Выбор первой модели самолёта. Радиоуправляемые самолёты в кратце. Товары на Паркфлаере пригодные для создания микромоделей

Эта статья - рассказ моделиста про изготовление самодельной радиоуправляемой модели полноприводного автомобиля Range Rover из пластиковой модели. В ней раскрыты нюансы изготовления приводов мостов, установки электроники и многие другие нюансы.

Итак, решил сделать своими руками модель автомобиля!

Купил в магазине обычную стендовую модель Range Rovera. Цена данной модели 1500 рублей, в общем то дороговато, но модель стоит того! Изначально думал делать хаммер, но эта модель на много больше подходит по дизайну.

Электроника у меня была, ну некоторые запчасти я взял от трофийника под названием "кошка" который давно мне был не нужен и разобран на запчасти!

Конечно, можно было взять и другие сборные модели за основу, но хотелось именно такой джип для бездорожья.

Началось все с мостов и дифференциалов которые я делал из медных труб и паял обычным 100w паяльником. Дифференциалы тут обычные, шестерня пластиковая, тяги и кости привода железные от трофийника.

Такие трубки можно купить в любом строительном магазине.


Шестерню дифференциала взял с принтера обычного. Он давно мне был не нужен и вот решил,что ему пора на покой.

Получилось все довольно надежно, но паяльником довольно не удобно работать!

После того как я сделал дифференциалы надо было их чем-то закрыть, закрыл я их крышечками из под таблеток.

И покрасил обычной автоэмалью. Получилось красиво, хотя навряд ли трофийнику нужна красота.

Затем надо было сделать рулевые тяги и поставить мосты на раму рама была в комплекте и на мое удивление она оказалась железной, а не пластмассовой.



Сделать это было довольно не просто так как масштаб деталей весьма небольшой и паять тут не получалось, пришлось болтами прикручивать. Рулевые тяги я взял от того же старого трофийника который я разобрал.


Все детали дифференциалов на подшипниках.Так как я делал модель на долгое время.

Так же заказал редуктор с понижающей передачей, передача будет включаться микросервомашинкой с пульта.

Ну в общем дальше я установил пластиковое днище, вырезал в нем отверстие, установил редуктор, карданые валы, редуктор самодельный, двигатель обычный коллекторный для такой маленькой модели нету смысла ставить бк да и скорость мне не важна.

Двигатель от вертолета, но в редукторе он довольно мощный.

Самое главное модель едет не рывками,а плавно без задержки редуктор было сделать не просто но деталей у меня завались главное смекалка.

Редуктор прикрутил к днищу держался он отлично, а вот чтобы прикрепить днище к раме пришлось повозиться.


Дальше установил электронику, амортизаторы,аккамулятор. Сначала я поставил электронику слабоватую да и регулятор и приемник были единым целым но затем я поставил все отдельно и электроника было помощнее.



Ну и наконец покраска, установка всех основных узлов, декали, фары ну и другое. Красил все обычной краской для пластмассы в 4 слоя затем крылья красил коричневый и шкурил детали чтобы предать потертый и изношенный вид.

Кузов модели и цвет полностью оригинальны, цвет нашел в интернете и фото настоящей машины все делал по оригиналу. Такая комбинация цветов существует на реальной машине и в такой цвет их красили на заводе.

Ну и вот заключительные фото.Видео с испытанием добавлю чуть позже, а модель получилась весьма проходимой, скорость составила 18 км\ч, но я делал ее не для скорости. В общем я доволен своей работой, а оценивать ее вам.


Машинка не большого размера масштаб 1к24 в размере и есть весь смысл задумки я хотел себе мини трофийника.



Модель не боится влаги! Герметил все сам просто покрыл электронику лаком, очень надежно ни какая влага не страшна.

Сервомашинка микро парк от самолета на 3,5 кг.





Аккумулятора хватает на 25 минут катания но я буду ставить более мощную электронику и аккумулятор, т.к этой не вполне достаточно.



Даже бамперы такие же как и на оригинале. И крепления на них теже. Привод на ней не 50на50%,а60на40%.

В общем Range Rover получился в деревенском стиле я даже и не думал,что получится так качественно покрасить т.к красить толком не умею, хотя ни чего трудного нет!


Забыл добавить для красоты еще установил каркас безопасности и полноценую запаску. Запаска и каркас были в комплекте с набором.

Еще про радиоуправляемые модели :

Мишаня комментирует:

Расскажи а как устроен полный привод, внутри моста что крому раздатки находиться? Там должен быть поворотный кулак ведь.

Приобрести радиоуправляемое устройство сегодня - не проблема. И автомобиль, и поезд, и вертолет, и квадрокоптер. Но гораздо интереснее попробовать создать радиоуправляемую машину своими руками. Мы представим вам две подробные инструкции.

Модель №1: что нам будет нужно?

Для сотворения данной радиоуправляемой модели понадобятся:

  • Машинка-моделька (можно даже взять обычную китайскую с рынка).
  • АРУ авто.
  • Соленоид открытия дверей авто ВАЗ, аккумулятор 2400 А/ч, 12 В.
  • Отрезок резины.
  • Радиатор.
  • Электро-измерительные инструменты.
  • Паяльник, к нему - припой, а также слесарные инструменты.
  • Редуктор.
  • Коллекторный двигатель (например, от игрушечного вертолета).

Модель №1: инструкция по созданию

А теперь приступаем к сотворению своими руками радиоуправляемой машины:

Модель №2: необходимые комплектующие

Для создания машины вам понадобятся:

  • Модель автомобиля.
  • Запчасти от ненужной коллекционной машинки, принтера (шестеренки, тяги, железные приводы).
  • Медные трубки (продаются в строительных магазинах).
  • Паяльник.
  • Автоэмаль.
  • Болты.
  • Необходимая электроника.
  • Аккумулятор.

Модель №2: создание устройства

Начинаем делать своими руками радиоуправляемую машину:


В заключение представим вам один из чертежей для радиоуправляемых моделей машин - схему приемника.

Самодельная радиоуправляемая машина - это реальность. Конечно, с нуля смастерить ее не получится - разработайте свой опыт на более простых моделях.

С чего начать?


Итак. Вы решили попробовать себя в мире радиоуправляемых моделей и перед Вами три стихии: вода, воздух и земля. Соответственно варианты моделей:
  1. нечто плавающее: катер или яхта, например.
  2. нечто летающее: самолет, вертолет, планер или мультикоптер.
  3. нечто ездящее: на четырех колесах или гусеницах.

В первом случае Вам понадобится водоем. Так же стоит учитывать сезонное ограничение - зимой яхту в проруби особо не запустишь.

В случае с различными летающими моделями сезонного ограничения нет. Летать можно и зимой. Но есть серьезные погодные ограничения. В частности летать при сильном ветре будет затруднительно. Ну это конечно при условии, что Вы не выбрали себе микромодель для полетов в помещениях. Так же Вам понадобится взлетно-посадочная полоса - достаточно ровная площадка на большом удалении от людей строений и деревьев - Вы же не хотите сразу после взлета кого-нибудь покалечить или во что-нибудь врезаться.

Что до радиоуправляемых автомобилей - площадку для покатушек Вы найдете в ближайшем парке/сквере/дворе. Моему сыну пока вполне хватает "хоккейной коробки" возле соседнего дома. Функционировать эта площадка будет круглый год в любую погоду. Некоторые находят особое удовольствие месить грязь под дождем на чем-нибудь с большими колесами, высоким клиренсом и полным приводом. Правда за все придется платить - отмывать потом модель будете дольше, чем на ней ездить. Плюс автомодели состоят из деталей, большинство из которых в домашних условиях не изготовить. Тяги, рычаги, амортизаторы, шестеренки, подшипники - фактически всю модель так или иначе Вы купите в магазине и заплатите за это немало денег. С этой точки зрения самым дешевым выглядит авиационное направление. Первую модель можно построить из потолочной плитки (см ближайший магазин стройматериалов; цена - несколько сотен рублей за пачку) и некоторое количество деревянных линеек (см ближайший магазин канцтоваров; цена - несколько рублей за штуку). Чертежи легко найти в интернете - на запрос "чертежи модели из потолочки" яндекс выдает 111 тыс. ответов. Процесс постройки займет тоже немного времени - что-то совсем простое можно собрать за пару вечеров. Так же, на мой взгляд, данное направление является самым широким по части перспектив развития. Вы можете освоить 3D-пилотаж, FPV - полеты от первого лица с удалением от ВПП на километры и т.д.

Для водоплавающих моделей сложность представляет изготовление корпуса и его герметизация. Поэтому такая модель у Вас скорее всего будет так же как и авто покупной. Поэтому для примера далее будем говорить о самолетах, как о самых доступных для начала моделях.

Если Вы никогда не управляли самолетом, то Вам стоит в первую очередь обратить внимание на модели с верхним расположением крыла. Они достаточно медлительны, чтоб за ними успевал ученик и более устойчивы в воздухе. Лидером "тренеров" тут является цессна-150. Лезем в интернет, качаем чертежи, распечатываем, бежим за потолочкой и... Немаловажной частью любой радиоуправляемой модели является электронная начинка.

Итак, что Вам понадобится:

  1. Аппаратура радиоуправления минимум на 4 канала, но лучше 6 или 8.
  2. Приемник.
  3. Двигатель.
  4. Регулятор оборотов двигателя.
  5. Сервоприводы для управления рулями.
  6. Аккумулятор в модель и в аппаратуру.

Это необходимый минимум, но его Вам на долго не хватит. Очень скоро Вы осознаете необходимость в следующих вещах:

  1. Автоматическое зарядное устройство для аккумуляторов.
  2. Балансир для пропеллеров.
  3. Ваттметр

Лучше не наступать на грабли, по которым уже ходило очень много людей и приобрести все это сразу. Вот только где? После захода в ближайший магазин радиоуправляемых моделей Ваша "Жаба" может существенно по остудить желание заниматься этим хобби. Калькуляция выше перечисленных пунктов составит не один десяток тысяч рублей. Можно ли как-то сэкономить? Можно конечно. Но при этом придется пожертвовать временем. Электронную начинку можно выписать напрямую из Китая. Конечно далеко не всем интересно общаться с китайцами. Да и они так же не особо горят желанием общаться с нами. На этот случай на наше счастье есть посредники. Я пользуюсь интернет-магазином Паркфлаер и весьма этим доволен. По сути все дрязги с китайцами они берут на себя. Подробности можно прочитать . Могу сказать, что косяки случаются у всех, но эти ребята дорожат своей репутацией и действительно помогают решить большинство вопросов. По крайней мере, работая с этим магазином я не потерял ни копейки. Почему придется жертвовать временем? Потому что купленные товары присылаются Вам по почте. А это на сегодняшний день 1-2 месяца. Такова реальность...

Аппаратура радиоуправления: мой выбор - Turnigy 9XR . Подробности . Хочу заметить, что слабое место любой аппаратуры - джойстики. В них используются переменные резисторы. Эта деталь подвержена износу и относительно быстро выходит из строя. Другой вариант исполнения - датчики холла. Они не имеют трущихся частей и более долговечны. Но! Вы готовы при заказе из штатов выложить больше $200 за один? Я не готов. Я предпочитаю выкинуть отработавший, купить вместо него новый такой же за 160руб. и еще на год-другой забыть об этой проблеме.

Обратите внимание, что данная аппаратура поставляется без . Сменный вч, на мой взгляд, большое преимущество: можно поставить обычный модуль и летать в пределах видимости модели, можно поставить дальнобойный и летать с FPV под облака или за многие километры, можно поставить DSM2/DSMX и получить совместимость с моделями BNF и любыми приемниками Spectrum. Вч-модуль меняется просто - на задней крышке аппаратуры гнездо, куда он просто защелкивается. У меня есть несколько разных вч-модулей, но предпочтение я отдаю . Нравятся они мне своей надежностью, радиусом действия и возможностями. Я активно использую телеметрию и микроконтроллеры на стороне своих летательных аппаратов. А вч-часть от FrSky дает мне все необходимое: суммарный PPM+RSSI на приемнике и открытый формат передачи телеметрии на передатчике. Но для новичка в этом деле ценным будет наличие полнофункционального FailSafe. Эта функция выставит значения каналов приемника в запрограммированные ранее при потере сигнала с пульта. Так в простом случае при выходе за радиус действия можно заставить модель описывать круг и таким образом вернуть ее в подконтрольную зону. На паркфлаере вч-модули продаются сразу в комплекте с приемником. Есть два варианта: с телеметрийным приемником и без телеметрии .

Так же сразу надо купить аккумулятор для передатчика и ремешок , чтоб не держать аппаратуру в поле в руках.

Это та часть, что будет у Вас в руках. Теперь разберемся с начинкой модели.

Приемник. Он должен соответствовать вч-модулю по частоте и алгоритму кодирования сигнала(DSM2/DSMX/FASST/ACCST и т.д.). Если предположить, что Вы следуете моим рекомендациям, то приемник Вы получите в комплекте с вч-модулем.

Двигатель. Про подбор движка для модели рекомендую посмотреть . Основными параметрами в общем случае будут вес, тяга (с рекомендуемым винтом), кол-во оборотов(KV) на вольт и размер. На том же паркфлаере есть огромный выбор двигателей . Грубо, для первой модели (выше указанной цессны) стоит подбирать движок с низким KV и тягой, близкой к взлетному весу модели. Как кто-то сказал "если тяга больше веса, то и топор летать сможет". Такой расчет позволит Вам компенсировать некоторые ошибки пилотирования простым увеличением газа. Рекомендуемый винт лучше приобрести сразу с двигателем в нескольких экземплярах. Винт - первое, что ломается при падениях. А последние будут, пока будете учиться летать.

Регулятор к двигателю. Тут все достаточно просто: смотрим на характеристики двигателя. Находим там максимальный ток. Прибавляем к нему 15-20%. Максимальный ток регулятора должен быть не меньше полученного числа. Опять же, на паркфлаере регуляторов с подходящими характеристиками много. Я бы рекомендовал или . Первые надежнее, вторые дешевле. Но в целом пользовался и теми и другими без особых нареканий. Обратите внимание на наличие в регуляторе BEC. Это стабилизатор напряжения для приемника и сервоприводов. Основная его характеристика - максимальный выходной ток. Если у Вас на борту будет много сервоприводов и/или они будут слишком мощными, то возможно потребуется отдельный стабилизатор. Но в цессне-150 с размахом около метра всего 4 девятиграммовых сервы и встроенного в регулятор BEC Вам хватит.

Сервоприводы. Они нужны для управления рулем высоты, рулем направления и элеронами. Итого на цессну-150 надо 4 штуки. Я предпочитаю HXT . На паркфлаере у Вас будет большой выбор. Сориентироваться Вам помогут отзывы по каждому из товаров.

Аккумулятор. В мире радиоуправляемых моделей сейчас имеют наибольшее распространение аккумуляторы LiPo. С ними все далеко не так просто как с NiMh или свинцовыми, потому про это . При выборе аккумулятора в модель надо в первую очередь смотреть на двигатель. У последнего будет указан диапазон рабочих напряжений. Обычно его указывают в банках LiPo(например, 2S-3S). Так же на аккумуляторе указывается максимальный ток разряда. Указывается он в виде числа с буквой "С" на конце (20С, например). Это число показывает во сколько раз ток разряда может превышать емкость аккумулятора. Так аккумулятор 2S 1300mAh 20C будет иметь номинальное напряжение 7.4В и максимальный ток разряда 1300*20 = 26А. Это значение должно быть процентов на 20 больше максимального тока двигателя. Далее следует оптимизировать сочетание веса аккумулятора и времени полета. Последнее легко приблизительно вычислить зная средний суммарный ток в начинке модели.

Еще Вам понадобятся провода, разъемы, петли, тяги, кабанчики и и т.д. и т.п. - всякая мелочевка, которую можно тут же накидать в заказ "до кучи", чтоб заполнить свободное место.

Теперь предположим, что вот у Вас есть потолочка, линейки, аппаратура и вся начинка для модели. Вы построили и укомплектовали самолет. Остается только зарядить аккумулятор и вперед, на ВПП! Внимание, ключевое слово "зарядить". Зарядное устройство - это первое, что Вам понадобится после постройки модели. Я перепробовал несколько ЗУ и остановил свой выбор на . Это удобное, простое и надежное зарядное устройство, которое долгое время послужит Вам верой и правдой. Оно выпускается в двух вариантах: с питанием от 12В и 220В. Мое предпочтение осталось за 12-ти вольтовой моделью. его можно использовать как дома с внешним блоком питания (я использую БП для светодиодных табло, купленный в соседнем магазине), так и в поле с питанием от автомобильной розетки.

Так же сразу следует приобрести . Свежекупленные штампованные пропеллеры обычно имеют некоторый дисбаланс. Вращаясь на валу двигателя с большой скоростью такой пропеллер будет создавать вибрацию, которая достаточно быстро прикончит сначала движок, а затем и всю модель.

Ваттметр. Это прибор, который поможет Вам контролировать максимальные и средние токи в модели. мне понравился своими простотой подключения и удобством использования. Этот прибор может показывать не только моментальные, но так же пиковые и средние значения измеряемых показателей.

Еще один полезный совет: не стоит сразу брать модель и идти с ней в поле. Потренируйтесь сначала на симуляторе. Вот только не надо искать его в соседнем магазине, а найдя спрашивать "а чего ето он СТОЛЬКО стоит"? Это не наш путь. У Вас ведь есть уже аппаратура радиоуправления. Надо лишь купить шнурок за 200р., а саму программу скачать с интернета.

Итак, электроника приехала. Следующий вопрос: как подключать?

  1. Три провода между регулятором (ESC) и двигателем подключаются любой-к-любому. Если двигатель вращается не в ту сторону надо поменять местами любую пару или запрограммировать соответствующую функцию регулятора. Эти провода стоит делать как можно короче.
  2. Два толстых провода (красный и черный) подключаются к аккумулятору. Внимание! Подключайте в соответствии с цветовой маркировкой, не перепутайте полярность.
  3. Тонкий тройной кабель подключается к приемнику. Встроенный в регулятор BEC по этому проводку снабжает питанием сам приемник и сервоприводы (красный провод), а так же получает от приемника сигнал скорости вращения двигателя (белый провод). Черный провод является "общим" или "нулем".
  4. Аналогично регулятору к приемнику подключаются сервоприводы.

Внимание! Цветовая маркировка сигнальных кабелей может отличаться, но независимо от цвета назначение контактов в разъемах остается тем же.

Вся электроника в модели должна быть хорошо закреплена и не болтаться, чтоб не нарушить положение центра тяжести в процессе полета. Двигатель, ESC и аккумулятор следует устанавливать в набегающем воздушном потоке для лучшего охлаждения.

Года два-три назад меня сильно заинтересовали т.н модели класса UltraMicro пригодные для запуска в закрытом помещении.
Рис.1 Пример UltaMicro модели от ParkZone

Приобрел пару готовых, потом решился на самостоятельную постройку. Почитал разные форумы и понял, что это интереснейшее дело суметь сделать небольшую, сверх-легкую RC модель с полным полетным весом от 20 до 100 грамм, небольшого размера, которую можно запускать не только на улице, но и к примеру в спортзале практически круглый год. Соответственно встал вопрос о подходящей для этого комплектации. Для сверхлегкой модели нужна сверхлегкая бортовая аппаратура.

Года три назад в Москве такую днем с огнем было не сыскать. В лучшем случае можно было купить одну-две модели подобных изображенной на рисунке выше и то "под заказ" и ждать того заказа - не дождаться и цены были весьма кусачие. Постепенно я набрался некоторого опыта и решил написать небольшой обзор о подходящей для этой цели аппаратуре которую теперь можно легко купить прямо на этом сайте в Паркфлайере, а также немного о принципах и требованиях к постройке такой модели.

Введение
(что такое UlraMicro RC модель)

Пару-тройку лет назад мне попала в руки интересная моделька биплана с названием Office Flyer. Тогда ее продавал известный магазин Пилотаж. Интересна она не тем что более-менее неплохо могла летать даже в комнате среднего размера, а скорее своим рекордно низким весом - всего 9 грамм полетного веса и при этом имела двухканальную инфракрасную аппаратуру управления...

Затем я нашел в сети и купил парочку весьма удачных моделей Су-26 и P-51 Мустанг - они вполне еще живы до сей поры. Их полетный вес (полный!) около 35-38 грамм а размеры такие: размах крыла около 40 см, длина фюзеляжа около 30-36 см. Примерно такой же Фоккер-триплан вы можете увидеть на видео ниже:

Особенность таких моделей в том, что большинство из них способны очень хорошо летать не только на улице в тихую погоду, но и в закрытом помещении типа небольшого спортзала, что делает их достаточно интересными особенно в зимнюю и ненастную погоду.

Общие характеристики таких моделей примерно такие:
естественно мне вскоре захотелось построить нечто подобное.
И первое что мне понадобилось - это бортовая начинка модели. Тогда (3-4 года назад) это была довольно сложная задача - собирать нужно было по крупицам информацию и искать комплектующие по всему миру за достаточно большие деньги. Сейчас с комплектацией для таких самолетов стало намного проще.

Комплекты UltraMicro-борта и готовые модели доступные на Паркфлайере.

Готовые модели

Среди доступных у нас на сайте моделей можно найти добрый десяток моделей попадающих в класс UltraMicro, но писать обо всех моделях можно долго и бесконечно, потому я упомяну только лучшие из них. Это модели таких известных производителей моделей и аппаратуры как:
Есть и другие, менее изветных производителей, но я остановлюсь на этих, т.к. модели этих производителей отличаются высокими полетными качествами и хорошим внешним видом.

Лидером класса UltraMicro по моему мнению безусловно является ParkZone .
вот перечень этих моделей (названия кликабельны и ведут прямо в описание товара) :

  1. - одна из первых моделей ParkZone, но почему-то снята с продажи.
  2. - отличная модель для спокойных полетов в большой комнате.
  3. Модель-копия с хорошими полетными данными.

    Модель-копия легендарного истребителя.

    Копия двухмоторного бомбардировщика.

    Копия гоночного самолета...

Все самолеты этого производителя отличаются хорошим внешним видом и отличными полетными качествами, хотя они непривычны для тех кто привык к моделям большого размера. Хотя обычно относятся к классу "для начинающих" я бы никому не советовал учиться летать на этих моделях.

Они отличаются верткостью и очень чуствительны к ошибкам упраления. Исключение составляет только медленно летающий Viper. Во всех моделей паркфлайера используется аппаратура DSM/DSM2/DSMX так что для них можно использовать уже имеющиеся у вас передатчики Spektrum.

К сожалению на Паркфлайере отсутствует замечательная пилотажная модель Су-26 от ParkZone, которая пригодна в хороших руках даже для 3D пилотажа. Вот видео ее полетов:

Производитель номер 2 несомненно Nine Eagle , вот модели которые есть на нашем Паркфлаере:

Среди продукции Nine Eagle есть еще несколько моделей копий, но на Паркфлайере они отстутствуют, а потому всем интересующимся я советую использовать Google c ключевыми словами "Nine Eagle UltraMicro". У меня имеется модель ЯК-54 от этого производителя. По своим свойствам она близка к Су-26 ParkZone. Вообще большая часть моделей самолетов этой фирмы сделаны под явным влиянием ParkZone, если не сказать больше. Основной недостаток продукции этой фирмы в том, что они используют свою собственную начинку. Особенно удручают приемники - они используют нестандартную систему модуляции и работают только с передатчиками Nine Eagle, которые обычно поставляются с моделью и относятся скорее к игрушечным пультам. Правда недавно NineEagle выпустила 6-ти канальный пульт похожий на 6 или 7 канальный Spektrum, но я пока так и не нашел информации о том совместим ли он с этими моделями или нет. Точно так же Nine Eagle не реагирует на вопросы о системе модуляции и совместимости с другими производителями пультов управления. Ну а летать на игрушечном пульте - удовольствие ниже среднего. Во всем остальном ее продукция аналогична ParkZone, но существенно дешевле.

Продукция E-flite UMX у нас представлена всего лишь двумя моделями, которые попадают в класс UltraMicro:

Про первую модель ничего сказать не могу, а вот вторая достойна самого пристального внимания. Ее начинка (приемник, сервы и т.д.) в основном от Spektrum и работает в диапазоне 2.4 ГГЦ DSM/DSM2/DSMX - так что выбор пультов самый что ни на есть широкий. Но главное в ее высоких летных качнствах. Писать много умных слов не хочу - смотрите видео:

Все что я могу добавить к сказанному и показонному про этот самолет это только то, что это пожалуй лучшая пилотажная модель класса UltraMicro из всех виденных мной где либо и когда либо. Рекомендую! Цена у нее не самая маленькая, но для ее качества вполне приемлимая - своих денег она стоит. Добавлю только то, что сейчас выпущен вариант с системой стабилизации AS3X, которая позволяет летать даже при сильных порывах ветра, помогает стабильно летать новичкам и имеет несколько режимов настройки в т.ч. и для экстремальных 3D полетов.


Комплектация борта моделей UltraMicro На паркфлайере

Переходим к самому интересному для любителей строить собственные модели, к которым отношусь и я сам. 3-4 года назад собрать борт для подобной самоделки было большой проблемой. Самые легкие приемники весили от 4-грамм и более, рулевые машинки -минимум 4-5 грамм, регуляторы 5-10, моторы от 10 грамм и выше, батареи 15-25 грамм. Так что укомплектовать модель аппаратурой легче чем за 50-75 грамм было большой проблемой. Ситуация резко изменилась с появлением продукции ParkZone-Spektrum. Реальностью стали такие веса:

  • приемники от 0.5 до 2 грамм
  • приемники с 2 серво и рег. от 3.0 до 4 грамм
  • сервомашинки от 0.7 до 2.0 грамма
  • регуляторы от 0.3 до 2 грамм
  • моторные установки от 2 до 6 грамм
  • батарея 1S 160 мАч 4 грамма

итого от 10.5 до 20 грамм

Такой вес вполне позволяе построить модель с 4 каналами управления весом от 20 до 80 грамм и она реально будет летать!

Вот рассчет веса борта только на основе имеющейся на Паркфлайере продукции:

  1. Приемник с 2 сервами и регулятором -3.7 грамма
  2. Серва для элеронов -1.5 грамма
  3. моторная установка -2.5 грамма
  4. батарея 1S 160 мАч (на 5-7 минут полета) - 4 грамма

Итого: 11.7 грамма

Вполне подходит для модели с 4 каналами весом около 20 грамм, уложиться в 10 грамм для планера с размахом крыла 35-40 см проблемы не представляет при современных материалах... ;-) Я не стану делать здесь полный обзор поставщиков UltraMicro оборудования и дальше буду описывать только то, что есть прямо у нас тут. Но хочу заметить что вес борта в 10 грамм это далеко не предел. Немного порывшись в И-нете вы легко сможете найти комплектующие позволяющие сделать начинку еще раза в 3-4 легче. И-нет вам в помощь, если вы хотите построить модели еще легче!


Поставщики UltraMicro комплектующих

На Паркфлайере мы легко обнаруживаем следующих поставщиков:

  • ParkZone-Spektrum - вообще-то это два разных поставщика, но они работают в тесной коопераци над этой темой. Производят приемники, сервомашинки, моторные установки и многое другое по интересущей нас теме. По моему мнению это поставщик номер 1 и безусловный лидер. Его приемники и передатчики поддерживают DSM/DSM2/DSMX протокол и проблем с пультами нет. Его продукция надежна и проверена временем. Не самая дешевая, но она стоит своих денег!
  • SuperMicro - относительно новый поставщик, который поставляет целую линейку приемников от 0.65 грамм до 3.5 граммов, а так же рулевые машинки, регуляторы и передающие модули для пультов управления, совместимые с их приемниками. Ассортимент продукции вызывает уважение.
  • HobbyKing - это в основном сервомашинки и некоторые БК моторы...
  • NineEagle - это их собственный приемник, собственная рулевая машинка, мотоустановки и другие запчасти к уже упомянутым выше моделям. Рекомендовать не могу в основном из-за несовместимости их приемников и передатчиков с существующими стандартами...
  • отдельные NoName поставщики - в основном это легкие моторы, винты и редукторы, а так же регуляторы легче 2 грамм веса.
теперь перейду к описаниям наиболее достойных по моему мнению комплектующих по типам.

Приемники

Как я уже говорил выше одни из наиболее достойных изделий этой категории это приемники Spertrum используемые в моделях Parkzone и некоторых других производителей:

    Заслуженный ветеран весом 3.5 грамма, встроенный регулятор коллекторного двигателя,

    Аналогичен предыдущему, но с большим ходом серв и весит чуть побольше - 3.9 грамма

    Аналогичен предыдущему, имеет интегрированный регулятор БК двигателя.

Все приемники Спектрум работают с модуляцией DSM различных модификаций. Среди них еще есть специальный вариант AR6400 c двумя коллекторными регуляторами, который использовался в модели двухмоторного бомбаржировщика Митчел упомянутого выше, но на нашем сайте я его не нашел.

Приемники - представлены целой серией. Начиная от сверхлегкого весом всего 0.65 грамма и заканчивая интегрированными приемниками с 2 микросервами и регуляторами как коллекторными, так и бесколлекторными. Они все представлены в одном каталоге , поэтому отдельных ссылок на каждый давать не стану - щелкните по названию производителя и найдете сами. Отдельно только упомяну этой серии. Его особенность в том, что он работает не с привычными нам серовмеханизмами, а с так называемыми актуаторами, которых на Паркфлайере нет. Актуаторы обычно имеют вес в пределах от 0.2 до 1 грамма, управляются толькоо по 2 проводам вместо обычных трех, но имеют очень небольшое усилие - обычно порядка 1-2 граммов, а потому применяются только в самых легких конструкциях общим весом в 5-20 грамм. Остальные приемники SuperMicro в той или иной степени аналогичны приемникам ParkZone, но имеют более привлекательную цену.

Последний поставщик приемников класса UltraMicro - это NineEagle. Его продукция представлена всего одно-двумя моделями идущими как запчасти к вышепомянутым моделям и некоторым моделям вертолетов: . Использовать его я не советую во-первых из-за того, что у него большие размеры и вес чем у конкурентов (у меня он стоит в модели ЯК-54), а во вторых совместим только с тем пультом, который поставляется вместе с моделью и больше похож на игрушечный, чем на нормальный пульт управления самолетом.

Сервоприводы

Cервоприводы поставляют в основном те же производители:

  • ParkZone-Spektrum
  • SuperMicro
  • HobbyKing
  • NineEagle

Сервомашинки Parkzone и AS2000L к сожалению в Паркфлайере продаваться перестали по крайней мере в данный момент. А жаль - это одни из лучших линейных серв в мире весом всего 1.5 грамма.

Сервы SuperMicro представлены следующими моделями:

  1. Одиночная - весом 1.1 грамма без провода и разема (думаю что с проводом и разъемом - около 1.5 грамма как и у ParkZone - они похожи как близнецы...
  2. - весом 2 грамма (опять без проводов!) имеет два сервомеханизма но подключается через один трехпроводной разъем. По найденным мной описаниям - сервы могут как-то работать как независимые и как подключенные к одному каналу через V-кабель. Как они могут быть независимыми - для меня пока большая загадка... Когда найду - опишу, пока я знаю только то, что это как-то связано с программируемым 5-м каналом приемников SuperMicro. В общем не советую ее использовать с приемниками других производителей, но возможно я и неправ...

Сервоприводы HobbyKing это целая серия серв весом от 1.0 до 2.5 грамм:

  1. HobbyKing 1.7г - и линейные сервы полные аналоги серв ParkZone по моему (у меня есть и те и другие и различаются они только мелкими деталями), вес у них правда чуть поболее.
  2. Серва обычной конфигурации

    Сервомашинка обычной конфигурации

    Г сервомашинка обычной конфигурации

    Две линейных серво с контроллером V-хвоста для планера. Вес 3.2 г - т.е по 1.6 грамма на каждую серво.

    Серва обычной конфигурации,

    Серва обычной конфигурации

    Рекордсмен веса среди серв на Паркфлайере. 1.0 грамма! Пничем без мотора! Интересна только своей конструкцией. Работает медленно и часто дрожит при работе - я такую использовал как-то. Не советую... Годится разве что для медленнолетов ибо скоростью и точностью она не отличается...

Последний поставшик NineEagle - его продукция разнообразием и качеством самой сервы и ее описания особенно ничем не отличается. Ее ориентровочный вес - около 1.7-2.0 грамм. Стоит у меня в модели ЯК-54. Не советую ее брать - можно взять только для замены в модели да и то три раза подумать - может заменить ее все-таки на другую из числа описанных выше?

Регуляторы

Регуляторы - их тут довольно много. Как для коллекторных мотоустановок так и для БК.

Коллекторные регуляторы:

    Весит 0.4 грамма (скорее всего без проводов или это вообще ошибка)

  1. - вес 1.8гр без проводов.

Бесколлекторные ркгуляторы:

  1. - рекордный вес - 0.3 грамма.
  2. Весом 0.7 грамма - неплохой регулятор.

    Аналогичен предыдущему - практически близнец,

    Интересен тем, что имеет импульсный BEC c выходным напряжением 5 вольт. Это позволяет применять 5.0 вольтовые машинки при питании от 1S батареи. Будьте внимательны при применении - мне попался однажды экземпляр где на выходе BEC была перепутана маркировка выводов - перепутали + (красный провод) и - (черный провод)

Других регуляторов класса UltraMicro в Паркфлайере пока нет, но думаю со временем появятся. И не забывайте, что приемники этого класса часто имеют интегрированный регулятор или коллекторный на 2-3 ампера или БК-регулятор на 3.5-5 ампер. Я лично предпочитаю использовать именно такие.

Моторы и Моторные установки

Тут мы также имеем довольно широкий выбор изделий как коллекторных так и БК.

Начну с коллекторных мотоустановок:

    Вес около 2 грамм тяга 18 грамм

    Вес 3.3 тяга уже порядка 40 грамм

    A - идет в качестве запчастей к моделям NineEagle. Самый тяговитый из коллекторников на нашем сайте по моим измерениям на модели ЯК-54 обеспечивает тягу около 50 грамм. Это единственная удачная продукция NineEagle, которую имеет смысл брать среди ее изделий. ;-)

К сожалению нет коллекторных мотоустановок для самолетов ParkZone, но они полностью аналогичны мотоустановке от NineEagle. Коллекторные мотоустановки вообще говоря уходят в прошлое, но в классе UltraMicro им пока по эффективности замены нет. При токах порядка 2А они обеспечивают большую тягу чем безредукторные БК моторы при том же токе потребления. Их коллекторный узел - это самая уязвимая часть и довольно часто выгорает при интенсивной эксплуатации - это их основной минус, но по экономичности (это время полета) им пока нет равных.

Вес 4.6 гр, заявленная тяга около 50 грамм

Высокооборотный двигатель весом 4 гр очень подходит для создания редукторной установки весом около 6 грамм в сумме и оринтировочной тягой порядка 60 грамм. Для прямой работы на винт непригоден - слишком высокие обороты.

Наверное если еще поряться можно еще найти парочку подходящих моторов как для безредукторного использования так и для изготовления редукторной мотоустановки. Но я думаю желающие найдут их сами. Здесь осталось еще только добавить что при применении БК моторов лучше использовать высокооборотистые моторы 8000-16000 оборотов/на вольт с понижающим редуктором. Тогда можно легко достичь тяги 60-90 грамм при токе потребления до 4 ампер на батарее 1S. Желающие могут порыться в аналах форума rcdesign.ru и найти статьи некоего Vladimir88 , который достиг немалых успехов на этом пути. Главное что простой редуктор вроде GPS-C03 позволяет существенно поднять эффективность БК-мотора на низковольтном питании 1S, а весу при этом добавляет очень немного - всего 1-2 грамма, если делать его прямыми руками.

Батареи

Для UltraMicro применений чаще всего используются 1S батареи емкостью 130-250 мАч (вес в пределах 4-6 гр) - из-за жестких требований к весу. В крайнем случае 2S емкостью до 200-250 мАч весом 6-8 грамм. Я не буду их тут перечислять - на Паркфлайере очень хороший механизм поиска батарей - желающие их могут найти сами. Они тут есть и их много.

Заключение

В заключение скажу что конструирование и сборка UltraMicro моделей стала теперь намного доступнее чем несколько лет назад, но привлекательности своей не потеряла. Даже на нашем сайте Вы найдете много различного оборудования пригодного для этой цели - надюсь я это достаточно наглядно продемонстрировал.
Спасибо за внимание - жду замечаний, дополнений и предложений по этому обзору.
Надеюсь количество букв в обзоре Вас не смутило и вы осилили его до конца.

С наступлением весны пришло время проговорить об авиамоделизме, ведь первые дни по-настоящему лётной погоды уже порадовали наших коллег в большинстве регионов страны. Времени на подготовку к сезону остаётся всё меньше. Особых сомнений в том, с чего начать, не было, ведь именно аппаратура радиоуправления обычно покупается первой и используется для всех моделей, а также для тренировок на симуляторе*.

Эта статья поможет Вам сориентироваться в большом ассортименте систем радиоуправления и разобраться в собственных потребностях. В каждом из разделов статьи мы будем приводить примеры соответствующих товаров из каталога компании Хобби Центр. Если Вы отправитесь за покупкой к нам - эти рекомендации помогут Вам заранее сделать выбор, однако общая информация, приведённая ниже, применима и к продукции других брендов.






Как выбрать аппаратуру радиоуправления - основные принципы

Многие опытные моделисты на вопрос о том, какую систему радиоуправления купить, дают очень похожие ответы, среди них:

  • Выбрать ту, возможностей которой хватит на много лет;
  • Брать "на вырост";
  • Самое простое - не жалеть денег.

Советы на первый взгляд правильные, но очень расплывчатые. Именно исходя из таких рекомендаций появляется в корне неправильное решение - приобрести авиамодельную аппаратуру по принципу выбора максимально дорогого комплекта, который вписывается в бюджет. Более правильно - руководствоваться определёнными критериями, о которых мы расскажем. Приведённый ниже список составлен исходя из личного опыта автора и наблюдений за коллегами по авиамодельному хобби и спорту. Итак, эти требования к аппаратуре радиоуправления чаще всего возникают у пользователей:

  • Наличие настроек для каждого типа моделей: самолёт, вертолёт, планер, мультикоптер. Постарайтесь ответить себе на вопрос, какие из этих летательных аппаратов могут пополнить Ваш парк;
  • Эргономика - она намного важнее, чем может показаться. Помните - именно передатчик Вы будете держать в руках, и попробовать это стоит ещё до покупки. У каждого есть личные особенности и предпочтения в постановки рук. Здесь играют роль такие параметры, как вес, толщина и форма корпуса, его балансировка, длина и форма ручек управления, расстояние между ручками, наличие вставок из мягкого пластика в нужных местах и многое другое. Для некоторых классов моделей эргономика передатчика выходит на первое место, например - для метательных планеров;
  • Функциональные возможности. Такие функции, как экспоненты и двойные расходы, потребуются для любой модели, более серьёзной, чем тренер. Для самолётов и вертолётов с ДВС необходима функция дистанционного выключения двигателю. Большинство самолётов для классического и 3D пилотажа требует использования микшеров. При пилотировании вертолётов будут полезны функции настройки точки висения и виртуального кольца. Не ограничивайтесь чтением инструкций к моделям - там Вы найдёте только самые необходимые настройки. Узнайте у опытных коллег по хобби, какие функции и для чего они используют;
  • Количество каналов управления. Для большинства хоббийных моделей достаточно 6-8 каналов, однако если Вашим следующим увлечение станут копии серьёзного уровня - потребуется управление сложной механизацией крыла и различными системами, имитирующими функции прототипа.
  • Точность, время отклика, разрешение основных каналов управления (количество точек) . Эксплуатируя большинство самолётов начального уровня, Вы вряд ли заметите разницу в точности и быстродействии систем радиоуправления, однако ситуация изменится, если речь идёт о полноценной пилотажной модели. Ещё более критичны эти параметры для 3D вертолётов и гоночных моделей. Помимо электронной «начинки», на точность влияет и механика - предпочтительны ручки управления на подшипниках;
  • Актуальность. Покупая систему радиоуправления убедитесь, что для выбранной аппаратуры выпускаются приёмники, аккумуляторы и другие аксессуары, осуществляется поддержка производителя;
  • Совместимость стандартов. Изучите ситуацию в клубе, либо на поле, где Вы собираетесь летать и узнайте, какие системы радиоуправления используют опытные коллеги. Совместимость протоколов, PPM разъёмов и файловых систем даёт огромные возможности: обучение с инструктором при помощи кабеля «тренер-ученик», получение готовых профилей настроек моделей, возможность обмениваться приёмниками и многое другое.
  • Прочность и долговечность материалов. Если Вы планируете летать раз в неделю в спокойной манере - на этот пункт можно обращать меньше внимания, однако для интенсивно тренирующихся спортсменов и хобби-пилотов, выбравших авиамоделизм как основное увлечение, проблема износа аппаратуры не должна возникать в принципе. Кроме того, качественно выполненную вещь приятно держать в руках!
  • Наличие специализированных приёмников. Этот пункт мы умышленно поместили в конец списка в виду его специфичности. Приёмники, поставляемые с комплектами аппаратуры как правило делятся на классы Full Range (большая дальность, для средних и больших моделей) и Park Flyer - для небольших самолётов (не более метра размахом) и мини-вертолётов. Для моделей-гигантов могут пригодится приёмники с мощной шиной питания - это очень удобно и позволяет избежать использования преобразователей напряжения. Для максимально облегчённых зальных самолётов класса F3P требуются микро-приёмники весом менее грамма. Многие контроллеры современных мультикоптеров и вертолётные системы стабилизации работают только по шине последовательного подключения. Такую технологию, называемую S.Bus, предлагает знаменитый японский производитель - компания Futaba.

Надеемся, что эти пункты помогли Вам понять собственные потребности и упростят процесс выбора. Теперь поговорим о том, на какие условные классы можно разделить авиамодельные системы радиоуправления и приведём примеры наиболее успешных товаров брендов и .

Аппаратура радиоуправления начального уровня

Эти комплекты предназначены для тех, кто желает максимально сэкономить и не определился, насколько важное место будет занимать моделизм в его жизни. Такие системы предназначены для простых моделей самолётов и мультикоптеров. После перехода на более продвинутую аппаратуру, передатчик можно использовать для тренировок на симуляторе. Характерные особенности:

  • 4-6 каналов управления;
  • Отсутствие каких-либо настроек, за исключением реверса каналов, отсутствие дисплея;
  • Отсутствие возможности сохранение настроек модели;
  • Невозможность использования для вертолётов с коллективным шагом основного ротора;
  • Невысокая цена.

Самая дешёвая система радиоуправления в нашем каталоге, имеет 4 канала управления. Выгодное отличие от моделей конкурентов - наличие цифровых триммеров (триммер невозможно сместить, когда аппаратура выключена, положение остаётся в памяти передатчика до следующего включения) и дельта-микшера, что позволяет использовать i4 для моделей схемы «летающее крыло». Система совместима со всеми приёмниками, использующими протокол AFHDS2 - их можно не менять переходе на более продвинутую аппаратуру того же производителя. Уникальный форм-фактор: малый вес и тонкий корпус.

Программируемая аппаратура для моделей среднего уровня

Системы из этой группы, по статистике, пользуются наибольшим спросом, что не удивляет - при их невысокой стоимости, функционала достаточно для подавляющего большинства хоббийных моделей всех классов. Характерные особенности:

  • 6-8 каналов управления;
  • Наличие меню для самолётов и вертолётов;
  • Память на несколько моделей, настройка основных параметров: расходы, экспоненты, выключение двигателя, флапероны;
  • Наличие нескольких линейных микшеров (задают линейную зависимость воздействия одного канала управления на другой);
  • Небольшой жидкокристаллический дисплей для отображения параметров.

Самая популярная модель в линейке. Помимо перечисленных выше особенностей, система имеет базовые функции телеметрии - Вы можете контролировать напряжение на приёмнике модели. Меню аппаратуры - простое и интуитивно понятное. Компактный размер и минимальный вес делают i6 интересной не только для начинающих, но и для опытных моделистов - в качестве второго передатчика для путешествий. Обновлённая версия имеет сенсорный дисплей и доработана специально для применения с мультикоптерами.

Младшая модель в линейке легендарного японского бренда. Имеет простой интерфейс меню и продуманную эргономику, гибкость в настройках - большая по сравнению с FlySky i6. Кассету для батареек можно заменить на Ni-MH или Li-Po аккумулятор. Система совместима со всеми авиамодельными приёмниками Futaba, использующими протоколы FHSS и S-FHSS. Стандартный PPM-разъём Futaba на задней крышке передатчика популярен среди производителей симуляторов, благодаря чему не придётся подбирать переходник. Антенна убрана в удобную ручку для переноски передатчика.

Аппаратура, получившая признания как «народная». 9 каналов управления, лёгкая смена высокочастотного модуля и наличие сторонней прошивки OpenTX - всё это сделало систему хорошим выбором для любителей экспериментов и максимально гибких настроек. Богатый функционал и небольшая цена компенсируют даже такие мелкие недочёты, как дешёвые материалы и упрощённый дизайн корпуса. Аппаратура выпускается под несколькими брендами, однако изначальным производителем является компания FlySky.

Аппаратура радиоуправления продвинутого любительского уровня - на стыке хобби и спорта

Системы, перечисленные в этом разделе, подходят для всех моделей, включая самые сложные - 3D-пилотажные самолёты-гиганты и реактивные копии, а также спортивные планеры. Функциональные возможности соответствуют требованиям опытного моделиста. Рекомендуем ознакомиться с полным описанием каждой из перечисленных систем радиоуправления. Несколько характерных для всей группы особенностей:

  • 8-16 каналов управления;
  • Наличие полноценного планерного меню в дополнение к самолётному и вертолётному;
  • Дополнительные функции: микшеры по точкам, логические выключатели по нескольким условиям;
  • Наличие большего количества тумблеров и ручек, свободное присвоение функций;
  • Возможность обмена настройками моделей с коллегами, использующими аналогичную аппаратуру;
  • Продуманная эргономика, ручки управления на подшипниках, широкое применение металла и мягкого пластика в конструкции;
  • Дисплей больших размеров для более наглядного вывода информации.

Определённо - классика жанра, система выпускается с 2012 года и не теряет актуальности благодаря большому заделу на будущее, заложенному производителем. Среди заметных дополнительных функций - микшеры по точкам, логические выключатели, режимы виртуального кольца и точки висения для вертолётов, а также специализированные микшеры для планеров. Аппаратура имеет 14 каналов управления (12 пропорциональных и 2 дискретных). Программное обеспечение - обновляемое, производитель издаёт новые официальные прошивки. Использован протокол передачи данных FASST - помимо максимальной точности и помехозащищённости, это означает, что перед Вами - большой выбор узкоспециализированных приёмников под конкретные задачи. Благодаря продуманной эргономике, эта система хорошо показала себя в спорте высоких достижений, завоевав популярность среди пилотов, выступающих в классе метательных планеров F3K.

Одна из самых «молодых» моделей в линейке японского бренда. Аппаратура, создана по новой концепции - богатый и гибкий функционал при использовании более дешёвого в реализации протокола S-FHSS (приёмники, соответственно, более доступны по цене). Хороший выбор для желающих получить максимум от хоббийных моделей. Впервые в истории производителя система имеет четвёртое меню - специально для мультикоптеров. Передача данных между передатчиками одной модели - беспроводная. Аппаратура позволяет использовать расширенную телеметрию - данные о состоянии различных систем модели передаются в реальном времени на землю. Добавлены дополнительные триммеры закрылков, которые при желании можно переназначить для управления каналами и функциями. Чувствительность всех триммеров регулируется в отдельном подменю.

Звучит смело, но i10 - это мечта моделистов нескольких поколений! Представьте себе хоббийную аппаратуру, по функционалу не уступающую флагманским моделям ведущих брендов. Компании FlySky удалось воплотить эту идею в жизнь - фактически, отличие от верхних спортивных систем радиоуправления - только в меньшей скорости отработки и незначительно меньшей точности, возможности при этом на уровне запросов самых взыскательных пользователей. Впервые в истории, передатчик использует операционную систему Android. Все функции богато проиллюстрированы и выводятся на цветной сенсорный дисплей. Доступна телеметрия, причём благодаря последовательному подключению можно получать показания даже с одинаковых датчиков, отвечающих за разные системы модели. Меню систем i10, предлагаемых нашей компанией, переведено на русский язык! Работает с приёмниками AFHDS 2, AFHDS 2A и AFHDS.

Флагманские системы радиоуправления

Системы, о которых мы коротко расскажем в этой категории находятся на самом острие прогресса в сфере RC моделизма и обладают максимальными функциональными возможностями. Мы не будем выделять несколько преимуществ и особенностей - их слишком много, чтобы поместить их в формат краткой обзорной статьи. Рекомендуем ознакомиться с полными описаниями приведённых ниже систем радиоуправления!

Флагман линейки авиамодельных систем радиоуправления японской корпорации Futaba. Первая в истории бренда 18-канальная система управления. Высокочастотный модуль работает в режимах FASST, FASSTest (с телеметрией) и S-FHSS. Передатчик использует специально разработанную операционную систему и оснащён большим цветным сенсорным дисплеем. Высокие характеристики и возможности системы 18MZ подтверждены спортсменами высочайшего уровня - эту аппаратуры используют такие пилоты, как 8-кратный Чемпион Мира в классе FAI F3A Кристоф Пьезан-Ле Ру (Cristophe Paysant-Le Roux, Франция) и наш соотечественник, трёхкратный победитель турнира Jet World Masters (Чемпион Мира в классе реактивных моделей-копий по версии IJMC), Виталий Робертус.

В 2016 году корпорация Futaba откликнулась на пожелания моделистов со всего мира, не знающих компромиссов при выборе аппаратуры радиоуправления, но при этом не готовых купить 18MZ из-за самой высокой на рынке цены. 18SZ по возможностям максимально приближается к флагману - различия в меньшем количестве микшеров, тумблеров и ручек и уменьшенном дисплее. Меню доработано для ещё большей простоты в восприятии. Также добавлено мультикоптерное меню и новый протокол передачи данных (в дополнение к трём имеющимся) - T-FHSS, позволяющий использовать телеметрию на относительно недорогих приёмниках. Один передатчик для всех моделей, от самых простых до элитной спортивной техники - это очень удобно!

*Чтобы не уменьшать ресурс дорогой аппаратуры радиоуправления, тренируясь на симуляторе, Вы можете приобрести , повторяющий эргономику и функции передатчика.