Выставка правительственных автомобилей: От Михаила Горбачева до Владимира Путина. Советская мощь: все автомобили с v8 из ссср

В большинстве стран первые лица - президенты, короли, премьер-министры, - как правило, ездят на автомобилях отечественного производства. Российский президент - пока что исключение. Владимир Путин сейчас ездит на бронированном Mercedes Pullman S600 . А какие именно машины предпочитают президенты других стран мира?

Ангела Меркель (Германия) — Audi A 8

Автомобиль канцлера Германии Ангелы Меркель

Канцлер Германии Ангела Меркель предпочитает пользоваться седаном Audi A8L с удлиненной колесной базой, оснащённым шестилитровым двигателем мощностью 450 лошадиных сил. Автомобиль бронирован, толщина его стекол составляет почти 5 см, колеса непробиваемые - машина может выдержать выстрелы из огнестрельного оружия и взрыв гранаты под днищем. Из оборудования - мобильный офис и мини-бар с холодильником, ничего лишнего.

Франсуа Олланд (Франция) — Citroen DS 5


Автомобиль президента Франции Франсуа Олланда

Президент Франции Франсуа Олланд пользуется почти серийным, небронированным хэтчбеком Citroen DS5 с гибридным двигателем. Это, пожалуй, самый демократичный выбор из автомобилей президентов, представленных в этом обзоре. В крыше машины вырезан люк, чтобы президент мог приветствовать граждан во время торжественных мероприятий.

Джорджо Наполитано (Италия) — Lancia Thema

Машина

Главное транспортное средство президента Италии Джорджо Наполитано - пятиметровый седан Lancia Thema . Формально он считается отечественным (Lancia - старейший итальянский бренд), хотя машина представляет собой перелицованный американский Chrysler 300С второго поколения, оснащенный мощным мотором V8 6,4 л.

Дэвид Кэмерон (Великобритания) — Jaguar XJ Sentinel

Автомобиль премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона

Премьер Соединённого королевства Дэвид Кэмерон , как и его предшественники Тони Блэр и Гордон Браун , предпочитает седан марки Jaguar . Бронированный XJ Sentinel окрашен в темно-синий цвет. Предшественники предпочитали, соответственно, серебристый и зеленый. Традиционный черный цвет представительских автомобилей у британских лидеров не в почете.

Елизавета II (Великобритания) - Bentley State Limousine

Машина британской королевы Елизаветы II

Королева Великобритании пользуется выпущенным в 2002 году в честь 50-летия с даты её восхождения на трон эксклюзивным седаном State Limousine от компании Bentley . Формально этот автомобиль нельзя назвать отечественным - с 1998 года Bentley Motors Limited входит в состав германского концерна Volkswagen Group . Также Елизавете II принадлежит автопарк седанов Rolls-Royce , включая изготовленный в 1978 году в единственном экземпляре Phantom VI со складной крышей.

Си Цзиньпин (Китай) — FAW Hong Qi HQE

Авто председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпиня

Представительский автомобиль главы КНР Си Цзиньпин такой же, как и у его предшественников - лимузин FAW Hong Qi HQE («Красное знамя») длиной 6,4 м, стилизованный под первые Hong Qi 50-х годов прошлого столетия (на дизайн которых оказали сильное влияние советские ЗИЛы того времени). Конструкция машины - государственная тайна. Всё, что известно о седане - это его масса: 4,5 т, а также мощность 12-цилиндрового двигателя - не менее 400 лошадиных сил.

Синдзо Абэ (Япония) — Toyota Century

Toyota Century для высшего руководства Японии

Высшее руководство Японии и императорская семья на протяжении многих лет пользуются седанами Toyota Century, которые собираются для них вручную. Дизайн автомобиля почти не меняется на протяжении уже 40 лет. Мощность пятилитрового V12 - 280 лошадиных сил (максимум, разрешенный японскими законами). Седан премьер-министра Синдзо Абэ более демократичен, чем авто императора Акихито. Императорская Toyota Century Royal обладает более внушительными габаритам, в автомобиле есть шторки из рисовой бумаги, потолочные ширмы и гранитная подножка с электроприводом - дань уважения монарху.

Барак Обама (США) — Cadillac One

Машина президента США Барака Обамы

Семиместный лимузин Cadillac One был изготовлен специально для действующего президента США. Автомобиль Обамы бронирован, оснащён устройством для дымовой завесы, системой ночного видения, полным набором средств связи, кислородным баллоном и оборудованием для переливания крови - за все это автомобиль президента США получил заслуженное прозвище The Beast («Зверь») . Объемом двигателя 6,5 л, но выдающимися динамическими характеристиками, с учетом массы и размера, машина не отличается.

Милош Земан (Чехия) - Skoda Superb

Машина президента Чехии Милоша Земана

ЗиС-110б Фаэтон на базе ЗиС-110 стал первым автомобилем в СССР, на котором первые лица страны принимали военные парады (до этого использовали лошадей)

Такой же, как все Издалека специальную версию 110-го можно было заметить по необычным колесам: боковины шин стандартных машин окрашивались в белый цвет, в то время как на броневиках они оставались черными. Колпаки на колесах были чуть больше стандартных. В темное время суток нестандартную машину могла выдать дополнительная фара на бампере. Стекла отдавали в желтизну

Бронированный ЗиС-115

Обычный ЗиС-110

Бронированный ЗиС-115

Обычный ЗиС-110

Самый главный ЗиС Автомобиль Сталина отличался глухими задними форточками и более удобными страпонтенами (откидными сиденьями среднего ряда), на которых почему-то очень любил сидеть вождь. Традиционная стеклянная перегородка за передними сиденьями в автомобиле генералиссимуса отсутствовала. «У меня нет секретов от народа, и перегородку можно не ставить», — сказал Сталин, принимая автомобиль на заводе

Когда я был маленький, меня очень интересовало, можно ли встретить в метро Леонида Ильича Брежнева. Я, конечно, знал, что в торжественных случаях его возят на большой машине, но на работу-то он точно должен был ездить на метро. Всеми любимый и добрый, как родной дедушка, дорогой Леонид Ильич… Невдомек было мне, неразумному, что для обслуживания первых лиц государства существуют специальные автомобили, причем среди них имеются столь секретные экземпляры, что в советские времена найти какое-либо упоминание о них даже в справочнике было невозможно. Для конспирации они имели облик серийных автомобилей, но внешность, как известно, бывает обманчива.

ЗиСы в броне

Одним из первых автомобилей-притворяшек был ЗиС-115. Внешностью он практически повторял лимузин ЗиС-110. На 110-х после войны ездила вся партийная верхушка страны, но не только верхушка. Эти машины работали также в качестве скорой помощи, такси. Кстати, на такси Зис-110 любой желающий мог прокатиться из Москвы в Симферополь! Вот такая демократия по‑сталински. Правда, сам Иосиф Виссарионович не рисковал ездить на стандартной машине.

Поставленная перед конструкторами задача создания для гаража генералиссимуса автомобиля скрытого бронирования была успешно решена в 1946—1947 годах. Главной деталью ЗиС-115 был бронекорпус, получивший название «Изделие № 100», выпускавшийся на военном подмосковном заводе. Ответственным за выполнение спецзаказа был назначен Лаврентий Павлович Берия. Каждая деталь «Изделия» была промаркирована индивидуальным порядковым номером машины, проходила военную приемку и подвергалась испытательному обстрелу. Многослойные стекла толщиной 75 мм были очень тяжелыми, и для их подъема в дверях установили гидравлические домкраты.

За 1949−1952 годы на ЗиСе (Завод имени Сталина) предположительно было создано 32 автомобиля ЗиС-115. Вся информация по ним была засекречена КГБ, то есть официально таких машин не существовало. Народ думал, что вождь ездил на самой обычной машине. На самом деле внешние отличия были, но они не бросались в глаза. Покрышки броневика были черными, в отличие от обычных, имевших белые борта; иным был вырез заднего крыла; стекла казались немного желтыми, а колпаки колес — более выпуклыми; в центре переднего бампера стояла дополнительная фара.

Внутренних отличий было значительно больше. Выросшая в несколько раз масса автомобиля (более 7,5 т!) потребовала радикально пересмотреть конструкцию. Специально для ЗиС-115 на Ярославском шинном заводе разработали покрышки и камеры размером 7,5 х 17″, вместо 7,5 х 16″ у ЗиС-110; изменения коснулись всех узлов шасси мостов, подвески, коробки передач. Двигатель, при внешней схожести, стал выдавать 160 л.с. в отличие от обычного, 140-сильного, но для тяжелой машины этого было недостаточно, поэтому максимальная скорость упала до 120 км/ч. Для пущей надежности у автомобиля было два аккумулятора, которые могли работать как порознь, так и вместе, а также вибратор в системе зажигания, позволявший продолжать движение при отказе прерывателя или катушки. Сиденья переднего ряда были обтянуты черной кожей, а на обивку сидений пассажирского отделения шло дорогое американское сукно с набивкой из гагачьего пуха, под ногами пассажиров лежал ковер из американского бархата. Каждая пружина сиденья генералиссимуса была зашита в двойной чехол, чтобы не дай бог не скрипнуть под драгоценной попой! Согласно секретному протоколу испытаний, на заднем сиденье при подборе этих пружин катали мешок с песком массой 53 кг (что позволяет сделать выводы о секретном весе этой самой попы). Несколько автомобилей было оборудовано системами кондиционирования воздуха. Стоимость каждой машины была баснословной, но кто об этом тогда думал?

В 1960—1980-х годах броневики ЗиС-115 методично привозились на родной завод, переименованный к тому времени в ЗиЛ (Завод имени Лихачева), для уничтожения, которое происходило в обстановке полной секретности. Тем не менее несколько машин все-таки уцелело. Некоторые из них были переданы вождям дружественных социалистических государств и впоследствии разошлись по музеям и частным коллекциям. Одна машина (порядковый номер 2) долгие годы использовалась при испытаниях покрышек на Ярославском шинном заводе и была передана в Рижский автомобильный музей. Туда же попал и экземпляр, разбитый в 1980-х в ходе изучения поведения бронекапсулы при аварии.

Самый лучший на сегодняшний день ЗиС-115 находится в подмосковном Музее техники Вадима Задорожного. История автомобиля драматична. Машину № 18 в 1970 году передали в МВТУ имени Баумана из Георгиевского переулка, со станции техобслуживания ЗиСов ГОНа (Гаража особого назначения), для исследования. Так как «Изделие № 100» было секретным и передавать комплектную машину студентам было нельзя, с автомобиля сняли двигатель и отдали в виде кузова с шасси, что было не запрещено. Простоявший пару десятилетий на территории филиала института МВТУ им. Баумана броневик в 1992 году выкупил кандидат технических наук, руководитель группы испытателей, ныне доцент МВТУ им. Баумана, доктор философии, эксперт ООН, Леонид Константинович Поляковский. Он поставил его у себя на даче и эстетствовал, сидя в салоне со стаканом чая. В 1998 году гнилой и разоренный бронемобиль поступил в реставрационную мастерскую Музея техники. Кстати, это именно та машина, которой пользовался Иосиф Виссарионович.

ГАЗы для приближенных

Тюнинг, хот-родинг… Оказывается, советские спецслужбы уже давным-давно играют в такие игры, просто раньше никто не знал, как это называется. Для выполнения секретных задач имелся достаточно обширный парк суперкаров, внешностью не отличавшихся от серийных машин.

Для сопровождения правительственных кортежей существовала «Победа» ГАЗ-М20Г. Про эту машину мало что известно, ни один экземпляр до наших дней не дошел. Но если верить очевидцам, под ее капотом стоял шестицилиндровый нижнеклапанный мотор ГАЗ-12 объемом 3,5 л и мощностью 90 л.с. Собственно, ничего хитрого тут нет, ибо изначально подкапотное пространство ГАЗ-М20 проектировалось под установку именно такого двигателя, но когда другу всех физкультурников показали в Кремле два варианта «Победы» — шести- и четырехцилиндровый, тот сделал выбор в пользу последнего, более экономичного. Интересной особенностью этой машины была крышка багажника, открываемая изнутри. В случае погони убиралась спинка заднего сиденья и из багажника открывался пулеметный огонь по преследователям.

В 1960-х улицы страны заполонили автомобили ГАЗ-21 «Волга». Многие помнят эти замечательные машины по фильмам «Берегись автомобиля», «Три плюс два», «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука» и т. д. Комитетом государственной безопасности перед Горьковским автозаводом была поставлена задача создать на базе «Волги» автомобиль для сопровождения кортежей и скрытого наблюдения, или в обиходе «догонялку». Ведущим конструктором ГАЗ-23 был назначен Борис Акимович Дехтяр.

За основу силового агрегата взяли V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный, короткоходный двигатель с автоматической коробкой перемены передач от представительского ГАЗ-13 «Чайка» объемом 5,53 л и мощностью 195 л.с. Мотор имел внушительные габариты, поэтому, для того чтобы не задеть рулевую колонку и пропустить назад выхлопные трубы, его пришлось повернуть на два градуса по оси коленвала и изготовить новый левый выхлопной коллектор. Кстати, сзади у машины для конспирации торчала только одна труба. Управление АКПП вывели на подрулевой рычаг (как у ГАЗ-21). У автомобиля было две педали — «газ» и «тормоз».

Из-за того что машина получилась тяжелой («сухой» вес — 1610 кг), пришлось усилить пружины передней подвески. Тем не менее, по моим воспоминаниям, а я застал одну ГАЗ-23, работавшую в заводоуправлении МРТЗ (Московского радиотехнического завода), передок со временем проседал.

Водители, работавшие на «догонялках», называли себя «камикадзе». Машина не имела усилителей рулевого управления и тормозов! Тяжелый, мощный автомобиль на скоростях за 160 км/ч становился неуправляемым, корма начинала «плавать». Не помогали даже штатные чугунные плиты и дополнительные бордюрные камни, устанавливаемые в багажник. Но разве это волновало «отцов народа», ЗиЛы которых и на более высоких скоростях держали дорогу как приклеенные? Приказано сопровождать — выполняй! Сейчас уже и не подсчитать, сколько их побилось, из 602 выпущенных… В 1970 году и ГАЗ-21, и, соответственно, ГАЗ-23 сняли с производства. На конвейер встала базовая модель ГАЗ-24. На базе ее и последующих модификаций (ГАЗ-2410, ГАЗ-3102) для нужд отечественных Бондов были созданы ГАЗ-2424, ГАЗ-2434 и ГАЗ-31013. Они мало различались между собой, под их капотами стояли моторы V-8 с автоматической коробкой от «Чайки» ГАЗ-14. В целях секретности машины имели одну выхлопную трубу, по три педали, две из которых работали как одна, тормозная, и стандартный напольный рычаг как бы механической коробки передач, даже с нарисованной Н-образной схемой переключения. Правда, встречались и отступления. Вакуумный усилитель тормозов и гидравлический усилитель рулевого управления, конечно, облегчали жизнь водителю, но все равно «детские болезни» ГАЗ-23 давали о себе знать, поэтому часть машин имела закрепленные в багажнике чугунные плиты. Область применения «Волг» была широка: их использовали для сопровождения кортежей, несколько машин наружного наблюдения принадлежало гаражу 9-го управления, еще четыре штуки работало в 10-м спецбатальоне ГАИ на улице Добролюбова…

Турбокирпич

В конце 1960-х на Московском ипподроме пользовался бешеной популярностью гонщик по фамилии Кирпичников, а по прозвищу, соответственно, Кирпич. Он в свободном классе выступал на новом тогда автомобиле ЗАЗ-966 «Запорожец» с «волговским» мотором. Ему не было равных. Сочетание мощного двигателя с легким кузовом не оставляло конкурентам шансов на победу. По заданию Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) Кирпич в 1968 году изготовил еще две такие машины для скрытого наблюдения. Они имели по два радиатора охлаждения, стоявших слева и справа от мотора и обдуваемых через стандартные «уши» и короткие глушители. Собственно, звук выхлопа их и выдавал, весь остальной конспиративный антураж был соблюден до мелочей — от плюшевой игрушки за задним стеклом до простецкого деревенского парня за рулем. Одну машину разбили почти сразу, другая, василькового окраса, жила в гараже на Петровке и успешно выполняла различные оперативные задания до середины 1970-х.

ЗиЛ-41047 - советский автомобиль представительского класса, которым пользовались первые лица государства. Является продолжением модели 4104. Лимузин 41047 считается последней российской машиной данного класса.

Общая информация о лимузине ЗиЛ-41047

Разработка нового транспорта началась в 1985 году, когда руководить страной начал новый генеральный секретарь. Новым авто планировали заменить предыдущее поколение - 41045. Сдвоенные передние фонари стали прямоугольными, дизайн решётки радиатора обновился, поворотники поместили на торцы крыльев. Отличительная особенность семейства заключалась в круглых передних фарах (присутствовали у 4104 и 41045). Машины использовали в составе правительственного картежа и для транспортировки политических гостей из других стран.

Последний экземпляр собрали в 2002 году, который подарили президенту Казахстана. В 2009 году разработали «открытый» вариант для участия в военных парадах на Красной площади. Автомобиль не приняли из-за большого короба тента. Вместо них выбрали модель «41041 АМГ», выпуском которой занимается компания Атлант-Дельта. В 2012 году собрали ещё один фаэтон, который подарили Януковичу.

41047 поучаствовал в кино, а именно в документальном фильме «Последний лимузин». Режиссёр фильма, ссылаясь на неофициальные источники, рассказала об отказе принятия последней машины 410441 из-за ателье Дерипаске, который использовал политическое влияние для победы своего варианта.

Технические характеристики ЗиЛ-41047

Технические характеристики следующие:

  • Рассчитан на 7 человек;
  • Длина - 6,3 метра;
  • Ширина - 2,1 метра;
  • Высота - 1,5 метра;
  • Колёсная база - 3,9 метра;
  • Клиренс - 17-19,5 сантиметров;
  • Вес - 3,9 тонн;
  • Объём двигателя - 7,7 литров;
  • Количество цилиндров - 8;
  • Мощность - 315 лошадиных сил при 4-4,6 тысячах оборотах;
  • КПП - автоматическая;
  • Максимальная скорость - 190 км/ч;
  • Разгон до 100 км/ч - 12 секунд;
  • Средний расход бензина - 22 литра на 100 км;
  • Вместимость бака - 120 литров.

Серийное производство предусматривало ручную сборку специалистами каждого экземпляра. Конструкция надёжной рамы сварного типа очень интересная. Она включает в себя лонжероны замкнутого коробчатого сечения. Такое устройство обеспечивает авто хорошую устойчивость на дороге. Независимая передняя подвеска бесшкворневого типа установлена на торсионных стержнях. Они оказывают влияние на нижние рычаги. Также присутствуют телескопические амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости. Зависимая задняя подвеска установлена на несимметричных полуэллиптических рессорах, также присутствует стабилизатор поперечной устойчивости.

Мотор считается главной гордостью транспорта. С объёмом 7,7 литров он развивает до 315 лошадиных сил при 4-4,6 тысячах оборотах. Такой мощности хватает, чтобы разогнаться до 100 км/ч за 13 секунд. Максимальная скорость - 190 км/ч. Он имеет восемь цилиндров, расположенных V-образной форме. Питается бензином АИ-95 премиум-класса. Средний расход на 100 километров - 22 литра.

Карданная передача имеет две ступени. Состоит из двух карданных валов, между которыми есть промежуточная опора. Также оснащена тремя шарнирами на игольчатых подшипниках, в которых всегда есть запас смазочного вещества. Задний мост ведущий, в его основе лежит жёсткая балка. В отдельном картере заднего моста находится главная передача.

Поршневой рулевой механизм оборудован ГУРом. Состоит из винта с гайкой на циркулирующих шариках и зубчатый сектор. Водитель может настраивать рулевую колонку под своё положение для комфортного руления машиной.

Дисковая тормозная система оснащена автоматической регулировкой зазора и вентилируемыми дисками. Гидравлический привод состоит из вакуумного и двух гидровакуумных усилителей. Состоит из двух рабочих контуров, за счёт которых работают тормоза четырёх колёс.

Сварной цельнометаллический кузов имеет четыре двери. В салоне три ряда сидений. Первый - для водителя и охранника, второй и третий - для пассажиров. Между первым и двумя пассажирскими рядами есть перегородка со стеклянной вставкой, которая может опускаться в случае необходимости. В транспорте одновременно может находиться до 7 человек. Детермальные стёкла на окнах состоят из трёх слоёв. Отделка салона отвечает всем требованиям премиум-класса. Передний ряд обшит кожей, два задних дорогим велюром. Система кондиционирования зонная - для водительской и пассажирской зон.

Главная особенность всего семейства - все детали кузова делаются профессионалами вручную. После их изготовления осуществляется ручная установка на кузов. В этом процессе может понадобиться ручная подгонка деталей друг к другу. Это придаёт каждому экземпляру уникальности.

Внешний вид ЗиЛ-41047

Первое, что бросается в глаза - длинные капот и багажник. Это отличительная черта советских лимузинов, которая позволила статья 41047 в годы выпуска самым длинным серийным автомобилем в мире. Покраска кузова выполнена на высочайшем уровне. Чтобы достичь изумительного внешнего вида, на заводе имени Лихачёва наносили 9-15 слоёв краски. Каждый из них тщательно сушился, а затем полировался.

Передние фонари, как уже говорилось выше, стали прямоугольными. Их главная особенность - наличие омывателей и маленьких очистителей для обеспечения хорошего освещения дороги в ненастную погоду. Для производства фар предприятие заключило сотрудничество с компанией Bosch. К мелким изменениям можно отнести упразднение поворотных форточек на передних стёклах, а также изменённое положение боковых зеркал - их стали крепить в углу стекла.

Парадную машину оснастили резиновыми заглушками на передних крыльях. Их используют для крепления кронштейнов, в которые устанавливаются флаги. Чтобы достичь полной строгости и элегантности, дизайнеры поместили крышку бензобака под задний номер. Эмблема на капоте складывается при нажатии на неё.

Салон ЗиЛ-41047

В основе отделки салона лежат дорогостоящие породы дерева. Главный недостаток - применение в отделке низкокачественных пластиковых элементов. Классический ЗИЛовский руль отличается строением из двух спиц. Водительское кресло, отделанное дорогой кожей, можно настраивать по многим параметрам. Водительское и пассажирское кресла разделены массивной панелью. Её используют для хранения различного оборудования.

Чтобы исключить возможность запотевания боковых стекол, инженеры поместили в обшивку дверных картеров специальные обдувы. Водитель и пассажиры могут настраивать комфортную для себя температуру, не завися друг от друга. Это возможно за счёт 2-зонного кондиционера. Обогрев лобового стекла не позволяет ему замёрзнуть в зимний период. В салоне, практически, не слышен звук с улицы (шумоизоляционные материалы имеют толщину 5 сантиметров).

Бронированные версии 4105

После покушения на Л.И. Брежнева в 1969 году правительственные лимузины начали оснащать бронёй. Семейство 4104 получило первый защищённый от обстрела транспорт в 1983 году. Разработали его на базе 41045.

Вес бронированного автомобиля превышал пять тонн. В его основе лежала бронекапусала, производством которого занимался завод в Кургане. Внешних отличий от стандартного лимузина не было (несмотря на это, транспорту дали новую модель «4105»). На базе 41047 построили 14 защищённых машин. Некоторые документы утверждают, что для шести экземпляров установили бронекапсулы с 41045, которые не израсходовали свой рабочий ресурс.

В начале 90-х годов прошлого столетия три бронированных лимузина отправили в Германию. Один из них прошёл огневые испытания немецкой компанией, после чего два оставшихся поступили в правительственный гараж особого назначения. В процессе эксплуатации выявили недостатки: подвеска и тормозная система не справляются с новым весом, поэтому их отправили в Россию на доработку. ЗиЛ исправил недочёты, дав машинам индекс «41053».

Толщина брони - 8,5 миллиметров. Этого хватает, чтобы остановить пули с термоупрочнённым сердечником калибра 7,62 мм. Также проводились испытания со снайперской винтовкой Драгунова, из которой стреляли стальными пулями. Испытание прошло успешно. Броня выдерживает взрыв гранаты на крыше или под машиной. Утолщённые стёкла выдерживали попадания выстрелов. По защищённости новая модель опережала все отечественные и зарубежные аналоги.

Модификации ЗиЛ-41047

На базе последнего лимузина ЗиЛ разработали несколько разновидностей:

  • 41041 - укороченная версия, рассчитанная на пятерых человек;
  • 41042 - машина с медицинским оборудованием, использовалась для доставки первых лиц в больницу;
  • 4105 - кузов защищён бронёй;
  • 4107 - оснащён оборудованием специальной связи;
  • 41052 - улучшенная бронированная модель;
  • 41053 - доработанная для Германии модель с бронекапсулой в основе;
  • 41072 - кодовое название - Скорпион. Использовался службами охраны государственных деятелей;
  • 410441 - открытая версия для обслуживания военных парадов на Красной площади. Собрано три экземпляра, не принятые на учёт в Министерство обороны РФ. Две машины находятся на заводе имени Лихачёва, одну отправили в личную коллекцию В.Ф. Януковича. Вместо неё для обслуживания парадов выбрали «41041 АМГ», выполненную частным ателье Атлант-Дельта.
  • Какой можно сделать вывод?

    ЗиЛ-41047 - наглядный пример большого профессионализма отечественных специалистов. В годы выпуска транспорт обходил всех зарубежных конкурентов, включая продукты таких гигантов, как Cadillac и Rolls Royse. Средняя стоимость такого авто в наши дни может доходить до одного миллиона долларов, но купить его, практически, невозможно. Оставшиеся автомобили находятся в музеях и частных коллекциях.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В Интернете были опубликованы первые фотографии макетов автомобилей, разработанных компанией Marussia для кортежа Президента России и других российских чиновников высшего ранга. Впервые после многих лет первые лица государства пересядут на машины отечественного производства. И сегодня мы расскажем про наши автомобили, созданные специально для руководителей страны от сталинских времен до современности.

ЗИС-101 – бронированный автомобиль для Сталина

ЗИС-101 – бронированный автомобиль для Сталина. Источник фото: Википедия

ЗИС-101 – бронированный автомобиль для Сталина. Источник фото: Павел Кунеев

Владимир Ильич Ленин любил всякие автомобили, но ездил в основном на иностранных машинах, таких как Turcat-Mery 28 и Rolls Royce Silver Ghost – отечественный автопром был уничтожен войной и послевоенной разрухой. А потому первым руководителем советского государства, пересевшим на российский автомобиль, стал Иосиф Виссарионович Сталин. По его заказу на автозаводе ЗИЛ в Москве было создано шикарное авто ЗИЛ-101, которое стало любимой машиной «вождя народов» на многие годы. Машина обладала передовыми на тот момент характеристиками – системой отопления в салоне, встроенным радиоприемником, а также вакуумными усилителями сцепления и тормозов.

ЗИС-110 – первый послевоенный правительственный автомобиль

ЗИС-110 – первый послевоенный правительственный автомобиль. Источник фото: Justdrive

ЗИС-101 прослужил главным правительственным авто почти десять лет, до 1945 года, когда на смену ему пришел автомобиль ЗИС-110. Изначально эту машину планировалось создать на основе американской Packard 180, но в силу определенных конструктивных особенностей последней некоторые решения были заимствованы от Buick Limited 90 L. В результате появился автомобиль ЗИС-110 и его специальная правительственная версия ЗИС-110Б (бронированная), на котором ездил не только Сталин, Хрущев и другие советские руководители, но и китайский Великий Кормчий Мао Цзе Дун, северокорейский лидер Ким Чер Ир, а также албанец Энвер Ходжа.

ЗИЛ-111 – автомобиль для кортежей и парадов

ЗИЛ-111 – автомобиль для кортежей и парадов. Источник фото: Retro-Avtomoto

ЗИС-110 устарел всего за несколько лет. Построенный с дизайном еще довоенной эпохи, к началу пятидесятых годов он выглядел динозавром на фоне послевоенных авто. А потому в 1959 году был представлен новый автомобиль для высшего руководства страны – ЗИЛ-111 (автозавод в 1956 сменил имя со Сталина на Лихачева). В техническом плане он мало отличался от предшественника, зато выглядел куда более современно. Во время визита в 1963 году в Москву такую машину получил в подарок Фидель Кастро. ЗИЛ-111 стал первым советским авто, для которого были предусмотрены также открытые модификации, специально созданные для парадов.

ГАЗ-13 – прародитель семейства «Чайка»

ГАЗ-13 – прародитель семейства Чайка. Источник фото: Superiormale

Несомненно самым известным советским правительственным авто была «Чайка» - серия машин, историю которой следует отсчитывать от появления в 1959 автомобиля ГАЗ-13. Считается, что из трех тысяч выпущенных «Чаек» первого поколения лишь три попали в частные руки (обладателями таких авто стали писатель Михаил Шолохов, первая советская женщина-космонавт Валентина Терешкова и балерина Галина Уланова), остальные использовались в правительственных нуждах в СССР и за границей. К примеру, на ГАЗ-13 ездили руководители ГДР Вальтер Ульбрихт и Эрик Хонекер. Несколько машин было отдано «Интуристу».

ЗИЛ-114 – лимузин к 50-летию Революции

ЗИЛ-114 – лимузин к 50-летию Революции. Источник фото: Википедия

ЗИЛ-114 был основным правительственным лимузином СССР в конце шестидесятых – начале семидесятых годов двадцатого века. Первые автомобили этого поколения сошли с конвейера в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а всего было изготовлено лишь 113 экземпляров ЗИЛ-114 для самых высших руководителей СССР. В 1971 году на основе этого авто была выпущена более «простая» его версия – ЗИЛ-117 для чиновников рангом пониже.

ГАЗ-14 – «Чайка» номер два

ГАЗ-14 – Чайка номер два. Источник: Khapov.ru

Всего с 1977 по 1988 году было выпущено чуть более тысячи автомобилей ГАЗ-14, каждый из которых собирался вручную, а затем проходил длительные испытания на предмет качества и надежности. Машина предназначалась для чиновников самого высокого уровня, а также руководства армии и других силовых структур. Производство прекратилось в 1988 году на волне горбачевской «борьбы с привилегиями». Причем, одновременно с этим была разрушена конвейерная линия, уничтожена рабочая документация и даже линия по сборке игрушечных моделей ГАЗ-14.

ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) – последний советский лимузин

ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) – последний советский лимузин. Источник фото: 1zoom.ru

ЗИЛ-115 (позже был переименован в ЗИЛ-4104) стал последней машиной знавшего толк в автомобилях Леонида Ильича Брежнева и последним советским правительственным лимузином. Это авто до сих пор можно считать одним из самых шикарных в мире за всю истории автопромышленности. Кресла в нем были отделаны кожей, а двери – карельской березой. ЗИЛ-4104 в разных модификациях выпускался до 2002 года. А самыми известными его вариантами стали модели Фаэтон (для парадов) и Черный Доктор (реанимационный автомобиль для кортежа Генсека). Интересно, что в 2010 году было выпущено три экземпляра ЗИЛ-4104 (модель ЗИЛ-410441) для юбилейного парада на Красной Площади.

ЗИЛ-4105 – легендарная «Бронекапсула»

ЗИЛ-4105 – легендарная Бронекапсула. Источник фото: Zil-Avto

Отдельно можно упомянуть модификацию ЗИЛ-4104, получившую маркировку ЗИЛ-4105 и имя «Бронекапсула». В 1980-х годах, когда создавалась эта машина, она была самым защищенным авто в мире. Ведь броня в ней не просто вставлялась в двери и крышу, а была сплошной – сначала на заводе в городе Курган сваривали капсулы из брони, а потом вокруг них создавался автомобиль. ЗИЛ-4105 выдерживал не только обстрел из винтовок и автоматов, но даже взрыв гранаты под бензобаком.

Marussia L2 – представительский автомобиль для Президента России. Источник фото: Instagram

Marussia F2 – представительский автомобиль для Президента России. Источник фото: Instagram

На днях в одном из аккаунтов в социальной сети Instagram были опубликованы фотографии, которые принято считать первыми изображениями макетов будущих автомобилей из кортежа Президента России – седана Marussia L2 и внедорожника Marussia F2. Разработкой этих машин, как известно, занимается известная по команде в гонках Formula 1 и одноименному спорткару отечественная компания Marussia. Ожидается, что первые такие автомобили сойдут с конвейера в 2018 году и будут выпускаться под маркой ЗИЛ на мощностях этого легендарного завода.

С техникой Владимиру Ленину откровенно не везло. Полосу неудач начала первая эмиграция Ильича, когда некий швейцарец на роскошном Rolls-Royce сбил велосипедиста Ульянова, а весь четырёхколёсный транспорт первого вождя Страны Советов то угоняли, то обстреливали. Поэтому единственной машиной, без приключений дожившей до сегодняшнего момента, стало транспортное средство, на котором... вождь мирового пролетариата никогда не ездил, - это броневик английской марки Austin. Согласно официальной легенде, с башни этой бронемашины, возвращаясь из эмиграции, за неимением более подходящей трибуны Ленин прочёл знаменитые «Апрельские тезисы» возле Финляндского вокзала.

После революции Ленин чаще всего разъезжал по улицам Петрограда на роскошном Turcat-Mery 1915 года выпуска. До этого машина сначала принадлежала Великой Княжне Татьяне, старшей дочери Николая Второго, а затем 50-сильным «французом» некоторое время обладал министр-председатель Временного правительства Александр Керенский. Историки откопали весьма занимательный эпизод из биографии этой машины: в декабре 1917 года Turcat-Mery угнали прямо со двора Смольного! Лучшие кадры ЧК быстро выяснили, что любимый лимузин Ильича украли контрабандисты, а сам автомобиль спрятан неподалёку от финской границы, в гараже пожарной части.

После угона основатель СССР перестал жаловать Turcat-Mery и пользовался другой французской техникой: из гаража Романовых для Ильича выкатили Delaunay-Belleville 45. Но отец революции довольствовался комфортом 6-цилиндрового лимузина буквально несколько дней. 1 января 1918 года Ленин пережил покушение: Владимир Ильич не пострадал, но бандиты изрешетили добротный закрытый кузов настолько плотно, что восстановить машину не смогли. После этого личным транспортом революционеру служил Renault 40CV, также позаимствованный из императорского собрания. Притом машина повторила судьбу Turcat-Mery: в январе 1919-го налётчики буквально вышвырнули Ильича из лимузина и были таковы.

Чтобы народ узнавал своего вождя (и не повторял подобных авантюрных угонов), товарищ Ульянов пересел на открытый Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска мощностью 55 л.с. Этот кабриолет из автопарка Михаила Романова (родного младшего брата императора Николая Второго), предназначенный для горных гонок, казался странным выбором: зачем нужна узкая, а потому не самая комфортная, и прожорливая машина? Но именно Серебряный призрак спас жизнь своему главному пассажиру. В Москве после покушения Фанни Каплан оказать помощь пострадавшему на месте было некому - будь не Rolls-Royce, а менее быстрый автомобиль, по дороге до Кремля Ильич скончался бы от кровопотери.

В конце 1910-х Леонид Красин (будущий полпред Советского Союза на территории Великобритании) начинает переговоры... о закупке партии Rolls-Royce для «молодой республики»! Странная потребность для разом обнищавшей страны, но 73 новенькие машины были поставлены советскому правительству. Один такой длиннобазный 73-сильный лимузин возил смертельно больного Ильича до самой кончины. Между прочим, на городских скоростях 7,4-литровый мотор расходовал немыслимые 2,5 ведра бензина на каждые 100 вёрст пути (или 28,7 литра на 100 км). Кстати, о смерти вождя мирового пролетариата сообщил именно его водитель Степан Гиль, добравшийся из Горок до Москвы на этом Silver Ghost.

Между прочим, зимой именно Rolls-Royce оставался единственным быстрым способом добраться до Горок. В 1921 году Ленин поручил Путиловскому заводу перевести автомобиль на «движители Кегресса». В своё время личный «шоффэр» императора Адольф Кегресс (позднее работавший на Citroen и, между прочим, фактически придумавший принцип работы коробки передачи DSG) сделал для Николая II необычные автосани: вместо задних колёс поставил гусеницы - те самые движители Кегресса, - а на передние установил лыжи. Для Ильича Rolls-Royce переделали по аналогичному рецепту, благодаря чему машину отличала фантастическая проходимость. Даже по заснеженной целине.

Следующий советский правитель, Иосиф Сталин, не любил ни «британцев», ни «французов», зато искренне восхищался американскими автомобилями. После тряского 30-сильного Vauxhall императрицы Александры Фёдоровны (машина досталась отцу народов после нескольких владельцев), будучи на Царицынском фронте, будущий генсек получил поистине роскошный 12-цилиндровый Packard Twin Six. В столице, куда железный Иосиф вернулся после Гражданской войны, он сразу же попросил начальника гаража Совнаркома подыскать точно такой Паккард... Разумеется, подходящий автомобиль вскоре нашёлся, и Сталин постоянно носился по подмосковным дорогам, откинув брезентовую крышу.

Но как только советская верхушка пересела на заказанные Красиным Роллс-Ройсы, Джугашвили пришлось отказаться от американского «дредноута». Зато сразу после Ленина появилась возможность закупить партию американских автомобилей: с 1925 года стали поступать Buick, Cadillac, Lincoln и, конечно, Packard. Для себя Сталин выбрал самый современный из Паккардов. В 1933-м 8-цилиндровый лимузин уступил место 12-цилиндровому фаэтону. Два года спустя американский посол, зная привязанности нового главы СССР, передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта - бронированный лимузин Packard Twelve наиболее свежей, 14-й серии.

Этот «броневик» на долгие годы станет любимым автомобилем вождя. На 6-тонной (!) 155-сильной махине Иосиф Виссарионович приезжал на тегеранскую, ялтинскую и потсдамскую конференции. Из окна шестиоконного лимузина осматривал поверженный Берлин. При этом Сталин постоянно повторял, что использование советской элитой автомобилей иностранного производства - плохой пример. После этих заявлений ленинградский завод Красный Путиловец по образу и подобию американского Buick-30-90 создал модель Ленинград-1, но главному заказчику новинка не понравилась. Разработку главного советского лимузина перепоручили Заводу имени Сталина, так появился представительский ЗИС-101.

В 1942 году перед работниками столичного автозавода, эвакуированного на Урал, была поставлена задача создать новое поколение представительского лимузина. Об автомобиле ЗИС-110 рассказывает материал « », но генсеку полагалась спецверсия этой машины - ЗИС-115. На тот момент созданный советскими специалистами шестиместный автомобиль скрытого бронирования был самым защищённым и безопасным лимузином главы государства. С 1947 года Сталин начал использовать эту 162-сильную модель массой более 5 тонн как основной служебный автомобиль, но от полюбившегося Паккарда не отказывался до самой смерти.

Никита Хрущёв тоже любил американские автомобили. В 1938 году тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины разъезжал на 12-цилиндровом Lincoln Zephyr, а после войны Хрущёв пересел на открытый Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера под Винницей (до войны машина 1939 года выпуска возила по дорогам Германии посла США, но когда американское посольство было закрыто, Кадиллак национализировали и передали лично фюреру). На официальные мероприятия будущий генсек приезжал на служебном ЗИС-110, но водить личный Кадиллак старался как можно чаще. И даже забрал любимый «шестьдесят первый», когда перебрался из Киева на столичную работу.

В Москве «американца» со временем пришлось продать - за Хрущёвым закрепили бронированный ЗИС-115 и открытый ЗИС-110, так что Cadillac по большей части простаивал. Обе машины «любителю показать кузькину мать» нравились, но... В 1955 году Хрущёва на женевской конференции глав государств-победителей удивило, насколько совершенен огромный открытый Chrysler Эйзенхауэра и насколько устарел советский ЗИС-110. Никита Сергеевич отдал распоряжение как можно скорее создать нечто подобное. Поглядывая на Packard Сaribbean, наши инженеры выпустили ЗИЛ-111 (здесь снова будет правильно сослаться на заметку « »).

Но каково было удивление генсека, когда новейший ЗИЛ опять смотрелся бедным родственником! Теперь главу советского государства поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди. Поэтому из поездки по Штатам Хрущёв привёз культовый Cadillac Fleetwood 75 и пожелание «догнать и перегнать Америку». Зиловцы смогли только немного подправить внешность модели 111, сделав её менее похожей на Чайку, после чего лимузин получил индекс 111Г и прозвище «Григорий». На этом погоня за заокеанским автопромом закончилась.

Никита Сергеевич любил автомобили, и редкая его заграничная поездка обходилась без покупки подарка самому себе. Вот только Хрущёва отличала странноватая особенность: часто купленные или подаренные иномарки он... попросту дарил. Mercedes-Benz 300 SL, больше известный как Крыло чайки, генсек презентовал Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, чтобы советские инженеры разгадали секрет заграничного «инжектора», кабриолет Renault Florida - дочери Раде, двухместный Fiat 2300 - сыну Сергею... А огромный чёрный Rolls-Royce Silver Cloud по поручению генсека передали дому-интернату пожилых большевиков, чтобы те на старости лет вспомнили Роллс-Ройсы ленинских времён.

Но, пожалуй, самым неистовым ценителем автомобильной техники среди всех вождей СССР следует признать Брежнева. В конце тридцатых один из руководителей Днепропетровского обкома компартии, тогда ещё молодой партийный работник, получил американский автомобиль Buick 90 Limited. И с этого момента стал заядлым автомобилистом. К своему закату генсек владел почти полусотней разнообразных машин! Притом последний экземпляр для своей коллекции четырежды Герой Советского Союза получил буквально за полгода до смерти: к празднику 9 мая 1982 года газовцы презентовали больному генсеку 8-цилиндровую (!) версию своей новинки, модели ГАЗ-3102.

Это про машины остальных правителей СССР можно рассказывать весьма обстоятельно, тогда как для автопарка Брежнева придётся ограничиться лишь перечислением наиболее примечательных экземпляров. За время правления «дорогого Леонида Ильича» гараж аппарата ЦК пополнился: Rolls-Royce Silver Shadow (1968) от предпринимателя Арманда Хаммера, Maserati Quattroporte (1968) от итальянских коммунистов, Mercedes-Benz 600 Pullman (1969) от канцлера ФРГ Вилли Брандта, Cadillac Eldorado (1972) и Lincoln Continental (1973) от Ричарда Никсона, Nissan President (1973) от премьер-министра Японии, Rolls-Royce Silver Shadow от королевы Великобритании Елизаветы II...

При этом генсек очень любил сам ездить за рулём: «С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно», - вспоминал поездку на подаренном Кадиллаке госсекретарь США Генри Киссинджер. «Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге», - также делился воспоминаниями Ричард Никсон.

Второй страстью Леонида Ильича была охота. По этой причине родился удивительный гибрид - полноприводная Волга. Инженеры Горьковского автозавода оснастили седан ГАЗ-24 (хотя логичнее было использовать универсал, но такой формат тогда считался непрестижным) трансмиссией от УАЗ-469 (при этом кузов оставался несущим), благодаря чему появилась уникальная по проходимости и комфорту машина. Мнения историков по поводу этой модели кардинально расходятся: одни говорят, что полноприводная «двадцать четвёрка» была любимой машиной Ильича, тогда как другие считают, что Брежнев воспользовался неординарным седаном лишь единожды.

Официальным же автомобилем оставался, безусловно, ЗИЛ. К 50-летию Октябрьской революции Завод имени Лихачева подготовил действительно новое поколение правительственных лимузинов, которые прослужили до конца 90-х. Особенностью ЗИЛ-114 была X-образная рама (для неё характерна большая жёсткость на кручение) и дублирование основных систем автомобиля: две независимых электросистемы, резервная система тормозов... За долгий промежуток правления второго Ильича автомобиль пережил 3 обновления экстерьера, а на закате жизни пассажира №1 получил неожиданную спецверсию - реанимобиль, который постоянно требовался дряхлеющему вождю.

В силу коротких сроков правления Юрий Андропов и Константин Черненко никакими автомобильными предпочтениями не запомнились. Разве что для первого зиловцы успели создать очередную генерацию правительственных лимузинов, ЗИЛ-41045 - лёгкий рестайлинг разработанного во времена Брежнева ЗИЛ-114. Притом следующий генсек, Михаил Горбачёв, также довольствовался брежневским «зилом», но пережившим очередное обновление. Этой машиной, получившей индекс 41047, после распада СССР, между прочим, пользовался и первый президент России Борис Ельцин.

Интересно, что во времена Горбачёва столичные инженеры успели разработать и следующую редакцию правительственных «членовозов» (без этого словечка, пришедшего из сатиры, здесь не обойтись), но тут правительство по велению нового генерального секретаря взяло курс на отказ от привилегий. И новый ЗИЛ-4102, этакий советский Rolls-Royce, навсегда остался... Нет, в двух экземплярах: как шутили острословы, один - для Михаила, второй - для Раисы. Так что новой политической элите девяностых, когда зилы времён четырежды Героя Советского Союза безнадёжно устарели, не оставалось ничего другого, как пересесть на пульмановские Mercedes-Benz S-класса. Но это - другое время и другие автомобили.