-й и 4-й передачами. Момент переключения зависит от положения педали акселератора и скорости движения.

В этом положении 4-я передача заблокирована. Автомобиль трогается с места на первой передаче и затем происходят автоматические переключения между 2-й и 3-й передачами.
Положение 3 рекомендуется при вождении по извилистым дорогам и в плотном городском движении. При перестановке рычага из положения "D" в положение 3 трансмиссия немедленно переключается на 3-ю передачу, что вызывает сильный эффект торможения двигателем. Этого не следует делать при скорости свыше 130 км/час.

Это положение рекомендуется при движении по горным дорогам. При этом лучше используется мощность двигателя и возрастает эффект торможения двигателем. Трансмиссия автоматически переключается между первой и второй передачами. Третья и четвертая передачи заблокированы.

При перестановке рычага из положения "D" или из положения 3 в положение 2 переключение с третьей передачи на вторую происходит только при скорости движения меньшей, чем некоторая заранее заданная скорость, во избежание увеличения оборотов двигателя до недопустимых значений.

Это положение рекомендуется при подъеме на очень крутые склоны и при спуске с них. С одной стороны, обеспечивается эффективное торможение двигателем, с другой стороны, ликвидируются постоянные переключения передач, приводящие к перегреву рабочей жидкости трансмиссии.

Если перевести рычаг из положения "D" в положение 1, то происходит немедленное переключение на 3-ю передачу; далее, по мере того как скорость уменьшится до 70 км/час, произойдет переключение на 2-ю передачу; и далее по мере того как скорость уменьшится до 30 км/час, произойдет переключение на 1-ю передачу. Не следует устанавливать рычаг селектора в это положение при скоростях, превышающих 130 км/час. Ручное переключение также нежелательно на обледенелой дороге. При этом положении рычага селектора не происходит переключения на высшие передачи.

Выжимание педали акселератора до пола ("кик-даун")

При выжимании педали акселератора до пола - в положение "кик-даун" - происходит переключение на низшую передачу, чтобы обеспечить запас мощности, например для обгона. Переключение на следующую передачу происходит только при высоких оборотах двигателя или при отпускании педали акселератора.

Как на любом автомобиле, имеется и на ВАЗ 2110 механизм переключения передач. Коробка ВАЗа – пятиступенчатая, включается рычагом, находящимся в салоне машины.

Для того, чтобы суметь самостоятельно исправить неполадки, нужно немного разбираться в том, как именно работает механизм переключения, из-за чего бывают случаи, когда недовключается или вылетает какая-то скорость. А также знать, как это исправить своими силами.

Схема КПП

Устройство КПП следующее:

  • для обеспечения переключения передач в КПП находится первичный вал, состоящий из блока шестеренок. Они постоянно имеют зацепление с ведущими шестернями от первой по пятую скорости (то есть теми, что имеют направленность на езду вперед);
  • вторичный вал оснащен ведущей шестерней главной передачи, на нем также - синхронизаторы передач, обеспечивающих движение вперед ведомые шестерни. Здесь же имеются подшипники плюс маслосборник;
  • дифференциал ВАЗовский двухсателлитный, с прикрепленной к фланцу его коробки ведомой шестерней главной передачи;
  • привод коробки состоит из ручки переключения скоростей, опоры шаровой, штока выбора, тяги, механизмов выбора передачи, а также переключения скоростей;
  • реактивная тяга предназначена для того, чтобы уберечь КП от того, что вылетает передача. Она концами крепится к опоре и силовому агрегату.

Как выбираются скорости

Отдельный важный узел КПП - это механизм выбора передач. В нем установлен специальный рычаг выбора скорости, а также две скобы для блокировки. Одно плечо рычага выбора включает ход вперед, второе служит для включения задней.

Регулировка

На ВАЗ 2110 не так уж редки случаи, когда плохо включаются передачи, либо их выбивает. Специально для этого предусмотрен механизм регулировки привода выбора скоростей.

Регулировка может понадобиться, если:

  • коробка недавно снималась для ремонта;
  • одна из передач вылетает;
  • скорости включаются плохо или их попросту выбивает, когда машина движется.

Если у вас одна из таких проблем, попробуйте для начала провести регулировку. Ее последовательность:

  1. Под низом ВАЗ 2110 найдите и несколько ослабьте гайку на болте, стягивающем хомут, который крепит тягу, предназначенную для управления КПП;
  2. Чуть раздвиньте пазы конца тяги отверткой и образовавшуюся щель на самом хомуте. Это нужно для обеспечения легкого передвижения тяги по отношению к штоку выбора передач. Шток поставьте в нейтральное положение;
  3. Освободите в салоне ручку переключения от чехла;
  4. По специальному шаблону выставьте рычаг. Делается это так: в окно накладки кронштейна блокировки задней скорости установите шаблон. После этого введите упор оси рычага в паз шаблона, прижав его без лишнего усилия в поперечном направлении;
  5. Затем отрегулируйте в заднем направлении осевой люфт штока, и его же осевой люфт поворотом влево;
  6. Хомут установите, не доходя нескольких миллиметров до конца тяги. После чего хорошенько стяните хомут болтом.

Ремонт

Если описанная регулировка вам не помогла, нужно снимать и разбирать КПП ВАЗ 2110. Особое внимание обратите на то, что частенько выбивает шестеренки, с помощью которых включаются первая и вторая скорости. Не забудьте проверить каждый фиксатор.

Они сделаны в виде пружин, их три. Первый фиксатор длинный, он отвечает за первую и вторую передачи. Второй – средний, для третей - четвертой передач. Для пятой используется самый короткий фиксатор.

Болезни КПП

Часто звучит жалоба владельцев ВАЗ 2110 на то, что первая скорость включается с трудом или вылетает.

Возможные причины:

  • часто виновен синхронизатор;
  • возможно, лопнула пружина фиксатора, рычаг болтается, скорости включаются как хотят;
  • замена может понадобиться штоку и вилке.

Другая жалоба – вторая передача включается плохо, ее частенько выбивает.

Здесь можно заподозрить основных виновников:

  • вылетает вторая чаще всего потому, что зубья шестерни плохо зацепляются с муфтой, которой включаются скорости;
  • кончики зубьев шестерни и муфты уже износились, поэтому скорость плохо включается. Если не вмешаться, то скоро будет вылетать;
  • как вариант, когда выбивает именно на кочках - умирает сцепление.

Иногда (хоть и редко) от того, что вторая включается недостаточно хорошо и вылетает, помогает замена фиксирующей пружины. Если же скорости часто вылетают, некоторые из них включаются с трудом, значит, полумеры уже не помогут – нужен капремонт коробки.

Проведете вы его самостоятельно, или отправитесь в сервис, где вам отремонтируют, а также наладят механизм переключения передач, решайте самостоятельно, исходя из собственного опыта и умения.